Сочинение на тему ломоносов ода

14 вариантов

  1. 1
    Текст добавил: Сын виликого Отца

    Не всем известно, что Светило науки 18 века Михаил Ломоносов был еще и хорошим поэтом. Тот факт, что человек может быть гениальным в таких разных сферах вызывает только восхищение. В основном он писал гражданскую и политическую лирику.
    Произведение «На день восшествия Елизаветы Петровны» жанрово относится к оде. Торжественная тональность всего стихотворения соответствует жанру. Автор восхваляет великую царицу и даже дает ей советы.
    Начинается ода с прославления мира, который был достигнут благодаря приходу на царствование Елизаветы Петровны. «Возлюбленной тишиной» называет автор это время. Войны, которые так часто вела Россия, приутихли, и народ смог спокойно вздохнуть. Мирное время подарило ощущение блаженства селам и ограду градам.
    В оде автор восхваляет не только Елизавету, но и Петра I. Он представляется как идеальный правитель, который вывел Россию из состояния варварства новыми реформами. Петр воинственен в отличие от Елизаветы, однако военные победы принесли славу ему и державе. Таким образом, Ломоносов философски подходит к теме войны и мира.
    В стихотворении Ломоносов не только воспевает гуманность царицы, но и дает ей наставления. Как ученый он хочет видеть свою страну просвещенной, а для этого правитель должен быть сам просвещен и способствовать развитию культуры и науки. Прибегнув к образу Петра, автор словно намекает царице, чтобы она брала пример со своего отца, который всегда поддерживал науку.
    Большое значение имеют описания природных богатств России: превысокие горы, широкие поля, полноводные реки. Все они хранят в себе тайны, которые может открыть только просвещенный ум. Поэтому страна так нуждается в образованных людях. Ломоносов уверенно говорит, что на русской земле немало способных личностей, которым просто нужно помочь взлететь. И это одна из задач мудрого монарха.
    О важности и нужности науки сказано немало умных слов автором в оде. Ломоносов доказывает, что наука необходима всем: и юношам, и старикам. В юности она помогает обрести себя, понять мир, а в старости дает отраду. Знания могут украсить счастливую жизнь и уберечь в сложных случаях. И в домашних делах наука может быть утехой, и в странствиях не быть помехой. И среди людей, и в одиночестве человеку нужна наука.
    Ломоносов так трепетно относился к просвещению не только потому что сам был ученым, а потому что считал, что знания влияют на человеческую душу. Ведь знания расширяют человеческий кругозор, указывают правильный путь. Человек, не имеющий знаний, скучен даже самому себе. Поэтому так важно стремиться стать образованным.
    Ода не только восхваляет Елизавету, в ней есть и мудрые советы. Автор обращается к царице, дает ей наставления, как стать еще лучше. Наставления Великого ученого полезны не только правителям, но и простым людям.
    Данное стихотворение – мудрое послание, которое оставил Михаил Ломоносов царице, своим современникам и будущим поколениям.

  2. Михаил Ломоносов
    Михаил Васильевич Ломоносов — первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик; он вошёл в науку как первый химик, который дал физической химии определение, весьма близкое к современному, и предначертал обширную программу физико-химических исследований; его молекулярно-кинетическая теория тепла во многом предвосхитила современное представление о строении материи и многие фундаментальные законы, в числе которых одно из начал термодинамики; заложил основы науки о стекле. Астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, поэт, утвердил основания современного русского литературного языка, художник, историк и родослов, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики. Разработал проект Московского университета, впоследствии названного в его честь. Открыл наличие атмосферы у планеты Венера.
    Статский советник, профессор химии, действительный член Санкт-Петербургской Императорской и почётный член Королевской Шведской академий наук. Яркий пример «универсального человека».
    Родился: 19.11.1711, Архангельск
    Умер: 15.04.1765 (53 года)
    Популярные произведения М.В. Ломоносова
    Ода на день восшествия на всероссийский престол Елизаветы Петровны, 1747 года
    Другие сочинения по произведению Ломоносова
    «М. В. Ломоносов — первый наш университет»
    Значение трудов М. В. Ломоносова для развития славянской филологии
    Жизнь и творчество М.В. Ломоносова (какой вклад внес М.В. Ломоносов в русский язык и литературу)
    Михаил Васильевич Ломоносов — реформатор русского языка и стихосложения
    «Здесь в мире расширять науки изволила Елисавет» (по творчеству М. Ломоносова)
    Михаил Васильевич Ломоносов
    Образец торжественной оды в России XVIII веке
    М. В. Ломоносов — “первый наш университет”
    Вклад Ломоносова в русский язык и литературу
    «Кто знает, коль Велик Творец …» (по творчеству М. Ломоносова)
    «Ломоносов — Российский гений»
    Общественно-литературные взгляды М. В. Ломоносова
    Теория «трех штилей» Ломоносова
    На день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года
    Сочинение по поэзии Ломоносова
    «Ломоносов обнял все отрасли просвещения»
    «Прославление в одах М. В. Ломоносова Родины, мира, науки и просвещения»
    Сатирические сочинения Ломоносова
    “На день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года” — образец торжественной оды в России XVIII в.
    “Устройство родного языка”

  3. Михаил Васильевич Ломоносов – поистине великий человек, гениальный русский ученый, получивший мировую известность благодаря своим многочисленным талантам и достижениям в области химии, физики, астрономии, географии, филологии, поэзии, а также других наук и направлений. Поэзия играла важную роль в жизни Ломоносова. К ней он относился не как к развлечению или забаве, а со всей серьезностью и важностью, приравнивая это дело к патриотической, гражданской деятельности.
    Большую часть своих произведений автор создавал в жанре оды. Одним из самых известных произведений Ломоносова является ода «На день восшествия Елизаветы Петровны». В начале произведения автор посвящает свои строки прославлению мира.
    Автор с помощью ярких языковых средств, используя торжественность высокого штиля, демонстрирует благодать и процветание родного края, подаренные стране царствованием Елизаветы Петровны. Именно благодаря ее правлению прекратились бесконечные войны, в которых России принимала участие в прежние времена.
    Говоря о Елизавете, автор также упоминает о Петре I, восхищаясь его великими делами, сделавшими Россию мировой державой, по-настоящему сильной и могущественной империей.
    В строчках, посвященных императору, Ломоносов использует мифологические образы Нептуна и Марса, которые символизируют войну и море. Обращение к античной мифологии придает произведению еще большую возвышенность и торжественность.
    Ода представляет собой не только восхищение славными делами императрицы и ее восхваление, но также является своего рода напутствием и наставлением Елизавете. Россия – великая держава, но чтобы она всегда оставалась такой же могущественной и находилась в мире, страна должна быть просвещенной и в ней должен править пресвященный монарх.
    Возвращаясь к периоду правления Петра I, Ломоносов словно говорит императрице, что она должна последовать примеру отца и всячески способствовать развитию наук и просвещению страны.

  4. «С Ломоносова начинается наша литература… он был ее отцом, ее Петром Великим», – так определил В.Г. Белинский место и значение творчества выдающегося русского просветителя, ученого, естествоиспытателя Михаила Васильевича Ломоносова в истории отечественной литературы. Он стал не только реформатором русского стихосложения, но и автором замечательных поэтических творений, составивших особую страницу русской поэзии.
    Может быть, сейчас мы не очень интересуемся теми государственными деятелями, которым адресованы стихи Ломоносова, а для кого-то и вовсе незнакомо имя Елизаветы Петровны, которой посвящена его ода, написанная в 1747 году Но мысли и чувства великого человека, гражданина и патриота, неутомимого ее исследователя и первооткрывателя неизведанного в природном мире, – это то, что не утратило своей ценности и по сей день и, наверное, останется таковым навсегда.
    О чем же пишет Ломоносов в своей оде, названной, как это было принято в поэзии XVIII века, очень витиевато: «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны, ноября 25 дня, 1747 года»?
    Композиция оды, в соответствии с требованиями классицизма, отличается логической стройностью. Каждая из основных тем получает свое обоснование и подробное развитие, каждая новая мысль логически вытекает из предыдущей.
    Как и всякая торжественная ода, в соответствии с правилами классицизма, это стихотворение начинается величественным прославлением мира:
    Царей и царств земных отрада,
    Возлюбленная тишина,
    Блаженство сел, градов ограда,
    Коль ты полезна и красна!
    Естественным продолжением этой величавой картины служит восхваление Елизаветы, которая обеспечила процветание страны прежде всего тем, что принесла ей мир – ведь в ее царствование действительно прекратились войны, которые долго вела Россия:
    Когда на трон она вступила,
    Как Высший подал ей венец,
    Тебя в Россию возвратила,
    Войне поставила конец.
    Славные дела Елизаветы наводят автора оды на воспоминания об ее отце – Петре I, продолжательницей которого поэт мыслил новую царицу:
    Послал в Россию Человека,
    Каков неслыхан был от века.
    Сквозь все препятства он вознес
    Главу, победами венчанну,
    Россию, варварством попранну,
    С собой возвысил до небес.
    Петра I Ломоносов, как впоследствии и Пушкин, считал великим реформатором, просвещенным монархом и гениальным военачальником – подлинным национальным героем. Рассказывая о нем, поэт прибегает к олицетворениям, связанным с образами античной мифологии. Так, например, Марс и Нептун служат обозначениями понятий войны и морской стихии. Такая образность, наряду с широким употреблением славянизмов, риторических вопросов, восклицаний и обращений, создает особо торжественный «высокий» стиль оды, соответствующий предмету ее изображения Это очень хорошо видно в описании Петра I, его военных побед, укрепивших могущество России:
    В полях кровавых марс страшился,
    Свой меч в Петровых зря руках,
    И с трепетом Нептун чудился,
    Взирая на Российский флаг.
    Для Ломоносова, как и для Пушкина, Петр I- это и велики

    Похожие сочинения

    Анализ оды М. В. Ломоносова «На день восшествия Елизаветы Петровны»

  5. Страница: [ 1 ] 2
    Ода – лирический жанр. В ней, по словам Тредиаковского, “описывается… материя благородная, важная, редко – нежная и приятная в речах весьма пиитических и великолепных”. Ее истоки – хоровая лирика древних греков. Создавались торжественные оды, славившие великое событие или великого героя; анакреонтические – по имени древнегреческого поэта Анакреонта, воспевавшего радости и наслаждения земного бытия; духовные – “пре-ложения” псалмов; в конце XVIII в. появились оды нравоучительные, философские, сатирические, оды-послания и оды-элегии. Но главное место среди всех видов занимают торжественные оды.
    Особая судьба у торжественной оды в России. Ее поэтика связана с отечественной традицией панегириков (похвальных речей), а также с традициями античной и западноевропейской оды. Торжественная ода стала первенствующим жанром в России XVIII в., что связано с личностью Петра I и его реформами. “Несравненных дел Петра Великого человеческой силе превысить невозможно”, – писал в одной из од М. В. Ломоносов.
    Торжественная ода в России XVIII в. – это не только литературный текст, не только слово, но действо, особый обряд. Она подобна фейерверку или иллюминации, которыми сопровождались в Петербурге торжественные события в жизни государства. Оды заказывались правительством, и их чтение составляло часть праздничного церемониала.
    М. В. Ломоносов писал оды, посвященные Анне Иоаннов-не, Иоанну Антоновичу, Елизавете Петровне, Петру III и Екатерине II. Однако содержание и значение похвальных од Ломоносова неизмеримо шире и важнее их официально-придворной роли. Похвальная ода представлялась Ломоносову наиболее удобной формой беседы с царями. В каждой из них поэт развивал свои идеи и планы, связанные с судьбами русского государства.
    Большая часть од была адресована Елизавете Петровне. Это объясняется не только тем, что с ее царствованием совпали двадцать лет жизни самого поэта, но и тем, что она была дочерью Петра I, которой, по мнению Ломоносова, прежде всего надлежало продолжать дела отца. Поэт выступает творцом, создающим своим словом особый мир, где нет места обыденным предметам и словам. Сознание такой своей миссии дает ему право вмешиваться в государственные дела, говорить “языком богов” о насущных политических и культурных проблемах, формулировать собственные взгляды и давать советы правителям.
    Так, в 1747 г., когда русское правительство собиралось вступить в войну на стороне Австрии, Англии и Голландии, воевавших тогда против Франции и германских государств, Ломоносов пишет свою знаменитую оду “На день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года”. Ломоносов не был пацифистом, он гордился славой русского оружия и мощью Российского государства, способного постоять за себя перед лицом любого врага. Но, восхищаясь военной мощью России, Ломоносов видел и те страдания, которые несет война простым людям. Поэтому, прославляя оборонительные войны, Ломоносов отдавал предпочтение мирному состоянию народов, которое он назвал словом “тишина”.
    Ода начинается вступлением, содержащим хвалу этой тишине, т. е. мирным временам, которые способствуют процветанию государства и благополучию народа.
    Царей и царств земных отрада,
    Возлюбленная тишина,
    Блаженство сел, градов ограда,
    Коль ты полезна и красна!
    Вокруг тебя цветы пестреют
    И класы на полях желтеют;
    Сокровищ полны корабли
    Дерзают в море за тобою;
    Ты сыплешь щедрою рукою
    Свое богатство по земли.
    Обращаясь к Елизавете, Ломоносов славит ее как поборницу мира, которая при вступлении на престол прекратила войну со шведами:
    Когда на трон она вступила,
    Как высший подал ей венец,
    Тебя в Россию возвратила,
    Войне поставила конец.
    Что касается мирного процветания государства, то и здесь у Ломоносова была четко продуманная программа. Он прекрасно видел неисчерпаемые богатства России: ее полноводные реки, плодоносные земли, сказочные недра. Но все это, по словам поэта, требует “искусством утвержденных рук”. Главной задачей своего времени Ломоносов считал распространение наук, которые помогут овладеть этими сокровищами. Общественная программа Ломоносова могла воплотиться в жизнь только при одном условии: ее должен был принять и одобрить монарх. Для того чтобы сделать свои доводы максимально убедительными, поэт вводит образ Петра I. Ломоносов славит Петра за его военные успехи, за создание морского флота, за возведение Петербурга, но особенно за его покровительство наукам. Петр становится живым и убедительным примером для каждого из его наследников.
    Кратко упомянув о царствовании Екатерины I, Ломоносов вновь обращается к Елизавете, в ком ему хотелось бы видеть достойную дочь великого отца, такую же покровительницу науки и искусства. В 1747 году Елизавета утвердила новый устав и новый штат Академии наук, сумма средств на науку была увеличена вдвое. И поэт славит императрицу как поборницу просвещения:
    Молчите, пламенные звуки,
    И колебать престаньте свет,
    Здесь в мире расширять науки
    Изволила Елисавет…
    Так в оду вводится новая тема – тема науки, подготовки из среды русских людей ученых. Ломоносов не ограничивал круг ученых рамками одного сословия, не считал образование и научную деятельность привилегией дворянства. В этом проявился демократизм мышления Ломоносова. Талантливых людей, “собственных Платонов” и “Не-втонов”, по его мнению, может “рождать” вся российская земля. Имена древнегреческого философа Платона и великого английского математика Ньютона приводятся им как символы подлинной учености.
    Заключительная строфа оды перекликается со вступительной: поэт вновь славит мир и тишину, и Елизавету, и обращается с предостережением к врагам России. Художественное своеобразие похвальной оды 1747 г. всецело определяется ее идейным содержанием. Ода представляет собой вдохновенный монолог поэта. Этот поэт, присутствующий во всех одах Ломоносова, – не сам Ломоносов; его образ лишен индивидуальных человеческих черт. Это как бы дух поэзии, дух государства и народа, выразивший себя в стихах. В авторскую речь вводятся типично ораторские приемы – вопросы, восклицания. Характер патетически-взволнованной речи придают оде многочисленные обращения автора к лире, к музам, к наукам, к российским “Невтонам” и “Платонам”.
    Важное место отводится всевозможным “украшениям”: олицетворениям, метафорам, аллегориям и гиперболам. “Украшение… – писал Ломоносов в “Риторике”, – состоит в чистоте штиля… в великолепии и силе оного”. Тропы Ломоносова отличаются праздничным, ликующим характером. С помощью олицетворений неодушевленные явления и отвлеченные понятия становятся участниками большого торжества, на которое поэт приглашает своих читателей. Вспоминая о царствовании Петра I, Ломоносов пишет:
    * Тогда божественны науки
    * Чрез горы, реки и моря
    * В Россию простирали руки…
    * Нева дивится зданиям, построенным на ее недавно пустынных берегах:
    * Или я ныне позабылась
    * И с оного пути склонилась,
    * Которым прежде я текла?
    Поэт использует мифологические образы. Олицетворением военных успехов Петра I становится Марс, побежденной морской стихии – Нептун. Ломоносов считает достоинствами поэтической речи “важность”, “великолепие”, “возвышение”, “стремление”, “силу”, “изобилие” и т.п. Он использует славянизмы, библеизмы, высокую лексику, поддерживая тем самым общую атмосферу торжественного стиля/
    В большинстве случаев ода состояла из строф с повторяющейся рифмовкой, но десятистишная строфа, предложенная Ломоносовым, закрепилась в русской поэзии. Преобразователь нашего стихосложения – М. В. Ломоносов – первым достиг вершин поэтического исскуства. Своей выдающейся одой “На день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года” он вписал еще одну яркую страницу в историю мировой лирики.
    Торжественные оды в России XVIII в. писали В. К. Тредиаковский, А. П. Сумароков, М. М. Херасков, Г. Р. Державин, коренным образом переработавший этот жанр. Но классическими стали оды Ломоносова, на которые ориентировались в дальнейшем русские поэты.
    Страница: [ 1 ] 2

  6. Торжественных од Ломоносов написал около двадцати Несмотря на то что эти оды Ломоносова, были адресованы монархам, часто сменявшимся на русском престоле в его время, они не были прославлением современных ему царей и цариц. По самому складу своей натуры и по своим взглядам Ломоносов был поэт-гражданин. У него есть замечательное стихотворение “Разговор с Анакреоном”, показывающее отношение Ломоносова к поэзии и понимание им задач поэта. Анакреон – виднейший древнегреческий поэт конца VI и начала V века до нашей эры, певец любви и земных радостей. Ломоносов перевёл четыре стихотворения Анакреона и на каждое дал свой ответ. В одном из ответов Ломоносов заявляет:
    Хоть нежности сердечной
    В любви я не лишён,
    Героев славой вечной
    Я больше восхищён.
    Ломоносов противопоставляет певцу любви Анакреону себя как певца героев. А заканчивается разговор поэтов такими стихами: Анакреон просит живописца нарисовать портрет любимой им женщины и даёт описание её. Ломоносов тоже обращается к художнику с такой же просьбой, но даёт описание не женщины, а своей “возлюбленной матери” – родины, которую он славит как поборницу мира:
    Одень, одень её в порфиру.
    Дай скипетр, возложи венец,
    Как должно ей законы миру
    И распрям предписать конец;
    О коль изображенье сходно,
    Красно, любезно, благородно!
    Великая промолви Мать,
    И повели войнам престать.
    Родина, её необъятные просторы, её неисчерпаемые природные богатства, её сила и мощь, её будущее величие и слава – это основная тема од Ломоносова. Её уточняет и дополняет тема народа русского. Ломоносов воспевает талантливость великого русского народа, могучий дух его войска, русский флот. Он выражает твёрдую уверенность, что Русская земля способна рождать собственных великих учёных, своих “российских колумбов”, великих деятелей культуры. В связи с этой темой ставится в одах Ломоносова и тема героев, великих русских людей. Таких героев он видит прежде всего в Иване IV и Петре I, особенно в последнем. Нет ни одной оды, в которой Ломоносов не воспевал бы Петра. Пётр был дорог Ломоносову как великий преобразователь, как поборник просвещения.
    Одной из важнейших в поэзии Ломоносова была тема науки. Это была любимая его тема. Она бралась им не отвлечённо, а всегда понималась и как тема служения родине, сливалась с ней в одно целое. В своих одах, как и в своих научных трудах, Ломоносов рисовал широкие картины возможного и обязательного служения науки родине.
    Все указанные темы, объединяемые Ломоносовым в оде, насыщали её большим идейным содержанием, превращали его оду в своего рода программу деятельности, в “наказ” царям и царицам. Ода Ломоносова говорила не столько о настоящем, сколько о желаемом будущем. Рисуя мечту поэта, она звучала как призыв направить усилия правительства и народа на дальнейшее преобразование страны, на освоение её природных богатств, на развитие национальной культуры.

  7. Текст сочинения:
    Ломоносов стои? впереди наших поэтов, как вступление впереди книги.
    Н. Гоголь
    Замечательный русский ученый, изобретатель и конструктор, Михаил Васильевич Ломоносов был великим лириком и писателем, оставившим свой неповторимый след не только в разви?ии русского языка в целом, но и в разви?ии литературного языка. Первым в истории стихосложения он начал писать на языке, доступном широкому кругу читателей, что делает его произведения вполне понятными и для нас. Достоевский считал Ломоносова первым “бесспорным гением”, сказавшим “бесспорное “новое слово” во всей литературе нашей”.
    Оды Ломоносова проникну?ы любовью к своему Отечеству, к родной природе, верой в силу и мудрость человеческого разума. Защи?ник просвещения и образования, Ломоносов види? горе и беды народа в темноте, отсталости, дикость отдельных людей и убеждает монархов призвать на помощь “божественны науки”.Одна из лучших од Ломоносова “Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года”. Восхваляя “великую Петрову дщерь” за покровительство наукам, за осуществление поли?ики мира с другими государствами, Ломоносов пытается создать образ идеальной императрицы, поддержать в продолжении дел Петра:
    Великая Петрова дщерь Щедроты отчи превышает, Довольство муз усугубляет И к счастью отворяет дверь.
    Автор мечтает о том, чтобы правление Елизаветы “отворило дверь” к счастью всей Русской земли и русского народа. Ломоносов уверен, что лишь с помощью науки богатство, сокрытое в недрах великой и необъятной родины, станет доступным простому народу:
    Воззри на горы превысоки, Воззри в поля свои широки, Где Волга, Днепр, где Обь течет; Богатство, в оных потаенно, Наукой будет откровенно, Что щедростью ?воей цветет.
    Счастье и процветание Родины для Ломоносова являю?ся критериями справедливого и мудрого правления монархов на благо страны и народа:
    Сквозь все препятства он вознес Главу, победами венчанну, Россию, грубостью попранну, С собой возвысил до небес.
    Ода это произведение хвалебного характера, лирикому за блистающими образами императоров и царей реальная жизнь крепостной России, со всеми своими бедами и проблемами, не могла най?и достойного отражения. Однако, восхищаясь правлением монархов, Ломоносов на самом деле признавался в любви к своей великой, богатой и необъятной России, беспокоился о ее благе и преуспевании
    248
    9 класс
    всего народа. Бесконечной нежности и любви полны строки, посвященные изображению неограниченных природных просторов Родины, ее девственных лесов, неисчерпаемых богатств:
    Где густостъю животным тесны Стоят глубокие леса, Где в роскоши прохладных теней На пастве скачущих еленей Ловящих крик не разгонял; Охотник где не метил луком; Секирным земледелец стуком Поющих п?иц не устрашал.
    Уверенный в таланте и способностях русского народа, Ломоносов испы?ывает гордость при мысли,
    Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать.
    Поэ? четко знает, что просветительская поли?ика способна стряхнуть с русского человека оковы отсталости, темноты и ограниченности. Он убеждает императрицу в силе новых знаний:
    Почувствую? и камни силу Тобой восставленных наук.
    Восхваляя императрицу, Ломоносов пытается заглянуть вперед и увидеть прекрасное и счастливое будущее “небу равной” России. Это мощное и неодолимое никакими врагами государство с разви?ием просвещения и образования может стать поистине всемогущим и непобедимым, избавленным от бед и страданий, поскольку
    Науки юношей питаю?, Отраду старым подаю?, В счастливой жизни украшаю?,
    В несчастный случай берегу?;
    В домашних трудностях утеха
    И в дальних странствах не помеха.
    Науки пользую? везде:
    Среди народов и в пустыне,
    В градском шуму и наедине,
    В покое сладки и в труде.
    Права на сочинение “Тема России в одах Ломоносова” принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на Реф.рф

  8. Поэзия М. В. Ломоносова — величественная, торжественная и вместе с тем глубоко проникновенная. Она, как и вся его напряженная творческая деятельность, служила «приращению общей пользы», «действительному поправлению российского света», была подчинена заботам о духовных и материальных нуждах народа.
    В своих произведениях Ломоносов воспел «небу равную Россию», обширность территории, богатство ресурсов, трудолюбие и одаренность народа. Он страстно желал видеть свою родину обновленной, могучей и величественной, преуспевающей в науках и промышленности, способной стойко защищать свои рубежи и обеспечивать мир своим гражданам. Но он также хорошо представлял истинное положение в стране. Видел, что царский двор полон разгула, что в Академии наук ответственные должности розданы иностранцам, что народ страдает от невежества. Поэтому поэт в меру своих сил и возможностей стремился помочь своему угнетенному народу.
    Как приверженец теории просвещенного абсолютизма, которая была широко распространена в XVIII в. во многих европейских государствах, он верил, что просвещенный монарх способен подняться над эгоистическими интересами отдельных сословий и издавать законы, приносящие благо всему обществу. Но при этом наставниками и помощниками царей должны быть не льстивые Царедворцы, а ученые и писатели, бескорыстно служащие истине. Каким «учителем монархов» и хотел стать Ломоносов.
    Оду — лирический жанр, в котором, по словам В. К. Тредиаковского, «описывается… материя благородная, важная, редко — нежная и приятная в речах весьма пиитических и великолепных»,
    поэт избрал для беседы с царями. Большую часть таких «бесед» он проводил с Елизаветой Петровной, с царствованием которой совпали двадцать лет его собственной жизни. Елизавета была дочерью Петра I, и именно ей, по мнению Ломоносова, надлежало продолжить дела отца.
    В каждой из од «…на день восшествия на престол императрицы…», поэт восхвалял Елизавету Петровну за дела, которые она еще не совершила, но которые сам Ломоносов считал важными и полезными для государства. Такая похвала, по его мнению, обязывала правительницу в будущем оказаться достойной ее.
    «Ода на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны, 1747-года», в которой Ломоносов снова откликается на события современной ему политической жизни, принадлежит к числу его лучших од. Она начинается вступлением, содержащим хвалу мирным временам, которые способствуют процветанию государства и благополучию народа. Обращаясь к Елизавете, Ломоносов славит ее как поборницу мира, которая при вступлении на престол прекратила войну со шведами:
    Мне полно тех побед, сказала,
    Для коих крови льется ток.
    Славит ее как государыню, которую волнует благополучие и счастье ее народа:
    Я россов счастьем услаждаюсь,
    Я их спокойством не меняюсь
    На целый запад и восток.
    Он предостерегает правительство от участия в войне, восхваляет мир, который называет словом «тишина»:
    Царей и царств земных отрада,
    Возлюбленная тишина,
    Блаженство сел, градов ограда,
    Коль ты полезна и красна!
    Это лирическое отступление позволяет поэту перейти к его излюбленной теме — правление Петра I, борца против отсталости, в которой находилась Россия до него. Ломоносов славит Петра за создание регулярной армии и флота, и особенно за распространение наук:
    Тогда божественны науки
    Чрез горы, реки и моря
    В Россию простирали руки…
    Затем, упомянув о царствовании Екатерины I, Ломоносов вновь обращается к Елизавете, в которой ему хотелось бы видеть достойную дочь великого отца, такую же покровительницу науки и искусства.
    В 1747 году Елизавета утвердила новый устав и новый штат Академии наук, сумма средств на науку была увеличена вдвое, и поэт тут же приветствует императрицу как поборницу просвещения. Ломоносов восхищенно говорит о том, как огромно пространство России, как неисчерпаемы ее богатства: полноводные реки, плодоносные земли, сказочные недра. Для ее будущего величия и славы нужно овладеть всеми этими богатствами и обратить их на пользу государства и народа. Сделать это могут люди науки, ученые:
    Воззри на горы превысоки,
    Воззри в поля свои широки,
    Где Волга, Днепр, где Обь течет;
    Богатства в оных потаенно
    Наукой будет откровенно…
    При этом, возмущенный засильем в Академии наук бездарных и алчных немецких ученых, Ломоносов обращается к молодым талантливым людям, «которых ожидает Отечество от недр своих», он верит,
    Что может собственных Платонов
    И быстрых разумом Невтонов
    Российская земля рождать.
    Значение «Оды на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года», заключается, прежде всего, в том, что в ней содержится стройная, четко продуманная программа мирного процветания государства, которому будут способствовать распространение наук и воспитание в собственной среде умных и талантливых ученых. Именно науки помогут овладеть неисчерпаемыми сокровищами России, и это обеспечит в дальнейшем ее благополучие и процветание.
    ?

  9. Ода – лирический жанр. В ней, по словам Тредиаковского, “описывается… материя благородная, важная, редко – нежная и приятная в речах весьма пиитических и великолепных”. Ее истоки – хоровая лирика древних греков. Создавались торжественные оды, славившие великое событие или великого героя; анакреонтические – по имени древнегреческого поэта Анакреонта, воспевавшего радости и наслаждения земного бытия; духовные – “пре-ложения” псалмов; в конце XVIII в. появились оды нравоучительные, философские, сатирические, оды-послания и оды-элегии. Но главное место среди всех видов занимают торжественные оды.
    Особая судьба у торжественной оды в России. Ее поэтика связана с отечественной традицией панегириков (похвальных речей), а также с традициями античной и западноевропейской оды. Торжественная ода стала первенствующим жанром в России XVIII в., что связано с личностью Петра I и его реформами. “Несравненных дел Петра Великого человеческой силе превысить невозможно”, – писал в одной из од М. В. Ломоносов.
    Торжественная ода в России XVIII в. – это не только литературный текст, не только слово, но действо, особый обряд. Она подобна фейерверку или иллюминации, которыми сопровождались в Петербурге торжественные события в жизни государства. Оды заказывались правительством, и их чтение составляло часть праздничного церемониала.
    М. В. Ломоносов писал оды, посвященные Анне Иоаннов-не, Иоанну Антоновичу, Елизавете Петровне, Петру III и Екатерине II. Однако содержание и значение похвальных од Ломоносова неизмеримо шире и важнее их официально-придворной роли. Похвальная ода представлялась Ломоносову наиболее удобной формой беседы с царями. В каждой из них поэт развивал свои идеи и планы, связанные с судьбами русского государства.
    Большая часть од была адресована Елизавете Петровне. Это объясняется не только тем, что с ее царствованием совпали двадцать лет жизни самого поэта, но и тем, что она была дочерью Петра I, которой, по мнению Ломоносова, прежде всего надлежало продолжать дела отца. Поэт выступает творцом, создающим своим словом особый мир, где нет места обыденным предметам и словам. Сознание такой своей миссии дает ему право вмешиваться в государственные дела, говорить “языком богов” о насущных политических и культурных проблемах, формулировать собственные взгляды и давать советы правителям.
    Так, в 1747 г., когда русское правительство собиралось вступить в войну на стороне Австрии, Англии и Голландии, воевавших тогда против Франции и германских государств, Ломоносов пишет свою знаменитую оду “На день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года”. Ломоносов не был пацифистом, он гордился славой русского оружия и мощью Российского государства, способного постоять за себя перед лицом любого врага. Но, восхищаясь военной мощью России, Ломоносов видел и те страдания, которые несет война простым людям. Поэтому, прославляя оборонительные войны, Ломоносов отдавал предпочтение мирному состоянию народов, которое он назвал словом “тишина”.
    Ода начинается вступлением, содержащим хвалу этой тишине, т. е. мирным временам, которые способствуют процветанию государства и благополучию народа.
    Царей и царств земных отрада,
    Возлюбленная тишина,
    Блаженство сел, градов ограда,
    Коль ты полезна и красна!
    Вокруг тебя цветы пестреют
    И класы на полях желтеют;
    Сокровищ полны корабли
    Дерзают в море за тобою;
    Ты сыплешь щедрою рукою
    Свое богатство по земли.
    Обращаясь к Елизавете, Ломоносов славит ее как поборницу мира, которая при вступлении на престол прекратила войну со шведами:
    Когда на трон она вступила,
    Как высший подал ей венец,
    Тебя в Россию возвратила,
    Войне поставила конец.
    Что касается мирного процветания государства, то и здесь у Ломоносова была четко продуманная программа. Он прекрасно видел неисчерпаемые богатства России: ее полноводные реки, плодоносные земли, сказочные недра. Но все это, по словам поэта, требует “искусством утвержденных рук”. Главной задачей своего времени Ломоносов считал распространение наук, которые помогут овладеть этими сокровищами. Общественная программа Ломоносова могла воплотиться в жизнь только при одном условии: ее должен был принять и одобрить монарх. Для того чтобы сделать свои доводы максимально убедительными, поэт вводит образ Петра I. Ломоносов славит Петра за его военные успехи, за создание морского флота, за возведение Петербурга, но особенно за его покровительство наукам. Петр становится живым и убедительным примером для каждого из его наследников.
    Кратко упомянув о царствовании Екатерины I, Ломоносов вновь обращается к Елизавете, в ком ему хотелось бы видеть достойную дочь великого отца, такую же покровительницу науки и искусства. В 1747 году Елизавета утвердила новый устав и новый штат Академии наук, сумма средств на науку была увеличена вдвое. И поэт славит императрицу как поборницу просвещения:
    Молчите, пламенные звуки,
    И колебать престаньте свет,
    Здесь в мире расширять науки
    Изволила Елисавет…
    Так в оду вводится новая тема – тема науки, подготовки из среды русских людей ученых. Ломоносов не ограничивал круг ученых рамками одного сословия, не считал образование и научную деятельность привилегией дворянства. В этом проявился демократизм мышления Ломоносова. Талантливых людей, “собственных Платонов” и “Не-втонов”, по его мнению, может “рождать” вся российская земля. Имена древнегреческого философа Платона и великого английского математика Ньютона приводятся им как символы подлинной учености.
    Заключительная строфа оды перекликается со вступительной: поэт вновь славит мир и тишину, и Елизавету, и обращается с предостережением к врагам России. Художественное своеобразие похвальной оды 1747 г. всецело определяется ее идейным содержанием. Ода представляет собой вдохновенный монолог поэта. Этот поэт, присутствующий во всех одах Ломоносова, – не сам Ломоносов; его образ лишен индивидуальных человеческих черт. Это как бы дух поэзии, дух государства и народа, выразивший себя в стихах. В авторскую речь вводятся типично ораторские приемы – вопросы, восклицания. Характер патетически-взволнованной речи придают оде многочисленные обращения автора к лире, к музам, к наукам, к российским “Невтонам” и “Платонам”.
    Важное место отводится всевозможным “украшениям”: олицетворениям, метафорам, аллегориям и гиперболам. “Украшение… – писал Ломоносов в “Риторике”, – состоит в чистоте штиля… в великолепии и силе оного”. Тропы Ломоносова отличаются праздничным, ликующим характером. С помощью олицетворений неодушевленные явления и отвлеченные понятия становятся участниками большого торжества, на которое поэт приглашает своих читателей. Вспоминая о царствовании Петра I, Ломоносов пишет:
    * Тогда божественны науки
    * Чрез горы, реки и моря
    * В Россию простирали руки…
    * Нева дивится зданиям, построенным на ее недавно пустынных берегах:
    * Или я ныне позабылась
    * И с оного пути склонилась,
    * Которым прежде я текла?
    Поэт использует мифологические образы. Олицетворением военных успехов Петра I становится Марс, побежденной морской стихии – Нептун. Ломоносов считает достоинствами поэтической речи “важность”, “великолепие”, “возвышение”, “стремление”, “силу”, “изобилие” и т.п. Он использует славянизмы, библеизмы, высокую лексику, поддерживая тем самым общую атмосферу торжественного стиля/
    В большинстве случаев ода состояла из строф с повторяющейся рифмовкой, но десятистишная строфа, предложенная Ломоносовым, закрепилась в русской поэзии. Преобразователь нашего стихосложения – М. В. Ломоносов – первым достиг вершин поэтического исскуства. Своей выдающейся одой “На день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года” он вписал еще одну яркую страницу в историю мировой лирики.
    Торжественные оды в России XVIII в. писали В. К. Тредиаковский, А. П. Сумароков, М. М. Херасков, Г. Р. Державин, коренным образом переработавший этот жанр. Но классическими стали оды Ломоносова, на которые ориентировались в дальнейшем русские поэты.

  10. Ломоносов Михаил Васильевич был не только великим учёным, он сделал огромный вклад в русскую литературу, в частности в поэзию. При этом Ломоносов писал свои стихотворения не ради развлечения, чтобы отвлечься от научных трудов, вовсе нет. Он считал, что поэзия должна играть свою роль – гражданскую, патриотическую. И чаще всего в своём творчестве великий гений выбирал именно оду. Одной из самых известных од, написанных поэтом, стала «Ода на день восшествия на всероссийский престол Елизаветы Петровны, 1747 года»
    Ломоносов Михаил Васильевич рисовал в этом произведении прекрасный мир, благодать, радость и счастье, которые во время своего царствования принесла императрица Елизавета Петровна. При ней страна вышла из многочисленных войн, начала обогащаться материально и духовно. Автор «Оды» сравнивает её с Петром Первым, который сделал очень много хорошего для развития Российской Империи.
    Когда Ломоносов описывал Государя Петра, он проводил параллель с античным искусством – мифологией, сопоставляя образу императора Марса и Нептуна. Это помогло придать его произведению некую торжественность, без которой очень сложно представить какую-либо «Оду».
    В своей «Оде на день восшествия на всероссийский престол Елизаветы Петровны, 1747 года» Ломоносов оставил и определённое напутствие, наставление. Он мечтает о процветании России, хочет, чтобы Государыня избавила страну от войн, развивала её духовно. Автор намекает на то, что Елизавета Петровна должна продолжить великое дело своего отца – Петра Первого, помогать развитию науки и просвещению общества.
    В «Оде на день восшествия на всероссийский престол Елизаветы Петровны, 1747 года» Ломоносов оставил послание не только императрице, но и нам — своим потомкам.
    У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
    В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений
    Сохранить сочинение:

  11. «Анализ оды М. В. Ломоносова «На день восшествия Елизаветы Петровны»
    М. В. Ломоносов – великий ученый, поэт. Он стал светилом науки XVIII в. и до сих пор его труды не забываются. Поэзия для Ломоносова – не забава, не погружение в узкий, по его мнению, мир частного человека, а патриотическая, гражданская деятельность. Именно ода стала главным лирическим жанром в творчестве Ломоносова.
    Одним из наиболее известных произведений Ломоносова стала ода «На день восшествия Елизаветы Петровны». Ломоносов начинает ее с прославления мира:
    Царей и царств земных отрада,
    Возлюбленная тишина,
    Блаженство сел, градов ограда,
    Коль ты полезна и красна!
    Благословенный край рисует нам автор, и эта благодать была принесена в Россию царствованием Елизаветы Петровны. Ведь с Елизаветой войны, которые вела Россия прежде, прекратились.
    Когда на трон она вступила,
    Как Высший подал ей венец,
    Тебя в Россию возвратила,
    Войне поставила конец.
    Славные дела Елизаветы, наводят автора на мысль о другом великом правителе – Петре I. Ломоносов восхищается этим великим человеком столько сделавшим для России:
    Послал в Россию человека,
    Каков не слыхан был от века.
    Сквозь все препятства он вознес
    Главу, победами венчану,
    Россию, варварству попрану,
    С собой возвысил до небес.
    Описывая Петра I, Ломоносов прибегает к античной мифологии. Образы Марса и Нептуна используются им для обозначения войны и моря, что придает еще больше торжественности оде.
    Ода «На день восшествия Елизаветы Петровны» не только похвала императрице, но и наставление ей. Россия, которую хочет видеть Ломоносов, – великая страна, она могущественна, мудра и пребывает в мире, но главное – такое будущее возможно, если Россия будет пресвященной державой, существование которой невозможно без просвещенного монарха. В отступлении к эпохе Петра I Ломоносов словно говорит Елизавете, что она должна взять пример со своего отца и продолжить его великие дела, в частности способствовать развитию науки, как это делал ее отец:
    …Божественны науки
    Чрез горы, реки и моря,
    В Россию простирали руки…
    Автор говорит в оде о красоте и величии своей родины, недра которой хранят неисчерпаемые богатства:
    Воззри на горы превысоки,
    Воззри в поля свои широки,
    Где Волга, Днепр, где Обь течет;
    Богатство, в оных потаенно,
    Наукой будет откровенно,
    Что щедростью твоей цветет.
    Такая огромная страна, просторы которой простираются от западных равнин, через Урал и Сибирь на Дальний Восток, нуждается в образованных людях. Ведь только люди, знающие люди смогут раскрыть все природные богатства России:
    О вы, которых ожидает
    Отечество от недр своих,
    И видеть таковых желает,
    Каких зовет от стран чужих!
    Дерзайте, ныне ободрены,
    Реченьем вашим показать,
    Что может собственных Платонов
    И быстрых разумом Невтонов
    Российская земля рождать.
    В этих строках поэт также обращает внимание читателей на то, что русская земля способна дать умы, равные тем, «каких зовет от стран чужих!». Он дает понять, что Россия богата не только природными ресурсами, но и способными людьми. Людьми, которые могут не только впитать науку, но и посеять свои плоды. Естественным продолжением оды становятся строки:
    Науки юношей питают,
    Отраду старым подают,
    В счастливой жизни украшают,
    В несчастный случай берегут;
    В домашних трудностях утеха
    И в дальних странствах не помеха.
    Науки пользуют везде, —
    Среди народов и в пустыне,
    В градском шуму и на едине,
    В покое сладки и в труде.
    Читая эти строки, нельзя не согласиться с автором. Человек, не имеющий знаний, не только неинтересен и скучен сам по себе, он еще ведет такую же жизнь. Не имея знаний, человек не способен развиваться духовно, поэтому, воспевая науку, автор воспевает и человеческую душу. Прославление человека, его души и гения есть основная мысль оды, она является связующей нитью. Наука и знание связывают не только поколения, но и народы. Знание есть основополагающий принцип всего.
    Ода Ломоносова есть нечто большее, чем просто литературное произведение – это послание. Послание не только императрице и современникам, но и потомкам. Прекрасный пример того, что потомки следовали его заветам, – государственный университет имени Михаила Васильевича Ломоносова.

  12. ЗНАЧЕНИЕ ПОХВАЛЬНЫХ ОД М. В. ЛОМОНОСОВА

    Жизнь и творчество великого русского поэта и ученого М. В. Ломоносова представляет собой замечательный пример беззаветного служения своей родине. «Историк, риторик, физик, меха­ник, химик, минералог, художник и стихотво­рец», по словам А. С. Пушкина, Ломоносов яв­ляется автором замечательных открытий, созда­телем фундаментальных научных трудов в раз­личных областях знаний.
    Одной из неоценимых заслуг в развитии оте­чественной эстетической мысли и национальной литературы стал его вклад в реформирование рос­сийского стихосложения. М. В. Ломоносов лик­видировал разрыв между содержанием и формой стиха, разработал нормы русского литературно­го языка.
    Именно ему принадлежит основная заслуга в окончательном формировании нового для России того времени жанра хвалебной оды.
    Ломоносов стремился выразить свои впечат­ления от ярких общественных событий, от новой жизни, которая занимала все более твердые по­зиции в России. А сделать это средствами старо­го языка и старых жанров было просто невозмож­но. Поэтому он начал активные поиски новых языковых средств, разрушавших нормы деловой и книжной речи допетровской Руси. И первым шагом на этом пути были попытки поэта связать литературный письменный язык с живой разго­ворной речью. Эти попытки привели автора к выделению трех «штилей», за каждым из кото­рых закреплялись определенные поэтические жанры. Особенно ярко новаторство Ломоносова проявилось в формировании «высокого штиля», к которому, в частности, относятся хвалебные оды. Этим стилем должны писаться, по мнению Ломоносова, «героические поэмы», «оды, проза­ичные речи о важных материях, которым они от обыкновенной простоты к важному великолепию возвышаются». Сам поэт в своем творчестве чаще всего пользовался именно этим стилем и этими жанрами. «Жанр оды, — писал А. В. Западов, — позволял соединить в большом стихотворении лирику и публицистику, высказаться по вопро­сам, имеющим государственное значение, и сде­лать это сильно, красиво, образно». Это в наивысшей степени отвечало задачам великого ученого и поэта.
    Оды Ломоносова — это величественные, тор­жественные и вместе с тем глубоко проникновен­ные произведения. Они, как и вся деятельность поэта, служили «приращению общей пользы», «действительному поправлению российского све­та», были подчинены заботам о духовных и ма­териальных нуждах народа. Автор похвальных од воспел «небу равную Россию», обширность ее территории, трудолюбие и одаренность ее наро­да, героизм и мужество русских солдат. Ломоносов-одописец вступил в литературу победно-патриотической «Одой на взятие Хотина», написан­ной после захвата русскими войсками турецкой крепости Хотин, долгое время считавшейся не­приступной. Эта ода открыла собой новую эпоху в истории русской поэзии. Здесь особенно ярко проявилось полное соответствие между формой и содержанием. Об «орлином полете» героичес­ких русских войск Ломоносов повествует стихом, наполненным такой же стремительной энергией, «бодростью и героическим звоном» и вместе с тем небывалым до того времени благозвучием. О подвиге безымянного героя, мужественного и отваж­ного русского солдата, «росса», автор пишет с искренним восхищением:
    Крепит отечества любовь Сынов российских дух и руку:
    Желает всяк пролить всю кровь,
    От грозного бодрится звуку.
    Напряженность, патетический тон повество­вания усиливаются здесь риторическими вопро­сами, восклицаниями поэта, адресованными то русскому воинству, то его неприятелю. Есть в произведении и обращение к историческому про­шлому России — прием, ставший впоследствии одной из устойчивых черт одического жанра.
    После этого стихотворения торжественная ода становится основным стихотворным видом в творчестве Ломоносова. В своих произведениях он нередко щедро рассыпал хвалебные слова в адрес российских самодержцев. Поэт посвящал оды Анне Иоанновне, Иоанну Антоновичу, Ели­завете Петровне, Петру III и Екатерине II. При этом содержание и значение его похвальных од намного шире и важнее официально-придворной поэзии. В них автор развивал свои идеи и планы, связанные с судьбами Русского государства. Поэт хранил в душе веру в то, что правители осуще­ствят хотя бы какую-то часть задуманного им, а похвальная ода представлялась ему наиболее удобной формой беседы с царями. В форме похва­лы за дела, еще не совершенные, но важные и полезные для России, автор давал свои советы главам государства. Так желаемое выдавалось им за действительное, а высказанная похвала обязы­вала правителя быть достойным ее. В одах Ломо­носова создается образ идеального царя, который заботится о распространении просвещения, об ус­пехах наук, об улучшении экономического поло­жения и о духовном росте своих подданных. Са­мым ярким примером, достойным подражания для всех российских правителей, становится у поэта Петр I. Вот как он говорит об этом в стихо­творение «Надпись к статуе Петра Великого»:
    Се образ изваян премудрого героя,
    Что, ради подданных лишив себя покоя, Последний принял чин и, царствуя, служил, Свои законы сам примером утвердил,
    Рожденны к скипетру простер в работу руки, Монаршу власть скрывал, чтоб нам открыть науки.
    Когда он строил град, сносил труды в войнах,
    В землях далеких был и странствовал в морях, Художников сбирал и обучал солдатов,
    Домашних побеждал и внешних супостатов;
    И, словом, се есть Петр, отечества отец;
    Земное божество Россия почитает,
    И столько алтарей пред зраком сим пылает, Коль много есть ему обязанных сердец.
    Из восторженных строк Ломоносова мы ви­дим, что для русских просветителей идеальным царем был труженик, находящийся в народной гуще, «приемлющий ту же пищу», что и его сол­даты, всегда пребывающий «в поте, в пыли, в дыму, в пламени». Именно таким был, по мне­нию автора, Петр. Такими же хотел видеть он и его последователей. Восшествие на престол им­ператрицы Елизаветы Петровны дало поэту и всем русским людям надежду на дальнейшее раз­витие «дела Петрова»:
    Когда на трон она вступила,
    Как вышний подал ей венец,
    Тебя в Россию возвратила,
    Войне поставила конец;
    Тебя прияв, облобызала:
    «Мне полно тех побед, — сказала, — Для коих крови льется ток.
    Я россов счастьем услаждаюсь,
    Я их спокойством не меняюсь На целый запад и восток».
    Однако похвальные оды Ломоносова адресо­вались не только коронованным особам. Через правителей слова поэта должны были «сердца народа привлещи». Восхваляя царей и цариц, автор, тем не менее, замечал все их недостатки. Потому в его одах нередко появляются обличи­тельные интонации. Так, он осуждает антинаци­ональную политику Петра III, высказывает пре­дупреждение в «Оде о Екатерине II, 1762» о боль­шой опасности для императрицы в случае, если от нее отвернется народ:
    Услышьте, судии земные И все державные главы:
    Законы нарушать святые От буйности блюдитесь вы И подданных не презирайте,
    Но их пороки исправляйте Ученьем, милостью, трудом.
    Вместите с правдою щедроту,
    Народну наблюдайте льготу,
    То Бог благословит ваш дом.
    В своих одах поэт предстает перед нами как неутомимый поборник просвещения и прогресса, страстный борец за развитие национального са­мосознания народа. Автор выражает чувства на­стоящего патриота, славит Россию, призывает соотечественников на труд и подвиг ради отчизны, побуждает правителей к активным действи­ям на благо своего народа. В этом — основная сила, жизненность и неоценимое значение по­хвальных од М. В. Ломоносова.

  13. Нужно сочинение по теме “Ода” Ломоносов

    Ответы:

    Торжественных од Ломоносов написал около двадцати Несмотря на то что эти оды Ломоносова, были адресованы монархам, часто сменявшимся на русском престоле в его время, они не были прославлением современных ему царей и цариц. По самому складу своей натуры и по своим взглядам Ломоносов был поэт-гражданин. У него есть замечательное стихотворение «Разговор с Анакреоном», показывающее отношение Ломоносова к поэзии и понимание им задач поэта. Анакреон — виднейший древнегреческий поэт конца VI и начала V века до нашей эры, певец любви и земных радостей. Ломоносов перевёл четыре стихотворения Анакреона и на каждое дал свой ответ. В одном из ответов Ломоносов заявляет:
    Хоть нежности сердечной
    В любви я не лишён,
    Героев славой вечной
    Я больше восхищён.
    Ломоносов противопоставляет певцу любви Анакреону себя как певца героев. А заканчивается разговор поэтов такими стихами: Анакреон просит живописца нарисовать портрет любимой им женщины и даёт описание её. Ломоносов тоже обращается к художнику с такой же просьбой, но даёт описание не женщины, а своей «возлюбленной матери» — родины, которую он славит как поборницу мира:
    Одень, одень её в порфиру.
    Дай скипетр, возложи венец,
    Как должно ей законы миру
    И распрям предписать конец;
    О коль изображенье сходно,
    Красно, любезно, благородно!
    Великая промолви Мать,
    И повели войнам престать.
    Родина, её необъятные просторы, её неисчерпаемые природные богатства, её сила и мощь, её будущее величие и слава — это основная тема од Ломоносова. Её уточняет и дополняет тема народа русского. Ломоносов воспевает талантливость великого русского народа, могучий дух его войска, русский флот. Он выражает твёрдую уверенность, что Русская земля способна рождать собственных великих учёных, своих «российских колумбов», великих деятелей культуры. В связи с этой темой ставится в одах Ломоносова и тема героев, великих русских людей. Таких героев он видит прежде всего в Иване IV и Петре I, особенно в последнем. Нет ни одной оды, в которой Ломоносов не воспевал бы Петра. Пётр был дорог Ломоносову как великий преобразователь, как поборник просвещения.
    Одной из важнейших в поэзии Ломоносова была тема науки. Это была любимая его тема. Она бралась им не отвлечённо, а всегда понималась и как тема служения родине, сливалась с ней в одно целое. В своих одах, как и в своих научных трудах, Ломоносов рисовал широкие картины возможного и обязательного служения науки родине.
    Все указанные темы, объединяемые Ломоносовым в оде, насыщали её большим идейным содержанием, превращали его оду в своего рода программу деятельности, в «наказ» царям и царицам. Ода Ломоносова говорила не столько о настоящем, сколько о желаемом будущем. Рисуя мечту поэта, она звучала как призыв направить усилия правительства и народа на дальнейшее преобразование страны, на освоение её природных богатств, на развитие национальной культуры.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *