Сочинение на тему любви в лирике пушкина

12 вариантов

  1. Вчитываясь в строки стихотворения «Я вас любил» мы так и не знаем, кому же Пушкин адресовал свою стихотворную работу. Но, в любом случае, это были сильные эмоции, которые до глубины души затронули автора, которые разбудили в нем поток жизненной энергии. Эту строку он трижды повторяет в стихотворении. Она не приукрашена ни эпитетами, ни метафорами. Отдельное, маленькое предложение звучит сильно и ясно. Невозможность ответной любви заставляет лирического героя отойти в сторону и не печалить ту единственную и возлюбленную, которая не может ответить взаимностью.
    Пушкин кроме любовных чувств, упоминает и про любовные страдания, которые возникают от безответной любви: «Я вас любил безмолвно, безнадежно…».
    Еще одним изумительным стихотворением, которое относится к любовной лирике Пушкина, является «Я помню чудное мгновение…». Автор, был без ума влюблен в Анну Керн. С этой женщиной у него возник роман. Он был очарован ее красотой, нежностью и добротой. Ее образ вызвал в душе Пушкина новое творческое вдохновение и желание творить.
    В стихотворении автор пишет про тот дорогой образ возлюбленной, который остался в его памяти, в его мыслях навсегда.
    С прекрасным лирическим персонажем мы знакомимся и в романе «Евгений Онегин». Татьяна – это идеал женской красоты и чистоты, по мнению Пушкина. Он представляет читателям Татьяну, как скромную, воспитанную, добрую и нежную девушку.
    Анализируя все его стихотворные работы, мы видим, что в них нет конкретной личности, которой они посвящены. В разные периоды своей жизни, Пушкин обращается к любовной лирике и любовным чувствам, вызванным разными женщинами. И все его работы просто покоряют сердца, как читателей, так и читательниц.

  2. Посмотрите эти сочинения

    Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина (сочинение) В развитие традиционной для европейской литературы темы поэта и поэзии Пушкин внес свой вклад. Эта важная тема проходит через все его творчество. Уже первое изданное стихотворение «К другу стихотворцу» содержало в себе размышления о предназначении поэта. По мнению юного Пушкина, дар слагать стихи дан не каждому человеку:
    Арист, не тот поэт, кто рифмы плесть умеет
    И, перьями скрипя, бумаги не жалеет.
    Хорошие стихи не так легко писать…
    Молодой автор прекрасно понимает, что судьба поэта обычно […]
    Пейзажная лирика Пушкина (сочинение) Пейзажная лирика Пушкина богата и разнообразна. Она занимает важное место в творчестве поэта. Пушкин видел природу душой, наслаждался ее вечной красотой и мудростью, черпал в ней вдохновение и силы. Он был одним из первых русских поэтов, кто открыл читателям красоту природы и научил ею любоваться. В слиянии с природной мудростью Пушкин видел гармонию мира. Не случайно пейзажная лирика поэта проникнута философскими настроениями и размышлениями, можно проследить ее эволюцию на протяжении творческой деятельности […]
    Вольнолюбивая лирика Пушкина (сочинение) Пушкину довелось жить в эпоху, когда после победы над армией Наполеона в России возникали новые, свободолюбивые веяния. Прогрессивные люди считали, что в стране-победительнице, освободившей мир от захватчиков, рабства быть не должно. Идеи свободы Пушкин горячо воспринял еще в лицее. Чтение трудов французских просветителей XVIII века, произведений Радищева только укрепило идейные позиции будущего поэта. Лицейские стихи Пушкина были насыщены пафосом свободы. В стихотворении «Лицинию» поэт восклицает: «Свободой Рим […]
    Философские мотивы лирики Пушкина Любой поэт, живописец, музыкант вправе считать себя в какой?то мере и философом. Создавая свои произведения, творческая личность соприкасается с иными мирами, неподвластными разуму простого человека. За пределами земного бытия художник черпает идеи и образы для своих будущих творений. А. С. Пушкин, о котором неслучайно было сказано «Пушкин – это наше все!», был также не чужд в своей поэзии философским размышлениям. Оптимизм, наполняющий практически всю лирику поэта, омрачается порой печальными раздумьями о […]
    Свободолюбивая лирика Пушкина (сочинение) А. С. Пушкин – великий русский национальный поэт, основополож­ник реализма в русской литературе и русского литературного языка. В своем творчестве он уделял большое внимание теме свободы. В стихот­ворениях «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня», «Во глубине сибирс­ких руд», «Арион», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» и ряде других отразилось его понимание таких категорий, как «свобода», «воль­ность».
    В первый период своего творчества — период окончания лицея и про­живания в Петербурге- до 1820 года- […]
    Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина (сочинение) Эта достаточно традиционная тема волновала таких поэтов, как Гораций, Байрон, Жуковский, Державин и др. Лучшие достижения мировой и русской литературы использовал Пушкин в своей поэзии. Наиболее ярко это проявилось в теме поэта и поэзии.
    Этот вопрос затрагивается уже в первом опубликованном стихотворении «К другу стихотворцу» (1814 г.). Поэт говорит о горестях, выпадающих на долю поэтов, которых
    …хвалят все, питают – лишь журналы;
    Катится мимо их фортуны колесо…
    Их жизнь – ряд горестей, […]
    Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина Писать о Пушкине – увлекательное занятие. Это имя в русской словесности обросло множеством культурологических наслоений (взять хотя бы литературные анекдоты Даниила Хармса или фильм режиссёра-мультипликатора Андрея Юрьевича Хржановского «Трилогия» по рисункам Пушкина, или оперу «Пиковая дама» Петра Ильича Чайковского). Однако наша задача скромнее, но не менее интересная: охарактеризовать тему поэта и поэзии в его творчестве.
    Место поэта в современной жизни куда менее значительно, чем в ХIХ веке. Поэзия – это […]
    Своеобразие любовной лирики Пушкина (сочинение) Александр Сергеевич Пушкин – великий поэт. Его лирика знакомит нас с раздумьями поэта о смысле жизни, о счастье человека, о нравственных идеалах. Особенно ярко эти мысли воплощены в стихотворениях о любви.
    Одно из первых произведений, посвященных теме любви, – послание «К Наталье». Это любовная лирика лицейского периода, написанная в традициях классицизма. Пушкин использует распространенную форму послания, обращаясь к крепостной актрисе. Он не просто влюблен, он влюблен впервые:
    В первый раз еще, […]
    Мое любимое стихотворение Пушкина (сочинение) Перебрав множество произведений А.С. Пушкина, я случайно наткнулась на стихотворение “Не дай мне бог сойти с ума…”, и меня сразу привлекло яркое и эмоциональное начало, обращающее на себя внимание читателя.
    В этом стихотворении, кажущемся простым и понятным и понятным, как и многие другие творения великого классика, легко можно увидеть переживания творца, истинного, свободного разумом поэта – переживания и мечты о свободе. А во времена написания этого стихотворения свобода мысли и слова строжайше наказывалась […]
    Дружба и друзья в лирике Пушкина (сочинение) Лирика занимает значительное положение в творчестве великого русского поэта А.С. Пушкина. Писать лирические стихотворения он начал в Царскосельском Лицее, куда был отдан на обучение возрасте двенадцати лет. Здесь, в Лицее, из курчавого мальчика вырос гениальный поэт Пушкин. Все в лицее его вдохновляло. И впечатления от искусства и природы Царского Села, и веселые студенческие пирушки, и общение со своими верными друзьями. Общительный и умевший ценить людей, Пушкин имел много друзей, много писал о дружбе. Дружба […]
    Дружба и друзья в лирике Пушкина (сочинение) Для Пушкина чувство дружбы — это огромная ценность, которой равновелики лишь любовь, творчество и внутренняя свобода. Тема дружбы проходит через все творчество поэта, от лицейского периода и до конца жизни.
    Будучи лицеистом, Пушкин пишет о дружбе в свете “легкой поэзии” французского поэта Парни. Дружеская лицейская лирика поэта во многом подражательна и противопоставлена классицизму. В стихотворении “К студентам” поэтизируется веселая пирушка, воспевается вино и радость дружеского беззаботного […]
    Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина (сочинение) Эта традиционная тема волновала таких поэтов, как Гораций, Байрон, Жуковский, Державин и другие. Лучшие достижения мировой и русской литературы использовал в своей поэзии А. С. Пушкин. Наиболее ярко это проявилось в теме предназначения поэта и поэзии.
    Этот вопрос затрагивается в первом опубликованном стихотворении «К другу стихотворцу» (1814). Поэт говорит о горестях, выпадающих на долю поэтов, которых
    …хвалят все, питают — лишь журналы;
    Катится мимо их Фортуны колесо…
    Их жизнь – ряд […]
    Особенности изображения чувства любви лирике Пушкина и Лермонтова Введение
    Любовная лирика занимает одно из главных мест в творчестве поэтов, но степень ее изученности невелика. Монографических трудов по этой теме нет, частично она раскрывается в работах В. Сахарова, Ю.Н. Тынянова, Д.Е. Максимова, говорят о ней как о необходимом составляющем творчества. Некоторые авторы (Д.Д. Благой и другие) сопоставляют любовную тему в творчестве сразу нескольких поэтов, охарактеризовывая некоторые общие черты.
    А.Лукьянов рассматривает любовную тему в лирике А.С. Пушкина через призму […]
    Поэт-пророк у Пушкина и Лермонтова: черты сходства и различия Тема поэта и поэзии волнует всех стихотворцев, так как человеку необходимо понять, кто он, какое место в обществе занимает, каково его назначение. Поэтому в творчестве А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова данная тема является одной из ведущих.
    Для того чтобы рассмотреть образы поэта у двух великих русских классиков, нужно сначала узнать, как они определяют цель своего творчества.
    Пушкин пишет в своем стихотворении «Песнь о вещем Олеге»:
    Волхвы не боятся могучих владык,
    А княжеский дар им не нужен;
    Правдив и […]
    Лирика Пушкина и Лермонтова (сочинение) А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов выдающиеся поэты первой половины 19 века. Основным видом творчества у обоих поэтов является лирика. В своих стихах каждый из них описывал много тем, например, тема свободолюбия, тема Родины, природы, любви и дружбы, поэта и поэзии. Все стихи Пушкина наполнены оптимизмом, верой в существование прекрасного на земле, яркими красками в изображении природы, а у Михаила Юрьевича везде прослеживается тема одиночества. Лермонтовский герой одинок, он пытается что-то найти в чужом краю.
    Что […]
    Лирика петербургского периода Пушкина Петербургский период жизни и творчества Пушкина отличается его стремлением к содружеству, сообществу, братскому единению. В этом сказалась не только инерция привычки к лицейскому братскому союзу, но особенная черта тех лет в русской истории вообще. Счастливое окончание войн с Наполеоном разбудило в обществе чувство собственной силы, право на общественную активность, именно в те послевоенные годы возникают «вечера»у Жуковского, «русские завтраки» у Рылеева, где сообща думали, спорили, пили, обсуждали новости, даже […]
    Реализм романа Евгений Онегин (сочинение) Давно уже признано, что роман «Евгений Онегин» был первым в русской литературе реалистическим романом. Что конкретно имеется в виду, когда мы говорим «реалистический»? Реализм предполагает, на мой взгляд, помимо правдивости деталей, изображение типичных характеров в типичных обстоятельствах. Из этой характеристики реализма следует, что правдивость в изображении частностей, деталей является непременным условием реалистического произведения. Но этого мало. Еще важнее то, что содержится во второй части […]
    О чем заставляет задуматься повесть Пушкина «Станционный смотритель» Александр Сергеевич Пушкин – человек широких, либеральных, “подцензурных” взглядов. Тяжело ему, бедному, было находиться в светском лицемерном обществе, в Петербурге, при дворцовой подхалимной аристократии. Подальше от “мегаполиса” 19 века, поближе к народу, среди людей открытых и искренних чувствовал себя “потомок арапов” гораздо свободнее и “в своей тарелке”. Поэтому все его произведения, от эпически-исторических, до мельчайших двухстрочных эпиграмм, посвященные “народу” дышат уважением и […]
    Образ Онегина (сочинение) Роман А.С. Пушкина знакомит читателей с жизнью интеллигенции в начале XIX века. Дворянская интеллигенция представлена в произведении образами Ленского, Татьяны Лариной и Онегина. По названию романа автор подчеркивает центральное положение главного героя среди остальных персонажей.
    Онегин родился в когда-то богатой дворянской семье. В детстве он был вдали от всего национального, в отрыве от народа, а в качестве воспитателя у Евгения был француз. Воспитание Евгения Онегина, как и образование, имело весьма […]
    Мои размышления о повести «Пиковая дама» В основе повести Пушкина “Пиковая дама” лежит реальный случай, который произошел с князем Голицыным. Он проигрался в карты и пришел просить денег у бабушки Натальи Петровны Голицыной. Денег она не дала, но сообщила магический секрет, который помог Голицыну отыграться. Из этой хвастливой истории, рассказанной приятелем, Пушкин создал повесть, содержащую глубокий этический смысл.
    Главное лицо повести – Германн. В повести он сопоставлен со всем обществом. Он расчетлив, честолюбив и азартен. Это, безусловно, […]

  3. Тема любви в романе Пушкина «Евгений Онегин» – это своеобразная любовная интрига. Знатный молодой человек – один из главных героев поэмы. Это не плохой и не хороший человек. У Евгения сложный, непоследовательный характер. Однако этот человек воспитан и образован, он хочет найти искреннюю любовь, но при этом цинично держится от нее подальше. Такое поведение объясняется тем, что герой не желает связывать себя фальшивыми клятвами и обещаниями.
    С Татьяной он знакомиться в деревне, когда приезжает на отдых в свое поместье. Для Татьяны Лариной любовь – высшее чувство, которое олицетворяет счастье, свет, искренность. У них немало общих интересов: они читают, гуляют, оба не любят светской суеты, но понимание любви у них отличается. Татьяна полюбила Онегина. Письмо Татьяны к Онегину восхищает силой любви и чуткости ума. Оно полно надежды на взаимность, но Онегин не смог понять это чувство.
    По сути, Евгений не умеет любить, он не видит в этом смысла. Со своим единственным другом Ленским он спорит на эту тему. У Ленского романтическая и утонченная натура. Он боготворит любовь и стремится к ней. Их разногласия приводят к дуэли, на которой Онегин убивает Ленского.
    Убийство друга в корне изменило жизнь Онегина. Он осознал свои поступки, но уже было поздно. Когда Онегин вновь встретился с Татьяной, она уже была замужней дамой. Он был поражен ее благородством, простотой и доброжелательностью. Татьяна покорила Онегина. Евгений объясняется ей в любви, но терпит фиаско. Она отказывает ему. В ней сильно развито чувство долга, семьи и порядочности. Все это стоит выше чувства любви.

    Заключение

    Вот так раскрывается тема любви в лирике Пушкина. Стихи, поэмы, проза демонстрируют нам величие, благородство души и великодушие поэта. Для поэта любовь – это оковы, которых он не стыдится. Пушкин готов на добровольное заключение. В нетленной любви он созерцает бессмертие. Для Пушкина женский образ – это олицетворение нежности, чистоты, прекрасного и возвышенного. Это пример высочайшего признания женщины. Поэтому трудно говорить кратко о теме любви в творчестве Пушкина.
    Поэзия Пушкина обладает магнетическим феноменом. Она благотворно влияет на человека, оживляя его. Эта поэзия бессмертна, так как она обнаруживает в человеке все прекрасные качества. Чтобы подробно узнать об этом прекрасном и возвышенном чувстве, достаточно знать, какой ряд стихотворений Пушкина посвящен теме любви.

  4. 4
    Текст добавил: комп ремонт железо

    Тема любви в лирике А. С. Пушкина.

    Стихотворения поэта, написанные в жанре любовной лирики, отличаются особым гуманизмом и обладают философским началом. Поэт считает, что любовь – одно из самых ярких проявлений человеческой натуры.
    В стихотворении «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», написанном в 1829 году, автор говорит о том, что жизнь без любви не может быть полноценной. Даже в том случае, если это чувство повергает человека в уныние, сердце продолжает «гореть и любить», потому что «не любить оно не может»:
    Мне грустно и легко; печаль моя светла;
    Печаль моя полна тобою,
    Тобой, одной тобой… Унынья моего
    Ничто не мучит, не тревожит,
    И сердце вновь горит и любит – оттого,
    Что не любить оно не может.
    Тему неразделённого чувства поэт затрагивает в стихотворении «Я вас любил…». Печаль автора вызвана не приходом любви, а расставанием с любимой женщиной. Поэт готов пожертвовать собой ради её счастья:
    Я вас любил безмолвно, безнадежно,
    То робостью, то ревностью томим;
    Я вас любил так искренно, так нежно,
    Как дай вам бог любимой быть другим.
    В послании Е. А. Полторацкой автор способен преодолеть любые трудности, чтобы оказаться рядом с возлюбленной:
    Когда помилует нас бог,
    Когда не буду я повешен,
    То буду я у ваших ног,
    В тени украинских черешен.
    Поэт уверяет читателя, что любовь может околдовать своими чарами не только юношу, но и уже зрелого, искушённого жизненным опытом человека. В стихотворении «Признание» Пушкин говорит, что «болезнь любви» неизлечима:
    Без вас мне скучно, – я зеваю;
    Без вас мне грустно, – я терплю;
    И, мочи нет, сказать желаю,
    Мой ангел, как я вас люблю!
    В стихотворении «К***» (послание А. П. Керн) образ возлюбленной предельно обобщён. Такими эпитетами, как «милые черты», «голос нежный», можно наделить любую красивую женщину:
    Я помню чудное мгновенье:
    Передо мной явилась ты,
    Как мимолётное виденье,
    Как гений чистой красоты.
    Любовь ассоциируется у Пушкина с вдохновением. Светлые чувства рождают у поэта желание творить, создавать новые шедевры:
    И сердце бьётся в упоенье,
    И для него воскресли вновь
    И божество, и вдохновенье,
    И жизнь, и слёзы, и любовь.
    Лирические произведения Пушкина представляют собой образец идеального отношения к женщине. Стихотворения, написанные в этом жанре, вызывают у читателя только положительные эмоции. Простота и музыкальность пушкинского стиха позволяет нам переживать всю полноту этого великого чувства вместе с поэтом.

  5. Тема любви в лирике А. Пушкина (2)

    И сердце вновь горит и любит &#151 оттого,
    Что не любить оно не может.
    А. С. Пушкин
    Все поэты так или иначе обращаются к теме любви. И для каждого поэта эта тема имеет особое, личное значение. Античные поэты считали чувство любви самым главным: в нем они черпали вдохновение, любовь обогащала их духовно. На священных чувствах любви и дружбы полностью основывается такое литературное направление, как сентиментализм. Большое место тема любви занимает в творчестве поэтов-романтиков.
    Для Александра Сергеевича Пушкина любовная тема является одной из основных в его лирике. В лицейский период поэзия Пушкина еще во многом подражательна В это время юный поэт увлекается философией сладострастия. В стихотворении “Гроб Анакреона” поэт призывает “страстью пылкой утомляться” и провозглашает формулу всей своей лирики того периода:
    Жизнью дайте ж насладиться;
    Жизнь, увы, не вечный дар!
    В стихотворениях лицейского периода Пушкин воспевает беспечное наслаждение жизнью, дружеский пир, вино. Любовь для него &#151 это тоже одно из жизненных наслаждений, легкое, приятное чувство, стоящее в одном ряду с пиром и вином.
    Очень скоро легкая, жизнеутверждающая поэзия, понимание любви как веселого развлечения сменится гражданскими мотивами, воспеванием гражданских доблестей. Пушкин переосмысливает основные темы своей поэзии, и любовь получает у него совсем иное освещение. В послании “К Чаадаеву” Пушкин как бы пытается примирить два совершенно разных направления: сентиментализм и классицизм. Поэт соединяет гражданские идеалы с интимными чувствами. В центральных строках стихотворения любовные переживания сравниваются с гражданскими стремлениями:
    Мы ждем с томленьем упованья
    Минуты вольности святой,
    Как ждет любовник молодой
    Минуты верного свиданья.
    Любовь как интимная ценность в гражданской лирике Пушкина соединяется с патриотическими чувствами. Теперь любовь для поэта &#151 это,0 прежде всего, любовь к Родине. В стихотворении “К Чаадаеву” соединяются несовместимые раньше понятия любви к женщине и любви к родине.
    У Пушкина создается новая философия чувства любви. В послании “К Каверину” мы читаем:
    Молись и Вакху, и любви
    И черни презирай ревнивое роптанье.
    Здесь любовь &#151 это способ ухода от окружающего мира, от толпы. Об этом же Пушкин говорит и в стихотворении “К Плюсковой”:
    Любовь и тайная свобода
    Внушали сердцу гимн простой.
    Чувство любви ставится на одну линию с внутренней свободой. Любовь помогает поэту уйти от мира в глубину своих чувств, где он полностью свободен и ни от кого не зависим. В южной ссылке, в романтический период творчества, любовь для Пушкина &#151 это уже не “шалость юных лет”, не патриотическое чувство к родине, а глубокая, драматическая страсть. Любовь поэта-романтика часто безответна, всегда несчастна. Она, подобно листку из стихотворения “Сожженное письмо”, горит в душе лирическою героя и сгорает за один миг, оставляя после себя лишь пепел и опустошенную душу. Этот горький финал заставляет Пушкина разочароваться в романтической любви. Нужна ли поэту такая свободная, но разрушительная, опустошающая любовь, которая, кроме горя и боли, ничего не оставляет в душе? Такая любовь уничтожает сам источник вдохновения.
    Великий поэт отказывается от романтической любви. В Михайловском он еще раз переосмысливает тему любви в своем творчестве, возвращаясь к ранней лирике, к пониманию любви как внутренней свободы и источника вдохновения. В стихотворениях Михайловского периода Пушкин поднимается намного выше трактовки любви как преходящей, земной страсти.
    В стихотворениях Пушкина любовь становится идеальным, вечным чувством. Она приобретает оттенок жертвенности и рыцарства. В стихотворении “Я вас любил…” поэт провозглашает бескорыстную любовь:
    Я вас любил: любовь еще, быть может,
    В душе моей угасла не совсем;
    Но пусть она вас больше не тревожит;
    Я не хочу печалить вас ничем.
    Я вас любил безмолвно, безнадежно,
    То робостью, то ревностью томим;
    Я вас любил так искренно, так нежно,
    Как дай вам бог любимой быть другим.
    Это одно из самых загадочных и проникновенных произведений пушкинской лирики. Загадочность этих строк &#151 в их простоте, безыскусности, но в тоже время в емкости и глубине выраженного чувства. Любить, пусть безответно, в понимании Пушкина, &#151 уже само по себе великое счастье. Огромную роль играет трехкратное повторение “я вас любил…”, а также повторы однотипных словесных конструкций: “безмолвно, безнадежно”, “так искренно, так нежно”. Эти повторы придают поэтическому монологу элегическое настроение. Последняя строка звучит как бы на выдохе, &#151 как страстное и прощальное пожелание.
    В стихотворении “На холмах Грузии…” лирический герой тоскует по своей возлюбленной, но печаль его “светла”, потому что она полна любовью. Такая любовь для Пушкина и есть долгожданное умиротворение и успокоение.
    Унынья моего
    Ничто не мучит, не тревожит,
    И сердце вновь горит и любит &#151 оттого,
    Что не любить оно не может.
    Великий русский поэт показал, что любовь &#151 это источник внутренней свободы и гармонии, источник творческого вдохновения. В стихотворении “Я помню чудное мгновенье…”, посвященной Анне Петровне Керн, Пушкин рисует идеальный, небесный образ любви. Этот образ чужд всему земному. В стихотворении нет ни одной конкретной черты возлюбленной лирического героя. Перед нами образ чистого, идеального проявления красоты. Только его явление способно рождать в душе поэта высокие чувства и вдохновение:
    И сердце бьется в упоенье,
    И для него воскресли вновь
    И божество, и вдохновенье.
    И жизнь, и слезы, и любовь.
    Мы видим, что тема любви в лирике Пушкина в разные периоды его творчества раскрывается им по-разному. В лицейский период &#151 это легкое, несерьезное чувство, одно из наслаждений жизни. В петербургский период любовь связана с патриотическими стремлениями поэта: это любовь к Родине. В период южной ссылки Пушкин изображает любовь как романтическую, опустошающую cтpacть. И только в Михайловском Пушкин приходит к пониманию любви как высшей ценности человека. Любовь теперь связана у него с внутренней свободой, способной пробуждать в поэте вдохновение и самые лучшие человеческие чувства.
    Пушкинские традиции темы любви были унаследованы другими русскими поэтами. Соединение любви с гражданскими и патриотическими чувствами, сравнение возлюбленной с Родиной свойственно патриотической лирике Некрасова. “Как женщину, ты родину любил”, &#151 говорит он в стихотворении “Памяти Добролюбова”. Также это свойственно Блоку (“Россия”) и Маяковскому (“Письмо Татьяне Яковлевой”). Романтическая любовная лирика Пушкина явилась во многом основополагающей для творчества Лермонтова. Созданная же Пушкиным в последний период творчества философия самозабвенной любви будет творчески развита не только поэтами, но и прозаиками Гончаровым, Тургеневым, Толстым.

    Пушкин А. С.

    “Поэт гармонии, согласия и счастья” На вопросы журнала “Костер” отвечает Юрий ПРОЗОРОВ &#151 директор Института русской литературы (Пушкинского Дома) Российской Академии наук
    Стихи
    Биография А. С. Пушкина
    Статья о жизни А. С. Пушкина в Петербурге “Демутов трактир”
    Случаи из жизни лицеистов
    Анна Керн. “Когда великие были маленькими”

    Сказки

    А. С. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке
    А. С. Пушкин. Сказка о попе и о работнике его Балде
    А. С. Пушкин. Сказка о золотом петушке
    А. С. Пушкин. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях

    Сочинения

    Тема любви в лирике А. Пушкина. Сочинение
    Тема дружбы в творчестве А. Пушкина. Сочинение
    Русская природа в лирике А. Пушкина. Сочинение
    А. С. Пушкин о роли и назначении поэта и поэзии. Сочинение
    Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина Сочинение
    Столичное и поместное дворянство в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин”. Сочинение
    В чем сложность и противоречивость характера Онегина? Сочинение. Вариант 1
    В чем сложность и противоречивость характера Онегина? Сочинение. Вариант 2
    Роман А. С. Пушкина “Евгений Онегин” &#151 “энциклопедия русской жизни”. Сочинение
    Онегин и Ленский. Сочинение
    Онегин и Татьяна. Сочинение
    Онегин и Чацкий &#151 разные люди одной эпохи. Сочинение. Вариант 1
    Онегин и Чацкий &#151 разные люди одной эпохи. Сочинение. Вариант 2
    “…Я так люблю Татьяну милую мою” Сочинение
    “Татьяна русская душою…” Сочинение
    Статья о поэме А. С. Пушкина “Медный всадник”
    По роману А. С. Пушкина “Евгений Онегин”. Материалы к сочинению
    Где живет Черномор?
    “Летучие черты…” Портреты А. С. Пушкина
    О высоком назначении поэта и поэзии в лирике Пушкина
    Тема любви в лирике А. Пушкина (2)
    Тема дружбы в лирике Пушкина (2)
    “Евгений Онегин” &#151 “энциклопедия русской жизни” (2)
    Художественное своеобразие пушкинского романа в стихах
    “Татьяны милый идеал”
    “Лишний человек” Онегин
    Береги честь смолоду (По повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”)
    Народ и власть (По трагедии А. С. Пушкина “Борис Годунов”)
    Мой первый друг… Статья о Пущине

  6. В лирике Пушкина с удивительной поэтической силой раскрываются богатство и одаренность его натуры. Среди многих талантов, щедро отпущенных ему природой, есть талант любить, видеть и ощущать красоту, высоко ценить одно из самых сильных и прекрасных человеческих чувств.
    Когда читаешь его стихи о любви, то возникает ощущение беспредельности этого чувства, которому нет границ, которое не подчиняется ничему, даже собственной воле человека.
    Любовная лирика Пушкина невольно приводит к мысли о том, что “любви все возрасты покорны”. Она околдовывает своими чарами и юношу, только начинающего жить, и зрелого, умудренного опытом человека. Пушкинские стихи о любви представляют собой своеобразный поэтический дневник, который передает все основные оттенки и этапы развития любовного чувства. Они помогают проследить, как меняется отношение к любви в лирике Пушкина.
    Юношеское стихотворение “Желание”, написанное в лицейские годы, передает только одну грань этого чувства — печаль, уныние, тоску первой несчастливой любви. Но даже эти страдания и слезы дороги лирическому герою. Несмотря на то, что любовь причиняет боль, он не хочет избавиться от нее.
    Мне дорого любви моей мученье —
    Пускай умру, но пусть умру любя!
    Значит, даже само страдание любви способно одухотворить жизнь человека — в этом смысл стихотворения.
    Проходят годы. Меняется восприятие любви поэтом. Новое звучание этой темы мы встречаем в стихотворении “Редеет облаков летучая гряда…” В нем соединяются две равноценные могучие стихии — природа и любовь. Величественный, полный гармонии пейзаж напоминает о любви.
    Звезда печальная, вечерняя звезда,
    Твой луч осеребрил увядшие равнины,
    И дремлющий залив, и черных скал вершины.
    Люблю твой слабый свет в небесной вышине:
    Он думы разбудил, уснувшие во мне.
    Здесь любовь — уже не источник страдания, а источник самой жизни, в которой человеку предстоит испытать и радость, и горе, и тревоги, и несвободу. Что же поможет ему противостоять гонениям судьбы? Конечно, любовь, которая может творить чудеса. Именно таков смысл замечательного пушкинского шедевра “Я помню чудное мгновенье”. Оно
    написано под впечатлением встречи поэта в Михайловском с А. П. Керн, с которой он познакомился в Петербурге и которая произвела на него незабываемое поэтическое впечатление. Одиночество ссылки, “мрак заточенья”, однообразие пустых унылых дней, казалось, смогли убить любовь.
    Шли годы. Бурь порыв мятежный
    Рассеял прежние мечты,
    И я забыл твой голос нежный,
    Твои небесные черты.
    Вместе с любовью гибнет и душа поэта. Но новая встреча с “гением чистой красоты” совершает настоящее чудо — воскрешает любовь, которая несет с собой творческое вдохновение, ощущение полноты жизни.
    И сердце бьется в упоенье,
    И для него воскресли вновь
    И божество, и вдохновенье,
    И жизнь, и слезы, и любовь.
    Любовь открывает перед поэтом прелесть и богатство мира, формирует его идеал красоты, который замечательно воплотил Пушкин в стихотворении “Мадонна”, посвященном Наталье Гончаровой. В светлом, божественном лике, изображенном на картине, поэт узнает прекрасные черты любимой женщины; он преисполнен благодарности за эту встречу, которую даровала ему судьба.
    Исполнились мои желания. Творец
    Тебя мне ниспослал, моя мадонна,
    Чистейшей прелести чистейший образец.
    С годами к Пушкину приходит понимание гуманной основы любви, которое находит выражение в небольшом стихотворении “Я вас любил”. Оно передает переживания лирического героя, который расстается с любимой женщиной. Это один из самых грустных моментов любви. Именно тогда в человеке нередко просыпается обида, ревность, мстительность. Но ничего этого в стихотворении нет. Есть только вполне естественная печаль, вызванная расставанием с женщиной, любовь к которой “угасла не совсем”, благодарность за те счастливые мгновения, которые она ему подарила, и искреннее пожелание когда-то любимой женщине счастья и любви с другим.
    Я вас любил безмолвно, безнадежно,
    То робостью, то ревностью томим;
    Я вас любил так искренно, так нежно,
    Как дай вам бог любимой быть другим.
    Эти простые лаконичные строки заставляют задуматься о многом, о том, что настоящая любовь не может быть эгоистическим чувством, о том, что именно в этой интимной сфере нужно суметь сохранить щедрость, широту души, доброжелательность, благородство. К подобным мыслям приводит нас изумительная пушкинская поэзия, побуждая становиться лучше, чище, добрее, делая мир вокруг нас богатым и прекрасным. Каждое стихотворение Пушкина содержит обобщение того, что было пережито и прочувствовано им. Поэтому его стихотворения о любви стали школой истинной гуманности.

  7. Любовная лирика Пушкина до сих пор остается бесценным сокровищем русской литературы. Его взгляд на любовь, понимание глубины этого чувства менялись по мере взросления поэта.
    В стихах лицейского периода юный Пушкин воспевал любовь- страсть, часто мимолетное чувство, заканчивающееся разочарованием. В стихотворении «Красавица» любовь для него — «святыня», а в стихотворениях «Певец», «К Морфею», «Желание» представляется «одухотворенным страданием». Женские образы в ранних стихотворениях даны схематично. Для молодого человека важно само желание любить: «Мне дорого любви моей мученье — / Пускай умру, но пусть умру любя!»
    В петербургском периоде творчества стихотворений любовной тематики встречается мало, поскольку поэт в это время много внимания уделял вольнолюбивой лирике.
    Мотив трагической любви, разочарования, одиночества звучит в стихотворных произведениях южного периода. В целом же любовная лирика Пушкина отражает сложный комплекс чувств: искренность, задушевность, грусть, безнадежность, нежность, счастье, восторг.
    Стихотворение «Я помню чудное мгновенье…» по праву является шедевром любовной лирики. Оно не устареет никогда, поскольку отражает чувство высокой любви. Лирический герой вспоминает «чудное мгновенье», которое навеки останется в его памяти. И это чудо происходит в реальности, когда герой встречает свою возлюбленную. Любовь возносит, преображает человека, дает ему чувство восторга и полета души. Реальную женщину Пушкин называет «гений чистой красоты», сравнивая с божеством. Ничто не может убить любовь, для нее нет времени и пространства:
    И сердце бьется в упоенье,
    И для него воскресли вновь
    И божество, и вдохновенье,
    И жизнь, и слезы, и любовь.
    Самое ценное для человека, то, на чем держится мир, — это любовь.
    В более поздних стихах Пушкина романтические мотивы уступают место реалистическому описанию чувства любви. Теперь любовь героя глубже, серьезнее, ответственнее. Стихотворения Пушкина звучат так правдиво и искренне, потому что в них обычно передаются чувства героя-мужчины, а женщина изображена как идеал. Ее духовный мир не исследуется. Герой говорит о чувствах как будто «за двоих», не привлекая женщину. От этого смысл стихотворения не теряется, перед нами исповедь влюбленного человека.
    Нежные и чистые чувства преобладают в стихотворении «Я вас любил: любовь еще, быть может…». Герой выражает их предельно просто и ясно, опираясь на глаголы. Перед нами опять воспоминания, но чувства не исчезли, любовь жива. Она делает лирического героя сильным и мудрым:
    Я вас любил безмолвно, безнадежно,
    То робостью, то ревностью томим;
    Я вас любил так искренно, так нежно,
    Как дай вам Бог любимой быть другим.
    Только настоящая любовь может породить такие слова. Желать своей возлюбленной счастья с другим может только человек, наделенный высокими душевными качествами.
    Стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» свидетельствует о попытках поэта обрести гармонию, найти пути примирения противоречий. Часто он объединяет противоположные по смыслу слова и понятия: «печаль моя светла», его уныние безмятежно и т. д. Любовь в этом стихотворении предстает как смысл жизни. Сердце и дано человеку для того, чтобы любить, ненависть — убивает. Без любви нет жизни, нет вдохновения.
    Все стихотворения Пушкина о любви говорят об одном: нет несчастной любви, любовь — всегда огромное счастье. Это богатство, которое человек хранит в душе всю жизнь.

  8. Для Александра Сергеевича Пушкина любовная тема является одной из основных в его лирике. Все поэты так или иначе обращаются к теме любви. Античные поэты считали чувство любви самым главным: в нем они черпали вдохновение, любовь обогащала их духовно. На священных чувствах любви и дружбы полностью основывается такое литературное направление, как сентиментализм. Большое место тема любви занимает в творчестве поэтов-романтиков.
    Мир лирики Пушкина богат и разнообразен. Немаловажную роль в его творчестве занимает тема любви. Стихи Пушкина ярко отражают отношение поэта к этим чувствам. Пушкинская поэзия особенно романтична во второй период его творчества — южный период. В это время Пушкиным были написаны южные поэмы. В поэме “Цыгане” два необычайных героя. Алеко — человек, который испорчен цивилизацией. Он из города устремляется к цыганам, потому что цыгане — дети природы. Доверчивые, бесхитростные они принимают Алеко к себе. Алеко влюбляется в Земфиру. Но впоследствии у Земфиры появляется возлюбленный — молодой цыган. Алеко убивает их обоих. Героя изгоняют из цыганского племени.
    Пушкин проповедует самоотречение в любви. По мнению Пушкина, в любви нельзя быть эгоистом. Любовь — это забота о том человеке, которого любишь, даже если ради этой заботы нужно отречься от любви. Поэт осуждает Алеко за его ревность к Земфире, отмечая, что нельзя лишать жизни другого человека.
    Оставь нас добрый человек!
    Мы дики, нет у нас законов,
    Мы не терзаем, не казним.
    Не нужно крови нам и стонов
    Но жить с убийцей не хотим…
    В “Бахчисарайском фонтане” Пушкин также выражает свое отношение к любви. Поэт осуждает Зарему за ревностную любовь к хану.
    Кроме южных поэм, Пушкин написал немало стихотворений на тему любви и дружбы. Поэзия Пушкина — это радость и утонченное наслаждение для души. Любовь у Пушкина — это животворящая сила. Поэт проповедует самоотречение от любви ради счастья любимого человека. Содержание стихотворения “Я вас любил…” отражает эти убеждения Пушкина:
    Но пусть она вас больше не тревожит
    Я не хочу печалить вас ничем…
    Поэт не хочет тревожить возлюбленную женщину ради своего счастья.
    Как дай вам бог любимой быть другим…
    Это одно из самых загадочных и проникновенных произведений пушкинской лирики. Загадочность этих строк — в их простоте, безыскусности, но в то же время в емкости и глубине выраженного чувства. Любить, пусть безответно, в понимании Пушкина, — уже само по себе великое счастье. Огромную роль играет трехкратное повторение “я вас любил…”, а также повторы однотипных словесных конструкций: “безмолвно, безнадежно”, “так искренно, так нежно”. Эти повторы придают поэтическому монологу элегическое настроение.
    Великолепным образцом интимной лирики Пушкина является стихотворение “К***”, написанное в Михайловском, где поэт встретил Анну Петровну Керн, племянницу Осиповых:
    Я помню чудное мгновенье,
    Передо мной явилась ты,
    Как мимолетное виденье,
    Как гений чистой красоты…
    Пушкин очень романтично раскрывает образ своей возлюбленной: “чудное мгновенье”, “гений чистой красоты”. Поэт называет голос нежным, стараясь как можно красивее передать черты своей возлюбленной.
    Слезы, любовь, вдохновенье — вот спутники подлинной жизни поэта. Пробуждение души открыло Пушкину возможность упоения творчеством. Пробужденная душа раскрылась для любви. В этом стихотворении выделяются три состояния души поэта. Первое состояние души, когда перед поэтом появилась красота, которую он хорошо запомнил. Второе состояние проявляется в момент душевного угнетения — воспоминание утрачено. Третье — красота появилась вновь, и поэт получает прилив вдохновенья. Любовь представлена в стихотворении не на равных правах с вдохновеньем и слезами.
    Пушкинские традиции темы любви были унаследованы другими русскими поэтами: Н.А. Некрасовым, А.А. Блоком, В.В. Маяковским… Романтическая любовная лирика Пушкина явилась во многом основополагающей для творчества М.Ю. Лермонтова.

  9. В лирике Пушкина с удивительной поэтической силой раскрываются богатство и одаренность его натуры. Среди многих талантов, щедро отпущенных ему природой, есть талант любить, видеть и ощущать красоту, высоко ценить одно из самых сильных и прекрасных человеческих чувств.
    Когда читаешь его стихи о любви, то возникает ощущение беспредельности этого чувства, которому нет границ, которое не подчиняется ничему, даже собственной воле человека.
    Любовная лирика Пушкина невольно приводит к мысли о том, что “любви все возрасты покорны”. Она околдовывает своими чарами и юношу, только начинающего жить, и зрелого, умудренного опытом человека. Пушкинские стихи о любви представляют собой своеобразный поэтический дневник, который передает все основные оттенки и этапы развития любовного чувства. Они помогают проследить, как меняется отношение к любви в лирике Пушкина.
    Юношеское стихотворение “Желание”, написанное в лицейские годы, передает только одну грань этого чувства — печаль, уныние, тоску первой несчастливой любви. Но даже эти страдания и слезы дороги лирическому герою. Несмотря на то, что любовь причиняет боль, он не хочет избавиться от нее.
    Мне дорого любви моей мученье —
    Пускай умру, но пусть умру любя!
    Значит, даже само страдание любви способно одухотворить жизнь человека — в этом смысл стихотворения.
    Проходят годы. Меняется восприятие любви поэтом. Новое звучание этой темы мы встречаем в стихотворении “Редеет облаков летучая гряда…” В нем соединяются две равноценные могучие стихии — природа и любовь. Величественный, полный гармонии пейзаж напоминает о любви.
    Звезда печальная, вечерняя звезда,
    Твой луч осеребрил увядшие равнины,
    И дремлющий залив, и черных скал вершины.
    Люблю твой слабый свет в небесной вышине:
    Он думы разбудил, уснувшие во мне.
    Здесь любовь — уже не источник страдания, а источник самой жизни, в которой человеку предстоит испытать и радость, и горе, и тревоги, и несвободу. Что же поможет ему противостоять гонениям судьбы? Конечно, любовь, которая может творить чудеса. Именно таков смысл замечательного пушкинского шедевра “Я помню чудное мгновенье”. Оно написано под впечатлением встречи поэта в Михайловском с А. П. Керн, с которой он познакомился в Петербурге и которая произвела на него незабываемое поэтическое впечатление. Одиночество ссылки, “мрак заточенья”, однообразие пустых унылых дней, казалось, смогли убить любовь.
    Шли годы. Бурь порыв мятежный
    Рассеял прежние мечты,
    И я забыл твой голос нежный,
    Твои небесные черты.
    Вместе с любовью гибнет и душа поэта. Но новая встреча с “гением чистой красоты” совершает настоящее чудо — воскрешает любовь, которая несет с собой творческое вдохновение, ощущение полноты жизни.
    И сердце бьется в упоенье,
    И для него воскресли вновь
    И божество, и вдохновенье,
    И жизнь, и слезы, и любовь.
    Любовь открывает перед поэтом прелесть и богатство мира, формирует его идеал красоты, который замечательно воплотил Пушкин в стихотворении “Мадонна”, посвященном Наталье Гончаровой. В светлом, божественном лике, изображенном на картине, поэт узнает прекрасные черты любимой женщины; он преисполнен благодарности за эту встречу, которую даровала ему судьба.
    Исполнились мои желания. Творец
    Тебя мне ниспослал, моя мадонна,
    Чистейшей прелести чистейший образец.
    С годами к Пушкину приходит понимание гуманной основы любви, которое находит выражение в небольшом стихотворении “Я вас любил”. Оно передает переживания лирического героя, который расстается с любимой женщиной. Это один из самых грустных моментов любви. Именно тогда в человеке нередко просыпается обида, ревность, мстительность. Но ничего этого в стихотворении нет. Есть только вполне естественная печаль, вызванная расставанием с женщиной, любовь к которой “угасла не совсем”, благодарность за те счастливые мгновения, которые она ему подарила, и искреннее пожелание когда-то любимой женщине счастья и любви с другим.
    Я вас любил безмолвно, безнадежно,
    То робостью, то ревностью томим;
    Я вас любил так искренно, так нежно,
    Как дай вам бог любимой быть другим.
    Эти простые лаконичные строки заставляют задуматься о многом, о том, что настоящая любовь не может быть эгоистическим чувством, о том, что именно в этой интимной сфере нужно суметь сохранить щедрость, широту души, доброжелательность, благородство. К подобным мыслям приводит нас изумительная пушкинская поэзия, побуждая становиться лучше, чище, добрее, делая мир вокруг нас богатым и прекрасным. Каждое стихотворение Пушкина содержит обобщение того, что было пережито и прочувствовано им. Поэтому его стихотворения о любви стали школой истинной гуманности.

    Список литературы

    Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайтаhttp://www.kostyor.ru/

  10. Известный литературовед Ю. М. Лотман определил все творчество А. С. Пушкина как единое многожанровое произведение, сюжетом которого является судьба поэта. Действительно, поэзия Пушкина отразила все человеческое состояние: от ранней юности до гармоничного расцвета всех душевных и интеллектуальных сил взрослого человека. Тема любви, пронизывающая все творчество Пушкина, на разных этапах развития обретала различные оттенки, поворачивалась новыми гранями.
    В лицейских стихах тема любви звучит, “сверкая и журча”, как живительный источник юношеского жизнелюбия. “Одушеви перо мое, любовь!” — писал четырнадцатилетний Пушкин в самой ранней поэме “Монах”. Прославление любви в анакреонтической поэзии так же обязательно, как прославление золотого вина, полного кубка, круговой чаши. Самые почитаемые боги — Эрот и Вакх. Любовь побеждает рассудок и украшает жизнь весельем.
    Любовные фантазии разгоняют уныние одиноких часов “в мрачной келье”. Мечты о любви могут быть фривольно-нескромными, как стихотворение “К Наталье”, или романтически-возвышенными, как в “Послании к Юдину”.
    Постигая науку любви, поэт узнает “блаженство наслажденья” обладания возлюбленной и мучения разлуки, “злых страстей… глас мятежный”, страдания “любви напрасной”. В стихотворениях лицейского периода отразилась вся гамма переживаний влюбленного юноши, когда любовь может быть не только “сладостной наградой”, но и “отравой наших дней”. Но уже в этих стихах замечательное свойство лирики Пушкина, позднее выраженное словами: “…печаль моя светла…” Гармоническое начало душевного склада поэта не оставляет места безысходности и отчаянию: “Сквозь слезы улыбнулся я”. Без страданий нет полноты жизни, поэтому лирическому герою “дорого любви… мученье”, для него “и в слезах сокрыто наслажденье”.
    И самое главное, любовь заставляет звучать струны лиры поэта: “И лишь любви ты голос не забыла!” Способность любить — такой же небесный дар, как и способность к творчеству. Когда из души уходит любовь, “бесплодное проходит вдохновенье”, но и объект любви появляется только после того, как “душе настало пробужденье”. Мотив этой неразрывной взаимосвязи проходит через всю поэзию Пушкина. “Любовь — мелодия”, то есть результат творчества. Так же как “искра вдохновенья” зарождается в груди еще в младенчестве, любовь загорается в сердце “оттого, что не любить оно не может”.
    Поэтому нерастраченная сила любовного чувства проникает даже в политическую лирику Пушкина. Попытка изгнать богиню любви из поэзии, предпринятая в оде “Вольность”, написанной в год окончания лицея, не удается. В послании “К Чаадаеву” ожидание “минуты вольности святой” приравнивается к ожиданию любовного свидания.
    Чувствам Пушкина не был свойствен аскетизм. Он называл себя “страдальцем чувственной любви”. В стихотворениях “К молодой вдове”, “Письмо к Лиде”, “Торжество Вакха”, “О Массой” и других говорится о сладострастном любовном жаре. И хотя необузданная страсть “всю душу в нас мертвит”, “любовник упоенный” не желает исцелиться. Увлечения поэта многочисленны, но все они вызваны искренним чувством, полным радости жизни. И в своих избранницах Пушкин ценит то, что непритворно и естественно: “смелый, вольный взор, неутомимый жар, открытые желанья”, “милая моя не может лицемерить”. Притворство, обман, “любви постыдный торг” отвергается “питомцем музы”, потому что “в порочном сердце жизни нет”, как написано в стихотворении “Прелестнице”.
    В годы зрелости поэт осуждает “коварные старанья преступной юности”, не дрожит “мятежным наслажденьем”, просит оживить в сердце дух целомудрия. В самых жарких объятиях неги поэта посещают “виденья первоначальных чистых дней”. Недаром чистота — лучшая характеристика возлюбленной: “душа твоя чиста”, “гений чистой красоты”, “чистейшей прелести чистейший образец”. Это такое качество, которое не уничтожается временем. Вот преимущество чистоты “перед мощной властью красоты”, которая может быть минутной, “приметно увядает во цвете юности живой”.
    Но все же Пушкин благоговел “богомольно перед святыней красоты”. Его любовная лирика сохранила множество прекрасных женских портретов. В бессмертных стихах никогда не померкнут синие глаза — небеса Катеньки Вельяшевой и ангельские глаза Олениной, не отзвучал “голос девственный, невинный” Алины Осиновой и “речи резвые, живые” Екатерины Ушаковой, не сотрется белый силуэт на скале над волнами Марии Раевской и не растает “мимолетное виденье” Анны Керн, не смолкнут “горестные песни” поэта, обращенные к Елизавете Воронцовой, не забудутся его “ревнивые мечты” об Амалии Ризнич и не перестанет сиять “во славе и в лучах” образ Мадонны — Гончаровой.
    В любовной лирике Пушкина проявилось величие его души, благородство, доброта, бескорыстие. Отвергнутая любовь не вызывает ненависти, не пробуждает чувство мщения: “Я вас любил так искренно, так нежно, как дай вам бог любимой быть другим”. Разлука с возлюбленной печалит, но не приносит забвения: “Останься век со мной на горестной груди…” Воспоминания о любви светлы, наполнены чувством благодарности: “Все в жертву памяти твоей…”
    Любимый образ часто возникает в памяти на фоне прекрасных картин природы, как в стихотворениях “Редеет облаков летучая гряда…”, “Ненастный день потух…”, “Буря” и других. Любовь поэта одушевляет природу.
    В системе ценностей Пушкина любовь стоит выше желания славы и стремления к свободе, потому что, за исключением “поэтической неволи”, единственные оковы, которых не стыдится влюбленный, — оковы любви: “свободу потеряв навек, неволю сердцем обожаю”. Любовь — награда и итог трудной и горестной жизни: “И может быть, — на мой закат печальный блеснет любовь улыбкою прощальной”.
    В неумирающей любви поэт видит залог бессмертия: “Во мне бессмертна память милой, что без нее душа моя?” Сила любви открывает границу в запредельный мир. Об этом говорится в стихотворениях “Придет ужасный час…”, “Заклинание”, “Для берегов отчизны дальной…”. В противостоянии смерти любовь оказывается победительницей.
    Вершины любовной лирики Пушкина не только показывают пример высокого отношения к женщине, но и содержат “эталон” простоты выражения сложных душевных движений, когда почти не украшенная поэтическими приемами обыденная речь свидетельствует о чистоте и непринужденности чувства. Таковы стихотворения “Я вас любил…”, “На холмах Грузии…”, “Прощание”.
    На протяжении всей жизни Пушкина любовь питала его поэтическое вдохновение. Любовная лирика поэта пробуждает “чувства добрые”, имеет общечеловеческую гуманистическую ценность.

  11. Сочинение на тему: «Любовь и дружба в лирике Пушкина».
    В многообразии лирических тем, принадлежащих поэзии Пушкина, тема дружбы занимает столь значительное место, что поэта можно было бы назвать ее певцом. Очевидно, истоки умения дружить заложены в самой натуре поэта: отзывчивого, умеющего раскрывать в каждом человеке лучшие свойства его души. У Пушкина было много и близких друзей, и товарищей. Очень широк диапазон его дружеских привязанностей — от простого и внешнего приятельства до высоких степеней требовательной, бес страшной и порой жертвенной дружбы. Пушкин братски любил и мечтательного Дельвига, и наивного Кюхельбекера, и остроумного Вяземского, и буйного Дениса Давыдова, и поэта-гражданина Рылеева, и простодушного Нащокина. Совершенно особое место среди друзей Пушкина занимает П. Чаадаев, который в юные годы был для поэта образцом высокого гражданского мужества и свободолюбия. Пушкиным написано много стихотворений, обращенных к Чаадаеву, проникнутых величайшим уважением, доверием и дружбой. Дружба с Чаадаевым была для Пушкина не просто житейской привязанностью, но прежде всего символом благородных, свободолюбивых идей. Это с особой силой сказалось в одном из ранних стихотворений “К Чаадаеву” (1818 г.). Это послание для последующих поколений стало памятником высокой дружбы, вдохновленной общностью политических идеалов. Пушкин не только любит и ценит своих друзей,-но и не забывает о них тогда, когда они находятся в беде, когда проявление сердечного внимания к ним грозит ему самому большими и опасными неприятностями. Пушкин на глазах жандармов бросается в объятия ссыльного Кюхельбекера. Узнав, что Муравьева едет в Сибирь к мужу, сосланному на каторгу, он шлет через нее друзьям-декабристам стихи, полные глубочайшей уверенности в правоте их героического дела. А на вопрос Николая I, где был бы он 14 декабря, не колеблясь отвечает: “С друзьями!” Среди лучших пушкинских друзей лицейской юности И. Пущин занимал особое место. Он не был поэтом, как Дельвиг или Кюхельбекер, его связывали с Пушкиным не только общелитературные интересы. Это был друг, которому Пушкин охотнее, чем другим, доверял волнения и тревоги своего юного сердца. Память о ночных разговорах с другом остается в сердце поэта на всю жизнь и придает особый тон их отношениям. Правда, виделись друзья после окончания лицея очень редко и мало, но оба они всегда рвались друг к другу. Когда Пушкин узнал о разгроме восстания декабристов, он очень тяжело переживал эту весть. С посланием в Сибирь посылает он стихи Пущину.
    Мой первый друг, мой друг бесценный!
    И я судьбу благословил,
    Когда мой дом уединенный,
    Печальным снегом занесенный,
    Твой колокольчик огласил…
    Молю святое провиденье:
    Да голос мой душе твоей
    Дарует то же утешенье,
    Да озарит он заточенъе
    Лучом лицейских ясных дней.
    Всего десять строк! Но как много сказано в них! Сколько пережитого и выстраданного в этих словах! Каждая строка полна глубокого смысла. Это была настоящая дружба, благородная и верная.
    Дружба — одна из основных тем пушкинской лирики на всех этапах его творческого пути. В стихотворении “19 октября” (1827 г.) Пушкин вновь пишет своим друзьям-декабристам о своей верности, дружбе:
    Бог помощь вам, друзья мои.
    И в бурях, и житейском горе,
    В краю чужом, в пустынном море
    И в мрачных пропастях земли…
    Но, пожалуй, еще многообразнее проходит в пушкинской лирике вечная тема любви. Тема любви в творчестве Пушкина — это восторг перед духовной и физической красотой, это гимн возвышающему и облагораживающему человека чувству, это выражение безграничного уважения к женщине.
    Еще в 1818 году на одном из званых вечеров встретил Пушкин 19-летнюю Анну Петровну Керн. Ее сияющая красота и молодость привели в восторг молодого поэта. Прошли годы… Пушкин в ссылке. Рядом с Михайловским находилось имение помещицы Осиповой. Здесь Пушкин вновь встретился с Керн, такой же обаятельной, как и прежде. Пушкин подарил ей недавно напечатанную главу “Евгения Онегина”, а между страниц вложил стихи, написанные для нее. Стихи, посвященные Анне Петровне (“Я помню чудное 14гновенье”),— знаменитый гимн высокому и светлому чувству. Это одна из вершин пушкинской лирики. Стихи эти пленяют не только чистотой и страстностью воплощенного в них чувства, но и гармоничностью.
    Любовь для поэта — источник жизни и радости. Стихотворение “Я вас любил” — шедевр русской поэзии. На стихи Пушкина написано более двадцати романсов. И пусть проходит время, имя любимого поэта и его стихи всегда будут жить в нашей памяти и пробуждать в нас лучшие чувства.

  12. И сердце вновь горит и любит — оттого,
    Что не любить оно не может.
    А. С. Пушкин
    Все поэты так или иначе обращаются к теме любви. И для каждого поэта эта тема имеет особое, личное значение. Античные поэты считали чувство любви самым главным: в нем они черпали вдохновение, любовь обогащала их духовно. На священных чувствах любви и дружбы полностью основывается такое литературное направление, как сентиментализм. Большое место тема любви занимает в творчестве поэтов -романтиков.
    Для Александра Сергеевича Пушкина любовная тема является одной из основных в его лирике. В лицейский период поэзия Пушкина еще во многом подражательна. В это время юный поэт увлекается философией сладострастия. В стихотворении “Гроб Анакреона” поэт призывает “страстью пылкой утомляться” и провозглашает формулу всей своей лирики того периода:
    Жизнью дайте ж насладиться;
    Жизнь, увы, не вечный дар!
    В стихотворениях лицейского периода Пушкин воспевает беспечное наслаждение жизнью, дружеский пир, вино. Любовь для него — это тоже одно из жизненных наслаждений, легкое, приятное чувство, стоящее в одном ряду с пиром и вином.
    Очень скоро легкая, жизнеутверждающая поэзия, понимание любви как веселого развлечения сменится гражданскими мотивами, воспеванием гражданских доблестей. Пушкин переосмысливает основные темы своей поэзии, и любовь получает у него совсем иное освещение. В послании “К Чаадаеву” Пушкин как бы пытается примирить два совершенно разных направления: сентиментализм и классицизм. Поэт соединяет гражданские идеалы с интимными чувствами. В центральных строках стихотворения любовные переживания сравниваются с гражданскими стремлениями:
    Мы ждем с томленьем упованья
    Минуты вольности святой,
    Как ждет любовник молодой
    Минуты верного свиданья.
    Любовь как интимная ценность в гражданской лирике Пушкина соединяется с патриотическими чувствами. Теперь любовь для поэта — это прежде всего любовь к Родине. В стихотворении “К Чаадаеву” соединяются несовместимые раньше понятия любви к женщине И любви к родине,
    У Пушкина создается новая философия чувства любви. В послании “К Каверину” мы читаем:
    Молись и Вакху, и любви
    И черни презирай ревнивое роптанье.
    Здесь любовь — это способ ухода от окружающего мира, от толпы. Об этом же Пушкин говорит и в стихотворении “К Плюсковой”:
    Любовь и тайная свобода
    Внушали сердцу гимн простой.
    Чувство любовь ставится на одну линию с внутренней свободой. Любовь помогает поэту уйти от мира в глубину своих чувств, где он полностью свободен и ни от кого не зависим. В южной ссылке, в романтический период творчества, любовь для Пушкина — это уже не “шалость юных лет”, не патриотическое чувство к родине, а глубокая, драматическая страсть. Любовь поэта-романтика часто безответна, всегда несчастна. Она, подобно листку из стихотворения “Сожженное письмо”, горит в душе лирического героя и сгорает за один миг, оставляя после себя лишь пепел и опустошенную душу. Этот горький финал заставляет Пушкина разочароваться в романтической любви. Нужна ли поэту такая свободная, но разрушительная, опустошающая любовь, которая, кроме горя и боли, ничего не оставляет в душе? Такая любовь уничтожает сам источник вдохновения.
    Великий поэт отказывается от романтической любви. В Михайловском он еще раз переосмысливает тему любви в своем творчестве, возвращаясь к ранней лирике, к пониманию любви как внутренней свободы и источника вдохновения. В стихотворениях Михайловского периода Пушкин поднимается намного выше трактовки любви как преходящей, земной страсти.
    В стихотворениях Пушкина любовь становится идеальным, вечным чувством. Она приобретает оттенок жертвенности и рыцарства. В стихотворении “Я вас любил…” поэт провозглашает бескорыстную любовь:
    Я вас любил: любовь еще, быть может,
    В душе моей угасла не совсем;
    Но пусть она вас больше не тревожит;
    Я не хочу печалить вас ничем.
    Я вас любил безмолвно, безнадежно,
    То робостью, то ревностью томим;
    Я вас любил так искренно, так нежно,
    Как дай вам бог любимой быть другим.
    Это одно из самых загадочных и проникновенных произведений пушкинской лирики. Загадочность этих строк — в их простоте, безыскусности, но в тоже время в емкости и глубине выраженного чувства. Любить, пусть безответно, в понимании Пушкина, — уже само по себе великое счастье. Огромную роль играет трехкратное повторение “я вас любил…”, а также повторы однотипных словесных конструкций: “безмолвно, безнадежно”, “так искренно, так нежно”. Эти повторы придают поэтическому монологу элегическое настроение. Последняя строка звучит как бы на выдохе, — как страстное и прощальное пожелание.
    В стихотворении “На холмах Грузии…” лирический герой тоскует по своей возлюбленной, но печаль его “светла”, потому что она полна любовью. Такая любовь для Пушкина и есть долгожданное умиротворение и успокоение.
    Унынья моего
    Ничто не мучит, не тревожит,
    И сердце вновь горит и любит — оттого,
    Что не любить оно не может.
    Великий русский поэт показал, что любовь — это источник внутренней свобода! и гармонии, источник творческого вдохновения. В стихотворении “Я помню чудное мгновенье…”, посвященной Анне Петровне Керн, Пушкин рисует идеальный, небесный образ любви. Этот образ чужд всему земному. В стихотворении нет ни одной конкретной черты возлюбленной лирического героя. Перед нами образ чистого, идеального проявления красоты. Только его явление способно рождать в душе поэта высокие чувства и вдохновение:
    И сердце бьется в упоенье,
    И для него воскресли вновь
    И божество, и вдохновенье,
    И жизнь, и слезы, и любовь.
    Мы видим, что тема любви в лирике Пушкина в разные периоды его творчества раскрывается им по-разному. В лицейский период — это легкое, несерьезное чувство, одно из наслаждений жизни. В петербургский период любовь связана с патриотическими стремлениями поэта: это любовь к Родине. В период южной ссылки Пушкин изображает любовь как романтическую, опустошающую страсть. И только в Михайловском Пушкин приходит к пониманию любви как высшей ценности человека. Любовь теперь связана у него с внутренней свободой, способной пробуждать в поэте вдохновение и самые лучшие человеческие чувства.
    Пушкинские традиции темы любви были унаследованы другими русскими поэтами. Соединение любви с гражданскими и патриотическими чувствами, сравнение возлюбленной с Родиной свойственно патриотической лирике Некрасова. “Как женщину, ты родину любил”, — говорит он в стихотворении “Памяти Добролюбова”. Также это свойственно Блоку (“Россия”) и Маяковскому (“Письмо Татьяне Яковлевой”). Романтическая любовная лирика Пушкина явилась во многом основополагающей для творчества Лермонтова. Созданная же Пушкиным в последний период творчества философия самозабвенной любви будет творчески развита не только поэтами, но и прозаиками Гончаровым, Тургеневым, Толстым.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *