Сочинение на тему луч света в темном царстве по пьесе островского гроза

14 вариантов

  1. 1
    Текст добавил: Екатерина Богданова

    Александр Николаевич Островский написал огромное количество работ. Самой запоминающейся по своему праву можно считать его пьесу «Гроза».
    Главной героиней драмы Островского является Катерина Петровна Кабанова. Но для того, чтобы понять и узнать ее характер, нам нужно окунуться в ее прошлое и заглянуть к ней в душу. В детстве Катя не знала забот. Она росла счастливым и послушным ребенком. Родители очень любили свою дочь и предоставляли ей полную свободу: « Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала как куклу, работать не принуждала, что хочу, бывало, то и делаю». Героиня все время витала в облаках. Катя – искренняя девушка, которая любит правду. Большое количество времени девушка проводила в мечтах, поэтому ее можно смело назвать мечтательницей. Катерина была очень умной девушкой, хотя образование она так и не получила. Все знания она черпала из рассказов странниц и богомолок.
    Главную героиню выдали замуж за Тихона Кабанова. Так как брак был заключен не по любви, Катя чувствовала себя несчастной. Со своей свекровью она не могла найти общий язык. Кабаниха – мать Тихона, постоянно обижала Катерину. Муж не смел перечить маменьке и поэтому не заступался за супругу. Однажды Катя влюбилась в Бориса, жизнь снова заиграла цветными красками. Когда муж был в отъезде, Катерина изменила ему. Но так как она честная девушка с достойным воспитанием, то она призналась во всем Тихону. Если бы не свекровь, он ее бы простил. Катя хотела уехать с Борисом в Сибирь, но тот не захотел ее взять с собой. Ей ничего не оставалось, как прыгнуть в Волгу. Катерина умерла, прожив не так много лет. Она была лучиком света в этом темном царстве.
    Главная героиня имела очень мужественный характер. Она не смогла исправить свою жизнь в лучшую сторону и не побоялась с ней расстаться. Катерина так и не смогла победить это “Темное царство”, но ее смерть говорит о том, что она не стала побежденной.

  2. Драма А.Н. Островского “Гроза” была опубликована в 1960 году, накануне революционной ситуации в России. В произведении отразились впечатления от путешествия писателя по Волге летом 1856 года. Но не какой-то определенный волжский город и не какие-то конкретные лица изображены в “Грозе”. Все свои наблюдения над жизнью Поволжья Островский переработал и превратил их в глубоко типичные картины русской жизни.
    Жанр драмы характеризуется тем, что в ее основе лежит конфликт отдельной личности и окружающего общества. В “Грозе” эта личность – Катерина Кабанова.
    Катерина олицетворяет нравственную чистоту, душевную красоту русской женщины, ее стремление к воле, к свободе, ее способность не только терпеть, но и отстаивать свои права, свое человеческое достоинство. По словам Добролюбова, она “не убила в себе человеческую природу”.
    Катерина – русский национальный характер. Прежде всего, это отражено Островским, владевшим в совершенстве всеми богатствами народного языка, в речи героини. Когда она говорит, кажется, что она поет. В речи Катерины, связанной с простым на родом, воспитанной на его устной поэзии, преобладает разговорно-просторечная лексика, отличающаяся высокой поэтичностью, образностью, эмоциональностью. Читатель чувствует музыкальность и напевность, говор Кати напоминает народные песни. Для языка островской героини характерны повторы (“на тройке на хорошей”, “и люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны!”), обилие ласкательных и уменьшительных слов (“солнышко”, “водица”, “могилушка”), сравнение (“ни об чем не тужила, точно птичка на воле”, “кто-то ласково говорит со мной, точно голубь воркует”). Тоскуя по Борису, в момент наибольшего напряжения душевных сил Катерина выражает свои чувства на языке народной поэзии, восклицая: “Ветры буйные, перенесите вы ему мою печаль-тоску!”
    Поражает естественность, искренность, простота островской героини. “Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу”, – отвечает она Варваре, которая говорит, что без обману в их доме не проживешь. Взглянем на религиозность Катерины. Это не ханжество Кабанихи, а по-детски неподдельная вера в Бога. Она часто посещает церковь и делает это с удовольствием и наслаждением (“И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду…”), любит рассказывать о странницах (“У нас полон дом был странниц и богомолок”), сны Катерины о “храмах золотых”.
    Любовь островской героини небеспричинна. Во-первых, потребность любви дает о себе знать: ведь вряд ли ее муж Тихон под влиянием “маменьки” показывал свою любовь к жене очень часто. Во-вторых, оскорблены чувства жены и женщины. В-третьих, смертельная тоска однообразной жизни душит Катерину. И, наконец, четвертой причиной является желание воли, простора: ведь любовь есть одно из проявлений свободы. Катерина борется сама с собой, и в этом трагизм ее положения, однако в итоге она внутренне оправдывает себя. Кончая жизнь самоубийством, совершая, с точки зрения церкви, страшный грех, она думает не о спасении своей души, а о любви, которая открылась ей. “Друг мой! Радость моя! Прощай!” – вот последние слова Катерины.
    Еще одна характерная черта островской героини – это “возмужалое, из глубины всего организма возникающее требование права и простора жизни”, стремление к свободе, духовному раскрепощению. На слова Варвары: “Куда ты уйдешь? Ты мужняя жена” – Катерина отвечает: “Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай бог этому случиться! А уж коли мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!” Не зря в пьесе неоднократно повторяется образ птицы – символ воли. Отсюда постоянный эпитет “вольная птица”. Катерина, вспоминая о том, как ей жилось до замужества, сравнивает себя с птицей на воле. “… Отчего люди не летают так, как птицы? – говорит она Варваре. – Знаешь, мне иногда кажется, что я птица”. Но вольная птица попала в железную клетку. И она бьется и тоскует в неволе.
    Цельность, решительность характера Катерины выразилась в том, что она отказалась подчиниться распорядкам кабанихинского дома и предпочла жизни в неволе смерть. И это было проявлением не слабости, а духовной силы и смелости, горячей ненависти к гнету и деспотизму.
    Итак, главное действующее лицо драмы “Гроза” вступает в конфликт с окружающей средой. В четвертом действии, в сцене покаяния, как будто наступает развязка. Все против Катерины в этой сцене: и “гроза господня”, и проклинающая полусумасшедшая “барыня с двумя лакеями”, и древняя картина на полуразрушенной стене, изображающая “геенну огненную”. Бедную девушку все эти признаки уходящего, но такого живучего старого мира чуть не свели с ума, и она кается в своем грехе в полубреду, состоянии помрачения. Она сама позже признается Борису, что “в себе не вольна была”, “себя не помнила”. Если бы этой сценой заканчивалась драма “Гроза”, то в ней была бы показана непобедимость “темного царства”: ведь в конце четвертого действия Кабаниха торжествует: “Что сынок! Куда воля-то ведет!”
    Но драма завершается нравственной победой и над внешними силами, сковывавшими свободу Катерины, и над темными представлениями, сковывавшими ее волю и разум. И ее решение умереть, лишь бы не остаться рабой, выражает, по Добролюбову, “потребность возникшего движения русской жизни”.
    Критик назвал Катерину характером народным, национальным, “светлым лучом в темном царстве”, имея в виду действенное выражение в ней непосредственного протеста, освободительных стремлений народных масс. Указывая на глубокую типичность этого образа, на его общенародное значение, Добролюбов писал, что он представляет “художественное соединение однородных черт, проявляющихся в разных положениях русской жизни, но служащих выражением одной идеи”.
    Героиня Островского отразила в своих чувствах, в своих поступках стихийный протест широких народных масс против ненавистных ему условий “темного царства”. Именно поэтому Добролюбов и выделил “Грозу” из всей прогрессивной предреформенной литературы и подчеркнул ее объективно революционное значение.

  3. Главной героиней в пьесе А.Н. Островского «Гроза» является Катерина. Это добрая, религиозная, свободолюбивая девушка. Тяжело ей живется в доме у Кабановой. Муж Катерины — слабовольный человек, ни в чем не смеет перечить своей матери, которая заправляет всем в доме. Он и сам мечтает хоть иногда вырваться из дома. А когда ему это удается, то уходит в загул. Тихон по-своему любит Катерину и жалеет ее. Но отказывается взять ее с собой в Москву: «Куда как весело с тобой ехать! Вы меня уж заездили здесь совсем! Я не чаю, как вырваться-то; а ты еще навязываешься со мной». Дома ее постоянно — день за днем, за дело и без дела — поедом ест свекровь, пилит несчастную девушку. Катерина попала в среду, где лицемерие и ханжество очень сильны. Это подтверждает и Варвара, сестра Тихона, говоря, что на обмане у них «весь дом держится». И ее позиция такова: «А по-моему делай что-хочешь, только бы шито да крыто было». «Грех не беда, молва нехороша!» — так рассуждали многие. Но не такая Катерина. Она очень честный, религиозный человек. Девушка искренне боится согрешить, даже в мыслях изменить мужу.
    Катерина, со своей чистой душой, не смогла приспособиться к этому миру, не смогла носить тяжелые кандалы, которые сковывали ее тело, душу, мысли. Слишком дорога ей свобода. Не случайно в произведении «Гроза» Катерина часто сравнивает себя с птицей, хочет взмыть в небо и полететь. Ведь птица в народной поэзии — это символ свободы.
    Свою жизнь в родительском доме Катерина вспоминает как прекрасный рай именно потому, что у матери она жила «точно птичка на воле», а в доме Кабановой вроде все то же, да не так: и молятся здесь лицемерно, и добро делают будто «из-под неволи». Катерина привыкла к другому — открытости, доброте, уважению к человеку. Она не может выдержать унизительные упреки свекрови, смириться с такой жизнью. В разговоре с Варварой девушка говорит, что та не знает ее характера. И если случится так, что ей окончательно надоест жить у Кабановой, то никто не сможет ее удержать. Катерина будет готова выброситься в окно, кинуться в Волгу, но жить против воли она не станет. В этих словах девушка выражает свой протест всему происходящему. В какой-то мере ее любовь к Борису тоже своеобразный протест, попытка вырваться из «темного царства». Она любит Бориса не так, как принято любить в «темном царстве», она хочет открытости, свободы. Вместе с этим Катерина понимает, что не сможет быть с ним вечно. Ее сковывают узы брака с нелюбимым Тихоном. «Ведь мне с мужем жить до гробовой доски», — говорит она. Поэтому свою измену мужу девушка воспринимает как трагическую, неискупимую вину. А будучи человеком религиозным, она мучается еще больше. Катерина, как натура сильная, не боится осуждения народа. Во время грозы девушка при всех кается перед Тихоном в своем грехе. Гораздо больнее ей осознавать свою вину, свой грех. И она знает, что этот страшный грех ей никогда не удастся замолить, он камнем ляжет ей на душу. Для нее единственным выходом является смерть. И Катерина решается на самоубийство.
    Но все же нравственная победа героини пьесы над «темным царством» не вызывает сомнений. Эта девушка ушла из жизни, чтобы порвать со старыми порядками, которые уже отжили свое. Трудности жизни не сломили ее волю, не заставили ее разлюбить свободу. Она предпочла умереть, но не стать рабыней того общества, в котором она жила. И это достойно восхищения.

  4. Драма А. Н. Островского “Гроза” была опубликована в 1860 году, накануне революционной ситуации в России. В произведении отразились впечатления от путешествия писателя по Волге летом 1856 года. Но не какой-то определенный волжский город и не какие-то конкретные лица изображены в “Грозе”. Все свои наблюдения над жизнью Поволжья Островский переработал и превратил их в глубоко типичные картины русской жизни.
    Жанр драмы характеризуется тем, что в ее основе лежит конфликт отдельной личности и окружающего общества. В “Грозе” эта личность — Катерина Кабанова. Катерина олицетворяет собой нравственную чистоту, душевную красоту русской женщины, ее стремление к воле, к свободе, ее способность не только терпеть, но и отстаивать свои права, свое человеческое достоинство. По словам Добролюбова, она “не убила в себе человеческую природу”.
    Катерина — русский национальный характер. Прежде всего, это отражено Островским, владевшим в совершенстве всеми богатствами народного языка, в речи героини. Когда она говорит, кажется, что она поет. В речи Катерины, связанной с простым народом, воспитанной на его устной поэзии, преобладает разговорно-просторечная лексика, отличающаяся высокой поэтичностью, образностью, эмоциональностью. Поражают также естественность, искренность, простота героини. Катерина религиозна. Но это не ханжество Кабанихи, а искренняя, глубокая вера в Бога. Она часто посещает церковь и делает это с удовольствием и наслаждением (“И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду…”), любит рассказывать о странницах (“У нас полон дом был странниц и богомолок”), сны Катерины — о “храмах золотых”.
    Любовь героини к Борису небеспричинна. Во-первых, потребность любви дает о себе знать: ведь вряд ли ее муж Тихон под влиянием “маменьки” выказывал свою любовь к жене очень часто. Во-вторых, оскорблены чувства жены и женщины. В-третьих, смертельная тоска однообразной жизни душит Катерину. И, наконец, четвертой причиной является желание воли, простора: ведь любовь есть одно из проявлений свободы. Катерина борется сама с собой, и в этом трагизм ее положения, однако в итоге она внутренне оправдывает себя. Кончая жизнь самоубийством, совершая, с точки зрения церкви, страшный грех, она думает не о спасении своей души, а о любви, которая открылась ей. “Друг мой! Радость моя! Прощай!” — последние слова Катерины.
    Еще одна характерная черта Катерины — стремление к свободе, духовному раскрепощению. Не зря в пьесе неоднократно повторяется образ птицы — символ воли. Отсюда постоянный эпитет “вольная птица”. Катерина, вспоминая о том, как ей жилось до замужества, сравнивает себя с птицей на воле. “…Отчего люди не летают так, как птицы? — говорит она Варваре. — Знаешь, мне иногда кажется, что я птица”. Но вольная птица попала в железную клетку. И она бьется и тоскует в неволе.
    Цельность, решительность характера Катерины выразилась в том, что она отказалась подчиниться распорядкам кабанихинского дома и предпочла жизни в неволе смерть. И это было проявлением не слабости, а духовной силы и смелости, горячей ненависти к гнету и деспотизму.
    Итак, главное действующее лицо драмы “Гроза” вступает в конфликт с окружающей средой. В четвертом действии, в сцене покаяния, как будто наступает развязка. Всё против Катерины в этой сцене: и “гроза Господня”, и проклинающая полусумасшедшая “барыня с двумя лакеями”, и древняя картина на полуразрушенной стене, изображающая “геенну огненную”. Бедную Катерину все эти признаки уходящего, но такого живучего старого мира чуть не свели с ума, и она кается в своем грехе в полубреду, состоянии помрачения. Она сама позже признается Борису, что “в себе не вольна была”, “себя не помнила”. Если бы этой сценой заканчивалась драма “Гроза”, то в ней была бы показана непобедимость “темного царства”, ведь в конце четвертого действия Кабаниха торжествует: “Что, сынок! Куда воля-то ведет!” Но драма завершается нравственной победой и над внешними силами, сковывавшими свободу Катерины, и над темными представлениями, сковывавшими ее волю и разум. И ее решение умереть, лишь бы не остаться рабой, выражает, по Добролюбову, “потребность возникшего движения русской жизни”. Критик назвал Катерину характером народным, национальным, “лучом света в темном царстве”, имея в виду действенное выражение в ней непосредственного протеста, освободительных стремлений народных масс. Указывая на глубокую типичность этого образа, на его общенародное значение, Добролюбов писал, что он представляет “художественное соединение однородных черт, проявляющихся в разных положениях русской жизни, но служащих выражением одной идеи”. Героиня Островского отразила в своих чувствах, в своих поступках стихийный протест широких народных масс против ненавистных условий “темного царства”. Именно поэтому Добролюбов и выделил “Грозу” из всей прогрессивной предреформенной литературы и подчеркнул ее революционное значение.

  5. КАТЕРИНА — «ЛУЧ СВЕТА В «ТЕМНОМ ЦАРСТВЕ». А. Н. Островский, великий русский драматург, являлся «Колумбом Замоскворечья». Он впервые в русской литерату­ре приоткрыл завесу над страшным бытом купечества, пока­зал бесправность женщины в этой среде. Жена, по господ­ствующим понятиям того времени, должна была во всем повиноваться мужу. Женщина должна была позабыть, что она такой же человек, с такими же правами, как и мужчина. Н, А. Добролюбов писал, что самый сильный протест подни­мается из груди самых слабых и терпеливых. Таким слабым существом в то время и являлась женщина. Ее бесправие и героический протест ценой собственной гибели Островский по­казывал во многих своих пьесах. Так возникает тема «горяче­го сердца» — того положительного героя, которого не испор­тила среда самодуров, у которого достало сил ей сопротивляться. Особенно ярко эта тема раскрывается в пьесах «Бесприданница» и «Гроза».
    Добролюбов считает Катерину «решительным, цельным русским характером». Это натура героическая, протестую­щая против произвола и устоев «темного царства». Детство и юность Катерины прошли в такой же купеческой среде, но там ее окружали ласка, любовь матери, взаимоуважение в семье. Попав в дом Кабановых, Катерина оказалась в ат­мосфере жестокости, унижения, подозрительности, ханже­ства. Она пытается отстаивать свое право на уважение, она не хочет никому угождать, она хочет любить и быть люби­мой. Но Тихон отталкивает ее, а свекровь упрекает за то, что в порыве нежности Катерина бросается на шею мужу.” «Что на шею-то виснешь, бесстыдница!.. В ноги кланяй­ся!». И вот проснувшееся чувство любви к Борису сливает­ся для героини с мечтой о воле, о настоящей человеческой жизни. Образ птицы, неоднократно встречающийся на страницах пьесы, помогает понять главное в характере Катерины. В народной поэзии птица — это символ свободы. Вы­росшая на волжских берегах, Катерина как бы вобрала с себя весь могучий простор этой реки, и в доме Кабановых ей казалось тесно, мрачно, она тосковала по воле. «…Отчего люди не летают как птицы?» — говорит она.
    С детства Катерина была религиозной, и в доме Кабановых это было единственным ее утешением. Но религиозность Ка­терины отличалась от набожности свекрови, для которой ре­лигия была средством держать в повиновении окружающих. Катерина же воспринимала церковь, иконопись, песнопения как встречу с прекрасным, уносящим ее далеко из мрачного мира Кабановых. Душа ее очищалась, она забывала реальную жизнь со всеми ее невзгодами.
    Характер Катерины, ее нравственная чистота противо­поставляется морали «темного царства». Она не может, как Варвара, бороться с «темным царством» его же способами: ложью, лицемерием, лестью. И потому так мучительна борь­ба Катерины с собой. Поневоле возникает вопрос: сила или слабость Катерины видна в сцене покаяния перед народом? Кто пред нами — жертва или сильный характер? Нежела­ние принять мораль «темного царства», ее способность со­хранить чистоту своей души — свидетельство силы и цель­ности характера Катерины, Она сама о себе говорит: «А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержать меня ни­какой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь». Проявле­нием силы ее характера является протест, брошенный «тем­ному царству», выразившийся в самоубийстве. Свою смерть Катерина считает освобождением от земных мук и униже­ний, «грустно, горько такое освобождение, но что же де­лать, когда другого выхода нет». Смерь Катерины — это начало крушения «темного царства». Даже такие рабские души, как Кулигин и Тихон, воодушевленные примером, начинают роптать.
    «Гроза», как говорил Добролюбов, «самое решительное про­изведение Островского, потому что оно знаменует собой на­ступающий конец «самодурной силы». Главный конфликт пьесы — столкновение героини, ощутившей свои человече­ские права, с миром «темного царства» — выражал существен­ные стороны народной жизни в пору революционной ситуа­ции. Критик считает образ Катерины близким к положению и сердцу каждого порядочного человека в подобном обществе. Именно поэтому драма «Гроза» считается истинно народным произведением.
    В пьесе А, Н. Островского «Гроза» изображена эпоха 60-х годов девятнадцатого столетия. В это время в России назрева­ют революционные выступления народа. Они направлены на улучшение жизни и быта простых людей, на свержение ца­ризма. Произведения великих русских писателей и поэтов также участвуют в этой борьбе, среди них и пьеса Островского «Гроза», которая потрясла всю Россию. На примере образа Катерины изображена борьба всего народа против «темного царства» и его патриархальных порядков.
    Главным персонажем в пьесе А. И. Островского «Гроза» является Катерина. Ее протест против «кабановских» поряд­ков, борьбу за свое счастье и изображает в драме автор.
    Катерина выросла в доме небогатого купца, там возмужа­ла духовно и морально. Катерина была незаурядной лично­стью, и в чертах ее лица была какая-то необычайная пре­лесть. Вся она «дышала» русской, истинно народной красотой; вот как говорит о ней Борис: «Какая-то у ней $а лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится».
    До своего замужества Катерина «жила, ни об чем не тужи­ла, точно птичка на воле», занималась чем хотела и когда хотела, никто и никогда не заставлял ее и не принуждал де­лать то, что ей, Катерине, не хотелось.
    Ее духовный мир был очень богат и многообразен. Катери­на была очень поэтической натурой с богатым воображением. В ее разговорах мы слышим народную мудрость и народные высказывания. Ее душа стремилась к полету: «Отчего люди не летают как птицы? Мне иногда кажется, что я птица. Ког­да стоишь на горе, так тебя и тянет лететь, Вот так бы разбе­жалась, подняла руки и полетела».
    Душа Катерины «воспитывалась» и на рассказах богомо­лок, которые каждый день были в доме, и на шитье по барха­ту (шитье воспитало ее и привело в мир красоты и добра, в мир искусства).
    После замужества резко изменилась жизнь Катерины. В доме Кабановых Катерина была одна, ее мир, ее душу ник то не мог понять, Это одиночество было первым шагом к трагедии. Резко изменилось и отношение домашних к герои­не. Дом Кабановых придерживался таких же порядков и обычаев, как родительский дом Катерины, но здесь «все как будто из-под неволи». Жестокие порядки Кабанихи приту­пили в Катерине стремление к возвышенному, с этих пор душа героини падала в бездну.
    Еще одна боль Катерины — непонимание ее мужем. Тихон был добрым, ранимым человеком, очень слабым по сравне­нию с Катериной, у него не было никогда своего мнения — он подчинялся мнению другого, более сильного человека, Тихон не мог понять стремления своей жены: «Не разберу я тебя, Катя». Это непонимание приблизило Катерину еще на один шаг к катастрофе.
    Трагедией для Катерины стала и любовь к Борису. По словам Добролюбова, Борис был таким же как и Тихон, толь­ко образованным. Из-за своей образованности он и попал в поле зрения Катерины, Из всей толпы «темного царства» она выбрала его, отличавшегося немного от остальных. Од- нако Борис оказался еще хуже Тихона, он печется только о себе: он думает только о том, что скажут о нем окружаю­щие. Он бросает Катерину на произвол судьбы, на расправу «темного царства»: «Ну, бог с тобой! Только одно и надо просить у бога, чтоб она умерла поскорее, чтобы ей не му­читься долго! Прощай!».
    Катерина же искренне любит Бориса, беспокоится о нем: «Что-то он теперь, бедный, делает?.. За что я его в беду вве­ла? Погибать бы мне одной! А то себя погубила, его погубила, себе бесчестье — ему вечный позор!».
    Нравы города Калинова, его грубость да «бедность наголь­ная» были не приемлемы для Катерины: «Коль захочу, так и уйду, куда глаза глядят. Никто не остановит меня, уж таков характер у меня».
    Высокую оценку произведению дал Добролюбов. Кате­рину он назвал «лучом света в «темном царстве». В ее тра­гическом конце «дан страшный вызов самодурной силе… В Катерине мы видим протест против Кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозгла­шенный и под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина». В образе Катерины Добролю­бов видит воплощение «русской живой натуры», Катерина предпочитает умереть, чем жить в неволе. Поступок Кате­рины неоднозначен.
    Образ Катерины в пьесе Островского «Гроза» является пре­красным образом русской женщины в русской литературе.
    Александр Николаевич Островский — великий русский драматург» автор множества пьес, описывающих русскую жизнь. «Гроза» является, без сомнения» вершиной его творче­ства» где он поставил актуальнейший вопрос своей эпохи — освобождение женщины от семейного рабства, ее раскрепоще­ние. Создание «Грозы» издавна связывали с впечатлениями Островского от пребывания в Костроме, где в ноябре 1859 года разыгрались трагические события, которые во многом совпа­дают с сюжетом драмы. Молодая женщина из купеческой се­мьи покончила жизнь самоубийством, бросившись в Волгу. Она не хотела мириться со своеволием властной и недоброже­лательной свекрови. Удивительно совпадала и история ее тай­ной любви с обстоятельствами жизни Катерины, и основные черты характера мужа с образом Тихона. Драма «Гроза» ос­нована на фактах достоверных.
    Основное внимание Островский уделяет образам Марфы Игнатьевы Кабановой и ее невестки Катерины. Два противо­положных характера. Кабаниха тиранит своих близких, она «поедом ест», «точит, как ржа железо», подавляя мысль, живое существо, стремление к воле, утверждая страх и повинове­ние. Лицемерная, хитрая и злая ханжа, она оделяет нищих, окружает себя льстивыми странницами, говорит о любви к детям и в то же время делает их жизнь невыносимой.
    С особенной глубиной раскрывает Островский образ Катери­ны — прекрасной русской женщины, в характере которой соче­тается поэтичность, непосредственность и нежность с огромной волей и способностью к решительному бунту против гнета и бес­правия. Страстная и вольнолюбивая Катерина не могла смириться с грубым произволом, не могла довольствоваться жизнью, кото­рую вели окружающие. «Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь;», — говорит она Варваре. В ее рассказах о пре­жней жизни, в мечтах отражается цельная» поэтическая нату­ра, ее стремление к воле, любви, счастью. Она не может лгать и приспосабливаться, как Варвара; и вместе с тем, сила ее чувства такова, что она готова пренебречь общественными обычаями и религиозными понятиями и бежать с Борисом. В образе Катери­ны Островский создал самобытный, цельный русский характер, который, по утверждению Добролюбова, «выдержит себя» не­смотря ни на какие препятствия, а когда сил не хватит, то по­гибнет, но не изменит себе».
    Автор наделяет героиню такими человеческими качества­ми, которые не ценятся в мире Кабановых и Диких.
    Катерина ни в ком и нигде не находит поддержки, Лавина неприятностей обрушилась на нее. И конфликт становится неразрешимым. Катерина настолько совестливый человек, что не может жить во лжи» с грехом в душе. Она не приемлет сочетание любви и лжи. Внутренний конфликт терзает ее душу и перед самоубийством. До последней минуты пронесла Кате­рина горячую веру в любовь, надежду на сострадание. «Друг мой! Радость моя! Прощай!»— ее последние слова» подчерки­вающие трагическую высоту духа героини, делающие ее иде­алом русской женщины.

  6. Отчего люди не летают?
    Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы?
    Знаешь, мне иногда кажется, что я птица.
    Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь.
    Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела.
    В драме А. Н. Островского “Гроза” ярко раскрывается картина ложных отношений, их последствия. В “Грозе” показаны жизнь и живая русская натура.
    Главным героем в драме “Гроза”, написанной А. Н. Островским, является Катерина. Образ Катерины наиболее сложный из всех образов драмы. Катерина живет в доме матери мужа. Живется ей очень плохо. Выходя замуж за Тихона Кабанова, Катерина его не любила, она еще не понимала этого чувства. Она вышла за Тихона не по собственному желанию. Показали ей Тихона, сказав, что каждой девушке надо замуж выходить, она и вышла. В рассказе Катерины о своём детстве и о жизни мы видим, что в доме ее матери она была любимой дочерью: Катерина с матерью ходила в церковь, слушала странниц, гуляла по саду, молилась. Варвара, слушая рассказ Катерины, говорит, что у них то же самое. Катерина видит разницу: “Да здесь все как будто из-под неволи!”
    По натуре Катерина не похожа на других. Она не умеет выставиться и похвалиться, но готова всему подчиняться.
    Катерина любит Бориса. Такая любовь, такое чувство не уживаются в доме Кабановых, в доме с притворством и обманом. Обстановка, в которой живет Катерина после отъезда Тихона, заставляет ее обманывать и вести совсем иной образ жизни, чем при муже. Варвара говорит, что “без этого нельзя… на этом весь дом держится”. Из этой реплики можно понять, что Варвара уже давно обманывает мать, она говорит: “И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало”.
    Катерина смиряется со своим положением: ходит по ночам к Борису, обманывает свекровь, скрывая от нее свои чувства. Вдруг неожиданно приезжает Тихон. Он ничего не подозревает, но тем не менее Катерина все чаще вспоминает свой “грех”. И в конце концов она признается во всем. Варвара и Тихон пытаются помешать рассказу Катерины, но Кабаниха их одергивает, и бедной женщине приходится поведать все людям.
    После этого случая, спустя несколько дней, исчезла Варвара. Видно, Варе тоже надоела матушкина “опека”, вот она и решила покинуть дом.
    Катерина, оставшись совсем одна, кончает жизнь самоубийством.
    , Катерина и Варвара — это две абсолютно разные натуры. Образ Катерины противопоставляется не только Варваре, но и всем действующим лицам. Это сильная, волевая натура.
    Проснувшись, любовь приходит к Катерине вместе с тоской по воле, мечтой о настоящем, человеческой жизни. Катерина любит не так, как Варвара: скрытно, словно делая одолжение Кудряшу своими приходами на свидание.
    В прощании этих молодых людей есть что-то холодное: уходя, Варвара небрежно целует Кудряша, как старого знакомого, лучше сказать, как постороннего человека. Отсюда можно сделать вывод, что настоящей любви между ними нет, и что Варвара, в отличие от Катерины, ходит к Кудряшу только для того, чтобы погулять, чтоб молодость веселей прошла. А вот Катерина на слова Бориса: “Никто и не знает про нашу любовь …” — отвечает: “Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю!..” И во имя этой любви она готова на все, даже на самоубийство.

  7. А. Н. Островский написал много пьес о купечестве. Они настолько правдивы и ярки, что Добролюбов называл их “пьесами жизни”. В этих произведениях жизнь купечества описывается как мир затаенной, тихо вздыхающей скорби, мир тупой, ноющей боли, мир тюремного, гробового молчания. А если и появляется глухой, бессмысленный ропот, то он замирает уже при своем рождении. Свою статью, посвященную разбору пьес Островского, критик Н. А. Добролюбов назвал “Темное царство”. Он высказал мысль о том, что самодурство купечества держится только на невежестве и покорности. Но выход будет найден, потому что в человеке нельзя уничтожить стремление жить достойно. Не долго будет он покорен.
    “Кто сумеет бросить луч света в безобразный мрак темного царства?” — спрашивал Добролюбов. Ответом на этот вопрос послужила новая пьеса драматурга “Гроза”.
    Написанная в 1860 году, пьеса и духом своим, и названием как бы символизировала процесс обновления общества, которое стряхивало с себя оцепенение. И в пьесе гроза не только явление природы, но и яркий образ внутренней борьбы, начавшейся в темной жизни.
    В пьесе много действующих лиц. Но главным из них является Катерина. Образ этой женщины не только самый сложный, он резко отличается от всех других. Недаром критик назвал ее “лучом света в темном царстве”. Чем же так отличается Катерина от других жителей этого царства?
    В этом мире нет свободных людей! Ни самодуры, ни их жертвы такими не являются. Здесь можно обманывать, как Варвара, но жить по правде и совести, не кривя душой, нельзя.
    Хотя Катерина воспитывалась в купеческой семье, дома она “жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле”. Но после замужества эта свободная натура попала в железную клетку самодурства свекрови.
    В доме Катерины всегда было много странниц и богомолок, рассказы которых (да и вся обстановка в доме) сделали ее очень религиозной, искренне верящей в заповеди церкви. Неудивительно, что свою любовь к Борису она воспринимает как тяжкий грех. Но Катерина в религии — “поэт” (по выражению горьковского героя). Она наделена ярким воображением, она мечтательна и эмоциональна. Слушая различные истории, она как бы видит их наяву. Ей часто снились райские сады и птицы, а когда она входила в церковь, то видела ангелов. Даже речь ее музыкальна и напевна, напоминающая народные сказания и песни.
    Однако религия, замкнутая жизнь, отсутствие выхода для ее незаурядной натуры способствовали пробуждению в Катерине нездоровой чувствительности. Поэтому во время грозы, услышав проклятья полоумной барыни, она стала молиться. Когда же она увидела на стене рисунок “геенны огненной”, ее нервы не выдержали, и она призналась Тихону в своей любви к Борису.
    Ее религиозность даже как-то оттеняет такие черты, как стремление к независимости и правде, смелость и решительность. Самодур Дикой и вечно попрекающая родных Кабаниха вообще не способны понять других людей. В сравнении с ними или с бесхарактерным Тихоном, лишь иногда позволяющим себе загулять на несколько дней, с ее возлюбленным Борисом, не способным оценить истинную любовь, Катерина становится особенно привлекательной. Она не хочет и не может обманывать и прямо заявляет: “Обманывать-то я не умею; скрыть-то я ничего не могу!” Любовь к Борису — это все для Катерины: тоска по воле, мечты о настоящей жизни. И во имя этой любви она вступает в неравный поединок с “темным царством”. Она не воспринимает свой протест как возмущение против целой системы, даже не задумывается об этом. Но так устроено “темное царство”, что любое проявление независимости, самостоятельности, достоинства личности воспринимается им как смертельный грех, как восстание против их основ господства самодуров. Именно поэтому пьеса заканчивается смертью героини: ведь она не только одинока, но и раздвоена внутренним сознанием своего “греха”.
    Гибель такой женщины — это не крик отчаяния. Нет, это нравственная победа над “темным царством”, сковывающим свободу, волю, разум. Самоубийство, по учению церкви, непро-щаемый грех. Но Катерина уже не боится этого. Полюбив, она заявляет Борису: “Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда”. А последними ее словами были: “Друг мой! Радость моя! Прощай!”
    Можно оправдывать или обвинять Катерину за ее решение, приведшее к трагическому финалу, но нельзя не восхищаться цельностью ее натуры, жаждой свободы, решимостью. Смерть ее потрясла даже таких людей> как Тихон, который уже в глаза обвиняет мать в гибели жены.
    Значит, поступок Катерины был действительно “страшным вызовом самодурной силе”. Значит, в “темном царстве” могут рождаться светлые натуры, которые своей жизнью или смертью могут осветить это “царство”.

  8. 8
    Текст добавил: Талантливые Нюшата

    Катерина – луч света в темном царстве.
    “Гроза” ( Островский А.Н. )
    Катерина – луч света в темном царстве. В “Грозе” есть что-то освежающее и ободряющее. Это “что-то” и есть по-нашему, фон пьесы, указанный нами и обнаруживающий шаткость и близкий конец самодурства. Затем самый характер Катерины, рисующийся на этом фоне, тоже веет на насновой жизнью, которая открывается нам в самой ее гибели”.
    В 1859 году на страницах “Современника” появилась статья Добролюбова “Темное царство”. Эта статья глубоко взволновала драматурга Островского. “Кто сумеет бросить луч света в безобразный мрак “темного царства?” – спрашивал Добролюбов. На этот вопрос Островский ответил новой пьесой, которую написал в течение лета и осени этого же года.
    Драма “Гроза” была напечатана в период общественного подъема, когда трещали устои крепостничества и в душной тревожной атмосфере действительно собиралась гроза.
    В своей пьесе Островский поставил один из важнейших вопросов своего времени – освобождение женщины от семейного рабства. Необузданный произвол и насилие царит в изображаемом драматургом городе Калинове, олицетворяющем всю Россию. Черты, характеризующие быт города – невежественность, замкнутость, грубость, произвол, властвующий в общественных отношениях и в семье, умственный застой.
    Чтобы раскрыть картину гнета в купеческой семье и показать всю гнилость жизни в городе Калинове, Островский дает ряд контрастных образов своих героев. Образ Катерины является центральным образом в драме. Она по своим взглядам и интересам резко отличается от представителей “темного царства”. В родительском доме ей жилось привольно и беззаботно. Мать ее очень любила, “наряжала как куклу, работать не принуждала”. Катерина любила ходить в церковь, вышивать. Девушкам ее общества в те времена не давали образования, поэтому Катерина с удовольствием слушает суеверные рассказы богомолок и бессмысленные бредни странниц.
    Эти рассказы превращаются в “золотые поэтические образы”, потому что материалы, представляемые действительностью, однообразны. Она религиозна, сны ее забавляют, ей все нравится. Воображение Катерины работает неутомимо. Оно уносит ее в небо, заоблачный мир райской жизни. Катерина выходит замуж. И вот такая поэтически – мечтательная натура попадает в семью злой и жестокой Кабанихи. Катерина придавлена окружающей ее обстановкой. Ее прежние чувства подавила властолюбивая Кабаниха. Здесь же и происходит неизбежный конфликт между душевным миром Катерины и “темным царством” Кабановой. Кабаниха властно, безжалостно, надоедливо точит Катерину, скрывая свою злобу и спесь под маской внешнего благочестия.
    Душная и напряженная атмосфера города начинает отравлять жизнь Катерины. Всем существом ненавидя окружающие быт, задыхаясь в нем, Катерина стремится к воле, к свету, к любви. Рассматривая отношение Катерины к Тихону, мы замечаем, что она не любит его, потому что ее выдали замуж по сговору родителей. Катерина пытается найти отзыв в сердце мужа, но в ответ на это он всего лишь жалеет ее. Слепо повинуясь матери, Тихон постепенно меркнет в глазах Катерины.
    Но вот на ее жизненном пути становится новый человек, который отличается от всех окружающих и сходится с настроениями, близкими ей самой. Это Борис. Превосходя Катерину по образованию, он уступает ей по силе воли, ненависти к гнетущим обстоятельствам. Это слабохарактерный, безвольный человек, по психологии раб. Борис, в отличие от Катерины, не может пойти на разрыв с окружающим его миром, поэтому хочет скрыть свои отношения с Катериной. Но та решительно отвечает: “Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю. Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?” Захваченная впервые вспыхнувшим чувством, Катерина пошла навстречу любви, но открытая, правдивая, она не могла скрывать своих тайных встреч с Борисом. Она религиозна, поэтому считает великим грехом любить другого человека. Ее угнетает украденное счастье. Во время грозы, в полубреду, в состоянии помрачения, она признается в своей неверности мужу.
    Отстаивая права человеческой личности на свободу, ища выхода из создавшегося жизненного тупика, Катерина пытается опереться на Бориса. На просьбу взять ее с собой , он отвечает отказом. И Борис покидает Катерину в очень трудный для нее момент, подчиняясь воли дядюшки. Катерина вновь чувствует себя одинокой. Никто не может прийти ей на помощь, а поэтому ей самой приходится решать свою судьбу.
    Вот Катерина стоит перед диллемой: идти домой или броситься в омут. И она выбирает второе. В положении Катерины гибель в омуте было выражением не трусости, не слабости, не покорности , а ненависти к угнетающим порядкам , проявлением рвущегося наружу стремления к воле, внутреннего осознания своих человеческих прав, духовной силы, смелости. Ее смелость сказалась в частности в том, что кончая жизнь самоубийством, она пренебрегла законам религии, думая в тот момент не о спасении души, а о любви, которая открылась ей.
    Катерина – одна из наиболее замечательных образов русских женщин. Она отражает своим поведением стихийный протест народных масс. Гибель Катерины , укрепившая и усилившая возмущение Кулигина, вызвавшая к “бунту” против своей маменьки робкого и забитого Тихона, несомненно содействовала разрушению старого порядка.
    В ответ на произведение Островского “Гроза” в 1860 году Добролюбов написал статью, которая называлась “Луч света в темном царстве”, где раскрыл художественный смысл и общественное значение пьесы. Пьеса и статья как бы соединились в сознании читателей и приобрели громадную силу воздействия. В образе Катерины по мнению Добролюбова, воплотилась “великая народная идея” – идея освобождения.
    Еще сочинения по произведениям Островского

  9. А. Н. Островский, великий русский драматург, являлся «Колумбом Замоскворечья». Он впервые в русской литературе приоткрыл завесу над страшным бытом купечества, показал бесправность женщины в этой среде. Жена, по господствующим понятиям того времени, должна была во всем повиноваться мужу. Женщина должна была позабыть, что она такой же человек, с такими же правами, как и мужчина. Н.А.Добролюбов писал, что самый сильный протест поднимается из груди самых слабых и терпеливых. Таким слабым существом в то время и являлась женщина. Ее бесправие и героический протест ценой собственной гибели Островский показывал во многих своих пьесах. Так возникает тема «горячего сердца» — того положительного героя, которого не испортила среда самодуров, у которого достало сил ей сопротивляться. Особенно ярко эта тема раскрывается в пьесах «Бесприданница» и «Гроза».
    Добролюбов считает Катерину «решительным, цельным русским характером». Это натура героическая, протестующая против произвола и устоев «темного царства». Детство и юность Катерины прошли в такой же купеческой среде, но там ее окружали ласка, любовь матери, взаимоуважение в семье. Попав в дом Кабановых, Катерина оказалась в атмосфере жестокости, унижения, подозрительности, ханжества. Она пытается отстаивать свое право на уважение, она не хочет никому угождать, она хочет любить и быть любимой. Но Тихон отталкивает ее, а свекровь упрекает за то, что в порыве нежности Катерина бросается на шею мужу: «Что на шею-то виснешь, бесстыдница!.. В ноги кланяйся!». И вот проснувшееся чувство любви к Борису сливается героини с мечтой о воле, о настоящей человеческой жизни. Образ птицы, неоднократно встречающийся на страницах пьесы, помогает понять главное в характере Катерины. В народной поэзии птица — это символ свободы. Выросшая на волжских берегах, Катерина как бы вобрала в себя весь могучий простор этой реки, и в доме Кабановых ей казалось тесно, мрачно, она тосковала по воле. «…Отчего люди не летают как птицы?» — говорит она.
    С детства Катерина была религиозной, и в доме Кабановых это было единственным ее утешением. Но религиозность Катерины отличалась от набожности свекрови, для которой религия была средством держать в повиновении окружающих. Катерина же воспринимала церковь, иконопись, песнопения как встречу с прекрасным, уносящим ее далеко из мрачного мира Кабановых. Душа ее очищалась, она забывала реальную жизнь со всеми ее невзгодами.
    Характер Катерины, ее нравственная чистота противопоставляется морали «темного царства». Она не может, как Варвара, бороться с «темным царством» его же способами: ложью, лицемерием, лестью. И потому так мучительна борьба Катерины с собой. Поневоле возникает вопрос: сила или слабость Катерины видна в сцене покаяния перед народом? Кто пред нами — жертва или сильный характер? Нежелание принять мораль «темного царства», ее способность сохранить чистоту своей души — свидетельство силы и цельности характера Катерины. Она сама о себе говорит: «А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержать меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь»; Проявлением силы ее характера является протест, брошенный «темному царству», выразившийся в самоубийстве. Свою смерть Катерина считает освобождением от земных мук и унижений, «грустно, горько такое освобождение, но что же делать, когда другого выхода нет». Смерь Катерины — это начало крушения «темного царства». Даже такие рабские души, как Кулагин и Тихон, воодушевленные примером, начинают роптать.
    «Гроза», как говорил Добролюбов, «самое решительное произведение Островского, потому что оно знаменует собой наступающий конец «самодурной силы». Главный конфликт пьесы — столкновение героини, ощутившей свои человеческие права, с миром «темного царства» — выражал существенные стороны народной жизни в пору революционной ситуации. Критик считает образ Катерины близким к положению и сердцу каждого порядочного человека в подобном обществе. Именно поэтому драма «Гроза» считается истинно народным произведением.

  10. А. Н. Островский написал много пьес о купечестве. Они настолько правдивы и ярки, что Добролюбов называл их “пьесами жизни”. В этих произведениях жизнь купечества описывается как мир затаенной, тихо вздыхающей скорби, мир тупой, ноющей боли, мир тюремного, гробового молчания. А если и появляется глухой, бессмысленный ропот, то он замирает уже при своем рождении. Свою статью, посвященную разбору пьес Островского, критик Н. А. Добролюбов назвал “Темное царство”. Он высказал мысль о том, что самодурство купечества держится только на невежестве и покорности. Но выход будет найден, потому что в человеке нельзя уничтожить стремление жить достойно. Не долго будет он покорен.
    “Кто сумеет бросить луч света в безобразный мрак темного царства?” — спрашивал Добролюбов. Ответом на этот вопрос послужила новая пьеса драматурга “Гроза”.
    Написанная в 1860 году, пьеса и духом своим, и названием как бы символизировала процесс обновления общества, которое стряхивало с себя оцепенение. И в пьесе гроза не только явление природы, но и яркий образ внутренней борьбы, начавшейся в темной жизни.
    В пьесе много действующих лиц. Но главным из них является Катерина. Образ этой женщины не только самый сложный, он резко отличается от всех других. Недаром критик назвал ее “лучом света в темном царстве”. Чем же так отличается Катерина от других жителей этого царства?
    В этом мире нет свободных людей! Ни самодуры, ни их жертвы такими не являются. Здесь можно обманывать, как Варвара, но жить по правде и совести, не кривя душой, нельзя.
    Хотя Катерина воспитывалась в купеческой семье, дома она “жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле”. Но после замужества эта свободная натура попала в железную клетку самодурства свекрови.
    В доме Катерины всегда было много странниц и богомолок, рассказы которых (да и вся обстановка в доме) сделали ее очень религиозной, искренне верящей в заповеди церкви. Неудивительно, что свою любовь к Борису она воспринимает как тяжкий грех. Но Катерина в религии — “поэт” (по выражению горьковского героя). Она наделена ярким воображением, она мечтательна и эмоциональна. Слушая различные истории, она как бы видит их наяву. Ей часто снились райские сады и птицы, а когда она входила в церковь, то видела ангелов. Даже речь ее музыкальна и напевна, напоминающая народные сказания и песни.
    Однако религия, замкнутая жизнь, отсутствие выхода для ее незаурядной натуры способствовали пробуждению в Катерине нездоровой чувствительности. Поэтому во время грозы, услышав проклятья полоумной барыни, она стала молиться. Когда же она увидела на стене рисунок “геенны огненной”, ее нервы не выдержали, и она призналась Тихону в своей любви к Борису.
    Ее религиозность даже как-то оттеняет такие черты, как стремление к независимости и правде, смелость и решительность. Самодур Дикой и вечно попрекающая родных Кабаниха вообще не способны понять других людей. В сравнении с ними или с бесхарактерным Тихоном, лишь иногда позволяющим себе загулять на несколько дней, с ее возлюбленным Борисом, не способным оценить истинную любовь, Катерина становится особенно привлекательной. Она не хочет и не может обманывать и прямо заявляет: “Обманывать-то я не умею; скрыть-то я ничего не могу!” Любовь к Борису — это все для Катерины: тоска по воле, мечты о настоящей жизни. И во имя этой любви она вступает в неравный поединок с “темным царством”. Она не воспринимает свой протест как возмущение против целой системы, даже не задумывается об этом. Но так устроено “темное царство”, что любое проявление независимости, самостоятельности, достоинства личности воспринимается им как смертельный грех, как восстание против их основ господства самодуров. Именно поэтому пьеса заканчивается смертью героини: ведь она не только одинока, но и раздвоена внутренним сознанием своего “греха”.
    Гибель такой женщины — это не крик отчаяния. Нет, это нравственная победа над “темным царством”, сковывающим свободу, волю, разум. Самоубийство, по учению церкви, непрощаемый грех. Но Катерина уже не боится этого. Полюбив, она заявляет Борису: “Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда”. А последними ее словами были: “Друг мой! Радость моя! Прощай!”
    Можно оправдывать или обвинять Катерину за ее решение, приведшее к трагическому финалу, но нельзя не восхищаться цельностью ее натуры, жаждой свободы, решимостью. Смерть ее потрясла даже таких людей, как Тихон, который уже в глаза обвиняет мать в гибели жены.
    Значит, поступок Катерины был действительно “страшным вызовом самодурной силе”. Значит, в “темном царстве” могут рождаться светлые натуры, которые своей жизнью или смертью могут осветить это “царство”.

  11. Тема: – Катерина – луч света в темном царстве

    “В “Грозе” есть что-то освежающее и ободряющее .Это “что-то” и есть по-нашему , фон пьесы , указанный нами и обнаружи вающий шаткость и близкий конец самодурства. Затем самый характер Катерины, рисующийся на этом фоне, тоже веет на нас новой жизнью, которая открывается нам в самой ее гибели”.
    Н.А. Добролюбов
    В 1859 году на страницах “Современника” появилась статья Добролюбова “Темное царство”. Эта статья глубоко взволнова-ла драматурга Островского. “Кто сумеет бросить луч света в безобразный мрак “темного царства” ?”- спрашивал Добролю-бов . На этот вопрос Островский ответил новой пьесой , которую написал в течение лета и осени этого же года. Драма “Гроза” была напечатана в период общественного подъема, когда трещали устои крепостничества и в душной тревожной атмосфере действительно собиралась гроза. В своей пьесе Островский поставил один из важнейших вопросов своего времени – освобождение женщины от семейного рабства.
    Необузданный произвол и насилие царит в изображаемом драматургом городе Калинове , олицетворяющем всю Россию. Черты, характеризующие быт города – невежественность, замкнутость, грубость, произвол, властвующий в общественных отношениях и в семье, умственный застой. Чтобы раскрыть Картину гнета в купеческой семье и показать всю гнилость жизни в городе Калинове, Островский дает ряд контрастных образов своих героев.
    Образ Катерины является центральным образом в драме. Она по своим взглядам и интересам резко отличается от представи-телей “темного царства”. В родительском доме ей жилось привольно и беззаботно. Мать ее очень любила, “наряжала как куклу, работать не принуждала”. Катерина любила ходить в церковь, вышивать. Девушкам ее общества в те времена не давали образования, поэтому Катерина с удовольствием слушает суеверные рассказы богомолок и бессмысленные бредни странниц. Эти рассказы превращаются в “золотые поэтические образы”, потому что материалы, представляемые действительностью, однообразны. Она религиозна, сны ее забавляют, ей все нравится. Воображение Катерины работает неутомимо. Оно уносит ее в небо, заоблачный мир райской жизни.
    Катерина выходит замуж. И вот такая поэтически – мечтательная натура попадает в семью злой и жестокой Кабанихи. Катерина придавлена окружающей ее обстановкой. Ее прежние чувства подавила властолюбивая Кабаниха. Здесь же и проис-ходит неизбежный конфликт между душевным миром Катери-ны и “темным царством” Кабановой. Кабаниха властно, безжалостно, надоедливо точит Катерину , скрывая свою злобу и спесь под маской внешнего благочестия. Душная и напряжен-ная атмосфера города начинает отравлять жизнь Катерины. Всем существом ненавидя окружающие быт, задыхаясь в нем, Катерина стремится к воле, к свету, к любви. Рассматривая отношение Катерины к Тихону, мы замечаем, что она не любит его, потому что ее выдали замуж по сговору родителей. Катерина пытается найти отзыв в сердце мужа, но в ответ на это он всего лишь жалеет ее. Слепо повинуясь матери, Тихон постепенно меркнет в глазах Катерины.
    Но вот на ее жизненном пути становится новый человек, который отличается от всех окружающих и сходится с настроениями, близкими ей самой. Это Борис. Превосходя Катерину по образованию, он уступает ей по силе воли, ненависти к гнетущим обстоятельствам. Это слабохарактерный, безвольный человек., по психологии раб. Борис, в отличие от Катерины, не может пойти на разрыв с окружающим его миром, поэтому хочет скрыть свои отношения с Катериной. Но та решительно отвечает: “Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю. Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?”
    Захваченная впервые вспыхнувшим чувством, Катерина пошла навстречу любви, но открытая, правдивая, она не могла скрывать своих тайных встреч с Борисом. Она религиозна, поэтому считает великим грехом любить другого человека. Ее угнетает украденное счастье. Во время грозы ,в полубреду, в состоянии помрачения, она признается в своей неверности мужу.
    Отстаивая права человеческой личности на свободу, ища выхода из создавшегося жизненного тупика, Катерина пытается опереться на Бориса.
    На просьбу взять ее с собой , он отвечает отказом. И Борис покидает Катерину в очень трудный для нее момент, подчиняясь воли дядюшки.
    Катерина вновь чувствует себя одинокой. Никто не может прийти ей на помощь, а поэтому ей самой приходится решать свою судьбу. Вот Катерина стоит перед диллемой: идти домой или броситься в омут. И она выбирает второе.
    В положении Катерины гибель в омуте было выражением не трусости, не слабости, не покорности , а ненависти к угнетаю-щим порядкам , проявлением рвущегося наружу стремления к воле, внутреннего осознания своих человеческих прав, духов-ной силы, смелости. Ее смелость сказалась в частности в том, что кончая жизнь самоубийством, она пренебрегла законам религии, думая в тот момент не о спасении души, а о любви, которая открылась ей. Катерина- одна из наиболее замечатель-ных образов русских женщин. Она отражает своим поведением стихийный протест народных масс. Гибель Катерины , укре-пившая и усилившая возмущение Кулигина, вызвавшая к “бунту” против своей маменьки робкого и забитого Тихона, несомненно содействовала разрушению старого порядка.
    В ответ на произведение Островского “Гроза” в 1860 году Добролюбов написал статью, которая называлась “Луч света в темном царстве”, где раскрыл художественный смысл и общественное значение пьесы. Пьеса и статья как бы соединились в сознании читателей и приобрели громадную силу воздействия.
    В образе Катерины по мнению Добролюбова, воплотилась “великая народная идея” – идея освобождения.

  12. Накануне реформы 1861 года пьеса “Гроза” стала крупнейшим общественным событием. Самое главное в произведении открытие Островского — народный героический характер. Две основные мысли положил он в основу пьесы: мощное отрицание застоя и гнета неподвижного “темного царства” и появление положительного, светлого начала, настоящей героини из народной среды. Все это было ново по сравнению с “натуральной школой”.
    В каждой талантливой написанной драме есть основной конфликт — то главное противоречие, которое ведет действие, проявляется так или иначе во всех событиях, в столкновениях взглядов и чувств, страстей и характеров.
    Именно в конфликтах между людьми, в столкновении разных взглядов, убеждений, нравственных представлений и в конфликтах “внутренних”, когда в сознании человека борются противоречивые мысли и чувства, полнее всего раскрываются человек и общество, в котором он живет.
    Каков же основной конфликт в “Грозе”? Может быть, это противоречие между самодурством и приниженностью? Нет. В пьесе превосходно показано, что насилие поддерживается покорностью: робость Тихона, безответственность Бориса, терпеливая деликатность Кулигина словно бы придают духу Кабанихе и Дикому, позволяют им куражиться как только вздумается.
    Острое, непримиримое противоречие возникает в “Грозе” тогда, когда среди придавленных тиранством, среди тоскующих, холопствующих, хитрящих является человек, наделенный гордостью, чувством собственного достоинства, не способный смириться с жизнью в рабстве даже перед лицом смерти.
    Светлое человеческое начало в Катерине естественно, как дыхание. Это ее натура, которая выражается не столько в рассуждениях, сколько в душевной тонкости, в силе переживаний, в отношении к людям, во всем ее поведении.
    Конфликт “Грозы” своеобразен. Его можно рассматривать двояко. Сам Островский определил свое произведение как драму, но это дань традиции. Действительно, с одной стороны, “Гроза” — это социально-бытовая драма, но с другой — трагедия.
    Как для драмы, для этого произведения характерно особое внимание к быту, стремление передать его “плотность”. Писатель подробно обрисовывает город Калинов. Это собирательный образ поволжских городов России. Город расположен на берегу Волги, всегда символизирующей Россию. Вот почему немаловажную роль в произведении играет пейзаж, описанный не только в ремарках, но и в диалогах действующих лиц. Одни герои видят окружающую красоту. Например, Кулигин восклицает: “Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется!”.
    Другие герои пригляделись к ней и вполне равнодушны. Прекрасная природа, картина ночного гуляния молодежи, песни, рассказы Катерины о детстве — все это поэзия калиновского мира. Но Островский сталкивает ее с мрачными картинами повседневной жизни и быта, с жестоким отношением людей друг к другу. В этом городе царят грубость и бедность, здесь “честным трудом никогда не заработать” “насущного хлеба”, здесь купцы “торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти”, здесь приказные потеряли человеческий облик, научившись за деньги строчить кляузы. Жители не видят нового, не знают о нем, да и не хотят знать. Все сведения здесь получают от невежественных странниц, которые убеждают людей, что именно Калинов — земля обетованная.
    Люди “Грозы” живут в особом состоянии мира — кризисном, катастрофическом. Пошатнулись опоры, сдерживающие старый порядок, и взбудораженный быт заходил ходуном. Первое действие вводит нас в предгрозовую атмосферу жизни. Внешне все обстоит благополучно, но сдерживающие силы слишком непрочны: их временное торжество лишь усиливает напряженность. Она сгущается к концу первого действия: даже природа, как в народной десне, откликается на это надвигающейся на Калинов грозой.
    В купеческом Калинове Островский видит мир, порывающий с нравственными традициями народной жизни. Лишь Катерине дано в “Грозе” удержать всю полноту жизнеспособных начал в культуре народной и сохранить чувство нравственной ответственности перед лицом тех испытаний, каким эта культура подвергается в Калинове.
    В центре этого замкнутого “темного царства” стоит грубая и невежественная купчиха — Кабаниха. Она защитница старых основ жизни, обрядов и обычаев города Калинова. Она диктует нравственные законы всему городу, навязывает свою волю всем окружающим и требует беспрекословного повиновения. Она ненавидит все новое, поэтому никак не может примириться с тем, что “для ради скорости” люди выдумали “огненного змея” — паровоз. Кабаниха ратует за крепкую, прочную семью, за порядок в доме, что, по ее представлениям, возможно только, если основой семейных отношений будет страх, а не взаимная любовь и уважение. Свобода, по мнению героини, ведет человека к нравственному падению.
    Даже странницы в доме Кабановых другие, из числа тех ханжей, что “по немощи своей далеко не ходили, а слыхать много слыхали”. И рассуждают-то они о “последних временах”, о близкой кончине мира. Здесь царит фанатическая религиозность, которая на руку столпам общества, злым ворчанием встречающим живую жизнь.
    Добролюбов проникновенно увидел в конфликте “Грозы” эпохальный смысл, а в характере Катерины — “новую фазу нашей народной жизни”. Но, идеализируя в духе популярных тогда идей женской эмансипации свободную любовь, он обеднил нравственную глубину характера Катерины. Колебания героини, полюбившей Бориса, муки ее совести Добролюбов счел “невежеством бедной женщины, не получившей теоретического образования”. Долг, верность, совестливость со свойственным революционной демократии максимализмом были объявлены “предрассудками”, “искусственными комбинациями”, “условными наставлениями старой морали”, “старой ветошью”. Получалось, что Добролюбов смотрел на любовь Катерины так же не по-русски легко, как и Борис.
    Возникает вопрос, чем же отличается тогда Катерина от других героинь Островского, таких как, например, Липочка из “Своих людей…”: “Мне мужа надобно!… Сыщите, найдите мне жениха, беспременно найдите!.. Вперед вам говорю, беспременно сыщите, а то для вас же будет хуже: нарочно, вам назло, по секрету заведу обожателя, с гусаром убегу, да и обвенчаемся потихоньку”. Вот уж для кого “условные наступления морали” действительно не имеют никакого нравственного авторитета. Эта девушка грозы не испугается, сама геенна огненная таким “протестанткам” нипочем!
    Говоря о том, как “понят и выражен сильный русский характер в “Грозе”, Добролюбов в статье “Луч света в темное царстве” справедливо подметил “сосредоточенную решительность” Катерины. Однако в определении ее истоков он полностью ушел от духа и буквы трагедии Островского. Разве можно согласиться, что “воспитание и молодая жизнь ничего не дали ей” ?
    Нетрудно заметить в “Грозе” трагическое противостояние религиозной культуры Катерины домостроевской культуре Кабанихи. Контраст между ними проведен чутким Островским с удивительной последовательностью и глубиной. Конфликт “Грозы” вбирает в себя тысячелетнюю историю России, в его трагическом разрешении сказываются едва ли не пророческие предчувстия национального драматурга.
    Когда свершилось падение Катерины, она становится смела до дерзости. “Я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?” — говорит она. Эта фраза предрешает дальнейшее развитие трагедии, гибель Катерины. Отсутствие надежды на прощение и толкает ее на самоубийство, грех еще больший с точки зрения христианской морали. Но для Катерины уже нет никакой разницы, все равно она уже душу погубила.
    Не почувствовав первозданной свежести внутреннего мира Катерины, нельзя понять жизненной силы и мощи ее характера. Преследуемая своим грехом, Катерина уходит из жизни, чтобы спасти свою душу.
    Героиня Островского — поистине луч света в “темном царстве”. В ней поражает верность идеалам, духовная чистота, нравственное превосходство над окружающими. В образе Катерины писатель воплотил лучшие черты — вольнолюбие, независимость, талантливость, поэтичность, высокие нравственно-этические качества.
    В образе Катерины Добролюбов видел воплощение “русской живой натуры”. Катерина предпочитает умереть, чем жить в неволе. “…Конец этот кажется нам отрадным, — пишет критик, — легко понять почему: в нем дан страшный вызов самодурной силе, он говорит ей, что уже нельзя идти дальше, нельзя долее жить с ее насильственными, мертвящими началами”. В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, “доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина. Она не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябанием, которое ей дают в обмен за ее живую душу…” В образе Катерины, по мнению Добролюбова, воплотилась “великая народная идея” — идея освобождения. Критик считал образ Катерины близким “к положению и к сердцу каждого порядочного человека в нашем обществе”.
    За свою долгую творческую жизнь Островский написал более пятидесяти оригинальных пьес и создал русский национальный театр. По словам Гончарова, Островский всю жизнь писал огромную картину. “Картина эта — Тысячелетний памятник России”. Одним концом она упирается в доисторическое время (“Снегурочка”), другим — останавливается у первой станции железной дороги…”.

  13. Главная
    Сочинения по литературе
    Катерина – луч света в темном царстве по пьесе Александра Островского Гроза – сочинение
    Накануне реформы 1861 года пьеса «Гроза» стала крупнейшим общественным событием. Самое главное в произведении открытие Островского – народный героический характер. Две основные мысли положил он в основу пьесы: мощное отрицание застоя и гнета неподвижного «темного царства» и появление положительного, светлого начала, настоящей героини из народной среды. Все это было ново по сравнению с «натуральной школой». В каждой талантливой написанной драме есть основной конфликт – то главное противоречие, которое ведет действие, проявляется так или иначе во всех событиях, в столкновениях взглядов и чувств, страстей и характеров.
    Именно в конфликтах между людьми, в столкновении разных взглядов, убеждений, нравственных представлений и в конфликтах «внутренних», когда в сознании человека борются противоречивые мысли и чувства, полнее всего раскрываются человек и общество, в котором он живет. Каков же основной конфликт в «Грозе»? Может быть, это противоречие между самодурством и приниженностью? Нет. В пьесе превосходно показано, что насилие поддерживается покорностью: робость Тихона, безответственность Бориса, терпеливая деликатность Кулигина словно бы придают духу Кабанихе и Дикому, позволяют им куражиться как только вздумается.
    Острое, непримиримое противоречие возникает в «Грозе» тогда, когда среди придавленных тиранством, среди тоскующих, холопствующих, хитрящих является человек, наделенный гордостью, чувством собственного достоинства, не способный смириться с жизнью в рабстве даже перед лицом смерти. Светлое человеческое начало в Катерине естественно, как дыхание. Это ее натура, которая выражается не столько в рассуждениях, сколько в душевной тонкости, в силе переживаний, в отношении к людям, во всем ее поведении.
    Конфликт «Грозы» своеобразен. Его можно рассматривать двояко. Сам Островский определил свое произведение как драму, но это дань традиции. Действительно, с одной стороны, «Гроза» – это социально-бытовая драма, но с другой – трагедия. Как для драмы, для этого произведения характерно особое внимание к быту, стремление передать его «плотность». Писатель подробно обрисовывает город Калинов. Это собирательный образ поволжских городов России. Город расположен на берегу Волги, всегда символизирующей Россию. Вот почему немаловажную роль в произведении играет пейзаж, описанный не только в ремарках, но и в диалогах действующих лиц. Одни герои видят окружающую красоту. Например, Кулигин восклицает: «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется!».
    Другие герои пригляделись к ней и вполне равнодушны. Прекрасная природа, картина ночного гуляния молодежи, песни, рассказы Катерины о детстве – все это поэзия калиновского мира. Но Островский сталкивает ее с мрачными картинами повседневной жизни и быта, с жестоким отношением людей друг к другу. В этом городе царят грубость и бедность, здесь «честным трудом никогда не заработать» «насущного хлеба», здесь купцы «торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти», здесь приказные потеряли человеческий облик, научившись за деньги строчить кляузы. Жители не видят нового, не знают о нем, да и не хотят знать. Все сведения здесь получают от невежественных странниц, которые убеждают людей, что именно Калинов – земля обетованная.
    Люди «Грозы» живут в особом состоянии мира – кризисном, катастрофическом. Пошатнулись опоры, сдерживающие старый порядок, и взбудораженный быт заходил ходуном. Первое действие вводит нас в предгрозовую атмосферу жизни. Внешне все обстоит благополучно, но сдерживающие силы слишком непрочны: их временное торжество лишь усиливает напряженность. Она сгущается к концу первого действия: даже природа, как в народной десне, откликается на это надвигающейся на Калинов грозой.
    В купеческом Калинове Островский видит мир, порывающий с нравственными традициями народной жизни. Лишь Катерине дано в «Грозе» удержать всю полноту жизнеспособных начал в культуре народной и сохранить чувство нравственной ответственности перед лицом тех испытаний, каким эта культура подвергается в Калинове.
    В центре этого замкнутого «темного царства» стоит грубая и невежественная купчиха – Кабаниха. Она защитница старых основ жизни, обрядов и обычаев города Калинова. Она диктует нравственные законы всему городу, навязывает свою волю всем окружающим и требует беспрекословного повиновения. Она ненавидит все новое, поэтому никак не может примириться с тем, что «для ради скорости» люди выдумали «огненного змея» – паровоз. Кабаниха ратует за крепкую, прочную семью, за порядок в доме, что, по ее представлениям, возможно только, если основой семейных отношений будет страх, а не взаимная любовь и уважение. Свобода, по мнению героини, ведет человека к нравственному падению.
    Даже странницы в доме Кабановых другие, из числа тех ханжей, что «по немощи своей далеко не ходили, а слыхать много слыхали». И рассуждают-то они о «последних временах», о близкой кончине мира. Здесь царит фанатическая религиозность, которая на руку столпам общества, злым ворчанием встречающим живую жизнь. Добролюбов проникновенно увидел в конфликте «Грозы» эпохальный смысл, а в характере Катерины – «новую фазу нашей народной жизни». Но, идеализируя в духе популярных тогда идей женской эмансипации свободную любовь, он обеднил нравственную глубину характера Катерины. Колебания героини, полюбившей Бориса, муки ее совести Добролюбов счел «невежеством бедной женщины, не получившей теоретического образования». Долг, верность, совестливость со свойственным революционной демократии максимализмом были объявлены «предрассудками», «искусственными комбинациями», «условными наставлениями старой морали», «старой ветошью». Получалось, что Добролюбов смотрел на любовь Катерины так же не по-русски легко, как и Борис.
    Возникает вопрос, чем же отличается тогда Катерина от других героинь Островского, таких как, например, Липочка из «Своих людей…»: «Мне мужа надобно!… Сыщите, найдите мне жениха, беспременно найдите!.. Вперед вам говорю, беспременно сыщите, а то для вас же будет хуже: нарочно, вам назло, по секрету заведу обожателя, с гусаром убегу, да и обвенчаемся потихоньку». Вот уж для кого «условные наступления морали» действительно не имеют никакого нравственного авторитета. Эта девушка грозы не испугается, сама геенна огненная таким «протестанткам» нипочем!
    Говоря о том, как «понят и выражен сильный русский характер в «Грозе», Добролюбов в статье «Луч света в темное царстве» справедливо подметил «сосредоточенную решительность» Катерины. Однако в определении ее истоков он полностью ушел от духа и буквы трагедии Островского. Разве можно согласиться, что «воспитание и молодая жизнь ничего не дали ей» ?
    Нетрудно заметить в «Грозе» трагическое противостояние религиозной культуры Катерины домостроевской культуре Кабанихи. Контраст между ними проведен чутким Островским с удивительной последовательностью и глубиной. Конфликт «Грозы» вбирает в себя тысячелетнюю историю России, в его трагическом разрешении сказываются едва ли не пророческие предчувстия национального драматурга.
    Когда свершилось падение Катерины, она становится смела до дерзости. «Я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?» – говорит она. Эта фраза предрешает дальнейшее развитие трагедии, гибель Катерины. Отсутствие надежды на прощение и толкает ее на самоубийство, грех еще больший с точки зрения христианской морали. Но для Катерины уже нет никакой разницы, все равно она уже душу погубила. Не почувствовав первозданной свежести внутреннего мира Катерины, нельзя понять жизненной силы и мощи ее характера. Преследуемая своим грехом, Катерина уходит из жизни, чтобы спасти свою душу.
    Героиня Островского – поистине луч света в «темном царстве». В ней поражает верность идеалам, духовная чистота, нравственное превосходство над окружающими. В образе Катерины писатель воплотил лучшие черты – вольнолюбие, независимость, талантливость, поэтичность, высокие нравственно-этические качества.
    В образе Катерины Добролюбов видел воплощение «русской живой натуры». Катерина предпочитает умереть, чем жить в неволе. «…Конец этот кажется нам отрадным, – пишет критик, – легко понять почему: в нем дан страшный вызов самодурной силе, он говорит ей, что уже нельзя идти дальше, нельзя долее жить с ее насильственными, мертвящими началами». В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, «доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина. Она не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябанием, которое ей дают в обмен за ее живую душу…» В образе Катерины, по мнению Добролюбова, воплотилась «великая народная идея» – идея освобождения. Критик считал образ Катерины близким «к положению и к сердцу каждого порядочного человека в нашем обществе».
    За свою долгую творческую жизнь Островский написал более пятидесяти оригинальных пьес и создал русский национальный театр. По словам Гончарова, Островский всю жизнь писал огромную картину. «Картина эта – Тысячелетний памятник России». Одним концом она упирается в доисторическое время («Снегурочка»), другим – останавливается у первой станции железной дороги…».

  14. В своих произведениях Островский Александр Николаевич неоднократно описывал быт купцов. Его творчество было настолько реалистичным и искренним, что литературный критик Добролюбов недаром назвал его пьесы – «пьесами жизни». Купеческий быт в этих пьесах показан с его печальной стороны – скорбь, боль и отчаяние владеет сердцами возданных им персонажей.
    Всё тот же Добролюбов в своей критической статье «Луч света в тёмном царстве», посвящённой творчеству Островского, спрашивал о том, кто сможет пролить свет на тёмное царство невежества и покорности людей. И Островский дал этот ответ, написав в 1860-ом году свою знаменитую пьесу «Гроза». В это название драматург вкладывал особый смысл, символизируя грозу, как борьбу и обновление настроений людей.
    Главным действующим лицом пьесы становится Катерина, порабощенная мерзким мужем и его матерью. Она коренным образом отличается от иных персонажей, верит в Бога и пр. Естественно, её влюблённость в Бориса гложет её, ведь это тяжкий грех. Не смотря на измену мужу, Катерина вызывает искреннее уважение и сострадание. Она не умеет и не желает врать.
    При этом любовь Катерины к Боре – это не более чем стремление к свободе и мечте. Выступив против целого общества, его порядков, традиций и обычаев, Катерина, естественно, проигрывает этому обществу.
    Её можно сколько угодно осуждать и за измену супругу, и за самоубийство, но она, действительно вызывает уважение за свою решительность, стремление к свободе. Своей гибелью Катерина заставляет измениться маменькиного сыночка Тихона, который всю жизнь молчавший, открыто обвиняет мать в убийстве жены. А значит, пусть и не большой, но всё же лучик света Катерина пролила на это «тёмное царство»…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *