Жизненные обстоятельства порой требуют проявления такого качества, как патриотизм. Патриотизм – это ответственность перед родиной, теплая любовь к ней. Это чувство долга, необходимое каждому живущему на Земле человеку.
атриотами не рождаются, ими становятся, прививая любовь к Отечеству, воспитывая чувство прекрасного в своем сердце. Такое качество требует решимости от человека, ответственности за свои действия. Люди не должны предавать свою родину, они обязаны заботиться о ней, прикладывая при этом долю собственных сил.
Множество писателей изображали в своих книгах патриотизм, призывая читателей к любви к родине. Явным примером из литературы служит произведение Александра Сергеевича Пушкина “Капитанская дочка”, где главный герой Петр Гринев служил наказу отца: “Береги честь смолоду”. Персонаж истинный патриот своего Отечества, так как его решения по отношению к родине непоколебимы, он не предал присягу императрицы, находясь под угрозой смерти. Так, Петр Гринев заслуживает восхищения, ибо его действия направлены на сохранение своей родины, заботе о ней.
Обратимся еще к одному примеру: произведение Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба», где патриотом является сам Тарас Бульба, что с детства учил своих сыновей (Остапа и Андрия) стойкости и боевому духу. Он считал, что за спасение Родины нужно отдать жизнь, лишь бы Отечество не попало в руки врагу. К сожалению, к одному из своих детей он не сумел привить чувство долга в полной мере, из-за этого Андрий, руководствуясь зовом сердца, покидает своих близких, переходя на чужую сторону. Он сделал выбор, который его отец – Тарас Бульба – простить не сумел. За жестокий поступок героя по отношению к отцу, Андрий умер от его руки, последние слова, что он услышал из уст Тараса Бульбы: «Я тебя породил, я тебя и убью!» Что и случилось, трагедия! Но это жизнь, у каждого человека свои взгляды на неё, так что для одних патриотизм превыше всего, для иных – это не воспринимается близко к душе.
А.С. Пушкин “Капитанская дочка”. Петр Гринев не может допустить и мысли о том, чтобы присягнуть самозванцу Пугачеву, хотя это грозит ему смертью. Он – человек чести, верный присяге и своему слову, настоящий солдат. Хотя Пугачев добр к Петру Гриневу, молодой солдат не стремится ему угодить или дать обещание не трогать его людей. В самых сложных ситуациях Петр Гринев противостоит захватчикам. И хотя герой не раз обращается к Пугачеву за помощью, его нельзя обвинить в предательстве, потому что это все он делает ради спасения Маши Мироновой. Петр Гринев – настоящий патриот, готовый отдать жизнь за Родину, что и доказывают его поступки. Обвинения в предательстве, которые предъявляют ему на суде, ложны, поэтому в итоге и побеждает справедливость. В. Кондратьев “Сашка”. Сашка является человеком, воюющим самоотверженно, в полную силу. И хотя он с ненавистью бьет врага, чувство справедливости заставляет героя не убивать пленного немца, его ровесника, неожиданно для себя самого оказавшегося на войне. Это, конечно, не предательство. Мысли Сашки при виде Москвы, не захваченной врагом, подтверждают, что он является настоящим патриотом. При виде города, в котором кипит почти прежняя жизнь, герой осознает, насколько важно то, что он делал на передовой. Сашка готов защищать свою родную страну, ведь он понимает, насколько это важно. Н.В. Гоголь “Тарас Бульба”. Для казаков защита родной земли является основой существования. Не даром в произведении говорится, что трудно противостоять силе разозлившихся запорожцев. Старый Тарас Бульба – истинный патриот, не терпящий предательства. Он даже убивает своего младшего сына Андрия, перешедшего на сторону врага из-за любви в красавице-полячке. Тарас Бульба не считается с собственным ребенком, потому что его моральные установки незыблемы: предательство Родины не может быть ничем оправдано. Все это подтверждает то, что Тарасу Бульбе свойственно чувство патриотизма, как и другим настоящим казакам, в том числе и Остапу, его старшему сыну. А.Т. Твардовский “Василий Теркин”. Образ Василия Теркина служит идеальным воплощением простого советского солдата, готового в любую минуту совершить подвиг ради приближения победы над врагом. Ничего не стоит Теркину переплыть ледяную реку, подернутую льдом, чтобы передать на другой берег необходимые указания. Сам он не видит в этом подвига. И подобные поступки солдат на протяжении произведения совершает не раз. Без сомнения, его можно назвать настоящим патриотом, сражающимся за светлое будущее своей страны.
Если родной земле грозит опасность, настоящий патриот становится на ее защиту. Возможно, ради этого придется даже пожертвовать собственной жизнью, но его это не пугает, потому что иначе он не может. Любящий свою родину человек не сможет остаться в стороне и позволить неприятелю топтать свою землю.
В литературе есть масса примеров высокого патриотизма. Например, Тарас Бульба из одноименной повести Гоголя. Этот человек олицетворяет собой высшую степень патриотизма, являясь представителем украинского казачества во времена войны с поляками. Он готов был защищать свою страну, бороться за ее свободу до последней капли крови и отдать за это свою жизнь, если потребуется.
Пик патриотического чувства герой демонстрирует, убивая родного сына, который предал отчизну и перешел на сторону врага. Вся жизнь Тараса Бульбы заключалась в служении своей стране. Даже когда его в конце казнили, он вынес это с достоинством, не дав неприятелю возможности усомниться в силе духа украинского казака.
Роман «Война и мир» тоже показывает немало примеров патриотизма. Речь идет о войне 1812 года, когда на Россию напал Наполеон. Народ отреагировал, как единый организм: все сплотились, каждый старался внести свой вклад в защиту отечества. Например, Петя Ростов в свои 16 лет пошел на фронт, объяснив родителям, что иначе поступить он просто не может.
Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова, многие болели за родину, не думая о себе. Это принесло свои плоды, неприятеля удалось выгнать с русской земли.
Мне кажется, патриотизм должен быть в человеке на генетическом уровне, наряду с любовью к родителям.
Сочинение на тему чувства патриотизма
Все мы родились в одной стране, здесь же живем, растём. Все мы знаем историю нашей страны, гордимся ею. Но самое чудесное – это когда наши души наполняются особым чувством – патриотизмом.
Автор предложенного для анализа текста рассуждает о скрытой теплоте патриотизма, рассказывает о простых, но в то же время глубоких его проявлениях. В. Некрасов называет его силой, более могущественной, чем оружие и техника, стратегия и организованность.
Несомненно, патриотизм во все времена был двигателем, ведущим к победе. Боевой дух, желание не допустить вторжения врага на свою землю и любовь к ней совершали и будут совершать чудеса. Но часто это великое чувство проявляется в небольших деталях, песнях, речах простых солдат, трогательно и нежно. Об этом и говорит автор.
Я полностью согласна с В. Некрасовым в том, что патриотизм – необыкновенно и чудесно. Это захватывает изнутри, наполняет чем-то неосязаемым и меняет людей полностью. Возможно, не каждый человек сможет обезвредить террориста или подорвать вражеский танк. Но он может совершать маленькие подвиги, вдохновляя
других.
Моя точка зрения находит подтверждение во многих литературных произведениях. В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» один из главных героев, Пьер Безухов, хочет быть полезен в борьбе с неприятелем. Он не обучен военному делу и не подготовлен к сражениям, но то, что Пьер не остался в тёплом и чистом доме, а как простой солдат пошёл в самый центр битвы – это и есть его патриотизм.
Иногда человек, уезжая из своей страны на долгое время, всё равно возвращается обратно. Природа, люди, особый дух народа – без этого всего не может выжить настоящий патриот.
Я думаю, пока в наших душах живёт теплота патриотизма, это сильное и в то же время нежное чувство, то будут существовать добродетели: любовь, сострадание, взаимовыручка. Ведь всё начинается с любви к своей стране, а уже потом распространяется на всех вокруг.
О любви к Родине сказано немало искренних и высоких слов. Патриотизм — это одно из тех человеческих чувств, на котором основана жизнь всякого общества. На мой взгляд, без него не могли бы существовать ни отдельное государство, ни вся человеческая цивилизация. Любовь к Родине живет в душе каждого человека, составляя неотъемлемую часть полноценной личности. Своими корнями она уходит в далекое прошлое. Еще у Гомера мы встречаем слова: «Знаменье лучшее — за отечество храбро сражаться». Глубину и особенность патриотического чувства в человеке отмечал и Лукиан: «Городам, их величию, блеску, совершенству построек дивятся многие, родину же любят все». О том, что Родина — лучший источник творческого вдохновения для всякого художника, сказал П. Беранже: «Отчизны голос — голос Музы». А каким неподдельным чувством проникнуты знаменитые слова А. Грибоедова: «И дым Отечества нам сладок и приятен»; какая глубокая народная мудрость запечатлелась в высказывании Я. Коласа: «Нет у человека ничего прекраснее и дороже Родины. Человек без Родины — нищий человек». Вот почему мы можем сказать, что любовь к Родине — это один из самых прекрасных образцов любви вообще. Знаменитый оратор Цицерон оставил нам такое напоминание: «Нам дороги родители, дороги дети, близкие, родственники… Но все представления о любви к чему-либо соединены в одном слове — отчизна. Какой честный человек станет колебаться, умереть ли за нее, если он может принести этим ей пользу?». Обычно мы понимаем патриотизм как любовь к родной земле и тому народу, который на ней живет и к которому мы сами принадлежим по рождению. И мы не воспринимаем одно без другого. Но иногда чувство к родной земле и чувство к своему народу как бы разъединяются: человек любит Родину, но не своих соотечественников. Так, например, чешский философ Я. Колар противопоставлял эти два чувства, ставя любовь к народу выше любви к родной земле: «Что должен разумный человек любить больше — страну или народ, отечество или нацию? Отечество мы можем легко найти, если даже мы его потеряли, но нацию и язык — нигде и никогда; Родина сама по себе есть мертвая земля, чужеродный предмет, это не человек; нация же есть наша кровь, жизнь и дух, личное свойство». Известный русский композитор С. Рахманинов, по всей видимости, придерживался совсем иного мнения. Он и его жена испытывали горячее чувство любви к России. И когда они оказались в Швейцарии, то создали под Люцерном подобие Ивановки — далекой русской деревни, в которой некогда жили. Но при всей схожести вряд ли можно где- нибудь еще воссоздать неповторимый родной уголок. Великому композитору нравилось это место. К нему даже вернулось вдохновение, и он опять стал сочинять музыку. Но однажды он с невыразимой тоской проговорился: «Разве тут комары? Они и жалить-то не умеют. Не то что наш, ивановский — вопьется, света божьего не взвидишь». Великий русский писатель, лауреат Нобелевской премии И. Бунин с ностальгией говорил: «Сколько русских зачахли на чужбине. От бедности, от болезней? Не знаю, думаю — гораздо больше от тоски по Тверской улице или какой-нибудь нищей деревушке Петуховке, затерявшейся среди болот и лесов…». А из письма А. Чехова из Ниццы к своей сестре И. Бунин выписал для себя такие слова: «…работаю, к великой досаде, недостаточно много и недостаточно хорошо, ибо работать на чужой стороне за чужим етолом неудобно…». Другой русский писатель в эмиграции вспоминал слова своего земляка, жившего в Париже: «А что этот Париж? Ничего особенного. Вот наши края: едешь неделю по болотам и никуда не выедешь!» Так что противопоставление Родины и ее народа, на мой взгляд, совершенно неправомерно. Тем же чувством единения и неразрывной связи с родиной были рождены слова И. Бунина осенью 1941 года, когда фашистские войска стояли у стен древней Москвы: «В своем дому можно поссориться, даже подраться. Но когда на вас бандиты прут, тут уж, батенька, все склоки надо в сторону отложить да всем миром по чужакам ахнуть, чтоб от них пух и перья полетели. Вот Толстой проповедовал непротивление злу насилием, писал, что войны нужны лишь власть придержащим. Но, напади враг на Россию, войну продолжал бы проклинать, а всем сердцем за своих болел бы. Так уж нормальный, здоровый человек устроен, и по-другому быть не должно. А русский поражен тоской и любовью к Отечеству сильнее, чем кто-либо…». В гражданскую войну адмирал А. Колчак провозгласил себя «верховным правителем России». Он лютой ненавистью ненавидел большевиков и клялся до последней капли крови бороться с ними. Он говорил, что у
мереть от рук большевиков — «все равно, что быть съеденным домашними свиньями». Но когда возникла опасность, что золотой запас может попасть в руки чехов, адмирал сказал: «Пусть оно достанется большевикам, нежели чехам. И среди большевиков есть русские люди». Есть много прекрасных слов о том, каким огромным вдохновением является Родина Не только для выдающихся писателей, художников и музыкантов, но и для простых людей. И во всех этих высказываниях есть одна мысль: истинный патриот испытывает счастье только тогда, когда счастлива его Родина и ее народ. И он даже в изгнании делает все, чтобы было именно так.
Мне кажется, что проблема патриотизма в наше время актуальна как никогда. Патриотизм – это любовь к родине, к той стране, где ты родился. Патриотизм подразумевает любовь к природе, к людям, живущим в стране, почитание традиций и обычаев. Человек не может быть патриотом, если он даже не знает историю своего государства. Настоящий патриот уважает и ценит все, что связано с его родиной.
В настоящее время с проблемой патриотизма связано два аспекта. С одной стороны люди, которые считают, что заграницей жизнь намного лучше. Такие люди стремятся покинуть свою родину, считая, что жизнь в ней бесперспективная и не предвещает ничего хорошего. Этой позиции в основном придерживаются молодые люди. Они видят по телевизору, что в других странах люди более обеспеченные, да и вообще у них не жизнь, а праздник. В то время как в родной стране все плохо и ужасно. Я считаю, что именно из-за такого отношения наша страна не процветает в полной мере. Если люди будут любить родину и стараться ради ее блага, то жизнь в нашей стране существенно изменится.
С другой стороны люди, объединяющие понятия «патриотизм» и «национализм». Часто можно услышать по новостям, что националисты убили человека другой национальности. Это уже настоящий фашизм, ведь Гитлер тоже считал, что немцы высшая раса, поэтому других надо было уничтожать. У националистов какая-то дикая и необъяснимая любовь к родине, а именно к своему народу. Они не считают за людей представителей других народов. А ведь патриотизм – это любовь и уважение к другим нациям, живущим в стране.
Настоящих патриотов осталось совсем мало, к ним в основном относятся люди пожилого возраста. Они многое повидали в своей жизни. Они действительно любят и ценят свою страну, а также уважают все народы, живущие в ней. Я считаю себя патриотом. Я не стремлюсь уехать в чужую страну и общаюсь с людьми вне зависимости от их национальности. Для меня все равны.
Проблемы патриотизма и любви к Родине
Патриотические проблемы.
Проблема патриотизма и любви к Родине.
Проблема искажения понятия «патриотизм».
Проблема мнимого и подлинного патриотизма.
Проблема любви к Родине.
Проблема веры в могущество России.
Проблема будущего России.
Проблема отношения к Родине.
Проблема значения Москвы для каждого русского человека.
Проблема патриархального деревенского уклада жизни.
Проблемы города и села.
Человек и родина.
Связь человека со своим народом. Утверждающие тезисы
Люби, цени и защищай свою отчизну.
Любовь к родине — это не громкие слова, она в бережном отношении к тому, что тебя окружает.
Каждый из нас — это живая частичка природы. Цитаты
Я предпочитаю бичевать свою родину, предпочитаю огорчить её, предпочитаю унижать её, только бы её не обманывать.
(П. Чаадаев)
Всякая благородная личность глубоко сознаёт своё кровное родство, свои кровные связи с отечеством.
(В. Белинский)
Дым отечества сладок.
(Гомер)
Отрадно и почётно умереть за отечество.
(Гораций)
Любят родину не за то, что она велика, а за то, что своя.
(Сенека)
Отчизны голос — голос лучшей музы.
(П. Беранже)
Но люблю тебя, родина кроткая! А за что — разгадать не могу.
Весела твоя радость короткая
С громкой песней весной на лугу.
(С. Есенин)
Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.
(Ф. Тютчев)
Родина там, где чувствуешь себя свободно.
(Абуль-Фарадж)
Самое лучшее предназначение есть защищать своё отечество.
(Г. Державин)
Два чувства дивно близки нам — В них обретает сердце пищу: Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам.
(А. Пушкин)
Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца.
(К. Паустовский)
Потомство моё, прошу брать мой пример: до издыхания быть верным отечеству.
(А. Суворов) Пословицы и поговорки про любовь к Родине
Для Родины своей ни сил, ни времени не жалей. Для родной Отчизны не жаль и жизни.
Первое дело в жизни — служить Отчизне.
Кто Родине служит верно, тот долг исполняет примерно.
Родина — мать, умей за неё постоять.
При солнце тепло, при Родине добро.
Аргументы на тему патриотизма и любви к Родине
А. Никитин «Хождение за три моря»
Совершив множество путешествий, повидав много необычных стран, А. Никитин не утратил чувства любви к своей стране. Об этом он рассказал в своих путевых заметках «Хождение за три моря». Никакая экзотика, никакие красоты дальних стран не погасили в нём преданной любви к отчизне.
Л.Н. Толстой «Война и мир»
В романе Л. Толстого в художественной форме проанализирована причина победы русского народа над французской армией. В России Наполеон впервые натолкнулся на противостояние всего народа, независимо от того, к каким сословиям и национальностям принадлежали воевавшие против захватчиков люди. А с такой сплочённостью, с такой могучей силой не сможет сладить ни один враг.
В. Быков «Сотников»
Проблема патриотизма и любви к родине поднимается в повести В. Быкова «Сотников». На примере двух партизан, попавших в плен к немцам, писатель обрисовал противоположные характеры, на первый взгляд, обычных людей. Однако один из них предаёт родину, соглашаясь сотрудничать с врагом. Другой, Сотников, отказывается предать родину, выбрав смерть и сохранив свои честь и достоинство. В этом рассказе читатель видит настоящего патриота, верного сына своей земли.
Л.Н. Толстой «Война и мир»
В романе Л. Толстого «Война и мир» любимые герои писателя не говорят высоких слов о любви к родине, но именно во имя её и для неё они совершают достойные поступки: Наташа Ростова под Бородино уговаривает мать не раздумывая отдать раненым подводы, а князь Андрей в сражении на Бородинском поле получает смертельное ранение.
Пьер Безухов на собственные деньги снаряжает ополчение и сам участвует в Бородинском сражении. Он даже остаётся в Москве, мечтая убить Наполеона.
В романе представлено множество примеров патриотического героизма, проявленного простыми русскими людьми, которые без высокопарных фраз, позёрства исполняют свой долг, отдавая жизнь за Родину в минуты смертельной опасности. По мнению писателя, русский дух и патриотизм были основными причинами победы в этой войне.
Л.Н. Толстой «Севастопольские рассказы»
Идея патриотизма, чувство родины и любовь к ней одушевляют весь цикл рассказов Л. Толстого о Севастопольской обороне.
В «Севастопольских рассказах» много картин героизма простого русского человека, буднично совершающего подвиг в ежедневных сражениях на войне. В небольших рассказах писатель смог воплотить духовные силы и крепкую веру народа во всемогущество своей страны и её героев.
Примером такой удивительной веры может стать легенда о докторе Николае Пирогове, который во время Крымской войны спас много жизней, боролся с бюрократией чиновников, требуя медикаменты, одежду, снаряжение. Толстой повествует даже о случае, когда солдаты принесли «тело без головы», веруя в то, что волшебник-доктор сможет пришить и её.
С огромным уважением описал Толстой Пирогова, впервые применившего наркоз, понимавшего все недостатки русского общества, но никогда не осуждавшего Россию, потому что делом всей жизни он считал служение родине и работу на её благо и процветание.
И.А. Бунин «Антоновские яблоки»
Тема родины является одной из главных во всём творчестве И. Бунина. Вынужденный покинуть Россию, до конца дней он писал только о ней.
Грустным лиризмом проникнут его рассказ «Антоновские яблоки». Запах антоновских яблок, их аромат, чарующий дух стал для писателя олицетворением России.
Бунин не скрывал в своих произведениях тех противоречий, которые были в России, в его произведениях гармония природы часто сочетается с горем и человеческими трагедиями.
Однако во всём творчестве писателя и поэта чувствуется уверенность в том, что, какая бы ни была его Отчизна, отношение к ней писателя можно определить только одним словом — любовь.
С. Есенин
В поэзии С. Есенина мотивы любви к родине пронизывают каждое слово, каждую строчку, каждое произведение, даже очень личное. Сам поэт говорил: «Чувство родины — основное в моём творчестве».
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою».
М.Ю. Лермонтов. «Родина», «Прощай, немытая Россия…»
Такой же странною, но верною любовью любил Россию М. Ю. Лермонтов, неоднократно рисовавший картины одиночества, ненужности человека русскому обществу.
Поэт любил и восхищался героическим прошлым России, но в его творческом наследии она осталась грубой и жестокой к своим гражданам, порабощённой, превращённой в огромную тюрьму для людей свободолюбивых и сильных духом.
Эта мысль звучит в его стихотворениях «Родина» и «Прощай, немытая Россия…»:
Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.
ПАТРИОТИЗМ — ЭТО ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ
(СОЧИНЕНИЕ-РАЗМЫШЛЕНИЕ О ВДОХНОВЛЕННОСТИ РОДИНОЙ)
О любви к Родине сказано немало искренних и высоких слов. Патриотизм — это одно из тех человеческих чувств, на котором основана жизнь всякого общества. На мой взгляд, без него не могли бы существовать ни отдельное государство, ни вся человеческая цивилизация.
Любовь к Родине живет в душе каждого человека, составляя неотъемлемую часть полноценной личности. Своими корнями она уходит в далекое прошлое. Еще у Гомера мы встречаем слова: «Знаменье лучшее — за отечество храбро сражаться». Глубину и особенность патриотического чувства в человеке отмечал и Лукиан: «Городам, их величию, блеску, совершенству построек дивятся многие, родину же любят все». О том, что Родина — лучший источник творческого вдохновения для всякого художника, сказал П. Беранже: «Отчизны голос — голос Музы».
А каким неподдельным чувством проникнуты знаменитые слова А. Грибоедова: «И дым Отечества нам сладок и приятен»; какая глубокая народная мудрость запечатлелась в высказывании Я. Коласа: «Нет у человека ничего прекраснее и дороже Родины. Человек без Родины — нищий человек». Вот почему мы можем сказать, что любовь к Родине — это один из самых прекрасных образцов любви вообще. Знаменитый оратор Цицерон оставил нам такое напоминание: «Нам дороги родители, дороги дети, близкие, родственники… Но все представления о любви к чему-либо соединены в одном слове — отчизна. Какой честный человек станет колебаться, умереть ли за нее, если он может принести этим ей пользу?».
Обычно мы понимаем патриотизм как любовь к родной земле и тому народу, который на ней живет и к которому мы сами принадлежим по рождению. И мы не воспринимаем одно без другого. Но иногда чувство к родной земле и чувство к своему народу как бы разъединяются: человек любит Родину, но не своих соотечественников. Так, например, чешский философ Я. Колар противопоставлял эти два чувства, ставя любовь к народу выше любви к родной земле: «Что должен разумный человек любить больше — страну или народ, отечество или нацию? Отечество мы можем легко найти, если даже мы его потеряли, но нацию и язык — нигде и никогда; Родина сама по себе есть мертвая земля, чужеродный предмет, это не человек; нация же есть наша кровь, жизнь и дух, личное свойство».
Известный русский композитор С. Рахманинов, по всей видимости, придерживался совсем иного мнения. Он и его жена испытывали горячее чувство любви к России. И когда они оказались в Швейцарии, то создали под Люцерном подобие Ивановки — далекой русской деревни, в которой некогда жили. Но при всей схожести вряд ли можно где- нибудь еще воссоздать неповторимый родной уголок. Великому композитору нравилось это место. К нему даже вернулось вдохновение, и он опять стал сочинять музыку. Но однажды он с невыразимой тоской проговорился: «Разве тут комары? Они и жалить-то не умеют. Не то что наш, ивановский — вопьется, света божьего не взвидишь».
Великий русский писатель, лауреат Нобелевской премии И. Бунин с ностальгией говорил: «Сколько русских зачахли на чужбине. От бедности, от болезней? Не знаю, думаю — гораздо больше от тоски по Тверской улице или какой-нибудь нищей деревушке Петуховке, затерявшейся среди болот и лесов…». А из письма А. Чехова из Ниццы к своей сестре И. Бунин выписал для себя такие слова: «…работаю, к великой досаде, недостаточно много и недостаточно хорошо, ибо работать на чужой стороне за чужим етолом неудобно…».
Другой русский писатель в эмиграции вспоминал слова своего земляка, жившего в Париже: «А что этот Париж? Ничего особенного. Вот наши края: едешь неделю по болотам и никуда не выедешь!»
Так что противопоставление Родины и ее народа, на мой взгляд, совершенно неправомерно.
Тем же чувством единения и неразрывной связи с родиной были рождены слова И. Бунина осенью 1941 года, когда фашистские войска стояли у стен древней Москвы: «В своем дому можно поссориться, даже подраться. Но когда на вас бандиты прут, тут уж, батенька, все склоки надо в сторону отложить да всем миром по чужакам ахнуть, чтоб от них пух и перья полетели. Вот Толстой проповедовал непротивление злу насилием, писал, что войны нужны лишь власть придержащим. Но, напади враг на Россию, войну продолжал бы проклинать, а всем сердцем за своих болел бы. Так уж нормальный, здоровый человек устроен, и по-другому быть не должно. А русский поражен тоской и любовью к Отечеству сильнее, чем кто-либо…».
В гражданскую войну адмирал А. Колчак провозгласил себя «верховным правителем России». Он лютой ненавистью ненавидел большевиков и клялся до последней капли крови бороться с ними. Он говорил, что умереть от рук большевиков — «все равно, что быть съеденным домашними свиньями». Но когда возникла опасность, что золотой запас может попасть в руки чехов, адмирал сказал: «Пусть оно достанется большевикам, нежели чехам. И среди большевиков есть русские люди».
Есть много прекрасных слов о том, каким огромным вдохновением является Родина Не только для выдающихся писателей, художников и музыкантов, но и для простых людей. И во всех этих высказываниях есть одна мысль: истинный патриот испытывает счастье только тогда, когда счастлива его Родина и ее народ. И он даже в изгнании делает все, чтобы было именно так.
В жизни патриотизм больше всего проявляется во времена войн, когда люди идут на смерть ради правителей, за Родину, с чувством долга и ответственности за свое государство. Именно общность людей, обычаи и язык, культура, которая прививалась с детства, и дают нам нравственные устои. Не только простые люди были патриотами. Кто должен был показывать пример им? В истории есть случаи, когда правители и их родные, близкие вставали плечом к плечу с простым народом в сложные для России времена. Так, жена Николая II выучилась на медсестру и стала помогать раненым, лечить их. Люди говорили, что не пристало жене царя заниматься столь грязным делом, но этого требовала ее христианская душа, она болела за народ. Александра Федоровна слушала рассказы больных, дежурила у их кроватей. Любви к народу нельзя научить, это показатель нравственности человека.
Родина-мать
Такой патриотизм – настоящее состояние человека. Многие говорят о любви женской и мужской, но когда начинаешь спрашивать о личном, оказывается, что у каждого свое чувство. Так и к Родине. Любовь к России – это любовь своих детей к маме. Как не выбирают матерей, так и не выбирают землю, на которой суждено родиться. И нужно просто любить ее, какой бы она ни была. Это чувство придает сил и уверенности, что за твоей спиной Родина с ее березками, необъятными просторами, реками и морями и миллионами людей, как и ты, любящими свою страну.
Проблема патриотизма
Патриотизм нужно прививать с детства. Нужно писать о проблеме патриотизма в сочинениях, говорить о ней на уроках. Это очень и очень важно. Необходимо не просто рассказывать, что нужно любить Родину, а показывать это на примерах из истории, из жизни, из книг, писать сочинение “Что такое патриотизм?”. Молодое поколение учится у своих предков, а это значит, что необходимо на примере своей жизни и своего труда являть патриотизм людям. Важно, чтобы и простые люди, и правители шли дорогой своих предшественников, помня те времена, когда не требовалось рассказывать о патриотизме. Настоящий патриот жизнь отдаст за Родину, а если не может, значит не так уж он ее и любит. Во времена войн простые люди шли с вилами и топорами на вооруженного врага. Они не ждали приказа, они шли по велению сердца за свою страну, за своих близких, за землю, которая их взрастила. В сочинении “Что такое патриотизм?” ученики часто пишут о любви к Родине, значит, сердца молодого поколения отданы ей.
ПАТРИОТИЗМ — ЭТО ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ
(СОЧИНЕНИЕ-РАЗМЫШЛЕНИЕ О ВДОХНОВЛЕННОСТИ РОДИНОЙ)
О любви к Родине сказано немало искренних и высоких слов. Патриотизм — это одно из тех человеческих чувств, на котором основана жизнь всякого общества. На мой взгляд, без него не могли бы существовать ни отдельное государство, ни вся человеческая цивилизация.
Любовь к Родине живет в душе каждого человека, составляя неотъемлемую часть полноценной личности. Своими корнями она уходит в далекое прошлое. Еще у Гомера мы встречаем слова: «Знаменье лучшее — за отечество храбро сражаться». Глубину и особенность патриотического чувства в человеке отмечал и Лукиан: «Городам, их величию, блеску, совершенству построек дивятся многие, родину же любят все». О том, что Родина — лучший источник творческого вдохновения для всякого художника, сказал П. Беранже: «Отчизны голос — голос Музы».
А каким неподдельным чувством проникнуты знаменитые слова А. Грибоедова: «И дым Отечества нам сладок и приятен»; какая глубокая народная мудрость запечатлелась в высказывании Я. Коласа: «Нет у человека ничего прекраснее и дороже Родины. Человек без Родины — нищий человек». Вот почему мы можем сказать, что любовь к Родине — это один из самых прекрасных образцов любви вообще. Знаменитый оратор Цицерон оставил нам такое напоминание: «Нам дороги родители, дороги дети, близкие, родственники… Но все представления о любви к чему-либо соединены в одном слове — отчизна. Какой честный человек станет колебаться, умереть ли за нее, если он может принести этим ей пользу?».
Обычно мы понимаем патриотизм как любовь к родной земле и тому народу, который на ней живет и к которому мы сами принадлежим по рождению. И мы не воспринимаем одно без другого. Но иногда чувство к родной земле и чувство к своему народу как бы разъединяются: человек любит Родину, но не своих соотечественников. Так, например, чешский философ Я. Колар противопоставлял эти два чувства, ставя любовь к народу выше любви к родной земле: «Что должен разумный человек любить больше — страну или народ, отечество или нацию? Отечество мы можем легко найти, если даже мы его потеряли, но нацию и язык — нигде и никогда; Родина сама по себе есть мертвая земля, чужеродный предмет, это не человек; нация же есть наша кровь, жизнь и дух, личное свойство».
Известный русский композитор С. Рахманинов, по всей видимости, придерживался совсем иного мнения. Он и его жена испытывали горячее чувство любви к России. И когда они оказались в Швейцарии, то создали под Люцерном подобие Ивановки — далекой русской деревни, в которой некогда жили. Но при всей схожести вряд ли можно где- нибудь еще воссоздать неповторимый родной уголок. Великому композитору нравилось это место. К нему даже вернулось вдохновение, и он опять стал сочинять музыку. Но однажды он с невыразимой тоской проговорился: «Разве тут комары? Они и жалить-то не умеют. Не то что наш, ивановский — вопьется, света божьего не взвидишь».
Великий русский писатель, лауреат Нобелевской премии И. Бунин с ностальгией говорил: «Сколько русских зачахли на чужбине. От бедности, от болезней? Не знаю, думаю — гораздо больше от тоски по Тверской улице или какой-нибудь нищей деревушке Петуховке, затерявшейся среди болот и лесов…». А из письма А. Чехова из Ниццы к своей сестре И. Бунин выписал для себя такие слова: «…работаю, к великой досаде, недостаточно много и недостаточно хорошо, ибо работать на чужой стороне за чужим етолом неудобно…».
В стихотворении С. Есенина «Гой ты, русь, моя родная» лирическому герою предлагают: «Кинь ты Русь, живи в раю!», — он отвечает: «Не надо рая, дайте родину мою». В этих словах выражается весь трепет отношения русского человека к родине, которая никогда не отличалась легкими условиями жизни и труда. И все же он выбирает свой жребий, не ропщет и не ищет чужого. Также в стихотворении параллельно идут описания отечественной природы: «хаты в ризах, образа»; «побегу по мятой стежке, на приволь зеленых лех». Есенин -самый преданный поклонник своего родного края. Именно о годах, проведенных в деревне, он вспоминает как о самых счастливых и безмятежных. Сельские пейзажи, романтика, уклад жизни — все это горячо любимо автором.
Патриотизм вопреки всему
Многим любителям русской литературы известны строки М. Ю. Лермонтова: «Прощай, немытая Россия…». Некоторые даже толкуют их превратно. Но, на мой взгляд, это всего лишь некий жест, практически граничащий с отчаянием. Негодование, которое бурлило и выплескивалось наружу коротким и легким «прощай!». Пусть он и побежден системой, однако не сломлен духом. В сущности, автор в этом произведении прощается не с самой Россией и не с ее жителями, а с государственным устройством и порядками, которые для Лермонтова неприемлемы. Но мы чувствуем боль, которую причиняет ему расставание. Чувствуем ту злобу, которая горит в сердце истинного патриота, который переживает за свою страну. Это и есть настоящая любовь к родине, характеризующаяся желанием изменить ее к лучшему.
Жизненные обстоятельства порой требуют проявления такого качества, как патриотизм. Патриотизм – это ответственность перед родиной, теплая любовь к ней. Это чувство долга, необходимое каждому живущему на Земле человеку.
атриотами не рождаются, ими становятся, прививая любовь к Отечеству, воспитывая чувство прекрасного в своем сердце. Такое качество требует решимости от человека, ответственности за свои действия. Люди не должны предавать свою родину, они обязаны заботиться о ней, прикладывая при этом долю собственных сил.
Множество писателей изображали в своих книгах патриотизм, призывая читателей к любви к родине. Явным примером из литературы служит произведение Александра Сергеевича Пушкина “Капитанская дочка”, где главный герой Петр Гринев служил наказу отца: “Береги честь смолоду”. Персонаж истинный патриот своего Отечества, так как его решения по отношению к родине непоколебимы, он не предал присягу императрицы, находясь под угрозой смерти. Так, Петр Гринев заслуживает восхищения, ибо его действия направлены на сохранение своей родины, заботе о ней.
Обратимся еще к одному примеру: произведение Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба», где патриотом является сам Тарас Бульба, что с детства учил своих сыновей (Остапа и Андрия) стойкости и боевому духу. Он считал, что за спасение Родины нужно отдать жизнь, лишь бы Отечество не попало в руки врагу. К сожалению, к одному из своих детей он не сумел привить чувство долга в полной мере, из-за этого Андрий, руководствуясь зовом сердца, покидает своих близких, переходя на чужую сторону. Он сделал выбор, который его отец – Тарас Бульба – простить не сумел. За жестокий поступок героя по отношению к отцу, Андрий умер от его руки, последние слова, что он услышал из уст Тараса Бульбы: «Я тебя породил, я тебя и убью!» Что и случилось, трагедия! Но это жизнь, у каждого человека свои взгляды на неё, так что для одних патриотизм превыше всего, для иных – это не воспринимается близко к душе.
А.С. Пушкин “Капитанская дочка”. Петр Гринев не может допустить и мысли о том, чтобы присягнуть самозванцу Пугачеву, хотя это грозит ему смертью. Он – человек чести, верный присяге и своему слову, настоящий солдат. Хотя Пугачев добр к Петру Гриневу, молодой солдат не стремится ему угодить или дать обещание не трогать его людей. В самых сложных ситуациях Петр Гринев противостоит захватчикам. И хотя герой не раз обращается к Пугачеву за помощью, его нельзя обвинить в предательстве, потому что это все он делает ради спасения Маши Мироновой. Петр Гринев – настоящий патриот, готовый отдать жизнь за Родину, что и доказывают его поступки. Обвинения в предательстве, которые предъявляют ему на суде, ложны, поэтому в итоге и побеждает справедливость.
В. Кондратьев “Сашка”. Сашка является человеком, воюющим самоотверженно, в полную силу. И хотя он с ненавистью бьет врага, чувство справедливости заставляет героя не убивать пленного немца, его ровесника, неожиданно для себя самого оказавшегося на войне. Это, конечно, не предательство. Мысли Сашки при виде Москвы, не захваченной врагом, подтверждают, что он является настоящим патриотом. При виде города, в котором кипит почти прежняя жизнь, герой осознает, насколько важно то, что он делал на передовой. Сашка готов защищать свою родную страну, ведь он понимает, насколько это важно.
Н.В. Гоголь “Тарас Бульба”. Для казаков защита родной земли является основой существования. Не даром в произведении говорится, что трудно противостоять силе разозлившихся запорожцев. Старый Тарас Бульба – истинный патриот, не терпящий предательства. Он даже убивает своего младшего сына Андрия, перешедшего на сторону врага из-за любви в красавице-полячке. Тарас Бульба не считается с собственным ребенком, потому что его моральные установки незыблемы: предательство Родины не может быть ничем оправдано. Все это подтверждает то, что Тарасу Бульбе свойственно чувство патриотизма, как и другим настоящим казакам, в том числе и Остапу, его старшему сыну.
А.Т. Твардовский “Василий Теркин”. Образ Василия Теркина служит идеальным воплощением простого советского солдата, готового в любую минуту совершить подвиг ради приближения победы над врагом. Ничего не стоит Теркину переплыть ледяную реку, подернутую льдом, чтобы передать на другой берег необходимые указания. Сам он не видит в этом подвига. И подобные поступки солдат на протяжении произведения совершает не раз. Без сомнения, его можно назвать настоящим патриотом, сражающимся за светлое будущее своей страны.
Если родной земле грозит опасность, настоящий патриот становится на ее защиту. Возможно, ради этого придется даже пожертвовать собственной жизнью, но его это не пугает, потому что иначе он не может. Любящий свою родину человек не сможет остаться в стороне и позволить неприятелю топтать свою землю.
В литературе есть масса примеров высокого патриотизма. Например, Тарас Бульба из одноименной повести Гоголя. Этот человек олицетворяет собой высшую степень патриотизма, являясь представителем украинского казачества во времена войны с поляками. Он готов был защищать свою страну, бороться за ее свободу до последней капли крови и отдать за это свою жизнь, если потребуется.
Пик патриотического чувства герой демонстрирует, убивая родного сына, который предал отчизну и перешел на сторону врага. Вся жизнь Тараса Бульбы заключалась в служении своей стране. Даже когда его в конце казнили, он вынес это с достоинством, не дав неприятелю возможности усомниться в силе духа украинского казака.
Роман «Война и мир» тоже показывает немало примеров патриотизма. Речь идет о войне 1812 года, когда на Россию напал Наполеон. Народ отреагировал, как единый организм: все сплотились, каждый старался внести свой вклад в защиту отечества. Например, Петя Ростов в свои 16 лет пошел на фронт, объяснив родителям, что иначе поступить он просто не может.
Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова, многие болели за родину, не думая о себе. Это принесло свои плоды, неприятеля удалось выгнать с русской земли.
Мне кажется, патриотизм должен быть в человеке на генетическом уровне, наряду с любовью к родителям.
Сочинение на тему чувства патриотизма
Все мы родились в одной стране, здесь же живем, растём. Все мы знаем историю нашей страны, гордимся ею. Но самое чудесное – это когда наши души наполняются особым чувством – патриотизмом.
Автор предложенного для анализа текста рассуждает о скрытой теплоте патриотизма, рассказывает о простых, но в то же время глубоких его проявлениях. В. Некрасов называет его силой, более могущественной, чем оружие и техника, стратегия и организованность.
Несомненно, патриотизм во все времена был двигателем, ведущим к победе. Боевой дух, желание не допустить вторжения врага на свою землю и любовь к ней совершали и будут совершать чудеса. Но часто это великое чувство проявляется в небольших деталях, песнях, речах простых солдат, трогательно и нежно. Об этом и говорит автор.
Я полностью согласна с В. Некрасовым в том, что патриотизм – необыкновенно и чудесно. Это захватывает изнутри, наполняет чем-то неосязаемым и меняет людей полностью. Возможно, не каждый человек сможет обезвредить террориста или подорвать вражеский танк. Но он может совершать маленькие подвиги, вдохновляя
других.
Моя точка зрения находит подтверждение во многих литературных произведениях. В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» один из главных героев, Пьер Безухов, хочет быть полезен в борьбе с неприятелем. Он не обучен военному делу и не подготовлен к сражениям, но то, что Пьер не остался в тёплом и чистом доме, а как простой солдат пошёл в самый центр битвы – это и есть его патриотизм.
Иногда человек, уезжая из своей страны на долгое время, всё равно возвращается обратно. Природа, люди, особый дух народа – без этого всего не может выжить настоящий патриот.
Я думаю, пока в наших душах живёт теплота патриотизма, это сильное и в то же время нежное чувство, то будут существовать добродетели: любовь, сострадание, взаимовыручка. Ведь всё начинается с любви к своей стране, а уже потом распространяется на всех вокруг.
О любви к Родине сказано немало искренних и высоких слов. Патриотизм — это одно из тех человеческих чувств, на котором основана жизнь всякого общества. На мой взгляд, без него не могли бы существовать ни отдельное государство, ни вся человеческая цивилизация. Любовь к Родине живет в душе каждого человека, составляя неотъемлемую часть полноценной личности. Своими корнями она уходит в далекое прошлое. Еще у Гомера мы встречаем слова: «Знаменье лучшее — за отечество храбро сражаться». Глубину и особенность патриотического чувства в человеке отмечал и Лукиан: «Городам, их величию, блеску, совершенству построек дивятся многие, родину же любят все». О том, что Родина — лучший источник творческого вдохновения для всякого художника, сказал П. Беранже: «Отчизны голос — голос Музы». А каким неподдельным чувством проникнуты знаменитые слова А. Грибоедова: «И дым Отечества нам сладок и приятен»; какая глубокая народная мудрость запечатлелась в высказывании Я. Коласа: «Нет у человека ничего прекраснее и дороже Родины. Человек без Родины — нищий человек». Вот почему мы можем сказать, что любовь к Родине — это один из самых прекрасных образцов любви вообще. Знаменитый оратор Цицерон оставил нам такое напоминание: «Нам дороги родители, дороги дети, близкие, родственники… Но все представления о любви к чему-либо соединены в одном слове — отчизна. Какой честный человек станет колебаться, умереть ли за нее, если он может принести этим ей пользу?». Обычно мы понимаем патриотизм как любовь к родной земле и тому народу, который на ней живет и к которому мы сами принадлежим по рождению. И мы не воспринимаем одно без другого. Но иногда чувство к родной земле и чувство к своему народу как бы разъединяются: человек любит Родину, но не своих соотечественников. Так, например, чешский философ Я. Колар противопоставлял эти два чувства, ставя любовь к народу выше любви к родной земле: «Что должен разумный человек любить больше — страну или народ, отечество или нацию? Отечество мы можем легко найти, если даже мы его потеряли, но нацию и язык — нигде и никогда; Родина сама по себе есть мертвая земля, чужеродный предмет, это не человек; нация же есть наша кровь, жизнь и дух, личное свойство». Известный русский композитор С. Рахманинов, по всей видимости, придерживался совсем иного мнения. Он и его жена испытывали горячее чувство любви к России. И когда они оказались в Швейцарии, то создали под Люцерном подобие Ивановки — далекой русской деревни, в которой некогда жили. Но при всей схожести вряд ли можно где- нибудь еще воссоздать неповторимый родной уголок. Великому композитору нравилось это место. К нему даже вернулось вдохновение, и он опять стал сочинять музыку. Но однажды он с невыразимой тоской проговорился: «Разве тут комары? Они и жалить-то не умеют. Не то что наш, ивановский — вопьется, света божьего не взвидишь». Великий русский писатель, лауреат Нобелевской премии И. Бунин с ностальгией говорил: «Сколько русских зачахли на чужбине. От бедности, от болезней? Не знаю, думаю — гораздо больше от тоски по Тверской улице или какой-нибудь нищей деревушке Петуховке, затерявшейся среди болот и лесов…». А из письма А. Чехова из Ниццы к своей сестре И. Бунин выписал для себя такие слова: «…работаю, к великой досаде, недостаточно много и недостаточно хорошо, ибо работать на чужой стороне за чужим етолом неудобно…». Другой русский писатель в эмиграции вспоминал слова своего земляка, жившего в Париже: «А что этот Париж? Ничего особенного. Вот наши края: едешь неделю по болотам и никуда не выедешь!» Так что противопоставление Родины и ее народа, на мой взгляд, совершенно неправомерно. Тем же чувством единения и неразрывной связи с родиной были рождены слова И. Бунина осенью 1941 года, когда фашистские войска стояли у стен древней Москвы: «В своем дому можно поссориться, даже подраться. Но когда на вас бандиты прут, тут уж, батенька, все склоки надо в сторону отложить да всем миром по чужакам ахнуть, чтоб от них пух и перья полетели. Вот Толстой проповедовал непротивление злу насилием, писал, что войны нужны лишь власть придержащим. Но, напади враг на Россию, войну продолжал бы проклинать, а всем сердцем за своих болел бы. Так уж нормальный, здоровый человек устроен, и по-другому быть не должно. А русский поражен тоской и любовью к Отечеству сильнее, чем кто-либо…». В гражданскую войну адмирал А. Колчак провозгласил себя «верховным правителем России». Он лютой ненавистью ненавидел большевиков и клялся до последней капли крови бороться с ними. Он говорил, что у
мереть от рук большевиков — «все равно, что быть съеденным домашними свиньями». Но когда возникла опасность, что золотой запас может попасть в руки чехов, адмирал сказал: «Пусть оно достанется большевикам, нежели чехам. И среди большевиков есть русские люди». Есть много прекрасных слов о том, каким огромным вдохновением является Родина Не только для выдающихся писателей, художников и музыкантов, но и для простых людей. И во всех этих высказываниях есть одна мысль: истинный патриот испытывает счастье только тогда, когда счастлива его Родина и ее народ. И он даже в изгнании делает все, чтобы было именно так.
Мне кажется, что проблема патриотизма в наше время актуальна как никогда. Патриотизм – это любовь к родине, к той стране, где ты родился. Патриотизм подразумевает любовь к природе, к людям, живущим в стране, почитание традиций и обычаев. Человек не может быть патриотом, если он даже не знает историю своего государства. Настоящий патриот уважает и ценит все, что связано с его родиной.
В настоящее время с проблемой патриотизма связано два аспекта. С одной стороны люди, которые считают, что заграницей жизнь намного лучше. Такие люди стремятся покинуть свою родину, считая, что жизнь в ней бесперспективная и не предвещает ничего хорошего. Этой позиции в основном придерживаются молодые люди. Они видят по телевизору, что в других странах люди более обеспеченные, да и вообще у них не жизнь, а праздник. В то время как в родной стране все плохо и ужасно. Я считаю, что именно из-за такого отношения наша страна не процветает в полной мере. Если люди будут любить родину и стараться ради ее блага, то жизнь в нашей стране существенно изменится.
С другой стороны люди, объединяющие понятия «патриотизм» и «национализм». Часто можно услышать по новостям, что националисты убили человека другой национальности. Это уже настоящий фашизм, ведь Гитлер тоже считал, что немцы высшая раса, поэтому других надо было уничтожать. У националистов какая-то дикая и необъяснимая любовь к родине, а именно к своему народу. Они не считают за людей представителей других народов. А ведь патриотизм – это любовь и уважение к другим нациям, живущим в стране.
Настоящих патриотов осталось совсем мало, к ним в основном относятся люди пожилого возраста. Они многое повидали в своей жизни. Они действительно любят и ценят свою страну, а также уважают все народы, живущие в ней. Я считаю себя патриотом. Я не стремлюсь уехать в чужую страну и общаюсь с людьми вне зависимости от их национальности. Для меня все равны.
Проблемы патриотизма и любви к Родине
Патриотические проблемы.
Проблема патриотизма и любви к Родине.
Проблема искажения понятия «патриотизм».
Проблема мнимого и подлинного патриотизма.
Проблема любви к Родине.
Проблема веры в могущество России.
Проблема будущего России.
Проблема отношения к Родине.
Проблема значения Москвы для каждого русского человека.
Проблема патриархального деревенского уклада жизни.
Проблемы города и села.
Человек и родина.
Связь человека со своим народом.
Утверждающие тезисы
Люби, цени и защищай свою отчизну.
Любовь к родине — это не громкие слова, она в бережном отношении к тому, что тебя окружает.
Каждый из нас — это живая частичка природы.
Цитаты
Я предпочитаю бичевать свою родину, предпочитаю огорчить её, предпочитаю унижать её, только бы её не обманывать.
(П. Чаадаев)
Всякая благородная личность глубоко сознаёт своё кровное родство, свои кровные связи с отечеством.
(В. Белинский)
Дым отечества сладок.
(Гомер)
Отрадно и почётно умереть за отечество.
(Гораций)
Любят родину не за то, что она велика, а за то, что своя.
(Сенека)
Отчизны голос — голос лучшей музы.
(П. Беранже)
Но люблю тебя, родина кроткая! А за что — разгадать не могу.
Весела твоя радость короткая
С громкой песней весной на лугу.
(С. Есенин)
Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.
(Ф. Тютчев)
Родина там, где чувствуешь себя свободно.
(Абуль-Фарадж)
Самое лучшее предназначение есть защищать своё отечество.
(Г. Державин)
Два чувства дивно близки нам — В них обретает сердце пищу: Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам.
(А. Пушкин)
Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца.
(К. Паустовский)
Потомство моё, прошу брать мой пример: до издыхания быть верным отечеству.
(А. Суворов)
Пословицы и поговорки про любовь к Родине
Для Родины своей ни сил, ни времени не жалей. Для родной Отчизны не жаль и жизни.
Первое дело в жизни — служить Отчизне.
Кто Родине служит верно, тот долг исполняет примерно.
Родина — мать, умей за неё постоять.
При солнце тепло, при Родине добро.
Аргументы на тему патриотизма и любви к Родине
А. Никитин «Хождение за три моря»
Совершив множество путешествий, повидав много необычных стран, А. Никитин не утратил чувства любви к своей стране. Об этом он рассказал в своих путевых заметках «Хождение за три моря». Никакая экзотика, никакие красоты дальних стран не погасили в нём преданной любви к отчизне.
Л.Н. Толстой «Война и мир»
В романе Л. Толстого в художественной форме проанализирована причина победы русского народа над французской армией. В России Наполеон впервые натолкнулся на противостояние всего народа, независимо от того, к каким сословиям и национальностям принадлежали воевавшие против захватчиков люди. А с такой сплочённостью, с такой могучей силой не сможет сладить ни один враг.
В. Быков «Сотников»
Проблема патриотизма и любви к родине поднимается в повести В. Быкова «Сотников». На примере двух партизан, попавших в плен к немцам, писатель обрисовал противоположные характеры, на первый взгляд, обычных людей. Однако один из них предаёт родину, соглашаясь сотрудничать с врагом. Другой, Сотников, отказывается предать родину, выбрав смерть и сохранив свои честь и достоинство. В этом рассказе читатель видит настоящего патриота, верного сына своей земли.
Л.Н. Толстой «Война и мир»
В романе Л. Толстого «Война и мир» любимые герои писателя не говорят высоких слов о любви к родине, но именно во имя её и для неё они совершают достойные поступки: Наташа Ростова под Бородино уговаривает мать не раздумывая отдать раненым подводы, а князь Андрей в сражении на Бородинском поле получает смертельное ранение.
Пьер Безухов на собственные деньги снаряжает ополчение и сам участвует в Бородинском сражении. Он даже остаётся в Москве, мечтая убить Наполеона.
В романе представлено множество примеров патриотического героизма, проявленного простыми русскими людьми, которые без высокопарных фраз, позёрства исполняют свой долг, отдавая жизнь за Родину в минуты смертельной опасности. По мнению писателя, русский дух и патриотизм были основными причинами победы в этой войне.
Л.Н. Толстой «Севастопольские рассказы»
Идея патриотизма, чувство родины и любовь к ней одушевляют весь цикл рассказов Л. Толстого о Севастопольской обороне.
В «Севастопольских рассказах» много картин героизма простого русского человека, буднично совершающего подвиг в ежедневных сражениях на войне. В небольших рассказах писатель смог воплотить духовные силы и крепкую веру народа во всемогущество своей страны и её героев.
Примером такой удивительной веры может стать легенда о докторе Николае Пирогове, который во время Крымской войны спас много жизней, боролся с бюрократией чиновников, требуя медикаменты, одежду, снаряжение. Толстой повествует даже о случае, когда солдаты принесли «тело без головы», веруя в то, что волшебник-доктор сможет пришить и её.
С огромным уважением описал Толстой Пирогова, впервые применившего наркоз, понимавшего все недостатки русского общества, но никогда не осуждавшего Россию, потому что делом всей жизни он считал служение родине и работу на её благо и процветание.
И.А. Бунин «Антоновские яблоки»
Тема родины является одной из главных во всём творчестве И. Бунина. Вынужденный покинуть Россию, до конца дней он писал только о ней.
Грустным лиризмом проникнут его рассказ «Антоновские яблоки». Запах антоновских яблок, их аромат, чарующий дух стал для писателя олицетворением России.
Бунин не скрывал в своих произведениях тех противоречий, которые были в России, в его произведениях гармония природы часто сочетается с горем и человеческими трагедиями.
Однако во всём творчестве писателя и поэта чувствуется уверенность в том, что, какая бы ни была его Отчизна, отношение к ней писателя можно определить только одним словом — любовь.
С. Есенин
В поэзии С. Есенина мотивы любви к родине пронизывают каждое слово, каждую строчку, каждое произведение, даже очень личное. Сам поэт говорил: «Чувство родины — основное в моём творчестве».
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою».
М.Ю. Лермонтов. «Родина», «Прощай, немытая Россия…»
Такой же странною, но верною любовью любил Россию М. Ю. Лермонтов, неоднократно рисовавший картины одиночества, ненужности человека русскому обществу.
Поэт любил и восхищался героическим прошлым России, но в его творческом наследии она осталась грубой и жестокой к своим гражданам, порабощённой, превращённой в огромную тюрьму для людей свободолюбивых и сильных духом.
Эта мысль звучит в его стихотворениях «Родина» и «Прощай, немытая Россия…»:
Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.
ПАТРИОТИЗМ — ЭТО ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ
(СОЧИНЕНИЕ-РАЗМЫШЛЕНИЕ О ВДОХНОВЛЕННОСТИ РОДИНОЙ)
О любви к Родине сказано немало искренних и высоких слов. Патриотизм — это одно из тех человеческих чувств, на котором основана жизнь всякого общества. На мой взгляд, без него не могли бы существовать ни отдельное государство, ни вся человеческая цивилизация.
Любовь к Родине живет в душе каждого человека, составляя неотъемлемую часть полноценной личности. Своими корнями она уходит в далекое прошлое. Еще у Гомера мы встречаем слова: «Знаменье лучшее — за отечество храбро сражаться». Глубину и особенность патриотического чувства в человеке отмечал и Лукиан: «Городам, их величию, блеску, совершенству построек дивятся многие, родину же любят все». О том, что Родина — лучший источник творческого вдохновения для всякого художника, сказал П. Беранже: «Отчизны голос — голос Музы».
А каким неподдельным чувством проникнуты знаменитые слова А. Грибоедова: «И дым Отечества нам сладок и приятен»; какая глубокая народная мудрость запечатлелась в высказывании Я. Коласа: «Нет у человека ничего прекраснее и дороже Родины. Человек без Родины — нищий человек». Вот почему мы можем сказать, что любовь к Родине — это один из самых прекрасных образцов любви вообще. Знаменитый оратор Цицерон оставил нам такое напоминание: «Нам дороги родители, дороги дети, близкие, родственники… Но все представления о любви к чему-либо соединены в одном слове — отчизна. Какой честный человек станет колебаться, умереть ли за нее, если он может принести этим ей пользу?».
Обычно мы понимаем патриотизм как любовь к родной земле и тому народу, который на ней живет и к которому мы сами принадлежим по рождению. И мы не воспринимаем одно без другого. Но иногда чувство к родной земле и чувство к своему народу как бы разъединяются: человек любит Родину, но не своих соотечественников. Так, например, чешский философ Я. Колар противопоставлял эти два чувства, ставя любовь к народу выше любви к родной земле: «Что должен разумный человек любить больше — страну или народ, отечество или нацию? Отечество мы можем легко найти, если даже мы его потеряли, но нацию и язык — нигде и никогда; Родина сама по себе есть мертвая земля, чужеродный предмет, это не человек; нация же есть наша кровь, жизнь и дух, личное свойство».
Известный русский композитор С. Рахманинов, по всей видимости, придерживался совсем иного мнения. Он и его жена испытывали горячее чувство любви к России. И когда они оказались в Швейцарии, то создали под Люцерном подобие Ивановки — далекой русской деревни, в которой некогда жили. Но при всей схожести вряд ли можно где- нибудь еще воссоздать неповторимый родной уголок. Великому композитору нравилось это место. К нему даже вернулось вдохновение, и он опять стал сочинять музыку. Но однажды он с невыразимой тоской проговорился: «Разве тут комары? Они и жалить-то не умеют. Не то что наш, ивановский — вопьется, света божьего не взвидишь».
Великий русский писатель, лауреат Нобелевской премии И. Бунин с ностальгией говорил: «Сколько русских зачахли на чужбине. От бедности, от болезней? Не знаю, думаю — гораздо больше от тоски по Тверской улице или какой-нибудь нищей деревушке Петуховке, затерявшейся среди болот и лесов…». А из письма А. Чехова из Ниццы к своей сестре И. Бунин выписал для себя такие слова: «…работаю, к великой досаде, недостаточно много и недостаточно хорошо, ибо работать на чужой стороне за чужим етолом неудобно…».
Другой русский писатель в эмиграции вспоминал слова своего земляка, жившего в Париже: «А что этот Париж? Ничего особенного. Вот наши края: едешь неделю по болотам и никуда не выедешь!»
Так что противопоставление Родины и ее народа, на мой взгляд, совершенно неправомерно.
Тем же чувством единения и неразрывной связи с родиной были рождены слова И. Бунина осенью 1941 года, когда фашистские войска стояли у стен древней Москвы: «В своем дому можно поссориться, даже подраться. Но когда на вас бандиты прут, тут уж, батенька, все склоки надо в сторону отложить да всем миром по чужакам ахнуть, чтоб от них пух и перья полетели. Вот Толстой проповедовал непротивление злу насилием, писал, что войны нужны лишь власть придержащим. Но, напади враг на Россию, войну продолжал бы проклинать, а всем сердцем за своих болел бы. Так уж нормальный, здоровый человек устроен, и по-другому быть не должно. А русский поражен тоской и любовью к Отечеству сильнее, чем кто-либо…».
В гражданскую войну адмирал А. Колчак провозгласил себя «верховным правителем России». Он лютой ненавистью ненавидел большевиков и клялся до последней капли крови бороться с ними. Он говорил, что умереть от рук большевиков — «все равно, что быть съеденным домашними свиньями». Но когда возникла опасность, что золотой запас может попасть в руки чехов, адмирал сказал: «Пусть оно достанется большевикам, нежели чехам. И среди большевиков есть русские люди».
Есть много прекрасных слов о том, каким огромным вдохновением является Родина Не только для выдающихся писателей, художников и музыкантов, но и для простых людей. И во всех этих высказываниях есть одна мысль: истинный патриот испытывает счастье только тогда, когда счастлива его Родина и ее народ. И он даже в изгнании делает все, чтобы было именно так.
В жизни патриотизм больше всего проявляется во времена войн, когда люди идут на смерть ради правителей, за Родину, с чувством долга и ответственности за свое государство. Именно общность людей, обычаи и язык, культура, которая прививалась с детства, и дают нам нравственные устои. Не только простые люди были патриотами. Кто должен был показывать пример им? В истории есть случаи, когда правители и их родные, близкие вставали плечом к плечу с простым народом в сложные для России времена. Так, жена Николая II выучилась на медсестру и стала помогать раненым, лечить их. Люди говорили, что не пристало жене царя заниматься столь грязным делом, но этого требовала ее христианская душа, она болела за народ. Александра Федоровна слушала рассказы больных, дежурила у их кроватей. Любви к народу нельзя научить, это показатель нравственности человека.
Родина-мать
Такой патриотизм – настоящее состояние человека. Многие говорят о любви женской и мужской, но когда начинаешь спрашивать о личном, оказывается, что у каждого свое чувство. Так и к Родине. Любовь к России – это любовь своих детей к маме. Как не выбирают матерей, так и не выбирают землю, на которой суждено родиться. И нужно просто любить ее, какой бы она ни была. Это чувство придает сил и уверенности, что за твоей спиной Родина с ее березками, необъятными просторами, реками и морями и миллионами людей, как и ты, любящими свою страну.
Проблема патриотизма
Патриотизм нужно прививать с детства. Нужно писать о проблеме патриотизма в сочинениях, говорить о ней на уроках. Это очень и очень важно. Необходимо не просто рассказывать, что нужно любить Родину, а показывать это на примерах из истории, из жизни, из книг, писать сочинение “Что такое патриотизм?”. Молодое поколение учится у своих предков, а это значит, что необходимо на примере своей жизни и своего труда являть патриотизм людям. Важно, чтобы и простые люди, и правители шли дорогой своих предшественников, помня те времена, когда не требовалось рассказывать о патриотизме. Настоящий патриот жизнь отдаст за Родину, а если не может, значит не так уж он ее и любит. Во времена войн простые люди шли с вилами и топорами на вооруженного врага. Они не ждали приказа, они шли по велению сердца за свою страну, за своих близких, за землю, которая их взрастила. В сочинении “Что такое патриотизм?” ученики часто пишут о любви к Родине, значит, сердца молодого поколения отданы ей.
ПАТРИОТИЗМ — ЭТО ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ
(СОЧИНЕНИЕ-РАЗМЫШЛЕНИЕ О ВДОХНОВЛЕННОСТИ РОДИНОЙ)
О любви к Родине сказано немало искренних и высоких слов. Патриотизм — это одно из тех человеческих чувств, на котором основана жизнь всякого общества. На мой взгляд, без него не могли бы существовать ни отдельное государство, ни вся человеческая цивилизация.
Любовь к Родине живет в душе каждого человека, составляя неотъемлемую часть полноценной личности. Своими корнями она уходит в далекое прошлое. Еще у Гомера мы встречаем слова: «Знаменье лучшее — за отечество храбро сражаться». Глубину и особенность патриотического чувства в человеке отмечал и Лукиан: «Городам, их величию, блеску, совершенству построек дивятся многие, родину же любят все». О том, что Родина — лучший источник творческого вдохновения для всякого художника, сказал П. Беранже: «Отчизны голос — голос Музы».
А каким неподдельным чувством проникнуты знаменитые слова А. Грибоедова: «И дым Отечества нам сладок и приятен»; какая глубокая народная мудрость запечатлелась в высказывании Я. Коласа: «Нет у человека ничего прекраснее и дороже Родины. Человек без Родины — нищий человек». Вот почему мы можем сказать, что любовь к Родине — это один из самых прекрасных образцов любви вообще. Знаменитый оратор Цицерон оставил нам такое напоминание: «Нам дороги родители, дороги дети, близкие, родственники… Но все представления о любви к чему-либо соединены в одном слове — отчизна. Какой честный человек станет колебаться, умереть ли за нее, если он может принести этим ей пользу?».
Обычно мы понимаем патриотизм как любовь к родной земле и тому народу, который на ней живет и к которому мы сами принадлежим по рождению. И мы не воспринимаем одно без другого. Но иногда чувство к родной земле и чувство к своему народу как бы разъединяются: человек любит Родину, но не своих соотечественников. Так, например, чешский философ Я. Колар противопоставлял эти два чувства, ставя любовь к народу выше любви к родной земле: «Что должен разумный человек любить больше — страну или народ, отечество или нацию? Отечество мы можем легко найти, если даже мы его потеряли, но нацию и язык — нигде и никогда; Родина сама по себе есть мертвая земля, чужеродный предмет, это не человек; нация же есть наша кровь, жизнь и дух, личное свойство».
Известный русский композитор С. Рахманинов, по всей видимости, придерживался совсем иного мнения. Он и его жена испытывали горячее чувство любви к России. И когда они оказались в Швейцарии, то создали под Люцерном подобие Ивановки — далекой русской деревни, в которой некогда жили. Но при всей схожести вряд ли можно где- нибудь еще воссоздать неповторимый родной уголок. Великому композитору нравилось это место. К нему даже вернулось вдохновение, и он опять стал сочинять музыку. Но однажды он с невыразимой тоской проговорился: «Разве тут комары? Они и жалить-то не умеют. Не то что наш, ивановский — вопьется, света божьего не взвидишь».
Великий русский писатель, лауреат Нобелевской премии И. Бунин с ностальгией говорил: «Сколько русских зачахли на чужбине. От бедности, от болезней? Не знаю, думаю — гораздо больше от тоски по Тверской улице или какой-нибудь нищей деревушке Петуховке, затерявшейся среди болот и лесов…». А из письма А. Чехова из Ниццы к своей сестре И. Бунин выписал для себя такие слова: «…работаю, к великой досаде, недостаточно много и недостаточно хорошо, ибо работать на чужой стороне за чужим етолом неудобно…».
В стихотворении С. Есенина «Гой ты, русь, моя родная» лирическому герою предлагают: «Кинь ты Русь, живи в раю!», — он отвечает: «Не надо рая, дайте родину мою». В этих словах выражается весь трепет отношения русского человека к родине, которая никогда не отличалась легкими условиями жизни и труда. И все же он выбирает свой жребий, не ропщет и не ищет чужого. Также в стихотворении параллельно идут описания отечественной природы: «хаты в ризах, образа»; «побегу по мятой стежке, на приволь зеленых лех». Есенин -самый преданный поклонник своего родного края. Именно о годах, проведенных в деревне, он вспоминает как о самых счастливых и безмятежных. Сельские пейзажи, романтика, уклад жизни — все это горячо любимо автором.
Патриотизм вопреки всему
Многим любителям русской литературы известны строки М. Ю. Лермонтова: «Прощай, немытая Россия…». Некоторые даже толкуют их превратно. Но, на мой взгляд, это всего лишь некий жест, практически граничащий с отчаянием. Негодование, которое бурлило и выплескивалось наружу коротким и легким «прощай!». Пусть он и побежден системой, однако не сломлен духом. В сущности, автор в этом произведении прощается не с самой Россией и не с ее жителями, а с государственным устройством и порядками, которые для Лермонтова неприемлемы. Но мы чувствуем боль, которую причиняет ему расставание. Чувствуем ту злобу, которая горит в сердце истинного патриота, который переживает за свою страну. Это и есть настоящая любовь к родине, характеризующаяся желанием изменить ее к лучшему.