Сочинение на тему максим максимыч и печорин

14 вариантов

  1. Казнь декабристов разделила двадцатые и тридцатые года позапрошлого века, подобно стене. Теперь не услышишь слово Свобода, и среди бурь пустых приходилось не жить, а томиться Лермонтову и его современникам. В этой стране рабов и господ, в своем времени, многие оказались лишними людьми. Таким лишним человеком оказался и Печорин, который является главным героем знаменитого произведения Лермонтова Герой нашего времени. Открывая книгу, мы тут же погружаемся в мир, где живут два разных человека: Печорин и Максим Максимыч, о которых и пойдет речь в нашем сочинении.

    Печорин и Максим Максимыч

    Изучая роман, мы замечаем, как в лице одного человека автору удается отразить судьбы разных поколений. Кто-то может заинтересоваться, для чего автору создавать образы Печорина и Максима Максимыча, и в чем смысл их противопоставления. Но именно это противопоставление двух героев наиболее полно раскрывает образ лишнего человека. Взаимоотношения Печорина и Максим Максимыча, в который раз докажут, что главному герою друзья не нужны, и он идет по собственному пути, наплевав на окружающих. В итоге, окружающие Печорина люди страдали, были несчастны или оставались с разбитым сердцем.

    Встреча

    Первая встреча Печорина и Максим Максимыча произошла в одной из кавказских крепостей. Там и служил штабс-капитан Максим Максимыч, которому оставалось недолго до заслуженного отдыха. Жизнь текла размеренно, пока его будни не были развеяны приездом Печорина. Молодой офицер сразу вызвал симпатию у штабс-капитана, и он почувствовал желание оберегать и опекать Печорина. Максим Максимыч предлагает отбросить формальности, но Печорин придерживается другого мнения. С наставником держится официально, ведет себя тактично и не позволяет вольностей. По своему характеру Печорин был сумасбродным, и многие его поступки не укладывались в голове, но штабс-капитан находил им оправдание, объясняя все молодостью и беспечностью.
    Вторая, и последняя встреча Печорина и Максим Максимыча, которая произойдет спустя пять лет, расставит все точки в отношениях мужчин. За это время капитан не изменился и был рад встрече с тем, кого считал своим другом. Печорин же был холоден, чем причинил капитану душевную боль, и только тогда Максим Максимыч понял, что дружбы между ними не было.

  2. 2
    Текст добавил: Зая_маинькая_на лужайки_

    ПЕЧОРИН И МАКСИМ МАКСИМЫЧ

    Центральной проблемой в романе М. Ю. Лер­монтова «Герой нашего времени» является про­блема личности, ее отношения к обществу и миру, ее обусловленности социально-историческими обстоятельствами и одновременно противостоя­ния этим обстоятельствам. Все средства, все об­разы и сюжеты произведения служат одной цели — изображению и раскрытию характера и судь­бы главного героя — Печорина, как героя особой исторической эпохи. В «Герое нашего времени», как и в других произведениях поэта, почти нет однозначных образов, нет деления на положи­тельных и отрицательных персонажей. Автор раскрывает весь внутренний мир действующих лиц, а этот мир часто бывает сложен и противо­речив.
    Наиболее ярко противоречивость и раздвоенность главного героя романа проявляются в со­поставлении его с Максимом Максимычем. Имен­но от этого простого армейского офицера, скром­ного и доброго человека, способного неплохо раз­бираться в людях и предугадывать события, мы впервые узнаем о Печорине — человеке лет двад­цати пяти: «он был такой тоненький, беленький, на нем мундир был такой новенький». Максим Максимыч — добрый и отзывчивый, честный и бескорыстный человек. Он относится ко всем ок­ружающим с симпатией и отеческой любовью, именно поэтому готов простить и «странности» Печорина, которого он не может до конца понять. Максим Максимыч сам признается, что не пони­мает всех тонкостей в объяснениях Печорина, что ответы молодого человека часто ставят в тупик. Странности замечает он и в поведении Печорина, который мог непогожий день выдержать на охо­те, а простудиться от ветра из форточки; от стука ставня у себя в комнате вздрогнет и побледнеет, а один ходил на кабана; то молчит часами, то сме­шит так, что «животики надорвешь». Максим Максимыч уверен, что есть люди, у которых на роду написано, что с ними должны случаться не­обыкновенные вещи. Именно таков, по его мне­нию, Печорин. Трагическую судьбу героя, все происходящее с ним он приписывает предопре­делению свыше. Единственное, чего никак не может понять старый офицер, так это то, почему многие люди недовольны жизнью, скучают и ме­чутся. Сам Максим Максимыч не знает беспокой­ного стремления к истине, он не искушен в про­тиворечиях жизни, не имеет больших жизнен­ных притязаний. Потому и душевные метания людей, подобных Печорину, объясняет лишь их «странностями».
    Максим Максимыч во многом осуждает Печо­рина. Из его рассказа мы узнаем, что герой Лер­монтова — это индивидуалист, не считающийся с тем, как его поведение отразится на людях, ко­торые встречаются на его пути. Это человек, иг­рающий на слабостях и недостатках людей: Аза­мата, падкого на деньги, он заставляет украсть лучшего козла из отцовского стада; его страстное желание завладеть конем Казбича использовал для того, чтобы похитить красавицу Бэлу. Ста­рик пытается усовестить молодого человека, ука­зать ему на то, что он сделал несчастной ни в чем не повинную девушку. Но Печорин не привык отступать от своих желаний. Объяснения героя совершенно обезоруживают Максима Максимы­ча. Но даже в этом случае он готов в какой-то сте­пени оправдать молодого человека. «Видно в дет­стве был маменькой избалован», — замечает он.
    Сам Печорин в душе сознает, что приносит окружающим только несчастья. Он раскаивает­ся в том, что стал причиной гибели Бэлы; проявив холодность при встрече с Максимом Максимычем после долгой разлуки, он, словно извиняясь, об­нял старика. Однако противоречия в его харак­тере и в его сердце неискоренимы. Он и сам при­знается, что у него душа испорчена светом, что у него ненасытное сердце — «ему все мало». Он видит для себя единственный выход: путешество­вать в Америку, Аравию, Индию — «авось где-нибудь умру на дороге».
    В романе М. Ю. Лермонтовым Максиму Максимычу отведена важная роль — он первым пред­ставляет нам главного героя и рассказывает о его поступках, характере, рассуждениях. Но на этом его роль вовсе не ограничивается. Он показан ав­тором как полная противоположность Печорина. Положительные качества старого офицера при­званы подчеркнуть испорченность и противоре­чивость главного героя. Если штабс-капитан всю свою жизнь посвящает заботе о других, то моло­дой человек живет только для себя. Если Максим Максимыч инстинктивно тянется к общению, к людям, то Печорин замкнут в себе, безразличен к судьбе окружающих. Добрый старик, облада­ющий открытой душой, глубоко привязанный к своим друзьям и окружающим его людям, ждет того же и от остальных. Но герой Лермонтова не оправдывает его ожиданий. После долгой разлу­ки штабс-капитан волнуется, терпеливо поджи­дая у ворот человека, который принес ему когда- то немало тревог и огорчений. «Он едва мог ды­шать, пот градом катился с лица его, мокрые клочки седых волос, вырвавшись из-под шапки, приклеились ко лбу его; колена его дрожали…» А Печорин даже не вспоминает о старике. Он бы спокойно мог уехать из города, если бы Максим Максимыч вовремя не прибежал на вокзал. Ста­рый офицер предстает здесь человеком, который через многие годы разлуки пронес привязанность к своему случайному товарищу. Он способен на многое ради дружбы. Он не помнит зла, oн ожи­дает от окружающих добра и участия. Он совер­шенно бескорыстен и готов забыть обиду. Он не требует благодарности и признания своих заслуг. Бэла не вспомнила перед смертью о Максиме Максимыче, а он лишь смиренно произносит: «Ну, да бог ее простит!.. И вправду молвить: что ж я такое, чтоб обо мне вспоминать перед смер­тью?..» Ни обиды, ни служебные заботы, ни по­стоянные опасности военной жизни не смогли ожесточить «золотое сердце» старика. Такие люди освещают жизнь мягким, добрым сердеч­ным светом, помогают понять, что хорошо и что плохо, помогают осознать и исправить свои ошиб­ки. Все отдавая друзьям, забывая о самих себе, они остро воспринимают холодность и равноду­шие. Потому старый офицер очень переживает после того, как Печорин фактически оттолкнул его.

  3. Григорий Печорин на протяжении всего романа  встречается и сталкивается с разными персонажами, которые помогают раскрыть для читателя главного героя с новой и зачастую неожиданной стороны. В частности, отношения с Максимом Максимычем помогают лучше понять Печорина и его взгляд на дружбу между людьми.
    Максим Максимыч – бесхитростный штабс-капитан. Именно с его повествования читатель начинает знакомиться с Печориным и формирует свое отношение к нему. Максим Максимыч, без сомнения, считает Григория своим другом, хоть иногда их взгляды расходятся. Например, Максим Максимыч неодобрительно относится к тому, как Печорин ведет себ по отношению к Бэле и находит его поступки несколько странноватыми. Максим Максимыч искренне считает, что служба объединяет людей настолько, что они становятся практически родными друг другу, поэтому говорит о Печорине как о своем закадычном друге.
    Когда читатель больше узнает о Печорине, он начинает сомневаться, что встреча, которую так ждет Максим Максимыч, будет радостной и долгожданной. Ведь Печорин ни разу не говорил штабс-капитану о своих дружеских чувствах, напротив, он вовсю проявляет свой скверный характер, говорит, что даже не знает, глупец он или злодей, что его сердце ненасытно и всего ему мало, поэтому его жизнь есть пустота.
    И вот момент такой долгожданной Максимом Максимычем встречи наступил. Старый штабс-капитан произнес слова радости и благодарности, которые так давно приготовил и носил в сердце и был обнят Григорием Печориным, но никаких дружеских чувств со стороны молодого офицера читатель не наблюдает. И Максим Максимыч, возможно, впервые нарушивший правила и не уехавший вовремя ради другого человека, которого он считал закадычным другом, несомненно, расстроен. Герой говорит о том, что «каждому своя дорога» и читатель понимает: он даже не думал никого обидеть, он просто считает Максима Максимыча не другом, а просто давним знакомым, на которого не стоит тратить свое драгоценное время.

  4. Григорий Печорин и Максим Максимыч, смысл их противопоставления

    Григорий Александрович Печорин и Максим Максимыч — два совершенно разных человека не только по возрасту, но и по психологии. Максим Максимыч — рядовой армейский офицер. Служба и жизнь на Кавказе повлияли на его душу и восприятие. Он повидал многое, за спиной у него большой жизненный опыт. Служба в армии приучила штабс-капитана к дисциплине. Служебный долг для него превыше всего. Ожидая Печорина на станции, он «в первый раз от роду, может быть, бросил дела службы для собственной надобности…». От природы Максим Максимыч добр, отзывчив, имеет «золотое сердце». Он любил Бэлу как родную дочь, снисходительно относился к «странностям» Печорина. Забывая о себе, он служит людям, не требуя в ответ благодарности. Максим Максимыч не может критически отнестись к порядкам общества. Из-за этого он не понимает Печорина и других, которые скучают, мечутся, ищут приключений, недовольны жизнью. Этот человек верит в дружбу. «Ведь сейчас прибежит!» — гордо заявляет он, узнав от лакея, что Печорин в городе. Максим Максимыч терпеливо ожидает того, кто когда-то принес ему немало тревог и огорчений. Но Печорин забыл о нем, не прибеги штабс-капитан вовремя, он уехал бы, Не вспомнив о нем. Жестоко поступил с добрым стариком, но под этой жестокостью скрывается одиночество, обреченность.
    Почему в душе Печорина душевная усталость, разочарование в жизни? От природы он умен, имеет твердую волю, человеческие чувства. После смерти Бэлы «Печорин был долго нездоров, исхудал». Случайно узнав о подлом замысле драгунского капитана, он признается: «Если б Грушницкий не согласился, я бросился б ему на шею». Перед дуэлью он предлагал помириться. Печорин надеялся, что «в душе Грушницкого могла бы проснуться искра великодушия, и тогда все устроилось бы к лучшему». Но знакомый Печорина «сам сжигает все мосты к спасению». Искренно чувство Григория Александровича к Вере, потому что одна она смогла его понять таким, какой он есть. Он слишком поздно понимает, что она для него дороже всего на свете, дороже жизни, чести, счастья.
    Почему же Печорин стал «нравственным калекой»? В этом виноваты общество, условия, где воспитывался и существовал наш герой. «Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом, — говорит он, — лучшие мои чувства, боясь насмешки, я схоронил в глубине сердца: они там и умерли». Он разочаровался во всем, что видел и делал в свете. Не верит Печорин в дружбу, истинную любовь, добрые отношения в том, обществе, где он находился. Все происходящее он воспринимает глубже, чем Максим Максимыч.
    Штабс-капитан противопоставлен Печорину. Максим Максимыч тянется к людям, другой же — безразличен к судьбам людей, он замкнулся в себе. Добрый старик живет для других, Печорин — для себя. Мне кажется, Лермонтов противопоставляет Максима Максимыча главному герою, чтобы показать точнее и глубже внутренний мир, психологию Печорина.

  5. Максим Максимыч проходил службу в одной из кавказских крепостей. Ему оставалось немного до ухода на заслуженный отдых. Жизнь старого вояки текла своим чередом, тихо и размеренно. Серые будни были развеяны приездом в их места Григория Александровича Печорина.
    Молодой офицер вызвал в нем симпатию, пробудив в душе отцовские чувства. Ему хотелось опекать и оберегать Печорина от всех бед. С первой минуты знакомства штабс-капитан предложил в разговоре избегать формальностей, называя друг друга по имени. Печорин придерживался другого мнения на этот счет.
    Он не позволял вольностей в обращении к своему наставнику и был с ним предельно вежлив и тактичен. Максим Максимыч увидел в Печорине человека неординарного и сумасбродного. Даже не поддающиеся объяснению и логике поступки Печорина добрый старик оправдывал, ссылаясь на молодость и беспечность нового постояльца.

    Была ли дружба

    Максим Максимыч всей душой полюбил Григория. Даже смерть Бэлы, где Печорин показал себя черствым и бездушным человеком, не способна повлиять на его отношение к нему. В душе он понимал, что Печорин виновен в смерти девушки, но в очередной раз находил ему оправдание. Григорий как-то раз признался в своих недостатках, высказав их вслух. «Во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное». Старый вояка не оценил исповеди. За годы службы сердце очерствело. Все что он умел и хорошо знал, как выполнять воинские обязанности.

  6. 6
    Текст добавил: Cмит в Трусах

    Центральная проблема произведения М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» – проблема личности, ее взаимоотношений с обществом, влияние исторической ситуации на ее развитие и противостояние социальным условиям.
    Все художественные средства и образы подчинены единственной цели – раскрытию черт характера Печорина, главного героя романа, как представителя определенного исторического момента. Писатель показывает внутренний мир персонажей, который довольно часто бывает противоречивым.
    Раздвоенность Печорина наиболее полно раскрывается при сопоставлении его с Максимом Макимычем.

    Особенности характера Максима Максимовича

    Эти персонажи – абсолютно разные люди, их различия обусловлены не только разницей в возрасте, но и психологическими особенностями.
    Максим Максимыч – обычный военный, офицер российской армии. Длительное участие в Кавказской войне изменили его душевный уклад, восприятие действительности. Он пережил очень многое, обладает богатым опытом , длинной и сложной судьбой. Армейская служба приучила его к соблюдению дисциплины.
    Самое важное для штабс-капитана – долг службы. Он добрый и отзывчивый человек, искренне любил Бэлу как собственную дочь, благоволил Печорину и смотрел сквозь пальцы на странности младшего друга.
    Максим Максимыч не ждет никакой благодарности за сделанное кому-то добро. Ему несвойственно критическое отношение к условностям, поэтому он не способен понять людей, которые не могут найти себе места в жизни, скучают и мечутся в поисках приключений.
    Он преданный друг и верит в дружбу, поэтому ждет Печорина, узнав о его приезде в город, поэтому прибегает к нему незадолго до отъезда, несмотря на пережитые огорчения.

    Личностные черты Печорина и его взаимоотношения с Максимом Максимовичем

    Печорин производит впечатление глубокого старца, давно уставшего от жизни, но почему? Он умный и волевой человек, не лишенный живых, настоящих эмоций (например, мы видим это после смерти Бэлы).
    Он до последнего момента надеялся, что сможет избежать дуэли и предлагал Грушницкому примириться, но его знакомый сам отказался от пути к спасению. Подлинно и его чувство к Вере, только эта женщина по-настоящему смогла понять и принять его таким, какой он есть. Но Печорин очень поздно осознает, что Вера – самый дорогой и важный человек для него, что она дороже чести и счастья.
    В чем же причина превращения главного героя в «нравственного калеку»? Его личность была искалечена социальными условиями, где он вырос и получил воспитание.
    Печорин забыл о штабс-капитане (Максиме Максимовиче). Жестокость такого поступка обусловлена одиночеством и обреченностью самого главного героя.
    Печорин считает свои молодые годы «бесцветными», его лучшие качества были похоронены в «глубине сердца» из-за боязни общественного порицания. Григорий Александрович полностью разочарован во всем, что его окружает.
    Он не может найти истинную дружбу и любовь, не верит в искренние и близкие отношения в современном ему обществе. При этом Печорин намного сложнее устроен, чем штабс-капитан, его восприятие мира более глубокое.

    Сравнение гереов и общие выводы

    Образы Печорина и Максима Максимыча противопоставлены друг другу. Штабс-капитан пытается наладить отношения с людьми, тянется к ним, второй персонаж безразличен к окружающим, ему нет до них никакого дела. Главный герой замкнулся, закрылся от мира.
    Максим Максимыч посвящает жизнь другим, Печорин живет лишь для самого себя. Михаил Лермонтов использует прием противопоставления, чтобы более полно раскрыть характер Печорина, глубину, многогранность его внутреннего мира.

  7. Максим Максимыч и Печорин (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
    1.Судьбы двух героев. 2.Искренность и фальшь дружеских отношений. 3.Печорин — жертва времени и обстоятельств. 4.Максим Максимыч как антипод «лишнего человека».
    Чувства М. Ю. Лермонтова к России наполнены грустью, болью и страданием. Будучи совсем юным, в пятнадцатилетнем возрасте он написал: «К чему глубокие познанья, жажда славы, талант и пылкая любовь свободы, когда мы их употребить не можем?» Действительно, многие по-настоящему одаренные люди по различным причинам оказываются невостребованными, не находят своего места в жизни, их способности, таланты, жажда деятельности оказываются никому не нужными.
    Среди множества «лишних» людей, оказывается один из главных персонажей романа Лермонтова «Герой нашего времени» — Печорин. Несмотря на то, что это произведение было создано автором более столетия назад, жизнь, показанная в романе, удивительным образом напоминает современную действительность.
    Портрет другого персонажа — Максима Максимыча — дается поэтом в соответствующем интерьере. Автор рассказывает о маленькой кавказской крепости, в которой проходит военную службу пожилой штабс-капитан, ожидающий пенсии. Его жизнь, как и его речь, мысли, неторопливы и спокойны. Из равновесия Максима Максимыча выводит только появление в забытых краях чужого человека — Григория Александровича Печорина. Характеризуя Печорина, Максим Максимыч испытывает волнение, вызванное прибытием нового собеседника: «…он был такой тоненький, беленький, на нем мундир был такой новенький…». Автор, являясь одновременно и участником описываемых сцен, добросовестно записывает подробный рассказ штабс-капитана. В его словах звучит тихая, добрая нежность, пожалуй, даже отцовские, родственные чувства. Описание первой встречи героев романа подтверждает это. Максим Максимыч говорит Печорину: «Вам будет немножко скучно… ну, да мы с вами будем жить по-приятельски…» — предлагает ему общаться без излишних церемоний, называя друг друга по имени. Печорин же, молодой офицер, напротив, придерживается формального стиля, называя своего собеседника не иначе, как господином штабс-капитаном.
    Доброе, искреннее отношение Максима Максимыча к Печорину не исчезает даже после гибели Бэлы — проступки молодого офицера штабс-капитан объясняет обычным юношеским сумасбродством. По мере развития описываемых автором событий внешний глянец, своеобразная «маска» Печорина постепенно слетает. Григорий Александрович признается в своих недостатках вслух: «Во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное». Но Максим Максимыч, сам того не понимая, уже успел очерстветь душой: многолетняя служба в далекой, забытой Богом и людьми крепости привела к тому, что штабс-капитан умеет лишь добросовестно исполнять возложенные на него обязанности, и искреннее его отношение к Печорину — всего лишь особенность эмоционального склада.
    Между двумя встречами главных героев романа проходит пять лет. Максим Максимыч немного постарел, но не изменился ни внешне, ни душой. Он искренне радуется возвращению Печорина, даже (впервые за много лет) отваживается принести служебные дела в жертву общению с молодым офицером. Но, даже видя такой теплый прием, Печорин отделывается холодной, светской фразой: «Как я рад, дорогой Максим Максимыч! Ну, как вы поживаете?» — в которой звучит лишь пустая вежливость. Ошеломленного штабс-капитана невозможно узнать — пытаясь скрыть слезы, он тоже переходит на официальный тон.
    Старик не в состоянии понять, что они с Печориным находятся на разных ступенях, по сути, даже на разных полюсах: консервативный, добросовестно несущий службу Максим Максимыч и энергичный, очень эмоциональный, умный Печорин. Но при всех преимуществах молодости и интеллекта Григория Александровича нельзя назвать счастливым. Его силы не находят должного применения, вынуждая его бесцельно скитаться по белому свету.
    Сам автор относится к Печорину неоднозначно. Описывая одного из типичных представителей молодого дворянства, он демонстрирует читателю, что герой стал жертвой тяжелого времени, наступившего после неудачного восстания декабристов. При этом Лермонтов не оправдывает Печорина: Григорий Александрович, вспоминая о своих прожитых годах перед поединком с Грушницким, сам признается в том, что «утратил навеки пыл благородных стремлений — лучший цвет жизни». Такой вывод доступен не каждому.
    С одной стороны, отношение Печорина к любящим, симпатизирующим ему людям (княжне Мери, Бэле, Максиму Максимовичу) неискренне и отдает великосветской пустотой, с другой же — его острый юмор, проявляющийся в беседе об аристократическом обществе, собирающемся на водах, показывает читателю всю многогранность характера данного персонажа. Жажда жизни, стремление к идеалу, природный дар трезво и объективно оценивать собственные поступки — все это образует видимую противоречивость натуры Печорина. Он сам описывает себя следующим образом: «Во мне два человека: один живет, в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его…».
    Несмотря на то что Печорин не представляет жизни без борьбы, каких-то активных действий, на самом деле он не готов сражаться с устоявшимися традициями, закоснелой действительностью. В итоге «высокие порывы» героя сводятся к мелочному, обывательскому «устранению» отдельных людей.
    Кто же виноват в том, что Печорин вырос таким — ведь от природы ему были пожалованы и высокий интеллект, и добрая, широкая душа, и многочисленные творческие задатки. Ответ очевиден — виновато прежде всего общество, социум, в котором проходит жизнь героя. Сам он быстро понимает, что в окружающем его мире нет ни бескорыстной, чистой любви, ни настоящей преданной дружбы. Именно поэтому он отвергает доброту и участие Максима Максимыча, возможно, в глубине души считая его искреннее расположение фальшивым и нарочитым. И насколько же теплым и душевным выглядит на его фоне образ Максима Максимыча, доброжелательного и порядочного человека, сумевшего, невзирая на обстоятельства, найти собственную нишу и занять ее.

  8. ПЕЧОРИН И МАКСИМ МАКСИМЫЧ
    Центральной проблемой в романе М. Ю. Лер­монтова «Герой нашего времени» является про­блема личности, ее отношения к обществу и миру, ее обусловленности социально-историческими обстоятельствами и одновременно противостоя­ния этим обстоятельствам. Все средства, все об­разы и сюжеты произведения служат одной цели — изображению и раскрытию характера и судь­бы главного героя — Печорина, как героя особой исторической эпохи. В «Герое нашего времени», как и в других произведениях поэта, почти нет однозначных образов, нет деления на положи­тельных и отрицательных персонажей. Автор раскрывает весь внутренний мир действующих лиц, а этот мир часто бывает сложен и противо­речив.
    Наиболее ярко противоречивость и раздвоенность главного героя романа проявляются в со­поставлении его с Максимом Максимычем. Имен­но от этого простого армейского офицера, скром­ного и доброго человека, способного неплохо раз­бираться в людях и предугадывать события, мы впервые узнаем о Печорине — человеке лет двад­цати пяти: «он был такой тоненький, беленький, на нем мундир был такой новенький». Максим Максимыч — добрый и отзывчивый, честный и бескорыстный человек. Он относится ко всем ок­ружающим с симпатией и отеческой любовью, именно поэтому готов простить и «странности» Печорина, которого он не может до конца понять. Максим Максимыч сам признается, что не пони­мает всех тонкостей в объяснениях Печорина, что ответы молодого человека часто ставят в тупик. Странности замечает он и в поведении Печорина, который мог непогожий день выдержать на охо­те, а простудиться от ветра из форточки; от стука ставня у себя в комнате вздрогнет и побледнеет, а один ходил на кабана; то молчит часами, то сме­шит так, что «животики надорвешь». Максим Максимыч уверен, что есть люди, у которых на роду написано, что с ними должны случаться не­обыкновенные вещи. Именно таков, по его мне­нию, Печорин. Трагическую судьбу героя, все происходящее с ним он приписывает предопре­делению свыше. Единственное, чего никак не может понять старый офицер, так это то, почему многие люди недовольны жизнью, скучают и ме­чутся. Сам Максим Максимыч не знает беспокой­ного стремления к истине, он не искушен в про­тиворечиях жизни, не имеет больших жизнен­ных притязаний. Потому и душевные метания людей, подобных Печорину, объясняет лишь их «странностями».
    Максим Максимыч во многом осуждает Печо­рина. Из его рассказа мы узнаем, что герой Лер­монтова — это индивидуалист, не считающийся с тем, как его поведение отразится на людях, ко­торые встречаются на его пути. Это человек, иг­рающий на слабостях и недостатках людей: Аза­мата, падкого на деньги, он заставляет украсть лучшего козла из отцовского стада; его страстное желание завладеть конем Казбича использовал для того, чтобы похитить красавицу Бэлу. Ста­рик пытается усовестить молодого человека, ука­зать ему на то, что он сделал несчастной ни в чем не повинную девушку. Но Печорин не привык отступать от своих желаний. Объяснения героя совершенно обезоруживают Максима Максимы­ча. Но даже в этом случае он готов в какой-то сте­пени оправдать молодого человека. «Видно в дет­стве был маменькой избалован», — замечает он.
    Сам Печорин в душе сознает, что приносит окружающим только несчастья. Он раскаивает­ся в том, что стал причиной гибели Бэлы; проявив холодность при встрече с Максимом Максимычем после долгой разлуки, он, словно извиняясь, об­нял старика. Однако противоречия в его харак­тере и в его сердце неискоренимы. Он и сам при­знается, что у него душа испорчена светом, что у него ненасытное сердце — «ему все мало». Он видит для себя единственный выход: путешество­вать в Америку, Аравию, Индию — «авось где-нибудь умру на дороге».
    В романе М. Ю. Лермонтовым Максиму Максимычу отведена важная роль — он первым пред­ставляет нам главного героя и рассказывает о его поступках, характере, рассуждениях. Но на этом его роль вовсе не ограничивается. Он показан ав­тором как полная противоположность Печорина. Положительные качества старого офицера при­званы подчеркнуть испорченность и противоре­чивость главного героя. Если штабс-капитан всю свою жизнь посвящает заботе о других, то моло­дой человек живет только для себя. Если Максим Максимыч инстинктивно тянется к общению, к людям, то Печорин замкнут в себе, безразличен к судьбе окружающих. Добрый старик, облада­ющий открытой душой, глубоко привязанный к своим друзьям и окружающим его людям, ждет того же и от остальных. Но герой Лермонтова не оправдывает его ожиданий. После долгой разлу­ки штабс-капитан волнуется, терпеливо поджи­дая у ворот человека, который принес ему когда- то немало тревог и огорчений. «Он едва мог ды­шать, пот градом катился с лица его, мокрые клочки седых волос, вырвавшись из-под шапки, приклеились ко лбу его; колена его дрожали…» А Печорин даже не вспоминает о старике. Он бы спокойно мог уехать из города, если бы Максим Максимыч вовремя не прибежал на вокзал. Ста­рый офицер предстает здесь человеком, который через многие годы разлуки пронес привязанность к своему случайному товарищу. Он способен на многое ради дружбы. Он не помнит зла, oн ожи­дает от окружающих добра и участия. Он совер­шенно бескорыстен и готов забыть обиду. Он не требует благодарности и признания своих заслуг. Бэла не вспомнила перед смертью о Максиме Максимыче, а он лишь смиренно произносит: «Ну, да бог ее простит!.. И вправду молвить: что ж я такое, чтоб обо мне вспоминать перед смер­тью?..» Ни обиды, ни служебные заботы, ни по­стоянные опасности военной жизни не смогли ожесточить «золотое сердце» старика. Такие люди освещают жизнь мягким, добрым сердеч­ным светом, помогают понять, что хорошо и что плохо, помогают осознать и исправить свои ошиб­ки. Все отдавая друзьям, забывая о самих себе, они остро воспринимают холодность и равноду­шие. Потому старый офицер очень переживает после того, как Печорин фактически оттолкнул его.
    Да, герой поступает плохо со старым товари­щем. Но его равнодушие по отношению к стари­ку — это внешнее проявление характера, под ко­торым кроется горькое одиночество. Осуждая и одновременно прощая и жалея молодого челове­ка, Максим Максимыч внушает и нам некоторое сочувствие к судьбе героя. Этот старый человек олицетворяет в романе народ и время. Он высту­пает в некотором роде неподкупным, праведным судьей, который судит Печорина, проверяет ис­тинность его натуры, подтверждает действитель­ность его трагедии. И он полностью оправдывает героя. Оправдывает самой своей жизнью, своим бесцельным существованием в какой-то степени повторяя судьбу Печорина.
    Создав в романе образы двух таких разных людей, показав историю их жизни, их судьбы, оказавшиеся глубоко трагичными, М. Ю. Лер­монтов написал историю своего времени. Образ
    Максима Максимыча — это собирательный образ русского человека, отражающий все положитель­ные, добрые, возвышенные черты русского наро­да. Отразив в произведении трагическую судьбу главного героя, он отразил трагедию всего наро­да, всей страны в непростое, трагическое время, ознаменовавшееся отчаянными поисками людь­ми своего места в жизни, своей роли в обществе, смысла существования. Время и общество дела­ло эти поиски бесплодными, обрекая человека на одиночество или гибель.

  9. Страница: [ 1 ] 2
    Время… Это оно встало непреодолимой стеной между двадцатыми и тридцатыми годами прошлого века. Время отбросило назад шумные споры о будущем России, мечты, радость ожидания грядущих перемен. Все осталось там, за тридцатым июля 1826 года – страшным днем казни декабристов. Не услышишь больше слова “свобода”; “средь бурь пустых томится юность” Лермонтова и его сверстников. В пятнадцать лет Лермонтов, впереди у которого была целая жизнь, писал:
    К чему глубокие познанъя, жажда славы, талант и пылкая любовь свободы, когда мы их употребить не можем?
    “Немытая Россия, страна рабов, страна господ”, – страдание и боль Лермонтова. В этой России оказался “лишним” человеком и Печорин – герой романа “Герой нашего времени”.
    Когда открываешь этот роман, забываешь, что книга написана более ста лет назад. С первых же страниц погружаешься в мир, где живут такие разные люди – Максим Максимыч, у которого, по словам Белинского, “чудесная душа, золотое сердце”, и Печорин.
    Две главы – две встречи. Только потом мы узнаем о прошлом героя, о том, как судьба забросила его в дикие края, только потом полностью перед нами раскроется душа Печорина. А пока…
    В небольшой крепости на Кавказе тихо и мирно служит старый штабс-капитан Максим Максимыч. И целое событие в его жизни – приезд нового человека. “Его звали… Григорием Александровичем Печориным”, – немного медленно, растянуто, словно само имя доставляло ему наслаждение, говорит попутчику Максим Максимыч о прибывшем офицере. Только воспоминание о нем заставляет разговориться штабс-капитана. “Он был такой тоненький, беленький, на нем мундир был такой новенький”, – так рассказывает Максим Максимыч о своей первой встрече автору, который обстоятельно, слово в слово, записывает повествование капитана. В этих словах – вся душа, вся доброта старого человека, готового подарить Печорину всю свою нерастраченную нежность.
    Рассказывая незнакомому человеку о Григории Александровиче, Максим Максимыч волнуется, словно заново переживает лучшие свои минуты. Можно представить, как раскрылся он навстречу этому “тоненькому” офицеру. “Вам будет немножко скучно… ну, да мы с вами будем жить по-приятельски. Да, пожалуйста, зовите меня просто Максим Максимыч…», – сразу же, без всяких церемоний, предлагает он Печорину. А Печорин? Только официальность звучит в его ответе на все расспросы: “Так точно, господин штабс-капитан”. Да и сам Максим Максимыч замечает неординарность Печорина, его непохожесть на других и относит его к разряду людей, у которых “на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи”.
    Впрочем, для себя Максим Максимыч объяснил все просто: чудачества Печорина происходят из-за того, что он богат. Простой, добродушный Максим Максимыч полюбил нового офицера. И хотя жалко ему погибшую Бэлу, хотя в душе обвиняет в ее смерти Печорина, все равно для него сумасбродный молодой человек – “бедняжка”. “Печорин был долго нездоров, исхудал, бедняжка», – говорит он попутчику. Только одной этой фразой Лермонтов передает и все горе, пережитое Печориным, и неостывшую любовь к нему Максима Максимыча.
    И только один раз сам Печорин приподнимает завесу со своей души. “Во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное”, – признается он Максиму Максимычу. Больно и страшно за человека, которому “горька остылой жизни чаша и уж ничто души не веселит”. “Я один, никто меня не понимает”, – пишет Лермонтов в одном из стихотворений. Так мог бы сказать и Печорин. Не понял его исповеди Максим Максимыч. Да и как понять старому службисту, проведшему всю жизнь в этой затерянной крепости, знающему только свои обязанности и исправно их исполняющему, человека, который “просит бури”? Нет, любовь Бэлы, вся история с Казбичем и Азаматом не “буря”. Все это прошло. И снова скука, скука, скука…
    Минуло пять лет. Вторую встречу мы видим уже глазами самого автора. Что изменилось? Максим Максимыч все тот же. Но ради встречи с Печориным бросает “в первый раз от роду… дела службы”, позабыв о своих годах, бежит к нему. И вдруг… “Как я рад, дорогой Максим Максимыч! Ну, как вы поживаете?” – слышит он. Вежливая фраза. И только. Это сразу сердцем почувствовал Максим Максимыч, а ведь “он хотел на шею кинуться Печорину”. Слезы душат его, дружеское “ты” приходится заменить на “вы”. А как обидно! Тяжелый удар от судьбы получил Максим Максимыч, нечем “заменить в его лета” “надежды и мечты”. “Забыть!… Я-то не забыл ничего…”, – укором Печорину звучат его слова. Но стоит ли укорять? Были ли они приятелями? Максим Максимыч принял желаемое за действительное. Не может быть ему другом Печорин, на разных полюсах стоят эти люди.
    Пожалуй, по-настоящему несчастлив именно Печорин. Полный сил, ума, энергии, мечется он по свету. Куда деть ему “силы необъятные”? Что ждет его? Тоска, смерть. “Бедный старик”… Но гораздо “беднее” его сам Печорин.
    Таких людей, как Печорин, в дворянском обществе николаевской России встречалось немного. И тем не менее в этом своеобразном, исключительно одаренном человеке Лермонтов показал типичного дворянского героя трагического периода русской общественной жизни, который наступил после подавления восстания декабристов. Печорин – жертва самого тяжелого времени. Но оправдывает ли Лермонтов его поступки, его настроения? В бессонную ночь накануне дуэли с Грушницким герой романа как бы подводит итог прожитой жизни. И приходит к выводу, что он “утратил навеки пыл благородных стремлений – лучший цвет жизни”.
    Горестные и трудные признания. То, что мы узнаем о Печорине из его дневника, из рассказов других действующих лиц, вызывает к нему двойственное чувство. Мы не можем не осуждать Печорина за его отношение к Бэле, к княжне Мери, к Вере, к доброму Максиму Максимычу. Но мы не можем ему не симпатизировать, когда он едко высмеивает аристократическое “водяное общество”, разоблачает козни Грушницкого и его приятелей. Мы не можем не замечать, что Печорин на голову выше окружающих его людей, что он очень умен, образован, талантлив. Но в то же время нас отталкивает равнодушие Печорина к людям, его неспособность к настоящей любви, настоящей дружбе. Печорин привлекает нас жаждой жизни, стремлением к лучшему, умением критически оценивать свои поступки. И глубоко несимпатичен герой своей “жалкостью действий”, пустой растратой сил. Эту противоречивость характера замечает в себе сам Печорин: “Во мне два человека: один живет, в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его…”.
    Волевая натура влечет его к деятельности, к борьбе. Но Печорин нравственно не готов еще к тому, чтобы восстать против действительности, против сложившихся устоев светского общества. Лермонтов показывает, что его герой ведет ожесточенную борьбу с отдельными лицами, встречающимися на его пути. Эта борьба по существу своему мелочна, бесцельна и бесперспективна. Когда Печорин “со строгостью судьи и гражданина” оценивает свои поступки, лишенные глубокого смысла, то сам приходит к печальному выводу: “В этой напрасной борьбе я истощил и жар души, и постоянство воли, необходимое для действительной жизни”.
    Но Печорин не родился “нравственным калекой”. Природа дала ему и глубокий, острый ум, и доброе, отзывчивое сердце. Он способен к благородным порывам и гуманным поступкам. Кто же виноват в том, что прекрасные задатки Печорина погибли? А виновато общество, виноваты социальные условия, в которых воспитывался и жил герой.
    Печорин сам не раз говорил о том, что в обществе, в котором он живет, нет ни бескорыстной любви, ни истинной дружбы, ни справедливых, гуманных отношений между людьми. Потому и оказался Печорин чужим Максиму Максимычу.
    Закрыт роман, но в памяти запечатлелось то время, когда жили Печорин и Максим Максимыч.
    Страница: [ 1 ] 2

  10. 10
    Текст добавил: *_*УжАсНо КрУтАя*_*

    Время… Это оно встало непреодолимой стеной между двадцатыми и тридцатыми годами прошлого века. Время отбросило назад шумные споры о будущем России, мечты, радость ожидания грядущих перемен. Все осталось там, за тридцатым июля 1826 года – страшным днем казни декабристов. Не услышишь больше слова “свобода”; “средь бурь пустых томится юность” Лермонтова и его сверстников. В пятнадцать лет Лермонтов, впереди у которого была целая жизнь, писал:
    К чему глубокие познанъя, жажда славы, талант и пылкая любовь свободы, когда мы их употребить не можем?
    “Немытая Россия, страна рабов, страна господ”, – страдание и боль Лермонтова. В этой России оказался “лишним” человеком и Печорин – герой романа “Герой нашего времени”.
    Когда открываешь этот роман, забываешь, что книга написана более ста лет назад. С первых же страниц погружаешься в мир, где живут такие разные люди – Максим Максимыч, у которого, по словам Белинского, “чудесная душа, золотое сердце”, и Печорин.
    Две главы – две встречи. Только потом мы узнаем о прошлом героя, о том, как судьба забросила его в дикие края, только потом полностью перед нами раскроется душа Печорина. А пока…
    В небольшой крепости на Кавказе тихо и мирно служит старый штабс-капитан Максим Максимыч. И целое событие в его жизни – приезд нового человека. “Его звали… Григорием Александровичем Печориным”, – немного медленно, растянуто, словно само имя доставляло ему наслаждение, говорит попутчику Максим Максимыч о прибывшем офицере. Только воспоминание о нем заставляет разговориться штабс-капитана. “Он был такой тоненький, беленький, на нем мундир был такой новенький”, – так рассказывает Максим Максимыч о своей первой встрече автору, который обстоятельно, слово в слово, записывает повествование капитана. В этих словах – вся душа, вся доброта старого человека, готового подарить Печорину всю свою нерастраченную нежность.
    Рассказывая незнакомому человеку о Григории Александровиче, Максим Максимыч волнуется, словно заново переживает лучшие свои минуты. Можно представить, как раскрылся он навстречу этому “тоненькому” офицеру. “Вам будет немножко скучно… ну, да мы с вами будем жить по-приятельски. Да, пожалуйста, зовите меня просто Максим Максимыч…», – сразу же, без всяких церемоний, предлагает он Печорину. А Печорин? Только официальность звучит в его ответе на все расспросы: “Так точно, господин штабс-капитан”. Да и сам Максим Максимыч замечает неординарность Печорина, его непохожесть на других и относит его к разряду людей, у которых “на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи”.
    Впрочем, для себя Максим Максимыч объяснил все просто: чудачества Печорина происходят из-за того, что он богат. Простой, добродушный Максим Максимыч полюбил нового офицера. И хотя жалко ему погибшую Бэлу, хотя в душе обвиняет в ее смерти Печорина, все равно для него сумасбродный молодой человек – “бедняжка”. “Печорин был долго нездоров, исхудал, бедняжка», – говорит он попутчику. Только одной этой фразой Лермонтов передает и все горе, пережитое Печориным, и неостывшую любовь к нему Максима Максимыча.
    И только один раз сам Печорин приподнимает завесу со своей души. “Во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное”, – признается он Максиму Максимычу. Больно и страшно за человека, которому “горька остылой жизни чаша и уж ничто души не веселит”. “Я один, никто меня не понимает”, – пишет Лермонтов в одном из стихотворений. Так мог бы сказать и Печорин. Не понял его исповеди Максим Максимыч. Да и как понять старому службисту, проведшему всю жизнь в этой затерянной крепости, знающему только свои обязанности и исправно их исполняющему, человека, который “просит бури”? Нет, любовь Бэлы, вся история с Казбичем и Азаматом не “буря”. Все это прошло. И снова скука, скука, скука…
    Минуло пять лет. Вторую встречу мы видим уже глазами самого автора. Что изменилось? Максим Максимыч все тот же. Но ради встречи с Печориным бросает “в первый раз от роду… дела службы”, позабыв о своих годах, бежит к нему. И вдруг… “Как я рад, дорогой Максим Максимыч! Ну, как вы поживаете?” – слышит он. Вежливая фраза. И только. Это сразу сердцем почувствовал Максим Максимыч, а ведь “он хотел на шею кинуться Печорину”. Слезы душат его, дружеское “ты” приходится заменить на “вы”. А как обидно! Тяжелый удар от судьбы получил Максим Максимыч, нечем “заменить в его лета” “надежды и мечты”. “Забыть!… Я-то не забыл ничего…”, – укором Печорину звучат его слова. Но стоит ли укорять? Были ли они приятелями? Максим Максимыч принял желаемое за действительное. Не может быть ему другом Печорин, на разных полюсах стоят эти люди.
    Пожалуй, по-настоящему несчастлив именно Печорин. Полный сил, ума, энергии, мечется он по свету. Куда деть ему “силы необъятные”? Что ждет его? Тоска, смерть. “Бедный старик”… Но гораздо “беднее” его сам Печорин.
    Таких людей, как Печорин, в дворянском обществе николаевской России встречалось немного. И тем не менее в этом своеобразном, исключительно одаренном человеке Лермонтов показал типичного дворянского героя трагического периода русской общественной жизни, который наступил после подавления восстания декабристов. Печорин – жертва самого тяжелого времени. Но оправдывает ли Лермонтов его поступки, его настроения? В бессонную ночь накануне дуэли с Грушницким герой романа как бы подводит итог прожитой жизни. И приходит к выводу, что он “утратил навеки пыл благородных стремлений – лучший цвет жизни”.
    Горестные и трудные признания. То, что мы узнаем о Печорине из его дневника, из рассказов других действующих лиц, вызывает к нему двойственное чувство. Мы не можем не осуждать Печорина за его отношение к Бэле, к княжне Мери, к Вере, к доброму Максиму Максимычу. Но мы не можем ему не симпатизировать, когда он едко высмеивает аристократическое “водяное общество”, разоблачает козни Грушницкого и его приятелей. Мы не можем не замечать, что Печорин на голову выше окружающих его людей, что он очень умен, образован, талантлив. Но в то же время нас отталкивает равнодушие Печорина к людям, его неспособность к настоящей любви, настоящей дружбе. Печорин привлекает нас жаждой жизни, стремлением к лучшему, умением критически оценивать свои поступки. И глубоко несимпатичен герой своей “жалкостью действий”, пустой растратой сил. Эту противоречивость характера замечает в себе сам Печорин: “Во мне два человека: один живет, в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его…”.
    Волевая натура влечет его к деятельности, к борьбе. Но Печорин нравственно не готов еще к тому, чтобы восстать против действительности, против сложившихся устоев светского общества. Лермонтов показывает, что его герой ведет ожесточенную борьбу с отдельными лицами, встречающимися на его пути. Эта борьба по существу своему мелочна, бесцельна и бесперспективна. Когда Печорин “со строгостью судьи и гражданина” оценивает свои поступки, лишенные глубокого смысла, то сам приходит к печальному выводу: “В этой напрасной борьбе я истощил и жар души, и постоянство воли, необходимое для действительной жизни”.
    Но Печорин не родился “нравственным калекой”. Природа дала ему и глубокий, острый ум, и доброе, отзывчивое сердце. Он способен к благородным порывам и гуманным поступкам. Кто же виноват в том, что прекрасные задатки Печорина погибли? А виновато общество, виноваты социальные условия, в которых воспитывался и жил герой.
    Печорин сам не раз говорил о том, что в обществе, в котором он живет, нет ни бескорыстной любви, ни истинной дружбы, ни справедливых, гуманных отношений между людьми. Потому и оказался Печорин чужим Максиму Максимычу.
    Закрыт роман, но в памяти запечатлелось то время, когда жили Печорин и Максим Максимыч. Сколько людей, умных и талантливых, погибло только от того, что они не хотели довольствоваться пустой жизнью!.. Но такой была Россия. Жить активно, с пользой, жить полной, прекрасной жизнью, чувствовать себя не “лишним” – этого хотел Печорин. Этого хотел Лермонтов, а проблемы, которые он поднимал в своем произведении, вечные проблемы дружбы, любви, преданности и взаимопонимания до сих пор волнуют нас.

  11. Максим Максимыч -штабс-капитан. В романе он выполняет функцию рассказчика (“Бэла”) и самостоятельного персонажа (“Максим Максимыч”, “Фаталист”). Это очень добрый человек с золотым сердцем и доброй душой. Он ценит душевный покой, старается избегать всевозможных неприятностей. М.М. верит в дружбу, поэтому его так больно задевает холодная встреча с Печориным, которого он искренне считал своим приятелем. Этот герой дан как бы в противовес Печорину. Он недалек, очень прост. Ему непонятны душевные метания Печорина. Именно глазами данного персонажа мы впервые видим Печорина и узнаем о его поступках.
    Максим Максимыч – один из интереснейших героев романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”.
    Он беден, не высок статусом, да и не слишком образован. Но зато будучи всего лишь рядовым армейским офицером, многое поведал на своем веку и имеет большой жизненный опыт. Максим Максимыч очень предан служебному долгу. Гуманность и самоотверженность – вот главные черты, которые утвердились в нем как в офицере. Многие годы основным его кругом общения были солдаты и черкесы. Это и объясняет его достаточно узкий кругозор. Но это не значит, что он далек от прекрасного, наоборот, он довольно чутко воспринимает все окружающее. К тому же он очень привязчив, умеет позаботиться о другом человеке. Несмотря на его богатый внутренний мир, Максим Максимыч так и не смог создать семью, был очень одинок. И поэтому всю свою доброту он излил на Бэлу, которую полюбил, как родную дочь. Он всегда пытался поддержать, утешить ее в трудные минуты. Даже будучи очень преданным Печорину, он не смог простить ему гибель девушки.
    В образе Максима Максимыча Лермонтов выразил человека простого, близкого народу, очень преданного службе, обязанностям.

  12. Если Печорин типичен для своего общества и времени лишь как «типичное исключение», то Максим Максимыч типичен как наиболее обобщенное выражение всего обыденного, массового (и в то же время лучшего), что было в его социальном кругу. Он — представитель рядовой массы армейского кавказского офицерства, которое на своих плечах вынесло всю тяжесть кавказских войн и окраинной военной службы. Чрезвычайно важно то обстоятельство, что взгляды Максима Максимыча, как и всей представляемой им рядовой офицерской массы, целиком вытекают из его жизни — из социального характера и непосредственной практики его военной «профессии». В этом смысле мировоззрение Максима Максимыча совершенно органично: ни внутри его, ни между ним и жизнью нет ни малейшей тенденции, нет никакой дисгармонии. Отсюда следует такая особенность образа мыслей Максима Максимыча, как наивность, бесхитростность его отношения к миру, восприятие вещей такими, каковы они есть. Ничто так не чуждо уважаемому штабс-капитану, как критицизм мысли, анализирующей явления, подвергающей их оценке наново и принимающей или отвергающей в зависимости от соответствия определенным критериям.
    Взгляды Максима Максимыча состоят из ограниченного запаса социальных догм и предрассудков, диктуемых его положением офицера, с присоединением суммы мелких эмпирических истин, полученных непосредственно из опыта повседневной жизни. Но круг его практически узок, развитие, даваемое образом жизни, ограничено. И Максим Макси- мыч следует за течением жизни, не ломая себе головы над всякими «зачем» и «почему», никуда не порываясь, повинуясь очередным ближайшим требованиям обыденной практики. Его отношение к жизни иначе нельзя назвать, как эмпирическим и бессознательным, стихийным.
    Но это значит, что он руководствуется в жизни преимущественно узкопрактическим сознанием, то есть так называемым здравым смыслом. Ему недоступна всякая сложность рассуждения, всевозможные фиоритуры (зд. тонкость) мысли, полет воображения, — он немедленно сводит все это к простым, примитивным истинам, почерпнутым из его узкого опыта. Так, сложные объяснения его собеседника, о причинах моды на разочарование остались для него закрытой книгой: «Штабс-капитан не понял этих тонкостей, покачал головою и улыбнулся лукаво: — А все, чай, французы ввели моду скучать? — Нет, англичане. — А-га, вот что?.. — отвечал он, — да ведь они всегда были отъявленные пьяницы». Тот же здравый смысл, не пускающийся в отвлеченные рассуждения о том, что есть истина, но понимающий непосредственную необходимость поступков, диктуемых общепринятыми взглядами и традициями, помогает ему применяться к обычаям горцев, понимать их освященную традицией «справедливость».
    Месть Казбича, убившего ни в чем не по инного старика, отца Бэлы, кажется ему вполне понятной и оправданной именно исходя из взглядов среды: «Конечно, по- ихнему, — сказал штабс-капитан, — он был совершенно прав». Отсутствие личного, индивидуализированного самосознания проявляется не только в складе мыслей Максима Максимыча, но и в его характере, поведении, отношении к людям. Здесь оно сказывается прежде всего глубочайшим личным «бескорыстием» в самом широком смысле слова. Это его «золотое сердце», неисчерпаемая наивная доброта, что составляет чудесную, обая- тельнейшую сторону характера старого штабс-капитана. Ни самолюбие, ни гордость, ни потребность властвования над чужими душами не руководят его поступками.
    Как он позволяет Бэле, «проказнице», подшучивать над ним, как бескорыстно радуется, что в ней он «нашел, кого баловать», как дружески журит Печорина и все-таки спускает ему с рук всяческие нарушения требований военной дисциплины, как трогательно привязывается к обоим. Эгоистическое сознание собственной личности никогда не становится между ним и другими людьми, и потому он каким-то инстинктом понимает все человеческое и принимает в нем горячее участие. Правда, в этом бессемейном и одиноком горемыке живет страстная потребность в человеческой привязанности и любви. Но эта естественная, присущая каждому живому человеку потребность не есть результат какой-либо повышенной самооценки или сознания своих прав на полноту личной жизни: она проявляется у него как потребность инстинктивная. Он не видит за собой никаких прав на привязанность, любовь и, горько переживая то, что Бэла ни разу не вспомнила перед смертью его, который баловал ее, как отец, он все же прибавляет: «Ну, да бог ее простит!. И вправду молвить что ж я такое, чтоб обо мне вспоминать перед смертью?»
    И то же глубочайшее бескорыстие, забвение себя, отсутствие эгоистических личных мотивов характеризует собою и отношение Максима Максимыча к службе. «Для него «жить» значит «служить», и служить на Кавказе», — пишет о нем Белинский. Только из-за свидания с Печориным «бедный старик, в первый раз отроду, может быть, бросил дела службы для собственной надобности». Его жизненный путь — это путь, полный лишений и терпеливого мужества, подлинно жизнь незаметного героя. Доброта и самоотверженность Максима Максимыча изображены Лермонтовым без единой ноты приторной слащавости, фальшивой умиленности и идеализации. Лермонтов вовсе не скрывает его духовной ограниченности и примитивности. Тем не менее соседство блестящей яркой личности Печорина не затмевает собою наивного обаяния «старого младенца», чей образ встает со страниц романа во всей безупречной прозрачности правды.
    И в этой поэтизации доброты Максима Максимыча проявляется нечто новое в творчестве Лермонтова: он видит прекрасное уже не только в сильных, исключительных, необыкновенных личностях, но открывает его и в людях, в которых личный принцип уступает место забвению личного ради других людей и ради сверхличных требований. Он открывает красоту — неяркую, не бросающуюся в глаза, незаметную красоту обыденного — в подчинении личного принципа гуманистическому служению людям.

  13. Если Печорин типичен для своего общества и времени лишь как «типичное исключение», то Максим Максимыч типичен как наиболее обобщенное выражение всего обыденного, массового (и в то же время лучшего), что было в его социальном кругу. Он — представитель рядовой массы армейского кавказского офицерства, которое на своих плечах вынесло всю тяжесть кавказских войн и окраинной военной службы. Чрезвычайно важно то обстоятельство, что взгляды Максима Максимыча, как и всей представляемой им рядовой офицерской массы, целиком вытекают из его жизни — из социального характера и непосредственной практики его военной «профессии». В этом смысле мировоззрение Максима Максимыча совершенно органично: ни внутри его, ни между ним и жизнью нет ни малейшей тенденции, нет никакой дисгармонии. Отсюда следует такая особенность образа мыслей Максима Максимыча, как наивность, бесхитростность его отношения к миру, восприятие вещей такими, каковы они есть. Ничто так не чуждо уважаемому штабс-капитану, как критицизм мысли, анализирующей явления, подвергающей их оценке наново и принимающей или отвергающей в зависимости от соответствия определенным критериям.
    Взгляды Максима Максимыча состоят из ограниченного запаса социальных догм и предрассудков, диктуемых его положением офицера, с присоединением суммы мелких эмпирических истин, полученных непосредственно из опыта повседневной жизни. Но круг его практически узок, развитие, даваемое образом жизни, ограничено. И Максим Макси- мыч следует за течением жизни, не ломая себе головы над всякими «зачем» и «почему», никуда не порываясь, повинуясь очередным ближайшим требованиям обыденной практики. Его отношение к жизни иначе нельзя назвать, как эмпирическим и бессознательным, стихийным.
    Но это значит, что он руководствуется в жизни преимущественно узкопрактическим сознанием, то есть так называемым здравым смыслом. Ему недоступна всякая сложность рассуждения, всевозможные фиоритуры (зд. тонкость) мысли, полет воображения, — он немедленно сводит все это к простым, примитивным истинам, почерпнутым из его узкого опыта. Так, сложные объяснения его собеседника, о причинах моды на разочарование остались для него закрытой книгой: «Штабс-капитан не понял этих тонкостей, покачал головою и улыбнулся лукаво: — А все, чай, французы ввели моду скучать? — Нет, англичане. — А-га, вот что?.. — отвечал он, — да ведь они всегда были отъявленные пьяницы». Тот же здравый смысл, не пускающийся в отвлеченные рассуждения о том, что есть истина, но понимающий непосредственную необходимость поступков, диктуемых общепринятыми взглядами и традициями, помогает ему применяться к обычаям горцев, понимать их освященную традицией «справедливость».
    Месть Казбича, убившего ни в чем не по инного старика, отца Бэлы, кажется ему вполне понятной и оправданной именно исходя из взглядов среды: «Конечно, по- ихнему, — сказал штабс-капитан, — он был совершенно прав». Отсутствие личного, индивидуализированного самосознания проявляется не только в складе мыслей Максима Максимыча, но и в его характере, поведении, отношении к людям. Здесь оно сказывается прежде всего глубочайшим личным «бескорыстием» в самом широком смысле слова. Это его «золотое сердце», неисчерпаемая наивная доброта, что составляет чудесную, обая- тельнейшую сторону характера старого штабс-капитана. Ни самолюбие, ни гордость, ни потребность властвования над чужими душами не руководят его поступками.
    Как он позволяет Бэле, «проказнице», подшучивать над ним, как бескорыстно радуется, что в ней он «нашел, кого баловать», как дружески журит Печорина и все-таки спускает ему с рук всяческие нарушения требований военной дисциплины, как трогательно привязывается к обоим. Эгоистическое сознание собственной личности никогда не становится между ним и другими людьми, и потому он каким-то инстинктом понимает все человеческое и принимает в нем горячее участие. Правда, в этом бессемейном и одиноком горемыке живет страстная потребность в человеческой привязанности и любви. Но эта естественная, присущая каждому живому человеку потребность не есть результат какой-либо повышенной самооценки или сознания своих прав на полноту личной жизни: она проявляется у него как потребность инстинктивная. Он не видит за собой никаких прав на привязанность, любовь и, горько переживая то, что Бэла ни разу не вспомнила перед смертью его, который баловал ее, как отец, он все же прибавляет: «Ну, да бог ее простит!. И вправду молвить что ж я такое, чтоб обо мне вспоминать перед смертью?»
    И то же глубочайшее бескорыстие, забвение себя, отсутствие эгоистических личных мотивов характеризует собою и отношение Максима Максимыча к службе. «Для него «жить» значит «служить», и служить на Кавказе», — пишет о нем Белинский. Только из-за свидания с Печориным «бедный старик, в первый раз отроду, может быть, бросил дела службы для собственной надобности». Его жизненный путь — это путь, полный лишений и терпеливого мужества, подлинно жизнь незаметного героя. Доброта и самоотверженность Максима Максимыча изображены Лермонтовым без единой ноты приторной слащавости, фальшивой умиленности и идеализации. Лермонтов вовсе не скрывает его духовной ограниченности и примитивности. Тем не менее соседство блестящей яркой личности Печорина не затмевает собою наивного обаяния «старого младенца», чей образ встает со страниц романа во всей безупречной прозрачности правды.
    И в этой поэтизации доброты Максима Максимыча проявляется нечто новое в творчестве Лермонтова: он видит прекрасное уже не только в сильных, исключительных, необыкновенных личностях, но открывает его и в людях, в которых личный принцип уступает место забвению личного ради других людей и ради сверхличных требований. Он открывает красоту — неяркую, не бросающуюся в глаза, незаметную красоту обыденного — в подчинении личного принципа гуманистическому служению людям.

  14. Противоречивость и раздвоенность Печорина еще отчетливее высту­пает при его сопоставлении с Максимом Максимычем.
    Максим Максимыч — рядовой офицер, воспринявший привычки и взгляды тех людей, с которыми прожил свою нелегкую жизнь. Он всех горцев считает «мошенниками», «плутами», «разбойниками» и «бестиями». Но в этих оскорбительных, на первый взгляд, определениях нет ни пре­зрения, ни ненависти к горцам.
    Сам Максим Максимыч не испытывает неприязни ни к Азамату, ни к Казбичу, ни тем более к «бедной девочке» Бэле. Он с похвалой отзывается о храбрости горцев, по-отечески любит Бэлу.
    Служба в армии приучила штабс-капитана к дисциплине, к безогово­рочному подчинению.
    Ожидая Печорина на станции, он «в первый раз от роду, может быть, бросил дела службы для собственной надобности». Он добр и отзывчив, честен и бескорыстен. Эгоистические устремления чужды натуре этого про­стого человека. Забывая о себе, он служит людям и не требует от них ни благодарности, ни признания своих заслуг.
    Неспособный критически отнестись к установившимся общественным порядкам, он не может понять, почему Печорин и многие другие недоволь­ны жизнью, скучают и мучаются.
    Максим Максимыч противопоставлен Печорину. Штабс-капитан живет для других, Печорин — только для себя. Один инстинктивно тянется к лю­дям, другой замкнут в себе, безразличен к судьбе окружающих. Не удиви­тельно, что дружба их обрывается драматически. Вспомним последнюю встречу Максим Максимыча с Печориным. «Ведь сейчас прибежит!…» — гордо заявляет штабс-капитан, узнав от лакея, что Печорин находится в городе. Лермонтов показывает как волнуется добрый старик, терпеливо поджидая у ворот. Максим Максимыч отказывается от чая, не спит ночь, забывает о служебных обязанностях. На другой день, боясь не застать Пе­чорина на станции, он бежит от коменданта что есть мочи. «Он едва мог дышать, пот градом катился с лица его, мокрые клочки седых волос, выр­вавшиеся из-под шапки, приклеились ко лбу его; колена его дрожали…» А Печорин? Не прибеги Максим Максимыч вовремя, он уехал бы, не вспомнив о добром штабс-капитане.
    Поступки героев, интонация всего повествования не оставляют сомне­ния в том, что Лермонтов сочувствует Максиму Максимычу. Но одновре­менно здесь раскрывается и трагедия Печорина: при всем сочувствии к Максиму Максимычу мы понимаем, что он и Печорин — жители разных миров. Жесткость Печорина по отношению к старику — внешнее прояв­ление его характера, а под этим внешним кроется горькая обреченность на одиночество.
    Но откуда же этот безграничный эгоизм? Откуда скука, преследующая Печорина повсюду, преждевременная душевная усталость и, как следст­вие, глубокое разочарование в жизни? Что это — временное и потому пре­ходящее состояние духа или неизлечимый нравственный недуг, от которого нет спасения? На эти и другие вопросы мы находим ответ во второй части романа («Княжна Мери», «Фаталист»), написанный в форме дневника («журнала») Печорина, в котором он «беспощадно выставлял наружу соб­ственные слабости и пороки».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *