Сочинение на тему мать героиня

11 вариантов

  1. Мищенко Наталья, ученица 10 класса
    Мать
    Как много слов, больших и малых,
    Дано сознанием принять!
    Но в душу глубже всех запало,
    Короткое, как юность, – мать.
    Мать – такое крошечное слово, но с таким невообразимо огромным смыслом! Это синоним таких слов, как счастье, любовь, вера, нежность, доброта, доверие, преданность, терпение, сострадание и многих других, которые несут в себе свет и тепло, а самое главное, которые воспевают собой женщину-мать!
    Бесконечное множество благородных поступков навеки восславили матерей на всей планете.
    Милые добрые наши матери. Сколько памятников поставлено им! Сколько стихотворений и произведений посвящено им! Сколько картин написано!
    Нет, пожалуй, ни одного писателя, поэта, художника, философа, который бы не воспел святое имя матери. Величайший писатель Чингиз Айтматов, который обожал свою маму и боготворил ее, как никто другой точно высказался в одном из своих произведений: «Материнство – это великая радость и великое познание жизни. Отдача, но и воздаяние. Нет, наверное, на свете более святого смысла существования, чем растить рядом с собой достойного родного человека».
    А  Расул Гамзатов – поэт и переводчик, будучи даже в преклонном возрасте, не забывал о своей маме:
    Вот мы одни сегодня в доме,
    Я боли в сердце не таю
    И на твои кладу ладони
    Седую голову свою.
    А ты с любовью, не с упреком
    Взглянув тревожно на меня,
    Вздохнешь, как будто ненароком,
    Слезинку тайно оброня…
    И для меня мама – самое дорогое, что у меня есть, и она играет главную роль в моей жизни. Мама – человек, который дал мне жизнь.
    Мне кажется, что каждый ребенок должен быть бесконечно благодарен своей матери хотя бы за то, что она его вырастила, что она его любила раньше и любит сейчас. Матери просто не умеют не любить детей… А человеку для счастья порой достаточно только этого.
    Я думаю о маме каждый день, ведь ближе нее у меня нет никого. Сколько я помню себя, она всегда была рядом, всегда помогала и поддерживала, всегда любила и, что самое важное, всегда будет любить. Ведь по-другому и быть не может.
    Кто-то спросит, а почему не может?
    Просто потому, что она – Мать.
    Я не случайно пишу это слово с большой буквы. Считаю, что с маленькой буквы оно писаться просто не может и не должно.
    Свою маму я вижу каждый день, и каждый день она совершенно разная. В ней есть тепло, ласка, с которыми она относится и ко мне, и  к другим детям, потому что работает инструктором в спортивном клубе. Она не понимает, как можно любить только своих детей, а на других даже внимания не обращать. К каждому малышу она ищет свой подход, будто мама. А я даже немного ревную к ним- ведь она очень красивая женщина.
    У нее невероятно добрые, всегда искрящиеся карие глаза. Ее руки, теплые и нежные, гладят меня по голове, когда мне хорошо и когда плохо, успокаивая и согревая, вселяя уверенность, даря надежду. Я сразу понимаю – я не одна, рядом со мной есть безмерно любящий меня человек, которому всегда можно довериться, который всегда выслушает меня, поможет.
    На мой взгляд, многие из тех женщин, которые стали мамами, способны почувствовать другого человека, в трудную минуту встать рядом со своими детьми.
    Наверное, именно чувство материнской верности руководило женщинами в годы войны, когда они, не страшась ни пуль врагов, ни голода, ни холода, делали все, чтобы их дети были живы, накормлены, боролись за мирное небо над их головой – это был великий материнский подвиг наших прабабушек.
    Нельзя оставить без внимания то, что многие женщины в годы войны не бросали малышей, оставшихся  без родителей. Для них не существовало такого понятия, как чужой ребенок. Они любили их не меньше родных.
    По всей Европе стоят памятники женщинам, которые спасали детей: Родина-мать на Мамаевом кургане, Родина-мать в Минске и в Болгарии. Матерям посвящают стихи. Взрослые и дети, не переставая, твердят:
    Пусть всегда будет солнце,
    Пусть всегда будет небо.
    Пусть всегда будет мама,
    Пусть всегда буду я.

  2. Главная > Литературное творчество > Эссе > Конкурс “Герой нашего времени” > Мой герой.
    Мой герой.
    Мой герой.
    Я хочу рассказать вам об одном человеке, которого я считаю героем. У каждого свой ответ на вопрос «Кто является героем?». Для меня герой- это моя мама. Мама- самый главный человек в моей жизни, я её очень сильно люблю. Она всегда рядом со мной с самого моего рождения. Мамочка бережёт меня, заботится. Благодаря своей маме я расту здоровой, воспитанной, понимающей девочкой.
    Когда я была ещё совсем маленькой, мамуличка ухаживала за мной, растила, спала рядышком со мной, читала на ночь красивые сказки. Только мама, придя уставшая с работы, уделит внимание своему ребёнку, поиграет с ним. У мамы большое количество нескончаемой любви к своему чаду.
    Моя мамуля всегда помогает мне в различных жизненных ситуациях. Я доверяю своей маме. В семье между родителями и детьми неизбежны конфликты, ссоры. Но ничто и никогда не сможет разлучить мать и ребёнка, потомучто между ними огромная взаимная любовь! Даже после ссоры моя мамочка сумеет найти в себе силы и поговорить со мною по душам, понять и простить. Стоит только мне подойти к ней и сказать : «Мамочка, прости меня, я тебя люблю!»
    Мама всегда меня поймёт и даст нужный совет, разрешить любую ситуацию, поможет и подскажет! Мамуличка искренне прощает мои обиды. Она никогда не держит на меня зла.
    Мама – очень близкий человек! Будьте внимательны к своим мамам. Они ради нас жертвуют многим, они отдали нам всё самое лучшее из своей жизни. Они очень хотят, чтобы у нас всё было хорошо.
    Любите своих мам. Я постараюсь оправдать все мамины надежды и стану хорошей дочкой и взрослым воспитанным человеком!
    Шахова Евгения (LudmilaK)
    17.04.2012 г.
    9913
    Смотрите также
    Пламенное сердце “Локомотива”
    “Герой нашего времени”
    Героями становятся…

  3. Сочинение.
    Сердце матери.
    Да разве об этом расскажешь,
    В какие ты годы жила,
    Какая безмерная тяжесть
    На женские плечи легла…
    М. Исаковский.
    Строки этого стихотворения посвящены женщинам, героически сражавшимся в тылу с голодом и холодом во время Великой Отечественной войны.
    И пусть моя бабушка Елеуова Нурслу Аликешевна в годы Великой Отечественной войны была еще совсем маленькой (она родилась на 3 день после её начала  — 24 июня 1941 года), с полным правом можно посвятить эти строки ей, моей дорогой и любимой бабуле.
    Её судьба удивительна! Ведь в ней, как в капельке воды, претворилась судьба женщин того трудного и удивительно прекрасного времени.
    Моего прадеда, отца бабули, сразу после её рождения забрали на фронт. Прабабушка осталась одна, с детьми на руках. Как они выживали! Сколько трудностей пришлось пережить! Слёзы на глаза наворачиваются у бабули при воспоминании о её тяжелом военном и послевоенном детстве, а говорить она просто не может об этом…
    Она закончила 3 класса школы, и в 1956 году её, совсем еще девочку, выдали замуж, и она переехала в Орск. Муж, мой дедушка, работал на заводе, а бабушка растила и воспитывала детей, их у неё было 11.
    Прекрасен опыт материнства,
    Быть мамой женщине дано.
    Любви и мудрости единство
    В  её душе заключено.
    Она заботой согревает
    Своё любимое дитя,
    И даже в мыслях охраняет
    Порой забыв и про себя…
    Они часто переезжали на новое место работы. Пережила бабуля и самое страшное горе, которое может быть у женщины, – потерю детей. Трое из них умерли еще в детском возрасте.
    Трудно было растить детей, работы было много, но муж и дети помогали во всем.
    На пенсию бабушка вышла в 50 лет, была награждена медалями «Мать — героиня», многочисленными денежными премиями, подарками и грамотами.
    В 54 года, когда дети уже выросли, моя бабуля овдовела… Но надо было жить ради детей, ради внуков…
    Сейчас все дети определены, имеют свои семьи, у моей бабушки 23 внука, 9 правнуков.
    Мы никогда не забываем свою дорогую бабушку, прислушиваемся к её мудрым советам. Всю жизнь она посвятила детям, внукам и очень за всех переживает.
    За сердце доброе твоё,
    Такое теплое вниманье,
    За тонкое твоё чутьё
    И за простое пониманье.
    За материнскую любовь,
    Всю нежность мира и заботу
    Благодарим мы вновь и вновь…
    Ученица 9 класса
    Южноуральской средней школы
    Ильясова  Альмира.

  4. Сочинение
    Застыли матери в обелисках.
    Работа выполнена ученицей 8 «А» класса        МБОУ СОШ №7 станицы Вышестеблиевской                                      Темрюкского района Краснодарского края
    Ивановой Ольгой.
    Преподаватель Торгашина С.А.
    …Скорбящая мать и пронзенное сердце
    Здесь всё говорит, что такое война,
    Здесь всё вопрошает: «А вы так смогли бы?»
    Взрывается, криком кричит тишина,
    И кажется, плачет гранитная глыба…
    Война… Когда я слышу это слово, мне становится страшно, и в памяти всплывают печальные сюжеты из рассказов учителей, родителей, моих бабушек и дедушек, кадры из фильмов о войне. Война – беспощадное и тяжелое время, которое уносит жизни ни в чем не повинных людей. Люди отдавали свои жизни за Родину, за свободу, за будущее. Домой не вернулось с поля боя миллионы людей. Они навечно остались лежать на полях сражений, но память о них будет бессмертна. Она увековечена в различных памятниках и обелисках.
    Замедли шаг у обелиска,
    У вечного огня замри.
    И поклонись им низко, низко,
    До самой матушки земли.
    А сколько несчастных матерей, которые так и не дождались  своих сыновей с войны! Они с волнением ждали заветных треугольничков от своих сыновей. И конечно же, не могли  усидеть дома, пока их сыновья, мужья, братья воевали на фронтах Великой Отечественной войны.     Оставшись в тылу врага, матери совершали подвиги  не столь заметные, но также необходимые для достижения победы. Они на своих хрупких плечах среди разрывов снарядов выносили из боя раненных бойцов, сутками простаивали у станков и не разгибали спины на колхозных полях. Их подвиги увековечены в различных видах искусства: в кинофильмах, книгах, произведениях архитектуры и скульптуры.
    Образ скорбящей матери в скульптуре – это собирательный образ всех матерей, потерявших своих близких. И в то же время это гневный протест против войны, уносящей миллионы молодых жизней. Как выразителен образ матери в скульптуре «Скорбящей матери» Евгения Викторовича Вучетича на Мамаевом кургане в городе-герое Волгограде! Памятник установлен в память о героях Сталинградской битвы.       Скульптурная группа образована фигурой матери, в безграничной скорби склонившейся над телом погибшего сына. Лицо воина закрыто знаменем – символом последних воинских почестей. У основания монумента располагается небольшой бассейн – озеро слёз.
    Он только спит на ложе рук,
    Что мать вовек не размыкает
    Беззвучен сердца скорбный стук,                                                                   Волною время убегает.
    А сколько таких матерей запечатлены в скульптурах в нашем крае! Они могут быть не похожи друг на друга (да это так и есть!), могут иметь разное географическое положение, разный возраст, но все они  в грозную годину испытаний стали неделимой частью для своих сыновей.
    В марте 1943 года в нашей станице Вышестеблиевской были расстреляны одиннадцать комсомолок, неизвестные солдаты, лётчики. На месте этой трагедии был возведён скромный обелиск с яркой звездой наверху.  А в 1967 году в нашей станице художественным фондом города Новороссийска  был установлен памятник павшим героям в Великой Отечественной войне. Он установлен в парке на месте того самого обелиска. На гранитном постаменте высечены имена и фамилии погибших. Их сорок девять  человек. А в центре скульптурной композиции изображен застывший образ матери. Ее лицо сурово, брови нахмурены, губы слегка сжаты,  а пронзительный взгляд устремлен вперед, в будущее.  Образ матери на этом обелиске является собирательным. Он посвящён не конкретному образу, это обелиск, посвящённый всем матерям.  «Чтобы помнили…»,- высечены слова на сером граните. В дождь ли, в снег ли, июльским раскаленным полднем, осенним сумрачным вечером идут сюда люди с чувством горечи, сопереживая скорби матерей.
    Непростые чувства переживает человек, глядя на застывший образ матери: вместе с печалью приходит в сердце отвага, прикосновение к истории заставляет ощутить глубинную связь со своим народом, с Родиной. Ведь мы, нынешнее поколение, не имеем в своей памяти живых картин войны, но мы можем прочувствовать их в творениях человека : литературе, кинематогрофе, живописи и, конечно, скульптуре.
    Я никогда не писала стихов, но, говоря о войне , я чувствую, как меня переполняют эмоции, во рту чувствуется горечь, слова выстраиваются в ряд и ложатся в стихотворные строки:
    Застыли матери в обелисках
    В ожидании своих сыновей,
    Чтобы их сыновья и близкие
    С войны вернулись скорей,
    Чтобы письма сыновей долгожданные
    Летели быстрей новостей.
    А сыновья достойно сражались,
    Не жалея жизни своей.
    Сочинение
    Застыли матери в обелисках
    Работа выполнена учеником 10 класса        МБОУ СОШ №7 станицы Вышестеблиевской                                      Темрюкского района Краснодарского края
    Артюховым Даниилом.
    Преподаватель Торгашина С.А.
    Война…Сколько боли и горечи слез таит в себе это, казалось бы, пресловутое и незначительное слово. Вой-на…Холод вдоль всего позвоночника пробегает от этого сплетения звуков. Когда в сорок первом, “в сорок памятном году” по всем радиостанциям прозвучало это слово, такой холод, конечно, почувствовал каждый, но больше всего испуг поразил вовсе не будущих воинов, нет. Плач матерей, превратившийся в один сплошной ком воплей безысходности раздался из самого нутра их и пронёсся над всей Россией. Горе каждой матери, что провожала сына на фронт, теребя с волнением краешек платка дрожащих руках, и, казалось, за эти минуты на лице ее становилось на несколько морщинок больше, а голова вдруг белела.
    Разве нельзя назвать этих женщин в своём роде героями?! Нужно быть очень сильным человеком, чтобы принять утрату, что была жертвой во имя победы.
    Подтверждением моих слов может послужить пример из жизни Степановой Епистинии Федоровны, матери девяти сыновей. Девять крепких плеч, девять надежных помощников, девять кормильцев, девять защитников…Все девять погибли на войне. Девять раз сердце ее было разбито вдребезги. Её, мать солдатскую,все воины называли матерью, пред нею, простой русской женщиной, преклоняли колени. Я скажу, что Епистиния Федоровна совершила своего рода “моральный подвиг” и не думаю, что кто-то захочет со мной спорить. Ведь не зря она среди первых советских матерей была награждена орденом “Мать-героиня”, а посмертно ее наградили ” Орденом отечественной войны 1 степени”.
    Поэтому нельзя им, матерям солдатов, не  “застыть в обелисках” . Ведь мы, нынешнее поколение, не имеем в своей памяти живых картин войны, но мы можем прочувствовать их в творениях человека : литературе, кинематогрофе, живописи и, конечно, скульптуре.
    Бесспорно, самой главной скульптурой, посвященной этой теме, является памятник “Родина-мать зовёт!” на Мамаевом кургане в Волгограде.  Работа скульптора Е. В. Вучетича и инженера Н. В. Никитина представляет собой многометровую фигуру женщины, шагнувшей вперёд с поднятым мечом. Статуя является аллегорическим образом Родины, зовущей своих сыновей на битву с врагом.
    Строительство монумента было начато в мае 1959 года и завершено 15 октября 1967 года. Скульптура на момент создания была самым высоким в мире изваянием .Это говорит о непреодолимом и диком стремлении русских людей к победе, о том,что самым главным для всей страны является Родина, является мать. Поближе раcсматриваю это величественное произведение искусства: рот ее открыт ,она словно кричит о помощи на всю Россию ,призывает пойти на смертный бой каждого. В руке ее меч ,который символизирует сам смертный бой, готовность к схватке. О, кто, как не мать, сможет так убедительно воздействовать на воинов. Она словно праобраз всех русских матерей того времени. Ведь мать и Родина – такие неразделимые понятия. Они вырастили солдат и вскормили. И всегда, в самых дальних краях,  солдаты помнили о них: о маме и о Родине.
    Застывшая в веках скульптура эта побуждает в наших сердцах волнение, помогает не забывать о днях минувших, разжигает в нас огонь патриотизма.
    Волна военных действий нахлынула и на берега нашей Кубани. Поэтому в Темрюкском районе тоже очень много памятников, посвящённых матерям. Вот и в моей станице есть памятник всем матерям, дети которых погибли на войнах. Очень часто ребята из школы возлагают на него венки и живые цветы. Это помогает всем жителям помнить, чтить и любить как своих матерей, так и Родину в целом.
    Сотни тысяч памятников по всей стране позволили войне застыть во времени, но, выделившаяся из них группа памятников, посвященным матери и Родине, особенная. Она не даёт забывать нам о том, что началом всех начал, даже войны, является мать, и там, где есть мать, обязательно будет победа.

  5. На самом деле их было больше – сирот, которых пригрело ее материнское сердце: 65! Но только сорок восемь из них (31 сына и 17 дочерей) она успела довести до совершеннолетия, прежде чем безвременно ушла из жизни. И каждые 5 лет на день рождения Мамы седые уже дети и дети детей со всех концов бывшего Союза собираются в Ромнах, чтобы почтить ее память.
    Время неумолимо, их становится все меньше, но узы дружбы и любви не ослабевают. Не у всех родных по крови людей встретишь такие отношения! Многие старшие члены семьи поддерживали младших, пока те получали профессию и становились на ноги, предоставляя им кров и помощь. До сих пор Деревские в любое время дня и ночи готовы приветить друг друга, как завещала Мама: “Всегда открывайте дверь своим братьям и сестрам. Они будут приезжать, я знаю. Поделитесь с ними последним, разделите радость и горе, и тогда ваша жизнь будет такой же счастливой, как моя”.
    Собравшись в Ромнах, в доме своего детства на улице Интернациональной, возле которого растут все те же яблони, они приходят к могиле, где на памятнике выгравировано “Земной поклон тебе, наша незабываемая!” с 48 подписями… И – сквозь слезы – вспоминают, вспоминают…
    – Мамочка! Вот я. Иди сюда, мне тебя не видно! Детские ручонки потянулись к Шуре.
    Женщину как огнем полоснуло по сердцу, она рванулась к кроватке.
    – Вот этот будет мой, оформляйте.
    – Но девочка почти незрячая, у нее куриная слепота из-за авитаминоза.
    – Я медик, как-нибудь справимся с этой бедой. Слыхали, она меня узнала!
    Так у супругов Александры и Емельяна Деревских появилась дочка Валя. И хотя она стала четвертым ребенком в семье, фактически с этой девочки начался отсчет беспримерной родительской самоотдачи. Ведь первые трое были связаны с Емельяном Деревским родственными (Митя, Тимофей) или соседскими (Панна) узами… Шура упорно будет брать и выхаживать самых больных, запущенных, безнадежных детей. И в ее волшебных руках гадкие утята превратятся в прекрасных лебедей.
    Кстати, Валентина Деревская (в замужестве Потехина) не только исправила зрение, но и, повзрослев, написала о своих приемных родителях книгу уникальных воспоминаний “Все начинается с семьи”.
    В судьбе Александры столько перипетий, что хватило бы на десять жизней. Ее имя мифологизировали, возводя в ранг культового советского персонажа, затем уничтожали память о ней, и, наконец, высветили материнский подвиг во всей глубине и святости. Имя Александры Аврамовны Деревской присвоено Малой планете номер 2400, открытой учеными Крыма…
    Парадоксально, но к восстановлению справедливости приложил усилия один из тех людей, которые в свое время сделал все для плановой “ликвидации” семьи Деревских – бывший инспектор роно, а впоследстиии директор интерната имени Деревской Григорий Купченко. Это было его искупление: просто однажды он понял, ЧТО сотворил. Фильмы, памятники, присвоение улице и школы имени Деревской, музей, издание книг, пафосно обставленные встречи братьев и сестер в Ромнах – все это его заслуга. Что ж, от ошибок, даже роковых, никто не застрахован…
    Счастье вдребезги
    Шурочка Семенова родилась в 1902 году Грозном в семье белошвейки Анны и нефтяника-бухгалтера Аврама. Ее мама была сиротой, воспитанницей жены английского лорда, – владельца нефтепромысла. Хозяева благоволили к молодым, даже подарили домик к свадьбе. Родители Шуры мечтали, что девочка поступит учиться в Институт благородных девиц. Но сложилось иначе: грянула революция, лорд спешно покинул Россию, и дело ограничилось гимназией. Между тем уже в 10 лет дочь проявила характер, выступив на защиту соседской малышки, которую наказывала мать: “Не смейте бить маленьких! Отдайте девочку мне, я сама ее воспитаю”. Возможность проявить свои воспитательные таланты представилась довольно скоро: в 16 лет, после окончания 8 класса, Шурочку, выучившуюся, по примеру мамы, шить дорогие и тонкие платья руками, выдали замуж. Сватовство было условным: отец сам присмотрел будущего зятя, привел его к чаепитию, и вскоре без лишних проволочек сыграли свадьбу. У Шуры и Ивана родилась дочь Верочка, они ждали второго ребенка. Но эпидемия тифа разрушила семейное счастье: от болезни умирают и муж, и дочь. Не было уже на свете и родной матери Шуры…В порыве отчаяния молодая женщина решается на непоправимый шаг. “После аборта вы не сможете иметь детей”, – сказал ей врач. Свой поступок она искупала до последнего вздоха – всей своей многострадальной и счастливой жизнью. Шура не просто стала матерью. Она осталась в памяти людей Роменской мадонной.
    Медсестра и красноармеец
    Пережив трагедию, смысл жизни Шура видит в спасении людей. Закончив курсы медсестер, с головой уходит в работу в госпитале, где лечатся раненые белогвардейцы: в начале 1920 году город был всецело в их власти. Стройная сероглазая красавица с длинной тяжелой косой пользуется среди выздоравливающих сногсшибательным успехом, и в ее сердце наконец тоже поселяется любовь. 19-летняя девушка, может быть, полюбила по-настоящему впервые в жизни. Ее избранник – главврач, человек потрясающей образованности и культуры. И… намного старше ее. Шура тайно мечтает разделить с ним жизнь и стать таким же первоклассным хирургом. А пока тщательно скрывает свои чувства и, рискуя жизнью, прячет раненого красноармейца – Емельяна Деревского. Выходец из села, ее новый знакомый немногословен, зато умеет слушать. А еще у него золотые руки и надежное плечо.
    Мягко, но решительно любимый человек отнял у Шуры надежду на взаимность, заявив, что, мол, любит ее как дочь и не имеет морального права… С опустошенной душой Александра бросает родной дом, в котором уже давно хозяйничает мачеха, и уходит на фронт в составе санчасти подоспевшей к марту 1920 Красной армии – вместе с Емельяном Деревским. И хотя военных дорог, пройденных бок о бок, было немало, Шурочка по-прежнему тоскует о несбывшейся любви и воспринимает Емельяна лишь как боевого товарища. После победы они едут в казачью станицу Радыки, на родину Емельяна: там у него подрастает сын Митенька, оставшийся из-за неизлечимого недуга жены на попечении деда и бабки. “У него авитаминоз и рахит и может развиться дистрофия, ему надо в город”,- профессиональным взглядом оценила Шура состояние ребенка. – “Так ему же мать нужна, а как же я с ним один?”. Шура колебалась недолго. “Будет у него мать”,- пообещала она. И слово свое сдержала. Так родилась семья Деревских.
    Первое пополнение
    Через год у Митеньки появилась сестренка – 10-летняя Панна, сиротка из родной деревни Емельяна. Потом в их крохотной съемной квартире поселился Тимофей, родной брат Емельяна. А когда Тимофей и Панна отделились и создали собственные семьи, Шура принесла из Дома ребенка двухлетнюю Валю… “Пусть у Мити-подростка воспитывается ответственность…”, – так объяснила она свое решение. Казалось, с каждым новым ребенком у мамы Шуры прибавляется энергии. Навсегда впитает Валя неповторимый дух семьи Деревских тех времен – атмосферу уважения к труду, поддержки и участия…
    Зажигательная, общительная Шура прекрасно дополняла молчаливого, рассудительного Емельяна, который освоил профессию нефтяника-бурильщика и стал специалистов высокого класса. Она хваталась на любую работу, благо, недостатка вакансий в строящемся государстве не было. А вскоре у Александры Деревской появилось Дело, идеально подходящее для ее активной натуры: Шура становится заведующей детдома в Сызрани, который пользовался дурной славой. То, что она увидела, привело ее в ужас: дети были ослабленными, исхудавшими, спали на не меняющихся вонючих, мокрых простынях…Через несколько месяцев, после увольнения нерадивых сотрудников и установления человеческих порядков, детдом стал образцовым, и в жизни обездоленных малышей появились смех и радость. О новом руководителе заговорили…Но не слава была смыслом Шуриной жизни.
    – Александра Аврамовна, гляньте на этих новеньких. Александра с болью смотрела на сморщенные, больные рахитом тельца двухлетних малышей. Сережа и Веня. Одного нашли в пустом вагоне, родителей другого убили грабители.
    – Я возьму их домой на первое время. Выхожу и верну.
    Но вернуть уже не смогла: сердце не отпустило. Тем более что обожаемого Митеньку призвали в армию.
    Мать всех сирот
    Грозный, Нефтегорск, Сахалин, Казахстан, Куйбышев, Украина – куда только не забрасывало Емельяна по службе. Известие о начале войны застала семью в селе Отважном, что под Куйбышевым, на Волге. Как ценного работника Емельяна на фронт не взяли. Он продолжал бурить скважины на стратегически важных точках, жил там же, появляясь дома только наездами. А Шуру не переставала грызть тоска по старшим сыновьям, Тимофее и Мите, от которых так скудно приходили весточки. Тимофея они так и не дождутся…
    Осенью 1941 по Волге потянулись пароходы, везущие эвакуированных детей. Капитаны обращались с жителям окрестных сел по рупору с просьбой приютить на время заболевших малышей, не допустить их гибели.
    Разве могла Шура не откликнуться?
    Домой она пришла, держа за руку 4-летнюю Ниночку. Пройдет два года, и в большую семью вольются сбежавшие из детдома родные братья и сестры Нины – Коля, Марийка и Митя. А еще – дети блокадного Ленинграда, беспомощные и едва живые. День и ночь выхаживала их Шура, выкармливая с ложечки…Слава о маме всех сирот росла как на дрожжах. Она не могла отказать никому. Иногда детей просто подбрасывали – тайком, ночью, на крыльцо.
    “Дети продолжали прибывать в семью. Каждый раз, возвратясь с работы домой, Емельян обнаруживал одного-двух, а то и трех новеньких,- пишет в книге “Все начинается с семьи” Валентина Деревская.- Руки мамы всегда были до язв разъедены известью от стирки. Каждый день она становилась к ребристой доске. Все запасенные перед войной свои наряды Александра перешивала, оставшиеся лоскутки шли на починку белья”.
    В полку Деревских прибывало…
    Плановая ликвидация
    После Победы семья Деревских, насчитывающая 29 детей, оказалась на Украине, в Ромнах Сумской области. Яблочный край стал и последним пристанищем Александры Аврамовны.
    Шура относилась к той породе женщин, которые никогда и никого ничего не просят, рассчитывая только на себя. Когда ее спрашивали, будет ли она еще усыновлять детей, отвечала сдержанно, но решительно: “Буду! Пока сил хватит!”. Между тем детей становилось больше, а сил – все меньше. Одержимая материнством, она пустила на самотек свои отношения с мужем. О какой личной жизни может идти речь, когда в доме “полна рукавичка” детей, а на отдых не остается буквально ни минуты?
    Стоит ли удивляться, что у молодого, красивого мужчины, каким был Емельян, появились увлечения на стороне? Несмотря на мужской протест, Емельян продолжал отдавать деньги в семью и принимал активное участие в воспитании мальчиков. А потом сломался. “Ты взяла непосильное бремя. Всех сирот не приютишь. Прошу тебя, остановись!”, – умолял он супругу, прежде чем покинуть дом навсегда в 1954. Но она уже не могла остановиться. И хотя жизнь семьи была четко организована, дети сами выращивали и собирали овощи, работали по хозяйству, ухаживали за скотиной, старшие присматривали за младшими, в их распоряжении была машина, это не могло компенсировать ужасного напряжения, которое испытывала Шура с утра до ночи. “Руки и голова всегда должны быть заняты чем-нибудь полезным”, – говорила она.
    Разлад отношений с мужем и работа на износ подкосили здоровье Александры Аврамовны. О себе она не думала, а когда спохватилась, было поздно: запущенный ревматоидный артрит не оставлял шансов на излечение…
    И государство, которое писало о семье хвалебные очерки, государство, которое убедило ее вступить в партию и стать депутатом, начало операцию по “плановой ликвидации семьи Деревских”. Этот план был чудовищным в своем цинизме – пока мать лежала в больнице, в дом зачастили комиссии, а потом появились грубые люди на грузовиках, которые без согласований и объяснений вывезли детей в неизвестном направлении. Как оказалось, в разные интернаты и детдома. Следы некоторых потерялись навсегда.
    В 1959 году Александры Аврамовны не стало. В этом же году, так до конца и не понявший ее, ушел из жизни Емельян Деревский, с которым они прожили 30 лет и 3 года… Говорят, умирая, он звал в бреду свою Шурочку…Уже неизлечимо больная, Александра Аврамовна часто просила дочерей спеть грустную песню о покинутой женщине. И слезы катились по ее щекам…
    ЭКСКЛЮЗИВНЫЕ РАССКАЗЫ ДЕТЕЙ:
    Лидия Деревская (Тищенко):
    Нас, детей блокадного Ленинграда, вывозили в 1942 по Дороге жизни. Мы были настоящими живыми трупами, уже даже голова не держалась. После того как мои родители умерли, я оказалась в детдоме, где даже не было стекол на окнах: бомбежка все выбивала. Помню, мы все время лежали в кроватях, потому что ходить уже не могли. Кормили нас так: горох на завтрак, горох на обед и на ужин. И хлеба не было. Сначала нас везли на грузовиках, а потом была железная дорога. Детей клали на полки вагона по трое. Две девочки рядом умерли. Но у меня не было страха. Единственное, – хотелось все время есть. И однажды нам сварили суп-лапшу, поставили на мою полку, а тут бомбежка. Машинист то давал ход вперед, то останавливался, и этот суп опрокинулся. Я свесила руку, чтобы достать лапшу и картошку. Но рука меня не послушалась. Я лежала и плакала…Потом нас довезли до Волги и переправляли в трюме на пароходе. С нами была одна воспитательница, которая бегала, вытирала большим мешком последствия качки и все говорила: “Ой, миленькие детки, потерпите. Ой, я их не довезла” А я ей отвечала: “Я потерплю, я потерплю” А терпеть было уже никак невозможно… Потом нас на руках вынесли и положили на берег. Мы лежали на берегу, собралось много народу, и женщины стали перешагивать через нас, выбирая детей, которые могли хотя бы сидеть. А я не могла. И через меня шагали, говоря: “Эта умрет, эта умрет”. Так я попала в больницу, где привязалась к лечащему врачу. Все просила, чтоб она меня в дочки взяла. Обещала ей полы мыть. Она мне сказала, что ей муж не разрешает. Но пообещала найти мне маму… Меня выписали из больницы, не долечив, и определили в детский дом. Помню свое разочарование: а как же мама, ее же обещали найти? Когда на следующий день я пошла в туалет и услышала: “Лида! За тобой мама пришла!”, я забыла надеть трусы. Мне казалось, я бежала, но на самом деле шла, еле цепляясь за стенки. И вижу: мама-то моя! И платье такое, и волосы. Я к ней кинулась: “Мамочка! Где ж ты так долго была?” Она говорила: “А ты не помнишь, я тебя во время бомбежки потеряла?” Да я и вспоминать не хотела. Она попросила меня подождать, и пошла в другой детский дом за братиком. Братиком оказался Вова, с которым мы ходили с один детский садик. И вот мама нас взяла и понесла. Мы же были не ходячие. Понесет меня немного, посадит, потом идет за Вовой. И так два километра. Принесла и положила прямо на землю, сама села на бревнышке отдохнуть, и вдруг открывается калитка и выскакивает много детей. Оказывается, у нее было уже пятнадцать человек.
    Было гробовое молчание, а потом один как плюнет: “Макаки! Мама, где ты их взяла?” Это был Сергей, он сразу приклеил к нам это прозвище. У нас ручки и ножки были дистрофические, сидеть было не на чем. В общем, они нас даже испугались. А мама нас посадила за печку. Тут у нас появилась какая-то сыпь, по всему телу пошли нарывы. Там, за печкой, она купала нас в ванне с целебной травой, парила в бане и прямо руками сдирала с нас коросты, засыпая каким-то белым порошком. А по ночам она ходила в сарай, где у нее было пять коз. Через каждые два часа она нас поила парным молоком из ложечки. Если бы не она, конечно, мы бы не выжили…Через год только мы начали с Вовкой ходить, правда, нас еще долго сдувало ветром: хлобысь -и на бок… На крылечко взбирались на четвереньках…
    Мама всегда очень сострадательно относилась к брошенным, одиноким, больным детям. Под Куйбышевым, где мы жили, была колония русских немцев. Когда началась война, их отгородили колючей проволокой. Начались репрессии. В одной семье арестовали сначала отца инженера нефтяного промысла, потом мать, сельскую учительницу. В доме осталось двое детей – мальчики 10 лет и 6 месяцев. Десятилетний был вынужден ходить на базар воровать, чтобы как-то кормить шестимесячного. Мы ходили в школу рядом с их домом и рассказали обо всем маме. Она сразу же мама пошла и забрала обоих, хотя нас тогда уже было двадцать человек. Так в семье появился Рональд, которого потом переименовали в Мишу. К сожалению, его братик заболел дифтеритом и умер.
    Я не знаю, когда мама спала. По-моему, почти никогда. И была замечательным организатором. Утром дети вставали и, получив кусок лепешки, шли выполнять свой наряд. Кому дров принести, кому полы помыть, воды нанести, кому нянчить малышей. Мальчишки пасли коз. Стирала и варила только мама, и огород мама копала, а сажали мы все вместе. Мы росли в труде с раннего детства. Когда я выходила замуж, умела делать абсолютно все, что нужно по хозяйству. Готовила, шила, вышивала. Бывало, вечерами садились чистить картошку. И она садилась с нами. Песню затянет, мы подпеваем. Особенно она любила петь “За окном черемуха колышется”. А я очень любила кино. И мама мне, бывало, даст тихонько деньги: “сходи, и мне расскажешь”. Так я ей не только расскажу, но и покажу. И она и насмеется, и наплачется…

  6. Районный конкурс сочинений ,
    посвящённый    Всероссийскому дню матери
    Название работы: «Образ женщины-матери в отечественной литературе».
    Жанр       сочинение-рассуждение
    Автор (фамилия, имя)____Гончарова Ольга
    Класс______8
    ОУ______Уховская школа
    Ф.И.О учителя______Вавилова Е.В.
    2016-2017 учебный год
    Мы будем вечно прославлять
    Ту женщину, чье имя – Мать!
    М. Джалиль
    Мама – это слово, которое каждый человек несомненно употреблял в своей жизни, но мало лишь употреблять это слово. Нам всем, каждому человеку следует помнить одно, что мама- это не просто слово, это смысл жизни.  Мама – наш лучший друг и мудрый советчик. Именно поэтому образ матери становится одним из главных в литературе.
    Я верю, что женщина – чудо такое,
    Какого на Млечном пути не сыскать,
    И если «любовь» – это слово святое,
    То трижды священное – «женщина – мать».
    Что такое материнская любовь и улыбка? Что значит любить маму? Материнская улыбка это то, что согреет человека, где бы он ни был, чем бы он не занимался. О чем и говорила в своем стихотворении Татьяна Шорыгина:
    Ничего милее нет
    Маминой улыбки –
    Словно вспыхнет солнца свет,
    Мрак развеет зыбкий!
    Словно хвостиком блеснет,
    Золотая рыбка –
    Радость сердцу принесет
    Мамина улыбка!
    Велика и многообразна русская литература. Неоспоримо её гражданское и общественное звучание и значение. Одна из святых страниц в нашей литературе, дорогая и близкая любому неочерствевшему сердцу, – это произведения о матери. Что может быть на свете священнее слова «мать»!..
    Но был огонь – не угасая,
    Светил в пристройке по ночам,
    И мать всю ночь ходила там,
    Глаз до рассвета не смыкая.
    Она мерцавшую свечу
    Старинной книгой заслонила
    И, положив дитя к плечу,
    Все напевала и ходила…
    Солдат посылает последнюю пулю врагу: «За Родину-мать!»  Все самые дорогие святыни названы и одарены именем матери, потому что с именем этим связано и само понятие жизни.
    Мама…  Самый дорогой и близкий человек. Мама – наш ангел-хранитель. Любящее сердце матери принадлежит всегда её детям.  «Вся любовь, все чувства, что есть нежного и страстного в женщине, всё обратилось у ней в одно материнское чувство», – пишет Н.В.Гоголь в повести «Тарас Бульба».
    По-настоящему глубоко тема матери ярко освещена Н.А.Некрасовым. В его произведениях есть некая восходящая триада развития этого образа, более того – идеи матери: мать, мать- родина, мать – высшее идеальное начало.
    В стихотворении «Баюшки-баю» мать – последнее прибежище перед лицом всех потерь, утраты музы, перед лицом самой смерти. Мать утешает, прощает:
    Ещё вчера людская злоба
    Тебе обиду нанесла;
    Всему конец, не бойся гроба!
    Не будешь знать ты больше зла!
    Не бойся клеветы, родимый,
    Ты заплатил ей дань живой,
    Не бойся стужи нестерпимой:
    Я схороню тебя весной.
    «Баюшки-баю» вместе с поэмой «Мать» вошли в сборник, который стал как бы поэтическим завещанием поэта.
    В творчестве М.Ю.Лермонтова особое место занимает образ матери. В стихотворении «Кавказ» он пишет:
    В младенческих летах я мать потерял.
    Но мнилось, что в розовый вечера час
    Та степь повторяла мне памятный глас.
    А пронизанные болью и страданием слова он вкладывает в уста Мцыри (поэма «Мцыри»):
    Я никому не мог сказать
    Священных слов «отец» и «мать».
    Некрасовские традиции нашли своё отражение в поэзии С.А.Есенина, замечательного русского поэта. Наиболее отчетливо образ матери начинает проявляться у Есенина в последние годы его творчества. Разочаровавшись в целом ряде собственных убеждений и идеалов, поэт обращается к образу матери и родного дома как к единственному пристанищу человека в мрачном мире суровой действительности. Именно здесь герой его произведений ищет покоя и обретения гармонии. В стихотворении «Письмо матери» Есенин пишет:
    Ты жива ещё, моя старушка?
    Жив и я. Привет тебе, привет!
    Пусть струится над твоей избушкой
    Тот вечерний несказанный свет.
    Поэт Дмитрий Кедрин в своём стихотворении «Сердце матери» показал, что сердце матери может простить всё:
    Он сердце её на цветном рушнике
    Кохане приносит в косматой руке.
    В пути у него помутилось в глазах,
    Всходя на крылечко, споткнулся казак.
    И матери сердце, упав на порог,
    Спросило его: «Не ушибся, сынок?»
    Мы вырастаем, уезжаем из родного дома, но даже на краю земли мы понимаем, что где-то далеко ждут нас теплые мамины руки и добрые ласковые глаза:
    Руки мамочки моей-
    Пара белых лебедей:
    Так нежны и так красивы,
    Столько в них любви и силы!
    Николай Заболоцкий посвящает стихотворение самому милому и дорогому образу – образу матери. В нём поэт призывает всех:
    Слушайте, пока есть мамы,
    Приезжайте к ним без телеграмм.
    Л.Татьяничева учит нас беречь самое ценное на свете – сердце матери, помнить о ней всегда, не причинять боль, быть благодарными:
    Мы маме так редко приносим букеты,
    Но  каждый так часто её огорчает,
    А добрая мама прощает всё это.
    Да, действительно, мама умеет прощать и любить искренне и нежно, не прося при этом ничего взамен.   Женщина-мать – это жизнь, надежда и любовь.

  7. Ой, как мне страшно, больно, тесно, вижу что-то светлое, я дышу, кричу! Я родилась! Я боюсь! Мне страшно! И вдруг что-то такое незнакомое, но уже родное, такое долгожданное её лицо… Улыбающееся, умиляющееся лицо. И почему-то по нему текут слёзы, такие горячие. Кап-кап-кап. Ой, да это же моя мама, так вот ты какая, родненькая! И мне уже не страшно, я не кричу, я с упоением впервые пробую вкус её молока и засыпаю счастливым младенческим сном. Я расту… Мама подарила мне жизнь!
    Мама – самый дорогой человек на Земле. Именно слово “мама” чаще всего именно дети говорят первым. Есть ли величина, которой можно измерить материнскую любовь? Что такое материнский инстинкт? Думаю, многие согласятся, что это очень сильное чувство, которое заставляет делать невозможное. Вспомните, как большая мама-крокодил бережно несет своего детеныша в зубах, боясь повредить его;  как кошка, спасая своих малышей, каждый раз заходит в горящий дом, пока не вынесет всех своих котят в целости и сохранности. А как во время войны, голода мать отдаёт последний кусочек хлеба своему ребенку, как инстинктивно закрывает собой от пули, ножа, жертвуя самым ценным, что у нее есть – жизнью! Разве это не есть материнская любовь?
    В моей памяти живут теплые воспоминания о маминой трепетной любви и заботе. Нежный ласковый голос, теплые руки, которые по утрам гладят волосы, будят. День обещает быть хорошим… Затем мама неторопливо помогает мне одеться в школу, заплетает красивые косы, подбирает изумительные заколки под цвет платья. Мы вместе с ней завтракаем, говорим обо всем на свете… Как я счастлива в эти утренние мгновения! Так что же для меня мама?
    Мама как природа ранним летом, когда все благоухает, растет, цветет, мир дышит жизнью. Я и мама гуляем в лесу. Время для нас как будто бы остановилось, и мы просто идем, наслаждаясь красотой природы, взявшись за руки, плетем чудесные венки из желтеньких ароматных одуванчиков, похожих на пушистых цыпляток. Мамочка так терпеливо отвечает на вопросы о мире, который меня окружает. Как вчера помню звуки, наполнявшие тот прекрасный день: мелодичные переливы пения птиц, бесконечное жужжание шмелей, нежнейший шелест изумрудно-зеленых листьев… Создается впечатление игры оркестра, где каждый играет на своем инструменте, у каждого своя роль. И как здорово, что именно мама открывает мне это удивительное богатство природы!
    Мама как искусный художник, разукрасивший мое счастливое детство яркими жизнерадостными красками! Я могу почувствовать себя прелестной принцессой в сказочной стране, потому что мамочка наполнила его такими разными событиями: спрятанные под наряженной новогодней елкой подарки, упакованные в яркую и блестящую обертку; наполненная комната всевозможными шариками и цветами в день моего рождения; подготовка к семейным праздникам; совместные походы в кино, театр… Думаю, у каждого есть такие воспоминания, связанные с мамой, которые хранятся глубоко в сердце, в самом сокровенном уголке, проносятся через всю жизнь.
    Для многих людей мама как спасительное лекарство, которое мы выпиваем, когда нам плохо. Ведь, когда весело, мы часто забываем поделиться с нею радостью, но если вдруг плохо… Мы сразу обращаемся к этому близкому человеку и рассказываем, жалуемся обо всём, что тревожит раненую душу. Мама готова на всё, лишь бы нам было хорошо и приятно, при этом не требует взамен ничего! Но, к сожалению, иногда мы обижаем наших матерей, им очень больно это чувствовать. Поэтому следует сразу попросить прощения, потому что роднее мамы нет человека на Земле! Именно они проводят бессонные ночи, когда мы болеем или не хотим спать, окружают нас заботой и вниманием. Так кто же для нас мамы?
    Мамы – это герои, ежедневно совершающие подвиг. А знаете почему? Да потому что они прячут слезы, боль, обиду за очень доброй и искренней улыбкой. Казалось бы, такие чувства подавить трудно, но у них есть на это силы. Как же это возможно? Когда они все успевают? Как у них это получается? Мне кажется, ответы на эти вопросы я смогу узнать, когда сама стану мамой, и очень надеюсь, что буду похожа хоть чуть-чуть на нее. Став взрослой, я смогу, как мама, приходить с работы и, несмотря на усталость, обращаться к своим детям с лучезарной улыбкой. Я буду любить, гладить, целовать, вдыхать родной запах своих деток и обязательно сделаю их счастливыми. Стану лучом солнца и буду согревать их души всю жизнь! Я мечтаю быть для своих детей тоже спасательным кругом… Всегда пойму, помогу и прощу!
    Для меня мама – это любовь! Бескорыстная, понимающая, всепрощающая… Какая же я счастливая! Но, к несчастью, не у каждого ребенка есть мама. Я не могу не вспомнить о детях, лишенных материнской любви и заботы. Оставлены они  осознанно или волею случая, дети все равно любят, ждут, когда же вернется и заберет их мама. Надеюсь, что в сердцах этих детей будет всегда жить вера, надежда, и они не разлюбят ту женщину, которая подарила им жизнь… И все-таки хочется верить, что однажды каждый оставленный, брошенный ребенок сможет произнести слово “мама” человеку, который станет для него самым родным и близким навсегда.
    Мне хочется крикнуть: “Люди, любите человека, подарившего вам жизнь! Не забывайте матерей, будьте благодарны им, потому что они как ангелы – хранители, незримо сопровождающие нас всю жизнь! Цените каждый миг, пока любимые мамочки рядом с нами!»
    Так что же или кто для меня мама? Мама – это природа, художник, лекарство, герой, ангел-хранитель… Мама – это прекрасный и удивительный мир, который вокруг меня, внутри меня! Мама – это жизнь…

  8. Любовь матери всегда бескорыстна, ее тревога святая. Уходя из родного дома в большую жизнь, среди мелких забот в повседневной суете мы порой даже не ощущаем незримого присутствия мамы рядом с собой. А между тем мать непрестанно тревожится за нас — днем и ночью, в будни и праздники. Потому что среди человеческих чувств нет более искренних и верных, чем чувства матери.
    «Сердце матери — это бездна, в глубине которой все­гда найдется прощение», — сказал великий французский писатель О. Бальзак. Эти слова находят подтверждение в легенде о манкурте из романа Ч. Айтматова «…И дольше века длится день». Легенда относится к тем далеким вре­менам, когда степные племена в безжалостных войнах ис­требляли друг друга. Враги не щадили врагов — они или убивали их, или превращали в рабов-манкуртов — людей, лишенных памяти и беспрекословно выполняющих любые приказы.
    На голову человека натягивали вымя молодой верблю­дицы. Высыхая, вымя буквально раздавливало голову. Боль­шинство людей умирали во время подобной нечеловеческой пытки. Но те, кто оставался жить, напрочь теряли па­мять. Они не помнили кто они, откуда, кто их род­ственники, чем они занимались. Поэтому человек, превра­щенный в манкурта, для родных, близких и друзей был потерян навсегда.
    Услышав рассказ приезжих купцов о молодом манкур­те, встреченном в землях жуаньжуаней, Найман-Ана (мать героя легенды) потеряла покой и сон. Материнское сердце подсказало ей, что этот юноша и есть ее сын. Он ушел из родительского дома, чтобы отомстить за погибшего отца, и пропал без вести в далеких краях. Мать не видела его мертвым, а потому не могла поверить воинам, которые по возвращении из похода сказали, что сын ее был тяжело ранен и погиб.
    Мать отправляется в дорогу. Она готова вынести все, лишь бы увидеть сына. Но встреча матери с сыном оказалась короткой. Слова, которые Найман-Ана говорила Жоламану, не трогали его душу. Манкурт не мог понять, о чем говорит женщина и чего она от него добивается. Пови­нуясь приказу хозяина, он спокойно натягивает тетиву лука и выпускает стрелу прямо в сердце родной матери. Но мать уже нашла своего сына и не могла потерять его снова. Стрела превратила ее в белую птицу, которая с кри­ком «твой отец Доненбай, Доненбай, Доненбай» продолжа­ла кружить над головой манкурта, пытаясь вернуть ему воспоминание о родительском доме.

  9. В преддверии самого замечательного праздника – Великого Дня Победы, продолжаем тему о матерях-героинях, благословивших своих сыновей на борьбу с фашизмом. Многие из сынов не вернулись. Многие стали героями. Они были сильны духом, они шли на поле боя, не волнуясь о том, что в любой момент могут погибнуть. Они защищали Родину, детей и матерей, бросаясь под пули. Они уверено шли к победе. Это были сильные люди, сильные характером и волей. А воспитали их простые женщины-матери, которые, как и миллионы других, переживали и плакали ночами. Они страдали, их сердца сжимались от горечи утрат, чтобы мы были счастливы, чтобы не знали такой картины как Война.
    Имя одной из них, Анны Савельевны Алексахиной, сегодня практически не знает никто. Родилась она в 1886 году. В 1930-х годах жила в поселке Мамонтовка Московской области, где жили строители канала “Москва-Волга”. Первенец (Алексей) в семье Алексахиных родился в 1909 году. В 1911 году появилась на свет Анастасия, в 1912 – Александр, в 1914 – Софья, в 1916 – Иван, самый младший из детей – Евгений.
    Во время войны восемь ее сыновей ушли на фронт Великой Отечественной войны, четверо из них погибли. 27 октября 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР ей первой в СССР было присвоено почетное звание «Мать-героиня». Среди четырнадцати женщин, удостоенных этим Указом звания, орден «Мать-героиня» № 1 и Грамота Президиума ВС СССР № 1 были вручены Алексахиной Анне Савельевне, воспитавшей 12 детей (десять сыновей и двух дочерей). Награда была вручена ей в Кремле 1 ноября 1944 года из рук Михаила Ивановича Калинина.
    Умерла Анна Савельевна в 1955 году, похоронена на Кунцевском кладбище Москвы. А семейная реликвия – орден «Мать-героиня» № 1 – хранится в настоящее время в Историческом музее Москвы.
    …Да разве об этом расскажешь
    В какие ты годы жила!
    Какая безмерная тяжесть
    На женские плечи легла!
    В то утро простился с тобою
    Твой муж, или брат, или сын,
    И ты со своею судьбою
    Осталась один на один.
    Один на один со слезами,
    С нежатыми в поле хлебами
    Ты встретила эту войну.
    И все – без конца и без счета –
    Печали, труды и заботы
    Пришлись на тебя на одну.
    Другая женщина-мать, не менее заслуживающая этого почетного звания, Татьяна Николаевна Николаева за многолетнюю активную трудовую деятельность, большие заслуги в воспитании восьмерых сыновей – тружеников и воинов, участво­вавших в Великой Отечественной войне, из которых четверо, в том числе Герой Советского Союза Алексеев Григорий Алексеевич, пали смертью храбрых, 21 февраля 1978 года занесена в Почетную Книгу Трудовой Славы и Героизма Чу­вашской АССР.
    Родилась Татьяна Николаевна 25 января 1881 года в д. Изедеркино Моргаушского района. С малых лет познала она тяжелый крестьянский труд. Выйдя замуж за односельчанина – Алексея Илларионовича, трудилась в его хозяйстве. В первые же дни коллективизации вступила в колхоз.
    Татьяна Николаевна, родила и вырастила восьмерых сыновей, воспитала в них трудолюбие, честность, беззаветную преданность Родине. На фронтах Великой Отечественной войны воевали с фашистами все ее восемь сыновей. Она ждала писем с фронта: «Мама, у меня к тебе единственная просьба – береги себя, береги свое здоровье, не скучай и не плачь – этим ты только треплешь нервы, ведь слезами ты не ускоришь победу… Я вижу, ты улыбаешься, хотя твои глаза полны слез. Вытри слезы, они портят все дело. Смотри прямо и гордо – ты мать солдата», но приходили похоронки. В первые же дни войны пал смертью храбрых Иван. При форсировании Днепра геройски погиб Григорий. Ему указом Президиума Верховного совета СССР от 30 октября 1943 года присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). В 1944 году, повторив подвиг Александра Матросова, погиб Егор. В том же году в сражении с фашистами пал ее четвертый сын – Павел.
    Всю свою жизнь Татьяна Николаевна неутомимо трудилась в колхозе. Она пользовалась большим уважением односельчан. Ей еже­годно предоставлялось почетное право сжать первый сноп нового урожая.
    Т. Н. Николаева прожила большую, прекрасную жизнь. В 1971 году, на 91 году жизни, Татьяны Николаевны Николаевой не стало.
    9 мая 1984 г. в д. Изедеркино открыт памятник, где есть надпись: «Татьяне Николаевне Николаевой, Матери восьмерых сыновей Алексеевых –защитников Родины: Григория – Героя Советского Союза, Егора – повторившего подвиг А. Матросова, Ивана, Павла, Флора, Родиона, Александра и Михаила». На тыльной стороне написано: «Памяти матери-героини, труженицы колхоза имени Чапаева».
    А сколько имен этих замечательных женщин, совершивших подвиг солдатских матерей, мы еще не знаем. Как сложились их судьбы? Пишите нам, поделитесь историями своих семей, своих бабушек и прабабушек.

  10. В жизни каждого человека есть что-то дорогое, важное, оставляющее след и память на всю жизнь. События, люди, вещи, мысли – для каждого это что-то свое, что-то личное.
    Но есть одно-то, что не заменят ни вещи, ни слова. То, о чем вспоминаешь в самые светлые и горькие минуты, что нам дороже всего, хотя мы об этом часто даже не задумываемся. Это сердце матери – трепетное и сильное, нежное  и мудрое, всё понимающее и все прощающее.
    Нет на свете милее, нежнее, добрее человека, чем мама. Мы окружены её любовью, заботой и вниманием с самого рождения.
    О матерях можно говорить бесконечно. Добрые, гордые, мужественные матери! Сколько жизней спасено их руками, сколько бед прогнали добрые слова их, сколько подвигов совершено отважными их сердцами! Где найти слова, что смогли бы поведать о неиссякаемой материнской любви, передать щедрость их сердец?
    Когда война черным горем налетала на нашу страну, материнская любовь  вставала на защиту детей своих, страны своей. Сколько слез пролито матерями в эти тяжелые времена! Моря…
    Мы живем в мирное время, но и в наши дни на долю матерей выпадают тяжкие страдания и испытания. Мне хочется рассказать о судьбе Клавдии Николаевны Курицыной.  Историю этой мужественной женщины в нашем поселке знает каждый.
    В конце 90-х годов смыслом ее  жизни  стали  поиски сына и истины. Эти годы для Клавдии Николаевны превратились в ад.
    Всё началось в 1996 году, когда лейтенант С. А. Курицын во время службы в Чечне пропал из расположения части. И уже едва ли не на следующее утро Клавдию Николаевну бесцеремонно расспрашивали о жизни сына в мельчайших подробностях. Лишь перед отъездом проверяющие   заявили, что Сергей самовольно оставил свою часть. Его называли предателем и дезертиром.  «Нежданные гости» надеялись, что эти сведения  заставит  сердце матери примириться со случившимся. Нет, они ошибались! Беззащитная Клавдия Николаевна не собиралась верить «доблестным» контрразведчикам. Она твердила: «Это страшная ложь, это провокация, кем-то подстроенная».  Безутешная мать пыталась найти сведения о сыне в военкомате, у командира части, и все безрезультатно. Но мужественная женщина не сдавалась.
    Её поиски длились 5 лет. За этот период Клавдия Николаевна не раз ездила в Чечню, смотрела смерти в глаза,   прошла через  ужасающие морги-холодильники, участвовала в раскопках обнаруженных могил, где наспех землёй закиданы российские военные. Чиновники   угрожали ей: будет ещё ездить в Чечню – дело кончится плохо, но никто палец о палец не ударил, чтобы помочь.
    И все-таки мир не без добрых людей. Однажды в Чечне простая чеченская женщина рассказа о судьбе молодого российского лейтенанта, подсказала, с кем поговорить о нем. Клавдия Николаевна не побоялась  встретиться  с полевыми командирами боевиков. И даже они с уважением отнеслись к поискам матери. Но о сыне известий так и не было.
    Да разве может сердце выдержать подобное? И всё же что-то ей подсказывало, что она на верном пути, сворачивать с которого, несмотря на уговоры многочисленных людей, большие денежные долги, и в мыслях не держала.
    В 2000 году Клавдия Николаевна в 4 раз поехала в центральный Ростовский морг  Северо-Кавказского военного округа. Этот раз оказался последним…Кто-то из сотрудников морга вспомнил, что к ним недавно поступил какой-то лейтенант. Его нашли едва присыпанным землей.  После многочисленных экспертиз  доказали, что это – Сергей Курицын.
    Впоследствии  было доказано, что Сергей не оставлял своего поста, до конца исполнил свой долг и погиб как настоящий офицер.  Он похоронен со всеми воинскими  почестями  в родном поселке.
    Мать нашла своего сына. Но самое главное – она добилась восстановления  его честного имени.
    Сколько лишений, страданий, мучений вынесло сердце матери за эти пять страшных лет! Страшно представить!
    Сколько таких обезумевших от горя, от зыбкой надежды и безнадежности матерей заклинали землю и небо спасти и сохранить их детей. Святые кровавые слезы… Кто способен их осушить, кто способен искупить вину мира перед сердцем матерей?!
    Низкий поклон вам, Матери Земли!

  11. Роман М.Горького “Мать” — одно из наиболее значительных произведений русской литературы начала двадцатого века. На страницах романа в первую очередь мы видим русское революционное движение как движение народных масс, героических в своем порыве. “Мать” сыграла огромную роль в развитии социального мышления многих поколений читателей и обозначила новую веху в развитии русской и мировой культуры. Неслучайно “Мать” Горького стала настольной книгой для многих русских революционеров того времени. В центре повествования — мать Павла Власова Пелагея Ниловна.
    Произведение построено таким образом, что Ниловна является участником или свидетелем всех описанных событий. Если роман “Мать” — это произведение о мучительном процессе изживания в людях рабских чувств покорности и страха, о сложном превращении человека из жертвы в борца, то Ниловна в этом отношении — наиболее яркий и убедительный пример. Путь Ниловны сложен и противоречив. Женщине, прожившей большую часть жизни в покорности и страхе, не так просто было освободиться от старого. Пелагея Ниловна испытала всю горечь тяжелой участи жены рабочего человека. Она угнетена бедностью, пьяным и грубым мужем, религиозностью, осознанием, что “все так живут”. В начале романа мы видим робкую, покорную, забитую подневольной жизнью, боящуюся людей женщину. Она учит сына спасаться от людей, ибо они “ненавидят друг друга”. В этом Ниловна глубоко убеждена. Узнав, что сын читает запрещенные книги, она сначала испугалась, но потом сердцем почувствовала, а затем разумом поняла правоту сына и его товарищей. Героиня Горького неожиданно попадает в иную среду, в среду людей веры и самопожертвования, в среду преданности делу будущего.
    Авторское отношение к Ниловне очевидно. Неслучайно именно ей отводится решающая роль в развитии сюжета произведения. Она участвует во всех событиях, происходящих в книге, описание часто ведется от ее лица. Появляется Ниловна не сразу. Не сразу дается и ее портрет. Характерно, что лейтмотив, сопутствующий ее появлению в романе, — страх. Сначала это страх забитого человека. Позже — страх за то, что люди не поймут правды, идей Павла. Страх преследует мать на протяжении всей книги, но постепенно переходит в другое чувство — в гордость за сына. И в конце произведения — это уже страх за то, что она не будет достойна Павла, и опасения за людей, которые делают одно с ее сыном дело. Ниловна не оставляет сына, она всегда рядом, а что может быть прекраснее в жизни! Неудивительно, что именно чувство единения с сыном помогает ей в какой-то момент полностью преодолеть страх. (Ей сразу стало лучше, и она совсем окрепла, добавив: “Не позорь сына-то. Никто не боится!”).
    С образом матери в произведении связана тема воскрешения человеческой души, тема второго рождения человека. Горький не упрощает это воскрешение. Процесс же перерождения Ниловны вообще сложен. Во-первых, ей сорок лет, а для того времени это уже был возраст, на котором “бабий век” заканчивался. В начале книги Горький вообще утверждает, что, “прожив такой жизнью лет 50, человек умирал”. Ниловна — сложившаяся личность. Кроме того, она женщина религиозная. В вере матери писатель видит определенную систему взглядов на мир, помогающую ей выжить. Поэтому-то Ниловна так боится разрушения своей веры в Бога. Неслучайно она просит Павла и Рыбина: “Уж вы мне Бога-то оставьте, как я без него жить буду?”
    Поставив в центре повествования бессильное, забитое существо, которое в своей жизни ничего не видело, кроме побоев и грубости, Горький показал, как в процессе постепенного перерождения расширяется значение слова “мать”. Сначала Ниловна — источник жизни Павла, ее любовь — эгоистическая любовь к сыну. Позже Ниловна начинает ощущать себя матерью Находки, Наташи. В конце книги она мать всех детей: “Теплая тень ласково окружила женщину, грея сердце чувством любви к неведомым людям, и они складывались в ее воображении все в одного огромного человека”. Особое значение приобретает и следующая фраза: “Мы все дети одной матери-правды”. Мать многого не понимает, но она чувствует правду, ибо это заложено в ней изначально.
    Наблюдая за товарищами Павла, Ниловна поняла, что революционеры — лучшие люди на земле, и она полюбила их как родных. Сначала она потрясена их неверием в бога, ощущением своей несознательности, недостаточным пониманием событий, но все это она преодолевает силой своей материнской любви. Ниловна охотно начинает выполнять поручения сына, постепенно втягивается в революционную работу. После ареста Павла Ниловна носит на фабрику листовки, чтобы не остановилось дело, начатое сыном. Постепенно из темного, забитого, безмолвного существа она превратилась в человека, знающего правду и уверенно несущего ее людям.
    Уверенность в том, что она может помочь в революционной борьбе, распрямляет душу Ниловны. Беден был круг ее интересов и привязанностей. Ее интересы, поведение ранее были ограничены бытовыми заботами. Ее любовь к единственному сыну переросла в огромное материнское чувство ко всем борцам за освобождение народа. Таким образом, смысл заглавия “Мать” расширился, приобретя значение символа. Сознание того, что она своими действиями приносит существенную пользу революционной борьбе, наполняет сердце женщины гордостью, является основой возникшего у нее чувства самоуважения. Не только Ниловна гордится своим сыном, но и Павел гордится своей матерью, которая стала ему по духу родной. Эта духовная общность укрепляет и наполняет глубоким содержанием любовь матери и сына. Процесс духовного обогащения был сложным и трудным, но она преодолела трудности. В первом агитационном выступлении Ниловны на первомайской демонстрации ее представление о социальной борьбе еще соседствует с религиозным. Постепенно ее кругозор расширяется. В селе Никольском Ниловна искусно ведет пропагандистскую работу с крестьянами. После суда над Павлом мать не поддалась горю, она продолжила дело сына. Арестованная на вокзале, избиваемая жандармами, Ниловна напрягает последние силы, чтобы бросить в народ листовки с речью Павла. Из ее груди вырывается пламенный призыв: “Собирай, народ, силы свои во единую силу”. На новом пути Пелагеи Ниловны в революционном движении сгорает все старое, отсталое, рождаются новые мысли и чувства. Она проникается большой любовью к миру, к людям, к народу.
    Писатель показывает возрождение Ниловны к борьбе за свободу, рисуя тип человека из народных глубин: “Казалось, тысячи жизней говорят ее устами”. Велика заслуга Горького, создавшего в романе “Мать” образ простой русской женщины из народа, вступающей в мир революционной освободительной борьбы, духовно возродившейся из угнетенного состояния. Образ Ниловны воспринимается как олицетворение огромных перемен, происшедших в сознании людей, вступивших на путь революционной борьбы.
    В романе М. Горький создал образ женщины-революционерки, для которой все бойцы за общую правду — ее дети. “Мать”, которая доносит до них лозунг своей жизни: “Не оставляйте детей своих на одиноком пути!”. После своего сна Пелагея полностью освобождается от старой веры. И мы больше не сомневаемся, что Пелагея Ниловна поможет выжить своим детям, даст им необходимые силы, для борьбы, поддержит их в самую тяжелую минуту, потому что она — самая настоящая мать!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *