Сочинение на тему мелодия душа музыки 3 класс

3 варианта

  1. Мелодия – душа музыки П.И.Чайковский
    « Мелодия всегда будет самым чистым выражением человеческой мысли »
    Ш.Гуно
    Цель:
    помочь учащимся понять, каким целям служат звуки мелодии;
    чем объясняется воздействие мелодии на самые сокровенные человеческие чувства
    Франц Петр ШУБЕРТ
    (1797 – 1828)
    «Серенада»
    Вопросы:
    Для какого исполнителя (инструменталиста, вокалиста) создана эта проникновенная лирическая мелодия
    Какие чувства вы в ней угадываете
    Что же заключено в мелодии? Если бы не было слов, о чем бы вам рассказала мелодия
    Пропойте вместе со мной мелодию Серенады
    Для голоса в сопровождении фортепиано
    Нежную грусть, томление, надежду на скорую встречу
    В мелодии заключено главное: как много печали даже в самой счастливой любви, как может быть печален человек даже в своей радости
    Серенада. Тишина, ушла дневная жара, наступает ясный теплый вечер…
    «Серно» – так называли теплую вечернюю погоду.
    Серенада [( франц. serenade , от итал. serenata ( sereno – ясная погода, ночная прохлада) ]
    Вольфганг Амадей
    МОЦАРТ
    (1756 – 1791)
    «Маленькая ночная серенада»
    Реквием « Lacrimosa »
    Вопросы:
    Чем наполнена мелодия
    Чем пленяет нас мелодия серенады
    Прелестная и грациозная мелодия полна света и обаяния праздничной ночи
    Тонкостью и изяществом, чудесным пением, игрой на скрипке
    Вопросы:
    На чем основана интонация мелодии « Lacrimosa »
    Каким своеобразием отличается мелодия
    На интонации вздоха, плача, это образец глубокой искренности и благородной сдержанности чувств
    Возвышенная лирическая скорбь, овеянная дыханием вечности, умиротворенности, спокойствия высокого и благородного
    Петр Ильич ЧАЙКОВСКИЙ
    (1840-1893)
    Адажио из балета «Щелкунчик»
    Прекрасное Далеко
    (из кинофильма «Гостья из будущего)
    Музыка Е. Крылатова Слова Ю. Энтина
    1.Слышу голос из Прекрасного Далека
    Голос утренний в серебряной росе
    Слышу голос и манящая дорога
    Кружит голову как в детстве карусель
    Пр-в: Прекрасное Далеко, не будь ко мне жестоко,
    Не будь ко мне жестоко, жестоко не будь!
    От чистого истока в Прекрасное Далеко,
    В Прекрасное Далеко я начинаю путь
    Пр-в: Прекрасное Далеко, не будь ко мне жестоко, Не будь ко мне жестоко, жестоко не будь! От чистого истока в Прекрасное Далеко, В Прекрасное Далеко я начинаю путь
    Пр-в: Прекрасное Далеко, не будь ко мне жестоко, Не будь ко мне жестоко, жестоко не будь! От чистого истока в Прекрасное Далеко, В Прекрасное Далеко я начинаю путь
    Пр-в: Прекрасное Далеко, не будь ко мне жестоко, Не будь ко мне жестоко, жестоко не будь! От чистого истока в Прекрасное Далеко, В Прекрасное Далеко я начинаю путь
    Пр-в: Прекрасное Далеко, не будь ко мне жестоко, Не будь ко мне жестоко, жестоко не будь! От чистого истока в Прекрасное Далеко, В Прекрасное Далеко я начинаю путь
    2. Слышу голос из Прекрасного Далека
    Он зовет меня в чудесные края.
    Слышу голос – голос спрашивает строго,
    А сегодня что для завтра сделал я?
    3. Я клянусь, что стану чище и добрее
    И в беде не брошу друга никогда.
    Слышу голос –и спешу на зов скорее
    По дороге, на которой нет следа
    3. Я клянусь, что стану чище и добрее И в беде не брошу друга никогда. Слышу голос –и спешу на зов скорее По дороге, на которой нет следа
    3. Я клянусь, что стану чище и добрее И в беде не брошу друга никогда. Слышу голос –и спешу на зов скорее По дороге, на которой нет следа
    3. Я клянусь, что стану чище и добрее И в беде не брошу друга никогда. Слышу голос –и спешу на зов скорее По дороге, на которой нет следа
    3. Я клянусь, что стану чище и добрее И в беде не брошу друга никогда. Слышу голос –и спешу на зов скорее По дороге, на которой нет следа
    Итог:
    В каких музыкальных жанрах чаще всего господствует мелодия?
    Вспомните мелодии, в которых выражались бы различные интонации: грустная, ласковая, веселая
    Как вы понимаете слова П.Чайковского: «Мелодия – душа музыки»?
    Попробуйте объяснить, чем похожи и чем отличаются мелодии, с которыми вы познакомились на уроке

  2. учитель музыки Малаховская А.С.
    МАОУ СОШ им. Ф.Я, Фалалеева.
    Открытый обобщающий урок музыки
    по теме: «Мелодия -душа музыки» 3 класс
    Цель :
    Помочь учащимся понять, каким целям служат звуки мелодии; чем объясняется воздействие мелодии на самые сокровенные человеческие чувства.
    Задачи:
    Формирование эмоционального отношения к музыке на основе ее восприятия;
    Формирование осознанного отношения к музыке:
    Формирование деятельностного отношения к музыке в процессе ее исполнения.
    Дидактические принципы музыкального обучения:
    Принцип единства воспитания, образования, развития.;
    Принцип связи музыкального обучения с жизнью;
    Принцип интереса, увлеченности;
    Принцип результативности.
    Тип урока:
    Урок – обобщение темы.
    Оборудование урока:
    Инструменты: фортепиано, баян, шумовые , свирели, гитара.
    ИКТ: мультемидийный проектор, компьютер, музыкальный центр.
    Учебники, ауди и видео диски, учебные плакаты, тексты песен, раздаточный материал.
    Ход урока
    (Вход под песню «Прекрасное далеко» муз. Е. Крылатова на сл. Ю. Энтина.
    Приветствие.)
    Учитель « Мелодия всегда будет самым чистым выражением человеческой души»
    Ш. Гуно.
    Музыка – это чудо, с которым, вряд ли, может сравниться какое-либо другое искусство. Только что звучала песня, которую мы очень любим. Почему же снова и снова она завораживает нас?. Что в этой песне самое главное? Правильно, красивая мелодия, а мелодия всегда будет самым чистым выражением мысли. Эта песня о красоте нашей веры в добро, в светлое будущее. И сегодня мы посвящаем наш урок самому богатому средству музыкальной выразительности – мелодии. Мелодия – это нечто не только осмысленное и законченное, но и выразительное , производящее приятное впечатление и обязательно эмоционально воздействующее на людей. Она может выражать и печаль, и радость, и страдание, и любовь, может заставить задуматься о самом сокровенном. Главное для мелодии – возможность спеть ее или сыграть на инструменте. Мы с вами научились играть на свирелях, я попрошу вас сейчас исполнить отрывок из произведения итальянского композитора Томазо Джованни Альбинони «Адажио». Во время исполнения прошу вас обратить внимание, какие же чувства овладевают вами во время исполнения, о чем вам поведала музыка?
    (Исполнение . Ответы детей)
    Учитель Да, верно, это произведение заставляет сжиматься сердце и навевает мысли о вечном. К каким средствам музыкальной выразительности обратился композитор, создавая эту гениальную музыку? Как развивалась мелодия? Где была наивысшая кульминационная фраза?
    (Ответы учащихся в форме диалога).
    Учитель Продолжая тему мелодии, я хочу обратиться к одной из очень важных тем, воспевающихся в музыке – теме героизма человека, его способности к самопожертвованию ради спасения, ради жизни и счастья других людей. Об этом вы много читали, смотрели фильмы, об этом вам рассказывали ваши учителя. Но сегодня мы обратимся в связи с этой темой к разным видам искусства. Не удивляйтесь, сейчас я вам покажу мультфильм, в котором будет звучать музыка, только что исполненная вами на свирелях. Перед вами будет стоять очень серьезная и непростая задача, требующая от вас предельно вдумчивого внимания. Вам необходимо понять и ответить на вопрос, о чем это произведение, какова его тема. В каком литературном произведении звучит близкая тема? Какую роль играет музыка, сопровождающая фильм?
    (Просмотр мультфильма «Адажио» Гари Потер. Обсуждение в форме диалога)
    Учитель Еще раз мы убедились в том, что музыка, мелодия в сочетании с другими видами искусства обладает огромной силой воздействия на наши чувства, заставляя нас грустить и сопереживать.
    А теперь обратимся еще к одному виду исполнения мелодии – песне и продолжим разговор о смелости и стойкости. Герой песни – маленький трубач, ваш сверстник. Война, смерть, кровь. Как он повел себя в труднейшей, опаснейшей ситуации? Исполняем песню «Маленький трубач» муз. С. Никитина
    (Исполнение песни. Обсуждении, в форме размышления.)
    Учитель Спасибо. Да, это была война, и вы прекрасно знаете, что без подвига простого солдата – воина мы бы никогда не одержали победу над фашистской Германией. А как же в мирное время? В мирное время тоже есть место подвигу. Мы с вами живем на территории бывшей военно – воздушной академии им. Ю. Гагарина, где обучались лучшие летчики-авиаторы. И сейчас мы с вами увидим фрагмент из фильма о героизме летчиков в мирное время.
    (Просмотр фильма, прослушивание песни «Огромное небо» – муз. А Фельцмана,. сл. С Рождественского)
    Учитель В чем заключался их подвиг? Чтобы было бы , если б летчики катапультировались, пролетая над городом?
    (Ответы, размышления)
    Учитель Наш народ обладает, наряду с великим героизмом, и другими бесценными качествами: никогда не теряет силы духа, оптимизма, чувства юмора. И в подтверждение прозвучит русская народная пляска в исполнении всех присутствующих.
    (Исполнение на шумовых инструментах. На экране видео – ролик с пляской),
    Учитель.
    Стихия музыки – могучая стихия,
    Она чем непонятней, тем сильней.
    Глаза мои, бездонные, сухие,
    Слезами наполняются при ней,
    Она и не видна, и невесома,
    И мы ее в крови своей несем.
    Мелодия – всемирная истома –
    Как соль в воде, растворена во всем…
    Е. Винокуров
    Спасибо, ребята. Спасибо, гостям,. До свидания. (Уход под муз. «Волжская кадриль»)
    Выводы:
    Урок музыки – это, прежде всего, урок искусства. На уроке музыки учитель обращается к разным видам искусства, используя современные технологии, в том числе, информационно коммуникативные, подчиненные одной заданной теме, в совокупности, обладающие огромной силой воздействия на чувства ученика, преобразуя его внутренний мир, делая его богаче, содержательнее, воспитывая в нем необходимые качества, как личности, умеющей вдумываться, сопереживать, размышлять о жизни.

  3. Тема :  «Мелодия – душа музыки»
    Урок в 3 классе, I четверть, по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой,
    Т.С. Шмагиной.
    Тип урока: комбинированный. Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, фортепиано, дидактический материал – карточки.
    Цель: показать и доказать, что именно мелодия является главной музыкальной мыслью, душой музыки.
    Задачи:  – закрепить понятия «мелодия», «ритм», «лад»;
    – расширить  звуковой багаж   учащихся (активизация восприятия
    музыки);
    – при помощи дидактического материала прививать навыки работы
    учебником, рабочей тетрадью
    Ход урока:
    Организационный момент.
    Музыкальное приветствие. В руках у учителя апельсин; в апельсин  воткнуто несколько палочек. Учитель предлагает каждому ученику, держа в руках апельсин, сказать несколько добрых слов своему соседу справа; и, начиная с себя, передает апельсин  детям.
    – Ребята, вы знаете, что мелодия (от греч. напев, песня) это выразительная мысль музыки. Это звуковая линия. Мелодические линии, как и графические, могут быть прямыми, жёсткими, волнообразными, гибкими и ломаными, простыми и сложными (показывает на доске). Как человеческая речь состоит из слов, выстроенных по смыслу, так и мелодия состоит из звуков по смыслу.
    Слушание музыки :  (на доске- цветные экспозиции (слайды)
    – Послушайте, ребята, эти  мелодии. (А. Вивальди  «Времена года» «Весна»; П. Чайковский «Детский альбом» «Утренняя молитва»). За время прослушивания определите, какая из представленных экспозиций (картинок) больше подходит к характеру музыки.
    (При повторном прослушивании  подбираются определения-эпитеты). Подсказка –  на доске. Экспонируются другие картинки (слайды) по временам года. Задача – вспомнить из пройденного материала подходящие пьесы (привести примеры).
    Физминутка.
    Исполнение песни. (предварительно с распевкой) На выбор детей – любая детская песня (например, «Жили у бабуси»).
    – Вам всем знакома эта песенка, давайте вспомним её, пропоём. А теперь представьте , что я волшебница, которая решила спрятать от вас эту песенку так, чтобы вы её не узнали. Я буду играть её так (на октаву ниже, меняю ритм и т.д.)
    – Молодцы! Как вы думаете, каких двух карточек здесь нет? Правильно, весёлого и грустного характера музыки.  (Мажора и Минора) Нарисуем карточки в тетради. Выполняем письменную работу по принципу, что лишнее-  смысловой ряд.
    – Ребята, кто знает сказку про Колобка? Давайте сочиним про Колобка песенку (учитель раздаёт листочки  с текстом, каждому по строчке). Мы знаем, что Колобок укатился от Бабы и Деда, от Волка, от Медведя и т.д. У кого роль Медведя – поёт густо, грозно (басом). Кто Колобок? – спеть хитро и задорно.
    Подведение итогов (рефлексия)- что было интересно, чему научились, что не получалось и т.д.
    – Молодцы! Вы славно потрудились, примите небольшие сувениры (наклейки). Домашнее задание: изготовить карточки- эмоции  (кто не успел в классе) и рассказать о мелодии из своей любимой песни.
    Урок окончен, до свидания!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *