Сочинение на тему мертвые души

11 вариантов

  1. Бессмертная поэма Гоголя «Мертвые души» открывает перед нами не только быт и нравы российского общества середины 19 века, но и показывает человеческие пороки, которые были присуще ему. Центральное место в своем произведении автор уделяет человеку нового образца – предпринимателю Чичикову Павлу Ивановичу.
    Главного героя природа наделила недюжими умственными способностями. В его голове зародилась и нашла свое развитие гениальная афера. Найдя не точности в тогдашнем законодательстве, Чичиков решает оформить банковский кредит, а в залог оставить крестьянские души. Только на самом деле эти крестьяне были уже давно мертвы, но на бумаге числились еще живыми и здоровыми. Для осуществления своей идеи Чичиков отправляется в город NN, где у местных помещиков за гроши скупает мертвые крестьянские души.
    Главному герою удается расположить к себе всех чиновников и помещиков города NN. О Чичикове начинают говорить, как о деловом и порядочном человеке. Каждый чиновник и помещик пытается пригласить Павла Ивановича к себе в гости, и он с радостью соглашается.
    Перед нами открывается целая плеяда помещиков, которые сами по себе являются сильными и яркими личностями, но которые закрылись в своем собственном мире.
    К примеру, помещик Манилов был достаточно умным и образованным человеком. В обществе он слыл эстетом. Но реализовать себя он так и не смог. Манилов стал заложником своих мечтаний и воздушных замков. Он не был приучен к физическому труду, все его планы остались только планами, а на мир он смотрел «сквозь розовые очки».
    В противовес Манилову Гоголь показывает нам помещика Собакевича. Он был человеком физического труда. Своей цели добивался силой и смекалкой. Собакевичу были чужды мечтания. Единственное, что его интересовало – материальный достаток. Собакевич пытается даже за мертвые души своих крестьян выторговать максимальную цену.
    Следующей мы знакомимся с помещицей Коробочкой, к которой Чичиков попадает случайно. Коробочка символизирует застой и ограниченность. Это подтверждается часами в ее доме, которые давно уже остановились. Целью ее жизни стала продажа пеньки и пуха.
    Помещик Ноздрев стал воплощением широкой русской души. Азарт и авантюризм стали основными принципами жизни Ноздрева. Для него не существовало ни обычаев, ни законов. Он жил по зову своего сердца.
    Последним помещиком, с которым нас знакомит Гоголь, стал Плюшкин. Автор отзывается о нем, как о «прорехе на теле человечества». Свою жизнь Плюшкин свел к бездумному накопительству. Даже обладая огромным состоянием, он голодал и морил голодом своих крестьян.
    Характерным является то, что ко всем этим «разным» людям Чичиков сумел найти подход и получить желаемое. С одними он мягкий и воспитанный, с другими – твердый и грубый, с третьими – хитрый и расчетливый. Все эти качества, смекалка и сообразительность, упорство заставляют нас восхищаться главным героем поэмы «Мертвые души».
    Для понимания внутреннего мира Чичикова, Гоголь обращается к детству главного героя и к тем условиям, в которых рос маленький Павлуша. Единственным детским воспоминание Чичикова стали наставления отца о необходимости «беречь копейку». И поэтому, всю свою жизнь главный герой посвятил исполнению завета отца.
    В «Мертвых душам» мы можем увидеть многие человеческие пороки, которые отражены в образах героев произведения. Гоголь с тревогой и переживанием относился к такому положению дел и надеялся, что когда-то придет время и «мертвые души» нашего общества возродятся.

  2. Изначально поэма называлась «Похождения Чичикова, или Мертвые души». Согласитесь, что это название меняет наше представление о сути поэмы. Оно заставляет нас воспринимать ее за авантюрный роман. Однако автор был вынужден прибегнуть к такой уловке, чтобы поэма была издана. Жесткая цензура того времени не позволяла поступить иначе.
    Что же Николай Васильевич хотел поведать читателям, дав такое название своему произведению? Мы видим, как главный герой поэмы путешествует по России, заключая сомнительные, а порою просто чудовищные сделки. При этом Гоголь показывает нам далеко не лучшие качества людей. Пьянство, моральное разложение общества, подлость и алчность — все это присутствует при описании похождений главного героя.
    Автор поэмы раскрывает перед нами убогий мир людей, одни из которых наживаются, не заботясь о делах государства, а другие живут по принципу «моя хата с краю…». Пустые разговоры и праздность — это все, на что способно «высшее общество». Пьянство, невежество и потакание людям высокого статуса — такова жизнь простого народа. Все они давно мертвы! Мертвы духовно, не физически…
    А большая ли разница между материальным и духовным? Что все эти люди могут дать хорошего своим потомкам, соотечественникам, Родине? Ничего! Николай Васильевич Гололь дал самую точную оценку всем им – «Мертвые души»!

  3. В произведении Гоголя можно разглядеть, как хорошие, так и дурные стороны в России. Мёртвыми же душами автор позиционирует ни покойников, а чиновников и обывателей, чья душа затвердела от чёрствости и безразличия к другим.
    Одним из главных героев поэмы был Чичиков, который посетил пять помещичьих усадеб. И в этой череде поездок Чичиков делает для себя вывод, что каждый из помещиков, обладатель скверной и запачканной души. В начале может показаться, что Манилов, Собакевич, Ноздрев, Коробочка совершенно разные, но всё-таки их связывает обыкновенная никчёмность, которая и отражает весь помещичий устой в России.
    Сам же автор является в этом произведении подобно пророку, которой описывает эти страшные события в жизни Руси, а после вырисовывает выход пусть к далёкому, но светлому будущему. Сама суть человеческой неприглядности в поэме описывается, в тот момент, когда помещики рассуждают как ими быть с «мёртвыми душами», совершить обмен или выгодную продажу, а может и вовсе кому-то подарить.
    И несмотря на то, что автор описывает достаточно бурную и активную жизнь города, по своей сути это всего на всего пустая суета. Самое страшное, что мёртвая душа это обыденное явление. Также Гоголь объединяет во едино всех чиновников города, в одно безликое лицо, которое отличается только наличием на нём бородавок.
    Так со слов Соба-кевича, можно увидеть, что все вокруг мошенники, христопродавцы, что каждый из них ублажает и покрывает другого, ради собственной выгоды и благополучия. И над всем этим смрадом возвысилась чистая и светлая Русь, которая как надеяться автор обязательно возродиться.
    Живые души по мнению Гоголя есть исключительно у народа. Который под всем этим прессом крепостного право, сохранил живую русскую душу. А живёт она в слове народа, в его деле, в остром уме. В лирическом отступлении автор создал тот самый образ идеальной Руси и его богатырского народа.
    Сам же Гоголь не знает, какой путь выберет Русь, но он надеяться, что в нём не будет таких персонажей, как Плюшкин, Собакевич, Ноздрев, Коробочка. И только с пониманием и прозрением, всей этой без духовности русский народ может встать с колен, воссоздав идеальный духовный и чистый мир.
    Вариант 2
    Великий русский писатель Н.В.Гоголь работал в сложное время для России. Неудачное восстание декабристов подавлено. По всей стране суды и репрессии. Поэма «Мертвые души» – портрет современности. Сюжет поэмы несложный, характеры героев написаны просто и читаются легко. Но во всем написанном чувствуется печаль.
    У Гоголя понятие «мертвые души» имеет два значения. Мертвые души – это умершие крепостные, и помещики с омертвевшими душами. Писатель считал большим злом России рабское крепостное право, которое способствовало вымиранию крестьян, разрухе культуры и экономики страны. Говоря о помещичьих мертвых душах, Николай Васильевич воплощал в них и самодержавную власть. Описывая своих героев, он надеется на возрождение Руси, на теплые человеческие души.
    Россия раскрывается в произведении глазами главного героя Чичикова Павла Ивановича. Помещики описаны в поэме не как опора государства, а как загнивающая часть государства, мертвые души, на которые нельзя опереться. У Плюшкина гибнет хлеб, без пользы для людей. Манилов беззаботно хозяйствует в заброшенной усадьбе. Ноздрев, приведя хозяйство в полный упадок, играет в карты и пьянствует. На этих образах писатель показывает, что творится в современной России. «Мертвым душам», угнетателям, Гоголь противопоставляет простых русских людей. Людей, лишенных всяких прав, которых можно купить и продать. Они предстают в образе «живых душ».
    Гоголь с большой теплотой и любовью пишет о способностях крестьян, об их трудолюбии и талантах.
    Плотник Пробка, здоровый богатырь, исходил почти всю Россию, построил множество домов. Красивые и прочные экипажи делает каретник Митяй. Печник Милушкин складывает добротные печи. Из любого материала мог пошить сапоги сапожник Максим Телятников. Крепостные люди у Гоголя показаны как добросовестными работниками, с увлечением занимающиеся своим делом.
    Гоголь горячо верит в светлое будущее своей России, в огромные, но до поры до времени скрытые таланты народа. Он надеется, что даже в мертвые души помещиков пробьется лучик счастья и добра. Его главный герой Чичиков П.И. вспоминает любовь матери и свое детство. Это вселяет надежду автору, что даже у черствых людей, что-то человеческое осталось в душе.
    Произведения Гоголя веселые и печальные одновременно. Читая их можно посмеяться над недостатками героев, но в то же время задуматься, а что можно изменить. Поэма Гоголя – яркий пример отрицательного отношения автора к крепостному праву.

  4. Одним из самых важных, великих, интересных и значимых произведений русской, да и вообще мировой литературы, я считаю поэму Николая Васильевича Гоголя «Мёртвые души». Это произведение несёт глубокий смысл. Основной целью писателя было показать на примере помещиков и чиновников, главного героя Чичикова и других персонажей то, как людские души становятся мёртвыми.
    Сюжетная линия поэмы «Мёртвые души» очень интересная и насыщенная. Главный герой Чичиков знакомится с различными представителями господствующих сословий. И последовательность их знакомств ни в коем случае не случайно, так Гоголь хотел показать степень деградации людей. Он сам признавался в этом, писал – «герои у меня следуют один пошлее другого». Действительно, если Манилова ещё можно назвать человеком, то, глядя на Плюшкина, уже язык не поворачивается.
    Персонажи поэмы Гоголя «Мёртвые души» очень яркие, запоминающиеся, реальные. Даже по сей день можно повстречать их среди наших знакомых – того же Манилова или Плюшкина. Но главной задачей писателя было не поднять на поверхности пороки человеческие. Он кричал людям, что это за проблемы и как их надо искоренять.
    Самым деградирующим персонажем «Мёртвых душ» стал очень богатый помещик Плюшкин. Основным его пороком была ужасная жадность. Плюшкин тащил себе всё, что только мог найти – даже ржавый гвоздь, валяющийся на дороге, он уносил в себе. В его доме был самый настоящий склад ненужных вещей. Со временем фамилия Плюшкина стала нарицательной, она олицетворяет жадность людскую.
    Такой безнравственности господ в своей поэме «Мёртвые души» Гоголь противопоставлял простой русский народ – трудолюбивых и честных крестьян. Людей добрых и бескорыстных.
    Поэма Николая Васильевича Гоголя «Мёртвые души» — моё любимое произведение этого автора.

  5. Противостоять «мёртвым душам» должна удалая,полная силы
    национальность, у которой всё пёстро, ярко, одушевлённо.
    А.Герцен
    Идею поэмы «Мёртвые души» Николай Васильевич Гоголь определил так: «Показать хотя бы с одного боку всю Русь». Сюжет произведения основан на похождениях Чичикова, покупающего «души» крестьян, мёртвых физически, но юридически числящихся живыми. Но не об этих «душах» размышляет Гоголь, не о них говорит нам название произведения. Ёмкий эпитет «мертвые. прежде всего относится к тем живым и здравствующим персонажам, которые мертвы духовно. Это не только сам главный герой, но помещики и чиновники, с которыми встречается на своём пути Чичиков. Павел Иванович Чичиков путешествует по России, скупая души умерших крестьян, и однажды попадает в уездный город NN.
    Однообразны дома с глупыми вывесками, а обитатели города — чиновники и простые жители — люди, не обремененные моральными принципами, живущие сплетнями и не имеющие собственного мнения. Они похожи на кукол — существа с мертвой душой в человеческой оболочке. Встречи Чичикова с пятью помещиками, их портретные зарисовки и характеристики наглядно отражают представление автора о различных формах деградации человека. Манилов и Собакевич, Ноздрёв и Коробочка, Плюшкин — такие, казалось бы, разные характеры, объединены духовной скудостью и пустотой. В полной мере раскрыть образ каждого помещика помогают не только описание его портрета, но и изображение его поместья, дома и даже манеры разговора.
    Первый из встреченных помещиков, Манилов, предстаёт перед нами в образе романтического бездельника и мечтателя. На первый взгляд он выглядит достаточно «живым» персонажем, «не лишён приятности», С восторгом говорит о просвещении, полон планов по благоустройству своего поместья. Но все его мечты нелепы и пошлы. Несмотря на беседку в саду с напыщенной надписью «Храм уединённого размышления», хозяйство находится в полном упадке. Образованности Манилова хватило лишь на вычурные имена детей, а книга, которую он читает, всегда заложена на четырнадцатой странице. Манилов пуст, хотя и пытается скрыть за внешней привлекательностью отсутствие реальных духовных интересов. В образе накопительницы Коробочки уже нет даже тех малейших привлекательных черт, которые отличают Манилова. Её интересы всецело сведены к хозяйству. «Крепколобая» и «дубинноголовая» Настасья Петровна всё время очень боится
    продешевить, даже продавая Чичикову «мёртвые души». Описание портрета помещика Ноздрёва уже приобретает не только сатирические, а кое-где и саркастические черты. Этакий лихой кутила, враль и игрок, именно Ноздрёв разбалтывает на балу у губернатора тайну «мёртвых душ» Чичикова.
    Собакевич не заботится о красоте, потому что не находит в ней пользы, но деревня и хозяйство помещика свидетельствуют об определённом достатке. Его отличительной чертой является хозяйственная жилка — он не разоряет собственных крепостных, зная, что если крестьян кормить, то они будут работать. Собакевич далеко не глуп, и Павлу Ивановичу было тяжело вести с ним дело: каждый хотел надуть другого и боялся продешевить.
    Богатейший помещик губернии Плюшкин замыкает череду образов и отражает предельную степень человеческого падения. Этот персонаж прошёл путь от бережливого хозяина до полусумасшедшего скряги. При этом причина нравственного падения этого человека не в социальных условиях, а в личной трагедии одиночества. Было время, когда у него была семья, жена и дети. Овдовев, а затем и вовсе потеряв семью, Плюшкин становится до крайности подозрительным и мелочным.Все чувства и мысли умерли в нём, осталась одна только безумная идея наживы. У богатого помещика, владельца тысячи крестьянских душ, забитых богатством кладовых и амбаров, добро гниёт, превращаясь в труху. Бессмысленное накопительство привело в упадок хозяйство, разорило его. Вещь для Плюшкина стала дороже человека, даже отцовские чувства погибли в нём. «И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек — восклицает Гоголь. Фамилии гоголевских помещиков стали нарицательными.Перед нами не обычные литературные герои, а типы. Важную роль играет последовательность этих пяти портретных глав. Гоголь ведёт нас от праздного мечтателя Манилова к «дубинноголовой» Коробочке, от неё к бесшабашному моту и шулеру Ноздрёву, затем к Собакевичу и, наконец, при водит читателя к «прорехе на человечестве» — Плюшкину.
    Все пять глав построены по одинаковому принципу. Они показывают, как в крепостнической Руси складывались разные типы помещиков, как крепостное право искалечило души крестьян и их хозяев. В сущности поэма представляет собой настоящее обличение крепостничества и того класса, который вершит судьбу государства.
    Живую жизнь Гоголь видит в простом русском народе, в его трудолюбии, мастерстве и таланте. Писатель показывает и тёмные стороны народной жизни: бесправие, отупение, одичание, — которые явились результатом крепостного права: девочка Пелагея, не умеющая отличить, где правая, а где левая сторона, одичавшие и забитые до крайности плюшкинские Мавра и Прошка. Но за этой социальной подавленностью Гоголь вое-таки видит «живую душу» народа. Крепостной
    плотник Пробка исходил с топором за поясом все губернии. Этот русский богатырь «в гвардию годился бы». Талантливый сапожник Максим Телятников «что шилом кольнет, то и сапоги».
    Каретник Михей создаёт экипажи необыкновенной красоты и прочности. Печник Милушкии в любом доме печь поставит. Гоголю важно показать нам, что в этих простых людях, поставленных государством на колени, превращённых в рабов, всё равно не погибло стремление к свободе. Абакум Фыров, беглый крепостной помещика Плюшкина, не выдержав неволи, шумно гуляет на волжском простор е вместе с бурлаками. Миру «мёртвых душ» Гоголь противопоставляет живую, таинственную, высоконравственную и сильную душу простого русского человека. Будущее страны Гоголь видит в народе, изуродованном крепостничеством, но несломленном, трудолюбивом, умном, духовном. Только вспомнив о душе, можно надеяться на возрождение. Птица-тройка, несущаяся по бескрайней дороге, её неукротимое, вольное движение — желанный образ России Гоголя, образ духовного воскрешения человека.
    План сочинения по литературе:
    1. Вступление.
    Сюжет и идея поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души».
    2. Основная часть.
    2.1 В городе.
    2.2 «Мёртвые души» помещиков:
    а) Манилов;
    б) Коробочка;
    в) Ноздрёв;
    г) Собакевич;
    д) Плюшкин.
    2.3 «Живые души» народа.
    3. Заключение.
    Сочинение и типовой план были взяты на сайте «ИНФО ШКОЛА».

  6. В произведении Гоголя можно разглядеть, как хорошие, так и дурные стороны в России. Мёртвыми же душами автор позиционирует ни покойников, а чиновников и обывателей, чья душа затвердела от чёрствости и безразличия к другим.
    Одним из главных героев поэмы был Чичиков, который посетил пять помещичьих усадеб. И в этой череде поездок Чичиков делает для себя вывод, что каждый из помещиков, обладатель скверной и запачканной души. В начале может показаться, что Манилов, Собакевич, Ноздрев, Коробочка совершенно разные, но всё-таки их связывает обыкновенная никчёмность, которая и отражает весь помещичий устой в России.
    Сам же автор является в этом произведении подобно пророку, которой описывает эти страшные события в жизни Руси, а после вырисовывает выход пусть к далёкому, но светлому будущему. Сама суть человеческой неприглядности в поэме описывается, в тот момент, когда помещики рассуждают как ими быть с «мёртвыми душами», совершить обмен или выгодную продажу, а может и вовсе кому-то подарить.
    И несмотря на то, что автор описывает достаточно бурную и активную жизнь города, по своей сути это всего на всего пустая суета. Самое страшное, что мёртвая душа это обыденное явление. Также Гоголь объединяет во едино всех чиновников города, в одно безликое лицо, которое отличается только наличием на нём бородавок.
    Так со слов Соба-кевича, можно увидеть, что все вокруг мошенники, христопродавцы, что каждый из них ублажает и покрывает другого, ради собственной выгоды и благополучия. И над всем этим смрадом возвысилась чистая и светлая Русь, которая как надеяться автор обязательно возродиться.
    Живые души по мнению Гоголя есть исключительно у народа. Который под всем этим прессом крепостного право, сохранил живую русскую душу. А живёт она в слове народа, в его деле, в остром уме. В лирическом отступлении автор создал тот самый образ идеальной Руси и его богатырского народа.
    Сам же Гоголь не знает, какой путь выберет Русь, но он надеяться, что в нём не будет таких персонажей, как Плюшкин, Собакевич, Ноздрев, Коробочка. И только с пониманием и прозрением, всей этой без духовности русский народ может встать с колен, воссоздав идеальный духовный и чистый мир.

  7. 7
    Текст добавил: Блуждающий Дух

    “Живая” душа Чичиков или “мертвая”?
    “Настоящий писатель – то же, что древний пророк”. А.П.Чехов. (По одному из произведений русской литературы. – Н. В. Гоголь. “Мертвые души”.)
    “Чем отличается русский человек от иностранца” (эссе по отрывку из “Мёртвых душ” Гоголя)
    «…Покупатель живой человеческой совести, Чичиков – подлинный черт, подлинный провокатор жизни” (А.Белый)
    «Видимый миру смех и незримые, неведомые ему слезы…» (поэма «Мертвые души»)
    «ВСЯ РУСЬ» В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ «МЕРТВЫЕ ДУШИ»
    «Герой нового времени – капиталистический человек» (образ Чичикова)
    «Город N – Царство чиновников» в поэме Н.В. Гоголь «Мертвые души»
    «До чего же Россия грустна…» по поэме «Мертвые души» Н. В. Гоголя
    «Каждое лицо в «Мертвых душах» есть в то же время вывод из целой категории людей …» (В.Н.Майков).
    «Лирические отступления» в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
    «Лирические отступления» в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
    «Лирические отступления» в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
    «Мертвые души» в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
    «Мертвые души» Н.В. Гоголя – удивительная книга, горький упрек современной Руси, но не безнадежный» (А.И. Герцен).
    «Повесть о капитане Копейкине» (Анализ фрагмента поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»)
    «Повесть о капитане Копейкине» (Анализ фрагмента поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»)
    «Повесть о капитане Копейкине» – острый протест, доведенный до конца
    «Русь народная» в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
    «Творение чисто русское, национальное, выхваченное из тайника народной жизни». В. Белинский о поэме Гоголя «Мертвые души»
    «Чиновник с виду и подлец душой» ( по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»).
    Автор в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»
    Анализ эпизода Чичиков у Коробочки (по поэме Н.В. Гоголя “Мертвые души”)
    Беседа Чичикова с Маниловым (анализ эпизода 2 главы поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души).
    Будущее и настоящее в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
    Быт и нравы губернского города N (по поэме Н.В. Гоголя “Мертвые души”)
    В чем смысл названия поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»?
    В чем современность характера Чичикова (По поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”)
    Визит Чичикова к одному из помещиков. (По поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»)
    Возможно ли возрождение Чичикова? (по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»)
    Встреча Чичикова с Ноздревым в трактире (анализ эпизода из главы 4 первого тома поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души»)
    Встреча Чичикова с Ноздрёвым в трактире (анализ эпизода из четвертой главы первого тома поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души»).
    Галерея помещиков в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
    Герои поэмы Гоголя «Мёртвые души
    Гоголевский “смех сквозь слезы” в поэме “Мертвые души”
    Гомеровские и дантовские мотивы в «Мертвых душах» Н. В. Гоголя
    Город в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
    Губернское общество в поэме Гоголя «Мертвые души»
    Две России в поэме Н. Гоголя «Мертвые души». «Мертвые» и «живые» души
    Дорога и герой-странник в литературе 19 века на примере произведения Н. В. Гоголя «Мёртвые души»
    Дорога и путь – это одна из главных тем «Мертвых душ»
    Думы о России в поэме Гоголя «Мертвые души»
    Души «живые» и «мертвые» в произведении Н.В.Гоголя «Мертвые души»
    Души «мертвые и живые» в поэме Н. В. Гоголя
    Души «мертвые» и «живые» в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»
    Души «мертвые» и «живые» в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»
    Души живые и мертвые в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».
    Жанрово-композиционное своеобразие поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»
    Жанровое своеобразие поэмы “Мертвые души”
    Жанровое своеобразие поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»
    Женские образы в «Ревизоре» и «Мертвых душах» Н. В. Гоголя
    Живая Россия в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”
    Знакомство Чичикова с городом NN (по поэме Н.В. Гоголя “Мертвые души”)
    Знакомство Чичикова с городом NN (по поэме Н.В. Гоголя “Мертвые души”)
    Идейно – художественная роль «Повести о капитане Копейкине» в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
    Идейно-художественное значение повести о капитане Копейкине в поэме “Мёртвые души”
    Изображение города в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
    Изображение мелкопоместного дворянства в русской литературе 19 в.
    Изображение народа в поэме «Мертвые души»
    Изображение помещиков в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
    Изображение помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
    Изображение чиновников в творчестве Гоголя («Ревизор», «Мертвые души»)
    Исполнил ли Чичиков завет отца? (По поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”)
    История жизни Чичикова (по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»)
    История создания
    Как предыстория Чичикова помогает понять его характер (по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»)
    Как Чичиков следует отцовскому «наставлению» в зрелую пору своей жизни?
    Какова роль вещей в сатирическом изображении Гоголя
    Композиция поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»
    Коробочка и Чичиков
    Лирические отступления в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».
    Лирическое и сатирическое начала в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
    Манилов (по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»)
    Манилов и Коробочка в почести Н.В. Гоголя «Мертвые души»
    Манилов и Собакевич в поэме Н.В. Гоголя “Мертвые души”.
    Манилов и Чичиков.
    Мастерство изображения мира человеческих чувств в одном из произведений русской литературы XIX века. (Н.В.Гоголь. «Мертвые души».)
    Мертвые и живые души в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
    Многоликость внутреннего мира Чичикова
    Н. В. Гоголь о назначении художника в «Мертвых душах»
    Народ в поэме Гоголя «Мертвые души»
    Народ в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»
    Ноздрев и Чичиков
    Нравственный и правовой смысл преступлений Чичикова
    Образ города NN в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
    Образ дороги в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”
    Образ Манилова в поэме “Мертвые души”
    Образ народа в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
    Образ Павла Ивановича Чичикова (по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»)
    Образ Плюшкина в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
    Образ Плюшкина в поэме Н.В.Гоголя “Мертвые души”
    Образ птицы-тройки в поэме «Мертвые души»
    Образ Родины в «Мертвых душах»
    Образ России в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
    Образ России и народа в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
    Образ Руси в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”
    Образ Руси и русского народа в поэме «Мертвые души»
    Образ Собакевича в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
    Образ Чичикова
    Образ Чичикова в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
    Образ Чичикова в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
    Образ Чичикова в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
    Образ Чичикова в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
    Образы крестьян в поэме Н. В. Гоголя Мертвые души
    Образы помещиков в «Мертвых душах»
    Образы помещиков в поэме “Мертвые души”
    Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
    Образы Селифана и Петрушки и их функции в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
    Образы чиновников в поэме Гоголя «Мертвые души» (эссе)
    Образы чиновников в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»
    Общее неумытое лицо помещиков в поэме Гоголя «Мертвые души».
    Одежда героев как деталь в раскрытии образа
    Описание проблем в жизни помещиков в поэме Гоголя «Мертвые души»
    Особенности композиции поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»
    Оформление купчей в гражданской палате (анализ эпизода из 7 главы первого тома поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»).
    Первый том «Мертвых душ» – книга о «потерянных селеньях» и «погибших поколеньях»
    Поместье и его владелец (по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души») (сочинение-миниатюра)
    Помещик Плюшкин (по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»)
    Помещики в поэме Гоголя «Мертвые души»
    Помещики в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
    Помещики в поэме Н. Гоголя «Мертвые души
    Помещики и народ в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
    Портрет российского чиновничества
    Почему в галерее «мертвых душ» Плюшкин изображен последним
    Почему все образы помещиков в поэме Гоголя “Мёртвые души” образы сатирические?
    Почему Гоголь изображает помещиков именно в данном порядке и как это помогает раскрыть идею романа? (по поэме «Мертвые души»)
    Почему Гоголь назвал “Мертвые души” поэмой?
    Почему Гоголь назвал «Мертвые души» поэмой?
    Почему Гоголь назвал свое произведение «Мертвые души» поэмой?
    Почему Н.В. Гоголю не удалось завершить поэму «Мертвые души»?
    Почему Плюшкин изображен последним в галерее помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»?
    Почему трудолюбивый хозяин превратился в «прореху на человечестве»? (образ Плюшкина)
    Почему Чичикову удалось приобрести мертвые души? (по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»)
    Поэма «Мертвые души» и ее актуальность в наши дни
    Предыстория Чичикова (анализ эпизода из 11 главы первого тома поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души»).
    Приемы раскрытия характера литературного героя (на примере Манилова из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»)
    Проблема омертвления человеческой души в произведениях русских писателей XIX столетия (Н.В. Гоголь, М.Е. Салтыков-Щедрин)
    Раздумья о человеке в произведении Н.В. Гоголя “Мертвые души”
    Речь в защиту Плюшкина (по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»)
    Роль автора в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и Н.В. Гоголя «Мертвые души»
    Роль авторских отступлений в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
    Роль лирических отступлений в поэме«Мертвые души»
    Роль портрета и интерьера в характеристике персонажа (на примере 2–3 образов помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».)
    Роль художественной детали в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
    Россия “мертвых душ”. Изображение поместного дворянства в поэме
    Россия и народ в поэме Гоголя Мертвые души
    Россия и русский народ в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»
    Русь крестьянская в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
    Сатирические образы помещиков (по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»)
    Сатирические образы помещиков (по произведению Н. Гоголя «Мертвые души»)
    Сатирическое изображение помещичьего мира в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
    Своеобразие жанра поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»
    Система персонажей одного из произведений русской литературы XIX века. (Н.В.Гоголь «Мертвые души».)
    Служебная деятельность Чичикова.
    Смех сквозь слезы в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”
    Смысл названия поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»
    Смысл названия поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»
    Смысл сравнения Чичикова с капитаном Копейкиным и Наполеоном (по поэме Н.В. Гоголя “Мертвые души”)
    Собакевич и Чичиков
    Современная Гоголю чиновничья Россия (по поэме «Мертвые души»)
    Сравнительная характеристика Манилова и Собакевича
    Сравнительная характеристика Манилова и Собакевича, Манилова и Коробочки
    Сравнительная характеристика Ноздрева и Плюшкина (по поэме «Мертвые души»)
    Сравнительная характеристика Плюшкина и Cобакевича
    Тема «маленького человека» в творчестве Н.В. Гоголя
    Тема воспитания в поэме Н.В.Гоголя “Мертвые души”
    Тема города в комедии “Ревизор” и поэме “Мертвые души” Н.В. Гоголя.
    Тема дороги в “Мертвых Душах”
    Тема дороги в поэме “Мертвые души”
    Тема дороги в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
    Тема мертвой и живой души в поэме «Мертвые души»
    Тема Родины в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
    Тема Родины и народа в поэме «Мертвые души»
    Тема Родины и народа в поэме Н. Гоголя «Мертвые души»
    Характеристика помещицы Коробочки (по поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”)
    Характеристика произведения Н.В Гоголя “Мёртвые души”
    Характеры помещиков в поэме «Мертвые души»
    Художественная деталь и ее роль в создании образа Манилова
    Художественная деталь и её роль в создании образа Плюшкина
    Чиновничья и помещичья Россия в изображении Н. В. Гоголя
    Читая лирические отступления в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
    Чичиков – герой «новой формации»
    Чичиков – делец-приобретатель
    Чичиков – живая или мертвая душа?
    Чичиков в поэме Н. Гоголя «Мертвые души
    Чичиков и его роль в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души».
    Чичиков и чиновники.
    Чичиков и чичиковщина (по поэм Н.В. Гоголя “Мертвые души”)
    Чичиков на балу у губернатора. (Анализ эпизода из первой главы поэмы Н.В.Гоголя “Мертвые души”).
    Чичиков у Манилова (роль эпизода в поэме «Мертвые души»)
    Чичиков у Плюшкина (анализ фрагмента 6-ой главы первого тома поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души»)
    Чичиков – незаурядная яркая личность (по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»)
    Чичиков-рыцарь копейки (по поэме Н.В. Гоголя “Мертвые души”)
    Что такое “мертвая душа”? (по поэме Н.В.Гоголя “Мертвые души”)
    Что такое чичиковщина?
    Я прочёл поэму «Мёртвые души» и теперь уважаю Гоголя за…
    Язык как материал словесности в лирическом отступлении «Птица-тройка» в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души».

  8. Но есть и два героя, которые, по мнению Гоголя могут изменить свою жизнь. Это Чичиков и Плюшкин, поэтому их биография дана в таких подробностях. Они немного отличаются поведением, у них зарождаются светлые мысли, которые потом приведут их к нормальной жизни, так задумал автор.
    Само название пьесы имеет два значения: Первое – мертвые души, которые покупали и продавали помещики. А второе – мертвые души самих помещиков.
    Таким образом, можно сказать, что смысл поэмы Гоголя “Мертвые души” имеет несколько направлений. Первое – историческое, изобразить настоящую действительность того времени. Вторая – социальная, показать проблемы общества, в первую очередь, это крепостное право и беззаконие помещиков. Третья – поручительная, поставить на верный путь исправления.
    Гоголь знаменит своим произведениями, он вкладывал огромный философский смысл в поэму, которая дошла до сегодняшнего времени.

    Вариант 2

    Смысла в этой поэме, вообще, много. Это очень глубокое произведение, которого, говорят, при каждом прочтении открывается по-новому. Всегда можно открыть что-то интересное в характерах и деталях.
    Вообще, само противоречивое название и то, что происходила покупка душ в российской империи, будто это демоны скупали их, наталкивает на мысль о чём-то греховном. То есть не очень хорошо (и Гоголь понимал это) то, что так долго был у нас рабовладельческий строй. И в поэме мы видим тех, кто распределяет души людские. Это не самые лучшие, не самые добрые и умные люди. Наоборот, у каждого свой серьёзный недостаток: мечтательность, жадность, глупость, азарт… И всё это ударяет по людям (по крестьянам), которые от этих помещиков зависят.
    Поэма, как и пьеса «Ревизор», сатирична. Николай Васильевич обличает и высмеивает таких помещиков, саму систему тоже, вероятно. Я слышал, что Гоголь в своём завещании говорил много о добре и ответственности. Тот же помещик должен понимать ответственность за людей, которые ему подчиняются… Это даже серьёзней, чем генерал и его солдаты, чем начальник и подчиненные, так как помещик имел глобальную власть над крепостными. Он должен был бы заботиться об их благополучии, об их развитии… А в реальности получалось, что помещики думали только о себе.

  9. Известная повесть Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» – это интересное произведение во всех отношениях. В одной книге автору удалось собрать множество противоречивых, совершенно не похожих друг на друга, личностей и характеров. Тем и интересен роман Гоголя, что он раскрывает перед читателями множество проблем, которые актуальны и по сей день.
    Стоит отметить, что одна из самых загадочных и противоречивых фигур в произведении Николая Васильевича – это Чичиков. Для того, чтобы начать рассуждение об этой личности, понять, как сам автор относится к своему собственному персонажу, необходимо обратиться к названию повести.
    Сразу понятно, что заглавие произведения «Мертвые души», в первую очередь указывает на проделки, интересующего нас героя. Чичиков воспользовался моментом, когда власти не успели провести очередную перепись населения после смерти крестьян. Герой выдавал мертвецов за живых и реальных людей, чтобы вступить во владение их собственностью, а затем, проводить махинации различного рода.
    Исходя из этих фактов, можно смело сделать вывод, что Чичиков – плут и обманщик. Такой сюжет предоставлял большие возможности для сатирического обобщения. Во-первых, это возможность показать Русь «с одного бока»: черезпутешествующего плуга можно дать масштабную картину русской жизни, типы помещиков и чиновников, картины нравов и привычек. Во-вторых, это возможность создать концентрированный образ российской бюрократической системы, где все ирреально и фиктивно, где бумажные «мнимости» замещают человека.
    В. Набоков пишет о Чичикове как о пошляке «гигантского калибра»: «Колоссальный шарообразный пошляк Павел Чичиков, который вытаскивает пальцами фигу из молока, чтобы смягчить глотку, или отплясывает в ночной рубашке, отчего вещи на полках содрогаются в такт этой спартанской жиге (а под конец в экстазе бьет себя по пухлому залу, то есть по своему подлинному лицу, босой розовой пяткой, тем самым словно проталкивая себя в подлинный рай мертвых душ) — эти видения царят над более мелкими пошлостями убогого провинциального быта или маленьких подленьких чиновников. Но пошляк даже такого гигантского калибра, как Чичиков, непременно имеет какой-то изъян, дыру, через которую виден червяк, мизерный ссохшийся дурачок, который лежит, скорчившись, в глубине пропитанного пошлостью вакуума».
    Но Чичиков не только пошляк. Исходя из скрытого смысла названия поэмы, Чичиков — ловец мертвых душ, следопыт смерти. Ведь автор не согласен с бюрократическим определением слова «душа» как некоей абстрактной человеческой единицы — базой для сбора налога, но вкладывал прямое значение — «душа человека», в бессмертие которой автор не мог не верить.

  10. Гоголь уезжает за границу 6 июля 1836 года. Там, на чужбине, он целиком отдается главному своему делу — написанию большого произведения, которому он дал название «Мертвые души». В «Авторской исповеди» писатель скажет, что сюжет для своей главной книги он заимствовал у наставника А.С.Пушкина, который, в свою очередь, сам хотел использовать его в работе, но жаловался на нехватку времени. Видимо, начав работу над поэмой, Н.В.Гоголь постоянно размышлял о Пушкине, а его смерть подтолкнула писателя к созданию этой книги вплотную. В письме Жуковскому он утверждает, что должен продолжить начатый большой труд, который писать взял с него слово Пушкин. Над первым томом «Мертвых душ» Гоголь работал около шести лет, вплоть до 1841 года. С апреля и все лето 1841 года Николай Васильевич производит последнюю правку рукописи и переписывает ее набело. Переписывать ему помогал известный литератор и друг Белинского П.В.Анненков. По окончании работы над первым томом Гоголь едет в Россию с целью напечатать его. Московская цензура устраивает серьезное испытание автору, не пропускает «Мертвые души» в печать. Предметом придирок становится и название поэмы и многие лирические отступления. А «Повесть о капитане Копейкине» вообще требуют изъять из текста. По совету друзей Гоголь отправляет рукопись в Петербург, предложив её тамошней цензуре. И вот 21 мая 1841 года первый том нового произведения Гоголя выходит в свет.
    В поэме главный герой — Чичиков. Среди всех других героев гоголевской поэмы он едва ли не единственный практичный человек. Гоголь нам рассказывает о всей жизни Чичикова и всегда и во всем подчеркивает его практицизм. Вся жизнь Чичикова — это стремление всеми возможными средствами достичь желанного — приобрести капитал. В достижении своей цели Чичиков проявляет большую степень энергии и тот род ума, что мы называем хитростью. Он пронырлив и плутоват. Гоголь дает ему свою характеристику:
    В ворота гостиницы губернского города Н. въехала довольно красивая рессорная небольшая бричка, в которой ездят холостяки: отставные подполковники, штабс-капитаны, помещики, имеющие около сотни душ крестьян, — словом, все те, кого называют господами средней руки. В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, не слишком толст, но и не слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако же и не так, чтобы молод».
    Уже из этого нам ясно, что Чичиков человек не простой, а какой-то особенный… Он способен принимать разные обличья в зависимости от того, с кем имеет дело. С Маниловым он сентиментален, с Ноздревым, как это ему ни трудно, он готов разыграть рубаху-парня, с Коробочкой он позволяет себе не церемониться и остается таким, каков он есть. Ему нельзя отказать в знании людей. Он пользуется этим знанием, чтобы добиться своего, и чаше всего это ему удается.
    В отличие от Плюшкина, Чичиков не скряга и не прямой скупец. У него нет привязанности «собственно к деньгам для денег». Деньги были для него неким средством. Как говорит Гоголь, «ему мерещилась впереди жизнь во всех довольствах, со всеми достатками, экипажи, дом, отлично устроенный, вкусные обеды» — вот что беспрерывно носилось в голове его. Чтобы наконец потом, со временем, вкусить непременно все это, — вот для чего береглась копейка, «скупо отказываемая до времени и себе и другому». Гоголь не любит Чичикова, находя в нем «что-то отталкивающее». Мне тоже не очень приятен данный типаж. «Практический человек» для меня, да и для многих, возможно, — не положительная, а отрицательная характеристика, но в том виде, в каком он описан Гоголем.
    Как показало время, имя Чичикова сделалось нарицательным, как впрочем, и другие имена в «Мертвых душах». Судя по всему, для Гоголя Чичиков — печальный плод господства денежных отношений, особенно проявившегося в русской действительности в 30-40-х годах XIX века. Выход в свет поэмы Гоголя стал важным событием в жизни России. «Мертвые души» потрясли её, — писал Герцен. — Подобное обвинение необходимо было современной России.
    Это — история болезни, написанная мастерской рукой.

  11. Поэма «Мертвые души» — одна из самых интересных произведений Н.В Гоголя. Писатель в поэме сатирически осмеивает пороки разных слоев общества в крепостнической России.
    В кругу разнообразия интересных образов, характеров выделяется удивительный персонаж – Павел Иванович Чичиков. Его образ является собирательным и объединяющим. Писатель раскрывает образ Чичикова постепенно, по мере продвижения рассказа о его похождениях. В каждой главе мы узнаем о нем что-то новое.
    Хотелось бы рассказать о встрече главного героя с Собакевичем. Внутренне убранство дома говорит о характере Собакевича. В гостиной находилось множество картин с изображением греческих полководцев, у которых были толстые летки и неслыханные усы, от чего проходила дрожь по телу. Мебель в комнатах была очень прочная, неуклюжая, похожая на хозяина дома. Собакевич был похож на среднего медведя. Он был одет во фрак медвежьего цвета. Его походка была неуклюжей, постоянно меняющая свое направление – то вкривь, то вкось. Собакевич очень любил поесть, причем в огромных количествах – когда у него есть свинина — всю свинью подавай, когда баран — всего барана, гусь – всего гуся. Он считал что лучше есть в меру, как душа пожелает. Однако Собакевич был умным человеком. Он без труда прояснил хитрый замысел Чичикова, после чего вступил с ним в торговлю.
    Встречи ведущего персонажа с большим количеством помещиков, показывают на его упорность характера и настойчивость, необходимые для достижения своей цели. Он легко подстраивался, перевоплощался, изворачивался во время своих встреч с помещиками.
    «Итак, вот весь налицо герой наш, каков он есть!» , такими словами заканчивает автор свое произведение.
    Чичиков предстает перед нами – читателями – как весьма живой и энергичный человек. Мы ясно и отчетливо рассмотрели внутренний мир Чичикова, а также его внешность. Этот человек очень обходителен и аккуратен. Однако его внутренний мир отличен от внешности, так как они находятся в постоянном противоречии и несогласии друг с другом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *