Мелодия –душа музыкиП.И.Чайковский «Мелодия всегда будет самым чистым выражением человеческой мысли»
Ш.Гуно Цель:
помочь учащимся понять, каким целям служат звуки мелодии;
чем объясняется воздействие мелодии на самые сокровенные человеческие чувства Франц Петр ШУБЕРТ
(1797 – 1828) «Серенада» Вопросы: Для какого исполнителя (инструменталиста, вокалиста) создана эта проникновенная лирическая мелодия Какие чувства вы в ней угадываете Что же заключено в мелодии? Если бы не было слов, о чем бы вам рассказала мелодия Пропойте вместе со мной мелодиюСеренады Для голоса в сопровождении фортепиано Нежную грусть, томление, надежду на скорую встречу В мелодии заключено главное: как много печали даже в самой счастливой любви, как может быть печален человек даже в своей радости
Серенада. Тишина, ушла дневная жара, наступает ясный теплый вечер…
«Серно» – так называли теплую вечернюю погоду. Серенада [( франц. serenade, от итал. serenata ( sereno – ясная погода, ночная прохлада) ]
Вольфганг Амадей МОЦАРТ
(1756 – 1791) «Маленькая ночная серенада» Реквием «Lacrimosa» Вопросы: Чем наполнена мелодия Чем пленяет нас мелодия серенады Прелестная и грациозная мелодия полна света и обаяния праздничной ночи Тонкостью и изяществом, чудесным пением, игрой на скрипке Вопросы: На чем основана интонация мелодии «Lacrimosa» Каким своеобразием отличается мелодия На интонации вздоха, плача, это образец глубокой искренности и благородной сдержанности чувств Возвышенная лирическая скорбь, овеянная дыханием вечности, умиротворенности, спокойствия высокого и благородного
Петр Ильич ЧАЙКОВСКИЙ (1840-1893) Адажио из балета «Щелкунчик» Прекрасное Далеко (из кинофильма «Гостья из будущего) Музыка Е. Крылатова Слова Ю. Энтина 1.Слышу голос из Прекрасного Далека Голос утренний в серебряной росе Слышу голос и манящая дорога Кружит голову как в детстве карусель Пр-в: Прекрасное Далеко, не будь ко мне жестоко, Не будь ко мне жестоко, жестоко не будь! От чистого истока в Прекрасное Далеко, В Прекрасное Далеко я начинаю путь Пр-в: Прекрасное Далеко, не будь ко мне жестоко,Не будь ко мне жестоко, жестоко не будь!От чистого истока в Прекрасное Далеко,В Прекрасное Далеко я начинаю путь Пр-в: Прекрасное Далеко, не будь ко мне жестоко,Не будь ко мне жестоко, жестоко не будь!От чистого истока в Прекрасное Далеко,В Прекрасное Далеко я начинаю путь Пр-в: Прекрасное Далеко, не будь ко мне жестоко,Не будь ко мне жестоко, жестоко не будь!От чистого истока в Прекрасное Далеко,В Прекрасное Далеко я начинаю путь Пр-в: Прекрасное Далеко, не будь ко мне жестоко,Не будь ко мне жестоко, жестоко не будь!От чистого истока в Прекрасное Далеко,В Прекрасное Далеко я начинаю путь 2. Слышу голос из Прекрасного Далека Он зовет меня в чудесные края. Слышу голос – голос спрашивает строго, А сегодня что для завтра сделал я? 3. Я клянусь, что стану чище и добрее И в беде не брошу друга никогда. Слышу голос –и спешу на зов скорее По дороге, на которой нет следа 3. Я клянусь, что стану чище и добрееИ в беде не брошу друга никогда.Слышу голос –и спешу на зов скорееПо дороге, на которой нет следа 3. Я клянусь, что стану чище и добрееИ в беде не брошу друга никогда.Слышу голос –и спешу на зов скорееПо дороге, на которой нет следа 3. Я клянусь, что стану чище и добрееИ в беде не брошу друга никогда.Слышу голос –и спешу на зов скорееПо дороге, на которой нет следа 3. Я клянусь, что стану чище и добрееИ в беде не брошу друга никогда.Слышу голос –и спешу на зов скорееПо дороге, на которой нет следа Итог: В каких музыкальных жанрах чаще всего господствует мелодия? Вспомните мелодии, в которых выражались бы различные интонации: грустная, ласковая, веселая Как вы понимаете слова П.Чайковского: «Мелодия – душа музыки»? Попробуйте объяснить, чем похожи и чем отличаются мелодии, с которыми вы познакомились на уроке
учитель музыки Малаховская А.С.
МАОУ СОШ им. Ф.Я, Фалалеева.
Открытый обобщающий урок музыки
по теме: «Мелодия -душа музыки» 3 класс
Цель :
Помочь учащимся понять, каким целям служат звуки мелодии; чем объясняется воздействие мелодии на самые сокровенные человеческие чувства.
Задачи:
Формирование эмоционального отношения к музыке на основе ее восприятия;
Формирование осознанного отношения к музыке:
Формирование деятельностного отношения к музыке в процессе ее исполнения.
Дидактические принципы музыкального обучения:
Принцип единства воспитания, образования, развития.;
Принцип связи музыкального обучения с жизнью;
Принцип интереса, увлеченности;
Принцип результативности.
Тип урока:
Урок – обобщение темы.
Оборудование урока:
Инструменты: фортепиано, баян, шумовые , свирели, гитара.
ИКТ: мультемидийный проектор, компьютер, музыкальный центр.
Учебники, ауди и видео диски, учебные плакаты, тексты песен, раздаточный материал.
Ход урока
(Вход под песню «Прекрасное далеко» муз. Е. Крылатова на сл. Ю. Энтина.
Приветствие.)
Учитель « Мелодия всегда будет самым чистым выражением человеческой души»
Ш. Гуно.
Музыка – это чудо, с которым, вряд ли, может сравниться какое-либо другое искусство. Только что звучала песня, которую мы очень любим. Почему же снова и снова она завораживает нас?. Что в этой песне самое главное? Правильно, красивая мелодия, а мелодия всегда будет самым чистым выражением мысли. Эта песня о красоте нашей веры в добро, в светлое будущее. И сегодня мы посвящаем наш урок самому богатому средству музыкальной выразительности – мелодии. Мелодия – это нечто не только осмысленное и законченное, но и выразительное , производящее приятное впечатление и обязательно эмоционально воздействующее на людей. Она может выражать и печаль, и радость, и страдание, и любовь, может заставить задуматься о самом сокровенном. Главное для мелодии – возможность спеть ее или сыграть на инструменте. Мы с вами научились играть на свирелях, я попрошу вас сейчас исполнить отрывок из произведения итальянского композитора Томазо Джованни Альбинони «Адажио». Во время исполнения прошу вас обратить внимание, какие же чувства овладевают вами во время исполнения, о чем вам поведала музыка?
(Исполнение . Ответы детей)
Учитель Да, верно, это произведение заставляет сжиматься сердце и навевает мысли о вечном. К каким средствам музыкальной выразительности обратился композитор, создавая эту гениальную музыку? Как развивалась мелодия? Где была наивысшая кульминационная фраза?
(Ответы учащихся в форме диалога).
Учитель Продолжая тему мелодии, я хочу обратиться к одной из очень важных тем, воспевающихся в музыке – теме героизма человека, его способности к самопожертвованию ради спасения, ради жизни и счастья других людей. Об этом вы много читали, смотрели фильмы, об этом вам рассказывали ваши учителя. Но сегодня мы обратимся в связи с этой темой к разным видам искусства. Не удивляйтесь, сейчас я вам покажу мультфильм, в котором будет звучать музыка, только что исполненная вами на свирелях. Перед вами будет стоять очень серьезная и непростая задача, требующая от вас предельно вдумчивого внимания. Вам необходимо понять и ответить на вопрос, о чем это произведение, какова его тема. В каком литературном произведении звучит близкая тема? Какую роль играет музыка, сопровождающая фильм?
(Просмотр мультфильма «Адажио» Гари Потер. Обсуждение в форме диалога)
Учитель Еще раз мы убедились в том, что музыка, мелодия в сочетании с другими видами искусства обладает огромной силой воздействия на наши чувства, заставляя нас грустить и сопереживать.
А теперь обратимся еще к одному виду исполнения мелодии – песне и продолжим разговор о смелости и стойкости. Герой песни – маленький трубач, ваш сверстник. Война, смерть, кровь. Как он повел себя в труднейшей, опаснейшей ситуации? Исполняем песню «Маленький трубач» муз. С. Никитина
(Исполнение песни. Обсуждении, в форме размышления.)
Учитель Спасибо. Да, это была война, и вы прекрасно знаете, что без подвига простого солдата – воина мы бы никогда не одержали победу над фашистской Германией. А как же в мирное время? В мирное время тоже есть место подвигу. Мы с вами живем на территории бывшей военно – воздушной академии им. Ю. Гагарина, где обучались лучшие летчики-авиаторы. И сейчас мы с вами увидим фрагмент из фильма о героизме летчиков в мирное время.
(Просмотр фильма, прослушивание песни «Огромное небо» – муз. А Фельцмана,. сл. С Рождественского)
Учитель В чем заключался их подвиг? Чтобы было бы , если б летчики катапультировались, пролетая над городом?
(Ответы, размышления)
Учитель Наш народ обладает, наряду с великим героизмом, и другими бесценными качествами: никогда не теряет силы духа, оптимизма, чувства юмора. И в подтверждение прозвучит русская народная пляска в исполнении всех присутствующих.
(Исполнение на шумовых инструментах. На экране видео – ролик с пляской),
Учитель.
Стихия музыки – могучая стихия,
Она чем непонятней, тем сильней.
Глаза мои, бездонные, сухие,
Слезами наполняются при ней,
Она и не видна, и невесома,
И мы ее в крови своей несем.
Мелодия – всемирная истома –
Как соль в воде, растворена во всем…
Е. Винокуров
Спасибо, ребята. Спасибо, гостям,. До свидания. (Уход под муз. «Волжская кадриль»)
Выводы:
Урок музыки – это, прежде всего, урок искусства. На уроке музыки учитель обращается к разным видам искусства, используя современные технологии, в том числе, информационно коммуникативные, подчиненные одной заданной теме, в совокупности, обладающие огромной силой воздействия на чувства ученика, преобразуя его внутренний мир, делая его богаче, содержательнее, воспитывая в нем необходимые качества, как личности, умеющей вдумываться, сопереживать, размышлять о жизни.
Тема : «Мелодия – душа музыки»
Урок в 3 классе, I четверть, по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой,
Т.С. Шмагиной.
Тип урока: комбинированный. Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, фортепиано, дидактический материал – карточки.
Цель: показать и доказать, что именно мелодия является главной музыкальной мыслью, душой музыки.
Задачи: – закрепить понятия «мелодия», «ритм», «лад»;
– расширить звуковой багаж учащихся (активизация восприятия
музыки);
– при помощи дидактического материала прививать навыки работы
учебником, рабочей тетрадью
Ход урока:
Организационный момент.
Музыкальное приветствие. В руках у учителя апельсин; в апельсин воткнуто несколько палочек. Учитель предлагает каждому ученику, держа в руках апельсин, сказать несколько добрых слов своему соседу справа; и, начиная с себя, передает апельсин детям.
– Ребята, вы знаете, что мелодия (от греч. напев, песня) это выразительная мысль музыки. Это звуковая линия. Мелодические линии, как и графические, могут быть прямыми, жёсткими, волнообразными, гибкими и ломаными, простыми и сложными (показывает на доске). Как человеческая речь состоит из слов, выстроенных по смыслу, так и мелодия состоит из звуков по смыслу.
Слушание музыки : (на доске- цветные экспозиции (слайды)
– Послушайте, ребята, эти мелодии. (А. Вивальди «Времена года» «Весна»; П. Чайковский «Детский альбом» «Утренняя молитва»). За время прослушивания определите, какая из представленных экспозиций (картинок) больше подходит к характеру музыки.
(При повторном прослушивании подбираются определения-эпитеты). Подсказка – на доске. Экспонируются другие картинки (слайды) по временам года. Задача – вспомнить из пройденного материала подходящие пьесы (привести примеры).
Физминутка.
Исполнение песни. (предварительно с распевкой) На выбор детей – любая детская песня (например, «Жили у бабуси»).
– Вам всем знакома эта песенка, давайте вспомним её, пропоём. А теперь представьте , что я волшебница, которая решила спрятать от вас эту песенку так, чтобы вы её не узнали. Я буду играть её так (на октаву ниже, меняю ритм и т.д.)
– Молодцы! Как вы думаете, каких двух карточек здесь нет? Правильно, весёлого и грустного характера музыки. (Мажора и Минора) Нарисуем карточки в тетради. Выполняем письменную работу по принципу, что лишнее- смысловой ряд.
– Ребята, кто знает сказку про Колобка? Давайте сочиним про Колобка песенку (учитель раздаёт листочки с текстом, каждому по строчке). Мы знаем, что Колобок укатился от Бабы и Деда, от Волка, от Медведя и т.д. У кого роль Медведя – поёт густо, грозно (басом). Кто Колобок? – спеть хитро и задорно.
Подведение итогов (рефлексия)- что было интересно, чему научились, что не получалось и т.д.
– Молодцы! Вы славно потрудились, примите небольшие сувениры (наклейки). Домашнее задание: изготовить карточки- эмоции (кто не успел в классе) и рассказать о мелодии из своей любимой песни.
Урок окончен, до свидания!
Мелодия – душа музыки П.И.Чайковский
« Мелодия всегда будет самым чистым выражением человеческой мысли »
Ш.Гуно
Цель:
помочь учащимся понять, каким целям служат звуки мелодии;
чем объясняется воздействие мелодии на самые сокровенные человеческие чувства
Франц Петр ШУБЕРТ
(1797 – 1828)
«Серенада»
Вопросы:
Для какого исполнителя (инструменталиста, вокалиста) создана эта проникновенная лирическая мелодия
Какие чувства вы в ней угадываете
Что же заключено в мелодии? Если бы не было слов, о чем бы вам рассказала мелодия
Пропойте вместе со мной мелодию Серенады
Для голоса в сопровождении фортепиано
Нежную грусть, томление, надежду на скорую встречу
В мелодии заключено главное: как много печали даже в самой счастливой любви, как может быть печален человек даже в своей радости
Серенада. Тишина, ушла дневная жара, наступает ясный теплый вечер…
«Серно» – так называли теплую вечернюю погоду.
Серенада [( франц. serenade , от итал. serenata ( sereno – ясная погода, ночная прохлада) ]
Вольфганг Амадей
МОЦАРТ
(1756 – 1791)
«Маленькая ночная серенада»
Реквием « Lacrimosa »
Вопросы:
Чем наполнена мелодия
Чем пленяет нас мелодия серенады
Прелестная и грациозная мелодия полна света и обаяния праздничной ночи
Тонкостью и изяществом, чудесным пением, игрой на скрипке
Вопросы:
На чем основана интонация мелодии « Lacrimosa »
Каким своеобразием отличается мелодия
На интонации вздоха, плача, это образец глубокой искренности и благородной сдержанности чувств
Возвышенная лирическая скорбь, овеянная дыханием вечности, умиротворенности, спокойствия высокого и благородного
Петр Ильич ЧАЙКОВСКИЙ
(1840-1893)
Адажио из балета «Щелкунчик»
Прекрасное Далеко
(из кинофильма «Гостья из будущего)
Музыка Е. Крылатова Слова Ю. Энтина
1.Слышу голос из Прекрасного Далека
Голос утренний в серебряной росе
Слышу голос и манящая дорога
Кружит голову как в детстве карусель
Пр-в: Прекрасное Далеко, не будь ко мне жестоко,
Не будь ко мне жестоко, жестоко не будь!
От чистого истока в Прекрасное Далеко,
В Прекрасное Далеко я начинаю путь
Пр-в: Прекрасное Далеко, не будь ко мне жестоко, Не будь ко мне жестоко, жестоко не будь! От чистого истока в Прекрасное Далеко, В Прекрасное Далеко я начинаю путь
Пр-в: Прекрасное Далеко, не будь ко мне жестоко, Не будь ко мне жестоко, жестоко не будь! От чистого истока в Прекрасное Далеко, В Прекрасное Далеко я начинаю путь
Пр-в: Прекрасное Далеко, не будь ко мне жестоко, Не будь ко мне жестоко, жестоко не будь! От чистого истока в Прекрасное Далеко, В Прекрасное Далеко я начинаю путь
Пр-в: Прекрасное Далеко, не будь ко мне жестоко, Не будь ко мне жестоко, жестоко не будь! От чистого истока в Прекрасное Далеко, В Прекрасное Далеко я начинаю путь
2. Слышу голос из Прекрасного Далека
Он зовет меня в чудесные края.
Слышу голос – голос спрашивает строго,
А сегодня что для завтра сделал я?
3. Я клянусь, что стану чище и добрее
И в беде не брошу друга никогда.
Слышу голос –и спешу на зов скорее
По дороге, на которой нет следа
3. Я клянусь, что стану чище и добрее И в беде не брошу друга никогда. Слышу голос –и спешу на зов скорее По дороге, на которой нет следа
3. Я клянусь, что стану чище и добрее И в беде не брошу друга никогда. Слышу голос –и спешу на зов скорее По дороге, на которой нет следа
3. Я клянусь, что стану чище и добрее И в беде не брошу друга никогда. Слышу голос –и спешу на зов скорее По дороге, на которой нет следа
3. Я клянусь, что стану чище и добрее И в беде не брошу друга никогда. Слышу голос –и спешу на зов скорее По дороге, на которой нет следа
Итог:
В каких музыкальных жанрах чаще всего господствует мелодия?
Вспомните мелодии, в которых выражались бы различные интонации: грустная, ласковая, веселая
Как вы понимаете слова П.Чайковского: «Мелодия – душа музыки»?
Попробуйте объяснить, чем похожи и чем отличаются мелодии, с которыми вы познакомились на уроке
учитель музыки Малаховская А.С.
МАОУ СОШ им. Ф.Я, Фалалеева.
Открытый обобщающий урок музыки
по теме: «Мелодия -душа музыки» 3 класс
Цель :
Помочь учащимся понять, каким целям служат звуки мелодии; чем объясняется воздействие мелодии на самые сокровенные человеческие чувства.
Задачи:
Формирование эмоционального отношения к музыке на основе ее восприятия;
Формирование осознанного отношения к музыке:
Формирование деятельностного отношения к музыке в процессе ее исполнения.
Дидактические принципы музыкального обучения:
Принцип единства воспитания, образования, развития.;
Принцип связи музыкального обучения с жизнью;
Принцип интереса, увлеченности;
Принцип результативности.
Тип урока:
Урок – обобщение темы.
Оборудование урока:
Инструменты: фортепиано, баян, шумовые , свирели, гитара.
ИКТ: мультемидийный проектор, компьютер, музыкальный центр.
Учебники, ауди и видео диски, учебные плакаты, тексты песен, раздаточный материал.
Ход урока
(Вход под песню «Прекрасное далеко» муз. Е. Крылатова на сл. Ю. Энтина.
Приветствие.)
Учитель « Мелодия всегда будет самым чистым выражением человеческой души»
Ш. Гуно.
Музыка – это чудо, с которым, вряд ли, может сравниться какое-либо другое искусство. Только что звучала песня, которую мы очень любим. Почему же снова и снова она завораживает нас?. Что в этой песне самое главное? Правильно, красивая мелодия, а мелодия всегда будет самым чистым выражением мысли. Эта песня о красоте нашей веры в добро, в светлое будущее. И сегодня мы посвящаем наш урок самому богатому средству музыкальной выразительности – мелодии. Мелодия – это нечто не только осмысленное и законченное, но и выразительное , производящее приятное впечатление и обязательно эмоционально воздействующее на людей. Она может выражать и печаль, и радость, и страдание, и любовь, может заставить задуматься о самом сокровенном. Главное для мелодии – возможность спеть ее или сыграть на инструменте. Мы с вами научились играть на свирелях, я попрошу вас сейчас исполнить отрывок из произведения итальянского композитора Томазо Джованни Альбинони «Адажио». Во время исполнения прошу вас обратить внимание, какие же чувства овладевают вами во время исполнения, о чем вам поведала музыка?
(Исполнение . Ответы детей)
Учитель Да, верно, это произведение заставляет сжиматься сердце и навевает мысли о вечном. К каким средствам музыкальной выразительности обратился композитор, создавая эту гениальную музыку? Как развивалась мелодия? Где была наивысшая кульминационная фраза?
(Ответы учащихся в форме диалога).
Учитель Продолжая тему мелодии, я хочу обратиться к одной из очень важных тем, воспевающихся в музыке – теме героизма человека, его способности к самопожертвованию ради спасения, ради жизни и счастья других людей. Об этом вы много читали, смотрели фильмы, об этом вам рассказывали ваши учителя. Но сегодня мы обратимся в связи с этой темой к разным видам искусства. Не удивляйтесь, сейчас я вам покажу мультфильм, в котором будет звучать музыка, только что исполненная вами на свирелях. Перед вами будет стоять очень серьезная и непростая задача, требующая от вас предельно вдумчивого внимания. Вам необходимо понять и ответить на вопрос, о чем это произведение, какова его тема. В каком литературном произведении звучит близкая тема? Какую роль играет музыка, сопровождающая фильм?
(Просмотр мультфильма «Адажио» Гари Потер. Обсуждение в форме диалога)
Учитель Еще раз мы убедились в том, что музыка, мелодия в сочетании с другими видами искусства обладает огромной силой воздействия на наши чувства, заставляя нас грустить и сопереживать.
А теперь обратимся еще к одному виду исполнения мелодии – песне и продолжим разговор о смелости и стойкости. Герой песни – маленький трубач, ваш сверстник. Война, смерть, кровь. Как он повел себя в труднейшей, опаснейшей ситуации? Исполняем песню «Маленький трубач» муз. С. Никитина
(Исполнение песни. Обсуждении, в форме размышления.)
Учитель Спасибо. Да, это была война, и вы прекрасно знаете, что без подвига простого солдата – воина мы бы никогда не одержали победу над фашистской Германией. А как же в мирное время? В мирное время тоже есть место подвигу. Мы с вами живем на территории бывшей военно – воздушной академии им. Ю. Гагарина, где обучались лучшие летчики-авиаторы. И сейчас мы с вами увидим фрагмент из фильма о героизме летчиков в мирное время.
(Просмотр фильма, прослушивание песни «Огромное небо» – муз. А Фельцмана,. сл. С Рождественского)
Учитель В чем заключался их подвиг? Чтобы было бы , если б летчики катапультировались, пролетая над городом?
(Ответы, размышления)
Учитель Наш народ обладает, наряду с великим героизмом, и другими бесценными качествами: никогда не теряет силы духа, оптимизма, чувства юмора. И в подтверждение прозвучит русская народная пляска в исполнении всех присутствующих.
(Исполнение на шумовых инструментах. На экране видео – ролик с пляской),
Учитель.
Стихия музыки – могучая стихия,
Она чем непонятней, тем сильней.
Глаза мои, бездонные, сухие,
Слезами наполняются при ней,
Она и не видна, и невесома,
И мы ее в крови своей несем.
Мелодия – всемирная истома –
Как соль в воде, растворена во всем…
Е. Винокуров
Спасибо, ребята. Спасибо, гостям,. До свидания. (Уход под муз. «Волжская кадриль»)
Выводы:
Урок музыки – это, прежде всего, урок искусства. На уроке музыки учитель обращается к разным видам искусства, используя современные технологии, в том числе, информационно коммуникативные, подчиненные одной заданной теме, в совокупности, обладающие огромной силой воздействия на чувства ученика, преобразуя его внутренний мир, делая его богаче, содержательнее, воспитывая в нем необходимые качества, как личности, умеющей вдумываться, сопереживать, размышлять о жизни.
Тема : «Мелодия – душа музыки»
Урок в 3 классе, I четверть, по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой,
Т.С. Шмагиной.
Тип урока: комбинированный. Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, фортепиано, дидактический материал – карточки.
Цель: показать и доказать, что именно мелодия является главной музыкальной мыслью, душой музыки.
Задачи: – закрепить понятия «мелодия», «ритм», «лад»;
– расширить звуковой багаж учащихся (активизация восприятия
музыки);
– при помощи дидактического материала прививать навыки работы
учебником, рабочей тетрадью
Ход урока:
Организационный момент.
Музыкальное приветствие. В руках у учителя апельсин; в апельсин воткнуто несколько палочек. Учитель предлагает каждому ученику, держа в руках апельсин, сказать несколько добрых слов своему соседу справа; и, начиная с себя, передает апельсин детям.
– Ребята, вы знаете, что мелодия (от греч. напев, песня) это выразительная мысль музыки. Это звуковая линия. Мелодические линии, как и графические, могут быть прямыми, жёсткими, волнообразными, гибкими и ломаными, простыми и сложными (показывает на доске). Как человеческая речь состоит из слов, выстроенных по смыслу, так и мелодия состоит из звуков по смыслу.
Слушание музыки : (на доске- цветные экспозиции (слайды)
– Послушайте, ребята, эти мелодии. (А. Вивальди «Времена года» «Весна»; П. Чайковский «Детский альбом» «Утренняя молитва»). За время прослушивания определите, какая из представленных экспозиций (картинок) больше подходит к характеру музыки.
(При повторном прослушивании подбираются определения-эпитеты). Подсказка – на доске. Экспонируются другие картинки (слайды) по временам года. Задача – вспомнить из пройденного материала подходящие пьесы (привести примеры).
Физминутка.
Исполнение песни. (предварительно с распевкой) На выбор детей – любая детская песня (например, «Жили у бабуси»).
– Вам всем знакома эта песенка, давайте вспомним её, пропоём. А теперь представьте , что я волшебница, которая решила спрятать от вас эту песенку так, чтобы вы её не узнали. Я буду играть её так (на октаву ниже, меняю ритм и т.д.)
– Молодцы! Как вы думаете, каких двух карточек здесь нет? Правильно, весёлого и грустного характера музыки. (Мажора и Минора) Нарисуем карточки в тетради. Выполняем письменную работу по принципу, что лишнее- смысловой ряд.
– Ребята, кто знает сказку про Колобка? Давайте сочиним про Колобка песенку (учитель раздаёт листочки с текстом, каждому по строчке). Мы знаем, что Колобок укатился от Бабы и Деда, от Волка, от Медведя и т.д. У кого роль Медведя – поёт густо, грозно (басом). Кто Колобок? – спеть хитро и задорно.
Подведение итогов (рефлексия)- что было интересно, чему научились, что не получалось и т.д.
– Молодцы! Вы славно потрудились, примите небольшие сувениры (наклейки). Домашнее задание: изготовить карточки- эмоции (кто не успел в классе) и рассказать о мелодии из своей любимой песни.
Урок окончен, до свидания!