В сказке “Лягушка-путешественница” автор очень удачно передал характер лягушки. Лягушка была догадливая, смелая, сдержанная, но хвастовство ее подвело. Автор хотел передать читателям, что хвастовство – плохое качество, приводящее к плохому. Автор имел в виду человека и хотел передать, что даже смелый, догадливый человек может попасть в неожиданное положение из-за плохих качеств. Когда лягушка кричала: “Это я! Я!” – мы тут же предугадали, что случится с лягушкой. Но она из хвастовства забыла всякую осторожность. Так же и с человеком. В приступе хвастовства он забывает все на свете. Даже когда лягушка бултыхнулась в грязный пруд, все же продолжала кричать: “Это я! Это я придумала!” От этого становится даже смешно.
Когда лягушка только-только пустилась в путешествие, она уже думала: “Вот как я превосходно придумала”. И когда дети в деревне кричали: “Смотрите, смотрите! Утки лягушку несут”, – у нее прыгало сердце.
И после того, как лягушка обманывала лягушек из пруда, в который она свалилась, нам кажется, что она глупая, мы смеемся над ней, и вместе с нами высмеивает лягушку автор. Он хочет сказать нам, что было бы с таким хвастливым человеком.
Мне очень нравится сказка Гаршина “Лягушка-путешественница”. Сидела лягушка на коряге и думала: “ах, какая сегодня прекрасная мокрая погода!” Ведь все знают, что лягушки очень любят дождь. Глупая лягушка считала себя страшно умной, и там очень смешно рассказывается, как она крикнула: “Это я! Это я придумала!” И бедная путешественница бултыхнулась в грязный пруд. И опять сгоряча крикнула, что это она придумала. Автор считает, что лягушка хвастливая. С этим я согласен, но я хочу добавить, что она была еще умная. Но она при этом была самолюбивая, это и погубило ее. Она была хитрой, потому что когда она попросила лететь пониже, чтобы ей не стало дурно, но на самом деле ей просто хотелось послушать, что о ней говорят. Умной она была потому, что когда она придумала, как ей полететь вместе с утками, утки сказали: “Даже между утками мало таких найдется”.
В сказке “Лягушка-путешественница” автор очень удачно передал характер лягушки. Лягушка была догадливая, смелая, сдержанная, но хвастовство ее подвело. Автор хотел передать читателям, что хвастовство – плохое качество, приводящее к плохому. Автор имел в виду человека и хотел передать, что даже смелый, догадливый человек может попасть в неожиданное положение из-за плохих качеств. Когда лягушка кричала: “Это я! Я!” – мы тут же предугадали, что случится с лягушкой. Но она из хвастовства забыла всякую осторожность. Так же и с человеком. В приступе хвастовства он забывает все на свете. Даже когда лягушка бултыхнулась в грязный пруд, все же продолжала кричать: “Это я! Это я придумала!” От этого становится даже смешно.
Когда лягушка только-только пустилась в путешествие, она уже думала: “Вот как я превосходно придумала”. И когда дети в деревне кричали: “Смотрите, смотрите! Утки лягушку несут”, – у нее прыгало сердце.
И после того, как лягушка обманывала лягушек из пруда, в который она свалилась, нам кажется, что она глупая, мы смеемся над ней, и вместе с нами высмеивает лягушку автор. Он хочет сказать нам, что было бы с таким хвастливым человеком.
Мне очень нравится сказка Гаршина «Лягушка-путешественница». Сидела лягушка на коряге и думала: «ах, какая сегодня прекрасная мокрая погода!» Ведь все знают, что лягушки очень любят дождь. Глупая лягушка считала себя страшно умной, и там очень смешно рассказывается, как она крикнула: «Это я! Это я придумала!» И бедная путешественница бултыхнулась в грязный пруд. И опять сгоряча крикнула, что это она придумала.Автор считает, что лягушка хвастливая. С этим я согласен, но я хочу добавить, что она была еще умная. Но она при этом была самолюбивая, это и погубило ее. Она была хитрой, потому что когда она попросила лететь пониже, чтобы ей не стало дурно, но на самом деле ей просто хотелось послушать, что о ней говорят. Умной она была потому, что когда она придумала, как ей полететь вместе с утками, утки сказали: «Даже между утками мало таких найдется».
Цель: способствовать формированию читательского кругозора и приобретению опыта самостоятельной читательской деятельности. Задачи:
формирование полноценного восприятия художественного произведения – на уровне главной мысли (идеи);
продолжение работы по формированию умения проводить анализ произведения, определять тему, жанр, различать содержание ( о чём) и форму (как) художественного произведения;
обучение самостоятельной работе над текстом произведения (самостоятельно читать; выявлять точку зрения автора и выражать свою; выделять художественные детали, раскрывающие образы героев; определять главную мысль)
воспитание интереса к чтению и книге; Оборудование – мультимедиапроектор, экран, компьютер. Приложение. Форма использования – проецирование на экран при фронтальной работе с классом. Ход урока 1. Организационный момент. (слайд)
На доске стихотворение В. Берестова «Лягушата» (слайд)
ЛЯГУШАТА
Раньше были мы икрою, ква-ква!
А теперь мы все – герои, ать-два!
Головастиками были, ква-ква!
Дружно хвостиками били – ать-два!
А теперь мы – лягушата, ква-ква!
Прыгай с берега, ребята! Ать-два!
И с хвостом и без хвоста
Жить на свете – красота!
В. Берестов
Чтение про себя, вслух, выразительно.
– Назовите главных героев. Что вы узнали о них?
– Какое произведение вам напомнило это стихотворение?
– Сформулируйте тему сегодняшнего урока. 2. Проверка домашнего задания (слайд)
Дома вы прочитали произведение «Лягушка-путешественница». Поделитесь своими первыми впечатлениями.
– Озвучьте название произведения. («Лягушка-путешественница»).
– Назовите автора. (Всеволод Михайлович Гаршин)
– Что узнали о главных героях в этом произведении? (Лягушка, утки)
– Догадались ли, почему так называется это произведение?
– О чём подсказали иллюстрации?
– Задумались ли вы о жанре произведения? -Что узнали по содержанию?
– Где жила лягушка? Почему она решилась лететь на юг?
– Какой способ передвижения придумала лягушка?
– Почему путешественнице не удалось добраться до тёплых краев? -Какие новые знания получили по окружающему миру? (слайд)
Лягушки питаются комарами, мошками, а лягушками питаются аисты.
Лягушки квакают только весной.
Стаи уток летят высоко и клином.
Лягушки живут на болоте и в других сырых местах.
Утки останавливаются на отдых.
И так далее. -Внимательно ли прочитали сказку? Добавь авторские слова. (слайд)
«Ах, какая сегодня прекрасная … погода» (мокрая)
«Решилась высунуть из воды свою ….. голову» (лупоглазую)
«Она полетела … … на землю» (вверх тормашками) 3. Новая тема 1) Рефлексия после первичного чтения (слайд)
-Подумайте и оцените себя на этом этапе работы.
Я очень хорошо знаю содержание сказки.
Содержание сказки знаю поверхностно.
Текст мне непонятен.
-Считаете ли вы достаточными ваши знания по этой сказке?
Необходимо ли продолжить работу? О чём следует ещё поговорить? 2) Словарная работа. – Значение каких слов вы посмотрели по словарю? (слайд)
Захватило дух – стало трудно дышать от резких движений, волнения, страха, а также от холода и ветра.
Присутствие духа – полное самообладание, уверенность в себе. Объясните словосочетания (слайд)
Коряга-суковатое затонувшее или лежащее на земле дерево или часть его.
Лакированная спинка – блестящая поверхность спинки.
Паяц-клоун в цирке. Потренируйтесь в чтении: (слайд)
Происшествие, восхитительно, беспокойство, посторонние, удовольствие, необыкновенный, не оторваться, поблагодарить.
3) Слово об авторе (слайд) – Назовите автора произведения.
-Послушайте сообщение ребят о писателе, который придумал такую невероятную историю.
Всеволод Михайлович Гаршин (1855-1888 гг.)
Родился 14 февраля 1855г. в Екатеринославской губернии в семье дворян. Отец был офицером, участвовал в Крымской войне 1853–1856. Мать, дочь морского офицера, принимала участие в революционно-демократическом движении 1860-х годов.
Пятилетним ребенком Гаршин пережил семейную драму, повлиявшую на характер будущего писателя. До 1864 Гаршин, после развода родителей , жил с отцом в имении Харьковской губернии, затем мать забрала его в Петербург и отдала в гимназию. В 1874 Гаршин поступил в петербургский Горный институт. Спустя два года состоялся его литературный дебют. Это был первый сатирический очерк. В студенческие годы Гаршин выступал в печати со статьями о художниках-передвижниках.
Посмотрите на его портрет. Доброе умное лицо, грустные глаза, а может взгляд с хитринкой, лёгкая улыбка. За свои 33 года жизни он написал один сборник рассказов и несколько сказок для детей, Мало, но эти произведения оказались настолько глубокими, впечатляющими, интересными, что в литературе остались до сих пор. И имя писателя не забыто народом.
Впервые «Лягушка-путешественница» была напечатана в седьмом выпуске детского журнала «Родник» в 1887 году, незадолго до смерти автора. По сути, это последнее сочинение Всеволода Михайловича Гаршина.
Умер Гаршин в Петербурге 5 апреля 1888 года. 4)Работа над составлением плана в виде схемы.
Договариваемся о необходимости более глубокого изучения произведения.
-Предлагаю составить план полёта нашей лягушки с помощью схемы.
-С чего начинается история путешественницы? (С жизни на болоте.)
На доске появляется рисунок- уголочек болота. (слайд)
– Как жилось лягушке? Прочитайте.
-Докажите, что лягушке нравилась прекрасная мокрая погода.
Что повлияло на резкую перемену жизни лягушки? (Встреча с утками)
-Давайте прочитаем об этом. Чтение по абзацам отрывка о беседе лягушки с утками.
-Какое желание появилось у лягушки? (Попасть на юг.)
На доске появляется рисунок- юг. (слайд)
Что узнала лягушка о юге от уток?
-Как птицы рассказывали об этом?
-Что придумала лягушка, чтобы осуществить свою мечту?
-Давайте проследим начало полёта. «Всё стадо поднялось в воздух».
-Почему наши герои объединены в стадо, а не в стаю?
На доске рисунок – утки с лягушкой в воздухе. (слайд)
Чтение отрывка о полёте в первый день цепочкой по предложениям.
– Как проходил полёт?
– Прочитайте, какая картина возникла перед лягушкой? (На доске появляются слова: поля, леса, горы, над которыми летит стадо.) (слайд)
– Пронаблюдайте настроение лягушки.
– Чем закончился полёт в первый день? (Вечером «компания» остановилась в болоте.)
– Какое новое название подобрал автор для наших героев?
Чтение отрывка о полёте во второй день. ( Рисунок- утки с лягушками снова в воздухе. Но птицы летят ниже.) (слайд)
-Как изменилась картина земли сверху? Почему? (На схеме появляются новые слова: сжатые поля, пожелтевшие леса, деревни, полные хлеба в скирдах.) (слайд)
Полёт в третий день. Рисунок – утки с лягушкой значительно ниже. (На схеме слова: деревня, дети, взрослые.) (слайд)
-Как меняется картина, за которой наблюдает лягушка с воздуха? От чего это зависит?
-Что происходит дальше?
Чтение по ролям подготовленными учениками. (Рисунок – лягушка оказалась в грязном пруду.) (слайд)
– Куда упала лягушка?
-Почему это произошло?
-Какое качество характера её подвело?
-Вспомни басню И. А. Крылова «Ворона и Лисица». На кого из героев похожа лягушка?
-Что общего между вороной и лягушкой?
-Как сказано об этом в пословицах?
Хвастовство само себя наказывает.
Высоко взлетишь да низко упадёшь.
-Чем же закончилось путешествие лягушки? Достигла ли она своей цели? Почему?
-Какая мечта осталась у нашей героини? (Птицы вернутся за ней.)
Обобщение. Обратите внимание на нашу схему. Как начался и чем закончился полёт лягушки? (слайд) 5) Составление рассказа о лягушке. (слайд)
-Как выглядит в начале сказки? ( Большая, толстая, коричневато – зеленого цвета).
Опишите позу. (Расслабленная, довольная, мордочку выставила навстречу каплям дождя).
Далее в тексте отмечаются отрывки, соответствующие описанию лягушки в разные моменты:
испуг лягушки;
любопытство взяло верх;
сияющая мордочка, когда нашла способ передвижения;
страх в полете;
выдержка во время полета;
забыта осторожность;
быстрое ориентирование на новом месте, находчивость.
– Ваше отношение к лягушке?
-Какая она?
(Боязливая, осторожная, любознательная, вежливая, несдержанная, ее волнует мнение окружающих, решительная, отважная, умная, храбрая, любопытная, хвастливая, хитрая, честолюбивая, врунья, изобретательная, сообразительная, смелая, находчивая, неунывающая, жизнерадостная…)
-А как автор относится к ней? (Отношение автора к лягушке очень сложное: он и любуется ею, и жалеет ее, и по-доброму смеется над ней. ) 4. Итог урока.
Мы перечитали с вами произведение.
-Подумайте и оцените себя снова. Выскажите свои мысли, закончите предложения. (слайд)
Я очень хорошо знаю содержание сказки…
Содержание сказки знаю поверхностно…
Текст мне непонятен…
Домашнее задание по выбору.(слайд)
Перечитайте сказку и придумайте своё продолжение. Как бы вы её закончили?
Перечитайте сказку и сделайте к ней рисунок.
В уютном болотце жила большая лягушка, ей вдоволь хватало комаров и мошек, но однажды осенью пролетавшие на юг утки решили отдохнуть и поесть на долгом пути и опустились вниз. Послушав их разговоры и решив, что на юге теплее, болота приятнее и комаров больше, лягушка решила попросить уток взять ее с собой на юг. Утки согласились, но не знали, как им нести лягушку с собой… тогда изобретательная путешественница придумала, что две утки могут взять прутик концами клювов, а она зацепится посередине ртом, то, поочередно меняясь, стая уток сможет долететь с ней до теплых мест. Утки согласились на этот способ, выказав восхищение умом лягушки.
Итак, подходящий по крепости прутик был найден, лягушка схватилась за него ртом, утки подцепили клювам – и вот наша путешественница уже в воздухе…
Поначалу она летела мордою вперед, но ей так было неудобно – воздух на высоте был слишком резок. На первом же привале путешественница сменила положение и продолжала путь спиной к ветру, а также попросила уток снизить высоту полета, чтобы ее могли увидеть с земли люди. Лягушка была полна гордости за себя и за придуманные ею способ путешествия. Поначалу ее не замечали, но вот то там, то тут в разных деревнях стали раздаваться удивленные возгласы, люди спрашивали друг у друга: кто мог додуматься до такой хитрой штуки?
В сказке “Лягушка-путешественница” автор очень удачно передал характер лягушки. Лягушка была догадливая, смелая, сдержанная, но хвастовство ее подвело. Автор хотел передать читателям, что хвастовство – плохое качество, приводящее к плохому. Автор имел в виду человека и хотел передать, что даже смелый, догадливый человек может попасть в неожиданное положение из-за плохих качеств. Когда лягушка кричала: “Это я! Я!” – мы тут же предугадали, что случится с лягушкой. Но она из хвастовства забыла всякую осторожность. Так же и с человеком. В приступе хвастовства он забывает все на свете. Даже когда лягушка бултыхнулась в грязный пруд, все же продолжала кричать: “Это я! Это я придумала!” От этого становится даже смешно.
Когда лягушка только-только пустилась в путешествие, она уже думала: “Вот как я превосходно придумала”. И когда дети в деревне кричали: “Смотрите, смотрите! Утки лягушку несут”, – у нее прыгало сердце.
И после того, как лягушка обманывала лягушек из пруда, в который она свалилась, нам кажется, что она глупая, мы смеемся над ней, и вместе с нами высмеивает лягушку автор. Он хочет сказать нам, что было бы с таким хвастливым человеком.
Мне очень нравится сказка Гаршина “Лягушка-путешественница”. Сидела лягушка на коряге и думала: “ах, какая сегодня прекрасная мокрая погода!” Ведь все знают, что лягушки очень любят дождь. Глупая лягушка считала себя страшно умной, и там очень смешно рассказывается, как она крикнула: “Это я! Это я придумала!” И бедная путешественница бултыхнулась в грязный пруд. И опять сгоряча крикнула, что это она придумала. Автор считает, что лягушка хвастливая. С этим я согласен, но я хочу добавить, что она была еще умная. Но она при этом была самолюбивая, это и погубило ее. Она была хитрой, потому что когда она попросила лететь пониже, чтобы ей не стало дурно, но на самом деле ей просто хотелось послушать, что о ней говорят. Умной она была потому, что когда она придумала, как ей полететь вместе с утками, утки сказали: “Даже между утками мало таких найдется”.
В сказке “Лягушка-путешественница” автор очень удачно передал характер лягушки. Лягушка была догадливая, смелая, сдержанная, но хвастовство ее подвело. Автор хотел передать читателям, что хвастовство – плохое качество, приводящее к плохому. Автор имел в виду человека и хотел передать, что даже смелый, догадливый человек может попасть в неожиданное положение из-за плохих качеств. Когда лягушка кричала: “Это я! Я!” – мы тут же предугадали, что случится с лягушкой. Но она из хвастовства забыла всякую осторожность. Так же и с человеком. В приступе хвастовства он забывает все на свете. Даже когда лягушка бултыхнулась в грязный пруд, все же продолжала кричать: “Это я! Это я придумала!” От этого становится даже смешно.
Когда лягушка только-только пустилась в путешествие, она уже думала: “Вот как я превосходно придумала”. И когда дети в деревне кричали: “Смотрите, смотрите! Утки лягушку несут”, – у нее прыгало сердце.
И после того, как лягушка обманывала лягушек из пруда, в который она свалилась, нам кажется, что она глупая, мы смеемся над ней, и вместе с нами высмеивает лягушку автор. Он хочет сказать нам, что было бы с таким хвастливым человеком.
Мне очень нравится сказка Гаршина «Лягушка-путешественница». Сидела лягушка на коряге и думала: «ах, какая сегодня прекрасная мокрая погода!» Ведь все знают, что лягушки очень любят дождь. Глупая лягушка считала себя страшно умной, и там очень смешно рассказывается, как она крикнула: «Это я! Это я придумала!» И бедная путешественница бултыхнулась в грязный пруд. И опять сгоряча крикнула, что это она придумала.Автор считает, что лягушка хвастливая. С этим я согласен, но я хочу добавить, что она была еще умная. Но она при этом была самолюбивая, это и погубило ее. Она была хитрой, потому что когда она попросила лететь пониже, чтобы ей не стало дурно, но на самом деле ей просто хотелось послушать, что о ней говорят. Умной она была потому, что когда она придумала, как ей полететь вместе с утками, утки сказали: «Даже между утками мало таких найдется».
Цель: способствовать формированию читательского кругозора и приобретению опыта самостоятельной читательской деятельности.
Задачи:
формирование полноценного восприятия художественного произведения – на уровне главной мысли (идеи);
продолжение работы по формированию умения проводить анализ произведения, определять тему, жанр, различать содержание ( о чём) и форму (как) художественного произведения;
обучение самостоятельной работе над текстом произведения (самостоятельно читать; выявлять точку зрения автора и выражать свою; выделять художественные детали, раскрывающие образы героев; определять главную мысль)
воспитание интереса к чтению и книге;
Оборудование – мультимедиапроектор, экран, компьютер. Приложение.
Форма использования – проецирование на экран при фронтальной работе с классом.
Ход урока
1. Организационный момент. (слайд)
На доске стихотворение В. Берестова «Лягушата» (слайд)
ЛЯГУШАТА
Раньше были мы икрою, ква-ква!
А теперь мы все – герои, ать-два!
Головастиками были, ква-ква!
Дружно хвостиками били – ать-два!
А теперь мы – лягушата, ква-ква!
Прыгай с берега, ребята! Ать-два!
И с хвостом и без хвоста
Жить на свете – красота!
В. Берестов
Чтение про себя, вслух, выразительно.
– Назовите главных героев. Что вы узнали о них?
– Какое произведение вам напомнило это стихотворение?
– Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
2. Проверка домашнего задания (слайд)
Дома вы прочитали произведение «Лягушка-путешественница». Поделитесь своими первыми впечатлениями.
– Озвучьте название произведения. («Лягушка-путешественница»).
– Назовите автора. (Всеволод Михайлович Гаршин)
– Что узнали о главных героях в этом произведении? (Лягушка, утки)
– Догадались ли, почему так называется это произведение?
– О чём подсказали иллюстрации?
– Задумались ли вы о жанре произведения?
-Что узнали по содержанию?
– Где жила лягушка? Почему она решилась лететь на юг?
– Какой способ передвижения придумала лягушка?
– Почему путешественнице не удалось добраться до тёплых краев?
-Какие новые знания получили по окружающему миру? (слайд)
Лягушки питаются комарами, мошками, а лягушками питаются аисты.
Лягушки квакают только весной.
Стаи уток летят высоко и клином.
Лягушки живут на болоте и в других сырых местах.
Утки останавливаются на отдых.
И так далее.
-Внимательно ли прочитали сказку? Добавь авторские слова. (слайд)
«Ах, какая сегодня прекрасная … погода» (мокрая)
«Решилась высунуть из воды свою ….. голову» (лупоглазую)
«Она полетела … … на землю» (вверх тормашками)
3. Новая тема
1) Рефлексия после первичного чтения (слайд)
-Подумайте и оцените себя на этом этапе работы.
Я очень хорошо знаю содержание сказки.
Содержание сказки знаю поверхностно.
Текст мне непонятен.
-Считаете ли вы достаточными ваши знания по этой сказке?
Необходимо ли продолжить работу? О чём следует ещё поговорить?
2) Словарная работа.
– Значение каких слов вы посмотрели по словарю? (слайд)
Захватило дух – стало трудно дышать от резких движений, волнения, страха, а также от холода и ветра.
Присутствие духа – полное самообладание, уверенность в себе.
Объясните словосочетания (слайд)
Коряга-суковатое затонувшее или лежащее на земле дерево или часть его.
Лакированная спинка – блестящая поверхность спинки.
Паяц-клоун в цирке.
Потренируйтесь в чтении: (слайд)
Происшествие, восхитительно, беспокойство, посторонние, удовольствие, необыкновенный, не оторваться, поблагодарить.
3) Слово об авторе (слайд)
– Назовите автора произведения.
-Послушайте сообщение ребят о писателе, который придумал такую невероятную историю.
Всеволод Михайлович Гаршин (1855-1888 гг.)
Родился 14 февраля 1855г. в Екатеринославской губернии в семье дворян. Отец был офицером, участвовал в Крымской войне 1853–1856. Мать, дочь морского офицера, принимала участие в революционно-демократическом движении 1860-х годов.
Пятилетним ребенком Гаршин пережил семейную драму, повлиявшую на характер будущего писателя. До 1864 Гаршин, после развода родителей , жил с отцом в имении Харьковской губернии, затем мать забрала его в Петербург и отдала в гимназию. В 1874 Гаршин поступил в петербургский Горный институт. Спустя два года состоялся его литературный дебют. Это был первый сатирический очерк. В студенческие годы Гаршин выступал в печати со статьями о художниках-передвижниках.
Посмотрите на его портрет. Доброе умное лицо, грустные глаза, а может взгляд с хитринкой, лёгкая улыбка. За свои 33 года жизни он написал один сборник рассказов и несколько сказок для детей, Мало, но эти произведения оказались настолько глубокими, впечатляющими, интересными, что в литературе остались до сих пор. И имя писателя не забыто народом.
Впервые «Лягушка-путешественница» была напечатана в седьмом выпуске детского журнала «Родник» в 1887 году, незадолго до смерти автора. По сути, это последнее сочинение Всеволода Михайловича Гаршина.
Умер Гаршин в Петербурге 5 апреля 1888 года.
4) Работа над составлением плана в виде схемы.
Договариваемся о необходимости более глубокого изучения произведения.
-Предлагаю составить план полёта нашей лягушки с помощью схемы.
-С чего начинается история путешественницы? (С жизни на болоте.)
На доске появляется рисунок- уголочек болота. (слайд)
– Как жилось лягушке? Прочитайте.
-Докажите, что лягушке нравилась прекрасная мокрая погода.
Что повлияло на резкую перемену жизни лягушки? (Встреча с утками)
-Давайте прочитаем об этом. Чтение по абзацам отрывка о беседе лягушки с утками.
-Какое желание появилось у лягушки? (Попасть на юг.)
На доске появляется рисунок- юг. (слайд)
Что узнала лягушка о юге от уток?
-Как птицы рассказывали об этом?
-Что придумала лягушка, чтобы осуществить свою мечту?
-Давайте проследим начало полёта. «Всё стадо поднялось в воздух».
-Почему наши герои объединены в стадо, а не в стаю?
На доске рисунок – утки с лягушкой в воздухе. (слайд)
Чтение отрывка о полёте в первый день цепочкой по предложениям.
– Как проходил полёт?
– Прочитайте, какая картина возникла перед лягушкой? (На доске появляются слова: поля, леса, горы, над которыми летит стадо.) (слайд)
– Пронаблюдайте настроение лягушки.
– Чем закончился полёт в первый день? (Вечером «компания» остановилась в болоте.)
– Какое новое название подобрал автор для наших героев?
Чтение отрывка о полёте во второй день. ( Рисунок- утки с лягушками снова в воздухе. Но птицы летят ниже.) (слайд)
-Как изменилась картина земли сверху? Почему? (На схеме появляются новые слова: сжатые поля, пожелтевшие леса, деревни, полные хлеба в скирдах.) (слайд)
Полёт в третий день. Рисунок – утки с лягушкой значительно ниже. (На схеме слова: деревня, дети, взрослые.) (слайд)
-Как меняется картина, за которой наблюдает лягушка с воздуха? От чего это зависит?
-Что происходит дальше?
Чтение по ролям подготовленными учениками. (Рисунок – лягушка оказалась в грязном пруду.) (слайд)
– Куда упала лягушка?
-Почему это произошло?
-Какое качество характера её подвело?
-Вспомни басню И. А. Крылова «Ворона и Лисица». На кого из героев похожа лягушка?
-Что общего между вороной и лягушкой?
-Как сказано об этом в пословицах?
Хвастовство само себя наказывает.
Высоко взлетишь да низко упадёшь.
-Чем же закончилось путешествие лягушки? Достигла ли она своей цели? Почему?
-Какая мечта осталась у нашей героини? (Птицы вернутся за ней.)
Обобщение. Обратите внимание на нашу схему. Как начался и чем закончился полёт лягушки? (слайд)
5) Составление рассказа о лягушке. (слайд)
-Как выглядит в начале сказки? ( Большая, толстая, коричневато – зеленого цвета).
Опишите позу. (Расслабленная, довольная, мордочку выставила навстречу каплям дождя).
Далее в тексте отмечаются отрывки, соответствующие описанию лягушки в разные моменты:
испуг лягушки;
любопытство взяло верх;
сияющая мордочка, когда нашла способ передвижения;
страх в полете;
выдержка во время полета;
забыта осторожность;
быстрое ориентирование на новом месте, находчивость.
– Ваше отношение к лягушке?
-Какая она?
(Боязливая, осторожная, любознательная, вежливая, несдержанная, ее волнует мнение окружающих, решительная, отважная, умная, храбрая, любопытная, хвастливая, хитрая, честолюбивая, врунья, изобретательная, сообразительная, смелая, находчивая, неунывающая, жизнерадостная…)
-А как автор относится к ней? (Отношение автора к лягушке очень сложное: он и любуется ею, и жалеет ее, и по-доброму смеется над ней. )
4. Итог урока.
Мы перечитали с вами произведение.
-Подумайте и оцените себя снова. Выскажите свои мысли, закончите предложения. (слайд)
Я очень хорошо знаю содержание сказки…
Содержание сказки знаю поверхностно…
Текст мне непонятен…
Домашнее задание по выбору.(слайд)
Перечитайте сказку и придумайте своё продолжение. Как бы вы её закончили?
Перечитайте сказку и сделайте к ней рисунок.
В уютном болотце жила большая лягушка, ей вдоволь хватало комаров и мошек, но однажды осенью пролетавшие на юг утки решили отдохнуть и поесть на долгом пути и опустились вниз. Послушав их разговоры и решив, что на юге теплее, болота приятнее и комаров больше, лягушка решила попросить уток взять ее с собой на юг. Утки согласились, но не знали, как им нести лягушку с собой… тогда изобретательная путешественница придумала, что две утки могут взять прутик концами клювов, а она зацепится посередине ртом, то, поочередно меняясь, стая уток сможет долететь с ней до теплых мест. Утки согласились на этот способ, выказав восхищение умом лягушки.
Итак, подходящий по крепости прутик был найден, лягушка схватилась за него ртом, утки подцепили клювам – и вот наша путешественница уже в воздухе…
Поначалу она летела мордою вперед, но ей так было неудобно – воздух на высоте был слишком резок. На первом же привале путешественница сменила положение и продолжала путь спиной к ветру, а также попросила уток снизить высоту полета, чтобы ее могли увидеть с земли люди. Лягушка была полна гордости за себя и за придуманные ею способ путешествия. Поначалу ее не замечали, но вот то там, то тут в разных деревнях стали раздаваться удивленные возгласы, люди спрашивали друг у друга: кто мог додуматься до такой хитрой штуки?