Сочинение на тему любовная лирика тютчева

14 вариантов

  1. Тема любви в лирике Ф. И. Тютчева

    Федор
    Иванович Тютчев был противоречивым человеком. Он всегда очень болезненно ощущал
    собственную двойственность, душу, расколотую пополам. Особенно ярко эта
    личностная черта проявилась в любовной лирике.
    Роман
    Тютчева и Елены Денисьевой стал основой многих стихотворений поэта. В них –
    исповедь о любви. Позже критики выделили эти произведения в отдельный цикл,
    который назвали «денисьевским».
    Любовь
    является нам здесь в своей трагической сущности. Это «самоубийство»,
    «блаженство и безнадежность», «поединок роковой». Развивается любовь – исчезает
    счастье покоя, начинаются страдания:
    Не
    говори: меня он, как и прежде, любит,
    Мной,
    как и прежде, дорожит…
    О
    нет! Он жизнь мою бесчеловечно губит,
    Хоть,
    вижу, нож в руке его дрожит.
    Отношения
    любящих сложны, чувства крайне противоречивы. Они не могут друг без друга, но и
    вместе им очень тяжело. Потрясенный этим противоречием, герой восклицает:
    О,
    как убийственно мы любим,
    Как
    в буйной слепоте страстей
    Мы
    то всего вернее губим,
    Что
    сердцу нашему милей!
    Вся
    беда человека состоит в том, что он не может противостоять страсти. Любовь –
    это стихия, подобная морской или огненной. Ее невозможно ни предотвратить, ни
    остановить. Поэтому Тютчев порой изображает страсть как настоящую катастрофу:
    Он
    мерит воздух мне так бережно и скудно…
    Не
    мерят так и лютому врагу…
    Ох,
    я дышу еще болезненно и трудно,
    Могу
    дышать, но жить уж не могу.
    Такая
    страсть – погибель для человека. Но самое ужасное, как пишет поэт, видеть
    мучения любимой женщины, которые всегда сильней, чем собственные. С болью
    Тютчев отмечает:
    Давно
    ль, гордясь своей победой,
    Ты
    говорил: она моя…
    Год
    не прошел – спроси и сведай,
    Что
    уцелело от нее?
    Поэт
    осуждает себя. Он виноват во многом. Четырнадцать лет Тютчев вел двойную жизнь,
    не оставляя ни жену, ни подругу. Светское общество жестоко вмешивалось в их
    отношения с Денисьевой, всячески оскорбляя и пороча бедную женщину.
    Возлюбленная поэта очень страдала. Вот как он пишет об этом:
    Судьбы
    ужасным приговором
    Твоя
    любовь для ней была,
    И
    незаслуженным позором
    На
    жизнь ее она легла!
    Конечно,
    не только страдания приносила любящим страсть. В их жизни были минуты
    подлинного счастья, блаженства. Вот что поэт рассказывает о своих чувствах в
    стихотворении «Последняя любовь»:
    О,
    как на склоне наших лет
    Нежней
    мы любим и суеверней…
    Сияй,
    сияй, прощальный свет
    Любви
    последней, зари вечерней!
    Однако
    драматических моментов в отношениях Тютчева и Денисьевой было гораздо больше.
    Вот, например, такой эпизод:
    Она
    сидела на полу
    И
    груду писем разбирала –
    И,
    как остывшую золу,
    Брала
    их в руки и бросала…
    Золе
    перегоревшей страсти уподобляет любовные письма поэт. Лирическая героиня
    стихотворения находится в странном состоянии. Ей, вероятно, кажется, что все
    минувшее происходило не с ней:
    Брала
    знакомые листы
    И
    чудно так на них глядела –
    Как
    души смотрят с высоты
    На
    ими брошенное тело…
    Герою
    горько видеть ее такой. Но изменить ситуацию он не в силах, поэтому вынужден
    наблюдать за возлюбленной, выражая лишь душевное участие и отмечая про себя:
    О,
    сколько жизни было тут,
    Невозвратимо-пережитой!
    О,
    сколько горестных минут,
    Любви
    и радости убитой!..
    Раздвоенный
    эпитет в этой строфе утверждает неизбежность разрыва любящих, но разлучила их
    не утрата чувства, а смерть Елены Денисьевой от чахотки. Вспоминая ее последние
    часы, Тютчев создает одно из самых скорбных стихотворений цикла:
    Весь
    день она лежала в забытьи,
    И
    всю ее уж тени покрывали.
    Лил
    теплый летний дождь – его струи
    По
    листьям весело звучали.
    Жизнь
    природы продолжается, она так прекрасна, а любимая поэта неотвратимо угасает.
    Безумно жаль ее, но мы больше сочувствуем лирическому герою, которому еще
    предстоит пережить смерть возлюбленной:
    И
    вот, как бы беседуя с собой,
    Сознательно
    она проговорила

    был при ней, убитый, но живой):
    «О,
    как все это я любила!»
    Финальная
    строчка – кульминация стихотворения. Это последнее признание в любви к миру и к
    близкому человеку. «О Господи! – восклицает герой, – и это пережить… И сердце
    на клочки не разорвалось»…
    Любовная
    лирика Тютчева потрясает своей психологической глубиной и выразительностью
    женского образа, наделенного индивидуальными чертами.

    Список литературы

    Для
    подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru

  2. Федор Иванович Тютчев поэтический гений философского склада ума. Произведения о любви в поэзии Тютчева честны и даже трагичны. Он показывает чувство возвышенным и в то же время драматичным, полным переживаний и страдания. В любви много граней, у поэта раскрывается психологически сложное чувство страсти, неизбежность судьбы. В большинстве произведений о любви автор обращается к прошлому. Ушедшая любовь восхищает и заставляет страдать поэта снова и снова.
    На закате лет у Тютчева появляются стихотворения посвященные Денисьевой. Позже исследователи его лирики назовут этот цикл Денисьевским. Все произведения цикла наполнены любовью-жертвой, любовью-страданием, любовью-страстью.
    Я встретил вас – и все былое
    В отжившем сердце ожило;
    Я вспомнил время золотое –
    И сердцу стало так тепло…
    Поздняя любовь для Тютчева имеет особый смысл, особый дар его поэтического таланта.
    Поэт Тютчев воспринимает прошедшее как восхитительное время, в котором было комфортно его сердцу. Давняя любовь наполняется новыми красками, ощущениями, после встречи с женщиной, в которую был влюблен поэт.
    Федор Тютчев с философским взглядом на жизнь все время связывает любовь и предопределение, рок. В лирике любви поэт видит роковую страсть, трагедию переживаний, и в то же время надежду на искренность и чистоту чувства.
    Чувство любви переворачивает человеческую жизнь, меняет восприятие мира, потрясает душу. Тютчев считал что любовь наполняет светом, смыслом, страданием. Без душевных потрясений, без непреодолимой страсти, без горечи разлуки любовь не раскроет все свои грани.
    Федор Тютчев своей любовной лирикой проникает в человеческие души, затрагивая сокровенное и личное каждого, и сохраняя надежду на лучшее.
    Сияй, сияй прощальный свет
    Любви последней, зари вечерней!
    10 класс

    Сочинение Тема любви в творчестве Тютчева

    Ф.И. Тютчев – непревзойденный поэт и противоречивая личность. Ф.М. Достоевский называл его философом русской литературы. А.А. Блок был вдохновлен его поэзией. А стихотворение «Два голоса» считал символом своей борьбы. Тонкий певец природы и чувственный знаток любви. При жизни поэта вышло всего два сборника его лирики. Ему было важно как его «слово отзовется». Но в то же время, он был безразличен к известности или ее отсутствию.

  3. Тютчев был известен как увлекающийся, страстный человек. До 1850 года любовные переживания изображаются у него в большинстве своем как страсть: «Люблю глаза твои, мой друг…», «Еще томлюсь тоской желаний…». При этом автор описывает не только собственные переживания, но и передает эмоциональное состояние любимой.
    В 1850 году Тютчев увлекся Е. А. Денисьевой. Эта поздняя, страстная любовь длилась до 1864 года, когда избранница поэта скончалась от чахотки. Для «Денисьевского цикла» («Весь день она лежала в забытьи…», «В разлуке есть высокое значенье…» и другие) характерны мотивы быстротечности счастья, вины перед возлюбленной, гибельности любви. Стихи, посвященные Денисьевой, занимают особое место в творчестве автора.
    Большинство стихов этого цикла несут трагедийное звучание:
    «О, как убийственно мы любим,
    Как в буйной слепоте страстей…»
    Тютчев воспевает не идеальную любовь, а приземленную, настоящую, прозаическую. Считая эгоизм болезнью века, он говорил о нем в своих стихах. Поэт боялся его проявлений, поэтому в его произведениях можно было встретить печаль от несоответствия душевной красоты и прозы бытия. Так, мы видим, что любовь для Тютчева – это тяжелое испытание, борьба.
    До самого конца поэт не утратил способности благоговеть перед неразгаданными тайнами женской прелести. Его любовная лирика представлена достаточно небольшим количеством произведений, однако является уникальной по форме и содержанию. Глубина психологизма стихов Тютчева сопоставима с произведениями Ф. М. Достоевского.

  4. В 1850–1860 х гг. создаются лучшие произведения любовной лирики Тютчева, потрясающие психологической правдой в раскрытии человеческих переживаний. Ф. И. Тютчев – поэт возвышенной любви. Особое место в творчестве поэта занимает цикл стихов, посвященных Е. А. Денисьевой. Любовь поэта была драматична. Возлюбленные не могли быть вместе, и поэтому любовь воспринимается Тютчевым не как счастье, а как роковая страсть, несущая горе. Тютчев не певец идеальной любви – он, как и Некрасов, пишет о ее “прозе” и о своих чувствах: любовь к самому дорогому неожиданно оборачивается мучительством. Но он утверждает, что важно понимать любимого, смотреть на себя его глазами, бояться совершить опрометчивые поступки в отношениях с любимым:
    О, не тревожь меня укорой справедливой!
    Поверь, из нас двоих завидней часть твоя:
    Ты любишь искренно и пламенно, а я –
    Я на тебя гляжу с досадою ревнивой.
    В этом стихотворении можно увидеть терзания поэта из за этой “незаконной” любви. Поэта мучает опустошенность собственной души. Тютчев считал эгоизм болезнью века, он боялся его проявлений. В этом стихотворении женщина любит “искренно и пламенно”, а мужчина признает себя лишь “безжизненным кумиром” ее души:
    Чему молилась ты с любовью,
    Что, как святыню берегла,
    Судьба людскому суесловью
    На поруганье предала.
    Толпа вошла, толпа вломилась
    В святилище души твоей и ты невольно постыдилась
    И тайн и жертв, доступных ей…
    В интимной лирике Тютчева рождается мучительное признание несовместимости красоты со злом бытия.
    Вместе с любовью поэт переживал тоску, безысходность положения, предчувствие смерти.
    О, как убийственно мы любим,
    Как в буйной слепоте страстей
    Мы то всего вернее губим,
    Что сердцу нашему милей!
    Следуя пушкинским традициям, Тютчев передавал простые, правдивые чувства, проникнутые напевностью и мелодичностью стиха:
    Я знал ее еще тогда,
    В те баснословные года,
    Как перед утренним лучом
    Первоначальных дней звезда
    Уж тонет в небе голубом…
    Любовь у Тютчева очень похожа на его природу, на весь особенный мир его поэзии. Любовь для него – борьба, мучение, безнадежность.
    Тютчева больше всего интересует не проявление любви, а ее тайна: “Как неразгаданная тайна, живая прелесть дышит в ней – мы смотрим с трепетом тревожным на тихий свет ее очей…”
    Он изображает любовь как стихию, ведь недаром у его героини “сердце, жаждущее бурь”. В любовной лирике Тютчев придает большое значение ночи. Ночь для него – это время открытия правды, признания в любви:
    В толпе людей, в нескромном шуме дня
    Порой мой взор, движенья, чувства, речи
    Твоей не смеют радоваться встрече
    Душа моя! О, не вини меня!..
    Смотри, как днем туманисто бело
    Чуть брезжит в небе месяц светозарный,
    Наступит ночь – и в чистое стекло
    Вольет елей, душистый и янтарный.
    На склоне лет Тютчев испытал, быть может, самое большое в своей жизни чувство – любовь к Е. А. Денисьевой. Именно с этой “последней любовью” связаны стихи, такие как: “Не говори: меня он, как и прежде, любит…”, “Весь день она лежала в забытьи…”, “Утихла бриза… легче дышит…” и др. Взятые все вместе, эти стихи образуют так называемый денисьевский цикл, которые по своему трагизму, передаче чувств не имеют аналогов не только в русской, но и в мировой любовной лирике.
    Одно из самых лучших стихотворений “денисьевского цикла” – “Последняя любовь”. Это настоящий шедевр русской лирики:
    О, как на склоне наших лет
    Нежней мы любим и суеверней.
    Сияй, сияй, прощальный свет
    Любви последней, зари вечерней!
    В нем чувствуется волнение живой души, ощущается “нарушенное дыхание”, неудержимое чувство. Само слово “безнадежность” звучит как беда, как боль. Тютчев глубоко переживал болезнь своей любимой женщины. Его скорбь, горькая безнадежность, разлука нашли отражение в стихотворении “Весь день она лежала в забытьи…”:
    Любила ты, и так, как ты, любить –
    Нет, никому не удавалось!
    О Господи!.. и это пережить…
    И сердце на клочки не разорвалось…
    Любовная лирика Тютчева замечательна тем, что в ней поэт отражает свои пережитые чувства. Каждый раз, читая стихи Тютчева, мы открываем для себя что то свое. Его лирика рождает напряжение чувств и мысли.

  5. Что сердцу нашему милей.
    («О, как убийственно мы любим….»)
    Любовь окружена человеческим судом, поэтому она тра­гична, мучительна для героев:
    Чему молилась ты с любовью,
    Что как святыню берегла, —
    Судьба людскому суеслонью На поруганье предала,
    Толпа вошла, толпа вломилась В святилище души твоей,
    И ты невольно постыдилась И тайн, и жертв, доступных ей…
    («Чему молилась ты с любовью…»)
    В отношениях героев у поэта нет гармонии. Любовная тема неразрывно связана у Тютчева с мотивом судьбы, рока. Страсть нередко становится роковой:
    Любовь, любовь — гласит преданье —
    Союз души с душой родной —
    Их съединенье, сочетанье,
    И роковое их слиянье,
    И… поединок роковой…
    («Предопределение»)
    В этом слиянии и противоборстве чувство героини оказы­вается более чистым, цельным и естественным, чем любовь героя. Он осознает безусловное превосходство своей возлюб­ленной. Женщина у Тютчева находит в себе силы и для нерав­ного поединка с обществом, и для борьбы за свою любовь, демонстрируя душевную стойкость и внутреннюю силу.
    Любовь у поэта не вечна, а преходяща, как и сама жизнь: «Любовь есть сон, а сон — одно мгновенье». Поэтому человек должен смириться со своей участью:
    В разлуке есть высокое значенье:
    Как ни люби, хоть день один, хоть век,
    Любовь есть сон, а сон — одно мгновенье,
    И рано ль, поздно ль пробужденье,
    А должен наконец проснуться человек…
    («В разлуке есть высокое значенье»)
    Значим в лирике Тютчева мотив уходящей любви, ос­тавшейся в прошлом («Я помню время золотое», «Я встре­тил вас — и все былое…», «Она сидела на полу..»), мотив по­следней любви («Последняя любовь»).
    Большой цикл стихотворений поэт посвятил своей возлюб­ленной, роман с которой длился около 15 лет. На 47-м году жизни Тютчев, будучи во втором браке и имея четырех дочерей и двух сыновей, влюбился в Елену Александровну Денисьеву, которая была намного моложе его. У них родилось трое детей. Связь эта осуждалась обществом, и Тютчев испытывал глу­бокое чувство вины, горечи, стыда. И эти чувства поэт выра­зил в своих стихах. В «денисьевском цикле» любовь предстает как мучение, «борьба неравных двух сердец», борьбаженщи- ны со светом, с собственной судьбой. И здесь впервые в рус­ской поэзии главная роль в любовных отношениях отдана женщине, запечатлена сила ее духа и характера.
    Шедеврами «денисьевского цикла» являются стихотворе­ния «О, как убийственно мы любим…», «Она сидела на полу..», «Весь день она лежала в забытьи…», «Есть и в моем страдаль­ческом застое…», «Сегодня, друг, пятнадцать лет минуло».
    По страстности, смятенности своих чувств Елена Денись­ева напоминала героинь романов Ф.М. Достоевского. Она страдала, оттого что Тютчев не мог порвать со своей законной семьей, что положение ее в обществе было двусмысленным. Денисьева умерла от чахотки, роковая страсть сгубила ее.
    Таким образом, любовная лирика Тютчева несет в себе глу­бочайший нравственный смысл. Психологическая конкрет­ность ситуаций в стихотворениях любовного цикла сочетает­ся с вещими откровениями, с сокровенными думами о чело­веческой душе. Это общечеловеческая значимость, глубина идей сближает поэта с Пушкиным и Достоевским.

  6. Федор Иванович Тютчев — русский поэт XIX века, современник Пушкина, Лермонтова, Некрасова. Отличи­тельной чертой его поэтического мировосприятия являет­ся философское осмысление тех художественных задач, которые ставил перед собой поэт. Его по праву считают тонким лириком, а его творческое наследие должно рас­сматриваться всегда в связи с его философским мировоз­зрением.
    Тема любви в стихотворениях Тютчева представлена в связи с такими ключевыми понятиями как «судьба», «рок», «предопределение», «страсть». Чувство рождается, как весенний ветер, и захватывает влюбленных очарова­нием. Но Тютчев чаще обращается не к настоящему вре­мени, а к прошедшему. «Былое» больше беспокоит поэта. Стихотворения, написанные на склоне лет, специалисты условно объединяют в один цикл, названный Денисьевским (по имени Денисьевой, которой поэт посвятил мно­го стихотворений). Основная тематика цикла — самопо­жертвование, любовь, страдание русской души, «страсти роковые». «Былое» поэт воспринимает как лучшие годы, «время золотое», согревающее и через годы героя своим теплом. Особое состояние вызывают в душе переживания встречи после долгой разлуки с женщиной, в которую был когда-то влюблен. Эта «душевная полнота» застав­ляет «жизнь заговорить вновь» («Я встретил вас, и все былое…»).
    В стихотворении «Предопределение» поэт определяет любовь, по преданию, как союз двух душ, которые обре­тают родство. Две души сочетаются, сливаются и долж­ны познать настоящее счастье, но тут двоих влюбленных подстерегает беда. Тютчев считает, что сердца вступают в противостояние и поражают друг друга «роковыми страстями»:
    И кто в избытке ощущений,
    Когда кипит и стынет кровь,
    Не ведал ваших искушений — Самоубийство и Любовь!
    ( «Близнецы» )
    Роковой перелом в истории любви наступает, конечно же, в момент расставания влюбленных. Причем, поэт час­то предоставляет нам возможность задуматься о концовке страстного чувства:
    В разлуке есть высокое значенье:
    Как ни люби, хоть день один, хоть век,
    Любовь есть сон, а сон — одно мгновенье,
    И рано ль, поздно ль пробужденье,
    А должен наконец проснуться человек…
    («В разлуке есть высокое значенье…»)
    Философская миниатюра стала особой формой поэзии именно у Тютчева, до него четверостишия с их концент­рацией смысла и экономной формой использовались для сочинения сатирических стихотворений — эпиграмм. Та­кое высокое, как у Тютчева, использование миниатюры, то есть философские сентенции, сделали творчество поэта уникальным в своем роде. Ведь именно Тютчев раскрыл поэтический потенциал четверостишия.
    Кто б ни был ты, но, встретясь с ней,
    Душою чистой иль греховной
    Ты вдруг почувствуешь живей,
    Что есть мир лучший, мир духовный.
    Таким образом, любовь между мужчиной и женщи­ной поднимает влюбленных на новый уровень бытия, где внешние проявления уходят на задний план, а души влюбленных приоткрывают завесу духовного мира.
    Образ духовного мира у Тютчева в целом переклика­ется именно со стихийными сущностями — духи, стихии огня, ветра, морская стихия. Любовь же Тютчев видит именно как стихию, управлять которой человек не в си­лах, он может быть лишь влекомый этой стихией. Такое влечение имеет две развязки: «рано ль, поздно ль про-бужденье» или сердце «изноет наконец».
    И все же влечение в направлении «роковых страстей» Тютчев находит неизбежным и естественным, как все в природе. Сравнивая любовь с весенним теплом, Тютчев дает уже положительную оценку этому чувству: «Или ве­сенняя то нега?.. Или то женская любовь?..» («Еще земли печален вид…»). Нежность чувства вызывает ассоциации с весной, молодостью, пробуждением животворных токов внутри растений и деревьев. Так же и в человеке «заки­пает кровь».
    Рассмотрим стихотворение «Последняя любовь», на­писанное Тютчевым в начале 50-х годов XIX века, то есть относящееся к третьему периоду творчества поэта. Ощу­щение трагичности бытия преследует поэта. В этом сти­хотворении лирический герой восклицает: «Сияй, сияй, прощальный свет любви последней, зари вечерней!» Ге­рой просит вечерний день — образ последних лет жиз­ни — помедлить и продлить очарование. Но небо (образ самой жизни) охватывает тень (приближение смерти). Блаженством и безнадежностью называет Тютчев послед­нюю в жизни любовь:
    Пускай скудеет в жилах кровь,
    Но в сердце не скудеет нежность…
    Последний период творчества характеризуется потря­сением основ Тютчевского мировосприятия, картина сов­ременного поэту мира стремительно меняется, романти­ческое направление в искусстве ослабевает. Фактически Федор Тютчев завершил период романтизма в русской литературе, достойно представив ее в сокровищнице ми­рового лирико-философского наследия.

  7. Особое место в творчестве Тютчева занимает тема любви. Человек сильных страстей, он запечатлел в стихах все оттенки этого чувства и мысли о неумолимой судьбе, преследующей человека. Именно в любовной лирике поэта с особой силой проявились и запечатлелись трагические конфликты духовного существования:
    О, как убийственно мы любим,
    Как в буйной слепоте страстей
    Мы то всего вернее губим,
    Что сердцу нашему милей!
    Ведь любовь оказывалась одним из проявлений столь близкой Тютчеву мятежной стихии жизни:
    Любовь, любовь – гласит преданье –
    Союз души с душой родной –
    Их съединенье, сочетанье,
    И… поединок роковой…
    Любовная поэзия Тютчева – это целая повесть, в которой есть свои прологи и начала, взрывы и кульминации:
    Я встретил вас – и все былое
    В отжившем сердце ожило;
    Я вспомнил время золотое –
    И сердцу стало так тепло…
    Исследователи жизни поэта скрупулезно устанавливают события, стоящие за стихами, образы. Например, образ Амалии Крюденер, к которой были обращены эти строки. Это стихотворение было написано уже на склоне лет, после очередного сильного потрясения в жизни поэта. Встреча с прошлым, может быть, одно из самых тяжких испытаний для человека. И тем неожиданней становятся поэтические строки, также обращенные к баронессе Крюденер:
    Я помню время золотое,
    Я помню сердцу милый край;
    День вечерел; мы были двое;
    Внизу, в тени, шумел Дунай…
    Между этими стихами промежуток в 34 года. Тютчев познакомился с Амалией Максимилиановной Лерхенфельд, когда ей было 14 лет. Поэт просил ее руки, но родители девушки отказали. Любовь к Амалии Тютчев пронес через свою жизнь, несмотря на другие сильные любовные потрясения в его жизни:
    Как после вековой разлуки,
    Гляжу на вас, как бы во сне, –
    И вот – сильнее стали звуки,
    Не умолкавшие во мне…
    Тут не одно воспоминанье,
    Тут жизнь заговорила вновь, –
    И то же в вас очарованье,
    И та ж в душе моей любовь!..
    Любовь в поэзии Тютчева – грозовая, губительная страсть. Через все его творчество проходит противопоставление тихого рассвета любви бурному разгару страстей. Образ полной свежей прелести «младой феи» вписывается в «светлый» пейзаж «сердца милого края». «Душа болезненно-греховная», «обморок духовный» – Тютчев заглянул в такие глубины, в такие бездны человеческой души, как никто до него. Движение лирической мысли очень четко передает движение человеческого сердца.
    Самым значительным в любовной лирике Тютчева стал так называемый «денисьевский цикл».
    В этом цикле вполне возможно найти и восстановить ход основных событий: встреча героев (в 1850 году сорокасемилетний поэт познакомился с двадцатичетырехлетней Еленой Александровной Денисьевой, подругой своих дочерей), рождение дочери («Не раз ты слышала признанье…»), болезнь («Весь день она лежала в забытьи…») и смерть героини («Сегодня, друг, пятнадцать лет минуло…»). Четырнадцать лет, до самой смерти Денисьевой, длился их союз, родилось трое детей. С официальной своей семьей Тютчев не порывал, и общество отвергло несчастную женщину, «толпа, нахлынув, в грязь втоптала то, что в душе ее цвело».
    Жизненные, бытовые реалии вызывают «поток сознания» и переживания лирического героя, которые и являются главным предметом изображения этого цикла. Гамма чувств лирического героя определена во многом тремя жизненными обстоятельствами: любовь греховна с точки зрения общественной и религиозной морали; для героя – это поздняя любовь; одиночество героя после смерти возлюбленной.
    Тематически цикл делится на две части: до и после смерти героини. Центральный герой цикла – «он», но «она» присутствует как источник его мыслей и чувств, как образ возлюбленной. Цикл диалогичен. Благодаря этому стихотворения воспринимаются как долгий, взволнованный, искренний внутренний монолог лирического героя, адресованный прежде всего возлюбленной. Напряженность усиливается из-за внешней безысходности ситуации и за счет глубины переживаний, процесса осмысления:
    Не говори: меня он, как и прежде, любит,
    Мной, как и прежде, дорожит…
    О нет! Он жизнь мою бесчеловечно губит,
    Хоть, вижу, нож в руке его дрожит.
    Несмотря на то, что Тютчев полного выхода из любовной трагедии не нашел, поэт стремится преодолевать трагическое мироощущение. Поэт остается открытым как своему прошлому, так и самому чувству влюбленности, верным памяти своих возлюбленных.
    Любовь в понимании Тютчева – самое большое потрясение в жизни человека. Именно любовь наполняет смыслом, внутренним горением, заставляет содрогаться человеческое сердце, способствует взлету человеческого разума и одухотворенности всего миропорядка. Поэт отстаивает право каждого на это чувство и показывает, насколько оно лично:
    Любима ты, и так, как ты –
    Нет, никому еще не удавалось!
    О господи!.. и это пережить…
    И сердце на клочки не разорвалось…
    Беру!

  8. Тема любви является традиционной в русской поэзии. Ка­ждый поэт, говоря о любви, вкладывает в свои произведения “личный опыт, свои субъективные суждения. Глубоким дра­матизмом, напряженностью и философичностью отмечена любовная лирика Ф.И. Тютчева. В ней доминируют образы дня и ночи, рядом с блаженством оказывается ощущение без­надежности наряду с тишиной чувствуется проявление не­обузданной стихии, бури, которая чревата катастрофой.
    Уже в ранних стихах на тему любви обнаруживается про­тиворечивость. В шутливом послании «К Нисе» верности противопоставлен «неверный блеск», сердечности чувства — легковерное равнодушие красавицы с условным именем. Счастье, которое дарует любовь, нередко у Тютчева живет рядом со страданием.
    Одним из самых радостных и светлых увлечений молодо­сти поэта было чувство к Амалии Лерхенфельд, позже — ба­ронессе Крюденер. Но «божественная Амалия», как называл ее Г. Гейне, вопреки нежному чувству к Тютчеву, неожидан­но отдала свою руку другому. Несмотря на длительную го­речь от пережитого, поэт много лет спустя поведал об этой не-угасающей любви как о «времени золотом», исполненном поэзии и красоты («Я помню время золотое…»):
    Я помню время золотое,
    Я помню сердцу милый край.
    День вечерел; мы были двое;
    Внизу, в тени, шумел Дунай.
    Спустя 34 года Тютчев создаст еще одно лирическое при­знание этой женщине — «Я встретил вас — и все былое…». Между двумя посвященными ей стихотворениями много родственного. Недаром оба они начинаются с воспоминаний о былом, рисуют прошлое сквозь дымку чудесного сна («Гля­жу на вас, как бы во сне») и одинаково оценивают прошед­шее— как «время золотое». Неумирающее чувство оказыва­ется победителем времени («слышнее стали звуки, / Не умолкавшие во мне»).
    Два великолепных стихотворения о любви Тютчев посвя­тил своей первой жене Элеоноре, с которой ему суждено было прожить двенадцать лет, до того дня, когда она скончалась, потрясенная страшным пожаром, случившимся на пароходе, на котором она плыла вместе с тремя детьми. Первое из сти­хотворений, посвященных Элеоноре, поэт пишет через 10 лет после ее смерти. Оно полно любовного томления, и об этом го­ворит уже первая его строка — «Еще томлюсь тоской жела­ний…». Снова оживает в тексте мрачный «сумрак», но его преодолевает светлый образ незабываемой женщины. Чело­веческие отношения сопоставлены с природными явления­ми. Образ ушедшей неизменен и недвижим, «как ночью на небе звезда».
    Мотивы ночи, тьмы и дня, солнечного света контрастно зву­чат и в другом стихотворении, адресованном Элеоноре, — «В часы, когда бывает…». Хотя нет сил, и изнывает сердце, хотя впереди лишь страшная тьма, но явление любимой стано­вится подобным лучу приветного солнца, который «огнецвет­ной струёю» окрашивает тоскливые стены. Давняя любовь женщины названа здесь «мило-благодатной», «воздушной» и «светлой», и все эти яркие эпитеты утверждают красоту и бессмертие большого чувства.
    Ряд искренних любовных признаний адресовал Тютчев и второй своей жене — Эрнестине Федоровне Тютчевой. В цикл стихов, посвященных ей, входят такие произведения, как «Люблю глаза твои, мой друг…», «Мечта», «Вверх по тече­нию вашей жизни», «Как робко любящее сердце!», «Не знаю я, коснется ль благодать…», «Она сидела на полу…», «Все отнял у меня казнящий бог…». В этих стихотворениях со­четаются любовь «земная», отмеченная чувственностью, страстью, «огнем желанья», даже демонизмом, и чувство не­земное, «небесное», когда автор поэтизирует «свет необычай- ный», душу, глядящую с высоты, «благодать», дарующую успокоенье. Ощущаются гнетущая тревога, «неумолимый страх» перед возможной «бездной», которая может пред­стать перед любящими, но лирический герой силится эти пропасти преодолеть.
    В любовной лирике Тютчева есть и ощущение открыв­шейся бездны, хаоса, «палящего летнего зноя», бурного раз­гула страстей, рокового начала. Безграничное счастье обора­чивается трагедией, а властное влечение к родной душе превращается в «поединок роковой», борьбу неравную «двух сердец» («Предопределение»). Эти черты трагического явст­венно сказались в стихотворении «Близнецы», где любовь оказывается сопоставленной с самоубийством: в обоих случа­ях у человека возникает «избыток ощущений». Поэт стяги­вает здесь в парадоксальные сочетания понятия, казалось бы необычайно отдаленные друг от друга. Таковы выражения: «обаянья нет ужасней», «в роковые дни… обворожают», «кипит и стынет», «Самоубийство и Любовь».
    Наиболее обостренно роковой поединок чувств предстает у поэта в его поразительном цикле любовной лирики — «денисьевском». Группа этих стихотворений носит автобио­графический характер: они отражают 14-летний любовный роман поэта и Елены Александровны Денисьевой. Однако ценность этих стихов не ограничивается выражением в них переживаний Тютчева. Автобиографическое начало здесь преодолено, и личное, частное вознесено в ранг общечелове­ческого.
    Глубочайшим лиризмом отличается стихотворение «По­следняя любовь». Созданное «на склоне лет», оно звучит как грустный романс, посвященный позднему, но оттого особен­но трепетному чувству. Обращаясь к этой любви, поэт с лег­кой горечью и одновременно радостью приветствует ее. Сино­нимом для этого позднего, но сильного чувства поэт избирает выражение «заря вечерняя», но для него она источник особо­го, интенсивного света. И оттого трижды он говорит в треть­ем стихе начальной строфы об этом свете, применяя повтор и
    обращение: «Сияй, сияй, прощальный свет…» Этот мотив подхвачен во второй строфе, воспроизводящей вечерний пей­заж: «Лишь там, на западе, бродит сиянье…»
    Но, как всегда, у Тютчева рядом со светом уживается тень, охватившая полнеба; день неизбежно переходит в ночь. Особенно остро этот контраст поэт ощущает теперь. И он за­клинает этот «вечерний день» помедлить, просуществовать подольше, не уступать наступающей тьме. Снова звучат по­вторы этой мольбы:
    Помедли, помедли, вечерний день,
    Продлись, продлись,очарованье.
    В третьей строфе поэт вновь возвращается к мотиву неж­ности, прозвучавшему в начальном четверостишии, уверяя, что «в сердце не скудеет нежность». Также повторяется мо­тив «последней любви», в которой столь противоречиво со­единились и блаженство, и безнадежность.
    Как величайшую трагедию своей жизни пережил Тютчев смерть Е.А. Денисьевой в 1864 году. Его душевное состояние передает стихотворение, написанное на Южном побережье .Франции, где поэт пытался забыться от потрясения, — «О, этот Юг, о, эта Ницца!..». Миниатюра строится на резком контрасте. Первые два стиха исполнены жажды жизни, тя­готения к ярким впечатлениям, стремления к пестроте и бле­ску южной природы. Оба они, похожие на беглый пейзаж­ный набросок, включают три междометия «о» и два восклицания. И темой своей, и интонацией, и синтаксиче­ским строем эти две строки резко противостоят всем шести последующим стихам, откровенно исповедальным, тихим, горестным и трагичным.

  9. Талантливый русский поэт Ф. Тютчев был человеком, умевшим глубоко, страстно и преданно любить. В понимании Тютчева, любовь — это «поединок роковой»: и слияние душ, и их противостояние. Стихотворения о любви у поэта полны драматизма:
    О, как убийственно мы любим,
    Как в буйной слепоте страстей
    Мы то всего вернее губим,
    Что сердцу нашему милей!
    У Тютчева в стихах — буря чувств, он описывает любовь во всем разнообразии ее проявлений. Поэт верил, что к истинной любви человека ведет судьба. Стихотворение «Я встретил вас…» посвящено первой любви Тютчева, Амалии Лерхенфельд, к которой поэт посватался, когда ей было 14 лет. Родители девочки не согласились на этот брак. Прошло 34 года, Амалия не забыла своего возлюбленного и приехала проведать его. Тютчев уже умирал, и появление Амалии у своей постели воспринял как чудо. После ее прощального визита поэт написал стихотворение «Я помню время золотое…»:
    Как после вековой разлуки,
    Гляжу на вас, как бы во сне, —
    И вот — слышнее стали звуки,
    Не умолкавшие во мне…
    Тут не одно воспоминанье,
    Тут жизнь заговорила вновь, —
    И то же в вас очарованье,
    И та ж в душе моей любовь!..
    В стихотворении «Близнецы» Тютчев называет близнецами Самоубийство и Любовь. Автор уверен, что любовь может довести человека до самоубийства.
    Знаменитый «денисьевский цикл» Тютчева стал отражением глубокой и страстной любви поэта к молодой учительнице его детей Е. А. Денисьевой. Ей посвящено большое количество стихотворений, которые, собранные в цикл, представляют собой своеобразный дневник их отношений, длившихся 14 лет. Дени- сьева умерла молодой от чахотки.
    В стихотворении «О, как убийственно мы любим…» поэт говорит о том, что любовь нужно беречь, охранять от зла мира, иначе ее можно потерять. Поэт казнит себя за эту любовь, которая принесла его возлюбленной столько страданий:
    …Судьбы ужасным приговором
    Твоя любовь для ней была,
    И незаслуженным позором
    На жизнь ее она легла…
    Общество презирало Денисьеву за связь с женатым поэтом. В начале отношений она была веселой и жизнерадостной девушкой, но потом:
    Куда ланит девались розы,
    Улыбка уст и блеск очей?
    Всё опалили, выжгли слезы
    Горячей влагою своей.
    Эта любовь поэта закончилась смертью возлюбленной.
    Последние стихотворения, написанные на смерть любимой, потрясают трагичностью:
    Любила ты, и так, как ты, любить —
    Нет, никому еще не удавалось!
    О Господи!.. и это пережить…
    И сердце на клочки не разорвалось…
    В стихотворениях, написанных после смерти возлюбленной, поэт пытается воскресить ее образ, кается в грехах перед ней, вспоминает моменты их общего счастья, продолжает разговаривать с ней:
    Вот тот мир, где жили мы с тобою,
    Ангел мой, ты видишь ли меня?
    Любовная лирика Тютчева полна желанием понять душу женщины, обожествлением и сочувствием. На этой лирике впоследствии формировались таланты Блока, Цветаевой и многих других поэтов вплоть до наших современников.

  10. В 1850-1860?х гг. создаются лучшие произведения любовной лирики Тютчева, потрясающие психологической правдой в раскрытии человеческих переживаний. Ф. И. Тютчев — поэт возвышенной любви. Особое место в творчестве поэта занимает цикл стихов, посвященных Е. А. Денисьевой. Любовь поэта была драматична. Возлюбленные не могли быть вместе, и поэтому любовь воспринимается Тютчевым не как счастье, а как роковая страсть, несущая горе.
    Тютчев не певец идеальной любви — он, как и Некрасов, пишет о ее «прозе» и о своих чувствах: любовь к самому дорогому неожиданно оборачивается мучительством. Но он утверждает, что важно понимать любимого, смотреть на себя его глазами, бояться совершить опрометчивые поступки в отношениях с любимым: О, не тревожь меня укорой справедливой! Поверь, из нас двоих завидней часть твоя: Ты любишь искренно и пламенно, а я — Я на тебя гляжу с досадою ревнивой. В этом стихотворении можно увидеть терзания поэта из?за этой «незаконной» любви.
    Поэта мучает опустошенность собственной души. Тютчев считал эгоизм болезнью века, он боялся его проявлений. В этом стихотворении женщина любит «искренно и пламенно», а мужчина признает себя лишь «безжизненным кумиром» ее души: Чему молилась ты с любовью, Что, как святыню берегла, Судьба людскому суесловью На поруганье предала. Толпа вошла, толпа вломилась В святилище души твоей и ты невольно постыдилась И тайн и жертв, доступных ей.
    В интимной лирике Тютчева рождается мучительное признание несовместимости красоты со злом бытия. Вместе с любовью поэт переживал тоску, безысходность положения, предчувствие смерти. О, как убийственно мы любим, Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей! Следуя пушкинским традициям, Тютчев передавал простые, правдивые чувства, проникнутые напевностью и мелодичностью стиха: Я знал ее еще тогда, В те баснословные года, Как перед утренним лучом Первоначальных дней звезда Уж тонет в небе голубом.
    Любовь у Тютчева очень похожа на его природу, на весь особенный мир его поэзии. Любовь для него — борьба, мучение, безнадежность. Тютчева больше всего интересует не проявление любви, а… ее тайна: «Как неразгаданная тайна, живая прелесть дышит в ней — мы смотрим с трепетом тревожным на тихий свет ее очей.» Он изображает любовь как стихию, ведь недаром у его героини «сердце, жаждущее бурь». В любовной лирике Тютчев придает большое значение ночи.
    Ночь для него — это время открытия правды, признания в любви: В толпе людей, в нескромном шуме дня Порой мой взор, движенья, чувства, речи Твоей не смеют радоваться встрече Душа моя! О, не вини меня. Смотри, как днем туманисто-бело Чуть брезжит в небе месяц светозарный, Наступит ночь — и в чистое стекло Вольет елей, душистый и янтарный. На склоне лет Тютчев испытал, быть может, самое большое в своей жизни чувство — любовь к Е. А. Денисьевой. Именно с этой «последней любовью» связаны стихи, такие как: «Не говори: меня он, как и прежде, любит. «, «Весь день она лежала в забытьи. «, «Утихла бриза. легче дышит.» и др. Взятые все вместе, эти стихи образуют так называемый денисьевский цикл, которые по своему трагизму, передаче чувств не имеют аналогов не только в русской, но и в мировой любовной лирике. Одно из самых лучших стихотворений «денисьевского цикла» — «Последняя любовь».
    Это настоящий шедевр русской лирики: О, как на склоне наших лет Нежней мы любим и суеверней. Сияй, сияй, прощальный свет Любви последней, зари вечерней! В нем чувствуется волнение живой души, ощущается «нарушенное дыхание», неудержимое чувство. Само слово «безнадежность» звучит как беда, как боль. Тютчев глубоко переживал болезнь своей любимой женщины. Его скорбь, горькая безнадежность, разлука нашли отражение в стихотворении «Весь день она лежала в забытьи. «: Любила ты, и так, как ты, любить — Нет, никому не удавалось! О Господи. и это пережить. И сердце на клочки не разорвалось. Любовная лирика Тютчева замечательна тем, что в ней поэт отражает свои пережитые чувства. Каждый раз, читая стихи Тютчева, мы открываем для себя что?то свое. Его лирика рождает напряжение чувств и мысли.

  11. «Стихотворения г. Ф. Тютчева,— писал Н. А. Не­красов,— принадлежат к немногим блестящим явле­ниям в области русской поэзии. …Тютчев написал очень немного; но все написанное им носит на себе пе­чать истинного и прекрасного таланта, нередко само­бытного, всегда грациозного, исполненного мысли и неподдельного чувства». С этим некрасовским утвер­ждением нельзя не согласиться. Одной из главных в творчестве Ф. И. Тютчева стала тема любви.
    В Мюнхене Ф. И. Тютчев познакомился с совсем еще юной Амалией фон Лерхенфельд. Поэт горячо по­любил ее. Спустя десять лет после их первой встречи он пишет проникновенное стихотворение «Я помню время золотое…». Оно являет собой высший образец лиризма. Его героиня — юная фея, волшебница, неж­ная, чистая, восхитительная. Время любви к ней для поэта — время золотое. О нем вспоминает он со свет­лой грустью и упоением. Возникает в этом стихотво­рении и грустная нотка о быстротечности жизни. По словам литературоведа В. Кожинова, тютчевская воз­любленная в стихотворении «предстает как центр, как своего рода средоточие целого, прекрасного мира».
    Судьбе не было угодно, чтобы Амалия стала женой Тютчева. За время отсутствия поэта девушка вышла замуж за барона Крюднера. Это событие принесло в душу Тютчева боль и разочарование, но теплое чувст­во к Амалии, ставшей баронессой Крюднер, поэт про­нес через всю свою жизнь, хотя пережитая драма ос­тавила глубокий след в его душе.
    В 1870 году Тютчев пишет стихотворение «К. Б.», навеянное новой встречей с Амалией, которая прибы­ла в лечебницу, где находился уже пожилой поэт. Всплыли старые воспоминания, сладкой аурой про­шлого окутали они сознание поэта. Я встретил вас — и все былое В отжившем сердце ожило; Я вспомнил время золотое И сердцу стало так тепло…
    С дуновением весны сравнивает пожилой Тютчев появление Амалии. Черты возлюбленной лирическо­му герою по-прежнему милы, она, словно сон, в кото­рый сложно поверить, является ему. И вместе с этим в нем пробуждаются не только воспоминания, но и сама жизнь, и, конечно же, любовь.
    Знаменательным событием в жизни Тютчева стало его знакомство с молодой Еленой Денисьевой. Уже в зрелом возрасте Тютчев в очередной раз познал глубо­кую и страстную любовь. Ей великий поэт посвятил многие свои стихотворения. Все они говорят о траги­ческой сущности любви, потому что сама история взаимоотношений Тютчева с Денисьевой драматична. Полюбив ее, Тютчев не находил в себе сил расстаться с женой, к которой также испытывал искреннюю при­вязанность. Елена Денисьева за свою порочную, по меркам общественной морали, любовь была отвергну­та всеми. Острое чувство переживания за судьбу воз­любленной и породило самые лучшие страницы тют­чевской любовной лирики.
    Одним из шедевров «денисьевского цикла» являет­ся стихотворение «О, как убийственно мы любим…». Встреча с любимой в нем предстает роковой, породив­шей «буйную слепоту страстей», губящих самое доро­гое. Поэт и в этом стихотворении не удерживается от сравнения человеческих чувств с явлениями приро­ды. Это характерная особенность лирики Тютчева Счастье коротко, как северное лето, оно лишь сон. Любовь легла на судьбу возлюбленной незаслужен­ным позором, и это мучительно переживает поэт. Его чувства к героине стихотворения оказываются убийственными.
    На стихотворение «Я очи знал, — о, эти очи!..» Тют­чева также вдохновила любовь к Денисьевой. Предме­том восхищения поэта в этом стихотворении стано­вятся глаза возлюбленной, от которых невозможно «душу оторвать». В «их волшебной страстной ночи» необыкновенная глубина страсти и горе. Взгляд воз­любленной «грустный, углубленный», «роковой», а мгновения встречи с ним — поистине сладостные, волнительные, волшебные, трогательные до слез.
    В стихотворении «Весь день она лежала в забы­тьи…» поэт передает трагическое чувство горечи рас­ставания с уходящей из жизни возлюбленной, страст­но любящей жизнь и самого поэта.
    Любила ты, и так, как ты, любить — Нет, никому еще не удавалось! О Господи!., и это пережить…. И сердце на клочки не разорвалось… И. С. Тургенев утверждал, что «для того, чтобы вполне оценить г. Тютчева, надо самому читателю быть одаренным некоторою тонкостию понимания некоторою гибкостью мысли». Любовная лирика Тютчева весьма психологична, к тому же она носит и философский характер.

  12. Главная
    Сочинения по литературе
    Тема любви в лирике Тютчева – сочинение
    Свою беззаветную веру в Родину Тютчев старался прививать и детям. Мне вспоминается маленький, но сосредоточивший в себе столько смысла отрывок из письма поэта к дочери, в котором он пишет, что в России она найдет больше любви, чем где бы то ни было, ощутит все доброе в ее народе и будет счастлива, что родилась русской.
    Тема любви в лирике Ф.И. Тютчева занимает немалое место. Поэт был счастлив в любви, не мог жить без любви, любил с ранней молодости до глубокой старости. Для него это было время золотое — время сплошной влюбленности в жизнь, в блестящее общество молодых, прекрасных женщин.
    Будучи некрасив внешне, маленького роста, лысоватый, худощавый, он пользовался большой популярностью среди дам высшего света Москвы, Петербурга, Парижа, Мюнхена. В чем же заключался секрет обаяния Тютчева? Я думаю, он покорял женщин своим интеллектом и незаурядной романтической натурой. В его любимых стихотворениях невыразимое чувство таинственности:
    Люблю глаза твои, мой друг,
    С игрой их пламенно-чудесной,
    Когда их приподнимешь вдруг
    И, словно молнией небесной,
    Окинешь бегло целый круг…
    В большей части своих произведений поэт тщательно скрывает своего адресата, и лишь по едва заметным приметам можно догадаться, к кому оно обращено:
    Она сидела на полу
    И груду писем разбирала,
    И, как остывшую золу,
    Брала их в руки и бросала.
    Эти строки посвящены второй жене Тютчева — Эрнестине Федоровне. Наблюдая роман своего мужа, она сохранила самообладание, достоинство и любовь к нему. На склоне лет поэт оценит это и поймет, что ушло из его жизни со смертью жены:
    Любима ты, и так, как ты, любить —
    Нет, никому еще не удавалось!
    О, господи!.. И это пережить…
    И сердце на клочки не разорвалось…
    15 лет длился «блаженно-роковой» роман Тютчева с Е.Л. Денисьевой, в течение которых автором был создан знаменитый денисьевский цикл, шедевр русской любовной лирики. В него вошли такие стихотворения, как «Предопределение», «О, не тревожь меня укорой справедливой!..», «В разлуке есть высокое значенье…», «Последняя любовь».
    О, как убийственно мы любим
    Мы то всего вернее губим,
    Что сердцу нашему милей! —
    писал Тютчев.
    Действительно, сам он стал причиной отторжения обществом его возлюбленной: связь их считалась порочной. Испытывая удушающее чувство стыда, поэт пишет свое обращение к Денисьевой:
    Чему молилась ты с любовью,
    Что, как святыню, берегла,
    Судьба людскому суесловью
    На поруганье предала.
    Толпа вошла, толпа вломилась
    В святилище души твоей,
    И ты невольно постыдилась
    И тайн и жертв, доступных ей…
    Интересна еще одна сторона любовной лирики поэта. Эту особенность я наблюдала лишь у Пушкина в «Евгении Онегине»: пытаясь проникнуть в самые сокровенные уголки сердца, поэт-мужчина берет на себя роль женщины, он пишет от имени влюбленной женщины. Тютчев пытался понять и выразить чувства Денисьевой:
    Не говори: меня он, как и прежде, любит,
    Мной, как и прежде, дорожит…
    О нет! Он жизнь мою бесчеловечно губит,
    Хоть вижу, нож в руке его дрожит.
    Он мерит воздух мне так бережно и скудно…
    Не мерят так и лютому врагу…
    Ох, я дышу еще болезненно и трудно,
    Могу дышать, но жить уж не могу.
    Тем временем жизнь поэта уже подходит к концу. Кажется, должны зазвучать стихотворения, в которых автор подводит итоги своего бытия. Но наперекор болезням, старости продолжают звучать ноты любви:
    О, как на склоне наших лет
    Нежней мы любим и суеверней…
    Сияй, сияй, прощальный свет
    Любви последней, зари вечерней!
    Я люблю творения Тютчева за то, что мысль любого его произведения не является просто мыслью, а всегда навеяна образами, взятыми из мира души или природы. Еще я люблю его стихи за тонкий вкус — «плод многостороннего образования». Для меня он отличается от всех единением талантливости и человечности. Поэт не ищет популярности. Его талант не направлен на толпу, понять его может не каждый. Я поняла только небольшую долю его творчества. Тютчев научил меня замечать то, что раньше я не замечала, любоваться тем, что не бросается в глаза.

  13. МБОУ « Приютненская средняя школа № 2»
    Конкурсное сочинение на тему:
    «Любовь в лирике
    Ф.И.Тютчева»
    Выполнил: ученик 10 «а» класса
    КИКИЛЬДЕЕВ Лиджи
    Учитель:
    ВДОВЕНКО Ирина Алексеевна
    с. Приютное
    О, как убийственно мы любим,
    Как в буйной слепоте страстей
    Мы то всего вернее губим,
    Кто сердцу нашему милей!
    Ф. И. Тютчев
    «Говорят, сейчас другое время. Но ведь Поэзия осталась. Как остались рассветы и закаты, шорох листьев и осенняя звезда  Альдебаран — звезда свиданий и разлук, без чего немыслимы и жизнь, и поэзия этой жизни, какой бы трудной она ни была», – так говорит наш современник, поэт Калмыкии Григорий Кукарека.
    «Поэзия есть огонь, загорающийся в душе человека. Огонь этот жжет, греет и освещает», – так писал Лев Николаевич Толстой.
    И действительно, настоящий  поэт сам невольно и страданием горит, и жжет других. Таков Федор Иванович Тютчев, стихи которого мне очень нравятся.
    Я думал, что со временем мои симпатии изменятся. Но вот мне уже шестнадцать лет, а Тютчев по-прежнему остается любимым поэтом. Возможно, мой характер, восприятие жизни в чем-то схожи с его, а может быть, я смотрю на мир его глазами. И хотя он жил более века назад, сила его чувств, мыслей волнует меня, как будто это писал мой современник. Да разве не современники нам все те великие люди, из сокровищницы гения которых мы черпаем и черпаем свои идеалы?
    Имя Федора Ивановича я открыл для себя как новый мир, как новую планету. Тютчев многогранен, и каждая грань его творчества сверкает первозданной красотой откровенного и чистого сердца. Он – поэт Любви и Нежности, Страдания и Счастья, Преданности и воплощенной в любви Вечности, поэтому мне особенно дорога его любовная лирика.
    Поэзия Тютчева о любви – это целая повесть, в которой есть свои прологи и начала, взрывы и кульминации, хаотические брожения души и гармонические разрешения. Есть и свои эпилоги…
    Любовная лирика поэта пронизана глубоким трагизмом. Она наполнена драматическими, а нередко и мучительно неразрешимыми коллизиями, но в то же время олицетворяет высшую радость жизни.
    Радость и горе в живом упоенье,
    Думы и сердце в вечном волненье,
    В небе ликуя, томясь на земле,
    Страстно ликующей,
    Страстно тоскующей
    Жизни блаженство в одной лишь любви.
    Любить и заставлять страдать – удел Тютчева. Осознание этого тяготило его, ужасало и отталкивало от собственного « я ». После смерти первой жены Элеоноры на жизненном небосклоне Поэта засверкали две звезды, одинаковые по силе и неизбывности своего чувства, высоте женского самопожертвования и великого Всепрощения. Два милосердных существа, два ангела, охраняющие его Творчество и Жизнь. Эти две звезды – две женщины — Эрнестина Федоровна Тютчева и Елена Александровна Денисьева – Нести и Леля. Это их слезы, чистые, как горное озеро, и горячие, словно огненная лава вулкана, обжигали душу поэта, заставляя ее страдать, в страдании очищаться и возноситься в поэтическое мироздание вселенского вдохновения.
    Особое место в любовной лирике занимает « денисьевский» цикл. Эти стихи представляют собой лирическую повесть о любви, пережитой поэтом « на склоне лет»,— о любви к Елене Денисьевой.
    Любовь немолодого поэта и девушки была « незаконна», ставила их в кризисное положение, а вся обстановка русской официальной и неофициальной жизни усугубляла эту кризисность.
    Чему молилась ты с любовью,
    Что, как святыню, берегла,
    Судьбу людскому суесловью
    На поруганье предала
    Толпа вошла, толпа вломилась
    В святилище души твоей,
    И ты невольно постыдилась
    И тайн и жертв доступных ей…
    Их связь длилась четырнадцать лет, вплотную до смерти Денисьевой. Любовь эта была горька для обоих, но особенно тяжела для Елены Александровны, которую тяготило двусмысленное положение незаконной жены. В ее страданиях и ранней смерти Тютчев винил прежде всего себя:
    Любила ты, и так, как ты любить —
    Нет, никому еще не удавалось!
    О господи!.. и это пережить…
    И сердце на клочки не разорвалось…
    Памятником остался « денисьевский» цикл – первый в русской литературе лирический роман, как бы поэтический аналог многим будущим романам Достоевского, да и толстовской «Анне Карениной» тоже.
    В ряду лучших созданий поэта выделяются замечательные по своей психологической глубине стихотворения: « О, как убийственно мы любим…», « Предопределение», « Последняя любовь» и другие. Из всех мне особенно нравится стихотворение – «Предопределение».
    Любовь, любовь — гласит преданье –
    Союз души с душой родной –
    Их съединенье, сочетанье,
    И роковое их слиянье,
    И… поединок роковой…
    И чем одно из них нежнее
    В борьбе неравной двух сердец,
    Тем неизбежней и вернее,
    Любя, страдая, грустно млея,
    Оно изноет наконец…
    Какие проникновенные строки! Я нередко задавался вопросом: « Почему же любовь — « поединок роковой?» Но когда внимательно прочитал биографию поэта, то понял, что это борьба между героями – Эрнестиной Федоровной и Еленой Александровной.
    Глубокую любовь – привязанность, любовь – нежность, любовь – дружбу, любовь – уважение поэт испытывал к Нести, своей законной жене, которая вела себя достойно в этой сложной ситуации любовного треугольника. Нести в великой любви к Тютчеву возвысилась до понимания его испепеляющих сердце страданий. Удары судьбы, сыпавшиеся на Тютчева, она ослабляла своим присутствием, своей готовностью защитить, принять, простить,  примиряла его с самим  собой.  Бичующий  кнут самоистязаний и горьких раскаяний Нести приглушала своим прощением…
    Настоящую любовь — страсть, сжигающую и опустошающую душу, поэт испытывал и к Леле. Но ни от одной любви Тютчев отказаться не мог.
    Две параллели в жизни неслиянны
    Неразделимо устремились ввысь
    И осиялись светом первозданным –
    В стихе одном два ангела сплелись.
    В этом любовном поединке сердец, в котором одно, отдавшее себя полностью другому ( « им, им одним живу я »), стремится другое получить в свое безраздельное владение, а это невозможно, потому что высшее природное назначение женщины и мужчины разное.
    Она пришла в этот мир, чтобы сохранить и продолжить жизнь в нем; в идее материнства – высшее ее назначение, здесь цель и смысл ее жизни; любовь, дети, семья – это главное.
    Он пришел в этот мир, чтобы изменить его. Но как изменить и зачем, если все кончается смертью. Перед этими мучительно трудными вопросами он часто оказывается беспомощным. Любовь в его жизни – это только часть ее, другая часть – в действии, в борьбе, в идее. Она – « душа», он – «дух», и гармония между ними недостижима без « веры».
    Гармония в любви, счастье с другим человеком в художественном мире Тютчева невозможны, потому что нет примирения человека с внешним миром, миром хаоса и « всепоглощающей бездны». Потому и любовь, и вся жизнь – это только сон:
    Любовь есть сон, а сон – одно мгновенье,
    И рано ль, поздно ль пробужденье,
    А должен наконец проснуться человек.
    Очень примечательно, что большая часть любовной лирики Тютчева носит ярко выраженный музыкальный характер. Вот строки одного из самых прекрасных, навсегда вошедших в наши души романса:
    Я встретил вас — и все былое
    В отжившем сердце ожило:
    Я вспомнил время золотое –
    И сердцу стало так тепло…
    Комментаторы и исследователи жизни Тютчева скрупулезно устанавливают реальные факты, события и образы, стоящие за стихами. Эти замечательные строки поэт посвятил образу Амалии Крюденер. Поистине трогательный романс! Как проникновенно он звучит! Его слушает уже не одно поколение людей, и всегда он вызывает у всех восторженные чувства.
    Музыкальность, символика и аллегория, многословность лирики поэта позволяют считать поэзию Тютчева истоком символического направления XX века.
    Любовь, если глубже вглядеться, – это солнце поэзии Тютчева. Поэт наделен неутомимой потребностью любить, поклоняться, верить, и атмосфера любовной страсти воспоминаний о пережитой любви овевает всю его поэзию.
    Тут не одно воспоминание,
    Тут жизнь заговорила вновь —
    И то же в вас очарованье,
    И та ж в душе моей любовь!..
    Федор Иванович Тютчев – национальная гордость России. Пройдут десятилетия, отметят новые юбилеи, получат славу другие поэты, но имя Тютчева вечно будет занимать в их плеяде почетное место. А благодарные потомки всегда будут грустить и печалиться над стихами человека, который, подобно яркой комете, пронесся над Россией.

  14. Дополнительные сочинения по данной теме
    Тема родины в поэзии Ф. И. Тютчева
    Великий русский поэт Федор Иванович Тютчев оставил потомкам богатое творческое наследие. Он жил в эпоху, когда творили Пушкин, Жуковский, Некрасов, Толстой. Современники считали Тютчева умнейшим, образованнейшим человеком своего времени, называли “настоящим европейцем”. С восемнадцати лет поэт жил и учился в Европе.
    Тютчев за долгую жизнь был свидетелем многих исторических событий в русской и европейской истории: война с Наполеоном, революции в Европе, польское восстание, Крымская война, отмена крепостного права в России и
    Тема Родины, патриотизм и гражданственность поэзии А. А. Ахматовой
    На время жизни Анны Ахматовой пришлись величайшие войны в истории человечества. Когда началась Первая мировая война, ее муж, Н. Гумилев, добровольцем ушел на фронт. Ахматова понимала весь ужас войны, поэтому ее поэзия в те годы имеет антивоенный характер. Стихотворения “Утешение” и “Молитва” свидетельствуют об этом. Женщинам оставалось только молиться:
    Дай мне горькие годы недуга,Задыханья, бессонницу, жар,Отыми и ребенка, и друга,И таинственный песенный дар -Так молюсь за твоей литургиейПосле стольких томительных
    Темы любви, искусства, религии в поэме В. В. Маяковского «Облако в штанах»
    Поводом для создания поэмы “Облако в штанах” стали трагические переживания личного характера. Смысл и основную мысль своего произведения Маяковский определил в предисловии к первому изданию книги (1918 год). Поэт в свойственной ему манере выражает суть содержания четырех частей поэмы следующим образом: “Долой вашу любовь!”, “Долой ваше искусство!”, “Долой ваш строй!”, “Долой вашу религию!”.
    В первой части поэмы нашли воплощение многие темы лирики раннего Маяковского.
    Это и противопоставление поэта психологии “жирных”, и лирический
    Мотивы трагического одиночества В. В. Маяковского
    Владимира Маяковского часто называют “поэтом-трибуном”. Однако неверно сводить поэзию Маяковского только к агитационно-ораторским стихам, так как в ней присутствуют и интимные любовные признания, трагизм, чувство грусти и философские раздумья о любви. За внешней грубостью лирического героя Маяковского скрывается ранимое и нежное сердце.
    С самых первых стихотворений (“От усталости”, цикл “Я” и другие) у Маяковского звучит мотив трагического одиночества человека в мире:
    Земля!Дай исцелую твою лысеющую головуЛохмотьями губ моих в пятнах чужих
    Тема любви в лирике А. А. Фета
    Описание событий в романах и других произведениях великого русского поэта Афанасия Афанасьевича Фета – это мир красоты. Его стихотворения пронизаны мощными потоками энергии счастья и восторга, наполнены восхищением красотой мира и природы. Главным мотивом его лирики была красота. Именно ее он воспевал во всем.
    Любовная лирика Фета – это океан солнца, счастья и радости. Он боготворит женщину, хочет исполнить любое ее желание, он заботлив и нежен по отношению к ней:
    На
    Лирика Николая Рубцова
    Николай Михайлович Рубцов родился в 1936 году в поселке Емец Архангельской области. Позже его семья переехала в Вологду. Началась война, и отец маленького Николая ушел на фронт, откуда уже не вернулся; еще через год мальчик лишился матери. Значительная часть детства будущего поэта прошла в одном из детских домов Вологодской области.
    Именно в малой родине Николая Рубцова следует искать истоки его глубоко национальной по духу лирики. Судьба поэта неразрывно связана с русским
    Основные мотивы, темы и образы лирики Ф. И. Тютчева
    Великий русский поэт Федор Иванович Тютчев оставил потомкам богатое творческое наследие. Он жил в эпоху, когда творили Пушкин, Жуковский, Некрасов, Толстой. Современники считали Тютчева умнейшим, образованнейшим человеком своего времени, называли “настоящим европейцем”. С восемнадцати лет поэт жил и учился в Европе, а на родине его произведения стали известны только в начале 50-х годов XIX века.
    Отличительной чертой лирики Тютчева было то, что поэт не стремился переделывать жизнь, а пытался понять ее

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *