Сочинение на тему мазепа полтава

15 вариантов

  1. “…Она забыла стыд и честь,
    Она в объятиях злодея!”

    “Какой позор! Отец и мать
    Молву не смеют понимать.”
    Когда царь Петр I получает донос на Мазепу, он не верит ему и приказывает наказать доносчиков Кочубея и Искру за их якобы “ложь”. Мазепа добивается казни ни в чем не виновных Кочубея и Искру, которые были его друзьями:
    “И кто же? Искра, Кочубей!
    Так долго быв его друзьями!..»
    И с кровожадными слезами,
    В холодной дерзости своей,
    Их казни требует злодей…”
    Мазепа говорит Марии, что любит ее больше славы и власти, но в конце концов казнит ее отца Кочубея. Узнав об этом, несчастная девушка сходит с ума и сбегает от Мазепы. Судя по всему, Мазепу мучает совесть за то, что он сделал с Марией:
    “…Сидел он не смыкая очи,
    Нездешней мукою томим.” (Мазепа после побега Марии)
    “…Но гетман уж не спит давно.
    Тоска, тоска его снедает…” (Мазепа после встречи с психически больной Марией)
    Долго обманывая Петра I, Мазепа в конце концов воплощает в жизнь свой коварный план – переходит на сторону шведского короля Карла XII:
    “…Твердея в умысле своем,
    Он с гордым шведским королем
    Свои сношенья продолжает.” (Мазепа продолжает поддерживать тайный союз с Карлом XII)
    “…И весть на крыльях полетела.
    Украйна смутно зашумела:
    «Он перешел, он изменил…” (о предательстве Мазепы)
    Мазепа заявляет, что его цель – добиться независимости Украины от русского царя Петра I:
    “…Но независимой державой
    Украйне быть уже пора:
    И знамя вольности кровавой
    Я подымаю на Петра.
    Готово всё: в переговорах
    Со мною оба короля…”
    При этом Мазепа признается своему соратнику Орлику, что его главная цель – отомстить царю Петру I за давнюю обиду. Таким образом, Мазепой, судя по всему, движет скорее личная месть, чем государственные интересы:
    “Я слово смелое сказал.
    Смутились гости молодые…
    Царь, вспыхнув, чашу уронил
    И за усы мои седые
    Меня с угрозой ухватил.
    Тогда, смирясь в бессильном гневе,
    Отмстить себе я клятву дал;
    Носил ее — как мать во чреве
    Младенца носит. Срок настал.” (Мазепа об обиде, которую ему нанес Петр)
    В конце концов шведы терпят поражение в Полтавской битве, после чего Карл XII и Мазепа бегут из Украины в Турцию (Бендеры). Там спустя несколько месяцев Мазепа умирает:
    “Но сохранилася могила,
    Где двух страдальцев прах почил…” (об умерших Мазепе и Карле)

    Критика об образе Мазепы


    Рецензия в журнале “Галатея” (1839 г.):
    “Мазепа – лицо отвратительное… …Характер его не выдержан. Вся поэма… состоит из трех песней; в первых двух песнях вы видите в Мазепе человека хитрого, дальновидного, проницательного человека, который наперед все расчел, все взвесил, все предугадал; читаете третью песнь, и сами себе не верите.” (рецензия неизвестного автора, журнал “Галатея”, 1839 г., часть 3, №25 и 26)
    Рецензия “Библиотека для Чтения”:
    “С каким искусством выставил он хитрого Мазепу; как лукав этот старый гетман; с какою коварною цалью скрывает он, под видом смиренника, тайный, давнишний замысел; с каким удовольствием возбуждает этим мнимым смирением грозный ропот негодования между казаками, как умно прикидывается он больным и дряхлым стариком… И что же двигает железною душою хитрого Мазепы? Где тайная пружина его притворного смирения? Его кумир – властолюбие; его дерзкий замысель – мщение Великому Петру.” (рецензия в журнале “Библиотека для Чтения”, 1840 г.)
    Ф. В. Булгарин:
    “Страннее всего, что автор хочет представить Мазепу безрассудным и мстительным старичишкой, который поднял знамя бунта за то, что Петр Великий подрал его за усы во время пиршества, хотя после осыпал своими милостями. В то время это не почиталось даже обидою, и на пирах нередко господа гетманы и полковники дрались между собою и с подчиненными. Мазепа мог некоторое время гневаться на эту шутку, но доказано, что главным побуждением к бунту его было честолюбие, а целию — желание сделаться независимым владетелем Малороссии. Мазепа изображен не честолюбцем, не хитрецом, не злодеем, но просто — злым дураком.” (Ф. В. Булгарин, “Разбор поэмы «Полтава»”, журнал “Северная пчела”, №39, 30 марта 1829 г.)
    М. А. Максимович:
    “Для критиков странным кажется еще гнев Мазепы на Петра за то, что он схватил его за усы — за эту шутку..! Но это было совсем не в шутку, и Петр схватил за усы, или, по словам других, дал пощечину Мазепе, не просто как Ивану Степанычу, но как гетману малороссийскому, с угрозой.
    Так говорит и история. Мазепа приближенным своим открывал гнев свой и ненависть к Петру; в возмутительной речи своей к войскам казачьим он говорил о сей обиде, как об оскорблении Малороссии царем даже в лице гетмана. Нет сомнения, что Мазепа, поднявши знамя бунта для другой цели, хотел вместе и отмстить Петру за свою личную обиду.” (М. А. Максимович, “О поэме Пушкина «Полтава» в историческом отношении”, 1829 г.)
    Таков цитатный образ и характеристика Мазепы в поэме “Полтава” А. С. Пушкина: описание персонажа в цитатах, а также критика об образе Мазепы.
    Смотрите:
    Все материалы по поэме “Полтава”
    Все материалы по творчеству Пушкина

  2. МАЗЕПА — герой поэмы А.С.Пушкина «Полтава» (1828). Иван Степанович Мазепа (1644-1709) — реальное историческое лицо, гетман Украины с 1687 по 1708 год. Стремившийся к отделению Украины от России, он во время Северной войны изменил Петру, перешел на сторону шведов, а после Полтавской битвы (1709) бежал вместе со шведским королем Карлом XII. В поэме Пушкина гетману дана беспощадно-резкая, уничтожающая характеристика, поразительная по своей одноплановости (что сам поэт объяснял верностью историческим фактам). М. предстает в поэме как человек абсолютно аморальный, бесчестный, мстительный, злобный, как вероломный лицемер, для которого нет ничего святого (он «не ведает святыни», «не помнит благостыни»), человек, привыкший любой ценой добиваться поставленной цели. Преступный соблазнитель своей юной крестницы Марии, он предает публичной казни ее отца Кочубея и — уже приговоренного к смерти — подвергает жестокой пытке, дабы выведать, где спрятал тот свои клады. Столь же беспощадно изображена и политическая деятельность М. Его слова о свободе Отчизны — откровенная политическая демагогия и прямая ложь: отпадение Украины от России означало бы ее зависимость от Швеции и Польши, на помощь которых М. так рассчитывал. Практическая подготовка заговора М. представлена в поэме как польская интрига, как отвратительный политический торг («Торгуют царской головой, // Торгуют клятвами вассалов»). Истинные мотивы деятельности М. — месть оскорбившему его Петру, а главное — безудержное, ненасытное властолюбие («И скоро в смутах, в бранных спорах, // Быть может, трон воздвигну я»). Весь этот нравственно-психологический комплекс (жажда власти, возвышения, личного самоутверждения при полнейшей неразборчивости в средствах) Пушкин полагал типичным для новой знати вообще, украинским вариантом которой считал он М. Ведь еще недавно — в отличие от богатого и знатного Кочубея — М. был беден, безвестен, социально ничтожен («беден был и мал»). Но дело не только в личных качествах М. Само его выступление изображено в поэме как враждебное преобразованиям Петра, всецело обращенное в прошлое, сродное бунту московских стрельцов. И точно так же, как в «Стансах» (1826) «буйному стрельцу» противопоставлен преданный Петру, но независимый и честный аристократ Долгорукий, так и в «Полтаве» «друзьям кровавой старины» противостоит родовитый и знатный Кочубей, тоже не побоявшийся сказать правду о заговоре М. Казнь Кочубея представлена в «Полтаве» как трагическая ошибка Петра, но ошибка не случайная. Петр поверил М. и не поверил Кочубею, ибо в большей мере опирался на новую знать, а не на древнюю аристократию. И эта проблема переориентации верховной власти на союз со старинным русским дворянством, к которому поэт причислял и себя, была одной из важнейших для Пушкина начиная со второй половины 1820-х гг. «Полтава» была политическим уроком и укором новому царю, также совершившему трагическую ошибку, какой казалась Пушкину расправа над декабристами. Герой и сюжет поэмы «Полтава» были воплощены в опере П.И. Чайковского «Мазепа» (1883), в которой на первый план выдвинулась история любви М. и Марии, образ гетмана был явно облагорожен и наделен лирическими интонациями.

  3. Полтава» (1828) посвящена воспеванию славного исторического события — Полтавской битвы, знаменовавшей укрепление русского государства. У Пушкина это был первый опыт исторического произведения в стихах, основанного на специальном изучении исторических работ (например, «Истории Малой России» Д. Ы. Бантыша-Каменского и др.).
    В поэме соединяются две жанрово-стилевые линии: любовно-романтическая (Мазепа — Мария) и историко-эпическая (Петр — Мазепа — Карл XII). Ведущей для Пушкина была тема Полтавской победы. Поэтому и произведение названо «Полтава», а не «Мазепа», как первоначально предполагалось. Тем не менее образ Мазепы Пушкина очень интересовал — и в плане политическом, и в плане историко-литературном (как полемика с поэмой Рылеева «Войнаровский»). По существовавшей литературной традиции Мазепа мог бы восприниматься как типичный романтический герой, не признающий над собою человеческого суда, ибо он выше «толпы». Но Пушкин, не подвергавший сомнению выводы официальной историографии и поставивший целью возвеличить Петра I, судит Мазепу как личность, противопоставившую себя родине и народу. В пушкинской поэме Мазепа и Петр даны как антиподы. Мазепа одинок, Петр окружен единомышленниками. Мазепа думает прежде всего о себе, Петр воодушевлен идеей государства. В предисловии к первому изданию поэмы Пушкин писал, что некоторые писатели (имея в виду Рылеева) хотели сделать из Мазепы «героя свободы, нового Богдана Хмельницкого. История представляет его честолюбивым, закоренелым в коварстве и злодействах».
    Не меньшее значение имеет в системе образов противопоставление Петра и Карла XII, проявляющееся и в стилистической сфере. Сила и вдохновение Петра передаются с помощью коротких фраз, передающих энергию и стремительность героя «Полтавы»:
    * …Выходит Петр.
    * Его глаза Сияют.
    * Лик его ужасен.
    * Движенья быстры.
    * Он прекрасен,
    * Он весь, как божия гроза.
    О Карле, «венчанном славой беспощадной», Пушкин пишет распространенными предложениями, создающими впечатление медлительности и даже какой-то неуверенности.
    Существенно, что Пушкин в поэме провозглашает идею о единстве национальных и государственных интересов русского и украинского народов. Действие поэмы происходит на Украине. Естественно, что Пушкин стремится воссоздать национальный колорит и споем повествовании. С этой целью он насыщает текст этнографическими деталями, воссоздает пленительные картины украинской Природы, вводит в поэму ряд украинизмов: хата, кат, рада и т. д. Правдивое, конкретно-историческое изображение Полтавской битвы и событий, ей предшествовавших, сочетается в поэме с явно романтическими чертами. Резко выраженный конфликт сильных характеров, эффектные сцены столкновения Марии с матерью и ее безумие, некоторая загадочность персонажей — все эти романтические мотивы придавали повествованию о важнейших исторических событиях эмоциональную приподнятость и лирическую взволнованность.

  4. Мазепа — главный герой, украинский гетман, «крепкий старик», в которого влюбляется дочь генерального судьи Малороссии Кочубея, Мария.
    Композиция «Полтавы» многофигурна, что соответствует ее двойственной жанровой природе (и романтическая новелла, и героический эпос). Но все сюжетные линии сходятся в одну точку — к образу «мрачного» Мазепы. После того как родители Марии отказывают ему в руке дочери, она бежит из дому; Кочубей вместе с женой замышляет месть; но донос, посланный им Петру, возвращается к М.; после того как отец гибнет на плахе, Мария сходит с ума. На любовную интригу наложена интрига политическая: М. медленно и скрытно, не поддаваясь на уговоры пылкого украинского юношества тот час же выступить против Петра, вместе с иезуитом, Орликом, Булавиным готовит измену, ведет тайные переговоры со Швецией, Бахчисараем (турками), Варшавой, Очаковом; в конце концов вместе с Карлом терпит поражение на полтавском поле. Как герой новеллы, он (в первой и второй частях) противостоит Кочубею; как герой эпоса (в части третьей) — Петру; и в том, и в другом случае он действует в соответствии со своим сильным характером —энергично, мстительно, властолюбиво. Впрочем, страсти, кипящие в сердце М., сокрыты от стороннего взгляда — ибо гетман стар, а значит — хитер, осторожен, тверд. (Пушкин сравнивает его с пылающим камнем.) А главное — он в отличие от М. у Рылеева в поэме «Войнаровский» равнодушен ко всему (и к свободе, и к Отчизне), кроме власти. И хотя во время решительного объяснения, открывая любовнице план «измены» (часть 2-я), он клянется, что любит Марию «больше славы, больше власти», — это ложная клятва. В ночь перед казнью Кочубея он размышляет над спящей — и ни о чем не ведающей — Марией: «Кому судьбою / Волненья жизни суждены, / Тот стой один перед грозою, / Не призывай к себе жены».
    Но в том и парадокс, что, теряя Марию, М. теряет некую незримую опору своей власти над судьбой, «житейский» источник своей политической силы; что, побеждая Кочубея, он заведомо обречен потерпеть поражение от Петра. Больше того и хуже того, становясь врагом русского царя, украинский гетман теряет самостоятельность, попадает в зависимость от слабого, безвольного Карла. Сила идет в услужение бессилию. И недаром после того, как М. с Карлом позорно бегут с полтавского поля и Пушкин «заставляет» их проехать мимо разоренного имения Кочубеев, в финальной сцене ему является Мария. Она безумна — и потому ее «детскими» устами вещает истина: «Я принимала за другого / Тебя, старик». В Петре, которого она видела на праздновании полтавской победы, она «опознала» идеального властителя, идеального «мужа брани», которого прежде видела в М.

  5. «Кто снидет в глубину морскую,
    Покрытую недвижно льдом?
    Кто испытующим умом
    Проникнет бездну роковую
    Души коварной? Думы в ней,
    Плоды подавленных страстей,
    Лежат погружены глубоко,
    И замысел давнишних дней,
    Быть может зреет одиноко.
    Как знать?…»Этими словами А.С. Пушкин начинает характеристику главного героя поэмы «Полтава» – гетмана Мазепы. Иван Степанович Мазепа (1644-1709) — реальное лицо, государственный и политический деятель, сыгравший значительную роль в истории Украины. Приведенная выше цитата уже как бы готовит читателя к тому, что Мазепа – персонаж скрытный и хитрый. Дальнейшее описание персонажа Пушкин дает строго придерживаясь исторических фактов, которые позволяют говорить о Мазепе, как о человеке с сильным характером, но коварном властолюбце, чуждом понятию патриотизма. «… чем Мазепа злей,
    Чем сердце в нём хитрей и ложней,
    Тем с виду он неосторожней
    И в обхождении простой.
    Как он умеет самовластно
    Сердца привлечь и разгадать,
    Умами править безопасно,
    Чужие тайны разрешать!»…
    «Не многим, может быть, известно,
    Что дух его неукротим,
    Что рад и честно и бесчестно
    Вредить он недругам своим;
    Что ни единой он обиды
    С тех пор, как жив, не забывал,…»В этих словах Пушкин говорит об интриганстве, злопамятности и мстительности гетмана. Это подтверждается развитием сюжета и отношениями между Мазепой и Марией Кочубей: не получив благословления на брак от родителей Марии, Мазепа добивается того, что Петр I казнит ее отца, судью Кочубея.«С какой доверчивостью лживой,
    Как добродушно на пирах
    Со старцами старик болтливый
    Жалеет он о прошлых днях,
    Свободу славит с своевольным,
    Поносит власти с недовольным,
    С ожесточённым слезы льёт,
    С глупцом разумну речь ведёт!»Тонкий психолог, Мазепа умел найти подход к самым разным людям, лишь бы они были полезны в достижении собственных целей «крепкого старика». Тщательно скрывая свое двуличие, лестью, обманом и подкупом, Мазепа добивался расположения власть имущих людей. Он сумел стать другом молодому Петру I, но ради своих целей предал его и Россию, перейдя на сторону Карла XII. Пушкин вкладывает в уста Мазепы слова, из которых можно сделать вывод о том, что это он сделал во имя независимости Украины:«Без милой вольности и славы
    Склоняли долго мы главы
    Под покровительством Варшавы,
    Под самовластием Москвы.
    Но независимой державой
    Украйне быть уже пора:
    И знамя вольности кровавой
    Я подымаю на Петра.»Однако, патриотизм Мазепы ложный – завоевание независимости Украины для него лишь способ самому получить единоличную власть над украинским народом:«…
    Что далеко преступны виды
    Старик надменный простирал;»
    Что он не ведает святыни,
    Что он не помнит благостыни,
    Что он не любит ничего.
    Что кровь готов он лить, как воду,
    Что презирает он свободу,
    Что нет отчизны для него.»Это подтверждается тем, что поняв, что Карл XII проигрывает войну, Мазепа обращается к Петру I с предложением предать Карла. Завершить пушкинский образ главного героя поэмы «Полтава» можно словами Б.С. Мейлаха: «Мазепа, пожалуй, первый из пушкинских характеров, выдержанный с начала до конца как резко отрицательный, заслуживающий самого сурового приговора, в нём нет ни одной светлой, противоречащей его злым помыслам черты».

    Вместе с сочинением «Гетман Мазепа (по поэме А.С. Пушкина «Полтава»)» часто ищут

    Гринев и Швабрин
    Мое впечатление от повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
    День Победы
    О войне
    Русский солдат в поэме А.Т. Твардовского “Василий Теркин”
    Категория: Сочинения для 7 класса | Метки: характеристика героя, война, анализ героя произведения, А.С. Пушкин, портрет героя, Мазепа, отрицательный образ, поэма, Полтава
    Популярность темы: 12533 | Оценка: 4.3 | Закладки:
    Всего комментариев: 0

  6. Лишь в начале 90-х годов поэма В. Сосюры «Иван Мазепа» была реабилитированная и дошла к украинскому читателю, чтобы из глубины 30-кровавых сказать запрещенную на протяжении десятилетий правду о безграничной личности украинского гетмана, до конца отданного своей многострадальной стране. Каждая страна имеет своих героев-подвижников, которые расстраивали государство, вершили ее историю. Каждый из них был кровной частичкой своей наций, неотъемлемым звеном в ходе событий, личностью, без которой колесо истории могло повернуть в другую сторону. Этих людей объединяет между собой любовь к своей земле. Мало кто из них думал о славе, претендовал на вечную память в потомков. Они воплощали в жизнь свою идею. Таким был и гетман Иван Мазепа. Кажется, нет в нас другого деятеля, о котором бы так много и так противоречиво (даже полярно) высказывались потомки; ни один не имел такой широкой романтической славы и всеевропейской популярности.
    Появление поэмы В. Сосюры была подобна взрыву. Кроме того, это своеобразный ответ большому русскому поэту Пушкину, который написал свою поэму «Полтава», где срисовал украинца Мазепу как коварного властителя, клеветника и предателя.
    В начале произведений перед читателем возникает старик Мазепа. Но каждый из поэтов по-разному показывает старость украинского гетмана, вкладывает в его портрет свое отношение к герою. Читаем у Пушкина:
    Он стар. Он удручен годами,
    Войной, заботами, трудами;
    Но чувства в нем кипят, и вновь
    Мазепа ведает любовь.
    А вот Сосюрин портрет гетмана:
    Бывший исполин, богатырь,
    Поднимается еще грудь.
    Итак, у Пушкина Мазепа – старый, утомленный жизнью человек, к которому весьма поздно приходит последняя любовь. А было их когда-то в жизни немало.  Сосюра же благодаря будто беглым художественным деталям акцентирует внимание на знаменитом прошлом украинского гетмана: «Бывший исполин, богатырь», «его зрачка светят дико». И потом через всю поэму проходит образ Мазепы-патриота. Даже будучи пажом у польского короля, он не перестает думать об Украине:
    Нет, я упомянул об Украине, Казацкую волю и орлов… Там звон копыт, и вопль, и выстрел, Там сабли движение прыткое и острое…
    В сцене мечтания молодого пажа, раненного в поединке с польским магнатом, возникает видение всей судьбы Мазепы, посланного самим Богом стать защитником Украины как от Польши, так и от Москвы. В вещем сне он видит свое будущее:
    – Зачем ты пришел к моему дому, Северный вор? Почему Меня толкаешь ты в тьму.. Что я сделал тебе, проклятый.. Но пушки Гремят под стенами Полтавы, И заглушает вопли «слава», Будто движение раскалено ядра, Победным грохотом «ура». А мечталось гетману совсем другое: объединиться с войском шведского короля Карла ХП и освободить Украину из-под русского ярма. Пушкин замысел Мазепы трактует так: Издавна умысел ужасный Взлелеял тайну злой старик В душе своей. «Умыслом ужасным» автор «Полтавы» называет измену Мазепы русскому царю. Сын России, он даже подумать не мог, что «подлый предатель» Мазепа может болеть за судьбу своей родины, поэтому в уста Мазепы Пушкин вкладывает слова, которые так объясняют его конфликт с Петром І:
    Я слово смелое сказал.
    Царь, вскрикнув, чашу уронил
    И за усы мои седые
    Меня с угрозой ухватил.
    Тогда, смирясь в бессильном гневе,
    Огмстить себя я клятву дал.
    Вот, оказывается, что руководило действиями Мазепы – мелкое самолюбие. Патриотичных порываний, ум, дипломатическое дарование, решительность гетмана Мазепы Пушкина не видит или не хочет видеть. Для него он предатель, «Бесстыдный! Старец нечестивый! Безумец!», «гордый злодей с «душой коварной». Этот синонимический ряд можно продолжить. Разгневанный россиянин бросает в гетмана одно за другим злые, грубые обвинения. В конце поэмы Пушкин прибегает к гадкому, циничному приему – осуждает гетмана устами его любимой. А для человека самое страшное услышать слова осуждения из любимых уст. Мария (Мотря) будто бы говорит:
    Я принимала за второго
    Тебя старик, оставь меня.
    Твой взор насмешлив и ужасен.
    Ты безобразен…
    Его усы белее снега,
    А на твоих засохшая кровь!..
    Так вот для Пушкина Мазепа – враг России, а он (Пушкин) ее верный сын, который ненавидит врага своей отчизны. Кульминацией обеих поэм есть Полтавский бой, поражение в котором Карла XII стало фатальным и для Мазепы и украинского народа. Это понимают и Пушкин, и Сосюра. И каждый по-своему трактует его причины. Сосюра считает: причиной поражения стало то, что народ, не поняв высоких порываний Мазепы, отказался его поддержать.
    …не пошел за ним народ Путем и радости и надежды. Не понял его он мечты… Да и как он понять мог На перекрестке злых дорог, Под ураганами ненастий!.. Так как ошибается и народ… Когда нет еще государства.
    Грустно и досадно поэту за свой придавленный и пренебреженный народ, который не может позаботиться сам о себе. В душе русского поэта поражение гетмана вызывает радость. Он прославляет величие и силу Петра и его войска. Для Пушкина Петр сильный и мудрый полководец, в сравнении с которым Мазепа никчемный негодяй.
    Каждый из поэтов имеет собственные взгляды на ход истории и российско-украинские отношения. В завершающих частях поэм и Пушкин, и Сосюра берут на себя миссию оценивать лицо Мазепы от лица народа:
    И тщетно там пришлец Искал бы гетманской могилы: Забыт Мазепа с давних пор! Лишь в торжествующей святыне Раз в анафемой доныне, Грозя, гремит в нем собор.
    Так завершает свою поэму Пушкин. Сосюра же через 100 лет возражает ему, недвусмысленно намекая на зловещее пророчество русского гения:
    Красоту души его высот –
    Как не звать его бандитом –
    Уже воспел давно народ.
    Мне же чинов и «ласк» не надо.
    Я не наивный, не слепой.
    Нет! Не народ проклял Мазепу, А прокляли его попы.
    Вот какой диалог состоялся через года между русским и украинским поэтами.
    Хорошее сочинение? Тогда в закладки – » Сочинение по поэмам «Иван Мазепа» «Полтава» . Это нужно, ведь не потеряешь!

    Содержание интересных новостей

    Новые сочинения:
    Сочинение по произведению Тетралогия Богдана Лепкого «Мазепа»
    Образ Мазепы в одноименной тетралогии Богдана Лепкого
    Анализ стихотворения Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»
    Жизнеописание Войнаровского
    Как я вижу образ автора в романе «Евгений Онегин»

  7. «С какой доверчивостью лживой,
    Как добродушно на пирах
    Со старцами старик болтливый
    Жалеет он о прошлых днях,
    Свободу славит с своевольным,
    Поносит власти с недовольным,
    С ожесточённым слезы льёт,
    С глупцом разумну речь ведёт!»
    Тонкий психолог, Мазепа умел найти подход к самым разным людям, лишь бы они были полезны в достижении собственных целей «крепкого старика». Тщательно скрывая свое двуличие, лестью, обманом и подкупом, Мазепа добивался расположения власть имущих людей. Он сумел стать другом молодому Петру I, но ради своих целей предал его и Россию, перейдя на сторону Карла XII. Пушкин вкладывает в уста Мазепы слова, из которых можно сделать вывод о том, что это он сделал во имя независимости Украины:
    «Без милой вольности и славы
    Склоняли долго мы главы
    Под покровительством Варшавы,
    Под самовластием Москвы.
    Но независимой державой
    Украйне быть уже пора:
    И знамя вольности кровавой
    Я подымаю на Петра.»
    Однако, патриотизм Мазепы ложный – завоевание независимости Украины для него лишь способ самому получить единоличную власть над украинским народом:
    «…
    Что далеко преступны виды
    Старик надменный простирал;»
    Что он не ведает святыни,
    Что он не помнит благостыни,
    Что он не любит ничего.
    Что кровь готов он лить, как воду,
    Что презирает он свободу,
    Что нет отчизны для него.»
    Это подтверждается тем, что поняв, что Карл XII проигрывает войну, Мазепа обращается к Петру I с предложением предать Карла. Завершить пушкинский образ главного героя поэмы «Полтава» можно словами Б.С. Мейлаха: «Мазепа, пожалуй, первый из пушкинских характеров, выдержанный с начала до конца как резко отрицательный, заслуживающий самого сурового приговора, в нём нет ни одной светлой, противоречащей его злым помыслам черты».

  8. Доклад 7 класс.
    Одна из важных тем, которые А.С. Пушкин поднимает в сво­ей поэме «Полтава», — тема многонациональное™ русского го­сударства, исторической закономерности объединения разных наций в пределах одного государства и прочности их связи с рус­ским народом и государством. Эту тему Пушкин развивает на примере Украины, поставив в центре образ Мазепы, пытавшего­ся при помощи шведских войск оторвать Украину от России. В поэме Пушкин (в строгом соответствии с историей) показывает Мазепу не как патриота, борющегося за освобождение своей ро­дины, а как коварного властолюбца, на деле презирающего и свободу, и родину. Эту национальную тему Пушкин, видимо, сначала хотел выдвинуть на первое место, даже назвав в рукопи­си свою поэму «Мазепа». В своей поэме Александр Пушкин ри­сует образ гетмана Мазепы как изменника и предателя царя Пет­ра I. В то же время, по мнению некоторых современных украинских историков, Пушкин указал в поэме, что истинной целью гетмана было обретение Украиной независимости:
    Без милой вольности и славы Склоняли долго мы главы Под покровительством Варшавы, Под самовластием Москвы. Но независимой державой Украйне быть уже пора: И знамя вольности кровавой Я подымаю на Петра.
    Сначала скажем о характере Мазепы, как одного из глав­ных героев поэмы. Говорят: «Мазепа в поэме жестоко обру­ган, но не представлен в том виде, каким представляет его ис­тория. Одна дума, сочиненная Мазепою и напечатанная в истории Бантыш-Каменского, сильнее рисует характер Мазе­пы, нежели все эпитеты, данные ему автором поэмы». Итак, по мнению критика, Мазепа был патриот. Но разве таким представляет его история? Совсем нет! Все его действия нис­колько не показывают в нем самоотверженной любви к Мало­россии. История представляет в нем хитрого, предприимчиво­го честолюбца и корыстника, который готов был ничего не пощадить «для себя», обличает в нем характер, несовмести­мый с высокою любовью к отечеству. Пушкин понял совер­шенно и объяснил данный характер в следующих стихах:
    Кто снидет в глубину морскую, Покрытую недвижно льдом? Кто испытующим умом Проникнет бездну роковую Души коварной? Думы в ней. Плоды подавленных страстей, Лежат погружены глубоко, И замысел давнишних дней, Быть может зреет одиноко. Как знать? — Но чем Мазепа злей, Чем сердце в нем хитрей и ложней, Тем с виду он неосторожней И в обхождении простой. Как он умеет самовластно Сердца привлечь и разгадать, Умами править безопасно, Чужие тайны разрешать! С какой доверчивостью лживой, Как добродушно на пирах Со старцами старик болтливый Жалеет он о прошлых днях, Свободу славит с своевольным, Поносит власти с недовольным, С ожесточенным слезы льет, С глупцом разум ну речь ведет!
    Не многим, может быть, известно, Что дух его неукротим, Что рад и честно и бесчестно Вредить он недругам своим; Что ни единой он обиды С тех пор как жив, не забывал, Что далеко преступны виды Старик надменный простирал; Что он не ведает святыни, Что он не помнит благостыни, Что он не любит ничего, Что кровь готов он лить, как воду, Что презирает он свободу, Что нет отчизны для него.
    Данный портрет, принадлежащий к лучшим местам поэмы, так верен, что почти на каждый стих можно привести подтверди­тельные события. Мазепа, выжитый польскими панами за воло­китства из Варшавы, где получил блестящее образование, принят Самойловичем в дом и был 6 лет учителем его детей. После того гетман Самойлович избавил его от Сибири за преданность До- рошенку, вывел его в люди и всегда отличал его. Но когда Голи­цын, любимец Софии, так неуспешно совершил безрассудный поход свой против татар, то Мазепа, дабы угодить Голицыну и оправдать его, всю вину неудачи сложил на гетмана Самойлови- ча, оклеветал его, сочинил донос и тем погубил своего благоде­теля и его семейство; после сего купил себе у Голицына гетман­ство. Но когда упал сей вельможа, Мазепа не преминул донести Петру о взятках, кои брал с него Голицын, и разными происками, унижая других и выставляя только себя, при помощи Головкина он вкрался в любовь государя и пользовался его неограниченною доверенностью, в которой Петр уже позднее раскаивался. Чтобы завладеть сокровищами удалого и для него опасного Палея, Ма­зепа зазвал его к себе, заключил в темницу, а потом сослал в ссылку; чтобы погубить Миклашевского и Мировича, он заста­вил их с горстью козаков защищать крепости против сильных отрядов; требовал казни отца своей любовницы — Кочубея и Искры за справедливый на него донос. После того Мазепа соеди­няется с Карлом против Петра; но видя неудачу свою, опять об­ращается к Петру с предложением предать Карла. Напрасно предполагать, что такие преступные действия клонились к осво­бождению Малороссии для ее блага: он не имел того в виду и хо­тел сделать ее независимою для себя, свою независимость хотел утвердить он, завладев Малороссией. Доказательствами послу­жит то, что он никогда не соблюдал выгод Малороссии и грабил ее; что он не имел, да, кажется, и не старался приобрести народ­ную любовь, и до того был нетерпим малороссиянами, что, всту­пая в гетманство, должен был выговорить стрелецкий полк для охранения своей личности и позже также содержал гвардию из заднепровской вольницы и волхвов. Самое «нечестное» сватов­ство его и связь с дочерью Кочубея Матроною (Мариею) — сво­ею крестницею, родная сестра коей была за его племянником Обидовским, показывает, сколько он уважал мнение малоросси­ян, до чрезвычайности приверженных своим обычаям.
    «Мазепа, пожалуй, первый из пушкинских характеров, вы­держанный с начала до конца как резко отрицательный, заслу­живающий самого сурового приговора, в нем нет ни одной свет­лой, противоречащей его злым помыслам черты». Такая оценка превращается в приговор одному из героев пушкинской поэмы, и в данном случае его вынес известный пушкинист Б.С. Мейлах.
    Вопросы по докладу:
    1)    Какую историческую тему поднимает А.С. Пушкин в связи с образом Мазепы?
    2)    Кто такой Мазепа?
    3)    Каким изображают Мазепу современные украинские историки?
    4)     Каким изобразил Мазепу А.С. Пушкин в своей поэме «Полтава»? Как это изображение соотносится с реальной ис­торической личностью?

  9. Мазепа — главный герой, украинский гетман, «крепкий старик», в которого влюбляется дочь генерального судьи Малороссии Кочубея, Мария.
    Композиция «Полтавы» многофигурна, что соответствует ее двойственной жанровой природе (и романтическая новелла, и героический эпос). Но все сюжетные линии сходятся в одну точку — к образу «мрачного» Мазепы. После того как родители Марии отказывают ему в руке дочери, она бежит из дому; Кочубей вместе с женой замышляет месть; но донос, посланный им Петру, возвращается к М.; после того как отец гибнет на плахе, Мария сходит с ума. На любовную интригу наложена интрига политическая: М. медленно и скрытно, не поддаваясь на уговоры пылкого украинского юношества тот час же выступить против Петра, вместе с иезуитом, Орликом, Булавиным готовит измену, ведет тайные переговоры со Швецией, Бахчисараем (турками), Варшавой, Очаковом; в конце концов вместе с Карлом терпит поражение на полтавском поле. Как герой новеллы, он (в первой и второй частях) противостоит Кочубею; как герой эпоса (в части третьей) — Петру; и в том, и в другом случае он действует в соответствии со своим сильным характером —энергично, мстительно, властолюбиво. Впрочем, страсти, кипящие в сердце М., сокрыты от стороннего взгляда — ибо гетман стар, а значит — хитер, осторожен, тверд. (Пушкин сравнивает его с пылающим камнем.) А главное — он в отличие от М. у Рылеева в поэме «Войнаровский» равнодушен ко всему (и к свободе, и к Отчизне), кроме власти. И хотя во время решительного объяснения, открывая любовнице план «измены» (часть 2-я), он клянется, что любит Марию «больше славы, больше власти», — это ложная клятва. В ночь перед казнью Кочубея он размышляет над спящей — и ни о чем не ведающей — Марией: «Кому судьбою / Волненья жизни суждены, / Тот стой один перед грозою, / Не призывай к себе жены».
    Но в том и парадокс, что, теряя Марию, М. теряет некую незримую опору своей власти над судьбой, «житейский» источник своей политической силы; что, побеждая Кочубея, он заведомо обречен потерпеть поражение от Петра. Больше того и хуже того, становясь врагом русского царя, украинский гетман теряет самостоятельность, попадает в зависимость от слабого, безвольного Карла. Сила идет в услужение бессилию. И недаром после того, как М. с Карлом позорно бегут с полтавского поля и Пушкин «заставляет» их проехать мимо разоренного имения Кочубеев, в финальной сцене ему является Мария. Она безумна — и потому ее «детскими» устами вещает истина: «Я принимала за другого / Тебя, старик». В Петре, которого она видела на праздновании полтавской победы, она «опознала» идеального властителя, идеального «мужа брани», которого прежде видела в М.

  10. МАЗЕПА — герой поэмы А.С.Пушкина «Полтава» (1828). Иван Степанович Мазепа (1644-1709) — реальное историческое лицо, гетман Украины с 1687 по 1708 год. Стремившийся к отделению Украины от России, он во время Северной войны изменил Петру, перешел на сторону шведов, а после Полтавской битвы (1709) бежал вместе со шведским королем Карлом XII. В поэме Пушкина гетману дана беспощадно-резкая, уничтожающая характеристика, поразительная по своей одноплановости (что сам поэт объяснял верностью историческим фактам). М. предстает в поэме как человек абсолютно аморальный, бесчестный, мстительный, злобный, как вероломный лицемер, для которого нет ничего святого (он «не ведает святыни», «не помнит благостыни»), человек, привыкший любой ценой добиваться поставленной цели. Преступный соблазнитель своей юной крестницы Марии, он предает публичной казни ее отца Кочубея и — уже приговоренного к смерти — подвергает жестокой пытке, дабы выведать, где спрятал тот свои клады. Столь же беспощадно изображена и политическая деятельность М. Его слова о свободе Отчизны — откровенная политическая демагогия и прямая ложь: отпадение Украины от России означало бы ее зависимость от Швеции и Польши, на помощь которых М. так рассчитывал. Практическая подготовка заговора М. представлена в поэме как польская интрига, как отвратительный политический торг («Торгуют царской головой, // Торгуют клятвами вассалов»). Истинные мотивы деятельности М. — месть оскорбившему его Петру, а главное — безудержное, ненасытное властолюбие («И скоро в смутах, в бранных спорах, // Быть может, трон воздвигну я»). Весь этот нравственно-психологический комплекс (жажда власти, возвышения, личного самоутверждения при полнейшей неразборчивости в средствах) Пушкин полагал типичным для новой знати вообще, украинским вариантом которой считал он М. Ведь еще недавно — в отличие от богатого и знатного Кочубея — М. был беден, безвестен, социально ничтожен («беден был и мал»). Но дело не только в личных качествах М. Само его выступление изображено в поэме как враждебное преобразованиям Петра, всецело обращенное в прошлое, сродное бунту московских стрельцов. И точно так же, как в «Стансах» (1826) «буйному стрельцу» противопоставлен преданный Петру, но независимый и честный аристократ Долгорукий, так и в «Полтаве» «друзьям кровавой старины» противостоит родовитый и знатный Кочубей, тоже не побоявшийся сказать правду о заговоре М. Казнь Кочубея представлена в «Полтаве» как трагическая ошибка Петра, но ошибка не случайная. Петр поверил М. и не поверил Кочубею, ибо в большей мере опирался на новую знать, а не на древнюю аристократию. И эта проблема переориентации верховной власти на союз со старинным русским дворянством, к которому поэт причислял и себя, была одной из важнейших для Пушкина начиная со второй половины 1820-х гг. «Полтава» была политическим уроком и укором новому царю, также совершившему трагическую ошибку, какой казалась Пушкину расправа над декабристами. Герой и сюжет поэмы «Полтава» были воплощены в опере П.И. Чайковского «Мазепа» (1883), в которой на первый план выдвинулась история любви М. и Марии, образ гетмана был явно облагорожен и наделен лирическими интонациями.
    Добавил: TEAMCASPER
    Сохранить

    / Характеристики героев / Пушкин А.С. / Полтава / Мазепа

    Смотрите также по
    произведению “Полтава”:

    Краткое содержание
    Полное содержание

  11. ПОЛТАВА
    (Поэма, 1828)
    Мазепа — главный герой, украинский гетман, «крепкий старик», в которого влюбляется дочь генерального судьи Малороссии Кочубея, Мария.
    Композиция «Полтавы» многофигурна, что соответствует ее двойственной жанровой природе (и романтическая новелла, и героический эпос). Но все сюжетные линии сходятся в одну точку — к образу «мрачного» Мазепы. После того как родители Марии отказывают ему в руке дочери, она бежит из дому; Кочубей вместе с женой замышляет месть; но донос, посланный им Петру, возвращается к М.; после того как отец гибнет на плахе, Мария сходит с ума. На любовную интригу наложена интрига политическая: М. медленно и скрытно, не поддаваясь на уговоры пылкого украинского юношества тот час же выступить против Петра, вместе с иезуитом, Орликом, Булавиным готовит измену, ведет тайные переговоры со Швецией, Бахчисараем (турками), Варшавой, Очаковом; в конце концов вместе с Карлом терпит поражение на полтавском поле. Как герой новеллы, он (в первой и второй частях) противостоит Кочубею; как герой эпоса (в части третьей) — Петру; и в том, и в другом случае он действует в соответствии со своим сильным характером —энергично, мстительно, властолюбиво. Впрочем, страсти, кипящие в сердце М., сокрыты от стороннего взгляда — ибо гетман стар, а значит — хитер, осторожен, тверд. (Пушкин сравнивает его с пылающим камнем.) А главное — он в отличие от М. у Рылеева в поэме «Войнаровский» равнодушен ко всему (и к свободе, и к Отчизне), кроме власти. И хотя во время решительного объяснения, открывая любовнице план «измены» (часть 2-я), он клянется, что любит Марию «больше славы, больше власти», — это ложная клятва. В ночь перед казнью Кочубея он размышляет над спящей — и ни о чем не ведающей — Марией: «Кому судьбою / Волненья жизни суждены, / Тот стой один перед грозою, / Не призывай к себе жены».
    Но в том и парадокс, что, теряя Марию, М. теряет некую незримую опору своей власти над судьбой, «житейский» источник своей политической силы; что, побеждая Кочубея, он заведомо обречен потерпеть поражение от Петра. Больше того и хуже того, становясь врагом русского царя, украинский гетман теряет самостоятельность, попадает в зависимость от слабого, безвольного Карла. Сила идет в услужение бессилию. И недаром после того, как М. с Карлом позорно бегут с полтавского поля и Пушкин «заставляет» их проехать мимо разоренного имения Кочубеев, в финальной сцене ему является Мария. Она безумна — и потому ее «детскими» устами вещает истина: «Я принимала за другого / Тебя, старик». В Петре, которого она видела на праздновании полтавской победы, она «опознала» идеального властителя, идеального «мужа брани», которого прежде видела в М.

  12. Напишите Мини-сочинение на тему: Мазепы(Полтава) Роль во всем произведении (зачем ??ужен)

    Ответы:

    Полтава» (1828) посвящена воспеванию славного исторического события — Полтавской битвы, знаменовавшей укрепление русского государства. У Пушкина это был первый опыт исторического произведения в стихах, основанного на специальном изучении исторических работ (например, «Истории Малой России» Д. Ы. Бантыша-Каменского и др.).
    В поэме соединяются две жанрово-стилевые линии: любовно-романтическая (Мазепа — Мария) и историко-эпическая (Петр — Мазепа — Карл XII). Ведущей для Пушкина была тема Полтавской победы. Поэтому и произведение названо «Полтава», а не «Мазепа», как первоначально предполагалось. Тем не менее образ Мазепы Пушкина очень интересовал — и в плане политическом, и в плане историко-литературном (как полемика с поэмой Рылеева «Войнаровский»). По существовавшей литературной традиции Мазепа мог бы восприниматься как типичный романтический герой, не признающий над собою человеческого суда, ибо он выше «толпы». Но Пушкин, не подвергавший сомнению выводы официальной историографии и поставивший целью возвеличить Петра I, судит Мазепу как личность, противопоставившую себя родине и народу. В пушкинской поэме Мазепа и Петр даны как антиподы. Мазепа одинок, Петр окружен единомышленниками. Мазепа думает прежде всего о себе, Петр воодушевлен идеей государства. В предисловии к первому изданию поэмы Пушкин писал, что некоторые писатели (имея в виду Рылеева) хотели сделать из Мазепы «героя свободы, нового Богдана Хмельницкого. История представляет его честолюбивым, закоренелым в коварстве и злодействах».
    Не меньшее значение имеет в системе образов противопоставление Петра и Карла XII, проявляющееся и в стилистической сфере. Сила и вдохновение Петра передаются с помощью коротких фраз, передающих энергию и стремительность героя «Полтавы»:
    * …Выходит Петр.
    * Его глаза Сияют.
    * Лик его ужасен.
    * Движенья быстры.
    * Он прекрасен,
    * Он весь, как божия гроза.
    О Карле, «венчанном славой беспощадной», Пушкин пишет распространенными предложениями, создающими впечатление медлительности и даже какой-то неуверенности.
    Существенно, что Пушкин в поэме провозглашает идею о единстве национальных и государственных интересов русского и украинского народов. Действие поэмы происходит на Украине. Естественно, что Пушкин стремится воссоздать национальный колорит и споем повествовании. С этой целью он насыщает текст этнографическими деталями, воссоздает пленительные картины украинской Природы, вводит в поэму ряд украинизмов: хата, кат, рада и т. д. Правдивое, конкретно-историческое изображение Полтавской битвы и событий, ей предшествовавших, сочетается в поэме с явно романтическими чертами. Резко выраженный конфликт сильных характеров, эффектные сцены столкновения Марии с матерью и ее безумие, некоторая загадочность персонажей — все эти романтические мотивы придавали повествованию о важнейших исторических событиях эмоциональную приподнятость и лирическую взволнованность.

  13. Полтава… Кто-то сразу же подумает об одном из украинских городов, но речь пойдет об одноименном произведении Александра Пушкина. А точнее, об образе великого гетмана украинского государства Иване Мазепе.
    Мазепа был реальным историческим персонажем. Он был не простым человеком, а государственным деятелем. Мы впервые знакомимся с этим персонажем на страницах книг по истории.
    Образ Мазепы в поэме «Полтава»
    Пушкин изображает его совершенно другим. Автор изображает главного героя на фоне исторических событий, но при этом полностью раскрывает качества его характера. Пушкин обращает внимание на то, что властелин не был патриотом, очень часто был злым, хитрым, коварным, но при этом обладал сильным и волевым характером.
    Каждый человек имеет право быть таким, каков он есть. А когда он начинает это скрывать, стесняться самого себя, притворяться и подлаживаться под общий стандарт, он предаёт сам себя…
    Позже мы узнаем о том, что гетман никогда не забыл обид, всегда пытался отомстить тому, кто причинил ему невзгоды. Что касается врагов властелина, то с ними он боролся любым способом, порой честным, а иногда так, как складывалась ситуация.
    Мазепа и Мария
    Очень четко Мазепа проявляет себя как человек в отношениях с Марией. После того, как гетман не получил одобрения на брак со стороны родителей Марии, он принял решение все равно получить то, чего он хочет.
    Таким образом, он добивается казни отца Марии. Ее отец был судьей, вследствие чего Петр І приказал казнить непослушного придворного.
    Патриотизм в душе Мазепы.
    Очень трудно судить о том, нас колько он был патриотичен. Во время перехода на сторону Карла ХІІ, Мазепа заявил о том, что это было сделано во имя независимости Украины. Хотя перед этим он с помощью лести и подкупов заполучил милость русского царя. А позже предал и молодого царя и его страну, Россию. Если разобраться, то желание гетмана освободить Украину было только потому, что он хотел заполучить полную власть над украинским народом. Его двойственность натуры проявляется и тогда, когда Карл начал проигрывать войну. В это время Мазепа делает предложение Петру Первому предать Карла.
    И в заключении
    Заканчивая характеристику этого персонажа, можно сделать вывод, что все его действия были злыми и хорошо обдуманными. Мазепа не знал о желаниях народа абсолютно ничего, он все время подчинялся своему желанию получить власть.
    Каждый человек имеет право быть таким, каков он есть. А когда он начинает это скрывать, стесняться самого себя, притворяться и подлаживаться под общий стандарт, он предаёт сам себя…
    Неважно было, на кого эта власть будет распространяться. Именно Пушкин изобразил Мазепу абсолютно негативным персонажем, с целым списком отрицательных черт характера. В этой поэме автор четко дает понять, что главный герой заслуживает за свои действия самого сурового наказания.

  14. Обращение к отрывку из поэмы А. С. Пушкина «Полтава» («Полтавский бой») в. войска в битве со шведами, противопоставление образов Петра и Карла,. название поэмы ошибочным, видя главным героем поэмы Мазепу, а не. В поэме «Полтава» (1828 – 1829) Пушкин рассматривает проблему. и исторические факты, меняя мотивы поступков основных героев поэмы.. Эту тему поэт развивает на примере Украины, поставив в центре образ Мазепы,. Тесты по теме Пётр I и его эпоха в поэмах А. С. Пушкина: «Полтава»,. Среди героев художественных произведений на исторические темы есть реальные. поэтому реальный исторический деятель и его образ в художественном. что для исторической и моральной оценки Петра I и Карла XII, Мазепы и. иллюстрации к поэме «Полтава», художественные тексты, карточки для. разделить героев реальных и вымышленных: Петр I, Мазепа, Кочубей, Карл. На Западе сложился образ Мазепы как легендарной, почти сказочной фигуры,. поэму, в которой он идеализирует Мазепу, как романтического героя, сравнивая. создал оперу «Мазепа» на основе поэмы Пушкина «Полтава». О нем мы знаем в основном из «Полтавы» А.С. Пушкина и оперы П.И.. и в прозе, посвященные Мазепе, в которых он предстает как герой и как антигерой.. Затрагивается также вопрос о традиции восприятия образа Мазепы в. мове» написаны посвятительные предисловия и стихи на герб Мазепы в. Краткое изложение и пересказ произведения по главам ПОЛТАВА ДРУГОЙ.. В поэме «Полтава» Пушкин рисует целую галерею различных образов.. Отрицательный герой Мазепа обращает на себя внимание цельностью.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *