Сочинение на тему люди с горячими сердцами

12 вариантов

  1. Читая пьесы Островского, невольно погружаешься в мир, созданный автором; чувствуешь то, что чувствуют герои, следишь за каждым их движением и словом. Герои словно оживают на страницах произведения. Оживают, чтобы наставить, научить своего читателя, чтобы дать ему духовную пищу для размышлений, заставить задуматься и, если это будет необходимо, призвать к действию. Так говорит с нами Катерина в пьесе «Гроза»; так взывает к нам Лариса со страниц «Бесприданницы».
    Когда берешься за чтение того или иного произведения, неосознанно начинаешь искать в нём героя, наиболее близкого твоему сердцу. Начинаешь искать того, кто, быть может, отличается от всех других. Если в чёрном ночном небе зажжется одна-единственная звезда, неужели мы устремим свой взор в мрак? Нет. Свет, исходящий от звезды, непременно заставит нас обратиться к нему. Именно такой звездой, вдруг вспыхнувшей белоснежным, чистым огнем среди темноты, стала Катерина, главная героиня пьесы Островского «Гроза».
    Что привлекает нас в Катерине еще с самых первых страниц? Она – обыкновенная девушка с обыкновенной, ничем не примечательной судьбой. Выйдя замуж, Катерина навсегда оставляет дом, где прошло всё её детство, и попадает в мир, чуждый ей – в «тёмное царство». Здесь нет понятия любви и чести, доброты и понимания; всё это заменяют собой деньги; а где есть деньги, там есть власть, унижение, ложь, корысть. «…честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба. А у кого деньги, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать». Там, куда по неизбежности судьбы попала Катерина, живут люди такие же тёмные, как и само царство. Это и Кабаниха, притворяющаяся благочестивой и набожной, а притом унижающая всякого, кого посчитает ниже самой себя; это Дикой, который, осознав полную свою власть и безнаказанность, «нападает» на слабых, оскорбляя и гнобя их: «Ты – червяк. Захочу – помилую, захочу – раздавлю». А между тем, никто из жителей города не решается противостоять им, не осмеливается дать отпор «самодурству». Тихон, сын Кабанихи, прогибается под матерью, как колос под ветром. Он – яркий пример слабости, малодушия и ничтожества, неспособности постоять за себя, а тем более – за окружающих: «Да я, маменька, и не хочу своей волей жить! Где уж мне своей волей жить!». Не уступает в безволии Тихону и Борис, возлюбленный Катерины, испугавшийся назревающей «грозы» и бросивший девушку в полном одиночестве, без поддержки и опоры.
    Единственный человек, помимо Катерины, которому удается вырваться из рук Кабановой – её дочь Варвара. Тем не менее, ошибочно утверждать, что Варвара пошла против устоев «тёмного царства» – она двинулась в обход. Ей чужды муки совести и стыда за содеянные грехи. Девиз Варвары: «Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было».
    Можно ли сказать тоже самое о Катерине? Отнюдь. Катерина – образ чистый и светлый. В отличие от людей, окружающих её, девушка не чувствует себя счастливой в мире, где нет ни любви, ни свободы. Её душа жаждет света, потому что сама преисполнена им. Катерина искренняя и честная, в ее благочестивом сердце нет и не может быть никакого обмана: «Обманывать-то я не умею… Скрыть-то ничего не могу…» Катерина умеет мечтать. Легко ли сохранить это бесценное умение, будучи запертой в «тёмном царстве» ?.. «Отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь…»
    Катерина не видит другого выхода из темноты, кроме как посредством смерти. Смерть в ее понимании – освобождение. Она не способна, подобно Варваре, всю жизнь лгать и притворяться. Обман не приносит ей счастья – он гнетет её. И Катерина решается. Не смотря на свою искреннюю веру в Бога, она не боится и того, что ждёт ее после смерти. Катерина знает, что идет на тяжкий грех, но это не пугает её. «Грех? Молиться не будут? Кто любит, тот и будет молиться». В её сознательном решении расстаться с жизнью нет проявления слабости и малодушия. Напротив, сделав этот нелегкий шаг, Катерина предстает перед нами как личность сильная, решительная и, самое главное, способная бороться. Бороться против того, что не принимает её чистая душа.
    Еще одним ярким примером живой человеческой души, попавшей в мир бездушия, является Лариса Огудалова, главная героиня драмы Островского «Бесприданница», которая сталкивается уже не с «тёмным царством», как было в «Грозе», а с холодным, жестоким миром буржуазных отношений. На смену грубому, даже дикому Дикою, которого не интересует ровным счетом ничего, кроме денег, приходит образованный, интеллигентный Кнуров, планирующий «в Париж прокатиться на выставку». Вместо Кабанихи, топчущей и уничтожающей всё на своем пути – Харита Игнатьевна, хитрая, «проворная», как выразился Вожеватов, стремящаяся извлечь выгоду из всего, над чем имеет власть: «Без хитрости на свете не прожи­вешь».
    Не исчез из душ человеческих и обман. Ярким примером тому является Паратов, который, вдоволь «наигравшись» с влюбленной в него девушкой, просто-напросто бросает её. Не лучше Паратова и Карандышев. Пускай последний и не оставил Ларису, твёрдо решившись жениться на ней, но и в нём нет истинной и подлинной любви, какой требует сердце девушки. Любовь Карандышева – лицемерие, удовлетворение собственного чувства достоинства и эгоизма; Лариса же для него – дорогая вещь, которая, как он думает, превозносит его над другими, дает право гордиться собой. В его чувствах нет чистоты, возвышенности, искренности – всё в нем низко и недостойно.
    Лариса вынуждена жить в мире, где всё можно купить и продать. В мире, где нет ничего высокого, бесценного – всему назначена своя цена; имея деньги, можно получить всё, что угодно. Всё, что угодно, можно и продать. Кнуров и Вожеватов, не в силах решить спор, разыгрывают Ларису в орлянку, как обыкновенную вещь. «За удовольствия платить надо…» – произносит Вожеватов в разговоре с Мокием Порменычем. Сложно, не зная контекста, даже подумать, что речь здесь ведется о настоящем, живом человеке, а не о каком-то предмете роскоши. В мире, изображенном Островским в «Бесприданнице», обесценивается, уничтожается человеческая личность. То, что действительно имеет ценность, невозможно купить или продать; однако ни Кнуров, ни Вожеватов, ни Паратов, ни Харита Огудалова так не считают.
    Не такая Лариса. Она, в отличие от других, сохранила то человеческое, что должно быть в каждой живой душе. Лариса умеет любить, и любить по-настоящему, до конца. Поэтическая натура девушки как бы поднимается над порочным миром. Недаром ее имя в переводе с греческого обозначает «Чайка». Лариса без устали твердит матери, что желает выбраться в село, где сможет отдохнуть душой. Временное успокоение Лариса находит в пении, звуки подхватывают ее и уносят прочь от всех неприятностей. В ее тонкой, чуткой и музыкальной душе звучит и русский романс, и цыганская песня, стихотворения Лермонтова и Баратынского. Ларисын внутренний мир бесконечно богат, в отличие от Кнуровых и Вожеватовых.
    Лариса, как и Катерина, находит освобождение в смерти. Она не осмелилась убить себя собственными руками – слишком любит она жизнь, слишком дорог ей этот мир, пускай бесчувственный и серый. Выстрел Карандышева подарил свободу душе, в которой еще теплилось настоящее чувство. Кто знает, быть может, оставшись в живых, Лариса стала бы точно такой же, как и люди, окружающие ее. Быть может, она потеряла бы то, что забрала с собой в вечность сейчас. В смерти Ларисы нет трагедии – настоящей трагедией можно назвать ее жизнь. «Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву. Никогда никто не старался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно…» Так же, как наполненная светом душа Катерины не смогла вынести постоянно мрака, так и горячее сердце Ларисы не нашло счастья в мире цинизма и холодного расчета.
    Лариса и Катерина – два светлых, чистых образа, представленные в пьесах Островского «Бесприданница» и «Гроза». Именно к ним, как к двум ярким звёздам, тянется наше сознание с первых до последних страниц произведений. Помыслы, наполненные светом, но заключенные во мрак; души, полные жаждой свободы, но принужденные к заточению; горячие сердца, кострами вспыхнувшие в холодном мире и на недолгое время озарившие собой окружающую их тьму. И если костры эти навсегда погасли на страницах пьес, то в сердцах читателей, в наших сердцах, они будут сиять вовеки, не позволяя смиряться, падать перед низостью и пороком, побуждая бороться, бороться за свободу, чего бы она не стоила.
    Автор: Маша Иванова

  2. Сочинение «Есть люди с горячими сердцами»
    Среди молодых жителей и уроженцев Кубани много смелых, отважных людей.  Почти каждый день в нашей жизни находится место подвигу. Чаще всего их совершают военные, спасатели, полицейские. Кому это положено по долгу службы. Но рискуют своей жизнью ради спасения других, не только они.
    Нередко приходится слышать брюзжание на тему: народ обмельчал, люди пошли совсем не те, мужиков совсем не осталось. Ну и дальше все, как писал классик: «да, были люди в наше время…» Со времен Лермонтова мало что изменилось: «Богатыри не вы…», другие обвинения в адрес этих современных симпатичных юношей в зауженных брюках и молодых мужчин в стильных пиджаках на блестящих авто, выглядящих модно и даже гламурно. И глядя на них, и впрямь можно засомневаться: куда уж им в герои? У них парфюмерии и косметики больше, чем у любой красотки. И, к сожалению, будем не правы в своих сомнениях.
    Почему, к сожалению? Да потому что, очень уж хочется, чтобы не оставалось в нашей жизни места подвигу. Потому как героические поступки нередко приходится совершать одним, из-за халатности и безалаберности других. От этого, правда, удивление и восхищение современными героями меньше не становится. Как не становится меньше самих героев, готовых пожертвовать собой ради других. Вот самые яркие тому примеры.
    Вадим Остапов, учащийся школы № 32 г. Новороссийска, гулял на улице, когда ему позвонила мама и сообщила о начавшемся  пожаре  в общежитии, в котором они жили. Юноша быстро прибежал домой, в это время пожарные уже были на месте и начали эвакуацию. Мальчик увидел семью на улице и понял, что они вне опасности, но все равно бросился в дом – спасать соседей.
    Вадим предположил, что в неразберихе спасатели могли не заметить угловую квартиру в конце коридора, где жили женщина и три маленьких ребенка. Интуиция юношу не подвела: в квартире действительно находились люди. Вадим пробрался в горящую квартиру, успокоил находящихся там женщину и детей, намочил полотенца водой, закрыл ими лица пострадавших и вывел из здания людей.
    После совершения такого мужественного поступка Вадим признался, что не считает себя героем. К тому же спасать людей – это то, чем юноша хочет заниматься всю свою жизнь. Скромный подросток для себя  уже давно решил, что в будущем он станет спасателем. Подросток, обладающий  горячим сердцем, конечно, в момент подвига о наградах не помышлял. Просто в нужное время сумел побороть свой страх, чтобы спасти жизни других.
    За проявленное мужество Вадим получил грамоту от главы Новороссийска, в Москве ему  вручили знак «Горячее Сердце».
    Вот такие наши современники. Совсем ещё молодые люди, живущие на  нашей замечательной кубанской земле. И сколько бы не говорили нам, что жертвовать собой ради других, это не правильно, что жить нужно исключительно ради самого себя, находятся те, для кого это правило просто неприемлемо. И они, не раздумывая, помогают другим.
    На ней отметят тех детей и подростков, которые проявили подлинный героизм. Мальчики и девочки ,Подросток, обладающий  горячим сердцем, конечно, в момент подвига о наградах не помышлял. Просто в нужное время сумел побороть свой страх, чтобы спасти жизни других.
    Вот такие наши современники. Совсем ещё молодые люди, живущие на  нашей замечательной кубанской земле. И сколько бы не говорили нам психологи, что жертвовать собой ради других, это не правильно. Что жить нужно исключительно ради самого себя, находятся те, для кого это правило просто неприемлемо. И они, не раздумывая, помогают другим.
    Вадим Остапов, учащийся школы №32 г. Новороссийска за  спасение из пожара четырех человек получил грамоту от главы Новороссийска, а 20 февраля его ждут в Москве на торжественной церемонии вручения знака «Горячее Сердце».
    Даже после косметического ремонта в подъезде дома, где жил юноша, отчетливо чувствуется запах гари. В тот день, когда в общежитии начался пожар, узкие лестничные пролеты и тесные коридоры мгновенно превратились в смертельную ловушку.
    Богата земля кубанская. Но главное её богатство – люди!
    Нам предстоит узнать о выдающихся людях Кубани, которые прославляли и прославляют наш край.
    Есть в русском языке хорошее старинное слово – «радетель». Так называют людей, которые заботятся о ком-то или о чём-то, проявляют старание в труде, совершают много добрых поступков. Радетели земли кубанской… Кто они, кто эти люди, без которых не был бы наш край так красив и богат. Это люди разных профессий.
    Вступительное слово учителя.
    Наш сегодняшний классный час называется «Известные люди Краснодарского края.Люди – главное богатство нашего края. Те, кто учит детей, сеет пшеницу, строит, бороздит океаны. И каждый из них мечтает о прекрасном будущем для своих детей. Благополучие и процветание Краснодарского края является результатом стараний его жителей, родителей земли Кубанской, ее защитников. Сегодня Кубань уверенно смотрит в завтрашний день.
    Край родной! Сады твои и нивы,
    Цепи гор, седая даль морей.
    Был бы ты, а мы –то будем живы
    Щедростью и радостью твоей.
    (И. Варрава)
    Среди жителей и уроженцев Кубани много талантливых, смелых, отважных, трудолюбивых людей. Пока ещё вы учитесь в школе, но уже сейчас мы можем начать вносить свой вклад в развитие нашего края, а вдохновлять нас будут подвиги наших предшественников и современников
    Почти каждый день в нашей жизни находится место подвигу. Чаще всего их совершают военные, спасатели, полицейские. Кому это положено по долгу службы. Но рискуют своей жизнью ради спасения других, не только они.
    Нередко приходится слышать брюзжание на тему: народ обмельчал, люди пошли совсем не те, мужиков совсем не осталось. Ну и дальше все, как писал классик: «да, были люди в наше время…» Со времен Лермонтова мало что изменилось: «Богатыри не вы…», другие обвинения в адрес этих современных симпатичных юношей в зауженных брюках и молодых мужчин в стильных пиджаках на блестящих авто, выглядящих модно и даже гламурно. И глядя на них, и впрямь можно засомневаться: куда уж им в герои? У них парфюмерии и косметики больше, чем у любой красотки. И, к сожалению, будем не правы в своих сомнениях.
    Почему, к сожалению? Да потому что, очень уж хочется, чтобы не оставалось в нашей жизни места подвигу. Потому как героические поступки нередко приходится совершать одним, из-за халатности и безалаберности других.
    От этого, правда, удивление и восхищение современными героями меньше не становится. Как не становится меньше самих героев, готовых пожертвовать собой ради других. Вот самые яркие тому примеры.
    Вот такие наши современники. Совсем ещё молодые люди, живущие на  нашей замечательной кубанской земле. И сколько бы не говорили нам психологи, что жертвовать собой ради других, это не правильно. Что жить нужно исключительно ради самого себя, находятся те, для кого это правило просто неприемлемо. И они, не раздумывая, помогают другим.
    Урок мужества “Дети Кубани в годы Великой Отечественной войны”
    Якименко Елена Борисовна, учитель начальных классов
    Разделы: Внеклассная работа
    Цель урока: воспитывать истинных патриотов, граждан России на примерах жизни героев боевых и трудовых подвигов жителей нашей малой родины – Кубани.
    Оборудование: выставка книг кубанских писателей о нашей малой родине, вырезки изсочинения учащихся «Герои живут рядом с нами», фотографии памятника Мусе Пинкензона.
    ХОД УРОКА
    – Дорогие ребята, сегодня мы собрались с вами в этом зале, чтобы еще раз поговорить о нашей Родине России и ее степной дочери Кубани. Россия, бескрайние твои просторы!
    Широка страна моя родная:
    Много в ней лесов, полей и рек.
    Я другой такой страны не знаю,
    Где так вольно жил бы человек.
    – Да, люди радовались, когда после революции и гражданской войны наконец-то наступило мирное время. Развивались промышленность, сельское хозяйство. С каким энтузиазмом, гордостью за свое Отечество народ строил новые заводы, фабрики, осваивал новые просторы нашей необъятной Родины. Но не долгим было мирное небо над Россией. 1941 год. 21 июня. На нашу страну вероломно напала фашистская Германия. Сегодня мы с вами как бы совершим экскурсию в прошлое Кубани. Это время Великой Отечественной войны.
    (Звучит мелодия «Священная война»)
    – На защиту нашей Родины поднялся весь народ. Не могли остаться в стороне и дети. Они работали на заводах и фабриках, на колхозных полях, уходили сражаться с фашистами на фронт, в партизанские отряды. Сегодня на уроке мы и поговорим с вами о мужестве и патриотизме детей Кубани и нашего города и района в годы войны. Все жители нашей малой родины, степной дочери России, помнят детей-героев войны: братьев Игнатовых, Женю Попова, Мусю Пинкензона и многих других. Ребята, что вы знаете о подвигах детей нашего района, города?
    1-й ученик. Наша школа была построена в 1939 году. В 1940 году она впервые открыла двери для своих учащихся. Вот как вспоминает ученица того времени, ныне пенсионерка, ветеран педагогического труда Тимошенко Н.С. Она рассказала нам о том, что они все очень любили свою школу, по коридорам не бегали, особенно на втором этаже. В 1941 году был первый выпуск 10 класса. Сразу после выпускного первые выпускники всем классом, с директором школы Богданченко и завучем Волик М.С. ушли на фронт, где, не щадя своей жизни, мужественно сражались за свободу своей Родины. Не все вернулись домой, но мы всегда будем помнить их имена.
    Учитель. Посмотрите на экран, здесь вы увидите имена тех ребят нашего города, которые не вернулись с фронтов Великой Отечественной войны.
    Помните!
    Не плачьте!
    В горле сдержите стоны.
    Памяти павших будьте достойны!
    Вечно достойны!
    – Ребята, сегодня у нас в гостях Тимошенко Н.С. Она училась в одной из школ нашего города во время войны. В мирное время, после победы Нина Савельевна работала в школе учителем, завучем, директором. Много лет она трудилась в школе, будучи учителем русского языка и литературы, организатором внеклассной работы. Сейчас Нина Савельевна на заслуженном отдыхе, она ветеран педагогического труда, но ее трудно застать дома, она работает в совете ветеранов, встречается с молодыми людьми, чтобы примерами из своей жизни и ее поколения прививать вам, юным гражданам России, чувство нравственности и патриотизма.
    Слово Тимошенко Н.С.
    – Дорогие мои юные друзья! Я с большой радостью прихожу в стены родной школы. Я вспоминаю, как мы впервые вошли в пахнувшие краской классы. Как счастливы мы были, что у нас появилась такая красивая школа. Мы берегли ее, не бегали по коридорам, не сорили, во дворе школы росли деревья, цветы. Но радость наша была короткой. Началась война. Выпускники ушли на фронт. Здание нашей школы заняли под госпиталь, а мы учились в разных зданиях по всему городу. Мы старались учиться хорошо, так как это был наш труд, но мы успевали помогать и колхозу в прополке и уборке урожая, а также мы каждый день приходили в госпиталь, чтобы помочь санитарам. Ведь не хватало бинтов, поэтому мы стирали грязные бинты, сушили их, гладили, сворачивали, и их снова использовали при перевязке раненых. Еще мы для наших бойцов готовили концерты: пели песни, читали стихи, танцевали. Раненые всегда радовались нашему приходу, потому что мы еще и письма им писали домой, ведь ранения были разные: кто-то не видел, а у кого-то руки нет или раненая она. Да, много нам, детям военных лет, пришлось пережить в то время, но нас окрыляло чувство гордости за нашу Родину, чувства мужества и патриотизма помогли нам вместе с нашими отцами и матерями выстоять в это трудное время. Ребята, я обращаюсь к вам с просьбой: не забывайте ветеранов Великой Отечественной войны, ведь это благодаря им мы живем в свободной стране под мирным небом, окружайте их заботой не только в канун праздников, а повседневно. Ведь их с каждым годом становится все меньше и меньше.
    (Нина Савельевна при встрече с ребятами исполняет свои любимые песни о Великой Отечественной войне).
    2-й ученик. Я расскажу вам о пионере-герое из школы №1 Мусе Пинкензоне.
    Он хорошо учился, много читал, играл замечательно на скрипке. Отец мальчика был врачом, работал в местной больнице, по национальности эта семья была евреями. Так вот когда в наш город (тогда это была станица) пришли фашисты, они начали учинять расправы с людьми этой национальности. Однажды враги собрали к комендатуре многих стариков, женщин, детей и погнали их к крепости, где уже была вырыта большая яма. Вместе со всеми шел и Муся Пинкензон со своей скрипкой. Перед смертью он попросил сыграть любимую мелодию. Фашист разрешил. И вдруг все услышали, что мальчик заиграл «Интернационал». Раздалась автоматная очередь, мальчик упал, но теперь пели люди, которые были рядом с ним.
    Учитель. О подвигах наших земляков в годы Великой Отечественноей войны поэты и писатели Кубани написали много произведений, о них мы поговорим на уроках кубановедения, а вот одно из них, в котором говорится о Мусе Пинкензоне я прочитаю вам сейчас.
    Михаил Шилов
    «Баллада о скрипаче»
    Он был как многие, такой же пионер,
    Любил читать, любил играть на скрипке.
    И если его ставили в пример,
    Он убегал с застенчивой улыбкой.
    И может быть, чего и не бывать,
    Когда у нас открыт простор талантам,
    И им со временем отчизна-мать
    Гордилась бы как лучшим музыкантом.
    Но только вдруг нагрянула война
    Как раз в разгаре лагерного лета.
    И кровью обагрилася земля,
    И тьму пронзили вопли мрачных гетто.
    Ни плач детей, ни материнский стон
    Не молкли даже темными ночами.
    В станице Усть-Лабинской Пинкензон –
    Скрипач-малыш был схвачен палачами.
    Он шел на смерть со скрипкою в руках,
    Со стариками, с женщинами рядом.
    Последний шаг. Могила глубока.
    Фашист взмахнул безжалостно прикладом.
    Смешалось все: и плач, и крик мольбы,
    И очереди выстрелов, и стоны…
    Как вдруг запела скрипка «Гимн борьбы»:
    «Вставай проклятьем заклейменный…»
    И все, кто слышал, поняли, что нет
    Иной дороги к счастью и спасенью,
    Чем путь прямой сражений и побед,
    Что вел от поколенья к поколенью.
    Скрипач играл, пусть был он очень мал,
    Он вдохновлял, к нему тянулись руки,
    Как будто мог «Интернационал»
    Ослабить их неслыханные муки.
    Когда ж упал он, стали петь вокруг,
    Кто был в живых, еще со смерть споря.
    И с той поры скрипач, как брат, как друг,
    Вошел в бессмертье с именем героя.
    Разгромлен враг, цветут как прежде весны.
    Колышет май шелка родных знамен,
    И в гимне, что звучит победоносно,
    Поет, я слышу, Муся Пинкензон.
    Учитель. Ребята, кто еще расскажет нам о детях нашего района.
    3-й ученик. В статье из газеты «Сельская новь» я узнала о событиях, которые происходили в годы войны в станице Тенгинской. Валентина Ивановна Скорик рассказывает о том, что с 8 августа 1942 года по 2 февраля 1943 года станица Тенгинская находилась под оккупацией немцев. Врагом устанавливался так называемый «новый порядок». Но жители станицы не могли безропотно принять этот фашистский режим. Они сопротивлялись как могли. Комсомольцы и жители станицы вместе с бойцами и офицерами Красной Армии, попавшими в окружение, создали небольшую подпольную организацию. Члены этой организации писали от руки листовки, в которых призывали жителей не помогать оккупантам, не сдавать им зерно, мясо и другие продукты. Они убеждали население в том, что Красная Армия все равно придет и освободит станицу от фашистов. Дети помогали подпольщикам распространять эти листовки. Много зверства совершили фашисты, но они не сломили свободолюбивого духа советских людей. Были организованы партизанские отряды, подпольные организации, которые вели подрывную деятельность в тылу врага. Станица Тенгинская была освобождена 2 февраля 1943 года.
    4-й ученик. Ребята, а мне одна женщина старенькая как-то рассказала о том, что в Суворовском во время войны был детский дом. Когда это село захватили фашисты, они всех детей посадили в машину-душегубку, и когда ребятишки задохнулись от угарного газа, вывезли их к лесополосе и закопали. Не помнят сейчас жители села, где точно произошла эта трагедия, но, я думаю, поисковые отряды, которых сейчас много в России, на Кубани и в Усть-Лабинске, смогут раскрыть тайну этой трагедии, и на нашей земле появится еще один обелиск с именами погибших детей.
    Учитель. Да, таких поисковых отрядов с каждым годом становится все больше и больше. Но их цель не только искать захоронения во время войны, но и находить родственников погибших, пропавших без вести, людей, потерявших память после ранения. Ведь и сейчас участники войны в Афганистане, Чечне иногда требуют особого внимания к ним. Я хочу всем рассказать, о поисковой работе, которая велась в нашей школе в 80-е годы двадцатого столетия. Я в то время в нашей школе работала старшей пионервожатой. Для нас, преподавателей в воспитательной работы главным было воспитать настоящих граждан России, истинных патриотов своего Отечества. В нашей школе решили создать комнату боевой и трудовой славы нашего народа. Все классы получили задание по сбору материала о героях войны, а также о тружениках нашего района.
    – Ребята, вы знаете, почему одна из улиц нашего города носит имя Василия Ободовского? Кто он такой? По чьей инициативе и почему именно улицу Базарную переименовали в улицу Василия Ободовского? Не знаете? Тогда слушайте. Василий Ободовский жил в станице Усть-Лабинской. Во время Великой Отечественной войны погиб, совершая героический подвиг, за что ему было присвоено звание Героя Советского Союза. О подвиге своего земляка узнали ребята. Они познакомились с матерью героя, взяли над нею шефство, часто бывали у нее в гостях и решили выйти с ходатайством о переименовании улицы Базарной в улицу имени Василия Ободовского, где жил раньше наш герой-земляк и продолжала жить в то время его мать. Во многих кабинетах пришлось побывать нашим комсомольцам-старшеклассникам. И вот цель достигнута. Решение органами района было принято. Так в нашем городе появилась улица имени Василия Ободовского.
    О поисковой работе учащихся нашей школы можно рассказать очень много, но это уже, ребята, другая тема, о ней мы поговорим позже.
    А сейчас я хочу, чтобы некоторые учащиеся нашего класса прочитали отрывки из своих сочинений о ветеранах Великой Отечественной войны «Герои живут рядом с нами».
    1-й ученик. В своем сочинении я рассказал о моем прадедушке. Живым я его не видел, но фотографии и награды его хранятся у нас в доме. Мы часто слушаем рассказы о его подвигах. О них нам рассказывает дедушка. Наш прадед был артиллеристом-водителем, подвозил снаряды к батареям, неоднократно был ранен. За свой боевой подвиг он награжден многими медалями и орденами. Мы гордимся нашим прадедушкой.
    2-й ученик. Я хочу рассказать о своей бабушке. Во время войны она окончила курсы медицинских сестер и добровольцем ушла на фронт. Многих раненых спасла юная медсестра. Ей приходилось под вражеским обстрелом выносить раненых с поля боя. Очень часто солдаты были больше моей бабушки, которой в то время было 17 лет, но она была сильной и смелой. Бабушка ветеран войны. Сейчас она старенькая, слабая, но очень добрая. Мы ее очень любим.
    3-й ученик. В сочинении «Ветераны рядом с нами» я рассказал о нашем соседе. Зовут его дядя Митя. Мы с ребятами часто приходим к нему. Летом он угощает нас фруктами из своего сада. Но больше всего нам нравится слушать его рассказы о войне. Он был простым солдатом-пехотинцем, прошагал дорогами войны от Москвы до Праги, в Берлине он не был, так как закончилась война. Показывая свои награды, он вспоминал в подробностях сражения, со слезами на глазах рассказывал о своих боевых товарищах. Однажды он был тяжело ранен, с поля-боя его вынесла молоденькая медсестра. Дядя Митя и сейчас жалеет, что не спросил у нее имя и фамилию. Ему часто бывает грустно, и мы с радостью идем к нему, потому что такие, как наш сосед, подарили нам мир.
    Учитель. Давно отгремели залпы орудий. Над нами ясное мирное небо. Но память о тех, кто подарил нам мир, навсегда останется в наших сердцах. В этом году исполнилось 66 лет со Дня Победы над фашистской Германией. В нашем городе у памятника «Вечный огонь» записаны имена погибших наших земляков в годы Великой Отечественной войны. Память о них навсегда останется в наших сердцах. Вот кто в эти годы показал свою гражданственность, мужество, стойкость, патриотизм к своей Родине.
    Сейчас идут мирные дни. На Кубани, как и во всей России трудятся люди на фабриках и заводах, на полях и фермах, в шахтах и на морях. Могут ли рождаться герои в трудовых буднях? Да, могут. Примером могут служить имена тех, кто за свой трудовой подвиг награжден орденами, медалями, кому присвоено звание Героя Социалистического труда. Такие люди есть в нашем районе и городе, ведь их именами названы и улицы в нашем городе.
    В 70-е годы прошлого столетия звучали строки:
    Будоража, зовя, увлекая
    И секретов своих не тая,
    Всю страну озарила степная
    Усть-Лаба – всесоюзный маяк.
    Маяки трудовых подвигов жили, живут и будут жить рядом с нами, потому что труженики наших полей во время уборки урожая совершают неимоверные подвиги. Это настоящие патриоты России и своей малой родины Кубани.
    – Ребята, герои живут рядом с нами. И к следующему уроку у вас будет задание: написать сочинение о трудовых подвигах наших земляков, наших современников. Обратите внимание на то, что среди них есть и ваши родные, соседи, выпускники нашей школы.
    – До встречи, ребята, на уроке о тружениках нашей Кубани – степной дочери России.

  3. Люди с горячим сердцем (по пьесам А. Н. Островского)
    Жертвы хищников в пьесах Александра Николаевича Островского делятся на две группы: безропотных и непокорных. К первым относятся, например, Купавина и Лыняев из пьесы “Волки и овцы”. Драматург не проявляет к ним никакой симпатии. Они привыкли к паразитическому образу жизни, их моральная гибель предрешена.
    Все симпатии драматурга на стороне тех, кто восстает против деспотии и цинизма, лжи и попрания человеческого достоинства. Наряду с протестующим образом Катерины из пьесы “Гроза” Островский создал целую галерею персонажей, отличающихся горячим сердцем, душевной красотой. Это в первую очередь Лариса Огудалова из драмы “Бесприданница”. Она богато одаренная натура, талантлива, умна, трезво оценивает жизнь, ясно понимает безвыходность своего положения, обладает чутким и нежным сердцем. Полюбив Паратова за “широту души”, Лариса безраздельно отдается своему чувству. Она говорит, что “Сергей Сергеевич… Это идеал мужчины. Вы понимаете, что такое идеал? Быть может, я ошибаюсь, я еще молода, не знаю людей, но это мнение изменить во мне нельзя, оно умрет со мной”. Эти слова героини заслуживают уважения за искренность и силу чувства. Не вина Ларисы, а беда ее, что объектом любви она выбрала Паратова, да и был ли у нее выбор? При ее воспитании только Сергей Сергеевич и мог стать “героем ее романа”.
    Узнав о подлом обмане Паратова, Лариса не хочет больше жить в этом мире, где царствуют ложь и корысть, поэтому выстрел Карандышева она воспринимает как избавление от этой страшной жизни.
    Катерина и Лариса стихийно восстают против обычаев и нравов, царящих в эксплуататорском обществе, они не понимают законов этого мира. Островский показал и сознательных борцов против существующих античеловеческих порядков. Это не революционеры, но они ведут идейную борьбу против хищников и эксплуататоров. Это чиновник Жадов из “Доходного места”, учитель Иванов из “В чужом пиру похмелье”.
    Жадов отвергает воровство и мздоимство, взяточничество и подхалимаж. Он возмущенно восклицает: “Как я буду молчать, когда на каждом шагу вижу мерзости?” Он не хочет жить среди всей этой “грязи”, процветающей в чиновничьей среде. Жадов стремится жить честно. “Мы с вами начнем жить честно, по-новому…— говорит он своей невесте,— вы еще не знаете высокого блаженства жить своим трудом”. Но все, что может противопоставить этому жестокому обществу герой,— его честность. Это слишком слабое оружие против хищников. И жизнь сломила Жадова, он вынужден признаться: “Я не герой, я обыкновенный, слабый человек”. Мелузов из пьесы “Таланты и поклонники” — человек новой формации, интеллигент-разночинец. Ему мало просто быть честным человеком, он хочет приносить пользу обществу: “Я свое дело буду делать до конца. А если я перестану учить, перестану верить в возможность улучшать людей или малодушно погружусь в бездействие и махну рукой на все, тогда покупайте мне пистолет, спасибо скажу”.
    Островский считал театр действенным средством борьбы за гуманистические идеалы, за красоту человеческих взаимоотношений. Людьми большой и искренней человеческой души, резко протестующими против пошлости и лжи, являются артисты Несчастливцев из пьесы “Лес”, Наров из “Талантов и поклонников”, Кручинина и Незнамов из “Без вины виноватых”.
    Это были и идеалы самого драматурга; утверждению их, торжеству правды он посвятил свою жизнь.

  4. Трагедия Катерины закономерна, потому что не сможет она при своем свободолюбии, чувстве соб­ственного достоинства, жажде жизни, любви, смириться с затхлым существованием мира города Калинова. Но и любовь к Борису — трагедия. Эмоциональный подъем, вызванный этим новым для ге­роини чувством, соединяется с горьким сознанием «греха» преступ­ления. Только горячая вера в любовь, надежда на сострадание оста­ются с Катериной в момент гибели.
    Смыслом жизни другой героини А. Н. Островского — Ларисы в драме «Бесприданница» — тоже является любовь. Без любви, чело­веческого тепла, понимания «жить холодно». Душа Ларисы крыла­та, она восторженна, артистична. Ее горячее сердце жаждет любви. Но все ее иллюзии и надежды рассыпаются от столкновения с чер­ствостью и расчетливостью окружающих. Человек, которого она полюбила, оказывается бессердечным, у него «ничего заветного нет». Кнуров и Вожеватов разыгрывают Ларису в орлянку, поступая с ней, как с вещью. Выстрел Карандышева приносит ей освобождение от постылой жизни. Снова человек с горячим сердцем, живущий чув­ствами, волнуемый страстями, оказывается униженным и обману­тым.
    Но «горячее сердце», погибая, не может не оставить свой след в жизни. Героини Островского рождают у окружающих порыв ввысь, стремление что-то изменить в своей жизни, и именно поэтому они запоминаются навсегда. Сколько бы ни прошло времени, как бы ни изменялась жизнь, вопросы человеческого счастья, чести, люб­ви не перестанут волновать новые и новые поколения людей. Зна­чит, героини Островского всегда будут современны.[/sms]

  5. Люди с горячим сердцем (по пьесам А. Н. Островского)

    Жертвы хищников в пьесах Александра Николаевича
    Островского делятся на две группы: безропотных и непокорных. К первым
    относятся, например, Купавина и Лыняев из пьесы “Волки и овцы”. Драматург не
    проявляет к ним никакой симпатии. Они привыкли к паразитическому образу жизни,
    их моральная гибель предрешена.
    Все симпатии драматурга на стороне тех, кто восстает
    против деспотии и цинизма, лжи и попрания человеческого достоинства. Наряду с
    протестующим образом Катерины из пьесы “Гроза” Островский создал целую галерею
    персонажей, отличающихся горячим сердцем, душевной красотой. Это в первую
    очередь Лариса Огудалова из драмы “Бесприданница”. Она богато одаренная натура,
    талантлива, умна, трезво оценивает жизнь, ясно понимает безвыходность своего
    положения, обладает чутким и нежным сердцем. Полюбив Паратова за “широту души”,
    Лариса безраздельно отдается своему чувству. Она говорит, что “Сергей Сергеевич…
    Это идеал мужчины. Вы понимаете, что такое идеал? Быть может, я ошибаюсь, я еще
    молода, не знаю людей, но это мнение изменить во мне нельзя, оно умрет со
    мной”. Эти слова героини заслуживают уважения за искренность и силу чувства. Не
    вина Ларисы, а беда ее, что объектом любви она выбрала Паратова, да и был ли у
    нее выбор? При ее воспитании только Сергей Сергеевич и мог стать “героем ее
    романа”.
    Узнав о подлом обмане Паратова, Лариса не хочет больше
    жить в этом мире, где царствуют ложь и корысть, поэтому выстрел Карандышева она
    воспринимает как избавление от этой страшной жизни.
    Катерина и Лариса стихийно восстают против обычаев и
    нравов, царящих в эксплуататорском обществе, они не понимают законов этого
    мира. Островский показал и сознательных борцов против существующих
    античеловеческих порядков. Это не революционеры, но они ведут идейную борьбу
    против хищников и эксплуататоров. Это чиновник Жадов из “Доходного места”,
    учитель Иванов из “В чужом пиру похмелье”.
    Жадов отвергает воровство и мздоимство, взяточничество
    и подхалимаж. Он возмущенно восклицает: “Как я буду молчать, когда на каждом
    шагу вижу мерзости?” Он не хочет жить среди всей этой “грязи”, процветающей в
    чиновничьей среде. Жадов стремится жить честно. “Мы с вами начнем жить честно,
    по-новому…— говорит он своей невесте,— вы еще не знаете высокого блаженства
    жить своим трудом”. Но все, что может противопоставить этому жестокому обществу
    герой,— его честность. Это слишком слабое оружие против хищников. И жизнь
    сломила Жадова, он вынужден признаться: “Я не герой, я обыкновенный, слабый
    человек”. Мелузов из пьесы “Таланты и поклонники” — человек новой формации,
    интеллигент-разночинец. Ему мало просто быть честным человеком, он хочет
    приносить пользу обществу: “Я свое дело буду делать до конца. А если я
    перестану учить, перестану верить в возможность улучшать людей или малодушно
    погружусь в бездействие и махну рукой на все, тогда покупайте мне пистолет,
    спасибо скажу”.
    Островский считал театр действенным средством борьбы
    за гуманистические идеалы, за красоту человеческих взаимоотношений. Людьми
    большой и искренней человеческой души, резко протестующими против пошлости и
    лжи, являются артисты Несчастливцев из пьесы “Лес”, Наров из “Талантов и
    поклонников”, Кручинина и Незнамов из “Без вины виноватых”.
    Это были и идеалы самого драматурга; утверждению их,
    торжеству правды он посвятил свою жизнь.

    Список литературы

    Для подготовки данной работы были использованы
    материалы с сайта http://www.ostrovskiy.org.ru/

  6. Жертвы хищников в пьесах Александра Николаевича Островского делятся на две группы: безропотных и непокорных. К первым относятся, например, Купавина и Лыняев из пьесы “Волки и овцы”. Драматург не проявляет к ним никакой симпатии. Они привыкли к паразитическому образу жизни, их моральная гибель предрешена.
    Все симпатии драматурга на стороне тех, кто восстает против деспотии и цинизма, лжи и попрания человеческого достоинства. Наряду с протестующим образом Катерины из пьесы “Гроза” Островский создал целую галерею персонажей, отличающихся горячим сердцем, душевной красотой. Это в первую очередь Лариса Огудалова из драмы “Бесприданница”. Она богато одаренная натура, талантлива, умна, трезво оценивает жизнь, ясно понимает безвыходность своего положения, обладает чутким и нежным сердцем. Полюбив Паратова за “широту души”, Лариса безраздельно отдается своему чувству. Она говорит, что “Сергей Сергеевич… Это идеал мужчины. Вы понимаете, что такое идеал? Быть может, я ошибаюсь, я еще молода, не знаю людей, но это мнение изменить во мне нельзя, оно умрет со мной”. Эти слова героини заслуживают уважения за искренность и силу чувства. Не вина Ларисы, а беда ее, что объектом любви она выбрала Паратова, да и был ли у нее выбор? При ее воспитании только Сергей Сергеевич и мог стать “героем ее романа”.
    Узнав о подлом обмане Паратова, Лариса не хочет больше жить в этом мире, где царствуют ложь и корысть, поэтому выстрел Карандышева она воспринимает как избавление от этой страшной жизни.
    Катерина и Лариса стихийно восстают против обычаев и нравов, царящих в эксплуататорском обществе, они не понимают законов этого мира. Островский показал и сознательных борцов против существующих античеловеческих порядков. Это не революционеры, но они ведут идейную борьбу против хищников и эксплуататоров. Это чиновник Жадов из “Доходного места”, учитель Иванов из “В чужом пиру похмелье”.
    Жадов отвергает воровство и мздоимство, взяточничество и подхалимаж. Он возмущенно восклицает: “Как я буду молчать, когда на каждом шагу вижу мерзости?” Он не хочет жить среди всей этой “грязи”, процветающей в чиновничьей среде. Жадов стремится жить честно. “Мы с вами начнем жить честно, по-новому…— говорит он своей невесте,— вы еще не знаете высокого блаженства жить своим трудом”. Но все, что может противопоставить этому жестокому обществу герой,— его честность. Это слишком слабое оружие против хищников. И жизнь сломила Жадова, он вынужден признаться: “Я не герой, я обыкновенный, слабый человек”. Мелузов из пьесы “Таланты и поклонники” — человек новой формации, интеллигент-разночинец. Ему мало просто быть честным человеком, он хочет приносить пользу обществу: “Я свое дело буду делать до конца. А если я перестану учить, перестану верить в возможность улучшать людей или малодушно погружусь в бездействие и махну рукой на все, тогда покупайте мне пистолет, спасибо скажу”.
    Островский считал театр действенным средством борьбы за гуманистические идеалы, за красоту человеческих взаимоотношений. Людьми большой и искренней человеческой души, резко протестующими против пошлости и лжи, являются артисты Несчастливцев из пьесы “Лес”, Наров из “Талантов и поклонников”, Кручинина и Незнамов из “Без вины виноватых”.
    Это были и идеалы самого драматурга; утверждению их, торжеству правды он посвятил свою жизнь.

  7. Драма А.Н.Островского “Бесприданница” была написана в конце 70-х годов XIX века. Это было время торжества нуворишей — разбогатевших купцов. Деньги, заслонив истинные ценности, оказывали все большее влияние на людей. Судьба главной героини, Ларисы Огудаловой, — воплощение трагических последствий этого пагубного влияния.
    Лариса — молодая красивая девушка, обладающая ярким неповторимым характером, горячим сердцем и романтической душой. Она способна чувствовать прекрасное, одарена художественным талантом — певческим и музыкальным. Она стремится к душевности, чистоте отношений, ценит порядочность, мечтает о подлинной, возвышенной любви и тихой семейной жизни с любимым человеком. Но все эти мечты разбиваются о прозаическую действительность — у ее матери “состояние небольшое, давать приданое не из чего”. Лариса Дмитриевна “барышня хорошенькая, — объясняет молодой купец Вожеватов, — играет на разных инструментах, поет, обращение свободное… Ну, а жениться-то надо подумавши… теперь женихов-то в самый обрез; сколько приданых, столько и женихов, лишних нет — бесприданницам-то и недостает”. Беда Ларисы в том, что в обществе, в котором она, по воле матери, вынуждена вращаться, все решают деньги, и буржуазные представления о положении бесприданницы являются определяющими в оценке окружающих ее людей. Потому искренность Ларисы встречает осуждение и непонимание: “Не глупа, а хитрости нет, — говорит о ней Вожеватов, — к кому расположена, нисколько этого не скрывает… а бесприданницам так нельзя… Вот Сергей Сергеич Паратов в прошлом году появился, наглядеться на него не могла, а он месяца два поездил, женихов всех отбил, да и след его простыл, исчез неизвестно куда”. Лариса думает, что в лице “блестящего барина” Паратова нашла свою любовь и что он любит ее так же искренне и безоглядно, как она его. Но избранник Ларисы, не обладая деловой хваткой “миллионщиков” из купцов, вроде Кнурова и Вожеватова, уже успел вполне усвоить их мораль.
    Не случайно он признается Кнурову: “У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно”. А Лариса продолжает верить, что ее возлюбленный — человек широкой души, способный подняться над узкими материальными интересами. Она прямо заявляет своему жениху, мелкому чиновнику Юлию Капитонычу Карандышеву: “Сами по себе вы что-нибудь значите, вы хороший, честный человек; но от сравнения с Сергеем Сергеичем вы теряете все… Сергей Сергеич… это идеал мужчины”. К сожалению, такая искренность и глубина чувств Ларисы вызывают у окружающих только едкую насмешку. “А уж как она его любила, чуть не умерла с горя. Какая чувствительная!” — смеется тот же Вожеватов, которого Лариса искренне считает своим другом. Положение бесприданницы, на его взгляд, обязывает льстить, хитрить, притворяться, лгать, принимать комплименты от “женихов, на которых без отвращения смотреть нельзя”. “Мы люди бедные, нам унижаться-то всю жизнь. Так уж лучше унижаться смолоду, чтоб потом пожить по-человечески”, — поддерживает его мать Ларисы.
    Но Лариса Дмитриевна “не таких правил”. Пережив свое страстное увлечение Паратовым и тяжелую разлуку с ним, имея перед глазами горький пример сестер, “проданных” матерью, устав от “цыганского табора” в своем доме, Лариса дала Карандышеву согласие на брак.
    Бряхимовские купцы не в состоянии понять, что для Ларисы невозможно улыбаться “во время страшной, смертельной тоски” и любезничать с ними, не слишком заботясь о своей нравственности. “Эта женщина создана для роскоши, — рассуждают они, — в нищенской обстановке, да еще за дураком мужем, она или погибнет, или опошлится”.
    В финале происходит жестокое прозрение героини. Паратов соблазняет Ларису, уже решившую выйти замуж за Карандышева. Он публично утешает ее жениха, А Лариса, окончательно разочаровавшись в Юлии Капитоныче, говорит Паратову: “У меня один жених: это вы”. Разорившийся помещик-предприниматель, хотя и любит Ларису по-своему, пытается уверить ее, что страсть к ней была лишь минутным увлечением, и признается, что вынужден жениться на нелюбимой женщине ради получения наследства. “Идеальный мужчина” прекрасно все сознавал и точно рассчитал свои действия. Он не мог смириться с тем, что какой-то ничтожный Карандышев отнимет у него, “блестящего барина”, красивую игрушку, и решил поставить Юлия Капитоныча на место. Насладившись своей местью, Паратов не удосужился даже проводить потрясенную девушку домой. Лариса действительно была для Паратова только мимолетным увлечением.
    И все-таки не разочарование в былом возлюбленном губит несчастную бесприданницу. Мы видим, что о Ларисе все время говорят, ею восхищаются; четыре героя пьесы соперничают, надеясь снискать ее благосклонность, но чувства, желания, стремления самой девушки, ее внутренний мир, ее переживания никого не интересуют. Лариса с самого начала чувствует себя неуютно в этом мире. “На меня смотрели и смотрят, как на забаву, — горько сознает она. — Никогда никто не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно…”; “Я вижу, что я для вас кукла, поиграете вы со мной, изломаете и бросите”, — говорит она Карандышеву, сознавая, что брак с нею для него — способ подняться в собственных глазах и глазах окружающих, способ удовлетворить свое тщеславие. Карандышев и сам прекрасно понимает, что он Ларисе “не пара, а только та соломинка, за которую хватается утопающий”, но он не может побороть желания потешить свою оскорбленную гордость, свое самолюбие. “Все себя любят! Когда же меня-то будет любить кто-нибудь?” — сокрушается Лариса, но Карандышев не слышит ее. Обман Паратова лишь усугубляет трагичность положения героини. “Я искала любви и не нашла… ее нет на свете… нечего и искать… Какая же я жалкая, несчастная”, — говорит она, укоряя себя за слабость, неспособность расстаться с такой унизительной жизнью.
    В трагичности судьбы героини есть доля и ее собственной вины. Лариса лишена цельности. Ее человеческие качества — стремление к нравственной чистоте, правдивости, открытости — высоко поднимают ее над окружающими, но над ней довлеют буржуазные представления о жизни и влияют на ее понимание людей. Она ослеплена столичной элегантностью, шиком Паратова, его умением с блеском транжирить деньги. Эти качества Лариса принимает за “широту натуры” и считает Паратова “идеалом мужчины”, но тем горше ее прозрение. Героине претит жизнь в мире наживы, она хочет сохранить чистоту, уйти, не запятнав души и тела развратом, не сделав собственную красоту и талант товаром. Именно это, а не несчастная любовь заставляет Ларису искать смерти.
    К трагической развязке Ларису окончательно приводит сообщение Карандышева, что Кнуров и Вожеватов разыгрывали ее в орлянку, как дорогую вещь: “Они не смотрят на вас как на женщину, как. на человека, — человек сам располагает своей судьбой; они смотрят на вас как на вещь”. Вынести такое унижение Лариса уже не в состоянии, но и решиться на самоубийство тоже не может. “Расставаться с жизнью совсем не так просто, как я думала. Вот и нет сил! Вот я какая несчастная! А ведь есть люди, для которых это легко… Просто решимости не имею. Жалкая слабость: жить, хоть как-нибудь, да жить… Кабы теперь меня убил кто-нибудь… Как хорошо умереть… Пока еще упрекнуть себя не в чем…” — думает Лариса и потому выстрел Карандышева она принимает как избавление. Она всегда была одинока, наедине со своими думами и мечтами, и вот теперь она счастлива, что наконец-то вызвала вспышку человеческого чувства, она успокоена, она всех прощает, она даже благодарит Карандышева, освободившего ее от еще большего унижения, от полной нравственной гибели.
    В мире, где никому не нужны искренние чувства, любовь ж теплота человеческих душ, где царят цинизм, безнравственность и кипят мелкие страсти, “бесприданницы” оказываются выкинутыми за борт жизни. Любовь и деньги несовместимы, и трагическая судьба Ларисы Огудаловой — один из многих примеров драмы “горячего сердца” в мире наживы и грубого расчета.

  8. Жертвы хищников в пьесах Александра Николаевича Островского делятся на две группы: безропотных и непокорных. К первым относятся, например, Купавина и Лыняев из пьесы «Волки и овцы». Драматург не проявляет к ним никакой симпатии. Они привыкли к паразитическому образу жизни, их моральная гибель предрешена.
    Все симпатии драматурга на стороне тех, кто восстает против деспотии и цинизма, лжи и попрания человеческого достоинства. Наряду с протестующим образом Катерины из пьесы «Гроза» Островский создал целую галерею персонажей, отличающихся горячим сердцем, душевной красотой. Это в первую очередь Лариса Огудалова из драмы «Бесприданница». Она богато одаренная натура, талантлива, умна, трезво оценивает жизнь, ясно понимает безвыходность своего положения, обладает чутким и нежным сердцем. Полюбив Паратова за «широту души», Лариса безраздельно отдается своему чувству. Она говорит, что «Сергей Сергеевич… Это идеал мужчины. Вы понимаете, что такое идеал? Быть может, я ошибаюсь, я еще молода, не знаю людей, но это мнение изменить во мне нельзя, оно умрет со мной». Эти слова героини заслуживают уважения за искренность и силу чувства. Не вина Ларисы, а беда ее, что объектом любви она выбрала Паратова, да и был ли у нее выбор? При ее воспитании только Сергей Сергеевич и мог стать «героем ее романа».
    Узнав о подлом обмане Паратова, Лариса не хочет больше жить в этом мире, где царствуют ложь и корысть, поэтому выстрел Карандышева она воспринимает как избавление от этой страшной жизни.
    Катерина и Лариса стихийно восстают против обычаев и нравов, царящих в эксплуататорском обществе, они не понимают законов этого мира. Островский показал и сознательных борцов против существующих античеловеческих порядков. Это не революционеры, но они ведут идейную борьбу против хищников и эксплуататоров. Это чиновник Жадов из «Доходного места», учитель Иванов из «В чужом пиру похмелье».
    Жадов отвергает воровство и мздоимство, взяточничество и подхалимаж. Он возмущенно восклицает: «Как я буду молчать, когда на каждом шагу вижу мерзости?» Он не хочет жить среди всей этой «грязи», процветающей в чиновничьей среде. Жадов стремится жить честно. «Мы с вами начнем жить честно, по-новому…— говорит он своей невесте,— вы еще не знаете высокого блаженства жить своим трудом». Но все, что может противопоставить этому жестокому обществу герой,— его честность. Это слишком слабое оружие против хищников. И жизнь сломила Жадова, он вынужден признаться: «Я не герой, я обыкновенный, слабый человек». Мелузов из пьесы «Таланты и поклонники» — человек новой формации, интеллигент-разночинец. Ему мало просто быть честным человеком, он хочет приносить пользу обществу: «Я свое дело буду делать до конца. А если я перестану учить, перестану верить в возможность улучшать людей или малодушно погружусь в бездействие и махну рукой на все, тогда покупайте мне пистолет, спасибо скажу».
    Островский считал театр действенным средством борьбы за гуманистические идеалы, за красоту человеческих взаимоотношений. Людьми большой и искренней человеческой души, резко протестующими против пошлости и лжи, являются артисты Несчастливцев из пьесы «Лес», Наров из «Талантов и поклонников», Кручинина и Незнамов из «Без вины виноватых».
    Это были и идеалы самого драматурга; утверждению их, торжеству правды он посвятил свою жизнь.
    Александр Николаевич Островский — замечательный драматург, создавший на долгие годы репертуар русских театров. Родившись в Замосковречье, Островский хорошо знает быт и нравы купечества и исследует различные характеры этого круга в своем творчестве. Его пьесы густо населены купцами и приказчиками, их детьми и женами. Драматурга интересуют любые мелочи, начиная от описания костюма и обстановки дома, до индивидуальности речи каждого персонажа.
    Островский исследует характеры: купца Болыпова и приказчика Подхалюзина из пьесы «Свои люди — сочтемся!», Паратова и Карандышева из «Бесприданницы», Тихона и Дикого из «Грозы». Всех их объединяет жажда наживы, желание любой ценой добиться благосостояния и власти, они готовы душу продать дьяволу. Об окружающих и даже самых близких они не заботят – ся, поэтому нет в этом кругу истинной любви и привязанностей. Дочь предает Вольтова, посаженного в долговую яму. Паратов, несмотря на искреннюю и преданную любовь Ларисы, «женится на деньгах», продавая свою свободу подороже. Тихон бежит от тирании матери, оставляя беззащитную молодую жену в этом царстве тьмы. Здесь нет высоких понятий: благородства и чести, совести и преданности. Но очень хорошо развиты чувства стяжательства и наживы, поэтому лучшие Герои Островского стремятся вырваться из мрака на светлую дорогу, на свободу. Для Катерины, как ни покажется странным, это — омут, для Ларисы — замужество.
    Нежная, беззащитная Катерина, попав в семью Кабановых, ощущает себя как в тюрьме. Вспоминая своих родителей и дом, Катерина понимает, что навек утратила ощущение свободы и счастья, выйдя замуж за Тихона, попав в эту среду. Она хотела бы стать птицей, летящей куда захочет: «Отчего люди не летают!.. Отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела, — говорит она Варваре, сестре Тихона, — какая я была резвая! А у вас завяла совсем…» Суровая действительность возвращает героиню в мир кабановых и диких. Здесь нужно лгать, втихомолку делать то, что хочешь, внешне соблюдая правила приличия. Варвара, выросшая в доме, прекрасно усвоила эту науку. Катерине же претит такое поведение. Полюбив Бориса, она не хочет скрывать своих чувств.
    У Катерины очень своеобразный характер: она богобоязненна и мятежна одновременно. В грозе она видит предостережение Бога и во всем кается людям. Тихон жалеет Катерину, но боится мать. Борис полностью зависит от Дикого, поэтому не властен над своей судьбой. Всеми отвергнутая, героиня видит единственный для себя выход — омут. Для нее это не самоубийство, а освобождение от тягот жизни, безысходности.
    Совершенно иная героиня пьесы «Бесприданница». Лариса образованная, культурная, мыслящая девушка. Ее угнетает бедность и приниженность положения. Лариса не приемлет мир, в котором она живет. Она любой ценой хочет из него вырваться. Лариса понимает, что мать хочет продать ее подороже. Полюбив в Паратове внешний блеск, Лариса не видит ничтожности и мелочности его натуры. Потеряв надежду на счастье с Сергеем Сергеевичем, Лариса готова выйти замуж за любого, кто уведет ее из дома, похожего на ярмарку.
    Карандышева она не любит, даже не уважает, но надеется на него. Но в этом мире нет благородства. Лариса вскоре это поняла. «Я вещь», — говори она Карандышеву. Поняв это, Лариса хочет продать себя подороже. Героиню одолевают внутренние противоречия. Она стыдится своих мыслей, хочет чистой и честной жизни, но не видит путей туда. Хочет умереть, и нет сил, поэтому выстрел Карандышева Лариса принимает как благо, избавление от гнета нерешаемых проблем. Смерть героини — это достойный ее уход из жизни.
    «Гроза» и «Бесприданница» — лучшие пьесы Островского, показавшие читателю и зрителю доныне неизвестный мир купечества с его страстями и болью, печалями и радостями. Этот мир шагнул на сцену русского театра, показав всю глубину и разнообразие натур, необузданных и богатых страстями, мелочных и жестоких, добрых и благородных, но слабых, не умеющих постоять за себя.
    Женские образы, созданные драматургом, заняли достойное место в классической русской литературе.

  9. Жертвы хищников в пьесах Александра Николаевича Островского делятся на две группы: безропотных и непокорных. К первым относятся, например, Купавина и Лыняев из пьесы “Волки и овцы”. Драматург не проявляет к ним никакой симпатии. Они привыкли к паразитическому образу жизни, их моральная гибель предрешена.
    Все симпатии драматурга на стороне тех, кто восстает против деспотии и цинизма, лжи и попрания человеческого достоинства. Наряду с протестующим образом Катерины из пьесы “Гроза” Островский создал целую галерею персонажей, отличающихся горячим сердцем, душевной красотой. Это в первую очередь Лариса Огудалова из драмы “Бесприданница”. Она богато одаренная натура, талантлива, умна, трезво оценивает жизнь, ясно понимает безвыходность своего положения, обладает чутким и нежным сердцем. Полюбив Паратова за “широту души”, Лариса безраздельно отдается своему чувству. Она говорит, что “Сергей Сергеевич… Это идеал мужчины. Вы понимаете, что такое идеал? Быть может, я ошибаюсь, я еще молода, не знаю людей, но это мнение изменить во мне нельзя, оно умрет со мной”. Эти слова героини заслуживают уважения за искренность и силу чувства. Не вина Ларисы, а беда ее, что объектом любви она выбрала Паратова, да и был ли у нее выбор? При ее воспитании только Сергей Сергеевич и мог стать “героем ее романа”.
    Узнав о подлом обмане Паратова, Лариса не хочет больше жить в этом мире, где царствуют ложь и корысть, поэтому выстрел Карандышева она воспринимает как избавление от этой страшной жизни.
    Катерина и Лариса стихийно восстают против обычаев и нравов, царящих в эксплуататорском обществе, они не понимают законов этого мира. Островский показал и сознательных борцов против существующих античеловеческих порядков. Это не революционеры, но они ведут идейную борьбу против хищников и эксплуататоров. Это чиновник Жадов из “Доходного места”, учитель Иванов из “В чужом пиру похмелье”.
    Жадов отвергает воровство и мздоимство, взяточничество и подхалимаж. Он возмущенно восклицает: “Как я буду молчать, когда на каждом шагу вижу мерзости?” Он не хочет жить среди всей этой “грязи”, процветающей в чиновничьей среде. Жадов стремится жить честно. “Мы с вами начнем жить честно, по-новому…— говорит он своей невесте,— вы еще не знаете высокого блаженства жить своим трудом”. Но все, что может противопоставить этому жестокому обществу герой,— его честность. Это слишком слабое оружие против хищников. И жизнь сломила Жадова, он вынужден признаться: “Я не герой, я обыкновенный, слабый человек”. Мелузов из пьесы “Таланты и поклонники” — человек новой формации, интеллигент-разночинец. Ему мало просто быть честным человеком, он хочет приносить пользу обществу: “Я свое дело буду делать до конца. А если я перестану учить, перестану верить в возможность улучшать людей или малодушно погружусь в бездействие и махну рукой на все, тогда покупайте мне пистолет, спасибо скажу”.
    Островский считал театр действенным средством борьбы за гуманистические идеалы, за красоту человеческих взаимоотношений. Людьми большой и искренней человеческой души, резко протестующими против пошлости и лжи, являются артисты Несчастливцев из пьесы “Лес”, Наров из “Талантов и поклонников”, Кручинина и Незнамов из “Без вины виноватых”.
    Это были и идеалы самого драматурга; утверждению их, торжеству правды он посвятил свою жизнь.

  10. Жертвы хищников в пьесах Александра Николаевича Островского делятся на две группы: безропотных и непокорных. К первым относятся, например, Купавина и Лыняев из пьесы “Волки и овцы”. Драматург не проявляет к ним никакой симпатии. Они привыкли к паразитическому образу жизни, их моральная гибель предрешена.
    Все симпатии драматурга на стороне тех, кто восстает против деспотии и цинизма, лжи и попрания человеческого достоинства. Наряду с протестующим образом Катерины из пьесы “Гроза” Островский создал целую галерею персонажей, отличающихся горячим сердцем, душевной красотой. Это в первую очередь Лариса Огудалова из драмы “Бесприданница”. Она богато одаренная натура, талантлива, умна, трезво оценивает жизнь, ясно понимает безвыходность своего положения, обладает чутким и нежным сердцем. Полюбив Паратова за “широту души”, Лариса безраздельно отдается своему чувству. Она говорит, что “Сергей Сергеевич… Это идеал мужчины. Вы понимаете, что такое идеал? Быть может, я ошибаюсь, я еще молода, не знаю людей, но это мнение изменить во мне нельзя, оно умрет со мной”. Эти слова героини заслуживают уважения за искренность и силу чувства. Не вина Ларисы, а беда ее, что объектом любви она выбрала Паратова, да и был ли у нее выбор? При ее воспитании только Сергей Сергеевич и мог стать “героем ее романа”.
    Узнав о подлом обмане Паратова, Лариса не хочет больше жить в этом мире, где царствуют ложь и корысть, поэтому выстрел Карандышева она воспринимает как избавление от этой страшной жизни.
    Катерина и Лариса стихийно восстают против обычаев и нравов, царящих в эксплуататорском обществе, они не понимают законов этого мира. Островский показал и сознательных борцов против существующих античеловеческих порядков. Это не революционеры, но они ведут идейную борьбу против хищников и эксплуататоров. Это чиновник Жадов из “Доходного места”, учитель Иванов из “В чужом пиру похмелье”.
    Жадов отвергает воровство и мздоимство, взяточничество и подхалимаж. Он возмущенно восклицает: “Как я буду молчать, когда на каждом шагу вижу мерзости?” Он не хочет жить среди всей этой “грязи”, процветающей в чиновничьей среде. Жадов стремится жить честно. “Мы с вами начнем жить честно, по-новому…- говорит он своей невесте,- вы еще не знаете высокого блаженства жить своим трудом”. Но все, что может противопоставить этому жестокому обществу герой,- его честность. Это слишком слабое оружие против хищников. И жизнь сломила Жадова, он вынужден признаться: “Я не герой, я обыкновенный, слабый человек”. Мелузов из пьесы “Таланты и поклонники” – человек новой формации, интеллигент-разночинец. Ему мало просто быть честным человеком, он хочет приносить пользу обществу: “Я свое дело буду делать до конца. А если я перестану учить, перестану верить в возможность улучшать людей или малодушно погружусь в бездействие и махну рукой на все, тогда покупайте мне пистолет, спасибо скажу”.
    Островский считал театр действенным средством борьбы за гуманистические идеалы, за красоту человеческих взаимоотношений. Людьми большой и искренней человеческой души, резко протестующими против пошлости и лжи, являются артисты Несчастливцев из пьесы “Лес”, Наров из “Талантов и поклонников”, Кручинина и Незнамов из “Без вины виноватых”.
    Это были и идеалы самого драматурга; утверждению их, торжеству правды он посвятил свою жизнь.

  11. Тема «горячего сердца» в драматургии А. Н. Островского. Мир героев А. Н. Островского необычайно разнообразен. Купцы, чиновники, мещане, актеры, разбойники, цари… Каждый персонаж имеет свой характер, говорит своим языком. Наиболее привлекательны, намой взгляд, женские образы, героини с «горячим сердцем». Для них главный смысл жизни можно определить словами Весны из сказки «Снегурочка»: «На свете все живое должно любить».
    Дочь Весны и лютого Деда Мороза — один из самых очаровательных образов драматургии Островского — Снегурочка попадает в мир людей, «детей Солнца» берендеев, не имея главного — горячего сердца, способного любить. Любовь — чувство, подвигающее любящего на самоотречение, растворение в предмете чувства. То, что Снегурочка, полюбив, растаяла — глубоко символично. Это не месть Ярилы Морозу, а дар любви — самоотречения. Мизгирь уходит вслед за любимой, но сказка заканчивается оптимистично — гимном Солнцу и жизни, дающей возможность любить, отдавая свое сердце другим.
    Светел и поэтичен другой женский образ Островского — Катерина в драме «Гроза». Натура Катерины цельная и неординарная. Искренность, эмоциональность, непосредственность — таковы приметы «горячего сердца» в этой героине.
    В сказочном мире судьба такой героини была печальна, в реальном же мире она трагична. Гордая, волевая, мечтавшая о семейном счастье, Катерина выдана замуж за слабого, безответного Тихона, лишена радости материнства. Трагедия Катерины закономерна, потому что не сможет она при своем свободолюбии, чувстве собственного достоинства, жажде жизни, любви, смириться с затхлым существованием мира города Калинова. Но и любовь к Борису — трагедия. Эмоциональный подъем, вызванный этим новым для героини чувством, соединяется с горьким сознанием «греха» преступления. Только горячая вера в любовь, надежда на сострадание остаются с Катериной в момент гибели.
    Смыслом жизни другой героини А. Н. Островского — Ларисы в драме «Бесприданница» — тоже является любовь. Без любви, человеческого тепла, понимания «жить холодно». Душа Ларисы крылата, она восторженна, артистична. Ее горячее сердце жаждет любви. Но все ее иллюзии и надежды рассыпаются от столкновения с черствостью и расчетливостью окружающих. Человек, которого она полюбила, оказывается бессердечным, у него «ничего заветного нет». Кнуров и Вожеватов разыгрывают Ларису в орлянку, поступая с ней, как с вещью. Выстрел Карандышева приносит ей освобождение от постылой жизни. Снова человек с горячим сердцем, живущий чувствами, волнуемый страстями, оказывается униженным и обманутым.
    Но «горячее сердце», погибая, не может не оставить свой след в жизни. Героини Островского рождают у окружающих порыв ввысь, стремление что-то изменить в своей жизни, и именно поэтому они запоминаются навсегда. Сколько бы ни прошло времени, как бы ни изменялась жизнь, вопросы человеческого счастья, чести, любви не перестанут волновать новые и новые поколения людей. Значит, героини Островского всегда будут современны.

  12. Тип: Сочинение
    Предмет: Литература
    Все сочинения по литературе »
    Язык: Русский
    Автор: Alena
    Дата: 29 сен 2006
    Формат: RTF
    Размер: 6 Кб
    Страниц: 1
    Слов: 494
    Букв: 2974
    Просмотров за сегодня: 1
    За 2 недели: 3
    За все время: 156

    Тезисы:

    Островский показал и сознательных борцов против существующих античеловеческих порядков.
    К первым относятся, например, Купавина и Лыняев из пьесы “Волки и овцы”.
    Драматург не проявляет к ним никакой симпатии.
    Это в первую очередь Лариса Огудалова из драмы “Бесприданница”.
    Полюбив Паратова за “широту души”, Лариса безраздельно отдается своему чувству.
    Не вина Ларисы, а беда ее, что объектом любви она выбрала Паратова, да и был ли у нее выбор?
    При ее воспитании только Сергей Сергеевич и мог стать “героем ее романа”.
    Это не революционеры, но они ведут идейную борьбу против хищников и эксплуататоров.
    Это чиновник Жадов из “Доходного места”, учитель Иванов из “В чужом пиру похмелье”.
    Жадов отвергает воровство и мздоимство, взяточничество и подхалимаж.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *