Сочинение на тему маленького человека в невском проспекте

6 вариантов

  1. Пирогов, при всей схожести истории (красавица, неожиданный поворот событий), нигде не может выйти из магического круга пошлости. Пошлостью одинаково окрашены удачи и неудачи Пирогова, а катастрофа, завершающая его любовное похождение и быстрое забвение им позора – достойно венчает рассказ о нем. Это контрастирует с возвышенной и человечной историей наивного Пискарева.
    В повести “Записки сумасшедшего” Гоголь изображает трагическую судьбу человека, задохнувшегося в пустом мертвом мире власти чинов и золота. К мелкому чиновнику Поприщину окружающие его люди относятся с презрением, потому что у него “нет гроша за душой”, потому что он “нуль, больше ничего”. Поприщину поручено ходить в кабинет директора департамента чинить перья. Мир роскоши, в котором живет семья директора, восхищает и подавляет маленького чиновника.
    Но все это очарование роскошной жизнью знати постепенно меркнет для Поприщина, ибо к нему в генеральском доме относятся, как к неодушевленному предмету. И в его сознании пробуждается протест против социальной несправедливости. Он мечтает сам стать генералом, но только для того, чтобы заставить всех этих напыщенных гордостью людей склонить головы перед ним, “только для того, чтобы увидеть, как они будут увиваться…”
    Поприщин сходит с ума. Ему кажется, что он читает переписку комнатных собачек, которые рассказывают ему о жизни генерала, его дочери. На самом же деле это все мысли самого Поприщина, который начал понимать, как пуста и бессмысленна жизнь, как ничтожны идеалы этого высшего чиновничьего мира. Главная забота генерала – дадут или не дадут ему орден, за кого выдаст он замуж дочь, за камер-юнкера или генерала.
    Поприщин воображает себя королем Испании. Эта болезненная идея возникает у героя повести как результат постоянного унижения его человеческого достоинства. Поприщина увозят в дом умалишенных. С ним там обращаются жестоко, бесчеловечно, сторожа избивают его палками. Повесть кончается монологом Поприщина, полным отчаяния и сознания своей беззащитности: “Спасите меня! возьмите меня!.. Матушка, спаси твоего бедного сына! посмотри, как мучат они его!” И в этих словах звучит не только голос одинокого больного Поприщина. Это и крик души простого человека-труженника, угнетенного, бесправного в Российском самодержавно-крепостническом государстве.
    С повестью “Записки сумасшедшего” тесно связана повесть “Нос”. Внешне она может произвести впечатление какой-то веселой сказки. Но, как часто бывает у Гоголя, сказка при внимательном чтении оборачивается былью, а смех – горечью и грустью. В повести “Нос” углубляется сатирическое изображение представителей высшей бюрократической среды.
    Нос Ковалева всюду появляется в городе, ездит в карете, носит расшитый золотом мундир, шляпу с плюмажем, уже перегнал в чинах своего хозяина. Он статский советник.
    Замысел фантастической истории становится особенно ощутим и ясен. Гоголь зло смеется над дикими нравами чиновничьего мира, где ценится не человек, а чин.
    В повести “Портрет” изображена драматическая история талантливого художника Чарткова, который не устоял перед соблазнами мнимого счастья. Таинственный, загадочный случай делает его владельцем целой груды золотых монет. Почти обезумев, сидел Чертков перед золотом и мысленно рисовал два пути, которые открывала перед ним эта тысяча золотых. Один – жить скромно, уехать в Италию, посвятить себя изучению произведений великих мастеров, провести молодость в упорном труде, совершенствовать свое мастерство живописца. Другой путь – приобрести богатую квартиру, роскошную обстановку, рекламировать себя как художника-портретиста в газетах и этим привлечь заказчиков. Этот последний путь обещал ему богатство и известность. Чартков думал, что это будет не только легкий путь в жизни, не и прямой и легкий путь в искусстве.
    Однако золото сыграло пагубную роль в его жизни. Оно открыло ему дорогу в мир лжи и лицемерия, бездумного и пустого существования. И в искусстве Чартков также начинает лгать: “Он с большой охотой соглашался на все”. В своих портретах он отступал от правды жизни, льстил каждому.
    Но вот однажды Чарткова как почетного члена Академии художеств пригласили на выставку новой картины. Ее автором был в прошлом товарищ Чарткова, всю свою жизнь бескорыстно посвятивший искусству. У Чарткова уже были заранее заготовлены фразы, в которых он собирался что-то покритиковать в картине, что-то похвалить.
    Однако когда Чартков увидел картину, он был потрясен. Он должен был сознаться, что это настоящее произведение искусства. Чартков не мог лгать и лицемерить, “…речь умерла на устах его, слезы и рыдания нестройно вырвались в ответ, и он как безумный выбежал из залы”. Чартков окончательно понял, что давно уже погиб и как человек и как художник. Но это сознание вызвало в нем бешеную злобу ко всему живому и прекрасному. Чартков сходит с ума и в страшных муках умирает.
    В своей повести писатель выразил глубокие мысли о том, что искусство сможет свободно развиваться, быть правдивым и являться величайшим благом для людей лишь в том случае, если его творцы будут свободными от желания угождать вкусам и потребностям высших слоев общества, будут свободными от растлевающей власти денег.
    “Шинель” является произведением, завершающим цикл петербургских повестей. Н. В. Гоголь окончил работу над ней в 1841 году после путешествия по Европе и длительного пребывания в Италии. В этом произведении писатель развивает тему затравленности, униженности человека-труженника в чиновничьем мире.
    Центральным персонажем “Шинели” является самый мелкий по чину служащий канцелярии, переписчик бумаг Акакий Акакиевич Башмачкин. Гоголь показывает, до какой степени калечит, духовно опустошает человека мир департаментов, ведомств, где господствуют мертвая форма циркуляров и отношений, где сущность дела никого не интересует. Башмачкину уже более 50 лет. Почти всю свою жизнь он провел в мире казенных бумаг и не только привык к этой бессмысленной работе переписки, но и полюбил ее. У Башмачкина были даже особенно любимые буквы. Когда он доходил до них, “то был сам не свой: и подсмеивался, и подмигивал, и помогал губами…”
    Так, получая нищенское жалование, без семьи, без друзей, без каких-либо желаний и стремлений жил Башмачкин десятки лет. Его убогая бедность, забитость, безответная покорность вызывали презрение у сослуживцев, которые позволяли себе издевательские шутки, унижающие его человеческое достоинство.
    Так, уже в экспозиции повести начинает звучать тема защиты простого человека, униженного и затравленного в мире социальной несправедливости. Акакий Акакиевич вынужден заказать себе новую шинель. И чтобы собрать деньги на новую шинель, Башмачкину приходится голодать по вечерам, отказываться от чая, не жечь свечей, а сидеть в темноте или просить хозяйку пустить его к свету в ее комнате. Но сам процесс обдумывания, как и какую сшить шинель, хлопоты, связанные с покупкой материалов, примерки и т. п., доставляют Акакию Акакиевичу радость, которую он никогда не испытывал. Впервые в жизни Башмачкина оказалось что-то свое, возникло какое-то человеческое желание.
    Наконец шинель сшита. И здесь снова проявляются низменные нравы сослуживцев Башмачкина. Те, кто раньше не считал его за человека, теперь, увидев в новой шинели, резко изменили к нему отношение. Так Гоголь иронизирует над людьми, которые способны проникнуться уважением к шинели, но не способны уважать человека.
    Однако первый радостный вечер в жизни Башмачкина оборачивается для него несчастьем. Он был ограблен, воры похитили новую шинель. Все попытки Акакия Акакиевича найти у людей помощь не дают результата. В чиновничьем мире люди глухи к страданию простого человека. Даже генерал, который в повести назван “значительным лицом”, не только не вслушался в просьбу Башмачкина, но даже накричал на него.
    Башмачкин умер: “Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное…”
    Но история о бедном чиновнике на этом не кончается. Мы узнаем, что умирающий в горячке Акакий Акакиевич в бреду так бранил “его превосходительство”, что старушке хозяйке, которая сидела у постели больного, становилось страшно. Таким образом, перед самой смертью проснулся в душе забитого Башмачкина гнев против людей, погубивших его.
    Петербургские повести очень схожи по своей фантастичности с “Миргородом”. Тут и там фантасмагория играет значительную роль. Но в цикле повестей “Миргород” народного больше чем в петербургских повестях.

    Портрет

    В одной из “Петербургских повестей” Гоголя “Портрет” ярко отразилось автобиографическое начало. В “Портрете” Гоголь высказал свои взгляды на искусство.
    Гоголь с ранней юности был знаком с различными видами искусства, в том числе, с живописью. Понятие об изящных искусствах он получил еще в Нежине. В Нежинской гимназии был хороший учитель рисования Павлов. Исследователь творчества Гоголя П. А. Кулиш в “Гоголь уже в школе получил основные понятия об изящных искусствах, о которых впоследствии он так сильно, так пламенно писал в разных статьях своих, и уже с того времени предметы стали обрисовываться для его глаза так определительно, как видят их только люди, знакомые с живописью”.
    Гоголь делал успехи в рисовании. Позднее Гоголь занимался и в Академии художеств.
    В Риме, который он посетил в конце 30х годов, Гоголь близко столкнулся с жизнью художников, с миром искусства. Почти. Так, он писал А. С. Данилевскому о Рафаэле, чье имя не раз упоминается и в “Портрете”.
    В повести изображается судьба молодого художника Чарткова, начавшего трудиться над своими этюдами и рисунками в бедности, почти нищете. Эта бедность была хорошо знакома молодому Гоголю. В письме к матери от 30 апреля 1829 года он рассказывал, что ему не хватает денег на проживание в четырехэтажном доме “ каретного мастера Иохима”, поэтому он и решил взяться за литературные труды. В этом письме он просил у матери прислать ему что-нибудь об “обычаях и нравах малороссиян”, так как вскоре им были напечатаны “Вечера на хуторе близ Диканьки”.
    Гоголь понимал, как трудно было молодому художнику, еще никому не известному, развивать свой талант так, как он считает нужным и при этом зарабатывать деньги. Подобное состояние художника Гоголь описал в первой редакции “Портрета”: “Его грызла совесть; им овладела та разборчивая, мнительная боязнь за свое непорочное имя, которая чувствуется юношею, носящим в себе благородство таланта…”. Изображение персидского принца Хозрев-Мирзы фигурирует в обоих редакциях “Портрета”. Само место жительства Чарткова выбрано Гоголем не случайно: на Пятнадцатой линии Васильевского острова в Петербурге обыкновенно жили художники по причине соседства с Академией.
    В первой редакции “Портрета” в описании кладовой ростовщика Петромихали автор упоминает бриллиантовый перстень бедного чиновника, “получившего его в награду неутомимых своих трудов”. Это — автобиографическая деталь, так как, согласно “Послужному списку Н. В. Гоголя , будучи, старшим учителем истории в Патриотическом институте благородных девиц, 9 марта 1834 года “в награду отличных трудов” Гоголь был “пожалован от Ея Императорского Величества бриллиантовым перстнем”.
    В “Портрете” нашли отражение взгляды на художественное искусство самого автора. О художнике, совершенствовавшемся в Италии, он пишет: “Он не входил в шумные беседы и споры; он не стоял ни за пуристов, н против пуристов. Он равно всему отдавал должную ему часть, извлекая изо всего только то, что было в нем прекрасно, и, наконец, оставил себе в учители одного божественного Рафаэля”. Пуристы — это группа немецких художников, сформировавшаяся в первой половине XIX века в главе с Ф. Овербеком и П. Корнелиусом, которые хотели возродить ясность, простоту, целое миросозерцание живописцев дорафаэловской эпохи.
    Будучи знакомым с художниками этого круга, Гоголь относился к ним скептически, считая бесплодным внешнее подражание старым мастерам, изучение их внешних приемов без проникновения в глубину изображаемого предмета и жизнь Церкви (по воспоминаниям П. В. Анненкова, Гоголь, услышав рассказ одного знакомого Овербека, заметил: “Подобная мысль могла только явиться в голове немецкого педанта”). Как и художник, изображенный в повести, Гоголь предпочитал этим живописцам “божественного Рафаэля”. А. О. Смирнова вспоминала, что Гоголь “раз взглянув на Рафаэля в Риме, не мог слишком увлекаться другими живописцами”. Однако отношение Гоголя к Рафаэлю не было однозначным.
    Намного выше его писатель ценил православных художников, “у которых краска ничего, а все в выражении и чувстве”. В творениях Рафаэля Гоголь не мог не признавать искусство великого мастера, противопоставляя его наплыву бездарных картин, которые так ярко изображены им на первой странице “Портрета”. Отношение к искусству как к “ремеслу”, необходимому лишь для заработка денег и льстящему вкусам заказчиков, Гоголь показал в отношении к художеству Чарткова. Чартков, увлекшийся суетной славой и писанием модных портретов, вскоре стал с пренебрежением говорить об искусстве: “О художниках и об искусстве он изъяснялся теперь резко: утверждал, что прежним художникам уже чересчур много приписано достоинства, что все они до Рафаэля писали не фигуры, а селедки что сам Рафаэль даже писал не все хорошо и за многими произведениями его удержалась только по преданию слава…”.
    Но в “Портрете” показан пример истинного отношения к искусству. С. П. Шевырев, прочитав “Портрет” в “Современнике” за 1842 год, писал Гоголю: “Ты в нем так раскрыл связь искусства с религией, как нигде она не была раскрыта”. Во второй части “Портрета” Гоголь изобразил художника, который “веровал простой, благочестивой верою предков, и оттого, может быть, на изображенных им лицах являлось само собой то высокое выражение, до которого не могли докопаться блестящие таланты”. Это выражение Гоголь заметил на иконах византийцев.
    Гоголь глубоко сознавал, что бес может проникнуть в самое вдохновение художника, и притом, что он отдавал всего себя своему делу, он понимал, что нельзя обожествлять искусство. В повести выразилось осознание Гоголем того, что искусством можно служить Богу или дьяволу. Так, узнав о судьбе написанного портрета, художник “совершенно убедился в том, что кисть его послужила дьявольским орудием”. Сам Гоголь очень строго относился к своему творчеству. Начиная с первых своих произведений, он часто уничтожал их, сознавая их несовершенство, а позднее и глубоко раскаивался в них. Он раскаивался в своем творчестве, подобно художнику, описанному в “Портрете”.
    Когда художник понял, что, изобразив ростовщика, он поддался нечистому, то оставил мир и ушел в монастырь, где проводил время в трудах и подвигах покаяния. В 1845 году Гоголь сам хотел уйти в монастырь, оставив литературное творчество. Об этом вспоминает в своих “Записках” дочь православного священника С. К. Сабинина. О том, как должен художник заботиться о душе своей, поскольку все его заблуждения могут стать соблазном для других, говорит монах-художник своему сыну: “Да хранит тебя Всевышний от сих страстей! Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою. Другому простится многое, но ему не простится”.
    Для Гоголя художественное творчество было тесно связано с душевным очищением и духовным ростом человека. В “Портрете” художник, будучи в монастыре, прежде чем написать образ для церкви, сказал, что “трудом и великими жертвами он должен прежде очистить свою душу, чтобы удостоиться приступить к такому делу”. В “Портрете” в уста уже очистившего свою душу художника Гоголь вложил слова о том Божественном мире и благодарении Богу, которое вызывает в душе человека произведение искусства, вдохновляемое Духом Святым: “Ибо для успокоения и примирения всех нисходит в мир высокое созданье искусства. Оно не может поселить ропота в душе, но звучащей молитвой стремится вечно к Богу”. В своей повести Гоголь выразил глубокое понимание цели искусства: “Намек о божественном, небесном рае заключен для человека в искусстве, и потому одному оно уже выше всего”

    «Нос», фантастич в «Петерб повестях»

    Гоголю покорилась наконец петербургская тема. Повести, различные по сюжетам, тематике, героям, объединены местом действия — Петербургом. Но для писателя это не просто геогра­фическое пространство. Он создал яркий образ-символ города, одновременно реального и призрачного, фантастического. В судьбах героев, в заурядных и невероятных происшествиях их жизни, в молве, слухах и легендах, которыми насыщен сам воздух города, Гоголь находит зеркальное отражение петербургской “фантасмаго­рии”. В Петербурге реальность и фантастика легко меняются местами. Повседневная жизнь и судьбы обитателей города — на грани правдоподобного и чудесного.
    Невероятное вдруг становит­ся настолько реальным, что человек не выдерживает и сходит с ума. Гоголь дал свою трактовку петербургской темы. Его Петербург, в отличие от пушкинского Петербурга (“Медный всадник”), живет вне истории, вне России. Петербург Гоголя — город невероятных происшествий, призрачно-абсурдной жизни, фантастических собы­тий и идеалов. В нем возможны любые метаморфозы. Живое превращается в вещь, марионетку (таковы обитатели аристократи­ческого Невского проспекта). Вещь, предмет или часть тела становится “лицом”, важной персоной в чине статского советника (нос, пропавший у коллежского асессора Ковалева, называющего себя “майором”). Город обезличивает людей, искажает добрые их качества, выпячивает дурные, до неузнаваемости меняет их облик.
    Как и Пушкин, порабощение человека Петербургом Гоголь объясняет с социальных позиций: в призрачной жизни города он обнаруживает особый механизм, который приводится в движение “электричеством чина”. Чин, то есть место человека, определен­ное Табелью о рангах, заменяет человеческую индивидуальность. Нет людей — есть должности. Без чина, без должности петербур­жец не человек, а ни то ни се, “черт знает что”. Универсальный художественный прием, который использует писатель, изображая Петербург, — синекдоха. Замещение целого его частью — уродливый закон, по которому живут и город, и его обитатели. Человек, теряя свою индивидуальность, сливается с безликим множеством таких же, как он, людей. Достаточно сказать о мундире, фраке, шинели, усах, бакенбардах, чтобы дать исчерпывающее представление о пестрой петербургской толпе.
    «Нос». В основе сюжета “Носа” лежит самая фантастическая из всех городских “историй”. Гого­левская фантастика в этом произведении принципиально отлича­ется от народно-поэтической фантастики в сборнике “Вечера на хуторе близ Диканьки”. Здесь нет источника фантастического: нос — часть петербургской мифологии, возникшей без вмеша­тельства потусторонних сил. Эта мифология особая — “бюрокра­тическая”, порожденная всесильным невидимкой — “электриче­ством чина”.
    Нос ведет себя так, как и подобает “значительному лицу”, имеющему чин статского советника: молится в Казанском соборе, прогуливается по Невскому проспекту, заезжает в департамент, делает визиты, собирается по чужому паспорту уехать в Ригу. Откуда он взялся, никого, в том числе и автора, не интересует. Можно даже предположить, что он “с луны упал”, ведь, по мнению Поприщина, безумца из “Записок сумасшедшего”, “луна ведь обыкновенно делается в Гамбурге”, а населена носами. Любое, даже самое бредовое, предположение не исключается. Главное в другом — в “двуликости” носа. По одним признакам, это точно реальный нос майора Ковалева (его примета — прыщик на левой стороне), то есть часть, отделившаяся от тела. Но второй “лик” носа — социальный.
    Образ носа — итог художественного обобщения, раскрывающе­го социальный феномен Петербурга. Смысл повести не в том, что нос стал человеком, а в том, что он стал чиновником пятого класса. Нос для окружающих — вовсе не нос, а “штатский генерал”. Чин видят — человека нет, поэтому подмена совершен­но незаметна. Люди, для которых суть человека исчерпывается его чином и должностью, не узнают ряженого. Фантастика в “Носе ” — тайна, которой нет нигде и которая везде, это страшная иррациональность самой петербургской жизни, в которой любое бредовое видение неотличимо от реальности.
    «Шинель». Повесть Николая Васильевича Гоголя “Шинель” сыграла большую роль в развитии русской литературы. Все мы вышли из “Шинели” Гоголя”, – сказал Ф. М. Достоевский, оценивая ее значение для многих поколений русских писателей. Рассказ в “Шинели” ведется от первого лица. Мы замечаем, что рассказчик хорошо знает жизнь чиновников. Герой повести – Акакий Акакиевич Башмачкин, маленький чиновник одного из петербургских департаментов, – бесправный и униженный человек. Гоголь так описывает внешность главного героя повести: “низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек”. Сослуживцы относятся к нему без уважения. Даже сторожа в департаменте смотрят на Башмачкина как на пустое место, “как будто бы через приемную пролетела простая муха”.
    А молодые чиновники смеются над Акакием Акакиевичем. Он действительно нелепый, смешной человек, умеющий лишь переписывать бумаги. А в ответ на оскорбления он говорит лишь одно: “Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?”. “И что-то странное заключалось в словах и в голосе, с каким они были произнесены, – пишет Гоголь. – В нем слышалось что-то… преклоняющее на жалость…” Повествование в “Шинели” построено так, что комический образ Башмачкина постепенно становится трагическим. Он ходит в старой шинели, которую уже нельзя починить. Для того чтобы по совету портного накопить деньги на новую шинель, он экономит: по вечерам не зажигает свечи, не пьет чай. По улицам Акакий Акакиевич ходит очень осторожно, “почти на цыпочках”, чтобы “не истереть подметок” раньше времени, редко отдает прачке белье.
    “Сначала ему было несколько трудно привыкать к таким ограничениям, но потом как-то привыклось и пошло на лад; даже он совершенно приучился голодать по вечерам; но зато он питался духовно, нося в мыслях своих вечную идею будущей шинели”, – пишет Гоголь. Новая шинель становится мечтой и смыслом жизни главного героя повести. И вот шинель Башмачкина готова. По этому поводу чиновники устраивают банкет. Счастливый Акакий Акакиевич даже не замечает, что они насмехаются над ним. Ночью, когда Башмачкин возвращался с банкета, грабители сняли с него шинель. Счастье этого человека длилось только один день. “На другой день он явился весь бледный и в старом капоте своем, который сделался еще плачевнее”. Он обращается за помощью в полицию, но там с ним даже не хотят разговаривать.
    Тогда Акакий Акакиевич идет к “значительному лицу”, но тот выгоняет его. Эти неприятности настолько сильно подействовали на главного героя повести, что он не смог пережить их. Он заболел и вскоре умер. “Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное… но для которого все ж таки, хотя перед самым концом жизни, мелькнул светлый гость в виде шинели, ожививший на миг бедную жизнь”, – пишет Гоголь. Подчеркивая типичность судьбы “маленького человека”, Гоголь говорит, что его смерть ничего не изменила в департаменте, место Башмачкина просто занял другой чиновник. Повесть “Шинель”, несмотря на свою реалистичность, заканчивается фантастически. После смерти Акакия Акакиевича на улицах Петербурга стал появляться призрак, который снимал шинели с прохожих.
    Одни видели в нем схожесть с Башмачкиным, другие не замечали ничего общего у грабителя с робким чиновником. Однажды ночью призрак встретил “значительное лицо” и сорвал с него шинель, напугав чиновника до того, что тот “даже стал опасаться насчет какого-нибудь болезненного припадка”. После этого случая “значительное лицо” стало лучше относиться к людям. Такой конец повести подчеркивает авторский замысел. Гоголь сочувствует судьбе “маленького человека”. Он призывает нас быть внимательными друг к другу, и как бы предупреждает, что человеку придется отвечать в будущем за нанесенные ближнему обиды. Недаром один из сослуживцев Башмачкина услышал за его словами: “Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?” другие слова: “Я брат твой”.
    “Записки сумасшедшего”. В «Записках сумасшедшего» Гоголь обращается к исследованию внутреннего мира «маленького человека», бедного петербургского чиновника, который сидит в директорском кабинете и чинит перья своему начальнику. Он восхищен его превосходительством: «Да, не нашему брату чета! Государственный человек!». И одновременно он презрительно-снисходителен к людям, стоящим по чину и званию ниже его. Фамилия этого чиновника Поприщин, и он уверен, что его ожидает великое поприще: герой надеется стать «полковником, а может быть, если Бог даст, то чем-нибудь и побольше».
    На почве уязвленного самолюбия в маленьком человеке развивается болезненная гордыня. Он и презирает тех, кто стоит выше, и завидует им. Стремление быть, как они, усиливается мечтательной любовью Поприщина к дочери директора департамента. А когда она отдает предпочтение камер-юнкеру, героя охватывает буря противоречивых чувств: «Какой он директор? Он пробка, а не директор. Пробка, обыкновенная, простая пробка, больше ничего», – злорадно-завистливо поносит Поприщин директора, которым совсем недавно восхищался. И все светское общество превращается у него в низменную мразь.
    Поприщин очень завидует «счастливчикам»: «Отчего я титулярный советник?.. Я несколько раз хотел добраться, отчего происходят все эти разности… Что же из того, что он камер-юнкер… Ведь через то, что он камер-юнкер, не прибавится третий глаз на лбу. Ведь у него же нос не из золота сделан, а так же, как и у меня, как и у всякого». Болезненное сознание героя, нацеленное на ниспровержение всего, что «не я», приводит героя к полному внутреннему расстройству и сумасшествию.
    Поприщин становится жертвой раздвоения своей собственной личности, отравленной ядом жгучей зависти к тем, кто его унижает, и маниакальной мечтой стать таким же, как и они, обладателем незаслуженных прав и привилегий. + см. №41.

  2. Один из самых ярких и самобытных художников в русской литературе, Н.В. Гоголь в то же время является продолжателем классических литературных традиций. Его произведения вобрали в себя все самое лучшее из многовекового опыта мировой литературы. Недаром Гоголя называют наследником Данте и Свифта.
    В русской же литературе творчество Гоголя сближается с произведениями А.С. Пушкина. Известно, что Гоголь был довольно дружен с великим русским поэтом. Последний не раз подсказывал Гоголю сюжеты для произведений, подталкивал его на большие работы.
    Этих двух русских писателей объединяют многие общие темы, самой значимой из которых явилась тема «маленького» человека. Начатая А.С. Пушкиным в его знаменитом «Станционном смотрителе», эта тема была достойно продолжена Н.В. Гоголем. На мой взгляд, тему «маленького» человека можно назвать одной из ведущих тем творчества писателя. Недаром она разрабатывается во многих творениях Гоголя.
    Данная тема начинает звучать уже в сборнике «Миргород» (1835 год). Три из четырех повестей цикла («Вий», «Старосветские помещики», «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем») показывают пошлость обыденной жизни героев, мелочность их мыслей и интересов. В «Миргороде» на первый план выходит тема личной ответственности человека за измельчание его души. Философ Хома Брут, герой повести «Вий», не смог одолеть свой страх, не нашел в себе достаточного мужества и поэтому пал жертвой ведьмы. Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна Товстогубы погрязли в теплой, но застоявшейся атмосфере их дома и друг друга, не допускающей ни малейшего движения извне. Любовь этих героев давно превратилась в привычку, устраивающую их обоих. Ничто не тревожит души Товстогубов, погрязших в уютном обывательском болоте.
    Герои «Повести о том, как поссорились…» от скуки завели между собой тягостную судебную тяжбу. Ссора из-за ружья превратила закадычных друзей в заклятых врагов. Иван Иванович и Иван Никифорович – обыватели, позабывшие о своей душе, о ее интересах. Им скучно жить на свете, и они развлекаются, как могут.
    С большей отчетливостью тема «маленького» человека прозвучала в комедии «Ревизор» (1835 год). Здесь же начинает формироваться и другая значимая тема в творчестве Гоголя – тема Петербурга. Петербург для Гоголя – это особое историко-культурное пространство, особый мир, воплощение государства и власти, прогресса и культуры. С другой стороны, гоголевский Петербург – это страшный фантасмагорический город, воплощающий в себе силы зла и выражающий трагические противоречия российской действительности. Все в нем иллюзорно и лживо. Этот город сводит с ума, в нем нет житья «маленькому» человеку.
    В «Ревизоре» блистательная столица представлена Хлестаковым. В мире петербургских департаментов этот вчерашний провинциал никому не интересен и не нужен. Он всего лишь коллежский регистратор, простой переписчик бумаг. Карьера его не удалась, приобщение к блеску и комфорту столицы не состоялось. Неудачник Хлестаков едет обратно в свой «медвежий угол». Но в его душе живут мечты и страсти, порожденные карьерными амбициями, живут поразившие его воображение детали недоступного ему образа жизни блестящих чиновников. И вот, оказавшись в роли ревизора, окруженного любовью и угождением, знаками почтения и преданности, освобожденный от приниженности и страха, он берет реванш за то, что не состоялось в его жизни. Формой компенсации становится безудержный полет фантазии, включающий Хлестакова в мир генералов и министров, а в апогее едва ли не уравнивающий его с самим государем.
    Наиболее полно тема «маленького» человека раскрывается в петербургских повестях Гоголя (1835 – 1842). В него вошли такие произведения, как «Невский проспект», «Нос», «Портрет», «Шинель», «Записки сумасшедшего», «Рим».
    Герой «Невского проспекта» художник Пискарев становится жертвой прозаической и циничной действительности. Но в то же время он погибает от собственных романтических иллюзий (принимает продажную женщину за прекрасную даму и влюбляется в нее). Майор Ковалев из повести «Нос» – жертва собственных амбиций. Под их влиянием личность майора раздвоилась на Нос, обличенный властью и чином, и Не-Нос, страстно мечтающий всем этим богатством обладать.
    Наиболее трагичным из всех персонажей является Поприщин из «Записок сумасшедшего». Он тоже жертва и общественных отношений, и внутренних противоречий. Герой стоит на самой низкой ступеньке социальной лестницы, его унижают и обижают власть имущие. В жизни героя поддерживает лишь одна идея: он страстно желает сравняться со значительными лицами Петербурга (жениться на дочке начальника департамента, завести себе «репутацию» «получше» своего начальника отделения, сделаться полковником, а может быть, «если бог даст, то чем-нибудь и побольше»). Поприщин мечтает так же, как и богатые чиновники, пользоваться незаслуженными привилегиями. Мучительные вопросы, на которых нет ответа, доводят героя до душевной болезни и сумасшедшего дома.
    Героя повести «Портрет» художника Чарткова погубила страсть к наживе, легкой и красивой жизни. Имея большой талант и любовь к искусству, герой потерял все это, променяв на жизнь модного светского живописца. Как-то раз в газете появилась рекламная статья, оповещающая Петербург о появлении нового талантливого художника Андрея Петровича Чарткова. За деньги этот блистательный мастер готов был написать любой портрет. Вскоре у Чарткова не было отбоя от клиентов. В погоне за деньгами герой незаметно растрачивал свой талант, поступался своими принципами в искусстве. Из художника, подающего большие надежды, он превратился в талантливого ремесленника. Приукрашивая своих клиентов, Чартков нажил много денег и «сделался модным живописцем во всех отношениях». Он стал вести сугубо светский образ жизни, в котором нет места настоящему творчеству.
    Таким образом, Чарткова погубили не только внешние обстоятельства, среда, но и отсутствие внутреннего сопротивления у героя. Он сам уничтожил в себе дар божий, поддался соблазнам страшного города.
    Особое место в петербургских повестях занимает «Шинель». Главная тема этого произведения – тема душевного страдания «маленького» человека. Это страдание предопределено всем существующим укладом жизни.
    Акакий Акакиевич Башмачкин – «вечный титулярный советник», каких много в каждом департаменте. Недаром Гоголь пишет, что герой служит «в одном департаменте», он «несколько рябоват», «несколько рыжеват», изъясняется он «такими частицами, которые не имеют никакого значения». Таким образом, Башмачкин – «один чиновник», «существо никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное». У Акакия Акакиевича в жизни нет никаких перспектив, его никогда не повысят по службе. Сам он об этом прекрасно знает и давно с этим смирился. Башмачкин живет в атмосфере отчаянной борьбы за существование, безропотно встречает насмешки и издевательства сослуживцев, которые не видят в нем человека. Сам Башмачкин тоже не ощущает себя личностью. Смысл жизни заключается для него в переписывании служебных бумаг, кроме этого для героя в жизни «ничего не существовало».
    Одна любовь и одна страсть владела душой героя – будущая новая шинель. Мысль о приобретении шинели расцвечивает жизнь несчастного Башмачкина в яркие тона, делает его увереннее и счастливее.
    Сшитая в результате титанических усилий шинель была украдена. «Самый торжественнейший день» в жизни Акакия Акакиевича становится днем величайшей трагедии. Эта трагедия заключается даже не в том, что Башмачкину вновь придется мерзнуть и голодать, а в том, что никто в этом мире не захотел помочь ему в беде, никто не заступился за него, не поддержал протест героя против несправедливости. Не в силах осмыслить происходящего и перенести потери, Башмачкин умирает. Автор стремится вызвать у читателя чувство боли за унижение человеческого достоинства и чувство протеста против условий жизни, допускающих такое унижение. С этой целью в повесть вводится фантастический финал, в нем выражен тот протест, которого нет у самого Акакия Акакиевича.
    Сочувствие Гоголя к «маленькому» человеку не исключает его объективного взгляда на героя: Башмачкин – жертва, которая не осознает всего трагизма своего положения. Духовная «стертость» личности во многом определяет судьбу героя.
    Можно сказать, что тема «маленького» человека является одной из главных в творчестве Н.В. Гоголя. Она рассматривается писателем в двух планах. Гоголь показывает, как среда измельчает и уничтожает человека в независимости от того, где он живет – в провинции или в столице. Но Петербург писатель считает наиболее страшным городом России. Он видит в нем создание дьявола, соблазняющее и разрушающее «маленьких» людей, населяющих столицу.
    Но не только среда виновата в том, что герои превращаются в пустое место, в пыль на улицах Петербурга. В своем обезличивании и разрушении герои во многом виноваты сами. В погоне за внешними радостями они забывают о самом главном – о своем внутреннем мире. Поэтому-то часто «маленькие» люди становятся жертвами блистательного и страшного Города.

  3. ТEMA «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА» В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

    Образ «маленького человека» — это своего рода обоб­щенный портрет не знатного или родовитого, но бедного, оскорбляемого высшими по чину сослуживцами мелкого чиновника. Это бесправный человек, который бессилен пе­ред жизнью и ее обстоятельствами. Порабощенный го­сударственной машиной и вечной нуждой, порой он спосо­бен на протест. Однако бунт «маленького человека» зачас­тую имеет для него трагические последствия — безумие, падение, смерть.
    Впервые образ «маленького человека» встречается на страницах знаменитого «Путешествия из Петербурга в Москву» А. Радищева. Этот образ мы находим также в бас­нях и пьесах И. Крылова. Стоит вспомнить хотя бы образы царевны Подщипы и принца Слюняя. Не обошел его своим вниманием и А. Пушкин («Медный Всадник», «Станционный смотритель»).
    Но наиболее ярко, полно и широко тема «маленького человека» зазвучала в творчестве Н. Гоголя. И мы вряд ли ошибемся, если скажем, что с творчества Н. Гоголя образ «маленького человека» начинает свое шествие по страни­цам произведений русской классики XIX века.
    Не случайно цикл повестей в творчестве Н. Гоголя на­зывается «петербургским». Образ «маленького человека» яв­ляется порождением большого города. Если А. Пушкин от­крыл в бедном чиновнике новый драматический характер бунтаря и обличителя, то Н. Гоголь продолжил и углубил ту же тему в петербургских повестях «Нос», «Невский проспект», «Записки сумасшедшего», «Портрет», «Ши­нель». В начале XIX века Петербург являлся одним из красивейших и богатейших европейских городов. Но при ближайшем и более внимательном рассмотрении была заметна двойственность российской столицы. С одной сто­роны, это был город роскошных дворцов, парков, мостов, фонтанов, архитектурных памятников и сооружений, ко­торым позавидовала бы любая европейская столица. С дру­гой стороны, это был город глухих и вечно темных дво­ров, жалких сырых лачуг, где проживали бедные чинов­ники, ремесленники и нищие художники.

  4. Тема “маленького человека” в литературе существовала и до ее обозначения в творчестве Н. В. Гоголя. Впервые она прозвучала в “Медном всаднике” и “Станционном смотрителе” А. С. Пушкина. Вообще же образ “маленького человека” таков: это бедный, не знатный человек, оскорбляемый высшими по чину людьми и доведенный до отчаянья всем образом своей жизни. Это социально-психологический тип человека, ощущающий свое бессилие перед жизнью. Порой он способен на протест. К бунту “маленького человека” всегда ведет жизненная катастрофа, но исход протеста — безумие, смерть. Пушкин открыл в бедном чиновнике новый драматический характер, а Гоголь продолжил развитие этой темы в цикле “петербургских повестей”: “Нос”, “Невский проспект”, “Записки сумасшедшего”, “Портрет” и “Шинель”.
    Гоголь был подготовлен к созданию “петербургских повестей” той суровой школой жизни, которую ему самому пришлось пройти в юношеские годы. Приехав в Петербург в 1829 году, Гоголь был поражен картинами глубоких общественных противоречий, трагических социальных катастроф. Он узнал на собственном опыте и положение бедного чиновника, и среду молодых художников (Гоголь одно время посещал рисовальные классы Академии художеств), и переживания бедняка, у которого нет денег на покупку теплой шинели. Именно этот жизненный опыт позволил Гоголю столь зримо показать в своих повестях Петербург с его внешним великолепием и глубокими социальными контрастами.
    Человек и нечеловеческие условия его общественного бытия — главный конфликт, лежащий в основе “петербургских повестей”. Гоголь описывает Петербург как город, где человеческие отношения искажены, торжествует пошлость, а таланты гибнут, где “… кроме фонаря, все дышит обманом”. Именно в этом страшном, безумном городе происходят удивительные происшествия с чиновником Поприщиным (“Записки сумасшедшего”) нет житья бедному Акакию Акакиевичу (“Шинель”). Герои Гоголя сходят с ума или погибают в неравной борьбе с жестокими условиями действительности.
    “Записки сумасшедшего”, несомненно, одна из наиболее трагических повестей цикла “Петербургские повести”. Весь рассказ ведется от лица главного героя и автора “Записок” — Аксентия Ивановича Поприщина — мелкого, обижаемого на службе в департаменте всеми чиновника-переписчика. Поприщин — человек дворянского происхождения, но очень бедный и ни на что не претендующий. С утра до вечера он сидит в кабинете директора и, преисполненный величайшего уважения к начальнику, очинивает перья “его высокопревосходительству”. “Все ученость, такая ученость, что нашему брату и приступа нет… Какая важность в глазах… Не нашему брату чета!” — отзывается о директоре Поприщин, по мнению которого, репутацию человеку создает чин. Именно тот человек порядочен, кто имеет высокий чин, должность, деньги — так считает Аксентий Иванович. Поприщин имеет свои общественно узаконенные вкусы, свои культурные и политические интересы, свои представления о чести и личном достоинстве, свои привычки и даже заветные мечты. В пределах этого мирка он ведет привычное самодовольное существование, не замечая того, что вся его жизнь —. фактическое надругательство над личностью и человеческим достоинством.
    Сознание Поприщина расстроено, и в его голову неожиданно западает вопрос: “Отчего я титулярный советник?” и “Почему именно титулярный советник?” Поприщин окончательно теряет рассудок и поднимает бунт: в нем просыпается оскорбленное человеческое достоинство. Он думает о том, почему он так бесправен, почему все, “что есть лучшего на свете, все достается или камер-юнкерам, или генералам”. Высший взлет безумной мысли Поприщина — его убеждение в том, что он испанский король. Сама эта идея является фантастической проекцией извращения понятий, свойственного окружающей его жизни. В финале повести Поприщин, на мгновение нравственно прозревший, вопиет: “Нет, я больше не имею сил терпеть. Боже! Что они делают со мною!.. Что я сделал им? За что они мучают меня?” Блок заметил, что в этом вопле слышен “крик самого Гоголя”.
    “Записки сумасшедшего” — вопль протеста против несправедливых устоев обезумевшего мира, где все смещено и спутано, где попраны разум и справедливость. Поприщин — порождение и жертва этого мира. И вместе с тем, избирая своим героем мелкого чиновника, Гоголь старается не только раскрыть жалкие и комические черты его внутреннего мира, но и передать трагическое чувство гнева и боли за общественное унижение, извращение всех нормальных свойств и понятий в психологии Поприщина.
    Жертвой Петербурга, жертвой нищеты и произвола является и Акакий Акакиевич Башмачкин.— герой повести “Шинель”. “Он был то, что называют вечный титулярный советник, над которым, как известно, натрунились и наострились вдоволь разные писатели, имеющие похвальное обыкновение налегать на тех, которые не могут кусаться”,— так говорит о Башмачкине Гоголь. Автор не скрывает ироничной усмешки, описывая ограниченность и убожество своего героя. Гоголь подчеркивает типичность Акакия Акакиевича: “В одном департаменте служил один чиновник Башмачкин — робкий, задавленный судьбой человек, забитое, бессловесное существо, безропотно сносящее насмешки сослуживцев”. Акакий Акакиевич “ни одного слова не отвечал” и вел себя так, “как будто бы никого и не было перед ним”, когда сослуживцы “сыпали на голову ему бумажки”. И*вот таким человеком овладело жгучее желание обзавестись новой шинелью. При этом сила страсти и ее предмет несоизмеримы. В этом и состоит ирония Гоголя: ведь решение простой житейской задачи вознесено на высокий пьедестал. Когда Акакия Акакиевича ограбили, он в порыве отчаяния обратился к “значительному лицу”. “Значительное лицо” — обобщенный образ представителя власти. Именно сцена у генерала с наибольшей силой обнаруживает социальную трагедию “маленького человека”. Из кабинета “значительного лица” Акакия Акакиевича “вынесли почти без движения”. Только в предсмертном бреду Башмачкин начинает “сквернохульничать, произнося самые страшные слова”; только мертвый Акакий Акакиевич способен на бунт и месть. В финале повести привидение, в котором был узнан бедный чиновник, начинает сдирать шинели “со всех плеч, не разбирая чина и звания”.
    Мнение критиков и современников Гоголя об Акакии Акакиевиче разошлось. Достоевский увидел в “Шинели” “безжалостное издевательство над человеком”; критик Аполлон Григорьев — “любовь общую, мировую, христианскую”, а Чернышевский назвал Башмачкина “совершенным идиотом”.
    Как в “Записках сумасшедшего” нарушены границы разума и безумия, так и в “Шинели” размыты границы между жизнью и смертью. И в “Записках” и в “Шинели” в конечном итоге мы видим не просто “маленького человека”, а человека вообще. Перед нами люди одинокие, неуверенные, лишенные надежной опоры, нуждающиеся в сочувствии. Поэтому мы не можем ни беспощадно судить “маленького человека”, ни оправдать его: он вызывает и сострадание, и насмешку. Именно таким изображает его Гоголь.

  5. Тема «Маленького человека» в творчестве Гоголя Автор: Гоголь Н.В.
    Тема “маленького человека” в литературе существовала и до ее обозначения в творчестве Н. В. Гоголя. Впервые она прозвучала в “Медном всаднике” и “Станционном смотрителе” А. С. Пушкина. Вообще же образ “маленького человека” таков: это бедный, не знатный человек, оскорбляемый высшими по чину людьми и доведенный до отчаянья всем образом своей жизни. Это социально-психологический тип человека, ощущающий свое бессилие перед жизнью. Порой он способен на протест. К бунту “маленького человека” всегда ведет жизненная катастрофа, но исход протеста — безумие, смерть. Пушкин открыл в бедном чиновнике новый драматический характер, а Гоголь продолжил развитие этой темы в цикле “петербургских повестей”: “Нос”, “Невский проспект”, “Записки сумасшедшего”, “Портрет” и “Шинель”.
    Гоголь был подготовлен к созданию “петербургских повестей” той суровой школой жизни, которую ему самому пришлось пройти в юношеские годы. Приехав в Петербург в 1829 году, Гоголь был поражен картинами глубоких общественных противоречий, трагических социальных катастроф. Он узнал на собственном опыте и положение бедного чиновника, и среду молодых художников (Гоголь одно время посещал рисовальные классы Академии художеств), и переживания бедняка, у которого нет денег на покупку теплой шинели. Именно этот жизненный опыт позволил Гоголю столь зримо показать в своих повестях Петербург с его внешним великолепием и глубокими социальными контрастами.
    Человек и нечеловеческие условия его общественного бытия — главный конфликт, лежащий в основе “петербургских повестей”. Гоголь описывает Петербург как город, где человеческие отношения искажены, торжествует пошлость, а таланты гибнут, где “… кроме фонаря, все дышит обманом”. Именно в этом страшном, безумном городе происходят удивительные происшествия с чиновником Поприщиным (“Записки сумасшедшего”) нет житья бедному Акакию Акакиевичу (“Шинель”). Герои Гоголя сходят с ума или погибают в неравной борьбе с жестокими условиями действительности.
    “Записки сумасшедшего”, несомненно, одна из наиболее трагических повестей цикла “Петербургские повести”. Весь рассказ ведется от лица главного героя и автора “Записок” — Аксентия Ивановича Поприщина — мелкого, обижаемого на службе в департаменте всеми чиновника-переписчика. Поприщин — человек дворянского происхождения, но очень бедный и ни на что не претендующий. С утра до вечера он сидит в кабинете директора и, преисполненный величайшего уважения к начальнику, очинивает перья “его высокопревосходительству”. “Все ученость, такая ученость, что нашему брату и приступа нет… Какая важность в глазах… Не нашему брату чета!” — отзывается о директоре Поприщин, по мнению которого, репутацию человеку создает чин. Именно тот человек порядочен, кто имеет высокий чин, должность, деньги — так считает Аксентий Иванович. Поприщин имеет свои общественно узаконенные вкусы, свои культурные и политические интересы, свои представления о чести и личном достоинстве, свои привычки и даже заветные мечты. В пределах этого мирка он ведет привычное самодовольное существование, не замечая того, что вся его жизнь —. фактическое надругательство над личностью и человеческим достоинством.
    Сознание Поприщина расстроено, и в его голову неожиданно западает вопрос: “Отчего я титулярный советник?” и “Почему именно титулярный советник?” Поприщин окончательно теряет рассудок и поднимает бунт: в нем просыпается оскорбленное человеческое достоинство. Он думает о том, почему он так бесправен, почему все, “что есть лучшего на свете, все достается или камер-юнкерам, или генералам”. Высший взлет безумной мысли Поприщина — его убеждение в том, что он испанский король. Сама эта идея является фантастической проекцией извращения понятий, свойственного окружающей его жизни. В финале повести Поприщин, на мгновение нравственно прозревший, вопиет: “Нет, я больше не имею сил терпеть. Боже! Что они делают со мною!.. Что я сделал им? За что они мучают меня?” Блок заметил, что в этом вопле слышен “крик самого Гоголя”.
    “Записки сумасшедшего” — вопль протеста против несправедливых устоев обезумевшего мира, где все смещено и спутано, где попраны разум и справедливость. Поприщин — порождение и жертва этого мира. И вместе с тем, избирая своим героем мелкого чиновника, Гоголь старается не только раскрыть жалкие и комические черты его внутреннего мира, но и передать трагическое чувство гнева и боли за общественное унижение, извращение всех нормальных свойств и понятий в психологии Поприщина.
    Жертвой Петербурга, жертвой нищеты и произвола является и Акакий Акакиевич Башмачкин.— герой повести “Шинель”. “Он был то, что называют вечный титулярный советник, над которым, как известно, натрунились и наострились вдоволь разные писатели, имеющие похвальное обыкновение налегать на тех, которые не могут кусаться”,— так говорит о Башмачкине Гоголь. Автор не скрывает ироничной усмешки, описывая ограниченность и убожество своего героя. Гоголь подчеркивает типичность Акакия Акакиевича: “В одном департаменте служил один чиновник Башмачкин — робкий, задавленный судьбой человек, забитое, бессловесное существо, безропотно сносящее насмешки сослуживцев”. Акакий Акакиевич “ни одного слова не отвечал” и вел себя так, “как будто бы никого и не было перед ним”, когда сослуживцы “сыпали на голову ему бумажки”. И*вот таким человеком овладело жгучее желание обзавестись новой шинелью. При этом сила страсти и ее предмет несоизмеримы. В этом и состоит ирония Гоголя: ведь решение простой житейской задачи вознесено на высокий пьедестал. Когда Акакия Акакиевича ограбили, он в порыве отчаяния обратился к “значительному лицу”. “Значительное лицо” — обобщенный образ представителя власти. Именно сцена у генерала с наибольшей силой обнаруживает социальную трагедию “маленького человека”. Из кабинета “значительного лица” Акакия Акакиевича “вынесли почти без движения”. Только в предсмертном бреду Башмачкин начинает “сквернохульничать, произнося самые страшные слова”; только мертвый Акакий Акакиевич способен на бунт и месть. В финале повести привидение, в котором был узнан бедный чиновник, начинает сдирать шинели “со всех плеч, не разбирая чина и звания”.
    Мнение критиков и современников Гоголя об Акакии Акакиевиче разошлось. Достоевский увидел в “Шинели” “безжалостное издевательство над человеком”; критик Аполлон Григорьев — “любовь общую, мировую, христианскую”, а Чернышевский назвал Башмачкина “совершенным идиотом”.
    Как в “Записках сумасшедшего” нарушены границы разума и безумия, так и в “Шинели” размыты границы между жизнью и смертью. И в “Записках” и в “Шинели” в конечном итоге мы видим не просто “маленького человека”, а человека вообще. Перед нами люди одинокие, неуверенные, лишенные надежной опоры, нуждающиеся в сочувствии. Поэтому мы не можем ни беспощадно судить “маленького человека”, ни оправдать его: он вызывает и сострадание, и насмешку. Именно таким изображает его Гоголь.

  6. 6
    Текст добавил: Стихнет голос Вечной войны

    Образ «маленького человека» — это своего рода обоб­щенный портрет не знатного или родовитого, но бедного, оскорбляемого высшими по чину сослуживцами мелкого чиновника. Это бесправный человек, который бессилен пе­ред жизнью и ее обстоятельствами. Порабощенный го­сударственной машиной и вечной нуждой, порой он спосо­бен на протест. Однако бунт «маленького человека» зачас­тую имеет для него трагические последствия — безумие, падение, смерть.
    Впервые образ «маленького человека» встречается на страницах знаменитого «Путешествия из Петербурга в Москву» А. Радищева. Этот образ мы находим также в бас­нях и пьесах И. Крылова. Стоит вспомнить хотя бы образы царевны Подщипы и принца Слюняя. Не обошел его своим вниманием и А. Пушкин («Медный Всадник», «Станционный смотритель»).
    Но наиболее ярко, полно и широко тема «маленького человека» зазвучала в творчестве Н. Гоголя. И мы вряд ли ошибемся, если скажем, что с творчества Н. Гоголя образ «маленького человека» начинает свое шествие по страни­цам произведений русской классики XIX века.
    Не случайно цикл повестей в творчестве Н. Гоголя на­зывается «петербургским». Образ «маленького человека» яв­ляется порождением большого города. Если А. Пушкин от­крыл в бедном чиновнике новый драматический характер бунтаря и обличителя, то Н. Гоголь продолжил и углубил ту же тему в петербургских повестях «Нос», «Невский проспект», «Записки сумасшедшего», «Портрет», «Ши­нель». В начале XIX века Петербург являлся одним из красивейших и богатейших европейских городов. Но при ближайшем и более внимательном рассмотрении была заметна двойственность российской столицы. С одной сто­роны, это был город роскошных дворцов, парков, мостов, фонтанов, архитектурных памятников и сооружений, ко­торым позавидовала бы любая европейская столица. С дру­гой стороны, это был город глухих и вечно темных дво­ров, жалких сырых лачуг, где проживали бедные чинов­ники, ремесленники и нищие художники.
    Пораженный картиной глубоких и непреодолимых об­щественных противоречий, в своем творчестве Н. Гоголь ставит друг против друга, как бы сталкивает между собой две ипостаси столицы. Например, в повести «Невский про­спект» мы видим толпу чиновников с женами во время пре­добеденной прогулки. Но среди всей этой массы людей нет человеческих лиц, а только «бакенбарды… пропущенные с необыкновенным и изумительным искусством под галстук, бакенбарды атласные, черные как соболь или уголь», усы «никаким пером, никакою кистью не изобразимые», ты­сячи разных шляпок и платьев. Возникает ощущение, что мы оказались на выставке туалетов, причесок и делан­ных улыбок. Все эти люди стремятся произвести друг на друга впечатление не своими человеческими качествами, а изысканной внешностью. Но за этой внешней изящнос­тью и блеском скрывается нечто низкое, бездушное и бе­зобразное. Н. Гоголь предупреждает: «О, не верьте этому Невскому проспекту! Я всегда закутываюсь покрепче пла­щом своим, когда иду по нем, и стараюсь вовсе не гля­деть на встречающиеся предметы. Все обман, все мечта, все не то, чем кажется!»
    И среди всей этой самодовольной нарядной толпы мы встречаем скромного молодого человека — художника Пискарева. Он доверчив, чист и влюблен в прекрасное. На Нев­ском проспекте Пискарев встречает юную красавицу, ко­торая кажется ему идеалом доброты и нежности. И он сле­дует за красавицей, которая приводит его в свой дом. Но дом оказывается обыкновенным притоном, где пьянствуют и кутят те самые благообразные чиновники. Они выс­меивают высокие чувства Пискарева. Обманутый худож­ник погибает. Его гибель является трагическим результа­том столкновения с жестокой и грязной реальностью.
    С презрением и пренебрежением относятся окружаю­щие и к мелкому чиновнику Поприщину из «Записок су­масшедшего». Ведь у него «нет ни гроша за душой», а потому он «нуль, более ничего». Работа Поприщина заклю­чается в ежедневной починке перьев для директора депар­тамента. Очарование роскошной жизни знати восхищает и подавляет мелкого чиновника. Но в генеральском доме к нему относятся, как к неодушевленному предмету. И это вызывает протест в сознании Поприщина. Он мечтает стать генералом «только для того, чтобы увидеть, как они будут увиваться…» Но и здесь торжествует трагедия — Поприщин сходит с ума.
    Дикие нравы чиновничьего мира, где ценится не чело­век, а его положение и чин, показывает Н. Гоголь и на примере злоключений коллежского асессора Ковалева в повести «Нос» и в трагической истории переписчика бумаг Акакия Акакиевича Башмачкина в повести «Шинель».
    Дальнейшее свое развитие образ «маленького челове­ка» получил в произведениях А. Герцена, Н. Некрасова, И. Гончарова, Ф. Достоевского, Н. Лескова. Сойдя со стра­ниц художественной классики в начале XX века, «ма­ленький человек» совершил революцию и превратился в номинального хозяина огромной страны.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *