Сочинение на тему мертвые души 9 класс

13 вариантов

  1. Поэма “Мертвые души” была написана в 1841 году. Русь крепостников и чиновников описана Гоголем со всей беспощадностью великого реалиста. Помещичье дворянство являлось основной политической силой России. Помещики владели не только землей, но и людьми, подобно тому, как человек может владеть какой-нибудь вещью.
    Основу сюжета поэмы составляет афера Чичикова, который, путешествуя по русской провинции, скупает “мертвые души”. Мертвыми душами называли крестьян, которые числились живыми по спискам до очередной ревизии, а поэтому за них нужно было платить налог. Чичиков хотел купить землю в Херсонской губернии и стать по бумагам владельцем крепостных. Под залог этого имущества он хотел получить ссуду, а потом пустить деньги в оборот, получив большой доход.
    Автор, следуя за своим героем, показал самые различные типы крепостников-помещиков.
    Создать живописные образы помещиков Гоголю помогает искусное владение деталью в
    описании и быта, и характеров героев.
    Один из таких помещиков — Манилов. Интерьер его дома, как и все имение, свидетельствует о характере хозяина. Речь Манилова соответствует его натуре — сладкая,
    бессодержательная. Он постоянно о чем-то думает, живет как-будто вне жизни. Мысли его пусты, мечтания — бессмысленны. Манилов не занимается своим хозяйством, а носится с какими-то идеями. Гоголь подчеркивает, что Манилов, находясь раньше в полку, считался одним из самых образованных офицеров. Одной этой фразой Гоголь раскрывает нам уровень офицеров николаевской армии. Манилов — непрактичный человек. Он не задумывается над странной просьбой Чичикова и дарит ему мертвые души.
    В отличие от Манилова, Коробочка жадна. Знакомство с ней начинается с описания ее имения: “…узенький дворик весь был наполнен птицею и всякой домашней утварью”. В комнате у Коробочки было множество картин с изображением животных. Хозяйственность Коробочки граничит с суетливой бестолковостью. Гоголь описывает Коробочку как ограниченную помещицу, недаром Чичиков называет ее “дубинноголовой”. Единственное, что ее волнует, так это деньги и чтобы как-нибудь
    не продешевить.
    Все помещики, показанные в поэме, хотя и различны по своим внешним качествам, но все
    они похожи друг на друга своей бездуховностью, внутренней ограниченностью. Даже живой и общительный Ноздрев, который при первой встрече производит впечатление человека добродушного и веселого, поражает своей духовной нищетой. Ноздрев — человек капризный, взбалмошный и даже злой, если что-нибудь оказывается ему не по вкусу. Автор называет Ноздрева человеком поступков. Но все поступки Ноздрева без разумной цели.
    Как всегда, интерьер соответствует характеру помещика: “В кабинете, в котором, впрочем, не было заметно следов того, что бывает в кабинетах, то есть книги или бумаги, висели только сабли, да два ружья”. Речь Ноздрева соответствует основным чертам его
    характера, она стремительна, неуправляема.
    Собакевич, такой же крепкий, как и его хозяйство. Он считает, что крестьяне должны как можно больше трудиться на помещика, и добротные избы крестьян — это как залог их
    работоспособности. Материальный интерес — единственный интерес в его жизни. И даже за мертвые души Собакевич старается поднять цену как можно выше.
    Крайней степенью деградации является Плюшкин — “прореха на человечестве”. Это — единственный помещик, чья история жизни прослеживается полностью. Этот образ не только комичен и сатиричен, но и трагичен. Имение Плюшкина напоминало “вымершее место”, и единственное, что могло привлечь, это сад, находившийся позади дома. Даже внешне Плюшкин был похож на нищего, хотя был богатым помещиком. Но все это богатство копилось без цели, не находя никакого употребления, поэтому Плюшкин становится скупым и жадным.
    Поэма раскрывает сущность имущих людей.

  2. Современник А. С. Пушкина, Н. В. Гоголь создавал свои произведения в тех исторических условиях, которые сложились в России после неудачного первого революционного выступления — выступления декабристов в 1825 году. Обращаясь в произведениях к важнейшим историческим проблемам своего времени, писатель пошел дальше по пути реализма» который был открыт Пушкиным и Грибоедовым. В. Г. Белинский писал: “Гоголь первый взглянул смело и прямо на русскую действительность”.
    Н. В. Гоголь был наделен даром необычайной наблюдательности, самые мельчайшие подробности не ускользали от его внимания. Делая свои сокровенные наблюдения над человеком и окружающей его действительностью, анализируя их, писатель в результате приходит от разрозненных реальных черт к созданию целостного портрета современности.
    Обобщение, к которому гоголевская художественная мысль всегда тяготела, получает в “Мертвых душах” новую форму. “Мне хочется в этом романе показать… всю Русь”, — писал он в письме Пушкину.
    Н. В. Гоголь ненавидел крепостное право, поэтому в поэме “Мертвые души” он гневно изобличает крепостничество, которое ведет к обнищанию страны, к экономической и культурной отсталости ее, к вымиранию крестьянства.
    “Мертвые души” — это поэма о России. Автор удачно выбрал сюжет и сумел воплотить свой замысел. Понятие “мертвые души” многообразно преломляется в поэме, постоянно переходя из одной смысловой плоскости в другую (мертвые души — как умершие крепостные и как духовно омертвевшие помещики и чиновники). Однако с понятием омертвления человеческой души связана надежда на горячо желаемое возрождение. Поэтому мы можем говорить о том, что главной тревогой и заботой автора была именно живая Россия.
    Герой поэмы Павел Иванович Чичиков побывал во многих местах, видел бескрайние русские просторы, встречался с чиновниками, помещиками и крестьянами. Он видит убогую крестьянскую Русь с покосившимися избами. Да и помещичьи усадьбы не отличаются большим порядком. Всего много у Плюшкина, но добро и хлеб гибнут без пользы людям, хозяину и государству. Манилов бесхозяйственный, беззаботный, его усадьба заброшена. Ноздрев — игрок и пьяница, его хозяйство в полном упадке, никому не приносит пользы. А ведь на этих помещиках держится царское самодержавие. Прочна ли опора? Счастлив ли народ? Богато ли такое государство?
    В поэме миру угнетателей — “мертвых душ” противопоставлен многострадальный русский народ, нищая, но полная скрытой жизни и внутренних сил Русь.
    Родина — это прежде всего народ. Н. В. Гоголь с большим мастерством изобразил в поэме простых русских людей. С первых же строк произведения мы видим двух мужиков у двери кабака. Они пришли утопить вековое горе в вине, они еще не знают, что делать, как изменить жизнь, но у них уже зародилась ненависть к угнетателям.
    Читая поэму, мы знакомимся с крепостными помещиков Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича, Плюшкина. Это бесправные люди, но все они, живые и мертвые, предстают перед нами великими тружениками. Эти крепостные своим трудом создали богатство помещикам, только сами живут в нужде, мрут, как мухи. Они безграмотны и забиты, они не пытаются что-либо сделать для улучшения своей жизни. Слуга Чичикова Петрушка, кучер Селифан, дядя Митяй и дядя Миняй, Прошка, девочкаПелагея, которая “не знает, где право, где лево”, — все они бесправные, приниженные, дошедшие до отупения. Узок духовный мир этих людей. Их поступки вызывают горький смех. Петрушка, читая книгу, следит затем, как из отдельных букв получаются слова, дядя Митяй и дядя Миняй не могут развести лошадей, запутавшихся в постромках; плюшкинские Прошка и Мавра забиты до крайности.
    Свойством душевного склада Гоголя, качеством его психологии и интеллекта было восприятие “всей громадно несущейся жизни сквозь видимый миру смех и незримые, неведомые ему слезы”, – писал Ф. М. Достоевский. Но сквозь эти “слезы”, в этой социальной подавленности Гоголь увидел живую душу “бойкого народа” и расторопность ярославского мужика. Он с восхищением и любовью говорил о способностях народа, его смелости, удали, трудолюбии, выносливости, жажде свободы.
    “Русский человек способен ко всему и привыкнет ко всякому климату. Пошли его жить на Камчатку, да дай только теплые рукавицы, он похлопает руками, топор в руки, и пошел рубить себе новую избу”.
    Крепостной богатырь, плотник Пробка, “в гвардию годился бы”. Он исходил с топором за поясом и сапогами на плечах все губернии. Каретник Митяй создавал экипажи необыкновенной прочности и красоты. Печник Милушкин мог поставить печь в любом доме.
    Талантливый сапожник Максим Телятников – “что шилом кольнет, то и сапоги, то и спасибо”.
    Еремей Скороплехин одного оброку приносил по пятьсот рублей! Однако “…нет житья русскому человеку, все немцы мешают, да русские помещики шкуру дерут”.
    Крепостные показаны хорошими работниками, с увлечением они выполняют всякое дело, с таким же увлечением отдаются веселью.
    Гоголь ценил в народе природный талант, живой ум, острую наблюдательность: “Как метко все, что вышло из глубины России …бойкий русский ум, что не лезет в карман за словом, не высиживает его, как наседка, а влепливает сразу, как пашпорт, на вечную носку”.
    Гоголь видел в русском слове, в русской речи отражение характера своего народа.
    В поэме показаны крестьяне, которые не мирятся со своим рабским положением и бегут от помещиков на окраины России.
    Абакум Фыров, не выдержав гнета неволи у помещика Плюшкина, бежит на широкий волжский простор. Он “гуляет шумно и весело на хлебной пристани, подрядившись с купцами”. Но нелегко ему ходить с бурлаками, “таща лямку под одну бесконечную, как Русь, песню”. В песнях бурлаков Гоголь слышал выражение тоски и стремления народа к другой жизни, к прекрасному будущему: “Еще доселе загадка, – писал Гоголь, – этот необъятней разгул, который слышится в наших песнях, несется куда-то мимо жизни и самой песни, как бы сгорая желанием лучшей отчизны, по которой тоскует со дня создания человек”.
    Тема крестьянского бунта возникает в девятой и десятой главах. Крестьяне сельца Вшивая Спесь, Боровки и Задирай-лово убили заседателя Дробяжкина. Судебная палата дело замяла, так как Дробяжкин мертвый, пусть будет в пользу живых. Но среди мужиков не нашли убийцу, не выдали мужики никого.
    Капитан Копейкин искалечен на войне. Он не мог работать и поехал в Петербург хлопотать себе помощь, но ему вельможа велел ждать, а когда надоел ему Копейкин, то грубо ответил: “Ищи сам средства для жизни”, да еще пригрозил вызвать исправника. И пошел капитан искать средства в дремучие леса, в шайку разбойников.
    Неспокойно в крепостническом государстве. Полна скрытой жизни и внутренних сил Русь “с другого боку”, и неизвестно, чем обернется “разгул широкой жизни” народной… Не видят этого равнодушные очи помещиков и правителей, занятых своими мелкими интересами, чуждых любви к родине, отмахивающихся от патриотов советами “искать сами себе средств”…
    Ну, что ж, Россия найдет средства сдвинуть с места свою бедную, бесприютно раскинувшуюся на широчайших пространствах жизнь. Гоголь не знает, какие это будут средства, но искренне верит в силы русского народа и великое будущее России: “Русь! Русь! Вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу: бедно, разбросано и неприютно в тебе, открыто, пустынно и ровно все в тебе; …но какая же непостижимая… сила влечет к тебе? Почему слышится и раздается твоя тоскливая… песня? Что пророчит сей необъятный простор? Здесь ли, в тебе ли не родиться беспредельной мысли, когда ты сама без конца? Здесь ли не быть богатырю, когда есть места, где развернуться и пройтись ему?”
    Горячая вера в скрытые до времени, но необъятные силы своего народа, любовь к родине позволили Гоголю представить ее великое и прекрасное будущее. В лирических отступлениях он рисует Русь в символическом образе “необгонимой птицы-тройки”, воплощающей могущество неисчерпаемых сил Родины. Думой о России кончается поэма: “Русь, куда же несешься ты, дай ответ? Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный… воздух; летит мимо все, что ни есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства”.
    Смех сквозь слезы в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”
    Н. В. Гоголь вошел в литературу как непревзойденный мастер смеха. Повести Гоголя, его поэма “Мертвые души” просты по сюжету, прозрачны по разборке характеров. И тем не менее существует неразгаданная и не поддающаяся разгадке тайна Гоголя и тайна этого смеха. Н. В. Гоголь смеется над глупым, смешным, страшным, пошлым, но его смех печален. Эта печаль — результат трагического несоответствия между идеалом и обыденностью, мечтой и реальностью.
    Не все просто у Н. В. Гоголя и в выборе объекта осмеяния. У него может быть смешон разбойник капитан Копейкин и страшен рачительный хозяин Собакевич. Гоголь смеется над нечистой силой, но человек в зеркале его книг ужасает беспросветной ограниченностью, пошлостью, духовной нищетой.
    Гоголь смеется как грустный клоун, смеется, чтобы не плакать. Прослушав “Мертвые души”, Пушкин сказал: “Боже, как грустна наша Россия”.
    После выхода поэмы в чем только не обвиняли Гоголя, якобы унизившего Россию и ее народ. Но только человек, бесконечно преданный родине, может так смеяться над всем, что ее уродует.
    У Н. В. Гоголя нет смеха ради смеха, он никогда не имеет в виду развлечь скучающую публику. Он мечтает об отклике, о том, чтобы каждый, прочитав и посмеявшись, строго заглянул себе в душу: а я не Чичиков? Не Ноздрев? Не Плюшкин?
    Гоголь пародирует и высмеивает привычные “идеалы”: благопристойный брак, “красавицу дочь и резвунчика мальчишку”, преклонение перед внешними приличиями, достоинство человека, исчисляющееся в звонкой монете. Очищенные горьким смехом, вновь открываются нам подлинные ценности: любовь к родине, чувство истории, вера в справедливость, любовь. Смех Гоголя не унижает, он дает погибшему шанс воскреснуть. Это смех с надеждой на то, что в самой зачерствелой человеческой душе, даже в душе Плюшкина, есть уголок, куда проникает свет счастья и добра. Даже Чичиков может вспомнить о том времени, когда его жизнь была освещена иным светом, о невинности и чистоте детства, о материнской любви. Светлый смех должен помочь человеку вернуться к своим началам уберечь его от низменного, пошлого существования.
    Н. В. Гоголь никогда не смеется зло. Он знает: милосердие — основа всего, а не осуждение. Его смех не знает о вечном проклятье, это веселье, возвышающее душу. Пушкин писал, что Гоголь заставляет людей “смеяться сквозь слезы грусти и умиления”.
    В чем современность характера Чичикова
    (По поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”)
    Николай Васильевич Гоголь создал большое число интересных характеров. Среди этого пестрого разнообразия выделяется по-настоящему удивительный персонаж — Павел Иванович Чичиков.
    Мы знакомимся с Чичиковым в первой главе “Мертвых душ”. Обращает на себя внимание то, что он ничем не выделяется — ни молод, ни стар, не красавец, но и не дурной наружности, не слишком толст и нельзя сказать, чтобы тонок. В создании Чичикова — этого воплощения усреднен-ности — проявилась гениальность Гоголя. По канонам русской литературы того времени, такой человек как Павел Чичиков не мог быть героем большого литературного произведения, тем более названного автором поэмой.
    Характер Чичикова находится где-то между точным расчетом и преступлением. Этот человек необыкновенно приличной наружности ведет противозаконную деятельность. Чичиков, по большому счету, ворует деньги у опекунского совета — организации, призванной заниматься проблемами социально незащищенных граждан. Попади Чичиков в руки правосудия — и ему гарантированы каторжные работы и поражение в правах, то есть лишение дворянского звания. Следя за похождениями Чичикова, всегда нужно помнить об этом. На протяжении всех одиннадцати глав первого тома “Мертвых душ” Павел Иванович, что называется, “ходит под статьей”. И только благодушие и всеобщая душевная спячка окружающих экономического преступника людей позволяют Чичикову на первый раз избежать наказания.
    Чичиков — отличный предприниматель. Он виртуозно совершает свои сделки, умеет подыскать ключик к каждому из деловых партнеров. Кроме того, Павел Иванович блестяще устраивает для себя административную поддержку, так называемую “крышу”. В сферу его деятельности попадают многие из местных политиков. Продавцы мертвых душ отчасти понимают противозаконность этих торговых операций, однако соблазн получить деньги фактически ни за что делает их соучастниками Чичикова.
    Еще современники Гоголя замечали, что купля-продажа мертвых душ, согласно действовавшему тогда законодательству, была невозможна. Но время стерло эти несообразности, и мы не без удовольствия наблюдаем за деловой активностью Павла Ивановича. Наверное, многие из читателей могут позавидовать тем простым временам, когда обмануть государство было так просто — нужны лишь хорошая идея, немного денег и личное обаяние, которым Чичиков обладал в полной мере.
    Упомянув деловые и человеческие качества Павла Ивановича Чичикова, нельзя не остановиться на современности его характера. Современники Гоголя восприняли главного героя “Мертвых душ” с плохо скрываемым отвращением. Сегодня Чичиков выглядит как вполне симпатичный и достаточно безобидный жулик. Действительно, Павел Иванович не нанимал киллеров для убийства конкурентов, не покупал голоса депутатов Государственной думы, не торговал оружием и наркотиками, не развращал малолетних. Сегодня Чичиков, безусловно, добился бы определенных успехов в бизнесе, однако значительных высот ни за что бы не достиг. Вероятно, Павлу Ивановичу недостало бы цинизма и крайней жестокости, прославивших нынешних чиновников далеко за пределами СНГ.
    Говоря о характере Павла Ивановича, нельзя не сказать о том, что Гоголь намеревался сделать своего героя достойным человеком. Речь о духовном совершенствовании Чичикова должна были идти в сюжетном втором и недопи-санном третьем томах поэмы “Мертвые души”. Можно только представить, какие испытания, какие духовные борения пришлось бы пережить этому прирожденному предпринимателю, чтобы стать другим. К счастью, в русской литературе навсегда остался только первый и единственный том “Мертвых душ” — одно из лучших произведений, написанных на русском языке.
    Исполнил ли Чичиков завет отца?
    (По поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”)
    Павел Иванович Чичиков был сыном бедных дворян. Сразу после рождения “жизнь взглянула на него… кисло-неприютно”. Мальчик запомнил из своего детства только шарканье и кашель отца, корпение над прописями, щипки за ухо и вечный отцовский рефрен: “не лги, послушествуй старшим”. Однако эти отцовские наставления Павлуша позабыл, а вот другое – “береги и копи копейку” – исполнил в точности. “Все перешибешь на свете копейкой”, -говорил Иван Чичиков, и слова эти глубоко запали в душу мальчика.
    Путь Павла Ивановича Чичикова к успеху был долгим и необыкновенно трудным. Поэтому главный герой “Мертвых душ”, несмотря ни на что, заслуживает уважения. Начав свою карьеру с должности мелкого чиновника, Чичиков сумел выделиться из массы неразвитых и ограниченных сослуживцев не вполне честным путем. Шагнув на следующую ступеньку карьеры, Павел Иванович почувствовал, что стены, окружавшие его, подаются: дальше все пошло легче. Сделавшись таможенным чиновником, Чичиков достиг просто ошеломляющих успехов. Он сделал это уже прямо противозаконным путем, прибегнув к злоупотреблению служебным положением, взяточничеству и другим способам достижения заветной цели, – богатства и респектабельности. Экономические преступления Чичикова стали предметом расследования, но Павел Иванович, применив всю свою изворотливость и гибкость, спасся от карающей длани правосудия. “Зацепил, проволок, сорвалось — не спрашивай”, — так думает Чичиков о своем временном поражении.
    Здесь Павел Иванович выступает как человек большой силы воли: потеря денег и собственного реноме не сломала его, а лишь придала ему, если так можно выразиться, несколько иную форму. Чичиков узнает о возможности спекулировать мертвыми душами, и его деловая жилка вновь начинает играть. И вновь Чичиков поднимается на высокую ступень предпринимательского успеха, и вновь терпит поражение. Он вынужден бежать из города, чтобы, как писал Гоголь в сохранившихся отрывках из сожженного второго тома поэмы, стать “развалиной прежнего Чичикова”.
    Можно ли сказать, что Павел Иванович Чичиков исполнил завет отца? И да, и нет. Чичиков всеми силами стремился “беречь и копить копейку”, однако обстоятельства жизни раз за разом восставали против него. Гоголь не объясняет глубинных причин неуспеха Чичикова, ограничиваясь констатацией фактов. По замыслу автора, такой герой как Чичиков нуждался в нравственном исправлении, и провалы в его деловой карьере, вероятно, были своеобразным предупреждением судьбы.
    Павел Чичиков исполнил отцовские наставления со всей ответственностью. Однако он действовал и от противного. На протяжений всей жизни Чичиковым владело желание уйти подальше от тяжелого наследия детства и юности в мир деловой жизни, комфорта, респектабельности. Роль отца нашего героя в этом случае представляется двойственной — он и учитель жизни, и некий жизненный жупел для Чичикова-сына.
    В советском литературоведении было принято всячески поносить героев “Мертвых дут”. Особенно доставалось, кажется, именно Чичикову. С нынешней точки зрения Павел Иванович едва ли не ангел. Да, он намеревался обокрасть опекунский совет, занимавшийся в том числе проблемами обездоленных граждан. Но стоит ли сомневаться в том, что мощная финансово-экономическая система императорской России возместила бы этот небольшой в масштабе государства ущерб? Сироты в этом случае ни в коей мере не пострадали бы. Но все это только предположения.
    Новаторство Гоголя, создавшего образ Павла Чичикова, не в последнюю очередь состоит в том, что писателю удалось показать, как формируется не только личность, но и подсознание героя. Ведь и на самой вершине деловых успехов, и в пучине бедствий душа Чичикова жила тем же, что и в глубоком детстве, — шарканье и кашель отца, родительские наставления, вечная сырая осень за окнами старого помещичьего дома, бесконечная лента дороги, убегающая в необозримую даль, вечный сон, Россия.
    Поместье и его владелец
    (сочинение-миниатюра)
    Люди давно подметили, что дом человека — не только его крепость, но и его зеркало. Любой дом несет на себе отпечаток личности его владельца. Н. В. Гоголь до предела довел эту черту в “Мертвых душах”, и сходство стало почти гротескным, так что получились как бы двойные портреты героев поэмы.
    Чичиков в своих разъездах и хлопотах посещает потенциальных продавцов мертвых душ, и каждое дворянское поместье точно отражает характер хозяина.
    Подъезжая к имению Собакевича, Чичиков обращает внимание на прочность, добротность, основательность мужицких изб. Все построено на века. Но вот о чем хозяин не заботится, так это о красоте и изяществе. В сражении с местным архитектором безнадежно проигрывает последний:. запланированные окна заколочены, без всякой симметрии прорублено крошечное окошко. Дом с уродливыми пристройками, все подчинено удобству и практичности. Зато сложены строения из прочнейших бревен, даже колодец — из вековых деревьев, которые идут “только на корабли”. И в доме каждая вещь на диво прочна и до ужаса уродлива. Все будто кричит: “и я Собакевич”. Не только дом и обстановка, но и жена, и даже меню обеда под стать Собакевичу — прижимистому, хитрому, рачительному хозяину и кулаку.

  3. Бессмертная поэма Гоголя «Мертвые души» открывает перед нами не только быт и нравы российского общества середины 19 века, но и показывает человеческие пороки, которые были присуще ему. Центральное место в своем произведении автор уделяет человеку нового образца – предпринимателю Чичикову Павлу Ивановичу.
    Главного героя природа наделила недюжими умственными способностями. В его голове зародилась и нашла свое развитие гениальная афера. Найдя не точности в тогдашнем законодательстве, Чичиков решает оформить банковский кредит, а в залог оставить крестьянские души. Только на самом деле эти крестьяне были уже давно мертвы, но на бумаге числились еще живыми и здоровыми. Для осуществления своей идеи Чичиков отправляется в город NN, где у местных помещиков за гроши скупает мертвые крестьянские души.
    Главному герою удается расположить к себе всех чиновников и помещиков города NN. О Чичикове начинают говорить, как о деловом и порядочном человеке. Каждый чиновник и помещик пытается пригласить Павла Ивановича к себе в гости, и он с радостью соглашается.
    Перед нами открывается целая плеяда помещиков, которые сами по себе являются сильными и яркими личностями, но которые закрылись в своем собственном мире.
    К примеру, помещик Манилов был достаточно умным и образованным человеком. В обществе он слыл эстетом. Но реализовать себя он так и не смог. Манилов стал заложником своих мечтаний и воздушных замков. Он не был приучен к физическому труду, все его планы остались только планами, а на мир он смотрел «сквозь розовые очки».
    В противовес Манилову Гоголь показывает нам помещика Собакевича. Он был человеком физического труда. Своей цели добивался силой и смекалкой. Собакевичу были чужды мечтания. Единственное, что его интересовало – материальный достаток. Собакевич пытается даже за мертвые души своих крестьян выторговать максимальную цену.
    Следующей мы знакомимся с помещицей Коробочкой, к которой Чичиков попадает случайно. Коробочка символизирует застой и ограниченность. Это подтверждается часами в ее доме, которые давно уже остановились. Целью ее жизни стала продажа пеньки и пуха.
    Помещик Ноздрев стал воплощением широкой русской души. Азарт и авантюризм стали основными принципами жизни Ноздрева. Для него не существовало ни обычаев, ни законов. Он жил по зову своего сердца.
    Последним помещиком, с которым нас знакомит Гоголь, стал Плюшкин. Автор отзывается о нем, как о «прорехе на теле человечества». Свою жизнь Плюшкин свел к бездумному накопительству. Даже обладая огромным состоянием, он голодал и морил голодом своих крестьян.
    Характерным является то, что ко всем этим «разным» людям Чичиков сумел найти подход и получить желаемое. С одними он мягкий и воспитанный, с другими – твердый и грубый, с третьими – хитрый и расчетливый. Все эти качества, смекалка и сообразительность, упорство заставляют нас восхищаться главным героем поэмы «Мертвые души».
    Для понимания внутреннего мира Чичикова, Гоголь обращается к детству главного героя и к тем условиям, в которых рос маленький Павлуша. Единственным детским воспоминание Чичикова стали наставления отца о необходимости «беречь копейку». И поэтому, всю свою жизнь главный герой посвятил исполнению завета отца.
    В «Мертвых душам» мы можем увидеть многие человеческие пороки, которые отражены в образах героев произведения. Гоголь с тревогой и переживанием относился к такому положению дел и надеялся, что когда-то придет время и «мертвые души» нашего общества возродятся.

  4. Чичиков, слушая отца смог окончить учебу с хорошими отметками и прекрасными рекомендациями от педагогов. Он был хитрым. Чичиков просил одноклассников, что бы те с ним поделились, а затем эти вещи продавал им за деньги. Павел был смышленым и умным парнем. Однажды парень смастерил поделку из воска и продал ее. Потом он поймал мышку, выдрессировал ее и тоже получил от этого хорошую прибыль. Он был смышленым парнем с математическим складом ума. Он прекрасно считал в уме.
    Внешность у Паши была довольно привлекательной. У  него было красивое лицо и мужественный подбородок. Чичиков был слегка упитанным.
    Главной целью Павла было разбогатеть. Он хотел жить на широкую ногу и ни в чем себе не отказывать. Чичиков хотел обеспечить себе и своим будущим детям безбедную жизнь. Закончив учебу, он сразу же отправился на службу. Он нравился своему начальству, потому что мастерски умел угождать. Когда Чичиков освоился, он начал брать взятки, за что и был уволен. За это время он накопил хорошую сумму денег.
    Он постоянно выдумывал новые схемы и авантюры. Однажды он придумал закупить мертвые души и продать их дорого как живые. Чичиков был прекрасным психологом. Он умел находить подход к людям. Ему часто приходилось лицемерить. Он претворялся благородным человеком. Он прекрасно играл роль знатного и богатого человека. Единственное что могло выдать его бедное происхождение это незнание французского языка.
    В принципе Павел был подлым и корыстным человеком. У него водились деньги. Чичиков всегда подавал милостыню нищим. С женским полом он старался не общаться потому, что был уверен, что до добра отношения ни приведут. Он не был романтиком.
    Чичикова нельзя считать полностью отрицательным персонажем. У него были положительные качества, но все они меркли на фоне негативных черт характера. Мужчина был приспособленцем, эгоистом и жадным к деньгам. Но. Несмотря на это он умел веселиться и имел чувство сострадания.

  5. У Гоголя имеется огромное количество разных произведений. И многие из них изучаются в школе. Одним из произведений является «Мертвые души», где главным героем стал Павел Чичиков. Каждый читатель на него смотрит по-разному. Для многих он обаятельный и милый человек. Вот только ни для кого не секрет, что на всех остальных людей он смотрит свысока и на их проблемы ему наплевать.
    Его родители были небогатыми людьми и поэтому ему всегда хотелось иметь все что имеют другие люди. А вот отец всегда давал ему разные наставления, которые он не применял в жизни и постоянно обходил мимо. Он учил своего сына, чтобы у него были только богатые друзья, которые всегда смогут ему помочь и выручить из любой ситуации. Кроме этого он учил еще тому, чтобы ничего никому не отдавать и все беречь для себя.
    Его никто никогда не видел в безобразном виде, а все, потому что он всегда следил за своей внешностью и каждый день надевал новые и чистые вещи. Ему всегда хотелось жить в богатстве, но этого добиться не так-то просто. Ему не стыдно было показаться в обществе, потому что знал как себя вести и что говорить. А вот у него на этот счет имеется свое мнение. Он думает, что для того чтобы быть богатым и обеспеченным человеком нужно постоянно рисковать, что он и делает. В итоге он стал мелочным и жадным человеком, который кроме себя никого больше не жалеет. У него есть одна цель, к которой он постоянно стремиться и ради нее даже готов пожертвовать жизнями других людей. И даже если это нужно он может подружиться с любым человеком и набиться к нему в друзья, а потом подставить при любом удобном случае и об этом не переживать и даже не вспоминать.
    Теперь он покупает все, что только могло принести ему большую прибыль. Но этого ему мало и тогда он решает продавать мертвые души. Все документы сделаны на живых людях, у которых имеется большое наследство и имение. И ему удается всех обмануть и многие решают купить все, что предлагает Чичиков. Вот только уважения он не достоин, а все, потому что цели у него не совсем положительные. Он верит и говорит всем о том, что делает все для людей, а в душе уверен, что это операция принесет ему очень много денег.
    Чичиков слишком долго шел к своей цели, и это изменило его и превратило в мелочного и эгоистичного человека. А вот признать все и во всем признаться, он не решался, да и не нужно ему все это было. И это прослеживается на протяжении всего произведения. И хотя многие не сочувствуют и даже ненавидят его, но мне почему-то его жалко. У него была насыщенная и очень интересная жизнь, вот только без друзей жизнь кажется не такой уж яркой и интересной, как с их появлением.
    Вот только рано или поздно обман вскрылся, и наш главный герой попал в тюрьму, где теперь придется отвечать за все совершенные действия.

  6. Чичиков – главный герой поэмы «Мёртвые души». С самого детства он слушал своего отца, уже тогда проявляя низость своей души. Он всячески и любыми способами старался заработать копеечку, которую клал в специальный мешочек. Когда мешочек наполнялся, он зашивал его и переходил к новому. Будучи ребёнком, он не останавливался ни перед чем, чтобы заработать копеечку.
    Повзрослев, Чичиков занял должность чиновника. Эта должность открыла для него новые перспективы. Он совершал одну аферу за другой, а после разоблачения умело заметал следы и скрывался. Все его начинания потерпели крах, но он не унывал и принимался за очередное «дело». Это говорит о том, что у этого персонажа нет ни совести, ни чести.
    О его внешности не скажешь ничего конкретного, существенного. Внешний вид Чичикова был каким-то размытым. Гоголь говорит про Чичикова, что он был и не красавцем и не уродом, не старым и не молодым, не толстым и не худым. Зато он был очень хорошим психологом, и мастерски находил слабые и сильные стороны человека. Он умело угождал всем, подстраиваясь под каждого собеседника. Именно поэтому он вызывал доверие у людей.
    Узнав о финансовом состоянии Чичикова, чиновники и их жёны сразу же зауважали героя и стали преклоняться перед ним. Они считали, что с таким человеком нужно поддерживать дружеские отношения. Чичиков же и рад стараться, он получил своё – всеобщее расположение к себе. Он словно чёрт меняет свой облик и входит в доверие.
    Я считаю, что Чичиков – это подлый и безнравственный человек, перед которым все пресмыкаются. А в появлении таких людей виновато само общество.

  7. Николай Васильевич Гоголь является создателем известного произведения «Мертвые души». Творчество Гоголя выражено в его книгах, которые заняли достойное место в классической русской литературе.
    Автор дал представление о жизни чиновников и помещиков в уездах России. Представители класса наделены определенными качествами и культурой, отражающимися в общении с крепостными и ведении дел. Рассказывается о существовании простого народа и их трудностях во взаимодействии с помещиками. Аппарат чиновничьей власти представлен некомпетентными и бездумными людьми. Помещики живут для себя, не заботясь о народе. Период ознаменован отмиранием феодальных отношений, так что представители народа остаются бесправными существами без поддержки.
    Первый том посвящен представителям помещичьего населения России. Героями являются Манилов, Собакевич, Коробочка, Плюшкин. Ноздрев. Данные образы представлены, как деградирующие слои населения, паразитирующие в обществе. Они живут бездейственно и праздно. Не хотят работать. Гоголь посвятил героям главы в особой последовательности, опираясь на критерий их бездеятельности и отрицательного воздействия на население.
    Манилов представлен приятным человеком средних лет, но скучным. Он не любит трудиться, не облагораживает усадьбу, в которой проживает, проявляет леность в действиях. Манилов является собственником деревни с 200 избами, в которых проживает крестьянское сословие. Крестьяне подобно хозяину не хотят работать, не стремятся проявлять инициативу. Манилова не пугает такая обстановка, он проводит большую часть времени в своей усадьбе в кресле с трубкой в руках. Он превратил себя и своих крестьян в бездумные души. Помещик доверил решение дел усадьбы приказчику Чичикову. Манилов любит лживых и несправедливых людей.
    Следующим героем является Коробочка, проявляющая активный интерес к делам хозяйства. В ее владении находится процветающая деревня. В поместье есть птицы, огороды, сады. Она заботиться о деревне и крестьянах. Коробочка не обладает умом, суеверна. Имеет поверхностные суждения о жизни. Помещик неопытный, ведет хозяйство, но не умеет обращаться с людьми. Целью существования является получение прибыли.
    Далее рассматривается Собакевич. Хитрый, властный герой, любящий деньги. Он ищет способы наживы и легких денег. Собакевич вменил денежный оброк. Продает и покупает несуществующих людей «мертвые души», не задумываясь о деянии, а рассчитывая на сумму со сделки.
    Помещик Ноздрев противоположен по характеру Манилову и Коробочке. Непоседлив, любит посещать ярмарки, играет в карты, выпивает. Рассказывает выдуманные истории, проявляет резкость характера и напор. Люди боятся Ноздрева. У него нет времени на содержание хозяйства. Ноздрев занимается воспитанием и содержанием псов. Кроме прибыли от хозяйства его ничто не интересует, жизнь крестьян удела не представляет для него ценности. Ноздрев проматывает полученные деньги. Не занимается развитием деревни.
    Отрицательным героем представлен Плюшкин. Опущенный, моральный облик не представляет ценности, не обладает нормальными человеческими качествами. В его лице представлена несправедливость к народу, неуважение, мелочность, тщедушие. Гоголь говорит, что Плюшкин измучил своих людей страшным голодом. Крестьяне умирали у него в поместье. Владелец винит людей в лени и непрактичности. Истиной является жестокое отношение хозяина к крестьянам и нечеловеческие условия содержания. Люди бегут из ненавистных мест.
    Описанные представители помещичьей власти тормозят развитие России. В поместьях у жадного хозяина находились 1 000 душ. При наличии огромной территории хозяйственные работы не велись, не работали мельница, фабрики с сукном, станки, прядильни. Хлеб гнил на полях. Оброк собирался с крестьян регулярно. Выручка складывалась в кладовках и не реализовывалась. Имущество с каждым днем превращалось в прах.

  8. Введение
    Помещики
    Отсутствие подлинной жизни
    Надежда на лучшее

    Введение

    В 1842 году была опубликована поэма «Мёртвые души». У Гоголя было множество проблем с цензурой: от названия до содержания произведения. Цензорам не нравилось, что в названии, во-первых, актуализирована социальная проблема махинаций с документами, а во-вторых, соединяются противоположные с точки зрения религии понятия. Гоголь менять название наотрез отказывался. Замысел писателя по-настоящему поражает: Гоголь хотел, будто Данте, описать весь мир, коим представлялась Россия, показать и положительные, и отрицательные черты, изобразить непередаваемую красоту природы и загадочность русской души. Всё это передано с помощью разнообразных художественных средств, да и сам язык повести лёгкий и образный. Недаром Набоков говорил, что Гоголя от комического до космического отделяет всего одна буква. Понятия «мёртвые живые души» в тексте повести смешиваются, словно в доме Облонских. Парадоксом становится то, что живая душа в «Мёртвых душах» оказывается только у умерших крестьян!

    Помещики

    В повести Гоголь рисует портреты современных ему людей, создаёт определённые типы.
    Ведь если присмотреться к каждому персонажу, изучить его жилище и семью, привычки и склонности, то общего у них практически не будет. Например, Манилов любил пространные размышления, любил немного пустить пыль в глаза (о чём говорит эпизод с детьми, когда Манилов при Чичикове задавал сыновьям разнообразные вопросы из школьной программы). За его внешней привлекательностью и учтивостью не было ничего, кроме бессмысленной мечтательности, глупости и подражательства. Его совсем не интересовали бытовые мелочи, а умерших крестьян он и вовсе отдал бесплатно.
    Настасья Филипповна Коробочка знала буквально всех и всё, что происходило в её небольшом имении. Она помнила наизусть не только имена крестьян, но и причины их смерти, а уж в хозяйстве у неё был полный порядок. Предприимчивая хозяйка пыталась дать в придачу к купленным душам муку, мёд, сало — словом всё, что производилось в деревне под её чутким руководством.
    Собакевич же набивал цену каждой мёртвой душе, но зато сопроводил Чичикова в казённую палату. Он кажется наиболее деловым и ответственным помещиком среди всех персонажей Его полной противоположностью оказывается Ноздрёв, смысл жизни которого сводится к игре и выпивке. Даже дети не могут удержать дома барина: душа его постоянно требует всё новых и новых развлечений.
    Последним помещиком, у которого Чичиков покупал души, был Плюшкин. В прошлом этот человек был хорошим хозяином и семьянином, но из-за неудачно сложившихся обстоятельств он превратился в нечто бесполое, бесформенное и бесчеловечное существо. После смерти горячо любимой жены его скупость и подозрительность получили над Плюшкиным безграничную власть, превратив его в раба этих низменных качеств.

    Отсутствие подлинной жизни

    Что же общего у всех этих помещиков?
    Что объединяет их с городничим, который получил орден ни за что, с почтмейстером, полицмейстером и другими чиновниками, которые пользуются своим служебным положением, а целью жизни которых является лишь собственное обогащение? Ответ очень прост: отсутствие желания жить. Ни один из персонажей не чувствует никаких положительных эмоций, по-настоящему не думает о возвышенном. Всеми этими мёртвыми душами руководят животные инстинкты и потребительство. В помещиках и чиновниках нет никакого внутреннего своеобразия, все они всего лишь пустышки, всего лишь копии копий, они ничем не выделяются на общем фоне, они — не исключительные личности. Всё высокое в этом мире опошлено и снижено: никто не любуется красотой природы, которую так живо описывает автор, никто не влюбляется, не совершает подвиги, не свергает царя. В новом продажном мире больше нет места исключительной романтической личности. Любовь здесь отсутствует как таковая: родители не любят детей, мужчины не любят женщин — люди просто пользуются друг другом. Так Манилову дети нужны как предмет гордости, с помощью которого можно увеличить вес в собственных глазах и в глазах окружающих, Плюшкин и вовсе знать не хочет дочь, которая по молодости сбежала из дому, а Ноздрёву безразлично есть у него дети или нет.
    Страшнее всего даже не это, а то, что в этом мире царит безделье. При этом можно быть очень деятельным и активным человеком, но при этом бездельничать. Любые действия и слова персонажей лишены внутренней духовной наполняющей, лишены высшей цели. Душа здесь мертва, потому что больше не просит духовной пищи.
    Может возникнуть вопрос: почему Чичиков скупает только мёртвые души? Ответ на него, конечно же, прост: лишнее крестьяне ему не нужны, а документы на умерших он продаст. Но будет ли такой ответ полным? Здесь автор тонко показывает, что мир живой и мёртвой души не пересекаются и не могут больше пересекаться. Вот только «живые» души теперь в мире мёртвых, а «мёртвые» — пришли в мир живых. При этом души мёртвые и живые в поэме Гоголя неразрывно связаны.
    Есть ли живые души в поэме «Мертвые души»? Разумеется, есть. В их роли выступают умершие крестьяне, которым приписываются разнообразные качества и характеристики. Один пил, другой жену бил, а вот эта была работящей, а у этого были странные прозвища. Эти персонажи оживают и в воображении Чичикова, и в воображении читателя. И вот мы уже вместе с главным героем представляем досуг этих людей.

    Надежда на лучшее

    Мир, изображаемым Гоголем в поэме совершенно угнетает, а произведение носило бы слишком мрачный характер, если бы не тонко прописанные пейзажи и красоты Руси. Вот где лирика, вот где жизнь! Создаётся ощущение, что в пространстве, лишённом живых существ (то есть людей), сохранилась жизнь. И снова здесь актуализируется противопоставление по принципу живой-мёртвый, оборачивающееся парадоксом. В заключительной главе поэмы Русь сравнивается с лихой тройкой, которая мчится по дороге вдаль. «Мёртвые души», несмотря на общий сатирический характер, завершаются вдохновляющими строками, в которых звучит восторженная вера в народ.
    Характеристика главного героя и помещиков, описание их общих качеств пригодятся учащимся 9 класса при подготовке к сочинению на тему «Мертвые живые души» по поэме Гоголя.
    Сочинение мертвые живые души по поэме «Мёртвые души» | источник

  9. 9
    Текст добавил: Просто хорошый человек

    Чичиков является главным героем поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души». На протяжении всего произведения писатель понемногу раскрывает читателю душу своего героя, ведь его душа заметно отличается от душ других персонажей поэмы. Этот человек очень неоднозначен, в нём присутствует многообразие черт характера, что несвойственно другим жителям города N. В Чичикове уживаются характерные черты как помещиков, так и чиновников, что делает его сильной личностью.
    Характер у Чичикова начинает проявляться ещё в детском возрасте. Отец героя оставил ему завет: угождать начальнику и беречь копейку. Чичиков же продолжает следовать этому завету и будучи взрослым. Это говорит о том, что слова отца для него очень важны. Герой отличается особой целеустремлённостью. Он желает жить во всех довольствах. И даже когда его дело рушится, он не отчаивается и берётся за новое дело. Редко можно встретить настолько целенаправленного человека, которого не могут сломить никакие неудачи. Это главное отличие Чичикова от других персонажей.
    Чичиков умеет находить общий язык с любыми людьми. Он относительно легко проворачивает свою афёру, к любому «продавцу» он умеет найти правильный подход. С Маниловым он любезен и вежлив, с Коробочкой бесцеремонен и несколько груб, с Ноздревым он общается как с давним другом, а с Собакевичем – как постоянный клиент по покупке мёртвых душ. У Чичикова отлично выходит копировать жесты этих героев, их речь и манеру поведения. Но при этом Чичиков не теряет себя. Все его слова расчётливы и продуманны, в каждом действии есть определённый смысл. Но всем людям свойственно ошибаться, и Чичиков не стали исключением. Он настолько сильно загорелся желанием приобрести мёртвые души, что не продумал всё до конца. Он не придумал историю причины столь странной покупки, он поторопился заключать сделку с Ноздревым, он не уехал немедленно из города, желая пообщаться с жителями. Всё это говорит о том, что Чичиков всё же действует не исключительно разумом.
    В герое пересекаются человеческая душа и желание нажиться за счёт других людей. Странно то, что именно в те моменты, когда душа Чичикова вырывается наружу, он начинает совершать ошибки, ведущие его к краху и разорению. Душевность не может сочетаться с корыстью и лестью. Но в Чичикове это возможно. Иногда в нём проскакивают вполне простые желания – ему хочется элементарного человеческого общения и создания семьи.
    Да, в этом человеке определённо есть душа. А в сочетании с такими присущими герою качествами, как целеустремленность, расчётливость, умение находить общий язык с людьми, бережливость и практичность она превращает Чичикова в сильную личность, способную возродиться и совершать поступки во благо другим.

  10. Николай Васильевич Гоголь – знаменитый российский критик, поэт. От рождения носил фамилию Яновский, по истечению времени стал иметь носить двойную фамилию Гоголь – Яновский. Уроженец Полтавской губернии, берёт свои начала у казаков. Военный деятель Остап Гоголь является его кровным родственником. С детства Николай отличался  своим неординарным мышлением, и в итоге стал классиком русской литературы.
    Работа «Мёртвые души», стала одним из шедевров русской литературы, в которой автор, глубоко открывает суть жизни Руси и все её тонкости. Чичиков Павел Иванович, является главным персонажем в этой поэме, и первым что можно рассказать о том образе города, в котором проходили действия поэмы, это было мнение этого героя. Сам Чичиков, является путешественником, который и выкупает в городах подобного рода, «мёртвые души» крестьян.
    Приехав в этот город, Павел изначально предполагал, что этот город более «живой», в нём чаще можно увидеть празднования и уличные вывески. Но окунувшись в быт его жизни, Чичиков понимает, что это лишь маска, за которой кроется жизнь тех же самых богачей, который правят везде и всюду, при этом, оскверняя обычный дворянский нрав. В самом городе, все действия проходят строго по распорядку, который соблюдается ежедневно. Визиты к прокурорам, движение почтовых работников, и женщин, украшающих серые, но густые улицы города N. Именно краткое описание их внешности, давало читателю понять, как Павел Иванович относиться к ним. Губернатором города, по его мнению, был типичный добряк, угрюмый прокурор, отличался густыми бровями, а почтовый работник, казался ему остроумным философом.
    Особое внимание, автор уделял, женщинам этих правителей. Дамы богачей и государственных деятелей, были очень «пустыми» но красивыми натурами. Их образ, можно было сравнить с образом французских леди. Не смотря на их красоту, женщины были огромными сплетницами. И в силу своего статуса, могли смело влиять на своих мужей. Тем самым, убеждать их в таких вещах, в которых сами разбирались только понаслышке.

  11. Н.В. Гоголь, является великим русским писателем, который оставил после себя очень большое количество великолепных произведений, которые составляют золотой фонд нашей литературы. В большинстве своих произведений, он высмеивает различные человеческие пороки, которые были присущи людям, которые жили в то далекое время.
    В произведении «Мертвые души», речь пойдет о чиновниках, которые заботятся только о своей наживе, и их не особо волнует, каким образом им достанутся деньги, которые полностью затуманили их сознание. Именно жажда наживы, сделала их черствыми и алчными созданиями, да, именно созданиями, так как другого слова для этого просто нет. Главный смысл и ценность всех действий этих людей заключается в том, чтобы больше добыть денег, но самое важное, что все это происходит противозаконным путем.
    Центральная фигура этого литературного произведения, простой помещик Чичиков, который промышляет подлогом документов, которые учитывают численность крепостных крестьян. Он путешествует по различным губерниям и скупает «мертвые души», которые ему в последующим должны принести очень большие деньги. Он все придумывает из воздуха, и эти документы не имеют ни кокой юридической силы, так как они все поддельные, но это не мешает ему брать деньги у государства. Вся эта история, идеальный вариант коррупции, которая процветает в нашей стране, и все чиновники очень этому рады.
    Писатель полностью обличает этих преступников, которые живут и наживаются за счет простых и забитых людей, которые не имеют ни каких прав, так как помещик может проиграть в карты целое село, а это на самом деле очень ужасно, но делать не чего, так как это все, суровая действительность нашей страны, где деньги правят свой страшный бал. Всему этому бардаку, нет и не будет конца, так как все дворянство и все помещики, являются основной силой, на которую опирается государственная власть.
    Этим самым, писатель показывает, что необходимы срочные реформы и перемены, которые сумеют выровнять всю эту ситуацию, но делать все это нужно срочно, так как ситуация может выйти из-под контроля. В этой истории, очень много персонажей, которые показывают эту суровую действительность. Появляется женщина, которая управляет большим хозяйством, но она не лучше нашего главного героя, так как у нее такая же проблема: жажда наживы и очень большая, преступная любовь к деньгам. Она выжимает все соки из своих подопечных, так как уже подсчитала свой годовой доход. Суровая реальность, которая продолжается и в наши дни.
    Создавая свое великое творение – роман «Тихий Дон» автор задумал и показал на его страницах как меняется характер и взгляды, а как следствие , и поступки, во время смены исторической формации, после великих событий: войны 1914 года,
    Главу семейства зовут Андрей Петрович Гринев, он в прошлом военнослужащий. Его темперамент схож с характером сына. По натуре своей честный, добрый и справедливый человек, которому ничего чужого не нужно.
    «Кому на Руси жить хорошо» – поэма Николая Алексеевича Некрасова, рассказывающая о семерых крестьянах, отправившихся в путешествие по Руси в поисках самого счастливого человека. Жанровая принадлежность произведения вызывает
    Знаменитый русский художник Илья Ефимович Репин за свою творческую жизнь написал немало картин. Часто сюжетом его творений становились исторические события того времени или события, значимые для отдельных семей и людей.
    Победа – это очень приятное состояние. Побеждать может каждый, проигрывать не любит никто. Но, не многие задумываются о том, что поражение может стать победой. Ведь череда поражений может привести человека к победе.

  12. ичикова считают главным образом, вокруг которого ставится сюжет поэмы. Это можно понять с первых страниц, когда автор начинает описывать характер героя и его окружение. Сам Гоголь не был уверен, что Чичиков понравится читателям. Такое заявление кажется абсурдным лишь до того момента, пока Павел Иванович не показывает свою истинную натуру.
    Изначально Гоголь показывает положительные стороны Чичикова: его умение вести разговор, направлять его в нужное русло, умение вовремя остановиться или, наоборот же, подметить множество деталей лишь одним метким словом. Это все показывает опыт, воспитанность, благородное поведение и ум персонажа. Все, с кем общался герой, отмечают разные положительные качества его характера.Это наталкивает на мысль, что Павел Иванович мастерски умел подбирать ключи к общению с абсолютно разными людьми, как по возрасту, так и по статусу.
    Гоголь считает важным показать в образе героя биографию, в ходе повествования которой отмечает, почему персонаж стал таковым, какой есть сейчас. Построение существующего обличия Чичикова началось еще в детстве, когда отец объяснял маленькому мальчику простые истины, вроде того, что любую копейку нужно беречь. В результате это привело к тому, что Павел Иванович научился находить выгоду во многом. Приведены даже слова о том, что Чичиков промышлял созданием и продажей восковых и красиво выкрашенных снегирей.
    Став старше, персонаж учится понимать людей. Хорошо выучив своё институтское начальство, он без труда находить способы общения. В результате ему выдали хороший аттестат с отметкой о надлежащем поведении. Думая о том, что будет с ним дальше, Чичикову было проще всего представить себя в роли богатого и состоявшегося человека.
    Скверный характер героя особо проявляется в моменты его службы в разных организациях. Путем взяток и мошенничества, персонаж быстро становится богатым. Но неправильное поведение замечают, его разоблачают быстро и итогом всех дел становится полный провал. После нескольких неудач Чичиков решает: ему нужно приобретать мертвые души.
    Чичиков знал о том, что ревизия и подати, которые уплачивают помещики во время её проведения, больно бьет владельцев душ по кошельку. Гораздо дешевле выходит, если считать тех, кто умер во время перерыва между ревизиями, живыми.
    Именно поэтому герой оказывает в губернском городе. Его цель – мертвые души. Как только он оказался в городе, пришлось действовать. Он усиленно посещал городские мероприятия, наведывался к чиновникам, знакомился с ними и льстил им. Чичиков пытался выяснить, кто бы мог предоставить ему мертвые души. Это говорит о том, что в образе есть место хладнокровной расчётливости.
    Не составило труда для Чичикова обрести здесь друзей. Он умело выстроил нужные ему связи даже с такими личностями, с причудами которых нелегко смириться и понять их. Показывая свои качества мечтателя, Павел Иванович бесплатно получил от Манилова мертвые души, получил их он так же и от Собакевича, и от Коробочки.
    «Подлец» – вот что говорит о Чичикове его автор.
    И действительно, насколько бы живого и интересного не было добавлено в образ Павла Ивановича, его отрицательные качества никак не остаются в стороне. Эта его «плохая» сторона полностью перекрывает все хорошее, что только можно было бы наблюдать. Эгоизм, нежелания принимать чужую сторону, стремление получить высокий доход и неучастие в делах общественности – вот что главным образом сочетает в себе герой Гоголя Чичиков Павел Иванович. А имеющиеся проявления снисходительного отношения и понимания в редких случаях, умение веселиться – лишь качества, показывающие живого человека.
    ***
    Гоголь очень умело подчеркнул неопределённость в образе Чичикова, внешне персонаж у него ни толст ни тонок, не красавец и не урод. Характер персонажа довольно не простой, понять его порой сложно. Гоголь тщательно исследуя поступки и мысли героя, наталкивает читателя на мысль, что в рассуждениях Чичикова есть некая справедливость, но в то же время называет его подлецом.
    Главным предметом внимания в «Мертвых душах» стал новый в русской литературе тип «хозяина, приобретателя». Цель изображения этого героя — «вперя в него испытующий взгляд, изведать его до первоначальных причин» и снять налет внешней благопристойности:
    Все сказалось в нем, что нужно для этого мира: и приятность в оборотах и поступках, и бойкость в деловых делах…
    Приезжий во всем как-то умел найтиться и показал в себе опытного светского человека. О чем бы разговор ни был, он всегда умел поддержать его… Спорил, но как-то чрезвычайно искусно, так что все видели, что он спорил, а между тем приятно спорил. Никогда он не говорил: «вы пошли», но «вы изволили пойти», «я имел честь покрыть вашу двойку» и тому подобное. Говорил ни громко, ни тихо, а совершенно так, как следует. Словом, куда ни повороти, был очень порядочный человек.
    Но не только умением скрыть свои пороки под маской добродетели отличается Чичиков от других героев. «Надобно отдать справедливость непреодолимой силе его характера», — пишет Гоголь. Энергия, предприимчивость, деловая сметка как бы приподнимают Чичикова над застывшим миром «мертвых душ». Именно с образом Чичикова были связаны замыслы Гоголя о духовном воскресении и возрождении человека. Отголоски этих идей слышны уже и в первом томе, хотя его Гоголь писал по образцу «Божественной комедии» Данте, и Чичиков играет роль Вергилия, проводника в «аду» «мертвых душ».
    «Живое » и «мертвое » тесно переплетается в Чичикове. Деньги нужны герою не как цель, а как средство. И хотя Гоголь иронизирует над заботой Чичикова о несуществующих потомках, все же мечты о доме, семье глубоко значимы и для автора. И если Плюшкин своей скаредностью разрушает семью, то Чичиков, как только появляются у него средства, заводит домик и начинает присматривать хозяйку. Стремлением к семейному счастью обусловлено и внимание к губернаторской дочке. Размышления Чичикова о судьбе девушки перекликаются с мыслями автора о «первоначальных причинах», об условиях формирования характеров:
    Она теперь как дитя, все в ней просто, она скажет, что ей вздумается, засмеется, где захочет засмеяться. Из нее все можно сделать, она может быть чудо, а может выйти и дрянь, и выдет дрянь1.. Откуда возьмется и надутость, и чопорность, станет ворочаться по вытверженным наставлениям, станет ломать голову и придумывать, с кем, и как, и сколько нужно говорить, как на кого смотреть, всякую минуту будет бояться, чтобы не сказать большие, чем нужно, запутается наконец сама, и кончится тем, что станет наконец врать всю жизнь, и выдет просто черт знает что!
    Чичиков — единственный герой, чья жизнь предстает не отдель- ными эпизодами, а последовательно, шаг за шагом. Правда, в самой поэме Чичиков предстает и действует как уже сложившийся характер, но в экспозиции (11 глава) показано его становление.
    Анализируя 11 главу, обратите внимание на то, как осваивал Чичиков «науку жизни », выделите основные этапы развития характера:
    — происхождение («Темно и скромно происхождение нашего героя. Родители его были дворяне, но столбовые или личные — Бог ведает»);
    — детство («Жизнь при начале взглянула на него как-то кисло-неприютно., ни друга, ни товарища в детстве!»);
    — наставления отца («Смотри, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам.. С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными… а больше всего береги и копи копейку, эта вещь надежнее всего на свете… копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был»);
    — учеба в училище («Он вдруг смекнул и понял дело и повел себя в отношении к товарищам точно таким образом, что они его угощали, а он их не только никогда, но даже иногда, припрятав полученное угощение, потом продавал им же»);
    — служба в казенной палате;
    — работа на таможне;
    — идея о скупке «мертвых душ» («Да накупи я всех этих, которые вымерли, пока еще не подавали новых ревизских сказок, приобрети их, положим, тысячу, да, положим, опекунский совет даст по двести рублей на душу: вот уж двести тысяч капиталу1»)
    Дополните предложенные примеры анализом 11 главы.
    В нем типичность психологии Чичикова — «приобретателя»? Сравните его высказывания с рассуждениями чиновников в «Ревизоре »:
    Кто же зевает теперь на должности? — все приобретают. Несчастным я не сделал никого: я не ограбил вдову, я не пустил никого по миру, пользовался я от избытков, брал там, где всякий брал бы; не воспользуйся я, другие воспользовались бы.
    Какая сторона характера Чичикова раскрывается в эпизоде с губернаторской дочкой? Обратитесь к тексту 8 главы, рассмотрите поведение героя на балу. Почему Чичиков отступает от своей роли «угождать всем людям без изъятья», ведь он «очень искусно умел польстить каждому »?
    Обратите внимание на детали (речь, формы поведения), которые не только доказывают способность Чичикова «польстить каждому», но показывают перевоплощение героя, умение говорить с каждым на его языке:
    Прощание с Маниловым:
    «Здесь, — тут он положил руку на сердце, — да, здесь пребудет приятность времени, проведенного с вами. И поверьте, не было бы для меня большего блаженства, как жить с вами если не в одном доме, то по крайней мере в ближайшем соседстве… О, это была бы райская жизнь! Прощайте, почтеннейший друг!»
    Беседа с Собакевичем:
    — Пожалуйте только расписку.
    — Хорошо, дайте же сюда деньги!
    — На что ж деньги? У меня вот они в руке! Как только напишете расписку, в ту же минуту их возьмете.
    — Да позвольте, как же мне писать расписку? Прежде нужно видеть деньги!
    О разговоре с Коробочкой:
    Здесь Чичиков вышел совершенно из границ всякого терпения, хватил в сердцах стулом об пол и посулил ей черта.
    К каким эпизодам поэмы отсылает Гоголь читателя в объяснении характера героя? Есть ли общее у Чичикова с такими «приобретателями», как Коробочка, Собакевич? Только ли на «среду» возлагает автор вину за героя — «подлеца»? Сопоставьте размышления о страстях человеческих с рассуждениями о пути человека, о молодости и старости, вспомните, к чему призывает Гоголь молодых людей. Какие черты Чичикова могут быть залогом возможного воскресения? Как в гоголевском мире соотносятся среда, человек, «небеса»} Ответьте на вопросы, опираясь на анализ образа Чичикова:
    Справедливее всего назвать его: хозяин, приобретатель. Приобретение — вина всего; из-за него произвелись на свет дела, которым свет дает название не очень чистых… Бесчисленны, как морские пески, человеческие страсти, и все не похожи одна на другую, и все они, низкие и прекрасные, все вначале покорны человеку, и потом уже становятся страшными властелинами его… И, может быть, в сем же самом Чичикове страсть, его влекущая, уже не от него, и в холодном его существовании заключено то, что потом повергнет в прах и на колени человека пред мудростью небес.
    «Какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нем!» — писал Гоголь Жуковскому. Насколько удалось писателю выполнить поставленную задачу} Насколько полно явилась в «Мертвых душах» «вся Русь»} Сопоставьте образ Руси в эпическом повествовании и лирических отступлениях.
    И безыменные страданья..

  13. Введение
    Многозначность названия
    Метафоричность
    Чиновники
    Обличаемые пороки

    Введение

    В далёком 1835 году Николай Васильевич Гоголь начал работу над одним из наиболее известных и значительных своих произведений — над поэмой «Мёртвые души». С момента публикации поэмы прошло почти 200 лет, а произведение остаётся актуальным до сих пор. Мало кто знает, что если бы автор не пошёл на некоторые уступки, читатель мог бы и вовсе не увидеть произведения. Гоголю пришлось править текст множество раз только лишь для того, чтобы цензура одобрила решение о выпуске в печать. Предлагаемый автором вариант заглавия поэмы цензуру не устраивал. Многие главы «Мёртвых душ» были изменены практически полностью, были добавлены лирические отступления, а повесть о капитане Копейкине лишилась жёсткой сатиры и некоторых персонажей. Автор, если верить историям современников, хотел даже на титульной странице издания поместить иллюстрацию брички в окружении человеческих черепов. Существует несколько смыслов названия поэмы «Мёртвые души».

    Многозначность названия

    Название произведения «Мёртвые души» многозначно.
    Гоголь, как известно, задумывал трёхчастное произведение по аналогии с «Божественной комедией» Данте. Первый том — Ад, то есть обитель мёртвых душ.
    Во-вторых, с этим связана фабула произведения. В XIX веке «мёртвыми душами» называли умерших крестьян. В поэме Чичиков покупает документы на умерших крестьян, а потом продаёт их в опекунский совет. Мёртвые души в документах значились живыми, а Чичиков получал за это немалую сумму.
    В-третьих, в названии подчёркивается острая социальная проблема. Дело в том, что в то время продавцов и скупщиков мёртвых душ было великое множество, это не контролировалось и не наказывалось властью. Казна пустела, а предприимчивые аферисты наживали себе состояние. Цензура настоятельно рекомендовала Гоголю изменить название поэмы на «Приключения Чичикова, или мёртвые души», переставив акцент на личность Чичикова, а не на острую общественную проблему.
    Возможно, идея Чичикова покажется некоторым странной, но всё сводится к тому, что между мёртвыми и живыми разницы и нет. Продаются и те, и те. И умершие крестьяне, и помещики, согласившиеся продать документы за определённое вознаграждение. Человек полностью теряет человеческие очертания и становится товаром, а вся его сущность сводится к бумажке, где указано, жив ты или нет. Получается, что душа оказывается смертна, что противоречит главному постулату христианства. Мир становится бездуховным, лишённым религии и любых морально-этических ориентиров. Такой мир описывается эпически. Лирический компонент заключён в описании природы и духовного мира.

    Метафоричность

    Смысл названия «Мёртвые души» у Гоголя метафоричен. Интересным становится посмотреть на проблему исчезновения границ между мёртвыми и живыми в описании покупаемых крестьян. Коробочка и Собакевич описывают умерших словно живых: один был добрым, другой — хорошим пахарем, у третьего были золотые руки, а вот те двое и капли в рот не брали.
    Безусловно, в этой ситуации есть и комический элемент, но с другой стороны все эти люди, которые некогда трудились на благо помещикам, представляются в воображении читателей как живые и всё ещё живущие.
    Смысл произведения Гоголя, конечно же, не ограничивается этим списком. Одна из важнейших трактовок кроется в описанных характерах. Ведь если посмотреть, то все действующие лица, кроме самих мёртвых душ, оказываются неживыми. Чиновники и помещики погрязли в рутине, бесполезности и бесцельности существования так давно, что желание жить у них не появляется в принципе. Плюшкин, Коробочка, Манилов, городничий и почтмейстер — все они представляют собой общество пустых и бессмысленных людей. Помещики предстают перед читателем рядом героев, выстроенных по степени моральной деградации. Манилов, чьё существование лишено всего мирского, Коробочка, скупость и придирчивость которой не знает границ, потерявшийся Плюшкин, игнорирующий очевидные проблемы. В этих людях умерла душа.

    Чиновники

    Не только в безжизненности помещиков заключён смысл поэмы «Мёртвые души». Чиновники представляют собой куда более устрашающую картину. Коррупция, взяточничество, кумовство. Обычный человек оказывается заложником бюрократической машины. Бумажка становится определяющим фактором человеческой жизни. Особенно чётко это прослеживается в «Повести о капитане Копейкине». Инвалид войны вынужден ехать в столицу только лишь затем, чтобы подтвердить свою инвалидность и оформить пенсию. Однако Копейкин не в силах понять и сломать управленческие механизмы, не в силах смириться с постоянным переносом встреч, Копейкин совершает довольно эксцентричный и рискованный поступок: пробирается в кабинет к чиновнику, угрожая, что не выйдет оттуда, пока его требования не будут услышаны. Чиновник быстро соглашается, а Копейкин теряет бдительность от обилия лестных слов. Повесть заканчивается тем, что помощник государственного служащего увозит Копейкина. Больше о капитане Копейкине никто не слышал.

    Обличаемые пороки

    Неслучайно поэма называется «Мёртвые души». Духовная нищета, косность, ложь, чревоугодие и алчность убивают в человеке желание жить. Ведь каждый может превратиться в Собакевича или Манилова, Ноздрёва или городничего — нужно всего лишь перестать стремиться к чему-то кроме собственного обогащения, смириться с текущим положением вещей и реализовывать некоторые из семи смертных грехов, продолжая делать вид, будто ничего не происходит.
    В тексте поэмы есть замечательные слова: «но века проходят за веками; полмиллиона сидней, увальней и байбаков дремлют непробудно, и редко рождается на Руси муж, умеющий произносить его, это всемогущее слово «вперёд»».
    Смысл названия поэмы «Мёртвые души» Гоголя | источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *