Сочинение на тему манилов и обломов сравнительная характеристика

11 вариантов

  1. 1
    Текст добавил: Ангел в цепях

    В своей поэме Гоголь выстраивает канву помещиков, которые представляют собой в какой-то степени логический ряд, ведущий читателя по определенному пути развития. С одной стороны помещики Гоголя выражают череду человеческих пороков, с другой стороны они – возраст человека от самого юного до старости. В такой трактовке Манилов является подростком и неспроста он стоит в самом начале произведения.
    В Манилове мы видим разнообразные черты инфантильности, которые наблюдаются по будто ни к чему включенным в повествование Гоголем. К примеру, книга, которую Манилов читает который год или горки пепла, которые помещик оставляет на подоконнике. Все эти детали говорят нам о характере ребенка.
    Также и семейные отношения Манилова – по сути, игра в семью. Со своей супругой он до сих пор общается уменьшительно-ласкательными оборотами, а дети для Маниловых являются чем-то наподобие игрушек.
    Череду примеров не составит труда перечислять и далее, но такой задачи не наблюдается. Мы и так сейчас можем согласиться с Маниловым как образом ребенка. Он представляет собой незрелость и глупую наивность, недоразвитость характера.
    Таким образом совершенно актуальным выглядит сравнение этого гоголевского помещика с Обломовым, который тоже во многом является инфантильной личностью. Когда мы вспоминаем главу «Сон Обломова», то видим детство этого героя как своеобразный идеал, в который он хочет вернуться, где он хочет обитать. По сути, Обломов во многом остается ребенком, он неженка, он лежит на диване, чтобы мечтать о детстве.
    Соответственно, между этими героями много общего. Каждый является ребенком, хотя формально взрослый. Эти герои представляют перед нами личность, которая не сумела развиться и вырасти по-настоящему.
    Касательно семейного уклада Обломова мы видим практически идентичную картину. Только, если в ситуации с Маниловым, оба супруга являются условными детьми, то для Обломова Пшеницына становится своеобразной матерью, которая о нем заботится. Отношения с Ильинской у Обломова не складываются вполне логично, так как подобные отношения требуют работы и взрослого взгляда на мир, которым Илья Ильич просто не обладает.

  2. 7
    Занимаемая должность Обломов Дворянин родом, коллежский секретарь чином, безвыездно живет двенадцатый год в Петербурге» «В Гороховой улице, в одном из больших домов» По наследству досталась деревня Манилов Помещик Женат, двое детей (жена – под стать мужу) Живет в 16 верстах от уездного города NN в деревне Маниловке
    8
    Наличие слуг у героев и ведение хозяйства Обломов Слуга Захар Деревня ( всем заправляет староста, хозяин ничего не знает о доходах и расходах) Манилов «Хозяйство идет само собой»: помещик не знает о судьбе своих крестьян (приказчик) Его крестьяне живут в нищете, в доме царит беспорядок
    9
    Друзья и светская жизнь героев Обломов Волков, Судьбинский, Пенкин; Алексеев Иван Алексеевич, Михей Андреевич Тарантьев, Андрей Иванович Штольц («человек действия») Не любит выезжать из дома, «не подъёмный» Манилов Чиновники уездного города, помещики (Ноздрев, Собакевич и т. д.) Предпочитает домашний уют, но не против поехать в город, в гости Не наговаривает на друзей
    10
    Мечты героев Обломов Мечты о собственном благоустройстве, размышления о человечестве и искусстве Сожаления о бесцельной жизни Манилов Он предается мечтам, бесплодным и фантастическим, которые никогда не сможет осуществить, так как всякий труд, любая деятельность ему чужды. мечтает о том, как хорошо бы построить через пруд каменный мост или от дома повести подземный ход
    11
    Общий вывод: оба помещики, оба не любят заниматься хозяйством, вести приходные книги, у обоих родовые имения находятся в запустении (деревни Маниловка и Обломовка) У обоих героев – «отсутствие всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности» Гоголь характеризует Манилова как отрицательного персонажа: «мёртвая душа», за «сладостью» скрывается безразличие и даже жестокость Обломов в изображении Гончарова не мнимо (как Манилов), а действительно приятный, и действительно добрый, мягкий, откровенный и сердечный человек. И он вызывает в окружающих людях совсем иные (чем Манилов) чувства.
    12
    Общие выводы: Обломов, несомненно, и гораздо умнее Манилова, и совершенно лишен той восторженности и слащавости, которые в Манилове преобладают. Назначением Обломова станет смерть. Вечный покой, вечная тишина и ленивое «переползанье» изо дня в день тихо остановили машину его жизни. Используя выражение Белинского, можно сказать, что Манилов- «старший брат» Обломова, в котором эта помещичья лень достигла крайней степени.
    13
    Источники: / / Н. В. Гоголь «Мёртвые души» И. А. Гончаров «Обломов»

  3. Помещик Манилов – один из главных героев поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души».
    Именно к нему первому приезжает Чичиков для того, чтобы купить умерших крестьян. Манилов – это весьма интересный человек, добрый, приветливый, но напрочь лишенный поступков. У него довольно приятные черты лица, белокурые волосы и голубые глаза. Он постоянно предается самым разным несбыточным мечтам. То он мечтает построить каменный мост над прудом, то хочет выкопать подземный ход, однако он этого не делает.
    Хозяйством он практически не интересуется. Манилов точно даже не может сказать, сколько у него имеется крепостных крестьян. Имением полностью управляет приказчик, однако и тот не имеет «хозяйской» хватки, то есть во всех привычках напоминает своего хозяина, чаще всего он отдыхает на перине. Крестьяне в деревне Маниловка ведут совершенно разгульный образ жизни, можно сказать, что они совсем отбились от рук. Манилов не о чем не говорит конкретно. Речи его лицемерны и приторны, однако при первом знакомстве он производит на всех приятное впечатление. Манилов частенько погружается в мир своих фантазий, но дом его «продувается всеми ветрами», а крестьяне совершенно отбились от рук. В доме Манилова наряду с дорогой мебелью можно увидеть недоделанные кресла, которые стоят в таком виде уже много лет. Манилов счастлив в браке. Он живет с женой уже восемь лет, однако за это время они не надоели друг другу. Они часто проводят время вместе, дарят друг другу небольшие сувениры, например, чехол для зубочистки. Манилов постоянно курит трубку. Автор поэмы характеризует Манилова, как человека «ни то, ни се».
    Литературный персонаж Манилов дал жизнь термину «маниловщина». Данный термин обозначает праздное отношение к жизни, неспособность совершать поступки.

    Обломов и Манилов: сравнительная характеристика персонажей

    Многие черты, присущие Манилову, мы можем увидеть у главного героя романа Гончарова «Обломов». Илья Ильич Обломов несколько лет лежит на диване. Ему всего 33 года, но он полностью отвык от полноценной жизни. Чаще всего Обломов проводит время на диване и предается мечтам.

    Сходства Манилова и Обломова:

    – оба любят мечтать;
    – у них нет силы воли;
    – оба не обращают внимание на хозяйство;
    -у них отсутствует чувство жадности (Манилов, например, не хочет брать деньги у Чичикова за мертвые души, а Обломов без сомнений отдает свой фрак товарищу);
    -Манилов и Обломов – весьма образованные люди;
    -они оба слепо доверяют людям (хозяйство Манилова находится под управлением приказчика, а Обломов полностью доверяет своему старосте).

    Различия Манилова и Обломова:

    -Манилов живет в деревне, а Обломов в Петербурге;
    -у Обломова тело обрюзгшее, а Манилов «человек видный»;
    -Обломов постоянно лежит на диване, а Манилов часто выезжает в свет;
    -у Обломова один сын, а у Манилова два сына.
    Илья Ильич Обломов:

    Заключение

    В заключение хочется сказать, что Манилов и Обломов очень похожи между собой. Главной чертой обоих является неспособность совершать поступки. Они оба просто «плывут по течению» и не предпринимают попыток как-то изменить свою жизнь. Оба персонажа постоянно мечтают и размышляют, однако в хозяйстве у них царит хаос. Они оба весьма романтичные натуры, однако Илья Ильич совершенно не любит выходить из дома, а Манилов частенько выезжает в город, чтобы пообщаться с людьми. У Манилова совершенно нет собственного мнения, он ничем не увлекается. Это же можно сказать и про Обломова. Персонажи Гоголя и Гончарова похожи друг на друга отношением к жизни, однако небольшие отличия между ними все же наблюдаются.

  4. Сравнительная характеристика

    Работа ученицы 10 класса Соколовой Ольги

    Внешность

    Манилов:

    Черты лица – приятны

    Белокур

    С голубыми глазами

    «Сладость» в лице и глазах

    Характер

    Манилов:

    Человек «ни то, ни сё»

    Дружелюбен «до тошноты»

    «От него не дождешься никакого живого слова»

    Много думает, мало говорит

    Хозяйство идет «само собой»

    Спокоен, умиротворен, мягок

    «Сахарное» удовольствие

    Обо всех хорошего мнения, всем старается угодить

    Нюхает табак

    Положение

    Манилов:

    Помещик

    Женат, двое детей (жена – под стать мужу)

    Живет в 16 верстах от уездного города NN в деревне Маниловке

    Слуги и хозяйство

    Манилов:

    «Хозяйство идет само собой»: помещик не знает о судьбе своих крестьян (приказчик)

    Друзья и светская жизнь

    Манилов:

    Чиновники уездного города, помещики (Ноздрев, Собакевич и т. д.)

    Предпочитает домашний уют, но не против поехать в город, в гости

    Не наговаривает на друзей

    Мечты, образованность

    Манилов:

    «В доме его чего-нибудь вечно не доставало»

    Книжка, «заложенная закладкой на 14 странице , которую он постоянно читал уже два года

    Общие выводы

    У обоих героев – «отсутствие всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности»

    Гоголь характеризует Манилова как отрицательного персонажа: «мёртвая душа», за «сладостью» скрывается безразличие и даже жестокость

    Обломов в изображении Гончарова не мнимо (как Манилов), а действительно приятный, и действительно добрый, мягкий, откровенный и сердечный человек. И он вызывает в окружающих людях совсем иные (чем Манилов) чувства.

    Главное для Обломова — человек, вера в его благородную природу, любовь к нему, даже и в том случае, когда этот человек низко пал

    Обломов, несомненно, и гораздо умнее Манилова, и совершенно лишен той восторженности и слащавости, которые в Манилове преобладают.

    Общие выводы

    Финал «Обломова» предлагает идиллическую картину. Сбылась маниловская мечта Ильи Ильича. Он целые дни, лёжа у себя на диване, любуется, как работает Агафья Матвеевна, иной раз задрёмывая под шипенье продеваемой и треск откушенной нитки. Кофе подаётся чисто, вкусно и вовремя. Суп с потрохами, макароны с пармезаном, кулебяка, ботвинья, свои цыплята — всё это меняется в строгой очереди одно другим и приятно разнообразит монотонные дни.

    Назначением Обломова станет смерть. Вечный покой, вечная тишина и ленивое «переползанье» изо дня в день тихо остановили машину его жизни.

    Используя выражение Белинского, можно сказать, что Манилов- «старший брат» Обломова, в котором эта помещичья лень достигла крайней степени.

    Спасибо за внимание!

  5. Обломов. Роман Гончарова. Главгый герой- Илья Ильич Обломов. дворянин, живущий праздно, забросивший дела в своём имении и оставивший государственную службу. Обломов предаётся неге и безделию. Находится в своеобразной спячке. Ничто на может его вывести из этого состояния, ни убеждения товарища по фамилии Штольц, ни любовь к женщине.
    Манилов.Один из героев произведения Николая Васильевича Гоголя- Мёртвые души. Как и Обломов, Манилов совершенно ленив и бездеятелнен, ведёт праздную жизнь и предаётся мечтаниям. Он не знает точно размеры своих земель, количество крестьян и вообще, предпочитает ни во что не вникать, а предаваться приятным вещам, то есть ведёт жизнь богатого праздного барина.
    У Манилова двое сыновей и супруга.
    Роднит Манилова и Обломова лень и праздность, равнодушие к своим же финансовым делам, нежелание серьёзно во что-либо вникать.
    Манилов и Обломов оба оставили службу.
    Но Манилов, всё-таки, ещё имеет средства к существованию и его жизнь как-то обеспечена, а вот Обломов доводит свои дела до полнейшего разлада и перед смертью уже фактически банкрот.
    Если пофантазировать, то Обломов мог бы быть сыном Манилова. Именно от родителей Илья Ильич Обломов взял такое отношение к жизни потому, что был слищком избалован в детском возрасте.
    Только моё мнение.

  6. В русской литературе нередко встречаются схожие между собой персонажи произведений. Они похожи по своим характеристикам, своими действиями или поступками, своим взглядами на тот или иной предмет.Зная общие сведения об Обломове и Манилове можно и про них сказать, что они одинаковы. Но это только на первый взгляд. При более внимательном рассмотрении этих двух персонажей можно убедиться, что они вомногом отличаются друг от друга.
    Первое, на чем можно остановиться – это образ жизни. Самое главное для обоих героев – это сон и мечты. Целыми днями они проводят в своем воображении. У Манилова этимечты направлены к материальному благу. Его идеалы – это громкие почести, чины и слава в обществе. И с начала они представляются нам достойными. Но они не могут воплотиться в жизнь, если ничего непредпринимать, не быть ответственным, каким никогда не был Манилов. Про свои мечты он говорит, что смог бы все это сделать, если бы был генералом. Но этот герой является только помещиком, который даже не знает о своёмхозяйстве.
    А у Обломова, в основном, мечты о высоком, где он борется с ложью и клеветой. В своем воображении Обломов часто представляет идеал своей жизни, где «вечное лето, вечное веселье, сладкая еда да сладкаялень», где рядом всегда его друзья, который он взял из своего детства в Обломовке. Неоднократно он представлял себе будущую жену свою и детей. Но и они не осуществимы, так как ничего для этого непредпринимается.
    Причины их скучной,сонной ленивой жизни тоже разные. Обломов не служил, считая это низким занятием, которое убивает индивидуальность в человеке. Привыкши ничего не делать в Обломовке, он несмог привыкнуть работать каждый день. От светской жизни он специально отстранялся потому, что она не делает человека счастливым и ничем увлечь Обломова не может. Единственный мир, где он может жить – этосвои фантазии.
    Манилов же очень почитает светскую жизнь. Но ни там, ни на службе ничего у него не получилось из-за его низкого уровня познаний. Поэтому его…

  7. 7
    Текст добавил: Тво МалЕньКий аНгеЛоЧик

    №СлайдТекст
    1

    Сравнительная характеристика Обломова и Манилова

    2

    Цель:

    Сравнить характер Манилова («Мертвые души» Гоголь) и характер Обломова («Обломов» Гончаров)
    3

    Задачи:

    Найти сходства в характерах героев Найти различия в характерах героев
    4

    Внешность героев

    Обломов
    Манилов
    Лет 32-33 от роду среднего роста приятной наружности с тёмно-серыми глазами Но с отсутствием всякой определённой идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица Цвет лица «безразличный»
    Черты лица – приятны Белокур С голубыми глазами «Сладость» в лице и глазах
    5

    Обломов

    Манилов
    6

    Характер героев

    Обломов
    Манилов
    Ленив, любит «поваляться» и поспать Консервативен во вкусах и взглядах Мечтатель Не занимается хозяйством Главное для него – покой, не терпит суеты Не любит заниматься делами Дружелюбен с друзьями Капризен, может вспылить
    Человек «ни то, ни сё» Дружелюбен «до тошноты» «От него не дождешься никакого живого слова» Много думает, мало говорит Хозяйство идет «само собой» Спокоен, умиротворен, мягок «Сахарное» удовольствие Обо всех хорошего мнения, всем старается угодить
    7

    Занимаемая должность

    Манилов
    Обломов
    Дворянин родом, коллежский секретарь чином, безвыездно живет двенадцатый год в Петербурге» «В Гороховой улице, в одном из больших домов» По наследству досталась деревня
    Помещик Женат, двое детей (жена – под стать мужу) Живет в 16 верстах от уездного города NN в деревне Маниловке
    8

    Наличие слуг у героев и ведение хозяйства

    Манилов
    Обломов
    Слуга Захар Деревня ( всем заправляет староста, хозяин ничего не знает о доходах и расходах)
    «Хозяйство идет само собой»: помещик не знает о судьбе своих крестьян (приказчик) Его крестьяне живут в нищете, в доме царит беспорядок
    9

    Друзья и светская жизнь героев

    Обломов
    Манилов
    Волков, Судьбинский, Пенкин; Алексеев Иван Алексеевич, Михей Андреевич Тарантьев, Андрей Иванович Штольц («человек действия») Не любит выезжать из дома, «не подъёмный»
    Чиновники уездного города, помещики (Ноздрев, Собакевич и т. д.) Предпочитает домашний уют, но не против поехать в город, в гости Не наговаривает на друзей
    10

    Мечты героев

    Мечты о собственном благоустройстве, размышления о человечестве и искусстве Сожаления о бесцельной жизни
    Манилов
    Обломов
    Он предается мечтам, бесплодным и фантастическим, которые никогда не сможет осуществить, так как всякий труд, любая деятельность ему чужды. мечтает о том, как хорошо бы построить через пруд каменный мост или от дома повести подземный ход
    11

    Общий вывод:

    оба помещики, оба не любят заниматься хозяйством, вести приходные книги, у обоих родовые имения находятся в запустении (деревни Маниловка и Обломовка) У обоих героев – «отсутствие всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности» Гоголь характеризует Манилова как отрицательного персонажа: «мёртвая душа», за «сладостью» скрывается безразличие и даже жестокость Обломов в изображении Гончарова не мнимо (как Манилов), а действительно приятный, и действительно добрый, мягкий, откровенный и сердечный человек. И он вызывает в окружающих людях совсем иные (чем Манилов) чувства.
    12

    Общие выводы:

    Обломов, несомненно, и гораздо умнее Манилова, и совершенно лишен той восторженности и слащавости, которые в Манилове преобладают. Назначением Обломова станет смерть. Вечный покой, вечная тишина и ленивое «переползанье» изо дня в день тихо остановили машину его жизни. Используя выражение Белинского, можно сказать, что Манилов- «старший брат» Обломова, в котором эта помещичья лень достигла крайней степени.
    13

    Источники:

    http://www.litra.ru/composition/get/coid/00277031253376808705/woid/00012601184773069654/ http://www.litra.ru/characters/get/chid/00708531190817804854/ http://otvet.mail.ru/question/48911591/ http://otvet.mail.ru/question/47631457/ http://oblomov.omsk.edu/koi/index.html Н. В. Гоголь «Мёртвые души» И. А. Гончаров «Обломов»
    «Сравнительная характеристика Обломова и Манилова»

  8. Противоречивость характеров Штольца и Обломова проявляется уже в юношеские годы, когда Андрей Иванович, стараясь узнавать как можно больше об окружающем мире, пытался привить Илье Ильичу любовь к книгам, зажечь в нем пламя, которое заставило бы его стремиться вперед. И Штольцу это удавалось, но совсем на небольшое время – как только Обломов оставался сам, книга для него становилась менее важной, чем, например, сон. Кое-как, скорее, для родителей, Илья Ильич оканчивает школу, а затем и университет, где ему было абсолютно не интересно, так как герой не понимал, чем ему может в жизни пригодиться математика и другие науки. Даже единственная неудача на службе стала для него концом его карьеры – слишком тяжело было чувствительному, мягкому Обломову перестраиваться под жесткие правила столичного мира, далекие от норм жизни в Обломовке.
    Штольцу же, с его рациональным, активным взглядом на мир намного легче продвигаться по карьерной лестнице, ведь любая неудача была для него скорее очередным стимулом, чем поражением. Непрерывная деятельность Андрея Ивановича, высокая работоспособность, умение нравиться другим делали его полезным человеком на любом рабочем месте и приятным гостем в любом обществе, а все благодаря заложенной отцом целеустремленности и непрерывной жажде к знаниям, которую в Штольце его родители развили еще в детстве.

    Характеристика Обломова и Штольца как носителей двух противоположных начал

    В критической литературе при сопоставлении Обломова и Штольца распространено мнение, что персонажи представляют собой две противоположности, два типа «лишних» героев, которые в «чистом» виде не могут встречаться в реальной жизни, даже несмотря на то, что «Обломов» – реалистичный роман, а, следовательно, и описываемые образы должны быть образами типичными. Однако при анализе воспитания и становления каждого из персонажей становятся понятны причины апатичности, лености и мечтательности Обломова, как и чрезмерная сухость, рациональность, даже схожесть с неким механизмом Штольца.
    Сравнение Штольца и Обломова позволяет понять, что оба героя – личности не только типичные для своего времени, но и являются образами, тенденциозными для любых времен. Обломов – типичный сын богатых родителей, воспитанный в атмосфере любви и усиленной заботы, ограждаемый семьей от необходимости работать, что-то решать и активно действовать, ведь всегда будет «Захар», который все сделает за него. Штольц же – человек, которого с малых лет приучают к необходимости работать и трудиться, при этом обделяют любовью и заботой, что приводит к некой внутренней черствости такой личности, к непониманию природы чувств и эмоциональной обделенности.

  9. Иван Александрович Гончаров — замечательный писатель-реалист, творчество которого прочно вошло в русскую классическую литературу. Его своеобразие состоит, по словам Н. А. Добролюбова, в “уменье охватить полный образ предмета, отчеканить, изваять его”. В своем романе “Обломов” автор осуждает дворянскую бездеятельность и  показывает  деловитость нарождающегося класса предпринимателей. Роман написан более ста лет назад, но до сих пор привлекает внимание читателей. Одним из основных приемов для раскрытия образов является прием антитезы. При помощи противопоставления сравнивается образ русского барина Ильи Ильича  и образ русского немца Андрея Штольца. “…Апатия покорная, мирная, улыбающаяся, без стремления выйти из бездействия; это – обломовщина, как назвал ее г. Гончаров, это болезнь, развитию которой способствуют и славянская природа и жизнь нашего общества. Это развитие болезни проследил в своем романе г. Гончаров…” – так отзывался о романе И.А. Гончарова критик Д.И. Писарев.
    Илье Обломову в начале романа около 32-33 лет. Он  живет в Петербурге на Гороховой улице около 12 лет.. “Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности. С лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока”. На его  лице  видны выражения усталости и скуки.  Обломова зовут Ильей Ильичом, потому что он во многом похож на своего отца. Обломов наследует от отца (от обоих родителей) лень и апатию, любовь к вкусной еде и сну, доброту и мягкость и т.д. Герой получает имя своего отца как символ того, что он – настоящий наследник обломовских пороков. Трудиться и учиться Обломов не любил, его так воспитали родители. Они не приучили его к труду и не стали сильно нагружать науками. Но тогда еще он был молод,  и если нельзя сказать, чтоб он  был жив, то по крайней мере живее,  чем теперь; еще  он  был полон  разных стремлений,  все чего-то надеялся, ждал многого и от судьбы и от самого себя; все готовился к поприщу, к роли – прежде  всего,  разумеется, в службе, что и было целью его приезда в  Петербург.  Потом  он  думал  и  о  роли  в обществе;  наконец, в отдаленной перспективе, на повороте с юности к зрелым летам, воображению его мелькало и улыбалось семейное счастье. Но  дни шли за днями, годы сменялись годами, пушок  обратился в жесткую бороду, лучи  глаз  сменились  двумя  тусклыми точками,  талия  округлилась, волосы стали немилосердно лезть, стукнуло тридцать лет,  а  он ни на шаг  не подвинулся ни на каком поприще и все еще стоял у порога своей арены, там же, где был десять лет назад. Но он все собирался  и готовился начать жизнь,  все рисовал в уме  узор своей  будущности; но с каждым мелькавшим над  головой его годом должен  был
    что-нибудь изменять и отбрасывать в этом узоре. Жизнь в его глазах разделялась на две  половины: одна состояла из труда и скуки – это у  него были синонимы; другая – из покоя и мирного веселья. От этого  главное  поприще  –  служба  на  первых  порах  озадачила  его  самым неприятным образом . Обломов служил в канцелярии всего два года. Затем он ушел в отставку, потому что устал от службы. От родителей ему досталось 350 крепостных душ (крестьян). Однако со временем число крепостных уменьшилось до 300 из-за того, что Обломов не занимался имением. Бездействие – привычное состояние Обломова. Ему нужен лишь покой, мягкий диван и удобный халат. Также он любил мечтать и философствовать. Критик А. П. Милюков  в статье «„Обломов” утверждал, что  “…лень и апатия Обломова происходят не столько от воспитания, как от негодности самой его натуры, от мелкости умственных и душевных сил…”  Поэтому Обломову нужна была  любовь не равноправная, а материнская (такая, какую ему подарила Агафья Пшеницына) . В связи с этим Обломов угасал не только потому, что он как помещик может ничего не делать, но  и потому, что как человек он не желает ничем заниматься в ущерб своему человеческому достоинству . Ясно, что «Обломов не тупая, статическая натура, без стремлений и чувств, а человек, тоже чего-то ищущий в своей жизни, о чем-то думающий. Но гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий,  а от других, — развила в нем  апатическую неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного рабства. Рабство это так переплетается с барством Обломова, так они взаимно проникают друг в друга и одно другим обусловливаются, что, кажется, нет ни малейшей возможности провести между ними какую-нибудь границу. Это нравственное рабство Обломова составляет едва ли не самую любопытную сторону его личности и всей его истории», – так писал Н.А. Добролюбов в своей статье «Что такое обломовщина?» И я не могу не согласиться с этим мнением. Рассмотрим теперь образ Штольца.
    Штольц является антиподом, противоположностью Обломова почти во всем. Однако эти различия не мешают героям дружить уже много лет. В отличие от «обрюзгшего не по годам» Обломова, Штольц словно состоит из « костей, мускулов и нервов, как кровная английская  лошадь. Он худощав; щёк у него почти вовсе нет, то есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные.  Движений лишних у него не было. Если он сидел, то сидел покойно, если  же действовал, то употреблял столько мимики, сколько было нужно. ” Напоминает робота. Он из небогатой семьи: отец (обрусевший немец) был управляющим богатого имения, мать – обедневшая русская дворянка. Штольц был обучен его отцом всем практическим наукам. Он любил учиться. Закончил с успехом университет. Штольц находился в постоянной деятельности. Он всё время был чем-то занят. Выполнял всё безукоризненно. Штольцу необходима равная по взглядам и силе женщина (Ольга Ильинская). Главным в жизни Андрея Ивановича является рациональное зерно, во всех делах он полагается только на разум, тогда как веления сердца, интуиция и сфера чувств для героя не только представляют собой нечто второстепенное, но и недоступны, непонятны его рациональным размышлениям. Его жизнь – стремительная гонка вперед, важным атрибутом которой являются постоянное саморазвитие личности и непрерывный труд. Итак, образ Штольца в романе не только проясняет образ Обломова, но и интересен  своей неординарностью и полной противоположностью  главному герою. Добролюбов говорит о нём: «Не он тот человек, который сумеет на языке, понятном для русской души, сказать нам это всемогущее слово «вперёд!»  Добролюбов, как и все революционные демократы, видел идеал «человека дела» в служении народу, в революционной борьбе. От этого идеала Штольц далёк. Однако рядом с Обломовым и обломовщиной Штольц был всё же явлением прогрессивным.

  10. Центральное ядро персонажей представлено двумя противопоставляемыми мужскими и женскими образами – Обломовым и Штольцем, а также Ильинской и Пшеницыной. Апатичные, спокойные, интересующиеся больше бытом, домашним теплом и богатым столом Обломов и Пшеницына выступают носителями устаревших, архаичных идей русского мещанства. Для них обоих «обломовка» как состояние спокойствия, отрешенности от мира и духовной бездеятельности является первичной целью. Это противопоставлено активности, деятельности, практичности Штольца и Ольги – они являются носителями новых, европейских идей и норм, обновленной русско-европейской ментальности.

    Мужские персонажи

    Анализ Обломова и Штольца как зеркальных персонажей предполагает рассмотрение их в качестве героев разных временных проекций. Так, Илья Ильич является представителем прошедшего времени, для него не существует настоящего, да и эфемерной «Обломовки будущего» для него тоже не существует. Обломов живет только в прошлом времени, для него все лучшее уже было давно в детстве, то есть он стремился назад, не ценя полученный с годами опыт и знания. Именно поэтому возвращение к «обломовщине» в квартире Пшеницыной сопровождалось полной деградацией личности героя – он будто возвращался в глубокое немощное детство, о котором грезил многие годы.
    Для Штольца же нет прошлого и настоящего, он направлен только на будущее. В отличие от Обломова, который осознает цель и итог своей жизни – достижение далекой «райской» Обломовки, Андрей Иванович не видит цели, для него ею становится средство достижения целей – постоянный труд. Многие исследователи сравнивают Штольца с автоматизированным, мастерски настроенным механизмом, лишенным внутренней духовности, которую он находит при общении с Обломовым. Андрей Иванович выступает в романе персонажем-практиком, которому некогда думать, пока нужно создавать и строить новое, в том числе себя. Однако если Обломов был зациклен на прошлом и боялся посмотреть в будущее, то у Штольца не было времени остановиться, оглянуться назад и понять, откуда и к чему он идет. Возможно, именно по причине отсутствия точных ориентиров в конце романа Штольц сам попадает в «капканы обломовки» находя спокойствие в собственном поместье.
    Оба мужских персонажа далеки от идеала Гончарова, который хотел показать, что помнить свое прошлое и чтить корни так же важно, как и постоянное личное развитие, обучение чему-то новому и непрерывное движение. Только такая гармоничная личность, живущая в настоящем времени, соединившая в себе поэтичность и добродушие русской ментальности с активностью и трудолюбием европейской, достойна, по мнению автора, стать основой для нового российского общества. Возможно, таким человеком мог бы стать Андрей, сын Обломова.

    Женские персонажи

    Если при изображении мужских персонажей для автора важным было понимание их направленности и смысла жизни, то женские образы связан, прежде всего, с вопросами любви и семейного счастья. Агафья и Ольга не только имеют разное происхождение, воспитание и образование, но и обладают разным характером. Кроткая, безвольная, тихая и хозяйственная Пшеницына воспринимает мужа как человека более важного и значимого, ее любовь граничит с обожанием и обоготворением мужа, что нормально в рамках старых, архаичных традиций домостроя. Для Ольги возлюбленный – это, прежде всего, человек равный ей, друг и учитель. Ильинская видит все недостатки Обломова и до самого конца пытается изменить возлюбленного – несмотря на то, что Ольга изображена натурой эмоциональной, творческой, девушка к любому вопросу подходит практично и логически. Роман Ольги и Обломова с самого начала был обречен – чтобы дополнять друг друга, кому-то пришлось бы меняться, однако ни один из них не хотел отказываться от привычных взглядов и герои продолжали неосознанно противостоять друг другу.

    Символика Обломовки

    Обломовка предстает перед читателем неким сказочным, недостижимым местом, куда стремится не только Обломов, но и Штольц, постоянно улаживающий там дела друга и пытающийся в конце произведения забрать к себе последнее, что осталось от той, старой Обломовки – Захара. Однако, если для Андрея Ивановича деревня лишена своих мифических качеств и притягивает скорее на интуитивном, неясном для героя уровне, связывающим Штольца с традициями предков, то для Ильи Ильича она становится центром всей его иллюзорной вселенной, в которой мужчина существует. Обломовка является символом всего старого, обветшалого, уходящего, за что Обломов все пытается ухватиться, что и приводит к деградации героя – он сам дряхлеет и умирает.
    Во сне Ильи Ильича Обломовка тесно связана с обрядами, сказками, преданиями, что делает ее саму частью древнего мифа о деревне-рае. Обломов, ассоциируя себя с героями рассказанных няней сказок, словно попадает в этот древний, существующий параллельно реальному мир. Однако герой не осознает, где заканчиваются мечты и начинаются иллюзии, заменяющие смысл жизни. Далекая, недостижимая Обломовка так и не становится для героя ближе – ему только кажется, что он нашел ее у Пшеницыной, тогда как он медленно превращался в «растение» переставая думать и жить полноценной жизнью, полностью погружаясь в мир собственных грез.

    Проблематика

    Гончаров в произведении «Обломов» затронул многие исторические, общественные и философские вопросы, многие из которых не теряют свое актуальности и с наши дни. Центральной проблемой произведения является проблема «обломовщины» как исторического и социального явления среди русских мещан, не желающих перенимать новые общественные устои и меняться. Гончаров показывает, как «обломовщина» становится не только проблемой для общества, но и для самого человека, который постепенно деградирует, отгораживаясь собственными воспоминаниями, иллюзиями и мечтами от реального мира.
    Особое значение для понимания русской национальной ментальности имеет изображение в романе классических русских типажей – как на примере главных героев (помещика, предпринимателя, юной девушки-невесты, жены), так и второстепенных (слуг, жуликов, чиновников, писателей и др.), а также раскрытии русского национального характера в противопоставлении с европейской ментальностью на примере взаимодействия Обломова и Штольца.
    Важное место в романе занимают вопросы значения жизни героя, его личного счастья, места в обществе и мире вообще. Обломов является типичным «лишним человеком», для которого стремящийся в будущее мир был недоступен и далек, тогда как эфемерная, существующая по сути только в мечтах, идеальная Обломовка была чем-то близким и более реальным, чем даже чувства Обломова к Ольге. Гончаров не изобразил всеохватывающей, истинной любви между героями – в каждом из случаев она основывалась на других, превалирующих чувствах – на мечтах и иллюзиях между Ольгой и Обломовым; на дружбе между Ольгой и Штольцем; на уважении со стороны Обломова и обожании со стороны Агафьи.

    Тема и идея

    В романе «Обломов» Гончаров, рассматривая историческую тему изменения общества в 19 веке сквозь призму такого социального явления как «обломовщина», раскрывает его разрушительное действие не только для нового общества, но и для личности каждого отдельного человека, прослеживая влияние «обломовщины» на судьбу Ильи Ильича. В конце произведения автор не приводит читателя к единой мысли, кто был более прав – Штольц или Обломов, однако анализ произведения «Обломов» Гончарова, показывает, что гармоничная личность, как и достойное общество, возможно только при полном принятии свое прошлого, черпании оттуда духовных основ, при постоянном стремлении вперед и непрерывной работе над собой.

    Заключение

    Гончаров в романе «Обломов» впервые ввел понятие «обломовщина», которое остается нарицательным словом и в наши дни для обозначения апатичных, застрявших в иллюзиях и мечтах прошлого, ленивых людей. В произведении автор затрагивает ряд важных и актуальных в любую эпоху социальных и философских вопросов позволяющих современному читателю по-новому взглянуть на свою собственную жизнь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *