Сочинение на тему литература это искусство

10 вариантов

  1. Реферат выполнила студентка 1-го курса ЗО П. А. Хорунжая
    Красноярский Государственный Университет
    Факультет Филологии и Журналистики
    Кафедра Журналистики
    Красноярск 2006

    Введение.

    Литература работает со словом – главное её отличие от других искусств. Значение слова было дано ещё в Евангелие – божественное представление о сути слова. Слово – основной элемент литературы, связь между материальным и духовным. Слово воспринимается, как сумма тех значений, которые дала ему культура. Через слово осуществляется с общим в мировой культуре. Визуальная культура – та которую можно воспринимать наглядно. Вербальная культура – больше отвечает потребностям человека – слово, работа мысли, формирование личности (мир духовных сущностей). Существуют сферы культуры, которые не требуют серьезного отношения (голливудские фильмы не требуют большой внутренней отдачи). Существует литература на глубине, которая требует глубокого отношения, переживания. Произведения литературы это глубокое пробуждение внутренних сил человека разными способами, т.к. литература обладает материалом.

    Литература как искусство слова.

    Лессинг в своем трактате о Лаокооне подчеркивал произвольность (условность) знаков и невещественный характер образов литературы, хотя она и рисует картины жизни. Изобразительность передается в художественной литературе опосредованно, с помощью слов. Как было показано выше, слова в том или ином национальном языке являются знаками-символами, лишенными образности. Как же эти знаки-символы становятся знаками-образами (иконическими знаками), без которых невозможна литература? Понять, как это происходит, помогают идеи выдающегося русского филолога А.А. Потебни. В своей работе «Мысль и язык» (1862) он выделял в слове внутреннюю форму, то есть его ближайшее этимологическое значение, тот способ, каким выражается содержание слова. Внутренняя форма слова дает направление мысли слушающего. Искусство – то же творчество, что и слово. Поэтический образ служит связью между внешнею формою и значением, идеей. В образном поэтическом слове возрождается и актуализируется его этимология. Ученый утверждал, что образ возникает на основе использования слов в их переносном значении, и определил поэзию как иносказание. В тех случаях, когда в литературе нет иносказаний, слово, не имеющее образного значения, приобретает его в контексте, попадая в окружение художественных образов. Гегель подчеркивал, что содержание произведений словесного искусства становится поэтическим благодаря его передаче «речью, словами, прекрасным с точки зрения языка сочетанием их». Поэтому потенциально зрительное начало в литературе выражается опосредованно. Его именуют словесной пластикой. Подобная опосредованная изобразительность – свойство в равной мере литератур Запада и Востока, лирики, эпоса и драмы. Особенно широко она представлена в искусстве слова арабского Востока и Средней Азии, в частности, из-за того, что изображение человеческого тела в живописи этих стран запрещено. Арабская поэзия Х века взяла на себя, помимо чисто литературных задач, еще и роль изобразительного искусства. Поэтому многое в ней является «затаенной живописью», вынужденной обращаться к слову.
    Европейская поэзия тоже с помощью слова рисует силуэт и передает краски:
    На бледно-голубой эмали,
    Какая мыслима в апреле,
    Березы ветви поднимали
    И незаметно вечерели.
    Узор отточенный и мелкий,
    Застыла тоненькая сетка,
    Как на фарфоровой тарелке
    Рисунок, вычерченный метко
    Это стихотворение О. Мандельштама – своего рода словесная акварель, но живописное начало подчинено здесь задаче сугубо литературной. Весенний пейзаж – лишь повод для размышления о мире, сотворенном Богом, и произведении искусства, которое материализовано в вещи, созданной человеком; о сущности творчества художника.
    Изобразительное начало присуще и эпосу. Талантом живописи в слове обладал О. де Бальзак, ваяния – И.А. Гончаров. Порой изобразительность в эпических произведениях выражается еще более опосредованно, чем в цитированных выше стихотворениях и в романах Бальзака и Гончарова, например, через композицию. Так, структура повести И.С. Шмелева «Человек из ресторана», состоящей из небольших главок и ориентированной на житийный канон, напоминает композицию житийных икон, в центре которых расположена фигура святого, а по периметру – клейма, рассказывающие о его житии и деяниях. Такое проявление изобразительности опять-таки подчинено задаче чисто литературной: оно придает повествованию особую духовность и обобщенность.
    Не менее значительно, чем словесно-художественная косвенная пластика, запечатление в литературе иного – по наблюдению Лессинга, невидимого, то есть тех картин, от которых отказывается живопись. Это размышления, ощущения, переживания, убеждения, – все стороны внутреннего мира человека. Искусство слова является той сферой, где зарождались, формировались и достигли большого совершенства и утонченности наблюдения над человеческой психикой. Осуществлялись они с помощью таких речевых форм, как диалоги и монологи. Запечатление человеческого сознания с помощью речи доступно единственному виду искусства – литературе.

    Место художественной литературы в ряду искусств.

    В разные периоды культурного развития человечества литературе отводили разное место в ряду других видов искусства – от ведущего до одного из последних. Это объясняется господством того или иного направления в литературе, а также степенью развития технической цивилизации.
    Например, античные мыслители, деятели искусства Возрождения и классицисты были убеждены в преимуществах скульптуры и живописи перед литературой. Леонардо да Винчи описал и проанализировал случай, отражающий ренессансную систему ценностей. Когда поэт поднес королю Матвею стихотворение, восхваляющее день, в который тот родился, а живописец – портрет возлюбленной монарха, то царь предпочел картину книге и заявил поэту: «Дай мне что-нибудь, что я мог бы видеть и трогать, а не только слушать, и не порицай мой выбор за то, что я положил твое произведение под локоть, а произведение живописи держу обеими руками, устремляя на него свои глаза: ведь руки сами собою взялись служить более достойному чувству, чем слух» Такое же отношение должно быть между наукой живописца и наукой поэта, какое существует и между соответствующими чувствами, предметами которых они делаются». Близкая точка зрения выражена и в трактате «Критические размышления о поэзии и живописи» раннего французского просветителя Ж.Б. Дюбо. По его мнению, причины менее сильной, чем у живописи, власти поэзии состоят в отсутствии наглядности у поэтических образов и искусственности (условности) знаков в поэзии.
    Романтики на первое место среди всех видов искусств ставили поэзию и музыку. Показательна в этом отношении позиция Ф.В. Шеллинга, видевшего в поэзии (литературе), «поскольку она есть созидательница идей», «сущность всякого искусства». Символисты считали музыку высшей формой культуры.
    Однако уже в XVIII веке в европейской эстетике возникла иная тенденция – выдвижения на первое место литературы. Ее основы заложил Лессинг, который видел преимущества литературы перед скульптурой и живописью. Впоследствии этой тенденции отдали дань Гегель и Белинский.
    Гегель утверждал, что «у словесного искусства в отношении как его содержания, так и способа изложения неизмеримо более широкое поле, чем у всех остальных искусств. Любое содержание усваивается и формируется поэзией, все предметы духа и природы, события, истории, деяния, поступки, внешние и внутренние состояния», поэзия является «всеобщим искусством». В то же время в этом всеобъемлющем содержании литературы немецкий мыслитель усматривал ее существенный недостаток: именно в поэзии, по Гегелю, «начинает разлагаться само искусство и обретает для философского познания точку перехода к религиозным представлениям как таковым, а также к прозе научного мышления». Однако вряд ли эти особенности литературы заслуживают нареканий. Обращение Данте, У. Шекспира, И.В. Гете, А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, Т. Манна к религиозно-философской проблематике помогло создать литературные шедевры.
    Вслед за Гегелем пальму первенства литературе перед иными видами искусства отдавал и В.Г. Белинский. «Поэзия есть высший род искусства. Поэзия выражается в свободном человеческом слове, которое есть и звук, и картина, и определенное, ясно выговоренное представление. Посему поэзия заключает в себе все элементы других искусств, как бы пользуется вдруг и нераздельно всеми средствами, которые даны порознь каждому из прочих искусств». Причем, позиция Белинского является даже более литературоцентристской, чем у Гегеля: русский критик, в отличие от немецкого эстетика, не видит в литературе ничего, что бы делало ее менее значительной, чем иные виды искусства.
    Иным оказался подход Н.Г. Чернышевского. Отдавая должное возможностям литературы, сторонник «реальной критики» писал при этом, что, так как, в отличие от всех других искусств, она действует на фантазию, «по силе и ясности субъективного впечатления поэзия далеко ниже не только действительности, но и всех других искусств». В самом деле, у литературы есть свои слабые стороны: помимо невещественности, условности словесных образов, это еще и национальный язык, на котором всегда создаются литературные произведения, и вытекающая отсюда необходимость их перевода на другие языки.
    Современный теоретик литературы оценивает возможности искусства слова очень высоко: «Литература – «первое среди равных» искусство ». Мифологические и литературные сюжеты и мотивы часто кладутся в основу многих произведений других видов искусства – живописи, скульптуры, театра, балета, оперы, эстрады, программной музыки, кино. Именно такая оценка возможностей литературы по-настоящему объективна.

    Список литературы

    Борев Ю.Б. Эстетика: В 2 т. Смоленск, 1997. Т.1.
    Лессинг Г.Э. Лаокоон, или о границах живописи и поэзии. М., 1957.
    Флоренский П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. М., 1993.

  2. Художественная литература как искусство слова
    Художественная литература (от лат. «буква») — вид искусства, в котором слово является основным средством образного отражения жизни.
    Искусство — это воспроизведение жизни в художественных образах. Искусство является одним из важнейших факторов духовной жизни человечества, оно стимулирует творческую деятельность, обогащает жизнь человека эмоциональными переживаниями и размышлениями.
    Виды искусства
    Пространственные виды искусства: живопись, скульптура и архитектура, художественная фотография. Название «пространственные» они имеют потому, что объекты, которые они изображают, человек воспринимает в неподвижном виде, словно замершие в пространстве.
    Временные виды искусства: музыка, пение, танец, пантомима и художественная литература. Временными их называют потому, что, в отличие от статической формы изображения, характерной для пространственных искусств, они воспроизводят жизнь в её временном развитии.
    Синтетические виды искусства: театр, кино. Сочетают элементы как пространственных, так и временных видов (действие разворачивается как в пространстве, так и во времени).
    В разных видах искусства действует один и тот же закон: бессодержательный материал организуется художником в жизнеподобную форму, выражающую определенное идейно-эстетическое содержание. При этом каждый вид искусства использует «свой» материал: музыка — звук, живопись — краски, архитекту­ра — камень, дерево, металл и т. д. Литература работает со словом, поэтому способна не ограничиваться в изображении, раскрытии внутреннего и внешнего мира человека, его тончайших переживаний. Это главное ее отличие от других видов искусства. Божественная сущность слова была провозглашена ещё в Библии (Евангелия от Иоанна). Слово является основным элементом литературы, оно создает связь между материальным и духовным.
    Немецкий философ Гегель назвал слово наипластичнейшим материалом. Действительно, средствами слова можно воспроизводить изображаемое любым другим видом искусства. Так, поэзия приемами своей звуковой организации приближается к музыке, прозаические словесные образы могут создавать иллюзию пластического изображения и т.д. Кроме того, слово,дает возможность изображать человеческую речь. Словами можно описать звук, цвет, запах, передать настроение, «рассказать» мелодию, «нарисовать» картину. Словесный образ может соперничать с живописным и музыкальным. И все же у него есть свои пределы — литература пользуется только словами.
    В доисторические времена литература существовала в устном виде. С возникновением письменности начался новый этап развития литературы, хотя фольклор не теряет своего значения как основа литературы и до сих пор. Во многих литературных произведениях можно встретить отголоски «истоков» литературы (в произведениях Н.С. Лескова, И.С. Тургенева, М.Е. Салтыкова-Щедрина и др).
    Вряд ли можно преувеличить влияние литературы на формирование личности. Искусство слова давно уже стало частью той социальной и культурной среды, в которой развивается каждый человек. Литература сохраняет и передает из поколения в поколение общечеловеческие духовные ценности, обращаясь напрямую к сознанию человека, так как материальным носителем образнос­ти в литературе является слово. Взаимосвязь слова, точнее, речи и мышления изучается давно и не вызывает сомнений: слово — результат мысли и ее инструмент. С помощью слов мы не только выражаем то, что думаем: сам мыслительный процесс имеет вербальную (словесную) основу и не­возможен вне речи. И если слово формирует мысль, значит, искусство слова способно повлиять на образ мысли. В истории литературы можно найти множество примеров, подтверждающих это. Не­редко искусство слова напрямую использовалось как мощное идеологическое оружие, литератур­ные произведения становились инструментом агитации и пропаганды (например, произведения советской литературы). Безусловно, это крайние проявления, но даже в том случае, когда лите­ратура напрямую не претендует на роль агитатора и наставника, она доносит до человека пред­ставления об определенных нормах, правилах, наконец, предлагает ему определенный способ ви­дения мира, формирует его отношение к той информации, которую человек получает ежедневно.
    Основные функции художественной литературы:
    воспитательная функция;
    эвристическая (познавательная) функция (изучение окружающего мира);
    эстетическая функция (воспитание чувства прекрасного);
    коммуникативная функция.
    Источник материала

    Copyright Myznikova E.A. © 2019
    Хостинг от uCoz

  3. Литература работает со словом – главное её отличие от других искусств. Значение слова было дано ещё в Евангелие – божественное представление о сути слова. Слово – основной элемент литературы, связь между материальным и духовным. Слово воспринимается, как сумма тех значений, которые дала ему культура. Через слово осуществляется с общим в мировой культуре. Визуальная культура – та которую можно воспринимать наглядно. Вербальная культура – больше отвечает потребностям человека – слово, работа мысли, формирование личности (мир духовных сущностей). Существуют сферы культуры, которые не требуют серьезного отношения (голливудские фильмы не требуют большой внутренней отдачи). Существует литература на глубине, которая требует глубокого отношения, переживания. Произведения литературы это глубокое пробуждение внутренних сил человека разными способами, т.к. литература обладает материалом.

    Литература как искусство слова.

    Лессинг в своем трактате о Лаокооне подчеркивал произвольность (условность) знаков и невещественный характер образов литературы, хотя она и рисует картины жизни. Изобразительность передается в художественной литературе опосредованно, с помощью слов. Как было показано выше, слова в том или ином национальном языке являются знаками-символами, лишенными образности. Как же эти знаки-символы становятся знаками-образами (иконическими знаками), без которых невозможна литература? Понять, как это происходит, помогают идеи выдающегося русского филолога А.А. Потебни. В своей работе «Мысль и язык» (1862) он выделял в слове внутреннюю форму, то есть его ближайшее этимологическое значение, тот способ, каким выражается содержание слова. Внутренняя форма слова дает направление мысли слушающего. Искусство – то же творчество, что и слово. Поэтический образ служит связью между внешнею формою и значением, идеей. В образном поэтическом слове возрождается и актуализируется его этимология. Ученый утверждал, что образ возникает на основе использования слов в их переносном значении, и определил поэзию как иносказание. В тех случаях, когда в литературе нет иносказаний, слово, не имеющее образного значения, приобретает его в контексте, попадая в окружение художественных образов. Гегель подчеркивал, что содержание произведений словесного искусства становится поэтическим благодаря его передаче «речью, словами, прекрасным с точки зрения языка сочетанием их». Поэтому потенциально зрительное начало в литературе выражается опосредованно. Его именуют словесной пластикой. Подобная опосредованная изобразительность – свойство в равной мере литератур Запада и Востока, лирики, эпоса и драмы. Особенно широко она представлена в искусстве слова арабского Востока и Средней Азии, в частности, из-за того, что изображение человеческого тела в живописи этих стран запрещено. Арабская поэзия Х века взяла на себя, помимо чисто литературных задач, еще и роль изобразительного искусства. Поэтому многое в ней является «затаенной живописью», вынужденной обращаться к слову.
    Европейская поэзия тоже с помощью слова рисует силуэт и передает краски:
    На бледно-голубой эмали,
    Какая мыслима в апреле,
    Березы ветви поднимали
    И незаметно вечерели.
    Узор отточенный и мелкий,
    Застыла тоненькая сетка,
    Как на фарфоровой тарелке
    Рисунок, вычерченный метко
    Это стихотворение О. Мандельштама – своего рода словесная акварель, но живописное начало подчинено здесь задаче сугубо литературной. Весенний пейзаж – лишь повод для размышления о мире, сотворенном Богом, и произведении искусства, которое материализовано в вещи, созданной человеком; о сущности творчества художника.
    Изобразительное начало присуще и эпосу. Талантом живописи в слове обладал О. де Бальзак, ваяния – И.А. Гончаров. Порой изобразительность в эпических произведениях выражается еще более опосредованно, чем в цитированных выше стихотворениях и в романах Бальзака и Гончарова, например, через композицию. Так, структура повести И.С. Шмелева «Человек из ресторана», состоящей из небольших главок и ориентированной на житийный канон, напоминает композицию житийных икон, в центре которых расположена фигура святого, а по периметру – клейма, рассказывающие о его житии и деяниях. Такое проявление изобразительности опять-таки подчинено задаче чисто литературной: оно придает повествованию особую духовность и обобщенность.
    Не менее значительно, чем словесно-художественная косвенная пластика, запечатление в литературе иного – по наблюдению Лессинга, невидимого, то есть тех картин, от которых отказывается живопись. Это размышления, ощущения, переживания, убеждения, – все стороны внутреннего мира человека. Искусство слова является той сферой, где зарождались, формировались и достигли большого совершенства и утонченности наблюдения над человеческой психикой. Осуществлялись они с помощью таких речевых форм, как диалоги и монологи. Запечатление человеческого сознания с помощью речи доступно единственному виду искусства – литературе.

    Место художественной литературы в ряду искусств.

    В разные периоды культурного развития человечества литературе отводили разное место в ряду других видов искусства – от ведущего до одного из последних. Это объясняется господством того или иного направления в литературе, а также степенью развития технической цивилизации.
    Например, античные мыслители, деятели искусства Возрождения и классицисты были убеждены в преимуществах скульптуры и живописи перед литературой. Леонардо да Винчи описал и проанализировал случай, отражающий ренессансную систему ценностей. Когда поэт поднес королю Матвею стихотворение, восхваляющее день, в который тот родился, а живописец – портрет возлюбленной монарха, то царь предпочел картину книге и заявил поэту: «Дай мне что-нибудь, что я мог бы видеть и трогать, а не только слушать, и не порицай мой выбор за то, что я положил твое произведение под локоть, а произведение живописи держу обеими руками, устремляя на него свои глаза: ведь руки сами собою взялись служить более достойному чувству, чем слух» Такое же отношение должно быть между наукой живописца и наукой поэта, какое существует и между соответствующими чувствами, предметами которых они делаются». Близкая точка зрения выражена и в трактате «Критические размышления о поэзии и живописи» раннего французского просветителя Ж.Б. Дюбо. По его мнению, причины менее сильной, чем у живописи, власти поэзии состоят в отсутствии наглядности у поэтических образов и искусственности (условности) знаков в поэзии.
    Романтики на первое место среди всех видов искусств ставили поэзию и музыку. Показательна в этом отношении позиция Ф.В. Шеллинга, видевшего в поэзии (литературе), «поскольку она есть созидательница идей», «сущность всякого искусства». Символисты считали музыку высшей формой культуры.
    Однако уже в XVIII веке в европейской эстетике возникла иная тенденция – выдвижения на первое место литературы. Ее основы заложил Лессинг, который видел преимущества литературы перед скульптурой и живописью. Впоследствии этой тенденции отдали дань Гегель и Белинский.
    Гегель утверждал, что «у словесного искусства в отношении как его содержания, так и способа изложения неизмеримо более широкое поле, чем у всех остальных искусств. Любое содержание усваивается и формируется поэзией, все предметы духа и природы, события, истории, деяния, поступки, внешние и внутренние состояния», поэзия является «всеобщим искусством». В то же время в этом всеобъемлющем содержании литературы немецкий мыслитель усматривал ее существенный недостаток: именно в поэзии, по Гегелю, «начинает разлагаться само искусство и обретает для философского познания точку перехода к религиозным представлениям как таковым, а также к прозе научного мышления». Однако вряд ли эти особенности литературы заслуживают нареканий. Обращение Данте, У. Шекспира, И.В. Гете, А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, Т. Манна к религиозно-философской проблематике помогло создать литературные шедевры.
    Вслед за Гегелем пальму первенства литературе перед иными видами искусства отдавал и В.Г. Белинский. «Поэзия есть высший род искусства. Поэзия выражается в свободном человеческом слове, которое есть и звук, и картина, и определенное, ясно выговоренное представление. Посему поэзия заключает в себе все элементы других искусств, как бы пользуется вдруг и нераздельно всеми средствами, которые даны порознь каждому из прочих искусств». Причем, позиция Белинского является даже более литературоцентристской, чем у Гегеля: русский критик, в отличие от немецкого эстетика, не видит в литературе ничего, что бы делало ее менее значительной, чем иные виды искусства.
    Иным оказался подход Н.Г. Чернышевского. Отдавая должное возможностям литературы, сторонник «реальной критики» писал при этом, что, так как, в отличие от всех других искусств, она действует на фантазию, «по силе и ясности субъективного впечатления поэзия далеко ниже не только действительности, но и всех других искусств». В самом деле, у литературы есть свои слабые стороны: помимо невещественности, условности словесных образов, это еще и национальный язык, на котором всегда создаются литературные произведения, и вытекающая отсюда необходимость их перевода на другие языки.
    Современный теоретик литературы оценивает возможности искусства слова очень высоко: «Литература – «первое среди равных» искусство ». Мифологические и литературные сюжеты и мотивы часто кладутся в основу многих произведений других видов искусства – живописи, скульптуры, театра, балета, оперы, эстрады, программной музыки, кино. Именно такая оценка возможностей литературы по-настоящему объективна.

    Список литературы

    Борев Ю.Б. Эстетика: В 2 т. Смоленск, 1997. Т.1.
    Лессинг Г.Э. Лаокоон, или о границах живописи и поэзии. М., 1957.
    Флоренский П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. М., 1993.

  4. .C. Высоцкий «Я не люблю» анализ произведения

    Оптимистичное по духу и весьма категоричное по содер­жанию стихотворение B.C. Высоцкого «Я не люблю» является программным в его творчестве. Шесть из восьми строф начи­наются фразой «Я не люблю», а всего этот повтор звучит в тексте одиннадцать раз, завершаясь еще более резким отрица­нием «Я это никогда не полюблю».
    С чем же никогда не сможет смириться лирический герой стихотворения? Какие же…

    B.C. Высоцкий «Зарыты в нашу память на века…» анализ произведения

    Песня «Зарыты в нашу память на века…» написана B.C. Вы­соцким в 1971 году. В ней поэт вновь обращается к событиям Великой Отечественной войны, ставшим уже историей, но еще живы их непосредственные участники и свидетели.
    Произведение поэта обращено не только к современникам, но и к потомкам. Главная идея в нем — стремление предупре­дить общество от ошибок переосмысления истории. «Осто­рожно с…

    Литература

    “Антоновские яблоки” Бунина сочинение

    Творческое наследие Бунина очень интересно, впечатляюще, однако трудно для восприятия и понимания, так же как сложным и противоречивым было мировоззрение поэта и писателя. Бунин писал на различные темы современной ему русской жизни: быт русского дворянства и крестьян, судьба уходящего в прошлое дворянского уклада жизни, любовь. Легкая грусть пронизывает творчество Бунина, идущая от несколько…

    “Энеида” Вергилия сочинение-анализ

    Поэма Вергилия «Энеида» – это эпическое произведение, базирующееся на римской мифологии. Поэма рассказывает о легендарном Энее, троянце, сыне царя Трои Приама. Эней после падения Трои основал Римскую державу.Поэма полна пафоса величия и гордости за Великий Рим. Эней изображен суровым воином, основная цель которого – построить новое, мощное государство. Основание Рима Энеем подается как воля…

    Сочинения по русской литературе

    “Герой нашего времени” – главные герои

    Главный герой романа – Григорий Печорин, личность неординарная, автор нарисовал «современного человека, каким он его понимает, и слишком часто встречал». Печорин полон кажущихся и действительных противоречий в отношении к любви, дружбе, ищет истинный смысл жизни, решает для себя вопросы предназначения человека, выбора пути.Порой главный герой малопривлекателен для нас – он заставляет страдать…

    “Иудушка Головлев — тип единственный в своем роде

    Иудушка Головлев — гениальное художественное открытие М. Е. Салтыкова-Щедрина. Больше никто не сумел раскрыть образ пустослова с такой обличительной силой.Портрет Иудушки раскрыт “в динамике”. Впервые он предстает в образе несимпатичного, подлизывающегося к матери и подслушивающего ребенка. В конце же книги читатель видит перед собой вызывающее содрогание, отвратительное создание. Образ Иудушки…

    “Маленький человек” в повести Гоголя “Шинель”

    Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» сыграла большую роль в развитии русской литературы. «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», — сказал Ф. М.Достоевский, оценивая ее значение для многих поколений русских писателей.Рассказ в «Шинели» ведется от первого лица. Мы замечаем, что рассказчик хорошо знает жизнь чиновников. Герой повести — Акакий Акакиевич Башмачкин, маленький чиновник одного из…

    “Маленький человек” в произведениях Гоголя

    Н. В. Гоголь раскрыл в своих «Петербургских повестях» истинную сторону столичной жизни и жизни чиновников. Он наиболее ярко показал возможности «натуральной школы» в преображении и изменении взгляда человека на мир и на судьбы «маленьких людей».В «Петербургских записках» 1836 года Гоголь с реалистических позиций выдвигает идею социально значимого искусства, которое замечает общие элементы…

    “Судьба человека” главные герои

    Андрей Соколов – главный герой рассказа «Судьба человека» Шолохова.Его характер – по-настоящему, русский. Сколько бед он пережил, какие муки вынес, знает только он сам. Герой говорит об этом на страницах рассказа: «Зa что же ты, жизнь, меня тaк покaлечилa? Зa что тaк искaзнилa?» Он не спеша рассказывает свою жизнь от начала до конца встречному попутчику, с которым сел прикурить у дороги.Много…

    1812 ГОД В ИЗОБРАЖЕНИИ Л. Н. ТОЛСТОГО

    Сочинение “Война и мир” Толстой.Л. Н. Толстой был участником Севастопольской обороны. В эти трагические месяцы позорного поражения русской армии он многое понял, осознал, как страшна война, какие страдания она несет людям, как ведет себя человек на войне. Он убедился в том, что истинный патриотизм и героизм проявляется не в красивых фразах или ярких подвигах, а в честном выполнении долга, военного и…

  5. Литература как вид искусства.  Место литературы в ряду других искусств.

    Реферат выполнила студентка 1-го курса ЗО П. А.
    Хорунжая
    Красноярский Государственный Университет
    Факультет Филологии и Журналистики
    Кафедра Журналистики
    Красноярск 2006

    Введение.

    Литература работает со словом – главное её отличие от
    других искусств. Значение слова было дано ещё в Евангелие – божественное
    представление о сути слова. Слово – основной элемент литературы, связь между
    материальным и духовным. Слово воспринимается, как сумма тех значений, которые
    дала ему культура. Через слово осуществляется с общим в мировой культуре.
    Визуальная культура – та которую можно воспринимать наглядно. Вербальная
    культура – больше отвечает потребностям человека – слово, работа мысли,
    формирование личности (мир духовных сущностей). Существуют сферы культуры,
    которые не требуют серьезного отношения (голливудские фильмы не требуют большой
    внутренней отдачи). Существует литература на глубине, которая требует глубокого
    отношения, переживания. Произведения литературы это глубокое пробуждение
    внутренних сил человека разными способами, т.к. литература обладает материалом.

    Литература как искусство слова.

    Лессинг в своем трактате о
    Лаокооне подчеркивал произвольность (условность) знаков и невещественный
    характер образов литературы, хотя она и рисует картины жизни. Изобразительность
    передается в художественной литературе опосредованно, с помощью слов. Как было
    показано выше, слова в том или ином национальном языке являются
    знаками-символами, лишенными образности. Как же эти знаки-символы становятся
    знаками-образами (иконическими знаками), без которых невозможна литература?
    Понять, как это происходит, помогают идеи выдающегося русского филолога
    А.А. Потебни. В своей работе «Мысль и язык» (1862) он выделял в
    слове внутреннюю форму, то есть его ближайшее этимологическое значение, тот
    способ, каким выражается содержание слова. Внутренняя форма слова дает
    направление мысли слушающего. Искусство – то же творчество, что и слово.
    Поэтический образ служит связью между внешнею формою и значением, идеей. В
    образном поэтическом слове возрождается и актуализируется его этимология.
    Ученый утверждал, что образ возникает на основе использования слов в их переносном
    значении, и определил поэзию как иносказание. В тех случаях, когда в литературе
    нет иносказаний, слово, не имеющее образного значения, приобретает его в
    контексте, попадая в окружение художественных образов.
    Гегель
    подчеркивал, что содержание произведений словесного искусства становится
    поэтическим благодаря его передаче «речью, словами, прекрасным с точки зрения
    языка сочетанием их». Поэтому потенциально зрительное начало в литературе
    выражается опосредованно. Его именуют словесной пластикой. Подобная
    опосредованная изобразительность – свойство в равной мере литератур Запада и
    Востока, лирики, эпоса и драмы. Особенно широко она представлена в искусстве
    слова арабского Востока и Средней Азии, в частности, из-за того, что
    изображение человеческого тела в живописи этих стран запрещено. Арабская поэзия
    Х века взяла на себя, помимо чисто литературных задач, еще и роль
    изобразительного искусства. Поэтому многое в ней является «затаенной
    живописью», вынужденной обращаться к слову.
    Европейская поэзия тоже с помощью слова рисует силуэт
    и передает краски:
    На бледно-голубой эмали,
    Какая мыслима в апреле,
    Березы ветви поднимали
    И незаметно вечерели.
    Узор отточенный и мелкий,
    Застыла тоненькая сетка,
    Как на фарфоровой тарелке
    Рисунок, вычерченный метко
    Это стихотворение
    О. Мандельштама –
    своего рода словесная акварель, но живописное начало подчинено здесь задаче
    сугубо литературной. Весенний пейзаж – лишь повод для размышления о мире,
    сотворенном Богом, и произведении искусства, которое материализовано в вещи,
    созданной человеком; о сущности творчества художника.
    Изобразительное начало присуще и
    эпосу.
    Талантом живописи в слове обладал
    О. де Бальзак, ваяния –
    И.А. Гончаров. Порой изобразительность в эпических произведениях
    выражается еще более опосредованно, чем в цитированных выше стихотворениях и в
    романах Бальзака и Гончарова, например, через композицию. Так, структура
    повести
    И.С. Шмелева «Человек из ресторана», состоящей из
    небольших главок и ориентированной на житийный канон, напоминает композицию
    житийных икон, в центре которых расположена фигура святого, а по периметру –
    клейма, рассказывающие о его житии и деяниях. Такое проявление
    изобразительности опять-таки подчинено задаче чисто литературной: оно придает
    повествованию особую духовность и обобщенность.
    Не менее значительно, чем словесно-художественная
    косвенная пластика, запечатление в литературе иного – по наблюдению
    Лессинга, невидимого, то есть тех картин, от которых отказывается
    живопись. Это размышления, ощущения, переживания, убеждения, – все стороны
    внутреннего мира человека. Искусство слова является той сферой, где
    зарождались, формировались и достигли большого совершенства и утонченности
    наблюдения над человеческой психикой. Осуществлялись они с помощью таких
    речевых форм, как диалоги и монологи. Запечатление человеческого сознания с
    помощью речи доступно единственному виду искусства – литературе.

    Место художественной литературы в ряду искусств.

    В разные периоды культурного развития человечества
    литературе отводили разное место в ряду других видов искусства – от ведущего до
    одного из последних. Это объясняется господством того или иного направления в
    литературе, а также степенью развития технической цивилизации.
    Например, античные мыслители, деятели искусства
    Возрождения и классицисты были убеждены в преимуществах скульптуры и живописи
    перед литературой.
    Леонардо да Винчи описал и проанализировал
    случай, отражающий ренессансную систему ценностей. Когда поэт поднес королю
    Матвею стихотворение, восхваляющее день, в который тот родился, а живописец –
    портрет возлюбленной монарха, то царь предпочел картину книге и заявил поэту:
    «Дай мне что-нибудь, что я мог бы видеть и трогать, а не только слушать, и не
    порицай мой выбор за то, что я положил твое произведение под локоть, а
    произведение живописи держу обеими руками, устремляя на него свои глаза: ведь
    руки сами собою взялись служить более достойному чувству, чем слух»
    Такое же отношение должно быть между наукой живописца и наукой поэта, какое
    существует и между соответствующими чувствами, предметами которых они
    делаются». Близкая точка зрения выражена и в трактате «Критические размышления
    о поэзии и живописи» раннего французского просветителя
    Ж.Б. Дюбо.
    По его мнению, причины менее сильной, чем у живописи, власти поэзии состоят в
    отсутствии наглядности у поэтических образов и искусственности (условности)
    знаков в поэзии.
    Романтики на первое место среди всех видов искусств
    ставили поэзию и музыку. Показательна в этом отношении позиция
    Ф.В.
    Шеллинга, видевшего в поэзии (литературе), «поскольку она есть созидательница
    идей», «сущность всякого искусства». Символисты считали музыку высшей формой
    культуры.
    Однако уже в XVIII веке в европейской эстетике
    возникла иная тенденция – выдвижения на первое место литературы. Ее основы
    заложил Лессинг, который видел преимущества литературы перед скульптурой и
    живописью. Впоследствии этой тенденции отдали дань
    Гегель и
    Белинский.
    Гегель утверждал, что «у словесного искусства в
    отношении как его содержания, так и способа изложения неизмеримо более широкое
    поле, чем у всех остальных искусств. Любое содержание усваивается и формируется
    поэзией, все предметы духа и природы, события, истории, деяния, поступки,
    внешние и внутренние состояния», поэзия является «всеобщим искусством». В то же
    время в этом всеобъемлющем содержании литературы немецкий мыслитель усматривал
    ее существенный недостаток: именно в поэзии, по Гегелю, «начинает разлагаться
    само искусство и обретает для философского познания точку перехода к
    религиозным представлениям как таковым, а также к прозе научного мышления».
    Однако вряд ли эти особенности литературы заслуживают нареканий. Обращение
    Данте,
    У. Шекспира,
    И.В. Гете,
    А.С. Пушкина,
    Ф.И. Тютчева,
    Л.Н.
    Толстого,
    Ф.М. Достоевского,
    Т. Манна к
    религиозно-философской проблематике помогло создать литературные шедевры.
    Вслед за
    Гегелем пальму первенства
    литературе перед иными видами искусства отдавал и
    В.Г. Белинский.
    «Поэзия есть высший род искусства. Поэзия выражается в свободном
    человеческом слове, которое есть и звук, и картина, и определенное, ясно
    выговоренное представление. Посему поэзия заключает в себе все элементы других
    искусств, как бы пользуется вдруг и нераздельно всеми средствами, которые даны
    порознь каждому из прочих искусств». Причем, позиция Белинского является даже
    более литературоцентристской, чем у Гегеля: русский критик, в отличие от
    немецкого эстетика, не видит в литературе ничего, что бы делало ее менее
    значительной, чем иные виды искусства.
    Иным оказался подход
    Н.Г. Чернышевского.
    Отдавая должное возможностям литературы, сторонник «реальной критики» писал при
    этом, что, так как, в отличие от всех других искусств, она действует на
    фантазию, «по силе и ясности субъективного впечатления поэзия далеко ниже не
    только действительности, но и всех других искусств». В самом деле, у литературы
    есть свои слабые стороны: помимо невещественности, условности словесных
    образов, это еще и национальный язык, на котором всегда создаются литературные
    произведения, и вытекающая отсюда необходимость их перевода на другие языки.
    Современный теоретик литературы оценивает возможности
    искусства слова очень высоко: «Литература – «первое среди равных» искусство
    ». Мифологические и литературные сюжеты и мотивы часто кладутся в
    основу многих произведений других видов искусства – живописи, скульптуры,
    театра, балета, оперы, эстрады, программной музыки, кино. Именно такая оценка
    возможностей литературы по-настоящему объективна.

    Список литературы

    Борев Ю.Б. Эстетика: В 2 т. Смоленск, 1997. Т.1.
    Лессинг Г.Э. Лаокоон, или о границах живописи и
    поэзии. М., 1957.
    Флоренский П.А. Анализ пространственности и времени в
    художественно-изобразительных произведениях. М., 1993.

  6. Тип: Сочинение
    Предмет: Литература
    Все сочинения по литературе »
    Язык: Русский
    Автор: User
    Дата: 6 фев 2006
    Формат: RTF
    Размер: 10 Кб
    Страниц: 3
    Слов: 1318
    Букв: 8685
    Просмотров за сегодня: 1
    За 2 недели: 2
    За все время: 326

    Тезисы:

    Место художественной литературы в ряду искусств.
    Литература работает со словом – главное её отличие от других искусств.
    Литература как искусство слова.
    Вслед за Гегелем пальму первенства литературе перед иными видами искусства отдавал и В.Г. Белинский.
    Романтики на первое место среди всех видов искусств ставили поэзию и музыку.
    Слово – основной элемент литературы, связь между материальным и духовным.
    Изобразительность передается в художественной литературе опосредованно, с помощью слов.
    Искусство – то же творчество, что и слово.
    Ее основы заложил Лессинг, который видел преимущества литературы перед скульптурой и живописью.
    Именно такая оценка возможностей литературы по-настоящему объективна.

  7. Искусство является неотъемлемой частью жизни каждого государства, города и человека. Слово «искусство» имеет множество определений, характеристик и особенностей, но каждый человек представляет его по-своему.
    По моему мнению, искусство – это образное отражение реальности, главной целью которого является приобщение человека к прекрасному, чувственному, интересному и красивому, порой даже необъяснимого и противоречивого. Я думаю, что кино, живопись, архитектура и другие виды искусства должны вызывать различные эмоции, чувства и мысли в душе и разуме человека. Несомненно, одно и то же произведение искусства может вызывать совершенно противоположные чувства в душах людей.
    Искусство играет огромную роль в нашей жизни, пока оно заставляет нас задумываться над важными проблемами и вещами, происходящими вокруг нас, пока искусство волнует сознание человека и не оставляет нас равнодушными.
    Я люблю читать. Чтение расширяет кругозор, делает человека более эрудированным. Из книг мы узнаем много новых интересных вещей о окружающем мире, об жизни человека, о его ценностях, чувствах. Классическая литература воспитывает характер, прививает нравственные черты. Чтение произведений классиков, таких как Т. Г. Шевченко, Леся Украинка, И. Карпенко-Карый, Г. Сковорода др, обогащают внутренний мир человека, дают понятие о таких ценностях, как честь и достоинство. Так же из книг мы узнаем о дружбе, любви, предательстве, ненависти, сочувствии и других вещах. Но я считаю, что нужно читать не только классическую мировую литературу, но и книги современных авторов. Все-таки в их произведениях все чувства, проблемы и ценности адаптированы под современное общество. Из книг наших современников мы можем найти конкретное решение проблемы в нашем обществе, в наш век.
    Если говорить о чувстве прекрасного, развитии вкуса, то мне нравится искусство фотографии. Через фотографию автор выражает свой внутренний мир на предметах окружающего мира, на природе. В работах фотографов мы видим их стиль, их вкус, взгляд на жизнь, и тем самым можем пересмотреть свои ценности, иногда использовать их мировоззрения для самосовершенствования. Очень часто я просматриваю работы современных фотографов, фотографов разных стилей и направлений и могу сказать, что каждый из них видит мир по-своему. Фотография для них это средство самовыражения. Для меня она значит тоже самое.
    Кроме литературы и фотографии я также интересуюсь кино. Фильмы подобны книгам. Они выполняют ту же функцию. Для меня фильмы это не только способ хорошо провести время, но и повод задуматься над актуальностью проблемы, затронутой в нем.
    В заключение я хочу сказать, что искусство имеет большое влияние на мою жизнь. Без искусства моя жизнь была бы скучным, однообразным и бессмысленным. Искусство вносит в мою жизнь нотки прекрасного и делает его более полнее.

  8. Что чувствует человек, когда речь заходит об искусстве? Некоторые вспоминают полотна известных художников, другие – скульптуры или книги великих классиков. В школах часто просят написать сочинение на тему: «Искусство». Как писать, о чем размышлять школьнику, который еще мало что видел и осознал? Приведенные примеры помогут справиться с непростой задачей.
    Искусство – это не просто отвлеченное понятие, это отображение жизни человека и всего общества на протяжении многих веков их развития. Нравственный облик человека, его чувства и мысли, мировоззрение и духовный мир – все это складывается в некую систему, которую принято называть духовными ценностями. Духовные ценности служат для формирования личности человека, его индивидуальности.
    Отдельные исторические события или атмосфера целой эпохи, классовая борьба или борьба поколений, условия жизни в какой-либо стране или обстановка в мире становятся источником для разного рода искусства. История, как заметил один из критиков, напрямую влияет на то, какие темы и образы будут актуальны. Часто художники обращаются к событиям прошлого, но и это лишь потому, что они часто перекликаются с современностью.
    В школе достаточно большое внимание уделяется изучению литературы, где рассматривается творчество многих писателей разных стран и разного времени. Именно в художественных произведениях авторы раскрывают то, что происходит на самом деле, дают свою оценку, делают выводы. И уже дело читателя принять это или составить свое мнение.
    Но в каждом произведении отображается духовное развитие общества и социальные условия, которые способствуют этому, культурное наследие того или иного народа. Не только литература способна отображать реальность, но и живопись, скульптура, даже мода способны рассказать о том, что особенно актуально на данный момент.
    Реальное изложение и есть цель, которую преследует искусство в целом. Но необходимо не просто изложить события, а художественно оформить их, донести до читателя или зрителя значимость и влияние этих событий на общественное сознание.
    Искусство создает сам народ, поэтому-то оно отображает его жизнь, его мысли и переживания. Оно может показывать не только прекрасное, но изображать зло для того, чтобы призвать к борьбе с ним, которая обязательно приведет к его падению перед прекрасным и вечным: любовью, правдой, счастьем.
    Ставя вопрос о том, как писать сочинение на тему: «Искусство», следует помнить, что это понятие никогда не утратит своей ценности и значимости. Могут меняться времена, стили изображения. На смену романтизму приходит реализм, натурализм, сегодня в моде фантастика.
    Но сама роль искусства никогда не изменится, оно всегда будет нести в народ правду, вечные духовные ценности, видение художником времени и своего восприятия эпохи. Именно поэтому независимо от обстановки в мире, от культурного развития народа интерес к произведениям искусства не иссякнет. И это важно, ведь только так человек сможет вдохновляться на хорошие дела.
    Статьи

  9. Проходят годы и века, меняются люди и страны, исчезают одни и рождаются другие цивилизации. Мы вошли в стремительный XXI век, который удивляет техническими изобретениями и научными открытиями. Однако как бы не менялся мир, великим духовным достоянием человечества всегда остается искусство, не подвластное времени. Материальные вещи (дома, автомобили, одежда, обувь и др.) быстро “стареют” и уходят, а произведения искусства никогда не теряют своего значения. В них запечатлены вечные ценности человечества, важные для развития каждой личности.
    Как справедливо отметил Й. В. Гете, “искусство помогает человеку стать человеком и обрести смысл своего существования”.
    Искусство возникло в глубокой древности, когда древние люди начали рисовать в пещерах, вырезать на камне и костях сцены из своей жизни, танцевать, петь и поэтически рассказывать об окружающем мире и самих себе. Даже тогда, когда еще не было письменности, стремление к красоте уже было привлекательно людям. Оно стало основой искусства.
    Искусство является процессом создания особого художественного мира, который подобный реальному миру, но одновременно отличается от действительности,
    так как построен на основании законов красоты и имеет собственные законы развития. Искусство – это еще и особый способ познания света и человека, форма общения, диалога (автора и того, кто воспринимает искусство, а также многих людей разных поколений, стран и культур между собой). Искусство обращено к человеческим чувствам, влияет на них и формирует внутренний мир личности и моральные качества, и что есть воспитывает. Оно помогает человеку сформировать эстетический вкус (умение различать красивое и безобразное, художественное и не художественное, отношение к произведению, ориентироваться в мире искусства) и получить большое наслаждение от произведений искусства.
    Качества искусства является его образность – воплощение конкретных форм определенных представлений о мире, жизни, человеческих отношениях, идеалов, ценностей. Музыка, живопись, Литература, скульптура, архитектура, театр, кино и другие произведения человеческого мастерства – все это виды искусства, изделия и человеческая фантазия. Они родственны между собой. У них оказывается самый главный признак искусства – красота, которая не теряет своего значения за любых изменений в обществе. Красота служит не физическим, а духовным потребностям личности, поэтому искусство патриотично тем, кто ищет смысл жизни, свое место в мире, идеалов.
    Вместе с тем, виды искусства отличаются между собой по способу восприятия, материалом и соотношением с временем и пространством. Виды искусства мы воспринимаем по-разному: музыку – слушаем, живопись и скульптуру – созерцаем, театральные спектакли и кино – смотрим и слушаем одновременно. Кроме того, виды искусства различаются тем материалом, которым пользуется художник. Например, писатель пользуется словом, композитор и музыкант – звуками, художник – красками. Разница между видами искусства чувствуется во временном и пространственном измерениях. Так литература и музыка способны раскрыть жизнь человека в течение длительного времени, а живопись, скульптура, архитектура и графика фиксируют только определенные моменты предмета, явления или состояния человека. В искусстве хореографии, театра и кино важным является пространство, и последовательность во времени.
    Художественная литература – один из важнейших видов искусства. Поскольку основным материалом литературы является слово, то ее называют искусством слова, или словесным искусством. С помощью слова можно не только описать окружающий мир, но и построить воображаемый мир, создать художественный образ и новую художественную реальность. Благодаря многозначности художественного слова литературные произведения могут прочитываться по-разному в любые времена. Это обеспечивает бессмертную ценность литературы.
    Искусство слова всегда скрывает тайну и вдохновляет людей на добро и красоту.

    Искусство это:

    – одна из видов форм общественного сознания, человеческой деятельности, которая отражает действительность в конкретных чувственных образах, воплощая духовные идеалы (художника, народа, эпохи человечества). В широком смысле – совершенное умение в каком-либо деле или отрасли, мастерство.

    Литература (художественная) (с латинского littera – буква, литература):

    – совокупность печатных и письменных произведений народа, человечества, эпохи, разновидность искусства, отражающие действительность в художественных образах, создает новую художественную реальность по средствам слова.

    Функции художественной литературы как вида искусства:

    Познавательная – дает возможность познать мир и человека;
    Воспитательная – воспитывает моральные качества и эстетический вкус;
    Эстетическая – строит мир по законам красоты, создает яркие художественных образы, в которых воплощено представление о жизни и духовных идеалов;
    Гедонистическая – дает наслаждение от процесса чтения и осмысления прочитанного.
    (No Ratings Yet)
    Loading…

    Похожие сочинения:

    Художественная литература как искусство слова Художественная литература как искусство слова Художественная литература наряду с музыкой, живописью и т. п. является одним из видов искусства. Слово “искусство” многозначно, в данном случае им названа собственно художественная деятельность…
    Проблема классификации видов искусства Проблема классификации видов искусства Теперь последний вопрос этой темы – вопрос О классификации видов искусств. То, что искусство представляет собой нечто цельное и противопоставлено другим видам деятельности человека (например, науке…
    Почему В. В. Маяковский считал свою поэму “Облако в штанах” “катехизисом современного искусства”? Почему В. В. Маяковский считал свою поэму “Облако в штанах” “катехизисом современного искусства”? В своих рассуждениях подчеркните, что одна из четырех частей поэмы “Облако в штанах” (вторая часть тетраптиха) представляет…
    Функции искусства Функции искусства Теперь перейдем к вопросу о Функциях искусства. Если вы внимательно прочитали предыдущий раздел, то легко поймете, что ответ на этот вопрос тесно связан с общей концепцией искусства. В…
    Утилитарные теории искусства Утилитарные теории искусства Общим, как уже говорилось, будет то, что искусство признается Полезным для практической жизни. Хотя во всем другом взгляды мыслителей могут радикально расходиться. Например, древнегреческий философ Платон справедливо…
    Зарубежная литература XX века Западноевропейская и американская литературы в течение первой половины ХХ века развивались под знаком двух мировых войн, связанного с ними кризиса культуры и моральных устоев западного общества. Предчувствие кризиса появилось уже…
    Сочинение на тему “Украинская литература” Украинская литература – значимая составляющая культуры нашего народа. Поэты, писатели, драматурги – воплощали свое мировоззрение, раскрывали важные проблемы человеческой личности и жизни вообще. Традиции украинского художественного слова берут свое начало…
    СПЕЦИФИКА ИСКУССТВА СПЕЦИФИКА ИСКУССТВА Определение специфики искусства традиционно связывается с двумя способами мышления – художественным или научным. Эти способы мышления являются двумя формами отражения и освоения действительности. Такое понимание художественного и научного…
    Взаимосвязь игры и искусства, определяющая принципы преподавания литературы РАЗДЕЛ 2 РОЛЬ ИГРЫ В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИКОВ Взаимосвязь игры и искусства, определяющая принципы преподавания литературы Говоря о необходимости вводить в практику преподавания различные виды сочинения, хочется обратить внимание…
    Высказывания и афоризмы об искусстве и творчестве Цитаты, афоризмы, крылатые выражения, пословицы и поговорки Знание, наука, искусство Высказывания и афоризмы об искусстве и творчестве Творенье может пережить творца: Творец уйдет, природой побежденный, Однако образ, им запечатленный, Веками…
    Неутилитарные теории искусства Неутилитарные теории искусства Среди неутилитарных теорий прежде всего выделяются многочисленные теологические концепции (от греч. theos – бог + logos – учение). Общей чертой всех теологический концепций, начиная во всяком случае…
    Городская литература. Светская латинская литература XI-XIII вв. Поэзия вагантов Тема 5. Городская литература. Светская латинская литература XI-XIII вв. Поэзия вагантов Выходи в привольный мир! К черту пыльных книжек хлам! Наша родина – трактир, Нам пивная – божий храм! Неизвестный…
    Что такое художественная литература, и что она нам дает Художественная литература дает человеку возможность представить фантастические стороны жизни. Дарит наслаждение в познании невозможного, знакомит читателя с путешествиями во времени, с встречами с необыкновенными существами и явлениями. Рассказ “Призраки” написанный…
    ЛИТЕРАТУРА – ПЕСНЬ ДУШИ Цель литературы – помогать человеку понимать себя самого, поднять его веру в себя и развить в нем стремление к истине, бороться с пошлостью в людях, уметь найти хорошее в них,…
    Объединение реального искусства Литературные течения в России XIX-XX вв. ОБЭРИУ (Объединение реального искусства) – литературно-театральная группа, существовавшая в Ленинграде в 1927 – начале 30-х гг. В литературную секцию ОБЭРИУ входили К. К. Вагинов,…
    ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА, ПОНЯТИЕ И ВИДЫ 1. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА – вид искусства, отражающий жизнь при помощи слова; художественная литература, как правило, основана на художественном вымысле (в меньшей степени последнее относится к лирике). 2. ХУДОЖЕСТВЕННЬІЙ ВЬІМЬІСЕЛ –…
    Ф. И. Тютчев – поэт “чистого” искусства Русская поэтическая традиция XIX века богата и значима. Совершенно особое место в ней принадлежит поэзии Ф. Тютчева, чутко устремленного к природе, драматически ощущавшего ее тесную связь с человеком. Творчество Федора…
    Отображение основных принципов теории “чистого” искусства в творчестве Ф. И. Тютчева Творчество Ф. И. Тютчева – вершина русской классической поэзии XIX в. Он является приверженцем так называемого “чистого” искусства, искусства, абсолютно лишенного приземленности, политической направленности. “Чистое искусство” создавало мир красоты, поэзии…
    ФОРМИРОВАНИЕ РУССКОГО СЦЕНИЧЕСКОГО ИСКУССТВА Если бы смысл театра был только в развлекательном зрелище, быть может, и не стоило бы класть в него столько труда. Но театр есть искусство отражать жизнь, К. С. Станиславский Драматургия…
    Лермонтов и виды искусства М. Ю. Лермонтов был одарен музыкально: играл на скрипке и фортепьяно. Его акварели, рисунки, карандашные наброски заслуживают внимания и отражают одну из граней его таланта. Лермонтов в изобразительном искусстве Среди…
    Мотивы трагического одиночества поэта. темы любви, искусства, религии в поэме В. В. Маяковского “Облако в штанах” Владимира Маяковского часто называют “поэтом-трибуном”. Однако неверно сводить поэзию Маяковского только к агитационно-ораторским стихам, так как в ней присутствуют и интимные любовные признания, трагизм, чувство грусти и философские раздумья о…
    МАССОВАЯ ЛИТЕРАТУРА МАССОВАЯ ЛИТЕРАТУРА С незапамятных времен искусство разделилось на “высокое” и “низкое”. Рядом с мистериями уживались скабрезные сценки, разыгрываемые бродячими жонглерами и шпильманами, наряду с одами Ломоносова ходили по рукам фривольные…
    Древнеиндийская литература Приблизительно в III вв. до н. э. в древней индии возникает новая ветвь литературного направления – Эпическая литература. В это время были созданы две знаменитые поэмы-легенды, которые удивили всех своими…
    Сочинение на тему: Почему мне импонирует именно этот вид искусства Еще с детства родители прививали мне любовь к прекрасному: водили на спектакли, концерты, выставки. В школьные годы я пробовала найти и реализовать себя в танцах, в художественном искусстве и как…
    Какие поэты ХХ-го века в своем понимании искусства оказались близки автору “Определения поэзии” и кто выразил иной взгляд на эту философско-эстетическую проблему? Какие поэты ХХ-го века в своем понимании искусства оказались близки автору “Определения поэзии” и кто выразил иной взгляд на эту философско-эстетическую проблему? Раскройте развитие указанной темы в лирике А. А….
    Литература в моей жизни сочинение Когда я была маленькой, мама охотно читала мне сказки на ночь. Смелые и отважные рыцари, прекрасные принцессы, мудрые колдуньи и почти всегда добрая концовка – именно это формировало мой детский…
    Возвращенная литература Термины “возвращенная литература”, “возвращенные писатели”, “скрытая”, даже “потаенная” литература появились в начале 90-х годов ХХ века, когда в результате начавшейся перестройки рухнул “железный занавес”, прочно отделявший нашу страну от западного…
    Подлинная литература подлинной, а не вымышленной Руси. (По творчеству Н. А. Некрасова) Русская литература 2-й половины XIX века Подлинная литература подлинной, а не вымышленной Руси. (По творчеству Н. А. Некрасова) Национальная литература впитывает в себя нравственные, философские ценности, накопленные поколениями народа. Литература…
    Античная литература, как основа для становления и развития литературы в целом Своими корнями Античная литература уходит глубоко в века. И, несмотря на жестокие времена темного средневековья – эпохи, что следовала после падения Римской империи – некоторые труды великих писателей все же…
    РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА В русской литературе XVIII век – это время интенсивного развития на основе освоения достижений западноевропейской культуры – пре­жде всего классицизма. Классицизм (от лат. classicus – образцовый)…
    ЛИТЕРАТУРА КАК ВИД ИСКУССТВА

  10. Художественная литература наряду с музыкой, живописью и т. п. являет­ся одним из видов искусства. Слово «искусство» многозначно, в данном слу­чае им названа собственно художественная деятельность и то, что является ее результатом (произведение). В разных видах искусства действует один и тот же закон: бессодержательный материал организуется художником в жизнепо- добную форму, выражающую определенное идейно-эстетическое содержание. При этом каждый вид искусства использует «свой» материал: музыка — звук, живопись — краски, архитектура — камень, дерево, металл и т. д. Специфика художественной литературы заключается в том, что в качестве единственного материала используются слова и конструкции человеческого языка. Таким об­разом, литература — это искусство слова.
    Вряд ли можно преувеличить влияние литературы на формирование лично­сти. Искусство слова давно уже стало частью той социальной и культурной сре­ды, в которой развивается каждый человек. Литература сохраняет и передает из поколения в поколение общечеловеческие духовные ценности, обращаясь на­прямую к сознанию человека. Взаимосвязь речи и мышления изучается давно и не вызывает сомнений: слово — результат мысли и ее инструмент. С помощью слов мы не только выражаем то, что думаем: сам мыслительный процесс имеет вербальную (словесную) основу и невозможен вне речи. И если слово формирует мысль, значит, искусство слова способно повлиять на образ мысли. В истории литературы можно найти множество примеров, подтверждающих это. Нередко искусство слова напрямую использовалось как мощное идеологическое оружие, литературные произведения становились инструментом агитации и пропаганды (например, произведения советской литературы). Безусловно, это крайние про­явления, но литература напрямую не претендует на роль агитатора и наставни­ка, она доносит до человека представления об определенных нормах, правилах, лишь предлагает ему определенный способ видения мира, формирует его отно­шение к той информации, которую человек получает ежедневно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *