Сочинение на тему маленькие трагедии

8 вариантов

  1. Сочинение на тему: Пушкин в моей жизни

    Я уверен, что в сердце каждого настоящего ценителя русской литературы и истинного патриота живет свой Пушкин. Скорее всего, так происходит потому, что великому русскому поэту удалось в своих произведениях выразить то, что присутствует в каждом человеке, в какую бы эпоху он ни жил. Дружба, любовь, свобода и счастье – эти понятия бессмертны. В мире все меняется, многое появляется, многое исчезает, но человек всегда будет любить, всегда будет искать дружбу, добиваться счастья и стремиться к свободе. Эти человеческие желания вечны, а значит, бессмертен и Пушкин.
    Подробнее…

    Сочинение на тему: Лишь бы не было войны

    Война – это, наверное, самое страшное, что может произойти со страной. Из-за войны рушатся семьи, гибнут люди, в рабское положение попадают народы. Анализируя нашу историю и современность, можно согласиться с тем, что больше всего горя для людей приносила именно война. Память нашего народа велика, все еще живы некоторые ветераны, а с ними живет и память о Второй мировой войне, которая для многих стала настоящей трагедией.
    Подробнее…

    Сочинение на тему «Лирика Гейне»

    Как всем нам хорошо известно, все писатели, творившие в рамках жанра романтизм, на первый план ставили свое отношение к миру, свое восприятие реальности. Этих людей не интересовало, что происходит вокруг, они полностью отвергали рационализм, который пытался найти в жизни какую-то логику и предшественник романтизма. С учетом всего этого нет ничего удивительного в том, что и Генрих Гейне тоже в полной мере подпадал под эту категорию — его интересовали только собственные мысли и переживания, основной из которых была его любовь.
    Подробнее…

    Почему необходимо владеть русским языком и методикой русского языка

    Русский язык – это великий, могучий, богатый и разнообразный язык. Он является основным языком нашей многонациональной страны. Он включает в себя огромное количество слов, разделов и правил.
    Знать русский язык необходимо каждому из нас. Во-первых, потому, что русский язык является одним из богатых языков планеты, занимает третье место в мире по использованию в Интернете.
    Во-вторых, знание русского языка приветствуется во всех странах.
    Подробнее…

    Сочинение на тему Стихи о Москве Марины Цветаевой

    Человеческая судьба Марины Цветаевой стала ее главной лирической темой, любовь ее жизни — циклом стихов и поэм. Весь поток стихотворений, рожденных ее преданностью своей семье, детям, ставит Цветаеву на особое место. Она художественно перевоссоздала своих близких старших, равных и младших, даруя им бессмертие.
    То же самое относится к циклу стихов Марины Цветаевой о Москве, горячо любимом городе ее детства и молодости. Город, который уже по праву ее рождения, она уверенно могла назвать своим.
    Подробнее…

    Мои впечатления от произведения Б. Лавренева «Сорок первый»

    Произведение Бориса Лавренева «Сорок первый» захватывает читателя с первых страниц. В нем необычно абсолютно все: основное место действия, внешний и духовный облик главных героев, их взаимоотношение и поведение. Тема произведения очень популярна для 20-х годов – это революция и любовь. Большой изменой считалось влюбиться в своего классового врага.
    Подробнее…

  2. Все люди разные: одни добры и великодушны и при этом талантливы или гениальны — другие завистли­вы и бездарны, одни порядочны — другие хитры и лживы, одни смелы и сильны духом — другие осто­рожны и трусливы. Однако всем приходится жить в одном мире, сосуществовать и строить свою жизнь в зависимости от своего жизненного кредо.
    В жизни каждого человека однажды наступает мо­мент, когда от его слова или поступка зависит после­дующая жизнь. «Маленькие трагедии» А. С. Пушкина — это человеческие драмы, происходящие тогда, когда привычная жизнь неожиданно меняется либо ожидаются большие перемены.
    Геройству что виною было? — скупость.
    Да! заразиться здесь не трудно ею
    Под кровлею одной с моим отцом.
    Из-за скупости своего отца Альбер, герой «Скупого рыцаря», находится в унизительном бедственном по­ложении. Он может продемонстрировать силу и ры­царское мастерство на турнирах, но ему не в чем поя­виться в свете, и конь еще хромает после победы нака­нуне. Молодой человек постоянно испытывает денежные затруднения, страдая и мучаясь из-за этого.
    Альбер очень привлекателен, как человек. Он умен: хорошо зная своего отца, Альбер очень точно характеризует отношение барона к деньгам:
    О! мой отец не слуг и не друзей
    В них видит, а господ; и сам им служит.
    И как же служит? как алжирский раб,
    Как пес цепной. В нетопленной конуре
    Живет, пьет воду ест сухие корки,
    Всю ночь не спит, все бегает да лает.
    А золото спокойно в сундуках
    Лежит себе.
    Он добр: не имея за душой ни копейки, посылает последнюю бутылку вина больному кузнецу. Сыновья честь и порядочность взбунтовались в нем, как только он понял, какого рода помощь, ему предложил жид. Альбер выгоняет последнего, не принимая денег, так необходимых ему:
    Вот до чего меня доводит
    Отца родного скупость! Жид мне смел
    Что предложить! Дай мне стакан вина,
    Я весь дрожу… Иван, однако ж деньги
    Мне нужны. Сбегай за жидом проклятым,
    Возьми его червонцы.
    ………………………………
    …Иль нет, постой,
    Его червонцы будут пахнуть ядом,
    Как сребреники пращура его…
    Доведенный жизненными обстоятельствами до крайности, Альбер решил пожаловаться на отца, (не самый разумный выход, сын так поступать не дол­жен). И, как это свойственно всем молодым людям, для которых честь превыше всего, он дерзок и вспыльчив: во дворце у герцога, услышав клевету на себя из уст отца, не сдержался, принял его вызов — поднял перчатку. Скупой рыцарь, в свою очередь, так боялся разлучиться с любой частицей своего золота, что способен был на все. Однако старый барон зря пе­реживал о сохранности богатства после его смерти — она наступила при таких обстоятельствах, что он те­перь может спать» спокойно: золото будет охранять, именно охранять, его наследник. Теперь Альбера не будут привечать при дворе (герцог уверен в вине сына), теперь он будет в опале. И его дальнейшая жизнь станет очень похожей на жизнь отца — скупого рыцаря.
    А гений и злодейство —
    Две вещи несовместные.
    Сальери, герой другой маленькой трагедии А. С. Пушкина, не был гением, жизнь это подтверди­ла, но он был талантлив и трудолюбив. Сальери сам себя называет ремесленником в искусстве: он долго трудился, прежде чем испытал сладость вдохнове­ния; терпеливо и напряженно достигал славы. Труд, успех и слава — его счастье в искусстве. По его мне­нию, только благодаря трудолюбию и терпению мож­но достичь определенных высот. Но с появлением Мо­царта Сальери теряет душевный покой. У Моцарта все получается просто и легко, музыка рождается у него гармонично и без всяких усилий. Моцарт — гений, хотя при этом «безумец, гуляка праздный».
    По иронии судьбы Моцарт видит в Сальери искрен­него друга и не скрывает от него своих планов, мыслей и творений. Зависть погубила союз двух людей, пре­данных искусству, гармонии. Моцарт, предчувствуя близкую смерть, пишет «Requiem». Гений компози­тора так велик, что никакая зависть не может уничто­жить его произведение,— Сальери плачет.
    Моцарт любит своего друга, и на пороге смерти он не жалеет для Сальери добрых, уважительных слов. Сальери же не только будет теперь жить с мыслью, что он преступник и грешник, но и никогда не простит себя за зависть, за убийство искреннего и верного дру­га, за то, что он, служитель искусства, лишил мир не­повторимого таланта.
    Испанский гранд как вор.
    Ждет ночи и луны боится — боже!
    Главный герой «Каменного гостя» — Дон Гуан, за убийство командора сослан из Мадрида. Дон Гуан принес много слез любящим его женщинам. Но ни ка­пли раскаяния или угрызений совести нет в его душе. Он продолжает бесчинствовать, не останавливаясь ни перед чем, нет предела его коварству. Может ли он по-настоящему (самоотверженно и верно) полюбить Донну Анну? Скорее всего нет.
    Чтобы отвести беду от своей любимой жены, вос­стает из гроба командор (именно он — каменный гость). Распоясавшийся Дон Гуан имеет наглость сме­яться над мертвым, издеваться над памятником умер­шему, за что и получает наказание — смерть.
    Так без чести и славы прожил свою жизнь ге­рой-любовник. Он нисколько не заботится ни о своей чести, ни о чести «любимой» женщины, ни о чести че­ловека, которому дорога эта женщина.
    … хвала тебе, Чума,
    Нам не страшна могилы тьма,
    Нас не смутит твое призванье!
    Бокалы пеним дружно мы
    И девы-розы пьем дыханье,—
    Быть может… полное чумы!
    В «Пире во время чумы» за исходную точку автор берет ситуацию, заданную заголовком, то есть в бук­вальном смысле пир во время самой настоящей чумы. Чума уносит жизни близких, родных, знакомых. Трупы из города вывозят на телегах. Осталось одно оживленное место — кладбище. Совсем недавно в го­роде было светло и весело, царила жизнь, теперь все поменялось: смерть и страх поселились в душе каждо­го. Среди страдания, горя и обреченности горстка бе­зумцев устроила пир. На первый взгляд, это кощунст­во, об этом и священник вещает:
    Безбожный пир, безбожные безумцы!
    Вы пиршеством и песнями разврата
    Ругаетесь над мрачной тишиной,
    Повсюду смертию распространенной!
    Средь ужаса плачевных похорон,
    Средь бледных лиц молюсь я на кладбище,
    А ваши ненавистные восторги
    Смущают тишину гробов — и землю
    Над мертвыми телами потрясают.
    Люди не стоят перед выбором: жить или умереть — все предрешено. Можно паниковать или молча сидеть и смотреть в одну точку — ждать своего часа. Но моло­дые люди хотят жить, пусть недолго, и думать до по­следнего мгновения жизни. Поэтому они пируют, ве­селятся, поют песни, стараются поддержать друг дру­га, помочь не упасть духом, но не утешить. Они хорохорятся, утверждая, что не боятся смерти, фило­софски рассматривая свою перспективу: все — не веч­но, а они уже скоро познают тайну бессмертия. Они очень стараются жить. Священник, который напоми­нал председателю о недавних потерях и страданиях, пытаясь образумить безумца, вдруг все понимает (силу духа и жажду жизни): «Спаси тебя господь! Прости, мой сын».
    «Пир во время чумы» завершает цикл «Маленькие трагедии». Это гимн жизни. В трагедиях «Скупой ры­царь », « Моцарт и Сальери », « Каменный гость » обна­жились нравственные болезни человека: скупость, подлость, зависть, коварство, ложь, предательство. Если бы люди научились по-настоящему любить жизнь, радоваться каждому ее мгновению, научились быть счастливыми, любить друг друга, то тогда, на­верное, не было бы места на земле ни Сальери, ни Дон Гуану, ни скупости и предательству.

  3. Надо быть ясным умственно, чистым
    нрав­ственно и опрятным физически.
    А. П. Чехов
    «Маленькие трагедии» были написаны А. С. Пушки­ным в 1830 году в Болдине. Все они в той или иной мере касаются трагичности человеческой судьбы, потому что главные герои этих произведений, каждый по-своему, преступают общечеловеческие нравственные законы, что не только приводит многих из них к душевному смяте­нию и сомнениям, но и является причиной страданий окружающих.
    В «Скупом рыцаре» перед нами предстает образ челове­ка, для которого мечта о власти над людьми, над миром воплотилась в стремлении к безудержному накопитель­ству. Барон уверен, что лишь золото может предоставить ему безграничные возможности. Однако алчность и ску­пость превратили личность, бывшую когда-то интересной, влиятельной, даже уважаемой при дворе, в некое подобие человека. Барон страшен и жалок одновременно. Сидя на сундуках с несметными богатствами, он проживает свою жизнь как последний нищий, экономя на каждой копейке. Думая, что деньги дают ему независимость, Барон превра­тился в раба своих сокровищ, утратил связь с реальнос­тью. Ничто, кроме золота, не может доставить ему радость, в нем не осталось никаких человеческих черт. Барону не­ведомы ни сострадание, ни любовь к ближнему. Даже соб­ственного сына он заставляет страдать в бедности, а когда речь заходит о принудительном оказании помощи, готов оклеветать Альбера в глазах герцога. Даже смерть Барона связана с переживанием о деньгах.

  4. “Маленькие трагедии” — действительно маленькие, короткие истории, но столь захватывающие, что прочитываешь их “одним вздохом”. Сюжеты о Дон Жуане или о Моцарте и Сальери были известны и до Пушкина, не только он использовал их в своем творчестве, но именно Пушкин сумел преподнести эти легенды так ярко и выразительно, что они стали для большинства настоящей и непреложной истиной. Очень сильна эмоциональная сторона трагедий. Характеры героев, их поведение представлены чрезвычайно ясно. Читатель вместе с ними переживает их внутреннюю борьбу, сомнения, страх. Не зря на “Маленькие трагедии” написано множество музыкальных произведений, сняты фильмы, поставлены чудесные спектакли. Это творение Пушкина вдохновляет своими сильными образами, красивыми и жуткими сценами (пир во время чумы, приближение Каменного гостя. .). Есть здесь и страх, и любовь, и страсть, и предательство. Одна из таких трагедий – “Моцарт и Сальери”. Смерть великого Моцарта была предметом разных произведений, есть различные ее интерпретации. Пушкин в своей версии взял за основу одну из человеческих страстей – зависть. Трагедия “Моцарт и Сальери” выглядит как картина, в которой второй план контрастнее первого. Так, именно Сальери является ее главным героем. Именно его мучительные переживания, страшная зависть не бездарного, но посредственного композитора – главная завязка сюжета. А на первом плане мы видим беззаботного гения, который с одинаковой легкостью резвится по балам, веселится с прекрасными девушками и пишет музыку. Музыку, которая безумно восхищает и подавляет Сальери. С одной стороны, он понимает, что перед ним гений, но с другой — он не может осознать такой несправедливости судьбы:
    Все говорят: нет правды на земле.
    Но правды нет и — выше.
    Сальери, который трудился всю свою жизнь, добился лишь незначительной части того, чем владеет этот юноша от природы. Как-то Моцарт, чтобы позабавить Сальери, притаскивает с собой с улицы бродягу — скрипача. Тот, страшно коверкая, исполняет произведение Моцарта. Вместо смеха Сальери приходит в негодование:
    Мне не смешно, когда маляр негодный
    Мне пачкает Мадонну Рафаэля…
    Его еще больше задевает отношение Моцарта к своей музыке. Моцарт исполняет ему несколько “новых своих мыслей”, и Сальери в который раз удивлен и возмущен беспечностью гения:
    Ты с этим шел ко мне
    И мог остановиться у трактира
    И слушать скрипача слепого! — Боже!
    Ты, Моцарт, недостоин сам себя.
    Никогда раньше Сальери не был завистлив, но Моцарт уничтожает его своим совершенством. Он перечеркивает все созданное Сальери за всю его жизнь. И Сальери признается самому себе:
    . А ныне — сам скажу — я ныне Завистник.
    Я завидую; глубоко, Мучительно завидую. —
    О небо! Где ж правота, когда священный дар,
    Когда бессмертный гений — не в награду
    Любви горящей, самоотверженья,
    Трудов, усердия, молений послан —
    А озаряет голову безумца,
    Гуляки праздного? О Моцарт, Моцарт!
    Муки Сальери, его нестерпимая душевная боль, его страсть — зависть к Моцарту выпирает со второго плана, пульсирует, настораживает. И однажды все-таки прорывается на поверхность. Сальери решает отравить своего кумира и мучителя, считая это своим долгом:
    Нет! Не могу противиться я доле,
    Судьбе моей: я избран, чтоб его
    Остановить — не то мы все погибли,
    Мы все, жрецы, служители музыки,
    Не я один с моей глухою славой…
    Невольно вспоминается здесь библейский сюжет, когда Иуда принимает на себя миссию предать Христа. Моцарт предчувствует свою смерть, по странному совпадению он пишет заказ – реквием. В трактире он заговаривает об этом с Сальери, рассказывает о странном заказчике и признается:
    Мне день и ночь покоя не дает
    Мой черный человек. За мною всюду
    Как тень он гонится. Вот и теперь
    Мне кажется, он с нами сам-третей Сидит.
    Вообще если поинтересоваться источниками, то таинственный заказчик реквиема был скорее пронырливым, чем роковым. Потому что причиной его таинственности было желание купленный реквием выдать за свое произведение. Но у Пушкина эта фигура предстает черным человеком, вестником смерти. И нельзя сказать, что он не прав. Как известно, у всего есть две стороны. Любой мистике можно найти объяснение. Но зачастую именно необъясненное и является истинным. Страшный человек действительно сидит с ними третьим — это замысел Сальери, который не медлит подать Моцарту бокал с ядом. Его не смущает вопрос Моцарта: “Ах, правда ли, Сальери, что Бомарше кого-то отравил?” И одна из самых значительных фраз трагедии:
    Он же гений,
    Как ты да я. А гений и злодейство —
    Две вещи несовместные. Не правда ль?
    И вот уже отравленный Моцарт играет свой великий реквием, теперь уже несомненно посвященный ему самому. Он уходит. Сальери один. Он выполнил свой долг, но что же теперь? Что изменилось? Сальери остается посредственным композитором, а музыка Моцарта продолжает звучать, восхищая миллионы людей. А к Сальери приходит страшное осознание:
    Ты заснешь
    Надолго, Моцарт! Но ужель он прав
    И я не гений? Гений и злодейство
    Две вещи несовместные. Неправда:
    А Бонаротти? или это сказка
    Тупой бессмысленной толпы — и не был
    Убийцею создатель Ватикана?

  5. В цикл «Маленькие трагедии» Александра Сергеевича ПушкинА входят четыре произведения: «Скупой рыцарь», «Каменный гость», «Пир во время чумы», «Моцарт и Сальери». В их изображаются души людей, которые захвачены всепоглощающей и разрушительной страстью. «Маленькими» они были названы, потому что включают всего 3 сцены. Перед читателем открывается сразу действие в кульминационный момент, в который один из героев стоит перед лицом смерти и трагедия заканчивается его гибелью.
    Пушкин изображает своих героев — Барона, Сальери, Дон Гуана как незаурядных, мыслящих, сильных натур. Их внутренний конфликт с собой окрашен подлинным трагизмом. Так, Сальери мучается от зависти, скупой рыцарь — от жадности и скупости, Дон Гуан — от чувственности.
    Легенда о смерти великого Моцарта стала предметом разных произведений. Пушкин в трагедии «Моцарт и Сальери» наделил ее новым звучанием, особенной страстью и яркостью. Главная завязка сюжета — страшная зависть талантливого…
    композитора гению. Именно Сальери, а не Моцарт является главным героем.
    Моцарт ПушкинА — это беззаботный гений, идущий по жизни легко. Он резвится по балам, веселится с прекрасными девушками и пишет музыку. Сальери — человек, которого с одной стороны восхищает музыку Моцарта, с другой — он, мучимый завистью, не может осознать такой несправедливости судьбы.
    В произведении фактически победа достается Сальери. Но он остается живым, а Моцарт гибнет. Но Сальери не смог устранить сам источник внутреннего конфликта — зависть. Весь смысл произведения заключается в финальной сцене прощания Сальери с Моцартом. Сальери не может, прежде всего, жить в гармонии с собой, он обделен даром человечности, беспечной радости бытия, способностью ценить каждое мгновение.
    В своих «Маленьких трагедиях» Пушкин пишет о чувствах, эмоциях, которые свойственны реально существующим людям. Поэтому образы, созданные писателем остаются актуальными и до сих пор.

  6. Текст сочинения:
    Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически.
    А. П. Чехов
    “Маленькие трагедии” были написаны А. С. Пушкиным в 1830 году в Болдине. Все они в той или иной мере касаю?ся трагичности человеческой судьбы, потому что главные герои э?их произведений, каждый по-своему, преступаю? общечеловеческие нравственные законы, что
    не только приводи? многих из них к душевному смятению и сомнениям, но и является причиной страданий окружающих.
    В “Скупом рыцаре” перед нами предстает образ человека, для которого мечта о власти над людьми, над миром воплотилась в стремлении к безудержному накопительству. Барон уверен, что лишь золото может предоставить ему безграничные возможности. Однако алчность и скупость превратили личность, бывшую когда-то интересной, влиятельной, даже уважаемой при дворе, в некое подобие человека. Барон страшен и жалок одновременно. Сидя на сундуках с несметными богатствами, он проживает свою жизнь как последний нищий, экономя на каждой копейке. Думая, что деньги даю? ему независимость, Барон превратился в раба своих сокровищ, утратил связь с реальностью. Ничто, кроме золота, не может доставить ему радость, в нем не осталось никаких человеческих чер?. Барону неведомы ни сострадание, ни любовь к ближнему. Даже собственного сына он заставляет страдать в бедности, а когда речь заходи? о принудительном оказании помощи, готов оклеветать Альбера в глазах герцога. Даже смерть Барона связана с переживанием о деньгах.
    В “Моцарте и Сальери” трагедия человеческой судьбы связана с чувством зависти, непомерной гордыней, неумением пережить славу и успех соперника и друга. Сальери, признанный композитор, не может смириться с тем, что все, чего он достиг кропотливым многолетним трудом, отказом от многих человеческих благ и радостей, Моцар?у дается легко, без усилий, “даром”. И это толкает Сальери на коварное убийство своего более талан?ливого друга-музыканта, заставляя оправдываться даже перед собой мыслями о том, что это делается во благо. И все же жестокие сомнения в собственной избранности не даю? душе Сальери успокоения после совершения преступления.
    В “Каменном госте” мы сталкиваемся с си?уацией, когда человек противопоставляет удовлетворение своих сиюмину?ных желаний воле судьбы. Дон Гуан не желает нести ответственности за свои поступки, отвечать за свои преступления. Действуя так, как будто ему все позволено, он сеет вокруг себя смерть, смятение, возмущение, обиды. Он не осознает ошибочности своих убеждений, а страдаю? от этого другие люди. Но в жизни нельзя все время брать, ничего не отдавая взамен, лирикому судьба жестоко наказывает Дона Гуана за его нежелание измениться.
    Трагична и судьба героев “Пира во время чумы”, не сумевших вовремя разобраться в вопросах о назначении человека, об истинном смысле жизни. О? осознания своей беспомощности, от понимания, что близкая смерть обесценивает любые устремления к лучшему, э?и люди предаю?ся пьянству, кутежам, разврату, несмотря на то, что у них на глазах гибну? их друзья и родные. Однако Пушкин у?верждает, что нравственные законы выше жизни и смер?и, и человек, им следующий, не будет застигну? врасплох даже Чумой, потому что значимые для него ценности даю? ему душевное равновесие и уверенность в своих силах в йюбых кри?ических си?уациях.
    На мой взгляд, “маленькие трагедии” А. С. Пушкина каждого из нас заставляю? задуматься над собственными ошибками, и заблуждениями, чтобы избежать трагедий, подобных тем, что разыгрывались перед нами на страницах э?их произведений.
    Права на сочинение “Драма человеческой судьбы в “маленьких трагедиях” А. С. Пушкина” принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на Реф.рф

  7. Казалось бы, родственные души – старый барон и его сын Альбер. Но почему же отец, в отличии от сына, доброго, честного, гордого, обезумел от скупости, чьи уродливые мечты и идеалы сосредоточились в мрачном подземелье и ржавых сундуках с золотом? Барон в своем подземелье при сиянии нажитого ценой чужих слез, крови и пота золота вырастает в фигуру титаническую, становится демоном богатства, ему свойственно мрачное величие. «… А скольких человеческих забот, Обманов, слез, молений и проклятий Оно тяжеловесный представитель!…»
    «…И это уже не человек…». Он достиг апогея своих желаний, единственное, что он желает – это бессмертия. Его мрачит мысль о расставании со своим богатством. «…О, если б из могилы Прийти я мог, сторожевою тенью Сидеть на сундуке и от живых Сокровища мои хранить, как ныне!…» Он стал “выше всех желаний”. Он думал, что он владеет золотом, но, как бы печально это не звучало, оказалось, что это он во власти грязных денег.
    Старик воспринимает свое богатство как нечто возвышенное. «…Я каждый раз, когда хочу сундук Мой отпереть, впадаю в жар и трепет…» Он превозносит свое золото, считая, что это единственное, что нужно в жизни людям, и, заимев такое количество денег, он наконец – то станет счастливым. Страсть и страх потерять себя и свое богатство затмевает все светлые чувства: радостное, светлое, прекрасное. Старый барон, когда-то знавший муки совести убил в себе все человеческие чувства и желания, предал жизнь и любовь, память о жене, отвернулся от родного единственного сына и удалился от мира и людей в мрачный подвал, где ждут его шесть сундуков с золотом. «…Старый барон не владыка своих денег, а раб их…»
    С первого взгляда, барона легко осудить. Но если вдуматься глубже, становится ясно – это большая трагедия жизни и личности. Трагедия человека незаурядного, когда-то храброго воина, любящего мужа и отца семейства, верного друга покойного герцога. Мрачная могучая страсть его переродила. Вероятно, поддавшись один раз своему нечистому желанию, он на всю жизнь обрек себя на безумие от скупости и уродливые мечты от неживых уродливых денег. Человек забыл о семейной связи с сыном и нравственных нормах. Старик ненавидит родного сына-наследника и обречен на одиночество. Каково же назначение этих неправедно, бесчеловечно нажитых сокровищ? “Проклятые деньги” дают одинокому немощному старцу незримую, но огромную власть над миром и людьми, страшное, нечеловеческое, греховное наслаждение этой властью. Но страшно бремя богатства и власти, перерождающее человека, ожесточающее и опустошающее душу, постепенно обрубающее все связи с людьми. Ведь главное — не реальная власть над миром, это лишь средство удовлетворения человеческой гордыни. Старик пытается доказать себе, что деньги – все что нужно ему в жизни. Он не требует духовных высот, он просто хочет быть всегда рядом с золотом. Старик не задумывается, что главное — гарантия абсолютной свободы, личной независимости, в том числе и от такого грязного слова “деньги”. …Мне все послушно, я же — ничему; Я выше всех желаний; я спокоен; Я знаю мощь мою: с меня довольно Сего сознанья… Человек лжет сам себе, он пытается убедить самого себя, что золото сделало его счастливым. Но это лишь оболочка. Внутри, некогда любящий муж и верный друг, вероятно хотя бы краем сознания понимает все парадоксальность своей жизни.
    Барона искренне жаль, так как с пьедестала рыцаря, олицетворяющего честь, благородство и независимость, он опустился до безбоженно ограниченного, злого человека, забывшего, что такое любовь и счастье вне материального мира.
    Смерть. “Пир во время чумы” — трагедия, несущая в себе то, что древние греки называли катарсисом, разрешением трагического конфликта. Сюжетная конструкция здесь великолепна. В один клубок сплелись и щемящее чувство тоски и одиночества человека, запертого холерными карантинами в маленькой деревушке, и горечь потери близких друзей, и воспоминание о женщине, которой уже нет в живых, но чувство к ней все еще продолжает жить в душе поэта, и предчувствие новых суровых испытаний, что несет ему грядущая жизнь.
    У героев “Пира во время чумы” практически нет выхода в большой мир, пирующие – всего лишь крохотный островок в мире мертвых, поэтому ситуация трагедии уникальна, она являет собой некую экспериментальную площадку для исследования самых общих вопросов бытия. Но в самой уникальности ситуации заложены громадные возможности для обобщения, для соотнесения проблем отдельного человека и человечества в целом.
    Вальсингам -председатель пира, возможно, даже его инициатор. И пир предпринят с целью забыться среди ужаса всеобщей смерти. Но происходит парадоксальное: именно председатель пира все время возвращается в своих мыслях к смерти и настойчиво напоминает о смерти всем пирующим. Атмосфера пира проникнута лишь иллюзией жизни, смерть все время напоминает пирующим о неотвратимости и закономерности конца.
    Вальсингам – человек, раздавленный страхом смерти, ужаса “бездны мрачной”, на краю которой он оказался, человек, решающийся на бунт. Председатель и сотрапезники не способны духовно противостоять грозной силе, несущей смерть, они, по сути, заключают сделку с чумой, продают ей свои души, дабы сохранить тело.
    Не бегство и не смирение, а борьба! -вот пароль и лозунг Вальсингама.
    Священник, как и Вальсингам, стремится “ободрить угасший взор”, но… лишь для того только, чтобы подготовить обреченного к смерти. И голос священника, весь строй его речи -это голос самой смерти, как бы звучащий из-за гробовой доски. Священник беспрестанно напоминает об умерших, о муках ада и о райском блаженстве, он судит живущих от имени погибших. Прозрение наступает, когда Священник напоминает В. об умершей матери, над могилой которой он рыдал и “с воплем бился”, которая теперь, видимо, “плачет горько в самых небесах, взирая на пирующего сына”, слыша его голос, “поющий бешеные песни, между мольбы святой и тяжких воздыханий”. Да, Председатель признает, что он осквернил память матери и возлюбленной, участвуя в пире, но, тем не менее, он останется, ибо здесь — жизнь, пусть на краю гибели, но жизнь, а там — лишь смирение и бездействие перед лицом смерти. И характерно, что священник, почувствовав силу этих слов, уходит, благословляя Вальсингама.
    Эпидемия чумы лишь обнажает, обостряет для каждого понимание своей бренности, смертности; болезнь ежечасно уносит на глазах у всех свои многочисленные жертвы. Люди в отчаянном пьяном и любовном разгуле стремятся забыться, защититься от этой простой и жестокой мысли о неизбежном. Человек, увы, смертен, и работа жизни и смерти вокруг него не останавливается ни на секунду и в любой момент может оборвать его или его близких судьбу. С этой точки зрения наша жизнь является непрерывным пиром во время чумы, только люди стараются об этом не думать, их спасает дар забвения, счастливый дар духовной слепоты.
    Любовь. Подобно другим “маленьким трагедиям”, “Каменный гость” посвящен анализу страсти; здесь это – любовная страсть, судьба человека, сделавшего удовлетворение любовной страсти главным содержанием своей жизни. Образ Дон Гуана у Пушкина не похож на его предшественников в мировой литературе.
    “Каменный гость” в полном соответствии с законами драматического цикла посвящен идее Жизни. Жизнь есть любовь. “Каменный гость” до сих пор остается наиболее трудно объясняемой вещью если не во всей Пушкинской драматургии, то среди маленьких трагедий.
    Пушкинский Дон Гуан – это воплощенная жажда жизни, любви, борьбы и победы. Он не любит одну конкретную женщину, он её мгновенно забывает и, любит только саму любовь со всеми ее радостями и увлекательными приключениями и опасностями, и отсюда огромный интерес к новым встречам, любовным поединкам и победам. Это цель и смысл всей его жизни мужчины и героя. Пушкин сказал в пьесе, что любовь – Гармония, и к этой гармонии чувств стремится жизнерадостный “безбожник” (так его называет суровый Дон Карлос) Дон Гуан, она стала его религией.
    Дон Гуан в “Каменном госте” показан, как искренний, беззаветно увлекающийся, решительный, смелый и к тому же поэтически одаренный человек (он автор слов песни, которую поет Лаура). Его отношение к женщинам — не отношение холодного развратника, профессионального обольстителя, а всегда искреннее, горячее увлечение. Он выступает “импровизатором любовной песни”, хотя большой опыт выработал у него сознательные приемы обольщения женщин. Мы узнаем в пьесе об отношении его к трем женщинам — Инезе, Лауре и Доне Анне, и везде это отношение человечное, далекое от холодного цинизма мольеровского Дон Жуана (пушкинский “Каменный гость” основывается на поэме Мольера “Дон Жуан”.) Дона Анна -последняя и настоящая любовь Дон Гуана. Увлекшись ею с первого взгляда, он, в конце концов, убеждается, что это глубокое чувство. Пушкин не дает нам повода сомневаться в искренности слов Дон Гуана, раскаивающегося в своем прошлом перед лицом этой подлинной и горячей любви:
    «…На совести усталой много зла, Быть может, тяготеет. Так, разврата Я долго был покорный ученик, Но с той поры, как вас увидел я, Мне кажется, я весь переродился! Вас полюбя, люблю я добродетель И в первый раз смиренно перед ней Дрожащие колена преклоняю….»
    Но соединение его с Доной Анной невозможно. Является приглашенная Дон Гуаном статуя убитого им Командора, — и он гибнет. Образ ожившей статуи, перешедший в драму Пушкина из легенды (на которой основана трагедия), трактован им по-своему. В нем нет и следа религиозно-морального содержания. Это не посланец разгневанного неба, карающего безбожника и развратника. В словах статуи нет и намека на эту идею. У Пушкина статуя — это неумолимая, непреклонная “судьба”, которая губит Дон Гуана в момент, когда он близок к счастью. Вспомнив всю традиционную биографию Дон Гуана, легко расшифровать смысл образа статуи Командора, как символ всего прошлого героя, всей его легкомысленной, безотчетной жизни, всего совершенного им ала, которое тяготеет на его “усталой совести”: горе покинутых женщин, обида обманутых мужей, кровь убитых на поединках противников…
    Но Пушкинский Дон Гуан -удивительный человек, несущий в себе самые противоположные начала: эгоцентрист, замкнутый лишь в собственных переживаниях, и жизнелюбец, распахнутый навстречу всем и всему в мире, расчетливый “макь-явель” и отзывчивый, верный друг. И этот человек всю свою жизнь потратил, по сути дела, на некий опыт — ведь вообще-то речь в трагедии идет о конечных возможностях человека, о цене личности в человеческом обществе. Значит, герой — по Пушкину — ответствен за свою судьбу, ибо он, исходя из внутреннего чувства свободы, сам делает выбор своего пути, выбор, который — он это отлично знает! — почти наверняка приведет к страданиям и гибели другого.
    Как бы ни “переродился” Дон Гуан под влиянием любви к Доне Анне, -прошлое невозможно уничтожить, оно несокрушимо, как каменная статуя, и в час, когда счастье кажется наконец достигнутым, — это прошлое оживает и становится между Дон Гуаном и его счастьем. Мысль и вытекающий из нее призыв к серьезному, бережному отношению к своим поступкам, которые рано или поздно окажут то или иное влияние на судьбу человека, и является, можно думать, той идеей, которую вложил Пушкин в свою интерпретацию традиционного сюжета.
    «Милое созданье! Я всем готов удар мой искупить, У ног твоих жду только приказанья, Вели – умру; вели – дышать я буду Лишь для тебя..»
    «А гений и злодейство – Две вещи несовместные»
    Давняя легенда соединяет имя Сальери с именем Моцарта, называя Сальери его предполагаемым убийцей; имя Сальери во многом стало нарицательным для обозначения зависти неталантливого человека к талантливому. Эта репутация Сальери в значительной степени основана на его образе в художественных произведениях: драме Пушкина «Моцарт и Сальери» (1831), поставленной по ней опере Римского-Корсакова (1898), пьесе Питера Шеффера «Амадей» (1979) и основанному на ней одноимённому фильму Милоша Формана (1984).
    Взаимоотношения Моцарта и Сальери были неровными, и известно несколько резких высказываний о Сальери, принадлежащих самому Моцарту и его отцу. Однако высказывания эти, по большей части, относятся к началу 1780-х гг. и не отличаются от обычных отзывов темпераментного Моцарта о музыкантах-конкурентах. В то же время в последнем письме Моцарта жене (14 октября 1791 г.) Моцарт уделяет большое внимание посещению Сальери представления моцартовской «Волшебной флейты», описывая восторженную реакцию Сальери как нечто весьма важное для себя. Известно, что во второй половине 1780-х гг. Сальери дирижировал несколькими произведениями Моцарта, а после своего назначения капельмейстером придворной оперы в 1788 г. прежде всего вернул в репертуар оперу Моцарта «Свадьба Фигаро». Существовало даже музыкальное сочинение, написанное Моцартом и Сальери совместно: кантата для голоса и фортепьяно «На выздоровление Офелии» (итал. Per la ricuperata salute di Ophelia, 1785) по случаю возвращения на сцену певицы Анны Стораче. В целом нет оснований полагать, что между Моцартом и Сальери когда-либо существовала особенная вражда.
    Происхождение легенды о Моцарте и Сальери имеет, по-видимому, национально-политический подтекст: на рубеже XVIII–XIX вв. музыкальным критикам и первым биографам Моцарта было важно подчеркнуть верность музыки Моцарта своей, австро-немецкой традиции, противопоставив её итальянскому влиянию. Олицетворять итальянский уклон в венской музыке был избран Сальери как наиболее авторитетный композитор итальянского происхождения — что вряд ли можно считать правомерным: Сальери жил в Вене с 16-летнего возраста и в музыкальном отношении был гораздо ближе к немцам, чем к итальянцам.
    Выдающийся итальянский психиатр Чезаре Ломброзо в своей книге «Гениальность и помешательство» писал, что Моцарт страдал манией преследования, считая, что итальянские композиторы завидуют ему и желают его убить.
    В Милане в 1997 году состоялся судебный процесс, где решено было наконец покончить с неясностью. «В майские дни 1997 года в Милане, в главном зале Дворца юстиции проходил необычный судебный процесс: рассматривалось преступление двухвековой давности. Слушалось дело Сальери об отравлении им великого Моцарта. … Через двести лет Антонио Сальери оправдан».
    “…Музыка, как и великая поэзия, – не ремесло, а волшебство, требующее, тем не менее, совершенного знания ремесла, техники, искусства…”.
    С древнейших времён до наших дней человек задумывался над тем, что есть добро и зло, смерть и бессмертие, любовь и дружба. А.С.Пушкин совместил все эти проблемы в одном произведении, очерке “Моцарт и Сальери”.
    Пушкин как-то сказал об одном третьестепенном поэте: “В нем не вижу я ни капли творчества, а много искусства”.
    В этом же и разница между творцом Моцартом и искусником Сальери. Дружба их рождает неизбежную зависть. Один человек – гений, а другой – нет, и никакое мастерство и усердие тут ничем не могут помочь. И начинаются муки зависти, приводящие благополучного придворного композитора Сальери к бунту и “идейному” преступлению:
    «О небо! Где ж правота, когда священный дар, когда бессмертный гений – не в награду Любви горящей, самоотверженья, Трудов, усердия, молений послан – А озаряет голову безумца, Гуляки праздного?.. О, Моцарт, Моцарт!
    Пушкин начинает трагедию с того момента, когда, ж»изни Сальери наступил перелом. «Перерожденный» Сальери произносит монолог, в котором обозревает всю прошлую жизнь и исследует причины своего теперешнего состояния. Именно сейчас, в данную минуту, у него «Прояснился» ум, и он осознал, что новая идея-страсть овладела им. Позади остались юношеские годы, мечты, надежды, упорный труд, медленное восхождение к вершинам мастерства. Сальери достиг в искусстве «Степени высокой», ему «Улыбнулась» слава, он был «Счастлив». Наделённый «Любовью к искусству», тонко чувствующий гармонию и способный к искреннему наслаждению ею, он вложил все духовные силы и волю в изучение тайн музыки. На пути к их постижению он не однажды «Забывал» старые традиции и устремлялся навстречу новым знаниям, возвышаясь в собственных глазах своим упорством, постоянством. Счастье, слава, покой пришли к Сальери благодаря «трудам, усердию, молениям». Сальери получил их за преданность искусству в качестве законной мзды.
    Но… явился Моцарт, и спокойствие оставило Сальери. Слава Моцарта – слава его гения, его природного дара. И Сальери понимает, что одаренности можно противопоставить только одаренность, а не жертвы, принесенные ради искусства и тем более ради себя. «Бессмертный гений» дан «счастливцу праздному», как называет себя Моцарт. Перед этим бесспорным фактом меркнут все усилия Сальери. В Моцарте сосредоточивается враждебное Сальери творческое начало, свойственное самой жизни, самому бытию, вечно созидающей природе. В «Бунте» Сальери совместились и грозное своеволие индивидуалистического протеста, и мелочное чувство зависти. Он и страшен, покушаясь в мрачном одиночестве восстановить былое спокойствие ценой гибели Моцарта, и беззащитен, беспомощен перед очевидностью его творческой мощи.
    Некогда «Гордый» Сальери стал «Завистником презренным», ополчился в черной злобе на весь мир и избрал своего друга Моцарта. Гениальность Моцарта кажется причиной его несчастий. Но разве Моцарт мешает ему жить и творить? Конечно, нет! Он даже не подозревает о мучениях Сальери.
    Что же обусловило нравственное падение Сальери? Почему зависть обрела такую власть над Сальери что он решился на преступление?
    Идея Сальери в том, что небесный, “херувимский” гений Моцарта слишком совершенен, высок и тем унижает и разоблачает все современное им искусство (“…Мы все погибли, Мы все, жрецы, служители музыки…”), а славу самого завистника делает “глухой”. В музыкальном искусстве переимчивый Сальери был даровитым учеником великого Глюка, но у Моцарта он не может научиться его ясному, радостному гению. А потому великого творца можно и должно остановить, пойти на любое злодейство, преступление ради спасения искусства. Завистливый и обидчивый итальянец мало любил жизнь и всегда носил с собой яд, чтобы отравиться самому или отомстить врагу. Сальери решил, что пришло время мести, восстановления попранной справедливости.
    Новая гениальная мелодия Моцарта ускорила это “идейное” преступление. Мы не знаем, какую именно сонату он играет для Сальери, но вполне можем воспользоваться музыкальным впечатлением тургеневского персонажа Аркадия Кирсанова из романа “Отцы и дети”: “Аркадия в особенности поразила последняя часть сонаты, та часть, в которой, посреди пленительной веселости беспечного напева, внезапно возникают порывы такой горестной, почти трагической скорби…” Выслушав эту музыку, потрясенный Сальери восклицает:
    «…Какая глубина! Какая смелость, и какая стройность! Ты, Моцарт, недостоин сам себя!…»
    Трагедия Сальери не в самом его преступлении, хотя убийство гения непоправимо и бесконечно обедняет мир, а в том, что, совершая его, гордый композитор переходит от уверенности в своем праве на убийство к великим сомнениям в своем музыкальном даре и нравственности.
    Принимая роковое решение, вечный труженик Сальери самонадеянно считал, Моцарт – лжец и плут, творящий подозрительно легко, без усердного труда. Моцарта перед смертью волновал и печалил его гениальный “Реквием” с уже запредельной музыкой сфер, отсюда тревоживший, преследовавший его черный человек в пушкинской трагедии. Именно это поминальное, надгробное произведение отравленный Моцарт играет для Сальери, как бы прощаясь с жизнью и музыкой.
    Слушая печальный и в то же время полный высшей, не понятной смертному радости “Реквием”, Сальери плачет, ибо, как музыкант понимает, какой духовный труд, опыт творческой мысли выразились в этом гениальном произведении уходящего в бессмертие “гуляки праздного”, который на самом деле был глубочайшим мудрецом человеком прозорливым, видевшим муки зависти Сальери. Заодно низкий убийца подлинного гения понимает, что уже своим преступлением показал, что как музыкант и человек находится вне узкого и высокого круга “счастливцев праздных”:
    «…Ужель он прав, И я не гений?…»
    Прозрение приводит к катастрофе. Преступник не выдержал страшного груза “идейного” преступления, что позднее привело Сальери в сумасшедший дом. Но Пушкин об этом не говорит, в “открытом финале” трагедии он оставляет убийцу Моцарта на пороге высшего суда, в великой тревоге и сомнениях.
    Действие трагедии «Моцарт и Сальери» развертывается в XVIII веке, в то время, когда господствовала рационалистическая философия. Она учила, что все в мире расчислено. Сальери твердо усвоил механическую рассудочность столетия. Музыкальные занятия он подчинил сухой и мертвенной логике. Композитор для него замкнут в сфере одних только музыкальных созвучий, и высокое искусство существует вне жизни. Моцарта Сальери тоже разделил на Моцарта – человека и Моцарта – композитора.
    По его понятиям, гений ни чем не похож на простых смертных, а Моцарт – в его гениальности Сальери не сомневается – противоречит его идеалу: обыкновенный человек, он играет на полу со своим мальчишкой, влюбляется, слушает дурное исполнение нищего скрипача, не придает никакого значения тому, что он «Бог» в музыке, и встречает шуткой слова Сальери, который не в силах принять единство в Моцарте гениального и обыкновенного, «Гуляки праздного» и «Херувима», «Творца райских песен».
    В этом и усматривает Сальери роковую «Ошибку» природы. Ведь у самого Сальери все наоборот: чтобы стать музыкантом, он презрел жизнь («Отверг я рано праздные забавы; науки, чуждые музыке, были постылы мне; упрямо и надменно от них отрекся я и предался одной музыке»). Он откровенно признается: «Хоть мало жизнь люблю». Разделив сферы жизни и музыки, Сальери постоянно разрушает гармонию. Потому – то и вдохновение приходит к нему не часто. Он охотнее наслаждается чужими произведениями, чем творит свои.
    В рациональной XVIII века был распространен и другой взгляд: считалось, что талант сам по себе ничто и как таковой не имеет ценности. Величие таланта зависит от того, какую пользу он приносит искусству или воспитанию нравственности. В Сальери борется грубо – утилитарное представление об искусстве и непосредственное, живое чувство прекрасного, но побеждает все – таки первое. Моцарт, по мнению Сальери, совершенно бесполезен. Он «Возмущает» в людях «Желанье», раздвигает перед ними горизонты идеала, но смертные «Чада праха» – никогда его не достигнут, потому что для надменного Сальери люди – существа низкие. Пробужденное музыкой Моцарта «Желанье» останется «Бескрылым»: люди неспособны подняться на более высокую духовную ступень. И этот антигуманный взгляд Сальери обнажает его собственную нравственную испорченность. Сальери, например, не верит, что Бомарше – отравитель, но объясняет это заурядностью его натуры, открыто презирая человеческие качества своего друга («Смешон для ремесла такого»). Моцарт, напротив, убежден в нравственной частоте Бомарше – человека, и основанием служит для Моцарта гениальность Бомарше – драматурга. Сальери, таким образом, ненавидит Моцарта и за его веру в нравственное богатство человека, в способность человека к духовному росту.
    Столь же решительно отрицает Сальери и «Пользу» Моцарта для искусства. Он воспринимает музыку по преимуществу как сумму технических приемов, с помощью которых выражается гармония. Но если можно научится «Приемам», то гармонии нельзя – она неповторима. Следовательно,
    Что пользы, если Моцарт будет жив
    И новой высоты ещё достигнет?
    Подымет ли он тем искусство? Нет;
    Оно падет опять, как он исчезнет:
    Наследника нам не оставит он.
    В этом суждении Сальери заключен и другой смысл: поскольку «Приемы», «Тайны» доступны только посвященным, жрецам, «Служителям музыки», то искусство предназначено для них. Посторонних Сальери не впускает в храм искусства. Такому кастовому – и по существу своему антидемократическому – пониманию искусства совершенно чужд Моцарт.
    Многочисленные аргументы, приводимые Сальери, закрепляются им в понятии «Долга». Торжество «Долга» обычно означало победу разума над страстями. Рассудочный Сальери стремится убедить себя в том, что он овладел своими страстями и подчинил их разуму. На самом же деле страсти владеют им, а разум стал их послушной слугой. Так в рационализме Сальери Пушкин обнаруживает черту, более свойственную индивидуалистическому сознанию, роднящую Сальери с мрачными и своевольными героями «Жестокого века». Пушкин последовательно снял все логические умозаключения Сальери, заставил его самораскрыться и обнаружить мелкую, низменную страсть, которая движет Сальери и которой он не может противится.
    Однако исполнение «Тяжкого долга» вновь возвращает Сальери к исходному моменту, слова Моцарта и он сам оживают в его уме:
    Но ужель он прав,
    И я не гений? Гений и злодейство
    Две вещи несовместные. Неправда…
    Опять Сальери сталкивается с «Ошибкой» природы. Ссылка на буонарроти лишь оттеняет тот бесспорный факт, что в основе зависти Сальери лежат не высшие соображения о музыке, а мелочное и суетное тщеславие. «Тяжкий долг» Сальери получает точное и прямое обозначение – злодейство. Так Пушкин восстанавливает объективный смысл совершенных Сальери действий.
    Неизмеримо трагичнее судьба Моцарта, гения, вынужденного творить в обществе, где царят зависть, тщеславие, где возникают преступные идеи и находятся люди, готовые их осуществить. Он, как гений, ощущает опасность, но не знает, что она исходит от его друга Сальери. Недаром его посещают печальные настроения и он чувствует приближение смерти.
    Пушкин создал выразительный символический образ враждебного Моцарту мира, представший композитору в виде черного человека. Если в первой сцене Моцарт весел, то во второй он пасмурен и томим предчувствиями близкой кончины: его воображение преследует черный человек. Ему кажется, будто черный человек «Сам-третей» сидит с ним и Сальери. Вслед за этим он вспоминает легенду о Бомарше, друге Сальери, но отказывается верить ей.
    Устами Моцарта говорит сама природа, ее справедливые и благие законы, сама гармония, сыном которой он выступает. Моцарт ошибается только в том, что Сальери такой же сын гармонии. Но ошибка Моцарта так понятна: он жизнерадостен, щедр от безмерности таланта, от человечности. Его кажущаяся «Праздность» – не пустое безделье, а напряженный внутренний труд.
    Пушкин передал Моцарту часть своей души. Поэтому образ Моцарта лиричен. В нем запечатлелось величие гения, жизнерадостность и праздничность таланта, артистизм его духовного облика.

  8. Есть три непобедимые вещи: гений, доблесть, рождение.
    Чаадаев.
    Тема: Маленькая трагедия Пушкина “Моцарт и Сальери”. “Гений и злодейство две вещи несовместные”.
    Бессильный враг – наш лучший друг, завистливый друг – злейший из наших врагов.
    Чаадаев.
    Цель урока: 1) Подвести ребят к формировке основной идеи трагедии – истории души пораженной гордыней.
    2) показать художественные достоинства трагедии: мастерство диалога, глубокое содержательное применение в драме музыки, являющейся элементом сюжетного и идейного содержания (единственное в мировой драматургии).
    Тип урока: урок – дискуссия. Интеграция литературы и музыки.
    Оборудование: 1. Портрет Пушкина.
    2. Рисунок “Моцарт и Сальери”.
    3. Музыка Моцарта.
    4. Факты биографии композиторов.
    5. Пианино, свечи, фужеры.
    План урока:
    1. Определить тему урока, эпиграф к уроку (запись в тетради), слушая музыку и рассказ.
    2. История создания трагедии.
    1.Трагедия написана в 1830 году, но замысел относится ещё к 1826 году. Впервые
    Напечатана в 1831 году. В основу сюжета Пушкин положил широко известные в то время слухи, будто известный венский композитор Сальери отравил из зависти гениального Моцарта.
    Моцарт умер в 1791 году, в тридцатилетнем возрасте, и был уверен, что его отравили. Сальери дожил до глубокой старости, последние году мучился душевными расстройствами и не раз каялся, что отравил Моцарта. Несмотря на то, что некоторые знакомые обоих композиторов и биографы Моцарта отрицали возможность этого преступления, вопрос до сих пор остается не решенным окончательно. Гаушкин считал факт отравления Моцарта его лучшим другом Сальери установленным и психологически обоснованным.
    2б. Дискуссия с чтением фрагментов трагедии.
    -»Самое существенное – путь» – говорил Гегель. Пушкин не показал духовного пути,
    Пройденного Моцартом, зато формирование личности изображено подробно.
    -Кто главный герой (Сальери солирует, Моцарт – аккомпанирует)
    А) – Внутренний монолог Сальери – история его духовной жизни (чтение).Личность формируется, прежде всего, в профессиональной сфере. Сальери композитор. При постижении духовной жизни необходимо начать с этого. Сальери – учитель Бетховена и Шуберта, был известен как выдающийся композитор, он был последователем оперной реформы Глюка.
    -Каким было начало его пути? (призвание его появилось рано).
    «Родился я с любовью к искусству». У мальчика твердый характер, отношение к
    Музыке серьезное, целеустремленное.
    -Каким он был в годы учебы? (не хватает таланта)
    Трудно давалось теория музыки. Сальери с головой ушел в это, для развития других сторон личности не оставалось времени. Его образование было односторонним, ущербным.
    Он добровольный затворник. Усилия вознаграждены.
    -Что мы признаем?
    Овладел творчеством – этой высшей формой реализации личности. Сальери с честью выдержал испытания. И Сальери заслуживает уважения.
    -Отчего Сальери начинает вспоминать жизнь с детства?
    «Все говорят: нет правды на земле, но правды нет и выше» Усомниться и в «божьей»
    Справедливости верующий человек может только в крайности.
    -Не свидетельствует ли это о глубоком душевном кризисе? Чтобы отыскать его истоки выйти из кризиса Сальери отправляется в прошлое. -Призвание определяет профессию в общем виде, воплощенную в специальности (композитор, музыкант). Любая специальность может одухотворить жизнь. Сальери ставит высшую цель – стать композитором.-Но как понять слова Сальери о любимом искусстве «Звуки умертвив…»?Сальери не противник вдохновенного творчества. Сальери подчеркивает натужность занятий. Реальные возможности человека должны определять выбор специальности. Чтобы труд приносил радость не достаточно волевых усилий. Недостаток таланта явился причиной того, что нарушена гармония содержания и формальной стороны искусства: Сальери становится формалистом.-Но может быть это временно? Ведь подлинное искусство всегда содержательно. Произведение создается от идеи, источник которой жизнь.
    – Всегда ли Сальери искренен? Почему так часто уничтожает свои произведения? Или это высокая требовательность к себе, строгая взыскательность художника. Но скорее причина в другом: Сальери далек от живой жизни, его труд игра музыкальных форм. Хотя есть и восторг и вдохновение.
    -Как Сальери определил свою судьбу? Ведь он бы мог стать хорошим исполнителем музыки?
    Произведения Сальери нравятся публике, но гармония между жизнью и творчеством нарушена. Вот с этого момента начинается роковое движение Сальери к преступлению.
    Б) – На музыкальном небосклоне новая звезда – Моцарт. Его яркая черта?
    -Как Моцарт передает свои ощущения, которые стали содержанием его произведения?
    Реальное живое чувство определяет форму произведения Моцарта. В его сочинениях сама жизнь. Моцарт талантлив, он знает, что такое творчество.
    -Каким видим Моцарта?
    Живой, жизнелюбивый в искусстве и в жизни.
    Чтение. 3. Сценка по ролям.
    -Как развивается действие пьесы?-Почему Сальери не любит пародий? Труд не приносит ему радости.-Ваше отношение к Сальери и к Моцарту? По-человечески его жалко. Талант или есть или нет. Моцарт принимает человеческое горе – это долг художника. Он испытывает материальные трудности, но Моцарт натужно не трудится.-Почему Сальери не отказывается от творчества? (От наук, чуждых музыке Сальери надменно отрекается).
    -Из этой надменности, что развивается в Сальери? Гордыня. А Моцарт не противопоставляет себя людям, хотя признает – за художником особое место.
    Как важен в жизни выбор, это нравственное испытание.
    -В чем видит цель жизни Сальери: в служению избранному делу или в честолюбии?
    Как относится к себе и к другим?-честно, открыто или затаится, скрыв от людей неспособность воплотить себя в деле, превратив свою жизнь в непрерывный процесс само оправдания. Еще не поздно пересмотреть планы. Чрезмерная гордость Сальери заставила воспротивиться этому.
    Для него искусство – способ поддержания амбиций в своих и чужих глазах.
    Самолюбивый до крайности, он решает завоевать общественно призвание любым путем. Все тревожнее чувство дисгармонии. Вместо того чтобы искать корень бед в себе, он ищет их в других. Чем несчастнее такой человек, тем агрессивнее его стремление выместить на других свои беды. Сальери до появления Моцарта морально готов был убить любого, кто подозрителен для него.
    Путь индивидуалиста:
    В душе его рождается Зависть (самолюбие, надменность – агрессивность – зависть – убийство). Он понимает унизительность этого чувства, но нечего не может поделать.
    -Как Сальери объясняет зависть к таланту Моцарту?
    «Кто скажет…», «я избран, чтоб его (не убить) остановить»
    Завистливость в природе индивидуалиста, хотя до встречи с Моцартом Сальери мог контролировать свои чувства. Завистник – индивидуалист чувствует свой долг в том, чтобы оборвать творчество и жизнь талантливого композитора. Таков мрачный итог самооправдания Сальери.
    -Как развивается действие пьесы? (чтение диалога)
    Моцарт хочет уйти, Сальери заставляет исполнить сочинение. Произведение Моцарта восхищает Сальери, но душа его остается равнодушной, Моцарт встревожен. Сальери спокоен. Даже фраза «гений и злодейство – две вещи не совместные» не останавливают Сальери. Понимание содеянного придет к нему только после преступления, только тогда придет душевное очищение. Рядом с Моцартом не друг, а каменный гость.
    «Ты заснешь…»
    Запись выводов. 4б.
    Гибель выдающийся личности есть покушение на счастье всех людей. Но трагичны судьба и убийцы, человека незаурядного. Гордыня помешала ему оценить свои способности. Противоречия между идеалом творческого труда подражательством ремесленника усилили агрессивность Сальери. Духовный конец его наступает одновременно с физической гибелью Моцарта. В маленькой трагедии содержатся две больших.
    Музыка Моцарта останется, а вместе с ней и сам Моцарт.
    5. Прослушивание «Реквиема» Моцарта.
    6. «Что я чувствую, слушая музыку Моцарта…» (домашнее задание)
    7. Итоги урока.
    4а. Самое трудное в преступном деянии – это научиться благопристойному его наименованию. Агрессивной стороной изображается Моцарт.
    4в. Сталкиваются два мира: нормальный человеческий мир Моцарта, утверждающий связь искусства с человечностью, игрой простой жизнью и творчеством, и мир Сальери, где убийство именуется долгом, яд – «даром любви», а отравленное вино – «чашей дружбы», где жизнь человека – средство. Фактическая победа достается второму миру, моральная – первому.
    1833 год Пушкин пишет в заметке о Сальери: «в первое представление «Дон-Жуана», когда весь театр, полныё изумленных знатоков, безмолвно упивался гармонией Моцарта, раздался свист – все обратились негодованием, и знаменитый Сальери вышел из залы – в бешенстве, снедаемый завистью. Некоторые немецкие журналисты говорили, что на одре смерти признался он будто бы в ужасном преступлении – в отравлении великого Моцарта. Завистник, который мог освистать «Дон-Жуана», отравить его творца.Итак. 1830 год – «маленькие трагедии» («Каменный гость», «Моцарт и Сальери», «Пир во время чумы»). Смысловой центр образуется мотивом – «гибельный пир», он связан со смертью: пир с гостем – статуей, пир – убийство, пир в чумном годе. Пир зловещий, он нарушает коренные запреты, которые для человека должны быть неразрушимы. Пир – это образ, который символически выражает союз, единения. Но возможно ли единение и слияние жизни и смерти? А именно эти силы разыгрывают свои партии в «Моцарте и Сальери». В чем же конфликт «Моцарт и Сальери»? Пушкин не только показывает психологию зависти, но и с поразительным мастерством рисует механизм зарождения убийства.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *