(1)По всей видимости, страх одиночества гораздо чаще, чем кажется, определяет поведение людей. (2)Например, многим неловко в одиночку гулять или зайти в кафе, непереносимо возвращаться вечером в пустую квартиру, непонятно, как без компании провести выходные или отпуск. (3)Поспешный брак, случайные приятели, бессодержательное общение призваны заглушить неприятное переживание, придать уверенности. (4)Особенно тяжело положение людей, которые чувствуют себя одинокими, находясь в кругу приятелей или членов семьи. (5)Конечно, личности независимые, самостоятельные легко переживают одиночество, а если в какой-то период им не хватает общения, то бывает достаточно повидаться со старым другом. (6)Человек же, надеявшийся преодолеть одиночество, вступая в брак, будет сильно разочарован, если убедится, что этого не произошло. (7)Мучительно переживают одиночество люди, которые не мыслили себя без совместной жизни с кем-то, а потом неожиданно, из-за развода или смерти близкого человека, оказались одни. (8)Для тех, кто остро переживает своё одиночество, существует множество программ психологической и психотерапевтической помощи. (9)Это группы встреч, а также тренинги, обучающие навыкам знакомства, установлению взаимопонимания и искренних, открытых отношений. (10)Бежать от одиночества неправильно и бесполезно, считают учёные. (11)Американский психолог Дж. Оди пришёл к выводу, что данное чувство по характеру творческое, созидательное: (12)«Здоровое развитие психики требует чередования периодов интенсивного получения ощущений и информации с периодами погружённости в уединение в целях их переработки». (13)По словам немецкого философа Фридриха Ницше, для развития человека необходим «семикратный опыт одиночества». (14)Только наедине с собой можно услышать свою душу, найти и понять того единственного, кто никогда тебя не покинет, — самого себя. (15)А человек с наполненной и цельной душой всегда привлекателен для других, так что он обязательно найдёт, с кем разделить любовь и дружбу!
(По М. Широковой)
Вступление
Одиночество – чувство, знакомое каждому человеку без исключения. С самого рождения нас пугают ситуации, когда рядом не оказывается близкого человека, способного выслушать или поделиться своими мыслями. Взрослея, мы начинаем понимать, что сами отвечаем за свою жизнь, что наше личное благополучие зависит только от нас. Чтобы уменьшить страх перед одиночеством, люди создают семьи, поддерживают дружеские отношения, даже заводят домашних животных.
Проблема
Проблема одиночества волнует психологов, поэтов и писателей, художников и ученых. Люди пытаются постичь причины одиночества, выяснить положительные стороны противоречивых ощущений, связанных с состоянием одиночества. М. Широкова попыталась выразить свою точку зрения на эту тему.
Комментарий
Она размышляет над проблемой одиночества, считая его мотивом для любых поступков человека. Порой люди даже пообедать или прогуляться наедине с самими собой боятся. Чтобы хоть как-то сгладить неприятные для себя ощущения, многие женятся или выходят замуж без любви, стараются ежесекундно быть на связи со знакомыми посредством смартфонов и приложений для общения.
Следствием поспешных поступков становится разочарование – в себе, в семье, в друзьях. Ведь без настоящих чувств и взаимопонимания разделить свои интересы и потребности не получится. Другими словами, так не преодолеть одиночество.
Есть в мире сильные личности, для которых оказаться один на один с мыслями означает найти ответы на многие вопросы, связанные с познанием мира и окружающих людей. Психологи уверены, что чувство одиночества необходимо человеку для гармоничного развития и правильного построения отношений с реальностью.
Получение впечатлений и информации должны чередоваться с моментами их осмысления – моментами сакрального общения с самими собой. По словам Ф. Ницше, немецкого философа, человек в своей жизни должен испытать «семикратный опыт одиночества», чтобы правильно развиваться.
Авторская позиция
М. Широкова убеждена, что одиночество не так страшно, как кажется на первый взгляд. Именно возможность побыть наедине с собой позволяет услышать свой внутренний голос и понять себя, свою душу. Ведь человек, познавший себя и свой внутренний мир, всегда привлекателен для окружающих. Он всегда найдет, с кем поделиться своей теплотой и заботой.
Своя позиция
Поразмыслив над предложенным текстом, мне хочется согласиться с его автором. От одиночества мы никуда не денемся. Ощущение одиночества может подтолкнуть нас к более активным действиям в области налаживания отношений с людьми – заботе о стариках, поиске своей второй половины, рождению детей.
Внутренние переживания сподвигают творческих людей к созданию великолепных произведений искусства: литературных очерков, щемящих сердце музыкальных зарисовок или шедевров живописи.
Аргумент №1
Думая об одиночестве, нельзя не вспомнить слова из знакомого с детства стихотворения М.Ю. Лермонтова «Парус»: «Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?». Поэт на протяжении всей своей недолгой жизни размышлял над чувством покинутости, ненужности и неприкаянности. Тема одиночества стала одной из основных в его творчестве.
Мне кажется, что причины необъяснимой тоски Лермонтова, его осмысления себя самого как изгнанника, гордого и одинокого Демона, кроются еще в детстве мятежного поэта, ведь он остался сиротой при живом отце. Он много страдал, и результатом этих страданий стали его бессмертные стихотворения.
Аргумент №2
Еще одним ярким литературным примером влияние одиночества на жизнь человека становится повесть Ф.М. Достоевского «Белые ночи». Главный герой настолько одинок, что, гуляя, беседует с деревьями и встречающимися зданиями. Когда жизнь дает ему шанс на любовь, он утрачивает его, так как не умеет жить в реальности. Скорее всего, он не способен выстраивать простое человеческое общение, следствием которого могут стать крепкие родственные узы.
Заключение
Одиночество пугает, но оно и созидает. Самодостаточные люди легко справляются с этим ощущением, извлекая из него пользу – познание себя и создание величайших и сильнейших произведений.
Но не нужно забывать и про позитивную сторону. Любому со временем надоедают большие компании и громкие гуляния. Хочется побыть наедине с собой. Появляется потребность отдохнуть и собраться с мыслями. В этом нет ничего постыдного. Многие известные художники предпочитали писать свои картины в закрытых мастерских, большинство композиторов – работать там, где их не смогут побеспокоить. Аналогичная ситуация и с писателями, и со многими остальными представителями творческих профессий. В данном случае уединение приносит желанный покой и помогает сосредоточиться.
Так что же такое одиночество? Медленная убивающая болезнь, или разновидность душевного отдыха? Думаю, на этот вопрос каждый должен ответить сам. Лично я считаю, что это зависит от ситуации. Конечно, иногда нужно побыть одному и осмыслит некоторые вещи, но не стоит с этим затягивать. Достаточно помнить одно известное выражение: «Всё есть яд и всё есть лекарство. Дело лишь в дозе.»
Сочинение рассуждение про Одиночество
С каждой минутой количество людей на планете только прибавляется. Человеку приходиться постоянно общаться с огромным числом других индивидов. Процесс взаимодействия становится масштабным и прогрессирующим. Человеку трудно акцентировать внимание на конкретных личностях. Для того, чтобы быть на волне успеха необходимо движение. Идет бесконечная гонка обменом информацией. Люди перестают чувствовать, а только думают над различными событиями. Внутри человека образуется пустота.
Одиночество – самый большой страх человека. Многие люди проживают свою жизнь в одиночестве, заменяя это понятие свободой личности. Каждый человек, живущий по таким принципам, либо не осознал величину проблемы, либо существует в притворстве своего бытия. В наши нестабильные времена бытует мнение о том, что прожить в одиночестве легче, чем нести ответственность, за чью-либо судьбу. Современная среда существования создала такие условия. Мы бежим, творим, постоянно думаем о самореализации, забывая об истинном призвании человека – служение другим. Давать – это значит быть в единении с человеческой природой. Однако многие люди живут, как, казалось бы, полноценной жизнью в современном обществе. У них есть близкие люди, которые всегда рядом и готовы помочь в трудной ситуации, но при этом чувство одиночества не покидает их. Вся жизнь сплошная головоломка и нет способа решить ее. Мы живем с одними людьми, а мечтаем о других. Идя по дороге взросления, так и не осознаем значение встречающихся нам людей. Можно только на закате своего пути понять, что душа так и не наполнилась тем чувством, которое создает счастье.
Как встретить своего человека? Как наполнить душу радостью? Единого ответа нет. Каждый сам может только попытаться справиться с этой проблемой. Не нужно бежать и искать родственную душу. Как бы печально не звучало, но для обретения счастья необходимо время. Кто-то встречает своего человека в самом начале жизненного пути, а кто-то в то время когда готов к изменениям сознания, а это происходит значительно позже. Изменение мыслей человека зачастую приближает нас к соединению с другими людьми. Многие индивиды просто не в состоянии принять другого человека в силу определенных убеждений. Освободите свой разум от дурных мыслей, постарайтесь сломать «оковы» старых убеждений и ваш внутренний мир наполнится счастьем и любовью. Только тогда, когда в вашей душе наступит гармония, дверь откроется для дорогого гостя – вашего будущего спутника…
Когда я только пошёл в школу, у нас в классе был мальчик, который был очень жизнелюбивым. Его звали Артём. Он радовался всему хорошему, а во всём плохом всегда мог увидеть что-нибудь хорошее. В середине 3 четверти у него случилась трагедия. Мальчик потерял родителей в аварии, когда те возвращались с работы. Артём остался один. Его взяла под опеку тётка которую он плохо знал. Артём очень сильно грустил. Сначала он просто выглядел всегда унылым. Но продолжал общаться с ребятами из нашего класса. Со временем он перестал общаться с нами и не обращал на нас внимания. От общения с нами он сам отказался, а у тёти просто не было времени чтобы поговорить с ним, выслушать его, так как она целыми днями находилась на работе, чтобы содержать мальчика. Он стал совсем одиноким. Я выбрал данный пример потому что именно он максимально приближённо изображает состояние человека в одиночестве и то, как меняется человек находясь в этом состоянии длительное время.
Также в одиночестве иногда даже стоит побыть, ведь все мы иногда устаём от различного шума находясь постоянно в обществе. Большинство талантливых людей придумывают шедевры находясь одни, но это не значит что они были всегда одинокими. Они просто удалялись от общества чтобы им никто не мешал. Так же и поступил бы любой человек, который занят важным делом, особенно если ему мешают другие люди, не дающие сосредоточиться на размышлении или чём-то другом.
В заключение, можно сделать вывод, находясь длительное время в одиночестве человек меняется до неузнаваемости. Перестаёт поддерживать контакт с окружающим миром и замыкается в себе. Но если человек просто устал от большого количества людей, то одиночество ему будет даже полезным, ведь он может обдумать некоторые ситуации, придумать что-нибудь гениальное и так далее.
6, 7, 9, 10, 11 класс
Многие писатели пытались раскрыть тему одиночества. М.Ю. Лермонтов в романе «Герой нашего времени» рассказывает нам о судьбе совершенно одинокого в душе человека. Печорин родился в богатой и родовитой семье, был красив и умен, а также окружён множеством женщин и фальшивых друзей. Но он никогда не пытался с ними сблизится по-настоящему. Григорию казалось, что всё его существование бессмысленно. Он не видел интереса в окружающих его личностях, да и во всём мире в целом. Печорин часто задумывается над жизнью, пытаясь понять свои страдания. Испытывая боль, он не раз причинял её и другим людям, всегда оставаясь в одиночестве.
Многие из нас боятся выделиться чем-то, ведь иногда это заканчивается осуждением со стороны общества. Так, в комедии «Горе от ума», А. С. Грибоедов рассказывает о жизни недопонятого человека. Главный герой наделён чертами честного, независимого мыслителя и даже пророка: он предрекает миру московского дворянства неминуемый крах, ведь он основан на лжи и притворстве. Александр Чацкий пытается бороться с несправедливостью этого мира. Он отказывается строить карьеру в России из-за коррупционной системы и выступает против крепостного права. Однако его взгляды не принимаются в «фамусовском обществе», где в первую очередь важны деньги и социальный статус. Героя не принимают и считают сумасшедшим. А предательство Софьи заставляет его навсегда уехать из дома Фамусовых. Так и получилось, что стремление к правде и справедливости привело Александра к тому, что он стал чужим на родине.
Вынужденное одиночество
Тема одиночества является одной из ведущих в лирике Лермонтова. Это во многом объясняется методом, которым написаны его стихи и неповторимыми особенностями личности поэта, его мироощущения и творческого дара. Лермонтов – поэт-романтик, поэтому часто лирический герой его стихов — это одинокая, гордая личность, противопоставленная обществу, с которым она находится в неразрешимом конфликте. У него нет друга, способного поддержать его “в минуту душевной невзгоды”, нет возлюбленной. Он одинок в толпе, а временами его одиночество достигает вселенского масштаба.
Уже в раннем творчестве эта тема декларируется поэтом как основная. В стихотворении “Одиночество”, написанном в 1830 году, лирический герой осознает, что весь свой жизненный путь от рождения до смерти ему предстоит пройти одному. Тоска по “родной душе” сопровождает героя лирических стихотворений Лермонтова на протяжении всей его жизни. Ему горестно осознавать, что утешения дружбы, поддержка близкого человека недоступны для него. В стихотворении “И скучно и грустно…” он одинок “в минуту душевной невзгоды”, некому подать руку, нет рядом того, кто выразит сочувствие и понимание, окажет дружескую поддержку.
Лирический герой Лермонтова также несчастлив в любви, его преследуют измена и предательство. Любовь не приносит ему радости, не дарит счастья. В стихотворении “Я не унижусь пред тобою…” поэт изумлен коварством своей возлюбленной, которая казалась ему ангелом. В связи с мотивом одиночества и обмана в стихах Лермонтова появляется образ нищего, отверженного и презираемого всеми. В одноименном стихотворении жаждущий ответной любви лирический герой, сравнивает себя с бедняком, просящим подаяния, чтобы не умереть с голода. Но его надежда на помощь и сострадание людей не оправдалась: кто-то в насмешку положил камень в его протянутую руку. Так, лучшие чувства героя стихотворения были обмануты. Любовь, о которой он молил, оказалась ему недоступной, а сам он отвергнут своей возлюбленной.
Одиночество героя лирических стихотворений Лермонтова распространяется не только на его личную жизнь, он одинок и в обществе, у него нет товарищей, нет единомышленников, разделяющих с ним одни и те же убеждения и жизненные принципы. В стихотворении “Как часто пестрою толпою окружен…” оказавшись на бале-маскараде, он чувствует себя чужим среди веселящейся равнодушной толпы. Ему тяжело оттого, что его окружают “образы бездушные людей, приличьем стянутые маски”, неспособные на проявление человеческого тепла, сочувствия, сострадания. Чтобы найти утешение в этой ситуации, лирический герой устремляется мечтой в мир детства, где сосредоточено для него все самое дорогое. Бегство в память, в мечту – любимый романтический мотив Лермонтова-поэта. Он вспоминает себя ребенком, воскрешает в своем воображении отрадные для него картины детства. Не имея возможности полюбить ни одну из светских красавиц, присутствующих на балу, он создает в своем воображении портрет прекрасной возлюбленной. Этот вымышленный образ целиком овладевает его сердцем. Но мечта – это не реальность, опомнившись, лирический герой узнает обман, и ему хочется бросить в лицо светскому обществу “железный стих, облитый горечью и злостью”.
Поэт одинок не только в толпе на бале-маскараде, он чувствует себя одиноким и среди своего поколения. Сознавая себя на голову выше общества, его окружающего, он понимает, что пороки его поколения свойственны и ему. Однако он считает себя вправе судить своих современников. В стихотворении “Дума” противопоставляя себя своему поколению, он обвиняет его в отсутствии высоких жизненных идеалов и положительных ценностей.
Мотив человеческой разобщенности и вечного одиночества появляется в стихотворении “На севере диком стоит одиноко…”, представляющем собой вольный перевод стихотворения Гейне. Допустив существенное отступления от смысла оригинала, Лермонтов изображает два существа одного рода, а не мужского и женского, как у Гейне. Вследствие этого стихотворение приобретает более общий смысл, поэтически выражая тоску по человеческому единству.
Порой одиночество лирического героя приобретает космические масштабы, он чувствует себя одиноким во всем мире, подобно демону, с презрением взирающим на всю вселенную, сотворенную Богом. В стихотворении “Пусть я кого-нибудь люблю…”, герой уподобляет себя одинокому властелину неба, живущему в прекрасном мире, но в полном одиночестве, которое никто не может с ним разделить.
Теме одиночества сопутствует мотив изгнания. В стихотворении “Нет, я не Байрон, я другой…” лирический герой осознает, что он избран, чтобы стать поэтом, но одновременно обречен быть странником, гонимым миром. Используя образы-символы, связанные с миром природы, Лермонтов продолжает эту тему в стихотворении “Дубовый листок”. Оторванный от родной ветки, засохший без тени, лишенный покоя дубовый листок не может найти себе пристанища ни в родном краю, ни в прохладной тени среди листьев чинары. В стихотворении “Тучи” лирический герой также изгнанник, он противопоставляет себя холодным и бесчувственным тучам, не испытывающим боли от разлуки с родиной, с “милым севером”.
Преодолеть свою изолированность, обрести желанную гармонию, ощущение единения с окружающим миром поэту помогает общение с природой. Так, в стихотворении “Выхожу один я на дорогу…” внутренне состояние лирического героя, отмеченное душевным разладом, противопоставляется покою и благости, царящим во вселенной, наполненной общением и согласием. Размышляя, он пытается понять свое место в жизни мироздания, найти утешение, “свободу и покой” от опустошающих его желаний и стремлений. Однако минуты гармонии и покоя крайне редки, лишь на короткий миг ему удается достичь успокоения, преодолеть внутреннюю боль, обрести желанное единство с самим собой и с окружающим миром. Такое редкостное душевное состояние описано в стихотворении “Когда волнуется желтеющая нива…”: небесное и земное соединяютсясе же прекрасной возлюбленной, его сердцемпоколения. иовека, живущего бессознательной жизньюодвижность и отсутствие жизни. в сознании героя, он счастлив, переживая присутствие Бога на земле.
Однако романтическое сознание Лермонтова-поэта не удовлетворяется одним покоем, в котором он видит неподвижность и отсутствие жизни. Поэтому поиск счастья в его поэзии часто связан с бегством от него. В своем раннем стихотворении “Парус”, написанном в 1832 году и ставшем поэтическим манифестом, Лермонтов проводит мысль о единстве противоположных начал. Здесь объединены буря и покой, поиск смысла жизни и вечная неудовлетворенность найденным.
Мятежная душа лирического героя поэзии Лермонтова обречена на вечные одинокие скитания. Такое мироощущение отличает поэта от обычного заурядного человека толпы, живущего бессознательной жизнью. Именно оно стало источником конфликта поэта с обществом, конфликта который болезненно переживался Лермонтовым в течение всей его жизни и привел его к безвременной трагической смерти.
Всегда ли одиночество приносит человеку дискомфорт, грусть и тоску? Конечно, нет. Иногда он даже сам стремится побыть один, чтобы обдумать какие-то важные для него вещи, отдохнуть от людей, побыть в тишине. Одиночество полезно, когда человеку хочется разобраться в себе, послушать любимую музыку или насладиться природой. В такие моменты у талантливых людей рождаются творческие порывы, а иногда и шедевры.
Но часто одиночество все-таки угнетает человека. Наша тяга к социализации толкает нас на поиски общения. Нам нужны близкие люди, которые поймут нас и поддержат.
В литературе можно найти произведения, поднимающие тему одиночества. Например, «Матренин двор» Солженицына. Героиня рассказа Матрена, потеряв всех своих детей и мужа, осталась одна и от мучительного одиночества взяла на воспитание девочку Киру. Сама она небогата и больна, но никому не отказывает в помощи. К сожалению, жизнь ее закончилась трагично и нелепо, но, тем не менее, тема одиночества и взаимоотношений между людьми раскрыта в рассказе достаточно полно.
Еще одним примером данной темы можно считать «Мцыри» Лермонтова. В раннем детстве герой попадает в монастырь, где монахи спасают его от смерти. Но место это становится для Мцыри настоящей тюрьмой. Он оказывается в одиночестве, которое невыносимо давит на молодого человека. Такая жизнь ему претит, герой решается на побег. Все, чего он хочет – это вернуться к родным на Кавказ. Но мечте его не суждено сбыться. Мцыри погибает, так и не увидев родных. Поэма эта очень печальная, на мой взгляд, но она хорошо иллюстрирует, чем может обернуться для человека вынужденное одиночество.
Одиночество – это то чувство, когда человеку не с кем поговорить. Одиночество не обязательно должно иметь место только в пустыне или на необитаемом острове. Напротив, оглянитесь вокруг и вы сильно удивитесь, как много среди окружающей вас толпы одиноких людей. К сожалению, чем более развитым становится общество, тем больше одиноких людей в нем появляется. мне сложно объяснить этот феномен, но видимо дело в том, что все большее время у человека занимает помимо работы средства электронной коммуникации – телевидение, интернет, игры. Человек вроде бы оказывается и окруженным другими людьми, но вместе с тем, ощущает себя абсолютно чуждым этому миру. Он одинок. И понимание этого приводит к депрессиям, самоубийствам, тоске, меланхолии. Некоторые борются с одиночеством уходя в творчество и тогда рождаются Есенины и Лермонтовы, другие ищут избавление от одиночества в любви и детях, третьи просто озлобляются. Человек – существо общественное и пребывание в одиночестве губительно сказывается на его мозге, человек просто сходит с ума. но мы только что выяснили, что одиночество – это не отсутствие других людей. Это отсутствие близких людей и наверное потому все большее число людей в мире страдают от различных психических расстройств и ищут спасения у психотерапевтов. Их мучает одиночество, настоящий бич нашего времени, от которого нет универсальной таблетки. Есть только один выход из одиночества – уметь искренне интересоваться другими людьми и тогда они также будут интересоваться вами.
“Гранатовый браслет” — повесть о любви. Труд над повестью повлиял на душевное состояние Александра Ивановича Куприна. Главный герой “Гранатового браслета” — незначительный чиновник с фамилией Желтков, безнадежно и безответно влюбленный в княгиню Веру, жену предводителя дворянства. Желтков подписывает свои письма к ней только инициалами “Г.С.Ж.”. Драма случается, когда в день ее ангела он дарит Вере в знак своей любви старинную семейную реликвию — гранатовый браслет. Желтков повествует в письме об уникальных свойствах одного из гранатов: “Посередине, между большими камнями, Вы увидите один зеленый. Это весьма редкий сорт граната — зеленый гранат. По старинному преданию, сохранившемуся в нашей семье, он имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и отгоняет от них тяжелые мысли, мужчин же охраняет от насильственной смерти… Вы можете сейчас же выбросить эту смешную игрушку, но — я буду счастлив и тем, что к ней прикасались Ваши руки”.
У княгини Веры “прежняя страстная любовь к мужу давно уже перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы”, не питает она каких-либо сильных чувств и к своему загадочному поклоннику. Однако такое внимание ей до некоторой степени льстит. Вера думает, что письма Желткова — всего лишь невинная шутка. Она не придает им того значения, которое придает ее брат Николай Николаевич Мирза-Булат-Тугановский, товарищ прокурора. Он, как и другие столпы местного светского общества, расценивает присылку браслета как нарушение всех и всяческих приличий. Николай Николаевич устанавливает личность бедного влюбленного и вместе с мужем Веры, князем Василием Львовичем, приходит на квартиру к Желткову. Они делают ему унизительный выговор: “…Последним вашим поступком, именно присылкой этого вот самого гранатового браслета, вы переступили те границы, где кончается наше терпение. Понимаете? — кончается. Я от вас не скрою, что первой нашей мыслью была обратиться к помощи власти, но мы не сделали этого, и я очень рад, что не сделали, потому что… я сразу угадал в вас благородного человека”. Однако игру в благородство товарищ прокурора продолжал недолго, и Николай Николаевич зловеще проговаривается: “Видите ли, милый мой, эта мера от вас никогда не уйдет… Врываться в чужое семейство…” Люди типа Тугановского не верят в чистую, платоническую любовь Желткова, подозревая его в пошлейшем адюльтере. Он же говорит Вериному мужу: “Я знаю, что не в силах разлюбить ее никогда…” Желтков не смог даже увидеться в последний раз со своей возлюбленной, та лишь заявила в телефонном разговоре, что ей эта история уже надоела. И Желтков написал Вере прощальное письмо: “Я не виноват, Вера Николаевна, что Богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам. Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей — для меня вся жизнь заключается только в Вас. Я теперь чувствую, что каким-то неудобным клином врезался в Вашу жизнь. Если можете, простите меня за это. Сегодня я уезжаю и никогда не вернусь, и ничто Вам обо мне не напомнит.
Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете. Я проверял себя — это не болезнь, не маниакальная идея — это любовь, которою Богу было угодно за что-то меня вознаградить.
Пусть я был смешон в Ваших глазах и в глазах Вашего брата… Уходя, я в восторге говорю: “Да святится имя твое”.
Восемь лет тому назад я увидел Вас в цирке, в ложе, и тогда же в первую секунду я сказал себе: я ее люблю потому, что на свете нет ничего похожего на нее, нет ничего лучше, нет ни зверя, ни растения, ни звезды, ни человека прекраснее Вас и нежнее. В Вас как будто бы воплотилась вся красота земли…”
Любовь для героя — это в том числе и лекарство от одиночества. Ведь ничего в жизни, кроме любви к Вере, для него фактически не существует — ни друзей, ни иных женщин, ни семьи, ни науки, ни философии, ни служебной карьеры. К тому же, чтобы сделать новую оправу для браслета, Желтков растратил казенные деньги, и ему грозил суд. Однако не растрата стала причиной самоубийства героя купринской повести. Покончить с собой его вынудило сознание, что невозможность более видеть ту единственную, которую любил, оставит его теперь уже в полном, абсолютном одиночестве.
Вера Николаевна чувствует трагический конец Желткова. Еще до получения конечного письма она предупреждает мужа: “…Я знаю, что этот человек убьет себя”. Она, уже после самоубийства Желткова, едет на квартиру, где он жил, и узнает, что покойный просил хозяйку передать: “Если случится, что я умру и придет поглядеть на меня какая-нибудь дама, то скажите ей, что у Бетховена самое лучшее произведение — “Аппассионата” (название этой сонаты и стало эпиграфом к “Гранатовому браслету”).
Княгиня понимает свою вину перед умершим — не оттолкни она его грубо, возможно, не совершилось бы непоправимого. Супруга и брата, которые в большей степени способствовали происшедшему, Вера Николаевна после возвращения от желтковской хозяйки не могла видеть. Она осознает, что почти настолько же одинока, как и человек, преданно и самозабвенно любивший ее. И только лишь, когда услышит бетховенскую “Аппассионату” в исполнении известной пианистки, чувствует, словно с ней объясняется подаривший гранатовый браслет: “Ты, ты и люди; которые окружали тебя, все вы не знаете, как ты была прекрасна. Бьют часы. Время. И, умирая, я в скорбный час расставания с жизнью все-таки пою — слава тебе”. И сквозь рыдания княгини музыка будто бы посылала ей успокоение: “Успокойся, дорогая, успокойся, успокойся. Ты обо мне помнишь? Помнишь? Ты ведь моя единая и последняя любовь. Успокойся, я с тобой. Подумай обо мне, и я буду с тобой, потому что мы с тобой любили друг друга только одно мгновение, но навеки. Ты обо мне помнишь? Помнишь? Помнишь? Вот я чувствую твои слезы. Успокойся. Мне спать так сладко, сладко, сладко”. И разумом и душой она постигает, что прощена им, начинает осознавать, будто и на самом деле питала нежные чувства к Желткову, однако в свое время в том сознаться не могла.
Сегодня нередко можно встретить человека, который всё время держится в стороне, он не стремится завести семью и у него почти нет друзей. Однако часто таких людей вполне устраивает их жизнь, они чувствуют, что находятся «в своей тарелке». Нужно признать, что одиночество и одинокие люди были, есть, и будут всегда. Одиночество – это их выбор или сложившееся обстоятельство. Наверное, не лишним будет разобраться с тем, откуда вообще берётся одиночество.
Будучи ребёнком мы все открыты миру, склонны искать друзей, общаться, вероятность одиночества в раннем детстве крайне мала. Конечно, склонность к индивидуалистическому взгляду на мир и на вещи иногда передаётся генетически, но это совсем не говорит о том, что человек будет одиноким.
Что касается конкретных причин, по которым человек становится одиноким, первой из них является разочарование в духовной близости с кем-нибудь, дружбе или ещё каких-либо отношениях. Порой неожиданно для самих себя мы можем понять, что не чувствуем себя комфортно, общаясь с людьми, скорее наоборот чувствуем некий дискомфорт или неудовольствие. Такие выводы не изолируют нас полностью от общества, но мы можем долгое время просто не впускать никого в свою душу, помня о тех проблемах, которые существовали в нашей жизни ранее.
Одиночество иногда возникает и по другой существенной причине. К примеру, если человек потерял близких людей или родственников. Он привык общаться с ними и думал, что так будет всегда. После потери ему уже непросто строить свою жизнь заново, находить новых людей.
Именно две вышеупомянутые причины и являются ключевыми. В обществе одиночество в основном воспринимают как нечто негативное, однако стоит понимать, что для одиночества у человека всегда есть весьма весомые причины.
ЧУВСТВО ТОСКИ И ОДИНОЧЕСТВА В ПОЭЗИИ ЛЕРМОНТОВА
Время, когда жил великий русский поэт М. Ю. Лермонтов, было сложным и противоречивым. Это было время великих исторических событий, время значительных перемен в жизни и взглядах русского общества. Поэт принадлежал к передовым людям того времени, поэтому первым откликнулся на все проблемы и трагедии современной ему жизни. Трагизм и противоречивость эпохи наложили существенный отпечаток на творчество Лермонтова, которое исполнено грусти, тоски и чувства одиночества.
Мысли об одиночестве воплотились в целом ряде ярких образов. Это и «парус одинокий», белеющий среди бушующих волн, и сосна, стоящая «одиноко на голой вершине», и одинокий утес, что «тихонько плачет… в пустыне», и узник, не находящий в мире отрады своему ищущему, страдающему сердцу. «И скучно и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды», — говорит поэт в знаменитом лирическом монологе. Те же мысли можно встретить во многих других его произведениях, к примеру, стихотворение «Одиночество»:
Как страшно жизни сей оковы Нам в одиночестве влачить.
Делить веселье — все готовы:
Никто не хочет грусть делить.
Один я здесь, как царь воздушный,
Страданья в сердце стеснены,
И вижу, как, судьбе послушно,
Года уходят, будто сны…
Обостренное чувство одиночества у Лермонтова было тесно связано с нетерпимостью ко всякого рода несправедливостям, которыми было наполнено окружающее его общество, окружающая его жизнь. Причину своей отчужденности поэт видел в несправедливом устройстве мира, в котором человек вынужден утрачивать все, чем он дорожит.
Если же он сражается за свои идеалы, то обречен на одиночество и непонимание. Именно это произошло с самим Лермонтовым: независимость, любовь к свободе и справедливости, возможность мирного созерцания природы, склонность к самоуглублению и решению нравственно-этических проблем он был вынужден оплачивать утратой дружбы и холодом отчуждения.
Подобно герою поэмы «Демон», автор страдает от противоречий, раздирающих все вокруг него. Он тоскует по гармонии, которая недоступна в этом мире. В понимании поэта гармония вообще недостижима, так как мир изначально расколот и существует в виде несоединимых противоположностей. Лермонтов не был добровольным изгнанником, странником, сознательно, по собственному желанию обрекающим себя на оторванность от окружающего мира, он постоянно испытывал стремление к общению. Это стремление отчетливо прослеживается во многих стихотворениях, таких как «На севере диком…», «Узник», «Сосед», «Пленный рыцарь» и многих других. Но это стремление все время наталкивалось на многочисленные барьеры, почти непреодолимые в условиях сословно-иерархического государства. Лирический герой Лермонтова искренне и глубоко страдает от невозможности преодолеть вынужденное одиночество, он мечтает вырваться из трагического замкнутого круга, надеется обрести «душу родную». Отчетливо об этом сказано в стихотворении «Как часто, пестрою толпою окружен…»:
И странная тоска теснит уж грудь мою:
Я думаю об ней, я плачу и люблю,
Люблю мечты моей созданье С глазами, полными лазурного огня,
С улыбкой розовой, как молодого дня За рощей первое сиянье.
Так царства дивного всесильный господин —
Я долгие часы просиживал один,
И память их жива поныне Под бурей тягостных сомнений и страстей,
Как свежий островок безвредно средь морей Цветет на влажной их пустыне.
Когда ж, опомнившись, обман я узнаю,
И шум толпы людской спугнет мечту мою,
На праздник незваную гостью,
О, как мне хочется смутить веселость их
И дерзко бросить им в глаза железный стих,
Облитый горечью и злостью!..
Стихи Лермонтова полны тоски и печали. Он грустит о том, что в жизни «и радость, и муки, и все так ничтожно». Его существование отягощено неискренними, фальшивыми условиями жизни «высшего» общества.
Текст из ЕГЭ
(1)По всей видимости, страх одиночества гораздо чаще, чем кажется, определяет поведение людей. (2)Например, многим неловко в одиночку гулять или зайти в кафе, непереносимо возвращаться вечером в пустую квартиру, непонятно, как без компании провести выходные или отпуск. (3)Поспешный брак, случайные приятели, бессодержательное общение призваны заглушить неприятное переживание, придать уверенности. (4)Особенно тяжело положение людей, которые чувствуют себя одинокими, находясь в кругу приятелей или членов семьи. (5)Конечно, личности независимые, самостоятельные легко переживают одиночество, а если в какой-то период им не хватает общения, то бывает достаточно повидаться со старым другом. (6)Человек же, надеявшийся преодолеть одиночество, вступая в брак, будет сильно разочарован, если убедится, что этого не произошло. (7)Мучительно переживают одиночество люди, которые не мыслили себя без совместной жизни с кем-то, а потом неожиданно, из-за развода или смерти близкого человека, оказались одни. (8)Для тех, кто остро переживает своё одиночество, существует множество программ психологической и психотерапевтической помощи. (9)Это группы встреч, а также тренинги, обучающие навыкам знакомства, установлению взаимопонимания и искренних, открытых отношений. (10)Бежать от одиночества неправильно и бесполезно, считают учёные. (11)Американский психолог Дж. Оди пришёл к выводу, что данное чувство по характеру творческое, созидательное: (12)«Здоровое развитие психики требует чередования периодов интенсивного получения ощущений и информации с периодами погружённости в уединение в целях их переработки». (13)По словам немецкого философа Фридриха Ницше, для развития человека необходим «семикратный опыт одиночества». (14)Только наедине с собой можно услышать свою душу, найти и понять того единственного, кто никогда тебя не покинет, — самого себя. (15)А человек с наполненной и цельной душой всегда привлекателен для других, так что он обязательно найдёт, с кем разделить любовь и дружбу!
(По М. Широковой)
Вступление
Одиночество – чувство, знакомое каждому человеку без исключения. С самого рождения нас пугают ситуации, когда рядом не оказывается близкого человека, способного выслушать или поделиться своими мыслями. Взрослея, мы начинаем понимать, что сами отвечаем за свою жизнь, что наше личное благополучие зависит только от нас. Чтобы уменьшить страх перед одиночеством, люди создают семьи, поддерживают дружеские отношения, даже заводят домашних животных.
Проблема
Проблема одиночества волнует психологов, поэтов и писателей, художников и ученых. Люди пытаются постичь причины одиночества, выяснить положительные стороны противоречивых ощущений, связанных с состоянием одиночества. М. Широкова попыталась выразить свою точку зрения на эту тему.
Комментарий
Она размышляет над проблемой одиночества, считая его мотивом для любых поступков человека. Порой люди даже пообедать или прогуляться наедине с самими собой боятся. Чтобы хоть как-то сгладить неприятные для себя ощущения, многие женятся или выходят замуж без любви, стараются ежесекундно быть на связи со знакомыми посредством смартфонов и приложений для общения.
Следствием поспешных поступков становится разочарование – в себе, в семье, в друзьях. Ведь без настоящих чувств и взаимопонимания разделить свои интересы и потребности не получится. Другими словами, так не преодолеть одиночество.
Есть в мире сильные личности, для которых оказаться один на один с мыслями означает найти ответы на многие вопросы, связанные с познанием мира и окружающих людей. Психологи уверены, что чувство одиночества необходимо человеку для гармоничного развития и правильного построения отношений с реальностью.
Получение впечатлений и информации должны чередоваться с моментами их осмысления – моментами сакрального общения с самими собой. По словам Ф. Ницше, немецкого философа, человек в своей жизни должен испытать «семикратный опыт одиночества», чтобы правильно развиваться.
Авторская позиция
М. Широкова убеждена, что одиночество не так страшно, как кажется на первый взгляд. Именно возможность побыть наедине с собой позволяет услышать свой внутренний голос и понять себя, свою душу. Ведь человек, познавший себя и свой внутренний мир, всегда привлекателен для окружающих. Он всегда найдет, с кем поделиться своей теплотой и заботой.
Своя позиция
Поразмыслив над предложенным текстом, мне хочется согласиться с его автором. От одиночества мы никуда не денемся. Ощущение одиночества может подтолкнуть нас к более активным действиям в области налаживания отношений с людьми – заботе о стариках, поиске своей второй половины, рождению детей.
Внутренние переживания сподвигают творческих людей к созданию великолепных произведений искусства: литературных очерков, щемящих сердце музыкальных зарисовок или шедевров живописи.
Аргумент №1
Думая об одиночестве, нельзя не вспомнить слова из знакомого с детства стихотворения М.Ю. Лермонтова «Парус»: «Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?». Поэт на протяжении всей своей недолгой жизни размышлял над чувством покинутости, ненужности и неприкаянности. Тема одиночества стала одной из основных в его творчестве.
Мне кажется, что причины необъяснимой тоски Лермонтова, его осмысления себя самого как изгнанника, гордого и одинокого Демона, кроются еще в детстве мятежного поэта, ведь он остался сиротой при живом отце. Он много страдал, и результатом этих страданий стали его бессмертные стихотворения.
Аргумент №2
Еще одним ярким литературным примером влияние одиночества на жизнь человека становится повесть Ф.М. Достоевского «Белые ночи». Главный герой настолько одинок, что, гуляя, беседует с деревьями и встречающимися зданиями. Когда жизнь дает ему шанс на любовь, он утрачивает его, так как не умеет жить в реальности. Скорее всего, он не способен выстраивать простое человеческое общение, следствием которого могут стать крепкие родственные узы.
Заключение
Одиночество пугает, но оно и созидает. Самодостаточные люди легко справляются с этим ощущением, извлекая из него пользу – познание себя и создание величайших и сильнейших произведений.
Но не нужно забывать и про позитивную сторону. Любому со временем надоедают большие компании и громкие гуляния. Хочется побыть наедине с собой. Появляется потребность отдохнуть и собраться с мыслями. В этом нет ничего постыдного. Многие известные художники предпочитали писать свои картины в закрытых мастерских, большинство композиторов – работать там, где их не смогут побеспокоить. Аналогичная ситуация и с писателями, и со многими остальными представителями творческих профессий. В данном случае уединение приносит желанный покой и помогает сосредоточиться.
Так что же такое одиночество? Медленная убивающая болезнь, или разновидность душевного отдыха? Думаю, на этот вопрос каждый должен ответить сам. Лично я считаю, что это зависит от ситуации. Конечно, иногда нужно побыть одному и осмыслит некоторые вещи, но не стоит с этим затягивать. Достаточно помнить одно известное выражение: «Всё есть яд и всё есть лекарство. Дело лишь в дозе.»
Сочинение рассуждение про Одиночество
С каждой минутой количество людей на планете только прибавляется. Человеку приходиться постоянно общаться с огромным числом других индивидов. Процесс взаимодействия становится масштабным и прогрессирующим. Человеку трудно акцентировать внимание на конкретных личностях. Для того, чтобы быть на волне успеха необходимо движение. Идет бесконечная гонка обменом информацией. Люди перестают чувствовать, а только думают над различными событиями. Внутри человека образуется пустота.
Одиночество – самый большой страх человека. Многие люди проживают свою жизнь в одиночестве, заменяя это понятие свободой личности. Каждый человек, живущий по таким принципам, либо не осознал величину проблемы, либо существует в притворстве своего бытия. В наши нестабильные времена бытует мнение о том, что прожить в одиночестве легче, чем нести ответственность, за чью-либо судьбу. Современная среда существования создала такие условия. Мы бежим, творим, постоянно думаем о самореализации, забывая об истинном призвании человека – служение другим. Давать – это значит быть в единении с человеческой природой. Однако многие люди живут, как, казалось бы, полноценной жизнью в современном обществе. У них есть близкие люди, которые всегда рядом и готовы помочь в трудной ситуации, но при этом чувство одиночества не покидает их. Вся жизнь сплошная головоломка и нет способа решить ее. Мы живем с одними людьми, а мечтаем о других. Идя по дороге взросления, так и не осознаем значение встречающихся нам людей. Можно только на закате своего пути понять, что душа так и не наполнилась тем чувством, которое создает счастье.
Как встретить своего человека? Как наполнить душу радостью? Единого ответа нет. Каждый сам может только попытаться справиться с этой проблемой. Не нужно бежать и искать родственную душу. Как бы печально не звучало, но для обретения счастья необходимо время. Кто-то встречает своего человека в самом начале жизненного пути, а кто-то в то время когда готов к изменениям сознания, а это происходит значительно позже. Изменение мыслей человека зачастую приближает нас к соединению с другими людьми. Многие индивиды просто не в состоянии принять другого человека в силу определенных убеждений. Освободите свой разум от дурных мыслей, постарайтесь сломать «оковы» старых убеждений и ваш внутренний мир наполнится счастьем и любовью. Только тогда, когда в вашей душе наступит гармония, дверь откроется для дорогого гостя – вашего будущего спутника…
Когда я только пошёл в школу, у нас в классе был мальчик, который был очень жизнелюбивым. Его звали Артём. Он радовался всему хорошему, а во всём плохом всегда мог увидеть что-нибудь хорошее. В середине 3 четверти у него случилась трагедия. Мальчик потерял родителей в аварии, когда те возвращались с работы. Артём остался один. Его взяла под опеку тётка которую он плохо знал. Артём очень сильно грустил. Сначала он просто выглядел всегда унылым. Но продолжал общаться с ребятами из нашего класса. Со временем он перестал общаться с нами и не обращал на нас внимания. От общения с нами он сам отказался, а у тёти просто не было времени чтобы поговорить с ним, выслушать его, так как она целыми днями находилась на работе, чтобы содержать мальчика. Он стал совсем одиноким. Я выбрал данный пример потому что именно он максимально приближённо изображает состояние человека в одиночестве и то, как меняется человек находясь в этом состоянии длительное время.
Также в одиночестве иногда даже стоит побыть, ведь все мы иногда устаём от различного шума находясь постоянно в обществе. Большинство талантливых людей придумывают шедевры находясь одни, но это не значит что они были всегда одинокими. Они просто удалялись от общества чтобы им никто не мешал. Так же и поступил бы любой человек, который занят важным делом, особенно если ему мешают другие люди, не дающие сосредоточиться на размышлении или чём-то другом.
В заключение, можно сделать вывод, находясь длительное время в одиночестве человек меняется до неузнаваемости. Перестаёт поддерживать контакт с окружающим миром и замыкается в себе. Но если человек просто устал от большого количества людей, то одиночество ему будет даже полезным, ведь он может обдумать некоторые ситуации, придумать что-нибудь гениальное и так далее.
6, 7, 9, 10, 11 класс
Многие писатели пытались раскрыть тему одиночества. М.Ю. Лермонтов в романе «Герой нашего времени» рассказывает нам о судьбе совершенно одинокого в душе человека. Печорин родился в богатой и родовитой семье, был красив и умен, а также окружён множеством женщин и фальшивых друзей. Но он никогда не пытался с ними сблизится по-настоящему. Григорию казалось, что всё его существование бессмысленно. Он не видел интереса в окружающих его личностях, да и во всём мире в целом. Печорин часто задумывается над жизнью, пытаясь понять свои страдания. Испытывая боль, он не раз причинял её и другим людям, всегда оставаясь в одиночестве.
Многие из нас боятся выделиться чем-то, ведь иногда это заканчивается осуждением со стороны общества. Так, в комедии «Горе от ума», А. С. Грибоедов рассказывает о жизни недопонятого человека. Главный герой наделён чертами честного, независимого мыслителя и даже пророка: он предрекает миру московского дворянства неминуемый крах, ведь он основан на лжи и притворстве. Александр Чацкий пытается бороться с несправедливостью этого мира. Он отказывается строить карьеру в России из-за коррупционной системы и выступает против крепостного права. Однако его взгляды не принимаются в «фамусовском обществе», где в первую очередь важны деньги и социальный статус. Героя не принимают и считают сумасшедшим. А предательство Софьи заставляет его навсегда уехать из дома Фамусовых. Так и получилось, что стремление к правде и справедливости привело Александра к тому, что он стал чужим на родине.
Вынужденное одиночество
Тема одиночества является одной из ведущих в лирике Лермонтова. Это во многом объясняется методом, которым написаны его стихи и неповторимыми особенностями личности поэта, его мироощущения и творческого дара. Лермонтов – поэт-романтик, поэтому часто лирический герой его стихов — это одинокая, гордая личность, противопоставленная обществу, с которым она находится в неразрешимом конфликте. У него нет друга, способного поддержать его “в минуту душевной невзгоды”, нет возлюбленной. Он одинок в толпе, а временами его одиночество достигает вселенского масштаба.
Уже в раннем творчестве эта тема декларируется поэтом как основная. В стихотворении “Одиночество”, написанном в 1830 году, лирический герой осознает, что весь свой жизненный путь от рождения до смерти ему предстоит пройти одному. Тоска по “родной душе” сопровождает героя лирических стихотворений Лермонтова на протяжении всей его жизни. Ему горестно осознавать, что утешения дружбы, поддержка близкого человека недоступны для него. В стихотворении “И скучно и грустно…” он одинок “в минуту душевной невзгоды”, некому подать руку, нет рядом того, кто выразит сочувствие и понимание, окажет дружескую поддержку.
Лирический герой Лермонтова также несчастлив в любви, его преследуют измена и предательство. Любовь не приносит ему радости, не дарит счастья. В стихотворении “Я не унижусь пред тобою…” поэт изумлен коварством своей возлюбленной, которая казалась ему ангелом. В связи с мотивом одиночества и обмана в стихах Лермонтова появляется образ нищего, отверженного и презираемого всеми. В одноименном стихотворении жаждущий ответной любви лирический герой, сравнивает себя с бедняком, просящим подаяния, чтобы не умереть с голода. Но его надежда на помощь и сострадание людей не оправдалась: кто-то в насмешку положил камень в его протянутую руку. Так, лучшие чувства героя стихотворения были обмануты. Любовь, о которой он молил, оказалась ему недоступной, а сам он отвергнут своей возлюбленной.
Одиночество героя лирических стихотворений Лермонтова распространяется не только на его личную жизнь, он одинок и в обществе, у него нет товарищей, нет единомышленников, разделяющих с ним одни и те же убеждения и жизненные принципы. В стихотворении “Как часто пестрою толпою окружен…” оказавшись на бале-маскараде, он чувствует себя чужим среди веселящейся равнодушной толпы. Ему тяжело оттого, что его окружают “образы бездушные людей, приличьем стянутые маски”, неспособные на проявление человеческого тепла, сочувствия, сострадания. Чтобы найти утешение в этой ситуации, лирический герой устремляется мечтой в мир детства, где сосредоточено для него все самое дорогое. Бегство в память, в мечту – любимый романтический мотив Лермонтова-поэта. Он вспоминает себя ребенком, воскрешает в своем воображении отрадные для него картины детства. Не имея возможности полюбить ни одну из светских красавиц, присутствующих на балу, он создает в своем воображении портрет прекрасной возлюбленной. Этот вымышленный образ целиком овладевает его сердцем. Но мечта – это не реальность, опомнившись, лирический герой узнает обман, и ему хочется бросить в лицо светскому обществу “железный стих, облитый горечью и злостью”.
Поэт одинок не только в толпе на бале-маскараде, он чувствует себя одиноким и среди своего поколения. Сознавая себя на голову выше общества, его окружающего, он понимает, что пороки его поколения свойственны и ему. Однако он считает себя вправе судить своих современников. В стихотворении “Дума” противопоставляя себя своему поколению, он обвиняет его в отсутствии высоких жизненных идеалов и положительных ценностей.
Мотив человеческой разобщенности и вечного одиночества появляется в стихотворении “На севере диком стоит одиноко…”, представляющем собой вольный перевод стихотворения Гейне. Допустив существенное отступления от смысла оригинала, Лермонтов изображает два существа одного рода, а не мужского и женского, как у Гейне. Вследствие этого стихотворение приобретает более общий смысл, поэтически выражая тоску по человеческому единству.
Порой одиночество лирического героя приобретает космические масштабы, он чувствует себя одиноким во всем мире, подобно демону, с презрением взирающим на всю вселенную, сотворенную Богом. В стихотворении “Пусть я кого-нибудь люблю…”, герой уподобляет себя одинокому властелину неба, живущему в прекрасном мире, но в полном одиночестве, которое никто не может с ним разделить.
Теме одиночества сопутствует мотив изгнания. В стихотворении “Нет, я не Байрон, я другой…” лирический герой осознает, что он избран, чтобы стать поэтом, но одновременно обречен быть странником, гонимым миром. Используя образы-символы, связанные с миром природы, Лермонтов продолжает эту тему в стихотворении “Дубовый листок”. Оторванный от родной ветки, засохший без тени, лишенный покоя дубовый листок не может найти себе пристанища ни в родном краю, ни в прохладной тени среди листьев чинары. В стихотворении “Тучи” лирический герой также изгнанник, он противопоставляет себя холодным и бесчувственным тучам, не испытывающим боли от разлуки с родиной, с “милым севером”.
Преодолеть свою изолированность, обрести желанную гармонию, ощущение единения с окружающим миром поэту помогает общение с природой. Так, в стихотворении “Выхожу один я на дорогу…” внутренне состояние лирического героя, отмеченное душевным разладом, противопоставляется покою и благости, царящим во вселенной, наполненной общением и согласием. Размышляя, он пытается понять свое место в жизни мироздания, найти утешение, “свободу и покой” от опустошающих его желаний и стремлений. Однако минуты гармонии и покоя крайне редки, лишь на короткий миг ему удается достичь успокоения, преодолеть внутреннюю боль, обрести желанное единство с самим собой и с окружающим миром. Такое редкостное душевное состояние описано в стихотворении “Когда волнуется желтеющая нива…”: небесное и земное соединяютсясе же прекрасной возлюбленной, его сердцемпоколения. иовека, живущего бессознательной жизньюодвижность и отсутствие жизни. в сознании героя, он счастлив, переживая присутствие Бога на земле.
Однако романтическое сознание Лермонтова-поэта не удовлетворяется одним покоем, в котором он видит неподвижность и отсутствие жизни. Поэтому поиск счастья в его поэзии часто связан с бегством от него. В своем раннем стихотворении “Парус”, написанном в 1832 году и ставшем поэтическим манифестом, Лермонтов проводит мысль о единстве противоположных начал. Здесь объединены буря и покой, поиск смысла жизни и вечная неудовлетворенность найденным.
Мятежная душа лирического героя поэзии Лермонтова обречена на вечные одинокие скитания. Такое мироощущение отличает поэта от обычного заурядного человека толпы, живущего бессознательной жизнью. Именно оно стало источником конфликта поэта с обществом, конфликта который болезненно переживался Лермонтовым в течение всей его жизни и привел его к безвременной трагической смерти.
Всегда ли одиночество приносит человеку дискомфорт, грусть и тоску? Конечно, нет. Иногда он даже сам стремится побыть один, чтобы обдумать какие-то важные для него вещи, отдохнуть от людей, побыть в тишине. Одиночество полезно, когда человеку хочется разобраться в себе, послушать любимую музыку или насладиться природой. В такие моменты у талантливых людей рождаются творческие порывы, а иногда и шедевры.
Но часто одиночество все-таки угнетает человека. Наша тяга к социализации толкает нас на поиски общения. Нам нужны близкие люди, которые поймут нас и поддержат.
В литературе можно найти произведения, поднимающие тему одиночества. Например, «Матренин двор» Солженицына. Героиня рассказа Матрена, потеряв всех своих детей и мужа, осталась одна и от мучительного одиночества взяла на воспитание девочку Киру. Сама она небогата и больна, но никому не отказывает в помощи. К сожалению, жизнь ее закончилась трагично и нелепо, но, тем не менее, тема одиночества и взаимоотношений между людьми раскрыта в рассказе достаточно полно.
Еще одним примером данной темы можно считать «Мцыри» Лермонтова. В раннем детстве герой попадает в монастырь, где монахи спасают его от смерти. Но место это становится для Мцыри настоящей тюрьмой. Он оказывается в одиночестве, которое невыносимо давит на молодого человека. Такая жизнь ему претит, герой решается на побег. Все, чего он хочет – это вернуться к родным на Кавказ. Но мечте его не суждено сбыться. Мцыри погибает, так и не увидев родных. Поэма эта очень печальная, на мой взгляд, но она хорошо иллюстрирует, чем может обернуться для человека вынужденное одиночество.
Одиночество – это то чувство, когда человеку не с кем поговорить. Одиночество не обязательно должно иметь место только в пустыне или на необитаемом острове. Напротив, оглянитесь вокруг и вы сильно удивитесь, как много среди окружающей вас толпы одиноких людей. К сожалению, чем более развитым становится общество, тем больше одиноких людей в нем появляется. мне сложно объяснить этот феномен, но видимо дело в том, что все большее время у человека занимает помимо работы средства электронной коммуникации – телевидение, интернет, игры. Человек вроде бы оказывается и окруженным другими людьми, но вместе с тем, ощущает себя абсолютно чуждым этому миру. Он одинок. И понимание этого приводит к депрессиям, самоубийствам, тоске, меланхолии. Некоторые борются с одиночеством уходя в творчество и тогда рождаются Есенины и Лермонтовы, другие ищут избавление от одиночества в любви и детях, третьи просто озлобляются. Человек – существо общественное и пребывание в одиночестве губительно сказывается на его мозге, человек просто сходит с ума. но мы только что выяснили, что одиночество – это не отсутствие других людей. Это отсутствие близких людей и наверное потому все большее число людей в мире страдают от различных психических расстройств и ищут спасения у психотерапевтов. Их мучает одиночество, настоящий бич нашего времени, от которого нет универсальной таблетки. Есть только один выход из одиночества – уметь искренне интересоваться другими людьми и тогда они также будут интересоваться вами.
“Гранатовый браслет” — повесть о любви. Труд над повестью повлиял на душевное состояние Александра Ивановича Куприна. Главный герой “Гранатового браслета” — незначительный чиновник с фамилией Желтков, безнадежно и безответно влюбленный в княгиню Веру, жену предводителя дворянства. Желтков подписывает свои письма к ней только инициалами “Г.С.Ж.”. Драма случается, когда в день ее ангела он дарит Вере в знак своей любви старинную семейную реликвию — гранатовый браслет. Желтков повествует в письме об уникальных свойствах одного из гранатов: “Посередине, между большими камнями, Вы увидите один зеленый. Это весьма редкий сорт граната — зеленый гранат. По старинному преданию, сохранившемуся в нашей семье, он имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и отгоняет от них тяжелые мысли, мужчин же охраняет от насильственной смерти… Вы можете сейчас же выбросить эту смешную игрушку, но — я буду счастлив и тем, что к ней прикасались Ваши руки”.
У княгини Веры “прежняя страстная любовь к мужу давно уже перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы”, не питает она каких-либо сильных чувств и к своему загадочному поклоннику. Однако такое внимание ей до некоторой степени льстит. Вера думает, что письма Желткова — всего лишь невинная шутка. Она не придает им того значения, которое придает ее брат Николай Николаевич Мирза-Булат-Тугановский, товарищ прокурора. Он, как и другие столпы местного светского общества, расценивает присылку браслета как нарушение всех и всяческих приличий. Николай Николаевич устанавливает личность бедного влюбленного и вместе с мужем Веры, князем Василием Львовичем, приходит на квартиру к Желткову. Они делают ему унизительный выговор: “…Последним вашим поступком, именно присылкой этого вот самого гранатового браслета, вы переступили те границы, где кончается наше терпение. Понимаете? — кончается. Я от вас не скрою, что первой нашей мыслью была обратиться к помощи власти, но мы не сделали этого, и я очень рад, что не сделали, потому что… я сразу угадал в вас благородного человека”. Однако игру в благородство товарищ прокурора продолжал недолго, и Николай Николаевич зловеще проговаривается: “Видите ли, милый мой, эта мера от вас никогда не уйдет… Врываться в чужое семейство…” Люди типа Тугановского не верят в чистую, платоническую любовь Желткова, подозревая его в пошлейшем адюльтере. Он же говорит Вериному мужу: “Я знаю, что не в силах разлюбить ее никогда…” Желтков не смог даже увидеться в последний раз со своей возлюбленной, та лишь заявила в телефонном разговоре, что ей эта история уже надоела. И Желтков написал Вере прощальное письмо: “Я не виноват, Вера Николаевна, что Богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам. Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей — для меня вся жизнь заключается только в Вас. Я теперь чувствую, что каким-то неудобным клином врезался в Вашу жизнь. Если можете, простите меня за это. Сегодня я уезжаю и никогда не вернусь, и ничто Вам обо мне не напомнит.
Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете. Я проверял себя — это не болезнь, не маниакальная идея — это любовь, которою Богу было угодно за что-то меня вознаградить.
Пусть я был смешон в Ваших глазах и в глазах Вашего брата… Уходя, я в восторге говорю: “Да святится имя твое”.
Восемь лет тому назад я увидел Вас в цирке, в ложе, и тогда же в первую секунду я сказал себе: я ее люблю потому, что на свете нет ничего похожего на нее, нет ничего лучше, нет ни зверя, ни растения, ни звезды, ни человека прекраснее Вас и нежнее. В Вас как будто бы воплотилась вся красота земли…”
Любовь для героя — это в том числе и лекарство от одиночества. Ведь ничего в жизни, кроме любви к Вере, для него фактически не существует — ни друзей, ни иных женщин, ни семьи, ни науки, ни философии, ни служебной карьеры. К тому же, чтобы сделать новую оправу для браслета, Желтков растратил казенные деньги, и ему грозил суд. Однако не растрата стала причиной самоубийства героя купринской повести. Покончить с собой его вынудило сознание, что невозможность более видеть ту единственную, которую любил, оставит его теперь уже в полном, абсолютном одиночестве.
Вера Николаевна чувствует трагический конец Желткова. Еще до получения конечного письма она предупреждает мужа: “…Я знаю, что этот человек убьет себя”. Она, уже после самоубийства Желткова, едет на квартиру, где он жил, и узнает, что покойный просил хозяйку передать: “Если случится, что я умру и придет поглядеть на меня какая-нибудь дама, то скажите ей, что у Бетховена самое лучшее произведение — “Аппассионата” (название этой сонаты и стало эпиграфом к “Гранатовому браслету”).
Княгиня понимает свою вину перед умершим — не оттолкни она его грубо, возможно, не совершилось бы непоправимого. Супруга и брата, которые в большей степени способствовали происшедшему, Вера Николаевна после возвращения от желтковской хозяйки не могла видеть. Она осознает, что почти настолько же одинока, как и человек, преданно и самозабвенно любивший ее. И только лишь, когда услышит бетховенскую “Аппассионату” в исполнении известной пианистки, чувствует, словно с ней объясняется подаривший гранатовый браслет: “Ты, ты и люди; которые окружали тебя, все вы не знаете, как ты была прекрасна. Бьют часы. Время. И, умирая, я в скорбный час расставания с жизнью все-таки пою — слава тебе”. И сквозь рыдания княгини музыка будто бы посылала ей успокоение: “Успокойся, дорогая, успокойся, успокойся. Ты обо мне помнишь? Помнишь? Ты ведь моя единая и последняя любовь. Успокойся, я с тобой. Подумай обо мне, и я буду с тобой, потому что мы с тобой любили друг друга только одно мгновение, но навеки. Ты обо мне помнишь? Помнишь? Помнишь? Вот я чувствую твои слезы. Успокойся. Мне спать так сладко, сладко, сладко”. И разумом и душой она постигает, что прощена им, начинает осознавать, будто и на самом деле питала нежные чувства к Желткову, однако в свое время в том сознаться не могла.
Сегодня нередко можно встретить человека, который всё время держится в стороне, он не стремится завести семью и у него почти нет друзей. Однако часто таких людей вполне устраивает их жизнь, они чувствуют, что находятся «в своей тарелке». Нужно признать, что одиночество и одинокие люди были, есть, и будут всегда. Одиночество – это их выбор или сложившееся обстоятельство. Наверное, не лишним будет разобраться с тем, откуда вообще берётся одиночество.
Будучи ребёнком мы все открыты миру, склонны искать друзей, общаться, вероятность одиночества в раннем детстве крайне мала. Конечно, склонность к индивидуалистическому взгляду на мир и на вещи иногда передаётся генетически, но это совсем не говорит о том, что человек будет одиноким.
Что касается конкретных причин, по которым человек становится одиноким, первой из них является разочарование в духовной близости с кем-нибудь, дружбе или ещё каких-либо отношениях. Порой неожиданно для самих себя мы можем понять, что не чувствуем себя комфортно, общаясь с людьми, скорее наоборот чувствуем некий дискомфорт или неудовольствие. Такие выводы не изолируют нас полностью от общества, но мы можем долгое время просто не впускать никого в свою душу, помня о тех проблемах, которые существовали в нашей жизни ранее.
Одиночество иногда возникает и по другой существенной причине. К примеру, если человек потерял близких людей или родственников. Он привык общаться с ними и думал, что так будет всегда. После потери ему уже непросто строить свою жизнь заново, находить новых людей.
Именно две вышеупомянутые причины и являются ключевыми. В обществе одиночество в основном воспринимают как нечто негативное, однако стоит понимать, что для одиночества у человека всегда есть весьма весомые причины.
ЧУВСТВО ТОСКИ И ОДИНОЧЕСТВА В ПОЭЗИИ ЛЕРМОНТОВА
Время, когда жил великий русский поэт М. Ю. Лермонтов, было сложным и противоречивым. Это было время великих исторических событий, время значительных перемен в жизни и взглядах русского общества. Поэт принадлежал к передовым людям того времени, поэтому первым откликнулся на все проблемы и трагедии современной ему жизни. Трагизм и противоречивость эпохи наложили существенный отпечаток на творчество Лермонтова, которое исполнено грусти, тоски и чувства одиночества.
Мысли об одиночестве воплотились в целом ряде ярких образов. Это и «парус одинокий», белеющий среди бушующих волн, и сосна, стоящая «одиноко на голой вершине», и одинокий утес, что «тихонько плачет… в пустыне», и узник, не находящий в мире отрады своему ищущему, страдающему сердцу. «И скучно и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды», — говорит поэт в знаменитом лирическом монологе. Те же мысли можно встретить во многих других его произведениях, к примеру, стихотворение «Одиночество»:
Как страшно жизни сей оковы Нам в одиночестве влачить.
Делить веселье — все готовы:
Никто не хочет грусть делить.
Один я здесь, как царь воздушный,
Страданья в сердце стеснены,
И вижу, как, судьбе послушно,
Года уходят, будто сны…
Обостренное чувство одиночества у Лермонтова было тесно связано с нетерпимостью ко всякого рода несправедливостям, которыми было наполнено окружающее его общество, окружающая его жизнь. Причину своей отчужденности поэт видел в несправедливом устройстве мира, в котором человек вынужден утрачивать все, чем он дорожит.
Если же он сражается за свои идеалы, то обречен на одиночество и непонимание. Именно это произошло с самим Лермонтовым: независимость, любовь к свободе и справедливости, возможность мирного созерцания природы, склонность к самоуглублению и решению нравственно-этических проблем он был вынужден оплачивать утратой дружбы и холодом отчуждения.
Подобно герою поэмы «Демон», автор страдает от противоречий, раздирающих все вокруг него. Он тоскует по гармонии, которая недоступна в этом мире. В понимании поэта гармония вообще недостижима, так как мир изначально расколот и существует в виде несоединимых противоположностей. Лермонтов не был добровольным изгнанником, странником, сознательно, по собственному желанию обрекающим себя на оторванность от окружающего мира, он постоянно испытывал стремление к общению. Это стремление отчетливо прослеживается во многих стихотворениях, таких как «На севере диком…», «Узник», «Сосед», «Пленный рыцарь» и многих других. Но это стремление все время наталкивалось на многочисленные барьеры, почти непреодолимые в условиях сословно-иерархического государства. Лирический герой Лермонтова искренне и глубоко страдает от невозможности преодолеть вынужденное одиночество, он мечтает вырваться из трагического замкнутого круга, надеется обрести «душу родную». Отчетливо об этом сказано в стихотворении «Как часто, пестрою толпою окружен…»:
И странная тоска теснит уж грудь мою:
Я думаю об ней, я плачу и люблю,
Люблю мечты моей созданье С глазами, полными лазурного огня,
С улыбкой розовой, как молодого дня За рощей первое сиянье.
Так царства дивного всесильный господин —
Я долгие часы просиживал один,
И память их жива поныне Под бурей тягостных сомнений и страстей,
Как свежий островок безвредно средь морей Цветет на влажной их пустыне.
Когда ж, опомнившись, обман я узнаю,
И шум толпы людской спугнет мечту мою,
На праздник незваную гостью,
О, как мне хочется смутить веселость их
И дерзко бросить им в глаза железный стих,
Облитый горечью и злостью!..
Стихи Лермонтова полны тоски и печали. Он грустит о том, что в жизни «и радость, и муки, и все так ничтожно». Его существование отягощено неискренними, фальшивыми условиями жизни «высшего» общества.