Сочинение на тему мелодия музыки 4 класс

3 варианта

  1. Автор: Мария Егорова
    “Музыка – часть нашей жизни”.
    Слово «музыка» в переводе с греческого означает «искусство муз». Музыка – это вид искусства. У каждого искусства имеется свой язык: живопись говорит с людьми при помощи красок, цветов и линий, литература – при помощи слова, а музыка – с помощью звуков. В мир музыки человек погружается с детства. Музыка оказывает большое влияние на человека. Совсем еще маленький ребенок может вдруг заплакать под грустную мелодию и засмеяться под веселую, или весело запрыгать, хотя он еще не знает, что такое танец. Какие только чувства не выражает человек с помощью музыки!
    Музыка тесно связана с разными видами искусства: литературой, изобразительным искусством (живописью, скульптурой). Взять хотя бы живопись. Нередко, рассматривая различные картины и всматриваясь в них, мы можем внутренним слухом услышать ту или иную музыку, звучащую в нашем воображении, где зрительный образ переходит в музыкальный. В литературе, в свою очередь, многие стихи писались для того, чтобы потом на них была положена музыка. Писателями и поэтами создано множество литературных произведений, в которых рассказывается о музыке. На этих простых примерах мы видим, что музыка оказывает огромное влияние на другие виды искусства.
    Музыка – частица нашей жизни. Она прежде всего рассказывает о человеке, о людях в целом, выражает их чувства и мысли, рисует их характер – воплощает все то, что связано с человеком. Жизнь рождает музыку, а музыка воздействует на жизнь. Музыка может изменить отношение человека к жизни, укрепить его силу воли, воспитать в нем благородство, доброту; под влиянием музыки в человеке может возрасти или, наоборот, упасть трудовая энергия. Прекрасная музыка может украсить жизнь, сделать человека лучше, добрее, разделить с ним и горе, и радость.
    Музыка хранит в себе много загадок и тайн.
    Интересно, что одно и то же произведение мы воспринимаем по-разному, каждый по-своему. Мы выделяем для себя более доступные и близкие произведения, которые легко слушаются и понимаются. Это запоминающиеся мелодии и зажигательные ритмы. А также серьезная музыка, которая требует к себе особого отношения, – например, симфонии Бетховена или реквием Моцарта. Музыка может быть для человека и развлечением, и «учителем».
    Самая разная и при самых разных условиях звучит в нашей жизни музыка. Без нее нет радио, телевидения, кино, музыкой наполнены концертные залы. Мы слышим ее везде: в детских садах и ш колах, на спортивных соревнованиях, в цирке, в местах для отдыха, в парках, дома, в поездах, в самолетах. Ее любили, любят и будут любить всегда, ведь музыка – это часть нашей жизни.

  2. Программа:
    В начале урока можно исполнить хотя бы один куплет знакомой ребятам по предыдущим урокам песни. При этом нужно обратить их внимание на то, что в песне хор поет мелодию, а сопровождение (аккомпанемент) играет учитель.
    Предложите ребятам вспомнить ситуацию, которая часто случается с каждым в жизни – какой-либо мотив, напев никак не уходи из памяти, неотступно следует за нами. Мы начинаем напевать эту мелодию, «мурлычем» ее «про себя», не задумываясь над тем, что это за музыка, кто ее сочинил, потому что она запомнилась и полюбилась нам.
    Душа музыки – мелодия. Мелодия – это главная мысль любого музыкального произведения, его лицо, суть. Какая бы музыка не звучала – песня, танец или марш – мы всегда слышим в ней мелодию.
    Главной задачей этого урока, построенного на содержании разворота учебника-тетради «Душа музыки – мелодия», является систематизация слухового опыта учащихся в различении жанровых признаков песни, танца и марша. Три пьесы из «Детского альбома» П. Чайковского [1] – «Сладкая греза», «Марш деревянных солдатиков», «Вальс» (или «Полька»), – создадут в сознании детей три разных образа, три характера, три настроения.
    На какие характерные особенности следует обратить внимание детей после звучания каждого из сочинений? В марше – подчеркнуть поступь, интонации и ритмы шага игрушек, оживленное движение. В вальсе –плавность и закругленность линии, узнаваемую детьми трехдольность (раз–два–три), в польке [2] – подвижность темпа, четкие акценты, короткие «шаги». В песне, которую никто не поет голосом, но удивительно выразительно исполняет фортепиано (пианино) – напевность, широкое дыхание, плавность мелодического рисунка, мягкость сопровождения.
    Обозначенные черты жанров следует не только различать с детьми на слух, но и осваивать их в процессе музицирования. Во-первых, учитель предлагает детям спеть мелодии этих пьес (в удобной для пения тональности, на какой-либо слог). Во-вторых, мелодическую линию песни («Сладкая греза») можно сыграть с детьми на воображаемой скрипке, певучими протяженными движениями «волшебного» смычка. В-третьих, под музыку вальса дети могут мягко ритмично покачиваться (влево-вправо), в польке – исполнить равномерными хлопками пульс. Акценты в начале или конце фраз солисты-исполнители могут отметить ударами в бубен или ударами деревянных ложек.
    И, наконец, в марше пальчики-«солдатики» могут маршировать на столе или на коленях, дети могут исполнять на воображаемых барабанах ритмическую пульсацию пьесы. Под «Марш деревянных солдатиков» можно организовать увлекательную игру – игрушечный парад: девочки «исполняют» пульсацию марша движением согнутых в ладонях рук «игрушечных кукол», мальчики – играют на барабанах. Руководит парадом дирижер с «жезлом» (указкой) в руках.
    В Учебнике-тетради предлагается задание: записать пульс марша вертикальными линиями. Напомним, что это задание нужно выполнять под звучащую музыку. Можно потренироваться всем классом и нарисовать эти линии-палочки в воздухе, воображаемыми мелками, двое-трое учащихся могут это сделать на доске.
    Применяя «метод разрушения» при исполнении пьес Чайковского на фортепиано – изменяя те или иные средства выразительности (темп, регистры, лад, динамику и пр.), учитель обучает детей не только эмоциональному, но и осознанному восприятию музыки, ее языка. Восприятие музыки становится активном лишь в том случае, если оно на первоначальном этапе обучения постоянно связывается с игровыми приемами детского музицирования.
    Продолжая разучивание песен, учитель помнит о том, что вокально-хоровая работа расширяет свои функции на уроках музыки. Те вопросы, которые он ставит пред детьми на произведениях, предназначенных для восприятия, могут быть рассмотрены при работе над выразительностью конкретных песен. При пении нужно учить детей слышать и оценивать качество собственного исполнения.
    Можно в конце урока предложить детям музыкальную игру: желающие дети напевают без слов мелодии известных песен, а класс определяет их названия. Можно разделить класс на несколько групп (например, по рядам), и предложить «жюри» подсчитывать наибольшее количество пропетых и узнанных детьми мелодий. Возможет вариант организации игры по типу телеигры «Угадай мелодию».
    [1] «Детский альбом» – цикл из 24 фортепианных пьес П. И. Чайковский написал в 1878 г. и посвятил его своему племяннику Володе Давыдову.
    [2] Полька – чешский народный танец, в переводе означает «полшага».
    ДОПОЛНИТЕЛЬНО:
    Доучиваем песню (об осени, о школе, «Нотный хоровод») или исполняем хотя бы один куплет (узнаем песню по мелодии). Обращаем внимание на то, что в песне хор поет мелодию, а сопровождение
    (аккомпанемент) играет учитель.
    – Часто бывает в жизни, что мы напеваем какой-либо мотив, напев, который не уходит из памяти, неотступно следует за нами. Мы «мурлычем» мелодию «про себя», не задумываясь над тем, что это за музыка, потому что она запомнилась и полюбилась нам.
    Мелодия – душа музыка. Мелодия
    – это главная мысль любого музыкального произведения, его лицо, суть. Какая бы музыка ни звучала – песня, танец или марш – мы всегда слышим в ней мелодию.
    Предлагаем познакомиться с мелодиями композитора, которого уже знаем (узнаем по звучанию «Па-де-де»). Можно рассказать об истории создания «Детского альбома» (посвящён Володе Давыдову, соч. 1878 года).
    «Марш деревянных солдатиков»
    – Что удобно делать по эту музыку?
    – Кто марширует?
    Поем мелодию на слог «та». Пальчики-«солдатики» могут маршировать на столе или на коленях. На воображаемых барабанах можно исполнить ритмическую пульсацию пьесы, можно организовать увлекательную игру – игрушечный парад: девочки движением согнутых в ладонях «рук игрушечных кукол» «исполняют» пульсацию марша, мальчики – играют на барабанах. Руководит парадом дирижер с «жезлом» (указкой) в руках. В марше следует подчеркнуть поступь, интонации и ритмы шага игрушек, оживленное движение.
    «Сладкая греза» (название не говорим).
    – Как звучит мелодия в этой пьесе? Она похожа на марш или на танец?
    Это песня, которую никто не поет голосом, но выразительно исполняет фортепиано (пианино). Подчеркиваем напевность, широкое дыхание, плавность мелодического рисунка, мягкость сопровождения. Предлагаем сыграть на воображаемой скрипке мелодическую линию пьесы певучими протяженными движениями волшебного смычка.
    «Полька» (мелодию тоже можно напеть).
    Исполняем пульсирующими хлопками, акценты в начале или в конце фраз можно отметить ударами в бубен или ударами деревянных ложек (солисты-исполнители). Обращаем внимание на подвижный темп, четкие акценты, короткие «шаги».
    «Вальс»
    Обращаем внимание на плавность, закругленность линии, узнаваемую детьми трехдольность (раз – два – три). Под музыку вальса мягко ритмично покачиваемся (влево-вправо).
    Выполняем задание в учебнике – тетради: записать под звучащую музыку пульс марша вертикальными линиями. Можно потренироваться – рисовать линии палочки в воздухе воображаемыми мелками, двое-трое учащихся могут это сделать на доске.
    В ходе беседы о звучащей музыке можно использовать «метод разрушения» (игровой прием) – изменять (нарочно) средства выразительности (темп, регистры, ладовую динамику и пр.)
    Продолжаем разучивание песен. Учим детей слышать и оценивать качество собственного исполнения.
    В конце урока можно предложить игру «Угадай мелодию». Желающие дети напевают без слов мелодии известных песен, а класс определяет их названия. Можно разделить класс по группам (по рядам) и предложить «жюри» подсчитать наибольшее количество пропетых и узнанных детьми мелодий.

  3. Музыка появилась в моей жизни задолго до того, как я научился различать разные стили и направления, узнал о творчестве великих композиторов и музыкантов. Первой мелодией, которую я помню до сих пор, была мамина колыбельная. Когда слова заканчивались, мама тихо напевала ла-лала-ла-ла, и ее мелодичные напевы успокаивали меня и, наверняка, положили начало моему хорошему отношению к музыке. Потом были музыкальные спектакли и пьесы, любимые детские песни и первые кумиры.
    Мой вкус менялся одновременно с возрастом, сегодня мне нравился рок, завтра поп-музыка, через неделю я готов был отдать последние деньги за записи известных рэперов, иногда под настроение слушал рэгги, а уроки делал под популярные песни, доносящиеся с радио-каналов. И всё время мне казалось, что без музыки мой мир будет несовершенным, как бывает отталкивающей холодная красота без теплой улыбки, или становится скучным море без шторма и белых барашек волн.
    Музыка в моей жизни играет важную роль. Когда становится грустно, то я включаю какую-нибудь веселую и популярную песенку, незаметно начинаю ее напевать, и настроение повышается буквально через несколько минут. Интересно то, что одновременно с модными стилями музыки, которым отдают предпочтение мои сверстники, я люблю произведения известных композиторов-классиков. Звуки скрипки и фортепьяно пробуждают в моей душе смешанные чувства. С одной стороны, мне кажется, что я парю над облаками и предаюсь мечтам, вслушиваясь в легкие переливы, перезвон и сильные аккорды, а с другой – тревожная или трогательная мелодия затрагивает все струны души и вызывает слезы. Но такое настроение быстро проходит, потому что я понимаю, что музыкант отразил часть своего мира и своих переживаний и передал слушателям мысли и эмоции при помощи нот.
    Классическая музыка, на мой взгляд, это искусство, открывающее целый мир страстей и эмоций, высоких чувств и благородных порывов. Она делает людей духовно богатыми и раскрашивает жизнь новыми и яркими красками. Талантливые музыканты, как никто другой, умеют выразить в музыке печаль и радость, легкость и разочарование, капризы природы или переживания, свойственные влюбленным. Если хорошую мелодию дополнить словами, то получается произведение, которое овладевает сердцами огромного количества людей, его долго помнят и прослушивают снова и снова, до тех пор пока каждое слово и каждый звук не обретет новый смысл.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *