Сочинение на тему материальные и духовные ценности

9 вариантов

  1. Люди старшего поколения помнят, что во второй половине прошлого века был тотальный дефицит, в магазинах было мало товаров. Чтобы как-то выжить, люди ограничивали себя во всем, экономили как могли. Сейчас же всего вдоволь, магазины не пустуют, полки в них даже ломятся от обилия товаров. И со временем люди разучились себя ограничивать. Они покупают сразу все и в больших количествах. Казалось бы, жизнь стала лучше, но выясняется, что неограниченное потребление чего-либо ведёт к другим проблемам: увеличивается вес человека, появляются и растут долги. Если же, например, на уровне государства нет самоограничения, то возникает загрязнение окружающей среды. И тогда возникает вопрос: какова роль самоограничения? Нужно ли оно на самом деле? Над этими вопросами задумывается А.Солженицын в приведённом тексте.
    Автор рассуждает о таком явлении, как самоограничение, в разных аспектах. В качестве первого примера, иллюстрирующего данную проблему, можно привести описание автором конференции разных стран, которые ради “сиюминутного внутреннего интереса” снижают требования какого-либо международного соглашения об охране окружающей среды. И при этом ведь есть страны, которые и каких-то легких сниженных требований не выполняют, не контролируют уровень загрязнения экологии. Таким образом, можно сделать вывод о том, что самоограничение требуется даже большим государствам, которые могут загрязнить и погубить всю планету. В качестве другого примера можно привести рассуждение автора о том, что даже малое личное ограничение потребителей товаров “неуследимо отзовётся где-то на производителях”, поэтому Солженицын делает вывод о том, что люди хоть и понимают необходимость самоограничения, но они могут быть не готовы к нему, поэтому нужно быть осторожным, когда дело касается такого явление, как ограничение самого себя.
    Автор считает, что самоограничение необходимо всем: и на уровне обычного человека, и на уровне государства. Если люди не начнут ограничивает самих себя, то “человечество просто разорвёт”. По мнению Солженицына, людям нужно научиться определять для себя твердые границы, иначе все самое плохое, что есть в мире, выплывет наружу и все перевернётся с ног на голову.
    Я согласна с автором. Действительно,б ез самоограничения не обойтись. Оно помогает человеку вовремя остановиться в некоторых своих действиях, например ,в потакании вредным привычкам, которые могут привести к негативным последствиям. Без самоограничения человек утратит чувство меры, у него будут развиваться негативные черты характера, такие, как вседозволенность, безответственность и высокомерие, а такого быть ни в коем случае не должно.
    В качестве первого примера из художественной литературы, подтверждающего важность самоограничения в жизни людей, является произведение Н.В.Гоголя “Портрет”. Главный герой, молодой и талантливый, но бедный художник Андрей Чартков, купил на рынке потрёт старика, в раме которого нашёл свёрток с золотыми монетами. Но эти деньги не принесли ему счастья. Конечно, Чартков стал богатым, зажил, ни в чем себе не ограничивая: купил множество ненужных предметов роскоши, снял дорогую квартиру, но при этом загубил свой талант, рисуя работы по шаблону, думая, что так и нужно жить. Но однажды Чарткова пригласили на выставку, где он увидел работу русского художника, который совершенствовал своё мастерство в Италии, ограничивая себя во всем, чтобы развить свой талант. Его картина на религиозную тему была настолько прекрасна, что поразила Чарткова до глубины души, и он захотел написать нечто подобное. Позже в своей мастерской Чартков пробовал изобразить отпадшего ангела, но руки его не слушались, рисовали по шаблону. Тогда художник понял, что погубил свой талант. Это потрясение было настолько сильным, что довело художника до смерти. Если бы Чартков с самого начала себя ограничивал и трудился, не стал бы тратить время и деньги на роскошь и вести светскую жизнь, все было бы иначе. Таким образом, мы понимаем, что в данном случае отсутствие самоограничения навредило человеку.
    В качестве второго примера из литературы можно привести рассказ А.П.Чехова “Ионыч”. Главный герой – Дмитрий Ионыч Старцев, приехавший в город С., где познакомился с семьей Туркиных, известной своими “талантами”. Там он впервые встретился с Екатериной Ивановной (по-домашнему,Котик), в которую и влюбился. Но девушка не отвечала молодому врачу взаимностью, шутила над ним, отказала Старцеву, когда он сделал ей предложение. И этот отказ тогда перевернул мир Дмитрия Старцева с ног на голову. Не получая от жизни каких-либо эмоций, перестав развиваться духовно, став обывателем, Старцев стал ещё более брюзгливым, он забыл о своей благородной цели-спасать жизни людей. Перестав себя ограничивать, он брал от жизни все материальные блага: отменная еда, деньги, карты, дома. Но каждая следующая пачка денег не приносила ему счастья, потому что он был одинок. Со Старцевым никто не общался, его жизнь была очень скучной. Возможно, если бы Дмитрий Ионыч ограничивал себя хоть немного, если бы он не забыл о своей цели, все было бы иначе. И опять же мы видим, что отсутствие самоограничения причинило вред человеку.
    В заключение хочется сказать о том, что такое явление, как ограничение самого себя, очень важно для человека. Если все люди в мире будут хоть немного придерживаться принципа самоограничения, то мир, несомненно, станет лучше.

  2. 12/04/2009 in между прочим.
    «Не вокруг творцов нового шума – вокруг творцов
    новых ценностей вращается мир!» Ницше
    Многие мечтают найти клад с сокровищами, выиграть большой приз или стараются каторжным трудом сколотить состояние, не задумываясь над тем, что несравненно большое сокровище находится внутри самого человека, в его сердце, в душе…
    Мир меняется, меняется и мироощущение, идеология. Уже сейчас нам неведомы, не имеют точных определений такие категории, как вечные сущности: мудрость – ее подменили знания; под счастьем понимают достаток, привычку и миг покоя, удовлетворения; совесть заменяет линия поведения…
    Чрезвычайно трудно распутать живой клубок духовной жизни и проследить сплетение образующих его отдельных нитей – морально-философских мотивов и идей; здесь можно с самого начала рассчитывать лишь на приблизительную точность…
    В настоящее время мало внимания уделяется абсолютным ценностям; люди не знают никаких критериев, никакой ориентировки в жизни, кроме морального разграничения поступков и состояний на хорошие и дурные, добрые и злые.
    Окружающий мир становится очень жесток… Большое значение придается материальному состоянию человека, а не его сущности и внутреннему миру. Духовные ценности начинают терять свою значимость; на первый план выдвигаются достаток, толщина кошелька…
    Считается, что не в деньгах счастье. Но, на мой взгляд, это одна из его основных опор. Очень редки случаи, когда счастлив тот человек, который не имеет средств к существованию… Возможно, такого не бывает вообще. Человек – существо слабое, в душе он всегда о чем-то жалеет, всегда ему чего-то не хватает… Потребность в материальном богатстве высока; неимение денежных средств дает стимул к их приобретению. А разве цель, конкретное стремление к выполнению своих желаний не есть одно из духовный ценностей человека? То есть, мое мнение, что материальное и духовное богатство находится в непрерывном взаимодействии, постоянно переплетается друг с другом по своей сути.
    Если говорить о счастье, то что же это такое? Сможет ли кто-нибудь дать точную формулировку данному слову? Я глубоко сомневаюсь, что это будет возможным, ведь для каждого счастье – это что-то свое, что-то наиболее близкое и в большей степени удовлетворяющее основным потребностям.
    Нужны особые, настойчивые указания, исключительно громкие призывы, чтобы вообще дать почувствовать, что в жизни существуют иные ценности, кроме меркантильности, наряду с добром душе доступны еще идеалы истины, красоты, Божества.
    Убогость, душевная нищета всей нашей жизни не дает в нас возникнуть и укрепиться непосредственной любви к культуре, как бы убивает инстинкт культуры и делает невосприимчивым к ее идее.
    Счастье обеспечивается материальными благами; но основная опора его – духовные ценности. Внутренние условия для человеческого счастья всегда налицо и причины, препятствующие устроению земного благополучия, лежат не внутри, а вне человека – в его социальной обстановке, в несовершенствах общественного механизма.
    Проблема состоит в том, что в мире нет общеобязательных ценностей, все относительно и условно, все определяется человеческими потребностями, человеческой жаждой счастья и наслаждения.
    Сегодня мир летит в пропасть – уничтожается природа и экология! Посмотрите, сколько людей сегодня страдает от депрессии, стресса! Посмотрите вокруг себя, сколько пустых, обреченных, несчастных глаз! Материальное благосостояние растет, а без духовного оно не делает человека счастливым.
    Наука развивается, усовершенствуется техника, а жизнь людей превращается в серую, неинтересную, скучную суету. Почему это происходит?.. Миру нужны новые идеи, новые масштабные мысли. Ведь только идеи меняют мир. Только новые ориентиры дают шанс человеку выжить! А без духовной стороны жизни нахождение подобного просто невозможно! Роль материальных ценностей важна, но она стоит дальше первоплановых, моральных и душевных ценностей человека! Жить и не чувствовать… Жить и не видеть красоты окружающего мира, не впитывать в себя знания, доставшиеся нам от предков, не ценить то, что имеем – это не жизнь, а лишь жалкое подобие!
    Деньги решают многое. Но они никогда не решат и не осуществят главного: не купят любовь, не пробудят чувства…
    И пока в наше время еще существует стремление к новым ценностям, идейный почин, жажда устроить жизнь сообразно собственным, самостоятельно продуманным понятиям и убеждениям – мир будет жить. Жить так, как это будет единственно верным и правильным.
    _________
    С уважением, Helen Summer
    Реклама

    Share this:

    Twitter
    Facebook

    Понравилось это:

    Нравится Загрузка…

    Похожее

  3. 3
    Текст добавил: прощай_школа

    Многие мечтают найти клад с сокровищами, выиграть большой приз или стараются каторжным трудом сколотить состояние, не задумываясь над тем, что несравненно большое сокровище находится внутри самого человека, в его сердце, в душе…
    Мир меняется, меняется и мироощущение, идеология. Уже сейчас нам неведомы, не имеют точных определений такие категории, как вечные сущности: мудрость – ее подменили знания; под счастьем понимают достаток, привычку и миг покоя, удовлетворения; совесть заменяет линия поведения…
    Чрезвычайно трудно распутать живой клубок духовной жизни и проследить сплетение образующих его отдельных нитей – морально-философских мотивов и идей; здесь можно с самого начала рассчитывать лишь на приблизительную точность…
    В настоящее время мало внимания уделяется абсолютным ценностям; люди не знают никаких критериев, никакой ориентировки в жизни, кроме морального разграничения поступков и состояний на хорошие и дурные, добрые и злые.
    Окружающий мир становится очень жесток… Большое значение придается материальному состоянию человека, а не его сущности и внутреннему миру. Духовные ценности начинают терять свою значимость; на первый план выдвигаются достаток, толщина кошелька…
    Считается, что не в деньгах счастье. Но, на мой взгляд, это одна из его основных опор. Очень редки случаи, когда счастлив тот человек, который не имеет средств к существованию… Возможно, такого не бывает вообще. Человек – существо слабое, в душе он всегда о чем-то жалеет, всегда ему чего-то не хватает… Потребность в материальном богатстве высока; неимение денежных средств дает стимул к их приобретению. А разве цель, конкретное стремление к выполнению своих желаний не есть одно из духовный ценностей человека? То есть, мое мнение, что материальное и духовное богатство находится в непрерывном взаимодействии, постоянно переплетается друг с другом по своей сути.
    Если говорить о счастье, то что же это такое? Сможет ли кто-нибудь дать точную формулировку данному слову? Я глубоко сомневаюсь, что это будет возможным, ведь для каждого счастье – это что-то свое, что-то наиболее близкое и в большей степени удовлетворяющее основным потребностям.
    Нужны особые, настойчивые указания, исключительно громкие призывы, чтобы вообще дать почувствовать, что в жизни существуют иные ценности, кроме меркантильности, наряду с добром душе доступны еще идеалы истины, красоты, Божества.
    Убогость, душевная нищета всей нашей жизни не дает в нас возникнуть и укрепиться непосредственной любви к культуре, как бы убивает инстинкт культуры и делает невосприимчивым к ее идее.
    Счастье обеспечивается материальными благами; но основная опора его – духовные ценности. Внутренние условия для человеческого счастья всегда налицо и причины, препятствующие устроению земного благополучия, лежат не внутри, а вне человека – в его социальной обстановке, в несовершенствах общественного механизма.
    Проблема состоит в том, что в мире нет общеобязательных ценностей, все относительно и условно, все определяется человеческими потребностями, человеческой жаждой счастья и наслаждения.
    Сегодня мир летит в пропасть – уничтожается природа и экология! Посмотрите, сколько людей сегодня страдает от депрессии, стресса! Посмотрите вокруг себя, сколько пустых, обреченных, несчастных глаз! Материальное благосостояние растет, а без духовного оно не делает человека счастливым.
    Наука развивается, усовершенствуется техника, а жизнь людей превращается в серую, неинтересную, скучную суету. Почему это происходит?.. Миру нужны новые идеи, новые масштабные мысли. Ведь только идеи меняют мир. Только новые ориентиры дают шанс человеку выжить! А без духовной стороны жизни нахождение подобного просто невозможно! Роль материальных ценностей важна, но она стоит дальше первоплановых, моральных и душевных ценностей человека! Жить и не чувствовать… Жить и не видеть красоты окружающего мира, не впитывать в себя знания, доставшиеся нам от предков, не ценить то, что имеем – это не жизнь, а лишь жалкое подобие!
    Деньги решают многое. Но они никогда не решат и не осуществят главного: не купят любовь, не пробудят чувства…
    И пока в наше время еще существует стремление к новым ценностям, идейный почин, жажда устроить жизнь сообразно собственным, самостоятельно продуманным понятиям и убеждениям – мир будет жить. Жить так, как это будет единственно верным и правильным.

  4. Многие мечтают найти клад с сокровищами, выиграть большой приз или стараются каторжным трудом сколотить состояние, не задумываясь над тем, что несравненно большое сокровище находится внутри самого человека, в его сердце, в душе…
    Мир меняется, меняется и мироощущение, идеология. Уже сейчас нам неведомы, не имеют точных определений такие категории, как вечные сущности: мудрость – ее подменили знания; под счастьем понимают достаток, привычку и миг покоя, удовлетворения; совесть заменяет линия поведения…
    Чрезвычайно трудно распутать живой клубок духовной жизни и проследить сплетение образующих его отдельных нитей – морально-философских мотивов и идей; здесь можно с самого начала рассчитывать лишь на приблизительную точность…
    В настоящее время мало внимания уделяется абсолютным ценностям; люди не знают никаких критериев, никакой ориентировки в жизни, кроме морального разграничения поступков и состояний на хорошие и дурные, добрые и злые.
    Окружающий мир становится очень жесток… Большое значение придается материальному состоянию человека, а не его сущности и внутреннему миру. Духовные ценности начинают терять свою значимость; на первый план выдвигаются достаток, толщина кошелька…
    Считается, что не в деньгах счастье. Но, на мой взгляд, это одна из его основных опор. Очень редки случаи, когда счастлив тот человек, который не имеет средств к существованию… Возможно, такого не бывает вообще. Человек – существо слабое, в душе он всегда о чем-то жалеет, всегда ему чего-то не хватает… Потребность в материальном богатстве высока; неимение денежных средств дает стимул к их приобретению. А разве цель, конкретное стремление к выполнению своих желаний не есть одно из духовный ценностей человека? То есть, мое мнение, что материальное и духовное богатство находится в непрерывном взаимодействии, постоянно переплетается друг с другом по своей сути.
    Если говорить о счастье, то что же это такое? Сможет ли кто-нибудь дать точную формулировку данному слову? Я глубоко сомневаюсь, что это будет возможным, ведь для каждого счастье – это что-то свое, что-то наиболее близкое и в большей степени удовлетворяющее основным потребностям.
    Нужны особые, настойчивые указания, исключительно громкие призывы, чтобы вообще дать почувствовать, что в жизни существуют иные ценности, кроме меркантильности, наряду с добром душе доступны еще идеалы истины, красоты, Божества.
    Убогость, душевная нищета всей нашей жизни не дает в нас возникнуть и укрепиться непосредственной любви к культуре, как бы убивает инстинкт культуры и делает невосприимчивым к ее идее.
    Счастье обеспечивается материальными благами; но основная опора его – духовные ценности. Внутренние условия для человеческого счастья всегда налицо и причины, препятствующие устроению земного благополучия, лежат не внутри, а вне человека – в его социальной обстановке, в несовершенствах общественного механизма.
    Проблема состоит в том, что в мире нет общеобязательных ценностей, все относительно и условно, все определяется человеческими потребностями, человеческой жаждой счастья и наслаждения.
    Сегодня мир летит в пропасть – уничтожается природа и экология! Посмотрите, сколько людей сегодня страдает от депрессии, стресса! Посмотрите вокруг себя, сколько пустых, обреченных, несчастных глаз! Материальное благосостояние растет, а без духовного оно не делает человека счастливым.
    Наука развивается, усовершенствуется техника, а жизнь людей превращается в серую, неинтересную, скучную суету. Почему это происходит?.. Миру нужны новые идеи, новые масштабные мысли. Ведь только идеи меняют мир. Только новые ориентиры дают шанс человеку выжить! А без духовной стороны жизни нахождение подобного просто невозможно! Роль материальных ценностей важна, но она стоит дальше первоплановых, моральных и душевных ценностей человека! Жить и не чувствовать… Жить и не видеть красоты окружающего мира, не впитывать в себя знания, доставшиеся нам от предков, не ценить то, что имеем – это не жизнь, а лишь жалкое подобие!
    Деньги решают многое. Но они никогда не решат и не осуществят главного: не купят любовь, не пробудят чувства…
    И пока в наше время еще существует стремление к новым ценностям, идейный почин, жажда устроить жизнь сообразно собственным, самостоятельно продуманным понятиям и убеждениям – мир будет жить. Жить так, как это будет единственно верным и правильным.

  5. Напишите эссе на тему материальные или духовные ценности пожалуйста. срочноооо!!!!

    Ответы:

    Многие мечтают найти клад с сокровищами, выиграть большой приз или стараются каторжным трудом сколотить состояние, не задумываясь над тем, что несравненно большое сокровище находится внутри самого человека, в его сердце, в душе…
    Мир меняется, меняется и мироощущение, идеология. Уже сейчас нам неведомы, не имеют точных определений такие категории, как вечные сущности: мудрость – ее подменили знания; под счастьем понимают достаток, привычку и миг покоя, удовлетворения; совесть заменяет линия поведения…
    Чрезвычайно трудно распутать живой клубок духовной жизни и проследить сплетение образующих его отдельных нитей – морально-философских мотивов и идей; здесь можно с самого начала рассчитывать лишь на приблизительную точность…
    В настоящее время мало внимания уделяется абсолютным ценностям; люди не знают никаких критериев, никакой ориентировки в жизни, кроме морального разграничения поступков и состояний на хорошие и дурные, добрые и злые.
    Окружающий мир становится очень жесток… Большое значение придается материальному состоянию человека, а не его сущности и внутреннему миру. Духовные ценности начинают терять свою значимость; на первый план выдвигаются достаток, толщина кошелька…
    Считается, что не в деньгах счастье. Но, на мой взгляд, это одна из его основных опор. Очень редки случаи, когда счастлив тот человек, который не имеет средств к существованию… Возможно, такого не бывает вообще. Человек – существо слабое, в душе он всегда о чем-то жалеет, всегда ему чего-то не хватает… Потребность в материальном богатстве высока; неимение денежных средств дает стимул к их приобретению. А разве цель, конкретное стремление к выполнению своих желаний не есть одно из духовный ценностей человека? То есть, мое мнение, что материальное и духовное богатство находится в непрерывном взаимодействии, постоянно переплетается друг с другом по своей сути.
    Если говорить о счастье, то что же это такое? Сможет ли кто-нибудь дать точную формулировку данному слову? Я глубоко сомневаюсь, что это будет возможным, ведь для каждого счастье – это что-то свое, что-то наиболее близкое и в большей степени удовлетворяющее основным потребностям.
    Нужны особые, настойчивые указания, исключительно громкие призывы, чтобы вообще дать почувствовать, что в жизни существуют иные ценности, кроме меркантильности, наряду с добром душе доступны еще идеалы истины, красоты, Божества.
    Убогость, душевная нищета всей нашей жизни не дает в нас возникнуть и укрепиться непосредственной любви к культуре, как бы убивает инстинкт культуры и делает невосприимчивым к ее идее.
    Счастье обеспечивается материальными благами; но основная опора его – духовные ценности. Внутренние условия для человеческого счастья всегда налицо и причины, препятствующие устроению земного благополучия, лежат не внутри, а вне человека – в его социальной обстановке, в несовершенствах общественного механизма.
    Проблема состоит в том, что в мире нет общеобязательных ценностей, все относительно и условно, все определяется человеческими потребностями, человеческой жаждой счастья и наслаждения.
    Сегодня мир летит в пропасть – уничтожается природа и экология! Посмотрите, сколько людей сегодня страдает от депрессии, стресса! Посмотрите вокруг себя, сколько пустых, обреченных, несчастных глаз! Материальное благосостояние растет, а без духовного оно не делает человека счастливым.
    Наука развивается, усовершенствуется техника, а жизнь людей превращается в серую, неинтересную, скучную суету. Почему это происходит?.. Миру нужны новые идеи, новые масштабные мысли. Ведь только идеи меняют мир. Только новые ориентиры дают шанс человеку выжить! А без духовной стороны жизни нахождение подобного просто невозможно! Роль материальных ценностей важна, но она стоит дальше первоплановых, моральных и душевных ценностей человека! Жить и не чувствовать… Жить и не видеть красоты окружающего мира, не впитывать в себя знания, доставшиеся нам от предков, не ценить то, что имеем – это не жизнь, а лишь жалкое подобие!
    Деньги решают многое. Но они никогда не решат и не осуществят главного: не купят любовь, не пробудят чувства…
    И пока в наше время еще существует стремление к новым ценностям, идейный почин, жажда устроить жизнь сообразно собственным, самостоятельно продуманным понятиям и убеждениям – мир будет жить. Жить так, как это будет единственно верным и правильным.

  6. 54. Свобода как ценность. Проблема свободы и ответственности.Ценность свободы — это ценность личного, целенаправленного совершенствования существования (жизни, действительности) Свобода есть гуманистическая ценность, поскольку она утверждает достоинство человека как творца, значимость его самоопределения к благу. В самом общем виде свобода — это такое состояние человеческой жизни, которое характеризует меру того, насколько личность самостоятельно выбирает и осуществляет лучшее из возможного. Рационалист Г. Лейбниц пишет: «Детерминироваться разумом к лучшему — это и значит быть наиболее свободным». В европейской культуре преобладает понимание свободы как познанной и освоенной необходимости. Свобода – одна из важнейших категорий социальном философии, характеризующих диапазон возможностей человека действовать в соответствии с желаниями, намерениями, интересами. Она может быть внутренней и внешней. Внутренняя свобода – это свобода в сознании, в мыслях, психологии, свобода совести. Под этим подразумеваются: высокий уровень духовных устремлений, свободное, раскрепощенное мышление, право исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой, свобода каждого человека решать для себя фундаментальный вопрос философии: «стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить…» (Л. Камю). Внешняя свобода связала с объективными возможностями общества реализовать устремления, замыслы, ценностные ориентации личности. Речь идет, прежде всего, об экономической свободе (выборе видов профессиональной деятельности, степени свободы от эксплуатации, мере свободы принятия экономических решении, уровне материального благосостояния и материальной зависимости личности и т.д.). Следующий аспект возможностей общества – степень политической свободы, утверждение принципов правового государства. Это такой набор гражданских прав, свобод и обязанностей, которые обеспечивают наиболее полное волеизъявление народа, каждого члена общества по поводу национально-государственного устройства, безопасность личности, свободу передвижений и места жительства и т. д. Как известно, абсолютной свободы нет и быть не может. Абсолютная свобода для одного оборачивается несвободой для другого или может стать произволом. Люди не вольны в выборе объективных условий своей деятельности, они лишь обладают известной возможностью предпочитать цели и средства их достижения. Поэтому свобода деятельности человека опирается на «познание необходимости», т. е. объективных законов природы и общественного развития, и заключается в возможности выбора, способности принимать решения со знанием дела. Свобода органически, неразрывно связана с ответственностью. Как утверждал Ж. П. Сартр, человек ответствен не только за свою индивидуальность: он отвечает за всех людей. Ответственность также может быть внутренней и внешней. Внешняя ответственность – это совокупность требований, которые и предъявляются к личности со стороны семьи, коллектива, социальной группы, общества. Различают юридический, административный, моральный и другие ее виды. Воспринятые человеком как свои, личные, они становятся внутренними мотивами его ответственного поведения, регулятором которого служит совесть. Ответственность – сущностная характеристика человека как сознательного субъекта. Только ответственный человек может свободно выбирать. В истории философии можно наблюдать две взаимоисключающие точки зрения на понятие свободы. Одни философы (например, Спиноза, Гольбах, Гегель) сближают это понятие с понятием необходимости; они либо отрицают наличие в свободе элемента случайности, либо преуменьшают его значение. Свое крайнее выражение такая точка зрения получила у Гольбаха. «Для человека, — писал он, — свобода есть не что иное, как заключенная в нем самом необходимость». Более того, Гольбах считал, что человек не может быть в подлинном смысле свободен, так как он подчинен действию законов и, следовательно, находится во власти неумолимой необходимости. Чувство свободы, писал он, — это «иллюзия, которую можно сравнить с иллюзией мухи из басни, вообразившей, сидя на дышле тяжелой повозки, что она управляет движением мировой машины, на самом же деле именно эта машина вовлекает в круг своего движения человека без его ведома». Другие философы, напротив, противопоставляют понятие свободы понятию необходимости и тем самым сближают его с понятием случайности, произвола. Американский философ Герберт Дж. Мюллер пишет, например: «Говоря просто, человек св
    ободен постольку, поскольку он может по собственному желанию браться за дело или отказываться от него, принимать собственные решения, отвечать «да» или «нет» на любой вопрос или приказ и, руководствуясь собственным разумением, определять понятия долга и достойной цели. Он не свободен постольку, поскольку он лишен возможности следовать своим склонностям, а в силу прямого принуждения или из боязни последствий обязан поступать вопреки собственным желаниям, причем не играет роли, идут эти желания ему на пользу или во вред». Свобода относится к числу фундаментальных ценностей человеческого существования. Она изначальная черта, стержень жизни и может быть определена как естественное, врожденное свойство человека и одновременно его универсальная возможность. Это и возможность быть, действовать, творить, совершенствоваться, и возможность стеснять и убивать себя и других, бездействовать, разрушать и деградировать. Применительно к последнему ряду действий свободу чаще всего называют произволом, слепой волей. Возможности свободы универсальны. Главное, что она в состоянии быть основой человеческих ценностей, способом и стимулом их обретения и созидания. Это делает ее особенно важной, корневой ценностью гуманизма. Свобода спонтанна, потенциально неограниченна и бесконечна. Она всегда динамична и векторна, т.е. это всегда свобода в чем-то, свобода от чего-то, свобода для чего-то. Особенно важно сочетание свободы с разумом, доброжелательностью и ответственностью. Ее согласование с последней означает не только добровольное принятие человеком ответственности за свободно совершаемое действие, но и свободное ограничение свободой самой себя перед лицом закона, свободы, достоинства и ценности другого человека. Это не умаляет значимости свободы, но, напротив, реализует ее подлинную ценность. Ее согласование с последней означает не только добровольное принятие человеком ответственности за свободно совершаемое действие, но и свободное ограничение свободой самой себя перед лицом закона, свободы, достоинства и ценности другого человека. Это не умаляет значимости свободы, но, напротив, реализует ее подлинную ценность. Однако в любом случае тернистый путь к свободе не может оправдать пассивности и малодушия в борьбе за нее. Ее защита и обогащение требует мужества и трезвости духа. Гуманизм неизменно на стороне свободы, за максимально гуманное, жизнесберегающее освобождение человека от любого рода рабства и насилия над ним. Свобода требует смелости и решительности, умения жить в состоянии выбора и ответственности, в ситуации большей или меньшей нестабильности, риска, негарантированности успеха или победы. Гуманизм верит в то, что прогресс просвещенной свободы идет параллельно с нравственным прогрессом и прогрессом социальной справедливости, которые вне свободы нереальны и немыслимы. Проблема свободы в философии осмысляется, как правило, по отношению к человеку и его поведению. Она получила развитие в таких философских проблемах, как свобода воли и ответственности человека, возможностей быть свободным, осмыслением свободы как силы, регулирующей общественные отношения. Ни одна философская проблема, наверное, не обладала столь большим социальным и политическим звучанием в истории общества, как проблема свободы. Философское решение проблемы свободы и необходимости, их соотношения в деятельности и поведении личности имеет огромное практическое значение для оценки всех поступков людей. Обойти эту проблему не могут ни мораль, ни право, ибо без признания свободы личности не может идти речь о ее нравственной и юридической ответственности за свои поступки. Если люди не обладают свободой, а действуют только по необходимости, то вопрос об их ответственности за свое поведение теряет смысл. Считая свободу родовым признаком человека, представители диалектического материализма усматривали в ней отличительный признак, присущий как человечеству в целом, так и отдельной личности: “Первые выделявшиеся из животного царства люди были во веем существенном так же несвободны, как и сами животные), – но каждый шаг вперед на пути культуры был шагом к свободе” (Энгельс).
    Общий смысл проблемы свободы связан с ответами на вопросы: может ли человек быть свободным, можно ли считать его действия результатом его свободного выбора, какие пути ведут к свободе, является ли свобода абсолютной или она только относительна?
    В своем стремлении решить поставленные вопросы философы рассматривали свободу человека обычно в ее связи с необходимостью. Так, ранние стоики считали, что свободным может быть мудрец, который сознательно подчиняется законам природы и действует соответственно космическому порядку. Б.Спиноза называл абсурдным и противным разуму «утверждение о том, что необходимое и свободное суть (взаимоисключающие) противоположности»[96]. Сам он противопоставлял свободу не необходимости, а принуждению. Указывая на различия между необходимостью и принуждением, он писал: «Я называю свободной такую вещь, которая существует и действует из одной только необходимости своей природы; принужденным же я называю то, что чем-нибудь другим детерминируется к существованию и к действованию тем или другим определенным образом». Свободу философ понимал, как осознанную необходимость. В диалектическом единстве рассматривал свободу и необходимость Гегель. Диалектическая постановка проблемы свободы и необходимости в его понимании заключается в том, чтобы преодолеть противопоставление свободы воли человека объективным условиям его деятельности, определить границы необходимости, без которой не мыслима реализация свободы. В гегелевской философии действие в истории необходимости выступало как результирующая свободная деятельность множества людей. Гегель называл это хитростью исторического разума. В марксистской философииидея свободы как познанной необходимости была рассмотрена с практической точки зрения. Ф.Энгельс подчеркивал, что познание необходимости является лишь условием реализации свободы, а не самой свободой. Свобода – это реальная практическая деятельность, исходящая из знания объективной необходимости. Необходимость содержится в свободе в виде объективных условий деятельности людей. Познание этих условий позволяет человеку осуществлять избирательную деятельность в соответствии со своими интересами и целями. Свобода – это способность человека выбирать решения, ставить перед собой цели и совершать поступки в соответствии со своими целями, интересами, идеалами, основанными на осознании свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира. О свободе можно говорить лишь тогда, когда есть выбор (выбор целей деятельности, выбор средств, ведущих к достижению целей, выбор поступков в определенной жизненной ситуации и т.д.), когда цели не противоречат объективным свойствам и отношениям вещей и явлений окружающей нас действительности и когда наличествуют необходимые условия для реализации в практической деятельности выбранной альтернативы. Проявлением человеческой свободы является способность преобразовывать окружающий его мир и самого себя. Итак, с точки зрения диалектической философии, абсолютной свободы не существует. Свобода человека носит относительный характер, ибо ее существование ограничено внешними по отношению к человеку условиями и обстоятельствами. Противопоставление свободы и необходимости и их абсолютизация привели к таким двум противоположным решениям проблемы свободы, как фатализм и волюнтаризм. Понятием «фатализм»(от лат. fatalis – роковой) обозначают воззрения на историю и жизнь человека как на нечто заранее предопределенное Богом, судьбой или объективными законами развития. Фатализм рассматривает каждый поступок человека как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор. Фаталистическими являются, например, философия стоиков, христианское вероучение. Древнеримские стоики утверждали: «Судьба направляет того, кто ее принимает, и тащит того, кто ей сопротивляется». Учения, в которых абсолютизируется свобода воли и игнорируются реальные возможности, получили название волюнтаризма (от лат. voluntas – воля). Волюнтаризм полагает, что в мире «правит воля», то есть жизнеспособность того или иного существа, индивида, сообщества зависит исключительно от силы воли. Реализуется и побеждает то, что обладает достаточной волей. Особенно характерен волюнтаризм для этического иррационализма Шопенгауэра и Ницше. К волюнтаризму близки и экзистенциалисты. Согласно Сартру, человек «осужден» быть свободным именно потому, что в мире нет детерминизма. Н.Бердяев трактовал свободу как нежелание знать необходимость. «Свобода, – писал он – есть мощь творить из ничего, мощь духа творить не из природного мира, а из себя. Свобода в положительном своем выражении и есть творчество», внутренняя творческая энергия человека. Неотрывность свободы от творчества сви
    детельствует, по его мнению, о том, что человек – не только природное существо; он есть свободный, сверхприродный дух. Трактовка свободы человека как независимой от каких-либо внешних причин нередко оборачивается ничем не ограниченным произволом. Особенно часто это проявляется в социально-политической практике. История знает немало примеров, когда политические деятели, не считаясь с объективными законами природы и общества, пытались изменить ход истории, навязать ей свою волю. Если волюнтаризм ведет к произволу, вседозволенности и анархии, то фатализм обрекает людей на пассивность и покорность, снимает с них ответственность за свои поступки. Свобода выбора и принятия решений требуют от человека мужества, творческих усилий, постоянного риска и личной ответственности. Ответственность – это сознательное осуществление предъявляемых к личности, коллективу и обществу взаимных требований. Ответственность может быть личной и коллективной. При этом по мере развития человеческой свободы направленность ответственности постепенно смещается с коллектива на самого человека. Вопрос о личной ответственности за свои поступки перед обществом, перед прошлыми и будущими поколениями, перед самим собой – это вопрос о том, должен ли человек отвечать за те последствия своих действий, на которые оказывают влияние внешние обстоятельства, может ли он предвидеть эти последствия. Одни философы, например, экзистенциалисты, при решении проблемы ответственности признают человека целиком повинным в последствиях его поступков, не учитывая при этом влияния внешних обстоятельств. Другие философы, напротив, полностью оправдывают человека в том, что он не достигает намеченных результатов. Диалектико-материалистическая философия утверждает, что каждый человек несет личную ответственность за содержание своей деятельности в пределах тех возможностей, которые определяются достигнутым уровнем общественного развития. Чем шире реальные возможности, тем выше мера личной ответственности. В современных условиях углубления кризиса, связанного с социально-политической нестабильностью, нерешенностью глобальных проблем пределы жизнедеятельности человека, вмешательства его в природу и самого себя должны определяться сознательным самоограничением, основанным на высокой личной ответственности каждого.

  7. Триединство человека:
    Все, что для человека является дорогим, жизненно важным, что определяет его отношение к действительности, принято называть ценностями. Они формировались вместе с развитием человечества, его культуры.
    – Какие бывают ценности?
    Материальные (способствуют жизни): простейшие (пища, одежда, жилье, предметы быта и общественного потребления); более высокого порядка (орудия труда и материальные средства производства).
    Духовные – ценности, необходимые для формирования и развития внутреннего мира людей, их духовного обогащения.
    И материальные, и духовные ценности – результат человеческой деятельности. Духовные ценности особые.
    – Что это и какое воздействие они оказывают?
    Книги, картины, скульптуры – не просто вещи. Они призваны вызывать у человека высокие чувства. Но обладают также и значимостью практической – они воздействуют своим содержанием на жизнь отдельного человека и общества в целом.
    Наука, искусство, общечеловеческие нравственные и моральные нормы – без овладения ими не может быть человека духовного. А отсюда, без этого не может быть материального, технического, интеллектуального прорыва в будущее, не может быть должного человеческого общения в высоком смысле этого слова.
    Итак, важнейшим условием формирования личности, полноценной, нравственной, является усвоение духовных ценностей. Но нравственный человек – это не просто усвоение духовных ценностей, а, скорее всего, это качество наших достижений, отношений, что и является в итоге показателем нашей внутренней зрелости. И, безусловно, каждый человек самостоятельно отбирает, формирует свои ценности, он берет их от общества не автоматически, а осознанно, как бы аккумулирует то, что лично ему кажется наиболее необходимым.
    – Вот и подумай: а каковы твои жизненные ценности? Что для тебя имеет непреходящее значение?
    И тогда ты поймешь, в какой мере твои ценности соответствуют общественным, что станет, в свою очередь, сильным импульсом для твоего самовоспитания. Потому что не может быть уважаемым ни окружающими, ни самим собой человек, живущий на обочине жизни, в собственном закуточке, «человек в футляре».
    И, наверно, досадно и обидно прожить жизнь, не изведав счастья людской признательности. Но окружающие не будут нас уважать, признавать, считаться с нами, если мы сами себя не уважаем и не уверены в своих силах и взаимоотношениях.
    – Какого человека мы называем нравственным?
    Такого, кто требования общества к человеку сделал требованиями к самому себе и живет, учится, общается с окружающими согласно этим внутренним законам нравственности.
    Его сознание и поведение едины, и основываются они (на чем?) на общечеловеческих ценностях и нормах. В полной мере сформировать свою нравственность, стать нравственно зрелой личностью человек может лишь в результате самовоспитания. Кто, как не сам человек, может развить у себя сознание того, что свое поведение надо согласовывать с интересами других людей, общества?
    Нравственное самовоспитание – это воспитание всех вышеперечисленных чувств и качеств, и они могут быть сформированы у каждого человека при условии (каком?), что человек сам заинтересован в этом и к этому стремится.
    Нравственное самовоспитание открывает единственно верный путь в жизни – утверждения добра, искренности, взаимной заботы и ответственности, настоящего (гражданского) отношения к своему делу; дает человеку волю и способность никогда не сворачивать с этого пути.
    О необходимости уверенности в себе и самоуважении.
    «Вся нравственность человека заключается в его намерениях» (Ж.-Ж. Руссо).
    «Хорошо и нравственно – это одно и то же» (Л. Фейербах).
    «Нравственность – наука о соглашениях, придуманных людьми для того, чтобы совместно жить наиболее счастливым образом. Подлинная цель этой науки – счастье наибольшего числа людей» (К. Гельвеций).
    Следовательно, ничто ни в мыслях, ни в поступках, ни в деяниях человека не должно быть во вред другому. Так?
    «Наслаждайся и дари наслаждения, не причиняя зла ни себе, ни другому – в этом суть нравственности» (Шамфер).
    – Что определяет норму человеческой жизни?
    Те ценности, на которые ориентируется и которым служит человек.
    – Что должно быть определяющим в человеческой жизни – материальное или духовное? Почему?
    Если главенствует материальное, оно в первую очередь питает и радует тело. Душа здесь вторична. Отсюда возникает опасность, что во имя материальной ценности можно попрать человеческие интересы и самого человека, его свободу, волю, достоинство, даже жизнь. В возникшем соперничестве и борьбе за материальные блага возникает действие принципа «все дозволено!». Ни преград, ни запретов – беспредел.
    Если главенствуют духовные ценности, богатеет душа чувством сопричастности с другими, чувством радости жизни. Тогда все совершаемое человеком не может нанести вред другому человеку. Здесь срабатывает нравственный закон. Он охраняет каждого и делает жизнь людей безопасной. Потому и возникли заповеди в жизни человека, охраняющие его душу от зла. Отсюда и духовные ценности, оберегающие жизнь, охраняющие ее и человека как высшую ценность.
    Ж.-Ж. Руссо о собственной противоречивости: «Я всегда считал и теперь считаю, что я, в общем, лучший из людей, и вместе с тем уверен, что как бы ни была чиста человеческая душа, в ней непременно таится какой-нибудь отвратительный изъян».
    Два мира есть у человека:
    Один – который нас творил,
    Другой – который мы от века
    Творим по мере наших сил.
    Н. Заболоцкий
    Гармония человека в отношениях с окружающими – гармония с самим собой. Старайтесь стремиться к этой гармонии.

  8. 8
    Текст добавил: ТвойРодственник

    В современном мире люди большое значение придают своему материальному благополучию, которое определяет их статус в обществе. Духовные ценности порой отходят на второй план, но все же они нужны людям для удовлетворения своих внутренних эстетических потребностей. Что больше нужно человеку в жизни: материальные или духовные ценности? Именно этот вопрос поднимает автор в тексте.
    Повествование ведётся от первого лица. Рассказчик начинает с описания происходящих событий. Он находился в командировке в Италии, где познакомился с итальянцем-миллионером, который в конце вечера пригласил его к себе на ужин домой. На первый взгляд, этот человек представлял собой типичного буржуазного миллионера с соответствующим поведением и манерами. Однако дома миллионер рассказал, что очень любит поэзию и выпустил небольшой сборник для друзей. Рассказчик был поражен красотой этого сборника: он был сделан из дорогих материалов, при этом с большим вкусом. Затем он подмечает, как изменился итальянец при разговоре о поэзии: он стал более мягким. Миллионер прочел ему коротенькое стихотворение, которое сложилось за вечер, и рассказчик отметил, что в нем есть смысл, хотя он не ожидал этого от владельца фабрики. Текст завершается речью миллионера-итальянца, который говорит, что он несчастен, потому что ему приходиться заниматься фабрикой, то есть его нелюбимым делом, но без фабрики, по его словам, он был бы еще более несчастным.
    Мнение автора выражено в тексте через слова миллионера-итальянца: «Я несчастен, видит Бог…Но без фабрики я был бы еще несчастнее!» Эти слова ясно дают понять, что, по мнению автора, материальные ценности составляют главенствующую роль в нашей жизни, но и без духовных ценностей нам не обойтись.
    Я не могу не согласиться с автором в том, что большинство людей сейчас не делают то, что хотят, не удовлетворяют свои духовные потребности, а делают все для того, чтобы стать богатыми, ведь за деньги можно купить все, в том числе и то, что нужно для души.
    Примером данной проблемы является произведение Н.В. Гоголя «Портрет». В произведении рассказывается о молодом художнике, который имел талант к рисованию, но еще в самом начале своего пути засматривался на жизнь богачей и мечтал попасть в их ряды. И ему представилась такая возможность: волей судьбы художнику Чарткову достались деньги, с помощью которых он преобразился и стал известным. Конечно, первой его мыслью было купить все, что необходимо для практики, и отрабатывать свое мастерство несколько лет, но все же тяга к славе оказалась сильнее. В конце концов он стал очень богатым и известным, имел определенный авторитет в обществе, но его портреты были похожи один на другой, не содержали в себе ничего особенного. Чартков не замечал этого, пока в город не привезли картину его старого знакомого, который уехал в Италию, чтобы развивать свое мастерство. Художник был поражен картиной до глубины души, поэтому он бросился домой, чтобы попробовать нарисовать падшего ангела, но у него ничего не вышло. Тогда он понял, что не может ничего, ведь он не знает самых начал, он загубил свой талант и изменить уже ничего нельзя. Чартков в припадке зависти и злобы стал скупать картины и уничтожать их. В конце концов он умер от безумия. Данный пример показывает, что духовные ценности все же являются более важными, чем материальные. Для Чарткова главным в жизни было богатство, конечно, он осознал, что это неправильно, но было уже слишком поздно что-либо менять.
    Другим примером является произведение А.П. Чехова «Ионыч». Главный герой рассказа, земский врач Дмитрий Ионович Старцев, приезжает работать в губернский город С. Он человек открытый, готов к общению, и вскоре доктор знакомится с семьей Туркиных и едет к ним в гости. Ему понравилось их общество: у каждого члена семьи были свои таланты. Возобновив через год знакомство, он влюбляется в Котика, дочку Туркиных. Вызвав девушку в сад, Старцев пытается объясниться в любви и неожиданно получает от Котика записку, где ему назначается свидание на кладбище. Старцев почти уверен в том, что это шутка, но все равно ночью идёт на кладбище и несколько часов безрезультатно ждёт Екатерину Ивановну, предаваясь романтическим грёзам. На следующий день, облачившись в чужой фрак, Старцев едет делать предложение Екатерине Ивановне, и получает отказ. Мы видим, что для земского врача духовные ценности находятся на первом месте, он увлечен общением с людьми, своими чувствами к Котику, но ее отказ задел его самолюбие. Через четыре года у Старцева большая практика и очень много работы. Он снова посещает Туркиных, но, вспоминая свою любовь к Котику, испытывает неловкость, да и таланты Туркиных уже не так его привлекают. С течением времени Ионыч только увеличивает практику, от жадности не может бросить свое дело. Живётся Старцеву скучно, ничто его не интересует, он одинок. Несложно заметить, что в начале рассказа, когда для Ионыча были важны духовные ценности, он был более приятным и жизнерадостным человеком, чем в конце, когда его стали интересовать только деньги. Получается, что духовные ценности нужны в жизни человеку, ведь они придают ему силы жить и развиваться.
    В заключение я хочу сказать, что нужно уметь сочетать материальные богатства и духовные потребности. Иногда без денег нельзя осуществить свои духовные мечты, но нельзя забывать, что именно внутренние человеческие ценности помогают нам оставаться людьми. Мне кажется, что все важно: и материальные, и духовные ценности, главное не забывать, что одно способствует развитию другого.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *