Сочинение на тему любовь 19 века

7 вариантов

  1. Напишите пожалуйста сочинение: “Тема любви русской литературы 19 века”

    Ответы:

    Тема любви волновала всех писателей во все времена. Ведь любовь — одно из самых значительных, сильных и всепоглощающих чувств. Каждая эпоха вносила что-то новое в литературу о любви. Начиная от «Слова о полку Игореве» и заканчивая книгами современных авторов, мы найдем в литературе отражение множества проявлений этого странного и неподвластного логике чувства. С тех самых пор, как Ярославна взывала к своему далекому мужу, каждый новый век обогащал литературу о любви новыми произведениями. Но в этом отношении XIX столетие неизмеримо богаче остальных. «Золотой век» русской литературы… Время, когда творили Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Гончаров. А чуть позже на смену им пришли Чехов, Куприн, Бунин. Не меньше талантливых авторов писали и позже, но надо помнить, что XX век — кровавое время войн и революций. Поэтому акценты в литературе несколько сместились. Меньше стали думать о любви, больше — о ходе истории. Так что XIX век, безусловно, остается непревзойденным в отношении многообразия литературы о любви. Думаю, раз уж речь зашла о любви, то первый, о ком следует упомянуть, — Пушкин, поэт, все творчество которого пронизано этим чувством. Он, как человек тонкой душевной организации, действительно умел Любить. Не только женщину, но и свою Родину, своих друзей, наконец, свою жизнь. Человек, умеющий любить жизнь, наделен неоценимым даром. Такой человек умеет взять от жизни все те наслаждения, которые она предлагает. Жизнелюбие Пушкина было потрясающим. Конечно, немаловажную роль в его жизни играли женщины. Немало волшебных строк посвятил Пушкин своим возлюбленным. Именно благодаря любви родились те строки, которые мы сейчас причисляем к драгоценному литературному наследию XIX столетия: Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты. Счастлива та женщина, которой посвятили такие строки. Ведь именно благодаря им имя Анны Петровны Керн все еще помнят по прошествии почти двухсот лет. Мне кажется, что лучше и полнее, чем Пушкин в этих четырех строках, о любви не сказал никто и никогда. Стихотворение «Я помню чудное мгновенье…» задает тон всей любовной лирике XIX века. Сколько поэтов посвящали свое творчество любви… Но мне хочется вспомнить сейчас автора, о любовной лирике которого мы знаем мало, поскольку воспринимаем его в основном как «народного заступника» и поэта, озадаченного скорее социальными, нежели любовными переживаниями. Я говорю о Некрасове. Иногда, мне кажется, мы воспринимаем его чересчур серьезно. Думаю, стоит посмотреть на творчество этого поэта с несколько иной точки зрения. Ведь он писал и о любви тоже. По духу, по настроению любовные стихотворения Некрасова мало отличаются от его социальной лирики. Поэт весьма мрачно смотрел на жизнь и на любовь в том числе. Любовь у поэта предстает как нечто темное, трагическое.

  2. Во второй половине XIX века в России было написано много произведений самых разнообразных жанров: и романы, и повести, и пьесы. Очень во многих (особенно классических) произведениях важную роль играет любовный конфликт. «Просто время такое бы- ло», — можем подумать мы. Но нет, это не так — на самом деле, любовь и счастье — это, можно сказать, «вечные» темы, волновавшие людей еще в глубокой древности, прошедшие через века и волнующие писателей и по сей день. На вопрос «что есть любовь?» невозможно ответить однозначно: каждый понимает его по-своему, Точек зрения на этот счет множество, и их удивительное разнообразие можно проследить на примере лишь двух произведений, например «Преступления и наказания» Достоевского и «Отцах и де- тях» Тургенева.
    В «Преступлении и наказании» одним из второстепенных персонажей является Свидригайлов — подлец, шулер, порочный человек, совершивший множество злодеяний. Он — воплощение сладострастия. Ночью перед самоубийством ему являются картины прошлого. Одно из воспоминаний — труп четырнадцатилетней девочки-утопленницы: «ей было только четырнадцать лет, но это было уже разбитое сердце, и оно погубило себя, оскорбленное обидой, ужаснувшего и удивившего это молодое детское сознание… вырвав- шего последний крик отчаяния, не услышанный, а нагло поруганный в темную ночь, во мраке, в холоде, в сырую оттепель, когда выл ветер». Сладострастие и похоть — вот чувства, обуревавшие Свидригайлова во время совершения насилия. Можно ли назвать любовью эти чувства? С точки зрения автора — нет. Он полагает, что любовь — самопожертвование, воплотившееся в образе Сони, Дуни, матери — ведь для автора важно показать не только любовь женщины и мужчины, но и любовь матери к сыну, брата к сестре (сестры к брату).
    Дуня соглашается на брак с Лужиным ради брата, и мать отлично понимает, что жертвует дочерью ради своего первенца. Дуня долго колебалась, прежде чем принять решение, но в конце концов все-таки решилась: «…пред тем как решиться, Дуня не спала всю ночь, и, полагая, что я уже сплю, встала с постели и всю ночь ходила взад и вперед по комнате, наконец стала на колени и долго и горячо молилась перед образом, а наутро объявила мне, что она решилась».
    Соня же сразу, без колебаний соглашается отдать всю себя, всю свою любовь Раскольникову, пожертвовать собой ради благополучия своего возлюбленного: «Придешь ко мне, я надену крест на тебя, помолимся и пойдем». Соня с радостью соглашается следовать за Раскольниковым куда угодно, везде сопровождать его. «Он встретил на себе беспокойный и до муки заботливый взгляд ее…» — тут и любовь Сонина, вся ее самоотверженность.
    Еще одна любовь, на которую нельзя не обратить внимания — это любовь к Богу, отголосок которой проходит сквозь все произведение. Мы не можем представить себе Соню без ее любви к Богу, без религии. «Что бы я без Бога-то была?» — недоумевает Соня. И правда, религия — единственное утешение для «униженных и оскорбленных» в их нищете, именно поэтому для них так важна нравственная чистота…
    Что же касается другого понимания любви, то, чтобы его увидеть, нам придется проанализировать другое произведение — например, «Отцы и дети» И. С. Тургенева. В этом романе конфликт между «отцами» и «детьми» охватывает все стороны жизни, взгляды, убеждения. Мировоззрение человека подсознательно руководит его поступками и ощущениями и если для Аркадия в силу его принципов возможно семейное счастье, благополучная, спокойная жизнь, то для Базарова — нет.
    Стоит вспомнить взгляды самого Тургенева насчет любви, счастья. Он считает, что счастье — это гармония, а страсть, сильные чувства, переживания, бурные эмоции, ревность — это дисгармония, а значит, где любовь — страсть, там не может быть счастья.
    Базаров сам отлично понимает несхожесть их натур с Аркадием. Он говорит юноше: «Для нашей горькой, терпкой, бобыльей жизни ты не создан…» Очень уместно его сравнение Аркадия с галкой: «Вот тебе! — изучай! Галка — самая почтенная, семейная птица. Тебе пример!»
    Хотя Аркадий по возрасту и является «сыном», мировоззрение у него явно отцовское, а базаровский нигилизм для него чужд, напускной. Идеал его любви такой же, как и у Николая Петровича — гармоничные отношения, спокойная и долгая любовь до старости.
    Базаров же — совсем другой человек. Он выходец из другой общественной среды, у него совершенно отличная от Аркадия система взглядов, и переживания его намного глубже. В его убеждения входит то, что любовь — «белиберда, непростительная дурь, а рыцарские чувства — уродство, болезнь», но сам он испытывает «животную» страсть к Анне Одинцовой, но та оказывается холодной женщиной, и начинается мучительный период в жизни Базарова: его постулаты вроде «клин клином вышибают» (это касательно женщин) оказываются бессильны, и он теряет власть над собой. Его любовь — «страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей» — выливается для Базарова в подлинную трагедию.
    Все эти персонажи: и Аркадий, и Базаров, и Соня — отличаются друг от друга мировоззрением, взглядами на жизнь, и любовь у них также разная.
    Любовь-страсть Базарова и любовь-счастье Кати и Аркадия, лю- бовь-самопожертвование Сони, Дуни, матери — как много смысловых оттенков вложено авторами в одно-единственное слово — любовь! Какие разные чувства могут подчас выражаться одним словом! У каждого персонажа свое восприятие мира, свои идеалы, а значит, уже на почве подсознания у разных людей разные ощущения. Наверно, в мире как еще не было двух одинаковых людей, так и любовь еще ни разу не повторялась. А разные писатели, вкладывая разный смысл в это понятие и изображая любовь в разных видах, постепенно подходят к разгадке одного из философских, «вечных» вопросов — камней преткновения: «что есть любовь?»

  3. Одна из важнейших тем многих романов XIX века — тема любви. Как правило, она является стержнем всего произведения, вокруг которого происходят все события. Любовь служит причиной возникновения различных конфликтов, развития сюжетной линии. Именно чувства правят событиями, жизнью, миром; из-за них человек совершает то или иное действие, и не важно — будь то любовь к себе или другому человеку. Бывает, что герой идет на преступление или совершает какой-то аморальный поступок, мотивируя свои действия страстной любовью и ревностью, но, как правило, такие чувства ложны и губительны.
    Между разными героями — разная любовь, нельзя сказать, что она одна и одинакова, но можно определить основные ее направления, которые будут общими.
    Обреченная любовь, трагическая. Это любовь «крайностей». Она захватывает или сильных людей или падших. Например, Базаров. Он никогда и не думал о настоящей любви, но, встретив Анну Сергеевну Одинцову, понял, что это такое. Полюбив ее, он увидел мир в другом ракурсе: все, что казалось ничтожным, оказывается важным и значимым; жизнь становится чем-то загадочным; природа притягивает и является частицей самого человека, живет внутри него. С самого начала понятно, что любовь Базарова и Одинцовой обречена. Эти две страстные и сильные натуры не могут любить друг друга, не могут создать семью. Анна Сергеевна Одинцова это понимает и отчасти из-за этого отказывает Базарову, хотя любит его ничуть не меньше, чем он ее. Одинцова доказывает это, приехав к нему в деревню, когда Базаров находится при смерти. Не люби она его, зачем это делать? А раз так, значит, известие о его болезни всколыхнуло душу, и Базаров небезразличен Анне Сергеевне. Эта любовь кончается ничем: Базаров умирает, а Анна
    Сергеевна Одинцова остается жить, как и жила прежде. Возможно, это роковая любовь, потому что отчасти она и губит Базарова. Другой пример трагической любви — это любовь Сони и Николая («Война и мир»). Соня безумно любила Николая, а он постоянно колебался: то он думал, что любит ее, то — нет. Эта любовь была неполноценна и не могла быть иной, так как Соня — падшая женщина, она из тех людей, которые не способны создать семью и обречены жить «на краю чужого гнезда» (так и получилось). На самом деле Николай никогда не любил Соню, ему лишь хотелось ее любить, это был обман. Когда в нем пробудились настоящие чувства, он сразу это понял. Лишь увидев Марью, Николай влюбился. Он почувствовал себя, как никогда раньше с Соней или с кем-то другим. Вот где была истинная любовь. Безусловно, Николай питал какие-то чувства к Соне, но это были лишь жалость и воспоминание о прежних днях. Он знал, что Соня его любит и любит по-настоящему и, понимая ее, не мог нанести такой сильный удар — отвергнуть их дружбу. Николай сделал все, чтобы смягчить ее несчастье, но тем не менее Соня была несчастна. Эта любовь (Николая и Сони) причинила невыносимую боль Соне, закончившись не так, как она этого ожидала; и открыла глаза Николаю, дав понять, что такое ложные, а что настоящие чувства, и помогла разобраться в самом себе.
    Наиболее трагична любовь Катерины и Бориса («Гроза»). Она была обречена с самого начала. Катерина — молодая девушка, добрая, наивная, но с необычайно сильным характером. Она не успела узнать настоящую любовь, как была выдана замуж за грубого, скучного Тихона. Катерина стремилась познать мир, ей было абсолютно все интересно, поэтому неудивительно, что ее сразу же потянуло к Борису. Он был молод, красив. Это был человек из другого мира, с другими интересами, новыми идеями. Борис и Катерина тотчас же заметили друг друга, так как оба выделялись из серой однородной массы людей города Калинова. Жители города были скучны, однообразны, жили старыми ценностями, законами «Домостроя», ложной верой и развратом. Катерина так стремилась познать настоящую любовь и, лишь прикоснувшись к ней, погибла, эта любовь закончилась, не успев начаться.

  4. Муниципальное общеобразовательное учреждение
    “Средняя общеобразовательная школа №20”
    Тема любви в лирике XIX века на примере произведений
    А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и Ф. И. Тютчева.
    Автор
    Шупилина Татьяна
    ученица 10 “Б” класса
    Руководитель
    Чуринец А. Г.
    Анжеро-Судженск
    2005г.
    Содержание.
    Введение ……………………………………………………….. .. 3
    Лирика Пушкина ……….……………………………………….. 4
    Лирика Лермонтова …….…….…………………………………. 6
    Лирика Тютчева …………..…….……………………………….. 8
    Сравнительная характеристика ………………………………… 9
    Связь с современностью ………………….……………………. 10
    Заключение …………………………………………..…………. 11
    Список литературы ……………………………………….…..… 12
    Приложение …………………………………………………….. 13
    Введение.
    Тема моего реферата – «Тема любви в лирике 19 века на примере произведений А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и Ф. И. Тютчева».
    Я выбрала эту тему потому, что она одна из актуальных тем нашего времени, она волнует, задевает каждого человека любого возраста. Кто из нас не любил, кто не был любим? Я думаю, что на этот вопрос многие дадут утвердительный ответ. А вот дать точное определение этому чувству вряд ли кто сможет. И это не удивительно, слишком субъективно оно, каждый его переживает по-своему.
    Любовь – это сложное, непонятное чувство, которое сопровождает человечество с незапамятных времён. Оно заставляет человеческую душу то трепетать от счастья, то “разрываться в клочья”, а то и просто “замораживает” её. Что это за сила, которая заставляет людей идти на самые безрассудные поступки? Но какая бы не была эта любовь, она всегда прекрасна. Любовь озаряла творчество Сервантеса и Шекспира, Байрона и Гёте, Пушкина и Лермонтова, Тютчева.
    На примере произведений известных поэтов 19 века, я постараюсь показать, как они понимали это чувство – чувство любви.
    Цель моей работы:
    показ русской любовной лирики через восприятие, душевные переживания и чувства А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и Ф. И. Тютчева.
    Указанная цель определила следующие задачи:
    проанализировать лирические произведения этих поэтов;
    показать своеобразие стихотворений Пушкина, Лермонтова и Тютчева;
    показать общее и различное в произведениях 19 века о любви;
    провести связь с современностью.
    При работе мною были использованы сборники русской лирической поэзии, критические статьи и энциклопедии.
    ^ 1
    Лирика Пушкина.
    Когда берёшь в руки сборник стихов А. С. Пушкина, то видишь, что одна из главных и основных тем в его творчестве – тема любви. Конечно, это не случайно. Ведь любовь играла важную роль в жизни поэта. В его стихах насчитывается более двадцати женских образов. Они абсолютно реальны, с этими женщинами поэт общался, дружил, любил. Чувство к каждой было своеобразным и индивидуальным. К одной он испытывал нежные братские чувства, к другой – страстные, сильные, к третьей – крепкие, испытанные временем. Ради любви он пошёл на дуэль и погиб.
    Я думаю, именно потому, что Пушкин передавал свои личные, сокровенные переживания, его стихи так красивы.
    Рассмотрим несколько стихотворений, которые считаются шедеврами любовной лирики Пушкина. “Я помню чудное мгновенье” (1825г.), “На холмах Грузии лежит ночная мгла” (1829г.),
    ” Я Вас любил” (1825г.).
    “Я помню чудное мгновенье”
    Всмотримся в композицию этого стихотворения: оно делится на три равные части по две строфы в каждой. Они взаимосвязаны друг с другом и в то же время самостоятельны по смыслу. Первая часть напоминает музыкальный аккорд – замирающий и печальный. Это воспоминание о былом чудном мгновенье встречи с одухотворённой и чистой женской красотой. Отзвуки этой встречи долго хранит душа, вопреки приливам грусти, вопреки “тревогам шумной суеты””. Память о любимой, о её тёплом голосе, о милых чертах её лица защищает от разрушительных влияний жизни, подобно ангелу-хранителю, оберегает чистоту и душевную гармонию любящего человека. Но вот наступает мгновенье, когда жизненные бури и тревоги убивают это спасительное чувство. И тогда случается томительное душевное помрачение. Гармонический аккорд отзвучал, память о любимой исчезла, душа поэта “вкушает хладный сон”.
    Вторая часть, самая драматическая, продолжает наметившееся в первой части затухание возвышенных чувств, вплоть до наступления пугающей, немой тишины:
    Шли годы. Бурь порыв мятежный,
    Рассеял прежние мечты,
    И я забыл твой голос нежный,
    Твои небесные черты.
    В глуши, во мраке заточенья,
    Тянулись тихо дни мои,
    Без божества, без вдохновенья,
    Без слёз, без жизни, без любви.
    Третья часть, как пробужденье от мучительного сна, построена иначе. Движение в ней идёт не от кульминации к спаду, а от пробуждения к нарастанию душевного подъёма, стремительно восстанавливающего в нем утраченное и достигающего в финале ликующего, мажорного торжества:
    Душе настало пробужденье,
    И вот опять явилась ты,
    Как мимолётное виденье,
    Как гений чистой красоты
    И сердце бьётся в упоенье,
    И для него воскресли вновь,
    И божество и вдохновенье
    И жизнь и слёзы и любовь…
    В этом стихотворении говорится о грустных воспоминаниях, о горестном сознании утраты и, наконец, торжественном взлёте радости и восторга. Это стихотворение Пушкин посвятил А. П. Керн. Поэт рисует образ любимой, как нечто восхитительно чистое, красивое с небесными и милыми чертами. Лирический герой изображает нам безответную, сначала забытую, а потом снова вспыхнувшую любовь. Из этого можно сделать вывод, что каждая любовь, даже безответная, оставляет свой след в душе человека.
    В стихотворении “На холмах Грузии лежит ночная мгла” говорится о любви безответной. Оно было написано Пушкиным в 1829 году, во время его путешествия в Арзум. На мой взгляд, такая любовь ничего не ждёт и не требует от любимой:
    Мне грустно и легко,
    Печаль моя светла,
    Печаль моя полна тобой…
    Стихи пронизаны просветлённой и одухотворённой печалью. Она передаётся даже природе. Жаркую солнечную Грузию окутала ночная мгла. Первая строфа наполнена спокойствием и печалью. Вторая строфа открывается настойчивым и тревожным повторением “тобой, одной тобой”. Это как стон, как призыв, как последняя надежда. Потом появляется унынье, но унынье просветлённое, так как его уже “ничто не мучит, не тревожит”. Боль безответного чувства ещё существует, но она не властна, она не способна убить высокую душевную любовь.
    Сама грусть его, несмотря на её глубину, как-то необыкновенно светла и прозрачна, она убивает муки души и целит раны сердца. Образ любимой не раскрывается в этом стихотворении, но ясно, что чувство не было взаимным.
    Стихотворение “Я Вас любил” схоже с предыдущем, любовь в нём грустная, печальная и безответная:
    Я Вас любил, любовь ещё, быть может,
    В душе моей угасла не совсем,
    Но пусть она Вас больше не тревожит…
    Стихотворение рождается в печальный миг, и это отчётливо обозначено единственным тропом: «любовь угасла». Грусть уходящего чувства, но исчезновение это не опустошает, любовь запечатлелась в сердце поэта и воспоминание о ней не тягостно, а благотворно. Пушкин поднимается над ревностью легко и свободно, без всякого самоотречения и самоподавления, демонстрируя здесь редчайшую мудрость своей поэтической души. Кажется, эта любовь так легка и свободна, как ровное дыхание, без всяких специальных усилий льётся из души поэта. В основе стихотворения – постоянное нарастание чувств. В первой строфе идёт неторопливое и сдержанное его развитие. Но эта сдержанность скрывает нарастающее изнутри драматическое напряжение, которое прорывается в четвёртой строфе повелительным “Я не хочу печалить Вас ничем”. За этим “не хочу” – мужественное стремление сдержать рвущееся из груди живое чувство. Вроде бы поэт хочет уверить себя и её, что всё прошло, отболело “я Вас любил”, но трижды об этом напоминает: “не любил”, “люблю”, “всё ещё люблю”. Вся полнота чувств, вся неугасимая в душе любовь во имя счастья любимой бескорыстно передаётся другому: «Как дай Вам бог любимой быть другим”. Стихотворение ритмически безупречно организовано. В каждой строфе за исключением четвертой, после четвертого слога – пауза.
    Пушкин изображает свою любовь торжественной и возвышенной. Даже если его любовь грустная и печальная, он поднимается над ней легко и свободно, без всякого погружения в себя. Хотя в его душе идет борьба, он показывает себя очень гордо. Пушкин в своих стихотворениях использует много разных эпитетов – это такие как: “голос нежный”, “милые черты”, “небесные черты”, “шумной суеты”, много метафор и олицетворений, например: “душе настало пробужденье”, “и сердце вновь горит и любит”.
    Анализируя стихотворения А. С. Пушкина можно сделать вывод: Пушкин создаёт образ любви, как нечто живительное, яркое.
    ^ 2
    Лирика Лермонтова.
    У Лермонтова были самые сильные чувства к Варваре Александровне Лопуховой. Брат поэта рассказывал: “Молоденькая, милая, умная, как день, и в полном смысле восхитительная Варенька Лопухова (ей тогда было 16 лет)” и застенчивый порывистый Лермонтов, студент Московского университета. А затем трёхлетняя разлука: учёба Лермонтова в юнкерской школе в Петербурге и служба в столичной гвардии. Не дождавшись приезда М. Ю. Лермонтова в отпуск, Варенька выходит замуж за пожилого и нелюбимого помещика. В это время поэт пишет много стихов о любви, особенно трепетной любви. После этого один раз в жизни Лермонтов видел дочь Вареньки – Ольгу, когда ей было 5 лет. Под этим впечатлением поэт пишет стихотворение “Ребёнку”. Прошло уже 2 века, а образ милой Вареньки становится всё ближе и понятней, он продолжает жить в стихах Лермонтова, по-прежнему пленяя наше воображение. Образ Вареньки особенно ярко проявился в таких стихотворениях как: “Нищий”, “Я не достоин, может быть, твоей любви, не мне судить” и стихотворение “Нет, не тебя так пылко я люблю”.
    Стихотворение М. Ю. Лермонтова “Нищий” можно назвать трагическим, а не просто грустным. Поэт скорбит о преданной любви: “Так чувства лучшие мои, обмануты навек тобою”.
    Страшно не то, что чувство угасло, а то, что его предали и растоптали. Не случайно возникает образ нищего: грязного, одинокого бродяги, который никому не нужен. Он слаб и безобиден. Так же беспомощен в своей неразделённой любви поэт. Так же страшно обидеть слабого беззащитного человека, как предать и растоптать чувства.
    Эту же тему отвергнутой и обманутой любви продолжает стихотворение “Я не достоин, может быть, твоей любви, не мне судить”.
    Но ты обманом предала,
    Мои надежды и мечты
    Хотя в этом стихотворении мы видим желание поэта оправдать молодую беспечную девушку: “Ты не коварна, как змея”.
    В отличие от стихотворения “Нищий” мы видим в этом произведении надежду, что любимая вспомнит о поэте и поймёт, что его любовь была чистой и искренней:
    Но … женщина забыть не может,
    Того, кто так любил, как я…
    Образ любимой показан нам, как девушка, которой нужно мгновение, мимолётное увлечение, а не настоящие, искренние чувства.
    Стихотворение “Нет, не тебя так нежно я люблю” можно назвать итогом любовной лирики поэта. Он разочарован в любви, женщинах и уже не верит в высокие чувства и в то, что он может их испытать. Сердце поэта вновь и вновь возвращается к прежним переживаниям и прежним страданиям:
    Таинственным я занят разговором,
    Но не с тобой я сердцем говорю…
    Я считаю, что это стихотворение даже более грустное, чем два предыдущих. Если в предыдущих звучит хоть какая-то надежда, то здесь представляется умершая возлюбленная: “Уста давно немые, огонь угаснувших очей”. И погибшая навеки любовь.
    Проанализировав эти стихи, можно сделать вывод, что у поэта в любви очень много трагичного. Он испытал предательство, горе и разочарование и так и не нашёл свою единственную и вечную любовь.
    Я считаю, что в жизни каждого из нас были и будут подобные ситуации, но рассказывать о своих чувствах глубоко и трагично мог только М. Ю. Лермонтов. Поэт использует в своих стихотворениях много разнообразных художественных средств – это эпитеты: “прошлое страдание”, ничтожный мир”, “бедняк иссохший”, метафоры: “молодость погибшая моя”,
    “ты обманом наградила” и олицетворения: “воспоминания тревожат”, “душа вверяется твоя”.
    Все изобразительные средства наполнены печалью и грустью, что ещё раз подтверждает то, что любовь Лермонтова – это трагичная любовь.
    ^ 3
    Лирика Тютчева.
    Любовью Ф. И. Тютчева была его жена Элеонора, урождённая графиня Ботрер. Он очень её любил, хотя она была старше его, и у неё уже было четверо детей. Несколько лет счастливой совместной жизни добавили в семью ещё троих детей. После смерти Элеоноры, Ф. И. Тютчев встретился с Еленой Александровной Денисьевой. Любовь была для него “и блаженство и безнадёжность”, напряжённое, трагическое чувство, несущее человеку страдание и счастье, “роковой поединок” двух сердец, “блаженство роковое”, чувство, требующее высшего напряжения душевных сил.
    Самые известные стихи Тютчева – это “Ещё томлюсь тоской желаний…”, “Она сидела на полу”, “Я встретил Вас и всё былое”. По сравнению со стихами Лермонтова, стихи Тютчева не столь трагичны и печальны. Но многие из них так же пронизаны грустью:
    Ещё томлюсь тоской желаний,
    Ещё стремлюсь к тебе душой.
    Поэт сравнивает незабываемый образ любимой со вспыхивающей на ночном небе звездой. Этот образ возвышенный и недоступный. Поэт говорит уже почти об ушедшей любви, но образ любимой он не может никак забыть: ” он предо мной всегда, везде”. Поэт говорит о грустной и тоскливой любви, которая наполнена воспоминаниями о любимой.
    Стихотворение “Она сидела на полу” более трагично, чем стихотворение “Ещё томлюсь тоской желаний”:
    О, сколько горестных минут,
    Любви и радости убьют!
    Любовь быстротечна, а чувства не вечны – об этом хочет сказать поэт. Поэтому он так грустен и взволнован:
    И страшно грустно стало мне,
    Как от присущей милой тени…
    Поэт говорит о том, что любимая смотрела с усмешкой на пережитые им чувства и ему от этого стало очень страшно.
    Стихотворение “Я встретил Вас и всё былое” можно назвать оптимистичным. Как бы не тяжелы были любовные переживания, какой бы трагичной не оказалась любовь – настоящие чувства не угасают, они вечны:
    Я встретил время золотое,
    И сердцу стало так тепло.
    Возродившеюся любовь поэт сравнивает с дуновением весеннего живительного ветра: ” Как поздней осени порою,
    Бывают дни, бывает час,
    Когда повеет вдруг весною.
    Ф. И. Тютчев подчёркивает, что настоящие, испытанные временем чувства не угасают, а становятся более сильными и нежными:
    Тут не одно воспоминанье,
    Тут жизнь заговорила вновь.
    После этого стихотворения хочется верить в силу вечной испытанной любви. Такой любви, о которой пишут книги и снимают кинофильмы.
    И хочется верить, что именно такая любовь может повстречаться на жизненном пути.
    В своих стихотворениях Ф. И. Тютчев показывает вечную любовь. Даже если проходит время, любовь остаётся навсегда, даже безответная. Эта любовь живёт в сердце каждого человека и оставляет свой след. Иногда это хорошие и добрые воспоминания, а иногда – печальные и наполненные страданием.
    Поэт использует в своих стихотворениях очень много сравнений – это “как ночью на небе звёзды”, “как остывшую золу”, “как бы во сне”, “душа”, “тень”, эпитеты – “милый образ”, “горестные минуты”, “время золотое”, “забытое упоенье”, метафоры – “и сердцу стало так тепло”, олицетворения – “стремлюсь к тебе душой”, “в отжившем сердце ожило”.
    Любовь у Ф. И. Тютчева оставляет в сердце отпечаток и у каждого человека он свой.
    ^ 4
    Сравнительная характеристика любовной лирики.
    Проанализировав творчество каждого из выбранных мною поэтов, я могу рассмотреть их позицию в сравнении. Конечно, своё предпочтение я отдала бы поэзии А. С. Пушкина. Его лёгкие, нежные строчки, наполненные любовью к женщине, заставляют трепетать сердце и надеяться на возвышенные, прекрасные чувства в своей жизни. Когда читаешь его стихи о любви, всё серое и обыденное уходит. Возникает образ доброго, сильного и смелого человека, который никогда тебя не предаст, всегда будет рядом с тобой.
    Близок к А. С. Пушкину в этом ожидании и Ф. И. Тютчев. В его творчестве о любви так же в основном нежные, тёплые мотивы. Стихи его проникнуты добрыми и нежными чувствами возлюбленного, который может понять и простить.
    Если говорить об основных мотивах то, конечно, творчество М. Ю. Лермонтова я бы назвала более сложным и противоречивым. Мы видим, что характер поэта отразился и на его поэзии. Даже в любовной лирике особое место занимает тема одиночества, предательства и непонимания. Читать стихи М. Ю. Лермонтова о любви гораздо сложнее. Такими тяжёлыми и грустными чувствами они наполнены. Я думаю, что стихи Лермонтова нельзя читать, когда тебе весело и радостно. Его стихи более воспринимаются в грустном и одиноком состоянии. И, наверное, они это состояние усугубляют.
    Если говорить о сравнении художественных средств, используемых в поэзии этих великих поэтов 19 века, то можно отметить следующее. Все они используют большое количество эпитетов: “милые черты”, “нежный голос”, “остывшая зола”, “брошенное тело”, “горестные минуты”, “грустный голос” “бедняк иссохший”.
    Я считаю, что эпитеты более всего украшают поэзию. Они доступны пониманию каждого, даже не искушённого в поэзии человека. Эпитеты помогают увидеть, грустно поэту или весело. Поэтому у Пушкина и Тютчева чаще используются прилагательные: “роковая”, “милые”, “грустные”, “нежные”, “шумная”, “небесная”, “блаженная”, “золотые”.
    А у Лермонтова, это слова, подчёркивающие тему тоски и одиночества. Если говорить о таких более сложных художественных средствах, как метафоры и олицетворения, то можно отметить, что каждый из поэтов использует их чаще, когда показывает образ грустной, одинокой души. Ведь у каждого из них душа занимает очень большое место в творчестве: “в душе моей угасла не совсем”, “души настало пробужденье”.
    Приём олицетворения помогает глубже подчеркнуть чувство неуверенности, раздвоенности.
    Хотелось бы отметить ещё одно сходство в любовной лирике А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и Ф. И. Тютчева. Их стихи о любви напоминают вспышку чувств, яркую и неповторимую. По-видимому, поэтому такие стихи читаешь на одном дыхании и запоминаешь надолго.
    Прочитанные и рассмотренные мною в реферате стихи прекрасны, и, читая их, становишься добрее, чище, учишься понимать других.
    ^ 5
    Связь с современностью.
    Наше время – это время компьютерных технологий, быстрых скоростей.
    И зачастую в этой толчее и суете мы забываем остановится, посмотреть вокруг себя, увидеть тех, кто находится рядом. Мы думаем только о себе, расталкивая локтями тех, кто идёт рядом. Лишь бы достичь цели, а какими средствами – неважно. Поэтому так много вокруг нас одиноких и никому не нужных людей. А уж о душе, о той душе, которая так живо и прекрасно показана в стихах А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и Ф. И. Тютчева нам и совсем подумать некогда. Не зря современное поколение обвиняют в бездушии и эгоизме. Современная молодёжь очень редко читает стихи. Над теми, кто их любит и читает – смеются. Но я думаю, что не всё ещё потеряно. Если мы помним о таких замечательных поэтах, хоть иногда обращаемся к ним, значит, кто-то из нас услышал страдания их души. Вспомним о том, что рядом такие же люди, которые требуют внимания, любви и понимания. А если вспомним, то услышим и поймём.
    И, думаю, как бы цинично не относились в наше время к такому понятию как “любовь”, где-то в глубине души каждого из нас она живёт и ждёт своего часа.
    Заключение.
    Сегодня, в век новых технологий и компьютеров, когда происходит отчуждение людей друг от друга, особенно актуальными становятся простые, человеческие чувства, среди которых, несомненно, одним из самых важных является любовь. Люди издавна пытались разгадать это чувство, чувство, которое толкает их на самые безрассудные поступки.
    Я тоже попыталась разгадать эту загадку, приобщившись к миру любовных чувств. Я увидела, что любовь и искренние чувства были для Пушкина, Лермонтова и Тютчева главным в жизни. Пушкин воспел женщину, навсегда оставив образ любимой с ее «милыми чертами», Тютчев указал на быстротечность этого чувства, Лермонтов показал грустную, порой, трагическую любовь. Это не удивительно, ведь чувство любви субъективно, и каждый испытывает его по-своему.
    Я считаю, что поставленная передо мной цель была выполнена, я показала русскую любовную лирику через восприятия, душевные переживания Пушкина, Лермонтова и Тютчева.
    Изучить стихотворения века о любви мне помогли сборники лирической поэзии, критические статьи и энциклопедии.
    Список литературы.
    1. Белоцкая Г.В. “Литература”
    М: Федеративная книготорговая компания, 1999г.
    2. Метлин Б, С, “Творчество А. С. Пушкина”
    М: Просвещение, 1984г.
    3. Каплан И. Е. “Анализ произведений русской классики”
    Брянск: Курсив, 2001г.
    4. Быкова Н. Г. “Справочник школьника”
    М: Слово, 1995г.
    5. Пигарёв К. В. Ф. И. Тютчев “Весенние воды”
    М: Детска литература, 1990г.
    6. Якушев И. И. “Русская литература XIX века”
    М: “ВЛАДОС”, 2001г.
    7. Беленький Г. И. “Русская поэзия XIX – начала XX веков”
    М: Художественная литература, 1987г.
    8. Лимперт Э. Ш. М. Ю. Лермонтов “Лирика”
    М: Детская литература, 1984г.
    9. Николаев П. А. “Избранные сочинения”
    М: Художественная литература, 1980г.
    Приложение 1
    ^ Стихи А.С. Пушкина
    ***
    Я помню чудное мгновенье:
    Передо мной явилась ты,
    Как мимолётное виденье,
    Как гений чистой красоты.
    В томленьях грусти безнадёжной,
    В тревогах шумной суеты,
    Звучал мне долго голос нежный
    И снились милые черты.
    В глуши, во мраке заточенья
    Тянулись тихо дни мои
    Без божества, без вдохновенья,
    Без слёз, без жизни, без любви.
    Душе настало пробужденье:
    И вот опять явилась ты,
    Как мимолётное виденье,
    Как гений чистой красоты.
    И сердце бьётся в упоенье,
    И для него воскресли вновь
    И божество, и вдохновенье,
    И жизнь, и слёзы, и любовь.
    ***
    Я Вас любил; любовь ещё, быть может,
    В душе моей угасла не совсем;
    Но пусть она Вас больше не тревожит;
    Я не хочу печалить Вас ни чем.
    Я Вас любил безмолвно, безнадежно,
    То радостью, то ревностью томим;
    Я Вас любил так искренне, так нежно,
    Как дай Вам бог любимой быть другим.
    ***
    На холмах Грузии лежит ночная мгла;
    Шумит Арагва предо мною.
    Мне грустно и легко; печаль моя светла;
    Печаль моя полна тобою,
    Тобой, одной тобой… Унынья моего
    Ничто не мучит, не тревожит,
    И сердце вновь горит и любит оттого,
    Что не любить оно не может.
    ^ Стихи М.Ю. Лермонтова.
    ***
    Я не достоин, может быть,
    Твоей любви: не мне судить;
    Но ты обманом наградила
    Мои надежды и мечты,
    И я всегда скажу, что ты
    Несправедливо поступила.
    Ты не коварна, как змея,
    Лишь часто новым впечатленьям
    Душа вверяется твоя.
    Она увлечена мгновеньем;
    Ей милы многие, вполне
    Ещё никто; но это мне
    Служить не может утешеньем.
    В те дни, когда любим тобой,
    Я мог доволен быть судьбою,
    Прощальный поцелуй однажды
    Я сорвал с нежных уст твоих;
    Но в зной. Среди степей сухих,
    Не утоляет капля жажды.
    Дай бог, чтоб ты нашла опять,
    Что не боялась потерять;
    Но… женщина забыть не может
    Того, кто так любил, как я.
    И в час блаженственный тебя
    Воспоминание встревожит!
    Тебя раскаянье кольнёт,
    Когда с насмешкой проклянёт
    Ничтожный мир моё ….?
    И побоишься защитить,
    Чтобы в преступном состраданье
    Вновь обвиняемой не быть.
    ***
    1
    Нет! Не тебя так пылко я люблю,
    Не для меня красы твоей блистанье:
    Люблю в тебе я прошлое страданье
    И молодость погибшую мою.
    2
    Когда порой я на тебя смотрю,
    В твои глаза вникая долгим взором:
    Таинственным я занят разговором,
    Но не с тобой я сердцем говорю.
    3
    Я говорю с подругой юных дней,
    В твоих чертах ищу черты другие,
    В устах живых уста давно немые,
    В глазах огонь угаснувших ночей.
    Нищий.
    У врат обители святой
    Стоял просящий подаянья
    Бедняк иссохший, чуть живой
    От глада, жажды и страданья.
    Куска лишь хлеба он просил,
    И взор являл живую муку,
    И кто-то камень положил
    В его протянутую руку.
    Так я молил твоей любви
    С слезами горькими, с тоскою;
    Так чувства лучшие мои
    Обмануты навек тобою!
    ^ Стихи Ф.И. Тютчева.
    ***
    Она сидела на полу
    И груду писем разбирала,
    И, как остывшую золу,
    Брала их в руки и бросала.
    Брала знакомые листы
    И чудно так на них глядела,
    Как души смотрят с высоты
    На ими брошенное тело…
    О, сколько жизни было тут
    Невозвратимо пережитой!
    О, сколько горестных минут
    Любви и радости убитой…
    Стоял я молча в стороне
    И пасть готов был на колени,
    И страшно грустно стало мне,
    Как от присущей милой тени.
    ***
    Ещё томлюсь тоской желаний,
    Ещё стремлюсь к тебе душой –
    И в сумраке воспоминаний
    Ещё люблю я образ твой…
    Твой милый образ незабвенный,
    Он предо мной везде, всегда,
    Недостижимый, неизменный,
    Как ночью на небе звезда…
    ***
    Я встретил Вас – и всё былое
    В отжившем сердце ожило;
    Я вспомнил время золотое –
    И сердцу стало так тепло…
    Как поздней осени порою
    Бывает дни, бывает час,
    Когда повеет вдруг весною
    И что-то встрепенётся в нас, –
    Так, весь овеян дуновеньем
    Тех лет душевной полноты,
    С давно забытым упоеньем
    Смотрю на милые черты…
    Как после вековой разлуки,
    Гляжу на Вас, как бы во сне
    И вот слышнее стали звуки,
    Не умолкавшие во мне…
    Тут не одно воспоминанье,
    Тут жизнь заговорила вновь, –
    И то же в нас очарованье,
    И та ж в душе моей любовь!.
    Приложение 2
    сравнения
    символы
    эпитеты
    метафоры
    олицетворения
    А. С. Пушкин
    Как мимолётное виденье, как гений чистой красоты
    Грусть безнадёжная Шумная
    суета;
    Голос
    нежный;
    Милые черты;
    Прежние мечты;
    Небесные черты
    Бурь порыв мятежный;
    В глуши, во мраке заточенья;
    Печаль моя светла.
    Печаль моя полна тобою;
    И сердце вновь горит и любит;
    В душе моей угасла не совсем
    Душе настало пробужденье;
    И сердце бьётся в упоенье
    ^ М. Ю. Лермонтов
    Ты не коварна, как змея
    Нищий
    Красы блистанье;
    Прошлое страданье;
    Долгий взор;
    Блаженный час;
    Ничтожный мир;
    Бедняк иссохший;
    Обитель святая
    Молодость погибшую мою;
    Ты обманом наградила;
    Но в зной, среди степей сухих, не утоляет капля жажды
    Душа вверяется твоя;
    Раскаянье кольнёт
    Воспоминания тревог;
    И взор являл живую муку.
    ^ Ф. И. Тютчев
    Как ночью на небе звезда;
    Как остывшую золу;
    Как души смотрят свысока;
    Как поздней осени порою;
    Как бы во сне;
    Как от присущей милой тени.
    Звезда
    Души
    Тень
    Милый образ;
    Горестных минут;
    Милая тень;
    Время золотое;
    Душевной полноты;
    Забытое упоенье;
    Милые черты
    Ещё люблю я образ твой;
    И сердцу стало так тепло;
    Любви и радости убитой
    Ещё стремлюсь к тебе душой;
    В отжившем сердце ожило;
    Жизнь заговорила вновь

  5. Сердце героя от горя разрывалось на части. Он любил эту девушку всей душой. Но, несмотря на все страдания, его любовь к ней – светлое пятно в жизни, пусть и с примесью чего-то горького, непонятного, загадочного.
    Любовь в рассказе «Кавказ» вообще заканчивается трагически. Из-за нее гибнет человек, муж возлюбленной рассказчика. Чувство любви, по Бунину, приносит много горечи. Оно не может быть долговечным. Любовь – это вспышка, которая быстро проходит и несет с собой не только созидательную, но и разрушающую силу. Любовь, по мнению писателя, всегда связана с роком, загадочностью, таинственностью. Но, тем не менее, это – самое высшее счастье, которое только может быть в жизни человека.
    Эту мысль в своем творчестве полностью поддерживает и А.И. Куприн. В повести «Гранатовый браслет» он рисует жертвенное и безответное чувство, которое полностью завладело героем. Этот, казалось бы, непримечательный человечек, мелкий чиновник, обладал огромным даром. Желтков умел любить. Больше того, этому чувству он подчинил всю свою жизнь, все свое существо. Поэтому, когда его попросили больше не уделять внимание его обожаемой Вере Николаевне, герой просто уходит из жизни. Без княгини ему незачем жить. В свом последнем письме он написал: «Я не виноват, Вера Николаевна, что богу было угодно послать, мне, как громадное счастье, любовь к Вам. Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей – для меня вся жизнь заключается только в Вас».
    Желтков осознает это и благодарит Бога за то чувство, которое он испытывает. Герою не нужно в ответ ничего, только писать письма своей возлюбленной и отдавать ей самое дорогое – частичку своей огромной души.
    Для Куприна, на мой взгляд, чувство любви всегда трагично. Настоящая любовь не может быть счастливой до конца, это всегда страдание и боль. По Куприну, любви нужно отдаваться без остатка, испытывать постоянные мучения и чувство счастья одновременно. Для него любовь – идеал, поэтому обыденность и это чувство несовместимы, отсюда вся трагичность судьбы героев. Так чистый и добрый Ромашов из «Поединка» жертвует собой ради расчетливой Шурочки Николаевой.
    Соломон и Суламифь из рассказа Куприна «Суламифь» любили друг друга самоотверженно и взаимно. Каждый из них был готов отдать жизнь за другого. Так и получилось. Но, умирая, Суламифь благодарила бога за то, что он дал ей возможность любить. Умереть на руках любимого, быть омытой его слезами – это было последним счастьем для девушки.
    История этой великой любви осталась в памяти человечества: «Любовь же бедной девушки из виноградника и великого царя никогда не пройдет и не забудется, потому что крепка, как смерть, любовь, потому что каждая женщина, которая любит, – царица, потому что любовь – прекрасна!»
    Любовь для русских писателей конца 19 – начала 20 века является великим чудом, но и великим испытанием. Сильного человека, способного испытывать это чувство, она делает счастливее, лучше, светлее. Но часто заканчивается для этих героев трагически. Такова, по мнению художников Серебряного века, сама природа любви – загадочная, мистическая, роковая…

  6. Любовь может иметь разнообразный характер, и проявляться она может тоже по-разному. Это чувство человек может проявлять по отношению к своей Родине, своим родным и близким, домашним питомцам. А вот та любовь, которая в жизни каждого играет очень важную и при этом особенную роль, проявляется к тому, с кем хочется связать свое будущее, выйти замуж или жениться, то есть быть всегда вместе. Такая любовь может быть на века.
    Когда человек влюблен, то он как будто окрылен, он выделяется среди прочих, поскольку его лицо светится от радости, душевной умиротворенности и ощущения небывалого тепла внутри. Такие люди готовы на любые поступки ради своих любимых. Это чувство их вдохновляет, и они способны открывать те грани, которые ранее не были ими изведаны.
    Но как долго может длиться такое чувство? Оно на века или все же является быстротечным. Мне кажется, что многие люди привыкли путать любовь с влюбленностью. Вот второе проявление может быть мгновенным, оно очень редко перерастает во что-то большее. Поэтому некоторые ошибаются, когда принимают влюбленность за настоящую любовь.
    Можно легко проверить подлинность данного чувства. Например, если это действительно любовь, то тогда человек способен совершить многие поступки, даже самые безумные. Так, троянский царь, которого звали Парис, за свою возлюбленную Елену целых 10 лет пребывал в осаженной Трое. В результате погибло много людей, в частности, и сам царь.
    О том, что случилось с влюбленными Ромео и Джульеттой, знают все. Они не могли быть вместе, поскольку это противоречило родительским принципам, так как они были лютыми врагами. Но даже это не смогла помешать влюбленной паре. И они решили, что лучше умрут, чем будут жить порознь.
    Все же раньше это чувство больше ценилось, чем в нынешнее время. Так, во времена рыцарей мужчины были готовы пожертвовать собственной жизнью ради своей любимой. После мужчины начали вызывать друг друга на дуэли, чтобы защитить честь женщины или отвоевать ее. В этот же период множество стихотворений было посвящено прекрасной части населения. Но века менялись один за другим и вскоре совсем другие принципы и другие морали стали главенствовать.
    Люди больше не совершают никаких поступков ради своих любимых, даже цветы дарятся только по праздникам. И только немногие по-прежнему считают, что именно женщина является источником вдохновения, ради которой стоит творить, создавать художественные шедевры, писать стихотворения, песни, музыку и другие лирические произведения.
    Но в то же время важно помнить, что любовь является большим трудом. И труд этот должен проявляться с обеих сторон. Необходимо постоянно искать компромиссы, ведь очень часто сходятся люди, которые абсолютно разные по темпераменту. Ведь не зря говорят, что именно противоположности притягиваются. Поэтому только взаимопонимание и взаимопомощь могут привести в дальнейшем к браку. Но даже когда это случится, то все, равно нужно не переставая бороться за свою любовь, поскольку очень часто во время различных бытовых хлопот она начинает угасать.
    Поэтому даже в наше, казалось бы, довольно циничное время не стоит бояться будоражить свое сердце таким прекрасным чувством, как любовь. Его нужно ощущать и им необходимо упиваться. Ведь это так прекрасно, любить кого-то, а еще прекраснее, когда это чувство является взаимным. Поэтому не следует закрываться в себе и бояться, что кто-то может разбить сердце и тогда жизнь приобретет ужасные краски. Нужно рисковать, ведь только те люди, которые готовы на риск, являются самыми счастливыми. Они знают цену радости и знают, что главное в жизни, конечно же, любовь.

  7. Тема любви – вечная тема не только в литературе, но и в искусстве вообще. Каждый художник привносит в нее что-то свое: свое понимание этого чувства, отношение к нему. Писатели Серебряного века по-своему трактовали любовные отношения. Можно сказать, что у них выработалась своя философия любви.
    Бунин и Куприн – одни из самых выдающихся писателей того времени, далеко вышедшие за рамки Серебряного века. Большая часть их творчества посвящена теме любви. Каждый из этих художников создал свои, оригинальные, произведения, которые невозможно спутать с другими.
    Так, в «Темных аллеях» Бунина нет, наверное, ни одного рассказа, посвященного счастливой любви. Так или иначе, это чувство кратковременно и заканчивается драматично, если не трагично. Но писатель утверждает, что, несмотря ни на что, любовь прекрасна. Она, пусть и на короткий миг, освещает жизнь человека и дает ему смысл для дальнейшего существования. Например, в рассказе «Холодная осень» героиня, прожив долгую и очень трудную жизнь, подводит итог: «Но, вспоминая все то, что я пережила с тех пор, всегда спрашиваю себя: да, а что же все-таки было в моей жизни? И отвечаю себе: только тот холодный осенний вечер». Только тот осенний холодный вечер, когда героиня прощалась со своим женихом, уходящим на войну. Так светло и, в то же время, грустно и тяжело было у нее на душе.
    Только в конце вечера герои заговорили о самом страшном: вдруг возлюбленный не вернется с войны? Вдруг его убьют? Героиня не хочет и не может даже подумать об этом: «Я подумала: «А вдруг правда убьют? и неужели я все-таки забуду его в какой-то срок – ведь все в конце концов забывается?» И поспешно ответила, испугавшись своей мысли: «Не говори так! Я не переживу твоей смерти!»
    Жениха героини действительно убили. И девушка пережила его гибель. Она даже вышла замуж, родила ребенка. После революции 1917 года ей пришлось скитаться по России и другим странам. Но, на исходе лет, задумавшись о своей жизни, героиня приходит к мысли, что в ее жизни была только одна любовь. Больше того, в ее жизни была только одна осенняя ночь, которая осветила всю жизнь женщины. В этом – ее жизненный смысл, ее опора и поддержка.
    Герои рассказов «Кавказ» и «Чистый понедельник» не рассуждают о своей жизни, не осмысляют ее. Но и в их жизни любовь-вспышка, любовь–рок сыграла огромную роль. Можно сказать, мне кажется, что она перевернула существование героев, изменила их образ жизни и мысли.
    В «Чистом понедельнике» герой любит свою загадочную возлюбленную жаркой любовью-страстью. Он хочет и от нее получить в ответ то же самое. Но его дама сердца как будто не может быть просто счастлива. Что-то гложет ее, не отпускает. Какая-то печаль не дает быть героине счастливой. «Счастье, счастье… «Счастье наше, дружок, как вода в бредне: тянешь — надулось, а вытащишь – ничего нету», – говорит она.
    Лишь в последнюю ночь перед чистым понедельником героиня полностью отдается герою: и физически и духовно. Но после этого она объявляет, что возвращается к себе домой, в Тверь. И, наверное, уйдет в монастырь.
    Сердце героя от горя разрывалось на части. Он любил эту девушку всей душой. Но, несмотря на все страдания, его любовь к ней – светлое пятно в жизни, пусть и с примесью чего-то горького, непонятного, загадочного.
    Любовь в рассказе «Кавказ» вообще заканчивается трагически. Из-за нее гибнет человек, муж возлюбленной рассказчика. Чувство любви, по Бунину, приносит много горечи. Оно не может быть долговечным. Любовь – это вспышка, которая быстро проходит и несет с собой не только созидательную, но и разрушающую силу. Любовь, по мнению писателя, всегда связана с роком, загадочностью, таинственностью. Но, тем не менее, это – самое высшее счастье, которое только может быть в жизни человека.
    Эту мысль в своем творчестве полностью поддерживает и А.И. Куприн. В повести «Гранатовый браслет» он рисует жертвенное и безответное чувство, которое полностью завладело героем. Этот, казалось бы, непримечательный человечек, мелкий чиновник, обладал огромным даром. Желтков умел любить. Больше того, этому чувству он подчинил всю свою жизнь, все свое существо. Поэтому, когда его попросили больше не уделять внимание его обожаемой Вере Николаевне, герой просто уходит из жизни. Без княгини ему незачем жить. В свом последнем письме он написал: «Я не виноват, Вера Николаевна, что богу было угодно послать, мне, как громадное счастье, любовь к Вам. Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей – для меня вся жизнь заключается только в Вас».
    Желтков осознает это и благодарит Бога за то чувство, которое он испытывает. Герою не нужно в ответ ничего, только писать письма своей возлюбленной и отдавать ей самое дорогое – частичку своей огромной души.
    Для Куприна, на мой взгляд, чувство любви всегда трагично. Настоящая любовь не может быть счастливой до конца, это всегда страдание и боль. По Куприну, любви нужно отдаваться без остатка, испытывать постоянные мучения и чувство счастья одновременно. Для него любовь – идеал, поэтому обыденность и это чувство несовместимы, отсюда вся трагичность судьбы героев. Так чистый и добрый Ромашов из «Поединка» жертвует собой ради расчетливой Шурочки Николаевой.
    Соломон и Суламифь из рассказа Куприна «Суламифь» любили друг друга самоотверженно и взаимно. Каждый из них был готов отдать жизнь за другого. Так и получилось. Но, умирая, Суламифь благодарила бога за то, что он дал ей возможность любить. Умереть на руках любимого, быть омытой его слезами – это было последним счастьем для девушки.
    История этой великой любви осталась в памяти человечества: «Любовь же бедной девушки из виноградника и великого царя никогда не пройдет и не забудется, потому что крепка, как смерть, любовь, потому что каждая женщина, которая любит, – царица, потому что любовь – прекрасна!»
    Любовь для русских писателей конца 19 – начала 20 века является великим чудом, но и великим испытанием. Сильного человека, способного испытывать это чувство, она делает счастливее, лучше, светлее. Но часто заканчивается для этих героев трагически. Такова, по мнению художников Серебряного века, сама природа любви – загадочная, мистическая, роковая…
    Беру!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *