Сочинение на тему любовь красота память в рассказах бунина

18 вариантов

  1. Тема любви,
    красоты и памяти в рассказах И. А. Бунина

    Иван Алексеевич
    Бунин – один из крупнейших представителей критического реализма двадцатого
    века.
    В литературу он
    вошел в конце прошлого столетия, в трудные и тяжелые годы социального и
    духовного кризиса русского общества. Ощущение перелома жизни, гибели старой
    дворянской культуры во многом определило основное содержание произведений
    писателя.
    Первые
    прозаические произведения Бунина появляются в начале 90-х годов. Многие из них
    по жанру – лирические миниатюры, напоминающие стихи в прозе. Поэзия как бы
    ведет за собой прозу писателя, которая приобретает у него своеобразный
    лирический характер, содержит особое чувство ритма.
    В 1897 году
    выходит первая книга рассказов, куда вошли рассказы “Вести с родины”, “На край
    света”, “Танька” и другие. Основная тема этих произведений – нищая, разоренная
    крестьянская Россия. Он пишет о новых капиталистических отношениях, о деревне,
    в которой царствует голод и смерть, о физическом и духовном увядании
    дворянства. Беспросветна и печальна судьба обедневшего под напором жестокой
    цивилизации поместного дворянства. Бунин видит идеал жизни в патриархальном
    прошлом с его старосветским благополучием. Чувство безысходной грусти и
    сожаления вызывает у автора запустение и вырождение дворянских гнезд,
    нравственное и духовное оскудение их хозяев. Лирической эпитафией прошлому
    звучит рассказ “Антоновские яблоки”.
    Период расцвета
    бунинского таланта приходится на годы войны (“Чаша жизни”, “Господин из
    Сан-Франциско”). В эти годы писатель много путешествует по Европе и Востоку,
    что дает ему обильный материал для широких социально-философских обобщений.
    Главная тема этих сборников -вечный вопрос о смысле жизни и любви, о суетности
    поисков счастья, о несбывшихся надеждах. Так, в рассказе “Господин из
    Сан-Франциско” описана трагическая судьба безымянного героя. Писатель
    показывает как бесцельна и призрачна жизнь перед лицом смерти и как ничтожны
    власть и деньги, если смерть рядом. Перед лицом смерти все равны, перед ней
    стираются все социальные, классовые, имущественные грани, разделяющие людей. И
    ни при каком идеально устроенном обществе и самой счастливой личной судьбе
    человек не будет спокойно и безразлично к этому относиться.
    Но Бунин
    обращается и к вечным темам – любви, счастья. Писатель создает такие рассказы,
    как “Грамматика любви”, “Легкое дыхание”, где повествуется о трагедии любви, о
    несбывшихся надеждах. Любовь для Бунина – это высшая ценность в этой тяжелой,
    непостоянной, непредсказуемой жизни, это “последнее всеобъемлющее, жажда
    вместить в свое сердце весь зримый и незримый мир и вновь его отдать
    кому-нибудь другому” (“Братья”). Но любовь в бунинских рассказах чаще
    соприкасается со смертью и даже как бы одухотворена ее близостью. Почти все
    любовные сюжеты у него завершаются смертью. Иногда развязки таких историй
    кажутся даже искусственными, неожиданными.
    Как и Куприн,
    Бунин тоже много писал о любви, тоже пытался раскрыть, “расколдовать” тайны
    этой прекрасной и вместе с тем “пагубной страсти”, способной и вознести
    человека на вершину счастья и блаженства, и стать невыносимой пыткой, нередко
    толкающей людей на самоубийство.
    Именно такая
    трагическая история любви и положена в основу повести “Митина любовь”, написанной
    Буниным уже в эмиграции. По свидетельству близких и друзей писателя, повесть
    эта во многом автобиографична. В ней нашел отражение окончившийся драматически
    для Бунина его юношеский роман с Варварой Пащенко.
    Этой же теме –
    любви, памяти, красоте – посвящены рассказы, вошедшие в цикл “Темные аллеи”.
    Главные герои этих рассказов живут в ожидании любви, ищут ее и чаще всего,
    опаленные ею, гибнут. Для Бунина неприемлема любовь как ровное, тихое горение,
    безоблачное счастье. Любовь у него – легкое дыхание, готовое в любой миг
    исчезнуть, любовь появляется в минуты роковые, это всегда короткая,
    ослепительная вспышка, до дна озаряющая души влюбленных и приводящая их к
    критической точке, за которой — гибель, самоубийство, небытие.
    Героиня
    рассказа “Холодная осень” – женщина, прожившая безрадостную, полную страданий
    жизнь, вспоминает прощание с женихом, уходящим на фронт. День прощания
    запомнился ей на всю жизнь; она запомнила последние слова любимого: “Ну что ж,
    если убьют, я буду ждать тебя там. Ты поживи, порадуйся на свете, потом приходи
    ко мне”. Теперь, спустя много лет после его гибели, уже в эмиграции, оказавшись
    в полном одиночестве, она снова вспоминает его слова и понимает, что в ее жизни
    было единственное дорогое воспоминание – “только тот холодный осенний вечер”.
    Но что
    объединяет все произведения Бунина, так это трагический конец, трагедия любви.
    Казалось бы, что трагическая концовка не вписывается в романтический сюжет
    повести, но нет, такой конец лишь усиливает возвышенность чувства, его
    романтическую приподнятость над обыденностью. Ведь умирают герои из-за любви и
    во имя любви.
    Правдиво
    показывая жизнь, автор нередко идеализирует своих героев, делает их отношения
    сложными и романтичными, в его рассказах присутствуют музыка и природа,
    благородство и низкие чувства, порочные связи и вечная любовь, которая
    одухотворяет героев, делая их выше и прекраснее.

    Список
    литературы

    Для подготовки
    данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/

  2. Любовь, красота, память в рассказах И.А. Бунина

    Автор: Бунин И.А.
    Любовь, красота, память в рассказах И.А. Бунина.
    («Холодная осень», «Солнечный удар», «Темные аллеи»)
    В своем творчестве многие писатели нередко обращаются к вечным темам любви, красоты, памяти. Эта тема коснулась и И.А. Бунина, потому что любовь для него – это высшая ценность в этой тяжелой и непостоянной жизни. Любовь в бунинских рассказах часто соприкасается со смертью.
    Одним из таких произведений является рассказ «Холодная осень», написанный в 1944 году. Главная героиня рассказа – женщина, прожившая безрадостную, полную лишений и страданий жизнь.
    Автор четко делит ее жизнь на 2 части: один вечер и 30 лет. В этот вечер она прощается со своим женихом, уходящим на фронт. И он, возможно предчувствуя свою смерть, говорит ей: «Ты поживи, порадуйся на этом свете, потом приходи ко мне», эти слова она запомнила на всю жизнь. Теперь, спустя много лет после его смерти, оказавшись в полном одиночестве, она снова вспоминает его слова и понимает, что в ее жизни было единственное дорогое воспоминание – «только тот холодный осенний вечер» — говорит сама себе героиня рассказа. Рассказ «Холодная осень» — это светлая горечь по утраченному счастью.
    Историю трагичной любви И.А. Бунин поведал в небольшом рассказе «Солнечный удар». Случайное знакомство на пароходе, мимолетная встреча закончилась трагедией для его участников. «Никогда, ничего даже похожего на то, что случилось со мной не было, да и не будет больше. На меня точно затмение нашло. Или вернее, мы оба получили что-то вроде солнечного удара» — признается героиня рассказа «маленькая, безымянная женщина, так и не назвавшая своего имени». Но этот удар пока еще не коснулся героя. Проводив свою знакомую и беззаботно вернувшись в гостиную, почувствовал, что сердце его сжалось непонятной нежностью» при воспоминании о ней. Когда же он понял, что потеря ее навсегда, «он почувствовал такую боль и такую ненужность всей своей дальнейшей жизни без нее, что его охватил ужас отчаяния». Пораженный словно ударом, этой неожиданной любовь, порутчик готов умереть, лишь бы вернуть эту женщину. В рассказе «Солнечный удар» писатель развивает свою философию любви. Здесь ее трагедийность в том, что она взаимна. И обрыв встречи закономерен и неизбежен.
    Этой же теме: любви, памяти, красоте – посвящены рассказы, вошедшие в цикл «Темные аллеи». Цикл содержит в себе 38 рассказов, написанных в период с 197 по 1944 год. В это время Бунин, уже эмигрировав из России, тоскует по своей Родине, поэтому в рассказах действия происходят в России. В своих рассказах автор поднимает темы одиночества и памяти.
    В этом сборнике есть рассказ, который называется «Темные аллеи». Главные герои Надежда и Николай, после их расставания прошло 30 лет. Надежда – владелица частной придорожной горницы. Николай – богатый помещик. В молодости между ними была пылкая любовь, но он бросил ее. Их жизнь не сложилась. Его бросила жена, сын вырос «негодяй, мот, наглец», она наказан за предательство любви. И теперь, когда они встретились через 30 лет, он говорит ей, что «все проходит, все забывается». Но она в ответ ему говорит «все проходит, да не все забывается». Она любит его до сих пор, но, к сожалению, его не простила, поэтому ее жизнь не сложилась. Когда он уезжает, она глядит в окно ему вслед.
    Трагичный конец объединяет все произведения И.А. Бунина. Казалось бы, что трагическая концовка не вписывается в романтический сюжет повестей, но нет, такой конец лишь усиливает чувство, его романтическую приподнятость над этим суетным миром. Ведь умирают герои из-за любви и во имя любви.

  3. Поздние рассказы Ивана Алексеевича Бунина открывают еще одну грань этого самобытного и бесконечно разнообразного художника. Чем старше и мудрее становится писатель, тем звонче и ярче высвечиваются в его рассказах-воспоминаниях юность, любовь, красота. Писатель откровенно, до натурализма отчетливо показывает любовь своего лирического героя. Причем, ностальгия по юности и родине сливается в единый мотив, с тихой ласковой грустью повествует о былом и несостоявшемся счастье.
    Удивительно, но все рассказы Бунина о любви окрашены печалью, пусть легкой, но грустью. Жизнь лишь поманила героя, открыла великое таинство любви и дорогу в эту прекрасную страну. Почти всегда Бунин описывает первую юношескую любовь, осветившую начало жизни героя, вспыхнувшую яркой звездой и не продлившуюся в дальнейшей его судьбе.
    В рассказе “Темные аллеи” Николай Алексеевич и Надежда расстаются — слишком разные они по воспитанию, социальному положению и культурному уровню. Но добровольный отказ от любви — этого великого дара — наказуем. И нет в дальнейшем у героев счастья.
    Однажды судьба улыбнулась Николаю Алексеевичу, сотворив великое чудо, но условности света заставили героя бросить Надежду, и он наказан. По его собственному признанию: “Никогда я не был счастлив в жизни, не думай, пожалуйста… — жену я без памяти любил. А изменила, бросила меня еще оскорбительней, чем я тебя. Сына обожал, — пока рос, каких только надежд на него не возлагал! А вышел негодяй, мот, наглец, без сердца, без чести, без совести…”
    Может быть, это и есть Божий суд над героем, отвергшим самое святое, что может дать судьба. Однако не все так просто объяснить. Да, любил он Надежду, красавицей она была необыкновенной, но представить ее “не содержательницей постоялой гостиницы”, а женой, хозяйкой ‘ петербургского дома и матерью своих детей он не мог. Слишком сложен, полон условностей мир людей.
    Рассказ “Руся” — это, скорее, небольшая зарисовка о материнском эгоизме, страсти, юношеском максимализме и ностальгическом чувстве по ушедшей молодости, такой ранимой и прекрасной, безвозвратно потерянной, которая вспоминается в зрелости с легкой затаенной грустью. Теперь уже пришел опыт и мудрость, знание жизни, но не вернуть тех лет, не повернуть времени вспять, и горечь воспоминаний приносит сладостное томление, потому что сердце любило, страдало и мучилось. Сейчас это невозможно, и очень жаль.
    Бунин прекрасно передает оттенки состояния души, переходы настроения. Высветив на миг, как лучом прожектора, самое яркое и дорогое сердцу воспоминание, писатель объясняет потребность человека в этой иллюзорной поддержке. Память таит в себе дорогие и горькие воспоминания, без которых невозможно представить человеческую жизнь.

  4. Иван Алексеевич Бунин – один из крупнейших представителей критического реализма двадцатого века.
    В литературу он вошел в конце прошлого столетия, в трудные и тяжелые годы социального и духовного кризиса русского общества. Ощущение перелома жизни, гибели старой дворянской культуры во многом определило основное содержание произведений писателя.
    Первые прозаические произведения Бунина появляются в начале 90-х годов. Многие из них по жанру – лирические миниатюры, напоминающие стихи в прозе. Поэзия как бы ведет за собой прозу писателя, которая приобретает у него своеобразный лирический характер, содержит особое чувство ритма.
    В 1897 году выходит первая книга рассказов, куда вошли рассказы “Вести с родины”, “На край света”, “Танька” и другие. Основная тема этих произведений – нищая, разоренная крестьянская Россия. Он пишет о новых капиталистических отношениях, о деревне, в которой царствует голод и смерть, о физическом и духовном увядании дворянства. Беспросветна и печальна судьба обедневшего под напором жестокой цивилизации поместного дворянства. Бунин видит идеал жизни в патриархальном прошлом с его старосветским благополучием. Чувство безысходной грусти и сожаления вызывает у автора запустение и вырождение дворянских гнезд, нравственное и духовное оскудение их хозяев. Лирической эпитафией прошлому звучит рассказ “Антоновские яблоки”.
    Период расцвета бунинского таланта приходится на годы войны (“Чаша жизни”, “Господин из Сан-Франциско”). В эти годы писатель много путешествует по Европе и Востоку, что дает ему обильный материал для широких социально-философских обобщений. Главная тема этих сборников -вечный вопрос о смысле жизни и любви, о суетности поисков счастья, о несбывшихся надеждах. Так, в рассказе “Господин из Сан-Франциско” описана трагическая судьба безымянного героя. Писатель показывает как бесцельна и призрачна жизнь перед лицом смерти и как ничтожны власть и деньги, если смерть рядом. Перед лицом смерти все равны, перед ней стираются все социальные, классовые, имущественные грани, разделяющие людей. И ни при каком идеально устроенном обществе и самой счастливой личной судьбе человек не будет спокойно и безразлично к этому относиться.
    Но Бунин обращается и к вечным темам – любви, счастья. Писатель создает такие рассказы, как “Грамматика любви”, “Легкое дыхание”, где повествуется о трагедии любви, о несбывшихся надеждах. Любовь для Бунина – это высшая ценность в этой тяжелой, непостоянной, непредсказуемой жизни, это “последнее всеобъемлющее, жажда вместить в свое сердце весь зримый и незримый мир и вновь его отдать кому-нибудь другому” (“Братья”). Но любовь в бунинских рассказах чаще соприкасается со смертью и даже как бы одухотворена ее близостью. Почти все любовные сюжеты у него завершаются смертью. Иногда развязки таких историй кажутся даже искусственными, неожиданными.
    Как и Куприн, Бунин тоже много писал о любви, тоже пытался раскрыть, “расколдовать” тайны этой прекрасной и вместе с тем “пагубной страсти”, способной и вознести человека на вершину счастья и блаженства, и стать невыносимой пыткой, нередко толкающей людей на самоубийство.
    Именно такая трагическая история любви и положена в основу повести “Митина любовь”, написанной Буниным уже в эмиграции. По свидетельству близких и друзей писателя, повесть эта во многом автобиографична. В ней нашел отражение окончившийся драматически для Бунина его юношеский роман с Варварой Пащенко.
    Этой же теме – любви, памяти, красоте – посвящены рассказы, вошедшие в цикл “Темные аллеи”. Главные герои этих рассказов живут в ожидании любви, ищут ее и чаще всего, опаленные ею, гибнут. Для Бунина неприемлема любовь как ровное, тихое горение, безоблачное счастье. Любовь у него – легкое дыхание, готовое в любой миг исчезнуть, любовь появляется в минуты роковые, это всегда короткая, ослепительная вспышка, до дна озаряющая души влюбленных и приводящая их к критической точке, за которой — гибель, самоубийство, небытие.
    Героиня рассказа “Холодная осень” – женщина, прожившая безрадостную, полную страданий жизнь, вспоминает прощание с женихом, уходящим на фронт. День прощания запомнился ей на всю жизнь; она запомнила последние слова любимого: “Ну что ж, если убьют, я буду ждать тебя там. Ты поживи, порадуйся на свете, потом приходи ко мне”. Теперь, спустя много лет после его гибели, уже в эмиграции, оказавшись в полном одиночестве, она снова вспоминает его слова и понимает, что в ее жизни было единственное дорогое воспоминание – “только тот холодный осенний вечер”.
    Но что объединяет все произведения Бунина, так это трагический конец, трагедия любви. Казалось бы, что трагическая концовка не вписывается в романтический сюжет повести, но нет, такой конец лишь усиливает возвышенность чувства, его романтическую приподнятость над обыденностью. Ведь умирают герои из-за любви и во имя любви.
    Правдиво показывая жизнь, автор нередко идеализирует своих героев, делает их отношения сложными и романтичными, в его рассказах присутствуют музыка и природа, благородство и низкие чувства, порочные связи и вечная любовь, которая одухотворяет героев, делая их выше и прекраснее.

  5. Любовь, красота, память в рассказах И. А. Бунина
    Какая странная отрада
    Былое попирать ногой!
    Какая сладость, все, что прежде
    Ценил так мало, вспоминать!
    И.А.Бунин
    Поздние рассказы Ивана Алексеевича Бунина открывают еще одну грань этого самобытного и бесконечно разнообразного художника. Чем старше и мудрее становится писатель, тем звонче и ярче высвечивается в его рассказах-воспоминаниях юность, любовь, красота. Писатель откровенно, до натурализма отчетливо показывает любовь своего лирического героя. Причем ностальгия по юности и родине сливается в единый мотив, с тихой ласковой грустью повествует о былом и несостоявшемся счастье.
    Удивительно, но все рассказы Бунина о любви окрашены печалью, пусть легкой, но грустью. Жизнь лишь поманила героя, открыла великое таинство любви и дорогу в эту прекрасную страну. Почти всегда Бунин описывает первую юношескую любовь, осветившую начало жизни героя, вспыхнувшую яркой звездой и не продлившуюся в дальнейшей его судьбе. В рассказе «Темные аллеи» Николай Алексеевич и Надежда расстаются — слишком разные они по воспитанию, социальному положению и культурному уровню. Но добровольный отказ от любви — этого великого дара — наказуем. И нет в дальнейшем у героев счастья. Однажды судьба улыбнулась Николаю Алексеевичу, сотворив великое чудо, но условности «света» заставили героя бросить Надежду, и он наказан. По его собственному признанию: «Никогда я не был счастлив в жизни, не думай, пожалуйста…— жену я без памяти любил. А изменила, бросила меня еще оскорбительней, чем я тебя. Сына обожал,— пока рос, каких только надежд на него не возлагал! А вышел негодяй, мот, наглец, без сердца, без чести, без совести…» Может быть, это и есть Божий суд над героем, отвергшим самое святое, что может дать судьба. Но не все так просто объяснить. Да, любил он Надежду, красавицей она была необыкновенной, но представить ее «не содержательницей постоялой гостиницы», а женой, хозяйкой петербургского дома и матерью своих детей он не мог. Слишком сложен, полон условностей мир людей.
    Рассказ «Руся» — это скорее небольшая зарисовка о материнском эгоизме, страсти, юношеском максимализме и ностальгическом чувстве по ушедшей молодости, такой ранимой и прекрасной, безвозвратно потерянной и вспоминаемой в зрелости с легкой затаенной грустью. Теперь уже пришел опыт и мудрость, знание жизни, но не вернуть тех лет, не повернуть времени вспять, и горечь воспоминаний приносит сладостное томление, потому что сердце любило, страдало и мучилось. Сейчас это невозможно, и очень жаль. Бунин прекрасно передает оттенки состояния человеческой души, переходы настроения. Высветив на миг, как лучом прожектора, самое яркое и дорогое сердцу воспоминание, писатель объясняет потребность человека в этой иллюзорной поддержке. Память таит в себе дорогие и горькие воспоминания, без которых невозможно представить человеческую жизнь.

  6. 6
    Текст добавил: МеЧтЫ_СбУдУтСЯ

    Автор: Бунин И.А.
    Любовь, красота, память в рассказах И.А. Бунина.
    («Холодная осень», «Солнечный удар», «Темные аллеи»)
    В своем творчестве многие писатели нередко обращаются к вечным темам любви, красоты, памяти. Эта тема коснулась и И.А. Бунина, потому что любовь для него – это высшая ценность в этой тяжелой и непостоянной жизни. Любовь в бунинских рассказах часто соприкасается со смертью.
    Одним из таких произведений является рассказ «Холодная осень», написанный в 1944 году. Главная героиня рассказа – женщина, прожившая безрадостную, полную лишений и страданий жизнь.
    Автор четко делит ее жизнь на 2 части: один вечер и 30 лет. В этот вечер она прощается со своим женихом, уходящим на фронт. И он, возможно предчувствуя свою смерть, говорит ей: «Ты поживи, порадуйся на этом свете, потом приходи ко мне», эти слова она запомнила на всю жизнь. Теперь, спустя много лет после его смерти, оказавшись в полном одиночестве, она снова вспоминает его слова и понимает, что в ее жизни было единственное дорогое воспоминание – «только тот холодный осенний вечер» – говорит сама себе героиня рассказа. Рассказ «Холодная осень» – это светлая горечь по утраченному счастью.
    Историю трагичной любви И.А. Бунин поведал в небольшом рассказе «Солнечный удар». Случайное знакомство на пароходе, мимолетная встреча закончилась трагедией для его участников. «Никогда, ничего даже похожего на то, что случилось со мной не было, да и не будет больше. На меня точно затмение нашло. Или вернее, мы оба получили что-то вроде солнечного удара» – признается героиня рассказа «маленькая, безымянная женщина, так и не назвавшая своего имени». Но этот удар пока еще не коснулся героя. Проводив свою знакомую и беззаботно вернувшись в гостиную, почувствовал, что сердце его сжалось непонятной нежностью» при воспоминании о ней. Когда же он понял, что потеря ее навсегда, «он почувствовал такую боль и такую ненужность всей своей дальнейшей жизни без нее, что его охватил ужас отчаяния». Пораженный словно ударом, этой неожиданной любовь, порутчик готов умереть, лишь бы вернуть эту женщину. В рассказе «Солнечный удар» писатель развивает свою философию любви. Здесь ее трагедийность в том, что она взаимна. И обрыв встречи закономерен и неизбежен.
    Этой же теме: любви, памяти, красоте – посвящены рассказы, вошедшие в цикл «Темные аллеи». Цикл содержит в себе 38 рассказов , написанных в период с 197 по 1944 год. В это время Бунин, уже эмигрировав из России, тоскует по своей Родине, поэтому в рассказах действия происходят в России. В своих рассказах автор поднимает темы одиночества и памяти.
    В этом сборнике есть рассказ, который называется «Темные аллеи». Главные герои Надежда и Николай, после их расставания прошло 30 лет. Надежда – владелица частной придорожной горницы. Николай – богатый помещик. В молодости между ними была пылкая любовь, но он бросил ее. Их жизнь не сложилась. Его бросила жена, сын вырос «негодяй, мот, наглец», она наказан за предательство любви. И теперь, когда они встретились через 30 лет, он говорит ей, что «все проходит, все забывается». Но она в ответ ему говорит «все проходит, да не все забывается». Она любит его до сих пор, но, к сожалению, его не простила, поэтому ее жизнь не сложилась. Когда он уезжает, она глядит в окно ему вслед.
    Трагичный конец объединяет все произведения И.А. Бунина. Казалось бы, что трагическая концовка не вписывается в романтический сюжет повестей, но нет, такой конец лишь усиливает чувство, его романтическую приподнятость над этим суетным миром. Ведь умирают герои из-за любви и во имя любви.

  7. Любовь, красота, память в рассказах И.А. Бунина.
    («Холодная осень», «Солнечный удар», «Темные аллеи»)
    В своем творчестве многие писатели нередко обращаются к вечным темам любви, красоты, памяти. Эта тема коснулась и И.А. Бунина, потому что любовь для него – это высшая ценность в этой тяжелой и непостоянной жизни. Любовь в бунинских рассказах часто соприкасается со смертью.
    Одним из таких произведений является рассказ «Холодная осень», написанный в 1944 году. Главная героиня рассказа – женщина, прожившая безрадостную, полную лишений и страданий жизнь.
    Автор четко делит ее жизнь на 2 части: один вечер и 30 лет. В этот вечер она прощается со своим женихом, уходящим на фронт. И он, возможно предчувствуя свою смерть, говорит ей: «Ты поживи, порадуйся на этом свете, потом приходи ко мне», эти слова она запомнила на всю жизнь. Теперь, спустя много лет после его смерти, оказавшись в полном одиночестве, она снова вспоминает его слова и понимает, что в ее жизни было единственное дорогое воспоминание – «только тот холодный осенний вечер» – говорит сама себе героиня рассказа. Рассказ «Холодная осень» – это светлая горечь по утраченному счастью.
    Историю трагичной любви И.А. Бунин поведал в небольшом рассказе «Солнечный удар». Случайное знакомство на пароходе, мимолетная встреча закончилась трагедией для его участников. «Никогда, ничего даже похожего на то, что случилось со мной не было, да и не будет больше. На меня точно затмение нашло. Или вернее, мы оба получили что-то вроде солнечного удара» – признается героиня рассказа «маленькая, безымянная женщина, так и не назвавшая своего имени». Но этот удар пока еще не коснулся героя. Проводив свою знакомую и беззаботно вернувшись в гостиную, почувствовал, что сердце его сжалось непонятной нежностью» при воспоминании о ней. Когда же он понял, что потеря ее навсегда, «он почувствовал такую боль и такую ненужность всей своей дальнейшей жизни без нее, что его охватил ужас отчаяния». Пораженный словно ударом, этой неожиданной любовь, порутчик готов умереть, лишь бы вернуть эту женщину. В рассказе «Солнечный удар» писатель развивает свою философию любви. Здесь ее трагедийность в том, что она взаимна. И обрыв встречи закономерен и неизбежен.
    Этой же теме: любви, памяти, красоте – посвящены рассказы, вошедшие в цикл «Темные аллеи». Цикл содержит в себе 38 рассказов , написанных в период с 197 по 1944 год. В это время Бунин, уже эмигрировав из России, тоскует по своей Родине, поэтому в рассказах действия происходят в России. В своих рассказах автор поднимает темы одиночества и памяти.
    В этом сборнике есть рассказ, который называется «Темные аллеи». Главные герои Надежда и Николай, после их расставания прошло 30 лет. Надежда – владелица частной придорожной горницы. Николай – богатый помещик. В молодости между ними была пылкая любовь, но он бросил ее. Их жизнь не сложилась. Его бросила жена, сын вырос «негодяй, мот, наглец», она наказан за предательство любви. И теперь, когда они встретились через 30 лет, он говорит ей, что «все проходит, все забывается». Но она в ответ ему говорит «все проходит, да не все забывается». Она любит его до сих пор, но, к сожалению, его не простила, поэтому ее жизнь не сложилась. Когда он уезжает, она глядит в окно ему вслед.
    Трагичный конец объединяет все произведения И.А. Бунина. Казалось бы, что трагическая концовка не вписывается в романтический сюжет повестей, но нет, такой конец лишь усиливает чувство, его романтическую приподнятость над этим суетным миром. Ведь умирают герои из-за любви и во имя любви.
    Добавил: ColdGirl

  8. Тема: – Любовь, красота, память в рассказах И. А. Бунина

    Какая странная отрада
    Былое попирать ногой!
    Какая сладость, все, что прежде
    Ценил так мало, вспоминать!
    И.А.Бунин
    Поздние рассказы Ивана Алексеевича Бунина открывают еще одну грань этого самобытного и бесконечно разнообразного художника. Чем старше и мудрее становится писатель, тем звонче и ярче высвечивается в его рассказах-воспоминаниях юность, любовь, красота. Писатель откровенно, до натурализма отчетливо показывает любовь своего лирического героя. Причем ностальгия по юности и родине сливается в единый мотив, с тихой ласковой грустью повествует о былом и несостоявшемся счастье. Удивительно, но все рассказы Бунина о любви окрашены печалью, пусть легкой, но грустью. Жизнь лишь поманила героя, открыла великое таинство любви и дорогу в эту прекрасную страну. Почти всегда Бунин описывает первую юношескую любовь, осветившую начало жизни героя, вспыхнувшую яркой звездой и не продлившуюся в дальнейшей его судьбе. В рассказе «Темные аллеи» Николай Алексеевич и Надежда расстаются — слишком разные они по воспитанию, социальному положению и культурному уровню. Но добровольный отказ от любви — этого великого дара — наказуем. И нет в дальнейшем у героев счастья. Однажды судьба улыбнулась Николаю Алексеевичу, сотворив великое чудо, но условности «света» заставили героя бросить Надежду, и он наказан. По его собственному признанию: «Никогда я не был счастлив в жизни, не думай, пожалуйста…— жену я без памяти любил. А изменила, бросила меня еще оскорбительней, чем я тебя. Сына обожал,— пока рос, каких только надежд на него не возлагал! А вышел негодяй, мот, наглец, без сердца, без чести, без совести…» Может быть, это и есть Божий суд над героем, отвергшим самое святое, что может дать судьба. Но не все так просто объяснить. Да, любил он Надежду, красавицей она была необыкновенной, но представить ее «не содержательницей постоялой гостиницы», а женой, хозяйкой петербургского дома и матерью своих детей он не мог. Слишком сложен, полон условностей мир людей. Рассказ «Руся» — это скорее небольшая зарисовка о материнском эгоизме, страсти, юношеском максимализме и ностальгическом чувстве по ушедшей молодости, такой ранимой и прекрасной, безвозвратно потерянной и вспоминаемой в зрелости с легкой затаенной грустью. Теперь уже пришел опыт и мудрость, знание жизни, но не вернуть тех лет, не повернуть времени вспять, и горечь воспоминаний приносит сладостное томление, потому что сердце любило, страдало и мучилось. Сейчас это невозможно, и очень жаль. Бунин прекрасно передает оттенки состояния человеческой души, переходы настроения. Высветив на миг, как лучом прожектора, самое яркое и дорогое сердцу воспоминание, писатель объясняет потребность человека в этой иллюзорной поддержке. Память таит в себе дорогие и горькие воспоминания, без которых невозможно представить человеческую жизнь.

  9. Поздние рассказы Ивана Алексеевича Бунина открывают еще одну грань этого самобытного и бесконечно разнообразного художника. Чем старше и мудрее становится писатель, тем звонче и ярче высвечиваются в его рассказах-воспоминаниях юность, любовь, красота. Писатель откровенно, до натурализма отчетливо показывает любовь своего лирического героя. Причем, ностальгия по юности и родине сливается в единый мотив, с тихой ласковой грустью повествует о былом и несостоявшемся счастье.
    Удивительно, но все рассказы Бунина о любви окрашены печалью, пусть легкой, но грустью. Жизнь лишь поманила героя, открыла великое таинство любви и дорогу в эту прекрасную страну. Почти всегда Бунин описывает первую юношескую любовь, осветившую начало жизни героя, вспыхнувшую яркой звездой и не продлившуюся в дальнейшей его судьбе.
    В рассказе “Темные аллеи” Николай Алексеевич и Надежда расстаются — слишком разные они по воспитанию, социальному положению и культурному уровню. Но добровольный отказ от любви — этого великого дара — наказуем. И нет в дальнейшем у героев счастья.
    Однажды судьба улыбнулась Николаю Алексеевичу, сотворив великое чудо, но условности света заставили героя бросить Надежду, и он наказан. По его собственному признанию: “Никогда я не был счастлив в жизни, не думай, пожалуйста… — жену я без памяти любил. А изменила, бросила меня еще оскорбительней, чем я тебя. Сына обожал, — пока рос, каких только надежд на него не возлагал! А вышел негодяй, мот, наглец, без сердца, без чести, без совести…”
    Может быть, это и есть Божий суд над героем, отвергшим самое святое, что может дать судьба. Однако не все так просто объяснить. Да, любил он Надежду, красавицей она была необыкновенной, но представить ее “не содержательницей постоялой гостиницы”, а женой, хозяйкой ‘ петербургского дома и матерью своих детей он не мог. Слишком сложен, полон условностей мир людей.
    Рассказ “Руся” — это, скорее, небольшая зарисовка о материнском эгоизме, страсти, юношеском максимализме и ностальгическом чувстве по ушедшей молодости, такой ранимой и прекрасной, безвозвратно потерянной, которая вспоминается в зрелости с легкой затаенной грустью. Теперь уже пришел опыт и мудрость, знание жизни, но не вернуть тех лет, не повернуть времени вспять, и горечь воспоминаний приносит сладостное томление, потому что сердце любило, страдало и мучилось. Сейчас это невозможно, и очень жаль.
    Бунин прекрасно передает оттенки состояния души, переходы настроения. Высветив на миг, как лучом прожектора, самое яркое и дорогое сердцу воспоминание, писатель объясняет потребность человека в этой иллюзорной поддержке. Память таит в себе дорогие и горькие воспоминания, без которых невозможно представить человеческую жизнь.

  10. Тема любви, красоты и памяти в рассказах И. А. Бунина
    Иван Алексеевич Бунин — один из крупнейших представителей критического реализма двадцатого века.
    В литературу он вошел в конце прошлого столетия, в трудные и тяжелые годы социального и духовного кризиса русского общества. Ощущение перелома жизни, гибели старой дворянской культуры во многом определило основное содержание произведений писателя.
    Первые прозаические произведения Бунина появляются в начале 90-х годов. Многие из них по жанру — лирические миниатюры, напоминающие стихи в прозе. Поэзия как бы ведет за собой прозу писателя, которая приобретает у него своеобразный лирический характер, содержит особое чувство ритма.
    В 1897 году выходит первая книга рассказов, куда вошли рассказы “Вести с родины”, “На край света”, “Танька” и другие. Основная тема этих произведений — нищая, разоренная крестьянская Россия. Он пишет о новых капиталистических отношениях, о деревне, в которой царствует голод и смерть, о физическом и духовном увядании дворянства. Беспросветна и печальна судьба обедневшего под напором жестокой цивилизации поместного дворянства. Бунин видит идеал жизни в патриархальном прошлом с его старосветским благополучием. Чувство безысходной грусти и сожаления вызывает у автора запустение и вырождение дворянских гнезд, нравственное и духовное оскудение их хозяев. Лирической эпитафией прошлому звучит рассказ “Антоновские яблоки”.
    Период расцвета бунинского таланта приходится на годы войны (“Чаша жизни”, “Господин из Сан-Франциско”). В эти годы писатель много путешествует по Европе и Востоку, что дает ему обильный материал для широких социально-философских обобщений. Главная тема этих сборников -вечный вопрос о смысле жизни и любви, о суетности поисков счастья, о несбывшихся надеждах. Так, в рассказе “Господин из Сан-Франциско” описана трагическая судьба безымянного героя. Писатель показывает как бесцельна и призрачна жизнь перед лицом смерти и как ничтожны власть и деньги, если смерть рядом. Перед лицом смерти все равны, перед ней стираются все социальные, классовые, имущественные грани, разделяющие людей. И ни при каком идеально устроенном обществе и самой счастливой личной судьбе человек не будет спокойно и безразлично к этому относиться.
    Но Бунин обращается и к вечным темам — любви, счастья. Писатель создает такие рассказы, как “Грамматика любви”, “Легкое дыхание”, где повествуется о трагедии любви, о несбывшихся надеждах. Любовь для Бунина — это высшая ценность в этой тяжелой, непостоянной, непредсказуемой жизни, это “последнее всеобъемлющее, жажда вместить в свое сердце весь зримый и незримый мир и вновь его отдать кому-нибудь другому” (“Братья”). Но любовь в бунинских рассказах чаще соприкасается со смертью и даже как бы одухотворена ее близостью. Почти все любовные сюжеты у него завершаются смертью. Иногда развязки таких историй кажутся даже искусственными, неожиданными.
    Как и Куприн, Бунин тоже много писал о любви, тоже пытался раскрыть, “расколдовать” тайны этой прекрасной и вместе с тем “пагубной страсти”, способной и вознести человека на вершину счастья и блаженства, и стать невыносимой пыткой, нередко толкающей людей на самоубийство.
    Именно такая трагическая история любви и положена в основу повести “Митина любовь”, написанной Буниным уже в эмиграции. По свидетельству близких и друзей писателя, повесть эта во многом автобиографична. В ней нашел отражение окончившийся драматически для Бунина его юношеский роман с Варварой Пащенко.
    Этой же теме — любви, памяти, красоте — посвящены рассказы, вошедшие в цикл “Темные аллеи”. Главные герои этих рассказов живут в ожидании любви, ищут ее и чаще всего, опаленные ею, гибнут. Для Бунина неприемлема любовь как ровное, тихое горение, безоблачное счастье. Любовь у него — легкое дыхание, готовое в любой миг исчезнуть, любовь появляется в минуты роковые, это всегда короткая, ослепительная вспышка, до дна озаряющая души влюбленных и приводящая их к критической точке, за которой — гибель, самоубийство, небытие.
    Героиня рассказа “Холодная осень” — женщина, прожившая безрадостную, полную страданий жизнь, вспоминает прощание с женихом, уходящим на фронт. День прощания запомнился ей на всю жизнь; она запомнила последние слова любимого: “Ну что ж, если убьют, я буду ждать тебя там. Ты поживи, порадуйся на свете, потом приходи ко мне”. Теперь, спустя много лет после его гибели, уже в эмиграции, оказавшись в полном одиночестве, она снова вспоминает его слова и понимает, что в ее жизни было единственное дорогое воспоминание — “только тот холодный осенний вечер”.
    Но что объединяет все произведения Бунина, так это трагический конец, трагедия любви. Казалось бы, что трагическая концовка не вписывается в романтический сюжет повести, но нет, такой конец лишь усиливает возвышенность чувства, его романтическую приподнятость над обыденностью. Ведь умирают герои из-за любви и во имя любви.
    Правдиво показывая жизнь, автор нередко идеализирует своих героев, делает их отношения сложными и романтичными, в его рассказах присутствуют музыка и природа, благородство и низкие чувства, порочные связи и вечная любовь, которая одухотворяет героев, делая их выше и прекраснее.

  11. Какая странная отрада
    Былое попирать ногой!
    Какая сладость, все, что прежде
    Ценил так мало, вспоминать!
    И.А.Бунин
    Поздние рассказы Ивана Алексеевича Бунина открывают еще одну грань этого самобытного и бесконечно разнообразного художника. Чем старше и мудрее становится писатель, тем звонче и ярче высвечивается в его рассказах-воспоминаниях юность, любовь, красота. Писатель откровенно, до натурализма отчетливо показывает любовь своего лирического героя. Причем ностальгия по юности и родине сливается в единый мотив, с тихой ласковой грустью повествует о былом и несостоявшемся счастье.
    Удивительно, но все рассказы Бунина о любви окрашены печалью, пусть легкой, но грустью. Жизнь лишь поманила героя, открыла великое таинство любви и дорогу в эту прекрасную страну. Почти всегда Бунин описывает первую юношескую любовь, осветившую начало жизни героя, вспыхнувшую яркой звездой и не продлившуюся в дальнейшей его судьбе. В рассказе «Темные аллеи» Николай Алексеевич и Надежда расстаются — слишком разные они по воспитанию, социальному положению и культурному уровню. Но добровольный отказ от любви — этого великого дара — наказуем. И нет в дальнейшем у героев счастья. Однажды судьба улыбнулась Николаю Алексеевичу, сотворив великое чудо, но условности «света» заставили героя бросить Надежду, и он наказан. По его собственному признанию: «Никогда я не был счастлив в жизни, не думай, пожалуйста…— жену я без памяти любил. А изменила, бросила меня еще оскорбительней, чем я тебя. Сына обожал,— пока рос, каких только надежд на него не возлагал! А вышел негодяй, мот, наглец, без сердца, без чести, без совести…» Может быть, это и есть Божий суд над героем, отвергшим самое святое, что может дать судьба. Но не все так просто объяснить. Да, любил он Надежду, красавицей она была необыкновенной, но представить ее «не содержательницей постоялой гостиницы», а женой, хозяйкой петербургского дома и матерью своих детей он не мог. Слишком сложен, полон условностей мир людей.
    Рассказ «Руся» — это скорее небольшая зарисовка о материнском эгоизме, страсти, юношеском максимализме и ностальгическом чувстве по ушедшей молодости, такой ранимой и прекрасной, безвозвратно потерянной и вспоминаемой в зрелости с легкой затаенной грустью. Теперь уже пришел опыт и мудрость, знание жизни, но не вернуть тех лет, не повернуть времени вспять, и горечь воспоминаний приносит сладостное томление, потому что сердце любило, страдало и мучилось. Сейчас это невозможно, и очень жаль. Бунин прекрасно передает оттенки состояния человеческой души, переходы настроения. Высветив на миг, как лучом прожектора, самое яркое и дорогое сердцу воспоминание, писатель объясняет потребность человека в этой иллюзорной поддержке. Память таит в себе дорогие и горькие воспоминания, без которых невозможно представить человеческую жизнь.

  12. Июн Иван Алексеевич Бунин – один из крупнейших представителей критического реализма двадцатого века. В литературу он вошел в конце прошлого столетия, в трудные и тяжелые годы социального и духовного кризиса русского общества. Ощущение перелома жизни, гибели старой дворянской культуры во многом определило основное содержание произведений писателя. Первые прозаические произведения Бунина появляются в начале 90-х годов. Многие из них по жанру – лирические миниатюры, напоминающие стихи в прозе.
    Поэзия как бы ведет за собой прозу писателя, которая приобретает у него своеобразный лирический характер, содержит особое чувство ритма. В 1897 году выходит первая книга рассказов, куда вошли рассказы “Вести с родины”, “На край света”, “Танька” и другие. Основная тема этих произведений – нищая, разоренная крестьянская Россия. Он Анонсирует о новых капиталистических отношениях, о деревне, в которой царствует голод и смерть, о физическом и духовном увядании дворянства. Беспросветна и печальна судьба обедневшего под напором жестокой цивилизации поместного дворянства.
    Бунин видит идеал жизни в патриархальном прошлом с его старосветским благополучием. Чувство безысходной грусти и сожаления вызывает у автора запустение и вырождение дворянских гнезд, нравственное и духовное оскудение их хозяев. Лирической эпитафией прошлому звучит рассказ “Антоновские яблоки”. Период расцвета бунинского таланта приходится на годы войны “Чаша жизни”, “Господин из Сан-Франциско”. В эти годы писатель много путешествует по Европе и Востоку, что дает ему обильный материал для широких социально-философских обобщений. Главная тема этих сборников – вечный вопрос о смысле жизни и любви, о суетности поисков счастья, о несбывшихся надеждах. Так, в рассказе “Господин из Сан-Франциско” описана трагическая судьба безымянного героя. Писатель показывает как бесцельна и призрачна жизнь перед лицом смерти и как ничтожны власть и Финансы, если смерть рядом.
    Перед лицом смерти все равны, перед ней стираются все социальные, классовые, имущественные грани, разделяющие людей. И ни при каком идеально устроенном обществе и самой счастливой личной судьбе человек не будет спокойно и безразлично к этому относиться. Но Бунин обращается и к вечным темам – любви, счастья. Писатель создает такие рассказы, как “Грамматика любви”, “Легкое дыхание”, где повествуется о трагедии любви, о несбывшихся надеждах. Любовь для Бунина – это высшая ценность в этой тяжелой, непостоянной, непредсказуемой жизни, это “последнее всеобъемлющее, жажда вместить в свое сердце весь зримый и незримый мир и вновь его отдать кому-нибудь другому” “Братья”. Но любовь в бунинских рассказах чаще соприкасается со смертью и даже как бы одухотворена ее близостью.
    Почти все любовные сюжеты у него завершаются смертью. Иногда развязки таких историй кажутся даже искусственными, неожиданными. Как и Куприн, Бунин тоже много писал о любви, тоже пытался раскрыть, “расколдовать” тайны этой прекрасной и вместе с тем “пагубной страсти”, способной и вознести человека на вершину счастья и блаженства, и стать невыносимой пыткой, нередко толкающей людей на самоубийство. Именно такая трагическая история любви и положена в основу повести “Митина любовь”, написанной Буниным уже в эмиграции. По свидетельству близких и друзей писателя, повесть эта во многом автобиографична. В ней нашел отражение окончившийся драматически для Бунина его юношеский роман с Варварой Пащенко.

  13. Поздние рассказы Ивана Алексеевича Бунина открывают еще одну грань этого самобытного и бесконечно разнообразного художника. Чем старше и мудрее становится писатель, тем звонче и ярче высвечиваются в его рассказах-воспоминаниях юность, любовь, красота. Писатель откровенно, до натурализма отчетливо показывает любовь своего лирического героя. Причем, ностальгия по юности и родине сливается в единый мотив, с тихой ласковой грустью повествует о былом и несостоявшемся счастье.
    Удивительно, но все рассказы Бунина о любви окрашены печалью, пусть легкой, но грустью. Жизнь лишь поманила героя, открыла великое таинство любви и дорогу в эту прекрасную страну. Почти всегда Бунин описывает первую юношескую любовь, осветившую начало жизни героя, вспыхнувшую яркой звездой и не продлившуюся в дальнейшей его судьбе.
    В рассказе «Темные аллеи» Николай Алексеевич и Надежда расстаются — слишком разные они по воспитанию, социальному положению и культурному уровню. Но добровольный отказ от любви — этого великого дара — наказуем. И нет в дальнейшем у героев счастья.
    Однажды судьба улыбнулась Николаю Алексеевичу, сотворив великое чудо, но условности света заставили героя бросить Надежду, и он наказан. По его собственному признанию: «Никогда я не был счастлив в жизни, не думай, пожалуйста… — жену я без памяти любил. А изменила, бросила меня еще оскорбительней, чем я тебя. Сына обожал, — пока рос, каких только надежд на него не возлагал! А вышел негодяй, мот, наглец, без сердца, без чести, без совести…»
    Может быть, это и есть Божий суд над героем, отвергшим самое святое, что может дать судьба. Однако не все так просто объяснить. Да, любил он Надежду, красавицей она была необыкновенной, но представить ее «не содержательницей постоялой гостиницы», а женой, хозяйкой ‘ петербургского дома и матерью своих детей он не мог. Слишком сложен, полон условностей мир людей.
    Рассказ «Руся» — это, скорее, небольшая зарисовка о материнском эгоизме, страсти, юношеском максимализме и ностальгическом чувстве по ушедшей молодости, такой ранимой и прекрасной, безвозвратно потерянной, которая вспоминается в зрелости с легкой затаенной грустью. Теперь уже пришел опыт и мудрость, знание жизни, но не вернуть тех лет, не повернуть времени вспять, и горечь воспоминаний приносит сладостное томление, потому что сердце любило, страдало и мучилось. Сейчас это невозможно, и очень жаль.
    Бунин прекрасно передает оттенки состояния души, переходы настроения. Высветив на миг, как лучом прожектора, самое яркое и дорогое сердцу воспоминание, писатель объясняет потребность человека в этой иллюзорной поддержке. Память таит в себе дорогие и горькие воспоминания, без которых невозможно представить человеческую жизнь.

  14. Книга «Темные аллеи» стала важнейшим событием в творчестве Бунина последних лет. Первые одиннадцать рассказов были изданы в Нью-Йорке в 1943-м, а полностью книга вышла в Париже в 1946 году. «Темные аллеи» — уникальное произведение не только потому, что в ней все 38 новелл — о любви. Бунин создавал эту книгу во время Второй мировой войны, живя во французском городе Грассе. Воевала Франция, решалась судьба России, и Бунин с тревогой следил за сообщениями с фронтов. Решалась судьба мира. И как из горящего дома спасают самое ценное, Бунин спасал от забвения то, что любил, то, что могло исчезнуть навсегда. Он еще раз прошел по «темным аллеям» своей молодости вместе с созданными им героями и героинями, чтобы оживить в памяти все, что любил, чтобы напомнить человеку главное: «молодость у всякого проходит, а любовь — другое дело». Любовь — лучшее, что было в жизни персонажей темных аллей. Вспоминая свою жизнь, героиня рассказа «Холодная осень» говорит о том, что в ее жизни только и было «тот холодный осенний вечер», когда она проводила на войну любимого человека. «И это все, что было в моей жизни, — остальное ненужный сон».Любовь у Бунина почти всегда заканчивается смертью одного из героев: «На третий день Пасхи он умер в вагоне метро», — это о герое рассказа «В Париже». «В декабре она умерла на Женевском озере в преждевременных родах», — это о Натали, героине одноименной новеллы. Убили в Галиции и героя «Холодной осени». Близкое присутствие смерти заставляет писателя острее почувствовать значение любви в жизни человека. Любовь, как зарница, осветившая жизнь любящих, навсегда сохраняется в памяти тех, кто остается жить, и тех, кто разлучается со своими возлюбленными по воле обстоятельств или из-за собственной глупости, как естественное чудо жизни, как вспышка света, озарявшая всю жизнь. Именно это чувство делает прекрасным и человека, и мир вокруг него. И спустя много лет память хранит воспоминания тех минут, когда человек был счастлив, и мир был полон красоты и поэзии: «Кругом шиповник алый цвел, стояли темных лип аллеи…»
    Любовь и красота для Бунина — высшие жизненные ценности. Их недолговечность, обреченность, с одной стороны, увеличивает их ценность, а с другой — создает ощущение трагичности бытия, где все лучшее обречено на гибель.
    Остается память, которая хранит лучшее в жизни человека и согревает его теплом воспоминаний, когда «все проходит».

  15. 15
    Текст добавил: меня окружили ну им неуйти от нас

    Любовь, красота, память в рассказах И.А. Бунина.
    («Холодная осень», «Солнечный удар», «Темные аллеи»)
    В своем творчестве многие писатели нередко обращаются к вечным темам любви, красоты, памяти. Эта тема коснулась и И.А. Бунина, потому что любовь для него – это высшая ценность в этой тяжелой и непостоянной жизни. Любовь в бунинских рассказах часто соприкасается со смертью.
    Одним из таких произведений является рассказ «Холодная осень», написанный в 1944 году. Главная героиня рассказа – женщина, прожившая безрадостную, полную лишений и страданий жизнь.
    Автор четко делит ее жизнь на 2 части: один вечер и 30 лет. В этот вечер она прощается со своим женихом, уходящим на фронт. И он, возможно предчувствуя свою смерть, говорит ей: «Ты поживи, порадуйся на этом свете, потом приходи ко мне», эти слова она запомнила на всю жизнь. Теперь, спустя много лет после его смерти, оказавшись в полном одиночестве, она снова вспоминает его слова и понимает, что в ее жизни было единственное дорогое воспоминание – «только тот холодный осенний вечер» – говорит сама себе героиня рассказа. Рассказ «Холодная осень» – это светлая горечь по утраченному счастью.
    Историю трагичной любви И.А. Бунин поведал в небольшом рассказе «Солнечный удар». Случайное знакомство на пароходе, мимолетная встреча закончилась трагедией для его участников. «Никогда, ничего даже похожего на то, что случилось со мной не было, да и не будет больше. На меня точно затмение нашло. Или вернее, мы оба получили что-то вроде солнечного удара» – признается героиня рассказа «маленькая, безымянная женщина, так и не назвавшая своего имени». Но этот удар пока еще не коснулся героя. Проводив свою знакомую и беззаботно вернувшись в гостиную, почувствовал, что сердце его сжалось непонятной нежностью» при воспоминании о ней. Когда же он понял, что потеря ее навсегда, «он почувствовал такую боль и такую ненужность всей своей дальнейшей жизни без нее, что его охватил ужас отчаяния». Пораженный словно ударом, этой неожиданной любовь, порутчик готов умереть, лишь бы вернуть эту женщину. В рассказе «Солнечный удар» писатель развивает свою философию любви. Здесь ее трагедийность в том, что она взаимна. И обрыв встречи закономерен и неизбежен.
    Этой же теме: любви, памяти, красоте – посвящены рассказы, вошедшие в цикл «Темные аллеи». Цикл содержит в себе 38 рассказов , написанных в период с 197 по 1944 год. В это время Бунин, уже эмигрировав из России, тоскует по своей Родине, поэтому в рассказах действия происходят в России. В своих рассказах автор поднимает темы одиночества и памяти.
    В этом сборнике есть рассказ, который называется «Темные аллеи». Главные герои Надежда и Николай, после их расставания прошло 30 лет. Надежда – владелица частной придорожной горницы. Николай – богатый помещик. В молодости между ними была пылкая любовь, но он бросил ее. Их жизнь не сложилась. Его бросила жена, сын вырос «негодяй, мот, наглец», она наказан за предательство любви. И теперь, когда они встретились через 30 лет, он говорит ей, что «все проходит, все забывается». Но она в ответ ему говорит «все проходит, да не все забывается». Она любит его до сих пор, но, к сожалению, его не простила, поэтому ее жизнь не сложилась. Когда он уезжает, она глядит в окно ему вслед.
    Трагичный конец объединяет все произведения И.А. Бунина. Казалось бы, что трагическая концовка не вписывается в романтический сюжет повестей, но нет, такой конец лишь усиливает чувство, его романтическую приподнятость над этим суетным миром. Ведь умирают герои из-за любви и во имя любви.

  16. Иван Алексеевич Бунин – один из крупнейших представителей критического реализма двадцатого века.
    В литературу он вошел в конце прошлого столетия, в трудные и тяжелые годы социального и духовного кризиса русского общества. Ощущение перелома жизни, гибели старой дворянской культуры во многом определило основное содержание произведений писателя.
    Первые прозаические произведения Бунина появляются в начале 90-х годов. Многие из них по жанру – лирические миниатюры, напоминающие стихи в прозе. Поэзия как бы ведет за собой прозу писателя, которая приобретает у него своеобразный лирический характер, содержит особое чувство ритма.
    В 1897 году выходит первая книга рассказов, куда вошли рассказы “Вести с родины”, “На край света”, “Танька” и другие. Основная тема этих произведений – нищая, разоренная крестьянская Россия. Он пишет о новых капиталистических отношениях, о деревне, в которой царствует голод и смерть, о физическом и духовном увядании дворянства. Беспросветна и печальна судьба обедневшего под напором жестокой цивилизации поместного дворянства. Бунин видит идеал жизни в патриархальном прошлом с его старосветским благополучием. Чувство безысходной грусти и сожаления вызывает у автора запустение и вырождение дворянских гнезд, нравственное и духовное оскудение их хозяев. Лирической эпитафией прошлому звучит рассказ “Антоновские яблоки”.
    Период расцвета бунинского таланта приходится на годы войны (“Чаша жизни”, “Господин из Сан-Франциско”). В эти годы писатель много путешествует по Европе и Востоку, что дает ему обильный материал для широких социально-философских обобщений. Главная тема этих сборников -вечный вопрос о смысле жизни и любви, о суетности поисков счастья, о несбывшихся надеждах. Так, в рассказе “Господин из Сан-Франциско” описана трагическая судьба безымянного героя. Писатель показывает как бесцельна и призрачна жизнь перед лицом смерти и как ничтожны власть и деньги, если смерть рядом. Перед лицом смерти все равны, перед ней стираются все социальные, классовые, имущественные грани, разделяющие людей. И ни при каком идеально устроенном обществе и самой счастливой личной судьбе человек не будет спокойно и безразлично к этому относиться.
    Но Бунин обращается и к вечным темам – любви, счастья. Писатель создает такие рассказы, как “Грамматика любви”, “Легкое дыхание”, где повествуется о трагедии любви, о несбывшихся надеждах. Любовь для Бунина – это высшая ценность в этой тяжелой, непостоянной, непредсказуемой жизни, это “последнее всеобъемлющее, жажда вместить в свое сердце весь зримый и незримый мир и вновь его отдать кому-нибудь другому” (“Братья”). Но любовь в бунинских рассказах чаще соприкасается со смертью и даже как бы одухотворена ее близостью. Почти все любовные сюжеты у него завершаются смертью. Иногда развязки таких историй кажутся даже искусственными, неожиданными.
    Как и Куприн, Бунин тоже много писал о любви, тоже пытался раскрыть, “расколдовать” тайны этой прекрасной и вместе с тем “пагубной страсти”, способной и вознести человека на вершину счастья и блаженства, и стать невыносимой пыткой, нередко толкающей людей на самоубийство.
    Именно такая трагическая история любви и положена в основу повести “Митина любовь”, написанной Буниным уже в эмиграции. По свидетельству близких и друзей писателя, повесть эта во многом автобиографична. В ней нашел отражение окончившийся драматически для Бунина его юношеский роман с Варварой Пащенко.
    Этой же теме – любви, памяти, красоте – посвящены рассказы, вошедшие в цикл “Темные аллеи”. Главные герои этих рассказов живут в ожидании любви, ищут ее и чаще всего, опаленные ею, гибнут. Для Бунина неприемлема любовь как ровное, тихое горение, безоблачное счастье. Любовь у него – легкое дыхание, готовое в любой миг исчезнуть, любовь появляется в минуты роковые, это всегда короткая, ослепительная вспышка, до дна озаряющая души влюбленных и приводящая их к критической точке, за которой — гибель, самоубийство, небытие.
    Героиня рассказа “Холодная осень” – женщина, прожившая безрадостную, полную страданий жизнь, вспоминает прощание с женихом, уходящим на фронт. День прощания запомнился ей на всю жизнь; она запомнила последние слова любимого: “Ну что ж, если убьют, я буду ждать тебя там. Ты поживи, порадуйся на свете, потом приходи ко мне”. Теперь, спустя много лет после его гибели, уже в эмиграции, оказавшись в полном одиночестве, она снова вспоминает его слова и понимает, что в ее жизни было единственное дорогое воспоминание – “только тот холодный осенний вечер”.
    Но что объединяет все произведения Бунина, так это трагический конец, трагедия любви. Казалось бы, что трагическая концовка не вписывается в романтический сюжет повести, но нет, такой конец лишь усиливает возвышенность чувства, его романтическую приподнятость над обыденностью. Ведь умирают герои из-за любви и во имя любви.
    Правдиво показывая жизнь, автор нередко идеализирует своих героев, делает их отношения сложными и романтичными, в его рассказах присутствуют музыка и природа, благородство и низкие чувства, порочные связи и вечная любовь, которая одухотворяет героев, делая их выше и прекраснее.

  17. Любовь, красота, память в рассказах И. А. Бунина
    Какая странная отрада
    Былое попирать ногой!
    Какая сладость, все, что прежде
    Ценил так мало, вспоминать!
    И.А.Бунин
    Поздние рассказы Ивана Алексеевича Бунина открывают еще одну грань этого самобытного и бесконечно разнообразного художника. Чем старше и мудрее становится писатель, тем звонче и ярче высвечивается в его рассказах-воспоминаниях юность, любовь, красота. Писатель откровенно, до натурализма отчетливо показывает любовь своего лирического героя. Причем ностальгия по юности и родине сливается в единый мотив, с тихой ласковой грустью повествует о былом и несостоявшемся счастье.
    Удивительно, но все рассказы Бунина о любви окрашены печалью, пусть легкой, но грустью. Жизнь лишь поманила героя, открыла великое таинство любви и дорогу в эту прекрасную страну. Почти всегда Бунин описывает первую юношескую любовь, осветившую начало жизни героя, вспыхнувшую яркой звездой и не продлившуюся в дальнейшей его судьбе. В рассказе «Темные аллеи» Николай Алексеевич и Надежда расстаются — слишком разные они по воспитанию, социальному положению и культурному уровню. Но добровольный отказ от любви — этого великого дара — наказуем. И нет в дальнейшем у героев счастья. Однажды судьба улыбнулась Николаю Алексеевичу, сотворив великое чудо, но условности «света» заставили героя бросить Надежду, и он наказан. По его собственному признанию: «Никогда я не был счастлив в жизни, не думай, пожалуйста…— жену я без памяти любил. А изменила, бросила меня еще оскорбительней, чем я тебя. Сына обожал,— пока рос, каких только надежд на него не возлагал! А вышел негодяй, мот, наглец, без сердца, без чести, без совести…» Может быть, это и есть Божий суд над героем, отвергшим самое святое, что может дать судьба. Но не все так просто объяснить. Да, любил он Надежду, красавицей она была необыкновенной, но представить ее «не содержательницей постоялой гостиницы», а женой, хозяйкой петербургского дома и матерью своих детей он не мог. Слишком сложен, полон условностей мир людей.
    Рассказ «Руся» — это скорее небольшая зарисовка о материнском эгоизме, страсти, юношеском максимализме и ностальгическом чувстве по ушедшей молодости, такой ранимой и прекрасной, безвозвратно потерянной и вспоминаемой в зрелости с легкой затаенной грустью. Теперь уже пришел опыт и мудрость, знание жизни, но не вернуть тех лет, не повернуть времени вспять, и горечь воспоминаний приносит сладостное томление, потому что сердце любило, страдало и мучилось. Сейчас это невозможно, и очень жаль. Бунин прекрасно передает оттенки состояния человеческой души, переходы настроения. Высветив на миг, как лучом прожектора, самое яркое и дорогое сердцу воспоминание,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *