Сочинение на тему любви по рассказам бунина

12 вариантов

  1. Тема любви занимает едва ли не главное место в творчестве Бунина. Эта тема позволяет писателю соотнести то, что происходит в душе у человека, с явлениями внешней жизни, с требованиями общества, которое основывается на отношениях купли-продажи и в котором порой царят дикие и темные инстинкты. Бунин одним из первых в русской литературе заговорил не только о духовной, но и о телесной стороне любви, с необычайным тактом касаясь самых интимных, сокровенных сторон человеческих отношений. Бунин первым осмелился сказать о том, что не обязательно телесная страсть следует за душевным порывом, что в жизни бывает и наоборот (как это случилось с героями рассказа “Солнечный удар”). И какие бы сюжетные ходы ни выбирал писатель, любовь в его произведениях всегда великая радость и великое разочарование, глубокая и неразрешимая тайна, она — и весна, и осень в жизни человека.
    В разные годы Бунин говорил о любви с разной степенью откровенности. В его ранней прозе герои молоды, открыты и естественны. В таких рассказах, как “В августе”, “Осенью”, “Заря всю ночь”, все на редкость просто, кратко и значительно. Чувства, которые испытывают герои, двойственны, расцвечены полутонами. И хотя Бунин рассказывает о людях, чуждых нам по облику, быту, отношениям, мы сразу узнаем и по-новому понимаем собственные предощущения счастья, ожидания глубоких душевных поворотов. Сближение бунинских героев редко достигает гармонии, чаще оно исчезает, едва возникнув. Но жажда любви пылает в их душах. Печальное прощание с любимой завершается мечтами (“В августе “): “Сквозь слезы я смотрел вдаль, и где-то мне грезились южные знойные города, синий степной вечер и образ какой-то женщины, который слился с девушкой, которую я любил…”. Свидание запоминается, потому что свидетельствует о прикосновении к подлинному чувству: “Была ли она лучше других, которых я любил, я не знаю, но в эту ночь она была несравненной” (“Осенью”). А в рассказе “Заря всю ночь” говорится о предчувствии любви, о нежности, которую юная девушка готова излить на своего будущего избранника. При этом юности свойственно не только увлекаться, но и быстро разочаровываться. Бунин показывает нам этот мучительный для многих разрыв между мечтами и действительностью. После ночи в саду, полной соловьиного свиста и весеннего трепета, юная Тата вдруг сквозь сон слышит, как ее жених стреляет галок, и понимает, что она вовсе не любит этого грубого и обыденно-приземленного человека.
    И тем не менее в большинстве ранних рассказов Бунина стремление к красоте и чистоте остается главным, подлинным движением души героев. В 20-е годы, уже в эмиграции, Бунин пишет о любви, словно оглядываясь в прошлое, всматриваясь в ушедшую Россию и тех людей, которых уже нет. Именно так воспринимается нами повесть “Митина любовь” (1924). Здесь Бунин последовательно показывает, как происходит духовное становление героя, ведет его от любви к краху. В повести жизнь и любовь тесно переплетаются. Любовь Мити к Кате, его надежды, ревность, смутные предчувствия словно бы подернуты особой печалью. Катя, мечтающая об артистической карьере, закружилась в фальшивой жизни столицы и изменила Мите. Его муки, от которых не смогла спасти связь с другой женщиной — красивой, но приземленной Аленкой, привели Митю к самоубийству. Митина незащищенность, открытость, неготовность к столкновению с грубой реальностью, неумение страдать заставляют нас острее почувствовать неотвратимость и недопустимость случившегося.
    В ряде бунинских рассказов о любви описывается любовный треугольник: муж — жена — возлюбленный (“Ида”, “Кавказ”, “Прекраснейшая солнца”). В этих рассказах царит атмосфера незыблемости установленного порядка. Брак оказывается непреодолимой преградой к достижению счастья. И часто то, что дается одному, беспощадно отнимается у другого. В рассказе “Кавказ” женщина уезжает с возлюбленным, точно зная, что с момента отправления поезда для ее мужа начинаются часы отчаяния, что он не выдержит и бросится за ней следом. Он действительно ищет ее, а не найдя, догадывается об измене и стреляется. Уже здесь появляется мотив любви как “солнечного удара”, ставший особой, звенящей нотой цикла “Темные аллеи”.
    С прозой 20–30-х годов рассказы цикла “Темные аллеи” сближает мотив воспоминаний о молодости и родине. Все или почти все рассказы ведутся в прошедшем времени. Автор словно стремится проникнуть в глубины подсознания героев. В большинстве рассказов автор описывает телесные наслаждения, прекрасные и поэтичные, рожденные подлинной страстью. Даже если первый чувственный порыв кажется легкомысленным, как в рассказе “Солнечный удар”, то все равно он ведет к нежности и самозабвению, а затем — к настоящей любви. Именно так происходит с героями рассказов “Темные аллеи”, “Поздний час”, “Руся”, “Таня”, “Визитные карточки”, “В одной знакомой улице”. Писатель пишет об одиноких людях и обычных жизнях. Именно поэтому прошлое, осененное юными, сильными чувствами, рисуется поистине звездным часом, сливается со звуками, запахами, красками природы. Словно сама природа ведет к душевно-телесному сближению любящих друг друга людей. И сама природа ведет их к неизбежному расставанию, а иногда — к смерти.
    Мастерство описания бытовых деталей, а также чувственного описания любви присуще всем рассказам цикла, но написанный в 1944 году рассказ “Чистый понедельник” предстает не просто повестью о великой тайне любви и загадочной женской душе, а некой криптограммой. Слишком многое в психологической линии рассказа и в его пейзажных и бытовых деталях кажется зашифрованным откровением. Точность и обилие деталей — не просто приметы времени, не просто ностальгия по навсегда потерянной Москве, а противопоставление Востока и Запада в душе и облике героини, уходящей от любви и жизни в монастырь.
    Бунинские герои жадно ловят мгновения счастья, горюют, если оно проходит мимо, сокрушаются, если обрывается нить, связующая их с любимым человеком. Но при этом они никогда не способны сразиться с судьбой за счастье, выиграть обыкновенный житейский бой. Все истории — рассказы о бегстве из жизни, хоть на краткий миг, хоть на один вечер. Герои Бунина бывают эгоистичны и неосознанно циничны, но все равно теряют самое дорогое — своих возлюбленных. И им остается только вспоминать о жизни, от которой пришлось отказаться. Поэтому любовная тема у Бунина всегда пронизана горечью утраты, расставания, смерти. Все истории о любви заканчиваются трагически, даже если герои остаются в живых. Ведь они при этом теряют лучшую, ценную часть души, теряют смысл существования и оказываются в одиночестве.

  2. Тематику любви затрагивали многие знаменитые русские писатели, не обошел ее стороной и Иван Алексеевич Бунин. В литературном творчестве этого талантливого автора на первое место хочется выдвинуть рассказы, ключевым центром, даже стержнем которых является любовь.
    В рассказах Бунина любой читатель буквально с самых первых страниц может увидеть, как автор преподносит простому обывателю любовь, сравнивая ее сокровенным таинством.
    Сборник «Темные аллеи» состоит из трех частей, которые включают в себя много рассказов. Этот весь сборник посвящен романтическим отношениям и любви. В нем отображена идейная мысль автора о том, что любовь, какой бы она не была, на самом деле является великим счастьем, даже если она и неразделенная.
    Читая «Темные аллеи», люди сталкиваются с любовной драмой. Именно она и является основным звеном человеческих отношений. Все ложное отвергается автором, на первый план выходит истинное красивое чувство, хотя оно с виду и замутнено миром жестокости и обмана.
    В своих рассказах Бунин довольно часто сопоставляет любовь со смертью («Галя Ганская»), с развратом («Сто рупий», «Степа»), с ненавистью («Красавица»). Прекрасное с красивым у Бунина практически не сочетается, а вот любовь и нечто темное, злое – эта связь проскальзывает во многих произведениях.
    Многие рассказы Бунина, к примеру «Натали», «Таня», «Генрих», «Солнечный удар», знакомы миллионам читателей, в этих произведениях автор повествует о несчастной трагичной любви, которая заканчивается печальным исходом событий. Но именно такое описание любви дает читателю почву для осознания истинного облика прекрасного и светлого чувства.
    Бунин показывает обществу любовь во всех красотах, часто его герои любят друг друга, но не могут быть вместе в силу каких-либо обстоятельств, некоторые персонажи не могут определиться в своих истинных чувствах и отдать предпочтение единственному человеку.
    Бунинская любовь является для читателей объектом непостижимым, она словно сокрыта для общества житийными проблемами.
    В своем творчестве Иван Алексеевич показывает людям и любовь к замужней женщине, это безнадежное чувство описано, скажем, в рассказе «Солнечный удар». Молодой офицер, встретив на корабле женщину, чувствует к ней мимолетное, как ему кажется, влечение. Военный, привыкший с легкостью покорять сердца дам, влюбляется, как мальчишка. Но для подобной любви счастливого финала предусмотрено быть не может. Вслед за прекрасными волнительными минутами счастья героев, несомненно, должна ждать суровая обыденность. Такая любовь отражает жестокость и боль, возникающие при мимолетных чувствах, развиться которым не представляется случай. В «Солнечном ударе» над любовью одержали вверх обстоятельства и обязательства женщины перед своей семьей: супругом и маленькой дочерью.
    В «Темных аллеях» читатель может встретить грустную историю о соблазнении молодым барином совсем юной крестьянской девушки. Спустя много лет герои встречаются вновь, автор показывает, что старик-военный, увидев постаревшую женщину, был потрясен, узнав, что, несмотря на обман и расставание, женщина пронесла любовь к нему через всю свою жизнь.
    В бунинских рассказах любовь не приносит длительного счастья. Как правило, его герои расстаются, познав искорки мимолетной страсти. Это высокое чувство для героев рассказов Ивана Бунина по большей части можно назвать душевной болью, которая стократ сильней физической.

  3. Тема любви в рассказах И. А. Бунина

    Любовь во все времена занимала ключевую позицию в творчестве многих писателе. Так это было и у И. А. Бунина. В его произведениях ей отведена особая роль: любовь всегда трагична, она обнажает сокровенное, даже то, что человек хотел бы скрыть ото всех. Об этом удивительном чувстве, способном принести как великое счастье, так и сильнейшие страдания, И. А. Бунин написал цикл рассказов “Темные аллеи”, каждый из которых понимание Бунинской любви с разных сторон.
    В рассказе “Холодная осень” главная героиня полюбила мужчину, который вскоре погиб на войне. Он знал, что это может случиться, и советовал возлюбленной жить без него, порадоваться на свете, пока он будет ждать её на другой стороне. Героиня живет, выходит замуж, заботится о племяннике своего мужа, но на собственном закате понимает, что время, прошедшее со смерти её истинной любви, жизнью назвать нельзя, это лишь существование. Героиня спрашивает себя: “Да, и что же все таки было в моей жизни? Только тот холодный осенний вечер”. Она готова умереть, потому что смерть лучше жизни без любви. Рассказ заканчивается очень сильной фразой: “Я пожила, порадовалась, теперь уже скоро приду”. Она не боится смерти , она ждет её как спасения, возможности наконец быть с любимым, пусть и не в этой жизни.
    Также явно трагичность любви в восприятии И. А. Бунина показана в его отдельном рассказе “Солнечный удар”. Это история двух уже зрелых людей, встретивших друг друга именно в тот жизненный момент, когда эта встреча была им необходима. В творчестве Бунина нет случайностей, это была судьба. Но герои не подростки, женщина связана обязательствами, и, хотя читатель видит, что это истинная любовь, эта встреча не ведет абсолютно ни к чему. Герои сходят с парома, чтобы хоть несколько часов быть вместе, однако, расставаясь с той, кого уже успел полюбить, поручик уже не знает, что делать в этом городе. “Все это было так глупо, так нелепо, что он бежал с базара”. Больше ни в чем нет смысла. “Поручик сидел под навесом на палубе, чувствуя себя постаревшим на десять лет”. Любовь героев взаимна, их чувства искренние, однако их встреча ни к чему не ведет, оставляя в сердце сладкую горечь пережитых ими чувств.
    “Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена”, – говорит И. А. Бунин. В его понимании любовь чувство стихийное, человек не может его контролировать, но без него жизнь пуста и бессмысленна. Лучше сгореть от любви, разбить себе сердце, но полюбить, чем не испытать этого чувства вовсе!

  4. 4
    Текст добавил: (тут должн быть никнейм)

    В трогательных рассказах И. Бунина читатель очень часто встречается с темой любовных отношений между мужчиной и женщиной. Пожалуй, это самая актуальная тема, которая встречается не только в его творчестве, а и в работах других писателей. Почему так? Да потому что любовь объединяет сердца. Каждый из нас хотя бы раз в жизни был любим и любил что есть силы. Поэтому, вчитываясь в рассказы на любовную тематику, читателю всегда интересно и увлекательно наблюдать за развитием сюжета.
    В рассказах И. Бунины мы встречаемся с различными проявлениями любви. Она может быть преданной до конца жизни, она может быть страстной, платонической, грустной и безответной.
    В одном из рассказов автора «Темные аллеи» мы знакомимся с историей одного мужчины, который когда-то давно, в молодые годы предал свою любовь. Теперь он уже старик, но, это не мешает ему выглядеть привлекательно. Он останавливается отдохнуть и пообедать на постоялом дворе и встречает ту самую женщину, которую когда–то давно любил и предал. Спустя тридцать лет она осталась такой же красивой, нажила свое хозяйство и умело ним руководила. Все в ее жизни шло ладно и хорошо, кроме личных отношений.
    Надежда была одинока, ведь после Николая Алексеевича никого не смогла больше полюбить. Мужчина, будучи военным, завел и семью и детей. Только вот супруга изменяла ему постоянно, а сын оказался настоящим бессердечным подлецом. Вот и наказала жизнь Николая Алексеевича за содеянное предательство молодости.
    Встреча с Надежной привела героя в глубокие раздумья о том, смогла бы любовь его молодых лет стать ему хорошей и верной женой, смогли бы они построить семью?
    Устои и предрассудки тридцатилетней давности взяли за свое, и Николай Алексеевич так и не понял, что Надежда любила его одного всю жизнь. Получается, он и свою жизнь не устроил, и чужую разрушил. Мужчина называл былые отношения лишь «пошлыми и обычными».
    В рассказе «Темные аллеи» читатель сталкивается с настоящей, преданной и верной женской любовью, которая спустя долгие годы, осталась верна тому единственному и ненаглядному.

  5. В теме любви Бунин раскрывается как человек удивительного таланта, тонкий психолог, умеющий передать состояние души, раненной любовью. Писатель не избегает сложных, откровенных тем, изображая в своих рассказах самые интимные человеческие переживания. На протяжении столетий многие художники слова посвящали свои произведения великому чувству любви, и каждый из них находил что-то неповторимое, индивидуальное этой теме. Мне кажется, что особенность Бунина-художника состоит в том, что он считает любовь трагедией, катастрофой, сумасшествием, великим чувством, способным и беспредельно возвысить, и уничтожить человека.
    Любовь – таинственная стихия, преображающая жизнь человека, придающая его судьбе неповторимость на фоне обыкновенных житейских историй, наполняющая особым смыслом его земное существование.
    Эта тайна бытия становится темой бунинского рассказа \”Грамматика любви\”(1915). Герой произведения, некто Ивлев, заехав по пути в дом недавно умершего помещика Хвощинского, размышляет о \” любви непонятной, в какое-то экстатическое житие превратившей целую человеческую жизнь, которой, может, надлежало быть самой обыденной жизнью\”, если бы не странное обаяние горничной Лушки. Мне кажется, что загадка таится не в облике Лушки, которая \”совсем нехороша была собой\”, а в характере самого помещика, боготворившего свою возлюбленную. \”Но что за человек был этот Хвощинский? Сумасшедший или просто какая-то ошеломленная, вся на одном сосредоточенная душа?\” По мнению соседей-помещиков. Хвощинский \”слыл в уезде за редкого умницу. И вдруг свалилась на него эта любовь, эта Лушка, потом неожиданная смерть ее, – и все пошло прахом: он затворился в доме, в той комнате, где жила и умерла Лушка, и больше двадцати лет просидел на ее кроватиЕ\” Как можно назвать это двадцатилетнее затворничество? Помешательство? Для Бунина ответ на этот вопрос вовсе не однозначен.
    Судьба Хвощинского странно завораживает и беспокоит Ивлева. Он понимает, что Лушка вошла навсегда в его жизнь, пробудила в нем \”чувство сложное, похожее на то, какое испытал он когда-то в одном итальянском городке при взгляде на реликвии одной святой\”. Что заставило Ивлева купить у наследника Хвощинского \”за дорогую цену\” маленькую книжку \”Грамматика любви\”, с которой не расставался старый помещик, лелея воспоминания о Лушке? Ивлев хотел бы понять, чем была наполнена жизнь влюбленного безумца, чем питалась долгие годы его осиротевшая душа. И вслед за героем рассказы раскрыть тайну этого необъяснимого чувства попытаются \”внуки и правнуки\”, услышавшие \”преданье сладострастное о сердцах любивших\”, а вместе с ними и читатель бунинского произведения.
    Попытка понять природу любовного чувства автором и в рассказе \”Солнечный удар\”(1925). \” Странное приключение\”, потрясает душу поручика. Расставшись с прекрасной незнакомкой, он не может обрести покой. При мысли о невозможности вновь встретить эту женщину \”он почувствовал такую боль и ненужность всей своей дальнейшей жизни без нее, что его охватил ужас, отчаяния\”. Автор убеждает читателя в серьезности чувств, переживаемого героем рассказа. Поручик ощущает себя \”страшно несчастным в этом городе\”. \”Куда идти? Что делать?\” – потерянно думает он. Глубина духовного прозрения героя ясно выражена в финальной фразе рассказа: \”Поручик сидел под навесом на палубе, чувствуя себя постаревшим на десять лет\”. Как объяснить то, что случилось с ним? Может быть, герой соприкоснулся с тем великим чувством, которое люди называют любовью, и ощущение невозможности потери привело его к осознанию трагичности бытия?
    Мучения любящей души, горечь потерь, сладкая боль воспоминаний – такие незаживающие раны оставляет в судьбах бунинских героев любовь, и время не властно над ней.
    В рассказе \”Темные аллеи\”(1935) изображена случайная встреча людей, любивших друг друга тридцать лет назад. Ситуация достаточно заурядная: молодой дворянин легко расстался с влюбленной в него крепостной девушкой Надеждой и женился на женщине своего круга. А Надежда, получив от господ вольную, стала хозяйкой постоялого двора и так и не вышла замуж, не имела семьи, детей, не узнала обыкновенного житейского счастья. \”Сколько ни проходило времени, все одним жила, – признается она Николай Алексеевичу. – Все проходит, да не все забывается.Е Простить я вас никогда не могла. Как не было у меня ничего дороже вас на свете в ту пору, так и потом не было\”. Она не могла изменить самой себе, своему чувству. А Николай Алексеевич понял, что потерял в Надежде \”самое дорогое, что имел в жизни\”. Но это минутное прозрение. Покидая постоялый двор, он \”со стыдом вспоминал свои последние слова и то, что поцеловал у ней руку, и тотчас стыдился своего стыда\”. И все-таки ему трудно представить Надежду своей женой, хозяйкой петегбугского дома, матерью своих детей.ЕЭтот господин придает слишком большое значение сословным предрассудкам, чтобы предпочесть им подлинное чувство. Но он расплатился за свое малодушие отсутствием личного счастья.
    Как по-разному осмысливают происшедшее с ними герои рассказа! Для Николая Алексеевича это \”история пошлая, обыкновенная\”, а для Надежды – не умирающие воспоминания, многолетняя преданность любви.
    Да, любовь многолика и часто необъяснима. Это вечная загадка, и каждый читатель бунинских произведений ищет собственные ответы, размышляя над тайнами любви. Восприятие этого чувства очень личностно, и поэтому кто-то отнесется к изображенному в книге как к \”пошлой истории\”, а кто-то будет потрясен великим даром любви, который, как и талант поэта или музыканта, дается отнюдь не каждому. Но одно, несомненно: бунинские рассказы повествующие о самом сокровенном, не оставят равнодушными читателей конца 20-ого века. Каждый юный человек найдет в бунинских произведениях что-то созвучное собственным мыслям и переживаниям, прикоснется к великой тайне любви. Именно это делает автора \”Солнечного удара\”, всегда современным писателем, вызывающий глубокий читательский интерес.

  6. 7
    Текст добавил: **..ЧьЯ-тО ПрЕлЕсТь..**

    Иван Алексеевич Бунин – истинный скульптор, создатель великолепных, любовных и литературных новелл. Он, словно психолог, тонко чувствует и “изображает” словами тонкие любовные материи души. Обладая великолепными и талантливыми способностями к слову, он в своих произведениях представляет свое философское видение любви и показывает некоторые черты любви, которая случалась с ним.
    В своих рассказах он показывает любовь, которая зародилась вне брачного союза или семейной ячейки общества, и показывает не традиционные для того времени моменты влюбленности героев. У него вызывает интерес в описании только мимолетной, вспыхнувшей и сразу погасшей любви, которая оставляет лишь душевный отпечаток в внутри героев. Для Бунина любовь – это трагическое, сумашедшее, катастрофическое и большое чувство, призванное только для возвышения и уничтожения личности человека. Любовь способна захватить абсолютно любого героя на любом временном отрезке произведения.
    «Солнечный удар» дает понять читателю, что любовь подобна страсти, которая охватывает героев довольно стремительно. В данном произведении любовь существует только в данный момент (сию минуту), она не рассчитана на прошлые и будущие моменты жизни. Герой и героиня – это безымянные люди, о которых повествует автор местоимениями “он” и “она”.
    Не обращая внимания читателя на терзания героини, Бунин сразу демонстрирует терзания души героя. Однажды встретившись с «прелестным, легким, маленьким созданием», он испытывает глубокое чувство любви, а затем они бессмысленно расстаются (почти без причины). А затем идут негодование, терзание души и мучения («… совсем новое чувство…, которого совсем не было, когда они были вместе»). Многие люди постигают эти чувства спустя многие годы, а он через сутки.
    Для поручика эти сутки оказались самыми сложными за все время его существования. Любовь – это “солнечный удар”, который случайно настиг его в тот момент. Покидая город пребывания, он стал иным человеком. Он переродился. Его душа наполнена тревогой и обидой, он не испытывает страсти, любви, ни в чём не винит героиню. Он будто стал «постаревшим на десять лет».
    Любовь и чувство влюбленности дарят героям произведений «истинно волшебные» моменты их бренной жизни, греют душу добрыми и теплыми мыслями о прошлом. Но на их любовном пути постоянно возникают “темные аллеи”, заставляющие их страдать, терзать себя переживаниями и муками, не достигая счастья.
    Так в произведении “Темные аллеи” Надежда, которая является основной героиней, не достигла желаемого счастья. Ее бесконечная и безответная любовь в своему возлюбленному барину приводит к тому, что она остается одна. Даже спустя годы, она все еще остается настоящей красоткой и живет с мыслями и любовными терзаниями к Николаю Алексеевичу. «Молодость у всякого проходит, а любовь – другое дело», – такие слова она говорит ему, спустя 30 лет при встрече. Для нее «Не было… ничего дороже… на свете в ту пору, так и потом», поэтому до сих пор у нее нет сил для его прощения.
    Николай Алексеевич, который не только не может решится сделать предложение о женитьбе, но и является самовлюблённым, высокомерным человеком, склонным к разного рода сословным регалиям и не способным представить Надежду своей женой, терзает себя душевными муками после случайной встречи с ней. В свои шестьдесят лет у него есть четкое понимание того, что только эта красивая девушка дарила ему незабыввемые моменты жизни. В этот момент он впервые задумался о свершенном, в голову пришли мысли о счастье. Лучшие годы его жизни, от которой он когда-то отрекся, теперь запечатлены только в его памяти.
    Любовь в бунинских произведениях – это стремление героев преодолеть иллюзорную пелену счастья, которую, как бы они не старались, невозможно воплотить в жизнь. Это столкновение добра и зла в моменте постижения жизни, бытия и всего сущего. Но, как говорит сам писатель данного произведения, не смотря ни на что: «Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена».

  7. И. А. Бунин (1870 — 1953) — русский писатель, чье творчество высоко было оценено современниками и продолжает волновать души новых и новых почитателей его таланта.
    Бунин много писал о любви, ее трагедиях и редких мгновениях настоящего счастья. Эти произведения отмечены необыкновенной поэтизацией человеческого чувства, в них раскрылось чудесное дарование писателя, его способность проникать в интимные глубины сердца с их неизведанными и непознанными законами. Для Бунина в истинной любви есть нечто общее с вечной красотой природы, поэтому прекрасно только такое чувство любви, которое естественно, не ложно, не выдумано. Для него любовь и существование без нее — две враждебные жизни, и, если погибает любовь, то та, другая жизнь уже не нужна.
    Возвышающая любовь. Бунин не скрывает, что она приносит не только радость, счастье, но и очень часто таит в себе муки, горе, разочарование, смерть. Вот почему писатель соединил в своем творчестве самое прекрасное и самое страшное — любовь и смерть. В одном из писем он сам объяснял именно этот мотив в своем творчестве и не просто объяснял, а убедительно доказывал: «Неужели вы еще не знаете, что любовь и смерть связаны неразрывно? Каждый раз, когда я переживал любовную катастрофу, — а их, этих любовных катастроф, было немало в моей жизни, вернее, почти каждая моя любовь была катастрофой, — я был близок к самоубийству».
    Рассказ «Чистый понедельник» Бунин считал «лучшим из всего
    того, что он написал». Тема, кажется, вечная — любовь, ставшая для героя путем восхождения через страдание и отчаяние к откровению интуитивных озарений (последняя встреча с ушедшей «из мира» подругой). Героиня не любит, вернее, не может полюбить, не видя в осуществленной любви пути к осмысленному бытию. Двойственность ее натуры обусловлена не только несоединимостью внешней бытовой жизни и глубинной внутренней работы, но и пересечением в тогдашней Москве, России двух противоположных культур. В московской жизни причудливо переплетаются несовместимые между собой, на первый взгляд, существования обитателей монастырей и посетителей ресторанов, концертов, «капустников». Эта двуплановость свойственна и героине, истинной московской жительнице. Она мучительно ищет свое призвание, пытаясь соединить удовольствие от красивой одежды, вкусной еды, цветов, богемного быта со стремлением к чистоте, строгости и аскетизму, свойственным русской православной культуре. В ее жизни рядом сосуществуют эротические романы нового времени, творчество современников с тяготением к древнерусской «допетровской» культуре. Мечта героини о единственной, чистой и возвышенной любви, соединяющей супругов и после смерти, сосуществует с представлением о любящем ее человеке как дьявольском искушении, огненном змее, который в людском обличьи «зело прекрасен». Героиня томится, желая понять, прояснить единственно приемлемую для себя дорогу, но изначально не верит в возможность окончательного выбора: «А зачем все делается на свете? Разве мы понимаем что- нибудь в наших поступках?» Даже столь необычный, ошеломивший героя шаг — поступление в монастырь — не приносит покоя, не кажется окончательным: ищущий взгляд в заключительной сцене — показатель незавершенности поиска, отсутствие гармонии в душе молодой инокини.
    Историю трагичной любви поведал Бунин в небольшом рассказе «Солнечный удар». Случайное знакомство на пароходе, обычное «дорожное приключение», «мимолетная встреча». Но чем закончилось для героев все это случайное и мимолетное? «Никогда, ничего даже похожего на то, что случилось, со мной не было, да и не будет больше. На меня точно затмение нашло… Или, вернее, мы оба получили что-то вроде солнечного удара», — признается спутница поручика. Но этот удар пока еще не коснулся героя. Проводив свою знакомую и беззаботно вернувшись в гостиницу, он вдруг почувствовал, что сердце его «сжалось непонятной нежностью» при воспоминании о ней. Когда же он понял, что потерял ее навеки (ведь он не знал даже имени и фамилии), «он почувствовал такую боль и такую ненужность всей своей дальнейшей жизни без нее, что его охватил ужас, отчаяние». И снова бунинский мотив как бы ненавязчиво возникает, но усиливает трагедию человека: любовь и смерть всегда рядом. Пораженный, словно ударом, этой неожиданной любовью, поручик готов умереть, лишь бы вернуть это дорогое и такое любимое существо: «Он, не задумываясь, умер бы завтра, если бы Можно было каким-нибудь чудом вернуть ее, провести с ней еще один, нынешний день, провести только затем, чтобы высказать ей и чем-нибудь доказать, убедить, как он мучительно и восторженно любит ее».
    Сборник рассказов «Темные аллеи» можно назвать энциклопе дией любовных драм. Писатель создавал его в годы второй мировой войны (1937 — 1944). Позже, когда книга увидела свет и читатели были потрясены «вечной драмой любви», Бунин в одном из писем признавался: «Она говорит о трагичном и о многом нежном и прекрасном, — думаю, что это самое лучшее и самое оригинальное, что я написал в жизни». И хотя во многих рассказах любовь, о которой поведал писатель, трагична, Бунин утверждает, что всякая любовь — великое счастье, даже если она завершается разлукой, гибелью, трагедией. К такому выводу приходят многие бунинские герои, потерявшие, проглядевшие или сами разрушившие свою любовь. Но это прозрение, просветление приходит к героям слишком поздно, как, например, к Виталию Мещерскому, герою рассказа «Натали». Бунин поведал историю любви студента Мещерского к юной красавице Натали Станкевич, об их разрыве, долгом одиночестве. Трагедия этой любви кроется в характере Мещерского, который испытывает к одной девушке искреннее и возвышенное чувство, а к другой — «страстное телесное упоение». И то и другое кажется ему любовью. Но любить сразу двух невозможно. Физическое влечение к Соне быстро проходит, большая, настоящая любовь к Натали остается на всю жизнь. Лишь на короткое мгновение героям было подарено подлинное счастье любви, но автор завершил идиллический союз Мещерского и Натали безвременной смертью героини.
    В рассказах о любви И. А. Бунин утверждал истинные духовные ценности, красоту и величие человека, способного на большое, самоотверженное чувство, рисовал любовь как чувство высокое, идеальное, прекрасное, несмотря на то что она несет не только радость и счастье, но чаще — горе, страдание, смерть.

  8. Иван Бунин
    Иван Алексеевич Бунин — русский писатель и поэт, первый лауреат Нобелевской премии по литературе 1933 года среди российских/советских литераторов.
    Родился: 22.10.1870, Воронеж
    Умер: 08.11.1953 (83 года)
    Популярные произведения И.А. Бунина
    Забытый фонтан
    Змея
    Крещенская ночь
    Холодная осень
    Чистый понедельник
    Господин из Сан-Франциско
    Другие сочинения по произведению Бунина
    Любовь многолика и часто необъяснима (по рассказам Бунина)
    Тема любви в произведениях Бунина
    Любовь в произведениях И. А. Бунина
    Жизнь и творчество И. А. Бунина
    Описание природы в произведениях Бунина
    «История человеческой любви» в творчестве И. А. Бунина
    Тема любви в прозе И. А. Бунина
    Творчество И.А.Бунина
    Женские образы в творчестве И. А. Бунина
    Обманутая любовь в произведениях Бунина
    Тема жизни и смерти в прозе И. А. Бунина
    Особенности творчества И. А. Бунина
    Любовь на страницах произведений И. А. Бунина
    Основные темы и идеи произведений И.А.Бунина, А.И.Куприна
    . Тема «Любви»
    Тема любви в творчестве Бунина 1
    Мой любимый писатель о любви (по творчеству И. А. Бунина)
    О жизни Бунина
    Основные мотивы произведений русских писателей-эмигрантов (по эмигрантскому творчеству И. Бунина)
    Мастер русской реалистической прозы
    Сочинения

  9. Настоящим певцом любви, психологом и экспертом людских душ и сердец является И. А. Бунин. Ни одно его произведение не оставляет читателя равнодушным. Читая небольшие, но наполненные невероятным смыслом рассказы Бунина, понимаешь, что любовь не так проста, как кажется на первый взгляд.
    В большинстве своих произведений автор показывает любовь как могучую силу, которая в один момент может либо возвысить человека, либо уничтожить. Герои произведений Бунина погибают, расстаются, переживают безответную любовь и остаются несчастными. Автор подчеркивает, что настоящая любовь приходит внезапно, когда ее не ищешь и не ждешь, и остается в сердце навсегда. Несмотря на всю трагичность и боль, которую чаще всего приносит любовь героям произведений Бунина, они воспринимают ее как самое прекрасное и неповторимое чувство.
    Все произведения Бунина уникальны и не похожи друг на друга. В рассказе «Солнечный удар» герой, затевая интрижку с привлекательной попутчицей, находит настоящую любовь и страдания на всю жизнь. Из-за давления общества персонаж рассказа «Темные аллеи» Николай Алексеевич бросает Надежду, за что после расплачивается и остается несчастным. Произведение «Холодная осень» и прощание с убитым на войне женихом не оставит равнодушным ни одного читателя.
    Неразделенная любовь в повести «Чистый понедельник» и трагическая история Оли Ме­щерской, героини рассказа «Легкое дыхание», еще раз доказывают, что любовь вечна. Ничто не может разлучить влюбленных людей по-настоящему, ни расстояния в тысячи километров, ни смерть. И, несмотря на то, что любовь приносит героям много страданий, в те моменты, когда они окрылены этим чувством, они являются самыми счастливыми.

  10. Сочинение по произведению на тему: Тема любви в творчестве Бунина
    В эмиграции, куда Бунин уехал после известных Октябрьских событий, за годы одиночества и медленного забвенья в его творчестве появляются произведения на темы любви, смерти и человеческой памяти. Творения этого цикла, отмеченные необыкновенной поэтизацией человеческого чувства, раскрыли чудесное дарование писателя, его способность проникать в самые глубины сердца с их неизведанными и непознанными законами. Для Бунина истинная любовь сродни вечной красоте природы, а подлинно прекрасно только естественное, ненадуманное чувство. Бунин не скрывает, что возвышенная любовь приносит не только радость, но зачастую таит в себе муки разочарования и смерть. В одном из писем он сам объяснял, почему антитеза любви и смерти так часто звучит в его творчестве, и не просто объяснял, а убедительно доказывал: “Неужели вы еще не знаете, что любовь и смерть связаны неразрывно. Каждый раз, когда я переживал любовную катастрофу, а их, этих любовных катастроф, было немало в моей жизни, вернее, почти каждая моя любовь была катастрофой, я был близок к самоубийству”.
    Подобную историю трагичной любви Бунин поведал в небольшом рассказе “Солнечный удар”. Случайное знакомство на пароходе, обычное дорожное приключение, мимолетная встреча, закончившаяся трагедией для его участников. “Никогда, ничего даже похожего на то, что случилось, со мной не было да и не будет больше. На меня точно затмение нашло. Или, вернее, мы оба получили что-то вроде солнечного удара”,— признается героиня рассказа, “маленькая безымянная женщина, так и не назвавшая своего имени”. Но этот удар пока еще не коснулся героя. Проводив свою знакомую и беззаботно вернувшись в гостиницу, поручик вдруг почувствовал, что сердце его “сжалось непонятной нежностью” при воспоминании о ней. Когда же он понял, что потерял ее навеки, “он почувствовал такую боль и такую ненужность всей своей дальнейшей жизни без нее, что его охватил ужас отчаяния”. Пораженный, словно ударом, этой неожиданной любовью, поручик готов умереть, лишь бы вернуть эту женщину. “Он, не задумываясь, умер бы завтра, если бы можно было каким-нибудь чудом вернуть ее провести с ней еще один, нынешний день,— провести только затем, чтобы высказать ей и чем-нибудь доказать, убедить, как он мучительно и восторженно любит ее…”
    В рассказе “Солнечный удар” писатель развивает свою философию любви. Если в произведениях, написанных прежде, любовь трагедийна (“Сны Чанга”) потому, что она не разделена, одинока, то здесь ее трагедийность именно в том, что она взаимна и слишком прекрасна для того, чтобы продлиться. Обрыв встречи закономерен и неизбежен. Более того, оба любящих знают, что если их встреча продлится и жизни соединятся, то чудо, озарение, “солнечный удар”, поразивший их, исчезнет.
    В своей книге “Освобождение Толстого” Бунин привел слова великого русского писателя, некогда сказанные ему, юноше: “Счастья в жизни нет, есть только зарницы его,— цените их, живите ими”.
    Такими “зарницами” счастья, озаряющими жизнь человека, Бунин считает любовь. “Любовь не понимает смерти. Любовь есть жизнь”,— выписывает Бунин слова Льва Толстого из “Войны и мира”, и эти слова могут служить эпиграфом, сквозной темой и камертоном “Темных аллей”.
    Цикл рассказов, составивших книгу “Темные аллеи” (1943, 1946) — своего рода единственную в русской литературе, где все — о любви, явился центральным событием в творчестве Бунина последних лет.
    Эту книгу поистине можно назвать энциклопедией любви. Самые различные моменты и оттенки чувств занимают писателя; он вглядывается, вслушивается, угадывает, пытается вообразить всю гамму сложных отношений героя и героини. Все исследует писатель, влекомый стремлением постичь загадочную природу человека.
    Но в первую очередь и главным образом его, конечно, привлекает подлинная земная любовь, которая, как он считает, являет собой слияние, неразрывность “земли” и “неба”, некий абсолют любви, гармонию ее двух противоположных начал,— гармонию, которую постоянно ищут, но не всегда находят все истинные поэты мира…
    Такая любовь не придумана людьми, она встречается, и, может быть, не столь уж редко. Она — огромное счастье, но счастье недолгое, порою — мгновенное, именно как зарница: вспыхнуло и исчезло. (Поэтому о супружеских парах в бунинских рассказах вообще, как правило, речи нет.) В книге “Темные аллеи” любовь недолговечна. И чем она сильнее, необычнее, тем скорее суждено ей оборваться. Но эта зарница счастья может осветить всю память и жизнь человека.
    Сборник рассказов “Темные аллеи” составили тридцать восемь новелл, и за каждой из них стоит своя трагедия высокого чувства. Героини рассказов: Руся, Антигона, Натали и многие другие — дают представление о разнообразии женских типов. Любовь делает их жизнь значительной, но не только оттого, чтонаполняет ее радостью и счастьем, а прежде всего — от неизбежности собственной гибели.
    Хотя практически во всех рассказах сборника “Темные аллеи” любовь трагична, Бунин утверждает, что всякая любовь — великое счастье, даже если она завершается разлукой, гибелью или смертью. Но это прозрение, просветление приходит к ним слишком поздно, как, например, к главному герою рассказа “Натали”. В этом произведении Бунин поведал историю любви студента Виталия Мещерского, к девушке, юной красавице Натали Станкевич, к которой испытывает искреннее и возвышенное чувство, а к другой. Соне,— “страстное телесное упоение”. И то и другое кажется ему любовью. Но любить сразу двоих — невозможно. Физическое влечение к Соне быстро проходит, большая, настоящая любовь к Натали остается на всю жизнь. Измученный этим безысходным чувством. Мещерский вскоре “привык к тому состоянию душевнобольного человека, которым втайне был, и внешне жил. как все”. Лишь на короткое мгновение героям было подарено подлинное счастье любви, но автор завершил идиллический союз безвременной смертью героини. \\’
    Мастерство писателя в рассказах “Темных аллей” достигло необычайной виртуозности и выразительности. Точно, откровенно и подробно рисует Бунин интимные человеческие отношения, однако всегда на той неуловимой грани, где высокое искусство ни на йоту не снижается даже до намеков на натурализм. Но это “чудо” достигается ценою великих творческих мук, как, впрочем, и все, написанное Буниным.
    Так. на закате своих дней, совершил русский художник свой одинокий подвиг… А его книга “Темные аллеи” стала той неотъемлемой частью русской и мировой литературы, которая, пока живы люди на Земле, варьирует на разные лады “Песнь Песней” человеческого сердца.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *