Сочинение на тему майская ночь или утопленница 6 класс

6 вариантов

  1. Настоящий герой книг в этом рассказе является народ, его характер, проявляющийся в сказках и легендах. Украинские сказки – страшные, захватывающие и удручающие, в них добро не всегда вознаграждается, но в конце концов каждый получает своё.
    Майская ночь, или Утопленница основывается на многих легендах о неупокоенных душах, безвинно погибших. Прекрасная добрая панночка терпит издевательства ведьмы-мачехи. Не выдержав издевательств, она бросается в воду и становиться прекрасной русалкою. Но мачеха очень коварна, она тоже обернулась русалкой и бедная панночка не может больше плавать как рыба.
    Русалочка обращается за помощью к Левку, сыну головы, у которого не складывается счастье. Левко любит красивую девушку Галю, но и его отец не прочь с ней поживиться и поэтому он даже не хочет думать о его женитьбе. Левко и русалочка встречаются во сне, где русалочка просит его найти её злую мачеху.
    Левко понял, что это будет не очень сложно, и когда он увидел как русалочки играют в коршунов, то рассмотрел самого хищного и злого коршуна, для которой это была даже вовсе не игра. Благодарная панночка помогает ему соединиться с Галей.
    История рассказанная Гоголе, пронизана лиризмом, народным песенным творчеством. Во всех сказках Гоголя очень много добра. Гоголь вырос в атмосфере украинских песен и народных сказок, и поэтому он смог передать всю атмосферу жизни читателю в этих сказках. .

  2. Сюжет. Майский вечер наполнен пением девушек и парубков. И возле хаты красавицы Ганны поет парубок Левко, ожидая, когда дивчина выйдет. Ганна медлит, её останавливает завистливость девушек, пугает проказливость парубков, да и мать строга — не прогневить бы. Девушку пугает ещё что-то, она не понимает сама— что. Левко несколько раз подходил к отцу своему, сельскому голове, с вопросом о женитьбе на полюбившейся ему Ганне, но суровый отец, прикидываясь глухим, на просьбы сына не отвечал. Сельский голова был вдовцом под опекой свояченицы, напускал на себя важность, но одинокий глаз его зорко высматривал хорошеньких селянок.
    Ганна спросила Левко про дом с заколоченными окнами, который мрачно отражался в пруду. Левко поведал давнюю историю: жил в этом доме сотник, была у него дочка, красивая панночка, сотник привёл в дом молодую жену, которая была ведьмой и не взлюбила падчерицу (хотела задушить её, обернувшись черной кошкой), отец под влиянием жены выгнал дочь, а та с горя утопилась. Левко еще добавил, что стала панночка во главе утопленниц и один раз утянула мачеху в воду, но та обернулась одной из утопленниц, и наказание её миновало. Услышал Левко, что его приятели возвращаются и простился с Ганной.
    Далее Гоголь воспевает великолепную украинскую ночь, после чего в центре внимания оказывается пьяный Каленик, безуспешно пытающийся танцевать гопака. При этом он разыскивает свою хату и в пух и прах ругает голову. Девушки подшутили над ним и показали ему хату головы, Каленик направляется в неё как в свою.
    А Левко расстался с парубками и пошел обратно. На обратном пути увидел он Ганну и услышал, что она с кем-то говорит о нём. Скрытый темнотой человек нелестно отзывался о Левко и сулил Ганне более основательную любовь. И тут при содействии луны на небосклоне и весёлых парубков рассерженный Левко разглядел в сопернике своего отца. Голова вынужден ретироваться. Левко договаривается с хлопцами проучить голову. А сельский голова между тем уже в своей хате занят разговором с винокуром, и тут через порог вваливается пьяный Каленик, не уставая поносить голову, и располагается спать на лавке.
    К ещё большему неудовольствию хозяина вдребезги разлетелось стекло от брошенного кем-то камня. Винокур смягчает гнев головы подходящим к случаю анекдотом о своей тёще, но тут за окном раздается совершенно непотребная песня с оскорблениями головы. Оскорбленный перешел к активным действиям, и скоро два якобы зачинщика были найдены. Чуть позже выяснилось, что это свояченица и Каленик. Разгневанный голова велит десятским сыскать зачинщика, обещая в случае невыполнения приказа строго наказать.
    Левко тем временем в таком же костюме, как у схваченных озорников, с лицом в саже задремал у пруда возле старого дома, овеянного легендой. И видит он, как в отраженном доме сотника окно раскрылось. Запел Левко, и появилась в окне панночка-красавица. С плачем стала сетовать она на затаившуюся мачеху-ведьму. Обещала панночка отблагодарить Левко, если поможет он найти её. Смотрит Левко на девушек в хороводе, прозрачны они и светлы. Начали утопленницы играть в ворона. Видит Левко, что та, которая была вороном, словно чернеет изнутри, и злоба вспыхивает в её глазах, когда набрасывается она на жертву. И показал Левко панночке ведьму. Обрадованная панночка благодарит Левко запиской для головы. Прошел сон у Левко.
    Увидел Левко в руке своей бумагу, сожалеет, что не знает он грамоты. В это время налетают на него разыскивающие зачинщика беспорядков. Левко вручает голове записку. В ней говорится, что писал её комиссар, который приказывает голове среди прочих поручений женить сына на Ганне. Ошарашенный голова стал вопрошать Левко, что и как. Тот на ходу сочинил, как он встретился с комиссаром, собиравшимся будто бы завернуть к голове отобедать. Голова приободрился и посулил сыну назавтра свадьбу. Счастливый Левко бежит до Ганны, видит её в окошке спящей, крестит и идет домой. А подгулявший Каленик так и бродит по селу в поисках своей хаты.
    Отзыв о произведении. Очень поэтичное, с изрядной долей юмора, светлое произведение, несколько омраченное изображением тёмных сил.

  3. Настоящий герой книг в этом рассказе является народ, его характер, проявляющийся в сказках и легендах. Украинские сказки – страшные, захватывающие и удручающие, в них добро не всегда вознаграждается, но в конце концов каждый получает своё.
    Майская ночь, или Утопленница основывается на многих легендах о неупокоенных душах, безвинно погибших. Прекрасная добрая панночка терпит издевательства ведьмы-мачехи. Не выдержав издевательств, она бросается в воду и становиться прекрасной русалкою. Но мачеха очень коварна, она тоже обернулась русалкой и бедная панночка не может больше плавать как рыба.
    Русалочка обращается за помощью к Левку, сыну головы, у которого не складывается счастье. Левко любит красивую девушку Галю, но и его отец не прочь с ней поживиться и поэтому он даже не хочет думать о его женитьбе. Левко и русалочка встречаются во сне, где русалочка просит его найти её злую мачеху.
    Левко понял, что это будет не очень сложно, и когда он увидел как русалочки играют в коршунов, то рассмотрел самого хищного и злого коршуна, для которой это была даже вовсе не игра. Благодарная панночка помогает ему соединиться с Галей.
    История рассказанная Гоголе, пронизана лиризмом, народным песенным творчеством. Во всех сказках Гоголя очень много добра. Гоголь вырос в атмосфере украинских песен и народных сказок, и поэтому он смог передать всю атмосферу жизни читателю в этих сказках.

  4. В 1831 году повесть Н. В. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница» была впервые напечатана в сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки» и открывалась эпиграфом на украинском языке. Гоголь с первых же слов стремится погрузить читателя в атмосферу украинского села, он помогает нам ясно представить беленые хаты-мазанки, нарядные украинские вышивки на одежде весёлых жизнерадостных парубков и дивчат. Писатель сразу очаровывает нас песенным складом украинской речи.
    Мир, открывающийся в повести, совсем не похож на реальную действительность, в которой жил Гоголь. Это удивительный мир поэтической сказки, радостный, весёлый, счастливый. Атмосфера, царящая в повести, светлая ж мажорная. А главные герои — люди, всем сердцем ощущающие поэзию и красоту жизни, связанные с народом общностью интересов и помыслов. Читая повесть, мы с головой окунаемся в самобытную, удивительно яркую народную стихию. «Звонкая песня лилась рекою по улицам села…» Уже в первой фразе писатель даёт читателю понять близость повести украинской народно-песенной традиции. Все произведение читается на одном дыхании, как красивая песня или сказка. Влияние народнопоэтической традиции сказывается в повести в художественно-изобразительных средствах — в характере сравнений, эпитетов, метафор, даже в эмоционально-приподнятой тональности повествования, в лирически ярком языке. Так страницы, рассказывающие о любви Левко и Ганны, очень лиричны, песенны, им как бы аккомпанирует пейзаж. Главный, доминирующий цвет описания украинской ночи — серебряный, блестяще-белый, сияющий. Это цвет серебряной луны, заливающей все вокруг своим сиянием. Так серебрятся зеленоватые волны Днепра и блестят огоньки в окнах низких, крытых соломой хат. Даже сами беленые стены домов излучают серебряное сияние. Гоголь создаёт загадочную, таинственную, сказочную атмосферу. Да, украинская ночь сказочна, и писатель стремится передать всю сочность красок и звуков мира, особую таинственность природы, её волшебные чары. Счастье и любовь в повести торжествуют только вследствие вмешательства волшебных сил, чудес, вмешивающихся в человеческую жизнь. Особая, неповторимая прелесть этого произведения как раз и заключается в переплетении фантастического с реальным, при котором они не образуют двух противоположных начал, а сливаются в одно поэтическое целое. Такое слияние несёт в себе глубокий смысл. Народная жизнь по внутренней своей сущности не противоречит красоте, правде фантастики. Наверное, поэтому народ и породил сказку.
    Почему же повесть названа «Майская ночь, или Утопленница»? Майская ночь — это ночь чистой, светлой любви двух реальных героев. Утопленница же — указание на чудеса, возможные в жизни. Сказка, фантастика на страницах повести начинается с легенды Левко о русалках, в которой зло наказывается, а добро, как в любой сказке, побеждает. В легенду попадает помощник, им у Гоголя становится герой из жизни — Левко. Он находит ведьму по главному признаку отрицательного характера — черной душе. Заметим, что происходит это во время народного действа — хоровода, в народной игре «В чёрного ворона». Так же, как и в сказке, главный герой повести награждается, но не золотом и не исполнением желания, а реалистичной наградой — запиской царского чиновника. Этим Гоголь отходит от обычного понимания концовки сказки. Несмотря на это, именно таинственные, волшебные силы помогают любящим. Реальная жизнь становится продолжением сказки. Таким образом, фольклорное начало в повести становится ведущим.
    Особенно отчетливо народнопоэтическая традиция проявляется в образах главных героев повести, Левко и Ганны.
    Их речь поэтична, в ней много образных выражений которые встречаются в песнях. Речь героев напевна, в ней заложен свой особый ритм, народно-песенный склад.
    Портрет героев в повести также дан Гоголем в духе народной песни, сказки: в нём больше сравнений, чем конкретных деталей. Нарисовать портреты Левко и Ганны довольно сложно, потому что описание их внешности не отличается конкретностью: писатель даёт мало подробностей, заменяя их обилием красочных фольклорных эпитетов, сравнений, метафор.
    Фольклорные традиции проявляются не только в портретах главных героев, но особенно в их характерах. Ган-на — гордая, восторженная, поэтичная. Она любуется природой и мечтает быть птицей, девушка верит в далекую страну, в которой все счастливы. У Ганны высокая душа и чистое, доброе сердце, она умеет искренне любить. Её образ олицетворяет собой народные представления о женщине.
    Левко — смелый парубок. Важными чертами его характера являются его непреклонность в достижении целей, стремление к независимости, твердая воля. У Левко есть чувство собственного достоинства, он никогда не станет рабом. В этом герое Гоголь воплотил лучшие черты народного характера.
    Вся повесть пропитана вольнолюбием. Озорная уда-лость хлопцев, потешающихся над паном головой, решимость, с какой Левко освобождает панночку-утопленницу от пагубной власти её мачехи, — все здесь дышит ненавистью к насилию и гнету. И наоборот, все доброе, человеческое одухотворено стремлением к свободе. Интересно, что идеал свободы выражен в повести в лёгкой и непринуждённой, иногда шутливой форме, свойственной волшебной сказке.
    По мнению писателя, зло, тьма, всё то, что враждебно счастью Левко и Ганны, прямодушию, красоте, песне, слабее человека. Оно боится человеческой, народной силы. И все это осмеяно, одурачено в повести. Но Гоголь относит это не только к нечистой силе, но и к образам реальных сил, угнетающих народ. Гоголь использует черты комических персонажей, комические ситуации, характерные для представлений вертепа. Таким образом, фольклорное начало проявляется не только в словесном народном твор-№ Ре, но и в описании народной игры, танца, а также краинского кукольного театра. Пьяница, сварливая баба, .заносчивый казак, болтун. Ссора, перебранка, переполох, путаница, прятанье. Гоголь не упустил из виду ни одной характерной народному театру черты. Так писатель нередко пользуется комическими приёмами, рисующими смешные сценки из народной жизни, ситуации вертепа. Например, дьячиха в повести плюет в ткачиху, та снова в дьячиху, но попадает прямо в лицо сельского головы.
    Однако, несмотря на это, образ угрюмого, злобного, да ещё и кривого пана головы имеет не только комические, добродушные, но и сатирические черты. Гоголь берёт лишь один штрих из биографии головы: некогда пан был удостоен чести сидеть рядом на козлах с царицыным кучером. Писатель рисует яркий портрет головы в лаконичной, насмешливо-иронической форме. Его «соколиный взгляд исподлобья» и умение переключить любой разговор на горделивое воспоминание о сидении на козлах царской кареты — эти иронические штрихи дают нам удивительно точное видение образа головы, выступающего здесь как воплощение антинародной власти, жестокой и ограниченной. Выведенные из терпения самоуправством хлопцы бунтуют. А Левко, выступающий в повести как её лирический герой, неожиданно раскрывается новыми гранями своего характера — сильного и волевого. Гоголь рисует перед читателем народную точку зрения а власть. В повести она одурачена, веселые парубки, ощущающие себя «вольными козаками», издеваются над ней, она не вызывает ни капли уважения к себе. Насмешка и ирония писателя чувствуется уже лишь в том, что от лица власти выступает глупый и никчемный старик, угроз которого никто давно не боится. История о том, как парубки ловко одурачили пана голову, отчего при вмешательстве утопленницы Левко и Ганна стали счастливы, является центральной в сюжете повести. В идейном же содержании повести «Майская ночь, или Утопленница» главным можно назвать мотив вольнолюбия, юной дерзости, вызова тёмным силам. Наряду с этим, сквозь всё произведение Гоголь проводит идею торжества правды, света и красоты. В повести звучит мечта о чудесной майской ночи на всей земле. Только благодаря обращению к украинской народнопоэтической традиции и, конечно, природному таланту писателя, повесть наполнена необычайным лиризмом. Фольклорное начало, лежащее в основе всего произведения, раскрывает перед читателем неограниченные возможности человека в духовном развитии, утверждает его веру в победу добрых сил. Переплетение реальности и фантастики делает повесть удивительно яркой и самобытной. Каждый раз, беря в руки эту книгу, мы с удовольствием погружаемся в восхитительный мир сказки и волшебства.

  5. Вечера на хуторе близ Диканьки.
    Часть первая.
    МАЙСКАЯ НОЧЬ, ИЛИ УТОПЛЕННИЦА.
    Тихим и ясным вечером, когда девушки и парубки собираются в кружок и поют песни, молодой козак Левко, сын сельского головы, подойдя к одной из хат, песнею вызывает ясноокую Ганну. Но не сразу выходит робкая Ганна, боится она и зависти девушек, и дерзости парубков, и материнской строгости, и еще чего-то неясного. Нечем Левке утешить красавицу: отец его снова притворялся глухим, когда заговаривал он о женитьбе. Сидя на пороге хаты, спрашивает Ганна о доме с забитыми ставнями, что отражается в темной воде пруда. Левко рассказывает, как живший там сотник с дочкой, «ясною панночкой», женился, но невзлюбила мачеха панночку, изводила ее, мучила и заставила сотника выгнать дочь из дому. Бросилась панночка с высокого берега в воду, стала главною над утопленницами и однажды утащила мачеху-ведьму в воду, но та сама обратилась в утопленницу и тем избегла наказания. А на месте того дома собираются строить Винницу, для чего и приехал нынче винокур. Тут Левко распрощался с Ганною, услышав возвращавшихся парубков.
    После известного описания украинской ночи в повествование врывается изрядно подгулявший Каленик и, кроя на чем свет стоит сельского голову, «косвенными шагами», не без помощи лукавых дивчин, ищет свою хату. Левко же, распрощавшись с товарищами, возвращается и видит Ганну, говорящую о нем, Левке, с кем-то неразличимым в темноте. Незнакомец бранит Левка, предлагая Ганне свою, более серьезную любовь. Неожиданное появление проказливых парубков и ясной луны открывает разгневанному Левке, что незнакомец сей — отец его. Спугнув голову, он подговаривает парубков проучить его. Сам же голова (о коем известно, что некогда он сопровождал царицу Екатерину в Крым, о чем любит при случае поминать, ныне крив, суров, важен и вдов, живет несколько под каблуком своей свояченицы) уже беседует в хате с винокуром, когда ввалившийся Каленик, беспрестанно браня голову, засыпает на лавке. Питая все возрастающий гнев хозяина, в хату, разбив стекло, влетает камень, и винокур уместным рассказом о теще своей останавливает проклятия, закипающие на устах головы. Но оскорбительные слова песни за окном вынуждают голову к действиям.
    Пойман и брошен в темную комору зачинщик в черном вывороченном тулупе, а голова с винокуром и десятским отправляются к писарю, дабы, изловив буянов, сей же час «резолюцию им всем учинить». Однако писарь сам уж изловил такого же сорванца и водворил его в сарай. Оспаривая друг у друга честь этой поимки, писарь и голова прежде в коморе, а затем и в сарае находят свояченицу, которую хотят уже и сжечь, сочтя чертом. Когда новый пленник в вывороченном тулупе оказывается Калеником, голова впадает в бешенство, снаряжает оробевших десятских непременно изловить зачинщика, суля немилосердную расправу за нерадение.
    Об эту пору Левко в черном своем тулупе и с измазанным сажею лицом, подойдя к старому дому у пруда, борется с овладевающей им дремотой. Глядя на отражение господского дома, замечает он, что окно в нем отворилось, и мрачных ставней вовсе нет. Он запел песню, и затворившееся было окно вновь открылось, и показалась в нем ясная панночка. Плача, жалуется она на укрывшуюся мачеху и сулит Левку награду, если он сыщет ведьму среди утопленниц. Левко глядит на водящих хороводы девушек, все они бледны и прозрачны, но затевают они игру в ворона, и та, что вызвалась быть вороном, кажется ему не такой светлой, как прочие. А когда она хватает жертву и в глазах ее мелькает злоба, «Ведьма!» — говорит Левко, и панночка, смеясь, подает ему записку для головы. Тут проснувшегося Левку, что держит-таки в руке клочок бумаги и клянет свою неграмотность, хватают десятские с головою. Левко подает записку, что оказывается писаною «комиссаром, отставным поручиком Козьмой Дергачом-Дришпановским» и содержит среди возбранений голове приказ женить Левка Макогоненка на Ганне Петрыченковой, «а также починить мосты по столбовой дороге» и другие важные поручения. На вопросы обомлевшего головы Левко придумывает историю встречи с комиссаром, посулившим якобы заехать к голове на обед. Ободренный такою честью голова сулит Левке помимо нагайки назавтра и свадьбу, заводит свои вечные рассказы про царицу Екатерину, а Левко убегает к известной хате и, перекрестив в окошке спящую Ганну, возвращается домой, в отличие от пьяного Каленика, что все еще ищет и не может найти своей хаты.

  6. Повесть “Майская ночь, или Утопленница” входит в книгу “Вечера на хуторе близ Диканьки”. Это первая книга великого русского писателя, которая принесла ему большой успех. В ней Гоголь пишет об украинском народе, о его жизни, традициях, помыслах. Автор также использует легенды и сказки украинского народа. Они бывают разные: веселые и смешные, страшные и жуткие. В них всегда действует всякая нечисть: черти, русалки и др. Я хочу рассказать о повести “Майская ночь, или Утопленница”. В ней Гоголь использует легенды о душах невинно погибших людей.
    Главная героиня здесь – прекрасная добрая панночка, превратившаяся в русалку. Она была так красива, что злая мачеха-ведьма решила сжить ее со свету. Девушка не выдержала и утопилась, а это – большой грех. Так она стала русалкой. Но вредная ведьма-мачеха не оставила ее в покое: она повредила ей хвост. Бедная паиночка не может даже плавать! В повести есть влюбленные: Левко и Ганна. Они любят друг друга, но не могут соединиться, потому что отец Левко сам не прочь с ней поразвлечься, Влюбленные страдают, а Левко даже собирает своих друзей, чтобы они помогли ему совладать с отцом. Паиночка является к Левко во сне и говорит, что она поможет ему, если он найдет ее злую мачеху и справится с нею. Левко помог ей в этом: он посмотрел, как русалки превращаются в коршунов и играют, и увидел, что один из них дерется по-настоящему. Панночка тогда помогла влюбленным соединиться. Эта повесть хоть и страшная, но она заканчивается хорошо. Так часто бывает в народных легендах: каждый получает по заслугам. Если ты добрый и смелый, то твои мечты сбудутся. Гоголь считал, что в людях из народа заключены все хорошие черты характера: преданность, доброта, честность, любовь к Родине, смелость. Он и пишет свои повести для того, чтобы молодые люди подражали его героям.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *