Сочинение на тему метро 2033

5 вариантов

  1. 1.1.6. Содружество ВДНХ

    Содружество ВДНХ — небольшая община трёх станций: ВДНХ, Алексеевской, Рижской. Содружество складывается во время действия книги. Славится на все метро производством чая из грибов.

    1.1.7. Фермы и фактории

    Фермы и фактории — станции Динамо, Аэропорт, Сокол. Крупнейшие животноводческие центры метро, «житница» метрополитена, снабжающая продовольствием Ганзу, Рейх, Красную линию и, вероятно, Полис. Также на Динамо изготавливается одежда вроде курток из свиной кожи и т. д.

    1.1.8. Арбатская конфедерация

    Арбатская конфедерация — включает в себя Киевские-радиальные и Смоленскую Арбатско-Покровской линии. Заселена, по преимуществу, лицами кавказского происхождения, но на станциях Арбатско-Покровской линии сильное влияние имеют сталкеры — хорошо экипированные участники вылазок на поверхность.

    1.1.9. Бауманский альянс

    Станции Бауманская, Электрозаводская, Семёновская. Промышленный район — мастерские, машиностроение, оружейное дело. Кузница метро.

    1.1.10. Конфедерация 1905 года

    В книге упоминается, но не описывается.
    Автор ввёл некоторые новые группировки (например, Севастопольскую империю) в романе-продолжении «Метро 2034».

    1.2. Социальные группировки

    Первая Интернациональная Красная Боевая Бригада Московского Метрополитена имени товарища Эрнесто Че Гевары  — интернациональная бригада троцкистов, поддерживающая революционные идеи. Ведут подрывную деятельность, в частности, участвовали в освобождении главного героя из плена фашистов. Имеют базы на станциях Автозаводская и Партизанская (Измайловский парк).
    Свидетели Иеговы — обитают в заброшенном поезде в перегоне Тульская — Серпуховская. Считают произошедшую войну Армагеддоном и веруют в скорое наступление Царствия Небесного.
    Сатанисты — точное место обитания в книге не указывается. Веруют в то, что метро — преддверие ада и копают при помощи рабов яму, чтобы добраться до него. В книге из «Вселенной Метро 2033» — «Темные туннели» Сергея Антонова указывается конкретное расположение станции сатанистов — это Тимирязевская. По официальной же карте “Метро 2033″[3] станция Люблино отмечена знаком Бафомета, что намекает о её населении.
    Дикари-червепоклонники — обитают на станции Парк Победы. Иногда появляются на Арбатско-Покровской и Солнцевской линиях, Славянском бульваре и в Метро-2 (бывшие правительственные коммуникации). Являются людоедами, которых возглавляют жрецы культа Великого Червя — неолуддитствующие философы.
    Ясеневская община — описывается в официальном фанфике-приквеле. Включает станции Калужско-Рижской линии от Калужской и до Битцевского Парка, отделена от основного метро станциями-притонами, на которых обитает криминалитет. Сама община практически автономна, руководство осуществляют отставные военные, основное население — мирные жители.
    Часть станций независима (к примеру, Кузнецкий мост, Павелецкая, Белорусская). Часть станций занята организованной преступностью (Китай-город, Новые Черёмушки, Профсоюзная) либо существует в условиях анархии.
    Группировки ведут между собой торговлю, заключают союзы, сражаются.
    Авторы-продолжатели серии также ввели в повествование другие группировки (см. статью Вселенная Метро 2033).

    1.3. На поверхности

    Лежащий на поверхности город практически не был повреждён во время войны, однако под действием времени и агрессивной окружающей среды (например, кислотных дождей) многие здания обветшали и рассыпались (к примеру, высотные здания Нового Арбата). Радиационный фон делает невозможным длительное нахождение на поверхности. Остается загадкой гипнотическое воздействие кремлёвских звёзд, по необъясняемым причинам светящихся неестественно ярко в любое время суток и манящих всех, кто хотя бы раз бросит на них взгляд, к Кремлю, на котором было применено биологическое оружие нового поколения. Вполне возможно, если следовать словам Мельника, звёзды вовсе не светятся, а подобный эффект вызван последствиями мутации биологической субстанции, способной подавлять волю и вызывать индивидуальные галлюцинации. Однако в Полисе, в гостях у брамина Данилы, Артем знакомится с книгой, которая представляет красную звезду в виде пентаграммы, способной открывать дверь между двумя мирами. Далее герою снится сон, где он смотрит на кремлевские звезды, полыхающие светом. Артему кажется, будто внутри звезд действительно что-то есть – демоны-правители армии бесов, добровольно согласившиеся на заточение. А так как советские правители давно сгинули, то и освободить демонов некому.

    1.3.1. Мутанты

    Растения в большинстве своём мутировали. Упоминается, к примеру, о комнатных растениях, мутировавших в огромные сюрреалистические лианы и оплётших внутренние помещения Библиотеки им. Ленина.
    На поверхности также обитают различные существа, мутировавшие из обычных животных или людей под воздействием радиации. Существа убивают людей, выходящих наружу, а также время от времени пытаются проникнуть внутрь метро. В романе описаны несколько видов существ, встречающихся на поверхности:
    Чёрные — человекообразные существа с землисто-чёрной кожей, пытающиеся наладить контакт с людьми. Логово чёрных находится в бывшем Главном ботаническом саду. Через станцию Ботанический сад продвигаются в сторону ВДНХ. По-видимому, обладают возможностью психического воздействия, вызывая у людей не проходящий панический страх. Издают громкий заунывный вой. Весьма живучи — продолжают двигаться вперёд, даже будучи прошиты пулемётной очередью.
    Библиотекари — существа, по пропорциям тела несколько напоминающие гориллу. Обитают в руинах Библиотеки имени Ленина. Атакуют любой источник шума. Имеют острые загнутые когти, которыми могут наносить страшные раны. Способны подражать человеческой речи. Скорее всего, продукт мутации человека.
    Приезжие — существа, обитающие в районе Павелецкого вокзала и периодически пытающиеся проникнуть на станцию Павелецкая, где не установили гермоворота. Облик в романе не описан, сообщается лишь, что за ними тянется слизистый след и костлявый скелет.
    Стайные хищники, имеющие лоснящуюся бурую шерсть, огромную круглую голову, пасть, усеянную десятками мелких острых зубов, которые, кажется, росли в несколько рядов. Являются, в свою очередь, частой добычей птеродактилей. Выслеживая жертву, прячутся в городских переулках, затем пытаются окружить её и атаковать. Способны собираться для атаки в большие группы (однажды чуть не захватили станцию). Будучи ранены, издают стоны, похожие на человеческие.
    «Птички» (птеродактили) — крупные летающие хищники, имеют кожистые крылья. Вероятно, делятся на два вида, один из которых предпочитает гнездиться на возвышенных местах (упоминается гнездо на Храме Христа Спасителя), другой — на уровне земли (гнездо в вестибюле станции ВДНХ). Один вид мутировал из ворон (гнездятся на высоте), другой из голубей (гнездятся на земле).
    Существо, обитающее в Кремле — представляет собой биологическое оружие, сброшенное на Кремль во время войны и превратившееся под воздействием радиации в гигантскую колонию бактерий, способную применять психологическую атаку.
    Также, вероятно, существует целый ряд плотоядных существ, мутировавших из животных Московского зоопарка. В романе не описываются, упоминаются лишь вскользь.
    Рассказывается также о мутировавших собаках, нападающих стаями даже на движущиеся автомобили сталкеров (очень сильны, способны на ходу оторвать у грузовика бампер, или прокусить колесо), а также об очень крупных крысах, успешно атаковавших станции «Дмитровская» и «Тимирязевская».

    2. Основная сюжетная линия

    Главный герой книги — Артём (молодой человек возрастом 24 года) — живёт на станции ВДНХ, страдающей от нашествия так называемых «чёрных» (людей-мутантов), идущих со стороны Ботанического Сада. На их станцию приходит загадочный человек — Хантер, который берётся разобраться с этой ситуацией. В личном разговоре Артём рассказывает ему, как лет в 10 он с друзьями случайно открыл гермозатвор, отделяющий станцию Ботанический сад от эскалаторов, ведущих на поверхность. Перед походом к станции Хантер берёт с него обещание добраться до Полиса, разыскать там некого Мельника и передать тому запаянную гильзу с посланием, если сам он не вернётся через двое суток.
    Спустя сутки после того, как Хантер должен был вернуться, друг Артёма — Женька — сообщает ему, что он в составе группы собирается на Рижскую, так как решается вопрос об объединении этой станции с ВДНХ, а также для прокладки телефонного кабеля до этой станции. Артём присоединяется к нему. На перегоне между Алексеевской и Рижской с участниками экспедиции начинают происходить странные вещи — некоторые теряют сознание, другие впадают в ступор. При этом в отличие от остальных Артём слышит оглушающий шум из труб. Группа с трудом выбирается из опасного участка тоннеля и наконец добирается до Рижской. Там к нему подходит некто Бурбон — челнок, который просит Артёма провести его до Сухаревской, утверждая, что туннель от Проспекта Мира до Сухаревской «нехороший» и полагаясь на необычную «устойчивость» Артёма.
    Артем доходит до Проспекта Мира вместе с Бурбоном.
    По пути от Проспекта Мира Бурбон гибнет загадочной смертью. Артёма, который решил тащить тело Бурбона до станции, подбирает некто Хан. С Сухаревской Хан с Артёмом вместе с несколькими другими людьми идут в сторону Китай-города. На Тургеневской Хан чувствует, что в туннеле впереди опасность и говорит, что надо идти по параллельному тоннелю, но большая часть отряда, не поверив ему, уходит дальше и погибает. До Китай-города доходят, едва успев уйти от движущейся за ними аномалии в тоннеле, лишь наши двое и Туз, член того отряда. На Китай-городе Артём теряет из виду своих спутников из-за нападения, в результате которого он вынужден бежать в сторону Кузнецкого моста. По пути он знакомится с Михаилом Порфирьевичем и его внуком Ванечкой, страдающим аутизмом. Переночевать на Кузнецком мосту им не удаётся, Михаил Порфирьевич в беседе с Артёмом проговорился и за ним охотятся красные. Троица бежит в сторону Тверской, которую захватили фашисты. Артёма и Михаила охрана пропускает, а Ванечку убивает офицер фашистов. Артём не выдерживает и убивает офицера.
    Его хватают и приговаривают к смертной казни через повешение, но в самый последний момент его спасает отряд троцкистов. Они высаживают его на Павелецкой и уезжают. Тут Артём понимает, что остался без документов, а из вещей у него только автомат и фонарь. Он знакомится с Марком, который предлагает способ попасть на территорию Ганзы — в переходе начальник Павелецкой-кольцевой устраивает крысиные бега. Марк договаривается с ним, что если его крыса выиграет, то они с Артёмом получают визы, в противном случае год чистят туалеты. Их крыса благополучно проигрывает. Обоих хватают и ведут на место работы. На пятый день работы Артём сбегает и попадает на Серпуховскую, где его подбирает Тимофей, свидетель Иеговы. Он отводит его в «Сторожевую Башню» — поезд в перегоне Серпуховская-Тульская. Затем Артём уходит оттуда и приходит на заброшенную станцию Полянка, где встречает двоих путников. После разговора Артём преодолевает последний перегон, отделяющий его от Полиса.
    В Полисе он спрашивает Мельника, ему отвечают, что Мельник будет завтра утром. Артём, прогулявшись по Полису, знакомится с Данилой — брамином (хранителем). Он ему рассказывает про некую книгу, в которой, по слухам, записано будущее и хранится она в библиотеке им. Ленина. Утром на станцию приходит человек, в котором Артем признает сталкера (он именно так их себе и представлял), человек окликает Артема и спрашивает: «Ты с ВДНХ?», и представляется: «Мельник». Артем отдает ему послание от Хантера. Совет, собранный по заявлению Артёма, выносит вердикт — Полис в беде ВДНХ помочь не может. После этого к нему подходит брамин и просит проследовать за ним, на собрание. Брамины предлагают Артему подняться в библиотеку за книгой. За это они, мол, ему откроют способ решить ситуацию с ВДНХ. Артём соглашается и узнаёт, что вести группу будет Мельник, а человеком от браминов будет Данила. Поднявшись в библиотеку, отряд сталкивается с библиотекарями — странными существами-мутантами, живущими в библиотеке. Артём с Данилой отделяются от группы и идут в книгохранилище, где Артём безуспешно пытается найти книгу (брамины сказали ему, что книга сама его позовёт).
    Отойдя всего на 30 метров, Артем оборачивается и не видит Данилу, который остановился завязать шнурок. Артём бросается его искать, и находит при смерти, а рядом с Данилой — убивший его библиотекарь(позже выяснилось что Данила не мог обороняться из-за заклинившего затвора автомата). Данила из последних сил говорит, что во внутреннем кармане у него конверт с наградой Артёму и просит Артёма убить его, дабы прекратить его мучения. Поколебавшись, Артём исполняет последнее желание Данилы, и убивает брамина и библиотекаря. Вернувшись к Мельнику и его команде, он узнаёт, что один из отряда сильно ранен и они спешно удаляются из библиотеки. Подойдя к метро, Мельник говорит Артёму, что дороги в Полис ему больше нет, так как книгу он не нашёл и предлагает ему пройти до Смоленской. Артём выдвигается по Новому Арбату, но замечает слежку неких существ. Пройдя немного, существа решаются на атаку и Артём, спасаясь, забегает в дом. В квартире он находит фотографию, на которой, предположительно, изображены он и его покойная мать. Он забирает её с собой. Выждав немного, он продолжает путь и с большим трудом доходит до Смоленской. Там его встречает Мельник. Артём передаёт ему конверт от Данилы, в котором находится схема расположения уцелевшей военной базы. На Смоленской ночевать опасно и путники переходят на Киевскую, где встречают местного жителя Антона, который, как потом выяснится, раньше, ещё «до», был ракетчиком. Там же они встречают и Третьяка, ракетчика, и Мельник собирается с ним в путь «разведать обстановку» на Маяковскую (где согласно схеме предположительно имеется выход в Метро-2 (Д-6)). Артём вместе с Антоном идут в дозор, хотя оба туннеля до Парка Победы взорваны, но «людям так спокойнее». Артём идёт на ужин к начальнику станции, который признаётся ему, что на станции периодически пропадают дети. На следующее утро Артём узнаёт, что пропал сын Антона, Олег, и отправляется в туннели, где находит люк, ведущий в лаз, располагающийся по верху туннеля и ведущий через завал. Вместе с Антоном они идут на Парк Победы, но подвергаются нападению местных жителей — дикарей. Они исповедуют культ Великого Червя. От съедения парочку спасает отряд, возглавляемый тем же Мельником. Тут же находится Олег. Отряд отходит в другую сторону и тут выясняется, что с Парка Победы тоже имеется выход в Д-6 через тоннель Солнцевской линии.
    Проникнув в Метро-2 и миновав несколько станций они выходят на станцию, судя по всему, находящуюся под Кремлём. Тут же выясняется, что на станции живёт некое существо, имеющее аморфное тело и умеющее применять психологическую атаку, предположительно, мутировавшее биологическое оружие. Так гибнут Олег и два члена отряда — Делягин и Оганисян. Тут же приходит в себя Антон, до этого находившийся в беспамятстве. С трудом группа заставляет существо отступить и уходит прочь со станции. Добравшись до заваленного выхода из Д-6 к Маяковской Мельник говорит, что Артёму с ними идти нельзя (должен же кто-то координировать удар ракет и, к тому же, он единственный знает, как выглядят чёрные) и приставляет к нему Ульмана, бойца из отряда. Оба благополучно выбираются через служебный люк в тоннель Д-6 ведущий к перегону между Маяковской и Тверской и путешествуют до Проспекта Мира, так как у Ульмана там назначена встреча. Группа должна попасть на Останкинскую башню, чтобы оттуда координировать ракетный залп. Артём узнаёт, что выходы с ВДНХ скоро будут взорваны, так как сдерживать атаку чёрных больше нет сил. Он отпрашивается у Ульмана сходить на ВДНХ. Придя туда, он встречает своего отчима, узнаёт, что Женька убит, и получает записку от Хана. Затем Артём опять идёт наверх. Там он замечает огромного летающего монстра, свившего гнездо прямо в вестибюле станции ВДНХ и запирается в ларьке, пункте обмена валюты. Там он видит труп девушки и читает её последние записи. Ульман с товарищем подъезжают к станции на бывшей пожарной машине и подбирают Артёма. Машина достигает башни и группа поднимается наверх. Оттуда видно гнездо чёрных и Ульман говорит координаты. Тут у Артёма начинаются видения, он узнаёт, что чёрные не собирались враждовать, что они пытались наладить контакт с людьми. И когда он стоит на пороге контакта, ракеты достигают цели. Поняв всё, он срывает с лица противогаз и идёт в метро…

    3. Критика

    4. Издания

    Книга имеет несколько редакций.
    Первый вариант романа, под названием «Метро», состоящий из 13 глав (2002 год). Был размещён автором на сайте m-e-t-r-o.boom.ru. Текст разделён по главам, и по ходу каждой главы есть ссылки на музыку, подобранную автором и рекомендуемую для прослушивания во время чтения.

  2. 1
    Метро 2033 Подготовил: Белухин Алексей Ученик 6 А класса МБОУ Лицея 3 Нижегородская обл., г. Саров Преподаватель: Васькова Ольга Валерьевна Моя любимая книга
    2
    Предистория: 2033 год. Весь мир лежит в руинах. Человечество почти полностью уничтожено. Москва превратилась в город- призрак, отравленный радиацией и населенный чудовищами. Немногие выжившие люди прячутся в московском метро – самом большом противоатомном бомбоубежище на земле. Его станции превратились в города-государства, а в туннелях царит тьма и обитает ужас. Артему, жителю ВДНХ, предстоит пройти через все метро, чтобы спасти от страшной опасности свою станцию, а может быть и все человечество.
    3
    Артём будет защищать свой родной дом (метро) от жутких монстров и решится на героический поступок – выйти из метро на улицу. А ведь если выйти туда, шанс выжить будет равен нулю. Но Артём выжил и добыл важные документы в которых есть данные о ядерном оружии. Это дало шанс на выживание человечества. После Артём идёт на ВДНХ чтобы попросить помощи. С ним отправились 6 солдат и ученый. Они зачистили военную станцию от монстров и включили систему запуска ядерных ракет. Чтобы запустить ракеты нужно нацелить лазерный наводчик на логово монстров. Но его было видно только с высокой точки. И такое место было Останкинская телебашня. Артём поднялся на самый верх. Он поставил наводчик и через одну минуту ядерные ракеты попали точно в логово. Артём тяжело вздохнув и сел на уступ. Краткий рассказ о этой саги
    4
    Я советую прочитать эту книгу, так как она завораживает, она интересная и очень красивая по содержанию. Вы будете представлять тот мир и будете погружены в историю. Когда я читал эту книгу, меня было не возможно было оторвать. Я почитал её всего за два дня и этого мне хватило, чтобы стать поклонником этой книги. Обязательно прочитайте эту книгу!!!
    5
    Так же я советую прочитать следующие книги Тёмные туннелиПитерВо мракСанитары Непогребённые Осада раяЛедяной плен Британия
    6
    Конец!!!

  3. Прочитал наконец роман Дмитрия Глуховского «Метро 2033». Было интересно, что же в нем такое, что позволило стать одной из самых продаваемых книг в России, а также запустило серию из более чем 80 книг по сеттингу произведения. Разобраться в этом нам помогут византийский философ IV века Григорий Нисский и американский фантаст Теодор Стерджон.
    Роман «Метро 2033» издан в 2005 год (тираж 8 тыс. +допечатка 3 тыс.), но стал широко известен в 2007 после запущенной рекламной кампании, которая позволила продать 200 тыс. экземпляров за первый год.
    Роман описывает
    жизнь остатков человеческой цивилизации в московском метро после ядерной войны.
    После написания предыдущих рецензий на романы Щепетнова и Устименко я прислушался к критике коллег и вынужден с ними согласиться. Действительно, в интернет среде сложилось устойчивое восприятие рецензии, как эссе-заключение о книге для рекомендации читателю «читать/не читать». Поэтому написание рецензии в первоначальном смысле (а в литературоведении – актуальном), как критический отзыв о художественном произведении, воспринимается как придирки к писателю. Кроме того, в своих «рецензиях» я рассматриваю книги не с читательской точки зрения, а писательской – использование писательской техники, решения автора по сюжету и композиции, создание героя и т.д.
    Поэтому, несмотря на то, что эти эссе называются рецензии, рассматривайте их как критические отзыв.

    Оценка романа

    В средневековой византийской философии для познания бога применялись два метода: катафатическое и апофатическое богословие. Первое говорило о том, что Бог есть: любовь, свет, радость и т.д. Второе – том, чем Бог не является: не дверь, не земля, не солнце т .д.
    Так вот, если вспомнить откровение/закон Стерджона (девяносто процентов всего – ерунда/чушь/гавно), роман Глуховского «Метро 2033» – не чушь не гавно, а значит лучше 90% российской фантастики.
    С другой стороны, роман и не шедевр, который окажет влияние на поколения или получит Нобелевскую премию по литературе.
    Разберемся с тем, чем же «Метро 2033» является.

    Сюжет

    Сюжет представляет собой путешествие молодого жителя станции ВДНХ Артема по туннелям и станциям Метро. Герой встречает различных людей, слушает истории, помогает отдельным жителям и спутникам. В начале романа появляется макгафин (записка в гильзе), который отправляет героя в путь, но, и, как и положено, мало влияет на сюжет.

    Главный герой

    Артем обычный парень, не герой, почти без сверхспособностей, по замыслу автора его возраст должен быть 25-27 лет, чтобы у него остались детские воспоминания о мире «до», но по поведению персонажу ему лет 15-17.
    В силу того, что роман не героический эпос, а одиссея героя по ячейкам постапокалитического социума, то герой получается не ярким, размытым, им больше помыкают и ведут, чем он двигает сюжет.
    В тоже время из-за отсутствия сверхсилы, герой получается живым, боязливым, за него можно переживать.

    Конфликт

    С одной стороны, в мире Метро 2033, как и принято в постапокалиптике, идет война всех против всех. Одни станции против других, коммунисты против фашистов, торговцы против бандитов, люди против мутантов. Но с другой стороны, в романе нет глобального ценностного конфликта, выразителем которого могли бы стать главный герой и его противник. Собственно говоря, поэтому и главного противника «черного властелина» нет. Для боевика это было бы недостатком, но роман Глуховского не смотря на море стрельбы не боевик.

    Описание миров и реалистичность

    В чем силен роман это в описании мира Метро 2033, собственного для этого роман и был написан. Автор представил современную ему Россию (реалии начала 2000-х годов), в виде постапокалиптического противостоянии сил коммунистов (Красная линия), националистов («фашисты»), кавказцев (м. Киевская), милитаристов и ученых (силовики и брамины Полиса), сектантов, бизнеса («Ганза»). Даже власть представлена в виде аморфного гипночудовища в Кремле, о котором один из персонажей говорит, что «в принципе до войны и после не сильно отличаются».
    Описание мира дается через рассказы персонажей, с которыми встречается герой, часть из которых правдива, а часть – нет. Удачно задает атмосферность книги разница в восприятии артефактов (названия, памятки, песни, термины) главного героя, молодого человека, выросшего в метро, и людей, получивших хотя бы школьное образование в доапокалиптическое время.

    Конструкция/структура сюжета. Писательская техника.

    Автор использует ограниченную точку зрения от третьего лица, что требует от писателя внимания и кропотливости, в отличии от примитивного повествования от первого лица, свойственного обычно новичкам в литературе. Глуховский использует минимум метафор и украшений, что упрощает текст и избавляет его от излишней литературности и украшательства.
    Автор пишет гладко. Заслуга многолетней переработки автора или тщательной работы редактора? –­ Сложно сказать. Но лексические стилистические найти трудно.
    Структура сюжета представляет собой путешествие героя по станциям метро, но это не героический эпос, а бытописание, роман нравов. Для автора главный не герой, а те персонажи и социумы, с которыми он встречается.
    Знал ли Глуховский о типичных сюжетных структурах сложно сказать. Если постараться, то можно обнаружить экспозицию, но все остальное сливается в один моноакт, заканчивающийся маловыраженным финалом.
    Впрочем, такая структура опять же связана с типом повествования – бытописательство, панорама образов и обществ. Можно было вести героя по станциям метро до бесконечности или в любой момент прервать и устроить финал.
    Все же в этом романе нравов персонажи слишком идеальны и чисты. Они уверены в своей правоте: фашисты, коммунисты, торговцы, сталкеры, людоеды, провидцы, сектанты. Нет в них вранья, глупости, предательства, мелочности, подлости, трусости. Они идеальные «сферические в вакууме» представители своей «веры». Не хватает кинговской/горьковской честности в человеческой мотивации. Именно этой честности и не достает для того, чтобы роман стал шедевром.
    Интересно, что в романе среди значимых персонажей отсутствуют женщины. Максимум, что автор им предоставил – готовить и плакать.
    При построении сцен схваток и боев Глуховский использует очень эффективную технику захвата читательского внимания.
    Как обычно писатели описывают схватки и конфликты?
    Герой идет. Появляется враг. Драка. Герой побеждает.
    Как делает Глуховский?
    Герой получает предупреждение об опасности и завет в духе «не открывай черную комнату». Герой отправляется в указанное место. Врага не видно. Кажется, удастся избежать с ним столкновения. Появляются первые признаки появления врага, но вполне возможно показалось. Нет, не показалось, все-таки это он – враг. Враг гораздо сильнее героя. Прямая схватка с ним невозможна. Герой старается избежать столкновения (бежит). Враг преследует на расстоянии. Враг атакует. Короткая схватка. Враг отброшен, но не побежден. Герою приходится «открыть черную комнату». Враг снова атакует. Герой придумывает способ отбиться от врага и убежать. Враг не побежден, но и герой остался жив.

    В итоге

    Размышляя о природе успеха романа Глуховского «Метро 2033», если не считать, без сомнения влияния обширной рекламы, можно выделить несколько факторов. Во-первых, роман по литературной технике лучше 90% российской фантастики. Во-вторых, в этот период тема постапокалиптики была особенно популярна у читателей. В-третьих, оригинальный сеттинг – постапокалипсис в метро. В-четвертых, это не героический эпос, а роман нравов, который привлек читателей своей актуальностью.
    Вспоминается, что именно после успеха «Метро 2033» издательство стали требовать обязательно использования в качестве места событий Москвы, как «узнаваемое место». Мне представляется это не существенным, для большинства россиян московское метро также фантастично, как и замок Мальвиль.
    Еще мне интересно, если издатели считали одним из фактором успеха «Метро 2033» московские реалии, почему они не требовали от авторов учесть другую особенность романа? – почти полное отсутствие женщин.

  4. Legatus 05-09-2007 13:32quote:Originally posted by kjan:
    но причем тут интеллектуальные способности автора и его аудитории?
    Гм…а почему я как читатель заплативший деньги за сей опус не могу высказать свое мнение об интелектуальном уровне автора? Да, книга написана примитивным языком для детей. Но что же тут обидного для автора? Уверен, что он старался изо всех сил
    Он написал книгу для определенной аудитории, жаль только в рамках рекламной кампании о направленности книги на этот уровень читателей забыли упомянуть
    А вот написали бы как раньше: “Книга для детей старшего школьного возраста”, и претензий бы не было вообще
    quote:Originally posted by Тот самый парень:
    о какой достоверности может идти речь если это фантастика?!
    Вы еще обвините в недостоверности “Звездные войны”….
    мне кажется что Вы просто или слишком предвзяты к данному произведению либо фантастика это просто не Ваша тема.

    Да, давайте поставим это детское сочинение в один ряд с классикой мировой фантастики.
    Я не вижу, чтобы критиковалась сама идея книги. Идея выживания людей после катаклизма/войны ect. не нова, но интересна и оставляет широкий простор для маневра. Но, насколько мне видится, критикуется вовсе не идея, а уровень подачи материала автором, который рассчитан именно на подростков. Вот и все.
    quote:Originally posted by Тот самый парень:

    Данная книга -Метро2033- лично мной была прочитана на одном дыхании.
    с ней в ряд можно поставить только Преисподнюю В.Гоника

    Кстати, вот каменты по опусу “Преисподняя” http://lib.aldebaran.ru/author/gonik_vladimir/gonik_vladimir_preispodnyaya/
    Я бы порекомендовал почитать что-то из классики: “Дюну” Фрэнка Герберта к примеру, можно Хайнлайна, Стругацких. Ну, Лукьяненко наконец. И вы увидете мастерство авторов.
    А книги уровня “Метро”, “Преисподняя” и пр., действительно макулатура, вы уж не обижайтесь

  5. Книга «Метро
    2033» была издана в 2005 г.,
    после переиздана в 2007 г.
    издательством «Популярная литература» и меньше чем за три месяца тираж
    переиздания в сто тысяч экземпляров был полностью продан, издательство
    выпустило дополнительный стотысячный тираж, который был распродан менее чем за
    год к маю 2008 года, третий тираж составил пятьдесят тысяч экземпляров.
    На
    европейском литературном конкурсе EuroCon роман назван «Лучшим дебютом» 2007
    года.
    Говоря о книге
    Дмитрия Глуховского «Метро 2033», первым делом
    следует упомянуть жанр произведения – постапокалиптический роман, так
    что читатель, которому не по нутру фантастика, наверняка данной книгой не
    заинтересуется. Оно и понятно. Чего-то сверхъестественно нового от «Метро 2033»
    ожидать не приходится. По сути, сюжет романа прост и понятен. После ядерной
    мировой войны несколько тысяч человек продолжает жить в крупнейшем бункере в
    мире – в московском метрополитене. Выбраться обратно на поверхность не
    представляется возможным из-за сильного воздействия радиации и угрожающей
    опасности быть съеденными животными-мутантами. Люди расселяются по станциям
    метро, которые со временем приобретают облик небольших подземных городов,
    входящих в состав мини-государств со своей культурой, экономикой и политикой.
    Жизнь в метро тяжела и опасна из-за постоянных конфликтов между ее обитателями,
    а также из-за аномалий, которые нет нет, да возникают в темных лабиринтах туннелей,
    и животных-мутантов, иногда проникающих под землю через незапертые гермозатворы.
    На фоне и без того накаленной обстановки в 2033 году станция метро ВДНХ все
    чаще и чаще подвергается атакам существ с поверхности, внешне напоминающих
    людей, получивших название «черные». «Черные» ни только вселяют страх и ужас
    местным обитателям станции, но становятся угрозой для существования
    человечества как вида. Чтобы устранить опасность молодой двадцатичетырехлетний
    парень Артем должен проделать долгий, полный опасностей путь до культурного
    цента метро под названием «Полис» и предупредить опытного сталкера «Мельника»,
    пока еще не слишком поздно, о нависшей угрозе.
    Кроме
    динамичной сюжетной линии, изобилующей постоянной сменой обстановки, вновь и
    вновь возникающими опасностями, колоритными персонажами сменяющими друг друга,
    автор попытался добавить в свой роман реализма, подробно описав быт жителей
    созданного им подземного мирка. Создана политическая структура государств,
    образовавшихся в метро; жителям государств, привит определенный менталитет,
    внешний специфический облик и даже своя манера разговорной речи. Очень подробно
    описано подземное переплетение туннелей метрополитена и обустройство городков
    на каждой станции метро, в соответствии с их специфической архитектурой. Автор
    скрупулезно проработал коммуникации московского метро и это становится
    очевидным для читателя уже на первых страницах книги. А вот при описании жизни
    под землей профессионализма молодому Дмитрию Глуховскому явно не хватило.
    Поэтому не смотря на то, что Глуховский по чуть чуть постарался затронуть все
    аспекты жизни людей в созданном им мире, правдоподобности происходящим
    социальным и политическим явлениям явно не хватает. Приходится смотреть на вещи
    словно на отражения в кривом зеркале. Красная ветка метро, находящаяся под
    управлением Коммунистической Партии Московского Метрополитена им. товарища
    Ленина, явная пародия на социалистический строй СССР. Персонажи с этой ветки не
    только неправдоподобны, а просто комичны: « А вот скажите, товарищ комиссар,
    что марксизм-ленинизм говорит о безголовых мутантах? Меня это давно уже
    беспокоит. Я хочу быть идеологически крепок, а тут у меня пробел выходит». Содружество
    станции концевой линии под названием «Ганза» – отражение в кривом зеркале
    капиталистической модели Америки. Несложно догадаться, что вражды между этими
    двумя государствами было не избежать.
    Начав читать
    книгу, очень скоро теряешь отношение ко всему происходящему как реально
    возможному сценарию недалекого будущего и предложенный читателю мир фантастики
    странным образом становится подобием мира фентези, что как вид фантастики имеет
    свои отличия от заявленного жанра постапокалиптического романа. Однако автор
    «Метро 2033», видимо зная свои сильные и слабые профессиональные стороны, не
    предлагает читателю ко всему относится серьезно, поэтому стереотипы и
    преувеличения завуалированы здоровым
    юмором и иронией: «Одна станция официально вернулась к идеалам
    коммунизма и социалистическому типу правления, потом — соседняя, потом — соседи
    с другой стороны туннеля заразились революционным оптимизмом, скинули свою
    администрацию, и пошло-поехало».
    Отбрасывая
    описательную часть книги, необходимо рассмотреть сюжетную линию. Как уже
    сказано выше с динамичностью действий в книге «Метро 2033» все в порядке.
    Скучать не приходится. Артем постоянно попадает в разнообразные приключения,
    исход которых частенько может быть смертельным, планы его постоянно рушатся как
    карточный домик, а люди, предлагающие молодому человеку свою помощь, жертвуют
    жизнью ради его благополучия, сами того не предполагая. Много странных явлений происходит в
    метро, поэтому туннели между станциями обрастают легендами и страхами.
    Объясняются такие явления по-разному, у каждого персонажа есть свое мнение,
    непохожее на мнение других. Например, странник-одиночка Хан, искренне верящий в
    то, что он последнее воплощение Чингиз Хана, убедительно рассказывает Артему о
    мистицизме, который пропитывает все сущее: «Метро объединяет в себе
    материальную жизнь и обе ипостаси загробной. Теперь и Эдем и Преисподняя
    находятся здесь же, мы живем среди душ умерших». Читатель сам выбирает кому
    верить, автор не настаивает, но верить хочется каждому персонажу, настолько
    убедительно они говорят. В зависимости от того, в чем убеждены спутники
    главного героя, меняется характер событий, происходящих вокруг него. Из-за
    этой, казалось бы удачной авторской идеи, часто теряется логика событий. Книга
    получается разбитой на отрезки. Несколько страниц назад Артем боялся входить в
    туннели метро, потому что тяготящее предчувствие предвещало ему постоянную
    опасность в темноте, а в следующей главе он уже спокойно гуляет от станции к
    станции и предчувствия как небывало.
    До самого конца книги не ясен конец истории,
    но судьба главного героя как будто предопределена, из-за постоянного удачного
    стечения обстоятельств и совпадений, максимально облегчающих ему жизнь. Как
    только Артему нужна помощь, он сразу ее получает, как только он не знает что
    делать, решение приходит само собой. Дмитрий Глуховский с самого начало
    позиционирует Артема как некоего спасителя человечества, ставя его в ранг
    неуязвимых. К середине романа уже не приходится волноваться за судьбу героя,
    потому что появляется полная уверенность в его постоянном спасении из любых
    передряг. В финале книги возникает желание получить от автора объяснение такой
    необъяснимой живучести и удачливости Артема. Глуховский предоставляет такое
    объяснение, но оно оказывается на столько скомкано и пространно, что вопросов
    возникает только еще больше.
    Как научную фантастику произведение точно
    нельзя позиционировать, но и дешевым бульварным ширпотребом назвать роман не
    получится. Иными словами читать интересно, мир метро затянет вас с головой, но
    по окончании этого увлекательного процесса, страницы книги Дмитрия Глуховского
    вылетят из головы так же быстро как они туда влетели, не оставив никакой
    полезной информации и почвы для размышлений.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *