Сочинение на тему литература и ее роль в духовной жизни человека
3 варианта
Может, это очень субъективный вопрос, но точно касается практически каждого. Литература как любой вид искусства имеет множество жанров, уникальное оформление, невероятное количество как полезного, так и интересного материала.
Духовная жизнь человека, как известно, состоит из многих компонентов, и практически каждый касается литературы в той или иной степени. И в условиях конкретных книг на нее воздействует не только учебное, но и развлекательное и др. содержимое.
Формирование:
Я практически уверен, что формированию способствуют иллюстрации, содержащиеся в книге, что дает, например, для ребенка, возможность полюбить живопись и помогают более наглядно представить описываемую ситуацию, а значит развивает фантазию. А фантазия,как известно, полезный навык! Оформление книги: достойное оформление книги развивает эстетическое восприятие окружающего, так называемая любовь к красоте.
Естественно,что так или иначе обойти содержимое любой книги невозможно. Содержимое любого жанра позволяет пережить читающему безграничную гамму всевозможных эмоций, даже самому черствому человеку что-то да придется по вкусу. Кроме того, разнообразие содержимого литературы дает :
ответы на практические (житейские) вопросы;
пополняют опыт человека ( т.к. рассматриваемые примеры и ситуации, в основном, создаются на основе реальных ситуаций);
повышают общую эрудицию, – а это снова компонент духовной жизни;
дают возможность приобретения новых навыков, определяют вкусы – (повторяя за героем или обретая интерес к изготовке самих книг);
позволяют оставить все нежелательное здесь и “рвануть” в путешествие в мир параллельный;
и, наконец, литература позволяет задуматься над тем, что есть, что будет, что могло бы быть или не могло быть в жизни человека; посмотреть на себя и окружающих со стороны, приглядеться к тем, кто рядом, обрести самоопределенность в мире и в себе.
Так или иначе,
мне кажется, есть еще одно: практически любая литература (если она по нраву, конечно) дает не “только прогуляться в параллельность”, но обеспечивает чувство безопасности и уюта, а это уже внутренняя духовная гармония.
Конечно, разговаривать на эту тему можно бесконечно, но я выразил то основное, что было для меня очевидным.
Книги – это то, что окружает нас почти с рождения. Пока мы крохотные младенцы, нам читают колыбельные песенки, когда мы подрастаем, родители читают сказки на ночь, а после каждый из нас сам готов взять книжку в руки и погрузиться в удивительный мир приключений и волшебства.
Выходя из детства, юноша или девушка забирают любимые книги с собой. Литература окружает человека всю его жизнь. Даже не являясь заядлыми книжными фанатиками, мы часто слышим популярные цитаты из некоторых книг, фамилии персонажей, ставшие нарицательными в нашей обычной жизни. Даже многие фильмы сняты по мотивам той или иной книги.
Литература – часть нас и нашего существования в мире, кто и что бы ни говорил. Безусловно, она играет большую роль в жизни людей. Исходя из масштаба целого человечества, произведения литературы – очень ценный и незаменимый помощник в развитии и эволюции. Именно благодаря памятникам письменности мы узнали о жизни в Древней Руси или, например, о философских деятелях эпохи Античности. В книгах всех времен собраны удивительные факты, какими мы пользуемся до сих пор. Географические открытия, познания всех научных дисциплин, история той или иной нации – все это известно нам именно благодаря произведениям письменности.
Оценить роль литературы для каждого отдельного человека также не составляет труда. Для ребенка книга – первый источник знаний и толчок к развитию, не считая, конечно, его родителей. Благодаря детской литературе малыш учится мечтать, фантазировать и создавать в голове удивительные образы, развивает навыки общения и умственную деятельность. Все это очень важно в процессе социализации ребенка.
В школе обучение детей не может происходить без книг и учебников. Каждый раз ребенку нужно самостоятельно обращаться к учебникам по истории, биологии, физике и химии. Только там он может найти ценную информацию и расширить круг своих знаний.
Для взрослого человека книга служит источником вдохновения и ответов на многие жизненно важные вопросы. Кто-то ищет смысл жизни и приходит к философской литературе. Кто-то мечтает развить бизнес с нуля и выбирает в помощника книгу известного бизнесмена с его рассказами о достижении успеха. Некоторые с большой страстью читают книги по психологии и с помощью них раскрывают секреты успешных собеседований по работе и узнают о способах гармоничных отношений с окружающими. Книги с рецептами известных блюд, обзорами стран, с именами выдающихся мировых личностей – все это используется человеком постоянно. Что уж говорить про художественную литературу? К ней человек обращается в период душевных терзаний или одиночества и просто для того, чтобы отдохнуть и хорошо провести время.
Дата Урок№1
Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека
Цель урока: сформировать представление о литературе как искусстве слова и ее роли в духовной жизни человека.
Задачи:
– повторить изученные языковые средства художественной выразительности,
– работать над развитием монологической речи учащихся на заданную тему,
– продолжить работу по воспитанию чувства гордости за родную литературу.
Оборудование: учебник, раздаточный материал, интерактивная доска, эпиграф.
Ход урока.
1) Организационный момент. Разминка на определение языковых средств художественной выразительности (отработка задания №3 ОГЭ по русскому языку)
Колокол дремавший
Разбудил поля,
Улыбнулась солнцу
Сонная земля.
Тихая долина
Отгоняет сон,
Где-то за дорогой
Замирает звон.
Учащиеся должны определить эпитеты, метафору, олицетворение, инверсию. Параллельно вспомнить автора строк, его произведения.
2) Работа с раздаточным материалом по отрывку из произведения Владимира Лидина. Чтение, анализ.
« Немцы были изгнаны из Умани, и на улицах города вплотную, впритык стояли брошенные ими в бегстве автомашины, бронетранспортеры и танки. На одной из улиц через разбитое окно нижнего этажа я увидел груды сваленных на полу книг. …По стеллажам я определил библиотеку. … Вглядевшись, я увидел скорбные фигуры двух немолодых женщин, разбиравших в соседней комнате книги. Часть книг уже стояла на полках. Я подошел к женщинам, и мы познакомились: одна оказалась учительницей русского языка Зинаидой Ивановной Валянской, другая- библиотекаршей районной библиотеки Юлией Александровной Панасевич, а книги, лежавшие на полу, они перетаскали из подполья, где те пережили всю оккупацию. Я взял в руки одну из книг- это был учебник экономической географии, но, перелистав несколько страниц, я с недоумением обратился к титулу книги: содержанию он никак не соответствовал.
– Работа нам предстоит немалая,- сказала одна из женщин,- дело в том, что по приказу гебитскомиссара Оппа мы должны были уничтожить все книги по прилагаемому списку… Мы переклеивали со старых учебников и разных других книг заглавные станицы, и нам удалось спасти почти все, что подлежало уничтожению…, так что не удивляйтесь, если том сочинений Пушкина, например, называется руководством по вышиванию.
… Две мужественные женщины спасли целую районную библиотеку, вклеивая в подлежавшие уничтожении. Книги другие названия или вкладывая их в другие переплеты. А теперь они разбирались в своих богатствах, восстанавливали то, что по распоряжению назначенного директором библиотеки Крамма они должны были разорвать в клочки.
В Умани, в помещении районной библиотеки, я убедился в бессмертии книги.
Вопросы на закрепление:
– Как выдумаете, почему поступок этих двух женщин можно считать геройским или мужественным?
Подвести учащихся к итогу, что в годы Великой отечественной войны женщины рисковали жизнью, чтобы спасти книги, они переклеивали корешки. А должным ли образом мы к ним относимся сейчас?
3) Работа по теме. Понять сегодняшнюю тему нам поможет эпиграф. Это слова М.Горького. Великий русский писатель утверждал: «Литература- учебник жизни» Как вы понимаете это высказывание? …. (Подвести учащихся к итогу, что главное назначение литературы- воспитать духовность в человеке и развить его лучшие качества)
4) Знакомство с учебником. В течение 9 класса мы будем изучать произведения древнерусской литературы, 18, 19, 20 веков. Будут меняться эпохи, литературные направления, течения, авторы. Литература всегда охватывала и будет охватывать события, отражающие историю нашей Родины. А у нас достаточно событий, которые учат чести, порядочности, благородству, смелости, великодушию, милосердию. Как вы думаете, о каких событиях я сейчас говорю? ( Освобождение от монголо-татарского ига, Отечественная война 1812 года, восстание декабристов 14 декабря 1825 года, отмена крепостного права в 1861 году, Октябрьская революция, гражданская война, Великая Отечественная война 1941-1945 годов….) Поступки героев мы можем «примерить» на себя, это поможет нам различать добро и зло, черное и белое, правду и ложь. Давайте на примере ранее изученных произведений и определим, чему может учить тот или иной герой. ( «Тарас Бульба» Н. Гоголя, «Станционный смотритель » А. Пушкина, «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Песня про купца Калашникова», «Мцыри» М. Лермонтова….)
Таким образом, мы еще раз убеждаемся в том, насколько велика роль книги в духовной жизни человека. И снова мне бы хотелось обратиться к высказыванию М. Горького. В свое время он писал: «Всем хорошим во мне я обязан книгам». Объясните, как вы понимаете это высказывание в 3-5 предложения.( самостоятельная работа-закрепление на 5-7 минут)
5) Резерв. Фронтальный опрос.
– Какие книги, прочитанные летом, вас заинтересовали?
– Какие книги вы прочитали самостоятельно, и сем они вам запомнились?
– У кого дома есть своя библиотека, любимая книга, автор?
6) Подведение итогов, комментарий отметок.
7) Домашняя работа: подготовить сообщение 5-7 предложений на тему «Эту книгу надо прочитать»
Может, это очень субъективный вопрос, но точно касается практически каждого. Литература как любой вид искусства имеет множество жанров, уникальное оформление, невероятное количество как полезного, так и интересного материала.
Духовная жизнь человека, как известно, состоит из многих компонентов, и практически каждый касается литературы в той или иной степени. И в условиях конкретных книг на нее воздействует не только учебное, но и развлекательное и др. содержимое.
Формирование:
Я практически уверен, что формированию способствуют иллюстрации, содержащиеся в книге, что дает, например, для ребенка, возможность полюбить живопись и помогают более наглядно представить описываемую ситуацию, а значит развивает фантазию. А фантазия,как известно, полезный навык! Оформление книги: достойное оформление книги развивает эстетическое восприятие окружающего, так называемая любовь к красоте.
Естественно,что так или иначе обойти содержимое любой книги невозможно. Содержимое любого жанра позволяет пережить читающему безграничную гамму всевозможных эмоций, даже самому черствому человеку что-то да придется по вкусу. Кроме того, разнообразие содержимого литературы дает :
ответы на практические (житейские) вопросы;
пополняют опыт человека ( т.к. рассматриваемые примеры и ситуации, в основном, создаются на основе реальных ситуаций);
повышают общую эрудицию, – а это снова компонент духовной жизни;
дают возможность приобретения новых навыков, определяют вкусы – (повторяя за героем или обретая интерес к изготовке самих книг);
позволяют оставить все нежелательное здесь и “рвануть” в путешествие в мир параллельный;
и, наконец, литература позволяет задуматься над тем, что есть, что будет, что могло бы быть или не могло быть в жизни человека; посмотреть на себя и окружающих со стороны, приглядеться к тем, кто рядом, обрести самоопределенность в мире и в себе.
Так или иначе,
мне кажется, есть еще одно: практически любая литература (если она по нраву, конечно) дает не “только прогуляться в параллельность”, но обеспечивает чувство безопасности и уюта, а это уже внутренняя духовная гармония.
Конечно, разговаривать на эту тему можно бесконечно, но я выразил то основное, что было для меня очевидным.
Книги – это то, что окружает нас почти с рождения. Пока мы крохотные младенцы, нам читают колыбельные песенки, когда мы подрастаем, родители читают сказки на ночь, а после каждый из нас сам готов взять книжку в руки и погрузиться в удивительный мир приключений и волшебства.
Выходя из детства, юноша или девушка забирают любимые книги с собой. Литература окружает человека всю его жизнь. Даже не являясь заядлыми книжными фанатиками, мы часто слышим популярные цитаты из некоторых книг, фамилии персонажей, ставшие нарицательными в нашей обычной жизни. Даже многие фильмы сняты по мотивам той или иной книги.
Литература – часть нас и нашего существования в мире, кто и что бы ни говорил. Безусловно, она играет большую роль в жизни людей. Исходя из масштаба целого человечества, произведения литературы – очень ценный и незаменимый помощник в развитии и эволюции. Именно благодаря памятникам письменности мы узнали о жизни в Древней Руси или, например, о философских деятелях эпохи Античности. В книгах всех времен собраны удивительные факты, какими мы пользуемся до сих пор. Географические открытия, познания всех научных дисциплин, история той или иной нации – все это известно нам именно благодаря произведениям письменности.
Оценить роль литературы для каждого отдельного человека также не составляет труда. Для ребенка книга – первый источник знаний и толчок к развитию, не считая, конечно, его родителей. Благодаря детской литературе малыш учится мечтать, фантазировать и создавать в голове удивительные образы, развивает навыки общения и умственную деятельность. Все это очень важно в процессе социализации ребенка.
В школе обучение детей не может происходить без книг и учебников. Каждый раз ребенку нужно самостоятельно обращаться к учебникам по истории, биологии, физике и химии. Только там он может найти ценную информацию и расширить круг своих знаний.
Для взрослого человека книга служит источником вдохновения и ответов на многие жизненно важные вопросы. Кто-то ищет смысл жизни и приходит к философской литературе. Кто-то мечтает развить бизнес с нуля и выбирает в помощника книгу известного бизнесмена с его рассказами о достижении успеха. Некоторые с большой страстью читают книги по психологии и с помощью них раскрывают секреты успешных собеседований по работе и узнают о способах гармоничных отношений с окружающими. Книги с рецептами известных блюд, обзорами стран, с именами выдающихся мировых личностей – все это используется человеком постоянно. Что уж говорить про художественную литературу? К ней человек обращается в период душевных терзаний или одиночества и просто для того, чтобы отдохнуть и хорошо провести время.
Дата Урок№1
Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека
Цель урока: сформировать представление о литературе как искусстве слова и ее роли в духовной жизни человека.
Задачи:
– повторить изученные языковые средства художественной выразительности,
– работать над развитием монологической речи учащихся на заданную тему,
– продолжить работу по воспитанию чувства гордости за родную литературу.
Оборудование: учебник, раздаточный материал, интерактивная доска, эпиграф.
Ход урока.
1) Организационный момент. Разминка на определение языковых средств художественной выразительности (отработка задания №3 ОГЭ по русскому языку)
Колокол дремавший
Разбудил поля,
Улыбнулась солнцу
Сонная земля.
Тихая долина
Отгоняет сон,
Где-то за дорогой
Замирает звон.
Учащиеся должны определить эпитеты, метафору, олицетворение, инверсию. Параллельно вспомнить автора строк, его произведения.
2) Работа с раздаточным материалом по отрывку из произведения Владимира Лидина. Чтение, анализ.
« Немцы были изгнаны из Умани, и на улицах города вплотную, впритык стояли брошенные ими в бегстве автомашины, бронетранспортеры и танки. На одной из улиц через разбитое окно нижнего этажа я увидел груды сваленных на полу книг. …По стеллажам я определил библиотеку. … Вглядевшись, я увидел скорбные фигуры двух немолодых женщин, разбиравших в соседней комнате книги. Часть книг уже стояла на полках. Я подошел к женщинам, и мы познакомились: одна оказалась учительницей русского языка Зинаидой Ивановной Валянской, другая- библиотекаршей районной библиотеки Юлией Александровной Панасевич, а книги, лежавшие на полу, они перетаскали из подполья, где те пережили всю оккупацию. Я взял в руки одну из книг- это был учебник экономической географии, но, перелистав несколько страниц, я с недоумением обратился к титулу книги: содержанию он никак не соответствовал.
– Работа нам предстоит немалая,- сказала одна из женщин,- дело в том, что по приказу гебитскомиссара Оппа мы должны были уничтожить все книги по прилагаемому списку… Мы переклеивали со старых учебников и разных других книг заглавные станицы, и нам удалось спасти почти все, что подлежало уничтожению…, так что не удивляйтесь, если том сочинений Пушкина, например, называется руководством по вышиванию.
… Две мужественные женщины спасли целую районную библиотеку, вклеивая в подлежавшие уничтожении. Книги другие названия или вкладывая их в другие переплеты. А теперь они разбирались в своих богатствах, восстанавливали то, что по распоряжению назначенного директором библиотеки Крамма они должны были разорвать в клочки.
В Умани, в помещении районной библиотеки, я убедился в бессмертии книги.
Вопросы на закрепление:
– Как выдумаете, почему поступок этих двух женщин можно считать геройским или мужественным?
Подвести учащихся к итогу, что в годы Великой отечественной войны женщины рисковали жизнью, чтобы спасти книги, они переклеивали корешки. А должным ли образом мы к ним относимся сейчас?
3) Работа по теме. Понять сегодняшнюю тему нам поможет эпиграф. Это слова М.Горького. Великий русский писатель утверждал: «Литература- учебник жизни» Как вы понимаете это высказывание? …. (Подвести учащихся к итогу, что главное назначение литературы- воспитать духовность в человеке и развить его лучшие качества)
4) Знакомство с учебником. В течение 9 класса мы будем изучать произведения древнерусской литературы, 18, 19, 20 веков. Будут меняться эпохи, литературные направления, течения, авторы. Литература всегда охватывала и будет охватывать события, отражающие историю нашей Родины. А у нас достаточно событий, которые учат чести, порядочности, благородству, смелости, великодушию, милосердию. Как вы думаете, о каких событиях я сейчас говорю? ( Освобождение от монголо-татарского ига, Отечественная война 1812 года, восстание декабристов 14 декабря 1825 года, отмена крепостного права в 1861 году, Октябрьская революция, гражданская война, Великая Отечественная война 1941-1945 годов….) Поступки героев мы можем «примерить» на себя, это поможет нам различать добро и зло, черное и белое, правду и ложь. Давайте на примере ранее изученных произведений и определим, чему может учить тот или иной герой. ( «Тарас Бульба» Н. Гоголя, «Станционный смотритель » А. Пушкина, «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Песня про купца Калашникова», «Мцыри» М. Лермонтова….)
Таким образом, мы еще раз убеждаемся в том, насколько велика роль книги в духовной жизни человека. И снова мне бы хотелось обратиться к высказыванию М. Горького. В свое время он писал: «Всем хорошим во мне я обязан книгам». Объясните, как вы понимаете это высказывание в 3-5 предложения.( самостоятельная работа-закрепление на 5-7 минут)
5) Резерв. Фронтальный опрос.
– Какие книги, прочитанные летом, вас заинтересовали?
– Какие книги вы прочитали самостоятельно, и сем они вам запомнились?
– У кого дома есть своя библиотека, любимая книга, автор?
6) Подведение итогов, комментарий отметок.
7) Домашняя работа: подготовить сообщение 5-7 предложений на тему «Эту книгу надо прочитать»