Сочинение на тему мертвые души 11 глава

13 вариантов

  1. Утром выяснилось, что выехать немедленно нет никакой возможности, поскольку лошади не подкованы, а у колеса нужно сменить резину. Чи­чиков вне себя от негодования приказал Селифа­ну тут же найти мастеров, чтобы все работы были сделаны уже через два часа. Наконец, через пять часов, Павел Иванович смог выехать из города. Он перекрестился и приказал погонять.
    Далее автор рассказывает о жизни Чичикова. Родители его были из разорившихся дворян. Как только мальчик немного подрос, больной отец стал заставлять его переписывать различные на­ставления. Стоило ребенку отвлечься, как тут же длинные пальцы больно скручивали ухо. Пришло время, и Павлушу отправили в город, в училище. Перед отъездом отец дал такое наставление свое­му сыну: «…учись, не дури и не повесничай, а боль­ше всего угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальникам, то, хоть и в науке не успеешь, и таланту Бог не дал, все пойдешь в ход и всех опередишь. С товарищами не водись… водись с теми, кто побогаче, чтобы при случае мог­ли быть тебе полезными. Не угощай и не потчевай никого… береги и копи копейку. Все сделаешь, все прошибешь на свете копейкой». Павлуша усердно выполнял наставления отца. В классах он отличил­ся более прилежностью, нежели способностями к наукам. Он быстро распознал склонность учите­ля к послушным ученикам и всячески угождал ему. В результате окончил училище с похвальным лис­том. Впоследствии, когда этот учитель заболел, Чи­чиков пожалел ему денег на лекарства.
    Окончив школу, Чичиков с большим трудом уст­роился в казенную палату на жалкое место. Одна­ко он так старался, что вошел в расположение к своему начальнику и сделался даже женихом его дочери. Довольно скоро старый повытчик поста­рался, и Павел Иванович уже сам сел повытчиком на вакантное место. На другой же день Чичиков покинул свою невесту. Постепенно он стал чело­веком заметным. Даже преследования всяких взяток в канцелярии он обратил себе на пользу. Отныне взятки брали только секретари и писари, они делились ими с начальством.

  2. Роман Гоголя «Мёртвые души» рассказывает историю некоего Павла Чичикова, изворотливость и ловкость в делах которого составила основу всего повествования. Замечательность этого образа в том, что, по признанию самого автора, Чичиков – не аномалия общества, а её прямой продукт, результат определенного воспитания, а самое главное, обстоятельств.
    С самой первой главы Н. Гоголь вводит читателя в мир приключений главного героя. И лишь в конце рассказывается его предыстория. Этот приём ретроспекции используется автором для того, чтобы, с одной стороны, поколебать уже сложившееся у читателя мнение о данном персонаже, с другой – глубже раскрыть этот образ.
    Если восстанавливать фабулу произведения, то предыстория должна быть в самом начале романа, тогда бы она стала, с точки зрения построения сюжета, прологом. А при такой композиции это вставной эпизод (он находится в заключительной 11 главе романа), не влияющий на сюжет, но являющийся его неотъемлемой, поясняющей частью.
    Прежде чем начать рассказ о детстве и молодости Чичикова, автор обращается непосредственно к читателю и как бы извиняется за то, что его герой не слишком добродетелен и идеален: «Очень сомнительно, чтобы избранный нами герой понравился читателям. Дамам он не понравится, это можно сказать утвердительно, ибо дамы требуют, чтоб герой был решительное совершенство, и если какое-нибудь душевное или телесное пятнышко, тогда беда!». Этот приём, который даёт возможность автору высказать своё личное мнение о персонаже, впервые был использован Пушкиным.
    Затем Гоголь рассказывает о самом Чичикове. Его детство дома не было особенно радостным: «Жизнь при начале взглянула на него как-то кисло-неприютно, сквозь какое-то мутное, занесенное снегом окошко: ни друга, ни товарища в детстве!». Так и пошло далее по жизни. Когда Павлуше пришла пора учиться в училище, отец отвёз его и при расставании наказал ему, как следует вести себя по жизни, чтобы чего-то добиться: «…больше всего угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не успеешь и таланту бог не дал, все пойдешь в ход и всех опередишь. С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете. Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой». Эти слова глубоко запали в душу ребёнка, и он твёрдо следовал указаниям.
    Так, в училище, не имея никаких особых талантов, но угождая всем и вся, он считался одним из лучших учеников. Учитель любил его безмерно, а Чичиков делал все только ради выгоды. Когда учителя уволили и тот оказался на краю нищеты, ученики собрали ему деньги, продав даже необходимое, а Чичиков дал только серебряный пятак. Это был первый шаг в пропасть, которая затем полностью поглотит героя.
    Затем он поступил на службу. На каждом новом месте он наживал, путём взяток и подношений, капитал, но каждый раз его разоблачали и он опять оставался у разбитого корыта. Но природная живость, в которой не может отказать ему даже автор, вновь и вновь возносила его наверх. Самое громкое и ужасное поражение Чичикова произошло тогда, когда он достиг своей заветной цели – стать богатым. Служил он тогда на таможне, а это золотая жила для проходимца. Донёс на него его же товарищ (они не поделили между собой “бабёнку”). Наш герой потерял всё, кроме небольшой суммы денег. Но даже это не повергло его в отчаяние. Вот как он рассуждает о себе: «Почему ж я? зачем на меня обрушилась беда? Кто ж зевает теперь на должности? – все приобретают. Несчастным я не сделал никого: я не ограбил вдову, я не пустил никого по миру, пользовался я от избытков, брал там, где всякий брал бы; не воспользуйся я, другие воспользовались бы. За что же другие благоденствуют, и почему должен я пропасть червем?». Поразительно то, что Чичиков не считает, что его поведение по жизни, его подличество по отношению к окружающим, доверяющим ему людям, считается ужасным. Именно поэтому он принимается за новое дело – покупку мёртвых душ.
    Гоголь – мастер художественной детали. Так, например, символом богатства для Чичикова он делает голландские рубашки и мыло для гладкости щёк. Эта деталь как нельзя лучше характеризует героя – сладко есть, мягко спать и хорошо одеться – вот единственное, к чему стремится Чичиков.
    Гоголь показывает героя как человека идеи, ради достижения которой можно пожертвовать всем. Но в Чичикове есть и ещё одна интересная, не замечаемая поначалу черта – непреодолимая жажда непрерывной деятельности. Именно это качество так ценит автор. Он, конечно же, сам понимает, что Чичиков подлец. Но герой при этом и чрезвычайно энергичный человек, который задыхается без дела. Беда этого персонажа, по мнению автора, состоит в том, что он выбрал себе не ту идею по жизни. Захоти он, например, облагодетельствовать весь мир, он бы сделал это обязательно. Правда потом, когда всё было бы сделано, Чичиков бы этот же мир и разрушил, так как отсутствие деятельности для героя подобно смерти.
    Автор обвиняет в появлении чичиковых среду, так как честный человек, захотевший жить более или менее благополучно, заработать денег честным путём не мог. Неслучайно Гоголь, рассказывая таможенную историю, поясняет: «Тут в один год он мог получить то, чего не выиграл бы в двадцать лет самой ревностной службы». Как похожа эта ситуация на сегодняшнюю…

  3. Бессмертная поэма Гоголя «Мертвые души» открывает перед нами не только быт и нравы российского общества середины 19 века, но и показывает человеческие пороки, которые были присуще ему. Центральное место в своем произведении автор уделяет человеку нового образца – предпринимателю Чичикову Павлу Ивановичу.
    Главного героя природа наделила недюжими умственными способностями. В его голове зародилась и нашла свое развитие гениальная афера. Найдя не точности в тогдашнем законодательстве, Чичиков решает оформить банковский кредит, а в залог оставить крестьянские души. Только на самом деле эти крестьяне были уже давно мертвы, но на бумаге числились еще живыми и здоровыми. Для осуществления своей идеи Чичиков отправляется в город NN, где у местных помещиков за гроши скупает мертвые крестьянские души.
    Главному герою удается расположить к себе всех чиновников и помещиков города NN. О Чичикове начинают говорить, как о деловом и порядочном человеке. Каждый чиновник и помещик пытается пригласить Павла Ивановича к себе в гости, и он с радостью соглашается.
    Перед нами открывается целая плеяда помещиков, которые сами по себе являются сильными и яркими личностями, но которые закрылись в своем собственном мире.
    К примеру, помещик Манилов был достаточно умным и образованным человеком. В обществе он слыл эстетом. Но реализовать себя он так и не смог. Манилов стал заложником своих мечтаний и воздушных замков. Он не был приучен к физическому труду, все его планы остались только планами, а на мир он смотрел «сквозь розовые очки».
    В противовес Манилову Гоголь показывает нам помещика Собакевича. Он был человеком физического труда. Своей цели добивался силой и смекалкой. Собакевичу были чужды мечтания. Единственное, что его интересовало – материальный достаток. Собакевич пытается даже за мертвые души своих крестьян выторговать максимальную цену.
    Следующей мы знакомимся с помещицей Коробочкой, к которой Чичиков попадает случайно. Коробочка символизирует застой и ограниченность. Это подтверждается часами в ее доме, которые давно уже остановились. Целью ее жизни стала продажа пеньки и пуха.
    Помещик Ноздрев стал воплощением широкой русской души. Азарт и авантюризм стали основными принципами жизни Ноздрева. Для него не существовало ни обычаев, ни законов. Он жил по зову своего сердца.
    Последним помещиком, с которым нас знакомит Гоголь, стал Плюшкин. Автор отзывается о нем, как о «прорехе на теле человечества». Свою жизнь Плюшкин свел к бездумному накопительству. Даже обладая огромным состоянием, он голодал и морил голодом своих крестьян.
    Характерным является то, что ко всем этим «разным» людям Чичиков сумел найти подход и получить желаемое. С одними он мягкий и воспитанный, с другими – твердый и грубый, с третьими – хитрый и расчетливый. Все эти качества, смекалка и сообразительность, упорство заставляют нас восхищаться главным героем поэмы «Мертвые души».
    Для понимания внутреннего мира Чичикова, Гоголь обращается к детству главного героя и к тем условиям, в которых рос маленький Павлуша. Единственным детским воспоминание Чичикова стали наставления отца о необходимости «беречь копейку». И поэтому, всю свою жизнь главный герой посвятил исполнению завета отца.
    В «Мертвых душам» мы можем увидеть многие человеческие пороки, которые отражены в образах героев произведения. Гоголь с тревогой и переживанием относился к такому положению дел и надеялся, что когда-то придет время и «мертвые души» нашего общества возродятся.

  4. Гоголь поэму «Мертвые души» писал во времена крепостного права, которое существовало в России. Историей создания «Мертвых душ» Гоголя послужил рассказ Пушкина, чей сюжет заинтересовал Гоголя и не выходил из головы, а настойчивый совет Пушкина создать поэму, которая бы рассказала о помещиках и чиновниках того времени, рассказала бы всю правду о крепостничестве, окончательно подтолкнуло автора на написание произведения. Так появилось произведение Гоголя «Мертвые души».
    Само название произведения неоднозначное. С одной стороны это название нам говорит об умерших крестьянах, чьи души скупал герой произведения Чичиков. А с другой стороны «мертвые души» – это как раз живые чиновники и помещики, что в поэме Гоголя «Мертвые души», обитают в городе и деградируют как личности. Несмотря на то, что они хозяева жизни крестьян, сами являются «мертвыми душами», которые приводят к упадку свои владения, которые духовно уже давно обнищали.

    «Мёртвые души» краткое содержание

    Ознакомившись с кратким содержанием «Мертвых душ» Гоголя, мы видим всю подноготную помещичьего хозяйства. В поэме автор изображает разные типы помещиков, но все они паразитируют за счет чужого труда, труда крепостных. Никто не думал из них о благе народа, о благе страны, все они были озабочены своими персонами.
    Чичиков постепенно наведывал всех помещиков и с каждым его визитом мы видим, как с новым персонажем все больше и больше теряется человеческая черта помещиков. Сразу мы встречаемся с Маниловым – равнодушным, бесхарактерным, как отозвался о нем Гоголь «ни то, ни се».

  5. Роман Гоголя «Мёртвые души» рассказывает историю некоего Павла Чичикова, изворотливость и ловкость в делах которого составила основу всего повествования. Замечательность этого образа в том, что, по признанию самого автора, Чичиков — не аномалия общества, а её прямой продукт, результат определенного воспитания, а самое главное, обстоятельств.
    С самой первой главы Н. Гоголь вводит читателя в мир приключений главного героя. И лишь в конце рассказывается его предыстория. Этот приём ретроспекции используется автором для того, чтобы, с одной стороны, поколебать уже сложившееся у читателя мнение о данном персонаже, с другой — глубже раскрыть этот образ.
    Если восстанавливать фабулу произведения, то предыстория должна быть в самом начале романа, тогда бы она стала, с точки зрения построения сюжета, прологом. А при такой композиции это вставной эпизод (он находится в заключительной 11 главе романа), не влияющий на сюжет, но являющийся его неотъемлемой, поясняющей частью.
    Прежде чем начать рассказ о детстве и молодости Чичикова, автор обращается непосредственно к читателю и как бы извиняется за то, что его герой не слишком добродетелен и идеален: «Очень сомнительно, чтобы избранный нами герой понравился читателям. Дамам он не понравится, это можно сказать утвердительно, ибо дамы требуют, чтоб герой был решительное совершенство, и если какое-нибудь душевное или телесное пятнышко, тогда беда!». Этот приём, который даёт возможность автору высказать своё личное мнение о персонаже, впервые был использован Пушкиным.
    Затем Гоголь рассказывает о самом Чичикове. Его детство дома не было особенно радостным: «Жизнь при начале взглянула на него как-то кисло-неприютно, сквозь какое-то мутное, занесенное снегом окошко: ни друга, ни товарища в детстве!». Так и пошло далее по жизни. Когда Павлуше пришла пора учиться в училище, отец отвёз его и при расставании наказал ему, как следует вести себя по жизни, чтобы чего-то добиться: «…больше всего угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не успеешь и таланту бог не дал, все пойдешь в ход и всех опередишь. С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете. Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой». Эти слова глубоко запали в душу ребёнка, и он твёрдо следовал указаниям.
    Так, в училище, не имея никаких особых талантов, но угождая всем и вся, он считался одним из лучших учеников. Учитель любил его безмерно, а Чичиков делал все только ради выгоды. Когда учителя уволили и тот оказался на краю нищеты, ученики собрали ему деньги, продав даже необходимое, а Чичиков дал только серебряный пятак. Это был первый шаг в пропасть, которая затем полностью поглотит героя.
    Затем он поступил на службу. На каждом новом месте он наживал, путём взяток и подношений, капитал, но каждый раз его разоблачали и он опять оставался у разбитого корыта. Но природная живость, в которой не может отказать ему даже автор, вновь и вновь возносила его наверх. Самое громкое и ужасное поражение Чичикова произошло тогда, когда он достиг своей заветной цели — стать богатым. Служил он тогда на таможне, а это золотая жила для проходимца. Донёс на него его же товарищ (они не поделили между собой «бабёнку»). Наш герой потерял всё, кроме небольшой суммы денег. Но даже это не повергло его в отчаяние. Вот как он рассуждает о себе: «Почему ж я? зачем на меня обрушилась беда? Кто ж зевает теперь на должности? — все приобретают. Несчастным я не сделал никого: я не ограбил вдову, я не пустил никого по миру, пользовался я от избытков, брал там, где всякий брал бы; не воспользуйся я, другие воспользовались бы. За что же другие благоденствуют, и почему должен я пропасть червем?». Поразительно то, что Чичиков не считает, что его поведение по жизни, его подличество по отношению к окружающим, доверяющим ему людям, считается ужасным. Именно поэтому он принимается за новое дело — покупку мёртвых душ.
    Гоголь — мастер художественной детали. Так, например, символом богатства для Чичикова он делает голландские рубашки и мыло для гладкости щёк. Эта деталь как нельзя лучше характеризует героя — сладко есть, мягко спать и хорошо одеться — вот единственное, к чему стремится Чичиков.
    Гоголь показывает героя как человека идеи, ради достижения которой можно пожертвовать всем. Но в Чичикове есть и ещё одна интересная, не замечаемая поначалу черта — непреодолимая жажда непрерывной деятельности. Именно это качество так ценит автор. Он, конечно же, сам понимает, что Чичиков подлец. Но герой при этом и чрезвычайно энергичный человек, который задыхается без дела. Беда этого персонажа, по мнению автора, состоит в том, что он выбрал себе не ту идею по жизни. Захоти он, например, облагодетельствовать весь мир, он бы сделал это обязательно. Правда потом, когда всё было бы сделано, Чичиков бы этот же мир и разрушил, так как отсутствие деятельности для героя подобно смерти.
    Автор обвиняет в появлении чичиковых среду, так как честный человек, захотевший жить более или менее благополучно, заработать денег честным путём не мог. Неслучайно Гоголь, рассказывая таможенную историю, поясняет: «Тут в один год он мог получить то, чего не выиграл бы в двадцать лет самой ревностной службы». Как похожа эта ситуация на сегодняшнюю…

  6. Изначально поэма называлась «Похождения Чичикова, или Мертвые души». Согласитесь, что это название меняет наше представление о сути поэмы. Оно заставляет нас воспринимать ее за авантюрный роман. Однако автор был вынужден прибегнуть к такой уловке, чтобы поэма была издана. Жесткая цензура того времени не позволяла поступить иначе.
    Что же Николай Васильевич хотел поведать читателям, дав такое название своему произведению? Мы видим, как главный герой поэмы путешествует по России, заключая сомнительные, а порою просто чудовищные сделки. При этом Гоголь показывает нам далеко не лучшие качества людей. Пьянство, моральное разложение общества, подлость и алчность — все это присутствует при описании похождений главного героя.
    Автор поэмы раскрывает перед нами убогий мир людей, одни из которых наживаются, не заботясь о делах государства, а другие живут по принципу «моя хата с краю…». Пустые разговоры и праздность — это все, на что способно «высшее общество». Пьянство, невежество и потакание людям высокого статуса — такова жизнь простого народа. Все они давно мертвы! Мертвы духовно, не физически…
    А большая ли разница между материальным и духовным? Что все эти люди могут дать хорошего своим потомкам, соотечественникам, Родине? Ничего! Николай Васильевич Гололь дал самую точную оценку всем им – «Мертвые души»!

  7. (Анализ эпизода из главы 11 первого тома
    поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души».)

    Подробно об этом я уже писал в статье «Чичиков.
    Герой нашего времени», опубликованной в газете
    «Литература» № 19 за 2002 год.
    Очень важно подчеркнуть, что многие качества,
    которые мы обнаруживаем у Чичикова в зрелом
    возрасте, сформировались у него в детстве и в
    юности. Кто знает, родись Павлуша у богатых
    родителей где-нибудь в столичном или хотя бы
    губернском городе, может, и жизнь у него
    сложилась бы иначе.
    “Темно и скромно было происхождение нашего
    героя. Родители были дворяне, но столбовые или
    личные — Бог ведает”, — пишет автор о “корне
    происхождения” Павла Ивановича. Единственное,
    что мог сделать “отец, вечно больной человек”,
    для своего Павлуши — это определить его в
    училище, да ещё дал отец сыну полтину меди “на
    лакомства” и совет: “Смотри же, Павлуша, учись,
    не дури и не повесничай, а больше всего угождай
    учителям и начальникам. Коли будешь угождать
    начальнику, то хоть и в науке не успеешь и таланту
    Бог не дал, всё пойдёшь в ход и всех опередишь
    А больше всего береги и копи копейку; эта
    вещь надёжнее всего на свете. Товарищ или
    приятель тебя надует и в беде первый выдаст, а
    копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Всё
    сделаешь и всё прошибёшь на свете копейкой”.
    Что поделаешь — выдающихся способностей Бог
    Павлуше Чичикову не дал. Зато наградил его с
    детских лет терпением, умением “постигать дух
    начальника”, своего учителя, который к тому же
    откровенно говорил: “Способности и дарования?
    это всё вздор. Я смотрю только на поведенье. Я
    поставлю полные баллы во всех науках тому, кто ни
    аза не знает, да ведёт себя похвально; а в ком я
    вижу дурной дух да насмешливость, я тому нуль,
    хотя он Солона заткни за пояс!”
    Так, кстати, и вышло. Не очень способному к
    наукам Павлуше учитель обеспечил “полное
    удостоверение во всех науках, аттестат и книгу с
    золотыми буквами за примерное прилежание и
    благонадёжное поведение”.

    Надо отдать должное Павлу Ивановичу: он
    попытался, “вышед из училища”, “скорее
    приняться за дело и службу”.
    Вот как описывает Гоголь первые шаги своего
    героя на новом месте: “И точно, самоотвержение,
    терпенье и ограничение нужд показал он
    неслыханное. С раннего утра до позднего вечера,
    не уставая ни душевными, ни телесными силами,
    писал он, погрязнув весь в канцелярские бумаги,
    не ходил домой, спал в канцелярских комнатах на
    столах, обедал подчас вместе с сторожами и при
    всём том умел сохранить опрятность, порядочно
    одеться, сообщить лицу приятное выражение и даже
    что-то благородное в движениях”.
    Кажется, такое рвение молодого чиновника
    нельзя было не заметить и не оценить, однако “он
    попал под начальство уже престарелому повытчику,
    который был образ какой-то каменной
    бесчувственности и непотрясаемости”. Не помогло
    Чичикову и то, что он очинял своему начальнику
    перья; что “завёл новую тряпку для его
    чернильницы”; что “отыскал где-то его шапку,
    прескверную шапку, какая когда-либо существовала
    в мире, и всякий раз клал её возле него за минуту
    до окончания присутствия”.
    Не поведи Чичиков “наступление” с другого
    боку — не быть бы ему к средним годам коллежским
    советником, чиновником 6-го класса в табели о
    рангах, “на военные деньги” полковником.
    Цели известного рода требуют соответствующих
    средств.
    И Чичиков сподличал, добился того, что “суровый
    повытчик стал даже хлопотать за него” и обернул
    дело так, что “чрез несколько времени сам
    сел повытчиком на одно открывшееся вакантное
    место”.
    Нужно ли теперь удивляться тому, что следующие
    шаги главного героя «Мёртвых душ» по служебной
    лестнице были связаны с откровенным
    мошенничеством, с более или менее остроумными
    афёрами!
    Кстати, и на службе в таможне Чичиков показал
    себя натурой недюжинной: “За службу свою
    принялся он с ревностью необыкновенною.
    Казалось, сама судьба определила ему быть
    таможенным чиновником. Подобной расторопности и
    прозорливости было не только не видано, но даже
    не слыхано”. Находить контрабанду в самых
    невероятных местах мог только своеобразный
    таможенный гений.
    Как известно, Чичиков ждал своего часа. И
    дождался. Афёра с брабантскими кружевами
    озолотила его. Но дело едва не закончилось для
    Чичикова тюрьмой. А товарищ его по таможенной
    афёре именно там и оказался. Самому же Чичикову
    удалось “отвертеться” от уголовного суда с
    огромным трудом. Именно после этого Чичиков
    начинает искать способ довольно быстро
    разбогатеть, не рискуя оказаться за решёткой.
    Таким образом, именно подробный и внимательный
    анализ соответствующего фрагмента 11-й главы
    поэмы «Мёртвые души» позволяет нам понять и
    особенности характера главного героя, и мотивы
    его поступков, его жизненные цели, и многое
    другое.
    Обратим внимание ребят, что “предыстория
    Чичикова” помещена автором практически в конец
    первого тома поэмы, тогда как в других
    прозаических произведениях соответствующие
    страницы чаще всего являются элементами
    экспозиции.

  8. Поэма Гоголя «Мертвые души» состоит из трех композиционных звеньев, тесно связанных между собой. Третье звено (одиннадцатая глава) посвящено описанию жизни главного героя произведения – Павла Ивановича Чичикова.
    Гоголь представляет этого персонажа уже после того, как была изображена среда, в которой он действует, и после того, как он выступил героем фантасмагористических слухов (будто Чичиков – это и Ринальди, и Наполеон, и даже сам антихрист).
    Итак, кто же он таков на самом деле? Биографию Павла Ивановича писатель предваряет емкой характеристикой, демонстрирующей отношение автора к герою: «Итак, припряжем подлеца!»
    Чтобы понять истоки его характера, Гоголь описывает детство Чичикова, те условия, в которых он воспитывался: «Темно и скромно происхождение нашего героя». И действительно, юные годы Павлуши окрашены в серые и унылые тона. У него не было друзей, дома мальчик не знал тепла и ласки, а слушал лишь наставления и упреки.
    Когда наступил положенный срок, Чичикова определили в городское училище, где он должен был существовать совершенно самостоятельно. Перед отъездом отец, «благословляя» сына на взрослую жизнь, дал Павлу несколько наставлений. Он велел мальчику угождать учителям и начальникам: «Коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не успеешь и таланту бог не дал, все пойдешь в ход и всех опередишь». Кроме того, отец наказал сыну не иметь друзей, а уж если с кем и водиться, то только с состоятельными людьми, которые могут в чем-то помочь. А главное, он велел Павлуше «беречь копейку». По мнению Чичикова-старшего, только деньги являются в жизни истинными друзьями.
    Эти слова Павел сделал своим жизненным кредо. Может быть, это были единственные слова, который отец сказал герою в теплой дружеской беседе. Именно поэтому, как мне кажется, Чичиков запомнил их на всю жизнь.
    Итак, наш герой стал воплощать отцовский завет в жизнь. Он лебезил перед преподавателями, старался быть самым послушным и примерным учеником, пусть и в ущерб своим одноклассникам. Кроме того, Павлуша имел дело только с детьми богатых родителей. И – копил каждую копейку. Чичиков стремился заработать деньги всеми возможными способами, и у него это получилось.
    После окончания училища Павел Иванович «ступил на гражданскую стезю». Идя к своей цели – обогащению – Чичиков сменил несколько мест службы: казенную палату, комиссию по постройке казенного здания, таможню. И везде герой считал возможным преступить любой моральный закон: он единственный не дал денег больному преподавателю, обманывал девушку, притворяясь влюбленным, ради «хлебного местечка», разворовывал казенное добро, брал взятки и так далее.
    Судьба много раз разрушала планы героя, оставляла его у «разбитого корыта». Но Чичиков не сдавался – его упорство и вера в себя вызывают невольное восхищение. После нескольких крушительных неудач, когда герой терял буквально все, в голову ему приходит гениальная по своей простоте идея – обогатиться за счет мертвых душ. И он начинает осуществлять свою авантюру, описанию которой и посвящен первый том «Мертвых душ».
    Таким образом, в одиннадцатой главе своей поэмы Гоголь основное внимание уделяет характеристике социального и психологического облика Чичикова. Писатель показывает, что этот персонаж – герой нового времени, его порождение и воплощение. Делец-приобретатель новой буржуазной формации, делающий главную ставку на «капитал», Чичиков – та «страшная и подлая сила», которая приходит в Россию на смену помещикам-«небокоптителям», но неспособна, как и они, содействовать возрождению Отечества.

  9. Противостоять «мёртвым душам» должна удалая,полная силы
    национальность, у которой всё пёстро, ярко, одушевлённо.
    А.Герцен
    Идею поэмы «Мёртвые души» Николай Васильевич Гоголь определил так: «Показать хотя бы с одного боку всю Русь». Сюжет произведения основан на похождениях Чичикова, покупающего «души» крестьян, мёртвых физически, но юридически числящихся живыми. Но не об этих «душах» размышляет Гоголь, не о них говорит нам название произведения. Ёмкий эпитет «мертвые. прежде всего относится к тем живым и здравствующим персонажам, которые мертвы духовно. Это не только сам главный герой, но помещики и чиновники, с которыми встречается на своём пути Чичиков. Павел Иванович Чичиков путешествует по России, скупая души умерших крестьян, и однажды попадает в уездный город NN.
    Однообразны дома с глупыми вывесками, а обитатели города — чиновники и простые жители — люди, не обремененные моральными принципами, живущие сплетнями и не имеющие собственного мнения. Они похожи на кукол — существа с мертвой душой в человеческой оболочке. Встречи Чичикова с пятью помещиками, их портретные зарисовки и характеристики наглядно отражают представление автора о различных формах деградации человека. Манилов и Собакевич, Ноздрёв и Коробочка, Плюшкин — такие, казалось бы, разные характеры, объединены духовной скудостью и пустотой. В полной мере раскрыть образ каждого помещика помогают не только описание его портрета, но и изображение его поместья, дома и даже манеры разговора.
    Первый из встреченных помещиков, Манилов, предстаёт перед нами в образе романтического бездельника и мечтателя. На первый взгляд он выглядит достаточно «живым» персонажем, «не лишён приятности», С восторгом говорит о просвещении, полон планов по благоустройству своего поместья. Но все его мечты нелепы и пошлы. Несмотря на беседку в саду с напыщенной надписью «Храм уединённого размышления», хозяйство находится в полном упадке. Образованности Манилова хватило лишь на вычурные имена детей, а книга, которую он читает, всегда заложена на четырнадцатой странице. Манилов пуст, хотя и пытается скрыть за внешней привлекательностью отсутствие реальных духовных интересов. В образе накопительницы Коробочки уже нет даже тех малейших привлекательных черт, которые отличают Манилова. Её интересы всецело сведены к хозяйству. «Крепколобая» и «дубинноголовая» Настасья Петровна всё время очень боится
    продешевить, даже продавая Чичикову «мёртвые души». Описание портрета помещика Ноздрёва уже приобретает не только сатирические, а кое-где и саркастические черты. Этакий лихой кутила, враль и игрок, именно Ноздрёв разбалтывает на балу у губернатора тайну «мёртвых душ» Чичикова.
    Собакевич не заботится о красоте, потому что не находит в ней пользы, но деревня и хозяйство помещика свидетельствуют об определённом достатке. Его отличительной чертой является хозяйственная жилка — он не разоряет собственных крепостных, зная, что если крестьян кормить, то они будут работать. Собакевич далеко не глуп, и Павлу Ивановичу было тяжело вести с ним дело: каждый хотел надуть другого и боялся продешевить.
    Богатейший помещик губернии Плюшкин замыкает череду образов и отражает предельную степень человеческого падения. Этот персонаж прошёл путь от бережливого хозяина до полусумасшедшего скряги. При этом причина нравственного падения этого человека не в социальных условиях, а в личной трагедии одиночества. Было время, когда у него была семья, жена и дети. Овдовев, а затем и вовсе потеряв семью, Плюшкин становится до крайности подозрительным и мелочным.Все чувства и мысли умерли в нём, осталась одна только безумная идея наживы. У богатого помещика, владельца тысячи крестьянских душ, забитых богатством кладовых и амбаров, добро гниёт, превращаясь в труху. Бессмысленное накопительство привело в упадок хозяйство, разорило его. Вещь для Плюшкина стала дороже человека, даже отцовские чувства погибли в нём. «И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек — восклицает Гоголь. Фамилии гоголевских помещиков стали нарицательными.Перед нами не обычные литературные герои, а типы. Важную роль играет последовательность этих пяти портретных глав. Гоголь ведёт нас от праздного мечтателя Манилова к «дубинноголовой» Коробочке, от неё к бесшабашному моту и шулеру Ноздрёву, затем к Собакевичу и, наконец, при водит читателя к «прорехе на человечестве» — Плюшкину.
    Все пять глав построены по одинаковому принципу. Они показывают, как в крепостнической Руси складывались разные типы помещиков, как крепостное право искалечило души крестьян и их хозяев. В сущности поэма представляет собой настоящее обличение крепостничества и того класса, который вершит судьбу государства.
    Живую жизнь Гоголь видит в простом русском народе, в его трудолюбии, мастерстве и таланте. Писатель показывает и тёмные стороны народной жизни: бесправие, отупение, одичание, — которые явились результатом крепостного права: девочка Пелагея, не умеющая отличить, где правая, а где левая сторона, одичавшие и забитые до крайности плюшкинские Мавра и Прошка. Но за этой социальной подавленностью Гоголь вое-таки видит «живую душу» народа. Крепостной
    плотник Пробка исходил с топором за поясом все губернии. Этот русский богатырь «в гвардию годился бы». Талантливый сапожник Максим Телятников «что шилом кольнет, то и сапоги».
    Каретник Михей создаёт экипажи необыкновенной красоты и прочности. Печник Милушкии в любом доме печь поставит. Гоголю важно показать нам, что в этих простых людях, поставленных государством на колени, превращённых в рабов, всё равно не погибло стремление к свободе. Абакум Фыров, беглый крепостной помещика Плюшкина, не выдержав неволи, шумно гуляет на волжском простор е вместе с бурлаками. Миру «мёртвых душ» Гоголь противопоставляет живую, таинственную, высоконравственную и сильную душу простого русского человека. Будущее страны Гоголь видит в народе, изуродованном крепостничеством, но несломленном, трудолюбивом, умном, духовном. Только вспомнив о душе, можно надеяться на возрождение. Птица-тройка, несущаяся по бескрайней дороге, её неукротимое, вольное движение — желанный образ России Гоголя, образ духовного воскрешения человека.
    План сочинения по литературе:
    1. Вступление.
    Сюжет и идея поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души».
    2. Основная часть.
    2.1 В городе.
    2.2 «Мёртвые души» помещиков:
    а) Манилов;
    б) Коробочка;
    в) Ноздрёв;
    г) Собакевич;
    д) Плюшкин.
    2.3 «Живые души» народа.
    3. Заключение.
    Сочинение и типовой план были взяты на сайте «ИНФО ШКОЛА».

  10. Русь, Русь! Вижу тебя из своего чудного,
    прекрасного далека тебя вижу
    “Мертвые души” — произведение энциклопедическое по широте охвата жизненного материала. Это художественное исследование коренных проблем современной писателю общественной жизни. В композиционном отношении главное место в поэме занимает изображение помещичьего и чиновничьего мира. Но идейным ее стержнем является мысль о трагической судьбе народной. Тема эта необъятна, как и необъятна тема познания всей России. Начиная работать над вторым томом, Гоголь (живший тогда за границей) обращается к друзьям с неустанными просьбами присылать ему материалы и книги по истории, географии, фольклору, этнографии, статистике России, русские летописи, и в особенности “воспоминания о тех характерах и лицах, с которыми случилось кому встретиться на веку, изображения тех случаев, где пахнет Русью”. Но главный путь с постижению России — познание природы русского человека. Каков же, по Гоголю, путь этого познания? Этот путь невозможен без познания самого себя. Как писал Гоголь графу Александру Петровичу Толстому, “найди только прежде ключ к своей собственной душе, когда же найдешь, тогда этим же ключом отопрешь души всех”.
    Такой путь прошел Гоголь в ходе осуществления своего замысла: познание России через русский национальный характер, человеческую душу вообще и свою собственную в частности. Сама Россия мыслится Гоголем тоже в развитии, как и национальный характер. Мотив движения, дороги, пути пронизывает всю поэму. Действие развивается по мере путешествия Чичикова. “Пушкин находил, что сюжет “Мертвых душ” хорош для меня тем, — вспоминал Гоголь, — что дает полную свободу изъездить вместе с героем всю Россию и вывести множество самых разнообразных характеров”. Дорога в поэме предстает прежде всего в своем прямом, реальном значении — это проселки, по которым колесит чичиковская бричка, — то ухабы, то пыль, то непролазная грязь. В знаменитом лирическом отступлении 11-й главы эта дорога с несущейся бричкой неприметно превращается в фантастический путь, по которому летит Русь среди других народов и государств. неисповедимые пути русской истории (“Русь, куда ж несешься ты, дай ответ? Не дает ответа”) пересекаются с путями мирового развитии. Кажется, что это те самые дороги, по которым плутает Чичиков. Символично, что из захолустья Коробочки Чичикова выводит на дорогу неграмотная девчонка Пелагея, не знающая, где право, где лево. Так и конец пути, и его цель неведомы самой России, движущейся неизвестно куда по какому-то наитию (“мчится, вся вдохновенная Богом!”)
    Итак, в движении, развитии находится не только Россия, но и сам автор. Судьба его неразрывно связывается с судьбой поэмы и судьбой страны. “Мертвые души” должны были разрешить загадку исторического предназначения России и загадку жизни их автора. Отсюда — патетическое обращение Гоголя к России: “Русь! Чего же ты хочешь от меня? Какая непостижимая связь таится между нами? Что глядишь ты так, и зачем все, что ни есть в тебе, обратило на меня полные ожиданья очи?”
    Русь, народ, его судьба. “Души живые” — это надо понимать широко. Речь идет о “людях низкого класса”, изображенных в поэме не крупным планом в общей панораме событий. Но значение тех немногих эпизодов, в которых непосредственно изображается народная жизнь, в общей системе произведения чрезвычайно велико.
    Типаж, представляющий Россию, весьма разнообразен. От малолетней девочки Пелагеи до безымянных, умерших или беглых, работников Собакевича и Плюшкина, которые не действуют, а лишь мимоходом упоминаются, перед нами проходит обширная галерея персонажей, многоцветный образ народной России.
    Широкий размах души, природная сметка, мастеровитость, богатырская удаль, чуткость к слову, разящему, меткому, — в этом и во многом другом проявляется у Гоголя истинная душа народа. Сила и острота народного ума сказались, по мысли Гоголя, в бойкости, меткости русского слова (глава пятая); глубина и цельность народного чувства — в задушевности русской песни (глава одиннадцатая); широта и щедрость души в яркости, безудержном веселье народных праздников (глава семь).
    Рисуя шумный разгул на хлебной пристани, Гоголь поднимается до поэтического воспевания народной жизни: “Веселится бурлацкая ватага, прощаясь с любовницами и женами, высокими, стройными, в монистах и лентах, хороводы, песни, кипит все площадь”.
    Живая сила народа подчеркнута и в нежелании крестьян терпеть гнет. Убийство заседателя Дробякина, массовое бегство от помещиков, ироническая издевка над “порядками” — все эти проявления народного протеста бегло, но настойчиво упоминаются в поэме. Воспевая народ и национальный характер, писатель не опускается до тщеславия, слепоты. И в этой точности, честности его взгляда кроется действенное отношение к русской жизни, энергичный, а не созерцательный патриотизм. Гоголь видит, как искажаются высокие и добрые качества в царстве мертвых душ, как гибнут крестьяне, доведенные до отчаяния. Судьба одного мужика заставляет автора воскликнуть: “Эх, русский народец! Не любит умирать своей смертью!” Разрушение добрых задатков в человеке подчеркивает, как современная Гоголю жизнь, все еще не отмененное крепостное право губит народ. На фоне величественных, бескрайних просторов России, лирических пейзажей, которыми пронизана поэма, реальные картины жизни кажутся особо горькими. “Здесь ли, в тебе ли не родиться беспредельной мысли, когда ты сама без конца? Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему?” — восклицает Гоголь, думая о возможностях Родины. Размышляя над образом России в поэме “Мертвые души”, я бы сделал такой вывод: отбросив все “лирические моменты”, это произведение представляет собой прекрасное руководство по изучению России начала XIX века с точки зрения гражданской, политической, религиозной, философской и экономической. Не нужны толстые тома исторических энциклопедий. Нужно всего лишь прочитать “Мертвых душ”.

  11. Н. В. Гоголь коротко показывает читателю, как сформировался характер Чичикова. Уже в детстве он был предприимчив и беспринципен. Его целью была только нажива, нажива любой ценой. Только деньги его интересовали, до людей ему не было никакого дела. Возможно, он стал таким, поскольку был из достаточно бедной семьи, не имел тогда доступа в высшее общество, а ему этого очень хотелось.
    Подрастая, Чичиков сообразил, где можно более успешно заниматься всякими махинациями, и стал чиновником. Это занятие дало ему возможность проворачивать «не очень чистые дела». Чистота дела никогда не интересовала Павла Ивановича, никакими сомнениями он не страдал.
    Именно это отсутствие сомнений в своем праве творить все, что хочешь, и делает лицо Чичикова таким гладким и безмятежным. Павел Иванович ведет себя на публике крайне прилично. Гоголь сообщает: «Нужно знать, что Чичиков был самый благопристойный человек, который когда-либо существовал в свете». Эта благопристойность – маска, скрывающая истинную натуру Чичикова: натуру хищника, холодного, расчетливого, равнодушного.
    Благопристойность Чичикова со стороны читателю кажется какой-то ненастоящей. Он так ведет себя потому, что очень хотел освоить светские манеры, а когда освоил, стал их применять неумеренно. Манеры уже есть, не хватает только денег. А их Павел Иванович готов добывать любой ценой. Это делает его ещё более опасным. Сам Гоголь считал Чичикова подлецом. И я с ним согласен.

  12. Поэму «Мёртвые души» Н.В.Гоголь писал целых 17 лет. Сюжет ему подсказал А.С.Пушкин. Гоголь задумал свое произведение по подобию «Божественной комедии» Данте. I том «Ад», II том «Чистилище», III том – «Рай». Но второй том он не дописал, а в последствие вообще сжёг,а к третьему так и не приступил. Основу сюжета составляют «приключения» главного героя с его аферой – он скупал мертвые души, т.е. умерших крестьян. Гоголь увлекал читателя интересным ходом событий, часто мистического характера. В «Мёртвых душах» существуют три сюжетные линии, взаимодействующие друг с другом: это похождения Чичикова, описания жизни и быта помещиков и служба  чиновников.
    Завязка сюжета происходит с момента появления Чичикова в городе NN. С одной стороны никто не заметил его приезда, с другой – все чиновники города заинтересовались новым человеком. Чичиков знакомится с нужными ему людьми, устанавливает полезные связи, чтобы осуществить свой план. Именно в городе он знакомится почти со всеми помещиками, к которым потом отправляется в гости и предлагает выгодную сделку. Здесь как раз и начинается развитие действия: вторая глава – Манилов, третья – Коробочка, четвертая – Ноздрев, пятая – Собакевич, шестая – Плюшкин.
    В каждой главе Гоголь сатирически показывал отдельные качества жизни, быта русских помещиков, обличение души происходит постепенно. Последним из помещиков предстаёт перед нами Плюшкин. Он единственный из всех помещиков нарисован Гоголем несчастным, и мы узнаем причины его нынешнего жалкого положения, прочитав историю его жизни. Все другие помещики представлены Гоголем бездушными изначально, а Плюшкин сам довел себя до такой никчемной жизни, он оказался «прорехой на человечестве».
    Гоголь дал описание не только помещиков, но и чиновников, так как этот общественный слой был не менее важным в России. Отношение чиновников к службе, государственному долгу вызывает у читателей иронию, потому что все чиновничьи дела основывались на корысти, угодничестве и взяточничестве.
    Конечно, главный герой поэмы – Павел Иванович Чичиков. В поэме есть отдельная глава (11), посвященная именно истории жизни Чичикова. Читатель видит его с самого рождения, годы учебы, поступление на службу, и может проследить линию развития таких его качеств, как предприимчивость, тягу к деньгам, экономность, умение торговать и зарабатывать на пустом месте. Чичиков умел справиться со всеми препятствиями, стоявшими на его пути, чтобы придти к единственной цели в жизни – накопление капитала. Чичиков угрожающе деятелен и беспощаден. Он идет на всякую подлость для достижения своих корыстных целей. Подлость Чичикова состояла в том, что он хотел заложить «мёртвых» крестьян в опекунский совет, который управлял воспитательными домами. Деньги шли на содержание сирот. Выходит, Чичиков собирался разбогатеть на голодных и бедных детях? Теперь мы видим, насколько афера Чичикова была безнравственна.
    < Предыдущая Следующая >

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *