Сочинение на тему мцыри

14 вариантов

  1. Никитин Кирилл.
    Воспевание свободы в поэме Лермонтова «Мцыри».
    В произведениях М.Ю.Лермонтова часто рассказывается о людях, в чьих судьбах большую роль играет свобода и отношение к ней. Одним из таких произведений является поэма «Мцыри».
    В этом произведении Лермонтов описывает судьбу мальчика шести лет, попавшего в монастырь и оторванного от внешнего мира. Со временем его начинает переполнять жажда свободы, которую он утратил навсегда, и он не может смириться с этим. На протяжении долгих лет он несет тяжкое бремя разлуки с тем, что ему любимо и дорого – свободой, в этом состоит романтизм произведения Лермонтова.
    Раннее детство Мцыри провел на Кавказе, в ту пору он знал своих родных, наслаждался свободой действий и сознания. Это и оставило в нем ту частичку жизни, которая вела его за собой и была его «пламенной страстью». Внутренний мир героя был соткан из отпечатков детства и его раздумий о невольной жизни в монастыре. Но то, что Мцыри пережил в детстве, оставило большой след в его сознании, он бы променял всю свою жизнь в неволе на несколько дней на свободе.
    И Мцыри бежал, бежал навстречу тому, что ему было дорого и отрадно, что он страстно любил и чем дорожил больше всего. Красота окружающего мира, которую он увидел на свободе, не могла сравниться со всем тем, что он видел за свою жизнь в плену. Его жизнь на свободе была так желанна и долгожданна, что он не замечал ничего, кроме нее, упивался ею. Но вскоре Мцыри встретился с барсом, после честно погиб, но погиб свободным человеком.
    То чувство, к которому мы стремимся всю жизнь, то, что является нашим желанием и страстью, непременно приведет нас к  осуществлению мечты. И то мгновение, которое мы проведем с этим чувством, будет нам дороже всей жизни.
    Молев Никита.
    Мцыри как романтический герой.
    В этом сочинении я бы хотел рассказать  о том, что Мцыри является романтическим героем. Но для начала стоит рассказать  о романтизме в целом.
    Романтизм – это направление в литературе, появившееся в 18-19 веках во многих странах: России, Англии, Франции, Америке. Именно в этот период по всему миру вспыхнули революции, восстания и бунты. Даже некоторые политические деятели и мыслители были недовольны жизнью стран и народов. Люди мечтали  о новом мире, и это отразилось в мировой литературе. В романтических произведениях воспевается лучший, идеальный мир или стремление к нему. Да и сам романтический герой борется за этот самый лучший мир и готов даже умереть за него.
    И в произведении М.Ю.Лермонтова «Мцыри» в полной мере отражается эта особенность романтического направления. Сам Лермонтов мечтал об идеальном мире и уважал свободу и борющихся за нее людей. Мцыри в полной мере показывает главные черты романтического героя. Он силен, горд и свободолюбив. Он борется со злом внутри себя и стремится к свободе, несмотря на сложный путь. А неволя и есть это самое зло.
    Для Мцыри стремление к свободе и независимости было смыслом жизни. Его тело и дух были сильны, так как он был уверен в себе и своих стремлениях. И даже тот факт, что он прожил на воле всего три дня, нисколько не омрачил его. После битвы с барсом он умирал гордо. Мцыри был рад, что умирает свободным. Хоть он и не успел сделать все, что хотел: посетить свой родной дом, увидеть родных, он знал, на что шел. И он ушел из этого мира, будучи свободным. Для него свобода была высшей наградой.
    Не каждый из нас может отдать свою жизнь за свободу. И сказать, легко это или сложно, нельзя. Мцыри сделал свой выбор. Он стремился к свободе, к своему лучшему миру, и он отдал жизнь за эту идею. Я считаю, что Мцыри – романтический герой, и советую всем взять от него что-нибудь. Желаю вам быть свободными.
    Абрамов Никита.
    Воспевание свободы в поэме Лермонтова «Мцыри».
    Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри» – история юноши, выросшего в монастыре, в неволе, юноше, который обрел свободу всего на три дня.
    Он с шести лет жил в монастыре, не видя других людей, кроме монахов. Скучая по родине, он каждый день смотрел из окна башни на горы и поля Кавказа и мечтал оказаться среди них, на воле. И вот перед днем, когда Мцыри готовился «изречь монашеский обет», он исчез из монастыря.
    Он убежал, вырвался на волю, в горы, туда, где он чувствовал себя свободно, блаженно, раскрепощено. Мцыри любил все вокруг: и быстрые реки меж возвышающихся в небеса гор, и темные леса, покрытые легким туманом. Даже когда он потерялся в лесу, ему было лучше, чем в монастыре. Превозмогая боль, голод и усталость, Мцыри шел вперед к родным местам. Он не повернул бы назад, не вернулся бы в «тюрьму». Даже схватка со снежным барсом не заставила его отступить, отказаться от своей цели. В этом эпизоде автор показывает, что свобода – это не только радость жизни, но и опасности, лишения, страх и борьба. Но оно того стоит.
    Лермонтов в своей поэме показывает, что такое свобода, как она влияет на человека, какое счастье она дает: «Таких две жизни за одну, но только полную тревог я променял бы, если б мог». Свобода – это не то, что можно потрогать или увидеть, продать или купить. Это состояние, когда человек ощущает свою возможность действовать, как ему хочется, как он желает, находиться, где он хочет и с кем хочет. Когда страх не сковывает человека и даже смерть не остановит его. Вот это – свобода. И Лермонтов так ярко и выразительно описал, как человек, с детства приученный к подавлению своих эмоций и желаний, вдруг вырывается на волю, сбрасывает все узы плена и наслаждается этим чувством. Лермонтов так красиво, понятно и четко описывает свободную жизнь Мцыри, что мы понимаем: устами главного героя говорит сам автор.
    Читая это произведение, познаешь цену свободы и воли, радость жизни. И в эти мгновения ты готов пережить все то, что пережил Мцыри, когда обрел свободу.

  2. Цепь событий проста: генерал забирает из плена ребенка с Кавказа, и, не успев доехать, тот подхватывает болезнь, что наталкивает генерала на мысль оставить ребенка в монастыре, там он и живет до конца своей жизни. Размышляя над названием поэмы, Лермонтов перебрал несколько вариантов, один из которых «Бэри», что означает «монах». Но задумка такова, что в центр произведения поставлен герой, который не против радостей обычного человека. Поэтому поэт выбрал другое название – «Мцыри», что в переводится как «неслужащий монах».
    Со временем Мцыри не может вспомнить свое происхождение и свыкается с происходящим, но жажда свободы делает свое дело и герой сбегает из монастыря. В своей исповеди он рассуждает об отчаянии, что терзало его это время. Герой не видел ни отца, ни мать, но мечтает найти хотя бы близкого человека, чтобы было с кем разделить свое тепло. Он думает о движении жизни, поэтому решает сбежать из монастыря.
    Патриотизм красной нитью проходит всю поэму, уже в эпиграфе говорится, что у каждого есть одна родина. Патриотизм перекликается с идеей свободы. Именно патриотизм и жажда свободы являются причинами побега из тюрьмы монастыря.
    Мцыри встречается с красавицей-певицей. Девушка понравилась ему, но нужна свобода, поэтому он отказывается от любви.
    Восторгает своими красотами пейзаж, описанный в произведении. С неимоверной любовью Мцыри рассуждает о куполообразных, красивых холмах, о деревьях, что растут кругом. Главный герой находится в гармонии с окружающим миром и чутко чувствует его.
    Ключевой момент – это поединок с барсом. Не так страшна Мцыри смерть, как возвращение в свой монастырь. Когда он оказывается у стен монастыря, сила духа остается несломленной.
    Сказать, что мне понравилось произведение «Мцыри», – это все равно, что ничего не сказать. Когда читаешь поэму, думаешь: «Что за удивительный дух, что за натура у Мцыри!». Когда ты ради цели готов бросить все, что у тебя есть – это дорогого стоит. Я считаю, что данная поэма – вершина творчества Лермонтова.

  3. I Поэма М. Ю. Лермонтова и ее основной смысл.
    II Главный герой поэмы.
    1. Жизнь Мцыри в монастыре
    2. Бегство Мцыри из монастыря
    3. Поединок с барсом
    4. Возвращение к монастырю
    III Чем мне понравился Мцыри
    Поэма «Мцыри» – это романтическое произведение М. Ю. Лермонтова. В ней поэт ставит вопрос о свободе и о любви к Родине. В своей поэме М.Ю. Лермонтову удалось передать читателям яркий и живой образ человека с огромной силой воли, свободного и смелого.
    Несмотря на свою болезненность и слабость, вызванную долгой жизнью в монастыре, Мцыри имел огромный запас внутренних сил. Его, когда он был ещё совсем ребенком, привез в монастырь русский генерал: «Однажды русский генерал из гор к Тифлису проезжал; ребёнка пленного он вез. Тот занемог…». Ребенок был настолько слаб, что генерал беспокоился о том, что не сможет довезти его до Тифлиса, поэтому он оставил его в монастыре. И хотя Мцыри с ранних лет был воспитан по всем христианским традициям, в душе его остались воспоминания о его корнях, о вольной и прекрасной жизни в родных краях. Эти воспоминания и тоска по вольной жизни не дают Мцыри покоя, поэтому он решает сбежать из монастыря.
    Этот побег стал для него настоящей жизнью, хоть и длилась она всего три дня. Но за эти дни Мцыри смог испытать самые яркие эмоции. Как верно подметил В.Г. Белинский о поэме «Мцыри», «почти вся поэма состоит из исповеди о том, что было с ним в эти три дня. Давно манил его к себе призрак родины, темно носившийся в душе его, как воспоминание детства. Он захотел видеть божий мир — и ушел». За время своего пребывания на воле Мцыри открывает для себя красоту и величие мира, его завораживает гроза, эта сила стихии не напугала, а лишь вдохновила его. Такая же гроза была и в душе самого Мцыри, в ней торжествовало чувство свободы, опьянившее его. Мцыри смог увидеть, как прекрасен окружающий мир, он смог вспомнить себя, вольного и бесстрашного.
    О его бесстрашии и силе говорит и его поединок с барсом, в котором Мцыри одержал победу. Удивительно то, что Мцыри не испытывает страха перед барсом, – наоборот, он восхищается величием и красотой этого дикого зверя. Глаза барса светились, шерсть «отливалась серебром», он был воплощением свободы и красоты природы. Барс был в этот момент такой же, как и Мцыри, свободный, независимый, наслаждающийся вольной жизнью, барс играет, «весело визжит», чувствуя себя сильным, смелым и свободным. Битва с этим зверем позволила Мцыри поверить в себя, в свои силы, он понял, что «быть бы мог в краю отцов не из последних удальцов». Мцыри проявляет себя как ловкий и быстрый воин, умеющий бороться за свою жизнь и за свою свободу. Мцыри смог победить барса, как смог победить свой страх, свою слабость. Он готов на все ради того, чтобы отыскать путь в родные края. После поединка с барсом Мцыри, израненный и обессиленный, все же упрямо продолжает свой путь, надеясь отыскать дорогу на Кавказ.
    К сожалению, сколько ни искал Мцыри нужный путь, он понимал, что снова возвращается к монастырю, из которого сбежал. Эти три дня, которые Мцыри провел вне стен монастыря, смогли сделать его счастливым, по-настоящему живым. Поэтому Мцыри не раскаивался в своем поступке, он не сожалел о том, что сбежал из монастыря. Сожаление он испытывал лишь от того, что не смог найти тропинку в родные места. Видимо, жизнь в монастыре все-таки убила в нем эти инстинкты настоящих горцев, благодаря которым они всегда находят нужную тропу. Из последних сил Мцыри пытался найти дорогу в родные края, но сколько он ни петлял, все-таки снова возвратился в окрестности монастыря, где и упал без сил. Мцыри не хочет больше жить в неволе, ведь познавший красоту и величие природы, он понимает, что не сможет больше жить в монастыре, поэтому он не старается поправиться, не борется за жизнь. В своей исповеди монаху он самыми красивыми и поэтичными словами описывает монаху увиденное на воле, он просит похоронить его в том месте, откуда видны горы Кавказа, чтобы хотя бы после смерти его душе легче было отыскать дорогу домой.
    Мне понравился этот герой тем, что он бесстрашный и свободолюбивый. Еще мне импонирует то, что он очень любит свою Родину.

  4. Сочинение на тему “Мцыри-герой-борец”.
    Среди
    русских поэтов М. Ю. Лермонтов занимает
    особое место. Поэтический мир Лермонтова
    — стихия мощного человеческого духа,
    отвергающего пошлую мелочность
    повседневности. В литературном наследии
    Лермонтова поэмам принадлежит особое
    место. За двенадцать лет творческой
    жизни он написал полностью или частично,
    если считать незавершенные замыслы,
    около тридцати поэм. Он сумел продолжить
    и утвердить художественные открытия
    Пушкина и во многом предопределил
    дальнейшие судьбы этого жанра в русской
    поэзии. Поэмы Лермонтова явились высшей
    точкой развития русской романтической
    поэмы послепушкинского периода. Поэма
    “Мцыри” — одно из последних
    классических произведений в русской
    романтической поэзии.
    В
    1837 году М. Ю. Лермонтов был сослан на
    Кавказ. Проезжая по Военно-Грузинской
    дороге, он увидел остатки существовавшего
    когда-то монастыря. Там, среди развалин
    и могильных плит, он встретил дряхлого
    старика, который рассказал поэту о своей
    судьбе. Будучи ребенком, он попал в плен.
    Мальчик тосковал по родине и страстно
    мечтал вернуться. Но рутинная жизнь
    монастыря постепенно приглушила тоску.
    Пленник втянулся в однообразную жизнь
    послушника и так и не смог осуществить
    заветную мечту. М. Ю. Лермонтов в течение
    десяти лет до этого события вынашивал
    идею создания поэмы об иноке, рвущемся
    на свободу. И рассказ старика был
    настолько созвучен с мыслями поэта, что
    помог воплотить замысел в замечательную
    поэму “Мцыри”. Поэма появилась на
    свет в 1839 году. «Мцыри» – самое
    романтическое и автобиографичное
    произведение Лермонтова. В биографиях
    Лермонтова и его литературного героя
    Мцыри много похожих фактов, событий,
    переживаний. В. Г. Белинский писал:
    «Мцыри… любимый идеал нашего поэта»,
    «… Что за исполинская натура у этого
    Мцыри!» По мнению критика, образ Мцыри
    явился отражением собственной личности
    поэта. Романтический герой поэмы — это
    герой-борец, активно, хотя и бесплодно
    протестующий против насилия над
    личностью. Ему не удалось добраться до
    ” родной страны”, ” где люди
    вольны, как орлы”. Конечно, Лермонтов
    понимал, что свобода личности — это
    лишь романтическая, невыполнимая мечта.
    Однако он преследовал вполне конкретную
    цель, изображая трагическую судьбу
    Мцыри. Поэт прославляет саму попытку
    поиска путей к личной свободе, поет гимн
    могуществу человеческой воли, воспевает
    мужество и мятежную душу героя, вступившего
    в борьбу с насилием. И здесь важны не
    сами результаты борьбы, в которой
    предельно трагическое завершение, а
    помыслы мятежного героя, его смелая
    попытка обрести личную свободу. Мцыри
    не только герой, но и исповедальный
    рассказчик.
    Поэма
    состоит из вступления, краткого рассказа
    автора о жизни Мцыри и исповеди героя.
    Сюжет поэмы составляют не внешние факты
    жизни Мцыри, а его переживания. Все
    события трёхдневных скитаний Мцыри
    показаны через его восприятие. Особенности
    сюжета и композиции позволяют сосредоточить
    внимание читателя на характере
    центрального героя.
    Автор
    не раскрывает характера мальчика,
    попавшего в монастырь: он только рисует
    его физическую слабость и пугливость,
    а затем дает несколько штрихов его
    поведения, и личность пленника-горца
    вырисовывается отчетливо. Он вынослив,
    горд, недоверчив, потому что видит в
    окружающих монахах своих врагов, ему с
    самых ранних лет знакомы недетские
    чувства одиночества и тоски. Есть и
    прямая авторская оценка поведения
    мальчика, усиливающая впечатление, –
    Лермонтов говорит о его могучем духе,
    унаследованном от отцов. Лермонтов не
    дает подробного описания монастырской
    жизни Мцыри, однако, мы понимаем, что
    для героя монастырь – символ неволи,
    тюрьма с сумрачными стенами и “кельями
    душными”. Остаться жить в монастыре –
    означало для него навсегда отказаться
    от родины и свободы, быть обреченным на
    вечное рабство и одиночество.
    Кавказский
    пейзаж введен в поэму главным образом
    как средство раскрытия образа героя.
    Презирая свое окружение, Мцыри чувствует
    лишь родство с природой. Заключенный в
    монастырь, он сравнивает себя с бледным
    типичным листком, выросшим меж сырых
    плит. Вырвавшись на волю, он вместе с
    сонными цветами поднимает голову, когда
    озолотился восток. Дитя природы, он
    припадает к земле и узнает, как сказочный
    герой, тайну птичьих песен, загадки их
    вещего щебетания. Ему понятен спор
    потока с камнями, дума разъединенных
    скал, жаждущих встречи. Взор его обострен:
    он замечает блеск змеиной чешуи, и отливы
    серебра на шерсти барса, он видит зубцы
    далеких гор и бледную полосу “меж
    темным небом и землей”. Природа
    родственна герою, и зов свободы оказывается
    непреодолимым: песню о любви ему поет
    рыбка «как брат», он готов обняться с
    бурей, «как зверь», он чужд людей. И
    напротив, природа враждебна и чужда
    монахам монастыря:
    Мцыри
    убегает в час ночной, ужасный час,
    Когда гроза пугала вас,
    Когда,
    столпясъ при алтаре,
    Вы
    ниц лежали на земле
    В
    описании пейзажа широко использованы
    эпитеты: пышные поля, свежею толпой,
    объятья каменные, тайный ночлег, метафоры:
    венцом дерев, груды скал, олицетворения:
    думы скал; седой Кавказ, сравнения:
    деревья, как братья в пляске круговой;
    в снегах, горящих, как алмаз; горные
    хребты, причудливые, как мечты; курилися,
    как алтари, их выси; облака, как будто
    белый караван залетных птиц. Зрительные
    впечатления, возникающие у читателя
    благодаря этим художественным средствам,
    усиливаются звуковыми. Аллитерации на
    шипящие передают шум леса – пышные,
    разросшихся, шумящих, свежею; раскатистые
    «р» подчеркивают мощь скал и грохот
    перекатывающихся и падающих камней –
    груды, горные хребты, курилися, как
    алтари, мягкие сонорные «л» обозначают
    легкость и нежность мечтаний – залетных,
    дальних, вдали, легко.
    Поэма
    Лермонтова продолжает традиции передового
    романтизма, Мцыри, полный пламенных
    страстей, сумрачный и одинокий,
    раскрывающий свою “душу” в
    рассказе-исповеди, воспринимается как
    герой романтических поэм. Сама форма
    исповеди, характерная для романтическим
    поэм, связана со стремлением глубже
    раскрыть – “рассказать душу”. Этот
    психологизм произведения, детализация
    переживаний героя естественны для
    поэта. Выразительно сочетание обильных
    метафор романтического характера в
    самой исповеди – образы огня, пламенности,
    с реалистически точной и поэтически
    скупой речью вступления.
    Желание
    Мцыри узнать, “для воли иль тюрьмы на
    этот свет родились мы”, обусловлено
    страстным порывом к свободе. Короткие
    дни для побега – это для него воля. Только
    вне монастыря он жил, а не прозябал.
    Только эти дни он называет блаженством.
    Свободолюбивый патриотизм Мцыри меньше
    всего похож на мечтательную любовь к
    родным красивым пейзажам и дорогим
    могилам, хотя герой тоскует и о них.
    Именно потому, что он истинно любит
    отчизну, он хочет сражаться за свободу
    родины.
    Свою поэму М. Ю. Лермонтов украсил
    эпиграфом «Вкушая, вкусих мало мёду, и
    се аз умираю». Смысл этого выражения
    заключается в том, что человек, который
    мало познал красоту и полноту жизни, в
    скором времени умирает. Главная идея
    произведения – борьба за свободу. Лучше
    три дня настоящей жизни на воле, чем
    многолетнее заключение в стенах
    монастыря. Где человек не живет
    полноправно, а существует. Для героя
    смерть лучше, чем жизнь в монастыре.
    Внутренний
    мир героя раскрывается через его мечты
    о свободе, родине, о долге. Мцыри –
    “естественный человек”, живущий не по
    надуманным законам государства,
    подавляющим свободу человека, а по
    естественным законам природы, позволяющим
    человеку раскрыться, реализовать свои
    стремления. Но герой вынужден жить в
    неволе, в стенах чуждого ему монастыря.
    Представление о свободе связано у Мцыри
    с мечтой о возвращении на родину. Быть
    свободным – значит, для него вырваться
    из монастырского плена и вернуться в
    родной аул. В душе его постоянно жил
    образ неизвестного, но желанного “чудного
    мира тревог и битв”. Ощущение счастья
    у Мцыри вызвано не только тем, что он
    видел, но и тем, что он успел совершить.
    Бегство из монастыря во время грозы
    дало наслаждение ощутить дружбу «меж
    бурным сердцем и грозой»; общение с
    природой принесло радость; в битве с
    барсом он познал счастье борьбы и восторг
    победы; встреча с грузинкой вызвала
    «сладкую тоску». Все эти переживания
    Мцыри объединяет одним словом – жизнь:
    Что
    делал я на воле?
    Жил.
    Мцыри
    увидел природу в ее многообразии, ощутил
    ее жизнь, испытал радость общения с ней.
    Да, мир прекрасен! – таков смысл рассказа
    Мцыри о виденном. Его монолог – гимн
    этому миру. Его последнее желание —
    быть похороненным вне монастырских
    стен, еще раз ощутить красоту мира,
    увидеть родной Кавказ. Это нельзя назвать
    примирением с судьбой и поражением
    героя. Такое поражение в то же время и
    есть победа: жизнь обрекла Мцыри на
    рабство, смирение, одиночество, а он
    сумел узнать свободу, испытать счастье
    борьбы и радость слияния с миром. Поэтому
    гибель его при всей трагичности вызывает
    у читателя гордость за Мцыри и ненависть
    к условиям, лишающим его счастья.
    Я
    считаю, что Мцыри – это могучая, пламенная
    натура. Главное в нём – страстное и
    пламенное стремление к счастью, которое
    невозможно для него без свободы и родины.
    Он непримирим к жизни в неволе, бесстрашен,
    смел, отважен. В поэме выражается мечта,
    идеал, противостоящий действительности,
    а главный герой – человек, враждующий
    с обществом или непонятый им.

  5. Михаил Юрьевич Лермонтов в поэме “Мцыри” рассказывает о человеке, который горячо любит свою Родину, народ, но тяжело страдает вдали от них, не имея возможности и надежды вновь вернуться в родные края. В мрачных стенах монастыря юноша весь иссох и измучился от тоски и печали. Внимая своим душевным терзаниям, Мцыри решает ценою риска собственной жизнью покинуть монастырь. Даже неминуемость смерти (в случае неудачи) не пугает его – так велика мечта вновь увидеть Родину.
    В первый день побега Мцыри наслаждается прекрасной природой родного Кавказа: “Крутом меня цвел божий сад”. Он восхищается красотой виноградных лоз, пугливыми птицами, порхающими вокруг, он с благоговением отдается всем голосам природы, которые “как – будто речь свою вели о тайнах неба и земли”. Любуясь потоками воды, Мцыри увидел очаровательную грузинку -и поток чувств оглушил его. Ему, монастырскому затворнику, открылось самое чарующее и манящее – красота юной девы. О, пыл страстей и жажда чувств! О, жизнь! Ты счастье наше! Но нет! Улягся, страсть, уймись, желанье. Не время отдаваться вам. Ведь Мцыри “цель одну – пройти в родимую страну – имел в душе”. И потому юноше приходится превозмочь свои чувства к девушке и продолжить свой путь.
    А там еще одно испытание – встреча с барсом. Красив и могуч дикий барс. Страшна была схватка, но Мцыри вышел победителем из боя, т. к. сердце его “зажегся жаждою борьбы и крови…”. Борясь с могучим зверем, Мцыри понял, “что быть бы мог в краю отцов не из последних удальцов”. Сильный, ловкий, полный неиссякаемого желания жить свободно и счастливо, Мцыри еще раз остро испытал непреодолимое желание вернуться в землю отцов и еще раз с ненавистью вспомнил свою тюрьму – монастырь, где рос и был несчастлив.
    Мцыри презирал людей, примирившихся с жизнью в тюрьме -монастыре. Страстно желая покинуть монастырь, он хотел “узнать, – прекрасна ли земля, узнать для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы”. Прожив всю жизнь на чужой земле, в заточении, среди ненавистных ему монахов, Мцыри горит сильным желанием увидеть свою родную землю, свои горы, свой дом. Но, к сожалению, не свершилась мечта пленника, не дошел он до дома родного. Изведав вкус свободы, Мцыри был готов еще раз заплатить столь высокую цену за те чудесные мгновенья, которые он прожил на воле.
    Он счастлив тем малым, что пришлось ему испытать в жизни.
    Мцыри.
    Мцыри, в переводе с грузинского – послушник.
    Это герой одноименной поэмы.
    Кавказский юноша попал к русским. Во время пути он заболел и его оставили в монастыре для излечения. М. мечтает обрести свободу, сбежать из монастыря, где чувствует себя в рабстве. Все произведение построено как исповедь-монолог юноши. Перед смертью он рассказывает старику-монаху о трех счастливых днях, проведенных им на воле. М. близка природа как царство естественного бытия, свободы и красоты.
    Природа в поэме полна одушевления, огромной и таинственной жизни. М. окружен голосами, шепотами и мыслями природы, и он умеет понимать их. М. не удалось достигнуть своего идеального отечества и даже найти дорогу к нему. Но дни, проведенные юношей вне монастырских стен, на воле, в поисках этой дороги, даются как средоточие всех возможностей жизни – ее радостей, опасности, борьбы. Его взволновала встретившаяся на пути молодая грузинка, он победил барса. Тем не менее, после трех дней, проведенных на воле, М. вновь попадает в монастырь.
    Его стремление к свободе не угасает, и для него есть лишь один выход – умереть.
    Картина развалин монастыря в Грузии. Русский генерал везет с собой пленного ребенка лет шести «из гор к Тифлису».
    Тот в пути занемог, «он знаком пищу отвергал и тихо, гордо умирал».
    Один из монахов оставляет мальчика у себя. Тот вначале живет в стороне от всех, «бродил безмолвен, одинок, смотрел, вздыхая, на восток». Его окрестили, скоро он должен принять монашеский обет. Но однажды осенней ночью юноша исчезает. Три дня его ищут, потом «в степи без чувств нашли». Мцыри слаб, худ и бледен, «как будто долгий труд, болезнь иль голод испытал». «И близок стал его конец, тогда пришел к нему чернец». Мцыри исповедуется: «Я мало жил и жил в плену. Таких две жизни за одну я променял бы, если б мог». Его душа звала «в тот чудный мир тревог и битв, где в тучах прячутся скалы, где люди вольны, как орлы».
    Мцыри не просит о прощении, говорит, что смерть его не страшит, спрашивает, зачем старик спас его от смерти еще в детстве. …я видел у других Отчизну, дом, друзей, родных, А у себя не находил Не только милых душ — могил! Тогда, пустых не тратя слез, В душе я клятву произнес: Хотя на миг когда-нибудь Мою пылающую грудь Прижать с тоской к груди другой, Хоть незнакомой, но родной. Увы! Теперь мечтанья те Погибли в полной красоте, И я как жил в земле чужой, Умру рабом и сиротой. Затем добавляет, обращаясь к старику: Пускай теперь прекрасный свет Тебе постыл: ты слаб и сед, И от желаний ты отвык. Что за нужда? Ты жил, старик! Тебе есть в мире что забыть, Ты жил, я также мог бы жить! Мцыри рассказывает, что он видел на воле — пышные поля, зеленые холмы, темные скалы, а вдали, сквозь туман, покрытые снегом горы своей далекой отчизны.
    Мцыри говорит, что убежал из монастыря ночью в грозу. В то время как распростертые на земле монахи молят бога защитить их от опасности, бурное сердце Мцыри живет в дружбе с грозой. Как сон, проносятся перед ним воспоминания о родных горах, встает образ отца, отважного воина с гордым взором. Мцыри представляется звон его кольчуги, блеск оружия. Вспоминает Мцыри и песни своих юных сестер и решает во что бы то ни стало найти путь домой. «Ты хочешь знать, что делал я на воле? Жил — и жизнь моя без этих трех блаженных дней была б печальней и мрачней бессильной старости твоей». На воле Мцыри любуется дикой природой, спускается р горному потоку, чтобы утолить жажду, видит молодую прекрасную грузинку. Ее «мрак очей был так глубок, так полон тайнами любви, что думы пылкие мои смутились…» Девушка исчезает.
    Мцыри засыпает и видит ее во сне. Проснувшись, продолжает путь, сбивается с дороги. На поляне видит барса, вступает с ним в бой, побеждает его. «Но нынче я уверен в том, что быть бы мог в краю отцов не из последних удальцов». Сражаясь с барсом, Мцыри сам становится подобен дикому зверю: «Как будто сам я был рожден в семействе барсов и волков».
    Мцыри уважает своего противника: «Он встретил смерть лицом к лицу, как в битве следует бойцу!» Тело Мцыри изодрано когтями барса, поэтому Мцыри понимает, что до родного дома ему уже не добраться и суждено погибнуть «во цвете лет, едва взглянув на божий свет» и «унесть в могилу за собой тоску по родине святой» . Мцыри впадает в беспамятство. Его находят. Мцыри не страшится смерти, опечален лишь тем, что его не похоронят в родной земле. «Увы! — за несколько минут между крутых и темных скал, где я в ребячестве играл, я б рай и вечность променял…» Просит похоронить его в саду, откуда «виден и Кавказ».
    Все сочинения

  6. Лермонтов показывает нам Мцыри, как противоречивую личность. Слабый и робкий с наружи, сильный и непокорный внутри. В монастыре у Мцыри не было друзей. Он практически ни с кем не общался. Мцыри жил смутными воспоминаниями о родном доме. Мальчик мечтал вновь увидеть своего отца – могучего и сильного воина, услышать песни своих сестер. Мцыри был не тем человеком, который, приклонив колено, будет просить у господа милости. Скорее всего, из него вырос бы храбрый воин, который совершил бы немало подвигов.
    И вот в один из дней, Мцыри решается на побег из монастыря. В это время на город обрушилась страшная гроза. Мцыри не последовал за остальными в укрытие, он бежал на восток, в сторону своего дома. За те три дня, которые мальчик провел на свободе, он увидел другую жизнь. Мцыри чувствовал себя частью природы и наслаждался этим. Он не предал свою детскую клятву, Мцыри шел домой. Его не остановила ни встреча с грузинской девушкой, которая очаровала его своей красотой, ни схватка с барсом, из которой Мцыри вышел победителем.
    К сожалению, судьба распорядилась иначе. Израненный и изнеможенный Мцыри вышел к тому монастырю, из которого бежал три дня назад.
    Перед смертью Мцыри скажет, что ни на минуту не пожалел о своем поступке, что по-настоящему ощутил жизнь только в эти три дня. Он жалел о том, что не смог осуществить свою детскую клятву. Мцыри был сломлен физически, но не духовно. Он стал символом борьбы за свободу и независимость.

  7. Его в степи без чувств нашли
    И вновь в обитель принесли.»
    Умирая, герой захотел исповедаться, но вместо этого он рассказал, как провёл эти три дня. Мцыри рассказал – чего он хотел больше всего в жизни.
    « Хотя на миг когда–нибудь
    Мою пылающую грудь
    Прижать с тоской к груди другой,
    Хоть незнакомой, но родной.»
    Мцыри хотел вернуться на родину – Кавказ. И ради этого он ушёл из монастыря. В первый день Мцыри ощутил на себе всю красоту природы – того, чего он никогда не видел. Он видел всё в первый раз и наслаждался этим. Во второй день героя захватила красота женщины – молодой грузинки. Ведь в монастыре он не мог видеть женской красоты. Мцыри хотелось остаться с ней – это было одно из его желаний, но он понимал, что если он останется с грузинкой, то путь домой будет закрыт для него навсегда. Любовь к родине была сильнее, и наш герой продолжает свой путь. Вскоре Мцыри заблудился в лесной чаще, потеряв из виду Кавказ. Дорогу обратно он не мог найти, потому что его никто не учил ориентироваться в лесу.
    «И вот дорогою прямой
    Пустился, робкий и немой.
    Но скоро в глубине лесной
    Из виду горы потерял
    И тут с пути сбиваться стал.»
    На пути Мцыри становиться ещё одно препятствие – барс, и в этой схватке он показывает природную силу, храбрость, мужество и отвагу. Он вырвал победу, но это досталось ему большой ценой – ценой смертельной раны.
    « Ты видишь на груди моей
    Следы глубокие когтей;
    Ещё они не заросли
    И не закрылись, но земли
    Сырой покров их освежит
    И смерть навеки заживит.»
    Собрав остатки сил, Мцыри пошёл дальше. И вскоре он увидел тот монастырь, в который его привезли в детстве, и в котором он провёл долгие годы в заточении. До самой смерти Мцыри не покидала мысль о родине и свободе.
    «Прощай отец… дай руку мне
    Ты чувствуешь, моя в огне…
    Знай, этот пламень с юных дней,
    Таился, жил в груди моей;
    Но ныне пищи нет ему…»
    Чувствуя конец, он хотел одного, чтобы его похоронили в саду, где виден Кавказ.
    Очень жаль, что он так и не дошёл до своей родины. Можно подумать, что весь трудный опасный путь Мцыри был зря. Но это не так, благодаря этим трём дням он открыл для себя новые чувства и ощущения. Его сердце с первого дня заточения рвалось на свободу, на подвиги, на родину. И Мцыри совершил подвиг, почувствовал вкус свободы. Умирает тело, но не сломлен дух.
    28631 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

    / Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Мцыри / В чем для Мцыри смысл жизни?

    Смотрите также по произведению “Мцыри”:
    Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.
    Внимание, только СЕГОДНЯ!


  8. Первый вариант

    В поэме Лермонтова «Мцыри» главный герой — это образ человека со свободной душой, который не в силах томиться в монастыре.
    Характер Мцыри проявляется в его поступках, которые характеризуют его как смелого и бесстрашного человека. Его любовь к жизни, к свободе толкает его на отчаянный поступок — сбежать из монастыря. И этот побег из монастыря Мцыри совершил, несмотря на все опасности, ожидающие его, ведь он был не приспособлен к условиям жизни, с раннего детства живя в стенах монастыря.
    Бегство Мцыри было не проявлением слабости или трусости, он оказался в монастыре не за какие-то преступления, за которые должен был нести наказание. Побег его в данном случае — это проявление смелости и решительности, желание почувствовать жизнь, вдохнуть воздух свободы.
    У Мцыри остались некоторые воспоминания о его детстве, не раз всплывали в его памяти картинки прошлых дней, где он видел своего отца, видел себя маленького, окруженного величественными горами Кавказа, помнил звонкую речушку в горах. Сам Мцыри был похож по характеру на эту речушку, свободно протекающую между гор, куда-то спешащую, вольную. Мцыри тосковал по этим временам, по свободе, по простору, по горам, по бескрайнему небу. Это тоска не давала ему покоя, ведь жизнь в монастыре казалась ему скучной и однообразной, поэтому Мцыри “бродил безмолвен, одинок, смотрел вздыхая на восток, томим неясною тоской по стороне своей родной…”.
    В душе Мцыри был очень одиноким человеком, ведь жизнь его в монастыре была замкнутой и скучной, Мцыри был «…угрюм и одинок», он сравнивает себя с «грозой оторванным листком». За годы своей жизни в монастыре Мцыри удалось сохранить чистую и детскую душу, он никому не причинял зла, ведя монастырский образ жизни: “Я вырос в сумрачных стенах, душой дитя, судьбой монах…”
    Поединок с баром характеризует Мцыри как смелого и бесстрашного человека. В этой битве с диким животным он доказал прежде всего самому себе, что мог бы «быть в краю отцов не из последних удальцов». Мцыри удалось победить барса, несмотря на то, что за годы жизни в монастыре он был истощен и ослаблен. В Мцыри удивительным образом сочетаются могущественная сила духа и слабость тела, обусловленная монастырским режимом.
    При чтении поэмы перед читателями возникает образ смелого и сильного молодого человека. Сильного прежде всего душевно. У Мцыри глубокая душа, в которой много воспоминаний о родине, о Кавказе, о близких людях. Это душа свободного человека, горца, так и не сумевшего позабыть свою истинную природу, своё происхождение. Мцыри упрямо хотел найти дорого домой, в свои родные края, это характеризует его как целеустремленного человека, верного своей клятве, ведь Мцыри, ещё отроком, дал клятву самому себе, что, однажды сбежав из монастыря, найдет тропу в родные края. Не сумев исполнить это клятвенное обещание при жизни, Мцыри просит похоронить его в том месте, откуда виден Кавказ. Значит, после смерти душа его все-таки сможет отыскать путь в родные края.

    Второй вариант

    Поэму М. Ю. Лермонтова «Мцыри» называют романтическим произведением, хотя поэт с помощью образа молодого горца Мцыри раскрывает и другие его грани.
    Главный герой представлен неординарным и необычным человеком, который большую часть своей жизни провел в качестве узника. У пленника нет каких-либо индивидуальных качеств, когда М. Лермонтов описывает его проживание в монастыре. Хотя душевное смятение и психологическое состояние Мцыри раскрыто полностью.
    Мцыри мечтает о простых вещах: быть услышанным и вернуться в родные горы. Автор показывает отношение личности к месту заточения и родине, которую он почти не помнит. Находясь в неволе, Мцыри мечтает: «Взглянуть на дальние поля, узнать, прекрасна ли земля». Молодой человек стремится к свободе.
    Мцыри удается сбежать, однако, не зная дороги, он невольно возвращается к месту своего заточения. Лермонтов говорит о том, что можно уйти из какого-то места, но от реальности невозможно уйти.
    Для Мцыри горы являются Отечеством. Для человека в заточении стремление к родным местам – это цель, за которую он готов на любые жертвы. За три дня побега Мцыри совершает подвиги. Он сбегает из тюрьмы, сражается с барсом, мужественно преодолевает все невзгоды.
    Несмотря на все трудности, он называет это время «тремя блаженными днями». Путь к свободе раскрывает лучшие черты главного героя: любовь к Родине, мужество, стремление к воле, готовность к борьбе и жертвам.
    Мцыри готов отказаться даже от прекрасного чувства любви, он встречает красавицу-грузинку, увлекается её мелодичным голосом и красотой. Хотя парень поражен таким ярким ведением, он отказывает себе в высоком чувстве любви. Мцыри идет только вперед к цели – он должен увидеть родных и горы, которые ассоциируются с родиной.
    Одним из важных моментов поэмы является сражение Мцыри с барсом. Горец побеждает, хотя эта победа оказалась лишь одномоментной. Ведь в основном сражении Мцыри терпит поражение – судьбу он так и не победил. Герой умирает в неволе. Но Мцыри не сдается, умирающий парень желает закрыть глаза в саду, откуда можно видеть горы – напоминание о Родине. Он не винит никого.
    Мцыри отображает вечные человеческие ценности: стремление к свободе, любовь к Отечеству и мужественность. В главном герое живет сильный юношеский дух, который держится на патриотизме и уважении родителей. Несмотря на все усилия молодого человека, ему не суждено попасть на родину и стать участником битв за Отчизну, хотя он и является настоящим героем: романтичным и храбрым, свободолюбивым и всепрощающим, незаурядным и устремленным.

  9. Парень вырос, но никак не мог забыть о родных краях и предпринимал многие попытки к бегству, пока не заболел и не сгинул.
    В поэме повествуется о Мцыри (с грузинского переводится как «послушник»), задумавшем вырваться на свободу. Монастырская жизнь без света для молодого человека с горячей кровью была хуже каторги. Кажется, что он уже свыкается со своей участью, но в тот самый момет, когда он должен был стать настоящим монахом, его озаряет мысль о побеге. Оказавшись снаружи, он вспоминает о своей прошлой жизни, о своей семье и родном ауле.
    Но он теперь – вскормлённая в неволе птица, орёл с подрезанными крыльями. Даже клятва, данная ему самим собой, что он несмотря ни на что сбежит из монастыря и найдёт родной дом, не помогает ему. Его клокочущая душа способна побороть большую дикую кошку, но побороть несвободу, заключённую в нём, он неспособен. Полностью истощённый, Мцыри падает без сил.
    Очнувшись в своей обители, монахи которого его спасли, он говорит свою последнюю исповедь. Его спасение – это лишь новое заточение, ему же нужна свобода и семья. Таким образом, семья и воля – главные ценности горца. Умирающий, он просит отнести его прах вглубь монастырского сада, откуда ему будут видны родные горы.
    «И с этой мыслью я засну»

  10. Мцыри – юный послушник, готовившийся принять постриг в монахи. О себе он с горечью сообщает, что он «душой дитя, судьбой монах». Это весьма печальная участь: человек, с детства видевший так мало, должен запереть себя в монастыре, чтобы в дальнейшем вообще ничего не увидеть. Разумеется, мириться с такими обстоятельствами Мцыри не намерен – он во что бы то ни стало обретёт свободу. Выход есть всегда, решил он, даже такой радикальный, как смерть.
    Герой поэмы похож на других романтических персонажей Лермонтова. Такие герои убегают из родных мест, их никто не понимает, они пробуют найти себя в чужих краях. Однако в поэме ситуация обратная: Мцыри бежит на родину, не признав чужих порядков и чуждой культуры. Родная сторона для него совершенно неизвестна, и он горит желанием познать её, пока есть такая возможность.
    Важно, что дикие кавказские края – это всё-таки родина Мцыри, и местный дух присутствует в глубине души героя. Лермонтов всегда идеализировал эту «благородную дикость», подобно другим романтикам. А тот мир, из которого Мцыри пытается убежать, – это мир цивилизации, полный условностей, запретов, мир, где формальные отношения замещают собой живые человеческие чувства. Монастырь, символизирующий этот мир, оторван от природы, которая хоть и полна опасностей, но только в ней герой может жить полноценно. Характерно, что Мцыри не осуждает чуждую для него среду, он лишь понимает, что его место не здесь. И как бы ни был он благодарен насельникам монастыря, которые приютили его и окружили заботой, он чувствует, что должен бежать.
    Многим читателям Мцыри напомнил героя байроновского «Шильонского узника». Поэмы и их герои действительно похожи, однако их устремления, по сути, противоположны: байроновский герой ненавидит людей и пытается уединиться, а Мцыри не переносит одиночества и бежит к людям.

  11. В произведении “Мцыри”, Лермонтов затрагивает диалектику души человека, который волею судьбы попал в строгий патриархальный уклад жизни монашеской обители.
    Сам монастырь, изначально в романе, показан как нечто светлое и гуманистическое, что дарует жизнь человеку. Причем такое спасение, происходит наглядно, когда юного мальчика, реально выхаживают монахи спасая его от неминуемой смерти, так как хворь и его состояние от нее не позволили бы ему выжить.
    Однако преодолев смерть, главный герой, начинает жить и взращиваться в условиях, которые по сути, надевают на него духовные кандалы. Причем культура и патриархальные порядки, чужды юному мцыри и от безысходности которая его порабощает своим бытием, он становится настоящим пленником и идеологическим антагонистом общества, которому он как бы всем обязан.
    Саму эту помощь, можно расценивать, только как благо чисто с материальной точки зрения, так как даруя жизнь его телу, она по сути, забирает жизни у его души пленяя ее. При этом, сама обитель, действуя крайне авторитарно, и за счет этого не входя и не вникая в душевные переживания и чаяния героя, с моральной точки зрения, однозначно показана самим автором, как классическая поработитель.
    Такие условия, по сути чужды как самому романтизму, в стиле которого писал сам Лермонтов свое произведение, так и человеку, который имеет свои идеалы нравственности и культуры и хочет в них жить, ощущая подлинную своду, а в месте с ней и гармонию души. При этом сам такой дисбаланс, который вызван гнетом обители, неминуемо сам по себе, ничего кроме вызова от морального антагонизма, вызвать не может.
    Этот вызов, трансформируется в побег, в самый крайней момент его жизни, когда им должен был быть принят обед, сигнализирующий о его окончательном смирении и интеграции в чужеродную для него культуру и все что из нее вытекает.
    Случается побег, где Лермонтов с помощью своего потрясающего описания лона природы родной для автора и точного описания красок чувств которые вызвала она. Его романтическую идиллию усиливает прекрасный образ грузинки и ее кувшин с водой, представленный автором как ключ к потенциальному спасению для тела истощенного юноши.
    Кроме того, автор показывает то, как совершенно незначительный по временному интервалу промежуток времени, может стать целой жизнью и затмить то рабство души, которое порождало в главном герое тотальный конформизм. При этом самому мцыри, удалось воплотить свою мечту о побеги, которая зрела в нем в какие то моменты обостренно, а в какие то подспудно, но в итоге при ее реализации, дала герою ощущение самодостаточности и удовлетворение первостепенных надежд и чаяней во всех смыслах благодати жизни.
    В завершении рома, главного героя, находят и на фоне попытки монахов увещевать и вновь порабощая его внушать о его неправильности в выборе он умирает. При этом, его смерть так же наполнена яркими красками идеализма и превосходства его души, над гнетом патриархальных идей обители. Ему гордо удается умереть, устремив свой взор на далеки, но таки родные места, которые виднеются в виде далеких гор и в обстановки гармонии которую ему дарует прекрасный сам монастыря.

  12. 12
    Текст добавил: ЧЕЛОВЕК Всегда будь добр

    Главный герой лермонтовской поэмы «Мцыри» живет в абсолютно чуждом ему мире – мире монастырских молитв, смирения и послушания. Но не для того он был рожден, чтобы просить бога о милости, падая ниц перед алтарем. В Мцыри бушует кровь горцев, гордого, свободолюбивого и независимого народа. И герой, чувствуя это, начинает воплощать в реальность свою самую заветную мечту – найти путь на свою родину, на свою отчизну.
    Молодой послушник лелеет полузабытые воспоминания о седых вершинах Кавказа, об отце–воине с гордым взором, в звонкой кольчуге и с ружьем, о своих играх близ горной бурной речки, о песнях своих юных сестер и о рассказах стариков. Ночью в грозу юноша решается убежать из монастыря, чтобы прийти на родину и найти отчий дом.
    Для Мцыри бушующая в ночной мгле буря ближе и понятнее, чем монастырские тишина и покой:
    Скажи мне, что средь этих стен
    Могли бы дать вы мне взамен
    Той дружбы краткой, но живой
    Меж бурным сердцем и грозой?
    Красота окружающего мира оставляет в душе Мцыри неизгладимое впечатление. Гармония природы восхищает его, дает почувствовать, что и он является частью этого удивительного мира. И усиленный грозой горный поток, стремящийся вырваться из тесного ущелья, тоже заводит «дружбу» с Мцыри, как и гроза.

  13. МЦЫРИ КАК РОМАНТИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ
    Романтическая традиция, сложившаяся на рубеже XVIII и XIX веков, основана на повышенном интересе к человеку как к личности, к его внутреннему миру. Традиционно романтический герой — это незаурядный человек с необычной судьбой, действующий в необыч­ных условиях. Он противостоит несовершенной, жес­токой реальности, бунтует против обстоятельств. Он одинок, но одиночество не отменяет правоту: его чув­ства высоки и искренни, он нравственно чище и духов­но выше своего окружения. Автор идеализирует своего героя, наделяет его лучшими качествами: смелостью, честностью, независимостью, решимостью, чистотой порывов. Окружающая действительность претит ге­рою, и он стремится освободиться от нее, открыто и бесстрашно протестует, не боясь последствий.
    Именно таким предстает перед нами герой поэмы Михаила Юрьевича Лермонтова «Мцыри» — одного из лучших образцов русской романтической поэзии. В ос­нове сюжета поэмы лежит традиционно романтический мотив побега, стремления к свободе. Мцыри — герой с необычной и трагической судьбой, ребенком захва­ченный в плен, едва не ставший монахом, бежавший из святой обители, прошедший через множество испыта­ний и погибший в расцвете лет.
    Обычно для романтических произведений харак­терна повышенная эмоциональность, поскольку в центре внимания писателей — внутренние пережива­ния героя, малейшие оттенки его душевного состоя­ния. Форма исповеди, так удачно выбранная Лермон­товым, помогает раскрыть образ Мцыри как романти­ческого героя.
    В соответствии с романтической традицией, в по­эме явно прослеживается противопоставление дейст­вительности идеалу. Действительный мир в произве­дении — это монастырь, являющийся символом пле­на, несвободы. В него герой попал не по своей воле, а значит, стал узником, несмотря на то, что монахи спасли ему жизнь и, в общем-то, желали добра. Но Мцыри не принадлежал к этому миру — миру закре­пощения и строгого послушания. Он стремится к со­вершенно иной жизни — к жизни на свободе. Идеаль­ным миром, символом свободы и счастья в поэме яв­ляется родина героя — Грузия. Происхождение героя тоже глубоко символично: горячая кровь воинствен­ных горцев как нельзя лучше подходит для романти­ческого героя и еще больше обостряет противоречие между неволей, в которой живет Мцыри и свободой, для которой он рожден.
    Его побег — это бунт. Мцыри — романтический ге­рой-бунтарь, герой-беглец. Осуществив свой давний замысел, он, пусть на короткое время, но все же обретает внутреннюю гармонию. И это достигается, прежде всего, за счет единения с природой, в которую он влил­ся как часть целого, как брат, как друг. Глубоко симво­лично единение героя с обычно враждебной людям стихией бури. Именно благодаря ей он смог совершить побег, когда все в страхе начали молиться. Такая дружба «меж бурным сердцем и грозой» лишь еще раз подчеркивает огненную, бунтарскую, даже демоничес­кую натуру Мцыри.
    Романтическое произведение просто немыслимо без мотива любви. Не обошел его стороной и Лермон­тов, заставив сердце своего героя забиться быстрее, когда тот увидел незнакомую девушку. Мцыри никог­да раньше не знал любви, но нельзя сомневаться в ис­кренности его чувств.
    Мцыри жаждал «тревог», настоящих испытаний физических и духовных сил, и схватка с барсом стала как раз таким испытанием. Это было одновременно и единение с природой, и противостояние ей. Одержав победу в честном бою, Мцыри доказал, что создан для большего, чем послушничество.
    Таким образом, за три дня на воле Мцыри испы­тал все самые главные чувства, «тревоги», без кото­рых жизнь кажется серой и пресной. Потому-то он так дорожит этими тремя днями, считает их лучшим, что дала ему судьба. И ему не жаль поплатиться за них жизнью.
    Лучше умереть на свободе, чем жить в плену. По­жалуй, его судьба была бы менее трагичной, если бы он умер на воле, умер счастливым. Но даже этого не дано Мцыри: по злой воле судьбы он должен свои по­следние дни провести там, откуда так старался вы­рваться. Потому-то так обреченно звучат слова его исповеди:
    И я как жил, в земле чужой Умру рабом и сиротой.
    Образ Мцыри глубоко трагичен. И это неудиви­тельно: герой, который противостоит реальности, как бы он ни был силен, чаще всего оказывается побеж­денным. Романтический герой почти всегда обречен на гибель, ведь он не может смириться с действительнос­тью, но и не в состоянии в одиночку изменить ее, так что смерть — единственно возможный путь разреше­ния этого конфликта. В случае с Мцыри ситуация не­сколько иная: у него все-таки есть шанс обрести счас­тье, поскольку его неприятие затрагивает не общество в целом, а лишь монастырь как воплощение насилия над личностью. Его идеал не так далеко, он теоретиче­ски вполне досягаем, даже видим:
    Вдали я видел сквозь туман,
    В снегах, горящих, как алмаз,
    Седой незыблемый Кавказ;
    И было сердцу моему Легко, не знаю почему.
    Но автор не стремится превратить поэму в сказку со счастливым концом. И развязка произведения то­же глубоко символична. Ведь если задуматься, Мцы­ри не просто находится между двумя мирами — он изгнан из них обоих. Он на всю жизнь остался бы чу­жим в монастыре; но самое печальное, что он чужой и там, куда так стремится: никто не ждет и не ищет его на родине, родные наверняка считают его погиб­шим, а сам он вряд ли сможет их разыскать. Он при­вык жить по законам чужаков, говорить на языке чу­жаков — он безвозвратно выпал из родного гнезда. Следовательно, Мцыри совершенно одинок, замкнут между двумя противоположностями; и в этом безна­дежном положении, на мой взгляд, и заключается главная трагедия героя.
    Однако Мцыри с достоинством и гордостью, порой даже дерзкой, переносит крах своих надежд. Как истинно романтический герой, он смело смотрит в лицо смерти, ничуть не сожалея о содеянном. Он поражает нас своей внутренней силой, волей, которую ничто не может сломить.
    «…Вы видите, что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри!» — пи­сал Белинский. Устами юного грузина с нами говорит сам Лермонтов, поэт-свободолюбец, выражая собствен­ное отношение к миру, к роли и месту человека в нем.
    Поэма «Мцыри» — это гимн могуществу человеческого духа, мужеству и бесстрашию тех, кто испытывает судьбу, желая
    Узнать, для воли иль тюрьмы На этот свет родимся мы.

  14. Поэма Лермонтова «Мцыри» в образе главного лирического героя раскрывает в себе идеал человеческий души и патриотизма. Образ Мцыри является ведущим в поэме и, по мере развития событий в ней, развивается и образ главного героя.
    Первое на что стоит обратить внимание, так это на то, что впервые Лермонтов показывает нам героя еще совсем маленьким мальчиком, беззащитным и хрупким, который не может сам за себя постоять и, более того, не может самостоятельно распоряжаться своей жизнью, так как уже в шесть лет становится рабом (вероятно, заложником – в то время был обычай отдавать в заложники детей. Такая трагическая картина очень характера для Лермонтова, так как практически все его произведения в той или иной степени связаны именно с человеческим рабством, а точнее неволей их душ. Но Мцыри оказался не таким, он не сдавался, и по мере того, как он рос, росла и его духовная сила, независимость и настойчивость.
    Первые несколько строф показывают, что мальчик был немного отстранен от всех и, что самое главное, он уже в таком юном возрасте имел определенную цель. Ему хотелось вернуться домой. Далее образ Мцыри раскрывается намного шире, и мы понимаем, что парень был готов на всё, чтобы осуществить свою мечту. В первую очередь это выражается в том, что юноша, едва окрепнув, в грозу ушел из обители, не зная даже, выживет ли он после своего путешествия.
    Мцыри пришлось бродить три дня без воды и еды и, даже будучи ужасно уставшим и истощенным, он не перестает верить в то, что добьется поставленной им цели. Мцыри выступает в поэме Лермонтова бесстрашным и сильным человеком: на своем пути он встретил много устрашающих вещей, но ни одна их них его не испугала. Но при всем этом Мцыри предстает перед нами обычным парнишкой, который так же, как и все, восхищается женской красотой, гордится своей силой – в общем, ничто человеческое ему не чуждо.
    В конце концов Мцыри все-таки не удалось добиться своей цели и волею судьбы, сделав круг окрест монастыря, через три дня он вернулся туда же. Потрясенный юноша до последнего не хотел верить в то, что ему не удалось осуществить свою мечту, он надеялся, что это просто сон. Здесь автор показывает, насколько велико было желание парня стать свободным и все-таки попасть к себе на родину.
    В конце поэмы Мцыри погибает. И здесь его образ достигает своей кульминации. Поэт пытается нам показать всю душевную силу этого парня, который ради своих целей, желаний, а главное, свободы был готов пожертвовать даже своею жизнью. И на смертном одре он все равно не оставляет своего желания:
    И что вполголоса поет
    Он мне про милую страну,..
    И с этой мыслью я засну,
    И никого не прокляну!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *