Сочинение на тему лужин и раскольников

8 вариантов

  1. Произведение Достоевского Преступление и наказание стало классикой русской литературы. Это психологический роман, где в главной роли выступает бывший студент Раскольников, однако в работе автора раскрываются и другие образы. Так в романе Преступление и наказание мы встречаем Лужина, что представлял собой человека, глубоко противного самому автору. Но такой тип людей существовал. К тому же данный персонаж позволил глубже изучить и познать самого Раскольника, чьим моральным двойником и являлся Лужин. На первый взгляд, это совершенно разные образы, но у них было очень важное сходство. У обоих была своя теория и каждый из них ей следовал. Так теория Лужина заключалась в разумном эгоизме, и согласно ей люди должны учитывать свои лишь интересы. Согласно теории Раскольникова, великим людям позволялось все, поэтому он и захотел узнать, кем он является — тварью дрожащей или право имеет.
    Изучив роман мы понимаем, что образ Лужина является худшим проявлением человека, а чтобы поближе познакомиться с Раскольниковым и Лужиным сделаем сравнительную характеристику, отмечая их сходства и различия.

    Характеристика Раскольникова

    Раскольников — герой романа, который бросил учебу из-за своей бедности и невозможности платить. Он привык делить людей на ничтожных и наполеонов, и захотел узнать, кто он, поэтому и пошел на преступление. Однако в своей теории, согласно которой великим людям позволено все, он ошибается. Считая, что он вправе карать и миловать, в дальнейшем приходит к осознанию того, что расчет его неверный. Раскольников понимает, что его разделение людей на определенные категории ошибочно. Понимает и то, что он обычный человек и раскаивается в содеянном. В этом большая заслуга Сони. Правда, к ней поначалу Раскольников холоден, но любовь девушки сумела разбудить в герое человечность. Он потянулся к девушке, полюбил ее, и принял ее отношение к жизни.

    Характеристика Лужина

    Второй персонаж Преступления и наказания, чью характеристику рассмотрим в нашем сочинении, был Лужин. Лужин юрист и советник, на чьем лице вечно читалась брюзгливость. Он никогда не поддавался эмоциям, был преуспевающим, рациональным и практичным человеком. Лужин подлый, аморальный, ничем не брезгует, лишь бы достичь своих целей. Лужин любит сплетни, для него неизвестно понятие благородства, а его стремлением в жизни была карьера и обогащение. При этом на жизнь он смотрит через призму своей теории, считая, что только эгоисты смогут в дальнейшем помогать другим.

  2. Достоевский разными способами дает нам ощутить близость этих духовных двойников, постоянно проводит паралле­ли между ними. Свидригайлов чувствует, что они с Раскольнико-вым — «одного поля ягоды». Раскольников, которого подозревали в помешательстве, видит и в Свидригайлове сумасшедшего. Даже в истории жизни Свидригайлова есть ноты, созвучные с судьбой Раскольникова: он был замешан в уголовном деле, по его вине гибнут люди, состоял в каких-то таинственных отношениях с мелкой процентщицей, и, наконец, его самоубийство переклика­ется с духовным самоубийством Раскольникова: «Я не старушонку убил, я себя убил».
    Свидригайлов, как и Раскольников, считал, что все дозволено. Он преследовал Раскольникова подобно тени. Необъяснимая сила влекла Родиона Романовича к Свидригайлову, В минуты отчая­ния и сомнения в своей правоте Раскольников шел к Свидригай­лову, чтобы найти в нем поддержку и успокоить собственную совесть.
    Тот общий знаменатель, к которому приравниваются эти три ненавидящих, презирающих друг друга человека, — их чудовищ­ный эгоизм, самолюбие и гордыня. Все они живут для себя, душа каждого из них находится в состоянии раскола. Лужин прячет, маскирует свои низкие поступки, Свидригайлов находится уже по ту сторону добра и зла, он — сознательный злодей, а Расколь­ников, «преступив черту», все еще сомневается в правильности того, что совершил. Его еще мучает совесть, а значит, в его душе еще теплится надежда на воскрешение. Раскольников совершает долгий и мучительный путь, в конце которого его ждет раскаяние и новая жизнь. Он вознагражден за страдания и способен к любви и новой, чистой жизни.
    За преступлением всегда следует наказание. Муки совести, леденящий душу страх, который преследует Раскольникова, мыс­ли о том, что он не Наполеон,, а «тварь дрожащая», осознание бессмысленности совершенного злодеяния — это все невыноси­мым гнетом ложится на душу Раскольникова. Это и есть для него высшая кара. Его теория не выдержала проверки жизнью. Герой теопит крах, как всякий человек, оказавшийся во власти ложной шгеи. Раскольникову предстоит трудный путь преодоления внут-оеннего тупика, предстоит найти в себе силы для жизни по пра­вилам, искупить свой грех. Именно в этом заключается наказание за губительную неправоту главного героя.
    Напримере Раскольниковаеще раз убеждаешься, что непремен­но наступаетмомент, когда каждому из нас нужно давать ответ. И нам, в наше трудное время, когда люди устали отжестокости инасилия, нужно научиться видеть лучшее в каждом. Адля этого необходимо остановиться хотя бы намиг в сумасшедшем беге, опомниться и осоз­нать, что мы подошли к последней черте. Пришла пора обрести сво­боду и чистую, светлую веру.[/sms]

  3. Лужин Петр Петрович – деловой человек 45-ти лет, «с осторожною и брюзгливою физиономией». Чопорный, угрюмый и высокомерный. Выбившись из ничтожества, он высоко ценит свой ум и способности, любуется собой. Больше всего в жизни Лужин ценит деньги, интересуется только ими. Но он хочет показаться сведущим и прогрессивным человеком. Поэтому Лужин, со слов своего друга Лебезятникова, разглагольствует о роли «науки и экономической правды» в жизни человека. Лужин, пораженный красотой и образованностью Дуни Раскольниковой, делает ей предложение. Его самолюбию льстит, что такая девушка будет благодарна ему всю жизнь. Кроме того, Лужин считает, что красивая и умная жена будет способствовать росту его карьеры. Лужин ненавидит Раскольникова за то, что тот выступает против его женитьбы на Дуне. Он пытается поссорить Раскольникова с матерью и сестрой. С этим героем в романе связан неприятный эпизод: на похоронах Мармеладова он незаметно сует в карман Соне сто рублей, а затем обвиняет ее в краже. С помощью Раскольникова Лужина позорно разоблачают.
    Образ Лужина
    Роман “Преступление и наказание” был задуман Достоевским еще на каторге. Тогда он назывался “Пьяненькие”, но постепенно замысел романа трансформировался в “психологический отчет одного преступления”. Достоевский в своем романе изображает столкновение теории с логикой жизни. По мнению писателя, живой жизненный процесс, то есть логика жизни, всегда опровергает, делает несостоятельной любую теорию – и самую передовую, революционную, и самую преступную. Значит, делать жизнь по теории нельзя. И потому главная философская мысль романа раскрывается не в системе логических доказательств и опровержений, а как столкновение человека, одержимого крайне преступной теорией, с жизненными процессами, опровергающими эту теорию.
    “Двойником” Родиона Раскольникова является Лужин. Он – герой, преуспевающий и ничем не стесняющий себя. Лужин вызывает отвращение и ненависть Раскольникова, хотя он признает нечто общее в их жизненном принципе спокойного переступания через преграды, и это обстоятельство еще больше терзает совестливого Раскольникова.
    Лужин – деловой человек со своими “экономическими теориями”. В этой теории он оправдывает эксплуатацию человека, и она построена на выгоде и расчете, она отличается от теории Раскольникова бескорыстием помыслов. И хотя теории и одного и другого приводят к мысли, что можно “проливать кровь по совести”, мотивы Раскольникова благородны, выстраданы сердцем, им движет не просто расчет, а заблуждение, “помрачение ума”.
    Лужин – прямолинейно-примитивный человек. Он – сниженный, почти комический двойник, по сравнению с Свидригайловым. В прошлом веке умы многих людей были подвластны теории “наполеонизма” – возможность сильной личности повелевать над судьбами других людей. Пленником этой идеи и стал герой романа Родион Раскольников. Автор произведения, желая изобразить безнравственную идею главного героя, показывает её утопический результат на образах “двойниках” – Свидригайлова и Лужина. Установление социальной справедливости насильственным путём Раскольников объясняет как “кровь по совести”. Писатель дальше развил эту теорию. Свидригайлов и Лужин исчерпали идею отказа от “принципов” и “идеалов” до конца. Один потерял ориентиры между добром и злом, другой проповедует личную выгоду – всё это логическое завершение мыслей Раскольникова. Не зря на себялюбивые рассуждения Лужина Родион отвечает: “Доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать”.
    В своем произведении “Преступление и наказание”, Достоевский убеждает нас в том, что не всегда борьба добра и зла в душе человека оканчивается победой добродетели. Через страдания люди идут к преображению и очищению, это мы видим на образах Лужина и особенно Свидригайлова.

  4. «Преступление и наказание» – тонкий психологический роман классика русской литературы Федора Достоевского. Все образы прописаны очень ярко и в соответствии главной идеи романа. В центре находится бедный бывший студент Родион Раскольников. Его образ глубже познается в сравнении с другими персонажами.
    Одним из его моральных двойников является Петр Петрович Лужин. Его мировоззрение олицетворяет одну из сторон теории Раскольникова.
    Лужин – резко отрицательный образ. Авторская позиция однозначна относительно него. Люди такого типа всегда были противны писателю.
    Петр Петрович – богатый делец, расчетливый карьерист, для которого не существует моральных границ в делах наживы. Он переехал в Петербург с четкой целью выбиться «из грязи в князи». Будучи раньше никем, и, наконец, достигнув определенных высот, Лужин с особым любованием относится к своей внешности, нарядам, связям.
    У него особое понимание справедливости и равенства. К людям, которые социально стоят выше него, он старается приблизиться и стать им равным. А вот к тем, кто его беднее и слабее, он относится высокомерно и пренебрежительно.
    Петр Петрович задался целью жениться на девушке порядочной, красивой и умной, но бедной. Таким образом, герой выигрывал для себя дважды: во-первых, умной женой можно было похвастаться в высшем обществе, во-вторых, бедная жена будет считать его своим благодетелем. Даже по этому факту можно судить о Лужине, как о человеке с болезненным самолюбием. Пробравшись к вершинам, он остается «маленьким человеком». Чтобы казаться лучше, ему нужно над кем-то властвовать.
    На первый взгляд, между Родионом Раскольниковым и Петром Лужиным нет ничего общего. Более того, главный герой негативно настроен относительно жениха своей сестры. И тем ни менее есть одно поразительное сходство – они оба следуют своим теориям. Да, у Лужина тоже была собственная теория, которая заключалась в разумном эгоизме. Следуя ей, человек должен учитывать только личные интересы. И если таких людей станет больше, то и процветающих членов общества станет больше.
    По мнению Лужина, его теория разумного эгоизма служит благой цели.
    Раскольников не признавал теорию Лужина, говоря, что если ей следовать, то выходит, что и «людей резать можно».
    И тем ни менее, теория самого Раскольникова не более гуманна. Он считал, что великим людям, подобным Наполеону, дозволено абсолютно все. Родион хочет проверить, тварь ли он дрожащая или право имеет. Решившись на преступление, главный герой проверяет на деле свою теорию. Он пытается себя убедить, что убийство злой старухи только пойдет на благо многим обездоленным людям. Старуху-процентщицу он считает вошью на теле общества, а себя воздвигает в ранг великих людей, которые вправе судить и вершить справедливость.
    Родион Раскольников хочет доказать верность своей теории, но интуитивно знает, что теория Петра Петровича Лужина абсолютно ошибочна.
    В романе Раскольников и Лужин – моральные двойники. Лужин – худшее проявление главного героя.

  5. Фокус в романе сосредоточен на мысли Раскольникова о его властной индивидуальности, которая готова наплевать на духовные ценности социума ради исполнения важнейшей задачи. Эта теория зеркально отображается в других действующих лицах, применяется на практике, пробует себя в них.
    В произведение четко прослеживается концепция присутствия духовных двойников Раскольникова. Эта система позволяет создателю романа в полной мере раскрыть точку зрения центрального персонажа, его мировоззрение. В качестве духовных двойников представлены малозначащие герои, но каждый из них олицетворил доктрину «права имеющих» на примере своей судьбы.
    Пожалуй, самым бесспорным и выделяющимся двойником Раскольникова выступает Аркадий Иванович Свидригайлов, таинственный и парадоксальный персонаж. Свидригайлов – веская личность, пошляк и картежник, с наплевательским отношением к моральным и духовным традициям. Он абсолютно не растрачивает свои силы и время на мысли о злодействе. Уверенность в своей правоте, вот что заставляет его действовать, а не размышлять. Видоизмененная концепция Раскольникова, воплощенная в жизнь – есть сам Свидригайлов. Самым весомым аргументом, отличающим его от Родиона, выступает полное отсутствие угрызений совести и душевных мук от раскаяния. Тем не менее, ближе к развязке романа, в нем воскресают сострадание и жалость. Осознав, насколько никчемную и бессмысленную жизнь он проживает, Свидригайлов совершает самоубийство.
    Очередной психологической копией Родиона Раскольникова, духовная общность с которым отчетливо прослеживается, можно рассматривать надворного советника – негодяя Лужина, пожалуй, самого ненавистного героя Федора Михайловича. Алчным, себялюбивым, тщеславным человеком выступает в произведении второй двойник Родиона. На людей сословием ниже, он смотрит свысока, с презрением и брезгливостью.  Их похожесть – это абсолютно одинаковые методы претворения своей цели в жизнь. Да, намерения у них не совпадают. Раскольников пытался докричаться до всего мира, обратить на себя внимание, как на человека влиятельного и величественного. Ну а пределом мечтаний Петра Петровича Лужина была возможность эксплуатировать достоинства таких людей в своих интересах. Эгоизм и любовь к самому себе целиком и полностью охватили его.
    Неслучайно в романе фигурируют герои, настолько схожие с Раскольниковым.
    Таким образом, посредством духовных близнецов, его теория проявляет себя полностью бездоказательной и малосостоятельной. Вседозволенность невозможна в принципе, не применима ни к одному человеку. Во всяком случае не приводит она к позитивным последствиям. Осознав это, Раскольников раскрывает портрет своей личности полностью, ведь его становление происходило на протяжении всего произведения.
    10 класс

  6. Роман “Преступление и наказание” был задуман Достоевским еще на каторге. Тогда он назывался “Пьяненькие”, но постепенно замысел романа трансформировался в “психологический отчет одного преступления”. Достоевский в своем романе изображает столкновение теории с логикой жизни. По мнению писателя, живой жизненный процесс, то есть логика жизни, всегда опровергает, делает несостоятельной любую теорию — и самую передовую, революционную, и самую преступную. Значит, делать жизнь по теории нельзя. И потому главная философская мысль романа раскрывается не в системе логических доказательств и опровержений, а как столкновение человека, одержимого крайне преступной теорией, с жизненными процессами, опровергающими эту теорию.
    Раскольников окружен в романе персонажами, которые являются как бы его “двойниками”: в них снижается, пародируется или оттеняется какая-либо сторона личности главного героя. Благодаря этому, роман оказывается не столько судом над преступлением, сколько (и это главное) судом над личностью, характером, психологией человека, в которых отразились черты русской действительности 60-х годов прошлого века: поиски правды, истины, героические стремления, “шатания”, “заблуждения”.
    Родион Раскольников связан с многими людьми в произведении. Одни из них – Лужин и Свидригайлов, которые являются “двойниками” главного героя, потому что они создали теории схожие теорией о “избранных” и “тварей дрожащих”. “Мы одного поля ягоды”, — говорит Свидригайлов Родиону, подчёркивая их сходство. В плену ложной теории находится Свидригайлов – один из наиболее сложных образов Достоевского. Он, как и Раскольников, отверг общественную мораль и растратил свою жизнь на развлечения. Свидригайлов, виновный в смерти нескольких людей, заставил свою совесть надолго замолчать, и только встреча с Дуней разбудила в его душе какие-то чувства. Но раскаяние, в отличие от Раскольникова, пришло к нему слишком поздно. Он даже помог Соне, своей невесте, детям Катерины Ивановны, чтобы заглушить угрызения совести. Но не хватает ни времени, ни сил, чтобы справиться с собой и он пускает себе пулю в лоб.
    Свидригайлов — человек без совести и чести — как бы предостережение Раскольникову, если он не послушается голоса собственной совести и захочет жить, имея на душе преступление, не искупленное страданием. Свидригайлов — самый мучительный для Раскольникова “двойник”, потому что в нем раскрываются глубины нравственного падения человека, из-за душевной опустошенности пошедшего по пути преступлений. Свидригайлов — это своеобразный “черный человек”, который все время тревожит Раскольникова, который убеждает его, что они “одного поля ягоды”, и с которым поэтому особенно отчаянно борется герой.
    Свидригайлов – зажиточный помещик, ведет праздный образ жизни. Свидригайлов человека и гражданина в себе уничтожил. Отсюда у него цинизм, с которым он формулирует суть раскольниковской идеи, освободив себя от смятения Родиона, оставшись пребывать в безграничном сладострастии. Но, наткнувшись на препятствие, кончает жизнь самоубийством. Смерть для него – освобождение от всех преград, от “вопросов человека и гражданина”. Это и есть результат идеи, в котором хотел убедиться Раскольников.
    Другим “двойником” Родиона Раскольникова является Лужин. Он – герой, преуспевающий и ничем не стесняющий себя. Лужин вызывает отвращение и ненависть Раскольникова, хотя он признает нечто общее в их жизненном принципе спокойного переступания через преграды, и это обстоятельство еще больше терзает совестливого Раскольникова.
    Лужин — деловой человек со своими “экономическими теориями”. В этой теории он оправдывает эксплуатацию человека, и она построена на выгоде и расчете, она отличается от теории Раскольникова бескорыстием помыслов. И хотя теории и одного и другого приводят к мысли, что можно “проливать кровь по совести”, мотивы Раскольникова благородны, выстраданы сердцем, им движет не просто расчет, а заблуждение, “помрачение ума”.
    Лужин — прямолинейно-примитивный человек. Он — сниженный, почти комический двойник, по сравнению с Свидригайловым. В прошлом веке умы многих людей были подвластны теории “наполеонизма” — возможность сильной личности повелевать над судьбами других людей. Пленником этой идеи и стал герой романа Родион Раскольников. Автор произведения, желая изобразить безнравственную идею главного героя, показывает её утопический результат на образах “двойниках” — Свидригайлова и Лужина. Установление социальной справедливости насильственным путём Раскольников объясняет как “кровь по совести”. Писатель дальше развил эту теорию. Свидригайлов и Лужин исчерпали идею отказа от “принципов” и “идеалов” до конца. Один потерял ориентиры между добром и злом, другой проповедует личную выгоду — всё это логическое завершение мыслей Раскольникова. Не зря на себялюбивые рассуждения Лужина Родион отвечает: “Доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать”.
    В своем произведении “Преступление и наказание”, Достоевский убеждает нас в том, что не всегда борьба добра и зла в душе человека оканчивается победой добродетели. Через страдания люди идут к преображению и очищению, это мы видим на образах Лужина и особенно Свидригайлова.

  7. Роман «Преступление и наказание» был написан во времена бурь и потрясений пореформенного времени, когда в обществе в наиболее яркой форме проявились все противоречия и контрасты. Повсюду цинично провозглашалась мораль грабежа и обогащения как принцип «новой» нравственности. Однако Достоевский сохранил веру в человечность, в победу вековых принципов нравственности. Переломный характер своей эпохи писатель ярко отразил через тончайший анализ психического склада личности, глубоко проникнув в противоречия мысли, сознания, всей духовной жизни современного ему человека.
    В центре романа — Родион Раскольников и его теория о вседозволенности избранных. И все события и персонажи призваны отразить пагубную сущность этой теории, возродить зерно человечности в душе героя. Главной целью своего произведения Ф. М. Достоевский ставил именно демонстрацию и доказательство несостоятельности, ложности теории Раскольникова. Автор стремился привести своего героя к осознанию собственного заблуждения. Этой цели служит и вся система образов произведения. Каждое лицо, разговор, встреча здесь играют важную роль в душевной эволюции героя. Очень важное значение в этом смысле приобретают образы двойников Раскольникова — Свидригайлова и Лужина.
    Свидригайлов, имеющий богатый жизненный опыт, догадывается о смысле преступления Родиона и о причинах, толкнувших его на убийство. Но «высокие побуждения» героя чужды ему, он открыто смеется над ними. Развратник и циник, он и без всяких теорий постоянно преступает все человеческие законы, нормы, обычаи. И, в отличие от Раскольникова, совершенно не мучается угрызениями совести. Однако при всей своей развращенности, мы видим, что он находится в состоянии какой-то душевной неустойчивости и тревоги, от Свидригайлова веет растерянностью, опустошенностью и бесперспективностью. Видимо, он сам осознает свою обреченность, что и приводит его к самоубийству.
    Столкнувшись со Свидригайловым, Раскольников ужасается, так как видит в нем реальное осуществление собственных идей.
    Он хочет лучше понять этого человека, так как это может помочь ему разобраться в самом себе, найти различия, увидеть истоки его страданий и сомнений.
    Но если к Свидригайлову Раскольников чувствует какую-то странную тягу, то его отношение к Лужину совершенно иное. Этот делец, чьи жизненные принципы основаны лишь на эгоистическом расчете, вызывает у Раскольникова брезгливость и презрение. Еще из письма матери он безошибочно угадывает подлую натуру Лужина. Однако при всем этом, во время встречи с ним, Родион, к собственному ужасу, замечает очевидное сходство. Между ними, без сомнения, существует что-то общее, какие-то точки соприкосновения. Это общее заключается во взглядах, в исповедовании некоторых принципов «новейшей экономической науки». Раскольников видит отражение собственных мыслей в утверждении Лужина, что необходимо отбросить какой бы то ни было нравственный долг личности перед другими людьми. «…Приобретая единственно и исключительно себе, я именно тем приобретаю как бы и всем…», — говорит Лужин, — и это будет, в его понимании, гарантией «всеобщего преуспеяния…» Родион понимает, что эти слова ни что иное, как сниженный, опошленный вариант его собственной теории. Осознав это, герой начинает испытывать к самому себе такое же отвращение, какое испытывает к этому низкому дельцу.
    Таким образом, столкнувшись с этими двумя персонажами, образ мыслей которых, как в кривом зеркале, отражает его собственные мысли и идеи, герой убеждается, к каким ужасным последствиям на практике может привести его теория о праве «избранных» на «вседозволенность», какие действия могут быть оправданы этой теорией о делении всего человечества на два разряда. Проповедь разумного «расчета выгод», представленная в романе на руку Лужину и Свидригайлову, она оправдывает буржуазное своеволие, «произвол индивидуальной рассудочной способности каждого, независимо от уровня его интеллектуальной, эмоциональной и нравственной культуры». Такие как Лужин и Свидригайлов легко опошляют и приспосабливают к своим мелким эгоистическим интересам эту этическую теорию. А это и является первым признаком ее несовершенства, нежизнеспособности. Теперь герой Достоевского видит, что реально, а не фантастически стать «властелином» — значит, идти по дороге таких как Лужин и Свидригайлов: от одного преступления к другому. И единственный выход и возможность избежать полного нравственного падения заключается для Родиона в том, чтобы обрести мужество, преодолеть себя. Прийти к пониманию этого, помочь герою принять верное решение и свернуть с гибельного пути и призваны образы его «двойников».

  8. Перефразируя известную мысль Ф. Достоевского «че­ловек есть тайна», можно сказать, что и роман «Преступ­ление и наказание» — тайна. Сложным является образ Раскольникова, в котором уживаются человек и убий­ца: один стремится помогать, спасать униженных и ос­корбленных людей, а другой, рассудительный, цинично анализирует поступки первого. Психологию Расколь­никова писатель раскрывает через сознание его «двой­ников» и антиподов. Автор окружает Раскольникова людьми, варьирующими в своих сознаниях те или иные мысли главного героя, при этом отрицательные элемен­ты его «теории» отражают так называемые «двойники», а положительные — антиподы. К «двойникам» Расколь­никова относятся Лужин и Свидригайлов.
    Петр Петрович Лужин — «деловой человек», над­ворный советник, «служит на двух должностях и имеет свой капитал». Так пишет о Лужине мать Раскольникова и представляет его Луниным женихом. Из этого письма мы также узнаем, что цель женитьбы Лужина на Дуне «…взять девушку честную, но без приданого, и непремен­но такую, которая уже испытала бедственное положение, потому что… муж ничем не должен быть обязан своей жене, а гораздо лучше, если жена считает мужа на свое­го благодетеля». Поняв сущность Лужина, Раскольников восклицает: Не бывать этому браку, пока я жив, и к чер­ту господина Лужина!»
    В основе жизненной позиции Лужина лежит теория «разумного эгоизма». Девиз его жизни: «возлюби, пре­жде всего, одного себя, ибо все на свете на личном интере­се основано». Лужин отвергает жертвенность ради обще­го блага, утверждает бесполезность «единичных щедрот» и считает, что забота о собственном благосостоянии есть забота о «всеобщем преуспевании».
    В расчетах Лужина уловимы интонации голоса Рас­кольникова. Оба они находят жертву для достижения своих целей и при этом теоретически обосновывают свой выбор. Раскольников полагает: никчемная старуха все равно умрет; Лужин же, подкладывая в карман Сони банкноту в сто рублей и обвиняя ее в воровстве, считает, что падшая Соня все равно рано или поздно украдет.
    Правда, идея Лужина не приводит его к топору, но Раскольников, прошедший такой путь в реальности, может легко предположить, что будет в дальнейшем: «А доведите до последствий, что вы давеча проповедова­ли, и выйдет, что людей можно резать». По своей сути Лужин — хищник, для которого все средства хороши, для которого не существует ни моральных норм, ни угры­зений совести; он оставляет за собой право решать участь другой личности. Являясь «двойником», Лужин очищает «теорию» Раскольникова от сострадания и альтруизма.
    Образ Свидригайлова еще больше показывает лож­ность «теории» Раскольникова. Аркадий Иванович Свид-ригайлов, как и Раскольников, тоже «переступил», меж­ду этими героями возникает таинственная страшная связь. Раскольников в этом аморальном человеке, как в кривом зеркале, видит самого себя. Да и сам Свидригай-лов утверждает, что они с Раскольниковым «одного поля ягода», что между ними «есть общая точка». Образ Свид­ригайлова помогает автору показать, что даже человек с черной душой, привыкший причинять страдания другим ради удовлетворения своих страстей, даже такой человек не может безнаказанно совершать преступления. Рано или поздно он останется в пустоте с ощущением полней­шей беспросветности, когда жить уже больше невозмож­но. Но Свидригайлов переступил не только через чужую жизнь, он преступил через собственную совесть, то есть полностью соответствует представлению Раскольникова о сильной личности. О нем говорили, что он отравил свою жену Марфу Петровну, что он истязал и довел до само­убийства своего слугу Филиппа, что жестоко оскорбил глу­хонемую четырнадцатилетнюю девочку, и она повесилась. Но на счету Свидригайлова немало и добрых поступков: устраивает судьбу Сони и детей Катерины Ивановны, спа­сает от сводни свою невесту-девочку. Но добро, соверша­емое Свидригайловым, не может оправдать преступления минувшего, оно не способно возродить его больную душу. Муки совести не покидают его, а погубленные им люди появляются во снах. Да и Раскольникову он говорит: «Не думай, что ты убил и на этом все кончено, убитый то­бой человек живет в тебе, не отпустит тебя ни на шаг…». Жизненный итог Свидригайлова — самоубийство. Смерть Свидригайлова — гибель идеи Раскольникова, раскрыва­ющая чудовищный самообман главного героя.
    Таким образом, образы Лужина и Свидригайлова де­монстрируют то, к чему может привести на практике осу­ществление индивидуалистической теории Раскольнико­ва о «вседозволенности» личности. Так, «теория» Лужина сопоставлена с «теорией» Раскольникова, нравственная позиция героя сопоставляется с моралью Свидригайлова.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *