Сочинение на тему лиза и эраст в повести бедная лиза

14 вариантов

  1. Главный герой произведения дворянин Эраст, он происходит из аристократической семьи. Это красивый молодой юноша, который привлекательный внешне, имеющий доброе сердце и хорошие манеры. Он легко находит общий язык со всеми, поэтому круг общения его достаточно широк и разнообразен, его любят в обществе.
    Единственные недостатки молодого дворянина, ветреные поступки и слабая сила воли. Встретив Лизу, он полюбил ее с первого взгляда, но если рассмотреть это чувство более подробно, то это была обычная влюбленность. Ведь после некоторого времени проведенного с Лизой, гуляя по полям, наслаждаясь, обществом друг друга.
    Он многие поступки и слова, которые говорит возлюбленной, прочел в романах, но вскоре понимает, что эти отношения были просто увлечением. Лиза же наоборот полюбила Эраста сильно, глубоко и настоящей любовью. Эраст этого чувства к ней не испытывает, после того как долго встречался с крестьянкой и получил от нее то что хотел, понимает что она ему уже наскучила.
    Самое главное в этой истории, что Эраст изначально верил в то, что он любит Лизу и не собирался ее предавать. Даже после того как Эраст с ней расстался он терзает себя мыслями, что обманул молодую девушку. Для того чтобы ей хоть как то помочь, он предлагает ей 100 рублей, но Лиза ужасно обиделась этому предложению.
    Эраст из богатой семьи и привык все проблемы решать с помощью денег, он, как только увидел Лизу, хотел скупить все ее цветы, потом хотел помогать ей деньгами, но она отказалась. Вот после расставания Лиза ни копейки не взяла у Эраста. Он хотел помогать ей финансово, но проиграл все свои деньги и чтобы не стать нищим, ему пришлось жениться на богатой вдове.
    Вот Лизе он сказал, что пошел в армию служить, но после того как проиграл свое состояние, вынужден был уйти с военной службы и жениться. Но из-за своей слабости он не смог Лизе рассказать о том, что в скором времени вынужден жениться. Лиза случайно узнала о его женитьбе и, не выдержав такого предательства, покончила жизнь самоубийством.
    Лиза бродила по городу и нашла пруд, в который и бросилась, Эраст, узнав об этой трагедии так и не смог простить себе, то, что предал молодую девушку. Он так и не смог простить себя за то, что Лиза погибла.
    В итоге Эраст так и не смог быть счастливым и не простил себя за то, что стал виноватым в смерти Лизы. Эраст добрый, но слишком ветреный, не имеющий силы воли человек, из-за его слабости не смогла стать счастливой Лиза и он сам.
    Так же большую роль в этой истории сыграло то, что Лиза и Эраст с разных сословий, он дворянин, она обычная крестьянка. Это и стало причиной столь трагической истории, в финале которой погибла Лиза. Ведь даже если бы Эраст захотел на ней жениться, общество не приняло бы этот брак и до конца жизни осуждали бы Лизу и Эраста.

    Образец 4

    В своих произведениях Карамзин всегда преследовал цель написать такой текст, дабы он трогал прочитавшего его за живое, заставляя задуматься над тем, или иным аспектом его жизни. Он часто говорил о несправедливости жизни, боли, которую причиняют добрым и доверчивым людям, и о судьбе, которой, как таковой, и нет вовсе. Таким образом, мы видим, что атмосфера в произведениях Карамзина наполнена тёмной, грустной атмосферой, из-за которой у прочитавшего слегка меняется мировоззрение и взгляд на некоторые вещи. Примером такого произведение является “Бедная Лиза”.
    В произведение повествование рассказывает нам историю девушки по имени Лиза, которая, мечтая о глубокой, высоконравственной, а главное, настоящей любви, знакомится с молодым человеком, с довольно красивой внешностью, статусом, и богатым внутренним миром. И всё поначалу идёт хорошо, даже слишком, однако позже выходят самые неприятные черты характера и образа Эраста.
    Эраст – молодой, приятного вида дворянин, с богатой семьёй, который всю свою жизнь также как и Лиза мечтал о настоящей любви, которая затмила бы собой всю нелепость его жизни, но, однако, представление и стремление это сильно искажённое, не такое как у Лизы. Эраст имеет представление о любви, как о некой материальной вещи, которую можно купить за деньги, или же напротив заплатить деньги, дабы не любить кого-то. Данное мнение отчасти имеет место быть из-за его воспитания, так как он рос в дворянской семье и все вещи в его жизни имеют цену. Самим же своим характером Эраст хороший, добрый, но недолговечный человек, который при даже малейшей потере интереса сразу же заменяет свой объект внимания, будь то человек или же простая вещь. Эраст привык жить так, как ему хочется, и очень часто он даже не задумывается о том, какую боль он может причинить людям, которые ему доверились, что также характеризует его как недальновидного человека. Эраст также является зависимым от азартных игр.
    В произведении Эраст носит скорее антиидеалистический характер, и автор стремится показать, что к такому образу жизни не стоит стремиться, пусть и его ведут довольно большое количество людей. Таким образом, автор подталкивает читателя на размышления, внося свои коррективы для дальнейшего развития его мысли. А передав образ Эраста именно таким образом, автор создал в своём произведении некий прототип того, как низко может пасть человек, просто идя на поводу у своих желаний и инстинктов.
    Я считаю, что именно данные черты преобладают в образе Эраста из произведения “Бедная Лиза” Карамзина.

  2. Эраст – один из главных героев повести Карамзина «Бедная Лиза». Это приятный молодой человек, способный расположить к себе. Он красив, богат и искушен в светской жизни. Сам автор описывает его так: «сей Эраст был довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным. Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил: скучал и жаловался на судьбу свою».
    Встретив Лизу, он почти сразу влюбляется в нее. Его очаровала её красота, простота и естественность. Он называет её «своей пастушкой» и «дочерью природы». Эрасту кажется, что он нашел свое счастье. Он по натуре мечтателен и имел живое воображение. Начитавшись романов, в которых «люди беспечно гуляли по лугам, купались в чистых источниках, целовались, как горлицы, отдыхали под розами и миртами и в счастливой праздности все дни свои провождали», он решил, что «нашел в Лизе то, чего сердце его давно искало». Он искренне верит в то, что сможет жить «с Лизою, как брат с сестрою» и не употребит её любовь во зло. В этом свете его чувства к Лизе выступают всего лишь необходимым дополнением к созданной его воображением идиллической картине. После того как Лиза отдается ему, он постепенно охладевает к молодой крестьянке. Тогда он решает отправиться в военный поход.
    Однако Эраст не исключительно отрицательный персонаж. Он не хотел вероломно обмануть наивную девушку и на самом деле вначале верил в свою любовь к ней. Уходя, он мучается совестью, и решает откупиться. Образ Эраста вообще почти всегда связан с деньгами. При первой встрече с Лизой он хочет купить все её цветы, хочет платить за Лизину работу «в десять раз дороже назначаемой ею цены», проигрывает во время похода всё своё состояние и вынужден жениться на богатой вдове. Эраст все свои поступки измеряет деньгами, считает, что с помощью денег можно сделать все. Деньги выступают в произведении как символ неискренних отношений. Разбив сердце девушки, молодой барин хочет откупиться от нее: «Вот сто рублей — возьми их». Он не понимает, что для Лизы его предательство подобно смерти. Для этого он слишком самовлюблённый и ветреный.
    Автор не осуждает Эраста за его поступок. Он сам наказал себя, терзаясь всю жизнь и так и не найдя счастья.

  3. Эраст молодой, образованный и очень состоятельный человек. Он вдоволь «насытился» жизнью, поэтому мужчину мало чем можно было удивить. Автор описывает его как улыбчивого и видного человека. Он легко мог расположить к себе собеседника.
    Эраст был дворянином. Он пользовался своим положением в обществе и присутствовал почти на всех светских мероприятиях. Однако такая жизнь ему очень наскучила и, зачитываясь романами, он пытался найти что-то иное. Возможно, он хотел любви, а возможно просто мечтал создать свой роман, в котором будет главным героем. И у мужчины это получилось.
    В одно замечательное утро, он повстречал девушку, которая продавала ландыши. Ее звали Лизой. На первый взгляд, она была совершенно обыкновенной. Возможно, это и притянуло внимание мужчины. Его попытки «подкупить» Лизу, не увенчались успехом. Она наотрез отказалась принимать у дворянина лишние деньги за цветы. Для девушки это было подобно оскорблению.
    Эраст, привыкший в жизни почти всегда все решать любые вопросы с помощью денег, не ожидал отказа. Он считал, что деньги являются источником счастья для всех «поголовно». Но видя, девушку с цветами, понимая ее «неподдельное» отношение к жизни, он вдруг понял, что по-настоящему влюбился. Он пообещал, что будет покупать букеты у нее каждое утро. Таким способом, он все-таки решил расположить к себе Лизу. Однако, на следующий день, мужчина не смог сдержать данного обещания, и девушке пришлось выкинуть цветы в реку. Здесь автор показывает его «ветреное» отношение к жизни. Он не был плохим или хорошим. Мужчина сам решил создать свои мир, а потом по ходу действия придумать, как в нем жить.
    Он не учел одного, девушка не его социального статуса. Она была бедной крестьянкой, а он… Он вдруг возомнил, что сможет переписать предначертанное, что сможет забрать ее и уехать в маленькую деревеньку. Мужчина даже сумел произвести впечатление на маму Лизы, и она мысленно желала дочери именно такого мужа.
    Эраст наслаждался общением с Лизой. И поначалу, его тяготила мысль о «физической близости». Он по-настоящему любил ее, как сестру и решил впустить в мир собственных иллюзий. Он решил, что может до конца жизни испытывать к ней «невинное», но довольно сильное влечение. Мужчина ошибался. Страсть захватывала его с каждым днем все больше и больше. И вот однажды, когда девушка призналась Эрасту, что ее засватал другой, мужчина просто не выдержал. Он не желал ее делить ни с кем и никогда…
    После физической близости, Лиза, ему стала абсолютно не интересна. Его мир иллюзий потихоньку растворился, а сам мужчина решил, что пора заканчивать отношения. Когда Лиза была недосягаема для него, она была как «мечта», а теперь девушка – скучная и обыденная реальность. Мужчина все ждал некого волшебства, но чуда не свершилось. Тоска, заполонившая его сознание, заставляет его в срочном порядке покинуть город. Девушке он объясняет это, как вынужденную службу. На самом же деле, он просто бежит от нее.
    Вернувшись в город через некоторое время, Эраст не ищет встреч с Лизой. Он проиграл в карты все свое состояние, и теперь вынужден вступить в брак по расчету. Мужчина, даже не мог себе представить, что этим решением он убьет сразу двоих, бедную девушку Лизу, и мужчину в своем сознании.

  4. Эраст и Лиза: отношение к работе

    Сам Эраст никогда не работал, и жил на деньги родителей. Но он ценит чужой труд, предлагает девушке заплатить за ее работу гораздо больше.
    Лиза много работала:
    «…день и ночь…».
    Она рукодельничала, вязала чулки, занималась ткачеством. Зарабатывала на жизнь себе и матери: «…весною рвала цветы, а летом брала ягоды — и продавала их в Москве…».

    Эраст и Лиза: отношение к деньгам

    Деньги он тратит легко, ведет:
    «…рассеянную жизнь…». На службе в армии молодой повеса не воюет с врагом, а проигрывает в карты свое имение. Единственным выходом из сложившейся ситуации он видит женитьбу на богатой вдове.
    Каждая копейка Лизы заработана нелегким трудом.
    Никогда не брала лишнего за работу: «…Мне не надобно лишнего…» — говорит она Эрасту, предлагающему рубль взамен 5 копеек за ландыши.

    Эраст и Лиза: образование

    Эраст: «…дворянин, с изрядным разумом…». На досуге он: «…читывал романы, идиллии…».
    Лиза не имеет образования: «…для чего не умею ни читать, ни писать!» — горько восклицает она.

    Эраст и Лиза: черты характера

    Он добр, но не обладал сильным характером и был ветреным в поступках и увлечениях. Ему часто было скучно, он: «…жаловался на судьбу свою…».
    В любви он теряет разумность: «…Безрассудный молодой человек!». Эраст совестливый, узнав о смерти бедной Лизы: «…почитал себя убийцею…».
    Мать – старуха рассказывала Эрасту: «…об ее трудолюбии и нежности…».
    Лиза была стеснительно и робкой девушкой.
    Лиза всегда была честной. Она только однажды утаила правду от матери — не сказала ей о своем возлюбленном.
    Лиза просит подругу передать матери деньги, которые при расставании отдал ей Эраст. После чего бедная крестьянка бросилась в глубокий пруд и утонула.
    Приведенная сравнительная характеристика образов дворянина Эраста и крестьянки Лизы с цитатами помогает автору передать их чувства и мысли, заставляет читателей сопереживать героям.

  5. 18 век для русской литературы характеризуется появлением и бурным развитием такого литературного направления, как сентиментализм. Повесть Н. Карамзина «Бедная Лиза» является ярчайшим примером произведения такого литературного течения.
    Карамзина можно считать новатором, ведь он первым изобразил чистого, непорочного, искренне любящего человека, что было чуждо для произведений того времени.
    Повесть «Бедная Лиза» – это повесть о любви простой крестьянской девушки Лизы и дворянина Эраста.
    Характер Лизы впервые раскрывается при первой встречи с Эрастом. Карамзин показывает нам очень застенчивую, неискушенную мужским внимание девушку, которая была очень доверчивой потому, что сразу рассказала малознакомому человеку, где живет. После этой встречи Лиза влюбилась в Эраста. Ее любовь не осталась безответной. Для Эраста Лиза была словно глоток свежего воздуха. Она была не похожа на его обыденное окружение. Эрасту казалась, что он нашел любовь всей своей жизни. Молодые люди были счастливы вместе. Они виделись каждый день, и каждый день скрывались от Лизиной матери.
    В одну из ночей, когда «ни одной звездочки не сияло на небе», Лиза потеряла свою девичью честь. Это событие изменило отношения главных героев. Лиза не может простить себя за свой поступок, но, не смотря ни на что, продолжает любить Эраста. Для Эраста же чувства любви начали тускнеть и угасать. Все становилось обычным и каждодневным.
    В конечном итоге, Эраст придает девушку. Для того чтобы поправить свое финансовое положение, он женится на богатой старухе. Эраст клянется Лизе, что все еще любит ее, но девушка не может простить такого предательства.
    Потеряв смысл в жизни, Лиза бросается в пруд и тонет.
    В смерти девушки, Карамзин не винит Эраста, он просто показал нам, что в мире правят законы зла и предательства.
    Образ Лизы, стал для нас образом чистого и светлого человека, который по-настоящему может любить.

  6. Недавно я познакомилась с очень замечательным произведением замечательного автора Карамзина Бедная Лиза, который сумел передать историю любви двух людей из разных сословий.

    Карамзин Бедная Лиза

    Читая Карамзина и его Бедную Лизу, кажется, будто автор описывает реальные события, уж очень правдиво описываются события и каждое слово воспринимаешь за правду. А чтобы не позабыть суть произведения, мне поможет читательский дневник, куда и опишу свое мнение о Бедной Лизе Карамзина.

    Карамзин Бедная Лиза краткое содержание

    Если кратко рассказать и познакомить читателей с произведением Карамзина и повестью Бедная Лиза, то мы познакомимся с самой Лизой, что жила без отца и матери, и узнаем об с Эрасте — ветреным дворянине.
    Продолжая знакомить вас с Карамзином и его Бедной Лизой в своем пересказе, скажу об их случайной встрече. А встретились они, когда Лиза продавала ландыши, чтобы заработать на пропитание. Эраст и купил все ее цветы. С тех пор они и стали встречаться. Их встречи дошли до того, что соблазнил парень неопытную юную девушку, а после отправился на войну. Там Эраст не воевал, а проигрывал все свое состояние в карты. Вернувшись с войны, чтобы спасти свое положение, он решает жениться на вдове при деньгах. И здесь он ни разу не подумал о чувствах девушки Лизы, которая случайно встретила Эраста. Тот ехал в карете. При этой встрече он и рассказал о своих планах и предстоящей женитьбе. Такую новость не смогла выдержать Лиза и решается на ужасный поступок. На самоубийство. Лиза утопилась, при этом умирает и ее мать, которая слегла сразу, узнав о смерти дочери.

    Карамзин Бедная Лиза главные герои

    Карамзин в своем произведении Бедная Лиза создал двух главных героев. Она и он. Крестьянка и дворянин. Уже разница в сословиях говорит о том, что они не пара, но любовь сильнее. По крайней мере так думала Лиза. Но увы, чувства ее избранника были не настоящие. А безответная любовь всегда приводит к трагедии, что и произошло в произведении Карамзина, ну а мы сейчас познакомимся с героями произведения.

  7. Эраст был богатым дворянином, с изрядным разумом и добрым сердцем, но слабым и ветренным. Он вёл рассеянную жизнь, думая только о своём удовольствии, искал его в светских забавах, но часто скучал и жаловался на свою судьбу. Он читал романы, идилии, имел довольно живое воображение и часто переселялся мысленно в бывшие и не бывшие времена. Он очень преданно любил Лизу, даже когда женился на другой. Однако деньги сыграли для него более важную роль, поэтому он так поступил с, горячо его любившей, Лизой.

  8. Повесть Карамзина «Бедная Лиза» является одним из первых сентиментальных произведений в русской литературе. В новелле главную роль занимают чувства и переживания героев. Сюжет строится на истории любви бедной крестьянки Лизы и богатого аристократа Эраста.
    Тема любви в сентиментальном произведении Карамзина является основной, хотя по ходу сюжета раскрываются и другие, хоть и более кратко. Например, тема социального неравенства поднимается тоже, мы видим, что традиции и условности общества не позволяют любящим молодым людям из разных сословий создать семью. Кроме того, мы наблюдаем раскрытие в повести темы внутренней чистоты и достоинства личности, проявляющуюся в ее поступках и отношении к другим: подлость (обман Лизы) и корыстные поступки Эраста (женитьба по расчету) противопоставляется верности и искренности Лизы. Однако все-таки тема любви как гаммы чувств интересуют автора больше всего, позволяя в полной мере создать произведение сентиментального жанра.
    Любовь Лизы и Эраста вспыхивает при первой встрече. Эраст видит Лизу, торгующую цветами, и практически с первого взгляда влюбляется в прекрасную девушку. Лиза тоже не может забыть таинственного незнакомца. Позже Эраст находит дом Лизы, где она живет со своей матерью. Он просит у её матери разрешения впредь покупать все цветы, собранные девушкой, и «ей незачем будет часто ходить в город, и ты не принуждена будешь с нею расставаться. Я сам по временам могу заходить к вам».
    Эраст увлекается чистой, доверчивой и невинной девушкой. Он называет её «пастушкой» и «дочерью природы». Ради любви к ней он готов оставить светскую жизнь. Лиза тоже полюбила Эраста. Молодые люди дают друг другу клятву верности. Лиза готова ради него скрывать их отношения от горячо любимой матери. Они наслаждаются тайными встречами и не могут прожить друг без друга и дня. Однако вскоре к Лизе посватался сын богатого крестьянина. Эраст выступает против их свадьбы и обещает Лизе, несмотря на разницу между ними, никогда не расставаться. Платоническая любовь между ними закончилась и «уступила место таким чувствам, которыми он не мог гордиться, и которые были для него уже не новы». Эраст постепенно теряет былой интерес к Лизе. Вскоре он сообщает ей, что отправляется в военный поход. Лиза тоскует по своему Эрасту. И вот однажды она случайно встречает его в городе. Девушка рада их встрече, но Эраст говорит, что, несмотря на свою любовь, вынужден жениться на другой.
    Лиза не смогла пережить это потрясение. Она бросается в пруд, близ которого они часто гуляли с Эрастом. Так трагически заканчивается жизнь Лизы и история её любви.
    Карамзин одним из первых в русской литературе смог так ярко описать чувства и переживания героев. Повесть «Бедная Лиза» наполнена тонким психологизмом, в ней показан внутренний мир человека, его переживания и желания.

  9. Сентиментализм – одно из самых значительных литературных направлений XVIII веке в России, ярчайшим представителем,которого стал Н.М. Карамзин. Писатели – сентименталисты проявляли интерес к изображению обыкновенных людей и обыкновенных человеческих чувств.
    По выражению самого Карамзина, повесть «Бедная Лиза» – «сказка весьма не замысловатая».
    Сюжет повести прост. Это история любви бедной крестьянской девушки Лизы и богатого молодого дворянина Эраста.
    Эраст – светский молодой человек «с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным». Общественная жизнь и светские удовольствия ему надоели. Он постоянно скучал и «жаловался на судьбу свою».
    Эраст «читывал романы идиллии» и мечтал о том счастливом времени, когда люди, не обремененные условностями и правилами цивилизациями, жили беспечно на лоне природы. Думая только о своем удовольствии, он «искал его в забавах».
    С появлением в его жизни любви все меняется. Влюбляется Эраст в чистую
    «дочь природы» – крестьянку Лизу. Он решил, что «нашел в Лизе то, что сердце его давно искало».
    Чувственность – высшая ценность сентиментализма – толкает героев в объятья друг к другу, дает им миг счастья. Картина чистой первой влюбленности нарисована в повести очень трогательно.
    Эраст восхищается своей « пастушкой». «Все блестящие забавы большого света представлялись ему ничтожными в сравнении с теми удовольствиями, которыми страстная дружба невинной души питала сердце его». Но когда Лиза отдается ему, пресыщенный молодой человек начинает охладевать в своих чувствах к ней.
    Напрасно Лиза надеется вернуть утраченное счастье. Эраст отправляется в военный поход, проигрывает в карты все свое состояние и, в конце концов, женится на богатой вдове.А обманутая в лучших надеждах и чувствах Лиза забывает душу свою» – бросается в пруд около Си…нова монастыря. Эраст тоже наказан за свое решение оставить Лизу: он будет вечно корить себя за ее смерть. «Он не мог утешиться и почитал себя убийцею». Их встреча, «примирение» возможна лишь на небесах.
    Конечно, пропасть между богатым дворянином и бедной поселянкой очень велика, но Лиза в повести меньше всего похожа на крестьянку, скорее на милую светскую барышню, воспитанную на сентиментальных романах.
    Существовало множество произведений, подобных этой повести. Например: «Пиковая дама», «Станционный смотритель», «Барышня – крестьянка». Это произведения А.С. Пушкина; «Воскресенье» Л.Т. Толстого. Но именно в этой повести зарождается признанный во всем мире утонченный психологизм русской художественной прозы.

  10. Эраст был богатым молодым дворянином, пресыщенным и уставшим от жизни. Он имел неплохие задатки и по мере сил старался быть честным; по крайней мере, он понимал, что делает искренне, а что нет. Можно сказать, что богатство испортило его, потому что он ни в чём себе привык не отказывать. Точно так же, когда он увлёкся бедной девушкой из московского пригорода, он приложил все усилия, чтобы завоевать её расположение и распо­ложение её матери.
    Он плохо понимал себя и считал, что сентиментальная влюб­лённость в бедную девушку, столь красивую и неиспорченную, поможет ему уйти от скуки и пустой выхолощенной жизни в сто­лице. Он читал иностранные сентиментальные повести и нафан­тазировал себе тихую пасторальную любовь к крестьянской де­вушке. Какое-то время он был вполне счастлив этой игрой и упивался ею, тем более что Лиза откликнулась на его ухаживания со всей горячностью первой любви.Но проходило время, и игра стала утомлять Эраста, он ока­зался не готов бросить своё богатство, к тому же его стали пре­следовать денежные неудачи. Прекрасно понимая, что он по­ступает подло, он придумал историю про то, что уходит на войну, а сам женился на богатой женщине, чтобы поправить своё состояние. То, что он сделал свой жизненный выбор между деньгами и сердечным счастьем вполне обдуманно и понимал, что именно делает, показывает его реакция на самоубийство Лизы. Попытка уговорить её и откупиться оказалась безна­дёжной, и Эраст остался на всю жизнь несчастлив, потому что он не был злым и циничным человеком, просто ему не хватило душевных сил пойти с Лизой до конца и полностью переменить свою жизнь.
    Повесть «Бедная Лиза» — произведение сентиментализма, потому что оно построено на раскрытии особенностей челове­ческой души, внимании к личности человека; герои повести — простые люди, крестьянки и дворянин; автор проявляет боль­шое внимание к природе, одухотворяет её; язык повести при­ближается к разговорному языку образованного общества того времени.

  11. 11
    Текст добавил: †Когда Жизынь боль†

    Лиза – бедная крестьянская девушка. Она живет с матерью («чувствительной, доброй старушкой») в деревне. Чтобы заработать себе на хлеб, Лиза берется за любую работу. В Москве, продавая цветы, героиня знакомится с молодым дворянином Эрастом и влюбляется в него: «совершенно ему отдавшись, им только жила и дышала». Но Эраст предает девушку и ради денег женится на другой. Узнав об этом, Лиза топится в пруду. Главная черта в характере героини – чувствительность, умение преданно любить. Девушка живет не разумом, а чувствами («нежными страстями»). Лиза добра, очень наивна и неопытна. Она видит в людях только самое хорошее. Мать предупреждает ее: «Ты еще не знаешь, как злые люди могут обидеть бедную девушку». Злых людей мать Лизы связывает с городом: «У меня всегда сердце не на месте, когда ты ходишь в город…» Карамзин показывает дурные изменения в мыслях и поступках Лизы под влиянием развращенного («городского») Эраста. Девушка скрывает от матери, которой раньше рассказывала все, свою любовь к молодому дворянину. Позже Лиза, вместе с вестью о своей гибели, посылает старушке деньги, которые ей дал Эраст. «Лизина мать услышала о страшной смерти дочери своей, и…- глаза навек закрылись». После смерти героини на ее могилу началось хождение паломников. К месту Лизиной гибели приходили плакать и горевать такие же несчастные влюбленные девушки, какой была и она сама.
    Лиза (Бедная Лиза) — главная героиня повести, которая, наряду с другими произведениями, опубликованными Карамзиным в «Московском журнале» («Наталья, боярская дочь», «Фрол Силин, благодетельный человек», «Лиодор» и др.), не просто принесла литературную славу своему автору, но произвела полный переворот в общественном сознании XVIII в. Карамзин впервые в истории русской прозы обратился к героине, наделенной подчеркнуто обыденными чертами. Его слова «…и крестьянки любить умеют» стали крылатыми.
    Бедная крестьянская девушка Лиза рано остается сиротой. Она живет в одной из подмосковных деревень с матерью — «чувствительной, доброй старушкой», от которой наследует свой главный талант — умение любить. Чтобы содержать себя и мать, Л. берется за любую работу. Весной она ходит в город продавать цветы. Там, в Москве, Л. встречает молодого дворянина Эраста. Уставший от ветреной светской жизни, Эраст влюбляется в непосредственную, невинную девушку «любовью брата». Так кажется ему самому. Однако вскоре платоническая любовь переходит в чувственную. Л., «совершенно ему отдавшись, им только жила и дышала». Но постепенно Л. начинает замечать происходящую в Эрасте перемену. Свое охлаждение он объясняет тем, что ему нужно отправляться на войну. Чтобы поправить дела, Эраст женится на пожилой богатой вдове. Узнав об этом, Л. топится в пруду.
    Чувствительность — так на языке конца XVIII в. определяли главное достоинство повестей Карамзина, подразумевая под этим умение сострадать, обнаруживать в «изгибах сердца» «нежнейшие чувствия», а также способность наслаждаться созерцанием собственных эмоций. Чувствительность является и центральной чертой характера Л. Она доверяет движениям своего сердца, живет «нежными страстями». В конечном счете именно пылкость и горячность приводят Л. к гибели, но нравственно она оправдана.
    Карамзин одним из первых вводит в русскую литературу противопоставление города и деревни. В повести Карамзина деревенский человек — человек природы — оказывается беззащитен, попадая в пространство городское, где действуют законы, отличные от законов естества. Недаром мать Л. говорит ей (тем самым косвенно предсказывая все, что случится потом): «У меня всегда сердце не на своем месте, когда ты ходишь в город; я всегда ставлю свечу перед образом и молю Господа Бога, чтобы он сохранил тебя от всякой беды и напасти».
    Не случайно первым шагом на пути к катастрофе становится неискренность Л.: она впервые «отступает от себя», скрыв, по совету Эраста, их любовь от матери, которой раньше поверяла все свои тайны. Позже именно по отношению к нежно любимой матери Л. повторит самый дурной поступок Эраста. Он пытается «откупиться» от Л. и, прогоняя ее, дает ей сто рублей. Но Л. делает то же самое, посылая матери вместе с вестью о своей гибели те «десять империалов», что дал ей Эраст. Естественно, эти деньги так же нужны матери Л., как и самой героине: «Лизина мать услышала о страшной смерти дочери своей, и кровь ее от ужаса охладела — глаза навек закрылись».
    Трагический итог любви крестьянки и офицера подтверждает правоту матери, предупреждавшей Л. в самом начале повести: «Ты еще не знаешь, как злые люди могут обидеть бедную девушку». Общее правило оборачивается конкретной ситуацией, на место безличной бедной девушки становится сама бедная Л., а универсальный сюжет переносится на русскую почву, приобретает национальный колорит.
    Для расстановки персонажей в повести существенно и то, что повествователь узнает историю бедной Л. непосредственно от Эраста и сам нередко приходит грустить на «Лизину могилку». Сосуществование автора и героя в одном повествовательном пространстве до Карамзина не было знакомо русской литературе. Рассказчик «Бедной Лизы» душевно вовлечен в отношения героев. Уже заглавие повести построено на соединении собственного имени героини с эпитетом, характеризующим сочувственное отношение к ней повествователя, который при этом постоянно повторяет, что не властен изменить ход событий («Ах! Для чего пишу не роман, а печальную быль?»).
    «Бедная Лиза» воспринимается как рассказ о подлинных событиях. Л. принадлежит к персонажам с «пропиской». «…Все чаще привлекает меня к стенам Си…нова монастыря — воспоминание о плачевной судьбе Лизы, бедной Лизы» — так начинает автор свое повествование. За пропуском в середине слова любой москвич угадывал название Симонова монастыря, первые постройки которого датируются XIV в. (к настоящему времени сохранилось только несколько построек, большая часть взорвана в 1930 г.). Пруд, находившийся под стенами монастыря, назывался Лисиным прудом, но благодаря повести Карамзина был в народе переименован в Лизин и стал местом постоянного паломничества москвичей. В сознании иноков Симонова монастыря, ревностно охранявших память о Л., она была прежде всего падшей жертвой. По существу, Л. была канонизирована сентиментальной культурой.
    К месту Лизиной гибели приходили плакать прежде всего такие же несчастные влюбленные девушки, какой была сама Л. По свидетельствам очевидцев, кора деревьев, растущих вокруг пруда, была безжалостно изрезана ножами «паломников». Надписи, вырезанные на деревьях, были и серьезными («В струях сих бедная скончала Лиза дни; / Коль ты чувствителен, прохожий, воздохни»), и сатирическими, враждебными Карамзину и его героине (особую славу среди таких «березовых эпиграмм» приобрело двустишие: «Погибла в сих струях Эрастова невеста. / Топитесь, девушки, в пруду довольно места»).
    Карамзин и его повесть непременно упоминались при описании Симонова монастыря в путеводителях по Москве и специальных книгах и статьях. Но постепенно эти упоминания стали носить все более иронический характер, а уже в 1848 г. в знаменитом сочинении М. Н. Загоскина «Москва и москвичи» в главе «Прогулка в Симонов монастырь» не было сказано ни слова ни о Карамзине, ни о его героине. По мере того как сентиментальная проза утрачивала обаяние новизны, «Бедная Лиза» переставала восприниматься как рассказ о подлинных событиях и тем более как предмет для поклонения, а становилась в сознании большинства читателей (примитивной выдумкой, курьезом, отражающим вкусы и понятия давно минувшей эпохи.
    Образ «бедной Л.» тут же разошелся в многочисленных литературных копиях эпигонов Карамзина (ср. хотя бы «Несчастная Лиза» Долгорукова). Но серьезное развитие образ Л. и связанный с ним идеал чувствительности получил не в этих повестях, а в поэзии. Незримое присутствие «бедной Л.» ощутимо в опубликованной через десять лет после карамзинской повести, в 1802 г., элегии Жуковского «Сельское кладбище», положившей, по словам В. С. Соловьева, «начало истинно человеческой поэзии в России ». К самому же сюжету о соблазненной поселянке обращаются три крупных поэта пушкинской поры: Е. А. Баратынский (в сюжетной поэме «Эда», 1826, А. А. Дельвиг (в идиллии «Конец Золотого Века», 1828) и И. И. Козлов (в «русской повести» «Безумная», 1830).
    В «Повестях Белкина» Пушкин дважды варьирует-сюжетную канву повести о «бедной Л.», усиливая ее трагическое звучание в «Станционном смотрителе» и обращая в шутку в «Барышне-крестьянке». Связь «Бедной Лизы» с «Пиковой дамой», героиня которой носит имя Лизаве-та Ивановна, очень сложна. Пушкин развивает карамзинскую тему: его «бедная Лиза» (подобно «бедной Тане», героине «Евгения Онегина») переживает катастрофу: потеряв надежду на любовь, выходит замуж за другого, вполне достойного человека. Всем героиням Пушкина, находящимся в «силовом поле» героини Карамзина, суждена счастливая или несчастная — но жизнь. «К истокам», к Карамзину возвращает пушкинскую Лизу П. И. Чайковский, в опере которого «Пиковая дама» Лиза (уже не Лизавета Ивановна) кончает с собой, бросившись в Зимнюю канавку.
    Судьба Л. в разных вариантах ее разрешения тщательно прописана Ф. М. Достоевским. В его творчестве и слово «бедный», и имя «Лиза» с самого начала обретают особый статус. Самые известные в ряду его героинь — соименниц карамзинской крестьянки — Лизавета («Преступление и наказание»), Елизавета Прокофьевна Епанчина («Идиот»), блаженная Лизавета и Лиза Тушина («Бесы»), и Лизавета Смердящая («Братья Карамазовы»). Но швейцарки Мари из «Идиота» и Сонечки Мармеладовой из «Преступления и наказания» тоже не было бы без Лизы Карамзина. Карамзинская схема ложится и в основу истории отношений Нехлюдова и Катюши Масловой — героев романа Л. Н. Толстого « Воскресение ».
    В XX в. «Бедная Лиза» отнюдь не утратила своего значения: наоборот, интерес к повести Карамзина и его героине возрос. Одной из нашумевших постановок 1980-х гг. стала театральная версия «Бедной Лизы» в театре-студии М. Розовского «У Никитских ворот».

  12. В повести «Бедная Лиза » Карамзин затрагивает тему противостояния города и деревни. В ней главные герои (Лиза и Эраст) являются примерами этого противостояния.
    Лиза – крестьянская девушка. После смерти отца она и ее мать обеднели, и Лиза была вынуждена браться за любую работу, чтобы заработать на хлеб.
    Продавая цветы в Москве, Лиза встретила молодого дворянина (Эраста), которого тут же полюбила. Но после предательства Эраста она утопилась в пруду.
    Главные черты характера Лизы – умение преданно любить и доброта. Девушка живет не разумом, а чувствами и видит в людях только добро.
    Лизина доброта и явилась главной причиной ее смерти, и смерти ее матери.
    Эраст – светский молодой человек с добрым сердцем, но ветреным и слабым. Ему надоела общественная жизнь, и он пытается ее изменить. В этом Эрасту помогает появление в его жизни любви к Лизе. Ему кажется, что он любит ее, но потом все его чувства проходят.
    Чтобы сбежать от Лизы Эраст отправляется на войну, где он вместо того чтобы сражаться с врагами тратит свое время на игру в карты. Проиграв почти все свое имение, он женится на богатой пожилой вдове.
    Образ Эраста связан с губительной силой города, которая уничтожает доброго человека.
    Предательство-это главная причина смерти Лизы и самая большая ошибка Эраста.
    Добавил: KatyaCat5

  13. Одна из лучших повестей Н.М.Карамзина была написана во время, когда писатель жил на даче около Симонова монастыря у Бекетова. Наблюдение за сельской жизнью в большой степени повлияло на реальность сюжета. Окружающая обстановка, отношения людей сказались на замысле писателя и вызвали достоверность в изложенных фактах.
    В “Бедной Лизе” писатель раcсказывает о любви двух молодых людей из разных слоев общества. Молодой богатый дворянин с добрым открытым сердцем, но от природы ветреный влюбляется в крестьянскую девушку Лизу. Он не является коварным искусителем. Он действительно искренне полюбил Лизу. В его клятвах нет лжи. Для него не имеет значения тот факт, что девушка не его круга.Общественная жизнь, удовольствия пресытили его, он мечтал о счастье, не отягченном условностями цивилизации. И встреча с Лизой становится для него как бы отдушиной, глотком свежего воздуха в затхлости его повседневной жизни. Но любовь его безрассудна. Эраст не выдерживает испытания этим чистым пламенем настоящей любви. Когда Лиза отдается ему, молодой дворянин начинает понемногу остывать к девушке. Он говорит ей, что вынужден ехать на войну. Но вместо участия в боях, он играет в карты и проигрывает все. Привыкший к обеспеченной жизни и пользоваться всеми удовольствиями, он не видит лучшего выхода и женится на богатой вдове. Лиза же, обманутая в своей любви – в этом самом прекрасном, светлом чувстве, – бросается в пруд около Симонова монастыря.
    Характерный образ Эраста очень сильно отличается от образа Лизы. Воспитанный в другой социальной среде, он вел довольно рассеянную жизнь, искал удовольствия в светских забавах и часто не находил их. Он постоянно жаловался на свою судьбу. Это и привело его к первому настоящему чувству. Но конфликт между двумя сословиями – богатством и бедностью – заставляет его поступить так, как он поступил. В повести “Бедная Лиза” Эраст выступает не столько виновником в трагедии Лизы, сколько сам становится жертвой того образа жизни, к которому он привык.
    Повесть “Бедная Лиза” принесла Карамзину настоящую популярность. Она написана настолько достоверно, что вызывает у читателя чувство реальности событий, воспринимается как достоверная, подлинная жизнь со всеми ее положительными и отрицательными сторонами. И хоть образы в повести приукрашены, тем не менее они вызывают восхищение и признательность читателей.

  14. В повести «Бедная Лиза «Карамзин затрагивает тему противостояния города и деревни. В ней главные герои (Лиза и Эраст) являются примерами этого противостояния.
    Лиза — крестьянская девушка. После смерти отца она и ее мать обеднели, и Лиза была вынуждена браться за любую работу, чтобы заработать на хлеб.
    Продавая цветы в Москве, Лиза встретила молодого дворянина (Эраста), которого тут же полюбила. Но после предательства Эраста она утопилась в пруду.
    Главные черты характера Лизы — умение преданно любить и доброта. Девушка живет не разумом, а чувствами и видит в людях только добро.
    Лизина доброта и явилась главной причиной ее смерти, и смерти ее матери.
    Эраст — светский молодой человек с добрым сердцем, но ветреным и слабым. Ему надоела общественная жизнь, и он пытается ее изменить. В этом Эрасту помогает появление в его жизни любви к Лизе. Ему кажется, что он любит ее, но потом все его чувства проходят.
    Чтобы сбежать от Лизы Эраст отправляется на войну, где он вместо того чтобы сражаться с врагами тратит свое время на игру в карты. Проиграв почти все свое имение, он женится на богатой пожилой вдове.
    Образ Эраста связан с губительной силой города, которая уничтожает доброго человека.
    Предательство-это главная причина смерти Лизы и самая большая ошибка Эраста.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *