Сочинение на тему литература и ее роль в духовной жизни человека

3 варианта

  1. Может, это очень субъективный вопрос, но точно касается практически каждого. Литература как любой вид искусства имеет множество жанров, уникальное оформление, невероятное количество как полезного, так и интересного материала.
    Духовная жизнь человека, как известно, состоит из многих компонентов, и практически каждый касается литературы в той или иной степени. И в условиях конкретных книг на нее воздействует не только учебное, но и развлекательное и др. содержимое.

    Формирование:

    Я практически уверен, что формированию способствуют иллюстрации, содержащиеся в книге, что дает, например, для ребенка, возможность полюбить живопись и помогают более наглядно представить описываемую ситуацию, а значит развивает фантазию. А фантазия,как известно, полезный навык! Оформление книги: достойное оформление книги развивает эстетическое восприятие окружающего, так называемая любовь к красоте.
    Естественно,что так или иначе обойти содержимое любой книги невозможно. Содержимое любого жанра позволяет пережить читающему безграничную гамму всевозможных эмоций, даже самому черствому человеку что-то да придется по вкусу. Кроме того, разнообразие содержимого литературы дает :
    ответы на практические (житейские) вопросы;
    пополняют опыт человека ( т.к. рассматриваемые примеры и ситуации, в основном, создаются на основе реальных ситуаций);
    повышают общую эрудицию, – а это снова компонент духовной жизни;
    дают возможность приобретения новых навыков, определяют вкусы – (повторяя за героем или обретая интерес к изготовке самих книг);
    позволяют оставить все нежелательное здесь и “рвануть” в путешествие в мир параллельный;
    и, наконец, литература позволяет задуматься над тем, что есть, что будет, что могло бы быть или не могло быть в жизни человека; посмотреть на себя и окружающих со стороны, приглядеться к тем, кто рядом, обрести самоопределенность в мире и в себе.
    Так или иначе,
    мне кажется, есть еще одно: практически любая литература (если она по нраву, конечно) дает не “только прогуляться в параллельность”, но обеспечивает чувство безопасности и уюта, а это уже внутренняя духовная гармония.
    Конечно, разговаривать на эту тему можно бесконечно, но я выразил то основное, что было для меня очевидным.

  2. 2
    Текст добавил: //Моржей вижу,как дни//

    Книги – это то, что окружает нас почти с рождения. Пока мы крохотные младенцы, нам читают колыбельные песенки, когда мы подрастаем, родители читают сказки на ночь, а после каждый из нас сам готов взять книжку в руки и погрузиться в удивительный мир приключений и волшебства.
    Выходя из детства, юноша или девушка забирают любимые книги с собой. Литература окружает человека всю его жизнь. Даже не являясь заядлыми книжными фанатиками, мы часто слышим популярные цитаты из некоторых книг, фамилии персонажей, ставшие нарицательными в нашей обычной жизни. Даже многие фильмы сняты по мотивам той или иной книги.
    Литература – часть нас и нашего существования в мире, кто и что бы ни говорил. Безусловно, она играет большую роль в жизни людей. Исходя из масштаба целого человечества, произведения литературы – очень ценный и незаменимый помощник в развитии и эволюции. Именно благодаря памятникам письменности мы узнали о жизни в Древней Руси или, например, о философских деятелях эпохи Античности. В книгах всех времен собраны удивительные факты, какими мы пользуемся до сих пор. Географические открытия, познания всех научных дисциплин, история той или иной нации – все это известно нам именно благодаря произведениям письменности.
    Оценить роль литературы для каждого отдельного человека также не составляет труда. Для ребенка книга – первый источник знаний и толчок к развитию, не считая, конечно, его родителей. Благодаря детской литературе малыш учится мечтать, фантазировать и создавать в голове удивительные образы, развивает навыки общения и умственную деятельность. Все это очень важно в процессе социализации ребенка.
    В школе обучение детей не может происходить без книг и учебников. Каждый раз ребенку нужно самостоятельно обращаться к учебникам по истории, биологии, физике и химии. Только там он может найти ценную информацию и расширить круг своих знаний.
    Для взрослого человека книга служит источником вдохновения и ответов на многие жизненно важные вопросы. Кто-то ищет смысл жизни и приходит к философской литературе. Кто-то мечтает развить бизнес с нуля и выбирает в помощника книгу известного бизнесмена с его рассказами о достижении успеха. Некоторые с большой страстью читают книги по психологии и с помощью них раскрывают секреты успешных собеседований по работе и узнают о способах гармоничных отношений с окружающими. Книги с рецептами известных блюд, обзорами стран, с именами выдающихся мировых личностей – все это используется человеком постоянно. Что уж говорить про художественную литературу? К ней человек обращается в период душевных терзаний или одиночества и просто для того, чтобы отдохнуть и хорошо провести время.

  3. Дата                                                                                  Урок№1
    Литература как искусство слова и ее роль в  духовной жизни человека
    Цель урока:  сформировать представление о литературе как искусстве слова и ее роли в духовной жизни человека.
    Задачи:
    – повторить изученные языковые средства художественной выразительности,
    – работать над развитием  монологической речи учащихся на заданную тему,
    – продолжить работу по воспитанию чувства гордости за родную литературу.
    Оборудование: учебник, раздаточный материал, интерактивная доска, эпиграф.
    Ход урока.
    1) Организационный момент. Разминка  на определение языковых средств художественной выразительности (отработка задания №3 ОГЭ по русскому языку)
    Колокол дремавший
    Разбудил поля,
    Улыбнулась солнцу
    Сонная земля.
    Тихая долина
    Отгоняет сон,
    Где-то за дорогой
    Замирает звон.
    Учащиеся должны определить эпитеты, метафору,  олицетворение, инверсию. Параллельно вспомнить автора строк, его произведения.
    2) Работа с раздаточным материалом по отрывку из произведения Владимира Лидина. Чтение, анализ.
    « Немцы были изгнаны из Умани, и на улицах города вплотную, впритык стояли брошенные ими в бегстве автомашины, бронетранспортеры и танки. На одной из улиц через разбитое окно нижнего этажа я увидел груды сваленных на полу книг. …По стеллажам я определил библиотеку. … Вглядевшись, я увидел скорбные фигуры двух немолодых женщин, разбиравших в соседней комнате книги. Часть книг уже стояла на полках. Я подошел к женщинам, и мы познакомились: одна оказалась учительницей русского языка Зинаидой Ивановной Валянской, другая- библиотекаршей районной  библиотеки Юлией Александровной Панасевич, а книги, лежавшие на полу, они перетаскали из подполья, где  те пережили всю оккупацию. Я взял в руки одну из книг- это был учебник экономической географии, но, перелистав несколько страниц, я  с недоумением обратился к титулу книги: содержанию он никак не соответствовал.
    – Работа нам предстоит немалая,- сказала одна из женщин,- дело в том, что по приказу гебитскомиссара Оппа мы должны были уничтожить все книги по прилагаемому  списку… Мы переклеивали со старых учебников и разных других книг заглавные станицы, и нам удалось спасти почти все, что подлежало уничтожению…, так что не удивляйтесь, если том сочинений Пушкина, например, называется руководством по вышиванию.
    … Две мужественные женщины спасли целую районную библиотеку, вклеивая в подлежавшие уничтожении. Книги  другие названия или вкладывая их в другие переплеты. А теперь они разбирались в своих богатствах, восстанавливали то, что по распоряжению назначенного директором библиотеки Крамма они должны были разорвать в клочки.
    В Умани, в помещении районной библиотеки, я убедился в бессмертии книги.
    Вопросы на закрепление:
    – Как выдумаете, почему поступок  этих двух женщин можно считать геройским или мужественным?
    Подвести учащихся к итогу, что в годы Великой отечественной войны женщины рисковали жизнью, чтобы спасти книги, они переклеивали корешки. А должным ли образом мы к ним относимся сейчас?
    3) Работа по теме. Понять сегодняшнюю тему нам поможет эпиграф. Это слова М.Горького. Великий русский писатель утверждал: «Литература- учебник жизни» Как вы понимаете это высказывание? …. (Подвести учащихся к итогу, что главное назначение литературы- воспитать духовность в человеке и развить его лучшие качества)
    4) Знакомство с учебником. В течение 9 класса мы будем изучать произведения древнерусской литературы, 18, 19, 20 веков. Будут меняться эпохи, литературные направления, течения, авторы. Литература всегда охватывала и будет охватывать события,  отражающие историю нашей Родины. А у нас  достаточно событий, которые учат чести, порядочности, благородству, смелости, великодушию, милосердию. Как вы думаете, о каких событиях я сейчас говорю? ( Освобождение от монголо-татарского ига, Отечественная война 1812 года, восстание декабристов 14 декабря 1825 года, отмена крепостного права в 1861 году, Октябрьская революция, гражданская война,  Великая Отечественная война 1941-1945 годов….) Поступки героев мы можем «примерить» на себя, это поможет нам различать добро и зло, черное и белое, правду и ложь. Давайте на примере ранее изученных произведений и определим, чему может учить тот или иной герой. ( «Тарас Бульба» Н. Гоголя, «Станционный смотритель » А. Пушкина, «Повесть о Петре и Февронии  Муромских», «Песня про купца Калашникова», «Мцыри» М. Лермонтова….)
    Таким образом, мы еще раз убеждаемся в том, насколько велика роль книги в духовной жизни человека. И снова мне бы хотелось обратиться к высказыванию М. Горького. В свое время он писал: «Всем хорошим во мне я обязан книгам». Объясните, как вы понимаете это высказывание в 3-5 предложения.( самостоятельная работа-закрепление на 5-7 минут)
    5) Резерв. Фронтальный опрос.
    – Какие книги, прочитанные летом,  вас  заинтересовали?
    – Какие книги вы прочитали самостоятельно, и сем они вам запомнились?
    – У кого дома есть своя библиотека, любимая книга, автор?
    6) Подведение итогов, комментарий отметок.
    7) Домашняя работа: подготовить сообщение 5-7 предложений на тему «Эту книгу надо прочитать»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *