Сочинение на тему маленький человек с большим сердцем
11 вариантов
В произведении А. С. Пушкина «Станционный смотритель» повествуется об участи станционных смотрителей, чиновников 14-ого класса. На таких людей каждый проезжий мечтает выплеснуть все свои негативные эмоции. Рассказчик изъездил всю страну и был знаком со многими людьми, занимавшими эту должность.
Однажды рассказчик проезжал через почтовую станцию, где познакомился с Самсоном Выриным. Самсон Вырин – один из главных героев повести. Его судьба не отличалась от судеб других смотрителей, таких же, как он. У Самсона есть дочка Дуня, которая помогает ему по дому и заводит лошадей проезжих в конюшню, кормит и поит их. Немного погостив, рассказчик уехал.
Через некоторое время рассказчик снова проезжал это место и очень хотел встретиться со своим давним знакомым. Самсон рассказал своему другу о том, что Дуня сбежала с богатым проезжим под предлогом похода в церковь в воскресный день.
Из слов дьячка он узнал, что Дуни даже не было в церкви. Он хотел уберечь дочь и сильно за неё волновался, из-за этого он заболел. Этот проезжий был гусаром Минским. Самсон очень хотел увидеть дочь и разыскал этого гусара в Петербурге. Минский уверял Самсона, что любит Дуню и, дав ему денег, выпроводил на улицу. Но Самсон не мог с этим смириться. Однажды он увидел этого гусара на Литейной. Он проследил за ним и последовал по его пути.
Он попал в комнату, где сидели Дуня и Минский. Увидев отца, Дуня упала в обморок. Гусар выгнал его на лестницу и не пустил в дом. Оставшуюся жизнь смотритель ничего не знал о судьбе своей дочери. Из-за тоски и вечных волнений за свою дочь Самсон спился и умер. Он боялся, что для Минского Дуня будет лишь игрушкой на некоторое время и после он её бросит, даже не думая о свадьбе.
В своей повети Пушкин хотел показать нам, что станционные смотрители это люди, голимые обществом. Они живут и мыслят по-плохому из-за своей должности, которая для них становится жизнью. И, несмотря на то, что их жизнь очень тяжела и трагична, они могут любить и чувствовать. Они обладают поистине большим сердцем, но нужно беречь это сердце, иначе оно перестанет быть таким добрым.
История Самсона Вырина, смотрителя на одной из Богом забытых станций, разворачивается перед читателем со слов рассказчика, волею судьбы несколько раз посетившего эти места.
В первый раз мы видим главного героя, чиновника невысокого ранга, несколько забитого и униженного, но, по большому счету, довольного жизнью. Текущее положение дел его вполне устраивает, а 14-летняя его дочь – единственная гордость и смысл существования. Сердце отца переполнено любовью: дочь и умница, и красавица, умением и сноровкой напоминает ему покойную жену. Гости, даже самые разгневанные из них, быстро успокаивались, стоило Дуне (так звали девушку) выйти к ним.
Но недолго продолжалось счастье: увлеченная заезжим ротмистром, Дуня украдкой покидает дом отца, разбив ему сердце.
Маленький человек с разбитым сердцем – что может быть ужаснее? Даже найдя дочку в Петербурге, Самсон Вырин не успокаивается: кто знает, какая судьба ожидает ее в дальнейшем? Униженный и вытолканный из господского дома, возвращается он домой, где потихоньку спивается.
Пушкин, один из первых писателей в русской литературе, кто попытался привлечь внимание читателей к проблемам человека, маленького, если говорить о его социальном статусе, обладающего большим любящим сердцем.
Тема маленького человека в “Станционном смотрителе” также обсуждается здесь.
Одним из первых к теме “маленького человека” обратился Александр Сергеевич Пушкин в повести “Станционный смотритель”. Читатели с особым интересом и вниманием слушают рассказ Белкина, очевидца всех изложенных событий. Из-за особой формы повести – доверительной беседы – читатели проникаются тем настроением, которое нужно автору-рассказчику. Мы сострадаем бедному смотрителю. Верим, что это самый несчастный класс чиновников, которых любой обидит, оскорбит даже без видимой надобности, а просто так, чтобы доказать, главным образом себе, свою значимость или на несколько минут ускорить свое путешествие.
Но сам Вырин привык жить в этом несправедливом мире, приспособил свой нехитрый быт и доволен тем счастьем, которое послано ему в виде дочери. Она его радость, защитница, помощница в делах. Несмотря на довольно юный возраст, Дуня уже вошла в роль хозяйки станции. Она без страха и смущения смиряет гневливых посетителей. Умеет без лишних слов утихомирить самых “петушистых”. Природная красота этой девушки завораживает проезжающих. Увидя Дуню, они забывают, что куда-то спешили, хотели покинуть убогое жилище. И кажется, что так будет всегда: красавица хозяйка, неспешный разговор, бодрый и счастливый смотритель … Эти люди наивны и радушны, как дети. Они верят в доброту, благородство, силу красоты …
Поручик Минский, увидя Дуню, захотел приключений, романтики. Он не представлял, что бедный отец, чиновник четырнадцатого класса, посмеет противостоять ему – гусару, аристократу, богатому человеку. Отправляясь на поиски Дуни, Вырин не представляет себе, что будет делать, как сможет помочь дочери. Он, безмерно любя Дуню, надеется на чудо, и оно происходит. Найти в огромном Санкт-Петербурге Минского – это почти невозможно. Но провидение ведет несчастного отца. Он видит дочь, понимает ее положение – богатой содержанки – и хочет забрать ее. Но Минский гонит его в толчки.
Впервые Вырин понимает всю пропасть, разделяющую его и Минского – богатого аристократа. Старик видит тщетность своих надежд вернуть беглянку.
Что остается бедному отцу, потерявшему в лице дочери опору, смысл жизни? Возвратившись, он пьет, заливая вином свое горе, одиночество, обиду на весь мир. Перед нами теперь уже опустившийся человек, ничем не интересующийся, тяготящийся жизнью – этим бесценным даром.
Но Пушкин не был бы великим, если бы не показал жизнь во всем ее многообразии и развитии. Жизнь намного богаче и изобретательнее литературы, и писатель нам это показал. Опасения Самсона Вырина не оправдались. Дочь его не сделалась несчастною. Вероятно, она стала женой Минского. Посетив могилу отца, Дуня горько плачет. Она понимает, что ускорила кончину отца. Но она не просто сбежала из дома, а была увезена любимым человеком. Вначале плакала, а потом смирилась со своей участью. Да и не самая плохая ее ждала судьба. Мы не осуждаем ее, не Дуня все решала. Писатель также не ищет виноватых. Он просто показывает эпизод из жизни бесправного и бедного станционного смотрителя.
Повесть положила начало созданию в русской литературе своеобразной галереи образов “маленьких людей”. К этой теме обратятся впоследствии Гоголь и Достоевский, Некрасов и Салтыков-Щедрин … Но у истоков этой темы стоял великий Пушкин
В произведении А. С. Пушкина «Станционный смотритель» повествуется об участи станционных смотрителей, чиновников 14-ого класса. На таких людей каждый проезжий мечтает выплеснуть все свои негативные эмоции. Рассказчик изъездил всю страну и был знаком со многими людьми, занимавшими эту должность.
Однажды рассказчик проезжал через почтовую станцию, где познакомился с Самсоном Выриным. Самсон Вырин – один из главных героев повести. Его судьба не отличалась от судеб других смотрителей, таких же, как он. У Самсона есть дочка Дуня, которая помогает ему по дому и заводит лошадей проезжих в конюшню, кормит и поит их. Немного погостив, рассказчик уехал.
Через некоторое время рассказчик снова проезжал это место и очень хотел встретиться со своим давним знакомым. Самсон рассказал своему другу о том, что Дуня сбежала с богатым проезжим под предлогом похода в церковь в воскресный день. Из слов дьячка он узнал, что Дуни даже не было в церкви. Он хотел уберечь дочь и сильно за неё волновался, из-за этого он заболел. Этот проезжий был гусаром Минским. Самсон очень хотел увидеть дочь и разыскал этого гусара в Петербурге. Минский уверял Самсона, что любит Дуню и, дав ему денег, выпроводил на улицу. Но Самсон не мог с этим смириться.
Однажды он увидел этого гусара на Литейной. Он проследил за ним и последовал по его пути. Он попал в комнату, где сидели Дуня и Минский. Увидев отца, Дуня упала в обморок. Гусар выгнал его на лестницу и не пустил в дом. Оставшуюся жизнь смотритель ничего не знал о судьбе своей дочери. Из-за тоски и вечных волнений за свою дочь Самсон спился и умер. Он боялся, что для Минского Дуня будет лишь игрушкой на некоторое время и после он её бросит, даже не думая о свадьбе.
В своей повети Пушкин хотел показать нам, что станционные смотрители это люди, голимые обществом. Они живут и мыслят по-плохому из-за своей должности, которая для них становится жизнью. И, несмотря на то, что их жизнь очень тяжела и трагична, они могут любить и чувствовать. Они обладают поистине большим сердцем, но нужно беречь это сердце, иначе оно перестанет быть таким добрым.
Жизнь Самсона Вырина ничем не отличалась от жизни таких же, как и он, станционных смотрителей,которые, чтобы иметь самое
необходимое для содержания своей семьи, готовы были молча выслушивать и так же молча сносить бесконечные оскорбления в свой адрес. Правда, семья у Самсона была небольшой : он да дочка-красавица. Жена Самсона умерла. Ради Дуни(так звали его дочь) и жил Самсон. В 14 лет Дуня была настоящей помощницей отцу: в доме прибраться, обед приготовить, прислужить проезжему-на всё была мастерица. Глядя на Дуню, на её красоту, добрее и милостивее становился даже тот, кто грубое обращение со станционными смотрителями взяли себе за правило. В первое наше знакомство с Самсоном Выриным он выглядел “свежим и добрым”. Несмотря на нелёгкую работу и зачастую грубое и несправедливое обращение с ним проезжающих-неозлобленного и общительного.
Однако как может изменить человека горе! Всего через несколько лет автор, встретившись с Самсоном, видит перед собой старца, неухоженного, склонного к пьянству,тускло прозябающего в заброшенном, неубранном своём жилище. Его Дуя, его надежда, та, что давала силы жить, уехала с малознакомым гусаром. Причём не с отцовского благословения , как это принято у честных людей, а тайком. Самсону было страшно подумать, что его милое дитя, как Дуня,которую он как мог оберегал от всяких опасностей, так поступила с ним и, главное, с собой-стала не женой, а любовницей. Пушкин сочувствует своему герою и относится к нему с уважением: честь для Самсона превыше всего, превыше богатства и денег. Не один раз судьба била этого человека, но ничто не заставило его так оступиться, так перестать любить жизнь, как поступок горячо любимой дочери. Материальная бедность для Самсона ничто по сравнению с опустошенностью души.
Но «маленьким» этот человек является еще и потому, что его внутренний мир очень ограничен. Гоголевский герой незначителен и незаметен. Даже имя его переводится с греческого языка как «смиреннейший». Акакий Акакиевич очень исполнителен, но при этом он даже не задумывается над тем, что делает. Поэтому-то герой начинает сильно волноваться, когда нужно хоть немного проявить сообразительность. Но самое интересное, что Башмачкин так разуверился в себе, что даже не пытается измениться, совершенствоваться. Он лишь снова и снова повторяет: «Нет, лучше дайте я перепишу что-нибудь».
Единственным смыслом жизни героя становится сбор денег на покупку шинели. Он безумно счастлив от одной только мысли об исполнении этого желания. Неудивительно, что кража чудесной шинели, приобретенной с таким трудом, стала для Башмачкина настоящей трагедией. Окружающие Акакия Акакиевича люди только лишь посмеялись над его бедой. Никто даже не попытался понять этого человека, а, тем более, помочь ему. Самое ужасное, на мой взгляд, заключается в том, что никто не заметил и смерти Башмачкина, никто не вспомнил о нем после.
Фантастичен эпизод воскресения Акакия Акакиевича в эпилоге повести. Теперь этот герой якобы блуждает по Петербургу и срывает с прохожих шинели и шубы. Такова месть Башмачкина. Он успокаивается только тогда, когда срывает шинель со «значительного лица», который сильно повлиял на судьбу героя. Только теперь Акакий Акакиевич Башмачкин вырастает в собственных глазах. По мнению Гоголя, даже в жизни самого ничтожного человека есть минуты, когда он может стать сильной личностью, умеющей постоять за себя.
Таким образом, тема «маленького» человека является сквозной в русской литературе 19 века. Крупнейшие писатели обращались к этой теме, по-своему трактуя и разрабатывая ее. Пушкин делал акцент на личной смиренности своего героя, Гоголь – на равнодушие социума. Но оба художника, следуя гуманистической традиции русской классической литературы, акцентировали внимание на душе своих героев, на их внутреннем мире. Эти писатели призывали увидеть в «маленьком человеке» личность, достойную если не уважения, то сочувствия и понимания. 0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
/ Сочинения / Пушкин А.С. / Станционный смотритель / Образ «маленького человека» в произведениях Пушкина и Гоголя («Станционный смотритель» и «Шинель»)
Смотрите также по произведению “Станционный смотритель”:
Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.
Сочинение на тему маленького человека в повести Станционный смотритель Пушкин читать бесплатноТема «маленького человека» в повести Станционный смотритель
Тема «маленького человека» была одной из самых излюбленных в произведениях русских писателей начала девятнадцатого века. А.С. Пушкин не был исключением, и он, как никто другой, мог раскрыть все оттенки и краски души так называемого «Маленького человека» в своих произведениях.
Повесть «Станционный смотритель» рассказывает о чиновнике самого последнего четырнадцатого класса, Самсоне Вырине, который работа на станции в течение многих лет и исправно нес свою службу, качественно выполняя свою работу. Он был типичным «маленьким человеком», потому что никогда не стремился к чему-то большему, его устраивало его положение, он был счастлив тем, что имеет, и благодарен за это. Он считал, что не имеет права на больше, но и не уступал того, что, как ему казалось, принадлежит ему по праву.
Многие не любят станционных смотрителей, как говорит автор в начале произведения, потому что винят их во всем, что происходит на дороге, выплескивают на них свое раздражение. Не считаясь с тем, что они тоже люди, что у них тоже есть чувства. То же самое происходило и на станции, где главой был Самсон Вырин. Если не было лошадей, виноватым считали его, если на улице шел дождь, раздражение, злость и нетерпение выплескивали тоже на него. Он был подушкой для битья, и сносил все это со спартанским спокойствием, терпеливо и стойко, не жалуясь, без негодования.
«Маленькому человеку» свойственно недооценивать себя, считать, что у него меньше прав, если его чин ниже. Самсон Вырин не казался человеком такого типа поначалу, но он опустил руки, перестал пытаться вернуть свою дочь назад. Главную роль в этом сыграло то, что она уехала с человеком, который выше ее по положению. Который выше по положению, чем ее отец. Именно поэтому станционному смотрителю было так трудно соперничать с Минским, ведь он был не только богаче, он был более высокого положения, так что Самсон Вырин чувствовал себя не в силах бороться с таким соперником, может, он даже, чувствовал себя не в праве это делать.
Для него даже не главным было защитить честь своей дочери, он просто хотел вернуть ее обратно, домой, чтобы знать, что она снова в безопасности. Но когда он понимает, что не только Минский не отдаст ему Дуню, но и она сама не хочет ехать домой, он перестает что-либо делать и просто отправляется домой, смирившись со своим состоянием и положением. Именно эта тема поднимается в произведении, наряду с остальными, еще раз показан образ «маленького человека», отражены его действия, мысли, поступки.
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Жизнь Самсона Вырина ничем не отличалась от жизни таких же, как и он, станционных смотрителей,которые, чтобы иметь самое
необходимое для содержания своей семьи, готовы были молча выслушивать и так же молча сносить бесконечные оскорбления в свой адрес. Правда, семья у Самсона была небольшой : он да дочка-красавица. Жена Самсона умерла. Ради Дуни(так звали его дочь) и жил Самсон. В 14 лет Дуня была настоящей помощницей отцу: в доме прибраться, обед приготовить, прислужить проезжему-на всё была мастерица. Глядя на Дуню, на её красоту, добрее и милостивее становился даже тот, кто грубое обращение со станционными смотрителями взяли себе за правило. В первое наше знакомство с Самсоном Выриным он выглядел “свежим и добрым”. Несмотря на нелёгкую работу и зачастую грубое и несправедливое обращение с ним проезжающих-неозлобленного и общительного.
Однако как может изменить человека горе! Всего через несколько лет автор, встретившись с Самсоном, видит перед собой старца, неухоженного, склонного к пьянству,тускло прозябающего в заброшенном, неубранном своём жилище. Его Дуя, его надежда, та, что давала силы жить, уехала с малознакомым гусаром. Причём не с отцовского благословения , как это принято у честных людей, а тайком. Самсону было страшно подумать, что его милое дитя, как Дуня,которую он как мог оберегал от всяких опасностей, так поступила с ним и, главное, с собой-стала не женой, а любовницей. Пушкин сочувствует своему герою и относится к нему с уважением: честь для Самсона превыше всего, превыше богатства и денег. Не один раз судьба била этого человека, но ничто не заставило его так оступиться, так перестать любить жизнь, как поступок горячо любимой дочери. Материальная бедность для Самсона ничто по сравнению с опустошенностью души.
Вечерние огни уже зажигались в городе. Машины спешили в теплые гаражи, а их хозяева торопились вернуться в свои дома. Прислонившись щекой к окну, я смотрел на окраину города в сумеречных красках. Думаю, что именно сумерки – самое таинственное время. Переход из дневного порядка жизни в ночной романтизм всегда был мне интересен. Как соприкасаются два мира, две жизни. Маленький город засветился оранжево-желтым светом, в некоторых местах переливаясь голубовато-синим или фиолетовым. Вот зажегся фонарь, который находится прямо под моим окном во дворе. Под его светом кружились белые мухи. Они еще были совсем слабыми и несмелыми, долетая до земли, таяли, но все-таки несколько сантиметров зимы уже покрыли тротуары и дороги.
Посмотрев на часы, я убедился в том, что смогу еще множество раз вот так оглядываться, ждать, надеяться, но все равно это, ни к чему не приведет, я здесь один и никого не предвидится в ближайшее время. Никто не зайдет и не попросит меня о чем-то незначительном или очень важном, никто не налетит с укорами и упреками или никто не скажет спасибо. Сегодня и в ближайшее время мне даже не скажут «Привет». Полное одиночество. Если задержать дыхание, можно услышать только подергивание холодильника и шум за окном. Я слишком долго нахожусь в одиночестве, что бы смириться с этим. Здесь даже смирение не подходит. Не могу пожаловаться, что все в жизни так плохо или несчастно. Нет. Моя жизнь обычная и не такая уж безнадежная, но в ней не хватает огня. Хотя бы маленькой искры, которая бы развеяла туман неопределенности и серости, которая меня поглотила.
Я встал на ноги и отправился ну кухню, что бы сделать глоток воды. В полутемном коридоре я наткнулся на фотографию, смотревшую на меня со стены. С фотографии на меня смотрело несколько молодых улыбающихся ребят, которые были немного пьяны и беззаботно счастливы. Где же теперь все эти счастливые и молодые ребята? Куда их разбросала жизнь? А может быть, не разбросала? Может они, как и во время создания этого фото сидят сейчас во дворе все вместе и смеются над дурацкими шутками. Да, именно дурацкими, но общими и понятными всем, вызывающими улыбки и радость. Лучше не травить душу и пойти, скорее, выпить воды. Осушив стакан, я поставил его на прежнее место. Вещи помнят все прикосновения, всех людей, их состояние души. Помнят каждого в свой отмеренный срок. Вот только я не помню всех. А если даже кого и помню, то они кажутся такими далекими и недоступными, может быть даже чужими. Такое ощущение, что я потерял все в жизни, в один день лишился близких мне людей, абсолютно всех, даже просто знакомых, хорошо знакомых людей. Паника начала пульсировать в груди. Я опустился на пол рядом с батареей и начал вспоминать хотя бы одного человека, хотя бы одно лицо, образ, силуэт, характер. Может быть одежду или запах? «ДА НЕТ У ТЕБЯ НИКОГО! ТЫ ОДИН! ТЫ ВСЕГДА БЫЛ И БУДЕШЬ ОДИН ДО КОНЦА СВОИХ ДНЕЙ, ТЫ НИКОМУ НЕ НУЖЕН ЗДЕСЬ, ПОРА БЫ ЭТО ПОНЯТЬ»? мысли бегали как тараканы и забивали меня своими крепкими лапами.
?Я не один! Человек не может совсем быть один, у него обязательно есть кто-то близкий. Хотя бы для того, что бы поздороваться на лестничной клетке и пожелать удачного дня! – я сказал это вслух, что бы отогнать эти черные мысли и подступающее удушье слез. Я встал, нашел на столе коробок спичек, вытащил одну из них, посмотрел на нее. А ведь я могу сломать ее очень легко, и ничего не изменится, таких как она в коробке еще два десятка. Тогда я открыл коробок и взял в руку охапку спичек. Это сломать уже тяжелее, а если и сломаю, то зажечь огонь уже не смогу. Да и надо ли его будет потом зажигать. Поразмыслив, я зажег газовую горелку. Синее пламя зашипело и весело заплясало на плите. Руки быстро согревались от синих языков. Мне стало немного веселее. Я уже не один, со мной есть огонь, и я могу его погасить и снова зажечь.
Я вернулся в комнату и решил поставить какую-нибудь музыку. Мне в руки попался диск гитарного мастера и настоящего художника мелодий. Это был конечно же Jason Becker! Мелодия заструилась по комнате, и я открыл окно, что бы глотнуть воздуха и впустить немного зимы к себе. Уже стемнело, и во всех домах горел свет. Я медленно скользил взглядом по окнам, но не мог увидеть, ни одного знакомого лица. Неужели эти черные мысли возьмут надо мной верх? Но, стоп! Вот в окне сидит маленький мальчик, который, то ли считает снежинки на окне, то ли рассматривает чужие окна, как и я. Неожиданно для себя я вспомнил этого мальчика. Каждое утро я встречал его с родителями в городском автобусе. Но куда, же они ездили по утрам? ДА! ЕСТЬ! ВСПОМНИЛ! Они выходили возле городской больницы и постоянно спешили. Отец мальчика почти всегда вел его за руку, а мать шла рядом, опустив голову, скрывая заплаканное лицо. Что-то было не так. Тревога росла во мне. Откуда я это вдруг вспомнил? Но вспомнить бы к какому врачу и зачем они ходили каждое утро так рано. Мои мысли прервало движение в окне. В его комнату зашли каких-то два мальчика и принесли ему большую игрушку. Я наблюдал сцену детского веселья и настоящего счастья. Три маленьких друга были увлечены игрушкой и им было плевать на проблемы и заботы. Хорошо, что до настоящих проблем и невзгод им было еще очень далеко. Целые километры разноцветного детства. Но я ошибся. В окне, расположенном рядом загорелся свет. Туда забежала мать ребенка и я видел как у нее началась истерика, она исходила слезами, не могла найти себе места. Билась головой о стену. Через несколько секунд появился муж и обнял ее. Успокаивал, как мог, но все напрасно. Она закинула голову и рыдала во весь голос. Муж был очень мужественным и сильным мужчиной, он не оставил свою любимую. Через час ему удалось хоть немного остановить истерику жены и он отправился в детскую, что бы забрать мальчиков. Ребенок остался снова один. Он заметил меня. Его родители скорее всего повезли детей по домам и он, что бы не скучать смотрел в окно с новой игрушкой. С большим оранжевым тигром. Почему то я мысленно прозвал этого ребенка Тигренок. Он махнул мне рукой, улыбнувшись. Я ответил ему тем же. «Что же с тобой такое происходит, Тигренок?» – подумал я. Что не дает покоя твоим родителям? Какой барьер, помеха, стена? Как мне узнать? Тигренок смотрел на меня не отводя взгляд. Мне сделалось не по себе. Что я мог для него сделать? Вдруг все небо взорвалось салютом. Всполохи чертили небо яркими красками, вылетали букеты разноцветных искр, фонтаны прекраснейшего пламени рисовали различные узоры. Хлопки становились все громче. Я отвлекся на секунду на Тигренка, тот смотрел на то ночное шоу с грустной улыбкой. Он уловил мой взгляд и повернул голову в мою сторону. Я показал большой палец. Он ответил мне тем же. В его взгляде было что-то совсем не по-детски серьезное. Он как будто говорил со мной сквозь стекло, улыбался и обнимал своего плюшевого друга. А потом через мгновенье он исчез. Я не заметил как, но его не стало в окне. Наверное, вернулись родители и он убежал к ним. Я закрыл свое окно и вернулся к гитарным соло, вызывающим трепет во всем теле. И тут случилось нечто невероятное. Все перевернулось вокруг, комната закружилась у меня перед глазами, сердце начало колотиться в груди с бешеной скоростью. На столе завибрировал телефон. Пришло сообщение. Я не в силах понять, что тогда произошло. Но ощущение было такое, как будто мне вырвали кусок моей плоти и выкинули в окно. Я подошел к столу, взял телефон и прочитал смс: «Ужасно соскучилась, не могу больше ждать. Открывай дверь». Это был переломный момент. Воспоминания полезли в мою голову, подобно лопнувшей дамбе. Я постепенно начал вспоминать всех. Первая, кого я вспомнил была ОНА. Этот маленький источник моего счастья и вдохновения, моих мечтаний и тревог. Через мгновенье в дверь постучали. Я испугался, зрачки расширились. Но нужно было сделать этот шаг. Я открыл дверь. На пороге стояла ОНА. Ее улыбка говорила обо всем, она объяснила мне смысл этой жизни. Краски вернулись в мир. На распущенных темных волосах таял снег, глаза были полны неподдельной радости. В ее красоте не было ничего лишнего, все было просто, но эта простота была прекраснее всего, что я раньше видел. Ее непринужденность и легкость затмевали самый яркий свет. Она переступила порог и закрыла дверь. Я стоял как вкопанный и ничего не мог с этим поделать. Стоял и наслаждался каждым ее движением, боясь что-то упустить. ОНА дотронулась до меня и сказала:
? Эй, ну ты чего? Это же я! Ну, чего стоишь? Угостишь чаем? Я замерзла.
Я не понимал еще совсем, что к чему, но возвращался к жизни и произнес:
? Я тоже чуть было не замерз..
То, что произошло дальше описать словами просто невозможно. Во мне вспыхнуло новое солнце, зажглась лампочка в темном подвале, в котором я навсегда запрятал свои черные мысли. Радуга в моей квартире засияла всеми красками. Вот только…..
Через некоторое время я узнал, что Тигренок, счастливо улыбающийся, мне в ту ночь ушел из жизни. Врачи поставили ему диагноз рак мозга. Он пережил свой последний 6-летний день рождения, посмотрел на салют, который приготовили для него родители. Этот маленький человек с огромным сердцем. Вот так и не узнав его поближе и не услышав от него хотя бы слово, я потерял своего маленького друга, который так хотел жить и быть кому-то полезным и нужным в самый трудный момент. Но знаете что? Это был самый прекрасный салют в моей жизни!
Образ маленького человека в повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель» «Станционный смотритель» А. С. Пушкина — одно из произведений, входящих в цикл «Повести Белкина», разнообразных по настроению, композиции, тематике. Перед читателем разворачивается история из жизни простого человека, Самсона Вырина. Он — один из многих мелких чиновников, самый обычный, ничем не примечательный. Таких, как он, много в Российской империи, но Пушкина интересует судьба именно этот «маленького» человека, а не какого-нибудь выдающегося деятеля, героя, яркой личности. Простой человек оказывается ближе и понятнее читателю, его история не может никого оставить равнодушным. Уже с первых строк автор настраивает нас на драматичную ноту. Образ жизни и занятие Самсона Вырина вызывают жалость у проезжающих путешественников. Ведь станционный смотритель — это чиновник самого низшего ранга, вынужденный подчиняться всем вышестоящим. Он получает ото всех оскорбления и, с точки зрения окружающих, не заслуживает уважения. Однако в начале повести Самсон Вырин производит впечатление счастливого человека. Он силён и здоров. Смотритель доволен своей жизнью: ведь у него есть красавица дочь, которой он гордится и в которой души не чает. Через несколько лет всё изменилось. Самсон Вырин превратился в хилого старика, никому не нужного и всеми презираемого. Исчезновение Дуни сломало ему жизнь. Он стал жалким и несчастным. Оказалось, что человек вроде ротмистра Минского может причинить боль простому человеку, похитив его дочь, и не понести наказания. «Маленький» человек становится беззащитным не только с социальной точки зрения. Он оскорбрлен, его человеческое достоинство попрано. Литр сопереживает своему герою, называя его бедняк, бедный. Смотритель спивается и умирает. Белкин сочувствует беде несчастного смотрителя. Сердце рассказчика тронула трагедия Самсона Вырина. Он долго не мог забыть его историю. Горе смотрителя усиливается на фоне контраста со счастьем его дочери. Она стала богатой барыней, у неё трое детей. Но Дуня тоже несчастлива: её мучают угрызения совести, потому что она не получила отцовского прощения.
Одним из первых к теме “маленького человека” обратился Александр Сергеевич Пушкин в повести “Станционный смотритель”. Читатели с особым интересом и вниманием слушают рассказ Белкина, очевидца всех изложенных событий. Из-за особой формы повести — доверительной беседы — читатели проникаются тем настроением, которое нужно автору-рассказчику. Мы сострадаем бедному смотрителю. Верим, что это самый несчастный класс чиновников, которых любой обидит, оскорбит даже без видимой надобности, а просто так, чтобы доказать, главным образом себе, свою значимость или на несколько минут ускорить свое путешествие.
Но сам Вырин привык жить в этом несправедливом мире, приспособил свой нехитрый быт и доволен тем счастьем, которое послано ему в виде дочери. Она его радость, защитница, помощница в делах. Несмотря на довольно юный возраст, Дуня уже вошла в роль хозяйки станции. Она без страха и смущения смиряет гневливых посетителей. Умеет без лишних слов утихомирить самых “петушистых”. Природная красота этой девушки завораживает проезжающих. Увидя Дуню, они забывают, что куда-то спешили, хотели покинуть убогое жилище. И кажется, что так будет всегда: красавица хозяйка, неспешный разговор, бодрый и счастливый смотритель… Эти люди наивны и радушны, как дети. Они верят в доброту, благородство, силу красоты…
Поручик Минский, увидя Дуню, захотел приключений, романтики. Он не представлял, что бедный отец, чиновник четырнадцатого класса, посмеет противостоять ему — гусару, аристократу, богатому человеку. Отправляясь на поиски Дуни, Вырин не представляет себе, что будет делать, как сможет помочь дочери. Он, безмерно любя Дуню, надеется на чудо, и оно происходит. Найти в огромном Санкт-Петербурге Минского — это почти невозможно. Но провидение ведет несчастного отца. Он видит дочь, понимает ее положение — богатой содержанки — и хочет забрать ее. Но Минский гонит его в толчки.
Впервые Вырин понимает всю пропасть, разделяющую его и Минского — богатого аристократа. Старик видит тщетность своих надежд вернуть беглянку.
Что остается бедному отцу, потерявшему в лице дочери опору, смысл жизни? Возвратившись, он пьет, заливая вином свое горе, одиночество, обиду на весь мир. Перед нами теперь уже опустившийся человек, ничем не интересующийся, тяготящийся жизнью — этим бесценным даром.
Но Пушкин не был бы великим, если бы не показал жизнь во всем ее многообразии и развитии. Жизнь намного богаче и изобретательнее литературы, и писатель нам это показал. Опасения Самсона Вырина не оправдались. Дочь его не сделалась несчастною. Вероятно, она стала женой Минского. Посетив могилу отца, Дуня горько плачет. Она понимает, что ускорила кончину отца. Но она не просто сбежала из дома, а была увезена любимым человеком. Вначале плакала, а потом смирилась со своей участью. Да и не самая плохая ее ждала судьба. Мы не осуждаем ее, не Дуня все решала. Писатель также не ищет виноватых. Он просто показывает эпизод из жизни бесправного и бедного станционного смотрителя.
Повесть положила начало созданию в русской литературе своеобразной галереи образов “маленьких людей”. К этой теме обратятся впоследствии Гоголь и Достоевский, Некрасов и Салтыков-Щедрин… Но у истоков этой темы стоял великий Пушкин
Образ маленького человека в повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель» «Станционный смотритель» А. С. Пушкина — одно из произведений, входящих в цикл «Повести Белкина», разнообразных по настроению, композиции, тематике. Перед читателем разворачивается история из жизни простого человека, Самсона Вырина. Он — один из многих мелких чиновников, самый обычный, ничем не примечательный. Таких, как он, много в Российской империи, но Пушкина интересует судьба именно этот «маленького» человека, а не какого-нибудь выдающегося деятеля, героя, яркой личности. Простой человек оказывается ближе и понятнее читателю, его история не может никого оставить равнодушным. Уже с первых строк автор настраивает нас на драматичную ноту. Образ жизни и занятие Самсона Вырина вызывают жалость у проезжающих путешественников. Ведь станционный смотритель — это чиновник самого низшего ранга, вынужденный подчиняться всем вышестоящим. Он получает ото всех оскорбления и, с точки зрения окружающих, не заслуживает уважения. Однако в начале повести Самсон Вырин производит впечатление счастливого человека. Он силён и здоров. Смотритель доволен своей жизнью: ведь у него есть красавица дочь, которой он гордится и в которой души не чает. Через несколько лет всё изменилось. Самсон Вырин превратился в хилого старика, никому не нужного и всеми презираемого. Исчезновение Дуни сломало ему жизнь. Он стал жалким и несчастным. Оказалось, что человек вроде ротмистра Минского может причинить боль простому человеку, похитив его дочь, и не понести наказания. «Маленький» человек становится беззащитным не только с социальной точки зрения. Он оскорбрлен, его человеческое достоинство попрано. Литр сопереживает своему герою, называя его бедняк, бедный. Смотритель спивается и умирает. Белкин сочувствует беде несчастного смотрителя. Сердце рассказчика тронула трагедия Самсона Вырина. Он долго не мог забыть его историю. Горе смотрителя усиливается на фоне контраста со счастьем его дочери. Она стала богатой барыней, у неё трое детей. Но Дуня тоже несчастлива: её мучают угрызения совести, потому что она не получила отцовского прощения.
В произведении А. С. Пушкина «Станционный смотритель» повествуется об участи станционных смотрителей, чиновников 14-ого класса. На таких людей каждый проезжий мечтает выплеснуть все свои негативные эмоции. Рассказчик изъездил всю страну и был знаком со многими людьми, занимавшими эту должность.
Однажды рассказчик проезжал через почтовую станцию, где познакомился с Самсоном Выриным. Самсон Вырин – один из главных героев повести. Его судьба не отличалась от судеб других смотрителей, таких же, как он. У Самсона есть дочка Дуня, которая помогает ему по дому и заводит лошадей проезжих в конюшню, кормит и поит их. Немного погостив, рассказчик уехал.
Через некоторое время рассказчик снова проезжал это место и очень хотел встретиться со своим давним знакомым. Самсон рассказал своему другу о том, что Дуня сбежала с богатым проезжим под предлогом похода в церковь в воскресный день.
Из слов дьячка он узнал, что Дуни даже не было в церкви. Он хотел уберечь дочь и сильно за неё волновался, из-за этого он заболел. Этот проезжий был гусаром Минским. Самсон очень хотел увидеть дочь и разыскал этого гусара в Петербурге. Минский уверял Самсона, что любит Дуню и, дав ему денег, выпроводил на улицу. Но Самсон не мог с этим смириться. Однажды он увидел этого гусара на Литейной. Он проследил за ним и последовал по его пути.
Он попал в комнату, где сидели Дуня и Минский. Увидев отца, Дуня упала в обморок. Гусар выгнал его на лестницу и не пустил в дом. Оставшуюся жизнь смотритель ничего не знал о судьбе своей дочери. Из-за тоски и вечных волнений за свою дочь Самсон спился и умер. Он боялся, что для Минского Дуня будет лишь игрушкой на некоторое время и после он её бросит, даже не думая о свадьбе.
В своей повети Пушкин хотел показать нам, что станционные смотрители это люди, голимые обществом. Они живут и мыслят по-плохому из-за своей должности, которая для них становится жизнью. И, несмотря на то, что их жизнь очень тяжела и трагична, они могут любить и чувствовать. Они обладают поистине большим сердцем, но нужно беречь это сердце, иначе оно перестанет быть таким добрым.
История Самсона Вырина, смотрителя на одной из Богом забытых станций, разворачивается перед читателем со слов рассказчика, волею судьбы несколько раз посетившего эти места.
В первый раз мы видим главного героя, чиновника невысокого ранга, несколько забитого и униженного, но, по большому счету, довольного жизнью. Текущее положение дел его вполне устраивает, а 14-летняя его дочь – единственная гордость и смысл существования. Сердце отца переполнено любовью: дочь и умница, и красавица, умением и сноровкой напоминает ему покойную жену. Гости, даже самые разгневанные из них, быстро успокаивались, стоило Дуне (так звали девушку) выйти к ним.
Но недолго продолжалось счастье: увлеченная заезжим ротмистром, Дуня украдкой покидает дом отца, разбив ему сердце.
Маленький человек с разбитым сердцем – что может быть ужаснее? Даже найдя дочку в Петербурге, Самсон Вырин не успокаивается: кто знает, какая судьба ожидает ее в дальнейшем? Униженный и вытолканный из господского дома, возвращается он домой, где потихоньку спивается.
Пушкин, один из первых писателей в русской литературе, кто попытался привлечь внимание читателей к проблемам человека, маленького, если говорить о его социальном статусе, обладающего большим любящим сердцем.
Тема маленького человека в “Станционном смотрителе” также обсуждается здесь.
Одним из первых к теме “маленького человека” обратился Александр Сергеевич Пушкин в повести “Станционный смотритель”. Читатели с особым интересом и вниманием слушают рассказ Белкина, очевидца всех изложенных событий. Из-за особой формы повести – доверительной беседы – читатели проникаются тем настроением, которое нужно автору-рассказчику. Мы сострадаем бедному смотрителю. Верим, что это самый несчастный класс чиновников, которых любой обидит, оскорбит даже без видимой надобности, а просто так, чтобы доказать, главным образом себе, свою значимость или на несколько минут ускорить свое путешествие.
Но сам Вырин привык жить в этом несправедливом мире, приспособил свой нехитрый быт и доволен тем счастьем, которое послано ему в виде дочери. Она его радость, защитница, помощница в делах. Несмотря на довольно юный возраст, Дуня уже вошла в роль хозяйки станции. Она без страха и смущения смиряет гневливых посетителей. Умеет без лишних слов утихомирить самых “петушистых”. Природная красота этой девушки завораживает проезжающих. Увидя Дуню, они забывают, что куда-то спешили, хотели покинуть убогое жилище. И кажется, что так будет всегда: красавица хозяйка, неспешный разговор, бодрый и счастливый смотритель … Эти люди наивны и радушны, как дети. Они верят в доброту, благородство, силу красоты …
Поручик Минский, увидя Дуню, захотел приключений, романтики. Он не представлял, что бедный отец, чиновник четырнадцатого класса, посмеет противостоять ему – гусару, аристократу, богатому человеку. Отправляясь на поиски Дуни, Вырин не представляет себе, что будет делать, как сможет помочь дочери. Он, безмерно любя Дуню, надеется на чудо, и оно происходит. Найти в огромном Санкт-Петербурге Минского – это почти невозможно. Но провидение ведет несчастного отца. Он видит дочь, понимает ее положение – богатой содержанки – и хочет забрать ее. Но Минский гонит его в толчки.
Впервые Вырин понимает всю пропасть, разделяющую его и Минского – богатого аристократа. Старик видит тщетность своих надежд вернуть беглянку.
Что остается бедному отцу, потерявшему в лице дочери опору, смысл жизни? Возвратившись, он пьет, заливая вином свое горе, одиночество, обиду на весь мир. Перед нами теперь уже опустившийся человек, ничем не интересующийся, тяготящийся жизнью – этим бесценным даром.
Но Пушкин не был бы великим, если бы не показал жизнь во всем ее многообразии и развитии. Жизнь намного богаче и изобретательнее литературы, и писатель нам это показал. Опасения Самсона Вырина не оправдались. Дочь его не сделалась несчастною. Вероятно, она стала женой Минского. Посетив могилу отца, Дуня горько плачет. Она понимает, что ускорила кончину отца. Но она не просто сбежала из дома, а была увезена любимым человеком. Вначале плакала, а потом смирилась со своей участью. Да и не самая плохая ее ждала судьба. Мы не осуждаем ее, не Дуня все решала. Писатель также не ищет виноватых. Он просто показывает эпизод из жизни бесправного и бедного станционного смотрителя.
Повесть положила начало созданию в русской литературе своеобразной галереи образов “маленьких людей”. К этой теме обратятся впоследствии Гоголь и Достоевский, Некрасов и Салтыков-Щедрин … Но у истоков этой темы стоял великий Пушкин
В произведении А. С. Пушкина «Станционный смотритель» повествуется об участи станционных смотрителей, чиновников 14-ого класса. На таких людей каждый проезжий мечтает выплеснуть все свои негативные эмоции. Рассказчик изъездил всю страну и был знаком со многими людьми, занимавшими эту должность.
Однажды рассказчик проезжал через почтовую станцию, где познакомился с Самсоном Выриным. Самсон Вырин – один из главных героев повести. Его судьба не отличалась от судеб других смотрителей, таких же, как он. У Самсона есть дочка Дуня, которая помогает ему по дому и заводит лошадей проезжих в конюшню, кормит и поит их. Немного погостив, рассказчик уехал.
Через некоторое время рассказчик снова проезжал это место и очень хотел встретиться со своим давним знакомым. Самсон рассказал своему другу о том, что Дуня сбежала с богатым проезжим под предлогом похода в церковь в воскресный день. Из слов дьячка он узнал, что Дуни даже не было в церкви. Он хотел уберечь дочь и сильно за неё волновался, из-за этого он заболел. Этот проезжий был гусаром Минским. Самсон очень хотел увидеть дочь и разыскал этого гусара в Петербурге. Минский уверял Самсона, что любит Дуню и, дав ему денег, выпроводил на улицу. Но Самсон не мог с этим смириться.
Однажды он увидел этого гусара на Литейной. Он проследил за ним и последовал по его пути. Он попал в комнату, где сидели Дуня и Минский. Увидев отца, Дуня упала в обморок. Гусар выгнал его на лестницу и не пустил в дом. Оставшуюся жизнь смотритель ничего не знал о судьбе своей дочери. Из-за тоски и вечных волнений за свою дочь Самсон спился и умер. Он боялся, что для Минского Дуня будет лишь игрушкой на некоторое время и после он её бросит, даже не думая о свадьбе.
В своей повети Пушкин хотел показать нам, что станционные смотрители это люди, голимые обществом. Они живут и мыслят по-плохому из-за своей должности, которая для них становится жизнью. И, несмотря на то, что их жизнь очень тяжела и трагична, они могут любить и чувствовать. Они обладают поистине большим сердцем, но нужно беречь это сердце, иначе оно перестанет быть таким добрым.
Жизнь Самсона Вырина ничем не отличалась от жизни таких же, как и он, станционных смотрителей,которые, чтобы иметь самое
необходимое для содержания своей семьи, готовы были молча выслушивать и так же молча сносить бесконечные оскорбления в свой адрес. Правда, семья у Самсона была небольшой : он да дочка-красавица. Жена Самсона умерла. Ради Дуни(так звали его дочь) и жил Самсон. В 14 лет Дуня была настоящей помощницей отцу: в доме прибраться, обед приготовить, прислужить проезжему-на всё была мастерица. Глядя на Дуню, на её красоту, добрее и милостивее становился даже тот, кто грубое обращение со станционными смотрителями взяли себе за правило. В первое наше знакомство с Самсоном Выриным он выглядел “свежим и добрым”. Несмотря на нелёгкую работу и зачастую грубое и несправедливое обращение с ним проезжающих-неозлобленного и общительного.
Однако как может изменить человека горе! Всего через несколько лет автор, встретившись с Самсоном, видит перед собой старца, неухоженного, склонного к пьянству,тускло прозябающего в заброшенном, неубранном своём жилище. Его Дуя, его надежда, та, что давала силы жить, уехала с малознакомым гусаром. Причём не с отцовского благословения , как это принято у честных людей, а тайком. Самсону было страшно подумать, что его милое дитя, как Дуня,которую он как мог оберегал от всяких опасностей, так поступила с ним и, главное, с собой-стала не женой, а любовницей. Пушкин сочувствует своему герою и относится к нему с уважением: честь для Самсона превыше всего, превыше богатства и денег. Не один раз судьба била этого человека, но ничто не заставило его так оступиться, так перестать любить жизнь, как поступок горячо любимой дочери. Материальная бедность для Самсона ничто по сравнению с опустошенностью души.
Но «маленьким» этот человек является еще и потому, что его внутренний мир очень ограничен. Гоголевский герой незначителен и незаметен. Даже имя его переводится с греческого языка как «смиреннейший». Акакий Акакиевич очень исполнителен, но при этом он даже не задумывается над тем, что делает. Поэтому-то герой начинает сильно волноваться, когда нужно хоть немного проявить сообразительность. Но самое интересное, что Башмачкин так разуверился в себе, что даже не пытается измениться, совершенствоваться. Он лишь снова и снова повторяет: «Нет, лучше дайте я перепишу что-нибудь».
Единственным смыслом жизни героя становится сбор денег на покупку шинели. Он безумно счастлив от одной только мысли об исполнении этого желания. Неудивительно, что кража чудесной шинели, приобретенной с таким трудом, стала для Башмачкина настоящей трагедией. Окружающие Акакия Акакиевича люди только лишь посмеялись над его бедой. Никто даже не попытался понять этого человека, а, тем более, помочь ему. Самое ужасное, на мой взгляд, заключается в том, что никто не заметил и смерти Башмачкина, никто не вспомнил о нем после.
Фантастичен эпизод воскресения Акакия Акакиевича в эпилоге повести. Теперь этот герой якобы блуждает по Петербургу и срывает с прохожих шинели и шубы. Такова месть Башмачкина. Он успокаивается только тогда, когда срывает шинель со «значительного лица», который сильно повлиял на судьбу героя. Только теперь Акакий Акакиевич Башмачкин вырастает в собственных глазах. По мнению Гоголя, даже в жизни самого ничтожного человека есть минуты, когда он может стать сильной личностью, умеющей постоять за себя.
Таким образом, тема «маленького» человека является сквозной в русской литературе 19 века. Крупнейшие писатели обращались к этой теме, по-своему трактуя и разрабатывая ее. Пушкин делал акцент на личной смиренности своего героя, Гоголь – на равнодушие социума. Но оба художника, следуя гуманистической традиции русской классической литературы, акцентировали внимание на душе своих героев, на их внутреннем мире. Эти писатели призывали увидеть в «маленьком человеке» личность, достойную если не уважения, то сочувствия и понимания.
0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
/ Сочинения / Пушкин А.С. / Станционный смотритель / Образ «маленького человека» в произведениях Пушкина и Гоголя («Станционный смотритель» и «Шинель»)
Смотрите также по произведению “Станционный смотритель”:
Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.
Сочинение на тему маленького человека в повести Станционный смотритель Пушкин читать бесплатноТема «маленького человека» в повести Станционный смотритель
Тема «маленького человека» была одной из самых излюбленных в произведениях русских писателей начала девятнадцатого века. А.С. Пушкин не был исключением, и он, как никто другой, мог раскрыть все оттенки и краски души так называемого «Маленького человека» в своих произведениях.
Повесть «Станционный смотритель» рассказывает о чиновнике самого последнего четырнадцатого класса, Самсоне Вырине, который работа на станции в течение многих лет и исправно нес свою службу, качественно выполняя свою работу. Он был типичным «маленьким человеком», потому что никогда не стремился к чему-то большему, его устраивало его положение, он был счастлив тем, что имеет, и благодарен за это. Он считал, что не имеет права на больше, но и не уступал того, что, как ему казалось, принадлежит ему по праву.
Многие не любят станционных смотрителей, как говорит автор в начале произведения, потому что винят их во всем, что происходит на дороге, выплескивают на них свое раздражение. Не считаясь с тем, что они тоже люди, что у них тоже есть чувства. То же самое происходило и на станции, где главой был Самсон Вырин. Если не было лошадей, виноватым считали его, если на улице шел дождь, раздражение, злость и нетерпение выплескивали тоже на него. Он был подушкой для битья, и сносил все это со спартанским спокойствием, терпеливо и стойко, не жалуясь, без негодования.
«Маленькому человеку» свойственно недооценивать себя, считать, что у него меньше прав, если его чин ниже. Самсон Вырин не казался человеком такого типа поначалу, но он опустил руки, перестал пытаться вернуть свою дочь назад. Главную роль в этом сыграло то, что она уехала с человеком, который выше ее по положению. Который выше по положению, чем ее отец. Именно поэтому станционному смотрителю было так трудно соперничать с Минским, ведь он был не только богаче, он был более высокого положения, так что Самсон Вырин чувствовал себя не в силах бороться с таким соперником, может, он даже, чувствовал себя не в праве это делать.
Для него даже не главным было защитить честь своей дочери, он просто хотел вернуть ее обратно, домой, чтобы знать, что она снова в безопасности. Но когда он понимает, что не только Минский не отдаст ему Дуню, но и она сама не хочет ехать домой, он перестает что-либо делать и просто отправляется домой, смирившись со своим состоянием и положением. Именно эта тема поднимается в произведении, наряду с остальными, еще раз показан образ «маленького человека», отражены его действия, мысли, поступки.
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Жизнь Самсона Вырина ничем не отличалась от жизни таких же, как и он, станционных смотрителей,которые, чтобы иметь самое
необходимое для содержания своей семьи, готовы были молча выслушивать и так же молча сносить бесконечные оскорбления в свой адрес. Правда, семья у Самсона была небольшой : он да дочка-красавица. Жена Самсона умерла. Ради Дуни(так звали его дочь) и жил Самсон. В 14 лет Дуня была настоящей помощницей отцу: в доме прибраться, обед приготовить, прислужить проезжему-на всё была мастерица. Глядя на Дуню, на её красоту, добрее и милостивее становился даже тот, кто грубое обращение со станционными смотрителями взяли себе за правило. В первое наше знакомство с Самсоном Выриным он выглядел “свежим и добрым”. Несмотря на нелёгкую работу и зачастую грубое и несправедливое обращение с ним проезжающих-неозлобленного и общительного.
Однако как может изменить человека горе! Всего через несколько лет автор, встретившись с Самсоном, видит перед собой старца, неухоженного, склонного к пьянству,тускло прозябающего в заброшенном, неубранном своём жилище. Его Дуя, его надежда, та, что давала силы жить, уехала с малознакомым гусаром. Причём не с отцовского благословения , как это принято у честных людей, а тайком. Самсону было страшно подумать, что его милое дитя, как Дуня,которую он как мог оберегал от всяких опасностей, так поступила с ним и, главное, с собой-стала не женой, а любовницей. Пушкин сочувствует своему герою и относится к нему с уважением: честь для Самсона превыше всего, превыше богатства и денег. Не один раз судьба била этого человека, но ничто не заставило его так оступиться, так перестать любить жизнь, как поступок горячо любимой дочери. Материальная бедность для Самсона ничто по сравнению с опустошенностью души.
Вечерние огни уже зажигались в городе. Машины спешили в теплые гаражи, а их хозяева торопились вернуться в свои дома. Прислонившись щекой к окну, я смотрел на окраину города в сумеречных красках. Думаю, что именно сумерки – самое таинственное время. Переход из дневного порядка жизни в ночной романтизм всегда был мне интересен. Как соприкасаются два мира, две жизни. Маленький город засветился оранжево-желтым светом, в некоторых местах переливаясь голубовато-синим или фиолетовым. Вот зажегся фонарь, который находится прямо под моим окном во дворе. Под его светом кружились белые мухи. Они еще были совсем слабыми и несмелыми, долетая до земли, таяли, но все-таки несколько сантиметров зимы уже покрыли тротуары и дороги.
Посмотрев на часы, я убедился в том, что смогу еще множество раз вот так оглядываться, ждать, надеяться, но все равно это, ни к чему не приведет, я здесь один и никого не предвидится в ближайшее время. Никто не зайдет и не попросит меня о чем-то незначительном или очень важном, никто не налетит с укорами и упреками или никто не скажет спасибо. Сегодня и в ближайшее время мне даже не скажут «Привет». Полное одиночество. Если задержать дыхание, можно услышать только подергивание холодильника и шум за окном. Я слишком долго нахожусь в одиночестве, что бы смириться с этим. Здесь даже смирение не подходит. Не могу пожаловаться, что все в жизни так плохо или несчастно. Нет. Моя жизнь обычная и не такая уж безнадежная, но в ней не хватает огня. Хотя бы маленькой искры, которая бы развеяла туман неопределенности и серости, которая меня поглотила.
Я встал на ноги и отправился ну кухню, что бы сделать глоток воды. В полутемном коридоре я наткнулся на фотографию, смотревшую на меня со стены. С фотографии на меня смотрело несколько молодых улыбающихся ребят, которые были немного пьяны и беззаботно счастливы. Где же теперь все эти счастливые и молодые ребята? Куда их разбросала жизнь? А может быть, не разбросала? Может они, как и во время создания этого фото сидят сейчас во дворе все вместе и смеются над дурацкими шутками. Да, именно дурацкими, но общими и понятными всем, вызывающими улыбки и радость. Лучше не травить душу и пойти, скорее, выпить воды. Осушив стакан, я поставил его на прежнее место. Вещи помнят все прикосновения, всех людей, их состояние души. Помнят каждого в свой отмеренный срок. Вот только я не помню всех. А если даже кого и помню, то они кажутся такими далекими и недоступными, может быть даже чужими. Такое ощущение, что я потерял все в жизни, в один день лишился близких мне людей, абсолютно всех, даже просто знакомых, хорошо знакомых людей. Паника начала пульсировать в груди. Я опустился на пол рядом с батареей и начал вспоминать хотя бы одного человека, хотя бы одно лицо, образ, силуэт, характер. Может быть одежду или запах? «ДА НЕТ У ТЕБЯ НИКОГО! ТЫ ОДИН! ТЫ ВСЕГДА БЫЛ И БУДЕШЬ ОДИН ДО КОНЦА СВОИХ ДНЕЙ, ТЫ НИКОМУ НЕ НУЖЕН ЗДЕСЬ, ПОРА БЫ ЭТО ПОНЯТЬ»? мысли бегали как тараканы и забивали меня своими крепкими лапами.
?Я не один! Человек не может совсем быть один, у него обязательно есть кто-то близкий. Хотя бы для того, что бы поздороваться на лестничной клетке и пожелать удачного дня! – я сказал это вслух, что бы отогнать эти черные мысли и подступающее удушье слез. Я встал, нашел на столе коробок спичек, вытащил одну из них, посмотрел на нее. А ведь я могу сломать ее очень легко, и ничего не изменится, таких как она в коробке еще два десятка. Тогда я открыл коробок и взял в руку охапку спичек. Это сломать уже тяжелее, а если и сломаю, то зажечь огонь уже не смогу. Да и надо ли его будет потом зажигать. Поразмыслив, я зажег газовую горелку. Синее пламя зашипело и весело заплясало на плите. Руки быстро согревались от синих языков. Мне стало немного веселее. Я уже не один, со мной есть огонь, и я могу его погасить и снова зажечь.
Я вернулся в комнату и решил поставить какую-нибудь музыку. Мне в руки попался диск гитарного мастера и настоящего художника мелодий. Это был конечно же Jason Becker! Мелодия заструилась по комнате, и я открыл окно, что бы глотнуть воздуха и впустить немного зимы к себе. Уже стемнело, и во всех домах горел свет. Я медленно скользил взглядом по окнам, но не мог увидеть, ни одного знакомого лица. Неужели эти черные мысли возьмут надо мной верх? Но, стоп! Вот в окне сидит маленький мальчик, который, то ли считает снежинки на окне, то ли рассматривает чужие окна, как и я. Неожиданно для себя я вспомнил этого мальчика. Каждое утро я встречал его с родителями в городском автобусе. Но куда, же они ездили по утрам? ДА! ЕСТЬ! ВСПОМНИЛ! Они выходили возле городской больницы и постоянно спешили. Отец мальчика почти всегда вел его за руку, а мать шла рядом, опустив голову, скрывая заплаканное лицо. Что-то было не так. Тревога росла во мне. Откуда я это вдруг вспомнил? Но вспомнить бы к какому врачу и зачем они ходили каждое утро так рано. Мои мысли прервало движение в окне. В его комнату зашли каких-то два мальчика и принесли ему большую игрушку. Я наблюдал сцену детского веселья и настоящего счастья. Три маленьких друга были увлечены игрушкой и им было плевать на проблемы и заботы. Хорошо, что до настоящих проблем и невзгод им было еще очень далеко. Целые километры разноцветного детства. Но я ошибся. В окне, расположенном рядом загорелся свет. Туда забежала мать ребенка и я видел как у нее началась истерика, она исходила слезами, не могла найти себе места. Билась головой о стену. Через несколько секунд появился муж и обнял ее. Успокаивал, как мог, но все напрасно. Она закинула голову и рыдала во весь голос. Муж был очень мужественным и сильным мужчиной, он не оставил свою любимую. Через час ему удалось хоть немного остановить истерику жены и он отправился в детскую, что бы забрать мальчиков. Ребенок остался снова один. Он заметил меня. Его родители скорее всего повезли детей по домам и он, что бы не скучать смотрел в окно с новой игрушкой. С большим оранжевым тигром. Почему то я мысленно прозвал этого ребенка Тигренок. Он махнул мне рукой, улыбнувшись. Я ответил ему тем же. «Что же с тобой такое происходит, Тигренок?» – подумал я. Что не дает покоя твоим родителям? Какой барьер, помеха, стена? Как мне узнать? Тигренок смотрел на меня не отводя взгляд. Мне сделалось не по себе. Что я мог для него сделать? Вдруг все небо взорвалось салютом. Всполохи чертили небо яркими красками, вылетали букеты разноцветных искр, фонтаны прекраснейшего пламени рисовали различные узоры. Хлопки становились все громче. Я отвлекся на секунду на Тигренка, тот смотрел на то ночное шоу с грустной улыбкой. Он уловил мой взгляд и повернул голову в мою сторону. Я показал большой палец. Он ответил мне тем же. В его взгляде было что-то совсем не по-детски серьезное. Он как будто говорил со мной сквозь стекло, улыбался и обнимал своего плюшевого друга. А потом через мгновенье он исчез. Я не заметил как, но его не стало в окне. Наверное, вернулись родители и он убежал к ним. Я закрыл свое окно и вернулся к гитарным соло, вызывающим трепет во всем теле. И тут случилось нечто невероятное. Все перевернулось вокруг, комната закружилась у меня перед глазами, сердце начало колотиться в груди с бешеной скоростью. На столе завибрировал телефон. Пришло сообщение. Я не в силах понять, что тогда произошло. Но ощущение было такое, как будто мне вырвали кусок моей плоти и выкинули в окно. Я подошел к столу, взял телефон и прочитал смс: «Ужасно соскучилась, не могу больше ждать. Открывай дверь». Это был переломный момент. Воспоминания полезли в мою голову, подобно лопнувшей дамбе. Я постепенно начал вспоминать всех. Первая, кого я вспомнил была ОНА. Этот маленький источник моего счастья и вдохновения, моих мечтаний и тревог. Через мгновенье в дверь постучали. Я испугался, зрачки расширились. Но нужно было сделать этот шаг. Я открыл дверь. На пороге стояла ОНА. Ее улыбка говорила обо всем, она объяснила мне смысл этой жизни. Краски вернулись в мир. На распущенных темных волосах таял снег, глаза были полны неподдельной радости. В ее красоте не было ничего лишнего, все было просто, но эта простота была прекраснее всего, что я раньше видел. Ее непринужденность и легкость затмевали самый яркий свет. Она переступила порог и закрыла дверь. Я стоял как вкопанный и ничего не мог с этим поделать. Стоял и наслаждался каждым ее движением, боясь что-то упустить. ОНА дотронулась до меня и сказала:
? Эй, ну ты чего? Это же я! Ну, чего стоишь? Угостишь чаем? Я замерзла.
Я не понимал еще совсем, что к чему, но возвращался к жизни и произнес:
? Я тоже чуть было не замерз..
То, что произошло дальше описать словами просто невозможно. Во мне вспыхнуло новое солнце, зажглась лампочка в темном подвале, в котором я навсегда запрятал свои черные мысли. Радуга в моей квартире засияла всеми красками. Вот только…..
Через некоторое время я узнал, что Тигренок, счастливо улыбающийся, мне в ту ночь ушел из жизни. Врачи поставили ему диагноз рак мозга. Он пережил свой последний 6-летний день рождения, посмотрел на салют, который приготовили для него родители. Этот маленький человек с огромным сердцем. Вот так и не узнав его поближе и не услышав от него хотя бы слово, я потерял своего маленького друга, который так хотел жить и быть кому-то полезным и нужным в самый трудный момент. Но знаете что? Это был самый прекрасный салют в моей жизни!
Образ маленького человека в повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель» «Станционный смотритель» А. С. Пушкина — одно из произведений, входящих в цикл «Повести Белкина», разнообразных по настроению, композиции, тематике. Перед читателем разворачивается история из жизни простого человека, Самсона Вырина. Он — один из многих мелких чиновников, самый обычный, ничем не примечательный. Таких, как он, много в Российской империи, но Пушкина интересует судьба именно этот «маленького» человека, а не какого-нибудь выдающегося деятеля, героя, яркой личности. Простой человек оказывается ближе и понятнее читателю, его история не может никого оставить равнодушным. Уже с первых строк автор настраивает нас на драматичную ноту. Образ жизни и занятие Самсона Вырина вызывают жалость у проезжающих путешественников. Ведь станционный смотритель — это чиновник самого низшего ранга, вынужденный подчиняться всем вышестоящим. Он получает ото всех оскорбления и, с точки зрения окружающих, не заслуживает уважения. Однако в начале повести Самсон Вырин производит впечатление счастливого человека. Он силён и здоров. Смотритель доволен своей жизнью: ведь у него есть красавица дочь, которой он гордится и в которой души не чает. Через несколько лет всё изменилось. Самсон Вырин превратился в хилого старика, никому не нужного и всеми презираемого. Исчезновение Дуни сломало ему жизнь. Он стал жалким и несчастным. Оказалось, что человек вроде ротмистра Минского может причинить боль простому человеку, похитив его дочь, и не понести наказания. «Маленький» человек становится беззащитным не только с социальной точки зрения. Он оскорбрлен, его человеческое достоинство попрано. Литр сопереживает своему герою, называя его бедняк, бедный. Смотритель спивается и умирает. Белкин сочувствует беде несчастного смотрителя. Сердце рассказчика тронула трагедия Самсона Вырина. Он долго не мог забыть его историю. Горе смотрителя усиливается на фоне контраста со счастьем его дочери. Она стала богатой барыней, у неё трое детей. Но Дуня тоже несчастлива: её мучают угрызения совести, потому что она не получила отцовского прощения.
Одним из первых к теме “маленького человека” обратился Александр Сергеевич Пушкин в повести “Станционный смотритель”. Читатели с особым интересом и вниманием слушают рассказ Белкина, очевидца всех изложенных событий. Из-за особой формы повести — доверительной беседы — читатели проникаются тем настроением, которое нужно автору-рассказчику. Мы сострадаем бедному смотрителю. Верим, что это самый несчастный класс чиновников, которых любой обидит, оскорбит даже без видимой надобности, а просто так, чтобы доказать, главным образом себе, свою значимость или на несколько минут ускорить свое путешествие.
Но сам Вырин привык жить в этом несправедливом мире, приспособил свой нехитрый быт и доволен тем счастьем, которое послано ему в виде дочери. Она его радость, защитница, помощница в делах. Несмотря на довольно юный возраст, Дуня уже вошла в роль хозяйки станции. Она без страха и смущения смиряет гневливых посетителей. Умеет без лишних слов утихомирить самых “петушистых”. Природная красота этой девушки завораживает проезжающих. Увидя Дуню, они забывают, что куда-то спешили, хотели покинуть убогое жилище. И кажется, что так будет всегда: красавица хозяйка, неспешный разговор, бодрый и счастливый смотритель… Эти люди наивны и радушны, как дети. Они верят в доброту, благородство, силу красоты…
Поручик Минский, увидя Дуню, захотел приключений, романтики. Он не представлял, что бедный отец, чиновник четырнадцатого класса, посмеет противостоять ему — гусару, аристократу, богатому человеку. Отправляясь на поиски Дуни, Вырин не представляет себе, что будет делать, как сможет помочь дочери. Он, безмерно любя Дуню, надеется на чудо, и оно происходит. Найти в огромном Санкт-Петербурге Минского — это почти невозможно. Но провидение ведет несчастного отца. Он видит дочь, понимает ее положение — богатой содержанки — и хочет забрать ее. Но Минский гонит его в толчки.
Впервые Вырин понимает всю пропасть, разделяющую его и Минского — богатого аристократа. Старик видит тщетность своих надежд вернуть беглянку.
Что остается бедному отцу, потерявшему в лице дочери опору, смысл жизни? Возвратившись, он пьет, заливая вином свое горе, одиночество, обиду на весь мир. Перед нами теперь уже опустившийся человек, ничем не интересующийся, тяготящийся жизнью — этим бесценным даром.
Но Пушкин не был бы великим, если бы не показал жизнь во всем ее многообразии и развитии. Жизнь намного богаче и изобретательнее литературы, и писатель нам это показал. Опасения Самсона Вырина не оправдались. Дочь его не сделалась несчастною. Вероятно, она стала женой Минского. Посетив могилу отца, Дуня горько плачет. Она понимает, что ускорила кончину отца. Но она не просто сбежала из дома, а была увезена любимым человеком. Вначале плакала, а потом смирилась со своей участью. Да и не самая плохая ее ждала судьба. Мы не осуждаем ее, не Дуня все решала. Писатель также не ищет виноватых. Он просто показывает эпизод из жизни бесправного и бедного станционного смотрителя.
Повесть положила начало созданию в русской литературе своеобразной галереи образов “маленьких людей”. К этой теме обратятся впоследствии Гоголь и Достоевский, Некрасов и Салтыков-Щедрин… Но у истоков этой темы стоял великий Пушкин
Образ маленького человека в повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель» «Станционный смотритель» А. С. Пушкина — одно из произведений, входящих в цикл «Повести Белкина», разнообразных по настроению, композиции, тематике. Перед читателем разворачивается история из жизни простого человека, Самсона Вырина. Он — один из многих мелких чиновников, самый обычный, ничем не примечательный. Таких, как он, много в Российской империи, но Пушкина интересует судьба именно этот «маленького» человека, а не какого-нибудь выдающегося деятеля, героя, яркой личности. Простой человек оказывается ближе и понятнее читателю, его история не может никого оставить равнодушным. Уже с первых строк автор настраивает нас на драматичную ноту. Образ жизни и занятие Самсона Вырина вызывают жалость у проезжающих путешественников. Ведь станционный смотритель — это чиновник самого низшего ранга, вынужденный подчиняться всем вышестоящим. Он получает ото всех оскорбления и, с точки зрения окружающих, не заслуживает уважения. Однако в начале повести Самсон Вырин производит впечатление счастливого человека. Он силён и здоров. Смотритель доволен своей жизнью: ведь у него есть красавица дочь, которой он гордится и в которой души не чает. Через несколько лет всё изменилось. Самсон Вырин превратился в хилого старика, никому не нужного и всеми презираемого. Исчезновение Дуни сломало ему жизнь. Он стал жалким и несчастным. Оказалось, что человек вроде ротмистра Минского может причинить боль простому человеку, похитив его дочь, и не понести наказания. «Маленький» человек становится беззащитным не только с социальной точки зрения. Он оскорбрлен, его человеческое достоинство попрано. Литр сопереживает своему герою, называя его бедняк, бедный. Смотритель спивается и умирает. Белкин сочувствует беде несчастного смотрителя. Сердце рассказчика тронула трагедия Самсона Вырина. Он долго не мог забыть его историю. Горе смотрителя усиливается на фоне контраста со счастьем его дочери. Она стала богатой барыней, у неё трое детей. Но Дуня тоже несчастлива: её мучают угрызения совести, потому что она не получила отцовского прощения.