Сочинение на тему люди древней руси

9 вариантов

  1. Многовековая история нашей Родины поистине уникальна. Без знания прошлого нельзя обойтись ни простому смертному, ни власть имущему. Любой, уважающий себя человек, просто обязан знать свои истоки. В последнее время наблюдается тенденция к пересмотру истории. Исторические факты выворачиваются наизнанку. И что самое страшное, делают это ученые-историки, у которых есть полный доступ к архивным документам.
    Формирование Древнерусского государства происходило при активном влиянии соседей – скандинавских стран и Византии. В меньшей степени
    это влияние ощущалось со стороны кочевых племен. Это и определило уникальность развития Киевской Руси.
    Славянское государство впервые упоминается в 839 году. В “Бертинской летописи” есть запись об участии людей из народа ”рос” в посольстве от византийского императора Феофила к императору Людовику Благочестивому. Но по последним исследованиям общность славян, в среднем Приднепровье, сложилось значительно раньше.
    Влияние северных соседей отмечено в “Повести временных лет”, где летописцы зафиксировали, что 862 году в Новгородскую землю был призван варяжский конунг (князь) Рюрик. Византия
    же, имела огромное влияние на религиозную жизнь восточных славян, и это было не случайно, православие прижилось на Руси, несмотря на все усилия западных миссионеров.
    Князь Владимир Святой, в 988 году, имело, что имело поистине историческое значение. Прогресс Руси пришелся на правление князя Ярослава, прозванного “мудрым”. Именно при его правлении был издан свод законов Древней Руси – “Правда Русская”. Его внук, Владимир Мономах продолжил благие начинания деда. Этот период отмечен укреплением государственных начал, укреплением христианства, возрастанием военного влияния Руси. Говоря простым языком, в Европе заметили Русь.
    Начиная со второй половины XII века, после смерти Мстислава Великого, сына Мономаха, княжеский род Рюриковичей распадается на несколько ветвей. Началась междоусобица, которая привела к раздробленности Древнерусского государства. В результате бесконечных войн, формируется три центра русской государственности: Галицко-Волынское княжество, Новгородская феодальная республика и на северо-востоке Киевской Руси, Владимиро-Суздальская земля.
    Уже в середине XIII века русские земли, подверглись монголо-татарскому нашествию. Орда завоевала почти весь Северо-восток и Юг Руси. Через небольшой промежуток времени Новгород также признал свою зависимость от Золотой Орды. В это же время Галицкие и Волынские земли были завоеваны Литвой и Польшей.
    (No Ratings Yet)
    Loading…

    Похожие сочинения:

    Сочинение на тему: “В чем проявляется патриотизм?” Не понимаю, как можно не любить страну, в которой ты родился и рос, в которой впервые полюбил и впервые простил, в которой встречал и прощался. Не понимаю. Родина – это…
    Сочинение на тему Благородство против подлости (По роману А. С. Пушкина “Дубровский”) А. С. Пушкин всю свою жизнь ненавидел подлость, несправедливость и самодурство. Своими произведениями он боролся против них, Особенно ярко это проявляется в его романе “Дубровский”. В этом романе Пушкин противопоставляет…
    Сочинение на тему Героизм русской женщины в былине “Авдотья Рязаночка&quot Былина “Авдотья Рязаночка” – народное сказание о мужестве простой русской женщины, которая занималась всю жизнь домашним хозяйством, растила сына, любила мужа, ткала, пряла, стирала, убирала. Миллионы таких женщин на Руси….
    Сочинение на тему: Нужен ли современным людям этикет? Недавно в магазине, как обычно, придержал дверь одной юной леди, а она приняла это за откровенный флирт с моей стороны. Я удивился, ведь это была простая обыденная вежливость, а потом…
    Сочинение на тему “Выходные в деревни” Начало недели, понедельник. Мое раннее утро начинается с душа. Пока моя любимая мама, идет на кухню, включает кофеварку, готовит себе и папе кофе, нам с сестрой бутерброды и свежевыжатый сок….
    Анализ стихотворение Блока “Русь Александр Александрович Блок – это поистине великий выдающийся поэт XX столетия. Мне кажется, правы те, кто говорили, что истинный поэт-лишь тот, кто живет одной жизнью с Родиной, разделяет ее судьбу…
    Анализ поэмы Есенина “Русь Наиболее значительным произведением стала маленькая поэма “Русь” (1914), в которой Сергей Есенин создает обобщенный образ родной земли, задумывается о ее судьбе, рассказывает о страданиях и надеждах своего народа и пытается…
    Сочинение на тему: Сначала было слово Эта библейская фраза говорит о том, что сначала Творец Небесный молвил, а потом уже начал действовать – творить земную твердь, холодные воды и, в конце концов, человека. Слово – первое,…
    Сочинение на тему: Моя улица Адрес, где я родилась и где я живу, является одним из самых главных вещей в моей жизни. Я всегда любила свою улицу, своих добрых соседей и близких друзей. Много время…
    Сочинение на тему: Каким должен быть лидер в новом тысячелетии? Лидеры были необходимы человечеству всегда. Это понятие берет свое начало еще с первобытных времен, когда только начинался процесс создания государства: группы людей объединялись в общины, а лидером становился самый сильный….
    Сочинение на тему Метель в повести А. С. Пушкина А. С. Пушкин часто размышлял о роли случая в жизни человека. От чего зависит человеческая судьба? Насколько предопределены события? Может ли человек сам менять свою жизнь? Эти вопросы Пушкин ставил…
    Сочинение на тему: Олимпийские игры В 1453 до Рождества Христова первые игры были проведены в Олимпии. Начиная примерно с 776 до Рождества Христова каждый четвертый год жителями Олимпии организовывали игры. В данные игры входили такие…
    Сочинение на тему: “Книга” Современная жизнь невозможна без чтения Книг. Влияние литературы на сознании людей огромно. Регулярное чтение обогащает человеческие знания о мире и помогает сформировать всю вашу индивидуальность. Если Книга обращается к вам,…
    Сочинение на тему Океаны В мире существует пять океанов. Это Тихий океан, Атлантический, Северный Ледовитый, Южный и Индийский. Первый из них находится на востоке, второй – на западе от нас, Северный Ледовитый океан почти…
    Сочинение на тему: Его величество человек Все-таки странная вещь – жизнь. Тысячи событий происходят в одно и то же мгновенье, тысячи легких набирают воздух в один момент, тысячи голов думают о тысяче вещей в одинаковое время…
    Сочинение на тему: Природные ресурсы Хватит человечеству Природных ресурсов для нормальной жизни? То есть энергоносителей, полезных ископаемых, чистой воды, плодородной земли? Это сложный вопрос, часто ответ на него требует много знаний. Я попробую высказать свое…
    Сочинение на тему 9 мая “День Победы” С момента как прошла Вторая мировая война, уже прошло много времени, но день победы 9 мая празднуются и сегодня. Праздник 9 мая мне заполнился еще с малых лет, своими масштабными…
    Сочиненин по картине Щербакова Русь Подмосковная Меня приятно удивила и буквально потрясла картина Щербакова “Русь Подмосковная”. Прежде всего, я хочу отметить то, что работа невероятно красива. Она отражает дух, сущность народа Руси, России. Думаю, что автор…
    Анализ стихотворения Есенина “Гой ты, Русь, моя родная Поэту Сергею Есенину довелось побывать во многих странах мира, однако он неизменно возвращался в Россию, считая, что именно здесь находится его дом. Автор множества лирических произведений, посвященных родине, не был…
    Сочинение на тему “Технологии” Все, что мы делаем в нашей жизни, так или иначе связано с использованием современных технологий. Современные технологии имеют значительное влияние на жизнь людей. Создается новая единая мировая культура, в которой…
    Сочинение на тему “Экологические проблемы” Сегодня мир сильно отличается от того, каким он был раньше, урбанизация и индустриализация повлияла негативно на мир. С начала нового тысячелетия проблема окружающей среды вдруг превратилась в широко распространенную проблему,…
    Сочинение на тему: Почему необходимо беречь мир Беречь мир и согласие в стране очень важно. Без этого обеспечить нормальную жизнь ее граждан просто невозможно. И я не согласен с тем, что все люди – “маленькие”, то есть…
    Сочинение на тему: “Трагическая судьба Герасима”. (Сочинение по рассказу И. Тургенева “Муму”) Герасим был крестьянином, принадлежавшим старой бырыне, жившей в Москве. Герасим жил в деревне, был ростом в двенадцать вершов. Он был глухонемым и необщительным. Герасим работал за четверых, был простым, сильным…
    Сочинение на тему: “Спорт” Самая большая страна в мире предлагает поразительное разнообразие ландшафтов и погодных условий. Здесь вы можете найти арктические зоны, покрытые льдом и снегом круглый год, огромные девственные сосновые леса, недоступные скалистые…
    Сочинение на тему “Динозавры” Существует много животных, которые жили на нашей планете еще в глубоком прошлом, но через время исчезли с лица земли. Когда-то они свободно бегали по лесам и полям, плавали в океанах,…
    “Русь советская” С. А. Есенин. Стихотворения “Русь советская” Середина 1920-х – время подведения итогов революции, гражданской войны, время коренных перемен в российском обществе. Перемены, захлестнувшие страну, нашли отражение и в поэзии Есенина:…
    Анализ стихотворения Есенина “Русь советская Сергей Есенин, как и многие поэты начала 20 века, с воодушевлением воспринял октябрьскую революцию. В отличие от Маяковского Он не высмеивал недостатки советского общества и не ужасался, как Блок, той…
    Сочинение на тему: Быть человеком Когда я задумываюсь над смыслом жизни, то всегда радуюсь потому, что я существую, что рядом является самыми дорогими мне людьми, что мне дано миловаться красотой окружающего мира и открывать этот…
    Сочинение на тему: Как книги влияют на человека Книги – это источник неисчерпаемых знаний, бесконечных, захватывающих приключений, тайн. Книги – это что-то невероятное, неземное, великолепное. Они могут заставить нас смеяться, плакать, переживать, радоваться вместе с героями книги так,…
    Сочинение на тему: Весенние птицы Весенние заботы птиц – это строительство гнезд и выведение птенчиков. С того самого момента, когда на деревьях распускаются почки, птицы уже тут как тут. Многие из них возвращаются весной из…
    Сочинение на тему: Древняя Русь

  2. По истории мы проходили очень интересные темы, в которых нам рассказывали о тех великих людях, которые жили до нас в нашей стране. Мне они представляются очень могучими и сильными. Ведь в Древней Руси было огромное количество настоящих богатырей, которые готовы были постоять за себя и свою Родину. В людях Древней Руси, на мой взгляд, были сильный дух патриотизма и любви к природе и душе, как своей, так и к чужой.
    Существует огромное количество исторических памятников культуры, которые это подтверждают. В древних рукописях можно найти сказания о славных походах наших предков. Они могли не только защитить свою родную землю от неприятеля, но и также существенно расширить ее границы. Благодаря им мы можем жить в очень благоприятных природных условиях. О них слагали песни и легенды, которые передавались из поколения в поколения и в итоге дошли до нас. На мой взгляд, это высший показатель значимости. Несмотря на то, что прошло огромное количество времени, мы и по сей день знаем таких людей древней Руси, как Рюрик – основатель нашего государства, как Святослав, который отвоевал у неприятелей огромное количество земель, княгиня Ольга, которая была мудрейшей правительницей и установила первые законы, как Великий князь Владимир – креститель Руси и многие другие.
    Этот список великих людей можно перечислять очень долго. Но, если о них помнят до сих пор, значит, это были очень важные люди в истории нашей страны. Если бы их не было, то, наверное, и наша бы страна не была такой, какой она стала сейчас. Люди древней Руси представляются мне с большими голубыми глазами, которые похожи на бескрайние озера нашей страны, со светлыми волосами пшеничного цвета, как засеиваемые хлебом поля. Они непременно были очень гостеприимными. Ведь существует так много пословиц и поговорок о том, что нужно помогать путникам и непременно давать им кров и еду. В те далекие времена это считалось нормой и даже непреложном правилом. Сейчас такое представить очень сложно. Возможно, тогда были люди более добрыми и менее корыстными. Поэтому можно было пустить в свой дом первого встречного и не опасаться, что он украдет какую-нибудь вещь или совершит какое-нибудь преступление.
    Люди древней Руси очень тесно общались с природой, поэтому у них было отменное здоровье, и они не боялись простуды и каких-либо болезней. Они были более закаленные и возможно реже болели. Однако, стоит учесть, что в те времена была менее развита медицина. Поэтому серьезные болезни, которые сейчас можно вылечить современными лекарствами, были неизлечимыми. В те времена природа и лес очень сильно почитались. К нм было уважительное отношение. Невозможно представить себе, чтобы люди древней Руси беспощадно вырубали леса, бесконтрольно уничтожали животных, оставляли непотушенные костры или какой-либо мусор в лесу. Современным поколениям очень не хватает этого трепетного отношения к живой природе. Иначе, через некоторое время мы и вовсе останемся без лесов и чистых озер.
    Мне кажется, что люди древней Руси были более человечными. Они жили большими семьями, почитали старших, никогда не отказывали в помощи слабым, а любовь к труду прививалась с раннего детства. В те времена трудились все: девушки и женщины каждый день делали домашние дела, мужчины занимались добычей пищи или различными ремеслами. И не было никаких стрессов или депрессий, ведь все были заняты своими делами. Некогда было забивать голову глупыми мыслями.
    Также, на мой взгляд, люди в древней Руси были более свободными, чем мы сейчас. Они не зависели от мнения окружающих и занимались тем, что им было по душе.

  3. МАКАРИЙ—митрополит Московский и всея Руси (1481/1482—31.XII.1563)— выдающийся политический деятель, писатель и собиратель древнерусских книг, инициатор создания и редактор многотомных книжных сводов. Место рождения и сословное происхождение М. неизвестны; в дарственной записи на Евангелии, вложенном М. в библиотеку Пафнутиево-Боровского монастыря, указаны имена его родителей — Леонтия и инокини Евфросинии.
    В деятельности М. могут быть выделены четыре крупных периода: начальный, почти 30-летний, период его пребывания в Пафнутиево-Боровском монастыре, где он постригся в монахи в конце XV в.; затем —три года, когда он был архимандритом Можайского Лужецкого монастыря (с февраля 1523 г. по март 1526 г.); 16-летнее архиепископство в Новгороде и Пскове и, наконец, 22-летний московский этап его деятельности как всероссийского митрополита.
    Став новгородским архиепископом, М. всячески способствовал усилению влияния Москвы в Новгороде, Пскове и прилежащих к ним землях и поддерживал Василия III в его борьбе с удельными князьями. Как соратник московского митрополита Даниила, М. провел в жизнь решения собора 1503 г. по реорганизации монастырей: ввел с 1528 г. в новгородских монастырях обязательный для всех общежительный устав (вместо “особножития”), разграничил мужские и женские монастыри и пр.; способствовал с помощью миссионеров — иеромонаха Ильи и Феодорита распространению христианства в северных окраинах Руси среди карело-финского населения и строительству там церквей. При нем было реставрировано много новгородских икон и церквей, отлит большой колокол для кафедрального Софийского собора, украшен его иконостас и подновлены фрески. В Пскове в 1535 г. по указанию М. был построен архиепископский дворец, где работали митрополичьи писцы и книжники.
    В период новгородского архиепископства М. широко развернулась его книгописная, литературная и редакторская деятельность. Около 1539 г. по его инициативе был составлен так называемый “Владычный свод Макария”, продолжавший Новгородскую IV летопись, и “Владычный свод архиепископа Евфимия” (работа над этим сводом позднее продолжалась и в Москве). В 1540 г. М. вместе со священником Агафоном составил “Великий миротворный круг”, в котором пасхалия была аычислена на 532 года вперед.
    Опираясь на книгописные традиции кружка новгородского архиепископа Геннадия и постоянные связи с книго-писным центром Иосифо-Волоколамского монастыря, М. к концу своего пребывания в Новгороде осуществил свой замысел собрать воедино “все чтомые” на Руси книги (агиографические, дидактические и др.) и создал на этой основе грандиозный, из 12 томов (по тому на каждый месяц) книжный свод для чтения в порядке церковного календаря — Великие Минеи Четьи. В 1541 г. эта первая из трех редакций ВМЧ (Софийский список) была передана М. в библиотеку
    Новгородского Софийского собора как вклад “на помин души” родителей. 16 (19) марта 1542 г. М. был поставлен митрополитом московским и “всея Руси”. Близкий царскому двору (особенно после поездки в Москву в 1534 г. по случаю смерти Василия III, когда наследнику царского престола шел всего четвертый год) митрополит занял при молодом Иване IV положение царского советника, участвовавшего в решении важнейших государственных вопросов. С приходом М. при московском великокняжеском дворе усилилось положение “иосифлянской” группировки, утверждавшей теократическое происхождение царской власти и необходимость союза мирской власти с церковью при главенствующей роли церкви. Впервые эту идею всенародно М. провозгласил 16 января 1547 г. во время торжественной церемонии венчания на царство Ивана IV, которая совершалась по “Чину венчания на царство”, составленному при участии М. Вторично с этой публичной напутственной речью, обращенной к царю и царице Анастасии, М. выступил 2 февраля того же года, во время свадебного царского обряда.

  4. 4
    Текст добавил: Беньковская Алёна))*

    Каков он, житель Древней Руси? От его существования нас отделяет тысяча лет… О нем рассказывают исторические источники, летописи, прочая литература Древней Руси. Жизнь его была нелегка – постоянные набеги врагов: то печенегов, то половцев, то хазар. Да и княжеские междоусобицы добавляли горя простому человеку. Как пример можно привести тех же древлян, что пострадали от киевской княгини Ольги.
    Первая летопись Древней Руси – это «Повесть временных лет». Она рассказывает о том, как жили на Руси, как крестили Русь, кто правил ею.
    Древнерусский человек – это скорее всего, глубокий язычник. Хотя князь Владимир Великий велел ему креститься, и он ходит в деревянную церковь, но пока толком не знает, кто такой Христос. Он привык молиться деревянным идолам и множеству богов неба, земли, рек, озер, лесов и полей. Теперь ему говорят поклоняться иконам и кресту, держать весной пост, иметь одну жену. Все это странно для него, ведь у настоящего воина княжеской дружины должно быть как можно больше жен!
    Но если он действительно проникнется христианством, то у него есть шанс примкнуть к какому-нибудь монастырю, научиться читать и писать, переписывать книги. То есть стать уникальным человеком, ведь грамотных людей почти и нет. Даже киевские князья грамоте учились редко.
    «Повесть о полку Игореве» создает образ русских воинов. Это люди отважные, стойкие и храбрые. Смерть им не так страшна, как позор, поражение и бесчестие. Но они – не фанатичные самураи, отметающие жизненные радости. Для Игоря и его воинов не менее важны их семьи, тепло родных людей, близкие. Любовь к жизни в итоге «Повести» и помогает князю Игорю достичь родного дома, сбежав из плена.
    Этот же исторический источник создал вечный образ княгини Ярославны – верной жены, что ожидает мужа-воина дома. Она переживает, плачет, горюет, считая мужа погибшим. Наверное, такими прожили жизнь все лучшие женщины Древней Руси, любящие жены и матери. Женщина Древней Руси- это не забитая дома рабыня, ничего не соображающая за стенами избы, а свободная мыслящая гражданка с горячим сердцем.

  5. МАКАРИЙ—митрополит Московский и всея Руси (1481/1482—31.XII.1563)— выдающийся политический деятель, писатель и собиратель древнерусских книг, инициатор создания и редактор многотомных книжных сводов. Место рождения и сословное происхождение М. неизвестны; в дарственной записи на Евангелии, вложенном М. в библиотеку Пафнутиево-Боровского монастыря, указаны имена его родителей — Леонтия и инокини Евфросинии.
    В деятельности М. могут быть выделены четыре крупных периода: начальный, почти 30-летний, период его пребывания в Пафнутиево-Боровском монастыре, где он постригся в монахи в конце XV в.; затем —три года, когда он был архимандритом Можайского Лужецкого монастыря (с февраля 1523 г. по март 1526 г.); 16-летнее архиепископство в Новгороде и Пскове и, наконец, 22-летний московский этап его деятельности как всероссийского митрополита.
    Став новгородским архиепископом, М. всячески способствовал усилению влияния Москвы в Новгороде, Пскове и прилежащих к ним землях и поддерживал Василия III в его борьбе с удельными князьями. Как соратник московского митрополита Даниила, М. провел в жизнь решения собора 1503 г. по реорганизации монастырей: ввел с 1528 г. в новгородских монастырях обязательный для всех общежительный устав (вместо “особножития”), разграничил мужские и женские монастыри и пр.; способствовал с помощью миссионеров — иеромонаха Ильи и Феодорита распространению христианства в северных окраинах Руси среди карело-финского населения и строительству там церквей. При нем было реставрировано много новгородских икон и церквей, отлит большой колокол для кафедрального Софийского собора, украшен его иконостас и подновлены фрески. В Пскове в 1535 г. по указанию М. был построен архиепископский дворец, где работали митрополичьи писцы и книжники.
    В период новгородского архиепископства М. широко развернулась его книгописная, литературная и редакторская деятельность. Около 1539 г. по его инициативе был составлен так называемый “Владычный свод Макария”, продолжавший Новгородскую IV летопись, и “Владычный свод архиепископа Евфимия” (работа над этим сводом позднее продолжалась и в Москве). В 1540 г. М. вместе со священником Агафоном составил “Великий миротворный круг”, в котором пасхалия была аычислена на 532 года вперед.
    Опираясь на книгописные традиции кружка новгородского архиепископа Геннадия и постоянные связи с книго-писным центром Иосифо-Волоколамского монастыря, М. к концу своего пребывания в Новгороде осуществил свой замысел собрать воедино “все чтомые” на Руси книги (агиографические, дидактические и др.) и создал на этой основе грандиозный, из 12 томов (по тому на каждый месяц) книжный свод для чтения в порядке церковного календаря — Великие Минеи Четьи. В 1541 г. эта первая из трех редакций ВМЧ (Софийский список) была передана М. в библиотеку
    Новгородского Софийского собора как вклад “на помин души” родителей. 16 (19) марта 1542 г. М. был поставлен митрополитом московским и “всея Руси”. Близкий царскому двору (особенно после поездки в Москву в 1534 г. по случаю смерти Василия III, когда наследнику царского престола шел всего четвертый год) митрополит занял при молодом Иване IV положение царского советника, участвовавшего в решении важнейших государственных вопросов. С приходом М. при московском великокняжеском дворе усилилось положение “иосифлянской” группировки, утверждавшей теократическое происхождение царской власти и необходимость союза мирской власти с церковью при главенствующей роли церкви. Впервые эту идею всенародно М. провозгласил 16 января 1547 г. во время торжественной церемонии венчания на царство Ивана IV, которая совершалась по “Чину венчания на царство”, составленному при участии М. Вторично с этой публичной напутственной речью, обращенной к царю и царице Анастасии, М. выступил 2 февраля того же года, во время свадебного царского обряда.

  6. 6
    Текст добавил: *ПоШлЫй ПрЕзИдЕнТ*

    Страница: [ 1 ] 2
    МАКАРИЙ—митрополит Московский и всея Руси (1481/1482—31.XII.1563)— выдающийся политический деятель, писатель и собиратель древнерусских книг, инициатор создания и редактор многотомных книжных сводов. Место рождения и сословное происхождение М. неизвестны; в дарственной записи на Евангелии, вложенном М. в библиотеку Пафнутиево-Боровского монастыря, указаны имена его родителей — Леонтия и инокини Евфросинии.
    В деятельности М. могут быть выделены четыре крупных периода: начальный, почти 30-летний, период его пребывания в Пафнутиево-Боровском монастыре, где он постригся в монахи в конце XV в.; затем —три года, когда он был архимандритом Можайского Лужецкого монастыря (с февраля 1523 г. по март 1526 г.); 16-летнее архиепископство в Новгороде и Пскове и, наконец, 22-летний московский этап его деятельности как всероссийского митрополита.
    Став новгородским архиепископом, М. всячески способствовал усилению влияния Москвы в Новгороде, Пскове и прилежащих к ним землях и поддерживал Василия III в его борьбе с удельными князьями. Как соратник московского митрополита Даниила, М. провел в жизнь решения собора 1503 г. по реорганизации монастырей: ввел с 1528 г. в новгородских монастырях обязательный для всех общежительный устав (вместо “особножития”), разграничил мужские и женские монастыри и пр.; способствовал с помощью миссионеров — иеромонаха Ильи и Феодорита распространению христианства в северных окраинах Руси среди карело-финского населения и строительству там церквей. При нем было реставрировано много новгородских икон и церквей, отлит большой колокол для кафедрального Софийского собора, украшен его иконостас и подновлены фрески. В Пскове в 1535 г. по указанию М. был построен архиепископский дворец, где работали митрополичьи писцы и книжники.
    В период новгородского архиепископства М. широко развернулась его книгописная, литературная и редакторская деятельность. Около 1539 г. по его инициативе был составлен так называемый “Владычный свод Макария”, продолжавший Новгородскую IV летопись, и “Владычный свод архиепископа Евфимия” (работа над этим сводом позднее продолжалась и в Москве). В 1540 г. М. вместе со священником Агафоном составил “Великий миротворный круг”, в котором пасхалия была аычислена на 532 года вперед.
    Опираясь на книгописные традиции кружка новгородского архиепископа Геннадия и постоянные связи с книго-писным центром Иосифо-Волоколамского монастыря, М. к концу своего пребывания в Новгороде осуществил свой замысел собрать воедино “все чтомые” на Руси книги (агиографические, дидактические и др.) и создал на этой основе грандиозный, из 12 томов (по тому на каждый месяц) книжный свод для чтения в порядке церковного календаря — Великие Минеи Четьи. В 1541 г. эта первая из трех редакций ВМЧ (Софийский список) была передана М. в библиотеку
    Новгородского Софийского собора как вклад “на помин души” родителей. 16 (19) марта 1542 г. М. был поставлен митрополитом московским и “всея Руси”. Близкий царскому двору (особенно после поездки в Москву в 1534 г. по случаю смерти Василия III, когда наследнику царского престола шел всего четвертый год) митрополит занял при молодом Иване IV положение царского советника, участвовавшего в решении важнейших государственных вопросов. С приходом М. при московском великокняжеском дворе усилилось положение “иосифлянской” группировки, утверждавшей теократическое происхождение царской власти и необходимость союза мирской власти с церковью при главенствующей роли церкви. Впервые эту идею всенародно М. провозгласил 16 января 1547 г. во время торжественной церемонии венчания на царство Ивана IV, которая совершалась по “Чину венчания на царство”, составленному при участии М. Вторично с этой публичной напутственной речью, обращенной к царю и царице Анастасии, М. выступил 2 февраля того же года, во время свадебного царского обряда.
    После происшедших в июне 1547 г. в Москве волнений, “смущений”, вызванных пожарами (в одном из которых повредивший ногу М. едва не погиб), боярскими мятежами, расправой над Ю. В. Глинским и завершившихся царскими репрессиями, митрополит сближается со священником Кремлевского Благовещенского собора Сильвестром, который склонял тогда царя к участию во всеобщем публичном покаянии москвичей в совершенных грехах и примирению представителей всех сословий. Такой “покаянный” характер и носили первые, созванные по инициативе М. так называемые “соборы примирения” (1547, 1549, 1550 гг.).
    На соборах 1547 и 1549 гг. многочисленные местночтимые святые были канонизированы как общерусские; пантеон общерусских святых при М. увеличился более чем на 36 имен. Эти соборы способствовали централизации церковного управления и унификации церковных обрядов, а также бурному развитию в литературе той поры агиографического жанра.
    Нововведением времени М. было обсуждение на церковных соборах вопросов “земского устроения”, благодаря чему церковь получила возможность вмешательства в дела светской власти.
    Обсуждение отношения к “еретикам” было начато на соборе, созванном М. в феврале 1549 г.; на нем за “еретичество” был “окончательно отлучен”, разжалован и отправлен в ссылку архимандрит Чудовского монастыря Исаак Собака, ранее уже осуждавшийся за “порчу” книг вместе с Максимом Греком; однако М. на соборном суде сумел обойти молчанием имя известного опального книжника. Сложность взаимоотношений М. и Максима Грека раскрывается в их переписке 1546— 1547 гг. Хорошо знавший сочинения писателя и включавший их в состав ВМЧ, М., однако, на все его челобитные о помиловании вынужден был ограничиваться ответом: “узы твоя целуем, яко единаго от святых, пособити же тобе не можем”.
    Деятельность М. в 1552—1555 гг. связана с походом Ивана IV на Казанское царство; этой теме посвящены его речи перед воинами и послания. В эти годы при поддержке М. создаются грандиозные и пышные памятники архитектуры и литературы, прославляющие величие и силу русского самодержца: храм Покрова-на-рву (Василия Блаженного) на Красной площади, роспись Золотой палаты Кремля, Летописец начала царства.
    С сер. 50-х гг. происходит постепенное отдаление М. от правительственных дел. В 1553 г. во время болезни царя и споров о престолонаследии он не поддерживает ни одну из партий. Созванный им в 1556 г. в связи с обострением сословной борьбы собор он проводит с прежних традиционных позиций — всеобщего примирения. В 1560 г., когда М. участвовал в соборе, заочно осудившем на казнь за “колдовство” руководителей Избранной рады А. Ф. Адашева и Сильвестра, М. попытался было воспользоваться митрополичьим правом “печалования” и просил царя вызвать для участия в соборном суде самих обвиняемых, но получил отказ.
    В последние годы жизни (начиная с 1560 г.) М. руководил работой над Степенной книгой царского родословия, создаваемой по его инициативе Афанасием (Андреем).
    Деятельность М. как инициатора, создателя и редактора многих “великих” по объему книжных сводов, признанных впоследствии “своеобразными “энциклопедиями” XVI в., а также возглавляемая им работа по собиранию, изучению и организации массовой многократной переписки рукописного наследия значительно стимулировали развитие книгописных центров в городах и монастырях, самого же его побудили способствовать открытию русской типографии, но до выпуска Иваном Федоровым первой печатной книги в 1564 г. он немного не дожил. М. скончался ночью 31 декабря 1563 г. и на следующий день был похоронен в Успенском соборе Московского Кремля. Он не был канонизирован, но имя его было занесено в число святых “не почитаемых”.
    На основании ряда данных исследователи полагают, что канонизация М. намечалась на 1564 г., но была отложена, видимо, в связи с неблагоприятной обстановкой в стране. М. был канонизирован лишь в 1988 г. По отзывам современников (в частности, А. М. Курбского), М. был весьма образован и начитан: под его наблюдением и по его выбору делались многочисленные переводы с греческих и латинских иностранных книг для ВМЧ, а “писание” митрополита было “умедвлено Омировым именем, Афинейским мудрованием украшено”. О высокой филологической культуре М.
    Страница: [ 1 ] 2

  7. 7
    Текст добавил: ^твоЯ самая кайФовая дурЬ^

    исателей вовсе не было, были только «книжники». Чтение книг («книжное почитание») считалось почтенным и поучительным занятием, но новые литературные произведения писались только тогда, когда в них возникала практическая нужда. Греческая гуманистическая традиция, столь живая в Константинополе, не была передана России, и следы какого бы то ни было знакомства русского духовенства хотя бы с именами древних авторов ничтожны.
    Художественная литература составляла очень незначительную часть того, что читали в древней Руси. Когда русскому книжнику хотелось почитать, то он обращался к священным книгам и к поучительным сборникам. Если ему хотелось философии, то он брал книги мудрости Библии и Иоанна Златоуста; хотелось поэзии – брал псалмы; хотелось занимательных историй – брал жития святых. В новых литературных измышлениях не было нужды. Как и на Западе в средние века, переписывание книг считалось богоугодным делом и вершилось главным образом монахами, особенно в домосковские времена.
    Книгопечатание было введено в России очень поздно. Первая напечатанная на территории России (в Москве) книга появилась в 1564 г. Даже после введения печатного станка цена печатания была так высока, а печатников было так мало, что только важнейшие книги (Библия, литургические книги, уставы и официальные инструкции) могли быть напечатаны. До самой середины XVIII века хождение имели в основном рукописи, а не печатные книги. Только в царствование Екатерины на русском книжном рынке перестали господствовать средневековые условия.
    Если судить только с точки зрения литературы, то древнерусская цивилизация не может не показаться бедной. Но будет неверно видеть в литературе ее главное выражение. Сама природа этой цивилизации, традиционная и ритуальная, избегает литературной оригинальности. Истинное свое выражение художественный и творческий гений древней Руси нашел в архитектуре и живописи, и тому, кто хочет определить подлинную ценность этой цивилизации, надо обратиться не к истории литературы, а к истории искусства. Читателю этой главы следует иметь это в виду.

  8. Как я себя представляю людей древней Руси? Казалось бы простой вопрос. А если задуматься? Как мог выглядеть русский человек несколько веков назад? О чем он думал? Где жил? Как одевался? Ответ на эти вопросы нам могут дать ученые-историки, которые уже давно занимаются изучением быта древних народов населявших дикую Русь. И все же, как выглядели славяне? Мое воображение рисует березовый лес, на опушке стоит стройная девушка с длинной русой косой и в белом сарафане. Или вот другая картина. Деревня на берегу реки, дым медленно выползает из глиняных труб и устремляется ввысь к белым облакам. У одного из домов на крыльце сидит старик, его волосы уже давно стали белыми как снег, а руки загрубели от тяжелой работы. Старик плетет рыбатскую сеть. Время от времени он поднимает глаза и устремляет свой взор к водной глади. У ворот люди встречают вернувшихся с добычей охотников, все они высокие и стройные, русоволосые и с голубыми глазами. Почему у всех русичей светлые волосы? Наверное, потому, что слово “Русь” ассоциируется у меня со словом “русый”. Первые русичи были русоволосыми, поэтому их так и назвали, а место где они жили называли Русью. Русь – это бескрайние поля, широкие реки и красивые березовые леса. Русь – это свобода. Вы когда-нибудь выходили в поле, чтобы послушать шелест ветра в траве, чтобы увидеть линию горизонта…. Только тогда можно почувствовать все величие нашей Родины. Ведь можно взять географическую карту и узнать, что наша страна действительно большая, но только в поле можно это понять: куда ни глянь, везде одна трава, колышущаяся на ветру, да бесконечное синее небо, которое, там вдалеке, у самой линии горизонта, касается земли. На этой земле могли жить только сильные люди с русыми волосами и голубыми, словно небо, глазами. Все остальные народы: печенеги, половцы, татары, представляются мне маленькими и сгорбленными и страшными. Такими, кстати, их рисуют и авторы мультфильмов про русских богатырей. Вот представьте, идет на Русь войско половцев. Горят поля с пшеницей и мирные села. Князь со своей дружиной спешит на встречу врагу. Битва. Русич, в сверкающей в лучах солнца, кольчуге закрывается алым щитом в виде дождевой капли (или слезы) от града стрел, а мечом своим он разит врагов земли русской. Вспомните, сколько войн пережила наша земля. Пролилась не одна алая река, чтобы на Руси наконец-то установился мир. Да и то, надолго ли? Половцы, печенеги, рыцари тевтонского ордена, татары, шведы, фашисты с автоматами…. Да мало ли врагов топтало нашу землю? Но ни у одного из них не получилось завоевать Русь. А все почему? Да потому что русский человек любит свою свободу. Это у нас в крови. Потому что наши предки не жили в маленьких квартирках в больших городах. Они жили на природе и видели ее красоту. Каждый день, каждый час, каждую секунду они чувствовали восторг, который испытывает современный городской житель оказавшись первый раз в бескрайнем поле или в лесу, когда рядом нет ни машин, ни домов-громадин ни прочих благ цивилизации. Только тогда человек понимает, что все, что в его жизни было до этого – было не важно, и в мире есть только небо, ветер, играющий в траве или листве деревьев, крики птиц и белые облака, плывущие у нас над головой по голубому небосводу. И вот когда мы это поймем, мы сможем понять тех людей, которые гордо называли себя русичами и которых не смог победить ни один другой народ.

  9. МАКАРИЙ—митрополит Московский и всея Руси (1481/1482—31. XII. 1563)— выдающийся политический деятель, писатель и собиратель древнерусских книг, инициатор создания и редактор многотомных книжных сводов. Место рождения и сословное происхождение М. неизвестны; в дарственной записи на Евангелии, вложенном М. в библиотеку Пафнутиево-Боровского монастыря, указаны имена его родителей — Леонтия и инокини Евфросинии.
    В деятельности М. могут быть выделены четыре крупных периода: начальный, почти 30-летний, период его пребывания в Пафнутиево-Боровском монастыре, где он постригся в монахи в конце XV в. ; затем —три года, когда он был архимандритом Можайского Лужецкого монастыря (с февраля 1523 г. по март 1526 г. ); 16-летнее архиепископство в Новгороде и Пскове и, наконец, 22-летний московский этап его деятельности как всероссийского митрополита.
    Став новгородским архиепископом, М. всячески способствовал усилению влияния Москвы в Новгороде, Пскове и прилежащих к ним землях и поддерживал Василия III в его борьбе с удельными князьями. Как соратник московского митрополита Даниила, М. провел в жизнь решения собора 1503 г. по реорганизации монастырей: ввел с 1528 г. в новгородских монастырях обязательный для всех общежительный устав (вместо “особножития”), разграничил мужские и женские монастыри и пр. ; способствовал с помощью миссионеров — иеромонаха Ильи и Феодорита распространению христианства в северных окраинах Руси среди карело-финского населения и строительству там церквей. При нем было реставрировано много новгородских икон и церквей, отлит большой колокол для кафедрального Софийского собора, украшен его иконостас и подновлены фрески. В Пскове в 1535 г. по указанию М. был построен архиепископский дворец, где работали митрополичьи писцы и книжники.
    В период новгородского архиепископства М. широко развернулась его книгописная, литературная и редакторская деятельность. Около 1539 г. по его инициативе был составлен так называемый “Владычный свод Макария”, продолжавший Новгородскую IV летопись, и “Владычный свод архиепископа Евфимия” (работа над этим сводом позднее продолжалась и в Москве). В 1540 г. М. вместе со священником Агафоном составил “Великий миротворный круг”, в котором пасхалия была аычислена на 532 года вперед.
    Опираясь на книгописные традиции кружка новгородского архиепископа Геннадия и постоянные связи с книго-писным центром Иосифо-Волоколамского монастыря, М. к концу своего пребывания в Новгороде осуществил свой замысел собрать воедино “все чтомые” на Руси книги (агиографические, дидактические и др. ) и создал на этой основе грандиозный, из 12 томов (по тому на каждый месяц) книжный свод для чтения в порядке церковного календаря — Великие Минеи Четьи. В 1541 г. эта первая из трех редакций ВМЧ (Софийский список) была передана М. в библиотеку
    Новгородского Софийского собора как вклад “на помин души” родителей. 16 (19) марта 1542 г. М. был поставлен митрополитом московским и “всея Руси”. Близкий царскому двору (особенно после поездки в Москву в 1534 г. по случаю смерти Василия III, когда наследнику царского престола шел всего четвертый год) митрополит занял при молодом Иване IV положение царского советника, участвовавшего в решении важнейших государственных вопросов. С приходом М. при московском великокняжеском дворе усилилось положение “иосифлянской” группировки, утверждавшей теократическое происхождение царской власти и необходимость союза мирской власти с церковью при главенствующей роли церкви. Впервые эту идею всенародно М. провозгласил 16 января 1547 г. во время торжественной церемонии венчания на царство Ивана IV, которая совершалась по “Чину венчания на царство”, составленному при участии М. Вторично с этой публичной напутственной речью, обращенной к царю и царице Анастасии, М. выступил 2 февраля того же года, во время свадебного царского обряда.
    После происшедших в июне 1547 г. в Москве волнений, “смущений”, вызванных пожарами (в одном из которых повредивший ногу М. едва не погиб), боярскими мятежами, расправой над Ю.
    «
    1
    2
    3
    »

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *