Сочинение на тему литература начала 20 века

9 вариантов

  1. Начало двадцатого века в русской литературе это яркость “Серебряного века” во всем культурном наследии. Критические настроения порождали литературные шедевры и открывали новые имена. Время реалистов с критическим взглядом. Начал активно развиваться модерн. Писатели и поэты того времени глубоко проникали не только в умы, но и в души человеческие. Время было сложное. Капитализм, революционные взгляды наряду с философскими и религиозными теориями отражались литературой.
    Это время расцвета поэзии. Направления поэтические различны, но модернистские взгляды преобладают. Это временной отрезок, когда пересматриваются устои, идеалы, ценности.
    Хронология в литературной жизни двадцатого века прослеживается следующая: 1892 – 1917 годы окончание безвременья (революционный подъем общества, манифест и сборник “Символы”, творчество Максима Горького). Хотя, возможно конец этого периода приходится на 1921-1922 годы. Время эмигрантов, ссыльных писателей, философов и историков. Русскую литературы XX века принято подразделять на: реализм, модернизм, литературный авангард.
    М. Горький и Л.Н. Андреев не последнюю роль сыграли в литературном движении того времени. После революции у России начался период не простой. Он тяжело переносится ни только людьми, которым выпало жить после революции, но и для литературного бомонда является почти катастрофическим. Многие литераторы были вынуждены покинуть Родину. Кто-то был выдворен, а кто-то эмигрировал по доброй воле. Но жизнь творческая, литературная в России не прекращается. Сложное время открывает новые таланты. Яркие, со свежим взглядом и острым словом молодые писатели, участники Гражданской войны: Л. Леонов, М. Шолохов, А. Фадеев. У них не похожий на классиков слог, взгляд. Но они интересны, востребованы, близки народу.
    Тридцатые годы характеризуются в литературе как “года великого перелома”. Прежние устои рушатся. Партия активно контролирует литературную среду. Аресту подвергают П. Флоренского, А. Лосева, А. Воронского, И Д. Хармса. Репрессируемая интеллигенция гибнет.А ведь основой интеллигенции как раз являются деятели культуры. Результатом репрессий тридцатых годов является гибель большого числа писателей, в их числе: Н. Клюев, О. Мандельштам, И. Катаев, И. Бабель, Б. Пильняк, П. Васильев, А. Воронский, Б. Корнилов. Возможностей, для развития литературы практически никаких. Все оспаривается, осуждается, подвергается тотальной проверке.

  2. Русская
    литература
    XX века — наследница традиции золотого века русской классической литературы.
    Ее художественный уро­вень вполне сопоставим с нашей классикой.
    На
    протяжении всего столетия возникает в обществе и в литера­туре острый интерес к
    художественному наследию и духовному по­тенциалу Пушкина и Гоголя, Гончарова и
    Островского, Толстого и Достоевского, творчество которых воспринимается и
    оценивается в зависимости от философских и идеологических течений времени, от
    творческих поисков в самой литературе. Взаимодействие с традици­ей носит
    сложный характер: это не только развитие, но и отталкива­ние, преодоление,
    переосмысление традиций. В XX веке в русской литературе рождаются новые
    художественные системы — модер­низм, авангардизм, социалистический реализм.
    Продолжают жить реализм, романтизм. Каждой из этих систем присущи свое понима­ние
    задач искусства, свое отношение к традиции, языку художест­венной литературы,
    жанровым формам, стилю. Свое понимание лич­ности, ее места и роли в истории и
    национальной жизни.
    Литературный
    процесс в России XX века во многом определялся воз­действием на художника,
    культуру в целом различных философских сис­тем и политики. С одной стороны,
    несомненно влияние на литературу идей русской религиозной философии конца XIX
    начала XX века (труды Н. Фе­дорова, В. Соловьева, Н. Бердяева, В. Розанова и др.),
    с другой — марксист­ской философии и большевистской практики. Марксистская
    идеология, начиная с 1920-х годов, устанавливает в литературе жесткий диктат,
    изго­няя из нее все несовпадающее с ее партийными установками и строго рег­ламентированными
    идейно-эстетическими рамками социалистического реализма, директивно
    утвержденного основным методом отечественной литературы XX века на Первом
    съезде советских писателей в 1934 году.
    Начиная
    с 1920-х годов, наша литература перестает существо­вать как единая национальная
    литература. Она вынужденно разде­ляется на три потока: советская; литература
    русского зарубежья (эмигрантская); и так называемая «задержанная» внутри
    страны, то есть не имеющая выхода к читателю по цензурным соображени­ям. Эти
    потоки вплоть до 1980-х годов были изолированы друг от друга, а читатель не
    имел возможности представить целостную кар­тину развития национальной
    литературы. Это трагическое обстоя­тельство составляет одну из особенностей
    литературного процес­са. Оно же во многом обусловило трагизм судеб, своеобразие
    твор­чества таких писателей, как Бунин, Набоков, Платонов, Булгаков и др. В
    настоящее время активная публикация произведений писате­лей-эмигрантов всех
    трех волн, произведений, долгие годы проле­жавших в писательских архивах,
    позволяет увидеть богатство и многообразие национальной литературы. Появилась
    возможность подлинно научного ее изучения во всем объеме, постигая внутрен­ние
    закономерности ее развития как особой, собственно художе­ственной области
    общеисторического процесса.
    В изучении
    русской литературы и ее периодизации преодолевают­ся принципы исключительной и
    прямой обусловленности литератур­ного развития социально-политическими
    причинами. Конечно, лите­ратура реагировала на важнейшие политические события
    времени, но в основном в плане тематики и проблематики. По своим художест­венным
    принципам она сохраняла себя как самоценную сферу духов­ной жизни общества.
    Традиционно выделяются следующие периоды:
    1) конец XIX века — первые
    десятилетия XX века;
    2) 1920—1930-е годы;
    3) 1940-е — середина 1950-х годов;
    4)
    середина 1950-х—1990-е годы.
    ЛИТЕРАТУРА
    «СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА»
    Конец
    XIX века были переломным ис­торическим
    периодом в развитии общественной и художественной жизни России. Это время
    характеризуется резким обострением социальных конфликтов, ростом массовых
    выступлений, полити­зацией жизни и необычайным ростом личностного сознания. Че­ловеческая
    личность осознается как единство многих начал — со­циального и природного,
    нравственного и биологического. И в ли­тературе персонажи не определяются
    исключительно и по преиму­ществу средой и социальным опытом. Появляются разные,
    порой полярные, способы отражения реальности.
    Впоследствии
    поэт Н. Оцуп назвал этот период «серебряным ве­ком» русской литературы.
    Современный исследователь М. Пьяных так определяет этот этап отечественной
    культуры: «Серебрянный век» — в сравнении с «золотым», пушкинским, — принято
    назы­вать в истории русской поэзии, литературы и искусства конец XIX — начало XX столетия.
    Если иметь в виду, что у «серебряного века» был пролог (80-е годы XIX в.) и
    эпилог (годы Февральской и Октябрь­ской революций и гражданской войны), то
    началом его можно счи­тать знаменитую речь Достоевского о Пушкине (1880 г.), а
    концом — речь Блока «О назначении поэта» (1921), тоже посвященную «сыну
    гармонии» — Пушкину. С именами Пушкина и Достоевского свя­заны две основные,
    активно взаимодействующие между собой тен­денции в русской литературе как
    «серебряного века», так и всего XX столетия — гармоническая и трагедийная».
    Тема судьбы России,
    ее духовно-нравственной сущности и историче­ских перспектив становится
    центральной в творчестве писателей разных идейных и эстетических течений.
    Обостряется интерес к проблеме на­ционального характера, специфике национальной
    жизни, природы че­ловека. В творчестве писателей разных художественных методов
    они решаются по-разному: в социальном, конкретно-историческом плане реалистами,
    последователями и продолжателями традиций критическо­го реализма XIX века.
    Реалистическое направление представляли А. Се­рафимович, В. Вересаев, А. Куприн,
    Н. Гарин-Михайловский, И. Шмелев, И. Бунин и др. В метафизическом плане, с
    использованием элементов ус­ловности, фантастики, уходя от принципов
    жизнеподобия — писателя­ми-модернистами. Символистами Ф. Сологубом, А. Белым,
    экспрессиони­стом Л. Андреевым и др. Рождается и новый герой, «непрерывно расту­щий»
    человек, преодолевающий оковы угнетающей и подавляющей его среды. Это герой
    М. Горького, герой социалистического реализма.
    Литература начала
    XX века
    — литература философской пробле­матики по преимуществу. Любые
    социальные аспекты жизни при­обретают в ней глобальный духовный и философский
    смысл.
    Определяющие черты
    литературы этого периода:
    интерес
    к вечным вопросам: смысл жизни отдельного челове­ка и человечества; загадка
    национального характера и истории Рос­сии; мирское и духовное; человек и
    природа;
    интенсивный
    поиск новых художественных средств вырази­тельности;
    появление
    нереалистических методов — модернизма (симво­лизм, акмеизм), авангардизма
    (футуризм);
    тенденции
    к взаимопроникновению литературных родов друг в друга, переосмысление
    традиционных жанровых форм и напол­нение их новым содержанием.
    Проза
    Борьба
    двух основных художественных систем — реализма и модернизма — определила
    развитие и своеобразие прозы этих лет. Несмотря на дискуссии о кризисе и
    «конце» реализма, новые воз­можности реалистического искусства открывались в
    творчестве позднего Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, В.Г. Короленко, И.А. Бунина.
    Молодые
    писатели-реалисты (А. Куприн, В. Вересаев, Н. Телешов, Н. Гарин-Михайловский,
    Л. Андреев) объединились в московский кружок «Среда». В издательстве
    товарищества «Знание», руково­димом М.Горьким, они публиковали свои
    произведения, в которых развивались и своеобразно трансформировались традиции
    демо­кратической литературы 60—70-х годов, с ее особым вниманием к личности
    человека из народа, его духовным исканиям. Продолжа­лась чеховская традиция.
    Проблемы
    исторического развития общества, активной созида­тельной деятельности личности
    поднимал М.Горький, в его творче­стве очевидны социалистические тенденции
    (роман «Мать»).
    Необходимость
    и закономерность синтеза принципов реализма и модернизма обосновывали и
    осуществляли в своей творческой практике молодые писатели-реалисты: Е. Замятин,
    А. Ремизов и др.
    Особое место
    занимает в литературном процессе проза симво­листов. Философское осмысление
    истории характерно для трило­гии Д. Мережковского «Христос и Антихрист». Историю
    и стили­зацию истории мы увидим в прозе В.Брюсова (роман «Огненный ангел»). В
    романе «без надежды» «Мелкий бес» Ф. Сологуба фор­мируется поэтика
    модернистского романа, с его новым осмысле­нием классических традиций. А. Белый
    в «Серебряном голубе» и «Петербурге» широко использует стилизацию, ритмические
    воз­можности языка, литературные и исторические реминисценции для создания
    романа нового типа.
    Поэзия
    Особенно
    интенсивные поиски нового содержания и новых форм происходили в поэзии.
    Философские и идейно-эстетические тенденции эпохи воплотились в трех основных
    течениях.
    В
    середине 90-х годов в статьях Д.Мережковского и В.Брюсова тео­ретически
    обосновывался русский символизм. Большое влияние на
    символистов оказали философы-идеалисты А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, а также
    творчество французских поэтов-символистов П. Верлена, А. Рем­бо. Символисты
    провозгласили как основу своего творчества мисти­ческое содержание и символ —
    основное средство его воплощения. Красота — единственная ценность и главный
    критерий оценки в поэзии старших символистов. Творчество К. Бальмонта, Н. Минского, З. Гиппиус, Ф. Сологуба отличает необычайная музыкальность, оно ориентировано
    на передачу мимолетных, озарений поэта.
    В
    начале 1900-х годов символизм переживает кризис. Из симво­лизма выделяется
    новое течение, так называемый «младосимволизм», представленный Вяч. Ивановым,
    А. Белым, А. Блоком, С. Со­ловьевым, Ю. Балтрушайтисом. На младосимволистов
    огромное влияние оказал русский религиозный философ В.Соловьев. Они
    разрабатывали теорию «действенного искусства». Для них была ха­рактерна
    трактовка событий современности и истории России как столкновения
    метафизических сил. В то же время для творчества младосимволистов характерно
    обращение к социальным вопросам.
    Кризис
    символизма обусловил появление нового течения, про­тивостоящего ему, — акмеизма. Акмеизм сформировался в
    круж­ке «Цех поэтов». В него входили Н. Гумилев, С. Городецкий, А. Ах­матова,
    О. Мандельштам, Г. Иванов и др. Они пытались реформиро­вать эстетическую систему
    символистов, утверждая самоценность реальной действительности, сделали
    установку на «вещное» воспри­ятие мира, «вещную» ясность образа. Для поэзии
    акмеистов харак­терна «прекрасная ясность» языка, реализм и точность деталей,
    жи­вописная яркость изобразительно-выразительных средств.
    В
    1910-е годы возникает авангардистское течение в поэзии — футуризм. Футуризм неоднороден:
    внутри него выделяются не­сколько групп. Наибольший след в нашей культуре
    оставили кубофутуристы (Д. и Н. Бурлюки, В. Хлебников, В. Маяковский, В. Камен­ский).
    Футуристы отрицали социальное содержание искусства, культурные традиции. Им
    свойственно анархическое бунтарство. В своих коллективных программных сборниках
    («Пощечина обще­ственному вкусу», «Дохлая луна» и др.) они бросали вызов «так
    на­зываемому общественному вкусу и здравому смыслу». Футуристы разрушали
    сложившуюся систему литературных жанров и стилей, на базе разговорного языка
    разрабатывали близкий к фольклору тонический стих, проводили эксперименты со
    словом.
    Литературный
    футуризм был тесно связан с авангардистскими течениями в живописи. Почти все
    поэты-футуристы были профес­сиональными художниками.
    Свое особое место в литературном процессе начала века
    зани­мала новокрестьянская поэзия, опирающаяся на народную культу­ру (Н. Клюев,
    С. Есенин, С. Клычков, П. Орешин и др.)

  3. Русская
    литература XX века: общая характеристика 

    Описание
    литературного процесса XX века,
    представление основных литературных
    течений и направлений. Реализм. Модернизм
    (символизм, акмеизм, футуризм). Литературный
    авангард.

    Поделиться…
    Конец
    XIX — начало XX вв. стали временем яркого
    расцвета русской культуры, ее “серебряным
    веком” (“золотым веком” называли
    пушкинскую пору). В науке, литературе,
    искусстве один за другим появлялись
    новые таланты, рождались смелые новации,
    состязались разные направления,
    группировки и стили. Вместе с тем культуре
    “серебряного века” были присущи
    глубокие противоречия, характерные для
    всей русской жизни того времени.
    Стремительный
    рывок России в развитии, столкновение
    разных укладов и культур меняли
    самосознание творческой интеллигенции.
    Многих уже не устраивали описание и
    изучение зримой реальности, разбор
    социальных проблем. Притягивали вопросы
    глубинные, вечные — о сущности жизни и
    смерти, добре и зле, природе человека.
    Ожил интерес к религии; религиозная
    тема оказала сильнейшее влияние на
    развитие русской культуры начала XX
    века.
    Однако
    переломная эпоха не только обогащала
    литературу и искусство: она постоянно
    напоминала писателям, художникам и
    поэтам о грядущих социальных взрывах,
    о том, что может погибнуть весь привычный
    уклад жизни, вся старая культура. Одни
    ждали этих перемен с радостью, другие
    — с тоской и ужасом, что вносило в их
    творчество пессимизм и надрыв.
    На
    рубеже XIX и XX вв. литература развивалась
    в иных исторических условиях, чем прежде.
    Если искать слово, характеризующее
    важнейшие особенности рассматриваемого
    периода, то это будет слово “кризис”.
    Великие научные открытия поколебали
    классические представления об устройстве
    мира, привели к парадоксальному выводу:
    “материя исчезла”. Новое видение
    мира, таким образом, определит и новое
    лицо реализма XX в., который будет
    существенно отличаться от классического
    реализма предшественников. Также
    сокрушительные последствия для
    человеческого духа имел кризис веры
    (“Бог умер!” — воскликнул Ницше).
    Это привело к тому, что человек XX века
    все больше стал испытывать на себе
    влияние безрелигиозных идей. Культ
    чувственных наслаждений, апология зла
    и смерти, воспевание своеволия личности,
    признание права на насилие, обернувшееся
    террором — все эти черты свидетельствуют
    о глубочайшем кризисе сознания.
    В
    русской литературе начала XX века будут
    чувствоваться кризис старых представлений
    об искусстве и ощущение исчерпанности
    прошлого развития, будет формироваться
    переоценка ценностей.
    Обновление
    литературы, ее модернизация станут
    причиной появления новых течений и
    школ. Переосмысление старых средств
    выразительности и возрождение поэзии
    ознаменуют наступление “серебряного
    века” русской литературы. Термин этот
    связывают с именем Н. Бердяева,
    употребившего его в одном из выступлений
    в салоне Д. Мережковского. Позже
    художественный критик и редактор
    “Аполлона” С. Маковский закрепил
    это словосочетание, назвав свою книгу
    о русской культуре рубежа столетий “На
    Парнасе серебряного века”. Пройдет
    несколько десятилетий и А. Ахматова
    напишет “…серебряный месяц ярко /
    Над серебряным веком стыл”.
    Хронологические
    рамки периода, определяемого этой
    метафорой, можно обозначить так: 1892 —
    выход из эпохи безвременья, начало
    общественного подъема в стране, манифест
    и сборник “Символы” Д. Мережковского,
    первые рассказы М. Горького и т.д.) —
    1917 год. По другой точке зрения,
    хронологическим окончанием этого
    периода можно считать 1921—1922 годы (крах
    былых иллюзий, начавшаяся после гибели
    А. Блока и Н. Гумилева массовая эмиграция
    деятелей русской культуры из России,
    высылка группы писателей, философ и
    историков из страны).
    Русская
    литература XX века была представлена
    тремя основными литературными
    направлениями: реализмом, модернизмом,
    литературным авангардом. Схематично
    развитие литературных направлений
    начала века можно показать следующим
    образом:
    Представители
    литературных направлений

    Старшие
    символисты
    :
    В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Д.С. Мережковский,
    З.Н. Гиппиус, Ф.К. Сологуб и др.
    Мистики—богоискатели:
    Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, Н.
    Минский.
    Декаденты—индивидуалисты:
    В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Ф.К. Сологуб.
    Младшие
    символисты
    :
    А.А. Блок, Андрей Белый (Б.Н. Бугаев), В.И.
    Иванов и др.
    Акмеизм:
    Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, С.М. Городецкий,
    О.Э. Мандельштам, М.А. Зенкевич, В.И.
    Нарбут.
    Кубофутуристы (поэты
    “Гилеи”): Д.Д. Бурлюк, В.В. Хлебников,
    В.В. Каменский, В.В. Маяковский, А.Е.
    Крученых.
    Эгофутуристы:
    И. Северянин, И. Игнатьев, К. Олимпов, В.
    Гнедов.
    Группа “Мезонин
    поэзии”: В. Шершеневич, Хрисанф, Р.
    Ивнев и др.
    Объединение
    “Центрифуга”
    :
    Б.Л. Пастернак, Н.Н. Асеев, С.П. Бобров и
    др.
    Одним
    из интереснейших явлений в искусстве
    первых десятилетий XX века было возрождение
    романтических форм, во многом забытых
    со времен начала прошлого столетия.
    Одну из таких форм предложил В.Г.
    Короленко, чье творчество продолжает
    развиваться в конце XIX и первые десятилетия
    нового века. Иным выражением романтического
    стало творчество А. Грина, произведения
    которого необычны своей экзотичностью,
    полетом фантазии, неискоренимой
    мечтательностью. Третьей формой
    романтического явилось творчество
    революционных рабочих поэтов (Н. Нечаева,
    Е. Тарасова, И. Привалова, А. Белозерова,
    Ф. Шкулева). Обращаясь к маршам, басням,
    призывам, песням, эти авторы поэтизируют
    героический подвиг, используют
    романтические образы зарева, пожара,
    багровой зари, грозы, заката, безгранично
    расширяют диапазон революционной
    лексики, прибегают к космическим
    масштабам.
    Особую
    роль в развитии литературы XX века сыграли
    такие писатели, как Максим Горький и
    Л.Н. Андреев. Двадцатые годы — сложный,
    но динамичный и творчески плодотворный
    период в развитии литературы. Хотя
    многие деятели русской культуры оказались
    в 1922 году выдворенными из страны, а
    другие отправились в добровольную
    эмиграцию, художественная жизнь в России
    не замирает. Наоборот, появляется много
    талантливых молодых писателей, недавних
    участников Гражданской войны: Л. Леонов,
    М. Шолохов, А. Фадеев, Ю. Либединский, А.
    Веселый и др.
    Тридцатые
    годы начались с “года великого
    перелома”, когда резко были деформированы
    основы прежнего российского жизнеустройства,
    началось активное вмешательство партии
    в сферу культуры. Арестовываются П.
    Флоренский, А. Лосев, А. Воронский И Д.
    Хармс, усилились репрессии против
    интеллигенции, которые унесли жизни
    десятков тысяч деятелей культуры,
    погибли две тысячи писателей, в частности
    Н. Клюев, О. Мандельштам, И. Катаев, И.
    Бабель, Б. Пильняк, П. Васильев, А.
    Воронский, Б. Корнилов. В этих условиях
    развитие литературы происходило
    чрезвычайно затрудненно, напряженно и
    неоднозначно.
    Особо
    рассмотрение заслуживает творчество
    таких писателей и поэтов, как В.В.
    Маяковский, С.А. Есенин, А.А. Ахматова,
    А.Н. Толстой, Е.И. Замятин, М.М. Зощенко,
    М.А. Шолохов, М.А. Булгаков, А.П. Платонов,
    О.Э. Мандельштам, М.И. Цветаева.
    Священная
    война, начавшаяся в июне 1941 года, выдвинула
    перед литературой новые задачи, на
    которые сразу же откликнулись писатели
    страны. Большинство их оказалось на
    полях сражений. Более тысячи поэтов и
    прозаиков вступили в ряды действующей
    армии, став прославленными военными
    корреспондентами (М. Шолохов, А. Фадеев,
    Н. Тихонов, И. Эренбург, Вс. Вишневский,
    Е. Петров, А. Сурков, А. Платонов).
    Произведения различных родов и жанров
    включились в борьбу с фашизмом. На первом
    месте среди них была поэзия. Здесь надо
    выделить патриотическую лирику А.
    Ахматовой, К. Симонова, Н. Тихонова, А.
    Твардовского, В. Саянова. Прозаики
    культивировали свои самые оперативные
    жанры: публицистические очерки, репортажи,
    памфлеты, рассказы.
    Следующим
    крупным этапом в развитии литературы
    века был период второй половины XX века.
    В пределах этого большого отрезка
    времени исследователи выделяют несколько
    относительно самостоятельных периодов:
    позднего сталинизма (1946—1953 гг.); “оттепели”
    (1953—1965 гг.); застоя (1965—1985 гг.), перестройки
    (1985—1991 гг.); современных реформ (1991—1998
    гг.) Литература развивалась в эти очень
    разные периоды с большими трудностями,
    испытывая попеременно ненужную опеку,
    губительное руководство, командный
    окрик, послабление, сдерживание,
    преследование, раскрепощение.
    Брюсов
    — родоначальник русского символизма
    Одним из родоначальников русского
    символизма и характерным представителем
    поэзии «серебряного» века был В. Я.
    Брюсов (1873- 1924). Сложный в общении,
    по-своему относящийся ко многим явле­ниям
    в искусстве В. Брюсов — один из
    основоположников модерни­стской
    поэзии в России. В 1894-95-м годах Валерий
    Яковлевич изда­ет три сборника «Русские
    символисты», основным автором которых
    стал сам поэт, представивший образцы
    «новой поэзии». Это была первая
    коллективная декларация модернизма в
    России. По мысли Брюсова, символизм
    должен стать «поэзией оттенков»,
    выражающей «тонкие, едва уловимые
    настроения». К концу 90-х годов XIX века
    В. Брюсов становится одним из наиболее
    ярких поэтов символист­ской ориентации.
    В 1900 году вышел поэтический сборник
    «Третья стража», в котором осмысливается
    современность через углубление в историю
    и мифологию. В Поэтическом сборнике
    «Граду и миру» (1903)   отразились
    впечатления и размышления, вызванные
    от по­ездки по Италии и Франции, где
    произошло знакомство В. Брюсова с
    культурой эпохи Возрождения. Сборник
    был построен по принципу единого
    композиционного целого (что стало важным
    для практики поэтов-символистов вообще),
    отличался жанрово-тематическим
    раз­нообразием. А. Блок восторженно
    отозвался о книге, отметив, что в ней
    «есть преемничество от Пушкина — и по
    прямой линии». В лирике В. Я. Брюсова
    выделяются две ведущие темы:
    истори­ко-мифологическая и тема
    города. Поэт-символист воспринимает
    современный мир как «позорно-мелочный,
    неправый, некрасивый». Объединяя прошлое,
    настоящее и будущее, Брюсов пытается
    найти связующую нить истории. Хрестоматийным
    стихотворением данной тематики является
    «Ассаргадон», в котором в качестве
    лирического героя выбрана сильная,
    незаурядная личность, ассирийский царь-
    завоеватель 7 века до н.э. Ассаргадон, а
    точнее Асархаддон. На сте­не в Сирии
    сохранились надписи о его сокрушительных
    победах. Пафос стихотворения — утверждение
    необыкновенной личности, склонной к
    гордому уединению, так как «исчерпал
    до дна тебя, земная слава!» Лирический
    герой, царь Ассаргадон — полководец,
    способный с помощью своего ума, силы,
    энергии влиять на ход ис­тории, на
    движение времени: Едва я принял власть,
    на нас восстал Сидон. Сидон я ниспроверг
    и камни бросил в море. Египту речь моя
    звучала, как закон, Элам читал судьбу в
    моем едином взоре… Герой «упоен величьем»
    своих побед, не знает поражений, воен­ных
    неудач, но одинок: И вот стою один,
    величьем упоен… Характеризуя царя как
    человека чрезмерно возгордившегося,
    забывшего о простых людях, мечтающего
    о подвигах как о детской забаве, поэт
    раскрывает трагическую сущность сильной
    личности. Стихотворение написано в
    форме сонета. В первых двух строфах
    автор утверждает власть Ассаргадона,
    описывая его сокрушитель­ные победы
    над целыми народами, странами, городами.
    Последние две строфы сонета —
    неутешительный итог разрушительных
    похо­дов царя-полководца. Пафос
    большинства поэтических произведе­ний
    В.Я. Брюсова на историческую тематику
    («Ассаргадон», «Анто­ний», «Александр
    Великий» и др.) — утверждение сильной
    личности, деяния которой часто приводят
    не к созиданию и про­грессу, а разрушают
    саму основу человеческого общежития.
    Дви­жение истории В. Я. Брюсов представлял
    как смену культурных эпох, происходящую
    под воздействием внутреннего разложения
    старого мира и под натиском нецивилизованных
    племен, варваров, призванных уничтожить
    прошлое. В. Я. Брюсова волнуют высокие
    темпы развития цивилизации, всеобщая
    механизация, расцвет городов и в связи
    с этим утрата че­ловеком нравственных
    ценностей, моральных ориентиров.
    Совре­менный город с бурно развивающейся
    промышленностью, с заменой ручного
    труда машинным производством вызывает
    опасения поэта: Улица была — как буря.
    Толпы проходили, Словно их преследовал
    неотвратимый Рок. Мчались омнибусы,
    кебы и автомобили, Был неисчерпаем
    яростный людской поток. «Стальной»,
    «кирпичный», «стеклянный», с «железными
    жила­ми» город властвует над людьми,
    являясь средоточением порока: злобы,
    нищеты, разврата. В поэтическом мире
    Валерия Брюсова город, совмещая в себе
    все ужасы цивилизации, сам становится
    соб­ственным палачом и наносит себе
    непоправимый вред: Коварный змей с
    волшебным взглядом! В порыве ярости
    слепой Ты нож, с своим смертельным ядом,
    Сам подымаешь над собой. («Городу»)
    Притягивая человека эфемерным величием,
    масштабностью (Ты — чарователь неустанный,
    / Ты — не слабеющий магнит…), город
    является также и центром существующей
    науки и индустрии: Горят электричеством
    луны На выгнутых длинных стеблях; Звенят
    телеграфные струны В незримых и нежных
    руках… («Сумерки») Двойственное отношение
    поэта к городу заставляет В. Брюсова
    ис­кать пути выхода из создавшегося
    положения. И здесь художнику на помощь
    приходит сильная личность, которая
    вмешается в процесс ме­ханизации
    жизни, бросит вызов порочности современной
    цивилиза­ции, все преодолеет, и жизнь
    вновь наполнится энергией борьбы,
    уст­ремится к обновлению, станет
    способной к изменению мира, вызовет
    прогресс мировой науки, искусства,
    индустрии. И в итоге произойдет расцвет
    цивилизации, которая достигнет небывалых
    вершин: Но чуть заслышал я заветный зов
    трубы, Едва раскинулись огнистые знамена,
    Я — отзыв вам кричу, я — песенник борьбы,
    Я вторю грому с небосклона. Кинжал
    поэзии! Кровавый молний свет, Как прежде,
    пробежал по этой верной стали, И снова
    я с людьми, — затем, что я поэт. Затем,
    что молнии сверкали. («Кинжал») В
    брюсовской поэзии урбанистическая тема
    перекликается с по­иском яркой, сильной
    личности, способной не только к
    перерожде­нию и собственному
    возрождению, но и к изменению современной
    цивилизации, к преодолению мнимых,
    пустых взаимоотношений мира с искусством.
    В последние годы жизни Брюсов занимается
    переводами, пишет статьи, посвященные
    теории стихосложения, изучению творчества
    Пушкина, русской литературы. В своем
    творчестве В. Я. Брюсов со­единил
    строгие заветы классической литературы
    с поиском новых поэтических средств. О
    собственном месте в литературе поэт
    гово­рил следующее: «Я хочу, чтобы в
    истории всеобщей литературы обо мне
    было две строчки. И они будут».
    “Каждый
    сам себе судьба!” (Тема нравственного
    выбора человека в произведениях
    М.Горького.)
    В
    понимании М.Горького лишь горячая любовь
    к людям, к своему делу, к родной земле
    может дать человеку твердость в жизненных
    испытаниях. Данко, жертвующий собой
    ради других, сильнее Ларры.
    В
    связи с этим возникает важнейший вопрос:
    как действительно сильный человек
    относится к окружающим? Это один из
    основных вопросов, ответить на который
    не способна вся мировая литература.
    Позиция Горького здесь ясна. Кажущаяся
    сила Ларры, которому люди якобы не нужны,
    не выдерживает испытания одиночеством.
    В более поздних произведениях Горький
    усложняет вопрос: одиночество среди
    людей — следствие ли это силы или
    слабости? И дает ответ: сильный не может
    быть одинок, он всегда среди людей —
    пусть чуждых ему по духу, но страдающих.
    И это же понимает Сатин после встречи
    с Лукой. Но взгляды этих героев все равно
    расходятся в главном. Лука считает, что
    слабый должен найти в жизни опору и
    обязанность сильного — помочь ему в
    этом. Сатин уверен, что на самом деле
    сильному не нужна опора и ждать лучшего
    будущего в бездействии — не для настоящего
    человека. Он приходит к этому убеждению
    не сразу. Мы можем проследить за его
    развитием по ходу пьесы.
    В
    одном из своих монологов Сатин говорит:
    “Старик — не шарлатан? Что такое
    правда? Человек — вот правда! Он это
    понимал… вы нет?” В этом, наверное, и
    состоит основной, ключевой момент
    произведения: соединение “правды”
    Сатина, оправдывающего Луку, с “ложью
    во имя спасения” Луки.
    Направленность
    этой удивительной пьесы-притчи не только
    не является какой-то случайной для
    Горького, а, напротив, чрезвычайно
    характерна для него, связана с чем-то
    тайным в его таланте. Для Горького было
    важным не только “что делать?”, но
    и “как делать?”, как воплотить,
    осуществить мечту. Поэтому у него,
    писателя активного, революционного
    гуманиста, так сокровенно и убедительно
    в той сложной, запутанной жизни прозвучали
    общефилософские темы: правда — бог
    свободного человека, ложь — религия
    рабов и хозяев.
    Та
    огромная правда жизни, которую Горький
    жадно собирал и носил в своем сознании,
    правда бытовая, психологическая,
    моральная, социальная всего естественнее
    воплощалась в широких, емких, свободных
    формах прозаического повествования, в
    формах реализма, который на вершинах
    своей зрелости был у Горького реализмом
    социалистическим.
    Как
    беспощадный писатель-реалист Горький
    создал целую энциклопедию русской жизни
    — художественную энциклопедию конца
    XIX — начала XX века. Среди своих
    героев-искателей он неизменно отдавал
    предпочтение растущему человеку. Однажды
    он писал об этом так: “Моя задача —
    пробуждать в человеке гордость самим
    собой, говорить ему о том, что он в жизни
    — самое лучшее, самое значительное,
    самое дорогое, святое и что, кроме него,
    нет ничего достойного внимания. Мир —
    плод его творчества, Бог — частица его
    сердца и разума”.
    Мир
    горьковских произведений — это мир,
    постоянно изменяющийся, в нем необратимо
    осуществляются процессы “разрушения”
    и “созидания” личностей. Горький
    и здесь шел в ногу со своим временем:
    как в его отечестве всё “стронулось”
    с неподвижной точки навстречу будущему,
    так и он, сын своего века, был охвачен
    этим процессом обретения новой истины,
    новой веры.
    Лишь
    сильный человек, утверждает Горький,
    способен смотреть в лицо реальности.
    Но без цели в жизни, без уверенности в
    своих возможностях изменить мир он не
    способен, как не способен противостоять
    невзгодам. В пьесе “На дне” мы видим
    людей сильных духом, но не знающих долга
    перед собой и окружающими. Бубнов,
    которому многое дано, уже утратил себя.
    Барон издевается над всеми и быстро
    теряет человеческие черты. Сатин лишь
    в начале этого пути. Кто знает, какая
    судьба ждала бы его, не появись в ночлежке
    Лука… Недаром Сатин позже скажет, что
    Лука подействовал на него, как кислота
    на потускневшую монету. Сатин понимает,
    что назначение сильного — не утешать
    страдающих, а искоренять страдание,
    зло. Это одно и самых твердых убеждений
    Горького.
    Для Горького
    сила — в стремлении идти вперед “к
    свободе, к свету”. Лишь горячее сердце
    и сильная воля, вера в победу помогут
    пройти этот путь. И память о тех, кто на
    этом пути пожертвовал собой ради других,
    как звезды — искры сердца Данко — будут
    освещать дорогу идущим следом.

    Русская
    литература 20-90-х годов XX века: основные
    закономерности и тенденции

    В
    конце 10-х и в 20-е годы XX века литературоведы
    новейшую русскую литературу иногда
    отсчитывали с 1881 г. – года смерти
    Достоевского и убийства Александра
    II.
    В настоящее время общепризнанно, что в
    литературу «XX век» пришел в начале 90-х
    годов XIX столетия., А.П.
    Чехов – фигура переходная, в отличие
    от Л.Н.
    Толстого он не только биографически,
    но и творчески принадлежит как XIX, так
    и XX веку. Именно благодаря Чехову
    эпические жанры – роман, повесть; и
    рассказ – стали разграничиваться в
    современном понимании, как большой,
    средний и малый жанры. До того они
    разграничивались фактически независимо
    от объема по степени «литературности»:
    повесть считалась менее «литературной»,
    чем роман, рассказ был в этом смысле еще
    свободнее, а на грани с нехудожественной
    словесностью был очерк, т.е. «набросок».
    Чехов стал классиком малого жанра и тем
    поставил его в один иерархический ряд
    с романом (отчего основным разграничительным
    признаком и стал объем). Отнюдь не прошел
    бесследно его опыт повествователя. Он
    также явился реформатором драматургии
    и театра. Однако последняя его пьеса
    «Вишневый сад» (1903), написанная позже,
    чем «На дне» Горького (1902), кажется в
    сравнении с горьковской завершением
    традиций XIX века, а не вступлением в
    новый век. Символисты и последующие
    модернистские направления. Горький, Андреев,
    даже ностальгический Бунин – это уже
    бесспорный XX век, хотя некоторые из них
    начинали в календарном XIX-м.
    Тем
    не менее в советское время «серебряный
    век» определялся чисто хронологически
    как литература конца XIX – начала XX века,
    а принципиально новой на основании
    идеологического принципа считалась
    советская литература, якобы возникшая
    сразу после революции 1917 г. Независимо
    мыслящие люди понимали, что «старое»
    кончилось уже с мировой войны, что
    рубежным был 1914 г. – А.
    Ахматова в «Поэме без героя», где основное
    действие происходит в 1913 г., писала: «А
    по набережной легендарной / Приближался
    не календарный – / Настоящий Двадцатый
    Век». Однако официальная советская
    наука не только историю русской
    литературы, но и гражданскую историю
    всего мира делила по одному рубежу –
    1917 г.
    Идеологические
    догматы рухнули, и теперь очевидно, что
    художественную литературу измерять
    главным образом идеологическими и даже
    преимущественно политическими мерками
    нельзя. Но нельзя их и игнорировать.
    Из-за грандиозного политического
    катаклизма единая национальная литература
    была разделена на три ветви (беспрецедентный
    провой истории случай): литературу,
    именовавшуюся советской, «задержанную»
    (внутри страны) и литературу русского
    зарубежья. У них достаточно различные
    художественные принципы, темы, состав
    авторов, периодизация. Революция
    определила чрезвычайно многое во всех
    трех ветвях литературы. Но великий
    раскол произошел не в октябре-ноябре
    1917 г. Пользовавшаяся льготами со стороны
    новых властей «пролетарская» поэзия,
    возникшая раньше, при всех потугах
    осталась на периферии литературы, а
    определяли ее лицо лучшие поэты
    «серебряного века»:
    А.
    Блок, Н.
    Гумилев, А.
    Ахматова, В.
    Ходасевич, М.
    Волошин, В.
    Маяковский, С.
    Есенин, внешне как бы затаившиеся М.
    Цветаева и Б. Пастернак. Разруха первых
    послереволюционных лет почти полностью
    истребила художественную прозу (В.
    Короленко, М.
    Горький, И.
    Бунин пишут сразу после революции
    публицистические произведения) и
    драматургию, а один из первых после
    лихолетья гражданской войны романов –
    «Мы» (1920) Е.
    Замятина – оказался первым крупным,
    «задержанным» произведением, открывшим
    целое ответвление русской литературы,
    как бы не имеющее своего литературного
    процесса: такие произведения со временем,
    раньше или позже, включались в литературный
    процесс зарубежья либо метрополии.
    Эмигрантская литература окончательно
    сформировалась в 1922-1923 годах,
    в 1923 г. Л.
    Троцкий явно преждевременно злорадствовал,
    усматривая в ней «круглый нуль», правда,
    оговаривая, что «и наша не дала еще
    ничего, что было бы адекватно эпохе».
    Вместе
    с тем этот автор тут же отмечал: «Литература
    после Октября хотела притвориться, что
    ничего особенного не произошло и что
    это вообще ее не касается. Но как-то
    вышло так, что Октябрь принялся хозяйничать
    в литературе, сортировать и тасовать
    ее, – и вовсе не только в административном,
    а еще в каком-то более глубоком смысле».
    Действительно, первый поэт России А.
    Блок не только принял революцию, хоть
    и понял ее отнюдь не по-большевистски,
    но и своими «Двенадцатью», «Скифами»,
    статьей «Интеллигенция и Революция»,
    совершенно не «советскими» в точном
    смысле, тем не менее положил начало
    будущей советской литературе. Ее
    основоположник – Блок, а не Горький,
    которому приписывалась эта заслуга, но
    который своими «Несвоевременными
    мыслями» основал как раз антисоветскую
    литературу, а в советскую вписался и
    возглавил ее значительно позже, так что
    из двух формул, определяющих русскую
    литературу после 1917 г., – «От Блока до
    Солженицына» и «От Горького до
    Солженицына» –
    правильнее первая. У истоков советской
    литературы оказались еще два крупнейших
    и очень разных русских поэта – В.
    Маяковский и С.
    Есенин. Творчество последнего после
    революции, при всех его метаниях и
    переживаниях, и больше и глубже
    дореволюционного. В конечном счете все
    три основоположника советской поэзии
    стали жертвами советской действительности,
    как и В.
    Брюсов, принявший революцию во второй
    половине 1918 г.,
    и многие другие поэты и прозаики. Но
    порученное им историей дело они сделали:
    в советской стране появилась сначала
    более или менее «своя», а потом и
    действительно своя высокая литература,
    с которой не шли ни в какое сравнение
    потуги «пролетарских поэтов».
    Таким
    образом, литература с конца 1917 г. (первые
    «ласточки» – «Ешь ананасы, рябчиков жуй,
    / день твой последний приходит, буржуй»
    и «Наш марш» Маяковского) до начала 20-х
    годов представляет собой небольшой, но
    очень важный переходный период. С точки
    зрения собственно литературной, как
    правильно отмечала эмигрантская
    критика,
    это было прямое продолжение литературы
    предреволюционной. Но в ней вызревали
    качественно новые признаки, и великий
    раскол на три ветви литературы произошел
    в начале 20-х.
    «Рубежом
    был, – писал один из лучших советских
    критиков 20-х годов В.
    Полонский, – 1921 год, когда появились
    первые книжки двух толстых журналов,
    открывших советский период истории
    русской литературы. До «Красной нови»
    и «Печати и революции» мы имели много
    попыток возродить журнал «толстый» и
    «тонкий», но успеха эти попытки не имели.
    Век их был краток: старый читатель от
    литературы отошел, новый еще не народился.
    Старый писатель, за малым исключением,
    писать перестал, новые кадры были еще
    немногочисленны».
    Преимущественно поэтический период
    сменился преимущественно прозаическим.
    Три года назад проза решительно приказала
    поэзии очистить помещение»,
    – писал в статье 1924 г. «Промежуток»,
    посвященной поэзии, Ю.
    Тынянов, используя скорее поэтическую
    метафору. В 20-е годы, до смерти Маяковского,
    поэзия еще в состоянии тягаться с прозой,
    которая, в свою очередь, многое берет
    из поэтического арсенала. Вл.
    Лидин констатировал, что «новая русская
    литература, возникшая после трех лет
    молчания, в 21-м году, силой своей природы,
    должна была принять и усвоить новый
    ритм эпохи. Литературным провозвестником
    (пророчески) этого нового ритма был,
    конечно, Андрей
    Белый. Он гениально разорвал фактуру
    повествования и пересек плоскостями
    мякину канонической формы. Это был тот
    литературный максимализм (не от формул
    и комнатных вычислений), который
    соответствовал ритму наших революционных
    лет».
    В то время первым советским писателям
    «взорванный мир казался не разрушенным,
    а лишь приведенным в ускоренное
    движение» и
    в немалой мере действительно был таковым:
    на еще не вполне разрушенной культурной
    почве «серебряного века» грандиозный
    общественный катаклизм породил
    исключительный энтузиазм и творческую
    энергию не только среди сторонников
    революции, и литература 20-х, а в значительной
    степени и 30-х годов действительно
    оказалась чрезвычайно богатой.

  4. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА НАЧАЛА XX века

    Начало XX в. характеризуется обогащением литературы кри­тического реализма, появлением произведений социалистиче­ского реализма, развитием модернистских течений. Фоном ли­тературных поисков было бурное развитие капиталистических отношений и революционного движения марксистского харак­тера, а наряду с этим — глубокие религиозно-философские тео­рии, возникающие в условиях тотального кризиса всех сторон жизни. В литературе усилилось стремление дойти до самых глу­бин человеческой души, понять не только социальную сущность личности, но и ее психологию и подсознание, т.е. усилилось антропологическое начало.
    В реализме начала XX века переплетались различные тенден­ции, связанные с усвоением писателями традиций Л. Толстого, Ф. Достоевского. В творчество реалистических писателей орга­нично вписывались импрессионистические, экспрессионистские стилевые черты, усиливалась роль жизнеощущений самого пи­сателя в повествовании.
    Поэзия начала XX в. переживает небывалый взлет. Недаром этот период назван «серебряным веком» русской поэзии. Наибо­лее яркими в это время были модернистские течения: симво­лизм, акмеизм и футуризм.
    Модернизм явился в определенной мере порождением глубо­кого кризиса в европейской культуре в конце XIX — начале XX в. Кризис характеризовался разочарованием в прежних обществен­ных идеалах, пересмотром моральных ценностей, утратой веры в силу научного познания, вспышкой увлечения мистицизмом и идеалистически-религиозной философией; ощущение отчуж­денности мира от человека, враждебность действительности, неустойчивость и относительность всего выводили к метафизи­ческим, надличностным основам и ценностям, к уходу в субъ­ективный мир личности.

  5. В русской литературе XX столетия можно выделить несколько периодов. Первые два десятилетия получили название “серебряного века”: это эпоха бурного развития литературных направлений, появления целой плеяды гениальных Мастеров Слова. Литература этого периода обнажила глубокие противоречия, возникшие в обществе того времени. Писателей перестали устраивать классические каноны, начался поиск новых форм, новых идей. На передний план выходят общечеловеческие, философские темы о смысле бытия, о нравственности, о духовности. Все больше стало появляться религиозных тем.
    Четко обозначились три основных литературных направления: реализм, модернизм и русский авангард. Возрождаются и принципы романтизма, особенно ярко это представлено в творчестве В. Короленко и А. Грина.
    В 30-е годы наметился “великий перелом”: тысячи представителей интеллигенции были подвергнуты репрессиям, а существование жесточайшей цензуры замедлило развитие литературных процессов.
    С началом Великой Отечественной войны в русской литературе появилось новое направление — военное. Изначально были популярны жанры, близкие к журналистике – очерки, эссе, репортажи. Позднее появятся монументальные полотна, запечатлевшие все ужасы войны и борьбы с фашизмом. Это произведения Л. Андреева, Ф. Абрамова, В. Астафьева, Ю. Бондарева, В. Быкова.
    Вторая половина XX столетия характеризуется многоплановостью и противоречивостью. Во многом это обусловлено тем, что развитие литературы во многом определялось правящими структурами. Оттого такая неравномерность: то идеологическое засилие, то полное раскрепощение, то командный окрик цензуры, то послабление.

    Русские писатели XX века

    Максим Горький

    М. Горький — один из самых значительных писателей и мыслителей начала столетия. Признан основателем такого литературного направления, как социалистический реализм. Его произведения стали “школой мастерства” для литераторов новой эпохи. А творчество Горького оказало огромное влияние на развитие мировой культуры. Его романы и рассказы переводились на множество языков и стали мостом, соединившим русскую революцию и мировую культуру.
    Биография:
    Максим Горький: жизнь и творчество
    Избранные произведения:
    “Мещане”
    “На дне”
    “Старуха Изергиль”

    Леонид Андреев

    Л.Н.Андреев. Творчество этого писателя – одна из первых “ласточек” эмигрантской русской литературы. Творчество Андреева гармонично укладывается в концепцию критического реализма, обнажавшего трагедию социальной несправедливости. Но, примкнув к рядам белой эмиграции, Андреев на долгое время был забыт. Хотя значение его творчества оказало большое влияние на развитие концепции реалистического искусства.
    Биография:
    Леонид Андреев: жизнь и творчество
    Избранное произведение:
    “Кусака”

    Александр Иванович Куприн

    А.И. Куприн. Имя этого величайшего писателя незаслуженно ставят рангом ниже, чем имена Л. Толстого или М. Горького. Вместе с тем, творчество Куприна – яркий образчик самобытного искусства, искусства истинно русского, интеллигентного. Главные темы в его произведениях: любовь, особенности русского капитализма, проблемы русской армии. Вслед за Пушкиным и Достоевским А. Куприн огромное внимание уделяет теме “маленького человека”. Также писателем написано немало рассказов специально для детей.
    Биография:
    Александр Иванович Куприн: жизнь и творчество
    Избранные произведения:
    “Гранатовый браслет”
    “Олеся”

    Константин Георгиевич Паустовский

    К.Г.Паустовский — удивительный писатель, которому удалось остаться самобытным, остаться верным самому себе. В его произведениях нет революционного пафоса, громких лозунгов или социалистических идей. Главная заслуга Паустовского в том, что все его рассказы и романы представляются эталонами пейзажной, лирической прозы.
    Биография:
    Константин Георгиевич Паустовский: жизнь и творчество
    Избранные произведения:
    “Теплый хлеб”
    “Телеграмма”

    Михаил Александрович Шолохов

    М.А. Шолохов — великий русский писатель, чей вклад в развитие мировой литературы трудно переоценить. Шолохов, вслед за Л. Толстым создает удивительные монументальные полотна жизни России в самые переломные моменты истории. Также Шолохов вошел в историю русской литературы как певец родного края – на примере жизни донского края писатель сумел показать всю глубину исторических процессов.
    Биография:

  6. В мировой литературе, именно русская литература в целом занимает значимое место. Если рассуждать о русской литературе 20 века, то именно начало столетия знаменуется как серебряный век расцвета литературы на Руси. В этом периоде происходили самые сложные для России той эпохи, существенные противоречия. В этот момент стал постепенно оживать интерес к изучению религии, которая в свою очередь и оказывала основное влияние на столь стремительное развитие русской литературы. Начались проявляться всё новые талантливые люди. Практически всех литераторов той эпохи стали тревожить вопросы о сущности добра и зла, жизни и смерти, а также внутренней природы человека.
    Научные открытия, которые были сделаны в тот период, сильно пошатнули современные представления о жизни. НОВЫЕ ВЗГЯДЫ НА МИР, СТАЛИ ОПРЕДЕЛТЬ И НОВЫЕ ПОНИМАНИЯ РЕАЛЬНОСТИ 20 ВЕКА. Он весьма чувствительно отличался по сравнению с видением жизни их предшественников. Это всё стало первым и основным шагом к самому глубокому кризису в сознании. Практически в каждый сложный момент жизни, человек попросту нуждается в сильном всплеске эмоций, а тем боле, если человек творческой натуры. В эти года не каждый мог просто и свободно высказывать свои переживания. Могли это делать лишь писатели да и то на бумаге, ведь она всё может стерпеть. Литература внесла огромный вклад в происходящую переоценку жизненных ценностей.
    Влияние литературы 20 века на Руси довольно быстро распространялась за её пределы. Это довольно хорошо почувствовалось сразу же после окончания Октябрьской революции. Она сделала очевидным то, что русская литература 20 века оказывает поступательные влияния на сознание человека. Благодаря написанным произведениям в этом веке, за границей Руси все считали русского человека настоящим и храбрым бойцом с сильными духовными качествами самопознания. Просто гигантскими тиражами стали выходить произведения, которые написали классики русской литературы 20 века. Таким образом каждый день появлялось всё больше новых людей, которые их читали.
    В этот знаменательный период расцвета русской литературы, большинство писателей той эпохи были изгнаны из страны, а некоторые добровольно решили эмигрировать, но культурное общество России и её литературная жизни с тех пор не замирала ни на секунду. Стали появляться весьма талантливые молодые писатели, которые принимали участие в Гражданской войне.
    Нельзя обойти стороной творчество гениальных писателей как Есенин, Маяковский, Толстой, Платонов, а также десятки многих других писателей, чьи произведения и по сей день остаются мировой классикой и примером для подражания начинающих поэтов и писателей. Во времена Великой Отечественной Войны, в литературе всё больше стало появляться патриотизма, который взывал к народу. В них довольно ярко описывались сцены сражения русского народа с фашистскими захватчиками и оккупантами.

  7. Начало двадцатого века. Как много этот период истории принес для русского народа. Это и масштабный технический прорыв: впервые начинают использоваться телефоны, электрические лампочки, автомобили. Это – кровопролитные войны и революции.
    Это – светлая, непоколебимая вера в лучшее, что помогала людям с достоинством и честью пройти через все испытания. Если охарактеризовать данный период одним словом, то максимально подходящим будет слово «Прорыв». Общество смогло распрощаться со своим прошлым и открылось новаторствам, впитывало новые идеи. Литература подобно зеркалу отображала все изменения, которые происходили в жизни нации.

    Новые приемы в литературном процессе первой половины ХХ века

    Литературный процесс в первой половине ХХ века приобретает новые стили, новые приемы, в нем сочетаются модернизм и реализм. Для литературных произведений становится характерным фантастический абсурд, как новая экспериментальная форма. Если в ХIХ веке в литературных произведениях описывались четкие объективные предметы, к примеру, любовь, зло, семейные и общественные отношения, то в обновленной литературе ХХ века используются в первую очередь абстрактные психологические приемы для описания той или иной вещи.
    Литература наполняется особой философией. Главные темы, которые использовались в творчестве – это война, революция, проблемы религиозного восприятия, а главное – трагедия личности, человека, который в силу обстоятельств потерял свою внутреннюю гармонию. Лирические герои становятся более смелыми, решительными, неординарными, непредсказуемыми.
    Многие литераторы также отказываются от классической стилистической подачи текста – появляется знаменитая «лесенка» В. Маяковского. Опыт литературных мастеров прошлого не отвергается, но дополняется более смелыми модерными элементами. Например, стиль стихосложения Есенина очень близок к манере Пушкина, но сравнивать и отождествлять их нельзя. В большинстве произведений на первый план выносится интерес к субъекту, к тому, как человек воспринимает общественные события через призму своего сознания.
    В начале XX века появляется массовая литература. Произведения, которые не отличались высокой художественной ценностью, однако имели большое распространение среди населения.

    Влияние общественной и государственной жизни на литературу

    В этот период писатели и поэты находились в ожидании все новых перемен и взрывов в общественной и государственной жизни. Это, однозначно, в огромной степени повлияло на их творчество. Кто-то в своих произведениях вдохновлял людей и вселял веру в новое прекрасное будущее, кто-то с пессимизмом и надрывом убеждал в неизбежности горя и страданий.
    Существенную роль в развитии литературного процесса сыграло авторитарное вмешательство новой власти. Некоторые писатели выбрали для себя диссидентский путь, некоторые начали в своих произведениях строить страну социализма, воспевать рабочий класс и коммунистическую партию.
    Не смотря на то, что многие литературные деятели вынуждены были из-за политических мотивов покинуть страну, русская литература не умирает в эмиграции. К самым знаменитым русским литературным деятелям в эмиграции относятся Бунин, Цветаева, Куприн, Ходасевич, Шмелев.
    Для русской литературы начала ХХ века характерно осознание кризиса старых представлений о ценностях, происходит масштабная их переоценка. Появляются новые литературные течения и школы. Происходит возрождение обновленной поэзии, что ознаменовывает начало Серебряного века русской литературы.

    Нужна помощь в учебе?

  8. Литература XX века ярко отражает противоре­чивую действительность этого столетия. XX век — эпоха роста самосознания народов, мощных нацио­нально-освободительных движений. В этот период создаются произведения прозы, драматургии, по­эзии, литературно-критические статьи, литератур­ные манифесты. Наблюдается не только разнообра­зие жанров, но и появление различных течений, на­правлений, школ, характеризующих литературный процесс и общественную жизнь века. В литературе дальнейшее воплощение получил реализм. Картина его развития, однако, неоднородна. Развитие реа­лизма в ряде литератур начала XX века отмечено рядом кризисных явлений: сказывалось влияние об­щекультурных факторов, которые определили суще­ственные изменения в реализме и вызвали к жизни новые направления. Возникают такие авангардист­ские течения, как экспрессионизм, футуризм, ку­бизм, дадаизм и др. Реализм также не отмежевывается от эстетических исканий. Он становится значительно богаче в жанрово-стилевом отношении. Появляются новые формы изображения действительности, расши­ряется круг тем. Социально-бытовое начало произве­дений XIX века постепенно сменяется философско-интеллектуальной, духовно-личностной проблематикой. «Поэтика жизнеподобия», служившая воспроизведе­нию «жизни в формах самой жизни» и определявшая облик реалистической литературы XIX века, усту­пает место иным структурообразующим тенденци­ям; существенную роль начинает играть условность (А. Франс, Б. Шоу, Г. Уэллс и др.). конкретно-эмпирическое изображение действительности в творчест­ве этих и других авторов органически соединяется с обобщенно-символическим. В психологизации искус­ства слова, наблюдаемой в ранней прозе К. Гамсуна, новеллах Т. Манна, драмах Г. Ибсена и А. Стриндберга, отчетливо просматривается перспектива литера­туры новейшего времени. Большое место в реалис­тической прозе XX века занимают масштабные, мо­нументальные полотна («Жан-Кристоф» Р. Роллана, «Сага о Форсайтах» Дж. Голсуорси, «Будденброки» Т. Манна и др.). Поражает многообразие романных форм: социально-психологический роман (Т. Манн, Р. Роллан), социально-политический (Дж. Лондон, Т. Драй­зер), исторический (М. Твен, А. Франс), сатиричес­кий (Г. Манн) и др. Однако определить форму того или иного произведения без возможных оговорок и уточнений почти немыслимо: каждому из них присущи качества различных жанровых модифи­каций.
    Среди новаторских течений начала XX века до­статочно широкое распространение получил экспрес­сионизм (Германия, Австрия). Экспрессионизм воз­ник как оппозиция искусству XIX века, и прежде всего — импрессионизму, натурализму, романтизму, хотя можно найти линии, связующие его с романти­ками, с поэзией А. Рембо, М. Метерлинка. Экспресси­онизм провозглашал целью искусства спонтанное, взрывоподобное выражение «я» художника, высво­бождение энергии творца, по возможности не связан­ного с материальным миром, ибо тот олицетворяет хаос, зло. Происходит сознательное искажение форм действительности. Для стиля экспрессионизма ха­рактерны: тяготение к абстракциям, замена конкрет­ных персонажей символами (Женщина, Неистовый Воин, Отчаяние и т. д.). Элементы поэтики экспрес­сионизма есть в произведениях немецких писателей, драмах Б. Брехта.
    Все громче заявляют о себе художники других модернистских направлений. Среди наиболее после­довательных модернистов первой половины XX века самыми признанными стали Дж. Джойс (литература «потока сознания»), Ф. Кафка. Кафка — модернист прежде всего по мироощущению: замкнутость на се­бе, изолированность от людей, неверие в возможности человека что-либо изменить к лучшему, вырваться из круга унизительной рабской зависимости от сил зла. Человек обречен на одиночество, он слаб и уязвим, он незащищен перед бедой, перед всемогущим и непо­стижимым роком. В 40-50-е годы имя Ф. Кафки по­лучает международную известность, которой немало способствовала высокая оценка его произведений Ж. Сартром и А. Камю — общепризнанными мэтрами набиравшего силу и входившего в моду экзистенциа­лизма.
    Экзистенциализм пользовался необыкновенной популярностью в послевоенные годы, особенно попу­лярен был его французский вариант, который попы­тался идею абсолютной свободы человека связать с идеей «ангажированности», вовлеченности в исто­рический процесс — идеей, которая была прямым порождением антифашистского Сопротивления. В буржуазных странах экзистенциализм возник в ре­зультате кризиса общественной системы. Он оказал значительное влияние на литературу и искусство Запада, на умонастроения буржуазной интеллиген­ции. Характерные черты экзистенциализма — пес­симизм, субъективистское толкование свободы, от­рицание рационального познания и утверждение интуитивного (непосредственного) постижения ре­альности. Человеческое существование (экзистенция) проявляется через заботу, страх, решимость, совесть; все они определяются через смерть; человек постигает экзистенцию в пограничных ситуациях (борьба, страдания, смерть). Постигая свое существо­вание, человек обретает свободу, которая есть выбор самого себя.
    Большой интерес представляют смелые эксперимен­ты в области драматургии. В ряде пьес и постановок 50-60-х годов доминирует экзистенциалистская идея абсурдного бытия, изображение одинокого человека во враждебном мире. Возникает «театр абсурда» (француз А. Адамов, румын Э. Ионеско, ирландец С. Беккет). Бы­тие в пьесах предстает лишенным смысла и цели, ра­зум — бессильным и порабощенным ложными идеями, над всем возвышается абсурд как альтернатива непре­одолимой смерти.
    Еще одним направлением, противопоставившим себя реализму, стал сюрреализм. Это был своеоб­разный бунт против буржуазного общества, который нередко граничил с лингвистической «алхимией» и чистым экспериментом. Целью искусства провоз­глашались абсолютно свободное творчество, высво­бождение психической энергии, достижение сверх­ реальности. Разрушение логики, загадочные снови­дения, случайные ассоциации — таково проявление индивидуалистической «сюрреалистической револю­ции» (ранние творческие опыты Л. Арагона, П. Элю­ара; Ф. Г. Лорка и др.).
    Возникает плеяда неороманистов. «Новый роман», или «антироман», принципиально осудил всякую по­литическую, социальную, философскую и нравствен­ную тематику, всякую злободневную тематику вооб­ще. Разрушается структура реалистического романа: в неоромане отсутствует типизация, хронологически последовательное повествование, сюжет, системы ха­рактеров. Все внимание сосредоточено на подсозна­нии, на глубинном психологическом анализе. Неоро­манисты (Н. Саррот, К. Мориак) воссоздают душев­ные состояния, жизненный хаос, как можно менее упорядоченный. Фантазия и воображение писателей ставит порой «неороманы» на грань между реальным и воображаемым. Среди своих «учителей» неорома­нисты называли М. Пруста и Дж. Джойса.
    Англичанин Дж. Джойс стал выдающимся пред­ставителем литературы «потока сознания». Писа­тель воссоздает хаотичный внутренний монолог, «фиксирует» мельчайшие движения сознания в том порядке, в каком они возникали, передает душевные состояния в свободных ассоциативных потоках с ос­лабленными или предельно завуалированными логи­ческими связями. Элементы «потока сознания» встречаются у Л. Толстого, М. Горького, У. Фолкне­ра, М. Слуцкиса.
    «Поток сознания» использовала как своего рода формальный эксперимент английская писательница Вирджиния Вулф. В своем творчестве она отдавала предпочтение воспроизведению микропроцессов пси­хики. В. Вулф стала теоретиком «психологической школы», которая рассматривала воображение худож­ника как основу творчества, утверждала приоритет субъективного над объективным. Писательница реши­тельно выступала против реалистов (Голсуорси, Уэлл­са) и фактически отрицала социальную и нравствен­ную проблематику искусства.
    Реализм, как литературное направление, не только не отступил под натиском бесконечно богатых исканий в сфере средств художественной выразительности, но и упрочил свои позиции, взаимодействуя с различ­ными модернистскими течениями, заимствуя некото­рые элементы их эстетики. Утверждением реализма характеризовалось в начале XX века литературное развитие США, Бельгии, скандинавских стран. Укре­пились позиции реализма в Италии и Испании, усили­лись его тенденции в литературах Востока и Латин­ской Америки.

  9. : «Вечные темы» в лирике М.Ю. Лермонтова

    М.Ю. Лермонтов в своем поэтическом творчестве обраща­ется к «вечным темам»: тема любви, природы, христианского смирения, патриотического служения родине, предназначение поэта-творца. Обратимся к отдельным стихотворениям поэта, где раскрывается данная проблематика.
    Уже в этом раннем стихотворении «Поэт» (1828) Лермон­тов размышляет о сущности поэтического творчества:
    Таков поэт: чуть мысль блеснет, …

    : «Вечные ценности» в лирике поэтов начала 20 века

    В сложное для России время, в период политического пе­релома, в сложных социально-бытовых условиях русские по­эты обращаются в своих художественных произведениях к подлинным духовным ценностям, пишут о нравственности, морали, милосердии и сострадании.
    Например, пейзажное стихотворение И.А. Бунина «Вечер» принадлежит к философской лирике. Лирическое произведе­ние написано в форме сонета….

    «Житие Александра Невского» – великий памятник литературы Древней Руси

    «Житие Александра Невского» – один из великих памятников древнерусской литературы.
    Литература Древней Руси – предшественница классической русской литературы ХУН-ХХ вв. Это одна из самых древних ли­тератур Европы – древнее, чем французская, английская, немец­кая. Ее истоки исследователи относят к X веку.
    В древнерусской литературе, пишет известнейший исследо­ватель культуры и литературы Древней Руси…

    «Заветная книга» В.П. Астафьева «Последний поклон» и рассказ «Фотография, на которой меня нет»

    В.П. Астафьев вошел в историю русской литературы XX века как замечательный писатель – прозаик, автор произведений, ставших классическими уже при жизни автора, – это повести «Кража», «Где-то гремит война», «Печальный детектив», «Так хочется жить», монументальное произведение «Царь-рыба», ро­ман «Прокляты и убиты», многочисленные рассказы. На протя­жении многих лет – с 1968 по 1992 год – В….

    «Записки охотника» И.С. Тургенева как цикл

    Сборник И.. Тургенева «Записки охотника» состоит из двадцати пяти небольших прозаических произведений. По своей форме это очерки, рассказы и новеллы. Очерки («Хорь и Калиныч», «Однодворец Овсяников», «Малиновая вода», «Лебедянь», «Лес и степь»), как правило, не имеют разрабо­танного сюжета, содержат в себе портрет, параллельную ха­рактеристику нескольких героев, картинки быта, пейзаж,…

    «И милость к падшим призывал…». В.А. Жуковский и декабристы

    Василий Андреевич Жуковский – широко известный русский поэт, достойный представитель русской классической литерату- 70 ры, основоположник романтического направления в русской ли­тературе. В свое время он был широко известен и почитаем не только как литератор, автор многих стихотворений, баллад и по­эм, по сути, преемник Н.И. Карамзина, но и как крупный обще­ственный деятель, воспитанник…

    «Крестьянская тема» в лирике Н.А. Некрасова

    Н.А. Некрасова с детства волновала судьба народа, про­стого крестьянина. Первое самостоятельное стихотворение, где Некрасов сразу же заявил о себе как о народном поэте, было напечатано в 1845 году и называлось «В дороге». Стихо­творение посвящено раздумьям поэта о народе, народной жизни. Некрасов сделал крестьянина главным героем лириче­ского произведения, изобразив его как человека с…

    «Москва моя родина» (Н.В. Гоголь). Москва в жизни писателя

    Н.В. Гоголь родился на Украине, детские годы его прошли в Полтавской губернии. Он очень любил свой край, свой язык, ис­торию и культуру, народные украинские песни, сказания, сказки. Но жизнь сложилась так, что, став достаточно взрослым челове­ком, Гоголь стал жить в России, сначала в Петербурге, а в по­следние годы жизни – в Москве. Он очень полюбил Москву. «Москва моя родина», – писал он…

    «Охотничьи рассказы» Ю.М. Нагибина

    В творчестве писателя Юрия Марковича Нагибина есть большой цикл рассказов.
    Связаны рассказы в основном с Мещер­ским краем, а толчком к их написанию явилось длительное и страстное увлечение писателя охотой. В этих рассказах отра­зились и детские впечатления писателя, знание им деревен­ской жизни.
    За десять лет Ю.М. Нагибиным было написано и издано око­ло двадцати рассказов этого цикла.
    Как замечает…

    «Певец во стане русских воинов». Поэт В.А. Жуковский на войне 1812 года

    В сентябре 1812 года В.А. Жуковский вступил в ополчение, которое шло от Москвы к Можайску, где Кутузов наметил гене­ральную схватку с Наполеоном.
    В.А. Жуковский принимал непосредственное участие в са­мой кровопролитной и решающей битве – в сражении под Бо­родино 26 сентября 1812 года.
    Спустя 25 лет в одном из писем В.А. Жуковский расска­зал о том, что произошло утром 26 августа 1812 года, о…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *