Сочинение на тему любовь желткова к вере

12 вариантов

  1. Рассказ Куприна «Гранатовый браслет» увидел свет в 1907 году. В его основе лежат реальные события из семейных хроник князей Туган-Барановских. Этот рассказ стал одним из самых известных и глубоких произведений о любви в русской литературе.
    В центре его находится повествование о чувствах мелкого чиновника Желткова к холодной красавице княгине Вере Николаевне Шеиной. Шеины – типичные представители русской аристократии начала 20 века. Автор замечает, что на всех членах этой семьи лежал, в той или иной степени, отпечаток вырождения.
    Так, сестра Веры Николаевны, Анна Николаевна, была несчастна в браке. Пожилой и некрасивый муж не привлекал ее, и эта молодая еще женщина искала утешения в многочисленных романах, от которых, впрочем, тоже не получала желаемого. От нелюбимого мужа у Анны Николаевны родились слабые и некрасивые дети, на которых тоже лежал след вырождения.
    Брат Веры Николаевны, Николай, вообще не был женат. Он насмешливо и презрительно относился к браку и любви, считая все это выдумками и романтическими сказками. Да и сама Вера Николаевна испытывала к своему мужу какие угодно благородные и возвышенные чувства, но только не любовь.
    Куприн показывает нам, что люди разучились любить. «..любовь у людей приняла такие пошлые формы и снизошла просто до какого-то житейского удобства, до маленького развлечения», – такими словами генерала Аносова передает Куприн современное ему положение вещей.
    И вот в этой убогой и серой, по сути, действительности появляется яркий луч света – любовь мелкого чиновника Желткова к княгине Вере. Поначалу это чувство воспринимается семьей героини совершенно негативно – невсерьез, презрительно и насмешливо. Николай Николаевич кипит возмущением – как этот плебей посмел докучать его сестре! Василий Львович, муж княгини, видит в этой истории всего лишь забавный случай, казус.
    Так что же представляет собой история любви мелкого чиновника Желткова? Куприн достаточно подробно излагает ее нам в рассказе. Сначала мы в искаженной, насмешливо-издевательской форме слышим эту историю от князя Шеина, причем муж Веры Николаевны пророчески говорит о смерти маленького чиновника. Затем, постепенно, по ходу действия, мы узнаем о реальном ходе вещей.
    Г.С. Желтков служил чиновником контрольной палаты. Однажды в его жизни (на горе или радость?) произошла роковая встреча – Желтков увидел Веру Николаевну Шеину. Он даже не разговаривал с этой, незамужней еще тогда, барышней. Да и как бы он посмел – слишком неравным было их социальное положение. Но человеку не подвластны чувства такой силы, он не способен контролировать жизнь своего сердца. Любовь настолько захватила Желткова, что стала смыслом всего его существования. Из прощального письма этого человека мы узнаем, что его чувство – это «благоговение, вечное преклонение и рабская преданность».
    Кроме того, нам становится известно, что чиновник следил за Верой Николаевной, старался бывать там, где бывала она, чтобы еще раз увидеть объект своего обожания, подышать одним с ней воздухом, прикоснуться к ее вещам: «Я мысленно кланяюсь до земли мебели, на которой Вы сидите, паркету, по которому Вы ходите, деревьям, которые Вы мимоходом трогаете, прислуге, с которой Вы говорите».
    Вера Николаевна, да и мы следом за ней, начинаем задаваться вопросом – а уж не сумасшедший ли этот Желтков? Может быть, его страстное и глубокое увлечение было следствием душевной болезни: «И что это было: любовь или сумасшествие?» Но сам герой отвечает на этот вопрос в последнем письме к княгине. Он проверял себя и сделал вывод, что его чувство – это дар небес, а не болезнь. Ведь Желтков не претендует на внимание своей возлюбленной, ему было хорошо лишь от осознания того, что Вера Николаевна существует.
    В знак своей любви чиновник дарит княгине самое ценное, что у него есть – фамильную драгоценность в виде гранатового браслета. Возможно, материально этот браслет не представлял большой ценности – неказистый, дутый, грубо обработанный. Его главным украшением были пять кроваво-красных гранатов, «разбавленных» одним зеленым, располагающимся посередине. «По старинному преданию, сохранившемуся в нашей семье, он имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и отгоняет от них тяжелые мысли, мужчин же охраняет от насильственной смерти», – писал Желтков в сопроводительном письме к этому подарку.
    Чиновник подарил Вере Николаевне самое дорогое, что у него было. Я думаю, что этот жест княгиня, даже простив своей воли, оценила по достоинству.
    Но жертвенная и возвышенная любовь Желткова закончилась трагически – он по своей воли ушел из жизни, чтобы не мешать княгине Шеиной. Даже свое физическое существование этот человек положил на алтарь высокого чувства. Важно, что герой никому не говорил о любви, не добивался расположения или внимания Веры Николаевны. Он просто жил, наслаждаясь тем, что ему подарила судьба. И ушел из жизни с чувством великой благодарности за то, что ему довелось испытать.
    Куприн показывает, что любовь такой силы и жертвенности не могла не оставить след в душе людей, причастных к этой истории. В Вере Николаевне Желтков пробудил тоску и светлую грусть по любви, помог раскрыться ее истинным потребностям. Недаром в конце рассказа, слушая сонату Бетховена, героиня плачет: «Княгиня Вера обняла ствол акации, прижалась к нему и плакала». Мне кажется, что эти слезы – тоска героини по настоящей любви, о которой люди так часто забывают.
    Даже муж Веры Николаевны, князь Шеин, испытал невольное уважение к чувству Желткова: «Мне жалко этого человека. И мне не только что жалко, но вот я чувствую, что присутствую при какой-то громадной трагедии души, и я не могу здесь паясничать».
    Таким образом, любовь, подаренная маленькому чиновнику Желткову свыше, наполнила его жизнь смыслом, стала источником света не только для этого человека, но и для окружающих. История чувства Желткова к княгине Вере еще раз подтвердила, что любовь – главное в жизни человека. Без этого чувства жизнь превращается в бессмысленное и пустое существование, неизбежно приводящее к смерти. Смерти души и божественного духа в нас.

  2. Герой рассказа Александра Ивановича Куприна «Гранатовый браслет» – «маленький человек», чиновник Желтков. Он живет в невзрачной, бедно обставленной комнате. Его скромное жилище так не похоже на роскошный, с шикарным убранством дом, где проживает женщина, которой он давно и безоговорочно предан, – Вера Николаевна Шеина…
    С самого начала любовь Желткова заведомо обречена на страдания. Его любовь трагична по ряду причин.
    Прежде всего, между ним и Верой Николаевной Шеиной огромная социальная пропасть. Они из разных миров. Вера Николаевна – княгиня, богатая аристократка, ни в чем не знающая недостатка. Желтков – бедный чиновник, человек без имени, ничем не примечательный. Именно эта социальная разница и сделала невозможным его счастье, ведь он встретил и полюбил Веру Николаевну тогда, когда она была свободной незамужней женщиной. Но Желтков осознает пропасть, которая разделяет его с этой утонченной женщиной. Послав Вере Николаевне в день ее именин гранатовый браслет, он в письме извиняется перед возлюбленной за те «глупые дикие письма», которые он «осмеливался» ей писать и даже «ожидать ответа на них».
    Желткову и в голову не приходит, что он тоже человек, и в его любви нет и не может быть ничего оскорбительного. Ничего постыдного нет в том, что бедный маленький человек любит девушку из высшего общества. К сожалению, Желтков слишком низко оценивает себя. Он не понимает, что любовь имеет необыкновенную власть над жизнью людей, является высшим выражением человечности. Поэтому над нею не должны быть властны сословные различия, социальные установления.
    Но трагизм любви Желткова еще и в другом: в невознагражденности его чувства. В мире, где на первом месте в системе ценностей находится расчет, материальный достаток, пресловутая репутация аристократки не может быть понят человек, умевший любить самоотверженно, страстно, бескорыстно… Он слишком хорош для этого мира.
    Любовь Желткова оценили, но было слишком поздно… Конечно, в сложившейся ситуации Вера, действительно правильно поступила, посоветовавшись, поделившись с мужем. Но, я считаю, Вера Николаевна должна была сама поговорить с Желтковым, мягко, спокойно. И он бы обязательно понял, ведь он боготворил ее. Если для него было счастьем просто смотреть на нее из далека, да что там – думать о ней, как бы он был бы счастлив поговорить с Верой, услышать ее голос…
    Мне показалось, Вера действительно совершила ошибку, не переговорив с Желтковым. Я думаю, она просто не хотела, чтобы что-то нарушило покой ее души, безмятежную жизнь богатой княгини, у которой есть все: красивый дом, знатное имя, деньги…
    Но с другой стороны, у меня при прочтении «Гранатового браслета» возникла и такая мысль: а что, если чувства, которые испытывает Желтков к Вере, – не любовь? Желтков боготворит ее, поклоняется ей, как божеству, но при этом не знает ее души, характера, внутреннего мира, любит издалека, никогда ни словом не перемолвился с ней. Может быть, это не любовь, а пылкая влюбленность. Может быть.
    И все-таки, образ ничем не примечательного Желткова овеян очарованием, он привлекателен своей самоотверженностью, душевной красотой, благородством.
    В незамысловатом сюжете лирического повествования утверждается благородство души бедного чиновника, беззаветно полюбившего женщину из высшего света. Брат и муж Веры Николаевны находятся на высшей ступени социальной лестницы. Поэтому к чиновнику, не родовитому и к тому же бедному, они относятся высокомерно, даже с презрением, хотя его духовный и культурный уровень достаточно высокий.
    В тему любви, таким образом, вплетается тема пошлости в лице сильных мира сего. Настоящее любовное чувство простого человека смогло противостоять грубости высшего светского общества, хотя заплатить за победу герою пришлось ценою собственной жизни.
    Любовь, торжествуя над пошлостью, духовно обогащает Веру Николаевну: «В эту секунду она поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее. Она вспомнила слова генерала Аносова о вечной исключительной любви – почти пророческие слова. И, раздвинув в обе стороны волосы на лбу мертвеца, она крепко сжала руками его виски и поцеловала его в холодный, влажный лоб долгим дружеским поцелуем».

  3. …Да, я предвижу страдание, кровь и смерть. И думаю, что трудно расстаться телу с душой, но, Прекрасная, хвала тебе, страстная хвала и тихая любовь. “Да святится имя Твое”…
    …В предсмертный печальный час я молюсь только тебе. Жизнь могла бы быть прекрасной и для меня. Не ропщи, бедное сердце, не ропщи. В душе я призываю смерть, но в сердце полон хвалы тебе: “Да святится имя Твое”…
    А. Куприн
    В XX веке, в эпоху катаклизмов, в период политической и социальной нестабильности, когда начинало формироваться новое отношение к общечеловеческим ценностям, любовь часто становилась единственной нравственной категорией, уцелевшей в рушащемся и погибающем мире. Тема любви стала центральной в творчестве многих писателей начала века. Стала она одной из центральных тем и в творчестве А. И. Куприна. Любовь в его произведениях всегда бескорыстная, самоотверженная, ее не касаются “никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы”. Но эта любовь всегда трагична, заведомо обречена на страдания. Герои уходят из жизни. Но их чувства сильнее смерти. Их чувства не умирают. Не потому ли так надолго остаются в памяти образы “Олеси”, “Поединка”, “Суламифи”, “Гранатового браслета”?
    В повести “Суламифь” (1908), написанной по мотивам библейской Песни Песней, представлен идеал любви по Куприну. Он описывает такую “нежную и пламенную, преданную и прекрасную любовь, которая одна дороже богатства, славы и мудрости, которая дороже самой жизни, потому что даже жизнью она не дорожит и не боится смерти”. Рассказ “Гранатовый браслет” (1911) призван был доказать, что подобная любовь существует и в современном мире, и опровергнуть мнение, которое в произведении высказал генерал Аносов, дедушка главной героини: “…любовь у людей приняла… пошлые формы и снизошла просто до какого-то житейского удобства, до маленького развлечения”. И виноваты в этом мужчины, “в двадцать лет пресыщенные, с цыплячьими телами и заячьими душами, неспособные к сильным желаниям, к героическим поступкам, к нежности и обожанию перед любовью…”
    Куприн представил историю, которую окружающие воспринимают как анекдот о влюбившемся телеграфисте, как трогательную и возвышенную Песнь Песней о настоящей любви.
    Герой рассказа — Желтков Г. С. пан Ежий — чиновник контрольной палаты, молодой человек приятной наружности, “лет около тридцати, тридцати пяти”. Он “высок ростом, худощав, с длинными пушистыми, мягкими волосами”, “очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посредине”. Мы узнаем, что Желтков музыкален и наделен чувством прекрасного. Духовный облик героя раскрывается в его письмах к княгине Вере Николаевне Шеиной, в разговоре с ее мужем накануне самоубийства, но наиболее полно характеризуют его “семь лет безнадежной и вежливой любви”.
    Вера Николаевна Шеина, в которую влюблен герой, привлекает своей “аристократической” красотой, унаследованной от матери, “своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками и той очаровательной покатостью плеч, какую можно видеть на старинных миниатюрах”. Желтков считает ее необыкновенной, утонченной и музыкальной. Он “начал преследовать ее своею любовью” еще за два года до замужества. Впервые увидев княгиню в цирке в ложе, он сказал себе: “я ее люблю потому, что на свете нет ничего похожего на нее, нет ничего лучше, нет ни зверя, ни растения, ни звезды, ни. человека прекраснее… и нежнее”. Он признается, что с тех пор его “не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей”. Для Желткова в Вере Николаевне “как будто воплотилась вся красота земли”. Не случайно он постоянно говорит о Боге: “Богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам”, “любовь, которою Богу было угодно за что-то меня вознаградить”.
    Сначала письма Желткова к княгине Вере носили “вульгарный и курьезно пылкий” характер, “хотя и были вполне целомудренны”. Но со временем он стал раскрывать свои чувства более сдержанно и деликатно: “Я краснею при воспоминании о моей дерзости семь лет тому назад, когда Вам, барышне, я осмеливался писать глупые и дикие письма… Теперь во мне осталось только благоговение, вечное преклонение и рабская преданность”. “Для меня вся жизнь заключается только в Вас”, — пишет Желтков Вере Николаевне, В этой жизни для него дорог каждый миг, когда он видит княгиню или с волнением наблюдает за ней на балу или в театре. Уходя из жизни, он сжигает все самое дорогое его сердцу: платок Веры, который она забыла на балу в Благородном собрании, ее записку с просьбой “не утруждать ее больше своими любовными излияниями”, программу художественной выставки, которую княгиня держала в руке, а потом забыла на стуле при выходе.
    . Прекрасно зная о неразделенности своих чувств, Желтков надеется и “даже уверен”, что когда-нибудь Вера Николаевна вспомнит его. Она же, сама о том не подозревая, больно ранит его, подталкивает к самоубийству, произнося в телефонном разговоре фразу: “Ах, если бы вы знали, как мне надоела вся эта история. Пожалуйста, прекратите ее как можно скорее”. Тем не менее, в прощальном письме герой “от глубины души” благодарит Веру Николаевну за то, что она была его “единственной радостью в жизни, единственным утешением”. Он желает ей счастья и чтобы “ничто временное и житейское не тревожило” ее “прекрасную душу”.
    Желтков — избранный. Его любовь “бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды…”. Та, про которую сказано — “сильна, как смерть”… такая любовь, “для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение — вовсе не труд, а одна радость…”. По его собственным словам, эта любовь послана ему Богом. Он любит, и его чувство “заключает в себе весь смысл жизни — всю вселенную!”. Каждая женщина в глубине своего сердца мечтает о такой любви — “святой, чистой, вечной… неземной”, “единой, всепрощающей, на все готовой”.
    И Вера Николаевна также избранная, ведь это ее жизненный путь “пересекла” настоящая, “скромная и самоотверженная” истинная любовь. И если “почти каждая женщина способна в любви на самый высокий героизм”, то мужчины в современном мире, к сожалению, обнищали духом и телом; Но Желтков не таков. Сцена свидания раскрывает многие стороны характера этого человека. Сначала он теряется (“вскочил, подбежал к окну, теребя волосы”), признается, что сейчас “настала самая тяжелая минута” в его жизни, и весь его облик свидетельствует о непередаваемой душевной муке: с Шеиным и Тугановским он говорит “одними челюстями”, а губы его “белые… как у мертвого”. Но самообладание быстро возвращается к нему, Желтков снова обретает дар речи и способность здраво рассуждать. Как человек тонко чувствующий и умеющий разбираться в людях, он сразу дал отпор Николаю Николаевичу, перестал обращать внимание на его глупые угрозы, в Василии же Львовиче он угадал человека умного, понимающего, способного выслушать его признание. Во время этой встречи, когда состоялся непростой разговор с мужем и братом любимой и Желткову был возвращен его подарок — чудесный гранатовый браслет, семейная реликвия, которую он называет “скромным верноподданническим подношением”, герой продемонстрировал сильную волю.
    После звонка Вере Николаевне он решил, что у него есть только один выход — уйти из жизни, чтобы более не причинять неудобств любимой. Этот шаг был единственно возможным, ведь вся жизнь его была сосредоточена вокруг любимой, а теперь ему отказано даже в последней малости: остаться в городе, “чтобы хотя изредка ее видеть, конечно, не показываясь ей на глаза”. Желтков понимает, что жизнь вдали от Веры Николаевны не принесет избавления от “сладкого бреда”, ведь где бы он ни был, сердце его останется у ног любимой, “каждое мгновение дня” будет заполнено Ею, мыслью о Ней, мечтами о Ней. Приняв это нелегкое решение, Желтков находит в себе силы объясниться. Его волнение выдают поведение (“он перестал держать себя джентльменом”) и речь, которая становится деловитой, категоричной и жесткой. “Вот и все, — произнес, надменно улыбаясь Желтков. — Вы обо мне более не услышите и, конечно, больше никогда меня не увидите… Кажется, я сделал все, что мог?”
    Прощание с Верой Николаевной для героя — прощание с жизнью. Не случайно княгиня Вера, наклонившись над умершим положить розу, замечает, что в его закрытых глазах сокрыта “глубокая важность”, а губы улыбаются “блаженно и безмятежно, как будто бы он перед расставаньем с жизнью узнал какую-то глубокую и сладкую тайну, разрешившую всю человеческую его жизнь”. Последние слова Желткова — слова благодарности за то, что княгиня была его “единственной радостью в жизни, единственным утешением, единой мыслью”, пожелание счастья любимой и надежда, что она выполнит его последнюю просьбу: исполнит сонату D-dur № 2, ор. 2.
    Все вышесказанное убеждает нас, что образ Желткова, выписанный Куприным с таким благородством и просветленной любовью, образ не “маленького”, жалкого, побежденного любовью, нищего духом человека. Нет, уходя из жизни, Желтков остается сильным и самоотверженно любящим. Он оставляет за собой право выбора, защищает свое человеческое достоинство. Даже муж Веры Николаевны понял, как глубоко было чувство этого человека, и с уважением отнесся к нему: “Я скажу, что он любил тебя, а вовсе не был сумасшедшим, — сообщает Шеин после встречи с Желтковым. — Я не сводил с него глаз и видел каждое движение, каждое изменение его лица. И для него не существовало жизни без тебя. Мне казалось, что я присутствую при громадном страдании, от которого люди умирают”.
    Незаметный чиновник, “маленький человек” со смешной фамилией Желтков совершил подвиг самопожертвования во имя счастья и спокойствия любимой женщины. Да, он был одержим, но одержим высоким чувством. Это была “не болезнь, не маниакальная идея”. Это была любовь — великая и поэтическая, наполняющая жизнь смыслом и содержанием, сберегающая человека и само человечество от нравственного вырождения. Любовь, на которую способны только избранные. Любовь, “о которой мечтает каждая женщина… любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет”…

  4. В этом рассказе Куприна любовь несет трагический оттенок, потому что она так и осталась не раскрывшимся цветком в жизни двух людей. Сначала она была безответна очень долгое время, но когда она начала пускать ростки во второе сердце, первое, уже изнеможенное от ожидания, перестало биться.
    Произведение «Гранатовый браслет» можно воспринимать не только, как «оду» любви, но и как молитву о любви. Желтков в своем письме использовал выражение «да святится имя Твое», что является отсылкой к писаниям Божьим. Он обожествлял свою избранницу, что, к сожалению, все равно не смогло привести его жизнь к радостному концу. Но он не страдал, он любил, и это чувство было даром, потому что далеко не каждому дано испытать столь сильное чувство хоть раз в жизни, за что наш герой остался благодарен своей избраннице. Она подарила ему, хоть и безответную, но истинную любовь!

    Сочинение Любовь в произведении Куприна Гранатовый браслет

    За многие века существования человечества написано бесчисленное количество произведений на тему любви. И это неспроста. Ведь любовь в жизни каждого человека занимает огромное место, придавая ей особый смысл. Среди всех этих произведений можно выделить очень мало количество, которые описывают на столько сильное чувство любви, как произведение Куприна «Гранатовый браслет».
    Главный герой чиновник Желтков, как он сам описывает свое чувство, имеет счастье испытать самую настоящую безграничную любовь. Его чувство такое сильное, что местами его можно принять за нездорового, душевно больного человека. Особенность чувства желткова заключается в том, что этот человек ни в коем случае не желает тревожить предмет своей безграничной любви и страсти. Он не требует взамен этой сверхчеловеческой любви абсолютно ничего. Ему даже и в голову не приходит возможность остудить, успокоить свое сердце одной лишь встречей с Верой. Это не только говорит о железной силе воли человека, но и о безграничной любви этой личности. Именно любовь не позволяет ему хоть на миг быть удостоенным внимания предмета любви.
    В письме Желтков называет свою любовь божьим даром и выражает свою благодарность Господу за возможность испытать такое чувство. Конечно и читателю и другим героям произведения прекрасно известно, что любовь Желткова не принесло ему, кроме горьких страданий и мучений, ничего иного. Но только человек, переживший все это и прочувствовавший такое сильное чувство любви в праве судить или же понимать героя.Желтков не в силах ничего поделать со своей любовью. Он знает о невозможности дальнейшего своего сосуществования с этим чувством любви. Именно поэтому самым лучшим выходом для него становится самоубийство. Перед этим поступком он в письме уверяет всех, что прожил счастливую жизнь.
    10 класс, 11 класс

  5. Чекменева Варвара.
    Тема любви в прозе А. И. Куприна
    ( на примере 1-2 произведений).
    Любовь. … Для каждого она имеет свое значение. Для кого-то любовь – это страсть, для кого-то – крепкая дружба, для других любовь – это развлечение, а для кого-то тяжкое бремя.
    А что такое любовь для меня? Для меня любовь – это, прежде всего сильное чувство, то есть чувство способное приносить и ужасную боль, и божественную радость. Истинная любовь может мучить, терзать, но и окрылять, возвышать. Истинная любовь может сделать человека по-настоящему счастливым, но и по-настоящему несчастным. Понятие истинной любви для меня не сочетается с понятием эгоизма. Истинная любовь – это такая любовь, когда ради счастья возлюбленного готов на все, даже если его счастье возможно лишь без тебя.
    Тема любви широко раскрыта в произведениях Куприна. На мой взгляд, наиболее ярко его отношение к любви можно проследить на примере повести «Гранатовый браслет».
    «А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано – «сильна, как смерть»? Понимаешь, такая любовь и описывается в «Гранатовом браслете». Это любовь Желткова к княгине Вере Николаевне Шеиной.
    Желтков – это простой телеграфист, на жизненном пути которого повстречалась настоящая любовь, любовь к Вере Николаевне.
    Символом его любви к Вере можно считать гранатовый браслет, который Желтков подарил ей на именины: «Он был золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами. Но зато посредине браслета возвышались, окружая какой-то странный маленький камешек, пять прекрасных гранатов – кабошонов, каждый величиной с горошину. Когда Вера случайным движением удачно повернула браслет перед огнем электрической лампочки, то в них, глубоко под их гладкой яйцевидной поверхностью, вдруг загорелись прелестные густо-красные живые огни». Пять красных гранатов, напоминающих капельки крови, на мой взгляд, олицетворяют все муки и страдания, которые испытывает Желтков ради любви, а редкий зеленый гранат – это воплощение самой любви Желткова. Ведь его любовь такая же редкая, как этот камень. У этого граната есть своя история: По старинному преданию, сохранившемуся в нашей семье, он имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и отгоняет от них тяжелые мысли, мужчин же охраняет от насильственной смерти. Это еще раз доказывает, что для Желткова самое главное – это счастье возлюбленной, её благополучие.
    Вся жизнь Желткова – это Вера, его любовь к ней. Он не мешал ей жить, не угрожал, не мечтал быть с ней, а просто любил её, жил этой любовью: «… для меня вся жизнь заключается только в Вас».
    «Я вот сейчас затопил печку и сжигаю все самое дорогое, что было у меня в жизни: ваш платок, который, я признаюсь, украл … Вашу записку, – о, как я её целовал, – ею Вы запретили мне писать Вам. Программу художественной выставки, которую Вы однажды держали в руке и потом забыли на стуле при выходе… » Вся его жизнь – это платок, клочок бумаги и программка?! Он сжигает всё это и заканчивает жизнь самоубийством? Почему же мы не можем назвать Желткова «маленьким человеком»? Вспомним, где он жил: «Комната была очень низка, но очень широка и длинна, почти квадратной формы. /…/ Да и вся она (комната) была похожа на кают-компанию грузового парохода». Вспомним, как герой выглядел: «Теперь он стал весь виден: очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посредине; лет ему, должно быть, около тридцати, тридцати пяти». Нет! Желтков не был «маленьким человеком»! Человек, который способен на истинную любовь, который ради этой любви готов на всё, заслуживает уважения! Нельзя забывать, что Желтков не трус. Ведь он не побоялся ни князя Шеина, ни Николая Николаевича. Самоубийство же Желткова, на мой взгляд, это не трусость, не слабость, а подвиг, самопожертвование. Он умер с улыбкой на лице, ведь своей смертью он облегчил жизнь своей возлюбленной: «Глубокая важность была в его глазах, и губы улыбались блаженно и безмятежно…» Для Куприна настоящая любовь – это всегда настоящая трагедия.
    Истинная любовь – вечна. Даже после смерти Желткова любовь не покинула Веру. Его голос звучал в каждой ноте произведения Бетховена: «Успокойся, дорогая, успокойся, успокойся. Ты обо мне помнишь? Помнишь? Ты ведь моя единственная и последняя любовь. Успокойся, я с тобой. Подумай обо мне, и я буду с тобой, потому что мы с тобой любили друг друга только одно мгновение, но навеки. Ты обо мне помнишь? Помнишь? Помнишь? Вот я чувствую твои слезы. Успокойся. Мне спать так сладко, сладко, сладко».
    Такая любовь не проходит бесследно, она навсегда оставляет отпечаток в душе человека, навсегда изменяет его. Вспомним, какой Вера предстала перед нами в начале произведения: «Вера же была строго проста, со всеми холодно и немного свысока любезна, независима и царственно спокойна». Как изменила её любовь? В конце произведения мы видим ту высокомерную, холодную леди плачущей. Любовь размягчила её сердце: «Княгиня вера обняла ствол акации, прижалась к нему и плакала». Желтков и княгиня «любили друг друга только одно мгновение, но навеки», и это мгновение изменило княгиню.
    Желтков был счастлив, ведь Бог послал ему любовь, настоящую любовь. Любовь единственную, всепрощающую, на все готовую, скромную, самоотверженную, чистую, трагическую.
    О замысле своего «Гранатового браслета» Куприн писал Батюшкову: «Это – помнишь? – печальная история маленького телеграфного чиновника П.П. Желткова, который был так же безнадежно, трогательно и самоотверженно влюблен в жену Любимова. … Пока только придумал эпиграф». Куприн с большим волнением создавал «эту очень милую», как он говорил, для него вещь. «Не знаю, что выйдет, но когда я о ней думаю, – плачу. Недавно рассказывал одной хорошей актрисе – плачу». Скажу одно, что письмо доказывает трепетное отношение Куприна к этой истории, к этой любви. Любовь Желткова к Вере – это идеал любви для Куприна.

  6. И сердце то уже не отзовется
    На голос мой, ликуя и скорбя.
    Все кончено… И песнь моя несется
    В пустую ночь, где больше нет тебя.
    А. Ахматова
    А. И. Куприн — оригинальный писатель XX века, в творчестве которого своеобразно преломились заветы русской классической литературы с ее демократизмом, страстным стремлением к решению задач социального бытия, гуманизмом, глубоким интересом к жизни народа. Верность традициям, влияние Л. Н. Толстого и А. П. Чехова, воздействие творческих идей М. Горького определили своеобразие художественной прозы Куприна, его место в литературном процессе начала века.
    Писателям, творчество которых формировалось в годы революционного подъема, была особенно близка тема “прозрения” простого русского человека, жадно ищущего правду в социальной жизни. Поэтому в центре произведений неизменно оказывается маленький человек, средний интеллигент-правдоискатель, а основной темой является буржуазная цивилизация, пожирающая тысячи человеческих жизней и влекущая за собой опошление взаимоотношений людей” Закономерно в такой ситуации обращение к одной из вечных тем — теме любви. Обращается к теме любви, как к одной из загадок бытия, и А. Куприн.
    Вслед за “Олесей” (1898) и “Поединком” (1905) в 1910-е годы из-под его пера выходит своего рода “трилогия” о любви, которую образуют произведения “Суламифь”, “Гранатовый браслет” и “Яма” (в последнем изображена антилюбовь). Любовь для Куприна — спасительная сила, оберегающая душу человека от разрушительного влияния цивилизации; феномен жизни, нежданный подарок, озаряющий жизнь среди обыденной реальности и устоявшегося быта. Но любовь в его произведениях сопряжена с идеей смерти.
    Герои Куприна чаще всего погибают, столкнувшись с миром жестокости, бездуховности и общепринятой обывательской морали современного мира.
    Смыслом и содержанием жизни главного героя рассказа “Гранатовый браслет” стала великая, но, к сожалению, неразделенная любовь. Г. С. Желтков — молодой человек приятной наружности, служащий контрольной палаты. Он музыкален, наделен чувством прекрасного, тонко чувствует и умеет разбираться в людях. Несмотря на свою бедность, Желтков имеет “родословную”, диван у него покрыт “истертым прекрасным текинским ковром”.
    Но главная его ценность — “семь лет безнадежной и вежливой любви”. Объект его преклонения — старшая дочь покойного князя Мирза-Булат-Тугановского, жена предводителя дворянства в г. К., Вера Николаевна Шеина. Она вышла замуж по любви за друга детства, теперь же испытывает к мужу “чувство прочной, верной, истинной дружбы”. И сама Вера Николаевна, и окружающие считают ее брак счастливым. Вера Николаевна наделена “аристократической” красотой. Она привлекает “своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками и той очаровательной покатостью плеч, какую можно видеть на старинных миниатюрах”.
    Героиня — чувствительная, тонкая натура, обладающая многими талантами. Но на чувства Желткова Вера не отвечает. Она воспринимает его внимание, его письма и подарок гранатового браслета как нечто ненужное, к тому же нарушающее привычное размеренное течение жизни. Княгиня привыкла серьезно относиться к жизни. Она трезво оценивает материальное положение семьи и старается “помочь князю удержаться от полного разорения “, во многом отказывает себе и экономит в домашнем хозяйстве. У Шеиных широкий круг знакомых, и для княгини Веры очень важна репутация, она боится выглядеть смешной или нелепой. Самого же поклонника “со смешной фамилией Желтков” она считает “безумцем”, который “преследует ее своею любовью”, и даже однажды письменно просит его “не утруждать ее больше своими любовными Излияниями”. Любовь нашего героя непонятна княгине и кажется обременительной.
    Для Желткова же вся жизнь заключается в Вере Николаевне. Его ничто более не интересует: “ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей”. Сердце Желткова всегда около любимой, у ее ног, “каждое мгновение дня заполнено” Верой Николаевной, мыслью и мечтами о ней. Но любовь Желткова — “не болезнь, не маниакальная идея”. Он полюбил Веру “потому, что на свете нет ничего похожего на нее, нет ничего лучше, нет ни зверя, ни растения, ни звезды, ни человека прекраснее… и нежнее”. Эта великая любовь — подарок небес, “громадное счастье”. Это любовь, “которою Богу было угодно за что-то меня вознаградить”, — пишет он, испытывая к любимой женщине “благоговение, вечное преклонение” и безграничную благодарность уже за одно то, что она существует. Княгиня же, сама о том не подозревая, больно ранит Желткова, подталкивает к самоубийству словами: “Ах, если бы вы знали, как мне надоела вся эта история. Пожалуйста, прекратите ее как можно скорее”. А ведь он просил о такой малости: “остаться в городе, чтобы хотя изредка ее видеть, конечно, не показываясь ей на глаза”.
    Прощание с Верой Николаевной для героя равносильно прощанию с жизнью. Но, прекрасно зная о неразделенности своих чувств, Желтков надеется и “даже уверен”, что Вера Николаевна когда-нибудь еще вспомнит его. И действительно, после смерти Желткова, прощаясь с ним, она понимает, что утратила что-то важное и очень ценное, что “большая любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет”, “та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее”. Потрясенная этим осознанием, Вера просит пианистку сыграть что-нибудь, не сомневаясь в том, что Женни сыграет то самое место из Второй сонаты, о котором просил Желтков. Й когда она слушала “это исключительное, единственное по глубине произведение”, “душа ее как будто бы раздвоилась”. Она наполнилась музыкой и стихами, которые заканчивались словами из прощального письма любящего человека: “Да святится имя Твое” …
    Музыкальная тема “Аппассионаты” утверждает высокую силу любви. Музыка в рассказе вообще играет очень важную роль, не случайно название второй сонаты Бетховена вынесено в эпиграф. Оно служит ключом к пониманию всего произведения. “Молитва о любви” проходит лейтмотивом через все произведение и мощно звучит в его финале. То, что не сумел выразить словами влюбленный чиновник контрольной палаты, “рассказала” музыка великого композитора. Как видим, взаимная, совершенная любовь не состоялась, но это высокое и поэтичное чувство, пусть сосредоточенное в одной душе, открыло путь к прекрасному перерождению другой. Ведь каждая женщина в глубине своего сердца мечтает о такой любви — “единой, всепрощающей, на все готовой, скромной и самоотверженной”.
    Всего несколько страниц, несколько строк из письма, а перед нами прошла жизнь человека. Реальная ли жизнь? Реален ли образ главного героя?
    По воспоминаниям Л. Арсеньевой, младшей современницы писателя, в конце 1920-х годов в Париже стареющий А. Куприн вызвал на дуэль собеседника, который позволил себе усомниться в правдоподобии фабулы “Гранатового браслета”. Куприн редко в своем творчестве прибегал к чистому вымыслу. Все его произведения реалистичны, основаны на реальных событиях, личных впечатлениях от встреч с людьми, от разговоров. Историю любви, легшую в основу рассказа, писатель услышал летом 1906 года в гостях у члена Государственного совета Дмитрия Николаевича Любимова. Супруги Любимовы показали Куприну семейный альбом. Там были иллюстрации к письмам, которые супруга Любимова получала от человека, подписывающегося инициалами П. П. Ж. (им оказался мелкий почтовый чиновник Петр Петрович Желтиков). Куприн творчески переосмыслил услышанное и силой своего таланта превратил обычный эпизод в историю любви, о которой веками мечтают и тоскуют “лучшие умы и души человечества — поэты, романисты, музыканты, художники”. В отличие от героя рассказа Куприна, Желтиков не застрелился, а был переведен в провинцию, где затем женился. Но он послужил реальным прототипом для создания героя, покорившего наши сердца силой и чистотой своего чувства.
    Образ Желткова реален. Реален потому, что на свете, вопреки мнению генерала Аносова, все еще существует любовь, которой не касаются “никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы”, и существуют мужчины, способные “к сильным желаниям, к героическим поступкам, к нежности и обожанию”. Хочется верить, что и в современном мире возможно светлое, человечное чувство, безоглядная, “безнадежная и вежливая”, рыцарская, героическая любовь; любовь сильная и чистая, любовь, которую Бог посылает избранным, “как громадное счастье”. Такая любовь, “для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение — вовсе не труд, а одна радость”. Но такая любовь не может, не должна заканчиваться фатальным исходом. Зачем умирать? Нужно жить, зная, что ты просто рядом, в одном городе, в одной стране, на одной планете с человеком, которого любишь, и от этого жизнь наполняется смыслом и становится прекрасной.
    Несмотря на трагический финал” рассказ Куприна оптимистический, жизнеутверждающий, потому что в “Гранатовом браслете” автор, наверное, сильнее и ярче, чем в других произведениях, воспевает вечные ценности жизни, душевную силу и чистоту, благородство и способность на жертву во имя любви. И, конечно, саму любовь — самое возвышенное и прекрасное из всех человеческих чувств.

  7. Герой рассказа Александра Ивановича Куприна «Гранатовый браслет» — «маленький человек», чиновник Желтков. Он живет в невзрачной, бедно обставленной комнате. Его скромное жилище так не похоже на роскошный, с шикарным убранством дом, где проживает женщина, которой он давно и безоговорочно предан, — Вера Николаевна Шеина…
    С самого начала любовь Желткова заведомо обречена на страдания. Его любовь трагична по ряду причин.
    Прежде всего, между ним и Верой Николаевной Шеиной огромная социальная пропасть. Они из разных миров. Вера Николаевна — княгиня, богатая аристократка, ни в чем не знающая недостатка. Желтков — бедный чиновник, человек без имени, ничем не примечательный. Именно эта социальная разница и сделала невозможным его счастье, ведь он встретил и полюбил Веру Николаевну тогда, когда она была свободной незамужней женщиной. Но Желтков осознает пропасть, которая разделяет его с этой утонченной женщиной. Послав Вере Николаевне в день ее именин гранатовый браслет, он в письме извиняется перед возлюбленной за те «глупые дикие письма», которые он «осмеливался» ей писать и даже «ожидать ответа на них».
    Желткову и в голову не приходит, что он тоже человек, и в его любви нет и не может быть ничего оскорбительного. Ничего постыдного нет в том, что бедный маленький человек любит девушку из высшего общества. К сожалению, Желтков слишком низко оценивает себя. Он не понимает, что любовь имеет необыкновенную власть над жизнью людей, является высшим выражением человечности. Поэтому над нею не должны быть властны сословные различия, социальные установления.
    Но трагизм любви Желткова еще и в другом: в невознагражденности его чувства. В мире, где на первом месте в системе ценностей находится расчет, материальный достаток, пресловутая репутация аристократки не может быть понят человек, умевший любить самоотверженно, страстно, бескорыстно… Он слишком хорош для этого мира.
    Любовь Желткова оценили, но было слишком поздно… Конечно, в сложившейся ситуации Вера, действительно правильно поступила, посоветовавшись, поделившись с мужем. Но, я считаю, Вера Николаевна должна была сама поговорить с Желтковым, мягко, спокойно. И он бы обязательно понял, ведь он боготворил ее. Если для него было счастьем просто смотреть на нее из далека, да что там — думать о ней, как бы он был бы счастлив поговорить с Верой, услышать ее голос…
    Мне показалось, Вера действительно совершила ошибку, не переговорив с Желтковым. Я думаю, она просто не хотела, чтобы что-то нарушило покой ее души, безмятежную жизнь богатой княгини, у которой есть все: красивый дом, знатное имя, деньги…
    Но с другой стороны, у меня при прочтении «Гранатового браслета» возникла и такая мысль: а что, если чувства, которые испытывает Желтков к Вере, — не любовь? Желтков боготворит ее, поклоняется ей, как божеству, но при этом не знает ее души, характера, внутреннего мира, любит издалека, никогда ни словом не перемолвился с ней. Может быть, это не любовь, а пылкая влюбленность. Может быть.
    И все-таки, образ ничем не примечательного Желткова овеян очарованием, он привлекателен своей самоотверженностью, душевной красотой, благородством.
    В незамысловатом сюжете лирического повествования утверждается благородство души бедного чиновника, беззаветно полюбившего женщину из высшего света. Брат и муж Веры Николаевны находятся на высшей ступени социальной лестницы. Поэтому к чиновнику, не родовитому и к тому же бедному, они относятся высокомерно, даже с презрением, хотя его духовный и культурный уровень достаточно высокий.
    В тему любви, таким образом, вплетается тема пошлости в лице сильных мира сего. Настоящее любовное чувство простого человека смогло противостоять грубости высшего светского общества, хотя заплатить за победу герою пришлось ценою собственной жизни.
    Любовь, торжествуя над пошлостью, духовно обогащает Веру Николаевну: «В эту секунду она поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее. Она вспомнила слова генерала Аносова о вечной исключительной любви — почти пророческие слова. И, раздвинув в обе стороны волосы на лбу мертвеца, она крепко сжала руками его виски и поцеловала его в холодный, влажный лоб долгим дружеским поцелуем».

  8. Рассказ Куприна «Гранатовый браслет» увидел свет в 1907 году. В его основе лежат реальные события из семейных хроник князей Туган-Барановских. Этот рассказ стал одним из самых известных и глубоких произведений о любви в русской литературе.
    В центре его находится повествование о чувствах мелкого чиновника Желткова к холодной красавице княгине Вере Николаевне Шеиной. Шеины – типичные представители русской аристократии начала 20 века. Автор замечает, что на всех членах этой семьи лежал, в той или иной степени, отпечаток вырождения.
    Так, сестра Веры Николаевны, Анна Николаевна, была несчастна в браке. Пожилой и некрасивый муж не привлекал ее, и эта молодая еще женщина искала утешения в многочисленных романах, от которых, впрочем, тоже не получала желаемого. От нелюбимого мужа у Анны Николаевны родились слабые и некрасивые дети, на которых тоже лежал след вырождения.
    Брат Веры Николаевны, Николай, вообще не был женат. Он насмешливо и презрительно относился к браку и любви, считая все это выдумками и романтическими сказками. Да и сама Вера Николаевна испытывала к своему мужу какие угодно благородные и возвышенные чувства, но только не любовь.
    Куприн показывает нам, что люди разучились любить. «..любовь у людей приняла такие пошлые формы и снизошла просто до какого-то житейского удобства, до маленького развлечения», – такими словами генерала Аносова передает Куприн современное ему положение вещей.
    И вот в этой убогой и серой, по сути, действительности появляется яркий луч света – любовь мелкого чиновника Желткова к княгине Вере. Поначалу это чувство воспринимается семьей героини совершенно негативно – невсерьез, презрительно и насмешливо. Николай Николаевич кипит возмущением – как этот плебей посмел докучать его сестре! Василий Львович, муж княгини, видит в этой истории всего лишь забавный случай, казус.
    Так что же представляет собой история любви мелкого чиновника Желткова? Куприн достаточно подробно излагает ее нам в рассказе. Сначала мы в искаженной, насмешливо-издевательской форме слышим эту историю от князя Шеина, причем муж Веры Николаевны пророчески говорит о смерти маленького чиновника. Затем, постепенно, по ходу действия, мы узнаем о реальном ходе вещей.
    Г.С. Желтков служил чиновником контрольной палаты. Однажды в его жизни (на горе или радость?) произошла роковая встреча – Желтков увидел Веру Николаевну Шеину. Он даже не разговаривал с этой, незамужней еще тогда, барышней. Да и как бы он посмел – слишком неравным было их социальное положение. Но человеку не подвластны чувства такой силы, он не способен контролировать жизнь своего сердца. Любовь настолько захватила Желткова, что стала смыслом всего его существования. Из прощального письма этого человека мы узнаем, что его чувство – это «благоговение, вечное преклонение и рабская преданность».
    Кроме того, нам становится известно, что чиновник следил за Верой Николаевной, старался бывать там, где бывала она, чтобы еще раз увидеть объект своего обожания, подышать одним с ней воздухом, прикоснуться к ее вещам: «Я мысленно кланяюсь до земли мебели, на которой Вы сидите, паркету, по которому Вы ходите, деревьям, которые Вы мимоходом трогаете, прислуге, с которой Вы говорите».
    Вера Николаевна, да и мы следом за ней, начинаем задаваться вопросом – а уж не сумасшедший ли этот Желтков? Может быть, его страстное и глубокое увлечение было следствием душевной болезни: «И что это было: любовь или сумасшествие?» Но сам герой отвечает на этот вопрос в последнем письме к княгине. Он проверял себя и сделал вывод, что его чувство – это дар небес, а не болезнь. Ведь Желтков не претендует на внимание своей возлюбленной, ему было хорошо лишь от осознания того, что Вера Николаевна существует.
    В знак своей любви чиновник дарит княгине самое ценное, что у него есть – фамильную драгоценность в виде гранатового браслета. Возможно, материально этот браслет не представлял большой ценности – неказистый, дутый, грубо обработанный. Его главным украшением были пять кроваво-красных гранатов, «разбавленных» одним зеленым, располагающимся посередине. «По старинному преданию, сохранившемуся в нашей семье, он имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и отгоняет от них тяжелые мысли, мужчин же охраняет от насильственной смерти», – писал Желтков в сопроводительном письме к этому подарку.
    Чиновник подарил Вере Николаевне самое дорогое, что у него было. Я думаю, что этот жест княгиня, даже простив своей воли, оценила по достоинству.
    Но жертвенная и возвышенная любовь Желткова закончилась трагически – он по своей воли ушел из жизни, чтобы не мешать княгине Шеиной. Даже свое физическое существование этот человек положил на алтарь высокого чувства. Важно, что герой никому не говорил о любви, не добивался расположения или внимания Веры Николаевны. Он просто жил, наслаждаясь тем, что ему подарила судьба. И ушел из жизни с чувством великой благодарности за то, что ему довелось испытать.
    Куприн показывает, что любовь такой силы и жертвенности не могла не оставить след в душе людей, причастных к этой истории. В Вере Николаевне Желтков пробудил тоску и светлую грусть по любви, помог раскрыться ее истинным потребностям. Недаром в конце рассказа, слушая сонату Бетховена, героиня плачет: «Княгиня Вера обняла ствол акации, прижалась к нему и плакала». Мне кажется, что эти слезы – тоска героини по настоящей любви, о которой люди так часто забывают.
    Даже муж Веры Николаевны, князь Шеин, испытал невольное уважение к чувству Желткова: «Мне жалко этого человека. И мне не только что жалко, но вот я чувствую, что присутствую при какой-то громадной трагедии души, и я не могу здесь паясничать».
    Таким образом, любовь, подаренная маленькому чиновнику Желткову свыше, наполнила его жизнь смыслом, стала источником света не только для этого человека, но и для окружающих. История чувства Желткова к княгине Вере еще раз подтвердила, что любовь – главное в жизни человека. Без этого чувства жизнь превращается в бессмысленное и пустое существование, неизбежно приводящее к смерти. Смерти души и божественного духа в нас.

  9. 9
    Текст добавил: В Объятиях Тьмы

    Герой рассказа Александра Ивановича Куприна «Гранатовый браслет» – «маленький человек», чиновник Желтков. Он живет в невзрачной, бедно обставленной комнате. Его скромное жилище так не похоже на роскошный, с шикарным убранством дом, где проживает женщина, которой он давно и безоговорочно предан, – Вера Николаевна Шеина…
    С самого начала любовь Желткова заведомо обречена на страдания. Его любовь трагична по ряду причин.
    Прежде всего, между ним и Верой Николаевной Шеиной огромная социальная пропасть. Они из разных миров. Вера Николаевна – княгиня, богатая аристократка, ни в чем не знающая недостатка. Желтков – бедный чиновник, человек без имени, ничем не примечательный. Именно эта социальная разница и сделала невозможным его счастье, ведь он встретил и полюбил Веру Николаевну тогда, когда она была свободной незамужней женщиной. Но Желтков осознает пропасть, которая разделяет его с этой утонченной женщиной. Послав Вере Николаевне в день ее именин гранатовый браслет, он в письме извиняется перед возлюбленной за те «глупые дикие письма», которые он «осмеливался» ей писать и даже «ожидать ответа на них».
    Желткову и в голову не приходит, что он тоже человек, и в его любви нет и не может быть ничего оскорбительного. Ничего постыдного нет в том, что бедный маленький человек любит девушку из высшего общества. К сожалению, Желтков слишком низко оценивает себя. Он не понимает, что любовь имеет необыкновенную власть над жизнью людей, является высшим выражением человечности. Поэтому над нею не должны быть властны сословные различия, социальные установления.
    Но трагизм любви Желткова еще и в другом: в невознагражденности его чувства. В мире, где на первом месте в системе ценностей находится расчет, материальный достаток, пресловутая репутация аристократки не может быть понят человек, умевший любить самоотверженно, страстно, бескорыстно… Он слишком хорош для этого мира.
    Любовь Желткова оценили, но было слишком поздно… Конечно, в сложившейся ситуации Вера, действительно правильно поступила, посоветовавшись, поделившись с мужем. Но, я считаю, Вера Николаевна должна была сама поговорить с Желтковым, мягко, спокойно. И он бы обязательно понял, ведь он боготворил ее. Если для него было счастьем просто смотреть на нее из далека, да что там – думать о ней, как бы он был бы счастлив поговорить с Верой, услышать ее голос…
    Мне показалось, Вера действительно совершила ошибку, не переговорив с Желтковым. Я думаю, она просто не хотела, чтобы что-то нарушило покой ее души, безмятежную жизнь богатой княгини, у которой есть все: красивый дом, знатное имя, деньги…
    Но с другой стороны, у меня при прочтении «Гранатового браслета» возникла и такая мысль: а что, если чувства, которые испытывает Желтков к Вере, – не любовь? Желтков боготворит ее, поклоняется ей, как божеству, но при этом не знает ее души, характера, внутреннего мира, любит издалека, никогда ни словом не перемолвился с ней. Может быть, это не любовь, а пылкая влюбленность. Может быть.
    И все-таки, образ ничем не примечательного Желткова овеян очарованием, он привлекателен своей самоотверженностью, душевной красотой, благородством.
    В незамысловатом сюжете лирического повествования утверждается благородство души бедного чиновника, беззаветно полюбившего женщину из высшего света. Брат и муж Веры Николаевны находятся на высшей ступени социальной лестницы. Поэтому к чиновнику, не родовитому и к тому же бедному, они относятся высокомерно, даже с презрением, хотя его духовный и культурный уровень достаточно высокий.
    В тему любви, таким образом, вплетается тема пошлости в лице сильных мира сего. Настоящее любовное чувство простого человека смогло противостоять грубости высшего светского общества, хотя заплатить за победу герою пришлось ценою собственной жизни.
    Любовь, торжествуя над пошлостью, духовно обогащает Веру Николаевну: «В эту секунду она поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее. Она вспомнила слова генерала Аносова о вечной исключительной любви – почти пророческие слова. И, раздвинув в обе стороны волосы на лбу мертвеца, она крепко сжала руками его виски и поцеловала его в холодный, влажный лоб долгим дружеским поцелуем».

  10. В произведениях А. Куприна мы встречаемся с любовью бескорыстной, не требующей награды. Писатель считает, что любовь — не миг, а всепоглощающее чувство, способное поглотить жизнь.
    В “Гранатовом браслете” мы сталкиваемся с настоящей любовью Желткова. Он счастлив, потому что любит. Ему неважно то, что Вере Николаевне он не нужен. Как говорил И. Бунин: “Всякая любовь — великое счастье, даже если она не разделена”. Желтков просто любил, ничего не требуя взамен. Вся его жизнь заключалась в Вере Шеин; он наслаждался каждой её вещью: забытым платком, программой художественной выставки, которую она однажды держала в руке. Единственной его надеждой были письма, с помощью них он общался с любимой. Он желал только одного, чтобы её нежные руки дотронулись до частички его души — листа бумаги. В знак своей пламенной любви Желтков подарил самое дорогое — гранатовый браслет.
    Герой отнюдь не жалок, а глубина его чувства, способность на самопожертвование заслуживает не только сочувствия, но и преклонения. Желтков возвышается над всем обществом Шеиных, где никогда бы не возникла настоящая любовь. Они могут лишь смеяться над бедным героем, рисуя карикатуры, читая его письма. Даже в разговоре с Василием Шеиным и Мирза — Булат — Тугановским он оказывается в нравственном выигрыше. Василий Львович признаёт его чувство, понимает его страдания. Он не высокомерен при общении с героем, в отличие от Николая Николаевича. Он внимательно разглядывает Желткова, аккуратно кладёт на стол красный футляр с браслетом — ведёт себя как истинный дворянин.
    Упоминание о власти Мирза — Булат — Тугановским вызывает приступ смеха у Желткова, он не понимает – как власть может запретить ему любить?!!
    Чувство героя воплощает всё представление о настоящей любви, высказанное генералом Аносовым: “Любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучения — вовсе не труд, а одна радость”. Эта истина, сказанная “обломком старины” говорит нам о том, что обладать даром такой любви, “сильной, как смерть”, смогут обладать лишь исключительные люди, каким является наш герой.
    Аносов оказался мудрым учителем, он помог Вере Николаевне понять глубину чувств Желткова. “В шесть часов пришёл почтальон”, Вера узнала нежный почерк Пе Пе Же. Это было его последнее письмо. Оно было проникнуто насквозь святостью чувства, не было в нём горечи прощания. Желтков желает счастья любимой с другим, “и пусть ничто житейской не тревожит Вашу душу”, наверное, себя он относил тоже к чемуто житейскому в её жизни. Невольно вспоминается Пушкинское – “Я не хочу печалить Вас ничем”.
    Недаром, Вера Николаевна, глядя на мёртвого Желткова, сравнивает его с великими людьми. Так же, как они, герой обладал мечтой, сильной волей, как они он мог любить. Вера Шеин поняла какую любовь потеряла, и, слушая сонату Бетховена, осознала, что Желтков прощает её. “Да святится имя твоё” повторяется пять раз в её сознании, как пять составных частей гранатового браслета…

  11. «Один из самых благоуханных и томительных рассказов о любви — и самых печальных — куприновский «Гранатовый браслет», — писал К. Паустовский. — Характерно, что великая любовь поражает самого обыкновенного человека — гнущего спину за канцелярским столом — чиновника контрольной палаты Желткова. Невозможно без тяжелого душевного волнения читать конец рассказа с его изумительно найденным рефреном «Да святится имя Твое». Особую силу «Гранатовому браслету» придает то, что в нем любовь существует как нежданный подарок…»
    Благоговейно прикасался к теме любви писатель. Он обожествляет ее, воспевает рыцарское служение женщине, считая это возвышенное чувство «величайшей тайной в мире».
    «Гранатовый браслет» — повесть о любви неразделенной, а потому трагической. Но ведь, как говорит генерал Аносов, «любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться». Это в идеале. На деле же несколько иначе…
    Г. С. Ж., бедный чиновник Желтков, безответно влюблен в недоступную для него богатую княгиню Веру Николаевну Шеину. Женщина замужем. Однако любящему ее человеку достаточно «рабской преданности». В письме, которое он приложил к подарку, говорится: «Я мысленно кланяюсь до земли мебели, на которой Вы сидите, паркету, по которому Вы ходите…»
    Смешного поклонника Веры домашние снисходительно терпели до определенного предела, которым и явился недорогой гранатовый браслет, фамильная драгоценность. Нарушив все приличия, Желтков на день ангела присылает Вере Николаевне Шеиной подарок, браслет, который до нее «никто… не надевал». Это был золотой браслет, на который камни были «с точностью перенесены» со старого. Терпению князя Шеина и Николая, холостого брата Веры, пришел конец. Они разыскивают чиновника с мыслью поставить его на место. Высокомерие молодых людей чрезмерно, родственник настроен категорично, хотя муж старается понять соперника. Все желают, чтобы это закончилось быстрее. Желтков не готов терпеть. Только услышав от самой княгини Веры: «Мне надоела вся эта история, пожалуйста, прекратите ее как можно скорее», — Г. С. Ж. кончает с собой. Все, что связано с именем любимой женщины, для него свято.
    Замкнутое в себе чувство обладает разрушительной силой, вытесняет все помыслы героя, не касающиеся предмета обожания. Своим же предсмертным письмом и высказанной в нем просьбой послушать бетховенскую сонату он трогает сердце княгини. Вся жизнь чиновника сфокусировалась на любви: «Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто… для меня жизнь заключается только в Вас». В своем поклонении женщине Желтков начинает путать ее с богом, обращая именно к ней слова из чудесной молитвы Господней: «Да святится имя Твое».
    Г. С. Ж. добился своего: плачущая Вера Николаевна просит у мертвого чиновника прощение, понимая, что мимо прошла великая любовь.
    На Желткове висела еще растрата казенных денег, покрыть которую было невозможно. Это и подтолкнуло его к бездне.
    Интересно, что женщина у Куприна всегда сильна духом, готова взять на себя все грехи мира, понять и пожалеть слабого и бедного мужчину. Вера просит прощение за то, что проглядела любовь, не поняла. Получается так, что своей смертью Желтков добивается не просто жалости, он будто внушает женщине, что именно она ответственна за его смерть…
    Грустная, приведшая к трагедии и в то же время счастливая история. Только любовью можно ответить на любовь. Теперь же княгине Вере Николаевне Шеиной остается думать, что ее жизнь «пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *