Сочинение на тему ломоносов как ученый

8 вариантов

  1. Не он ли дал российской музе крылья,
    Нашел слова, звучащие как медь!..
    И. Рыленков
    Русская литература XVIII века формировалась под воздействием великих трансформаций, привнесших в общественно-политическую и культурную жизнь державы преобразования Петра. У начала новейшей русской художественной литературы периода жизни М.В.Ломоносова возвышается его титаническая личность. Ломоносов — величайший ученый, однако он и наилучший из современных поэтов, которому принадлежат творения самых разнообразных жанров: оды, трагедии, лирические и сатирические стихотворения, басни, эпиграммы.
    С именем Михаила Васильевича Ломоносова связана реформа русского языка. Он явился создателем первой научной русской грамматики. Ему же принадлежит учение о трех стилях, суть которого заключается в том, что “обветшалая” система церковнокнижной речи тормозит развитие литературы.
    Ломоносов призывает развивать живой, понятный, образный язык, а для этого надлежит учиться у народной речи и вносить ее здоровые элементы в литературные произведения. Этим призывом великий ученый сделал новый крупный шаг на пути национализации русского литературного языка. В “Письме о правилах российского стихотворства” (1739) Ломоносов пишет, что развитие языка должно покоиться “на природном его свойстве”: “того, что ему весьма не свойственно, из других языков не вносить”. Это замечание и в наше время очень актуально. Современный русский язык перенасыщен американизмами и англоязычными выражениями, которые все больше вытесняют из оборота живое русское слово.
    Что касается стилей литературного языка, Ломоносов предлагает использовать писателям стиль высокий, посредственный и низкий. Высоким стилем “составляться должны героические поэмы, оды, праздничные речи о важных материях”, и здесь он рекомендует использовать церковнокнижный язык. Средним стилем рекомендуется писать “все театральные сочинения, в которых требуется обыкновенное человеческое слово”, также стихотворные дружеские письма, эклоги и элегии. Этот стиль должен состоять из слов, общих церковнославянскому и русскому языкам. Низким же стилем пишутся комедии, увеселительные эпиграммы, песни, фамильярные дружеские письма, изложение обыкновенных дел. В этом стиле можно употреблять и просторечные слова, но не вульгарные. Таким образом, Ломоносов соединяет старину и новизну в одно гармоничное целое.
    Велика роль Ломоносова в образовании русского научного языка. Всестороннее знание родного языка, обширные сведения в точных науках, прекрасное знакомство с латинским, греческим и западноевропейскими языками, литературный талант и природный гений позволили Ломоносову заложить правильные основания русской технической и научной терминологии. Его рекомендации в этой области имеют и сегодня большое значение: прежде всего, чужестранные слова и термины надо переводить на русский язык; оставлять непереведенными слова лишь тогда, когда невозможно подыскать равнозначное русское слово или же когда иностранное слово уже получило распространение, и в этом случае придать иностранному слову форму, наиболее близкую русскому языку.
    Мы и не замечаем, что многие из научных выражений, применяемых нами всеми сегодня, составлены по этим правилам. Например, земная ось, законы движения, удельный вес, негашеная известь. Именно Ломоносов ввел в науку ряд русских слов, имевших бытовое значение, таких как: опыт, движение, явление, частица. В итоге ломоносовские научные и технические слова и выражения мало-помалу заменили собой прежние неуклюжие термины. Так великий ученый земли русской положил начало нашему точному научному языку, без которого теперь никто не может обходиться.
    Ломоносов закончил реформу русского стихосложения и подкрепил ее своими поэтическими произведениями. Он содействовал созданию русского классицизма в литературе.
    В своих одах писатель прославляет победы русских над врагами (“Ода на взятие Хотина”) или отмечает различные торжественные даты. Религиозные и научные темы также присутствуют в одах Ломоносова. Таковы “Утреннее размышление о божием величестве”, где автор дает научное описание физического строения Солнца, и “Вечернее размышление о божием величестве при случае великого северного сияния”, в котором писатель излагает свою теорию происхождения северного сияния.
    По самому складу своей натуры и по своим взглядам Ломоносов был поэтом-гражданином. Его стихотворение “Разговор с Анакреоном” ярко демонстрирует отношение к поэзии и понимание им задач поэта.
    Хоть нежности сердечной
    В любви я не лишен,
    Героев славой вечной
    Я больше восхищен.
    Здесь автор противопоставляет себя как певца героев певцу любви Анакреону.
    Наилучшим созданием данного жанра считается ода “На день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года”. Ломоносов свидетельствует собственное почтение Елизавете как стороннице просвещения, славословит мир и спокойствие, словно заклад благоденствия наук. Он прославляет реформы Петра. Автор описывает великие просторы России: ее моря, реки, леса и богатейшие земные недра. Всеми данными богатствами государства надлежит завладеть и повернуть их на полезность державы и русского народа. Произвести это смогут только люди науки, ученые. Нерушимой верой в свой родной русский народ и категорической убежденностью в его одаренности доносятся слова Ломоносова. Не только ученый, но и поэт, Ломоносов весь свой личный багаж знаний и силы посвятил служению народу и родине. До сегодняшнего времени русские люди восхищаются и гордятся своим величайшим предком, настоящим сыном любимой Родины.
    Вклад Ломоносова в русский язык и литературу
    Михаил Васильевич Ломоносов представляет собой поистине энциклопедиста эпохи Возрождения. И, конечно, в рамках литературы, мы оставляем за кадром разговор о Ломоносое – великом русском естествоиспытателе – физике и химике, практике воссоздававшем в России флорентийскую мозаику, исследователе, который вместе со своим однокашником Виноградовым открыл секрет фарфора и вместе они были основателями фарфорового завода под Петербургом и многое другое.
    Но нам, всем тем, кто говорит на русском языке, кто читает и чтит русскую литературу, необыкновенно дорог огромный вклад Ломоносова в развитие русского языка и литературы.
    Первые поэтические произведения Ломоносова были присланы им еще из-за границы, при “Отчетах” в академию наук: французский перевод в стихах “Оды Фенелона” и оригинальная “Ода на взятие Хотина” (1739). В сущности этим начиналась новая русская литература, с новыми размерами стиха, с новым языком, отчасти и с новым содержанием.
    Славу поэта Ломоносов приобретает лишь по возвращении своем из-за границы; оды его с этого времени быстро следует одна за другой, одновременно с обязательными для него переводами на русском языке различных “приветствий”, писавшихся по-немецки академиком Штелиноле.
    Истинным поэтом Ломоносов был в тех случаях, когда в стихах касался “любезного отечества”. Это и придавало в его глазах цену его поэтическим произведениям, повышало их над “бедным рифмичеством”.
    Поэзия Ломоносова стояла всецело на почве пресловутого псевдоклассицизма. С последним Ломоносов познакомился в Германии как с теорией, господствовавшей тогда всюду в Европе. Эту теорию Ломоносов ввел и в нарождавшуюся русскую литературу, где она потом и господствовала во всё продолжение восемнадцатого века.
    Ломоносов в сфере русской поэзии является, главным образом, чисто формальным реформатором: преобразователем литературного языка и стиха, введшим новые литературные формы. Он вполне осознал, что литература не может идти вперед без формальной правильности в языке и стихе, без литературных форм. А потому сюда были направлены чисто ученые труды Ломоносова, относящиеся к области русского литературного языка и русского стихосложения.
    Важнейшими его трудами этого рода были: “Российская грамматика”, “Рассуждение о пользе книги церковной в российском языке” и “Письмо о правилах российского стихотворства”, или “Рассуждение о нашей версификации”. К изучению русской грамматики Ломоносов впервые применил строгие научные приёмы, впервые определенно и точно наметив отношение русского литературного языка к языку церковнославянскому, с одной стороны, и к языку живой, устной речи, с другой. Этим он положил начало тому преобразованию русского литературного языка, которое круто повернуло его на новую дорогу и обеспечило его дальнейшее развитие.
    Изучая живой русский язык, Ломоносов все разнообразие русских наречий и говоров свёл к трем группам или наречиям, “диалектам”:
    1) Московское;
    2) Северное или приморское;
    3) Украинское или малороссийское.
    Ломоносов наметил и три оттенка или “штиля” в языке: “высокий”, “средний” и “низкий”. Введение “штилей” отчасти было практически необходимо. Наша новейшая орфография в наиболее существенных чертах создана Ломоносовым. Развивая, совершенно самостоятельно, мысль Тредьяковского о тоническом стихосложении, Ломоносов внес в это дело поэтическое дарование, которого совершенно был лишен Тредьяковский.
    Лице свое скрывает день;
    Поля покрыла мрачна ночь;
    Взошла на горы черна тень;
    Лучи от нас склонились прочь;
    Открылась бездна, звезд полна;
    Звездам числа нет, бездне дна.
    Отрывок из “Вечернего размышления о Божьем величестве при случае великого северного сияния”, 1743 г. – М.В.Ломоносова.

  2. Великий русский учёный, химик, физик, художник и поэт Михаил Васильевич Ломоносов был рождён 19-ого ноября 1711-ого года в Архангельской губернии. С раннего детства Михаил Ломоносов тянулся к знаниям. Очень рано ему удалось освоить грамоту. Будущий великий учёный и поэт проживал с отцом и мачехой, которая никогда не любила пасынка. Когда юный Ломоносов узнаёт, что отец хочет его женить, он претворяется больным. После чего, получив паспорт, сбегает из родного дома и идёт пешком в Москву, чтобы продолжить своё дальнейшее образование.
    Придя в Москву, Михаил Ломоносов поступает в Славяно-греко-латинскую академию. Он живёт очень бедно, голодает, мёрзнет. Не смотря на сложившиеся тяжелейшие обстоятельства, ему удаётся преодолевать все преграды при помощи своего трудолюбия, упорства и усидчивости. В результате этого, спустя пять лет, Ломоносов заканчивает курс обучения, который обычно все проходят за двенадцать лет. И заканчивает Славяно-греко-латинскую академию Ломоносов с огромным успехом, благодаря чему его отправляют в Германию, чтобы он мог там продолжить своё образование. Это очень важный поворот в биографии Ломоносова.
    Годы обучения в Германии пролетают очень быстро, каждый день, проведённый за границей, был очень насыщенным. Ломоносов много учится, экспериментирует, читает лекции, сочиняет стихи. В 1741-ом году Михаил Васильевич возвращается в Россию. И тут в биографии Ломоносова происходит новый поворот – его назначают адъюнктом физики в академию наук Петербурга. И уже в 1744-ом году он получает звание профессора химических наук. Невозможно оценить тот вклад, который внёс Ломоносов в развитие многих наук – химии, физики, астрономии, географии, геологии и многих других – настолько велики его достижения.
    В 1754-ом году происходит, пожалуй, самое важно событие в биографии Ломоносова Михаила Васильевича – он начинает разрабатывать проект Московского университета. Спустя года он станет главным высшим учебным заведением России, и будет назван в честь своего создателя.
    Михаил Васильевич Ломоносов умер 15-ого апреля 1765-ого года в Санкт-Петербурге.

  3. Муниципальное общеобразовательное учреждение
    «Атратская средняя школа»
    Всероссийский конкурс эссе
    «ЛИЧНОСТЬ В ИСТОРИИ»
    Личность Ломоносова
    Работа выполнена
    Ученицей 9 класса МБОУ
    «Атратская средняя
    общеобразовательная школа»
    Алатырского района
    Чувашской Республики
    Долговой Еленой
    Куратор работы
    Учитель истории
    МБОУ «Атратская СОШ»
    Долгова Галина Дмитриевна
    Атрать 2011
    Приближается знаменательная дата – 300 лет со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова (1711-1765). Первый русский ученый – естествоиспытатель мирового значения, химик и физик, основоположник физической химии, астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения и экономики, основоположник молекулярно-кинетической теории, науки о стекле.
    Целью данной работы является рассмотрение достижений М.В. Ломоносова. Для этого необходимо кратко осветить его биографию, выяснить достижения великого русского ученого.
    Рассмотрим лишь некоторые из них.
    Михаил Ломоносов родился 8(19) ноября в деревне Денисовка (ныне село Ломоносово) в семье помора. В 19 лет ушел учиться (с 1731 в Славяно-греко-латинской академии в Москве). Отправляясь в Москву в 1730 году, Миша Ломоносов вовсе не был неучем. Он уже имел максимально возможное в тех местах образование, которое и позволило ему поступить в Славяно-греко-латинскую академию — первое высшее учебное заведение в Москве. Здесь Михаил изучил латинский язык, политику, риторику и, отчасти, философию. О своей жизни этого первого школьного периода Ломоносов так писал И.И. Шувалову в 1753 году: «Имея один алтын в день жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день больше как за денежку хлеба и на денежку квасу, прочее на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет (1731-1736), а наук не оставил».
    Вызов в 1735 году из Московской академии в Академию наук 12 способных учеников — решила судьбу Михаила Ломоносова. Трое из этих учеников, в том числе Михаил, были отправлены в сентябре 1736 года в Германию, в Марбургский университет.
    Затем он учился еще в Фрейберге, у профессора Генкеля – химии и металлургии. Вместе с похвальными отзывами о занятиях Михаила за границей, руководители его не раз писали о беспорядочной жизни, которая кончилась для Ломоносова в 1740 году браком в Марбурге с Елизаветой-Христиной Цильх, дочерью умершего члена городской думы.
    В немецком студенчестве он нашел и то увлечение поэзией, которое выразилось в двух одах, присланных им из-за границы в Академию наук в 1738 году — «Ода Фенелона» и в 1739 году — «Ода на взятие Хотина». К последней он приложил «Письмо о правилах российского стихотворства». Вообще работы Михаила Ломоносова в области русской словесности весьма значительны. Он реформировал систему русского стиха, заложив основы развития современного стихосложения. Его наблюдения в области языка послужили началом становления русского литературного языка светского характера. Ломоносов  положил начало нашему точному научном языку, без которого теперь никто не может обходиться.
    В 1741 году Михаил Ломоносов вернулся на родину. Несмотря на оды, переводы сочинений иностранцев-академиков, студент Ломоносов не получил ни места, ни жалованья. Только с восшествием на престол Елизаветы Петровны, в январе 1742 года, Ломоносов был определен в Академию адъюнктом физики.
    В 1743 году при Академии возникли исторический департамент и историческое собрание, в заседаниях которых Ломоносов повел борьбу против Миллера, обвиняя его в умышленном поношении славян. И вскоре Ломоносов вследствие «продерзостей», непослушания конференции Академии и частых ссор с немцами в пьяном виде, более семи месяцев «содержался под караулом». Он целый год оставался без жалованья, на просьбы о вознаграждении для пропитания и на лекарства получил только разрешение взять академических изданий на 80 рублей. В 1745 году Михаил Ломоносов подает прошение об определении его профессором химии.
    Благодаря вниманию Эйлера в начале 1748 года Ломоносов добился постройки и оборудования по его чертежам химической лаборатории при Академии наук, где, в частности, стал производить анализы образцов различных руд и минералов. Эти образцы он получал с горных заводов и от рудознатцев со всех концов России.
    Физические и химические опыты, которые проводил Михаил Ломоносов в своей лаборатории, отличались высокой точностью. Михаил Ломоносов первым сформулировал основные положения кинетической теории газов.
    Он высказал правильную догадку о вертикальных течениях в атмосфере, правильно указал на электрическую природу северных сияний и оценил их высоту. Ломоносов пытался разработать эфирную теорию электрических явлений и думал о связи электричества и света, которую хотел обнаружить экспериментально. В эпоху господства корпускулярной теории света он открыто поддержал волновую теорию «Гугения» (Гюйгенса) и разработал оригинальную теорию цветов.
    Ученый имел немало врагов и завистников, во главе которых стоял всесильный Шумахер.
    В 1757 году Михаил Ломоносов становится канцлером, то есть, по современным понятиям, вице-президентом Академии наук. В том же году он переехал с казенной академической квартиры в собственный дом, сохранившийся на Мойке до 1830 года.
    В 1759 году М.Ломоносов занимался устройством гимназии и составлением устава для нее и университета при Академии.
    По географическому департаменту Ломоносов занимался собиранием сведений о России.
    В 1761 году Михаил Ломоносов следил за прохождением Венеры между Землей и Солнцем. Но только Ломоносов, у себя дома в Петербурге, наблюдая в небольшую трубу, сделал великое открытие, что на Венере есть атмосфера, по-видимому, более плотная, чем атмосфера Земли. Одного этого открытия было бы достаточно, чтобы имя Ломоносова сохранилось в веках.
    Стремясь вооружить астрономов лучшим инструментом для проникновения вглубь Вселенной, Михаил Ломоносов создал новый тип отражательного телескопа-рефлектора.
    Далеко опережая современную ему науку, Ломоносов первым из ученых разгадал, что поверхность Солнца представляет собой бушующий огненный океан, в котором даже «камни, как вода, кипят».
    Ломоносов высказал смелую мысль, что хвосты комет образуются под действием электрических сил, исходящих от Солнца. Позднее было выяснено, что в образовании хвостов комет действительно участвуют солнечные лучи.
    После восшествия на престол Екатерины II, в 1762 году, Ломоносов написал «Оду», в которой сравнивал новую императрицу с Елизаветой и ожидал, что Екатерина II «златой наукам век восставит и от презрения избавит возлюбленный Российский род».
    В 1764 году была снаряжена экспедиция в Сибирь, под влиянием сочинения Ломоносова: «О Северном ходу в Ост-Индию Сибирским океаном».
    Еще в 1742 году, когда Михаил Ломоносов был зачислен в Академию наук, он начал писать большой труд по горному делу, но многочисленные другие академические обязанности задержали окончание этой работы. Он издал «Первые основания металлургии или рудных дел» только в 1764 году.
    Взгляды Ломоносова значительно опередили его время. Так, Михаил Васильевич один из первых понял значение внутренних сил в образовании рельефа Земли.
    Михаил Ломоносов первый понял, что животные и растения далеких геологических эпох не только сохранились в виде отдельных окаменелых остатков, но и участвовали в образовании некоторых слоев земли, например пластов каменного угля.
    Необходимо отметить, что Михаил Ломоносов первый указал на образование нефти из остатков организмов. Эта мысль получила подтверждение и признание только в XX веке.
    Через канцелярию Академии наук Ломоносов обращался также и к горнопромышленникам с просьбой присылать ему образцы руд. Некоторые из горнопромышленников тотчас же стали собирать коллекции минералов и руд на своих участках и отправлять их в Петербург.
    В июне 1764 года Екатерина II посетила дом Ломоносова и в течение двух часов смотрела «работы мозаичного художества, новоизобретенные Ломоносовым физические инструменты и некоторые физические и химические опыты». При отъезде императрицы Ломоносов подал ей стихи.
    Всю жизнь ученый работал на пределе, учился, просиживал за книгами не часы — сутки. О последних годах жизни его рассказывала племянница Матрена Евсеевна: «Бывало, сердечный мой, так зачитается да запишется, что целую неделю не пьет, не ест ничего, кроме мартовского пива с куском хлеба и масла». Размышления и пылкость воображения сделали Ломоносова под старость чрезвычайно рассеянным. Он нередко во время обеда вместо пера, которое по школьной привычке любил класть за ухо, клал ложку, которой хлебал горячее, или утирался своим париком, который снимал с себя, когда принимался за щи. «Редко, бывало, напишет он бумагу, чтобы не засыпать ее чернилами вместо песку».
    В конце жизни Михаил Ломоносов был избран в почетные члены Стокгольмской и Болонской академий. Став уже признанным, окруженный почетом, привычек своих Ломоносов не менял. Небрежный в одежде, в белой блузе с расстегнутым воротом, в китайском халате мог принять и важного сановника, и засидеться с земляком-архангельцем за кружкой холодного пива, ибо «напиток сей жаловал прямо со льду».
    До конца жизни Ломоносов не переставал помогать своим родным, вызывал их в Петербург и переписывался с ними. Сохранилось письмо Михаила Ломоносова к сестре, написанное за месяц до его смерти, последовавшей 4 апреля 1765 года.
    Преждевременная смерть помешала Михаилу Ломоносову закончить огромную работу по сбору и обработке минералов нашей страны. Замысел Ломоносова был осуществлен позднее последователями великого ученого — академиками В.М. Севергиным и Н.И. Кокшаровым.
    Умер он случайно, от пустяковой весенней простуды. Похороны ученого в Александре-Невской лавре отличались пышностью и многолюдностью. (Самин Д. К. 100 великих ученых. – М.: Вече, 2000)
    Ещё при жизни М. В. Ломоносова недоброжелатели утверждали, что он-де только тратит казённые деньги и мало что делает полезного. В дальнейшем научные заслуги Ломоносова были оценены более объективно, однако мнение, что научные заслуги Ломоносова почти или вовсе отсутствуют, высказывалось нередко вплоть до наших дней[125].
    Действительно, в деле общего духовного — а вместе и литературного — возрождения России Ломоносов был непосредственным продолжателем Петра Великого
    Из гуманитарных наук особое место в наследии Ломоносова занимает история России, которой он начал заниматься еще в 1749 году. Постепенно собрав по подлинным документам «Древнюю Российскую историю от начала Российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого, или до 1054 года» (1-2 части), опубликованную в 1766 году. И «Краткий Российский летописец с родословием» (1760), представляющий собой перечень важнейших событий до эпохи Петра I включительно.
    Личность  М.В. Ломоносова действительно достойна того, чтобы о ней помнили не только в связи с приближающейся знаменательной датой. Именно благодаря его открытиям и предположениям смогли развиваться многие науки.
    Михаил Васильевич Ломоносов сумел, не желая того вовсе, стать Личностью с большой буквы. Мы должны помнить таких великих людей. Иначе великая слава России погаснет, не находя отклика в наших душах.
    .

  4. Ломоносов- личность, учёный, поэт
    Не бездарна та природа,
    Не погиб ещё тот край,
    Что выводит из народа
    Столько славных то и знай, –
    Столько добрых, благородных,
    Сильных любящих душой,
    Посреди тупых, холодных
    И напыщенных собой!
    Н. А. Некрасов.
    Ломоносов.
    Михаил Васильевич (1711-65)-гениальный русский учёный-энциклопедист, великий мыслитель- материалист, один из основоположников современного естествознания, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, выдающийся поборник отечественного просвещения.
    Жизнь и деятельность.
    Ломоносов родился в деревне Мишанинской возле Холмогор (Архангельской губ.) в семье крестьянина-помора. До последнего времени считалось, что Ломоносов родился в селе Денисовке (Ломоносовка), расположенном недалеко от Мишанинской. Днём рождения его принято считать 8(19) ноября, 1711(в настоящее время некоторыми исследователями эта дата ставится под сомнение). Своеобразные черты развития русского Севера наложили отпечаток на интересы и стремления юного Ломоносова, Северный край не знал татарского ига и помещичьего землевладения. Это была область с высоким для своего времени уровнем культуры, родина смелых мореходов, плававших вплоть до Шпицбергена (Груманта) и сибирского побережья Северного Ледовитого океана. Ломоносов ходил с отцом на судах за рыбой в Белое м. и Северный Ледовитый океан; участие в морских путешествиях, по определению Г. В. Плеханова, сообщило ему “благородную упрямку”. Но как бы благоприятно ни сказывались на развитии характера Ломоносова условия жизни на сев. окраине России, его творчество было органически связано с культурой и общественно-экономическими условиями России в целом. Высокое развитие естественнонаучной мысли в России, отразившееся в трудах и открытиях Ломоносова, было не посредственно обусловлено значительным подъемом экономики страны в 18 в., сравнительно интенсивным освоением новых экономических районов, развитием мануфактурного производства, которые способствовали прогрессу знаний в области физики, химии, геологии, географии и других отраслей естествознания. Патриотизм, горячая любовь к своему народу, постоянное стремление всячески содействовать экономическому и культурному прогрессу России были основной побудительной причиной разносторонней деятельности Ломоносова.
    Ломоносов рано научился грамоте, прочёл всё книги, какие мог достать; в возрасте 14 лет изучил “Арифметику” Л.Ф. Магницкого и “Славянскую грамматику” М. Смотрицкого. В декабре 1730 года он ушёл пешком в Москву учиться. В середине января 1731 Ломоносову удалось поступить в московскую Славяно-греко-латинскую академию, где он получил основательную подготовку по древним языкам, в частности изучил латинский язык, на котором писались в то время научные труды. Он настолько овладел эти языком, что впоследствии был признан одним из лучших латинистов в Европе. Условия жизни Ломоносова в академии были тяжёлыми. Вспоминая о своей жизни в академии, он писал: “Обучаясь в Спасских школах, имел я со всех сторон отвращающия от наук пресильныя стремления, которыя в тогдашния лета почти непреодоленную силу имели… имея один алтын в день жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку хлеба и на денежку квасу, протчее на бумагу, на обувь и другия нужды. Таким образом жил я пять лет и наук не оставил”.
    В начале 1736 Ломоносов, как один из лучших студентов академии, был направлен
    в университет при Петербургской академии наук, а осенью того же года отправлен
    за границу и в течение 3 лет обучался в Марбургском университете, под руководством
    немецкого учёного Х. Вольфа – представителя идеалистического и ограниченного
    метафизического мировоззрения. Подобно большинству учёных своего времени, Вольф
    был сторонником идеи существования специфических “невесомых” жидкостей. При
    всём этом Вольф был разносторонним учёным и пользовался заслуженной репутацией
    хорошего преподавателя. К молодому Ломоносову он относился с большим вниманием
    и оценил его выдающиеся способности. В своих отзывах о нём Вольф особенно отмечал
    основательность его подхода к изучению наук. В свою очередь Ломоносов относился
    к Вольфу с большим уважением; в 1745 Ломоносовым была переведена на русский
    язык “Вольфианская экспериментальная физика” в изложении Тюммига (напечатано
    в 1746). Обучаясь у Вольфа, Ломоносов не был пассивным слушателем, слепо следующим
    идеям и представлениям своего учителя; в принципиальных научных вопросах Ломоносов
    расходился с ним и развивал новые, совершенно отличные от взглядов Вольфа воззрения
    на природу. В Марбурге по собственной инициативе Ломоносов изучал и гуманитарные
    науки. В 1739 он отправился в Фрейберг к специалисту по горному делу И. Генкелю.
    Здесь он изучал химию и горное дело. Вскоре Ломоносов резко разошёлся со своим
    новым учителем. Генкель стоял на отсталых, реакционных позициях в науке. О нём
    Ломоносов писал: “Он презирал всю разумную философию, и когда я однажды, по
    его приказанию, начал излагать причину химических явлений (не по его перипатетическому
    концепту, а но основе принципов механики и гидростатики), то он тотчас же велел
    мне замолчать, и с обычной своею наглостью поднял мои объяснения на смех, как
    пустую причуду”.
    В 1741 Ломоносов вернулся в Россию. В январе 1742 был назначен адъюнктом физического класса, а в августе 1745- профессором химии (академиком) Петербургской академии наук. С первых же лет пребывания в академии Ломоносов повёл непримиримую борьбу за самостоятельное развитие русской науки и культуры, против “неприятелей наук российских”. Антинародная политика правящих кругов русского дворянства привела к засилию иностранцев в Академии наук, которой фактически руководил советник академич. канцелярии И. В. Шумахер. Как и многие другие иностранцы, проникшие тогда в Россию, он презирал русскую культуру и противодействовал её самостоятельному развитию. Впоследствии пост советника академич. канцелярии перешёл к зятю Шумахера И. И. Тауберту, такому же врагу русских учёных. До конца жизни Ломоносов боролся с чиновничьим произволом в Академии наук, с раболепием перед иностранцами, против принижения русских учёных; в то же время Ломоносов с величайшим уважением относился к подлинным иностранным учёным.
    Творчество Ломоносова было исключительно разносторонним. В его работах получили освещение вопросы, относящиеся почти ко всем отраслям современного ему естествознания, горного дела и металлургии, филологии, истории, а также поэзии. Вся громадная энциклопедическая деятельность Ломоносова отличалась цельность. Многообразные направления его творческой мысли были органически связаны между собой. Научную деятельность Ломоносова условно можно разделить на три периода: в первый период – до создания им (после преодоления больших трудностей) химической Лаборатории, Ломоносов проводил в основном физические исследования, во второй период – с 1748, проводил главным образом химические исследования и в третий период – с 1757 до конца жизни, проводил исследования в области различных естественных и прикладных наук. Уже в первый период Ломоносовым была намечена широкая программа физико-химических исследований; им было написано большое количество работ, в которых он последовательно развил корпускулярную теорию и атомистич. представления о строении веществ, высказал закон сохранения вещества и движения. В 1744-48 Ломоносов особенно интенсивно разрабатывал в разных направлениях выдвинутую им гипотезу о связи между свойствами атомов, свойствами тел и всеми физическими явлениями. К этому периоду относятся также некоторые исследования о важнейших физических свойствах тел вообще, главным образом тепловых явлений и газообразного состояния тел, работы о химических растворах и другие химические исследования, работы по усовершенствованию оптических инструментов и др. В 1742 Ломоносов начал исследования в области металлургии и рудного дела, с 1745 проводил химические анализы солей, руд и других пород, присылаемых в академию из разных учреждений. В июне 1746 Ломоносов впервые в России начал читать публичные лекции на русском языке (в Академии наук); сколько времени продолжались эти лекции – неизвестно. Тогда же Ломоносовым были написаны несколько торжественных и духовных од, стихотворения, переложения псалмов, работа по риторике и др.
    Проявляя большую заботу о распространении просвещения в России, Ломоносов неоднократно указывал на необходимость создания университета, доступного разным слоям народа. В 1755 по инициативе Ломоносова и по его проекту был открыт Московский университет. Ломоносову удалось провести свой план организации демократического университета, открытого для всех лиц, способных к наукам (правящие круги хотели создать заведение лишь для подготовки чиновников, доступное только для дворян). Прогрессивный характер выработанной Ломоносовым программы обучения в университете выражался, в частности, в отсутствии в ней такого предмета, как богословие. Ломоносову принадлежит большая заслуга в том, что Московский университет стал центром передовой научной, атеистической и демократической мысли России 18 века.
    В 1757 году был назначен советником канцелярии Академии наук, а в 1758 году ему было поручено “смотрение” за Географическим департаментом, Историческом собранием, университетом и гимназией при Академии наук. В последний период своей деятельности Ломоносов завершил важнейшие работы по металлургии, горному делу и геологии, провёл исследования по оптике, мореходному делу, географии, метеорологии, астрономии, краеведению и др. Одновременно Ломоносов продолжал свои физико-химические работы, осуществляя издавна намеченный им широкий план научных исследований в этой области. К этому времени относится написание им важнейших трудов по истории русского народа, разработка вопросов грамматики и русского литературного языка. Создание ряда новых мозаичных картин. Ломоносов выступал инициатором и руководителем самых разнообразных научных, технических и культурных начинаний, имевших огромное государственное значение. Однако в условиях крепостнической России многие “государственные помыслы” Ломоносова не могли быть осуществлены.
    Мировоззрение. Исследования в области естествознания.
    В своих философских воззрениях Ломоносов преодолевал метафизическую ограниченность материализма его времени. Об этом свидетельствуют разрабатывавшаяся им теория развития природы (в частности, Земли), идея единства и неразрывности законов сохранения вещества и движения. Материализм Ломоносова был активным, воинствующим. Он боролся против идеализма философии Лейбница, его учения о непротяжённых, нематериальных сущностях – монадах; вместе с Л. Эйлером выступал против мистического ньютонианского дальнодействия через пустоту, отрицая существование сил как нематериальных начал. Ломоносов был решительным сторонником освобождения науки от влияния религии и считал, что одним из основных препятствий для развития науки является зависимость её от религии, от церкви. Научная идея изменчивости мира была оружием Ломоносова в борьбе против идеализма. Он видел связь между представлением о неизменяемости природы и мифом о сотворении мира Богом и резко критиковал сторонников этого идеалистического учения. Ломоносов вошёл в историю русской культуры как автор ярких антицерковных выступлений. В стихотворении “Гимн бороде” (1757) Л. зло высмеял духовенство, выступающее против передовой науки и особенно против учения о движении Земли вокруг Солнца.
    Работы в области географии.
    Ломоносов проявлял большой интерес к вопросам исследования полярных областей и Северного морского пути. К разрешению проблемы Северного морского пути он подошёл с точки зрения интересов развития морского дела в России и освоения Крайнего Севера, подчёркивал важность проложения этого пути в политическом и в хозяйственном отношении. Наиболее важной его работой в этой области является “Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию” (1763). Ломоносов дал первую классификацию льдов, которая во многом сходна с современной; ввёл представление об ископаемых льдах; указал, что ледяные горы “обязаны своим происхождением крутым морским берегам”; обосновал существование большого ледяного дрейфа, которое было установлено во 2-й половине 19 века.
    Ломоносов стремился укрепить Географический департамент в качестве учреждения, имеющего определённые функции государственного значения в подготовке научно обоснованных данных для составления географического атласа России; проявлял заботу о подготовке русских картографов и геодезистов; составлял проекты астрономических экспедиций; рассылал запросы по губерниям России для получения разного рода данных с мест. В связи с подготовкой материалов для географического описания страны Ломоносов занимался вопросами экономической географии (сам термин “экономическая география” введён им). Он составил проект “экономического лексикона”, который должен был содержать сведения о сельском хозяйстве и пром. продукции отдельных районов России, о строительных материалах, горной промышленности и т. д.
    В руководстве Ломоносовым Географическим департаментом ярко сказалось присущее ему постоянное стремление расширять и углублять использование науки для “российского народа”; характерным является, например, то, что Ломоносов впервые начал в Академии наук массовое изготовление глобусов на “пользу географии российской” и особенно на пользу распространения географических знаний среди русского юношества.
    Ломоносов проявлял большой интерес к вопросам развития с. х-ва России. По его почине при Академии наук был организован “Класс земледельства”. Под влиянием идей Ломоносова в 1765 было организовано в Петербурге Вольное экономическое общество, сыгравшее значительную роль в развитии с. х-ва в России.
    Труды в области истории.
    Патриотизм и горячая любовь Ломоносова к своему народу особенно ярко сказались в его трудах по истории русского народа. Взгляды Ломоносова на историю складывались в острой борьбе с т. н. Немецкой школой, представители которой Г. Байер, Г. Миллер и др. фальсифицировали русскую историю, принижали историческую роль русского народа в мировой истории. В 1749 году, когда рассматривалась речь Миллера “Происхождение народа и имени России” (1749-50), подготовленная для публичного собрания Академии, Ломоносов резко выступил против позиции Миллера.
    В своей критике лженаучной норманистской теории, которой придерживался Миллер, Ломоносов основывался не только на тщательном изучении русских летописей, но и на глубоком изучении трудов античных и средневековых историков. Ломоносов понимал, что история русского народа может быть оценена по достоинству только как особая часть всемирно-исторического процесса, в общем ряду с историей других народов. Широкие познания в области вопросов всеобщей истории, знание известных тогда исторических источников помогали Ломоносову придавать своим доводам глубокую убедительность. Он доказывал древность и “величество” славянских племён и указывал на большую роль славян в европейской истории. В 1759 году Ломоносов написал “Краткой Российской летописец с родословием” (изд.1760), содержащий перечень важнейших деяний князей и царей до Петра I включительно. Во 2-ой половине 1751 Ломоносов начал работу над созданием обширного труда по истории России, но закончил только первую часть её, опубликованную (1766) под названием “Древняя Российская история от начала Российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого или до 1054 года”. По историческим источникам Ломоносов составил также “Описание стрелецких бунтов и правления царевны Софьи”, которое было в значительной степени использовано известным французским философом Вольтером в его “История Российской империи при Петре Великом” (2тт., 1759-63). Ломоносов высказал ряд гениальных догадок о происхождении славян, возражал Миллеру на его тезис о том, что славяне в Европе пришельцы, сделал правильные замечания в своём толковании договоров Олега и Игоря с греками; он понял, что боярская республика Новгорода Великого была тормозом в прогрессивном процессе создания Московского государства. Особый интерес проявлял Ломоносов к Петру I, как к выразителю интересов экономического и культурного развития России. Ломоносов верил в преобразующую силу знания, просвещения, культуры; он полагал, что положение крестьян коренным образом изменится, если дворяне будут образованнее и культурнее. В мировоззрении Ломоносова нашла своеобразное преломление характерная для народных масс крепостной эпохи вера в “доброго царя”. Однако эти воззрения Ломоносова не имеют ничего общего с концепцией т. н. “просвещённого абсолютизма”. Дворянский “просвещенный абсолютизм” был для правящей верхушки маской, которая позволяла обманывать общественное мнение России и Европы в целях усиления жестокой эксплуатации крестьян; наоборот, у Ломоносова – вера в справедливость просвещенного монарха и образованного дворянства была отражением надежд миллионных масс закрепощённого народа. Именно поэтому все начинания Ломоносова в области широкого распространения просвещения и культуры среди народа всегда встречали сопротивление со стороны дворянской бюрократии.
    Одним из ярких свидетельств глубокого патриотизма и демократизма Ломоносова служит его знаменитое письмо к И. И. Шувалову “О сохранении и размножении российского народа” (1761). В этом письме он выступал против крепостной эксплуатации, против неравных и принудительных браков, ратовал за организацию медицинской помощи крестьянству и требовал ограничения церковной власти в отношении быта и труда крестьян.
    Любовь к своему народу соединяется в мировоззрении Ломоносова с проповедью мира между государствами. В трагедию “Тамира и Селим” (1750) он включил строки, бичующие корыстные интересы, приводящие к завоевательным войнам. В “Письме о пользе стекла” (1752) Ломоносов с негодованием писал и зверствах и хищничестве колонизаторов, которые в погоне за золотом безжалостно истребляют коренное население Америки.
    Поэзия и филологические труды Ломоносова. Работы в области искусства.
    Поэзия Ломоносова была проникнута высокой идеей служения своему народу, стремлением способствовать развитию русской культуры просвещения; она являлась неотъемлемой составной частью его научной и просветительской деятельности. В своей поэзии Ломоносов затрагивал и развивал темы, имеющие важное общественно-политическое значение. Его произведения отличаются исключительной по тому времени чистотой языка. В основе поэтического творчества Ломоносова лежит убеждение, что чем больше новых представлений вносит поэзия в сознание читателя, тем она значительнее. В похвальных одах, написанных по тому же или иному официальному поводу, он всегда выходил за пределы обычной тематики этого жанра, превращая оду в много темное произведение; как правило, прославляемый в оде образ монарха отступает у него на второй план, а на первое место выступает Россия; он пишет о благополучии и славе страны, о её природных богатствах, прославляет труд, разум, науку, человека, даёт оценку политических событий и т. д. В “Оде на взятие Хотина” (1739) он восхваляет русский народ, характеризует, по существу, значение мира для народа; в “Оде…1742” Ломоносов высказывает свои заветные мысли о справедливости, о счастье народа, о грядущем величии России. Ломоносов стремился не только распространить в России новые идеи, но и воспитать новое отношение к науке. Этой задаче также служила его поэзия. Стихотворение “Вечернее размышление о Божием величестве, при случае великого северного сияния” (1743, изд. 1748), в котором Ломоносов излагает естественнонаучные гипотезы, пронизано пафосом познания природы. Похвальные оды были для Ломоносова средством пропаганды просвещения, достижений науки, необходимости приложения науки к развитию производительных сил страны; это относится к “Оде…[1747года”], к “Оде…1750 года” и др. Духовные оды Ломоносова также служили целям просветительства. Переводы псалмов, которые занимают важное место в поэтическом творчестве Ломоносова, позволяли ему, с одной стороны, развивать собственные воззрения на природу и, с другой – высказывать этические и политические суждения.
    Ломоносову принадлежит часть реформы русского стихосложения, начатой В. К. Тредиаковским. До Тредиаковского и Ломоносова в русской поэзии была принята т.н. силлабическая система стихосложения, при которой в стихотворных строках имеется одинаковое число слогов и нет периодического повторения ударных слогов. Тредиаковский выдвинул мысль о тоническом стихосложении, где ударения периодически повторяются, однако первым поэтическим произведением в русской поэзии 18 века, в котором одержало победу новое тоническое стихосложение (позднее названное силлабо-тоническим), была ломоносовская “Ода на взятие Хотина”. В “Письме а правилах российского стихотворства” (1739, изд. 1778), присланном из Фрейберга вместе с “Одой на взятие Хотина”, Л. теоретически обосновал систему тонического стихосложения. В этой работе он писал: “российские стихи надлежит сочинять по природному нашего языка свойству, а того, что ему весьма несвойственно, из других языков не вносить”.
    В условиях крепостнической России материалистическое мировоззрение Ломоносова, его патриотизм и неустанная борьба за широкое распространение просвещения и научных знаний среди народа почти всегда встречала упорное сопротивление со стороны реакционных правящих кругов. Представители дворянской либеральной науки, травившие великого учёного и просветителя при жизни, после смерти Ломоносова всемерно старались уничтожить в его творчестве всё прогрессивное и представить его как поборника самодержавия и реакционных религиозных устоев. Сразу же после смерти Ломоносова все находившиеся в его доме бумаги по приказанию Екатерины II были опечатаны графом Г. Г. Орловым. Большая часть его архива – по видимому, все бумаги, имеющие государственное значение, были отобраны Орловым; их местонахождение не обнаружено до настоящего времени. Научные записи Ломоносова, видимо, не представлявшие интереса для Орлова, были оставлены им и сохранились до наших дней.
    В истории изучения жизни и деятельности Ломоносова важной вехой является широко отмеченный в 1865 столетний юбилей со дня его смерти.
    Большое значение для изучения научного наследства Ломоносова имели многолетние исследования советского химика Б. Н. Меншуткина и его публикации физико-химических трудов Ломоносова. Исключительно важна работа, проведённая академиком С. И. Вавиловым, по изучению наследия и по подготовке к изданию трудов Ломоносова.
    Заключение
    Академик С. А. Вавилов писал: “Ломоносову по необъятности его интересов принадлежит одно из самых видных мест в культурной истории человечества. Даже Леонардо да Винчи, Лейбниц, Франклин и Гёте более специальны и сосредоточены. Замечательно при этом, что ни одно дело, начатое Ломоносовым, будь то физико-химические исследования или оды, составление грамматики и русской истории, или организация и управление фабрикой, географические проекты или политико-экономические вопросы, – все это делалось им против воли или даже безразлично. Ломоносов был всегда увлечен своим делом до вдохновения и самозабвения; об этом говорит каждая страница его литературного наследства”.
    В нём поражает удивительная органичность его натуры, всегда стремившейся через любой предмет, через любую частность постичь мир в его универсальном единстве. Неизменная способность в каждый данный момент видеть мир “в дивной разности”, не дробя при этом самой целостности впечатления, – эта отличительная черта ломоносовского гения являлась одновременно одной из коренных черт русского сознания вообще.
    Появление Ломоносова было подготовлено всем предшествующим, более чем восьмилетним развитием русского мироведения, которое по преимуществу выступало именно в поэтически непосредственной форме:
    Отчего у нас начался белый свет?
    Отчего у нас солнце красное?
    Отчего у нас млад светел месяц?
    Отчего у нас звёзда частые?
    Отчего у нас ветры буйные?
    ( Из “Стиха о Голубиной книге”)
    “Глубокая бескорыстная любознательность народа” (С. И. Вавилов), отразившаяся в этих строках, заставляла древних русских книжников переводить с греческого и латыни произведения, в которых содержались бы универсальные сведения о мире, – таковы “Книга о Христе, обнимающе весь мир” Козьмы Индикополова, “Великая и предивная наука” Раймунда Люллия и т. д.
    Творчество Ломоносова – эта ослепительная вспышка национального самосознания – явилось плодотворным завершением, историческим оправданием многовековых усилий русской культурной традиции выработать органически целостный взгляд на мир.
    Сын своего столетия, глубоко проникший в его противоречивую сущность, свидетель и участник коренного переворота в русских умах, гений созидательный, нацеленный на преодоление разрушений, сопутствующих любому перевороту, гений всеобъемлющий, умеющий прозреть в ныне разрозненных частях грядущее единство, ломоносов-поэт, как никто из его современников, был подготовлен к воспеванию того “священного ужаса”, которым, по его же слову, сопровождается постижение великих идей, определяющих судьбы народов.
    Образ пророка, стоящего посреди переворотившего мира, внимающего голосу Истины и потрясающего людские души её словом, – важнейший в его поэзии:
    О коль мечтания противны
    Объемлют совокупно ум!
    Доброты вижу здесь предивны!
    Там – пламень, звук, и вопль, и шум!
    Здесь – полдень милости и лето,
    Щедротой общество нагрето;
    Там – смертну хлябь разинул ад!
    Но промысл мрак сей разгоняет
    И волны в мыслях укрочает:
    Отверзся в славе Божий град.
    Ефир, земля и преисподня
    Зиждителя со страхом ждут!
    Я вижу отрока Господня;
    Приемлюща небесный суд.
    В старину отроками господними называли пророков. Впрочем, все пророческое относится к области наития, стихии. Недаром же Ф.И. Тютчев писал “пророчески-неясных снах” “вещей души”. Что до Ломоносова, то он не мог удовлетвориться стихией, он должен был подчинитьб её себе, а для этого ему нужно было как раз ясным взором “охватить совокупность всех вещей, чтобы нигде не встретилось противопоказаний”. Вот почему ломоносовский пророк всегда пытался в четких понятиях осмыслить свои смутные догадки и прозрения, дать разумное истолкование грандиозным видениям, столь часто посещавшим его.
    Самым отрадным и постоянным видением пророческой музы Ломоносова был образ “веселящейся России”. Так определял он высокий общественно-патриотический идеал, к которому всегда стремился и любящей душою и звал соотечественников.
    …Бросая общий взгляд на жизнь и труды Ломоносова, нельзя не признать, что даже с учетом многочисленных невзгод, подчас приводивших его в отчаяние, он был человеком счастливым в полном смысле слова: сильнейшая личная страсть его к отысканию Истины сама по себе уже была общественным благом. Его все обнимающая любовь к родине менее всего была платонической, ибо постоянно воплощалась в свершениях во имя и во усиление родины. Недолгая жизнь Ломоносова представляет собою пример удивительно цельной жизни, прожитой стремительно, до предела насыщенно, благотворно для современников и потомков. Он прожил её так, как мечтал прожить свою один из его героев:
    Владеет наших дней Всевышний сам пределом,
    Но славу каждому в свою он отдал власть.
    Роль близко ходит рок при робком и при смелом,
    То лучше мне избрать себе похвальну часть.
    Какая польза тем, что в старости глубокой
    И в тьме бесславия кончают долгий век!
    Добротами входить на верьх хвалы высокой
    И славно умереть родился человек.
    Ломоносов умер 4(15) апреля 1765года, похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.

  5. 5
    Текст добавил: я ютубер кто неверет таму в клас

    В XVIII в. Россия благодаря реформам Петра I открыла новую и чрезвычайно важную страницу своей истории — Российская империя стала мировой державой. Чтобы сохранить и упрочить это положение, России необходимо было приблизиться в своем развитии к уровню наиболее передовых стран Европы. Выполнить эту гигантскую задачу — развивать отечественную промышленность, просвещение, науку, культуру — мог только великий народ.
    Одним из таких гигантов из народа стал Михаил Васильевич Ломоносов, крестьянский сын, затем прилежный ученик и наконец первый русский академик.
    Ломоносов родился в семье крестьянина в Архангельской губернии вблизи Холмогор. Беломорский Север не знал крепостного права, и крестьяне имели больше возможностей проявить свои таланты. Хотя в то время там и не было школ, но книги у поморов пользовались большим уважением, да и грамотных людей было немало. У одного из них Ломоносов и выучился грамоте. Однако этого показалось пытливому юноше мало: его жажда знаний не находила удовлетворения в родных местах и, добыв с помощью земляков паспорт, он ушел в Москву.
    В Москве, выдав себя за дворянского сына, Ломоносов поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Ему было в ту зиму 19 лет.
    Годы учения в академии были не только годами нужды, лишений и унижений, но и временем постижения азов наук, временем радостного предчувствия своих возможностей и открытий в науке.
    Через пять лет в числе лучших учеников Ломоносова направили в Германию для изучения горного дела и химии. Здесь он встретил свою любовь, здесь из почтительного ученика стал ученым, во многом превзошедшим своих прославленных учителей.
    За границей наряду с физикой и химией Ломоносов занимался изучением иностранных языков. Его также интересовала теория литературы и вопросы стихосложения.
    В 1741 г. Ломоносов возвращается на родину. Он был причислен к Академии наук, а в 1745 г. стал профессором химии. Терпя недостаток в средствах, работая в тяжелых условиях, Ломоносов делает ряд великих открытий в области физики и химии. Астрономия, география, история, поэзия — и здесь Ломоносов был первым и лучшим в России.
    В 1755 г. благодаря подвижнической деятельности Ломоносова в Москве был открыт первый русский университет. Многие русские ученые, обогатившие открытиями мировую и русскую науку, называли себя его учениками.
    Ломоносов считал, что высшая радость и предназначение ученого и писателя — трудиться для пользы общества. Государственные потребности, долг перед отечеством должны преобладать над частными, личными чувствами и интересами.
    Это понимание предназначения писателя Ломоносов развивает в “Разговоре с Анакреоном”. Анакреон — древнегреческий поэт, который славился как певец личных радостей и утех:
    Мне петь было о Трое,
    О Кадме мне бы петь,
    Да гусли мне в покое
    Любовь велят звенеть.
    Так в передаче Ломоносова говорит о своем призвании и понимании целей поэзии и поэта Анакреон. Ломоносов же отвечает в воображаемом диалоге с древнегреческим поэтом так:
    Мне струны поневоле
    Звучат геройский шум.
    Не возмущайте боле,
    Любовны мысли, ум;
    Хоть нежности сердечной
    В любви я не лишен,
    Героев славой вечной
    Я больше восхищен.
    Поэзия Ломоносова при всем ее высоком общественном звучании носила односторонний характер. Но это был выбор великого ученого — прославлять науку и тех, кто способствует ее развитию:
    Науки юношей питают,
    отраду старым подают,
    В счастливой жизни украшают,
    В несчастной случай берегут.
    Главная мысль од Ломоносова, которые он по обязанности академического стихотворца должен был посвящать царям и царицам, — прославление науки, России и призыв к труду на благо родины. Примером человека, который посвятил себя России и стал ее славой, по глубочайшему убеждению Ломоносова, был Петр I:
    Сквозь все препятства он вознес
    Главу, победами венчанну,
    Россию грубостью попранну,
    С собой возвысил до небес.
    И сам Ломоносов был человеком, который всей своей жизнью “Россию… возвысил до небес”.

  6. О научной дея­тельности Ломоносова можно было бы написать отдельную книгу. Приведем здесь лишь некоторые наиболее известные факты, которые дают представления о широте и смелости его научного поиска. Интересуясь стихийными явлениями, Ломоносов исследовал природу землетрясения, шторма, грозы, грома, молнии и т. д. В процессе разработки теории атмосферного электричества ученый подчас прибегал к опасным для жизни экспериментам. Во время одного из них был убит молнией его близкий друг, профессор Г. В. Рихман.
    Ломоносов лично сконструировал однозеркальный телескоп усовершен­ствованного типа и особую «ночезрительную» трубу для видения в темноте. В результате астрономических наблюдений им было установлено наличие атмосферы на Венере.
    Экспериментируя с окрашенными стеклами, Ломоносов изобрел смальту — особый состав для мозаики. Чтобы добиться получения разно­цветных мозаичных составов, ему пришлось провести около четырех тысяч опытов! Ученый даже завел для этой цели специальную фабрику. Поскольку мозаичное искусство не было известно в России, Ломоносов собственноручно создал его образцы. Наиболее известная из выполненных им мозаичных работ — картина «Полтавская баталия».
    Еще в годы обучения в Германии М.В. Ломоносов разработал принципы нового стихосложения с целью его приближения к особенностям русского языка. Эти принципы были изложены им в «Письме о правилах россий­ского стихотворства» и проиллюстрированы стихотворением собственного сочинения. Ломоносовская реформа стихосложения стала важным шагом в развитии русской поэзии. Позже ученым была написана «Риторика» — филологический труд, в течение долгого времени служивший основным руководством по теории литературы. Только в продолжение XVIII в. эта книга переиздавалась семь раз.
    Наряду с реформой стихосложения М. В. Ломоносов осуществил реформу русского языка, что было крайне необходимо в условиях, когда разговор­ный язык, уже оторвавшийся от традиций средневековой письменности, еще не выработал устойчивых новых норм и, кроме того, был засорен мно­гочисленными заимствованиями из разных иностранных языков. Ученый решительно осудил как «дикие и странные слова и нелепости, входящие… из чужих языков», так и искусственное использование устаревших слов церковнославянского языка. Однако, справедливо считая, что современ­ный язык базируется на средневековой письменности, он выступил за со­хранение ее лучших живых традиций. Именно в них и в стихии русской разговорной речи Ломоносов призывал черпать «материал» для обновления языка. Таким образом, он с гениальной проницательностью указал наиболее продуктивную линию литературного развития языка — за счет собственных национальных ре­сурсов. Еще в то время, когда русский язык на­ходился в состоянии формирования, Ломоносов с восхищением говорил о его несметных богат­ствах и безграничных выразительных возмож­ностях: в нем, считал ученый, можно найти «вели­колепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность италиянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков».
    На основе опыта античной и европейской литератур Ломоносов создал национальную тео­рию «трех штилей» письменной речи, которая разграничивала высокий, средний и низкий стили, а также содержала рекомендации отно­сительно подобавших данным стилям жанров и лексики. Так, для высокого стиля она предпи­сывала употреблять церковнославянизмы, для низкого — разговорную лексику, в том числе — просторечия. Высоким стилем, согласно ломоносовской теории, надлежало писать героичес­кие поэмы, оды, речи в прозе «о важных материях»; средним стилем — сти­хотворные дружеские послания, элегии, сатиры, прозаические сочинения исторического и научного содержания, а также «театральные сочинения, в которых требуется обыкновенное человеческое слово»; низким стилем — комедии, песни, «описания обыкновенных дел» и др.
    Не менее разносторонней и масштабной была деятельность М. В. Ломо­носова в сфере организации научно-культурной жизни. В 1748 г., преодолев ожесточенное сопротивление академического начальства, он создал первую в России химическую лабораторию, по уровню оснащенности и характеру производившихся работ не имевшую равных в Европе.
    В 1755 г. по предложению и плану ученого был открыт Московский университет (с 1940 г. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова). Понимая, как важно открыть дорогу в науку молодым талантливым выходцам из народа, Ломоносов прилагал все усилия для того чтобы в учрежденном им университете могли учиться представители разных сословий.
    В 1758 г. знаменитый исследователь возглавил Географический департа­мент Академии наук, в котором готовил русских картографов и вместе с ними трудился над составлением атласа России. В последние годы, увлек­шись вопросами мореходства и навигации, Ломоносов добился создания большой полярной экспедиции, в снаряжении которой принял самое дея­тельное участие (эта экспедиция вышла в море уже после его смерти).

  7. Михаил Ломоносов
    Михаил Васильевич Ломоносов — первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик; он вошёл в науку как первый химик, который дал физической химии определение, весьма близкое к современному, и предначертал обширную программу физико-химических исследований; его молекулярно-кинетическая теория тепла во многом предвосхитила современное представление о строении материи и многие фундаментальные законы, в числе которых одно из начал термодинамики; заложил основы науки о стекле. Астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, поэт, утвердил основания современного русского литературного языка, художник, историк и родослов, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики. Разработал проект Московского университета, впоследствии названного в его честь. Открыл наличие атмосферы у планеты Венера.
    Статский советник, профессор химии, действительный член Санкт-Петербургской Императорской и почётный член Королевской Шведской академий наук. Яркий пример «универсального человека».
    Родился: 19.11.1711, Архангельск
    Умер: 15.04.1765 (53 года)
    Популярные произведения М.В. Ломоносова
    Ода на день восшествия на всероссийский престол Елизаветы Петровны, 1747 года
    Другие сочинения по произведению Ломоносова
    «М. В. Ломоносов — первый наш университет»
    Значение трудов М. В. Ломоносова для развития славянской филологии
    Жизнь и творчество М.В. Ломоносова (какой вклад внес М.В. Ломоносов в русский язык и литературу)
    Михаил Васильевич Ломоносов — реформатор русского языка и стихосложения
    «Здесь в мире расширять науки изволила Елисавет» (по творчеству М. Ломоносова)
    Михаил Васильевич Ломоносов
    Образец торжественной оды в России XVIII веке
    М. В. Ломоносов — “первый наш университет”
    Вклад Ломоносова в русский язык и литературу
    «Кто знает, коль Велик Творец …» (по творчеству М. Ломоносова)
    «Ломоносов — Российский гений»
    Общественно-литературные взгляды М. В. Ломоносова
    Теория «трех штилей» Ломоносова
    На день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года
    Сочинение по поэзии Ломоносова
    «Ломоносов обнял все отрасли просвещения»
    «Прославление в одах М. В. Ломоносова Родины, мира, науки и просвещения»
    Сатирические сочинения Ломоносова
    “На день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года” — образец торжественной оды в России XVIII в.
    “Устройство родного языка”
    Сочинение ««Ломоносов — Российский гений»»
    Ломоносов – все сочинения
    В XVIII в. Россия благодаря реформам Петра I открыла новую и чрезвычайно важную страницу своей истории — Российская империя стала мировой державой, Чтобы сохранить и упрочить это положение, России необходимо было приблизиться в своем развитии к уровню наиболее передовых стран Европы. Выполнить эту гигантскую задачу — развивать отечественную промышленность, просвещение, науку, культуру — мог только великий народ.
    Одним из таких гигантов из народа стал Михаил Васильевич Ломоносов, крестьянский сын, затем прилежный ученик и наконец первый русский академик.
    Ломоносов родился в семье крестьянина в Архангельской губернии вблизи Холмогор. Беломорский Север не знал крепостного права, и крестьяне имели больше возможностей проявить свои таланты. Хотя в то время там и не было школ, но книги у поморов пользовались большим уважением, да и грамотных людей было немало. У одного из них Ломоносов и выучился грамоте. Однако этого показалось пытливому юноше мало: его жажда знаний не находила удовлетворения в родных местах и, добыв с помощью земляков паспорт, он ушел в Москву.
    В Москве, выдав себя за дворянского сына, Ломоносов поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Ему было в ту зиму 19 лет.
    Годы учения в академии были не только годами нужды, лишений и унижений, но и временем постижения азов наук, временем радостного предчувствия своих возможностей и открытий в науке.
    Через пять лет в числе лучших учеников Ломоносова направили в Германию для изучения горного дела и химии. Здесь он встретил свою любовь, здесь из почтительного ученика стал ученым, во многом превзошедшим своих прославленных учителей.
    За границей наряду с физикой и химией Ломоносов занимался изучением иностранных языков. Его также интересовала теория литературы и вопросы стихосложения.
    В 1741 г. Ломоносов возвращается на родину. Он был причислен к Академии наук, а в 1745 г. стал профессором химии. Терпя недостаток в средствах, работая в тяжелых условиях, Ломоносов делает ряд великих открытий в области физики и химии. Астрономия, география, история, поэзия — и здесь Ломоносов был первым и лучшим в России.
    В 1755 г. благодаря подвижнической деятельности Ломоносова в Москве был открыт первый русский университет. Многие русские ученые, обогатившие открытиями мировую и русскую науку, называли себя его учениками.
    Ломоносов считал, что высшая радость и предназначение ученого и писателя — трудиться для пользы общества. Государственные потребности, долг перед отечеством должны преобладать над частными, личными чувствами и интересами.
    Это понимание предназначения писателя Ломоносов развивает в «Разговоре с Анакреоном». Анакреон — древнегреческий поэт, который славился как певец личных радостей и утех:
    Мне петь было о Трое,
    О Кадме мне бы петь,
    Да гусли мне в покое
    Любовь велят звенеть.
    Так в передаче Ломоносова говорит о своем призвании и понимании целей поэзии и поэта Анакреон. Ломоносов же отвечает в воображаемом диалоге с древнегреческим поэтом так:
    Мне струны поневоле
    Звучат геройский шум.
    Не возмущайте боле,
    Любовны мысли, ум;
    Хоть нежности сердечной
    В любви я не лишен,
    Героев славой вечной
    Я больше восхищен.
    Поэзия Ломоносова при всем ее высоком общественном звучании носила односторонний характер. Но это был выбор великого ученого — прославлять науку и тех, кто способствует ее развитию:
    Науки юношей питают, отраду старым подают,
    В счастливой жизни украшают,
    В несчастной случай берегут.
    Главная мысль од Ломоносова, которые он по обязанности академического стихотворца должен был посвящать царям и царицам, — прославление науки, России и призыв к труду на благо родины. Примером человека, который посвятил себя России и стал ее славой, по глубочайшему убеждению Ломоносова, был Петр I.
    Сквозь все препятства он вознес
    Главу, победами венчанну,
    Россию грубостью попранну,
    С собой возвысил до небес.
    И сам Ломоносов был человеком, который всей своей жизнью «Россию… возвысил до небес».

  8. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
    основная общеобразовательная школа
    имени Героя Советского Союза И.И. Борзова
    села Середниково Шатурского муниципального района
    Московской области
    140760, Московская область, Шатурский муниципальный район, село Середниково, дом 261, телефон 8 (49645) 66-149
    Конкурс сочинений
    «В чем бы я хотел быть похожим
    на М.В. Ломоносова?»
    Учитель:                                                            Автор:
    Соколова Татьяна Васильевна,                       Божьева Екатерина Евгеньевна,
    учитель начальных классов,                            учащаяся 5 класса
    телефон 8 (49645) 66-149                                 (20.03.2001 г.р.)
    2011г.
    В чем  я хотела бы  быть похожей на М.В. Ломоносова?
    Среди славных имен прошлого русской науки есть одно, особенно нам близкое, – имя Михаила Васильевича Ломоносова. Очень яркие слова написал о нём А.С. Пушкин: «Ломоносов был великим человеком. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».
    А что я знаю об этом выдающемся человеке? В чем я хотела бы быть похожей на Ломоносова?..
    …Начало XVIII века, 1711 год. В России в это время «грамотных людей можно было перечесть по пальцам, а книга была редкостью и неоценимым сокровищем». И в это-то время на одном из многочисленных островов в устье Северной Двины у рыбака родился сын, Михайло. Когда мальчику исполнилось десять лет, отец стал брать его с собой в море в качестве юнги. Эти поездки оставили в душе Ломоносова неизгладимый след, закалили физически и обогатили разнообразными знаниями. Очень рано в мальчике зародилось осознание необходимости учения, которое крепло с каждым годом. Как росток к солнцу, он тянулся к знаниям. Обладая пытливым умом и прекрасной памятью, мальчик быстро освоил грамоту. Но желание учиться дальше заставило Михайло оставить родной дом и отправиться в Москву.
    Нелёгок был и дальнейший путь Ломоносова в науку. Но этот простой русский человек смог подняться до таких высот науки и культуры, о которых никто из его предшественников не мог и мечтать. Трудно перечислить все заслуги этого талантливого человека. Он был известен как химик, физик и геолог, художник, поэт и филолог, географ, астроном и технолог, историк, литератор и философ.
    Да, удивительна была жизнь М.В. Ломоносова. Он рождён был в России, жил для России и все свои знания отдал России. Мы восхищаемся и гордимся великим ученым. И теперь я знаю, какие черты характера мне хотелось бы перенять у этого человека. Это, прежде всего, безграничную любовь к Родине и к русскому народу, уважение родителей и осознание своих корней, работоспособность и тягу к познанию нового, глубину мышления и ответственность за принятые решения, несокрушимую волю. Может быть, я не стану великим ученым и не сделаю никаких открытий, но я точно знаю, что с такими качествами характера я смогу принести пользу окружающим меня людям и моей стране.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *