Сочинение на тему масленичные песни

9 вариантов

  1. Масленичные песни

    Как уже говорилось, в состав обрядовых песен входили и масленичные песни. Масленица праздновалась на последней неделе перед празд­ником Великого поста. Она сопровождалась обильным застольем и весельем. Так как празд­ник выпадал еще на морозное время, то люди ка­тались на санях. С морозца всегда можно было поесть горячих блинов. Блины были круглыми, что символизировало солнышко, которое после зимних холодов должно было не только ярко светить, но и приносить тепло. Еще одним не­пременным атрибутом праздника было чучело. Его сооружали из соломы и носили по деревне с песнями, а потом сжигали. Так провожали Масленицу. Как отмечают исследователи, в пес­нях, которые сопровождали праздник, Маслени­ца — веселая обманщица. Так она именовалась потому, что «обещанный праздник проходил слишком быстро, а впереди был Великий пост», который отличался особой строгостью.
    «Как на Масленой неделе…»
    На Масленой неделе, приговаривается в песне, со столов быстро исчезали блины, а также сыр и творог. Как раз подобное изобилие еды напоми­нает о том, что скоро придет строгий Великий пост.
    Как на Масленой неделе Со стола блины летели,
    И сыр и творог Все летело под порог!
    Снова появляется запев, что на Масленой не­деле теперь уже прямо из печи блины исчезают. Но все это только веселит народ и не дает ему скучать.
    Как на Масленой неделе Из печи блины летели,

  2. Московский педагогический университет им. Ленина

    Реферат
    Тема: «Масленица. Масленичные песни»
    Работа по устному народному творчеству
    выполнена студенткой
    курса филологического факультета
    заочного отделения
    Быченковой А. С.
    Москва 2010
    Содержание
    Введение
    Определение понятия «Масленица»
    Из истории Масленицы. Влияние христианства на православный праздник
    Масленичная неделя
    Обряды и игры
    Обрядовые песни
    Заключение
    Библиографический список
    Тексты
    Исследования
    Введение
    Масленица — древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры. Это — веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Люди испокон веков воспринимали весну как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В честь солнца сначала пекли пресные лепёшки, а когда научились готовить заквасное тесто, стали печь блины. Древние считали блин символом солнца, поскольку он, как и солнце, жёлтый, круглый и горячий, и верили, что вместе с блином они съедают частичку его тепла и могущества.
    Возможно, блины были и частью поминального обряда, так как масленице предшествовал «родительский день», когда славяне поклонялись душам усопших предков.
    Проходили века, менялась жизнь, с принятием на Руси христианства появились новые, церковные праздники, но широкая масленица продолжала жить. Ее встречали и провожали с той же неудержимой удалью, что и в языческие времена.
    Масленица, сырная неделя (до реформы орфографии также часто масляница) — праздничный цикл, сохранившийся на Руси с языческих (дохристианских) времён. Обряд связан с проводами зимы и встречей весны.
    До крещения Руси (введения христианства) Масленица (Комоедицы) отмечалась в течение 7 дней, предшествующих дню весеннего равноденствия, и 7 дней после этого дня.
    Христианская Церковь оставила главное празднование Весны, дабы не вступать в противоречия с традициями русского народа (аналогично было приурочено Рождество ко дню зимнего солнцестояния), но сдвинула любимый народом праздник проводов зимы по времени, чтобы он не противоречил Великому Посту, и сократила срок праздника до 7 дней. Поэтому после крещения Руси Масленица празднуется в последнюю неделю перед Великим постом, за семь недель до Пасхи, на восьмой предпасхальной неделе.
    Масленица — это озорное и весёлое прощание с зимой и встреча весны, несущей оживление в природе и солнечное тепло.
    Из истории Масленицы
    С введением христианства изменился и обряд празднования. Масленица получила свое название от церковного календаря, потому что в этот период времени — последнюю неделю перед Великим Постом, разрешается вкушение сливочного масла, молочных продуктов и рыбы, по-другому эта неделя в Православной Церкви именуется сырной, сырницей. Дни масленицы меняются в зависимости от того, когда начинается Великий пост.
    В Православной церкви считается, что смысл Сырной седмицы — примирение с ближними, прощение обид, подготовка к Великому посту — время, которое нужно посвятить доброму общению с ближними, родными, друзьями, благотворению. В храмах начинают совершать великопостные службы. В среду и пятницу не совершается Божественная литургия, читается великопостная молитва святого Ефрема Сирина. Вселенская Родительская суббота (9 марта) и Неделя о Страшном суде (10 марта) — повествование о начале и конце человечества. Последний день масленицы — Прощеное воскресенье. В церкви в этот день вспоминают изгнание Адама из рая, а в народе прощаются с зимой и еще одним прожитым годом.
    И.П. Сахаров писал: «Все дни масляной недели имеют свои особенные названия:
    Встреча-понедельник, заигрыши-вторник, лакомка-среда, разгул, перелом, широкий четверг-четверток, пятница-тещины вечерки, золовкины посиделки-суббота, проводы, прощанья, прощеной день-воскресенье1 ».
    Понедельник — встреча. К этому дню достраивались горы, качели, балаганы. Те, кто побогаче, начинали печь блины. Первый блин отдавался нищим на помин усопших. С понедельника начинали печь блины. К молодым, которые впервые встречали Масленицу самостоятельно, с утра пораньше приходила теща, чтобы научить дочерей печь хорошие блины. В этот день свекор со свекровью отправляли невестку на целый день, с самого раннего утра, к отцу с матерью. Кто думает — погостить-отдохнуть, ошибается. Невестка должна была помочь по хозяйству, так как вечером в понедельник свекор со свекровью отправлялись в гости к сватам.
    Вот как характеризовался первый день наступления праздника:
    Понедельник – встреча
    А мы Масленицу встречали,
    Повстречали, душа, повстречали,
    На горушке побывали,
    Блином гору выстилали,
    Сыром гору набивали,
    Маслом гору поливали,
    Поливали, душа, поливали..
    (Воронежская губерния)
    Вторник — заигрыши. С утра молодые люди приглашались кататься с гор, поесть блинов. Звали родных и знакомых: «У нас-де горы готовы, и блины испечёны — просим жаловать». Молодых заставляли целоваться.
    Среда — лакомки. В этот день зять приходил «к тёще на блины». Кроме зятя тёща приглашала и других гостей. Раньше накормить полдюжины зятьев было делом разорительным. Но ничего не попишешь: «хоть себя заложи, а Масленицу проводи!»
    Четверг — широкий разгул. С этого дня Масленица разворачивалась во всю ширь. Народ предавался всевозможным потехам: ледяным горам, балаганам, качелям, катаниям на лошадях, карнавалам, кулачным боям, шумным пирушкам. В древности катание имело особый смысл: оно должно было помочь движению солнца. Среди казаков была популярна игра «взятие снежной крепости», которая проводилась на реке. Начинался настоящий разгул: возили чучело на колесе, катались, пели песни, колядовали. Особенно дети.
    Пятница — тёщины вечерки. Зятья приглашали в гости своих тёщ, угощали их блинами.
    Суббота — золовкины посиделки. Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок. Новобрачная невестка должна была подарить золовке какой-нибудь подарок… Развлечения и забавы нарастали как снежный ком, и наконец в субботу российский карнавал достигал своего апогея. И днем, и вечером все театры, цирки, балаганы, московские и загородные рестораны и трактиры были переполнены.
    Последний день Масленицы — прощёное воскресенье. В храмах на вечернем богослужении совершается чин прощения (настоятель просит прощения у других клириков и прихожан). Затем и все верующие, кланяясь друг другу, просят прощения и в ответ на просьбу произносят «Бог простит». Торжественно сжигали «чучело Масленицы».
    Прощание с Масленицей завершалось в первый день Великого поста Чистый понедельник, который считали днем очищения от греха и скоромной пищи. В Чистый понедельник обязательно мылись в бане, а женщины мыли посуду и «парили» молочную утварь, очищая ее от жира и остатков скоромного.
    Обряды. Игры
    Катание.
    Катались всю неделю, начиная с четверга, в последний день, в чистый понедельник, в первую неделю поста. Катались с гор на ледянках, на конях по деревне, на озере. Женщины катали детей — для того, «чтобы лен долгий, хороший вырос». Праздничная форма катаний — «наперегонки».
    Катания ряженых; персонажи ряжения в Масленицу аналогичны святочным, но представлены в сокращенном виде.
    Ритуальные игры.
    Одна из обрядовых игр в Масленицу — ” шелыга “(«хохлатая шелёга»). Ритуальные бесчинства — таскали по деревне соху, лодку (принесут тем, кто дружит между собой), на крыши домов бороны затаскивали.
    Игра «в Калашникова» .
    Есть два варианта. Вариант первый — двое садят друг другу в грудь кулаками поочереди, пока кто-нибудь не сдастся. Вариант второй — на землю кладут две палки. Выигравшим считается тот, кто ударом заставит противника потерять равновесие и отступить (или улететь) за палку. Наносить удар в область сердца считается неэтичным.
    Сожжение чучела зимы.
    Обычно «чучело», представляющее собой пук соломы в платке, завязанном «по-бабьи», и кофте, православные ставили на дрова, сложенные в виде колодца, внутри которого зажигали огонь. Иногда в роли «Чучела» выступали живые ряженые люди, которых возили по деревне, а ближе к концу праздника вывозили и сваливали в снег. С чучелом озоровали в течение Масленичной недели, подводя под окна и пугая народ. Однако чаще всего масленицу сжигали. Иногда чучело — «Сударыню-Масленицу» ставили на сани вдвоем с красивой девушкой, а в сани впрягались трое молодых людей, которые везли Масленицу. За Масленицей шествовали другие сани — сопровождая её. Шествие заканчивалось сожжением Масленицы за околицей деревни, в поле. Обычай сжигать Масленицу показывает, что она олицетворяла зиму, мрак, холод.В костер бросали не только чучело Зимы, но и разные старые вещи, остатки праздничной еды, что символизировало (по аналогии с комоедицей) — похороны зимы, всего отжившего, старого, вместе с тем — обновление природы, зарождение весны, новых сил плодородия], к костру приносили блины и угощали друг друга; через костер прыгали; вокруг него водили хороводы, при этом пели корильные песни, в которых Масленицу упрекали за то, что наступает Великий пост. Ей давали обидные прозвища: мокрохвостка, кривошейка, блиноеда. Могли исполнять пародийные похоронные причитания. У горящего костра люди на Руси кричали: «Куды дым, туды блин, туды Масленка!», «Прощай, Масленаерзовая!», «Гори-гори, Масленица, чтобы не погасла.» приходу солнечного тепла должны были помочь костры, которые раскладывались на высоком месте, а в середине укреплялось колесо на шесте- когда оно загоралось, то оказалось изображением солнца
    Чистый понедельник.
    С чистым понедельником связано представление о том, что необходимо как можно дольше спать и позже встать утром, чтобы вырос хороший лен.
    «В чистый понедельник поедут по деревне с позвонками, веники к дуге на лошадей привяжут. Стол поставят на сани. Лодку везут, в лодке сидят».
    (Архив.-Тетр.1987, эксп.1.-№390).
    Обрядовые песни
    Характеризуя масленичные песни, можно отметить, что в них ее, Масленицу, ругают, высмеивают, призывают возвратиться, называют шуточными человеческими именами: Авдотьюшка, Изотьевна, Акулина Саввишна и т. д.
    Дорогая наша Масленица,
    Авдотьюшка Изотьевна!
    Дуня белая, Дуня румяная,
    Коса длинная, триаршинная,
    Лента алая, двуполтинная,
    Платок беленький, новомодненький,
    Брови черные, наведенные,
    Шуба синяя, ластки красные,
    Лапти частые головастые,
    Портянки белые, набеленные!
    (Подмосковье)
    В русских масленичных песнях пелось об изобилии: масла и сыру (творогу) якобы заготовлено было так много, что ими умащивали гору для катания на санках:
    Ай, как мы масленицу дожидали,
    Дожидали, люли, дожидали.
    Сыром горушки укладали,
    Укладали, люли, укладали.
    Сверхом маслицем поливали.
    Ах ты масленица, будь катлива,
    Будь катлива, люли, будь катлива…
    (Красноярский край)
    Иногда масленичные напевы имели печальный, заунывный характер, даже если пелись с веселыми словами. Праздничное время пролетало быстро, наступал последний день веселья. В последний день масленицы («прощёное воскресенье») пелось много грустных лирических песен. Молодушки выходили за околицу села, взбирались на горку и, обернувшись в сторону далекой родной деревни, заводили песни о разлуке с родителями, жаловались на суровость свекра и свекрови. В курской песне «У ворот сосна всколыхалася» рассказывается о том, как молодушка, собираясь навестить мать, прихорашивалась, умывалась тремя сортами заморского мыла. Тем временем зима скрылась, снега потаяли, реки разлились, а поехать к матери она так и не успела. Эта песня пронизана грустным мотивом. Мелодия песни принадлежит к группе типовых календарных напевов.
    В последний день масленичной недели справлялся обряд проводов зимы. Обряд сжигания чучела воспроизведен в пьесе А. Островского «Снегурочка», музыку к которой писали П. Чайковский и А. Гречанинов, а также в опере на этот сюжет Н. Римского-Корсакова. В большинстве местностей на масленицу пелись обычные веселые шуточные и лирические песни: старинные же масленичные песни сохранились в Тверской области на Смоленщине на Псковщине, во Владимире:
    Ай, Масленица,
    Обманщица!
    До поста довела —
    Сама удрала!
    Масленица, воротись!
    В новый год покажись!
    (Владимирская губерния)
    На Украине же где пелось огромное количество колядок, не было записано ни подблюдных, ни масленичных песен.
    Заключение
    В данной работе рассматривался такой праздник как Масленица. Передо мной стояла цель работы- рассмотрение традиций русской Масленицы, изучение Масленичных песен, их анализ.
    В соответствии с поставленными задачами была изучена специальная литература, учебники, монографии и тексты песен, в которых рассматривается этот праздник.
    В своей основе Масленица — древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры, сохранившийся и после принятия христианства.
    В своей работе я рассмотрела понятие «Масленица», христианские обычаи, традиции главного праздника прихода весны. Огромное значение в этом празднике играет устное народное творчество: обрядовые песни, пословицы, поговорки. Кульминацией Масленицы остается сжигание чучела Зимы — символ ухода зимы и наступления весны.
    Библиографический список
    Тексты
    1.Обрядовая поэзия-книга1. Календарный фольклор.Cост., вступ.ст., подгот. текстов и коммент. Ю.Г. Круглова-М.,1997.
    2.Паникеев И. Масленица. Издательство-М.2007г-350стр.
    3.www.clubochek.ru.
    Исследования
    1.Аникин В.П. Теория фольклора. Курс лекций.М.1996г.
    2. Капица Ф.С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы: Справочник. — 2-е изд. — М.: Флинта: Наука, 2001. -216 стр.
    3.Снегирев И. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. — М., 1838. — Вып. 1-4.
    4. Соколова В. Весеннее-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов. — М., 1957г.
    5. Харлицкий М., Хромов С Русские праздники, народные обычаи, традиции, обряды: Книга для чтения. — М., 1996г.
    6. Масленица. Праздники народов России: энциклопедия. — М., 2002. — С. 10, сост.С.В.Волков.
    7.Степанов Н.П. Народные праздники на Святой Руси. М.: Российский раритет, 1992г.
    8. Т.В. Зуева, Б.П. Кирдан. Русский фольклор: Учебник для высших учебных заведений.-4изд.,-М.: Флинта: Наука,2002.-400стр.
    9.www.maslenitsa.ru.

  3. Наши предки также считали, что тот, кто не веселится на Масленицу, проживет наступивший год безрадостно.
    Вообще Масленица считается религиозным праздником. Неудивительно, что его празднует почти весь русский народ. Масленица – это великолепное событие, при котором чувствуется, что все люди – это единая семья. В этот праздник народ действительно ликует, он по-настоящему счастлив. Все люди вокруг угощали друг друга, а потом смеялись, веселились, пели и танцевали.
    Этот праздник, как уже говорилось, отмечается на протяжении 7 дней. Причем каждый день означал определенное событие или явление. В первый день Масленицу встречали. Народ катался на санях и веселился. Во второй день игры продолжались, люди угощали друг друга испеченными блинами. В третий день угощениям отводилась главная роль, особенно часто на столах красовались блины, являющиеся символом Масленицы до сего времени. В четвертый день люди вновь катались на санях или на лошадях. Пятый день принято называть «тещиным днем», так как именно в этот деть зятья приезжали к своим тещам, которые угощали их блинами. В шестой день люди ходили к своим родственникам, чтобы вновь полакомиться угощениями в виде блинов. Седьмой день – прощеное воскресение, которое известно и в современном обществе. В этот день принято просить друг у друга прощения.
    Вот так ярко, интересно и запоминаемо проводили наши предки праздник Масленицы. Конечно, в современном обществе его не празднуют все 7 дней, однако основные моменты, связанные с традициями этого праздника, у нас сохранились.
    Такой праздник как Масленица должен оставаться навсегда. Именно в этом происходит связь с нашими предками, которые любили праздновать этот по-настоящему русский праздник.

  4. Московский педагогический университет им. Ленина
    Реферат
    Тема: «Масленица. Масленичные песни»
    Работа по устному народному творчеству
    выполнена студенткой
    курса филологического факультета
    заочного отделения
    Быченковой А. С.
    Москва 2010
    Содержание
    Введение
    Определение понятия «Масленица»
    Из истории Масленицы. Влияние христианства на православный праздник
    Масленичная неделя
    Обряды и игры
    Обрядовые песни
    Заключение
    Библиографический список
    Тексты
    Исследования
    Введение
    Масленица — древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры. Это — веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Люди испокон веков воспринимали весну как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В честь солнца сначала пекли пресные лепёшки, а когда научились готовить заквасное тесто, стали печь блины. Древние считали блин символом солнца, поскольку он, как и солнце, жёлтый, круглый и горячий, и верили, что вместе с блином они съедают частичку его тепла и могущества.
    Возможно, блины были и частью поминального обряда, так как масленице предшествовал «родительский день», когда славяне поклонялись душам усопших предков.
    Проходили века, менялась жизнь, с принятием на Руси христианства появились новые, церковные праздники, но широкая масленица продолжала жить. Ее встречали и провожали с той же неудержимой удалью, что и в языческие времена.
    Масленица, сырная неделя (до реформы орфографии также часто масляница) — праздничный цикл, сохранившийся на Руси с языческих (дохристианских) времён. Обряд связан с проводами зимы и встречей весны.
    До крещения Руси (введения христианства) Масленица (Комоедицы) отмечалась в течение 7 дней, предшествующих дню весеннего равноденствия, и 7 дней после этого дня.
    Христианская Церковь оставила главное празднование Весны, дабы не вступать в противоречия с традициями русского народа (аналогично было приурочено Рождество ко дню зимнего солнцестояния), но сдвинула любимый народом праздник проводов зимы по времени, чтобы он не противоречил Великому Посту, и сократила срок праздника до 7 дней. Поэтому после крещения Руси Масленица празднуется в последнюю неделю перед Великим постом, за семь недель до Пасхи, на восьмой предпасхальной неделе.
    Масленица — это озорное и весёлое прощание с зимой и встреча весны, несущей оживление в природе и солнечное тепло.
    Из истории Масленицы
    С введением христианства изменился и обряд празднования. Масленица получила свое название от церковного календаря, потому что в этот период времени — последнюю неделю перед Великим Постом, разрешается вкушение сливочного масла, молочных продуктов и рыбы, по-другому эта неделя в Православной Церкви именуется сырной, сырницей. Дни масленицы меняются в зависимости от того, когда начинается Великий пост.
    В Православной церкви считается, что смысл Сырной седмицы — примирение с ближними, прощение обид, подготовка к Великому посту — время, которое нужно посвятить доброму общению с ближними, родными, друзьями, благотворению. В храмах начинают совершать великопостные службы. В среду и пятницу не совершается Божественная литургия, читается великопостная молитва святого Ефрема Сирина. Вселенская Родительская суббота (9 марта) и Неделя о Страшном суде (10 марта) — повествование о начале и конце человечества. Последний день масленицы — Прощеное воскресенье. В церкви в этот день вспоминают изгнание Адама из рая, а в народе прощаются с зимой и еще одним прожитым годом.
    И.П. Сахаров писал: «Все дни масляной недели имеют свои особенные названия:
    Встреча-понедельник, заигрыши-вторник, лакомка-среда, разгул, перелом, широкий четверг-четверток, пятница-тещины вечерки, золовкины посиделки-суббота, проводы, прощанья, прощеной день-воскресенье1».
    Понедельник — встреча. К этому дню достраивались горы, качели, балаганы. Те, кто побогаче, начинали печь блины. Первый блин отдавался нищим на помин усопших. С понедельника начинали печь блины. К молодым, которые впервые встречали Масленицу самостоятельно, с утра пораньше приходила теща, чтобы научить дочерей печь хорошие блины. В этот день свекор со свекровью отправляли невестку на целый день, с самого раннего утра, к отцу с матерью. Кто думает — погостить-отдохнуть, ошибается. Невестка должна была помочь по хозяйству, так как вечером в понедельник свекор со свекровью отправлялись в гости к сватам.
    Вот как характеризовался первый день наступления праздника:
    Понедельник – встреча
    А мы Масленицу встречали,
    Повстречали, душа, повстречали,
    На горушке побывали,
    Блином гору выстилали,
    Сыром гору набивали,
    Маслом гору поливали,
    Поливали, душа, поливали..
    (Воронежская губерния)
    Вторник — заигрыши. С утра молодые люди приглашались кататься с гор, поесть блинов. Звали родных и знакомых: «У нас-де горы готовы, и блины испечёны — просим жаловать». Молодых заставляли целоваться.
    Среда — лакомки. В этот день зять приходил «к тёще на блины». Кроме зятя тёща приглашала и других гостей. Раньше накормить полдюжины зятьев было делом разорительным. Но ничего не попишешь: «хоть себя заложи, а Масленицу проводи!»
    Четверг — широкий разгул. С этого дня Масленица разворачивалась во всю ширь. Народ предавался всевозможным потехам: ледяным горам, балаганам, качелям, катаниям на лошадях, карнавалам, кулачным боям, шумным пирушкам. В древности катание имело особый смысл: оно должно было помочь движению солнца. Среди казаков была популярна игра «взятие снежной крепости», которая проводилась на реке. Начинался настоящий разгул: возили чучело на колесе, катались, пели песни, колядовали. Особенно дети.
    Пятница — тёщины вечерки. Зятья приглашали в гости своих тёщ, угощали их блинами.
    Суббота — золовкины посиделки. Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок. Новобрачная невестка должна была подарить золовке какой-нибудь подарок… Развлечения и забавы нарастали как снежный ком, и наконец в субботу российский карнавал достигал своего апогея. И днем, и вечером все театры, цирки, балаганы, московские и загородные рестораны и трактиры были переполнены.
    Последний день Масленицы — прощёное воскресенье. В храмах на вечернем богослужении совершается чин прощения (настоятель просит прощения у других клириков и прихожан). Затем и все верующие, кланяясь друг другу, просят прощения и в ответ на просьбу произносят «Бог простит». Торжественно сжигали «чучело Масленицы».
    Прощание с Масленицей завершалось в первый день Великого поста Чистый понедельник, который считали днем очищения от греха и скоромной пищи. В Чистый понедельник обязательно мылись в бане, а женщины мыли посуду и «парили» молочную утварь, очищая ее от жира и остатков скоромного.
    Обряды. Игры
    Катание.
    Катались всю неделю, начиная с четверга, в последний день, в чистый понедельник, в первую неделю поста. Катались с гор на ледянках, на конях по деревне, на озере. Женщины катали детей — для того, «чтобы лен долгий, хороший вырос». Праздничная форма катаний — «наперегонки».
    Катания ряженых; персонажи ряжения в Масленицу аналогичны святочным, но представлены в сокращенном виде.
    Ритуальные игры.
    –PAGE_BREAK–Одна из обрядовых игр в Масленицу — ” шелыга “(«хохлатая шелёга»). Ритуальные бесчинства — таскали по деревне соху, лодку (принесут тем, кто дружит между собой), на крыши домов бороны затаскивали.
    Игра «в Калашникова» .
    Есть два варианта. Вариант первый — двое садят друг другу в грудь кулаками поочереди, пока кто-нибудь не сдастся. Вариант второй — на землю кладут две палки. Выигравшим считается тот, кто ударом заставит противника потерять равновесие и отступить (или улететь) за палку. Наносить удар в область сердца считается неэтичным.
    Сожжение чучела зимы.
    Обычно «чучело», представляющее собой пук соломы в платке, завязанном «по-бабьи», и кофте, православные ставили на дрова, сложенные в виде колодца, внутри которого зажигали огонь. Иногда в роли «Чучела» выступали живые ряженые люди, которых возили по деревне, а ближе к концу праздника вывозили и сваливали в снег. С чучелом озоровали в течение Масленичной недели, подводя под окна и пугая народ. Однако чаще всего масленицу сжигали. Иногда чучело — «Сударыню-Масленицу» ставили на сани вдвоем с красивой девушкой, а в сани впрягались трое молодых людей, которые везли Масленицу. За Масленицей шествовали другие сани — сопровождая её. Шествие заканчивалось сожжением Масленицы за околицей деревни, в поле. Обычай сжигать Масленицу показывает, что она олицетворяла зиму, мрак, холод.В костер бросали не только чучело Зимы, но и разные старые вещи, остатки праздничной еды, что символизировало (по аналогии с комоедицей) — похороны зимы, всего отжившего, старого, вместе с тем — обновление природы, зарождение весны, новых сил плодородия], к костру приносили блины и угощали друг друга; через костер прыгали; вокруг него водили хороводы, при этом пели корильные песни, в которых Масленицу упрекали за то, что наступает Великий пост. Ей давали обидные прозвища: мокрохвостка, кривошейка, блиноеда. Могли исполнять пародийные похоронные причитания. У горящего костра люди на Руси кричали: «Куды дым, туды блин, туды Масленка!», «Прощай, Масленаерзовая!», «Гори-гори, Масленица, чтобы не погасла.» приходу солнечного тепла должны были помочь костры, которые раскладывались на высоком месте, а в середине укреплялось колесо на шесте- когда оно загоралось, то оказалось изображением солнца
    Чистый понедельник.
    С чистым понедельником связано представление о том, что необходимо как можно дольше спать и позже встать утром, чтобы вырос хороший лен.
    «В чистый понедельник поедут по деревне с позвонками, веники к дуге на лошадей привяжут. Стол поставят на сани. Лодку везут, в лодке сидят».
    (Архив.-Тетр.1987, эксп.1.-№390).
    Обрядовые песни
    Характеризуя масленичные песни, можно отметить, что в них ее, Масленицу, ругают, высмеивают, призывают возвратиться, называют шуточными человеческими именами: Авдотьюшка, Изотьевна, Акулина Саввишна и т. д.
    Дорогая наша Масленица,
    Авдотьюшка Изотьевна!
    Дуня белая, Дуня румяная,
    Коса длинная, триаршинная,
    Лента алая, двуполтинная,
    Платок беленький, новомодненький,
    Брови черные, наведенные,
    Шуба синяя, ластки красные,
    Лапти частые головастые,
    Портянки белые, набеленные!
    (Подмосковье)
    В русских масленичных песнях пелось об изобилии: масла и сыру (творогу) якобы заготовлено было так много, что ими умащивали гору для катания на санках:
    Ай, как мы масленицу дожидали,
    Дожидали, люли, дожидали.
    Сыром горушки укладали,
    Укладали, люли, укладали.
    Сверхом маслицем поливали.
    Ах ты масленица, будь катлива,
    Будь катлива, люли, будь катлива…
    (Красноярский край)
    Иногда масленичные напевы имели печальный, заунывный характер, даже если пелись с веселыми словами. Праздничное время пролетало быстро, наступал последний день веселья. В последний день масленицы («прощёное воскресенье») пелось много грустных лирических песен. Молодушки выходили за околицу села, взбирались на горку и, обернувшись в сторону далекой родной деревни, заводили песни о разлуке с родителями, жаловались на суровость свекра и свекрови. В курской песне «У ворот сосна всколыхалася» рассказывается о том, как молодушка, собираясь навестить мать, прихорашивалась, умывалась тремя сортами заморского мыла. Тем временем зима скрылась, снега потаяли, реки разлились, а поехать к матери она так и не успела. Эта песня пронизана грустным мотивом. Мелодия песни принадлежит к группе типовых календарных напевов.
    В последний день масленичной недели справлялся обряд проводов зимы. Обряд сжигания чучела воспроизведен в пьесе А. Островского «Снегурочка», музыку к которой писали П. Чайковский и А. Гречанинов, а также в опере на этот сюжет Н. Римского-Корсакова. В большинстве местностей на масленицу пелись обычные веселые шуточные и лирические песни: старинные же масленичные песни сохранились в Тверской области на Смоленщине на Псковщине, во Владимире:
    Ай, Масленица,
    Обманщица!
    До поста довела —
    Сама удрала!
    Масленица, воротись!
    В новый год покажись!
    (Владимирская губерния)
    На Украине же где пелось огромное количество колядок, не было записано ни подблюдных, ни масленичных песен.
    Заключение
    В данной работе рассматривался такой праздник как Масленица. Передо мной стояла цель работы- рассмотрение традиций русской Масленицы, изучение Масленичных песен, их анализ.
    В соответствии с поставленными задачами была изучена специальная литература, учебники, монографии и тексты песен, в которых рассматривается этот праздник.
    В своей основе Масленица — древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры, сохранившийся и после принятия христианства.
    В своей работе я рассмотрела понятие «Масленица», христианские обычаи, традиции главного праздника прихода весны. Огромное значение в этом празднике играет устное народное творчество: обрядовые песни, пословицы, поговорки. Кульминацией Масленицы остается сжигание чучела Зимы — символ ухода зимы и наступления весны.
    Библиографический список
    Тексты
    1.Обрядовая поэзия-книга1. Календарный фольклор.Cост., вступ.ст., подгот. текстов и коммент. Ю.Г. Круглова-М.,1997.
    2.Паникеев И. Масленица. Издательство-М.2007г-350стр.
    3.www.clubochek.ru.
    Исследования
    1.Аникин В.П. Теория фольклора. Курс лекций.М.1996г.
    2. Капица Ф.С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы: Справочник. — 2-е изд. — М.: Флинта: Наука, 2001. -216 стр.
    3.Снегирев И. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. — М., 1838. — Вып. 1-4.
    4. Соколова В. Весеннее-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов. — М., 1957г.
    5. Харлицкий М., Хромов С Русские праздники, народные обычаи, традиции, обряды: Книга для чтения. — М., 1996г.
    6. Масленица. Праздники народов России: энциклопедия. — М., 2002. — С. 10, сост.С.В.Волков.
    7.Степанов Н.П. Народные праздники на Святой Руси. М.: Российский раритет, 1992г.
    8. Т.В. Зуева, Б.П. Кирдан. Русский фольклор: Учебник для высших учебных заведений.-4изд.,-М.: Флинта: Наука,2002.-400стр.
    9.www.maslenitsa.ru.

  5. Московский педагогический
    университет им. Ленина
    Реферат
    Тема:
    «Масленица. Масленичные песни»

    Работа по устному народному творчеству
    выполнена студенткой
    курса филологического факультета
    заочного отделения
    Быченковой А. С.
    Москва 2010
    Содержание
    Введение
    Определение понятия «Масленица»
    Из истории Масленицы. Влияние
    христианства на православный праздник
    Масленичная неделя
    Обряды и игры
    Обрядовые песни
    Заключение
    Библиографический список
    Тексты
    Исследования


    Введение
    Масленица – древний
    славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры. Это –
    веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего
    обновления природы. Люди испокон веков воспринимали весну как начало новой
    жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В честь солнца
    сначала пекли пресные лепёшки, а когда научились готовить заквасное тесто,
    стали печь блины. Древние считали блин символом солнца, поскольку он, как и
    солнце, жёлтый, круглый и горячий, и верили, что вместе с блином они съедают
    частичку его тепла и могущества.
    Возможно, блины были и
    частью поминального обряда, так как масленице предшествовал “родительский
    день”, когда славяне поклонялись душам усопших предков.
    Проходили века,
    менялась жизнь, с принятием на Руси христианства появились новые, церковные
    праздники, но широкая масленица продолжала жить. Ее встречали и провожали с той
    же неудержимой удалью, что и в языческие времена.
    Масленица, сырная
    неделя
    (до реформы орфографии также часто масляница) —
    праздничный цикл, сохранившийся на Руси с языческих (дохристианских) времён.
    Обряд связан с проводами зимы и встречей весны.
    До крещения Руси
    (введения христианства) Масленица (Комоедицы) отмечалась в течение 7 дней,
    предшествующих дню весеннего равноденствия, и 7 дней после этого дня.
    Христианская Церковь
    оставила главное празднование Весны, дабы не вступать в противоречия с
    традициями русского народа (аналогично было приурочено Рождество ко дню зимнего
    солнцестояния), но сдвинула любимый народом праздник проводов зимы по времени,
    чтобы он не противоречил Великому Посту, и сократила срок праздника до 7 дней.
    Поэтому после крещения Руси Масленица празднуется в последнюю неделю перед
    Великим постом, за семь недель до Пасхи, на восьмой предпасхальной неделе.
    Масленица — это озорное
    и весёлое прощание с зимой и встреча весны, несущей оживление в природе и
    солнечное тепло.


    Из
    истории Масленицы

    С введением
    христианства изменился и обряд празднования. Масленица получила свое название
    от церковного календаря, потому что в этот период времени — последнюю неделю
    перед Великим Постом, разрешается вкушение сливочного масла, молочных продуктов
    и рыбы, по-другому эта неделя в Православной Церкви именуется сырной, сырницей.
    Дни масленицы меняются в зависимости от того, когда начинается Великий пост.
    В Православной церкви
    считается, что смысл Сырной седмицы — примирение с ближними, прощение обид,
    подготовка к Великому посту — время, которое нужно посвятить доброму общению с
    ближними, родными, друзьями, благотворению. В храмах начинают совершать
    великопостные службы. В среду и пятницу не совершается Божественная литургия,
    читается великопостная молитва святого Ефрема Сирина. Вселенская Родительская
    суббота (9 марта) и Неделя о Страшном суде (10 марта) — повествование о начале
    и конце человечества. Последний день масленицы — Прощеное воскресенье. В церкви
    в этот день вспоминают изгнание Адама из рая, а в народе прощаются с зимой и
    еще одним прожитым годом.
    И.П. Сахаров писал:
    «Все дни масляной недели имеют свои особенные названия:
    Встреча-понедельник,заигрыши-вторник,лакомка-среда,разгул,
    перелом, широкий четверг-четверток, пятница-тещины вечерки, золовкины
    посиделки-суббота, проводы, прощанья, прощеной день-воскресенье1».
    Понедельник — встреча.
    К этому дню достраивались горы, качели, балаганы. Те, кто побогаче, начинали
    печь блины. Первый блин отдавался нищим на помин усопших. С понедельника
    начинали печь блины. К молодым, которые впервые встречали Масленицу
    самостоятельно, с утра пораньше приходила теща, чтобы научить дочерей печь
    хорошие блины. В этот день свекор со свекровью отправляли невестку на целый
    день, с самого раннего утра, к отцу с матерью. Кто думает –
    погостить-отдохнуть, ошибается. Невестка должна была помочь по хозяйству, так
    как вечером в понедельник свекор со свекровью отправлялись в гости к сватам.
    Вот как характеризовался первый день
    наступления праздника:
    Понедельник – встреча
    А мы Масленицу встречали,
    Повстречали, душа, повстречали,
    На горушке побывали,
    Блином гору выстилали,
    Сыром гору набивали,
    Маслом гору поливали,
    Поливали, душа, поливали..
    (Воронежская губерния)
    Вторник — заигрыши.
    С утра молодые люди приглашались кататься с гор, поесть блинов. Звали родных и
    знакомых: «У нас-де горы готовы, и блины испечёны — просим жаловать». Молодых
    заставляли целоваться.
    Среда — лакомки.
    В этот день зять приходил «к тёще на блины». Кроме зятя тёща приглашала и
    других гостей. Раньше накормить полдюжины зятьев было делом разорительным. Но
    ничего не попишешь: “хоть себя заложи, а Масленицу проводи!”
    Четверг — широкий
    разгул.
    С этого дня Масленица разворачивалась во всю ширь.
    Народ предавался всевозможным потехам: ледяным горам, балаганам, качелям,
    катаниям на лошадях, карнавалам, кулачным боям, шумным пирушкам. В древности
    катание имело особый смысл: оно должно было помочь движению солнца. Среди
    казаков была популярна игра «взятие снежной крепости»,которая проводилась на
    реке. Начинался
    настоящий разгул: возили чучело на колесе, катались, пели песни, колядовали.
    Особенно дети.
    Пятница — тёщины
    вечерки
    . Зятья приглашали в гости своих тёщ, угощали их
    блинами.
    Суббота — золовкины
    посиделки
    . Молодые невестки приглашали в гости к себе
    золовок. Новобрачная невестка должна была подарить золовке какой-нибудь
    подарок.. Развлечения и забавы нарастали как снежный ком, и наконец в субботу
    российский карнавал достигал своего апогея. И днем, и вечером все театры,
    цирки, балаганы, московские и загородные рестораны и трактиры были переполнены.
    Последний день
    Масленицы — прощёное воскресенье
    . В храмах на вечернем
    богослужении совершается чин прощения (настоятель просит прощения у других
    клириков и прихожан). Затем и все верующие, кланяясь друг другу, просят
    прощения и в ответ на просьбу произносят «Бог простит». Торжественно сжигали
    «чучело Масленицы».
    Прощание с Масленицей
    завершалось в первый день Великого поста Чистый понедельник, который считали
    днем очищения от греха и скоромной пищи. В Чистый понедельник обязательно
    мылись в бане, а женщины мыли посуду и “парили” молочную утварь,
    очищая ее от жира и остатков скоромного.
    Обряды.
    Игры

    Катание.
    Катались всю неделю,
    начиная с четверга, в последний день, в чистый понедельник, в первую неделю
    поста. Катались с гор на ледянках, на конях по деревне, на озере. Женщины
    катали детей – для того, “чтобы лен долгий, хороший вырос”.
    Праздничная форма катаний – “наперегонки”.
    Катания ряженых;
    персонажи ряжения в Масленицу аналогичны святочным, но представлены в
    сокращенном виде.
    Ритуальные игры.
    Одна из обрядовых игр в
    Масленицу – ” шелыга “(“хохлатая шелёга”). Ритуальные
    бесчинства – таскали по деревне соху, лодку (принесут тем, кто дружит между
    собой), на крыши домов бороны затаскивали.
    Игра “в
    Калашникова” .
    Есть два варианта.
    Вариант первый – двое садят друг другу в грудь кулаками поочереди, пока
    кто-нибудь не сдастся. Вариант второй – на землю кладут две палки. Выигравшим
    считается тот, кто ударом заставит противника потерять равновесие и отступить
    (или улететь) за палку. Наносить удар в область сердца считается неэтичным.
    Сожжение чучела зимы.
    Обычно «чучело»,
    представляющее собой пук соломы в платке, завязанном «по-бабьи», и кофте,
    православные ставили на дрова, сложенные в виде колодца, внутри которого
    зажигали огонь. Иногда в роли “Чучела” выступали живые ряженые люди,
    которых возили по деревне, а ближе к концу праздника вывозили и сваливали в
    снег. С чучелом озоровали в течение Масленичной недели, подводя под окна и
    пугая народ. Однако чаще всего масленицу сжигали. Иногда чучело —
    “Сударыню-Масленицу” ставили на сани вдвоем с красивой девушкой, а в
    сани впрягались трое молодых людей, которые везли Масленицу. За Масленицей
    шествовали другие сани — сопровождая её. Шествие заканчивалось сожжением
    Масленицы за околицей деревни, в поле. Обычай сжигать Масленицу показывает, что
    она олицетворяла зиму, мрак, холод.В костер бросали не только чучело Зимы, но и
    разные старые вещи, остатки праздничной еды, что символизировало (по аналогии с
    комоедицей) — похороны зимы, всего отжившего, старого, вместе с тем — обновление
    природы, зарождение весны, новых сил плодородия], к костру приносили блины и
    угощали друг друга; через костер прыгали; вокруг него водили хороводы ,при этом
    пели корильные песни, в которых Масленицу упрекали за то, что наступает Великий
    пост. Ей давали обидные прозвища: мокрохвостка, кривошейка, блиноеда. Могли
    исполнять пародийные похоронные причитания. У горящего костра люди на Руси
    кричали: «Куды дым, туды блин, туды Масленка!», «Прощай, Масленаерзовая!»,
    «Гори-гори, Масленица, чтобы не погасла.» приходу солнечного тепла должны были
    помочь костры, которые раскладывались на высоком месте, а в середине
    укреплялось колесо на шесте- когда оно загоралось, то оказалось изображением
    солнца
    Чистый понедельник.
    С чистым понедельником
    связано представление о том, что необходимо как можно дольше спать и позже
    встать утром, чтобы вырос хороший лен.
    «В чистый понедельник
    поедут по деревне с позвонками, веники к дуге на лошадей привяжут. Стол
    поставят на сани. Лодку везут, в лодке сидят».
    (Архив.-Тетр.1987,эксп.1.-№390).
    Обрядовые
    песни

    Характеризуя
    масленичные песни, можно отметить, что в них ее, Масленицу, ругают, высмеивают,
    призывают возвратиться, называют шуточными человеческими именами: Авдотьюшка, Изотьевна,
    Акулина Саввишна и т. д.
    Дорогая наша Масленица,
    Авдотьюшка Изотьевна!
    Дуня белая, Дуня
    румяная,
    Коса длинная,
    триаршинная,

  6. 6
    Текст добавил: я ютубер кто неверет таму в клас

    Характеризуя масленичные песни, можно отметить, что в них ее, Масленицу, ругают, высмеивают, призывают возвратиться, называют шуточными человеческими именами: Авдотьюшка, Изотьевна, Акулина Саввишна и т. д.
    Дорогая наша Масленица,
    Авдотьюшка Изотьевна!
    Дуня белая, Дуня румяная,
    Коса длинная, триаршинная,
    Лента алая, двуполтинная,
    Платок беленький, новомодненький,
    Брови черные, наведенные,
    Шуба синяя, ластки красные,
    Лапти частые головастые,
    Портянки белые, набеленные!
    (Подмосковье)
    В русских масленичных песнях пелось об изобилии: масла и сыру (творогу) якобы заготовлено было так много, что ими умащивали гору для катания на санках:
    Ай, как мы масленицу дожидали,
    Дожидали, люли, дожидали.
    Сыром горушки укладали,
    Укладали, люли, укладали.
    Сверхом маслицем поливали.
    Ах ты масленица, будь катлива,
    Будь катлива, люли, будь катлива…
    (Красноярский край)
    Иногда масленичные напевы имели печальный, заунывный характер, даже если пелись с веселыми словами. Праздничное время пролетало быстро, наступал последний день веселья. В последний день масленицы («прощёное воскресенье») пелось много грустных лирических песен. Молодушки выходили за околицу села, взбирались на горку и, обернувшись в сторону далекой родной деревни, заводили песни о разлуке с родителями, жаловались на суровость свекра и свекрови. В курской песне «У ворот сосна всколыхалася» рассказывается о том, как молодушка, собираясь навестить мать, прихорашивалась, умывалась тремя сортами заморского мыла. Тем временем зима скрылась, снега потаяли, реки разлились, а поехать к матери она так и не успела. Эта песня пронизана грустным мотивом. Мелодия песни принадлежит к группе типовых календарных напевов.
    В последний день масленичной недели справлялся обряд проводов зимы. Обряд сжигания чучела воспроизведен в пьесе А. Островского «Снегурочка», музыку к которой писали П. Чайковский и А. Гречанинов, а также в опере на этот сюжет Н. Римского-Корсакова. В большинстве местностей на масленицу пелись обычные веселые шуточные и лирические песни: старинные же масленичные песни сохранились в Тверской области на Смоленщине на Псковщине,во Владимире:
    Ай, Масленица,
    Обманщица!
    До поста довела –
    Сама удрала!
    Масленица, воротись!
    В новый год покажись!
    (Владимирская губерния)
    На Украине же где пелось огромное количество колядок, не было записано ни подблюдных, ни масленичных песен.
    Заключение
    В данной работе рассматривался такой праздник как Масленица. Передо мной стояла цель работы- рассмотрение традиций русской Масленицы, изучение Масленичных песен, их анализ.
    В соответствии с поставленными задачами была изучена специальная литература, учебники, монографии и тексты песен, в которых рассматривается этот праздник.

  7. Московский педагогический университет им. Ленина
    Реферат
    Тема: «Масленица. Масленичные песни»
    Работа по устному народному творчеству
    выполнена студенткой
    курса филологического факультета
    заочного отделения
    Быченковой А. С.
    Москва 2010
    Содержание
    Введение
    Определение понятия «Масленица»
    Из истории Масленицы. Влияние христианства на православный праздник
    Масленичная неделя
    Обряды и игры
    Обрядовые песни
    Заключение
    Библиографический список
    Тексты
    Исследования
    Введение
    Масленица – древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры. Это – веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Люди испокон веков воспринимали весну как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В честь солнца сначала пекли пресные лепёшки, а когда научились готовить заквасное тесто, стали печь блины. Древние считали блин символом солнца, поскольку он, как и солнце, жёлтый, круглый и горячий, и верили, что вместе с блином они съедают частичку его тепла и могущества.
    Возможно, блины были и частью поминального обряда, так как масленице предшествовал “родительский день”, когда славяне поклонялись душам усопших предков.
    Проходили века, менялась жизнь, с принятием на Руси христианства появились новые, церковные праздники, но широкая масленица продолжала жить. Ее встречали и провожали с той же неудержимой удалью, что и в языческие времена.
    Масленица, сырная неделя (до реформы орфографии также часто масляница) праздничный цикл, сохранившийся на Руси с языческих (дохристианских) времён. Обряд связан с проводами зимы и встречей весны.
    До крещения Руси (введения христианства) Масленица (Комоедицы) отмечалась в течение 7 дней, предшествующих дню весеннего равноденствия, и 7 дней после этого дня.
    Христианская Церковь оставила главное празднование Весны, дабы не вступать в противоречия с традициями русского народа (аналогично было приурочено Рождество ко дню зимнего солнцестояния), но сдвинула любимый народом праздник проводов зимы по времени, чтобы он не противоречил Великому Посту, и сократила срок праздника до 7 дней. Поэтому после крещения Руси Масленица празднуется в последнюю неделю перед Великим постом, за семь недель до Пасхи, на восьмой предпасхальной неделе.
    Масленица это озорное и весёлое прощание с зимой и встреча весны, несущей оживление в природе и солнечное тепло.
    Из истории Масленицы
    С введением христианства изменился и обряд празднования. Масленица получила свое название от церковного календаря, потому что в этот период времени последнюю неделю перед Великим Постом, разрешается вкушение сливочного масла, молочных продуктов и рыбы, по-другому эта неделя в Православной Церкви именуется сырной, сырницей. Дни масленицы меняются в зависимости от того, когда начинается Великий пост.
    В Православной церкви считается, что смысл Сырной седмицы примирение с ближними, прощение обид, подготовка к Великому посту время, которое нужно посвятить доброму общению с ближними, родными, друзьями, благотворению. В храмах начинают совершать великопостные службы. В среду и пятницу не совершается Божественная литургия, читается великопостная молитва святого Ефрема Сирина. Вселенская Родительская суббота (9 марта) и Неделя о Страшном суде (10 марта) повествование о начале и конце человечества. Последний день масленицы Прощеное воскресенье. В церкви в этот день вспоминают изгнание Адама из рая, а в народе прощаются с зимой и еще одним прожитым годом.
    И.П. Сахаров писал: «Все дни масляной недели имеют свои особенные названия:
    Встреча-понедельник,заигрыши-вторник,лакомка-среда,разгул, перелом, широкий четверг-четверток, пятница-тещины вечерки, золовкины посиделки-суббота, проводы, прощанья, прощеной день-воскресенье1».
    Понедельник встреча. К этому дню достраивались горы, качели, балаганы. Те, кто побогаче, начинали печь блины. Первый блин отдавался нищим на помин усопших. С понедельника начинали печь блины. К молодым, которые впервые встречали Масленицу самостоятельно, с утра пораньше приходила теща, чтобы научить дочерей печь хорошие блины. В этот день свекор со свекровью отправляли невестку на целый день, с самого раннего утра, к отцу с матерью. Кто думает – погостить-отдохнуть, ошибается. Невестка должна была помочь по хозяйству, так как вечером в понедельник свекор со свекровью отправлялись в гости к сватам.
    Вот как характеризовался первый день наступления праздника:
    Понедельник встреча
    А мы Масленицу встречали,
    Повстречали, душа, повстречали,
    На горушке побывали,
    Блином гору выстилали,
    Сыром гору набивали,
    Маслом гору поливали,
    Поливали, душа, поливали..
    (Воронежская губерния)
    Вторник заигрыши. С утра молодые люди приглашались кататься с гор, поесть блинов. Звали родных и знакомых: «У нас-де горы готовы, и блины испечёны просим жаловать». Молодых заставляли целоваться.
    Среда лакомки. В этот день зять приходил «к тёще на блины». Кроме зятя тёща приглашала и других гостей. Раньше накормить полдюжины зятьев было делом разорительным. Но ничего не попишешь: “хоть себя заложи, а Масленицу проводи!”
    Четверг широкий разгул. С этого дня Масленица разворачивалась во всю ширь. Народ предавался всевозможным потехам: ледяным горам, балаганам, качелям, катаниям на лошадях, карнавалам, кулачным боям, шумным пирушкам. В древности катание имело особый смысл: оно должно было помочь движению солнца. Среди казаков была популярна игра «взятие снежной крепости»,которая проводилась на реке. Начинался настоящий разгул: возили чучело на колесе, катались, пели песни, колядовали. Особенно дети.
    Пятница тёщины вечерки. Зятья приглашали в гости своих тёщ, угощали их блинами.
    Суббота золовкины посиделки. Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок. Новобрачная невестка должна была подарить золовке какой-нибудь подарок.. Развлечения и забавы нарастали как снежный ком, и наконец в субботу российский карнавал достигал своего апогея. И днем, и вечером все театры, цирки, балаганы, московские и загородные рестораны и трактиры были переполнены.
    Последний день Масленицы прощёное воскресенье. В храмах на вечернем богослужении совершается чин прощения (настоятель просит прощения у других клириков и прихожан). Затем и все верующие, кланяясь друг другу, просят прощения и в ответ на просьбу произносят «Бог простит». Торжественно сжигали «чучело Масленицы».
    Прощание с Масленицей завершалось в первый день Великого поста Чистый понедельник, который считали днем очищения от греха и скоромной пищи. В Чистый понедельник обязательно мылись в бане, а женщины мыли посуду и “парили” молочную утварь, очищая ее от жира и остатков скоромного.
    Обряды. Игры
    Катание.
    Катались всю неделю, начиная с четверга, в последний день, в чистый понедельник, в первую неделю поста. Катались с гор на ледянках, на конях по деревне, на озере. Женщины катали детей – для того, “чтобы лен долгий, хороший вырос”. Праздничная форма катаний – “наперегонки”.
    Катания ряженых; персонажи ряжения в Масленицу аналогичны святочным, но представлены в сокращенном виде.
    Ритуальные игры.
    Одна из обрядовых игр в Масленицу – ” шелыга “(“хохлатая шелёга”). Ритуальные бесчинства – таскали по деревне соху, лодку (принесут тем, кто дружит между собой), на крыши домов бороны затаскивали.
    Игра “в Калашникова” .
    Есть два варианта. Вариант первый – двое садят друг другу в грудь кулаками поочереди, пока кто-нибудь не сдастся. Вариант второй – на землю кладут две палки. Выигравшим считается тот, кто ударом заставит противника потерять равновесие и отступить (или улететь) за палку. Наносить удар в область сердца считается неэтичным.
    Сожжение чучела зимы.
    Обычно «чучело», представляющее собой пук соломы в платке, завязанном «по-бабьи», и кофте, православные ставили на дрова, сложенные в виде колодца, внутри которого зажигали огонь. Иногда в роли “Чучела” выступали живые ряженые люди, которых возили по деревне, а ближе к концу праздника вывозили и сваливали в снег. С чучелом озоровали в течение Масленичной недели, подводя под окна и пугая народ. Однако чаще всего масленицу сжигали. Иногда чучело “Сударыню-Масленицу” ставили на сани вдвоем с красивой девушкой, а в сани впрягались трое молодых людей, которые везли Масленицу. За Масленицей шествовали другие сани сопровождая её. Шествие заканчивалось сожжением Масленицы за околицей деревни, в поле. Обычай сжигать Масленицу показывает, что она олицетворяла зиму, мрак, холод.В костер бросали не только чучело Зимы, но и разные старые вещи, остатки праздничной еды, что символизировало (по аналогии с комоедицей) похороны зимы, всего отжившего, старого, вместе с тем обновление природы, зарождение весны, новых сил плодородия], к костру приносили блины и угощали друг друга; через костер прыгали; вокруг него водили хороводы ,при этом пели к

    Похожие работы

    Историко-культурные основы массовых театрализованных представлений
    Масленица
    Масленица, история происхождения и традиции
    Масленица. История праздника и его традиции
    Масленица. Масленичные песни
    Праздник Масленицы
    Праздники и обряды русского народа как часть факультативного курса “Народное творчество”
    Традиционная культура народов Республики Марий Эл: из опыта сопоставления в школьном курсе ИКН календарных праздников народов России
    Фольклор как одно из средств воспитания дошкольников
    Фольклорные занятия в воспитании

  8. Московский педагогический университет им. Ленина

    Реферат

    Тема: «Масленица. Масленичные песни»

    Работа по устному народному творчеству
    выполнена студенткой
    курса филологического факультета
    заочного отделения
    Быченковой А. С.
    Москва 2010
    Содержание
    ВВЕДЕНИЕ
    Определение понятия «Масленица»
    Из истории Масленицы. Влияние христианства на православный праздник
    Масленичная неделя
    Обряды и игры
    Обрядовые песни
    Заключение
    Библиографический список
    Тексты
    Исследования
    ВВЕДЕНИЕ
    Масленица – древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры. Это – веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Люди испокон веков воспринимали весну как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В честь солнца сначала пекли пресные лепёшки, а когда научились готовить заквасное тесто, стали печь блины. Древние считали блин символом солнца, поскольку он, как и солнце, жёлтый, круглый и горячий, и верили, что вместе с блином они съедают частичку его тепла и могущества.
    Возможно, блины были и частью поминального обряда, так как масленице предшествовал “родительский день”, когда славяне поклонялись душам усопших предков.
    Проходили века, менялась жизнь, с принятием на Руси христианства появились новые, церковные праздники, но широкая масленица продолжала жить. Ее встречали и провожали с той же неудержимой удалью, что и в языческие времена.
    Масленица, сырная неделя (до реформы орфографии также часто масляница) — праздничный цикл, сохранившийся на Руси с языческих (дохристианских) времён. Обряд связан с проводами зимы и встречей весны.
    До крещения Руси (введения христианства) Масленица (Комоедицы) отмечалась в течение 7 дней, предшествующих дню весеннего равноденствия, и 7 дней после этого дня.
    Христианская Церковь оставила главное празднование Весны, дабы не вступать в противоречия с традициями русского народа (аналогично было приурочено Рождество ко дню зимнего солнцестояния), но сдвинула любимый народом праздник проводов зимы по времени, чтобы он не противоречил Великому Посту, и сократила срок праздника до 7 дней. Поэтому после крещения Руси Масленица празднуется в последнюю неделю перед Великим постом, за семь недель до Пасхи, на восьмой предпасхальной неделе.
    Масленица — это озорное и весёлое прощание с зимой и встреча весны, несущей оживление в природе и солнечное тепло.
    Из истории Масленицы

    С введением христианства изменился и обряд празднования. Масленица получила свое название от церковного календаря, потому что в этот период времени — последнюю неделю перед Великим Постом, разрешается вкушение сливочного масла, молочных продуктов и рыбы, по-другому эта неделя в Православной Церкви именуется сырной, сырницей. Дни масленицы меняются в зависимости от того, когда начинается Великий пост.
    В Православной церкви считается, что смысл Сырной седмицы — примирение с ближними, прощение обид, подготовка к Великому посту — время, которое нужно посвятить доброму общению с ближними, родными, друзьями, благотворению. В храмах начинают совершать великопостные службы. В среду и пятницу не совершается Божественная литургия, читается великопостная молитва святого Ефрема Сирина. Вселенская Родительская суббота (9 марта) и Неделя о Страшном суде (10 марта) — повествование о начале и конце человечества. Последний день масленицы — Прощеное воскресенье. В церкви в этот день вспоминают изгнание Адама из рая, а в народе прощаются с зимой и еще одним прожитым годом.
    И.П. Сахаров писал: «Все дни масляной недели имеют свои особенные названия:
    Встреча-понедельник,заигрыши-вторник,лакомка-среда,разгул, перелом, широкий четверг-четверток, пятница-тещины вечерки, золовкины посиделки-суббота, проводы, прощанья, прощеной день-воскресенье1».
    Понедельник — встреча. К этому дню достраивались горы, качели, балаганы. Те, кто побогаче, начинали печь блины. Первый блин отдавался нищим на помин усопших. С понедельника начинали печь блины. К молодым, которые впервые встречали Масленицу самостоятельно, с утра пораньше приходила теща, чтобы научить дочерей печь хорошие блины. В этот день свекор со свекровью отправляли невестку на целый день, с самого раннего утра, к отцу с матерью. Кто думает – погостить-отдохнуть, ошибается. Невестка должна была помочь по хозяйству, так как вечером в понедельник свекор со свекровью отправлялись в гости к сватам.
    Вот как характеризовался первый день наступления праздника:
    Понедельник – встреча
    А мы Масленицу встречали,
    Повстречали, душа, повстречали,
    На горушке побывали,
    Блином гору выстилали,
    Сыром гору набивали,
    Маслом гору поливали,
    Поливали, душа, поливали..
    (Воронежская губерния)
    Вторник — заигрыши. С утра молодые люди приглашались кататься с гор, поесть блинов. Звали родных и знакомых: «У нас-де горы готовы, и блины испечёны — просим жаловать». Молодых заставляли целоваться.
    Среда — лакомки. В этот день зять приходил «к тёще на блины». Кроме зятя тёща приглашала и других гостей. Раньше накормить полдюжины зятьев было делом разорительным. Но ничего не попишешь: “хоть себя заложи, а Масленицу проводи!”
    Четверг — широкий разгул. С этого дня Масленица разворачивалась во всю ширь. Народ предавался всевозможным потехам: ледяным горам, балаганам, качелям, катаниям на лошадях, карнавалам, кулачным боям, шумным пирушкам. В древности катание имело особый смысл: оно должно было помочь движению солнца. Среди казаков была популярна игра «взятие снежной крепости»,которая проводилась на реке. Начинался настоящий разгул: возили чучело на колесе, катались, пели песни, колядовали. Особенно дети.
    Пятница — тёщины вечерки. Зятья приглашали в гости своих тёщ, угощали их блинами.
    Суббота — золовкины посиделки. Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок. Новобрачная невестка должна была подарить золовке какой-нибудь подарок.. Развлечения и забавы нарастали как снежный ком, и наконец в субботу российский карнавал достигал своего апогея. И днем, и вечером все театры, цирки, балаганы, московские и загородные рестораны и трактиры были переполнены.
    Последний день Масленицы — прощёное воскресенье. В храмах на вечернем богослужении совершается чин прощения (настоятель просит прощения у других клириков и прихожан). Затем и все верующие, кланяясь друг другу, просят прощения и в ответ на просьбу произносят «Бог простит». Торжественно сжигали «чучело Масленицы».
    Прощание с Масленицей завершалось в первый день Великого поста Чистый понедельник, который считали днем очищения от греха и скоромной пищи. В Чистый понедельник обязательно мылись в бане, а женщины мыли посуду и “парили” молочную утварь, очищая ее от жира и остатков скоромного.
    Обряды. Игры

    Катание.
    Катались всю неделю, начиная с четверга, в последний день, в чистый понедельник, в первую неделю поста. Катались с гор на ледянках, на конях по деревне, на озере. Женщины катали детей – для того, “чтобы лен долгий, хороший вырос”. Праздничная форма катаний – “наперегонки”.
    Катания ряженых; персонажи ряжения в Масленицу аналогичны святочным, но представлены в сокращенном виде.
    Ритуальные игры.
    Одна из обрядовых игр в Масленицу – ” шелыга “(“хохлатая шелёга”). Ритуальные бесчинства – таскали по деревне соху, лодку (принесут тем, кто дружит между собой), на крыши домов бороны затаскивали.
    Игра “в Калашникова” .
    Есть два варианта. Вариант первый – двое садят друг другу в грудь кулаками поочереди, пока кто-нибудь не сдастся. Вариант второй – на землю кладут две палки. Выигравшим считается тот, кто ударом заставит противника потерять равновесие и отступить (или улететь) за палку. Наносить удар в область сердца считается неэтичным.
    Сожжение чучела зимы.
    Обычно «чучело», представляющее собой пук соломы в платке, завязанном «по-бабьи», и кофте, православные ставили на дрова, сложенные в виде колодца, внутри которого зажигали огонь. Иногда в роли “Чучела” выступали живые ряженые люди, которых возили по деревне, а ближе к концу праздника вывозили и сваливали в снег. С чучелом озоровали в течение Масленичной недели, подводя под окна и пугая народ. При этом чаще всего масленицу сжигали. Иногда чучело — “Сударыню-Масленицу” ставили на сани вдвоем с красивой девушкой, а в сани впрягались трое молодых людей, которые везли Масленицу. За Масленицей шествовали другие сани — сопровождая её. Шествие заканчивалось сожжением Масленицы за околицей деревни, в поле. Обычай сжигать Масленицу показывает, что она олицетворяла зиму, мрак, холод.В костер бросали не только чучело Зимы, но и разные старые вещи, остатки праздничной еды, что символизировало (по аналогии с комоедицей) — похороны зимы, всего отжившего, старого, вместе с тем — обновление природы, зарождение весны, новых сил плодородия], к костру приносили блины и угощали друг друга; через костер прыгали; вокруг него водили хороводы ,при всём этом пели корильные песни, в которых Масленицу упрекали за то, что наступает Великий пост. Ей давали обидные прозвища: мокрохвостка, кривошейка, блиноеда. Могли исполнять пародийные похоронные причитания. У горящего костра люди на Руси кричали: «Куды дым, туды блин, туды Масленка!», «Прощай, Масленаерзовая!», «Гори-гори, Масленица, чтобы не погасла.» приходу солнечного тепла должны были помочь костры, которые раскладывались на высоком месте, а в середине укреплялось колесо на шесте- когда оно загоралось, то оказалось изображением солнца
    Чистый понедельник.
    С чистым понедельником связано представление о том, что необходимо как можно дольше спать и позже встать утром, чтобы вырос хороший лен.
    «В чистый понедельник поедут по деревне с позвонками, веники к дуге на лошадей привяжут. Стол поставят на сани. Лодку везут, в лодке сидят».
    (Архив.-Тетр.1987,эксп.1.-№390).
    Обрядовые песни

    Характеризуя масленичные песни, можно отметить, что в них ее, Масленицу, ругают, высмеивают, призывают возвратиться, называют шуточными человеческими именами: Авдотьюшка, Изотьевна, Акулина Саввишна и т. д.
    Дорогая наша Масленица,
    Авдотьюшка Изотьевна!
    Дуня белая, Дуня румяная,
    Коса длинная, триаршинная,
    Лента алая, двуполтинная,
    Платок беленький, новомодненький,
    Брови черные, наведенные,
    Шуба синяя, ластки красные,
    Лапти частые головастые,
    Портянки белые, набеленные!
    (Подмосковье)
    В русских масленичных песнях пелось об изобилии: масла и сыру (творогу) якобы заготовлено было так много, что ими умащивали гору для катания на санках:
    Ай, как мы масленицу дожидали,
    Дожидали, люли, дожидали.
    Сыром горушки укладали,
    Укладали, люли, укладали.
    Сверхом маслицем поливали.
    Ах ты масленица, будь катлива,
    Будь катлива, люли, будь катлива…
    (Красноярский край)
    Иногда масленичные напевы имели печальный, заунывный характер, даже если пелись с веселыми словами. Праздничное время пролетало быстро, наступал последний день веселья. В последний день масленицы («прощёное воскресенье») пелось много грустных лирических песен. Молодушки выходили за околицу села, взбирались на горку и, обернувшись в сторону далекой родной деревни, заводили песни о разлуке с родителями, жаловались на суровость свекра и свекрови. В курской песне «У ворот сосна всколыхалася» рассказывается о том, как молодушка, собираясь навестить мать, прихорашивалась, умывалась тремя сортами заморского мыла. Тем временем зима скрылась, снега потаяли, реки разлились, а поехать к матери она так и не успела. Эта песня пронизана грустным мотивом. Мелодия песни принадлежит к группе типовых календарных напевов.
    В последний день масленичной недели справлялся обряд проводов зимы. Обряд сжигания чучела воспроизведен в пьесе А. Островского «Снегурочка», музыку к которой писали П. Чайковский и А. Гречанинов, а также в опере на этот сюжет Н. Римского-Корсакова. В большинстве местностей на масленицу пелись обычные веселые шуточные и лирические песни: старинные же масленичные песни сохранились в Тверской области на Смоленщине на Псковщине,во Владимире:
    Ай, Масленица,
    Обманщица!
    До поста довела –
    Сама удрала!
    Масленица, воротись!
    В новый год покажись!
    (Владимирская губерния)
    На Украине же где пелось огромное количество колядок, не было записано ни подблюдных, ни масленичных песен.
    Заключение

    В данной работе рассматривался такой праздник как Масленица. Передо мной стояла цель работы- рассмотрение традиций русской Масленицы, изучение Масленичных песен, их анализ.
    В соответствии с поставленными задачами была изучена специальная литература, учебники, монографии и тексты песен, в которых рассматривается этот праздник.
    В своей основе Масленица – древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры, сохранившийся и после принятия христианства.
    В своей работе я рассмотрела понятие «Масленица», христианские обычаи, традиции главного праздника прихода весны. Огромное значение в этом празднике играет устное народное творчество: обрядовые песни, пословицы, поговорки. Кульминацией Масленицы остается сжигание чучела Зимы — символ ухода зимы и наступления весны.
    Библиографический список

    Тексты

    1.Обрядовая поэзия-книга1. Календарный фольклор.Cост., вступ.ст., подгот. текстов и коммент. Ю.Г. Круглова-М.,1997.
    2.Паникеев И. Масленица. Издательство-М.2007г-350стр.
    3.www.clubochek.ru.
    Исследования
    1.Аникин В.П. Теория фольклора. Курс лекций.М.1996г.
    2. Капица Ф.С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы: Справочник. – 2-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2001. -216 стр.
    3.Снегирев И. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. – М., 1838. – Вып. 1-4.
    4. Соколова В. Весеннее-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов. – М., 1957г.
    5. Харлицкий М., Хромов С Русские праздники, народные обычаи, традиции, обряды: Книга для чтения. – М., 1996г.
    6. Масленица. Праздники народов России : энциклопедия. — М., 2002. — С. 10,сост.С.В.Волков.
    7.Степанов Н.П. Народные праздники на Святой Руси. М.: Российский раритет, 1992г.
    8. Т.В. Зуева, Б.П. Кирдан. Русский фольклор: Учебник для высших учебных заведений.-4изд.,-М.:Флинта:Наука,2002.-400стр.
    9.www.maslenitsa.ru.

  9. 9
    Текст добавил: Богдан_Добрый

    Мне нравятся праздники. В эти дни нас ожидает отдых, праздничный стол и развлечения. Но особенно мне нравятся народные праздники. Мне было очень интересно узнать о том, как эти дни отмечали наши предки. Поэтому я даже обрадовалась, когда мне поручили подготовить на классный час доклад об истории приближающегося праздника Масленицы. Так что же такое Масленица?
    Масленица (Масленая неделя, Сырная неделя) — это неделя, предшествующая Великому посту и разделяющая в календаре зиму и весну. Этот праздник широко отмечался всеми славянскими народами.
    Основной едой на Масленицу были блины — древний символ солнца, такие же горячие и румяные. Первый блин обычно предназначался умершим: его клали на божницу или слуховое окошко (для родительских душ), а иногда отдавали нищим, также на помин души. К празднику Масленицы строились огромные катальные горы (в Москве даже под стенами Кремля), и туда выходили с блинами встречать Масленицу, веселиться и кататься, устраивали маскарадные игры с ряженьем в животных, имитацией свадьбы.
    Очень интересным был обычай устраивать смотрины молодоженов: их ставили к столбам ворот и заставляли целоваться у всех на виду. Когда молодые ехали в санях по селу, их останавливали и забрасывали старыми лаптями или соломой.
    Но самым важным днем Масленичной недели было воскресенье — заговенье перед началом Великого поста. Этот день еще называли Прощеным воскресеньем. Люди просили друг у друга прощения за все причиненные обиды и неприятности. Мне очень понравился этот обычай, потому что мы, к сожалению, не задумываемся о том, как часто обижаем своих родных и близких. Нужно прощать друг друга не формально, а искренне, чтобы в наших сердцах не осталось места обидам и непониманию.
    Основным событием последнего дня праздничной недели были проводы Масленицы, которые сопровождались зажиганием костров. Молодежь к этому дню делала чучело Масленицы из соломы или тряпок. Чучело несли через всю деревню, иногда посадив на колесо, насаженное сверху на шест. Выйдя за село, чучело топили в проруби, сжигали или разрывали на части, а оставшуюся солому разбрасывали по полю.
    Прощание с Масленицей завершалось в первый день Великого поста — Чистый понедельник, который считали днем очищения от греха и скоромной пищи.
    Вот как интересно, оказывается, наши предки отмечали этот праздник!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *