Сочинение на тему любви в лирике лермонтова и пушкина

8 вариантов

  1. Тема любви – одна из вечных тем, одна из самых прекрасных тем, поэтому А.С. Пушкин и М.Ю.Лермонтов никак не могли обойти ее, поэтому они обращался к ней и в юношеский, и в более зрелый период.
    Тема любви в лирике Пушкина в разные периоды его творчества раскрывается им по-разному. В лицейский период — это легкое, несерьезное чувство, одно из наслаждений жизни. В петербургский период любовь связана с патриотическими стремлениями поэта: это любовь к Родине. В период южной ссылки Пушкин изображает любовь как романтическую, опустошающую cтpacть. И только в Михайловском Пушкин приходит к пониманию любви как высшей ценности человека. Любовь теперь связана у него с внутренней свободой, способной пробуждать в поэте вдохновение и самые лучшие человеческие чувства.
    Стихотворения А.С. Пушкина были посвящены многим женщинам. Но можно выделить несколько общих мотивов в любовной лирике поэта:
    – любовь как беспечное наслаждение, легкое, приятное чувство (лицейский период);
    – любовь – глубокая, драматическая страсть (южная ссылка);
    – идеальное, вечное чувство;
    – любовь – источник внутренней свободы;
    Исследователи творчества Пушкина посчитали, что он посвящал стихи ста тридцати семи женщинам. Эти увлечения, постоянное чувство влюбленности помогали ему в создании прекрасных произведений.
    Любовь, по Лермонтову, очень сильное чувство, чувство первичное, рождающееся с человеком, несоотносимое и несоизмеримое. Но любовь никогда не бывает одна. Ее всегда сопровождают такие чувства, как ненависть и одиночество. Любовь даже не может попросить помощи у бога, так как бог враждебен любви, не принимает ее, отрицает. Поэтому любовная лирика – это лирика страданий, изломов, сетований и проклятий.
    Любовной лирике М.Ю.Лермонтова характерны биографизм и циклизация. В стихотворениях можно проследить этапы любви: ее зарождение, развитие, подъем, спад, прекращение. Особенно это прослеживается в цикле, посвященной Н.Ивановой.
    Любовные стихи Лермонтова были посвящены: Анне Столыпиной, Екатерине Сушковой, Наталье Ивановой и Варваре Лопухиной. В связи с этим можно выделить несколько циклов, и, соответственно, несколько мотив любовной лирики Михаила Юрьевича:
    1. Мотив любви к светской женщине.
    – Любовь к женщине, полностью посвятившей себя «свету», живущей по его законам, обладающей качествами, присущими женщине – светской львице, привыкшей иметь множество поклонников и отрицать чувство любви, заменяя его влюбленностью, флиртом. Например, стихи, посвященные Н.Ивановой.
    – Любовь к женщине, которая хоть и вращается в светском обществе, живет по законам света, но не утратила своей человечности, душевности, доброты. Этой женщиной была Е.Сушкова.
    2. Любовь и уважение к женщине – другу, товарищу, который никогда не подведет, на которого в любую минуту можно положиться, довериться, который всегда поможет, посоветует, подскажет верное решение. М.Ю.Лермонтов своим другом и советчиком мог назвать только одну женщину – В.Лопухину. Любовь к ней он пронес через всю свою жизнь.
    3. Проникновенная и горячая любовь к женщине-человеку.

  2. Я помню чудное мгновенье,
    Передо мной явилась ты…
    А. С. Пушкин
    Окружи счастием душу достойную.
    М. Ю. Лермонтов
    Способность любить, может быть, самая главная способность, данная человеку Природой. Мне кажется, это мнение разделяли талантливые поэты всех времен. Вспом­ним сонеты Петрарки и Шекспира, любовную лирику Мицкевича, Байрона, Пушки­на, Лермонтова.
    Великие русские поэты, хотя их разделяет всего пятнадцать лет, жили в разное время. Гений Пушкина развивался в период общественного подъема, предшествовав­шего восстанию декабристов. Отсюда светлое мироощущение поэта, вера в жизнь и в людей. Лермонтов как человек и поэт формировался после поражения декабристов. Чувство разочарования, тоски, одиночества, презрение к «угрюмой толпе» своих со­временников — основные мотивы его лирики. Но поразительно, что для обоих поэтов любовь — чувство одинаково светлое, чистое, возвышающее душу. Конечно, у Пуш­кина это чувство окрашено в более светлые, радостные тона, оно не противоречит окружающему миру, у Лермонтова любовь печальна, иногда даже трагична, ей нет места в бездушном обществе:
    Любить…. Но кого же? … на время — не стоит труда,
    А вечно любить невозможно.
    Любовь (так думают оба поэта) — чувство бескорыстное. Героиня их любовной лирики — идеальное, «небесное созданье», неподвластное земным заботам и обидам. Помню, как меня, влюбленную в пушкинское «Я помню чудное мгновенье», разоча­ровал портрет А. П. Керн. Да, молода! Да, хороша собой! Но не «гений чистой красо­ты», а обыкновенная женщина. Обаятельная, милая, но… земная. Снова перечиты­ваю неповторимы пушкинские строки: «чудное мгновенье», «мимолетное виденье», «упоенье», «вдохновенье», «пробужденье». Как счастливо найдено это мягкое, нежное «нье»! Слова переливаются, поют в моей душе. Перед мысленным взором возникает лучезарное лицо. Это лик рафаэлевской мадонны, воплощенная святость и чистота. В ней нет ничего привычного, земного. «Гений чистой красоты» — иначе не скажешь.
    Вот почему меня, плененную пушкинскими стихами, разочаровал портрет красавицы Керн. Нет, героиню таких стихов, как «Я помню чудное мгновенье», «Красавица», «Мадонна», невозможно представить себе обыкновенной земной женщиной, пусть даже прекрасной!
    «Я вас любил» — незабываемое признание в прекрасной, бескорыстной любви, на какую способен только человек великой души:
    Я вас любил так искренне, так нежно,
    Как дай вам Бог любимой быть другим.
    Может ли любящий испытывать чувство, более высокое и бескорыстное, чем это? А какая светлая печаль охватывает при чтении таких жемчужин пушкинской лири­ки, как «Погасло дневное светило…», «На холмах Грузии…», «Для берегов отчизны дальней»! Рядом с ними я могу поставить прекрасную лермонтовскую «Молитву», потому что, как мне кажется, невозможно более благоговейно и трогательно, чем это сделал Лермонтов, сказать о любви.
    Окружи счастием душу достойную,
    Дай ей сопутников, полных внимания,
    Молодость светлую, старость покойную,
    Сердцу незлобному мир упования.
    Как и у Пушкина, в «Молитве» — полное самоотречение ради счастья любимой. В каждой строке дышит такая благоговейная любовь, что непроизвольно проникаешься великим чувством поэта.
    «Молитва» поражает искренностью. Она звучит как жаркая, сбивчивая мольба израненного сердца. Но есть строка, которая безусловно является кульминационной. Это очень простая антитеза: «теплой заступницей мира холодного». За этими словами — весь жизненный опыт Лермонтова-поэта. Его лирический герой ищет в холодном, враждебном мире теплую заступницу для прекрасной души своей любимой. Слова эти не случайные, а итоговые. Идеальная возлюбленная — очень дорогой автору образ, противопоставленный бездушному окружению.
    Вспомним и другую героиню, «мечты его (поэта) созданье, с глазами, полными лазурного огня, с улыбкой розовой, как молодого дня за рощей первое сиянье» из сти­хотворения «1 января» — беспощадной сатиры, обличающей лицемерие светского об­щества, его «приличьем стянутые маски». Такая антитеза — высокая любовь, непо­рочная возлюбленная и окружающий ее холодный, чуждый мир — делает лучшие произведения любовной лирики Лермонтова трагическими.
    Тот же мотив слышится и в известном стихотворении «Они любили друг друга так долго и нежно…» Гармония любящих сердец в холодном мире невозможна: влюб­ленные опасаются открытости, искренности, боятся фальши. Отсюда внешне насмеш­ливые, ироничные, но исполненные внутреннего трагизма обращения к женщине в стихотворениях «Завещание», «Валерик». Но часто юношеская мечта о счастье по­беждает, и тогда рождаются такие прекрасные, светлые стихи, как «Из-под таинствен­ной холодной полумаски», «На светские цепи…», «К портрету» и другие, сближа­ющие двух самых великих поэтов России, читая которых, мы учимся любить самоот­верженно и преданно, воспитываем в себе Человека.

  3. «И целый мир возненавидел,
    Чтобы тебя любить сильней».
    Лирический герой, не желая более быть отвергнутым, ограждает себя от возможных неудач. Он полностью закрывается в себе, поступает с точностью до наоборот, в душе всё ещё переживая боль разлуки:
    «Отныне стану наслаждаться
    И в страсти стану клясться всем;
    Со всеми буду я смеяться,
    А плакать не хочу ни с кем;
    Начну обманывать безбожно,
    Чтоб не любить, как я любил.
    Иль женщин уважать возможно,
    Когда мне ангел изменил?»
    Ценнее мимолётных увлечений и стремительно развивающихся, но несерьёзных интриг, оказывается творчество, поиски вдохновения. Мгновения с той, которую когда-то любил лирический герой, оборачивается бесполезной тратой времени, времени, которое можно было потратить на писательство.
    Любовь рассматривается Лермонтовым как борьба, в которой есть победители – обычно в этом образе выступает возлюбленная – и побеждённые, обманутые – сам лирический герой. В стихотворении «Любовь мертвеца» любовное чувство понимается как вечное, обещание, данное любимому человеку – как нерушимое. Граница между реальным миром – миром живых, и ирреальным – миром мёртвых – стирается.
    «Коснется ль чуждое дыханье
    Твоих ланит,
    Моя душа в немом страданье
    Вся задрожит.
    Случится ль, шепчешь, засыпая,
    Ты о другом,
    Твои слова текут, пылая,
    По мне огнём.
    Ты не должна любить другого,
    Нет, не должна…»
    «Любовь мертвеца», 1841
    В этом же произведении звучит ещё одна важная тема – тема покоя. Покуда лирического героя терзают душевные переживания, связанные с разлукой или неверностью любимой им дамы, покой невозможно обрести. Более того, лирический герой сознательно отказывается от этого.
    «Ты знаешь, мира и забвенья
    Не надо мне!»
    Даже переступив черту жизни, существуя в другом мире, лирический герой не может обрести душевное спокойствие – он обречён на вечные страдания, муки и невозможность исполнения надежд.
    Неоднократно звучат мотивы памяти о счастье минувших дней. Лирический герой не рвётся в бой, как рыцарь, желая вновь завоевать расположение дамы сердца. Он смирился с тем, что даже в любви не может найти некую стабильность.
    «И я бы мог быть счастлив; но зачем
    Искать условий счастия в былом! –
    Нет! я доволен должен быть и тем,
    Что зрел, как ты жалела о другом!»
    «К*** (О, не скрывай)», 1831.
    «Люблю в тебе я прошлое страданье
    И молодость погибшую мою».
    «Нет, не тебя я так пылко люблю», 1841.
    Измена мыслится как непростительное, как надругательство над настоящими чувствами. Но сквозь эту призму лирический герой осознаёт что, возможно, только его чувства были искренними:
    «Не знав коварную измену,
    Тебе я душу отдавал;
    Такой души ты знала ль цену?
    Ты знала — я тебя не знал!»
    «Нет, не тебя я так пылко люблю», 1841.
    Финальные строки звучат как некий итог, приговор, резкий, страшный, не подлежащий обжалованию. На самом деле в этих словах скрыто трагическое осознание того, что человек оказался вовсе не тем, каким его представлял лирический герой; что шанса на «узнавание» этого человека больше нет, да он и не нужен. Здесь – звенящее отчаяние и гордое сожаление не только о потраченном времени, но и о растраченных душевных силах, не реализовавшихся надеждах.
    Достаточно интересно стихотворение, написанное в 1831, когда поэту было 17 лет. Любовь показана как совершенно ненужное, даже негативное чувство, не стоящее вложенных усилий.
    «Любовь не красит жизнь мою.
    Она как чумное пятно
    На сердце, жжёт, хотя темно»
    «Пусть я кого-нибудь люблю», 1831.
    Лирический герой возвышается не только над реальным миром, но и над ирреальным миром эмоций. Он отгораживается, сознательно выбирая одиночество. Но ведь сознательно выбирая зло, зло перестаёт быть таковым для выбирающего, и это отчётливо видно в тексте стихотворения:
    «Живу — как неба властелин —
    В прекрасном мире — но один».
    У Лермонтова тема любви звучит и в произведениях ученического периода, и в стихотворениях зрелого этапа творчества. С 1838 года любовные переживания всё чаще дополняются философскими размышлениями. Любовь остаётся трагичной, а влюблённый герой – отчуждённым. Несоответствие мечты и действительности проникает и в сферу отношений, а бытовые и житейские неурядицы (измена или неверность возлюбленной) разрушают чувство Любви. Ценность настоящей, вечной любви утверждается благодаря контрасту между низменностью жизни, обречённостью отношений и Божественным, Космическим пониманием чувства.

  4. “Я вас любил” – незабываемое признание в прекрасной, бескорыстной любви, на какую способен только человек великой души:
    Я вас любил так искренне, так нежно,Как дай вам Бог любимой быть другим.
    Может ли любящий испытывать чувство, более высокое и бескорыстное, чем это? А какая светлая печаль охватывает при чтении таких жемчужин пушкинской лирики, как “Погасло дневное светило…”, “На холмах Грузии…”, “Для берегов отчизны дальней”! Рядом с ними я могу поставить прекрасную лермонтовскую “Молитву”, потому что, как мне кажется, невозможно более благоговейно и трогательно, чем это сделал Лермонтов, сказать о любви.
    Окружи счастием душу достойную,Дай ей сопутников, полных внимания,Молодость светлую, старость покойную,Сердцу незлобному мир упования.
    Как и у Пушкина, в “Молитве” – полное самоотречение ради счастья любимой. В каждой строке дышит такая благоговейная любовь, что непроизвольно проникаешься великим чувством поэта.
    “Молитва” поражает искренностью. Она звучит как жаркая, сбивчивая мольба израненного сердца. Но есть строка, которая безусловно является кульминационной. Это очень простая антитеза: “теплой заступницей мира холодного”. За этими словами – весь жизненный опыт Лермонтова-поэта. Его лирический герой ищет в холодном, враждебном мире теплую заступницу для прекрасной души своей любимой. Слова эти не случайные, а итоговые. Идеальная возлюбленная – очень дорогой автору образ, противопоставленный бездушному окружению.
    Вспомним и другую героиню, “мечты его (поэта) созданье, с глазами, полными лазурного огня, с улыбкой розовой, как молодого дня за рощей первое сиянье” из стихотворения “1 января” – беспощадной сатиры, обличающей лицемерие светского общества, его “приличьем стянутые маски”. Такая антитеза – высокая любовь, непорочная возлюбленная и окружающий ее холодный, чуждый мир – делает лучшие произведения любовной лирики Лермонтова трагическими.
    Тот же мотив слышится и в известном стихотворении “Они любили друг друга так долго и нежно…” Гармония любящих сердец в холодном мире невозможна: влюбленные опасаются открытости, искренности, боятся фальши. Отсюда внешне насмешливые, ироничные, но исполненные внутреннего трагизма обращения к женщине в стихотворениях “Завещание”, “Валерик”. Но часто юношеская мечта о счастье побеждает, и тогда рождаются такие прекрасные, светлые стихи, как “Из-под таинственной холодной полумаски”, “На светские цепи…”, “К портрету” и другие, сближающие двух самых великих поэтов России, читая которых, мы учимся любить самоотверженно и преданно, воспитываем в себе Человека.

  5. Огромное место в лирике М. Ю. Лермонтова занимает любовная тема. Более трети его стихотворений посвящено именно ей. Перелистывая томик Лермонтова, читатель с замиранием сердца натыкается на то или иное стихотворение, в котором соединены все веяния и чаяния великого русского поэта.
    Традиции русской любовной поэзии, которые имели место быть до появления «звезды» Лермонтова, были многогранны и разнообразны. Но в 20 годах 19 века поэты воспевали любовь, которая имела абстрактную форму, но, не привязывая это чувство к реальности и существовавшим на Земле людям: знакомым и возлюбленным. Таким образом, сам персонаж возлюбленной был несколько идеален, не отожествлен ни с чем, разве только с божественным началом. Совершенно очевидно, что он не имел под собой ничего реального. Впервые индивидуальность женщины, как возлюбленной, так и не получившей своей доли страсти, была воспета Пушкиным. Почти каждая
    его женщина, которой он посвятил свои стихи — это личность, не говоря уже об иных достоинствах дам. Лермонтов, в этом смысле поддержал тенденцию великого поэта и тоже наделил образы женщин индивидуальностью.
    Любовная лирика молодого Лермонтова посвящена конкретной особе. Это Анна Столыпина. Кроме того, самый обширный цикл был ориентирован на Наталью Иванову и Варвару Лопухину. Можно было — бы назвать еще несколько фамилий, но дело в другом: очевидно, что Лермонтов был влюбчив, юн и безудержен в своих пылких чувствах!
    По аналогии с Пушкиным, можно сказать, что любовная лирика Лермонтова автобиографичная. По ней можно проследить не только переживания поэта, но и характер его отношений с той особой, которой он посвятил свое произведение. Кстати сказать, Лермонтов не избегает стандартов при описании женской красоты, но от этого его поэзия никак не теряет своей изысканности и уникальности, а также превосходства. Какие же штаммы использует в своих стихотворениях поэт? Возьмем, хотя бы такие, как («прелестный взор», «чудные глаза» и т.п.).
    В произведениях, которые адресованы Е. Сушковой, автор прямо говорит об обиде девушке за ее поведение: притворное внимание», «остроту речей», насмешливое обращение с героем, бездушие. Историю этих отношений можно прочесть в стихотворении «Благодарю».
    Более зрелая тема, относящаяся к любовной лирике, адресована Н. Ивановой. В произведениях Лермонтова ожидание любви пронизано испытанием, а главное — ощущением трагической развязки. Самое удивительное состоит т в том, что это свойство лирики поэта контрастирует с тем светлым, что есть в лирике Пушкина. Отличие Лермонтова от лирики Пушкина состоит в том, что герой Лермонтова — всегда несчастен в любви. В нем, пожалуй, нет той удали, которая свойственна пушкинским героям. Каждый раз герои Лермонтова — это мужчины, которые жестоко обманываются в своих чувствах!
    Но не стоит думать, что герои Лермонтова никогда не ощущают на себе счастье! Редкие минутки этого светлого чувства все-таки бывают. И об этом пишет поэт: «С души как бремя скатится Сомненье далеко — И верится, и плачется, И так легко, легко… » Лермонтов анализирует чувства возлюбленного и непонимание своих отношений с той женщиной, которая любит его. Кроме того, поэт пытается понять сущность отношений между мужчиной и женщиной. Он, как тонкий психолог, ввергается в очень сложную сферу взаимоотношений. Кроме того, в любовную лирику поэта вплетается постепенно и гражданская тема. Он винит своих дам в том, что общество, которое кишит сплетнями, им дороже. При этом Лермонтов прекрасно понимает, что в интимную сферу любого человека вплетается социум, вернее, его влияние.
    По-особенному поэт относился к В. А. Лопухиной. В ней он сразу почувствовал родственную себе душу. Это называется простым словом — духовная близость. Обращаясь к Лопухиной, он назвал ее «товарищем» и «лучом путеводителем». Вполне естественно, что стихотворения поэта, адресованные Лопухиной, были полны просветленной любви и грусти, которая существует при расхождении реальности и мечты. Кроме того, произведения к Лопухиной дышали трагизмом души поэта из-за неразделенной любви и невозможности совместного счастья! Поэт чувствует, что его век недолог. Удивительно, но об этом он пишет в своих стихотворениях:
    «Душа моя должна прожить в земной неволе Не долго. Может быть, я не увижу боле Твой взор, твой милый взор, столь нежный для других»

  6. Любовь в лирике Лермонтова насыщена несколько другими красками, различными от простого проявления человеческих ощущений. Людское проявление страстной любви и горьких мук автор считает довольно приземленными порывами. В его ощущение любовная тема приобретает судьбоносные черты, отраженные им в его строках: «Меня спасало вдохновенье, От мелочных сует, Но от своей души спасенья и в самом счастье нет». Этими строками поэт пытается донести до читателя всю силу вдохновения, которая гораздо мощнее любовных сил. Его творчество является для него самого спасательным кораблем в море бушующих любовных страстей и переживаний.
    Тема любви в творчестве Лермонтова представлена как глубоко неразделенное чувство. Причет горечь и любовные страдания выпадают на долю поэта по вине женщины, к которой он воспылал этим чувством. Женщины в жизни поэта в большинстве случаев не разделяли его высоких порывов и светлых чувств. Весь трагизм пережитого разрыва с любимой становится причиной противоречивой борьбы мечты и реальности, возникающих в душе поэта. Такое восприятие лирического романтизма и доносит до нас автор. Возникающая горечь не отвеченных взаимностью чувств, убивает огонь любви Лермонтова и оставляет в воспоминании о нем горький осадок.
    Все чаще поэта мучают философские вопросы о смысле жизни и значении смерти. Будучи достаточно молодым, автор чувствует приближение смерти. Его мучает мысль о скоротечности жизни и все ли он успел совершить за отведенное ему время. В лирическом творчестве поэта данные переживания также находят свое отражение. Произведения поэта наполнены грустными и горькими мотивами от душевных обид. Внутренний мир Михаила Юрьевича ищет гармонии и выражения. Но существующий жизненный уклад отбрасывает влюбленные мечты молодого автора, разбивая их и суровость реальной жизни.

    Любовные произведения Лермонтова

    Пережитые порывы любви и страсти автор выражал в своих творениях. Мотивы любовной лирики Лермонтова отчетно слышны в его стихотворениях. Так, читая стихотворение о любви, написанное поэтом и названное «Сонет» невольно задумываешься о том, что такое любовь. Автор так умело противопоставляет в данном произведении свои мечты и надежды существующей жестокой реальности, что четко проводится грань настоящего и возвышенного. В строках: «Я памятью живу с увядшими мечтами, Виденья прежних лет толпятся предо мной…» Лермонтов напоминает о своем непостижимом, но увядшем чувстве, иногда напоминающим и щемящим душу поэта.
    Другим лирическим произведением поэта является стихотворение «Валерик». Любовь поэта в данном произведении имеет трагизм и не постигнутый им идеал. Он пишет: «Безумно ждать любви заочной?»
    Горечь и обида перенесенных страданий надолго создает перед автором образ неверной любви. Без остатка юный Лермонтов нырял в бездну любовных чувств и часто страдал от этого сильного огня, вспыхивавшего в его душе, так как не разгорался такой же огонь в душе его избранниц. Любовные произведения Лермонтова дышат чувствами неразделенности в любви и постигающего его одиночества. Тема любви в творчестве Лермонтова тесно связана с ощущением неугасимой боли в его душе.

  7. Лирический герой поэзии Лермонтова — образ трагический. Это герой, страдающий от несовершенства окружающего мира, остро ощущающий свое одиночество, несовершенство окружающего мира, разъединенность с людьми. Причем эти чувства героя переносятся и в любовную лирику поэта.
    Большинство любовных стихотворений Лермонтова раскрывают нам реальную историю любви, взаимоотношений поэта с Варварой Лопухиной. Этой женщине посвящено много прекрасных стихов, отдано много искренних чувств — любви, признательности, восхищения, ревности и отчаяния. Как писал П.А. Висковатов, все мимолетные привязанности Лермонтова «побледнели перед глубокою и искреннею любовью, которая, начавшись в …молодые годы и пройдя через несколько фазисов, укрепилась и стала в жизни поэта светлым маяком, к коему он всегда прибегал во время тяжкой борьбы, среди житейских и душевных бурь».
    В стихотворении «Она не гордой красотою…» поэт рисует образ возлюбленной. Она не обладает ни «гордой красотою», ни величественным обликом богини, которым так прельщаются юноши. Однако во всех ее движениях, улыбках, речах и чертах столько жизни, вдохновенья, чудной красоты! Голос ее «душу проникает Как вспоминанье лучших дней». Ее невозможно не любить: «И сердце любит и страдает, Почти стыдясь любви своей».
    Любовь связана в сознании поэта с Божественным началом в жизни. Красоту очей возлюбленной он сравнивает с «небесами», ее молчание — с красноречивым молчанием мадонны, ее образ — с «божеством», свою душу — с ее «вечным храмом».
    С горячей молитвой о возлюбленной герой обращается к «матери божией» («Молитва», 1837). Здесь у Лермонтова появляются пушкинские мотивы: только Пушкин в своей лирике столь бережно, с такой любовью и теплотой относился к миру чужой души. Герой здесь забывает о себе, о собственной судьбе, о своей «пустынной душе». Но он горячо молит матерь божию о земном счастье для «девы невинной». Поэт просит для возлюбленной «молодость светлую», «старость покойную», достойных спутников, «полных внимания». Матери божией поручает он и «прощальный час» любимого создания:
    Срок ли приблизится часу прощальному
    В утро ли шумное, в ночь ли безгласную —
    Ты восприять пошли к ложу печальному
    Лучшего ангела душу прекрасную.
    Белинский восхищался стихотворением «Молитва». «Сколько кроткой задушевности в тоне этого стихотворения, сколько нежности без всякой приторности; какое благоуханное, теплое, женственное чувство. Все это трогает в голубиной натуре человека; но в духе мощном и гордом, в натуре львиной — все это больше, чем умилительно…», — писал критик.
    В отношениях героя и героини у Лермонтова нет ясности, определенности. Герой нередко терзается ревностью, мучительными сомнениями. Испытывая сильную, глубокую любовь, он тщательно скрывает свои чувства:
    Я не хочу, чтоб свет узнал
    Мою таинственную повесть:
    Как я любил, за что страдал,
    Тому судья лишь бог да совесть.
    («Я не хочу, чтоб свет узнал…» )
    Сомневаясь в чувствах возлюбленной, не понимая ее поступков, лирический герой Лермонтова глубоко страдает. В стихотворении «Нищий» он сравнивает себя с «бедняком иссохшим, чуть живым», которому вместо хлеба кто-то положил в протянутую руку камень:
    Так я молил твоей любви
    С слезами горькими, с тоскою;
    Так чувства лучшие мои
    Обмануты навек тобою!
    Порой он испытывает муки ревности и обиды, подозревая любимую в измене, в коварном обмане. С горечью он восклицает:
    Я не унижусь пред тобою;
    Ни твой привет, ни твой укор
    Не властны над моей душою.
    Знай: мы чужие с этих пор.
    Герой с досадой сетует на годы заблужденья, жертву, принесенную ее «улыбке и глазам». Он принес в жертву возлюбленной целый мир и вдохновенье, однако она не смогла заменить их ничем. Подозревая ее в «коварной измене», он разочаровывается и в женщинах, и в самом чувстве любви:
    Отныне стану наслаждаться
    И в страсти стану клясться всем;
    Со всеми буду я смеяться,
    А плакать не хочу ни с кем:
    Начну обманывать безбожно,
    Чтоб не любить, как я любил, —
    Иль женщин уважать возможно,
    Когда мне ангел изменил?
    («Я не унижусь пред тобою» )
    Герою жаль прошедших лет, когда ради любимой он готов был «целый мир на битву звать», жаль напрасно растраченного чувства. Он отдавал любимой душу, однако она не могла оценить это по достоинству. Героиня здесь открывается своим новым обликом: она предстает коварной, изменчивой кокеткой, безжалостной обманщицей.
    Любовь эта не приносит герою счастья, для него она — «дух отчаянья и зла», она обманула, «как все земное». И вместе с тем чувство это глубоко и неизменно:
    Моя душа твой вечный храм;
    Как божество твой образ там,
    Не от небес, лишь от него
    Я жду спасенья своего.
    ( «Как дух отчаянья и зла» )
    Герой лишен возможности откровения, объединяющего его с возлюбленной. Обращаясь к ней, он предпочитает не раскрывать безоглядно свой внутренний мир, понимая, что эти откровения могут погубить «святое счастье». И он предпочитает молчать о прошлом, о том, что жизнь его «пуста» и «черна».
    Не погублю святое счастье
    Такой души и не скажу,
    Что недостоин я участья,
    Что сам ничем не дорожу;
    Что все, чем сердце дорожило,
    Теперь для сердца стало яд,
    Что для него страданье мило,
    Как спутник, собственность иль брат…
    («К***» )
    Он готов отдать свою жизнь в обмен на «ласковое слово» возлюбленной, однако он не может отдать ей «былого», не может полностью раскрыться перед ней, рассказав о всех своих сомнениях и разочарованиях: «Ты любишь — верю — и довольно; Кого — ты ведать не должна…».
    Часто звучит в любовных стихотворениях Лермонтова и мотив разлуки. Лирический герой его как будто понимает и признает невозможность счастья. Причем утверждается эта невозможность счастья не только для него самого, но и для возлюбленной. Если у Пушкина мы читаем: «Как дай вам бог любимой быть другим», то у Лермонтова счастье героини с другим для нее невозможно — душа ее опустошена минувшим.
    Как замечает В. А. Грехнев, «в романтической лирике Лермонтова властвуют силы, разобщающие людские сердца даже в сфере, предназначенной их соединять, в мире любви», поэт признает «безысходную фатальность» данной ситуации.
    И вместе с тем, утверждается огромная ценность в жизни редких минут счастья. Герой и его любимая были вместе лишь мгновенье, но вечность перед ним — «ничто»:
    Прости! — не жалей безрассудно,
    О краткой любви не жалей:
    Расстаться казалось нам трудно,
    Но встретиться было б трудней!
    («Прости! — мы не встретимся боле…» )
    Идут годы, герой пытается забыть свою любовь, но его усилия тщетны: «у ног других не мог забыть он блеск ее очей!» Даже после расставания, спустя годы, в нем живы прежние чувства: «Так храм покинутый — все храм, Кумир поверженный — все бог!»
    Таким образом, признавая неизбежность разлуки и обреченность земного счастья, лермонтовский герой утверждает и необыкновенную ценность любви, святость тех редких минут, когда он был вместе с возлюбленной. Любовь, как и природа, ассоциируется у поэта с Божественным началом в жизни, сильным чувствам противопоставляется суетность и низменность жизни.

  8. Для Александра Сергеевича Пушкина любовная тема является одной из основных в его лирике. Все поэты так или иначе обращаются к теме любви. Античные поэты считали чувство любви самым главным: в нем они черпали вдохновение, любовь обогащала их духовно. На священных чувствах любви и дружбы полностью основывается такое литературное направление, как сентиментализм. Большое место тема любви занимает в творчестве поэтов-романтиков.
    Мир лирики Пушкина богат и разнообразен. Немаловажную роль в его творчестве занимает тема любви. Стихи Пушкина ярко отражают отношение поэта к этим чувствам. Пушкинская поэзия особенно романтична во второй период его творчества — южный период. В это время Пушкиным были написаны южные поэмы. В поэме “Цыгане” два необычайных героя. Алеко — человек, который испорчен цивилизацией. Он из города устремляется к цыганам, потому что цыгане — дети природы. Доверчивые, бесхитростные они принимают Алеко к себе. Алеко влюбляется в Земфиру. Но впоследствии у Земфиры появляется возлюбленный — молодой цыган. Алеко убивает их обоих. Героя изгоняют из цыганского племени.
    Пушкин проповедует самоотречение в любви. По мнению Пушкина, в любви нельзя быть эгоистом. Любовь — это забота о том человеке, которого любишь, даже если ради этой заботы нужно отречься от любви. Поэт осуждает Алеко за его ревность к Земфире, отмечая, что нельзя лишать жизни другого человека.
    Оставь нас добрый человек!
    Мы дики, нет у нас законов,
    Мы не терзаем, не казним.
    Не нужно крови нам и стонов
    Но жить с убийцей не хотим…
    В “Бахчисарайском фонтане” Пушкин также выражает свое отношение к любви. Поэт осуждает Зарему за ревностную любовь к хану.
    Кроме южных поэм, Пушкин написал немало стихотворений на тему любви и дружбы. Поэзия Пушкина — это радость и утонченное наслаждение для души. Любовь у Пушкина — это животворящая сила. Поэт проповедует самоотречение от любви ради счастья любимого человека. Содержание стихотворения “Я вас любил…” отражает эти убеждения Пушкина:
    Но пусть она вас больше не тревожит
    Я не хочу печалить вас ничем…
    Поэт не хочет тревожить возлюбленную женщину ради своего счастья.
    Как дай вам бог любимой быть другим…
    Это одно из самых загадочных и проникновенных произведений пушкинской лирики. Загадочность этих строк — в их простоте, безыскусности, но в то же время в емкости и глубине выраженного чувства. Любить, пусть безответно, в понимании Пушкина, — уже само по себе великое счастье. Огромную роль играет трехкратное повторение “я вас любил…”, а также повторы однотипных словесных конструкций: “безмолвно, безнадежно”, “так искренно, так нежно”. Эти повторы придают поэтическому монологу элегическое настроение.
    Великолепным образцом интимной лирики Пушкина является стихотворение “К***”, написанное в Михайловском, где поэт встретил Анну Петровну Керн, племянницу Осиповых:
    Я помню чудное мгновенье,
    Передо мной явилась ты,
    Как мимолетное виденье,
    Как гений чистой красоты…
    Пушкин очень романтично раскрывает образ своей возлюбленной: “чудное мгновенье”, “гений чистой красоты”. Поэт называет голос нежным, стараясь как можно красивее передать черты своей возлюбленной.
    Слезы, любовь, вдохновенье — вот спутники подлинной жизни поэта. Пробуждение души открыло Пушкину возможность упоения творчеством. Пробужденная душа раскрылась для любви. В этом стихотворении выделяются три состояния души поэта. Первое состояние души, когда перед поэтом появилась красота, которую он хорошо запомнил. Второе состояние проявляется в момент душевного угнетения — воспоминание утрачено. Третье — красота появилась вновь, и поэт получает прилив вдохновенья. Любовь представлена в стихотворении не на равных правах с вдохновеньем и слезами.
    Пушкинские традиции темы любви были унаследованы другими русскими поэтами: Н.А. Некрасовым, А.А. Блоком, В.В. Маяковским… Романтическая любовная лирика Пушкина явилась во многом основополагающей для творчества М.Ю. Лермонтова.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *