Сочинение на тему любовь в рассказах бунина и куприна в сравнении

11 вариантов

  1. Оба писателя показывали любовь как нечто овладевающее человеком помимо его воли. Самым лучшим сравнением с этим стал солнечный удар, ставший названием произведения Бунина.
    И Куприн, и Бунин показывают всепоглощающую любовь, как нечто не принадлежащее к нашему миру и враждебное ему. Человек, охваченный ею, может всецело отдаться в любви и раствориться в ней, что, неизбежно, погубит его. Другой вариант показан Буниным. Крестьянка из «Темных аллей» 35 лет продолжала любить бросившего ее офицера, но оставалась частью этого мира: хотя она и не вышла замуж, но успешно держала постоялый двор и даже занималась ростовщичеством. Поручик из другого уже упомянутого произведения Бунина тоже смог остановиться и не броситься в другой город добиваться воссоединения с замужней женщиной. Однако и для этих персонажей, которые смогли, хотя и отчасти, себя перебороть, настоящая любовь не могла пройти бесследно. Пережитая всепоглощающая любовь сделала их иными. Этот опыт будет продолжать влиять на их жизни, от него невозможно избавиться.
    Оба писателя говорили не о преследовании влюбленных некими враждебными силами. Другие люди, если и упомянуты (как муж и родственники княгини Веры Николаевны в «Гранатовом браслете»), то они не становятся причиной трагедии. Герои сами понимают, что их чувство не совместимо с социальными нормами и интересами других людей и, по сути, сами выносят себе приговор.  И у Бунина и у Куприна герои, пораженные любовью, лишены эгоизма (даже крестьянка, брошенная офицером, хотя и не прощает, но воздерживается от мести и попыток его вернуть). Любовь показана как саморазрушение, а не слепое желание обладать.

    Сочинение 2 вариант

    Любовь испокон веков считается самым прекрасным чувством, которое только может испытать каждый человек. Она вдохновляет на создание прекрасных музыкальных, литературных произведений, дарит ощущение счастья, меняет людей к лучшему.
    Особый след оставляет любовь на сердце творческих людей, тем более писателей. Именно они мастерски способны показать это чувство в своих повестях и романах.
    Иван Алексеевич Бунин и Александр Иванович Куприн подарили миру литературы огромное количество произведений, основной темой которых является любовь.
    В творчестве Ивана Александровича Бунина любовь обычно трагичная и несчастная. К таким произведениям относятся «Олеся», «Гранатовый браслет», «Поединок» и многие другие.
    В произведении «Олеся» главная героиня представлена девушкой тонко чувствующей, нежной, доброй и наивной, будто ребенок, и верящей в настоящую любовь. В то время как Иван Тимофеевич, представитель шумного города является противоположностью девушке. Несмотря на то, что между этими двумя абсолютно разными по характеру и взглядам на жизнь людьми возникло чувство любви, оно было обречено на поражение. Иван Тимофеевич любил Олесю и готов был даже жениться на ней, но его терзали сомнения по тому поводу, как девушка будет вести себя в компании жен его коллег, привезенная из дикого леса, вся такая «диковинная» и необычная. В своем произведении «Олеся» Александр Иванович Куприн в красивой форме показывает правду жестокой жизни: два абсолютно разных по материальному состоянию человека не могут быть вместе.
    Иван Алексеевич Бунин также создал много замечательных произведений, посвященных любви. Известен широкой публике сборник «Темные аллеи», который содержит в себе несколько рассказов. Чувство любви подается обычно у Ивана Алексеевича Бунина как нечто одновременно прекрасное и ужасное. В рассказах «Натали», «Чистый понедельник», «Солнечный удар» показывается трагичная любовь, имеющая печальный исход. При этом Бунин показывает свой персональный, новый взгляд на это чувство.
    Творчество И. Бунина и А. Куприна сыграло огромную роль в развитии литературной темы любви.

  2. (315 слов) Любовь — одно из самых воспеваемых чувств. Она вдохновляет художников, архитекторов, музыкантов, литераторов. Нет ни одного деятеля искусства, у которого бы не была затронута тема любви в творчестве. В данной работе рассматривается, как представляли себе любовь два великих русских писателя 20 века, А.И. Куприн и И.А. Бунин.
    Чтобы понять, что такое любовь, по мнению Ивана Алексеевича Бунина, нужно открыть его сборник рассказов «Тёмные Аллеи». Именно в этих сорока произведениях тема любви красной нитью проходит через всю книгу. Автор не показывает счастливых финалов, его любовь — это яркий миг, который герои никогда уже не забудут, но это лишь мгновенье. Писатель сравнивает любовь с солнечным ударом: ослепительная вспышка, которая повергает человека в полусознательное состояние – чувство счастья, озарившее его существование. Так, в первом рассказе сборника, по названию которого он был и назван, крестьянка Надежда через всю жизнь пронесла свою любовь к барину Николаю Алексеевичу, несмотря на то, что он давно уже её забыл, и даже не сразу узнал, когда останавливался у неё на постоялом дворе. Но и сам дворянин с глубокой печалью признаётся себе, что то время влюблённости в героиню было самым счастливым временем в его жизни.

  3. Каждая любовь по-своему прекрасна и неповторима. Я думаю, что в русской литературе настоящими экспертами в любовной теме можно назвать И. А. Бунина и А. И. Куприна. Ведь так, как писали о чудесном чувстве эти писатели, не писал и, наверное, не напишет никто.
    И. Бунин сравнивает любовь с трагедией и одновременно с самым прекрасным чувством, которое в один момент может и возвысить, и уничтожить человека. Мои любимые рассказы: «Солнечный удар», «Холодная осень», «Грамматика любви», «Митина любовь». Многие произведения писателя рассказывают о любви, которая приходит внезапно. Чувства настолько страстные и сладкие, что просто не могут длиться долго. Это мимолетное видение, которое оставляет после себя послевкусие на всю жизнь.
    Для А. Куприна любовь является всепоглощающим чувством, которое не переживает соприкосновения с жизнью. Настоящие чувства могут существовать на расстоянии, они даже не обязательно должны быть взаимными. Во многих своих произведениях писатель подчеркивает, что любовь сильнее смерти. Прочитав рассказ «Гранатовый браслет», с этим нельзя не согласиться.
    Многие любовные истории у Бунина и Куприна заканчиваются достаточно трагично, но это лишь подчеркивает, что в отличие от жизни, любовь вечна. И, несмотря на весь трагизм настоящей любви, которая чаще всего является разрушительной силой, это самое ценное, что может иметь человек. Писатели, как психологи, очень точно описывают поведение влюбленного человека. Я считаю, что каждый человек должен обязательно познакомиться с творчеством этих двух писателей. Произведения И. А. Бунина и А. И. Куприна позволяют понять, какая она – настоящая любовь.

  4. Для писателей светлое чувство – это самое прекрасное, что могло случиться с человеком. Поэтому тема любви в творчестве Бунина и Куприна занимала особое место, поэтому их произведения так волновали читателей. Но понимали они его каждый по-своему. В творчестве И. А. Бунина любовь – это вспышка эмоций, счастливое мгновение, которое внезапно появляется в жизни, а потом так же резко обрывается. Поэтому в его рассказах герои вызывают противоречивые чувства у читателей.
    Так, в рассказе “Солнечный удар” показана любовь-вспышка, любовь-мгновение, озарившая жизнь двух людей на краткий миг. И после того, как они расстались, главный герой почувствовал себя старше на много лет. Потому что эта мимолетная любовь забрала все то лучшее, что было в нем. Или в рассказе “Темные аллеи” главная героиня продолжала любить, но так и не смогла простить слабости возлюбленного. А он, хотя и понимал, что она отдала ему лучшие годы, продолжал считать, что поступил правильно. И если в творчестве Куприна, любовь непременно была трагической, то у Бунина она показана как более сложное чувство.

    Необычная сторона светлого чувства

    Хоть любовь в произведениях Бунина и Куприна – это отношения между двумя людьми искренние, настоящие, но иногда любовь может быть совсем другой. Именно такая сторона показана в рассказе “Господин из Сан-Франциско”. Хоть это произведение и не о любви, в одном эпизоде говорится, что по кораблю ходила одна счастливая пара и все, глядя на нее, видели двух влюбленных. И только капитан знал, что их наняли специально, чтобы они играли сильное чувство.

  5. Писатель Иван Алексеевич Бунин – это один из числа самых известных писателей в России двадцатого века. Он писал романы, небольшие рассказы, стихи, прозу. У него есть рассказы, в которых тема любви проходит красной нитью. В таких его произведениях присутствуют откровенные и чувственные описания. Это делает его произведения живыми и интересными.
    Сборник “Тёмные аллеи” был написан в годы Второй мировой войны. Он целиком основан на теме любви. Прочитав его, можно согласиться с такими словами: Всякая любовь великое счастье, даже если она не разделена”. Но важно отметить один момент: любовь в произведениях Бунина чистая, искренняя. В ней нет гордости и высокомерия. Также в ней нет каких-то наигранных чувств.
    Ещё один момент в произведениях Ивана Алексеевича Бунина заключается в том, что в его рассказах любовь иногда тесно переплетается со смертью. Это видно в таких произведениях, как “Чистый понедельник”, ” Солнечный удар”, “Натали”. События из рассказа ” Солнечный удар” напоминают любовь с первого взгляда. Познакомились случайно, а чувства у обеих героев были сильными. Но, к сожалению, герой понял это слишком поздно – когда уже проводил возлюбленную на корабль. А ведь он даже не знал её имени! Эта короткая, но сильная любовь образно говоря закончилась смертью. Они больше никогда друг друга не увидят.
    Произведения Александра Ивановича Куприна основаны на теме любви. Она всегда искренняя, сильная, бескорыстная, но трагичная. Например, повесть “Олеся”. Молодая, красивая, и в чем-то необычная девушка Олеся привлекла внимание Ивана Тимофеевича – человека образованного, но малодушного и нерешительного. Они действительно полюбили друг друга. Но главного героя терзают глубокие сомнения в отношении женитьбы на Олесе. И не случайно, ведь они росли и воспитывались в разных слоях общества. Он не представляет то, как девушка, которая выросла среди леса, сможет общаться с интеллигентным людьми. В итоге, их любовь закончилась трагично.
    Также можно отметить такие произведения А.И.Куприна, как “Гранатовый браслет”, ” Поединок” и другие. Стоит сказать, что писателей И.А.Бунина и А.И.Куприна объединяет тема любви. Они открыто выражают чувства своих героев. Причём любовь является главной в их произведениях и почти всегда трагична. И трагична она необязательно потому, что кто-то из героев умирает, а просто потому, что кто-то из них однажды допустил роковую ошибку и больше никогда не увидит свою любовь.

  6. «Первый признак любви – благоговение. Мы боготворим того, в кого мы влюблены, и это совершенно справедливо, ибо ничто на свете не сравнится для нас с предметом нашей страсти», – так писал Паскаль. О любви говорить можно долго, рассуждать, что такое любовь, какой она бывает и откуда берется. У каждого на это своя точка зрения, и, я думаю, каждый по- своему прав. Эта тема во все времена интересовала общество, а поэты и писатели всех времен обращались к ней.
    В творчестве двух русских писателей XIX века тема любви занимает одно из главных мест. Необыкновенная сила и искренность чувств бушуют в сердцах героев рассказов. Их представления о любви были столь похожи, что мысли одного писателя, можно выразить словами другого. Все герои произведений обоих писателей увлечены, проникнуты искренними, настоящими чувствами. Но, к сожалению, зачастую все любовные истории имеют очень печальный, а иногда и трагический, конец. За счастливо проведенным безоблачным временем над головами героев нависают тучи препятствий, жизненных обстоятельств и непонимание общества.
    Всех героев любовь настигает быстро, словно удар. Она бескорыстная, чистая, самоотверженная, но обжигающая и губительная. Короткая и ослепительная вспышка, поглотившая души влюбленных, приводит к расставанию, страданиям и даже смерти. И.А. Бунин в своем рассказе «Солнечный удар» рассказывает о случайной встрече на корабле поручика и девушки, которая переросла в сильные чувства героя, который чувствовал себя «постаревшим лет на десять». Все было неожиданно, мгновенно. «Никогда ничего даже похожего на то, что случилось со мной, не было, да и не будет больше. На меня точно затмение нашло… Или, вернее, мы оба получили что – то вроде солнечного удара…» – говорит героиня рассказа. Но все так же быстро угасло. Девушка, чьего имени и адреса он не знал, уехала на пароходе, оставив его.
    В «Темных аллеях» основной мыслью является неразделенная любовь, не равная. Надежда – героиня рассказа всю свою жизнь любила офицера Николая Алексеевича. Ее любовь была та самая, о которой всегда писал Бунин большая, чистая, не ждущая отдачи и не ищущая выгоды.
    «Сколько ни проходило времени, все одним жила», «Как не было ничего дороже вас на свете в ту пору, так и потом не было». А для героя Надежда была возлюбленной, воспоминанием о его молодости. Он не мог жениться на ней потому, что она была крестьянкой, боялся осуждения со стороны людей. Уезжая со двора Надежды, Николай Алексеевич думал о том, что время, проведенное с ней, было лучшее время в его жизни. Автор утверждал: «…всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена».
    Мы не всегда вовремя видим любовь, зачастую слишком поздно понимаем, что это чувство нависает над нами. Например, в своем рассказе «Гранатовый браслет» А.И. Куприн рассказывает именно о такой любви. Героиня Вера Николаевна Шеина ничего не чувствовала к своему мужу, кроме крепкой дружбы. Письма от неизвестного Г.С.Ж. с признанием в любви помогли ей почувствовать себя кем – то любимой, именно из них она узнала, что есть «…настоящая любовь. Знаете, такой любовью, которая…ну, которая…словом…святой, чистой, вечной любовью…неземной…». Именно такое чувство испытывал Желтков. Но Вера даже не попыталась ухватиться за нее. Светлое чувство привело влюбленного к трагическому концу, а Вера поняла, что та любовь, которой она так желала, прошла мимо нее.
    Я считаю, что в своих произведениях оба писателя говорили о том, что это горячее чувство очень часто приводит к печальному, трагическому концу. Но не смотря на это, оно вносит в жизнь героев праздность, встряхивает их от той обыденной жизни, вытаскивает из рутины окружающего однообразия, пусть даже на короткий промежуток времени. Рассказы И.Бунина и А.Куприна учат видеть нас это чувство, не молчать о нем, потому что однажды может быть уже поздно.
    Добавил: Olyanich

  7. Во все времена поэты и писатели обращались к теме любви, потому что именно умение любить является основным достоинством человечества. Но все же, я думаю, никто так не умел говорить об этом чудесном чувстве, как Куприн и Бунин. Читая произведения этих писателей, чаще всего приходишь к мысли о том, насколько любовь сложна и многогранна.
    Я думаю, что жизнь героев Куприна и Бунина полна условностей, подчинена расчету, непонятным амбициям, и все настолько фальшиво, что порой сложно разглядеть истинные чувства и мысли. И это, на мой взгляд, основная проблема, которой касаются писатели. Однако есть что-то жизнеутверждающее и прекрасное во всех рассказах Куприна и Бунина, посвященных любви.
    Главные герои умеют любить по-настоящему, что случается очень редко в жизни людей. Именно это чувство помогает героям вырваться из круга обыденного, скучного, пошлого. Возможно, вырваться всего лишь на миг, даже заплатив за это счастье собственной жизнью, но все же познать и пережить чувство, которое недоступно многим людям.
    Я думаю, что И.А.Бунин и А.И.Куприн в своих произведениях о любви прибегают чаще всего к контрасту, противопоставлению любящих, поскольку это слишком разные люди, как в духовном, в моральном плане, так и в социальном положении.
    В рассказах и повестях Куприна и Бунина можно выделить поразительную точность в описании бытовых подробностей, воссоздание жизни во всех мелочах. Так, подпоручик Ромашов у Куприна думает о себе в третьем лице, что делает его в собственных глазах намного значительнее. В «Легком дыхании» Бунин прибегает к такой детали, как дневник Оли Мещерской, который придает большую правдивость этой истории.
    На мой взгляд, все же писатели немного по-разному понимают, какова истинная любовь. Для Куприна это чувство всегда трагично, настоящая любовь не может быть счастливой до конца, это всегда страдание и боль. По Куприну, любви нужно отдаваться без остатка, испытывать постоянные мучения и чувство счастья одновременно. Для него любовь – идеал, поэтому обыденность и это чувство несовместимы, отсюда вся трагичность судьбы героев. Так чистый и добрый Ромашов жертвует собой ради расчетливой Шурочки Николаевой. Трагична и рыцарская, романтическая любовь Желткова к княгине Вере Николаевне, поглотившая все его существо. Желтков умирает без жалоб, без упреков, произнося: «Да святится имя Твое». Суламифь из одноименного рассказа, несмотря на все страдания, благодарит царя Соломона за подаренное ей счастье.
    Тема красоты и любви в творчестве Бунина представлена очень сложными и порой противоречивыми ситуациями. Любовь для него – сумасшествие, всплеск эмоций, мгновение безудержного счастья, которое очень быстро обрывается, и только потом осознается и понимается. Именно такова встреча поручика с прекрасной незнакомкой в «Солнечном ударе». Это был миг счастья, который нельзя вернуть, воскресить. Когда она уезжает, поручик сидит «под навесом на палубе, чувствуя себя постаревшим на десять лет», ибо это чувство внезапно возникло и внезапно исчезло, оставив в душе глубокую рану, но все же это было счастье.
    Удивительная также встреча людей, которые любили друг друга много лет назад в «Темных аллеях». Надежда через всю жизнь пронесла это чувство, так и не смогла выйти замуж и жить другой, новой жизнью: «Сколько ни проходило времени, все одним жила. Знала, что давно вас нет прежнего, что для вас словно ничего и не было, а вот… Поздно теперь укорять». Люди прошли мимо друг друга, а любовь жива, несмотря на прошедшие годы. Да, конечно, жизнь не сложилась ни у Надежды, ни у Николая Алексеевича, однако, по-другому и не могло быть: «Но, боже мой, что же было бы дальше? Что если бы я не бросил ее? Какой вздор! Эта самая Надежда не содержательница постоялой горницы, а моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей?! Это было невозможно. Он, «закрывая глаза, качал головой».
    На мой взгляд, любовь по Бунину реалистична, она не идеальна, но все же прекрасна. Она познается не многими, а лишь людьми чувственными. Я думаю, что Куприн и Бунин верили, что любовь возникает в жизни только сильных людей, которые умеют жертвовать собой.

  8. Тема любви — вечная тема. Она никогда не потеряет своей актуальности. О любви сложено множество стихов, песен, поэм и рассказов. И каждый автор по-своему определяет что для него есть любовь. И как удостовериться в том, что это действительно настоящая любовь. Ярким примером служат такие произведения как: «Мастер и Маргарита» Булгакова, в котором возлюбленные проходят все трудности жизни, и в итоге остаются вместе; «Призрак Оперы» Леру, где опять же главные герои Кристина и Рауль после продолжительных «сражений» сбегают вместе «на край света», правда, одно сердце все же осталось разбитым…
    Можно перечислять до бесконечности все произведения о любви, но все же среди всего этого множества выделяются произведения двух русских классиков: Ивана Алексеевича Бунина и Александра Ивановича Куприна. Эти великие прозаики жили в конце 19 — начале 20 века. Но и по сей день, читая их произведения, нельзя не заметить их актуальности. Особенный интерес эти личности вызывают тем, что их представления о любви были настолько похожи, что смело можно назвать их одинаковыми.
    В рассказе «Гранатовый браслет» между Верой и Аносовым завязывается разговор, в котором Куприн, от имени своего героя, пытается объяснить, что же такое любовь: «А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано — „сильна, как смерть“? Понимаешь, такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение — вовсе не труд, а одна радость. … Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться». Даже не читая его рассказов, только из этих строк мы понимаем, что не увидим в его произведениях ни страстных речей, ни счастливых влюбленных держащих друг друга за ручку и «уходящих в закат». Автор желал показать настоящую любовь, не придуманную, а из нашей с вами жизни.
    По этому же принципу были написаны и другие рассказы авторов. Например, «Чистый понедельник» Бунина. В рассказе мы сразу же замечаем отсутствие имен главных героев, и этим автор хочет показать то, что каждый может оказаться на их месте и этим еще раз подчеркивается жизненность произведения. И вроде бы ничего не «предвещало беды», но влюбленные в итоге расстаются. И в этом нет особой трагичности, а наоборот, будто так и должна выглядеть настоящая и искренняя любовь.
    Стремление авторов к реализму привело к одному выводу — настоящая любовь существует, но если она взаимна — она не продолжительна, а если неразделенная — жить ей суждено куда дольше…

  9. «Разве бывает несчастная любовь ?» (Иван Бунин).
    (По произведениям Ивана Бунина и Александра Куприна).
    Всякая любовь – великое счастье,                                                                                                          даже если она не разделена.
    И. Бунин
    Русская литература конца 19 – начала 20 веков представлена блистательными именами Льва Николаевича Толстого, Антона Павловича Чехова, Ивана Алексеевича Бунина, Александра Ивановича Куприна и другими великими писателями. Критические реалисты отразили в своих произведениях кризисное состояние мира, процесс искажения человеческой природы, утраты людьми человеческих черт. Но, изображая мир в таких красках, писатели рубежа веков видят позитивные идеалы в высокой любви. Понятия об этом чувстве у них схожи. Можно сравнить мнения Бунина и Куприна. Необычайная сила и искренность чувства свойственны героям их рассказов. Куприн свято верил в любовь. В его творчестве воскресает высокий строй чувств, который был присущ произведениям более ранних писателей, создававших вдохновенные гимны любви. Бунину тоже всегда удавались рассказы о высоком чувстве, потому что они шли из глубины сердца. Любовь захватывает все помыслы человека, все его силы. Но что-то всегда идет не так, и влюбленные вынуждены расстаться. Читая произведения этих писателей,  можно предположить, что любовь – нечто, что причиняет людям одни страдания и несчастья. Действительно, финал «Гранатового браслета» Александра Куприна трагичен: главный герой кончает жизнь самоубийством. Да и в «Солнечном ударе» или «Темных аллеях» Ивана Бунина нет счастливого конца. Все  «влюбленные» писателей живут в ожидании любви, ищут ее и чаще всего, опаленные ею, гибнут. Но все же попробуем разобраться, была ли любовь главных героев в произведениях Бунина и Куприна несчастна.
    Чтобы понять отношение к любви Куприна, на мой взгляд, достаточно понять была ли любовь счастьем для героя в наиболее сильном рассказе писателя «Гранатовый браслет».В основу этого произведения, написанного в 1911 году положено реальное событие – любовь телеграфиста  Желтого П.П. к жене важного чиновника, члена Государственного Совета – Любимова. Об этой истории вспоминает сын Любимовой, автор известных воспоминаний, Лев Любимов. В жизни все закончилось иначе, чем в рассказе А.Куприна – чиновник принял браслет и перестал писать письма, больше о нем ничего неизвестно. В семье Любимовых этот случай вспоминался как странный и курьезный. Под пером же писателя он предстает как печальная и трагическая история жизни маленького человека, которого возвысила и погубила любовь. Да она его погубила, потому что эта любовь была неразделенной, но разве можно говорить о том, что она была несчастной для Желткова ? Я думаю нельзя. Умирал Желтков не со страхом от предчувствия смерти, а с приятным чувством того, что эта любовь все-таки была в его жизни. Об этом свидетельствует выражение лица умершего: «Глубокая важность была в его закрытых глазах, и губы улыбались блаженно и безмятежно…». Для  героя любовь, хотя она была не взаимна, была единственным счастьем. Об этом он пишет в своем последнем послании Вере Ивановне: «От глубины души благодарю Вас, за то, что Вы были моей единственной радостью в жизни, единственным утешением, единой мыслью.». «Но значит не было причин самоубийства, если он был счастлив…» – говорили некоторые критики того времени. Возможно потому он совершил этот поступок, чтобы не причинять неудобств своей возлюбленной. Желткову пришлось бы перестать писать ей и упоминать о своем существовании. Сама Вера Ивановна попросила его об этом, но он не  в силах был заставить себя сделать это. И лирический герой не видел другого выхода, кроме как покончить жизнь самоубийством. Значит можно сказать о том, что умер Желтков не от несчастной любви, а, наоборот, потому что любил горячо и пламенно. По мнению Куприна, настоящая счастливая любовь не может длиться вечно. Он был  реалистом, именно поэтому в рассказах этого писателя о любви нет счастливого конца. Влюбленные обязательно должны расстаться.
    Теперь обратимся к рассказам Ивана Алексеевича Бунина. Его мнение о любви как нельзя лучше выражает строчка из «Темных аллей»: «Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена».  Как мы уже говорили, этого мнения придерживается Александр Куприн. Именно поэтому я взял эту строчку как эпиграф. В тридцати восьми новеллах «Темных аллей» проходят перед читателями удивительные женские типы. Вот Надежда из рассказа «Темные аллеи». Она через всю жизнь пронесла любовь к барину, некогда соблазнившему ее. Влюбленные не виделись тридцать лет и случайно встретились на постоялом дворе, где Надежда – хозяйка, а Николай Алексеевич – случайный проезжий. Он не в состоянии подняться до ее высоких чувств, понять, отчего Надежда не вышла замуж «при такой красоте, которую…имела». Как можно всю жизнь любить одного лишь человека? Между тем, для Надежды Николенька на всю жизнь остался идеалом, единственным и неповторимым: «Сколько ни проходило времени все одним жила. Знала, что давно вас нет прежнего, что для вас словно ничего не было, а вот…Поздно теперь укорять, а ведь правда, очень бессердечно вы меня бросили.». Сменив лошадей, Николай Алексеевич уезжает, а Надежда навсегда остается на постоялом дворе. Для одного – случайное увлечение молодости, для другого – любовь на всю жизнь. Да, возможно, Надежда не счастлива сейчас, через много лет, но насколько сильно было то чувство, сколько радости и счастья оно принесло, что забыть о нем невозможно. То есть любовь для главной героини – счастье.
    В рассказе «Солнечный удар» любовь выступает чем-то мгновенным, вспышкой, которая проносится оставляя в душе глубокий след. Опять же влюбленные расстаются, что доставляет страдания главному герою. Сама жизнь без возлюбленной – это страдание. Он не находит себе места ни в квартире, ни на улице, вспоминая те счастливые моменты, проведенные с ней. Читая новеллу за новеллой, начинаешь осознавать,  чтобы убедиться в искренности чувств, по мнению Бунина, нужна непременно трагедия. Но несмотря на весь их трагизм, светлое чувство охватывает читателя, когда перевернута последняя страничка сборника: необычайная светлая сила и искренность чувств свойственна героям этих рассказов.
    Любовь у Бунина долго не живет – в семье, в браке, в буднях. Короткая, ослепительная вспышка, до дна озарившая души влюбленных, приводит их к трагическому концу –  гибели,  самоубийству, небытию. В творчестве Куприна в каждом из героев есть сходные черты: душевная чистота, мечтательность, пылкое воображение, соединенная с непрактичностью и безволием. И яснее всего раскрываются они в любви. Все они относятся к женщине с сыновьей чистотой и благоговением. Готовность погибнуть ради любимой женщины, романтическое поклонение, рыцарское служение ей и в то же время недооценка себя, неверие. Все купринские герои с хрупкой душой попадают в жестокий мир. Через все творчество этих двух русских писателей проходит тема чистого и прекрасного чувства. ” Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена “- эти слова из рассказа “Темные аллеи” Бунина могли бы повторить все герои.

  10. Автор: Бунин И.А.
    О любви можно говорить долго и нудно, можно до хрипоты спорить и убеждать своего оппонента в том, что твоя точка зрения «правильнее», а можно и вовсе ничего не говорить. Вот только факт остается фактом – у каждой сформировавшейся личности свое представление о настоящей любви. Перечислять их не вижу смысла – как говорится, сколько людей, столько и мнений. Но оказывается, это не совсем так.
    В конце 19 – начале 20 века жили в нашей стране два великих прозаика – Иван Алексеевич Бунин и Александр Иванович Куприн. Особенный интерес эти личности вызывают довольно простым фактом – их представления о любви были настолько похожими, что я не побоюсь назвать их одинаковыми. Причем одинаковыми настолько, что мысли одного писателя, можно выразить словами другого, и наоборот.
    Возьмем, к примеру, замечательные строки из «Гранатового браслета» Куприна (они, как нельзя лучше, отражают сущность понимания этого чувства автором) – помните, где генерал Аносов спрашивает Веру: «А где любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано – «сильна, как смерть»? Такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение – вовсе не труд, а одна радость». Он даже не спрашивает, а скорее рассуждает, но Вера все поняла – «любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее». Прошла тихо и намеренно незаметно. Вера Николаевна даже не попыталась ухватиться за нее. Почему? Ответ довольно прост – всему виной ментальность нашего народа. Когда Желтков начал писать своей возлюбленной письма, у Веры уже был жених. Потом жених стал мужем, но письма продолжались. И у Веры, как у любой «верной жены», просто сработала защитная реакция – игнорировать. Она даже не попыталась встретиться с этим человеком, выслушать его и может быть даже понять. Вера просто игнорировала его, а когда она наконец-то все поняла, было уже слишком поздно…
    В «Темных аллеях» Бунина ситуация схожа. На протяжении всей своей жизни Надежда любила только одного человека – петербуржского офицера Николая Алексеевича. Она не просто любила его, она отдала ему всю себя: «Сколько ни проходило времени все одним жила. Знала, что давно вас нет прежнего, что для вас словно ничего не было, а вот… Поздно теперь укорять». Но для офицера Надежда была лишь приятным воспоминанием из прошлого. А все почему? Да потому что из крепостных она была. Что бы сказала общественность, женись Николай Алексеевич на ней? Лишь это его и волновало. Даже уезжая с ее постоялого двора, он задумался: «Но, боже мой, что же было бы дальше? Что, если бы я не бросил ее? Какой вздор! Эта самая Надежда не содержательница постоялой горницы, а моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей?” Свою позицию Бунин выражает в одном предложении: «Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена».
    Как видите, стремление к реализму привело этих авторов к одному выводу – настоящая любовь существует, но если она взаимна – она не продолжительна, если она неразделенная – жить ей суждено куда больше…

  11. Светлая,
    сказочная атмосфера повести не меркнет даже после трагической развязки.  Над
    всем ничтожным, мелким и злым одерживает победу настоящая, большая земная
    любовь, о которой вспоминают без горечи – «легко и радостно». Характерен
    завершающий штрих повести: нитка красных бус на углу оконной рамы среди
    грязного беспорядка спешно покинутой «избушки на курьих ножках». Эта деталь
    придаёт композиционную и смысловую завершенность произведению. Нитка красных
    бус – последняя дань щедрого сердца Олеси, память «об её нежной великодушной
    любви».[5.с.153.]
     Цикл произведений 1908 –
    1911 годов о любви завершает «Гранатовый браслет». Любопытна творческая история
    повести. Ещё в 1910 году Куприн писал Батюшкову: «Это – помнишь – печальная
    история маленького телеграфного чиновника П.П.Желткова, который был так
    безнадежно, трогательно и самоотверженно влюблен в жену Любимова (Д.Н.- теперь
    губернатора в Вильно)»[4.с.48]. Дальнейшую расшифровку реальных фактов и
    прототипов повести мы находим в воспоминаниях Льва Любимова (сына
    Д.Н.Любимова). В своей книге «На чужбине» он рассказывает, что «канву
    «Гранатового браслета» Куприн почерпнул из их «семейной хроники». «Прототипами
    для некоторых действующих лиц послужили члены моей семьи, в частности, для
    князя Василия Львовича Шеина – мой отец, с которым Куприн был в приятельских
    отношениях». Прототипом героини – княгини Веры Николаевны Шеиной – была мать
    Любимова – Людмила Ивановна, которая, действительно, получила анонимные письма,
    а затем и гранатовый браслет от безнадежно влюбленного в неё телеграфного
    чиновника. Как замечает Л.Любимов, это был «курьёзный случай, скорее всего
    анекдотического характера.[4.с.57.]
    Куприн использовал
    анекдотическую историю для создания повести о настоящей, большой,
    самоотверженной и бескорыстной любви, которая «повторяется только один раз в
    тысячу лет». «Курьёзный случай» Куприн озарил светом своих представлений о
    любви как о великом чувстве, равном по вдохновению, возвышенности и чистоте
    только большому искусству.
    Во многом следуя за
    жизненными фактами, Куприн тем не менее придал им иное содержание, по – своему
    осмыслил события, введя трагический финал. В жизни всё закончилось
    благополучно, самоубийства не произошло. Драматический финал, вымышленный
    писателем, придавал необычайную силу и весомость чувству Желткова. Его любовь
    побеждала смерть и предрассудки, она подымала над суетным благополучием княгиню
    Веру Шеину, любовь звучала великой музыкой Бетховена. Не случайно эпиграфом к
    повести поставлена Вторая соната Бетховена, звуки которой звучат в финале и
    служат гимном чистой и самоотверженной любви.
    И всё же «Гранатовый браслет»
    не оставляет такого светлого и вдохновенного впечатления, как «Олеся». Особую
    тональность повести тонко подметил К.Паустовский, сказав о ней: «горькая
    прелесть «Гранатового браслета». Действительно, «Гранатовый браслет» пронизан
    высокой мечтой о любви, но одновременно в нём звучит горькая, скорбная мысль о
    неспособности современников к большому настоящему чувству.[4.с.77.]
    Горечь повести – и в
    трагической любви Желткова. Любовь победила, но она прошла какой – то
    бесплотной тенью, оживая лишь в воспоминаниях и рассказах героев. Возможно,
    слишком реально – бытовая основа повести помешала авторскому замыслу. Может
    быть, прототип Желткова, его натура не несли в себе той радостно – величавой
    силы, которая была необходима, чтобы создать апофеоз любви, апофеоз личности.
    Ведь любовь Желткова таила в себе не только вдохновение, но и ущербность,
    связанную с ограниченностью самой личности телеграфного чиновника.
    Если для Олеси любовь – часть
    бытия, часть окружающего  ее многоцветного мира, то для Желткова, наоборот,
    весь мир сужается до любви, в чем он признаётся в предсмертном письме княгине
    Вере. «Случилось так, – пишет он, – что меня не интересует в жизни ничто: ни
    политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей – для меня
    вся жизнь заключается только в Вас».[5.с.104] Для Желткова существует только
    любовь к единственной женщине. Вполне естественно, что утрата её становится
    концом его жизни. Ему больше нечем жить. Любовь не расширила, не углубила его
    связи с миром. В результате трагический финал наряду с гимном любви выражал и
    другую, не менее важную мысль (хотя, возможно, сам
    Куприн и не сознавал её): одной любовью жить нельзя.
              3.Тема любви в
    произведениях  И. А. Бунина

    В теме любви Бунин раскрывается как
    человек удивительного таланта, тонкий психолог, умеющий передать состояние
    души, раненной любовью. Писатель не избегает сложных, откровенных тем,
    изображая в своих рассказах самые интимные человеческие переживания.
    В 1924 г. он пишет повесть “Митина любовь”, в следующем году – “Дело Корнета Елагина” и “Солнечный
    удар”. А в конце 30-х и во время Второй мировой войны Бунин создает 38
    небольших рассказов о любви, которые составили его книгу “Темные аллеи”, вышедшую
    в 1946 г. Эту книгу Бунин считал своим “наилучшим произведением в смысле
    сжатости, живописи и литературного мастерства”[8.с.24.].
    Любовь в изображении Бунина
    поражает не только силой художественной изобразительности, но и своей
    подчиненностью каким-то внутренним, неведомым человеку законам. Нечасто
    прорываются они на поверхность: большинство людей не испытают их рокового
    воздействия до конца своих дней. Такое изображение любви неожиданно придает
    трезвому, “беспощадному” бунинскому таланту романтический отсвет. Близость
    любви и смерти, их сопряженность были для Бунина фактами очевидными, никогда не
    подлежали сомнению. Однако катастрофичность бытия, непрочность человеческих
    отношений и самого существования – все эти излюбленные бунинские темы после гигантских
    социальных катаклизмов, потрясших Россию, наполнились новым грозным значением,
    как это, например, видно в рассказе “Митина любовь”[8.с.24]. ”Любовь прекрасна”
    и ”Любовь обречена” – эти понятия, окончательно совместившись, совпали, неся в
    глубине, в зерне каждого рассказа личное горе Бунина-эмигранта.
    Любовная лирика Бунина не
    велика количественно. Она отражает смятенные думы и чувства поэта о тайне
    любви… Один из основных мотивов любовной лирики – одиночество, недосягаемость
    или невозможность счастья. Например, “Как светла, как нарядна весна!..”,
    ”Спокойный взор, подобный взору лани…”, ”В поздний час мы были с нею в поле…”,
    ”Одиночество”, ”Печаль ресниц, сияющих и черных…” и др.
    Любовная лирика Бунина –
    страстная, чувственная, насыщенная жаждой любви и всегда исполнена трагизма,
    несбывшихся надежд, воспоминаний о былой юности и ушедшей любви.
    И.А. Бунин имеет своеобразный,
    отличающий его от многих других писателей того времени взгляд на любовные
    отношения.
    В русской классической
    литературе того времени тема любви всегда занимала важное место, причем
    предпочтение отдавалось духовной, «платонической» любви перед чувственностью,
    плотской, физической страстью, которая зачастую развенчивалась.  Чистота
    тургеневских женщин стала нарицательной. Русская литература – это литература преимущественно
    «первой любви».
    Образ любви в творчестве Бунина
    – это особый синтез духа и плоти. Дух по Бунину невозможно постичь, не познав
    плоти. И. Бунин отстаивал в своих произведениях чистое отношение к плотскому и
    телесному. У него не было понятия женского греха, как в «Анне Карениной»,
    «Войне и мире», «Крейцеровой сонате» Л.Н. Толстого, не было настороженного,
    неприязненного отношения к женскому началу, свойственного Н.В. Гоголю, но не
    было и опошления любви. Его любовь – это земная радость, загадочное влечение
    одного пола к другому.
    Теме любви и смерти (часто у
    Бунина соприкасающихся) посвящены произведения – “Грамматика любви”, ”Легкое
    дыхание”, ”Митина любовь”, ”Кавказ”, ”В Париже”, ”Галя Ганская”, ”Генрих”,
    ”Натали”, ”Холодная осень” и др. Давно и очень верно замечено, что любовь в
    творчестве Бунина трагедийна. Писатель пытается разгадать тайну любви и тайну
    смерти, почему они часто соприкасаются в жизни, в чем смысл этого. Почему
    дворянин Хвощинский сходит с ума после смерти своей возлюбленной – крестьянки
    Лушки и потом чуть ли не обожествляет ее образ (“Грамматика любви”). Почему
    погибает, только начав расцветать, юная гимназистка Оля Мещерская, обладающая,
    как ей казалось, удивительным даром “легкого дыхания”? Автор не отвечает на эти
    вопросы, но своими произведениями дает понять, что в этом есть определенный
    смысл земной человеческой жизни.
    Герои «Темных аллей» не
    противятся природе, часто их поступки абсолютно нелогичны и противоречат
    общепринятой морали (пример тому – внезапная страсть героев в рассказе
    «Солнечный удар»). Любовь Бунина «на грани» – это почти переступание нормы,
    выход за рамки обыденности. Эта аморальность для Бунина даже, можно сказать,
    есть некий признак подлинности любви, поскольку обычная мораль оказывается, как
    и все установленное людьми, условной схемой, в которую не укладывается стихия
    естественной, живой жизни.
    При описании рискованных
    подробностей, связанных с телом, когда автор должен быть беспристрастным, чтобы
    не перейти хрупкую грань, отделяющую искусство от порнографии. Бунин, напротив,
    слишком много волнуется – до спазм в горле, до страстной дрожи: «…просто
    потемнело в глазах при виде ее розоватого тела с загаром на блестящих плечах…
    глаза у ней почернели и еще больше расширились, губы горячечно раскрылись»
    («Галя Ганская»)[2.с.275]. Для Бунина все, что связано с полом, чисто и
    значительно, все овеяно тайной и даже святостью.
    Как правило, за счастьем любви
    в «Темных аллеях» следует расставание или смерть. Герои упиваются близостью, но
    приводит она к разлуке, смерти, убийству. Счастье не может быть вечным. Натали
    «умерла на Женевском озере в преждевременных родах». Отравилась Галя Ганская. В
    рассказе  «Темные аллеи» барин Николай Алексеевич бросает крестьянскую девушку Надежду
    –  для него эта история пошлая и обыкновенная, а она любила его «весь век». В
    рассказе «Руся» влюбленных разлучает истеричная мать Руси.
    Бунин позволяет своим героям
    лишь вкусить запретный плод, насладиться им – и после лишает их счастья, надежд,
    радостей, даже жизни. Герой рассказа «Натали» любил сразу двух, а семейного
    счастья не нашел ни с одной. В рассказе «Генрих» – изобилие женских образов на
    любой вкус. Но герой остается одиноким и свободным от «жен человеческих».
    Любовь у Бунина не переходит в
    семейное русло, не разрешается счастливым браком. Бунин лишает своих героев
    вечного счастья, лишает потому, что к нему привыкают, а привычка приводит к
    потере любви. Любовь по привычке не может быть лучше, чем любовь молниеносная,
    но искренняя. Герой рассказа «Темные аллеи» не может связать себя семейными
    узами с крестьянкой Надеждой, но, женившись на другой женщине, своего круга, он
    не обретает семейного счастья. Жена изменила, сын – мот и негодяй, сама семья
    оказалась «самой обыкновенной пошлой историей». Однако, несмотря на
    кратковременность, любовь все равно остается вечной: она вечна в памяти героя
    именно потому, что мимолетна в жизни.
    Отличительная особенность любви
    в изображении Бунина – сочетание, казалось бы, не сочетаемых вещей. Странная
    связь любви и смерти постоянно подчеркивается Буниным, и поэтому не случайно
    название сборника «Темные аллеи» здесь вовсе не значит «тенистые» – это темные,
    трагические, запутанные лабиринты любви.
    Настоящая любовь –
    великое счастье, даже если она завершается разлукой, гибелью, трагедией. К
    такому выводу, пусть поздно, но приходят многие бунинские герои, потерявшие,
    проглядевшие или сами разрушившие свою любовь. В этом позднем раскаянии,
    позднем духовном воскрешении, просветлении героев и таится та все очищающая
    мелодия, которая говорит и о несовершенстве людей, не научившихся еще жить.
    Распознавать и дорожить настоящими чувствами, и о несовершенстве самой жизни,
    социальных условий, окружающей среды, обстоятельств, которые нередко препятствуют
    истинно человеческим взаимоотношениям, а главное – о тех высоких эмоциях,
    которые оставляют немеркнущий след духовной красоты, щедрости, преданности и
    чистоты. Любовь – таинственная стихия,  преображающая жизнь человека, придающая
    его судьбе неповторимость на фоне обыкновенных житейских историй, наполняющая
    особым смыслом его земное существование.
    Эта тайна бытия становится
    темой бунинского рассказа “Грамматика любви”(1915). Герой произведения, некто
    Ивлев, заехав по пути в дом недавно умершего помещика Хвощинского, размышляет о
    “ любви непонятной, в какое-то экстатическое житие превратившей целую
    человеческую жизнь, которой, может, надлежало быть самой обыденной жизнью”[2.с.127],
    если бы не странное обаяние горничной Лушки. Мне кажется, что загадка таится не
    в облике Лушки, которая “совсем нехороша была собой”, а в характере самого
    помещика, боготворившего свою возлюбленную. “Но что за человек был этот
    Хвощинский? Сумасшедший или просто какая-то ошеломленная, вся на одном
    сосредоточенная душа?” По мнению соседей-помещиков. Хвощинский “слыл в уезде за
    редкого умницу. И вдруг свалилась на него эта любовь, эта Лушка, потом
    неожиданная смерть ее, – и все пошло прахом: он затворился в доме, в той
    комнате, где жила и умерла Лушка, и больше двадцати лет просидел на ее
    кровати…”[2.с.125] Как можно назвать это двадцатилетнее затворничество?
    Помешательство? Для Бунина ответ на этот вопрос вовсе не однозначен.
    Судьба Хвощинского странно
    завораживает и беспокоит Ивлева. Он понимает, что Лушка вошла навсегда в его
    жизнь, пробудила в нем “чувство сложное, похожее на то, какое испытал он
    когда-то в одном итальянском городке при взгляде на реликвии одной святой”. Что
    заставило Ивлева купить у наследника Хвощинского “за дорогую цену”  маленькую
    книжку “Грамматика любви”, с которой не расставался старый помещик, лелея
    воспоминания о Лушке? Ивлев хотел бы понять, чем была наполнена жизнь
    влюбленного безумца, чем питалась долгие годы его осиротевшая душа. И вслед за
    героем рассказа раскрыть тайну этого необъяснимого чувства попытаются “внуки и
    правнуки”, услышавшие “преданье сладострастное о сердцах любивших”, а вместе с
    ними и читатель бунинского произведения.
    Попытка понять природу
    любовного чувства автором и в рассказе “Солнечный удар”(1925). “ Странное
    приключение”, потрясает душу поручика. Расставшись с прекрасной незнакомкой, он
    не может обрести покой. При мысли о невозможности вновь встретить эту женщину
    “он почувствовал такую боль и ненужность всей своей дальнейшей жизни без нее,
    что его охватил ужас отчаяния”[2.с.97.]. Автор убеждает читателя в серьезности
    чувств, переживаемого героем рассказа. Поручик ощущает себя “страшно несчастным
    в этом городе”. “Куда идти? Что делать?” – потерянно думает он. Глубина
    духовного прозрения героя ясно выражена в финальной фразе рассказа: “Поручик
    сидел под навесом на палубе, чувствуя себя постаревшим на десять лет”. Как
    объяснить то, что случилось с ним? Может быть, герой соприкоснулся с тем
    великим чувством, которое люди называют любовью, и ощущение невозможности потери
    привело его к осознанию трагичности бытия?
    Мучения любящей души, горечь
    потерь, сладкая боль воспоминаний – такие незаживающие раны оставляет в судьбах
    бунинских героев любовь, и время не властно над ней.
    . Мне кажется, что особенность
    Бунина – художника состоит в том, что он считает любовь трагедией, катастрофой,
    сумасшествием, великим чувством, способным и беспредельно возвысить, и
    уничтожить человека.
    4.Изображение любви в
    произведениях современных авторов.

    Тема любви
    является одной из самых главных тем в современной русской литературе. В нашей
    жизни изменилось многое, но человек  с его безграничным желанием обрести
    любовь, проникнуть в ее тайны остается все тем же.
    В 90-е годы ХХ
    века на смену тоталитарному режиму приходит новая демократическая власть, объявившая
    свободу слова. На фоне этого как-то само собой, не слишком заметно произошла
    сексуальная революция. Появилось  в России и феминистское движение. Все это
    обусловило зарождение в современной литературе так называемой «женской прозы».
    Женщины-писатели обращаются, в-основном ,к тому, что больше всего волнует
    читателей, т.е. к теме любви. На первое место выходят «женские романы» –
    слащаво-сентиментальные мелодрамы «женской серии» По мнению литературоведа
    В.Г.Иваницкого, «женские романы» – перекрашенные в современные тона и
    переселенные в современные декорации сказки Они имеют эпическую,
    псевдофольклорную природу, максимально сглаженную и упрощенную. На нее-то и
    спрос! Эта литература построена на проверенных клише, традиционных штампах-стереотипах
    «женственности» и «мужественности» – стереотипах, столь ненавистных любому
    человеку, обладающему вкусом».[3.с.153]
    Помимо этой
    низкопробной литературной продукции, что является, несомненно, влиянием запада,
    есть  замечательные и яркие авторы, пишущие серьезные и глубокие произведения о
    любви.
    Людмила Улицкая принадлежит семье со своими
    традициями, со своей историей. Оба её прадеда – евреи ремесленники – были
    часовщиками, не раз подвергались погромам. Часовщики – ремесленники – дали
    своим детям образование. Один дед окончил Московский университет в 1917 году
    юридический факультет. Другой дед – Коммерческое училище, Консерваторию,
    отсидел в несколько приёмов 17 лет в лагерях. Написал две книги: по демографии
    и теории музыки. Умер в ссылке в 1955году. Родители были научными сотрудниками.
    Л. Улицкая пошла по их стопам, закончила биологический факультет МГУ, по
    специальности биолог – генетик. Работала в институте общей генетики,
    провинилась перед КГБ – какие – то книжки читала, перепечатывала. На этом
    научная карьера и закончилась.
    Первый рассказ
    «Бедные родственники» написала в 1989 году. Ухаживала за больной матерью,
    родила сыновей, работала завлитом Еврейского театра. Написала рассказы
    «Сонечка» в 1992 году, «Медея и её дети», «Весёлые похороны», в последние годы
    стала одним из ярчайших явлений современной прозы, привлекающих и читателя, и
    критику.
    «Медея и её
    дети»

    семейная хроника. История Медеи и её сестры Александры ,соблазнившей мужа Медеи
    и родившей от него дочку Нину, повторяется в следующем поколении, когда Нина и
    её племянница Маша влюбляются в одного и того же мужчину, что в результате
    приводит Машу к самоубийству. Ответственны ли дети за грехи отцов? В одном из
    интервью Л.Улицкая так говорит о понимании любви в современном обществе:
    «Любовь, измена,
    ревность, самоубийство на любовной почве – все эти вещи такие же древние, как
    сам человек. Они-то и есть истинно человеческие поступки, – животные, насколько
    мне известно, не совершают самоубийств из-за несчастной любви, в крайнем случае
    разорвут соперника. Но у каждого времени существуют общепринятые реакции – от
    заключения в монастыре –  до дуэли, от забивания камнями – до обыкновенного
    развода.
    Людям, выросшим
    после великой сексуальной революции, иногда кажется, что обо всём можно договориться,
    отказаться от предрассудков, презреть устаревшие правила. И в рамках взаимно
    предоставленной сексуальной свободы сохранить брак, растить детей.
    Я встречала в
    жизни несколько таких союзов. Подозреваю, что при таких договорных отношениях
    всё – таки один из супругов – сторона тайно страдающая, но не имеющая иного
    выхода, как принять предлагаемые условия. Как правило, такие договорные
    отношения рано или поздно распадаются. Да и не всякая психика выдерживает то,
    на что «соглашается просвещённый разум»[10,с.185]
    Анна Матвеева – родилась в 1972 году в
    Свердловске. Окончила факультет журналистики УрГУ.. Но, несмотря на молодость,
    Матвеева – уже известный прозаик и эссеист. Её повесть «Перевал Дятлова» вышла
    в финал литературной премии имени Ивана Петровича Белкина. Рассказ «Остров
    Святой Елены», вошедший в этот сборник, был в 2004 году удостоен международной
    литературной премии «Lo Stellato», которая присуждается в Италии за лучший рассказ.
    Работала в
    «Областной газете», пресс – секретарём («Золото – Платина – Банк»).
    Дважды выиграла в
    конкурсе рассказа журнала «Космополитен» (1997, 1998). Издала несколько книг.
    Печаталась в журналах «Урал», «Новый мир». Живёт в городе Екатеринбурге.
    Сюжеты Матвеевой,
    так или иначе, строятся возле «женской» темы. Если судить по внешним параметрам,
    кажется, что отношение автора к означенному вопросу скептическое. Её героини –
    молодые женщины с мужским складом ума, волевые, самостоятельны, но в личной
    жизни, увы, несчастливы.
    Матвеева пишет
    про любовь. « Причём подаёт сюжет, не в каком – то метафорическом либо в
    метафизическом ключе, а один к одному, не чуждаясь и элементов мелодрамы. Ей
    всегда любопытно сравнивать соперниц – как выглядят, как одеты. Любопытно
    оценивать и предмет соперничества, причём глазом скорее женским, нежели
    писательским. В её рассказах часто бывает так, что люди хорошо знакомые
    встречаются после прохождения первой жизненной дистанции – от юности к
    молодости. Тут автору интересно, кто преуспел, а кто сделался неудачником. Кто
    «постарел», а кто не очень, кто приобрёл товарный вид, а кто, наоборот,
    опустился. Такое впечатление, что все герои Матвеевой – бывшие её
    одноклассники, с которыми она «встречается» в собственной прозе»[7.с.146.].
    Ещё одна
    характерная особенность. Герои Анны Матвеевой отличаются от традиционных
    «маленьких людей» сердобольной российской прозы тем, что отнюдь не бедствуют,
    а, наоборот, зарабатывают деньги и ведут соответствующий образ жизни. А
    поскольку автор  точен в подробностях (линии дорогой одежды,
    достопримечательности туров), то тексты приобретают некоторый налёт
    глянцеватости
    . Однако при
    отсутствии «профессиональной правоты» проза Анны Матвеевой обладает правотой
    естественности. На самом деле мелодраму очень трудно написать, трудовыми
    усилиями здесь ничего не добьёшься: надо обладать особым даром рассказчика,
    умением «оживлять» героя и в дальнейшем правильно его провоцировать. Таким
    букетом способностей молодая писательница обладает вполне. Маленькая повесть
    «Па-де-труа», давшая название всей книге, – чистой воды мелодрама.
    Героиня по имени Катя
    Широкова, одна из исполнителей па – де – труа на фоне итальянских древностей и
    современных пейзажей, парит в небе своей любви к женатому мужчине. Совсем не
    случайно оказалась она в той же тургруппе, что и её избранник Миша Идолов с супругой
    Ниной. Ожидание лёгкой и окончательной победы над старой – ей уже 35! – женой
    должно завершиться именно в Риме, любимом – на папины денежки – городе. Вообще,
    герои А. Матвеевой не знают материальных проблем. Если им надоедает родной
    индустриальный пейзаж, они тут же отбывают в какую – нибудь заграницу. Посидеть
    в Тюильри – «на тоненьком стульчике, который упирается ножками в песок,
    расчерченный голубиными лапками», [6.с.284.]- или погулять в Мадриде, а ещё
    лучше (вариант бедной Кати, потерпевшей поражение от старой жены) – махнуть на
    Капри, пожить там месячишко – другой.
    Катя, она славная – по
    определению соперницы – интеллигентная девушка, к тому же будущий искусствовед,
    то и дело достающая своей эрудицией дорогого Мишу. («Я ещё очень хочу показать
    тебе термы Каракаллы». – «Карака что?»)[6.с.295]. Но пыль, вытряхнутая из
    старых книг в юную голову, не погребла под собой природный ум. Катя способна
    учиться, разбираться в людях. Справляется она и с той непростой ситуацией, в
    которую попала по эгоизму молодости и недостатку родительской любви. При всем
    материальном благополучии, в духовном смысле Катя, как и многие дети новых
    русских, – сирота. Она именно та рыбка, парящая в небе. Миша Идолов «дал ей то,
    в чем папой – мамой было отказано. Тепло, восхищение, уважение, дружбу. И уже
    потом – любовь».
    Тем не менее, она
    решает оставить Мишу. «Вы настолько лучше меня, да и его, кстати, тоже, что
    было бы неправильно…» – «Давно ли ты стала оценивать поступки с этой точки
    зрения?» – передразнила Нина.
    «Когда у меня
    будут дети, – думала Катя, лежа в кровати отеля «Панталон», – неважно, мальчик
    или девочка, я буду их любить. Это так просто»[6.с.363].
    В чужом муже она
    ищет отца, а в его жене находит если не мать, то старшую подругу. Хотя, как
    выясняется, Нина в её возрасте тоже внесла вклад в разрушение Катиной семьи.
    Алексей Петрович, отец Кати, – её первый любовник. «Моя дочь, думала Нина,
    совсем скоро станет взрослой, обязательно встретит женатого мужчину, полюбит
    его, и кто может поручиться, что этот мужчина не окажется мужем Кати
    Широковой?.. Впрочем, это ещё не самый плохой вариант…»[6.с.345]
    Славная девочка
    Катя становится нечаянным и оттого более действенным, орудием возмездия. Она
    отказывается от Идолова, но её порыв (в равной мере благородный и эгоистический)
    уже ничего не спасает. «Глядя на неё, Нина вдруг почувствовала, что не нужен ей
    теперь Миша Идолов – даже во имя Дашки не нужен. Не сможет она сидеть с ним
    рядом, как раньше, обнимать его спросонья, и ещё тысяче выкованных временем
    обрядов не бывать больше никогда. Стремительная тарантелла заканчивается,
    звучат последние аккорды, и спаянная общими днями тройка распадается ради ярких
    сольных выступлений»[6.с.365].
    «Па – де – труа»
    – маленькая изящная повесть о воспитании чувств. Все её герои достаточно
    молодые и узнаваемо современные новорусские люди. Новизна её в той
    эмоциональной тональности, в которой решаются вечные проблемы любовного
    треугольника. Никакой экзальтации, никаких трагедий, всё буднично – деловито,
    рационально. Так или иначе, но надо жить, работать, рожать и воспитывать детей.
    И не ждать от жизни праздников и подарков. Тем более что их можно купить. Как
    поездку в Рим или Париж. Но печаль о любви – смирённо – приглушённая – всё же
    звучит в финале повести. Любви, которая постоянно случается, несмотря на
    упорное противодействие мира. Ведь для него она – и сегодня, и вчера – некий
    излишек, лишь краткая и достаточная вспышка для зарождения новой жизни.
    Квантовая природа любви противится превращению её в постоянный и удобный
    источник тепла»[9.с.179].
    Если в повести
    торжествует правда будней, привычные низкие истины, то в рассказах –
    возвышающий обман. Уже первый из них – «Супертаня», обыгрывающий имена
    пушкинских героев, где Ленский (Вова), естественно, гибнет, а Евгений, как и
    следует, поначалу отвергает влюблённую замужнюю девушку – заканчивается победой
    любви. Татьяна дожидается смерти богатого и крутого, но не любимого мужа и
    соединяется с милым её сердцу Евгеником. История звучит иронически и печально,
    как сказка. «Евгеник и Таня будто растворились в сыром воздухе великого города,
    их следы исчезают в питерских дворах, и только у Лариной, говорят, есть их
    адрес, но будьте уверены – она его никому не сообщит…»
    Лёгкая ирония,
    мягкий юмор, снисходительное отношение к человеческим слабостям и недостаткам,
    способность компенсировать дискомфорт обыденного существования усилиями разума
    и сердца – всё это, безусловно, привлекает, и будет привлекать самого широкого
    читателя. Анна Матвеева изначально писатель не цеховой, хотя нынешняя
    литература существует, в основном, именно за счёт таких коротко привязанных к
    своему времени беллетристов. Проблема, конечно, в том, что её потенциальный
    массовый читатель сегодня книг не покупает. Те, кто читает любовные портативные
    романы в мягких обложках, до прозы Матвеевой не дотягивают. Им нужен наркотик
    погрубее. Истории, которые рассказывает Матвеева, происходили раньше,
    происходят сейчас и будут происходить всегда. Всегда люди будут влюбляться,
    изменять, ревновать.
    III.Заключение
    Анализируя произведения Бунина и Куприна,
    а также современных авторов – Л.Улицкую и А.Матвееву, я пришла к следующим
    выводам.
    Любовь в русской литературе
    изображается как одна из главных человеческих ценностей. По мнению Куприна, «не
    в силе, не в ловкости, не в уме, не в творчестве выражается индивидуальность.
    Но в любви!»[1.с.78]
    Необычайная сила и искренность
    чувства свойственна героям рассказов Бунина и Куприна. Любовь как бы говорит:
    «Там где я стою, не может быть грязно». Естественный сплав откровенно
    чувственного и идеального создают художественное впечатление: дух проникает в
    плоть и облагораживает ее. Это, по моему мнению, и есть философия любви в
    подлинном смысле.
    Творчество, как
    Бунина, так и Куприна привлекают своим жизнелюбием, гуманизмом, любовью и
    состраданием к человеку. Выпуклость изображения, простой и ясный язык, точный и
    тонкий рисунок, отсутствие назидательности, психологизм характеров – все это
    сближает их с лучшей классической традицией в русской литературе.
    Л.Улицкая и
    А.Матвеева – мастера современной прозы – также
    чужды дидактической прямолинейности,
    в их рассказах и повестях присутствует столь редкий в современной беллетристике
    педагогический заряд. Они напоминают не столько о том, что «любовью дорожить
    умейте», сколько о сложности жизни в мире свободы и кажущейся вседозволенности.
    Эта жизнь требует большой мудрости, умения трезво глядеть на вещи. Она требует
    также и большей психологической защищённости. Истории, о которых нам поведали
    современные авторы, безусловно, аморальны, но материал подан без отвращающего
    натурализма. Акцент на психологии, а не на физиологии. Это невольно напоминает
    о традициях великой русской литературы.
    Литература
    1.Агеносов В.В. Русская литература ХХ
    века.- М.: Дрофа,1997.
    2.Бунин И.А. Стихотворения. Повести.
    Рассказы.- М.: Дрофа:Вече,2002.
    3Иваницкий В.Г. От женской литературы
    – к  « женскому роману».- Общественные науки и современность №4,2000.
    4.Крутикова.Л.В .А. И. Куприн.-
    Ленинград., 1971.
    5.Куприн А.И.Повести. Рассказы. – М.:
    Дрофа:Вече,2002.
    6.Матвеева А Па – де –труа. Повести.
    Рассказы. – Екатеринбург, «У-Фактория», 2001.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *