Сочинение на тему место человека в мире

10 вариантов

  1. 1
    Текст добавил: ДоБрО ПоЖаЛоВаТь

    Проблема поиска своего места в мире нашла отражение и в литературе. Например, в романе-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир» один из героев, ищущих смысл жизни, – Пьер Безухов. В начале произведения он увлекается популярными в то время идеями, поддерживает Наполеона. Пьер выделяется из светского общества своей открытостью и честностью, поэтому не находит понимания в свете. В попытках найти себя он обращается к масонству, пытается управлять активами своего отца, заниматься благотворительностью, но молодого графа постигает разочарование. Не радует Пьера и личная жизнь: брак с Элен Курагиной, о которой он позже скажет: «Где вы, там разврат, зло…», – приносит ему только неприятности. Герой отправляется на войну. Увиденное Пьером переворачивает его жизнь. Безухова посещает безумная идея – он хочет убить Наполеона. Граф остается в захваченной французами Москве, попадает в плен, проходит через множество испытаний. И только в эпилоге методом проб и ошибок Пьер обретает свое место в мире: он женат на любимой женщине, его окружает дружная семья. Герой становится членом тайного общества, цель которого улучшение уровня жизни народа. Таким образом, Пьер Безухов духовно переродился, теперь он служит добру и справедливости.
    В романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» главный герой так и не нашел своего места в мире. Автор рисует представителя потерянного поколения. Онегин – собирательный образ молодых образованных людей, ощущавших необходимость реформ, но бездействующих, превратившихся, по выражению Герцена, в «умную ненужность». Несмотря на прекрасное образование и воспитание, Евгений,
    Дожив без цели, без трудов
    До двадцати шести годов,
    Томясь в бездействии досуга
    Без службы, без жены, без дел,
    Ничем заняться не умел.
    Ничто не приносит Онегину радости. Действия героя обрекают на страдания и окружающих: он убивает на дуэли приятеля, разбивает сердце Татьяне Лариной… Только в конце произведения к Евгению приходит осознание совершенных ошибок. Но уже слишком поздно: Татьяна вышла замуж, Ленского не вернуть… В герое побеждает состояние неудовлетворенности жизнью, хотя «счастье было так близко, так возможно…».
    Вне всякого сомнения, найти свое место в мире непросто. Порой человеку приходится попробовать свои силы во многих сферах деятельности, испытать переживания и открытия, прежде чем он найдет то, что так долго искал. Наверное, эта дорога к себе и есть дорога к счастью, ведь каждый хочет просыпаться утром и улыбаться оттого, что занимается любимым делом, а рядом всегда есть люди, на поддержку которых можно рассчитывать. Уверена, что «наше личное движение к истине» (М.Пришвин) в поисках своего места в мире зависит только от нас самих.

  2. Чтобы ответить на вопрос кто же такой человек мы решили объединить наши представления о нём и в итоге получили вот такое определение:
    Человек-это биологическое существо, которое в процессе эволюции смогло развить свои биологические, а также социальные качества, обладающий разумом, который позволяет ему мыслить, разговаривать, взаимодействовать с другими людьми, творить, мечтать, любить, создавать новые образы. Также он является неотъемлемым историко-культурным субъектом.*
    С самых древних времен человек пытается осмыслить свое место в мире. Данная проблема является одной из ключевых, так как, возможно, не осмыслив свое место в мире, человек не может понять и смысл своего существования.*
    Так всё-таки каково его место в мире? С точностью можно сказать что человек не может существовать без природы, без природных явлений, так как сам является её частью. Если же говорить о мире, то в нём человек, занимает привилегированное положение по сравнению с другими животными. Именно человек может оставлять после себя огромные постройки, предметы искусства, которые способствуют его более камфорному проживанию. Люди так же могут сильно влиять на природу посредством своих изобретений, что нередко пагубно сказывается на окружающей среде.*
    На сегодняшний день современный человек — это носитель огромного количества информации, которая помогает ему реализовывать его способности и возможности, он прогрессивный и высокотехнологичный.* Такому человеку свойственно высокая скорость мышления, реакция и принятия решения.* Но к сожалению, сегодня, для такого человека мир — это как огромный супермаркет, из которого он берет нужные для себя ресурсы, а взамен не дает практически ничего. Порой даже выкинуть бумажку в мусорку для кого-то является проблемой. Человек засоряет океан, воздух, проводит различные войны. Но ведь природа тут не при чем.*
    Как нам кажется сегодня человек живет по принципу гедонизма (Этическое учение, утверждающее наслаждение, удовольствие высшим благом и целью жизни). Т.е. он делает так, как хочется и удобней ему, не задумываясь о тяжелых последствиях. Конечно существуют исключения и всё же проводятся некоторые мероприятия проводятся по защите окружающей среде. Но разве этого достаточно? Хотелось, чтобы каждый задумывался о мире, в котором он живет и ценил его. *У человека есть множество способностей к саморазвитию, совершенствованию мира, ведь мы шли к этому веками. Но в нынешнее время все больше людей намеренно теряют свои навыки и возможности, предпочитая для себя деградацию и уничтожению мира вокруг себя.* человек социальный мир мышление
    Мы должны ценить то, что имеем ведь природа сильнее человека, а человек — это лишь винтик в этом сложном механизме живой природы, который возможно может обойтись и без него.
    Размещено на Allbest.ru

  3. Сочинение на тему: Бунин о месте
    человека в мире
    Бунин –
    писатель, который в своих историях
    непременно говорит о человеке:
    о его нраве, о системе ценностей,
    о его роли в обществе. Для Бунина
    важно показать: какого место человека
    в мире, какова его социальная роль и собственное
    мировосприятие.
    Бунин прекрасно
    описывает детали, делает панорамный обзор
    места происходящих событий. Но действительно
    острого внимания автора удостаивается
    именно человек. Бунин, словно искусный
    скульптур, ваяет очередную фигуру, добавляя
    яркие детали, подробно прописывая характер.
    Бунин –
    не просто писатель, он философ. Его социально-философское
    мировоззрение отражается в его произведениях.
    Так, «Господин из Сан-Франциско» – это
    рассказ о человеке, неправильно себя
    позиционирующем, как в обществе, так и
    в жизни в целом.
    Главный герой
    – типичный представитель буржуа,
    слепо веривший, что за деньги
    можно купить все. Он считает, что такое
    понятие, как «счастье», также можно легко
    приобрести за деньги. Он – сноб, считающий,
    что простые люди обязаны выполнять все
    его прихоти. Он не ценит людей, общество,
    единственное, что в его глазах имеет вес
    – это богатство.
    Господин из Сан-Франциско
    считает, что он – действительно господин,
    что его деньги возвышают его над остальными.
    Его самоуверенность позже сыграет с ним
    злую шутку: его мертвое тело не будет
    удостоено того внимания и любезности,
    к которым он так привык.
    В этом произведении
    Бунин хотел показать истинное
    место человека в мире, как иллюзорна власть
    денег и скоротечна жизнь.
    Господин (а
    ведь у него даже нет имени)
    думал, что, заняв определенную нишу
    в обществе, и, имея финансовую независимость,
    он может быть уверен в завтрашнем дне,
    может до мелочей распланировать свою
    жизнь и жить по этому плану. Как итог:
    крах иллюзий и забвение, ведь обществу
    все равно, кем был человек, чей труп сейчас
    перевозится в трюме корабля.

  4. Рано или поздно каждый из нас задумывается о своем предназначении и месте в мире. Иногда это происходит в юности, а иногда люди проживают жизнь, не задумываясь, и в старости пожинают плоды бессмысленно прожитых лет. Мне кажется, что думать о своем предназначении важно и нужно, ведь от этого может зависеть судьба. Поиски себя и своего места в мире – задача непростая, однако, чем раньше человек начинает задумываться об этом, тем лучше.
    Мировоззрение человека формирует его будущие поступки. Считаешь ли ты, что человек – хозяин своей судьбы, или пассивно плывешь по течению? От ответа на этот вопрос зависит, станет ли человек предпринимать активные действия для того, чтобы сделать свою жизнь насыщеннее и полноценнее, или будет пассивно ждать чуда. Я отношу себя к первой категории людей. Я считаю, что каждый человек рождается с определенным потенциалом, и очень важно себя реализовать. Конечно, все люди разные, у всех разные способности и разные возможности для успешного старта в жизни. Но для себя я решила, что буду делать все возможное, чтобы максимально раскрыть себя и быть полезной людям.
    Место в мире – это, прежде всего, профессия. Я решила стать учителем, потому что именно в этой профессии я смогу чувствовать, что приношу реальную пользу. В современном мире детям часто не хватает любви, живого человеческого общения, грамотного совета. Нынешние родители утопают в собственных ежедневных заботах, и часто им не до детей. Я уверена, что школа может справиться с этой проблемой. Хороший учитель – это не только преподаватель определенной дисциплины, но еще друг и наставник. Поэтому так важно давать детям тепло и внимание, в первую очередь.
    Каждый человек стремится к гармоничной жизни, пусть даже неосознанно. Однако гармонию каждый представляет по-своему. Я считаю, что важно реализовать себя во всех сферах жизни, поэтому в будущем мне бы хотелось создать семью и воспитать хороших детей.
    Важно также адекватно оценивать свою значимость для мира. Некоторые люди забывают, что каждый из нас – лишь один из шести миллиардов. Десятки тысяч людей рождаются и умирают ежедневно. Поэтому, наверно, не стоит вести себя так, будто ты — властелин мира и вершитель судеб… Скромность украшает, так было и будет во всем времена. С другой стороны, многим людям свойственно впадать в другую крайность и недооценивать себя. Это тоже неправильно, ведь каждый день дарит нам множество возможностей для развития и помощи другим, и не стоит ими пренебрегать.
    Таким образом, вопрос о поиске своего места в жизни – вопрос очень сложный, и может потребоваться очень много времени, чтобы ответить на него. При этом очевидно, что стоит задумываться о таких вещах, чтобы впоследствии не пришлось раскаиваться в своем бездействии или горьких ошибках, совершенных в спешке. Для себя я решила, чего хочу и к чему стоит стремиться. Надеюсь, что обстоятельства будут складываться благоприятно, и моя жизнь будет интересной, насыщенной и гармоничной

  5. Мы много раз слышали фразу “Красота спасет мир”. Но мало кто задумывался над “глубинным” смыслом этой поговорки. Употребляя ее в самых подходящих и в не совсем соответствующих ситуациях, это словосочетание превращается в простую игру слов, оправдание или фарс.
    Чтобы раскрыть истинный смысл поговорки, давайте сразу определимся, что такое Красота. Что подразумевается под значением Мир. Что означает Спасти Мир. Что вообще может спасти Мир? Если принять, что Мир имеется ввиду окружающее общество, его уклад, менталитет и т. п. то процедура спасения мира переходит в разряд идеологии.
    Подробнее…

    Сочинение на тему “Новые технологии”

    Мы живем в эпоху высоких технологий и пользуемся современными изобретениями в повседневной жизни, поскольку они принесли нам много комфорта. Новые технологии распространились в каждой области за последние 15 лет. Более того, они стремительно меняются. Например, видеомагнитофоны, DVD-плееры или компакт-диски стали уже устаревшими, и им на смену пришли более современные устройства. Сегодня мы с трудом можем представить нашу жизнь без таких современных мобильных приборов, как сотовые телефоны или ноутбуки.
    Подробнее…

    Сочинение “Мое любимое дерево”

    Мое любимое дерево – это дуб. Может, это очень простой ответ, даже банальный. НЕ экзотическая пальма, а именно родной дуб вспомнился мне. Я долго не раздумывал и не решал, какое дерево назвать любимым. Мне нравятся все деревья, даже те, что кривые и изъеденные короедом. Я вообще люблю природу.
    Дуб – настоящий красавец, царь среди деревьев. Он гордо возвышается на лесной полянке, братается со своими сородичами в дубовой рощи, одиноко шумит развесистой кроной в поле. И всегда дуб остается собой.
    Подробнее…

    “Моя семья” сочинение

    Каждый человек любит и ценит свой дом и свою семью. Ведь дом считается собственной крепостью, где можно укрыться от любых жизненных невзгод, а люди, которые в нем живут, которые всегда поймут и поддержат в трудную минуту – это и есть семья. И роль ее для каждого из нас огромна. Ведь с семьей связаны все первые ощущения и представления человека, когда он только начинает осознавать окружающий мир. А впоследствии именно в семье формируются такие человеческие понятия как любовь и забота.
    Подробнее…

    Сочинение по Аксенову

    Над проблемой на защиты чести в своем тексте рассуждает В. П. Аксенов.
    Она, бесспорно, актуальна, так как не перевелись еще люди, отстаивающие свои права и интересы, защищающие себя, свою семью и свою честь. Этот вопрос автор раскрывает, рассказывая нам о временах Великой Отечественной войны. В эти годы, не смотря на голод, разруху, страх, продолжали работать школы, главной задачей которых было не столько обучить детей школьным предметам, сколько подкормить несчастных учеников.
    Подробнее…

    Что такое идеографическое письмо

    Переход от пиктографии к идеографии связан с потребностью графической передачи того, что не обладает наглядностью Чудинов В. А. Загадки славянской письменности. М. Вече, 2002. 28 с.
    Идеография — это такое письмо, в котором графические знаки передают не слова в их грамматическом и фонетическом оформлении, а те значения, которые за этими словами стоят. Поэтому, например, в китайской иероглифической письменности омонимы передаются разными иероглифами, а их звучание и морфологическое построение является одинаковым Чудинов В. А.
    Подробнее…

  6. Если вам попадется в ОГЭ или ЕГЭ по обществознанию тема поиска своего места в мире, то в этом случае Вам будет полезен пример сочинения ниже.

    Как найти свое место в мире?

    Начать хочется с того, что в наше время редко встречаются люди, которые сразу же приходятся тебе по душе. С которыми хочется проводить минуты напролет, ездить в общественном транспорте, смеяться под майским дождём, радоваться яркому солнцу зимой, искать выход на крышу высотки, чтобы насладиться свободой. И совершенно неважно, что вы знакомы всего неделю. Если такие «уютные люди» повстречались в вашей жизни, нужно не задумываясь бежать навстречу приключениям, а как иначе?
    Прежде всего в людях ценится легкость, открытость и тот самый неподдельный блеск в глазах. Какая же редкость сегодня встретить открытого человека без заумных фраз, жадно выхваченных из знаменитых опер, без сложных оборотов, значение которых знает лишь он. «Штампованные» люди сами не знают, что хотят от жизни, от окружающих. Проживают жизнь и глупо надеются на светлое будущее, подражая эталонам. Жалуются на каждую мелочь, сквернословят, пытаются казаться кому — то кем — то. Хотят успеть всюду, не успевая, по-сути, нигде. А для чего так жить? Для чего прожигать впустую самое дорогое, что мы имеем?
    С годами понимаешь, что все больше и больше ценишь в людях легкость и простоту. Ту степенность, которой недостаёт многим. Тот детский смех и озорное ребячество, ради которого хочется вставать даже в самое хмурое утро. Осознаешь, что в миллионы раз приятней общаться с человеком с обычными фразами, которые каждому привычны. Очевидно же, что глупость не скроешь за высокопарностью, и наоборот.
    Несправедливо считать, что мир человеческих отношений тернист и запутан. Когда встречаешь уютного человека, то вычурность пропадет. Бывают же такие люди «нараспашку». Готовые всего себя отдать, как Данко. Не в буквальном смысле растрачивать себя, ничего не получая взамен, а наоборот. Для которых не зазорно помочь близкому и разделить счастье. Не стыдно буквально кричать о любви, совершать необдуманные поступки и неожиданные сюрпризы. Это не глупые люди, которые не отдают отчёт своим действиям, нет. Они знают цену жизни. Имеют богатый опыт за спиной и, наверное, много раз оступались. От этого и готовы открыться миру. Не от слабости, а от внутренней силы воли и смелости. С такими не страшно ничего. Хоть в огонь, хоть в воду. Наперёд знаешь, что помогут и выручат. Но таких один на миллион, и встретить такого человека — огромное счастье, которое не каждому доведётся испытать.
    Как бы глупо не звучало, но самое сложное в жизни — это стать проще. Отпустить все обстоятельства, которые на протяжении жизни не отпускали тебя, забыть о проблемах и пытаться понять окружающих тебя людей. Стать детьми, в конце концов. И очень важно, нет, даже необходимо встретить такого «уютного человека нараспашку», с которым мир заиграет другими красками, ведь так?
    В любви та же история. Нет в ней никакого смысла, если отсутствует лёгкость и открытость. Если изначально все наполовину, то для чего строить эту самую любовь? Если боишься, что «не твоё», боишься что-то лишнее сказать или сделать, к чему тогда такие люди в жизни? Человек- он как дом, в котором тепло и уютно, в котором всегда любят и ждут с нетерпением. В котором с полуслова понимают. Нужно много работать над собой, чтобы испытать истинное наслаждение любви. Нужно много раз ошибиться, чтобы в итоге заслужить ее. Наконец, нужно через тернии к звёздам, понимаете?
    И ведь каждый из нас нуждается в настоящем Друге с большой буквы. В защите, поддержке, опоре. Безусловно, семья дарит всё безвозмездно в трёхкратном размере каждые сутки, однако это совсем иное. Необходимо быть на «одной волне». Учиться друг у друга и преумножать. Радоваться друг за друга и сопереживать.
    В завершение хочется отметить, нужно беречь тех людей, которые повстречались в вашей жизни невольно. Свёл ли вас его величество случай, или же общие знакомые — абсолютно не имеет смысла. Главное, чтобы это был ваш человек с головы до пят. Чтобы от него исходило тепло и душевная доброта, горели глаза. Необходимо ценить слово «дружба» и пытаться сделать все возможное, чтобы это было навсегда!
    Посмотрите другие сочинения-рассуждения для ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию:

  7. Рано или поздно каждый из нас задумывается о своем предназначении и месте в мире. Иногда это происходит в юности, а иногда люди проживают жизнь, не задумываясь, и в старости пожинают плоды бессмысленно прожитых лет. Мне кажется, что думать о своем предназначении важно и нужно, ведь от этого может зависеть судьба. Поиски себя и своего места в мире – задача непростая, однако, чем раньше человек начинает задумываться об этом, тем лучше.
    Мировоззрение человека формирует его будущие поступки. Считаешь ли ты, что человек – хозяин своей судьбы, или пассивно плывешь по течению? От ответа на этот вопрос зависит, станет ли человек предпринимать активные действия для того, чтобы сделать свою жизнь насыщеннее и полноценнее, или будет пассивно ждать чуда. Я отношу себя к первой категории людей. Я считаю, что каждый человек рождается с определенным потенциалом, и очень важно себя реализовать. Конечно, все люди разные, у всех разные способности и разные возможности для успешного старта в жизни. Но для себя я решила, что буду делать все возможное, чтобы максимально раскрыть себя и быть полезной людям.
    Место в мире – это, прежде всего, профессия. Я решила стать учителем, потому что именно в этой профессии я смогу чувствовать, что приношу реальную пользу. В современном мире детям часто не хватает любви, живого человеческого общения, грамотного совета. Нынешние родители утопают в собственных ежедневных заботах, и часто им не до детей. Я уверена, что школа может справиться с этой проблемой. Хороший учитель – это не только преподаватель определенной дисциплины, но еще друг и наставник. Поэтому так важно давать детям тепло и внимание, в первую очередь.
    Каждый человек стремится к гармоничной жизни, пусть даже неосознанно. Однако гармонию каждый представляет по-своему. Я считаю, что важно реализовать себя во всех сферах жизни, поэтому в будущем мне бы хотелось создать семью и воспитать хороших детей.
    Важно также адекватно оценивать свою значимость для мира. Некоторые люди забывают, что каждый из нас – лишь один из шести миллиардов. Десятки тысяч людей рождаются и умирают ежедневно. Поэтому, наверно, не стоит вести себя так, будто ты — властелин мира и вершитель судеб… Скромность украшает, так было и будет во всем времена. С другой стороны, многим людям свойственно впадать в другую крайность и недооценивать себя. Это тоже неправильно, ведь каждый день дарит нам множество возможностей для развития и помощи другим, и не стоит ими пренебрегать.
    Таким образом, вопрос о поиске своего места в жизни – вопрос очень сложный, и может потребоваться очень много времени, чтобы ответить на него. При этом очевидно, что стоит задумываться о таких вещах, чтобы впоследствии не пришлось раскаиваться в своем бездействии или горьких ошибках, совершенных в спешке. Для себя я решила, чего хочу и к чему стоит стремиться. Надеюсь, что обстоятельства будут складываться благоприятно, и моя жизнь будет интересной, насыщенной и гармоничной.

  8. Рано или поздно каждый из нас задумывается о своем предназначении и месте в мире. Иногда это происходит в юности, а иногда люди проживают жизнь, не задумываясь, и в старости пожинают плоды бессмысленно прожитых лет. Мне кажется, что думать о своем предназначении важно и нужно, ведь от этого может зависеть судьба. Поиски себя и своего места в мире – задача непростая, однако, чем раньше человек начинает задумываться об этом, тем лучше.Мировоззрение человека формирует его будущие поступки. Считаешь ли ты, что человек – хозяин своей судьбы, или пассивно плывешь по течению? От ответа на этот вопрос зависит, станет ли человек предпринимать активные действия для того, чтобы сделать свою жизнь насыщеннее и полноценнее, или будет пассивно ждать чуда. Я отношу себя к первой категории людей. Я считаю, что каждый человек рождается с определенным потенциалом, и очень важно себя реализовать. Конечно, все люди разные, у всех разные способности и разные возможности для успешного старта в жизни. Но для себя я решила, что буду делать все возможное, чтобы максимально раскрыть себя и быть полезной людям.Место в мире – это, прежде всего, профессия. Я решила стать учителем, потому что именно в этой профессии я смогу чувствовать, что приношу реальную пользу. В современном мире детям часто не хватает любви, живого человеческого общения, грамотного совета. Нынешние родители утопают в собственных ежедневных заботах, и часто им не до детей. Я уверена, что школа может справиться с этой проблемой. Хороший учитель – это не только преподаватель определенной дисциплины, но еще друг и наставник. Поэтому так важно давать детям тепло и внимание, в первую очередь.Каждый человек стремится к гармоничной жизни, пусть даже неосознанно. Однако гармонию каждый представляет по-своему. Я считаю, что важно реализовать себя во всех сферах жизни, поэтому в будущем мне бы хотелось создать семью и воспитать хороших детей.Важно также адекватно оценивать свою значимость для мира. Некоторые люди забывают, что каждый из нас – лишь один из шести миллиардов. Десятки тысяч людей рождаются и умирают ежедневно. Поэтому, наверно, не стоит вести себя так, будто ты — властелин мира и вершитель судеб… Скромность украшает, так было и будет во всем времена. С другой стороны, многим людям свойственно впадать в другую крайность и недооценивать себя. Это тоже неправильно, ведь каждый день дарит нам множество возможностей для развития и помощи другим, и не стоит ими пренебрегать.Таким образом, вопрос о поиске своего места в жизни – вопрос очень сложный, и может потребоваться очень много времени, чтобы ответить на него. При этом очевидно, что стоит задумываться о таких вещах, чтобы впоследствии не пришлось раскаиваться в своем бездействии или горьких ошибках, совершенных в спешке. Для себя я решила, чего хочу и к чему стоит стремиться. Надеюсь, что обстоятельства будут складываться благоприятно, и моя жизнь будет интересной, насыщенной и гармоничной.

  9. И вновь, как тысячи лет назад, человек остается наедине с размышлениями о превратностях своей судьбы. Проблема человека – это, прежде всего вопрос о том, какое место занимает человек в мире, причем не только чем он фактически является, но и чем он может быть, может ли он стать господином собственной судьбы, может ли он «сделать» себя самого, создать свою собственную жизнь и т.д.
    Человек и уникален, и универсален. Человек – венец природы, которому нет равных, он обладает уни­кальными способностями. Но он и универсален, ничто ему не чуждо – ни космос, ни биологические, порой грубые инстинкты, ни утонченная, возвышенная дея­тельность.
    Человек – это соотношение внутреннего и внеш­него. Духовный мир человека – это его внутренняя жизнь, но она символизируется в различных формах деятельности, в игре, труде, художественном творче­стве. В итоге человек оказывается существом общест­венным.
    Человек сам творит свой духовный мир, мир цен­ностей науки, искусства, морали.
    Человек – существо историческое, и в качестве такового он стремится органично внедриться в будущее, где его ожидают опасности, риск оказаться в кризис­ном, может быть, даже безвыходном положении. Человеку не избежать бремени ответственности пе­ред собой лично и другими людьми. И для гражданина России это характерно не в меньшей степени, чем для обитателя любого региона нашего полного противоречий мира.
    Важно четко различать стратегические цели и интересы России и тактические методы решения накопившихся проблем. Понятно, что в эпоху глобализации и информационной революции жить в изоляции нельзя, необходимо определить свое место в мировой экономике и в системе законодательного регулирования торговых и иных условий деятельности.
    Речь идет о стратегии дальнейшего развития страны и наших общих перспективах. Нам, педагогам и будущим специалистам, а пока еще студентам Челябинского колледжа информатики, информационных технологий и экономики, нельзя оказаться в стороне от этой магистральной линии. Первым шагом к благополучному будущему является отличная учеба и активная гражданская позиция студента. России нужны высококвалифицированные специалисты, способные успешно продвигать экономику страны в число наиболее развитых и конкурентоспособных. Это должно быть не решением тех или иных административных структур, а осознанным выбором каждого жителя России – рабочего и инженера, студента и домохозяйки, бухгалтера и программиста, учителя и землепашца! И тогда социально-экономические преобразования в нашей с вами стране будут направлены на улучшения жизни всех россиян, а не избранной и обласканной всеми благами верхушки. Только при этом условии возможна консолидация общества на решение проблем развития России как сильного демократического государства, занимающего достойное место в мировом сообществе.
    Вопросы для самопроверки:
    1.Какие вам известны периоды и этапы развития научного знания?
    2.Каковы основные идеи синергетики? Являются ли они частной формой диалектики или противоречат ей?
    3.Как концепция глобальной эволюции решает проблему тепловой смерти Вселенной?
    4.В чем заключается проблема места человека в окружающем мире?
    5.Каким Вы видите свое будущее и как оно связано с перспективами развития нашей страны?

  10. Термин «экология» (от греч. oikos – дом, роди­на) до последнего времени обозначал отрасль науки, иссле­дующей отношения между человеком и окружающей его при­родой – их естественным «домом». При этом предметом рас­смотрения экологии были два взаимосвязанных процесса: с одной стороны, воздействие на природу производственной деятельности человека, творящего материальную культуру, а с другой – влияние природной среды на здоровье человека, его популяцию и генофонд.
    В цивилизованных обществах представления о месте чело­века в мире, об отношениях между людьми в обществе и о смысле жизни формирует культура, так же как цели и побужде­ния, которые руководят стремлениями и поступками людей, этические понятия, т.е. представления о том, что хорошо, а что плохо, что допустимо, а что нет. Возрастающие темпы соци­ального и научно-технического прогресса радикальным об­разом изменяют способ существования и жизнедеятельность человека, его отношения с миром. Человеческое сознание вы­деляет два класса объектов – естественный мир и мир искусст­венный, созданный самим человеком. И тот, и другой включа­ют в себя как природные объекты, так и социальные, и это оз­начает, что в человеческой жизнедеятельности эти объекты пересекаются. Мир искусственный создан человеком и подчи-
    Глава 20. .Человек и экология
    нен его целям. Это мир культуры, техники и технологии, архи­тектуры и искусства, мир, который в соответствии со своими законами становится нормативным (по человеческим мер­кам). Искусственный мир, созданный человеком в процессе деятельности, включает в себя: новые орудия и средства преоб­разования природы, социальные технологии и средства преоб­разования общества (системы и средства образования, здраво­охранения, политики, идеологии, системы связи, управления, информации и проч.); новые средства поддержания л развития культуры человеческой жизни (архитектура, искусственные экосистемы, средства культуры отдыха и труда, сфера сервиса, системы и средства совершенствования человеческого тела и т.п.).
    Системы, созданные и подчиненные целям человека, обра­зуют новые состояния мира, которые не возникли бы без уча­стия человека. Их существование само по себе не противоречит естественным, природным законам. Однако системы, создан­ные человеком, становясь все более мощными, способны при­вести к непредвиденным последствиям в ходе их изменения, демонстрируя глобальность возможных последствий деятель­ности человека (экологические, техногенные и социогенные катастрофы).
    Результат изменения мира представляет собой совокуп­ность всех материальных, энергетических и информационных преобразований, которые осуществляет человек для преодоле­ния неблагоприятных условий природной среды (для выжива­ния), удовлетворения все возрастающих витальных, интеллек­туальных, духовных потребностей (для повышения качества жизни).
    Человек живет в той среде, которую сам создал и которая сама формирует его. Правда, мы практически не понимаем, ку­да идет наша цивилизация, и привычно воспроизводим прове­ренные опытом прототипы среды. Человечество слишком мед­ленно подходит к пониманию масштабов опасности, которую создает легкомысленное отношение к окружающей среде. Но решение (если оно еще возможно) таких грозных глобальных проблем, как экологические, требует неотложных энергичных совместных усилий международных организаций, государств, регионов, общественности.
    20.3. Место человека в мире
    Окружающая среда (биосфера) нашей планеты создана биотой — биологическими микроорганизмами, которые своей жизнедеятельностью регулируют состояние этой среды, под­держивая определенные климатические характеристики, тем­пературу Мирового океана, состав воздуха, поверхности воды, суши, почвы и т.д. Биота перерабатывает отходы жизнедея­тельности человека. Без нее не будет кругооборота веществ в природе, а значит, и самой жизни на Земле. Сейчас объем до­пустимого воздействия на биосферу в целом превышен в не­сколько раз. Более того, человек выбрасывает в окружающую среду тысячи тонн веществ, которые в ней никогда не содержа­лись и зачастую не поддаются или слабо поддаются переработ­ке. Вследствие этого биота уже не способна выполнять функ­цию регулятора окружающей среды. За время своего существо­вания, особенно в XX в., человечество уничтожило около 70 % всех естественных экологических (биологических) систем на планете, которые способны перерабатывать отходы человече­ской жизнедеятельности. По утверждению специалистов, че­рез 30—50 лет начнется необратимый процесс, который на ру­беже XXI-XXII вв. приведет к глобальной экологической ката­строфе.
    Заметим, что если воздействие природно-климатических условий осознается (люди говорят о пониженной или повы­шенной температуре, о перепадах давления и т.п.), то наличие экологических загрязнений не всегда очевидно. Эти загрязне­ния среды могут проявляться в таких факторах, как загрязне­ние воздушной среды, пыль, некачественная питьевая вода, шум, электромагнитные воздействия, вибрации, интенсивное транспортное движение, сброс промышленных стоков, утили­зация отходов. Установлена корреляция между загрязнением атмосферы и уровнем сердечно-сосудистых заболеваний, бо­лезнями щитовидной железы, заболеваниями дыхательных пу­тей: чем хуже экологическая обстановка, тем больше таких за­болеваний. Информация о качестве окружающей среды долж­на быть открытой и доступной для населения. Органы власти не справятся с экологическим загрязнением, если население будет безразлично к проблемам экологии, не будет знать, на что обращать внимание и как реагировать на возникающие си­туации. Формирование экологического сознания, т.е. умения
    Глава 20. Человек и экология
    понимать отдаленные последствия выбора способа жизнедея­тельности или использования технологических достижений, — задача современного образования и средств массовой инфор­мации.
    Биологи, генетики, медики предупреждают об опасности разрушения человека как вида, деформации его телесных основ. Не исключена возможность непоправимого изменения основ­ного генетического кода человека в результате непродуманных вмешательств в его структуру. Повсеместно фиксируется ослаб­ление иммунного аппарата человека под воздействием ксено­биотиков, многочисленных социальных и личных стрессов.
    Есть зримые последствия этого явления — СПИД — первая в истории глобальная пандемия. Ряд исследователей полагает, что это не просто болезнь, а некоторый этап в биологическом существовании человеческого рода, связанный с массовым вторжением людей в природные основы их собственного бытия. Сегодня СПИД – не только медицинская, а подлинно общечеловеческая проблема. К этому можно добавить нарас­тание наследственно отягощенных уродств, рост женского бес­плодия и мужской импотенции. Налицо признаки физическо­го вырождения в ряде регионов, эпидемическое развитие нар­комании, алкоголизма.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *