Сочинение на тему любовь в понимании и а бунина

12 вариантов

  1. Тема любви всегда являлась и является неотъемлемой частью любого произведения. Особенно ярко ее раскрывал в своих рассказах И. А. Бунин. Писатель описывал любовь как трагичное и глубокое чувство, он пытался раскрыть перед читателем все тайные уголки этого сильного влечения.
    В произведениях Бунина, таких как «Темные аллеи», «Холодная осень», «Солнечный удар» любовь показана с нескольких сторон. С одной это чувство, способное принести великое счастье, с другой, яркое и пылкое чувство наносит душе человека глубокие раны, доставляет дни лишь страдания.
    Для автора любовь была не просто наивным чувством, оно было сильным и настоящим, часто сопровождалось трагедией, а в некоторых моментах и смертью. Тема любви, в разные годные его творческого пути, раскрывалась с разной стороны. В начале своего творчества Бунин описывал любовь между молодыми людьми, как нечто легкое, естественное и открытое. Она красива и нежна, но в то же время может принести разочарование. Например, в рассказе «Заря всю ночь» он описывает сильную влюбленность простой девушки к молодому человеку. Она готова отдать всю свою молодость и душу любимому человеку, полностью раствориться в нем. Но реальность бывает жестокой, и как часто бывает, влюбленность проходит и на многие вещи человек начинает смотреть по-другому. И в этом произведении он явно описывает разрыв отношений, принесших только боль и разочарование.
    В определенный период своего времени Бунин эмигрировал из России. Именно в это время любовь для него стала зрелым и глубоким чувством. Он начал писать о ней с грустью и тоской, вспоминая свои прошлые годы жизни. Это явно отображается в романе «Митина любовь» написанном им в 1924 году. Сначала все идет хорошо, чувства крепки и надежны, но впоследствии они же приведет главного героя к гибели. Бунин писал не только о взаимной любви двух молодых людей, но в некоторых его произведениях можно встретить и любовный треугольник: «Кавказ» и «Прекраснейшая солнца». Счастье одних неизбежно приносит душевную боль и разочарование для третьего.

  2. Стоит отметить цикл новелл «Темные аллеи», в которых автор уделяет внимание исключительно самому высокому в жизни, любви. В данных рассказах Бунин экспериментирует и довольно смело, ведь так прозрачно и откровенно чувство любви ранее никто и не описывал. Любой рассказ Бунина имеет всегда уникальный и неповторимый сюжет, а также интересных лирических героев. Автор написал множество работ, но каждое произведение объединяется с другим. В каждой работе есть внезапная и бурная любовь, которая переходит в отношения и заканчивается все трагически. Бунин придерживался такого мнения. Что любовь может существовать как кратковременная вспышка, которая быстро появляется и быстро исчезает. Это и объясняет то, что в произведениях Бунина любовь быстрая и имеет трагический конец.
    Конечно, хоть и любовь у поэта быстрая и трагическая, но она является эталоном любви, совершенством, никакие беды и ссоры не мешают ее существованию, до тех пор, пока любовь не угаснет, поэтому она и коротка. Бунин показывает, что любовь не проходит просто так, у каждого человека остается след. Этот след как ориентир для дальнейшей жизни, человек еще не раз вспоминает это высокое чувство на протяжении жизни.
    Поэт старался в каждом произведении показать новый случай, новый момент в жизни героев, каждая история в рассказах поэта неповторимая ранее, которая заканчивается трагически при этом любовь была взаимной или безответной. Главная мысль, которую хотел донести Бунин заключается в том, что на протяжении жизни, человек может встретить любовь не один раз и каждый раз это будет чувство новое и неведанное ранее.

  3. Тема любви в рассказах И. А. Бунина

    Любовь во все времена занимала ключевую позицию в творчестве многих писателе. Так это было и у И. А. Бунина. В его произведениях ей отведена особая роль: любовь всегда трагична, она обнажает сокровенное, даже то, что человек хотел бы скрыть ото всех. Об этом удивительном чувстве, способном принести как великое счастье, так и сильнейшие страдания, И. А. Бунин написал цикл рассказов “Темные аллеи”, каждый из которых понимание Бунинской любви с разных сторон.
    В рассказе “Холодная осень” главная героиня полюбила мужчину, который вскоре погиб на войне. Он знал, что это может случиться, и советовал возлюбленной жить без него, порадоваться на свете, пока он будет ждать её на другой стороне. Героиня живет, выходит замуж, заботится о племяннике своего мужа, но на собственном закате понимает, что время, прошедшее со смерти её истинной любви, жизнью назвать нельзя, это лишь существование. Героиня спрашивает себя: “Да, и что же все таки было в моей жизни? Только тот холодный осенний вечер”. Она готова умереть, потому что смерть лучше жизни без любви. Рассказ заканчивается очень сильной фразой: “Я пожила, порадовалась, теперь уже скоро приду”. Она не боится смерти , она ждет её как спасения, возможности наконец быть с любимым, пусть и не в этой жизни.
    Также явно трагичность любви в восприятии И. А. Бунина показана в его отдельном рассказе “Солнечный удар”. Это история двух уже зрелых людей, встретивших друг друга именно в тот жизненный момент, когда эта встреча была им необходима. В творчестве Бунина нет случайностей, это была судьба. Но герои не подростки, женщина связана обязательствами, и, хотя читатель видит, что это истинная любовь, эта встреча не ведет абсолютно ни к чему. Герои сходят с парома, чтобы хоть несколько часов быть вместе, однако, расставаясь с той, кого уже успел полюбить, поручик уже не знает, что делать в этом городе. “Все это было так глупо, так нелепо, что он бежал с базара”. Больше ни в чем нет смысла. “Поручик сидел под навесом на палубе, чувствуя себя постаревшим на десять лет”. Любовь героев взаимна, их чувства искренние, однако их встреча ни к чему не ведет, оставляя в сердце сладкую горечь пережитых ими чувств.
    “Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена”, – говорит И. А. Бунин. В его понимании любовь чувство стихийное, человек не может его контролировать, но без него жизнь пуста и бессмысленна. Лучше сгореть от любви, разбить себе сердце, но полюбить, чем не испытать этого чувства вовсе!

  4. В своем освещении темы любви Бунин раскрывается как человек удивительного таланта, тонкий психолог, умеющий передать состояние души, раненной любовью. Писатель не избегает сложных, откровенных тем, изображая в своих рассказах самые интимные человеческие переживания. На протяжении столетий многие художники слова посвящали свои произведения великому чувству любви, и каждый из них находил что-то неповторимое, индивидуальное в этой теме. Особенность же Бунина-художника состоит в том, что он считал любовь трагедией, катастрофой, сумасшествием, великим чувством, способным и беспредельно возвысить, и уничтожить человека.
    Любовь — таинственная стихия, преображающая жизнь человека, придающая его судьбе неповторимость на фоне обыкновенных житейских историй, наполняющая особым смыслом его земное существование. Эта тайна бытия становится темой бунинского рассказа «Грамматика любви» (1915). Герой произведения, некто Ивлев, заехав по пути в дом недавно умершего помещика Хвощинского, размышляет о любви непонятной, изменившей целую человеческую жизнь — и все из-за странного обаяния горничной Лушки, в которую был влюблен Хвощинский.
    Загадка здесь, скорее, таится не в облике Лушки, которая «совсем нехороша была собой», а в характере самого помещика, боготворившего свою возлюбленную. Что за человек был Хвощинский? «Сумасшедший или просто какая-то ошеломленная, вся на одном сосредоточенная душа?» По мнению соседей-помещиков, Хвощинский «слыл в уезде за редкого умницу. И вдруг свалилась на него эта любовь, эта Лушка, потом неожиданная смерть ее, — и все пошло прахом: он затворился в доме, в той комнате, где жила и умерла Лушка, и больше двадцати лет просидел на ее кровати».
    Чем можно назвать это двадцатилетнее затворничество? Помешательством? Для Бунина ответ на этот вопрос вовсе не однозначен. Судьба Хвощинского странно завораживает и беспокоит Ивлева. Он понимает, что Лушка вошла навсегда в его, Хвощинского, жизнь, пробудила в нем чувство сложное, почти святое. Что заставило Ивлева купить у наследника Хвощинского «за дорогую цену» маленькую книжку «Грамматика любви», с которой не расставался старый помещик, лелея воспоминания о Лушке? Ивлев хотел бы понять, чем была наполнена жизнь влюбленного безумца, чем питалась долгие годы его осиротевшая душа. И вслед за героем рассказа раскрыть тайну этого необъяснимого чувства захотят «внуки и правнуки», услышавшие «преданье сладостное» «о сердцах любивших», а вместе с ними и читатель бунинского произведения.
    Попытка автора понять природу любовного чувства содержится и в рассказе «Солнечный удар» (1925). «Странное приключение» потрясает душу поручика. Расставшись с прекрасной незнакомкой, он не может обрести покой. При мысли о невозможности вновь встретить эту женщину он чувствует боль и ненужность дальнейшей жизни без нее, его охватил ужас, отчаяние». Автор убеждает читателя в серьезности чувств, переживаемых героем рассказа. Поручик ощущает себя страшно несчастным. Глубина духовного прозрения героя ясно выражена в финальной фразе рассказа, когда он сидел под навесом на палубе, чувствуя себя постаревшим на десять лет. Как объяснить то, что случилось с ним? Может быть, герой соприкоснулся с тем великим чувством, которое люди называют любовью, и ощущение невозможности потери привело его к осознанию трагичности бытия? Мучения любящей души, горечь потерь, сладкая боль воспоминаний — такие незаживающие раны оставляет в судьбах бунинских героев любовь, и время не властно над ней.
    В рассказе «Темные аллеи» (1935) изображена случайная встреча людей, любивших друг друга тридцать лет назад. Казалось бы, ситуация достаточно заурядная: молодой дворянин легко расстался с влюбленной в него крепостной девушкой Надеждой и женился на женщине своего круга. А Надежда, получив от господ вольную, стала хозяйкой постоялого двора, не вышла замуж, не имела семьи, детей, не узнала обыкновенного житейского счастья. Она признается Николаю, что все это время жила одним и простить его не могла. И не было у нее ничего дороже его на свете как в ту пору, так и потом.
    Она не могла изменить самой себе, своему чувству. А Николай Алексеевич понял, что потерял в Надежде «самое дорогое, что имел в жизни». Но это было минутным прозрением, и покидая постоялый двор, он стыдился своих слов и действий, того, что поцеловал руку. Ему трудно было представить Надежду своей женой, хозяйкой петербургского дома, матерью своих детей. Этот господин придает слишком большое значение сословным предрассудкам, отвергает подлинное чувство. Но он расплатился за свое малодушие отсутствием личного счастья.
    Как по-разному осмысливают происшедшее с ними герои рассказа! Для Николая Алексеевича это «история пошлая, обыкновенная», а для Надежды — не умирающие воспоминания, многолетняя преданность любви.
    Да, любовь многолика и часто необъяснима. Это вечная загадка, и каждый, кто соприкасается с бунинскими произведениями, ищет собственные ответы, размышляя над тайнами любви. Восприятие этого чувства очень личностно, и поэтому кто-то отнесется к изображенному в книге как к «пошлой истории», а кто-то будет потрясен великим даром любви, который, как и талант поэта или музыканта, дается отнюдь не каждому. Но одно, несомненно: бунинские рассказы, повествующие о самом сокровенном, не оставят равнодушными читателей в любую эпоху. Каждый человек найдет в бунинских произведениях что-то созвучное собственным мыслям и переживаниям, прикоснется к великой тайне любви. Именно это делает автора «Солнечного удара» и других великолепных произведений всегда современным писателем, вызывающим глубокий читательский интерес.

  5. 5
    Текст добавил: милашка с карими гласками

    Многие писатели и авторы задевают тему любви в своих произведениях. Причина тому предельно понятна. Любовь занимает важное место в жизни практически каждого человека. Она может вдохновлять его на определенные поступки, не давать отчаиваться тогда, когда, казалось бы, уныние неизбежно. Именно по этой причине писатели смело уделяют любви много внимания в своем творчестве. Впрочем, стоит обязательно отметить, что они делают это абсолютно по-разному. Думается, что причиной таким отличиям в воззрении на проблемы любви служит то, что все люди отличаются между собой, точнее говоря, отличается их опыт, это применимо также и к писателям.
    Ярким примером тому является Иван Бунин и все его творчество целиком. Стоит отметить, что любовь в творчестве БунинА занимает одно из самых главных мест. Впрочем, конечно, его произведения отнюдь не ограничиваются упоминанием одной лишь любви. Читая произведения БунинА и натыкаясь на упоминания о любви, можно сделать вывод, что они всегда достаточно интересны и способны тронуть читателя до самой глубины его души и внутреннего мира. Это так, потому что Бунин описывает любовь как человек, который прекрасно ее понимает и близок к любовным идеям….
    Впрочем, следует отметить, что в большинстве случаев в произведениях БунинА любовь оборачивается для человека неизменным разочарованием, и кроется это в том, что человек рано или поздно теряет веру в свою любовь и способность любить. В принципе, нельзя сказать, что такое отношение к любви этого писателя является полнейшим заблуждением, ведь многие люди в нашей жизни действительно разочаровываются в любви, начинают считать ее источником боли и не более того. Думается, что в жизни БунинА происходило что-то такое, что заставило его думать, что любовь, это, конечно, радость и удовольствие, но рано или поздно за это придется платить болью, разочарованием и душевными неприятностями.
    Любовь в понимании БунинА является многогранным явлением. Мне удалось разглядеть сразу две грани этого прекрасного чувства в понимании БунинА. Я думаю, что этот автор действительно верил в то, что любовь существует. И пусть она не всегда была долгой и далеко не всегда приятные моменты любви стоят той боли и разочарования, которые могут за ней последовать, Бунин был уверен, что она обязательно должна присутствовать в человеческой жизни. И это является важным элементом его творчества.

  6. Тема любви занимает едва ли не главное место в творчестве Бунина. Эта тема позволяет писателю соотнести то, что происходит в душе у человека, с явлениями внешней жизни, с требованиями общества, которое основывается на отношениях купли-продажи и в котором порой царят дикие и темные инстинкты. Бунин одним из первых в русской литературе заговорил не только о духовной, но и о телесной стороне любви, с необычайным тактом касаясь самых интимных, сокровенных сторон человеческих отношений. Бунин первым осмелился сказать о том, что не обязательно телесная страсть следует за душевным порывом, что в жизни бывает и наоборот (как это случилось с героями рассказа “Солнечный удар”). И какие бы сюжетные ходы ни выбирал писатель, любовь в его произведениях всегда великая радость и великое разочарование, глубокая и неразрешимая тайна, она — и весна, и осень в жизни человека.
    В разные годы Бунин говорил о любви с разной степенью откровенности. В его ранней прозе герои молоды, открыты и естественны. В таких рассказах, как “В августе”, “Осенью”, “Заря всю ночь”, все на редкость просто, кратко и значительно. Чувства, которые испытывают герои, двойственны, расцвечены полутонами. И хотя Бунин рассказывает о людях, чуждых нам по облику, быту, отношениям, мы сразу узнаем и по-новому понимаем собственные предощущения счастья, ожидания глубоких душевных поворотов. Сближение бунинских героев редко достигает гармонии, чаще оно исчезает, едва возникнув. Но жажда любви пылает в их душах. Печальное прощание с любимой завершается мечтами (“В августе “): “Сквозь слезы я смотрел вдаль, и где-то мне грезились южные знойные города, синий степной вечер и образ какой-то женщины, который слился с девушкой, которую я любил…”. Свидание запоминается, потому что свидетельствует о прикосновении к подлинному чувству: “Была ли она лучше других, которых я любил, я не знаю, но в эту ночь она была несравненной” (“Осенью”). А в рассказе “Заря всю ночь” говорится о предчувствии любви, о нежности, которую юная девушка готова излить на своего будущего избранника. При этом юности свойственно не только увлекаться, но и быстро разочаровываться. Бунин показывает нам этот мучительный для многих разрыв между мечтами и действительностью. После ночи в саду, полной соловьиного свиста и весеннего трепета, юная Тата вдруг сквозь сон слышит, как ее жених стреляет галок, и понимает, что она вовсе не любит этого грубого и обыденно-приземленного человека.
    И тем не менее в большинстве ранних рассказов Бунина стремление к красоте и чистоте остается главным, подлинным движением души героев. В 20-е годы, уже в эмиграции, Бунин пишет о любви, словно оглядываясь в прошлое, всматриваясь в ушедшую Россию и тех людей, которых уже нет. Именно так воспринимается нами повесть “Митина любовь” (1924). Здесь Бунин последовательно показывает, как происходит духовное становление героя, ведет его от любви к краху. В повести жизнь и любовь тесно переплетаются. Любовь Мити к Кате, его надежды, ревность, смутные предчувствия словно бы подернуты особой печалью. Катя, мечтающая об артистической карьере, закружилась в фальшивой жизни столицы и изменила Мите. Его муки, от которых не смогла спасти связь с другой женщиной — красивой, но приземленной Аленкой, привели Митю к самоубийству. Митина незащищенность, открытость, неготовность к столкновению с грубой реальностью, неумение страдать заставляют нас острее почувствовать неотвратимость и недопустимость случившегося.
    В ряде бунинских рассказов о любви описывается любовный треугольник: муж — жена — возлюбленный (“Ида”, “Кавказ”, “Прекраснейшая солнца”). В этих рассказах царит атмосфера незыблемости установленного порядка. Брак оказывается непреодолимой преградой к достижению счастья. И часто то, что дается одному, беспощадно отнимается у другого. В рассказе “Кавказ” женщина уезжает с возлюбленным, точно зная, что с момента отправления поезда для ее мужа начинаются часы отчаяния, что он не выдержит и бросится за ней следом. Он действительно ищет ее, а не найдя, догадывается об измене и стреляется. Уже здесь появляется мотив любви как “солнечного удара”, ставший особой, звенящей нотой цикла “Темные аллеи”.
    С прозой 20–30-х годов рассказы цикла “Темные аллеи” сближает мотив воспоминаний о молодости и родине. Все или почти все рассказы ведутся в прошедшем времени. Автор словно стремится проникнуть в глубины подсознания героев. В большинстве рассказов автор описывает телесные наслаждения, прекрасные и поэтичные, рожденные подлинной страстью. Даже если первый чувственный порыв кажется легкомысленным, как в рассказе “Солнечный удар”, то все равно он ведет к нежности и самозабвению, а затем — к настоящей любви. Именно так происходит с героями рассказов “Темные аллеи”, “Поздний час”, “Руся”, “Таня”, “Визитные карточки”, “В одной знакомой улице”. Писатель пишет об одиноких людях и обычных жизнях. Именно поэтому прошлое, осененное юными, сильными чувствами, рисуется поистине звездным часом, сливается со звуками, запахами, красками природы. Словно сама природа ведет к душевно-телесному сближению любящих друг друга людей. И сама природа ведет их к неизбежному расставанию, а иногда — к смерти.
    Мастерство описания бытовых деталей, а также чувственного описания любви присуще всем рассказам цикла, но написанный в 1944 году рассказ “Чистый понедельник” предстает не просто повестью о великой тайне любви и загадочной женской душе, а некой криптограммой. Слишком многое в психологической линии рассказа и в его пейзажных и бытовых деталях кажется зашифрованным откровением. Точность и обилие деталей — не просто приметы времени, не просто ностальгия по навсегда потерянной Москве, а противопоставление Востока и Запада в душе и облике героини, уходящей от любви и жизни в монастырь.
    Бунинские герои жадно ловят мгновения счастья, горюют, если оно проходит мимо, сокрушаются, если обрывается нить, связующая их с любимым человеком. Но при этом они никогда не способны сразиться с судьбой за счастье, выиграть обыкновенный житейский бой. Все истории — рассказы о бегстве из жизни, хоть на краткий миг, хоть на один вечер. Герои Бунина бывают эгоистичны и неосознанно циничны, но все равно теряют самое дорогое — своих возлюбленных. И им остается только вспоминать о жизни, от которой пришлось отказаться. Поэтому любовная тема у Бунина всегда пронизана горечью утраты, расставания, смерти. Все истории о любви заканчиваются трагически, даже если герои остаются в живых. Ведь они при этом теряют лучшую, ценную часть души, теряют смысл существования и оказываются в одиночестве.

  7. В библиографии Бунина много произведений о любви. Он писал о редких мгновениях истинного счастья и трагедиях. Автор стремился поэтизировать человеческие чувства, проникнуть в потаенные глубины сердца и показать их читателю.
    Бунин видел в истинной любви сходство с необъятной красотой природы, естественной и нетронутой. Для него существование без любви было невозможным, если погибает любовь, то все остальное уже не имеет смысла. Возвышая это чувство, писатель демонстрирует и его темные стороны, приносящие боль и разочарование, а иногда даже смерть.
    Тема трагичной любви раскрывается в небольшом рассказе Бунина «Солнечный удар», случайная встреча на пароходе привела к невыразимым страданиям героя, который осознал свое чувство, только потеряв любимую.
    Настоящей энциклопедией любовных драм предстает перед нами сборник «Темные аллеи», созданный в период второй мировой войны. Несмотря на то, что любовь во многих рассказах заканчивается печально, автор уверен, что она все равно является великим счастьем. Герои же его произведений понимают это слишком поздно, потеряв любовь или собственноручно ее разрушив. Эти истории многому учат читателей.
    Рассказывая о любви, Бунин описывал настоящие духовные ценности. Он возвеличивал самоотверженность, утверждал любовь как высокое, прекрасное, идеальное чувство. Стремление к реализму привело писателя к выводу, что настоящая любовь, безусловно, существует, но у нее крайне мало шансов стать взаимной и счастливой, гораздо дольше ей суждено прожить, если она остается неразделенной.

  8. 8
    Текст добавил: CIIATb_HUKOGDA_HE_PO3HO

    Что такое любовь? Люди издавна ищут ответ на этот вопрос. Это замечательное чувство описано в бесчисленном количестве стихотворений, песен и романов. Любовь – одна из главных тайн человечества, и никто не может ее разгадать. Именно поэтому тема любви является одной из ведущих в мировой и отечественной литературе с древнейших времен. О том, какое место занимало это чувство в жизни наших предков, мы можем судить, в частности, по произведениям русских писателей. Так, о многогранности любви немало писали И.А.Бунин и А.И.Куприн. Читая их рассказы, убеждаешься, что настоящая любовь красива, непредсказуема и прекрасна, а возможность хоть однажды испытать это чувство – великий дар.
    Одной из ключевой тем в творчестве А.И.Куприна является именно любовь. Для него нет более загадочного и всепоглощающего чувства, чем влечение двух людей друг к другу. Автор считает, что для каждого человека любовь имеет свой особенный смысл и характер, но настоящее чувство должно быть чистым, возвышенным. Такое бескорыстное, благоговейное увлечение изображено писателем в его произведениях, в частности, в повести «Олеся». По Куприну, истинная любовь обречена, потому что ей нет места в порочном мире пошлости, где она всегда осуждалась. Так, в данной повести препятствием для любви главных героев явились различия их социальных статусов, а также предрассудки общества. Олеся – девушка из полесских чащоб, внучка местной колдуньи, презираемая населением близлежащей деревни. Судьба сводит её с городским интеллигентом Иваном Тимофеевичем, восхитившимся ее самоуверенностью, красотой, естественностью, чуткой душой и красноречием. Сам герой же предстает перед нами как человек, неспособный к глубоким душевным переживаниям. Однако Олеся проникается доверием к мужчине, и тогда их обоюдное влечение перерастает в большее чувство. Влюбляясь, девушка проявляет деликатность, самоотверженность и великодушие. Она любит его безоговорочно, самозабвенно; любовь заставляет Олесю идти на любые жертвы ради Ивана Тимофеевича. Герой также питает к ней подлинные чувства, собирается женится… Однако их личное счастье, основанное на вере, надежде и всепрощении, оказывается невозможным, потому что никто из молодых людей не может расстаться с привычным образом жизни во имя любви, ведь давление общества слишком велико. В этой повести Куприн показал неизбежность столкновения и гибели естественного и хрупкого мира гармонии, когда он соприкасается с жестокой реальностью. Тем не менее, автор восхищается чистотой их чувства, удивляется прекрасному нарастанию искренней привязанности в их сердцах, подмечая, как волшебна и непредсказуема любовь. Чувство, испытанное Олесей, – величайший дар, который только может дать жизнь человеку. Девушка изначально понимает трагичность исхода их отношений, но она все равно готова полностью отдать себя возлюбленному. Она лишь благословляет те минуты счастья, что испытала с ним… Это доказывает читателю, что истинная любовь – на редкость сильное, всепоглощающее чувство.
    Тема любви в творчестве И.А.Бунина представлена очень сложными и порой противоречивыми ситуациями. Для него любовь – сумасшествие, страсть, всплеск эмоций, мгновение безудержного счастья, которое быстро обрывается и осознается лишь со временем. Взгляд Бунина на великое чувство отличен от других. Как бы сильно герои его произведений ни любили друг друга, финал оказывается трагичным. Писатель считает, что любовь похожа на вспышку, и именно этим она прекрасна. О безвозвратно ушедшем прекрасном чувстве автор пишет в рассказе «Темные аллеи», где такую «вспышку» переживают Надежда и Николай Алексеевич, простая крестьянка и барин. У них не может быть будущего. Они знают это, но совершенно не хотят этому верить. В прошлом барин, испытав мимолетное влечение, оставил Надежду, так и не став после этого счастливым в личной жизни. Девушка же пронесла свою любовь к нему через года, оставшись совершенно одна. Она не смогла простить его за причиненные страдания, однако он так и остался самым дорогим человеком в ее жизни, и Надежда просто смирилась со своей судьбой. Спустя долгое время после расставания герои встречаются вновь. Николай Алексеевич называет их историю пошлой и обыкновенной, а Надежда по-прежнему любит его и не забывает… Таким образом, любовь у Бунина не переходит в семейное русло. Автор лишает своих героев вечного счастья, потому что к нему привыкают, а привычка приводит к потере страсти. Любовь по привычке не может быть лучше, чем любовь молниеносная, но искренняя. Несмотря на кратковременность отношений в данном рассказе, испытанные чувства остаются вечными в памяти героев. Таким светлым, но, к сожалению, трагичным чувством предстает перед читателем любовь в творчестве Бунина.
    Что же такое любовь? На этот вопрос нельзя дать точный ответ. Каждый видит в любви и боль, и счастье, и радость, и страдания… Благодаря замечательным произведениям русских писателей 20 века мы можем быть уверены, что любовь – это яркое пятно, ослепительная вспышка в серости будней. Это высшее чувство, испытать которое – великий дар. Любовь в рассказах Бунина и Куприна реалистична, неидеальна, но все же прекрасна и по-своему красива. Истинное чувство обладает огромной силой и не поддается расшифровке, не имеет точного определения. Любовь – самое сложное и таинственное явление в жизни человека.
    Добавил: kindadesperate

  9. И. А. Бунин (1870 — 1953) — русский писатель, чье творчество высоко было оценено современниками и продолжает волновать души новых и новых почитателей его таланта.
    Бунин много писал о любви, ее трагедиях и редких мгновениях настоящего счастья. Эти произведения отмечены необыкновенной поэтизацией человеческого чувства, в них раскрылось чудесное дарование писателя, его способность проникать в интимные глубины сердца с их неизведанными и непознанными законами. Для Бунина в истинной любви есть нечто общее с вечной красотой природы, поэтому прекрасно только такое чувство любви, которое естественно, не ложно, не выдумано. Для него любовь и существование без нее — две враждебные жизни, и, если погибает любовь, то та, другая жизнь уже не нужна.
    Возвышающая любовь. Бунин не скрывает, что она приносит не только радость, счастье, но и очень часто таит в себе муки, горе, разочарование, смерть. Вот почему писатель соединил в своем творчестве самое прекрасное и самое страшное — любовь и смерть. В одном из писем он сам объяснял именно этот мотив в своем творчестве и не просто объяснял, а убедительно доказывал: «Неужели вы еще не знаете, что любовь и смерть связаны неразрывно? Каждый раз, когда я переживал любовную катастрофу, — а их, этих любовных катастроф, было немало в моей жизни, вернее, почти каждая моя любовь была катастрофой, — я был близок к самоубийству».
    Рассказ «Чистый понедельник» Бунин считал «лучшим из всего
    того, что он написал». Тема, кажется, вечная — любовь, ставшая для героя путем восхождения через страдание и отчаяние к откровению интуитивных озарений (последняя встреча с ушедшей «из мира» подругой). Героиня не любит, вернее, не может полюбить, не видя в осуществленной любви пути к осмысленному бытию. Двойственность ее натуры обусловлена не только несоединимостью внешней бытовой жизни и глубинной внутренней работы, но и пересечением в тогдашней Москве, России двух противоположных культур. В московской жизни причудливо переплетаются несовместимые между собой, на первый взгляд, существования обитателей монастырей и посетителей ресторанов, концертов, «капустников». Эта двуплановость свойственна и героине, истинной московской жительнице. Она мучительно ищет свое призвание, пытаясь соединить удовольствие от красивой одежды, вкусной еды, цветов, богемного быта со стремлением к чистоте, строгости и аскетизму, свойственным русской православной культуре. В ее жизни рядом сосуществуют эротические романы нового времени, творчество современников с тяготением к древнерусской «допетровской» культуре. Мечта героини о единственной, чистой и возвышенной любви, соединяющей супругов и после смерти, сосуществует с представлением о любящем ее человеке как дьявольском искушении, огненном змее, который в людском обличьи «зело прекрасен». Героиня томится, желая понять, прояснить единственно приемлемую для себя дорогу, но изначально не верит в возможность окончательного выбора: «А зачем все делается на свете? Разве мы понимаем что- нибудь в наших поступках?» Даже столь необычный, ошеломивший героя шаг — поступление в монастырь — не приносит покоя, не кажется окончательным: ищущий взгляд в заключительной сцене — показатель незавершенности поиска, отсутствие гармонии в душе молодой инокини.
    Историю трагичной любви поведал Бунин в небольшом рассказе «Солнечный удар». Случайное знакомство на пароходе, обычное «дорожное приключение», «мимолетная встреча». Но чем закончилось для героев все это случайное и мимолетное? «Никогда, ничего даже похожего на то, что случилось, со мной не было, да и не будет больше. На меня точно затмение нашло… Или, вернее, мы оба получили что-то вроде солнечного удара», — признается спутница поручика. Но этот удар пока еще не коснулся героя. Проводив свою знакомую и беззаботно вернувшись в гостиницу, он вдруг почувствовал, что сердце его «сжалось непонятной нежностью» при воспоминании о ней. Когда же он понял, что потерял ее навеки (ведь он не знал даже имени и фамилии), «он почувствовал такую боль и такую ненужность всей своей дальнейшей жизни без нее, что его охватил ужас, отчаяние». И снова бунинский мотив как бы ненавязчиво возникает, но усиливает трагедию человека: любовь и смерть всегда рядом. Пораженный, словно ударом, этой неожиданной любовью, поручик готов умереть, лишь бы вернуть это дорогое и такое любимое существо: «Он, не задумываясь, умер бы завтра, если бы Можно было каким-нибудь чудом вернуть ее, провести с ней еще один, нынешний день, провести только затем, чтобы высказать ей и чем-нибудь доказать, убедить, как он мучительно и восторженно любит ее».
    Сборник рассказов «Темные аллеи» можно назвать энциклопе дией любовных драм. Писатель создавал его в годы второй мировой войны (1937 — 1944). Позже, когда книга увидела свет и читатели были потрясены «вечной драмой любви», Бунин в одном из писем признавался: «Она говорит о трагичном и о многом нежном и прекрасном, — думаю, что это самое лучшее и самое оригинальное, что я написал в жизни». И хотя во многих рассказах любовь, о которой поведал писатель, трагична, Бунин утверждает, что всякая любовь — великое счастье, даже если она завершается разлукой, гибелью, трагедией. К такому выводу приходят многие бунинские герои, потерявшие, проглядевшие или сами разрушившие свою любовь. Но это прозрение, просветление приходит к героям слишком поздно, как, например, к Виталию Мещерскому, герою рассказа «Натали». Бунин поведал историю любви студента Мещерского к юной красавице Натали Станкевич, об их разрыве, долгом одиночестве. Трагедия этой любви кроется в характере Мещерского, который испытывает к одной девушке искреннее и возвышенное чувство, а к другой — «страстное телесное упоение». И то и другое кажется ему любовью. Но любить сразу двух невозможно. Физическое влечение к Соне быстро проходит, большая, настоящая любовь к Натали остается на всю жизнь. Лишь на короткое мгновение героям было подарено подлинное счастье любви, но автор завершил идиллический союз Мещерского и Натали безвременной смертью героини.
    В рассказах о любви И. А. Бунин утверждал истинные духовные ценности, красоту и величие человека, способного на большое, самоотверженное чувство, рисовал любовь как чувство высокое, идеальное, прекрасное, несмотря на то что она несет не только радость и счастье, но чаще — горе, страдание, смерть.



  10. Бунин
    – уникальная
    творческая
    личность в
    истории русской
    литературы
    конца XIX
    – первой половины
    XX
    века. Его гениальный
    талант, мастерство
    поэта и прозаика,
    ставшее классическим,
    поражало его
    современников
    и покоряет нас,
    ныне живущих.
    В его произведениях
    сохранен настоящий
    русский литературный
    язык, который
    сейчас утерян.
    Большое
    место в творчестве
    Бунина в эмиграции
    занимают произведения
    о любви. Писателя
    всегда волновала
    тайна этого
    сильнейшего
    из человеческих
    чувств. В 1924 г. Он
    пишет повесть
    “Митина любовь”,
    в следующем
    году – “Дело
    Корнета Елагина”
    и “Солнечный
    удар”. А в конце
    30-х и во время
    Второй мировой
    войны Бунин
    создает 38 небольших
    рассказов о
    любви, которые
    составили его
    книгу “Темные
    аллеи”, вышедшую
    в 1946 г. Эту книгу
    Бунин считал
    своим “наилучшим
    произведением
    в смысле сжатости,
    живописи и
    литературного
    мастерства”.
    Любовь
    в изображении
    Бунина поражает
    не только силой
    художественной
    изобразительности,
    но и своей
    подчиненностью
    каким-то внутренним,
    неведомым
    человеку законам.
    Нечасто прорываются
    они на поверхность
    : большинство
    людей не испытают
    их рокового
    воздействия
    до конца своих
    дней. Такое
    изображение
    любви неожиданно
    придает трезвому,
    “беспощадному”
    бунинскому
    таланту романтический
    отсвет. Близость
    любви и смерти,
    их сопряженность
    были для Бунина
    фактами очевидными,
    никогда не
    подлежали
    сомнению. Однако
    катастрофичность
    бытия, непрочность
    человеческих
    отношений и
    самого существования
    – все эти излюбленные
    бунинские темы
    после гигантских
    социальных
    катаклизмов,
    потрясших
    Россию, наполнились
    новым грозным
    значением, как
    это, например,
    видно в рассказе
    “Митина любовь”.
    ”Любовь прекрасна”
    и ”Любовь обречена”
    – эти понятия,
    окончательно
    совместившись,
    совпали, неся
    в глубине, в
    зерне каждого
    рассказа личное
    горе Бунина-эмигранта.
    Любовная
    лирика Бунина
    не велика
    количественно.
    Она отражает
    смятенные думы
    и чувства поэта
    о тайне любви…
    Один из основных
    мотивов любовной
    лирики – одиночество,
    недосигаемость
    или невозможность
    счастья. Например,
    “Как светла,
    как нарядна
    весна!..”, ”Спокойный
    взор, подобный
    взору лани…”,
    ”В поздний час
    мы были с нею
    в поле…”,
    ”Одиночество”,”Печаль
    ресниц, сияющих
    и черных…” и
    др.
    Любовная
    лирика Бунина
    – страстная,
    чувственная,
    насыщенная
    жаждой любви
    и всегда исполнена
    трагизма, несбывшихся
    надежд, воспоминаний
    о былой юности
    и ушедшей любви.
    И.А.
    Бунин имеет
    очень своеобразный,
    отличающий
    его от многих
    других писателей
    того времени
    взгляд на любовные
    отношения.
    В русской
    классической
    литературе
    того времени
    тема любви
    всегда занимала
    важное место,
    причем предпочтение
    отдавалось
    духовной,
    «платонической»
    любви
    перед
    чувственностью,
    плотской, физической
    страстью, которая
    зачастую
    развенчивалась.
    Чистота тургеневских
    женщин стала
    нарицательной.
    Русская литература
    – это литература
    преимущественно
    «первой любви».
    Образ
    любви в творчестве
    Бунина – это
    особый синтез
    духа и плоти.
    Дух по Бунину
    невозможно
    постичь, не
    познав плоти.
    И. Бунин отстаивал
    в своих произведениях
    чистое отношение
    к плотскому
    и телесному.
    У него не было
    понятия женского
    греха, как в
    «Анне Карениной»,
    «Войне и мире»,
    «Крейцеровой
    сонате» Л.Н.
    Толстого, не
    было настороженного,
    неприязненного
    отношения к
    женскому началу,
    свойственного
    Н.В. Гоголю, но
    не было и опошления
    любви. Его любовь
    – это земная
    радость, загадочное
    влечение одного
    пола к другому.
    Теме
    любви и смерти
    (часто у Бунина
    соприкасающихся)
    посвящены
    произведения
    – “Грамматика
    любви”, ”Легкое
    дыхание”, ”Митина
    любовь”, ”Кавказ”,
    ”В Париже”,
    ”Галя Ганская”,
    ”Генрих”, ”Натали”,
    ”Холодная
    осень” и др.
    Давно и очень
    верно замечено,
    что любовь в
    творчестве
    Бунина трагедийна.
    Писатель пытается
    разгадать тайну
    любви и тайну
    смерти, почему
    они часто
    соприкасаются
    в жизни, в чем
    смысл этого.Почему
    дворянин Хвощинский
    сходит с ума
    после смерти
    своей возлюбленной
    – крестьянки
    Лушки и потом
    чуть ли не
    обожествляет
    ее образ(“Грамматика
    любви”). Почему
    погибает, только
    начав расцветать,
    юная гимназистка
    Оля Мещерская,
    обладающая,
    как ей казалось,
    удивительным
    даром “легкого
    дыхания”? Автор
    не отвечает
    на эти вопросы,
    но своими
    произведениями
    дает понять,
    что в этом есть
    определенный
    смысл человеческой
    земной жизни.
    Сложные
    душевные переживания
    героя повести
    “Митина любовь”с
    блеском и потрясающим
    психологическим
    напряжением
    описаны Буниным.
    Эта повесть
    вызвала споры,
    писателя упрекали
    в излишних
    описаниях
    природы, в
    неправдоподобности
    поведения Мити.
    Но мы уже знаем,
    что природа
    у Бунина не фон
    , не декорация,
    а одно из главных
    действующих
    лиц, и в ”Митиной
    любви” особенно.
    Через изображение
    состояния
    природы автор
    удивительно
    верно передает
    чувства Мити,
    его настроение
    и переживания.
    Можно
    назвать “Митину
    любовь” психологической
    повестью, в
    которой автор
    точно и верно
    воплотил смятенные
    чувства Мити
    и трагический
    конец его жизни.
    Энциклопедией
    любовных драм
    можно назвать
    «Темные аллеи»-
    книгу рассказов
    о любви. «Она
    говорит о трагичном
    и о многом нежном
    и прекрасном,
    – думаю, что это
    самое лучшее
    и самое оригинальное,
    что я написал
    в жизни…» –
    признавался
    Бунин Телешову
    в 1947 г.
    Герои
    «Темных аллей»
    не противятся
    природе, часто
    их поступки
    абсолютно
    нелогичны и
    противоречат
    общепринятой
    морали (пример
    тому – внезапная
    страсть героев
    в рассказе
    «Солнечный
    удар»). Любовь
    Бунина «на
    грани» – это
    почти преступание
    нормы, выход
    за рамки обыденности.
    Эта аморальность
    для Бунина
    даже, можно
    сказать, есть
    некий признак
    подлинности
    любви, поскольку
    обычная мораль
    оказывается,
    как и все установленное
    людьми, условной
    схемой, в которую
    не укладывается
    стихия естественной,
    живой жизни.
    При
    описании рискованных
    подробностей,
    связанных с
    телом, когда
    автор должен
    быть беспристрастным,
    чтобы не перейти
    хрупкую грань,
    отделяющую
    искусство от
    порнографии,
    Бунин, напротив,
    слишком много
    волнуется –
    до спазм в горле,
    до страстной
    дрожи: «…просто
    потемнело в
    глазах при виде
    ее розоватого
    тела с загаром
    на блестящих
    плечах… глаза
    у ней почернели
    и еще больше
    расширились,
    губы горячечно
    раскрылись»
    («Галя Ганская»).
    Для Бунина все,
    что связано
    с полом, чисто
    и значительно,
    все овеяно
    тайной и даже
    святостью.
    Как правило,
    за счастьем
    любви в «Темных
    аллеях» следует
    расставание
    или смерть.
    Герои упиваются
    близостью, но
    приводит
    она к разлуке,
    смерти, убийству.
    Счастье не
    может быть
    вечным. Натали
    «умерла на
    Женевском озере
    в преждевременных
    родах». Отравилась
    Галя Ганская.
    В рассказе «
    Темные аллеи»
    барин Николай
    Алексеевич
    бросает крестьянскую
    девушку Надежду
    – для него эта
    история пошлая
    и обыкновенная,
    а она любила
    его «весь век».
    В рассказе
    «Руся» влюбленных
    разлучает
    истеричная
    мать Руси.
    Бунин
    позволяет своим
    героям лишь
    вкусить запретный
    плод, насладиться
    им – и после
    лишает их счастья,
    надежд, радостей,
    даже жизни.
    Герой рассказа
    «Натали» любил
    сразу двух, а
    семейного
    счастья не
    нашел ни с одной.
    В рассказе
    «Генрих» –
    изобилие женских
    образов на
    любой вкус. Но
    герой остается
    одиноким и
    свободным от
    «жен человеческих».
    Любовь
    у Бунина не
    переходит в
    семейное русло,
    не разрешается
    счастливым
    браком. Бунин
    лишает своих
    героев вечного
    счастья, лишает
    потому, что к
    нему привыкают,
    а привычка
    приводит к
    потере любви.
    Любовь по привычке
    не может быть
    лучше, чем любовь
    молниеносная,
    но искренняя.
    Герой рассказа
    «Темные аллеи»
    не может связать
    себя семейными
    узами с крестьянкой
    Надеждой, но
    женившись на
    другой женщине,
    своего круга,
    он не обретает
    семейного
    счастья. Жена
    изменила, сын
    – мот и негодяй,
    сама семья
    оказалась
    «самой обыкновенной
    пошлой историей».
    Однако, несмотря
    на кратковременность,
    любовь все
    равно остается
    вечной: она
    вечна в памяти
    героя именно
    потому, что
    мимолетна в
    жизни.
    Отличительная
    особенность
    любви в изображении
    Бунина – сочетание,
    казалось бы,
    не сочетаемых
    вещей. Не случайно
    Бунин однажды
    писал в своем
    дневнике: «И
    опять, опять
    такая несказанно
    – сладкая грусть
    от того вечного
    обмана еще
    одной весны,
    надежд и любви
    ко всему миру,
    что хочется
    со слезами
    благодарности
    поцеловать
    землю. Господи,
    Господи, за что
    так мучаешь
    нас».
    Странная
    связь любви
    и смерти постоянно
    подчеркивается
    Буниным, и поэтому
    не случайно
    название сборника
    «Темные аллеи»
    здесь вовсе
    не значит «тенистые»
    – это темные,
    трагические,
    запутанные
    лабиринты
    любви.
    О
    книге рассказов
    “Темные аллеи”
    Г.Адамович
    справедливо
    писал : “Всякая
    любовь – великое
    счастье, “дар
    богов”, даже
    если она и не
    разделена.
    Оттого от книги
    Бунина веет
    счастьем, оттого
    она проникнута
    благодарностью
    к жизни, к миру,
    в котором, при
    всех его несовершенствах,
    счастье это
    бывает”.
    Настоящая
    любовь – великое
    счастье, даже
    если она завершается
    разлукой, гибелью,
    трагедией. К
    такому выводу,
    пусть поздно,
    но приходят
    многие бунинские
    герои, потерявшие,
    проглядевшие
    или сами разрушившие
    свою любовь.
    В этом позднем
    раскаянии,
    позднем духовном
    воскрешении,
    просветлении
    героев и таится
    та всеочищающая
    мелодия, которая
    говорит и о
    несовершенстве
    людей, не научившихся
    еще жить, распознавать
    и дорожить
    настоящими
    чувствами, и
    о несовершенстве
    самой жизни,
    социальных
    условий, окружающей
    среды, обстоятельств,
    которые нередко
    препятствуют
    истинно человеческим
    взаимоотношениям,
    а главное – о
    тех высоких
    эмоциях, которые
    оставляют
    немеркнущий
    след духовной
    красоты, щедрости,
    преданности
    и чистоты.
    Любовь
    – таинственная
    стихия, преображающая
    жизнь человека,
    придающая его
    судьбе неповторимость
    на фоне обыкновенных
    житейских
    историй, наполняющая
    особым смыслом
    его земное
    существование.
    Эта тайна
    бытия становится
    темой бунинского
    рассказа “Грамматика
    любви”(1915). Герой
    произведения,
    некто Ивлев,
    заехав по пути
    в дом недавно
    умершего помещика
    Хвощинского,
    размышляет
    о “ любви непонятной,
    в какое-то
    экстатическое
    житие превратившей
    целую человеческую
    жизнь, которой,
    может, надлежало
    быть самой
    обыденной
    жизнью”, если
    бы не странное
    обаяние горничной
    Лушки. Мне кажется,
    что загадка
    таится не в
    облике Лушки,
    которая “совсем
    нехороша была
    собой”, а в характере
    самого помещика,
    боготворившего
    свою возлюбленную.
    “Но что за человек
    был этот Хвощинский?
    Сумасшедший
    или просто
    какая-то ошеломленная,
    вся на одном
    сосредоточенная
    душа?” По мнению
    соседей-помещиков.
    Хвощинский
    “слыл в уезде
    за редкого
    умницу. И вдруг
    свалилась на
    него эта любовь,
    эта Лушка, потом
    неожиданная
    смерть ее, – и
    все пошло прахом:
    он затворился
    в доме, в той
    комнате, где
    жила и умерла
    Лушка, и больше
    двадцати лет
    просидел на
    ее кровати…”
    Как можно назвать
    это двадцатилетнее
    затворничество?
    Помешательство?
    Для Бунина
    ответ на этот
    вопрос вовсе
    не однозначен.
    Судьба
    Хвощинского
    странно завораживает
    и беспокоит
    Ивлева. Он понимает,
    что Лушка вошла
    навсегда в его
    жизнь, пробудила
    в нем “чувство
    сложное, похожее
    на то, какое
    испытал он
    когда-то в одном
    итальянском
    городке при
    взгляде на
    реликвии одной
    святой”. Что
    заставило
    Ивлева купить
    у наследника
    Хвощинского
    “за дорогую
    цену” маленькую
    книжку “Грамматика
    любви”, с которой
    не расставался
    старый помещик,
    лелея воспоминания
    о Лушке? Ивлев
    хотел бы понять,
    чем была наполнена
    жизнь влюбленного
    безумца, чем
    питалась долгие
    годы его осиротевшая
    душа. И вслед
    за героем рассказа
    раскрыть тайну
    этого необъяснимого
    чувства попытаются
    “внуки и правнуки”,
    услышавшие
    “преданье
    сладострастное
    о сердцах любивших”,
    а вместе с ними
    и читатель
    бунинского
    произведения.
    Попытка
    понять природу
    любовного
    чувства автором
    и в рассказе
    “Солнечный
    удар”(1925). “ Странное
    приключение”,
    потрясает душу
    поручика. Расставшись
    с прекрасной
    незнакомкой,
    он не может
    обрести покой.
    При мысли о
    невозможности
    вновь встретить
    эту женщину
    “он почувствовал
    такую боль и
    ненужность
    всей своей
    дальнейшей
    жизни без нее,
    что его охватил
    ужас, отчаяния”.
    Автор убеждает
    читателя в
    серьезности
    чувств, переживаемого
    героем рассказа.
    Поручик ощущает
    себя “страшно
    несчастным
    в этом городе”.
    “Куда идти? Что
    делать?” – потерянно
    думает он. Глубина
    духовного
    прозрения героя
    ясно выражена
    в финальной
    фразе рассказа:
    “Поручик сидел
    под навесом
    на палубе, чувствуя
    себя постаревшим
    на десять лет”.
    Как объяснить
    то, что случилось
    с ним? Может
    быть, герой
    соприкоснулся
    с тем великим
    чувством, которое
    люди называют
    любовью, и ощущение
    невозможности
    потери привело
    его к осознанию
    трагичности
    бытия?
    Мучения
    любящей души,
    горечь потерь,
    сладкая боль
    воспоминаний
    – такие незаживающие
    раны оставляет
    в судьбах бунинских
    героев любовь,
    и время не властно
    над ней.
    В рассказе
    “Темные аллеи”(1935)
    изображена
    случайная
    встреча людей,
    любивших друг
    друга тридцать
    лет назад. Ситуация
    достаточно
    заурядная:
    молодой дворянин
    легко расстался
    с влюбленной
    в него крепостной
    девушкой Надеждой
    и женился на
    женщине своего
    круга. А Надежда,
    получив от
    господ вольную,
    стала хозяйкой
    постоялого
    двора и так и
    не вышла замуж,
    не имела семьи,
    детей, не узнала
    обыкновенного
    житейского
    счастья. “Сколько
    ни проходило
    времени, все
    одним жила, –
    признается
    она Николай
    Алексеевичу.
    – Все проходит,
    да не все забывается.…
    Простить я вас
    никогда не
    могла. Как не
    было у меня
    ничего дороже
    вас на свете
    в ту пору, так
    и потом не было”.
    Она не могла
    изменить самой
    себе, своему
    чувству. А Николай
    Алексеевич
    понял, что потерял
    в Надежде “самое
    дорогое, что
    имел в жизни”.
    Но это минутное
    прозрение.
    Покидая постоялый
    двор, он “со
    стыдом вспоминал
    свои последние
    слова и то, что
    поцеловал у
    ней руку, и тотчас
    стыдился своего
    стыда”. И все-таки
    ему трудно
    представить
    Надежду своей
    женой, хозяйкой
    петегбугского
    дома, матерью
    своих детей.…Этот
    господин придает
    слишком большое
    значение сословным
    предрассудкам,
    чтобы предпочесть
    им подлинное
    чувство. Но он
    расплатился
    за свое малодушие
    отсутствием
    личного счастья.
    Как
    по-разному
    осмысливают
    происшедшее
    с ними герои
    рассказа! Для
    Николая Алексеевича
    это “история
    пошлая, обыкновенная”,
    а для Надежды
    – не умирающие
    воспоминания,
    многолетняя
    преданность
    любви.
    Страстное
    и глубокое
    чувство пронизывает
    последнюю,
    пятую книгу
    романа”Жизнь
    Арсеньева”
    – “Лика”. В основу
    ее легли преображенные
    переживания
    самого Бунина,
    его юношеская
    любовь к В.В.Пащенко.
    В романе смерть
    и забвение
    отступают перед
    силой любви,
    перед обостренным
    чувством –
    героя и автора
    – жизни.
    В
    теме любви
    Бунин раскрывается
    как человек
    удивительного
    таланта, тонкий
    психолог, умеющий
    передать состояние
    души, раненной
    любовью. Писатель
    не избегает
    сложных, откровенных
    тем, изображая
    в своих рассказах
    самые интимные
    человеческие
    переживания.
    На протяжении
    столетий многие
    художники слова
    посвящали свои
    произведения
    великому чувству
    любви, и каждый
    из них находил
    что-то неповторимое,
    индивидуальное
    этой теме. Мне
    кажется, что
    особенность
    Бунина-художника
    состоит в том,
    что он считает
    любовь трагедией,
    катастрофой,
    сумасшествием,
    великим чувством,
    способным и
    беспредельно
    возвысить, и
    уничтожить
    человека.
    Да, любовь
    многолика и
    часто необъяснима.
    Это вечная
    загадка, и каждый
    читатель бунинских
    произведений
    ищет собственные
    ответы, размышляя
    над тайнами
    любви. Восприятие
    этого чувства
    очень личностно,
    и поэтому кто-то
    отнесется к
    изображенному
    в книге как к
    “пошлой истории”,
    а кто-то будет
    потрясен великим
    даром любви,
    который, как
    и талант поэта
    или музыканта,
    дается отнюдь
    не каждому. Но
    одно, несомненно:
    бунинские
    рассказы повествующие
    о самом сокровенном,
    не оставят
    равнодушными
    читателей.
    Каждый юный
    человек найдет
    в бунинских
    произведениях
    что-то созвучное
    собственным
    мыслям и переживаниям,
    прикоснется
    к великой тайне
    любви. Именно
    это делает
    автора “Солнечного
    удара”, всегда
    современным
    писателем,
    вызывающим
    глубокий читательский
    интерес.
    Реферат
    по литературе
    Тема :
    “Тема любви
    в произведениях
    Бунина”
    Выполнил
    Ученик
    “” класса
    Москва
    2004 г.
    Список
    используемой
    литературы
    1. О.Н.Михайлов
    – “Русская
    литература
    XX
    века”
    2.
    С.Н.Морозов –
    “Жизнь Арсеньева.
    Рассказы”
    3.
    Б.К.Зайцев –
    “Молодость
    – Иван Бунин”
    4.
    Литературно-критические
    статьи.

  11. В русской классической литературе тема любви всегда занимала важное место, причём предпочтение отдавалось духовной, «платонической» её стороне перед плотской, физической страстью, которая зачастую развенчивалась. Внешность героини описывалась, как правило, таким образом, что она оказывалась «полуплотью».
    В творчестве Бунина тема любви является сквозным мотивом, но, хотя он и был продолжателем традиций классической литературы в начале XX века, его понимание данной темы существенно отличается. Писатель повествует обо всех сторонах великого чувства, не обходя вниманием и его чувственную сторону.
    Таким образом, проза Бунина – это повествование о загадочной, ускользающей природе душевного огня, о тайне женской души, которая томится жаждой любить, но никогда не полюбит, а если и полюбит, то… исход, по Бунину, всегда трагичен.
    Образ любви в творчестве писателя – это особый синтез духа и плоти. Дух, по мнению Бунина, невозможно постичь, не познав плоти. И Иван Алексеевич отстаивал в своих произведениях чистое отношение к плотскому и телесному. У его рассказах нет понятия женского греха, как в «Анне Карениной», «Войне и мире», «Крейцеровой сонате» Л. Н. Толстого, нет настороженного, неприязненного отношения к женскому началу, свойственного Н. В. Гоголю, но нет и опошления любви. Его любовь – это земная радость, загадочное влечение одного пола к другому.
    Бунинское изображение отношений между мужчиной и женщиной, по меркам целомудренной и аскетичной русской литературы, предельно откровенно и смело. Бунинского героя влечёт к противоположному полу с неимоверной силой. Это нашло отражение в сборнике рассказов «Тёмные аллеи».
    Молодой барин в «Тане» всё время целует девушку в глаза, полные слёз то от радости, то от горя: «Опять эти тёплые детские слёзы на детском горячем лице». В душе бунинских персонажей остаётся сложный комплекс всего прочувствованного. Автор не умалчивает о самых сильных телесных наслаждениях. Они прекрасны, поэтичны, когда рождены любовью, чистой и естественной страстью. «Эта близость, – читаем в рассказе «Таня», – обоюдная, совершилась, и уже ничем в мире расторгнута быть не может, он навеки унёс её в себе, и вот эта необыкновенная ночь принимает его в своё непостижимое светлое царства вместе с нею, с этой близостью».
    Бунин искренне верил в то, что он пытался донести до читателя в своих произведениях. И только на основе этой веры могла возникнуть подлинная жемчужина литературы на любовную тему – рассказ «Лёгкое дыхание», который затем вошёл в цикл «Тёмные аллеи».
    Повествование, лаконичное и многозначное, построено на обилии событийных, психологических контрастов, которые воспринимаются не приёмом изображения, а важным элементом авторской концепции. С первых строк складывается
    двойственное ощущение: кладбище, голые деревья, холодный ветер, намогильный крест с венком и – фотографический портрет гимназистки, «с поразительно живыми глазами». Смерть и жизнь, печаль и радость есть символы судьбы Оли Мещерской.
    Бунин, сказавший о рассказе: «Мы называем это утробностью, а я назвал лёгким дыханием. Такая наивность и лёгкость во всём, и в дерзости , и в смерти, и есть лёгкое дыхание, недумание».
    И вот оно, ключевое слово – «недумание». Почти все герои Бунина не умеют, не обучены или не хотят думать. «Легкое дыхание» развивает коренную и трагичную для Бунина тему.
    Писатель раскрыл силу природного тяготения к любви, красоте, определив одновременно искажение этого дара в конкретных внешних условиях и во внутренне противоречивом бытии личности. Иначе говоря, выразил неизвестные дотоле повороты всечеловеческих чувств и состояний.
    От столкновения вечного и личностного, объективного и субъективного рождается «нерв», загадка души бунинских героев. Но писатель не торопится высказать свой взгляд на эти процессы. Оценка воплощена в сложной, часто противоречивой содержательности образов, деталей, слова, композиции. Нам как бы предлагается самим решить, что и как здесь защищается или осуждается.
    При описании рискованных подробностей, связанных с телом, когда автор должен бы быть беспристрастным, чтобы не перейти хрупкую грань, отделяющую искусство от порнографии, писатель, напротив, слишком много волнуется – до спазм в горле, до страстной дрожи: «просто потемнело в глазах при виде ее розоватого тела с загаром на блестящих плечах… глаза у ней почернели и еще больше расширились, губы горячечно раскрылись» («Галя Ганская»). Для Бунина всё, что связано с полом, чисто и значительно, овеяно тайной и даже святостью.
    Вывод из всего сказанного таков: герои «Тёмных аллей» и других рассказов (к примеру, «Митина любовь») не противятся природе, часто их поступки совершенно нелогичны и противоречат общепринятой морали (пример тому – внезапная страсть героев в рассказе «Солнечный удар»). Любовь Бунина «преступна» – это переступание через нормы, выход за рамки обыденности. Эта аморальность для писателя, можно сказать, есть некий признак подлинности любви, поскольку обычная мораль оказывается, как и всё установленной людьми, условной схемой, в которую не укладывается стихия естественной, живой жизни.

  12. Тематику любви затрагивали многие знаменитые русские писатели, не обошел ее стороной и Иван Алексеевич Бунин. В литературном творчестве этого талантливого автора на первое место хочется выдвинуть рассказы, ключевым центром, даже стержнем которых является любовь.
    В рассказах Бунина любой читатель буквально с самых первых страниц может увидеть, как автор преподносит простому обывателю любовь, сравнивая ее сокровенным таинством.
    Сборник «Темные аллеи» состоит из трех частей, которые включают в себя много рассказов. Этот весь сборник посвящен романтическим отношениям и любви. В нем отображена идейная мысль автора о том, что любовь, какой бы она не была, на самом деле является великим счастьем, даже если она и неразделенная.
    Читая «Темные аллеи», люди сталкиваются с любовной драмой. Именно она и является основным звеном человеческих отношений. Все ложное отвергается автором, на первый план выходит истинное красивое чувство, хотя оно с виду и замутнено миром жестокости и обмана.
    В своих рассказах Бунин довольно часто сопоставляет любовь со смертью («Галя Ганская»), с развратом («Сто рупий», «Степа»), с ненавистью («Красавица»). Прекрасное с красивым у Бунина практически не сочетается, а вот любовь и нечто темное, злое – эта связь проскальзывает во многих произведениях.
    Многие рассказы Бунина, к примеру «Натали», «Таня», «Генрих», «Солнечный удар», знакомы миллионам читателей, в этих произведениях автор повествует о несчастной трагичной любви, которая заканчивается печальным исходом событий. Но именно такое описание любви дает читателю почву для осознания истинного облика прекрасного и светлого чувства.
    Бунин показывает обществу любовь во всех красотах, часто его герои любят друг друга, но не могут быть вместе в силу каких-либо обстоятельств, некоторые персонажи не могут определиться в своих истинных чувствах и отдать предпочтение единственному человеку.
    Бунинская любовь является для читателей объектом непостижимым, она словно сокрыта для общества житийными проблемами.
    В своем творчестве Иван Алексеевич показывает людям и любовь к замужней женщине, это безнадежное чувство описано, скажем, в рассказе «Солнечный удар». Молодой офицер, встретив на корабле женщину, чувствует к ней мимолетное, как ему кажется, влечение. Военный, привыкший с легкостью покорять сердца дам, влюбляется, как мальчишка. Но для подобной любви счастливого финала предусмотрено быть не может. Вслед за прекрасными волнительными минутами счастья героев, несомненно, должна ждать суровая обыденность. Такая любовь отражает жестокость и боль, возникающие при мимолетных чувствах, развиться которым не представляется случай. В «Солнечном ударе» над любовью одержали вверх обстоятельства и обязательства женщины перед своей семьей: супругом и маленькой дочерью.
    В «Темных аллеях» читатель может встретить грустную историю о соблазнении молодым барином совсем юной крестьянской девушки. Спустя много лет герои встречаются вновь, автор показывает, что старик-военный, увидев постаревшую женщину, был потрясен, узнав, что, несмотря на обман и расставание, женщина пронесла любовь к нему через всю свою жизнь.
    В бунинских рассказах любовь не приносит длительного счастья. Как правило, его герои расстаются, познав искорки мимолетной страсти. Это высокое чувство для героев рассказов Ивана Бунина по большей части можно назвать душевной болью, которая стократ сильней физической.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *