Сочинение на тему мифы

13 вариантов

  1. Мифы — сокровищница первоначального духовного опыта людей, предания, в которых отразились представления наших предков об окружающем мире. Поэтому интерес к ним никогда не ослабевает. Свои мифы существуют у любого народа, но особой популярностью в мире пользуются мифы и легенды Древней Греции.
    Древние греки были деятельным, энергичным народом, пытавшимся объяснить появление жизни на земле, истолковать явления природы, определить место человека в мире.
    Миф о Дедале и Икаре возник в Афинах — центре торговли, ремесла, искусства и науки в Древней Греции. Дедал был «величайшим художником, скульптором и зодчим Афин» . Он изобрел много полезных инструментов, а кузнечному делу, по преданию, его обучала сама богиня Афина. Слава о Дедале распространилась очень широко. «Рассказывали, что он высекал из белоснежного мрамора такие дивные статуи, что они казались живыми» , но величайшим его достижением считались не построенные здания, не его великолепные статуи, а сделанные им крылья.
    В мифе говорится о том, что Дедал посвятил в тайны своего мастерства племянника, который превзошел искусством своего учителя. Из зависти Дедал убил своего ученика, столкнув со скалы, но злодеяние открылось, и ареопаг приговорил Дедала к смерти. Спасаясь, он бежал на остров Крит к могущественному царю Миносу.
    Много дет прожил Дедал на Крите. Он построил знаменитый дворец Лабиринт с такими запутанными ходами, «что раз войдя в него, невозможно было найти выхода» . В этом дворце содержали ужасного Минотавра — чудовище с телом человека и головой быка. Дочери Миноса Ариадне Дедал дал клубок ниток, который помог Тесею выбраться из Лабиринта. За это Минос заточил Дедала и его сына в Лабиринт. Дедал долго думал, как ему бежать, и наконец понял, что для бегства открыто только небо. Он набрал перьев, скрепил их льняными нитками и воском и изготовил из них четыре больших крыла. Собираясь покинуть остров, Дедал предупреждал сына, чтобы тот был осторожен во время полета — не поднимался близко к солнцу, так как жара может растопить воск, и не спускался слишком низко к морю, чтобы брызги волн не смочили крыльев. Но Икара забавлял быстрый полет, и, сильно взмахнув крыльями, он взлетел слишком высоко. Палящие лучи растопили воск. Перья выпали и разлетелись по воздуху, а Икар «стремглав упал со страшной высоты в море и погиб в его волнах» . Потом это море стали называть по имени погибшего Икарийским. Дедал же, оплакав сына, направился в Сицилию. Там он поселился у царя Кокала. Минос, преследуя Дедала, тоже прибыл на Сицилию с требованием выдать ему Дедала. Но дочери Кокала, полюбившие Дедала за его мастерство, убили Миноса (предложив ему искупаться, они облили его кипятком) . Дедал еще долго жил в Сицилии, а последние годы жизни провел на родине, в Афинах. Он стал родоначальником Дедалидов, славного рода афинских художников. Древние греки верили, что Дедал научил их столярному мастерству, и почитали его как изобретателя рубанка, отвеса и клея.
    Миф о Дедале и Икаре подтверждает, что уже в глубокой древности люди думали о том, как научиться передвигаться не только по суше и воде, но и по воздуху.

  2. На Земле существует множество народов, и все они не похожи друг на друга: у них разный цвет кожи, образ жизни, у каждого своя мифология. И хотя в мифах разных народов действуют свои, совершенно особенные боги и герои, их объединяет то, что в этих коротких или длинных, веселых или жестоких, но всегда поэтических историях отразились верования древних людей, их первоначальные знания об окружающем мире, о жизни, о самом человеке.
    Тысячи лет назад люди (а некоторые племена и народности — и сегодня) не просто свято верили в события, отраженные в мифах, но и жили и умирали, постоянно общаясь с богами, героями и другими мифическими существами.
    Сказки — совсем другое дело. Они тоже могут быть веселыми и грустными, героическими и бытовыми, но, читая или слушая их, мы всегда знаем — это неправда, вымысел, хотя не менее красивый и поэтический, чем мифы. Сказки любят все — и дети, и взрослые, ведь они делают нас добрее, терпимее, мудрее.
    А моя маленькая сестренка еще не умеет отличать сказку от действительности и верит в то, что Баба Яга, русалочки и Чебурашка существуют на самом деле. Может быть, сказки и являются для нее сегодня самым настоящим мифом?
    Народное искусство слова — героический эпос, сказки, мифы, легенды, песни, пословицы, загадки — называют фольклором, что означает мудрость, знание. Действительно, во всех этих литературных жанрах в простой, краткой и ясной форме заключена народная мудрость. Возникшие в глубокой древности произведения устного народного творчества сопровождают нас и сейчас, в повседневной жизни. Народные песни, сказки, загадки и пословицы знают и дети, и взрослые.
    Мифы — это вид фольклора, давние народные сказания о богах, фантастических существах, героях, полубогах, чудесах, передающие представления древних народов о происхождении мира и явлениях природы.
    Особым богатством и разнообразием художественной фантазии отличаются сказания древних греков — мифы, которые тоже принадлежат к народному творчеству. В воображении древних греков боги населяли не только землю, но и воздух, воду и даже подземный мир. Древнегреческие мифы не только рассказывали о жизни богов и титанов, но и прославляли имена самых достойных людей, которые мужественно боролись за справедливость, свободу и честь. Боги — совершенные люди: с огромной физической силой, удивительно красивые и бессмертные, умеющие совершать чудесные и не объяснимые с точки зрения обыкновенных людей поступки. Вот человек, принесший людям огонь, — Прометей. Вот человек необычайной силы, только что совершивший очередной подвиг, одолев страшную гидру, — Геракл. А вот красавец-юноша, склонившись над зеркальной поверхностью озера, любуется своей красотой, — это Нарцисс. Из следующего мифа можно узнать, что привело к Троянской войне. Читая мифы Древней Греции, путешествуешь по далеким странам и узнаешь много необычного. Но часто боги ничем не отличаются от простых людей: так же любят, страдают, веселятся, враждуют между собой, едят и пьют, рассказывают легенды и истории.Если сказки — это вымышленные рассказы, придуманные с определенной целью, то мифы — это действительные, реальные представления людей об окружающем мире.
    Если сказки — это вымышленные рассказы, придуманные с определенной целью, то мифы — это действительные, реальные представления людей об окружающем мире. Во все, о чем говорится в мифах, наши далекие предки свято верили, отсюда и происходит обожествление ими всего живого, поклонение богам. Мифы древнее сказок. В них соединены верования людей, их первоначальные знания об окружающем мире, о жизни, а также религия, наука и искусство.
    Все мы в раннем детстве слушали сказки, которые рассказывали нам мамы и бабушки. Появились сказки очень давно и в течение долгих веков играли в жизни человека такую же важную роль, какую сейчас играют книги. Сказки — это большой раздел древней литературы, фольклорные повествовательные произведения о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил. В сказках часто действуют животные, наделенные человеческими характерами. Сказки полны жизни и юмора, в них высмеиваются жадность, трусость и лживость богачей и восхваляются трудолюбие, щедрость и правдивость простого народа.
    Сказки очень разнообразны: это и истории о животных, и поучительные короткие истории о ленивых, упрямых или глупых людях — социально-бытовые, и волшебные сказки — занимательные повествования о чудесных приключениях героев. Каждый вид сказок отличается особым содержанием, образами, стилем.
    Сказки о животных возникли в глубокой древности. У многих народов они похожи по своему характеру, содержанию, в них — следы первобытных верований и представлений человека. Сейчас сказки о животных чаще всего воспринимаются как аллегорические рассказы о людях: за образами животных скрываются люди. Хитрая лиса, трусливый заяц, глупый и жадный волк, царственный лев, сильный медведь — постоянные герои сказок.
    Волшебные сказки тоже очень древние, они, по моему мнению, — самые интересные. Их действие может происходить в чудесном тридевятом царстве, тридесятом государстве, герои в них обладают волшебными качествами — летают на коврах-самолетах, шагают в сапогах-скороходах, скрываются под шапкой-невидимкой и чудесным образом за одну ночь строят необыкновенные дворцы и города.
    Русский народ создал очень много сатирических (социально-бытовых) сказок о глупых, злых или упрямых людях, о жестоких богачах и жадных попах, высмеивая их отрицательные качества. Во всех сказках отражается народная мечта о лучшей доле, добро в них всегда побеждает зло, над ложью торжествуют правда и справедливость.

  3. 6 класс
    МИФ И ЛИТЕРАТУРА
    ОБРАЗЦЫ СОЧИНЕНИЙ
    Какое значение для современных людей имеют древние предания и мифы?
    С давних времен существовали рассказы, что пытались объяснить явления природы, сложности человеческой жизни. Часто в них было много фантастического, удивительного. Фантастические и полуфантастические рассказы предшествуют тому, что можно назвать историей. Рассказы имели разную тематику: о возникновении мира, рождения богов, появление людей на земле, о началах культуры – умение использовать и добывать огонь, об отношениях людей и животных, о всяческих чудесах, о все естественное и сверхъестественное. Такие истории называли мифами и существовали они у всех народов на первобытном уровне развития. Фантастические рассказы – мифы – в своей совокупности составляют мифологию. В мифологии отразился первобытный, донауковий мировоззрение далеких предков современного человечества.
    Почему же эти рассказы с большим удовольствием читают взрослые и дети в XXI веке, а за их сюжетами создают мультфильмы и компьютерные игры? Возможно, потому что современному человеку интересно узнавать о далеком прошлом, о жизни предков. В мифах, преданиях, легендах много поучительного. А еще они просто интересно объясняют привычные для нас вещи: смену времен года, причины различных природных явлений (гроза, снег, дождь), появление некоторых растений и животных. Ведь в технізований время хочется услышать что-то поэтическое и необычное, потому что душа всегда стремится красоты и чуда.
    «Я честь отдам титана Прометея, что не творил своих людей рабами» (Леся Украинка) (образ Прометея в древнегреческой мифологии)
    На протяжении многих веков человечество привлекает образ титана Прометея – героя древнегреческих мифов. Он вдохновляет писателей и художников, ему воздвигают памятники. Одним из первых, кто начал писать о титане, был древнегреческий драматург Эсхил, который посвятил отважному герою ряд трагедий. Сохранилась из них только одна – «Прометей прикованный».
    Как известно из мифов, с Прометеем связывают похищение огня, который он отдал людям, сделав их намного сильнее. За это его и наказал главный бог – Зевс. На краю земли, в стране скифов, на Кавказе, Прометея было приковано. Каждый день прилетал орел и клевал его печень, которая за ночь вырастала вновь. И так продолжалось десятки лет. Но титан был несокрушим.
    Кроме того, с образом Прометея связывают еще много добра, которое он сделал людям. Титан научил добывать и обрабатывать металлы, строить корабли, приручать животных, открыл науку чисел, искусство письма, нашел травы, обладающие лечебными свойствами. Итак, Прометей дал людям силу, что сделало их гораздо более сильными и могущественными. Но люди не спешили титановые на помощь. Они были равнодушными к нему.
    И как не странно, у Прометея нет зла на людей, он их жалеет, понимает их слабость и не жалеет о том, что сделал. Несмотря на тяжелое положение, Прометей не сломался, не покорился и не раскаялся. Его ум, сила духа, героическое служение людям, мужественное страдание и самопожертвование ради их счастья вот уже много веков привлекают читателей. И все соглашаются, что образ Прометея является воплощением человеческих стремлений к совершенству и прославление величия духа, который является движущей силой благородных поступков.

  4. давних времен люди пытались объяснить мир, природу и свое место в окружающей среде. Так возникли мифы, которые является особенным способом мышления, воплощением коллективного сознания народа, отражением представлений и верований древних людей. Миф в переводе с греческого означает слово, молва, весть, рассказ. От этого слова происходит понятие мифология – 1) совокупность мифов: 2) наука, задачей которой является изучение мифов.
    У многих народов можно найти подобные мифы – о возникновении мира и человечества, природные явления, богов и героев. Это обусловлено тем, что древние люди в разных уголках Земли пытаются дать пояснение разным явлениям природы и непостижимым событиям. Бытие человека природные стихии, движение планет и течение времени – все это дало почву для возникновения мифов. Они были не только результатом человеческой фантазии, но и художественным (поэтическим) переосмыслением истории, опыта предыдущих поколений, реальных событий, которые когда-то происходили.
    По содержанию мифы условно делятся на следующие тематические группы:мифы о создании и строении мира:мифы, которые объясняют возникновение какого-либо явления в природе или в человеческом обществе:мифы, в которых изложены вымышленные истории о прошлом:мифы, связанные с календарными обрядами, магическими действиями, согласно естественным циклам:мифы о богах, в которых воплощены представления древних людей о явлениях природы и человеческие качества:мифы о подвигах героев:мифы о гибели цивилизаций, конец света и проч.
    В пределах одной темы мифы могут реализовывать разные мотивы. Например, в мифах о создании и строении мира разрабатываются мотивы о солнце, день, ночь, хаос, верховное божество и тому подобное. В героических мифах находим мотивы рождения и становления героев, их испытания, подвиги, гибель ради высокой цели и тому подобное.
    Образы, используемые в мифах, называются мифологическими. В них в конкретной форме воплощены представления древних людей о мире, природе, идеалов. Мифологические образы являются традиционными для определенного народа. Вместе с тем немало мифологических образов приобрело значение для разных народов, став вечными. К ним обращаются писатели, живописцы, скульпторы и другие деятели искусства разных времен.
    Понятие миф (с греч. Mythos – слово, предание, весть) – рассказ, в котором явления природы или реальные события были творчески переосмыслены коллективной (первоначальной) мыслью древних людей как объяснения мира и воплощения представлений о нем.
    Миф подобен сказки тем, что он также является результатом коллективного творчества, в нем используется повествовательная форма (небольшая по, объёму) и вымысел.

  5. Почему нам до сих пор так интересны мифы? Что манит нас в этих диковинных историях Древней Греции?
    Наверное, будет логично предполагать, что эти сказочные и необычные рассказы обязательно должны заинтересовать таких юных мечтателей, как мы. И это именно так. Среди особенных персонажей каждый читатель найдет своего фаворита, предмет подражания и восхищения. Нам так нравится представлять себе эти сказочные походы и величайшие битвы за справедливость и счастье. Ребятам так хочется принять участие в важных состязаниях и быть похожими на своих любимых героев мифов. Да, конечно же намного легче поиграть в компьютерные игры, но это два разных мира – виртуальный и мифический. Они оба имеют право на существование.
    Книга «Легенды и мифы Древней Греции» Н. Куна способна влюбить в себя до конца лет. Она насыщена неимоверными путешествиями и сражениями, магией и мистикой. Это что-то совершенно иное, чем другие книги. Именно с нее мы узнаем основные постулаты Древней Греции. Переходя со странички на страничку, читатель попадает в мир, где «царит Зевс, окруженный сонмом богов», ныряет под воду, в царство, где «властвует колебатель Земли Посейдон». Мы встречаем удивительных существ, живущих в разных уголках мира. Можно также спуститься в царство мертвых, в котором правит Аид. В помощь ему приходит трехглавый пес по имени Кербер. Он наводит страх на пленных, которых заключено в подземном аде.
    Мир мифов Древней Греции способен перенести нас в необычные уголки земли, которые может существовали, а может и нет. Герои демонстрируют нам, что они тоже умеют любить, ненавидеть, страдать и побеждать. Так же, как и мы, они способны грустить и радоваться, волноваться за родных и самоотверженно идти в бой за счастье близких. Хоть они и представлены нам, как самые удивительные создания, наделенные внеземными силами и навыками, герои мифов тоже отстаивают те же постулаты для жизни в прекрасных условиях доброты и ласки. Мы видим, что они способны поделиться с нами своей мудростью. Эти сказочные истории доносят к нынешнему поколению людей такие важные и вечные истины, которые позволяют сохранить мир на земле, укрепить семейные отношения. Мифы способны показать нам, как можно самоутвердиться и реализоваться.
    Стоит так же заметить, что в современной речи встречаются разные крылатые выражения, которые знают, наверное, все. Среди них: «танталовы муки», «сизифов труд», «рог изобилия», «яблоко раздора», «олимпийское спокойствие». Советую прочесть мифы Древней Греции. Это точно подарит вам массу удовольствия!

  6. В этой книге переданы легенды и предания глубокой древности: самым юным из них — от двух до трех тысяч лет.
    Сложены они древними греками еще в те далекие времена, когда люди только начинали вглядываться в окружающий мир, только приступали к его исследованию и объяснению. Удивительно ли, что на первых порах они делали это неумело, неправильно, наивно?
    Слыша, как в грозовых тучах сердито ворчит и грохочет летний гром, они пугались этих звуков и, чтобы объяснить себе, откуда они берутся, воображали огромное, могучее, суровое, но все-таки похожее на человека существо, которое, наверное, свирепствует там, за облаками. Видя, как каждый день восходит на востоке и садится на западе солнце, — иногда такое теплое и ласковое, иногда иссушающее и жестокое, — они начинали и его представлять себе человекообразным существом, богом, разъезжающим по небу в ослепительно яркой колеснице.
    Одну за другой, мешая правду и вымысел, придумывали они и рассказывали друг другу удивительные истории: о том, как возник мир и что его наполняет; о том, почему по бурному морю бегут белые барашки волн; о том, почему люди бывают то смелыми и мудрыми, то глупыми и трусливыми, или о том, откуда берется отголосок в лесу, точно повторяющий в тишине каждое громко выкликнутое слово.
    Так сложилось множество преданий о богах, героях и чудесных существах — преданий, по-детски наивно объясняющих устройство мира и судьбы человечества. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Мифы древней Греции. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений.) Эти предания, отличающиеся от всяких других сказок и легенд, мы называем греческим словом «мифы».
    Зачем же нам сейчас, спустя два с лишним тысячелетия, вспоминать древнегреческие мифы? Ведь мы отлично знаем, что почти все рассказываемое в них — небылицы, неправда.
    Тот, кто думает так, забывает одно очень важное обстоятельство: мифы созданы не каким-нибудь одним человеком — их на протяжении долгих веков творил, изменял, поправлял великий художник — греческий народ. В них он воплощал всё, что было ему в те давние дни известно о мире, все свои заветные чаяния, свои огорчения и надежды. И мало-помалу мифы эти стали сокровищницей великолепных образов, прекрасными произведениями искусства.
    Изображая своих богов и героев, древние греки с великим искусством воплощали в них самые Лучшие и самые дурные свойства человека. Наряду с примерами благородного мужества, беззаветной отваги, крепкой дружбы и нежной любви мы находим в мифах вызывающие отвращение образы самой жалкой трусости, омерзительной жадности, коварства и вероломства.
    Как живые глядят и сейчас на нас из этих древних преданий слагавшие их тысячелетия назад люди — простодушные, доверчивые, любопытные и по-своему мудрые. У них— зоркие глаза, чуткие уши, сильные и умелые руки, мужественные, закаленные в борьбе с невзгодами жизни сердца. Мы видим, как они жили в своих хижинах и дворцах, как они охотились и пасли стада, как воевали и веселились. Мы с глубоким интересом узнаем, что, страдая и радуясь, эти древние люди мечтали стать могучими и справедливыми, стремились побеждать врагов и покорять суровую природу. Эти мифы учат и нас любить свою родину, ненавидеть предателей, учат благоразумию и бесстрашию.
    Эти же самые? Да нет, не только эти. Величайший из древних певцов, тот, кого мы называем Гомером, — хотя даже не можем с уверенностью сказать, жил ли он на самом деле в мире, или его величавый образ фантазия древних греков сотворила так же, как создавала она в своих мифах образы громовержца Зевса, хитрого бога торговцев и плутов Гермеса или жадного и злого царька Эврисфея, — этот могучий гений создал две великие песни. Одну — про страшную борьбу между греками и троянцами, жителями города Трои, стоявшего недалеко от берега Средиземного моря в Малой Азии, в теперешней Турции. А вторую — про удивительные и необыкновенные приключения и подвиги одного из участников троянского похода, хитроумного царя маленькой Итаки, Одиссея, носившего также имя Улисса.
    Сначала пересказывая друг другу, потом — записав и перечитывая из века в век Гомеровы дивные сказания, люди понемногу перестали верить в то, что такие события, какие в них описаны, могли на самом деле быть. Еще лет сто назад ученые мужи были уверены, что никогда не существовало ни царя Агамемнона, описанного Гомером, ни Приама, несчастного повелителя разгромленной Трои, да и самой-то Трои, верней всего, не было.
    Но вот нашелся среди ученых один, который с детских лет во всем поверил старцу Гомеру. Он поклялся посвятить поискам всю жизнь, но найти сказочную Трою. Для этого он долго работал, добыл достаточно денег, чтобы снарядить экспедицию в овеянные старыми преданиями места. И то-еда он поехал в Турцию. И выбрал место, которое походило на описанные Гомером холмы вокруг древнего Илиона — Трои, и начал раскопки, и не обманулся в своей вере.
    Ему удалось дорыться в каменистой малоазиатской земле до башен и стен древнего города, до царских сокровищ, до остатков той жизни, про которую пел, Гомер.
    Этого мало: он отправился на родину царя Агамемнона — в Грецию, в город Микены — и там, под землей, нашел его могилу…
    Конечно, это не значит, что всё в древних преданиях правда и истина. Не жили боги на невысокой горе Олимп! Не метал молнии и громы Зевс, не носилась по знойным лесам Греции легконогая охотница Артемида…
    Но Геракл? Кто знает? Может быть, и был в самые далекие века в Греции могучий и добродушный воин по имени Геракл? И может быть, на самом деле плавал через Черное море в далекую Колхиду быстрокрылый корабль «Арго»? Может статься — пройдет время, и люди узнают, что многое в рассказах об этом не вымысел, а правда.
    Недаром все великие люди всегда любили, ценили и помнили мифы Древней Греции. Маркс и Энгельс внимательно их перечитывали, многократно упоминали о мифических героях. Любил вспоминать мифические образы Владимир Ильич Ленин.
    В этой книге вы найдете миф о великане Антее, который был непобедим до тех пор, пока его не оторвали от матери и кормилицы его — Земли. Мы вспоминаем этого великана, когда говорим,, что коммунисты сильны и непобедимы потому, что держат неразрывную связь с народом, который их породил, вскормил и воспитал.
    Всем детям нашей страны надо познакомиться с удиви-тельным и прекрасным миром древнегреческих мифов.
    Когда-нибудь потом, может статься, вам удастся прочесть их в подлиннике, на величавом и звучном греческом языке. Сейчас же, пока это вам недоступно, прочитайте напечатанные в этой книжке два связанных между собой «мифических цикла», две древние повести, состоящие из многих отдельных рассказов, — миф о Золотом Руне и миф о Деяниях Геракла.
    Бесконечно давно, две с половиной тысячи лет тому назад, греческие дети, сидя на теплом песке у городских ворот или на каменных плитах храмов, слушали, как нараспев, пощипывая в лад струны тихой кифары, слепые певцы-рапсоды начинали перед любопытными эти же самые удивительные повествования:
    Слушаете, добрые люди, про то, что свершилось когда-то! Древним сказаньям внимая, последуйте верным примерам: Каждый, рождённый для жизни, быть может и смелым и трусом;
    Зло от добра отличать научиться должны мы сызмала! Слушайте ж, добрые люди, рассказы неспешные старцев: Каждый, кто в мире родится, свой подвиг исполнить обязан.
    В жизни и вы поплывете, как плыли в морях аргонавты,— Пусть же попутные ветры несут вас к намеченной цели!.

  7. Миф (греч. мythos – предание) – древнейший синкретический жанр бессознательного народного творчества; повествование, персонифицирующее в художественных образах общественные представления о природных и социальных явлениях, об устройстве мира в целом.
    М. возникает в первобытном обществе как средство логического и вместе с тем эмоционального постижения причин и законов существования мира и человека в мире. Первобытное мышление не отделяет человека от общества, а человеческий род – от прочих явлений мира. Это способствует “метафоризирующему” мировосприятию, при котором описываемые в М. явления природы очеловечиваются, олицетворяются, а прародителями родовой общины могут оказаться животные рыбы или птицы (тотемические мифы о первопредках).
    Специфика фантастического в М. объясняется его общей целью, которая состоит не столько в том, чтобы научить до конца понимать суть природных явлений, сколько в том, чтобы приучить принимать их как должное. М. руководит первобытным сознанием, он дает человеку первичные представления о религии, искусстве, общественно-правовых отношениях, и т.д.
    Едва ли не ведущим мотивом в системах М. разных этносов является мотив трансформации. В связи с тем, что логика мифотворчества ставит перед М. задачу нахождения и описания причины существования определенного явления, М. показывает момент (период) трансформации этого явления, а также ее ближайшие по времени последствия. При этом трансформируемым явлением может оказаться как вещь или существо (в М. о демиургах и культурных героях), так и мир в целом (в космогонических и эсхатологических М.). В большинстве случаев трансформация подразумевает установление Порядка (в пределе – рождение Космоса из Хаоса).
    Сюжеты М. разворачиваются в особом мифологическом пространстве. Это пространство соотносится с представлениями современников создателей М. о реальном устройстве Земли и Космоса, о сторонах света, но это соотношение не свидетельствует о полном тождестве. В М. различных народов пространство организовано вертикально или горизонтально (в развитых системах М. два способа ориентации сочетаются, происходит превращение двухмерного пространства в трехмерное).
    Место обитания родовой общины, племени, этноса становится в М. точкой отсчета. Первичная вертикальная ориентация реализует отношения “верха” и “низа”. Такая ориентация характерна для всех космогонических мифов, описывающих возникновение Земли. В одних мифах в отношения “верхнего” и “нижнего” мира вступают Земля и Вода (составляющие семейную пару японские боги Идзанаки и Идзанами, стоя на воздушном мосту, копьем взбивают воду до тех пор, пока из нее не появляется остров), в других – Небо и Земля (например, во многих космогонических М. Земля создается божественным дыханием, символизирующим небесную стихию).
    В более поздних мифах вертикальное пространство делится на три слоя. Земля видится срединным миром, а Небо и Вода (или Подземный мир) приобретают значение не только “верхнего” и “нижнего” миров, но также “доброго” (дающего бессмертие) и “злого” (грозящего смертью). В “верхнем” мире обитают боги и добрые духи, а в “нижнем” – разнообразные противники богов (в самом низу – хтонические чудища, олицетворяющие одновременно силы Природы и силы Хаоса).
    Горизонтальная ориентация на раннем этапе формирования системы М., их циклизации, так же отвечает принципу бинарности. Многие М. показывают, что даже при ориентации по четырем сторонам света одна из оппозиций (Север/ Юг или Восток/ Запад) для конкретного этноса имела большее значение, чем другая (в скандинавских сагах – Север и Юг, в отразившем древнеславянские М. “Слове о полку Игореве” – направления “на полночь” и “на полдень”).
    При ориентации на четыре стороны мир делился на пять частей; пятая была центром, на месте которого обитали представители рода, либо его тотемные существа, либо покровительствующие ему боги. В соответствии с предписаниями древних М. дохристианская Ирландия была поделена на пять частей: центральная – с королевской столицей, остальные символизировали стороны света. Кроме того, каждая из частей в преданиях выражала представления островных кельтов об одном из типов мастерства, об одной из профессий.
    Во многих М. модель вселенной символически представлял образ Мирового Древа. Древо по вертикали соединяло “срединный” мир с “верхним” и “нижним”, а его ветви часто были ориентированы по сторонам света. Оно же являлось и древом жизни, объединявшим существ. “Старшая Эдда” описывает ясень Иггдрасиль (дерево Игга, т.е. бога Одина), протянувший корни к землям богов и великанов. На его вершине обитает орел, под кроной олени поедают листья, а корни его гложет дракон.
    М. некоторых народов особое место отводят образу волшебной страны, дарующей счастье или бессмертие. Своеобразие таких М. в том, что они описывают условную, квазиисторическую реальность, но размещают в одной из точек земного пространства ирреальную область. Таковы остров вечной молодости Аваллон (в кельтских преданиях) или дающий волшебную силу, а также магические предметы остров Буян (в русских заговорах).
    Древние предания рисуют специфическое “мифическое” время. Оно предшествует времени “историческому” (т.е. времени создания М.) и отдалено от него. Описываемое “мифическое” время предстает эталонным. Одна из функций М. – в том, чтобы меркой этого времени измерять настоящее. Поэтому часто “историческое” время на фоне “мифического” выглядит временем “сломанным”. Однако такое резкое противопоставление эпох характерно в первую очередь для древнейшего слоя М.
    При развитии систем М. меняется взгляд на время в целом: оно приобретает свойство цикличности. Иногда цикличность понимается как последовательное чередование “хороших” и “плохих” эпох. В других случаях (в мифах эсхатологических) прошлое, настоящее и будущее отдельного рода людей или богов изображается одним из предполагаемого множества повторяющихся циклов. “Прорицание вёльвы” и другие части “Старшей Эдды” рисуют Рагнарёк (битву конца времен), во время которого сокрушится мир и погибнут почти все асы, но после которого земля воскреснет и род богов восстановится. Известны и случаи наделения единого процесса времени свойством финитивности (новозаветный Апокалипсис).
    Трансформация времени может проявляться не только в изображении момента его окончательного завершения, но и в совмещении его “текущей” и “застывшей” форм в пределах земного пространства. В кельтских М. “блаженные” острова Запада дают их обитателям вечную молодость потому, что в этой волшебной точке время остановилось. “Иной” мир обязывает жить по его законам: путешественник, посетивший эти острова, не должен ступать ногой на “обыкновенную” землю, иначе мгновенно превратится в прах.
    Исследователи выделяют различные типы М., основываясь на их функциях и на предметах изображения. Большинство мифов являются этиологическими, т.е. разъясняющими причины существования того или иного явления. Они повествуют историю происхождения мира и человека, дня и ночи, жизни и смерти, а иногда объясняют частное – причину возникновения отдельного вида птиц или животных, конкретной географической точки (реки, холма, леса).
    Космогонические М. сообщают о выделении Порядка из Хаоса, об устроении космоса и последовательном размещении его составляющих на привычных для человека местах (например, размещение звезд на небе). Порядок возникает в результате действия либо первичных стихий (огонь, вода, воздух, земля), либо некоего первичного бога. Так, в греческих М. Уран и Гея (Небо и Земля) сотворяют элементы ландшафта и заселяют земную поверхность живыми существами.
    К разряду космогонических относятся также астральные М. (в том числе солярные и лунарные). В астральных М. звезды персонифицированы, они представляют либо людей, по смерти взошедших на небо, либо богов, наблюдающих за человечеством. В прошлом популярность астральных М. определила возникновение астрологии как науки.
    Возникновение богов и людей описывают, соответственно, теогонические и антропогонические М. Последний вид М. отличается многообразием трактовок причин и процесса происхождения человеческого рода. Описывается или происхождение людей от какого-либо определенного животного, птицы, рыбы (в тотемических М.), или их волшебное “рождение” из тела первочеловека, приносимого в жертву богам (в древнеиндийской “Ригведе” и “Упанишадах” описывается Пуруша, из расчлененного тела которого получились представители четырех варн, а также все небесные и земные явления, и стороны света). Наконец, человек может быть представлен сотворенным богами из какого-нибудь материала, связанного с землей, ее поверхностью или недрами (нахождение асами и одушевление Аска и Эмбли, ясеня и ивы, в “Старшей Эдде”; сотворение Адама из “праха земного” в “Библии”).
    Всем М. космогоническим оппозиционны М. эсхатологические. Они повествуют о конце света, о конце времен или завершении длительного цикла. Эти М. имеют предупредительный характер: разрушение привычного для людей мира обычно связывается с каким-либо нарушением порядка, допущенным людьми (например, с невыполнением данных богом законов). Конец света изображается как разрушение земной поверхности, хаотическое смешение стихий. Его сопровождают землетрясения, пожары, мировой потоп, мор, нашествие чудовищ. Часто такая катастрофическая трансформация мира представлена как процесс его пересоздания богом для достижения окончательного, идеального Порядка.
    Существенную часть в мифологической системе каждого этноса занимают М. героические. Образ и жизнь героя являются эталонными для людей его рода. Герой связывает людей с богами, потому что история его жизни – это история трансформации рядового представителя своего племени или народа в существо, награжденное богами волшебной силой. В большинстве М. герой добивается награды, проходя всевозможные испытания, символизирующие обряд инициации (например, смерть для последующего воскрешения). Часто сюжеты М. сообщают об изгнании героя из родовой общины – и возвращении в нее после прохождения инициации. Возвратившийся герой либо приносит волшебные предметы в общину, либо на благо общины использует приобретенные магические навыки. Иногда жизнь героя, получеловека-полубога, предваряет образование общины.
    В М. разных народов наиболее распространены четыре типа героев: первопредки, демиурги, культурные герои и трикстеры. К числу первопредков относят создателей родовой общины и ее правил – первых людей или тотемных существ. Первопредком является и тот первый человек, из тела которого, по версии некоторых М., создается космос.
    Демиурги – боги или люди, владеющие искусством созидания природных объектов и культурных предметов. Они создают землю, человека, метеорологические явления, выдумывают орудия труда. Часто их изображают кузнецами. Так, Ильмаринен финских М. – небесный кузнец, выковавший небесный свод. Таков и Гефест в греческих М. В “Илиаде” Гомер описывает, как Гефест создает для Ахиллеса волшебный щит, на котором изображены “живые” картины.
    Культурный герой более приближен к людям. Он учит людей ремеслам и искусствам, крадет или добывает для них уже готовые магические предметы, устанавливает общественные правила, в некоторых М. – защищает людей от сил Хаоса – чудовищ и хтонических существ (развиваясь, образ такого героя превращается в сказочный или эпический). К типу культурных героев относятся, например, персонажи греческих М. – Прометей, похитивший для людей огонь, и Геракл, побеждающий лернейскую гидру и стимфалийских птиц. Культурный герой может выполнять функцию посланника богов.
    К одному из видов культурных герое относятся трикстеры. Они, как правило, являются комическими дублерами или демоническими антагонистами демиургов. Подобно культурным героям и демиургам, они создают или похищают для людей предметы, но эти предметы либо бесполезны, либо вредны. В меланезийском М. братья Кабинана и Карвуву, умный и глупый, создают соответствующие их натуре вещи. В отдельных случаях функции культурного героя и трикстера могут совмещаться в едином образе. Локи скандинавских М. – представитель божественного рода асов. Он с помощью волшебства и хитрости – обычно по приказу Одина – достает для асов магические предметы. Но он же и бранится с асами, часто высмеивает могучего, но глуповатого Тора. Кроме того, он родитель некоторых ужасных чудовищ и, наконец, виновник событий Рагнарёка, повлекших гибель богов.
    Наряду с героями в М. бывают представлены персонажи “высшей” или “низшей” мифологии. “Высшую” мифологию представляют образы богов и добрых по отношению к людям духов, “низшую” – образы злых духов и существ, представляющих силы земли и подземного мира. Первые представляют Порядок, вторые – Хаос, поэтому они всегда противопоставлены (например, добрые ахуры – злым дэвам в иранских М., добрые девы – злым асурам в М. ведической традиции).
    На протяжении длительной эволюции архаичные М. расслаивались как жанровые формы и впоследствии либо превращались в сказки, либо накладывались на историческое предание, образовывая в этом случае героический эпос или священный текст. Так произошло с библейским “Ветхим заветом”, в котором Книга Бытия представляет архаический слой М., а некоторые Книги Пророков содержат элементы исторического предания.
    Античные авторы регулярно использовали образы и сюжетные схемы М. в эпических и драматических сочинениях. В Средние века на основе М. создаются национальные образцы героического эпоса, а в период позднего Средневековья и в начале Возрождения приобретают популярность малые фольклорные жанры, развивающие мотивы “низшей” мифологии. В этот период развивается “карнавальная культура” (термин М.М.Бахтина), с этого момента окончательной десакрализации многих М. представленные в них образы впредь будут использоваться в качестве условных эмблем Добра и Зла (например, Ариэль и Калибан в “Буре” Шекспира”.
    Творческую интерпретацию М. предлагают читателям представители романтизма в конце XVIII – начале XIX в. Последовательное освоение и соединение различных мифологических систем связано с этого момента с развитием романной формы. К началу XX в. мифологическая основа стала неотъемлемой чертой многих образцов модернистской литературы. В первой половине века развилась форма “мифологического романа” (“Улисс” и “Поминки по Финнегану” Дж.Джойса, романы Т.Манна). Миф проник в постсимволистскую поэзию (лирика Р.М.Рильке, поэмы Т.С.Элиота). Во второй половине XX в. в связи с творчеством латиноамериканских прозаиков (новеллиста Х.Л.Борхеса, романиста Г.Г.Маркеса и др.) исследователи обсуждали вопрос о существовании “мифологического реализма” как особого метода художественного изображения современной действительности.

    Список литературы

    Козлов А.С. Миф // Современное зарубежное литературоведение (страны Западной Европы и США): концепции, школы, термины. Энциклопедический справочник. М., 1996
    Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976
    Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического. М., 1995
    Frye N. Anatomy of criticism. Princeton, 1957
    Levi-Strauss C. Mythologiques, en 4 vol.P., 1964-1971.

  8. Могучий титан Прометей похитил на Олимпе священный огонь, чтобы дать его людям. Он сделал человечество независимым от богов. Прометей научил людей письму, счету, ремеслам, познакомил их с металлами. Раньше люди боялись морской стихии, а теперь титан научил их строить корабли. Люди стали постигать искусство врачевания. Прометей разрушал веру людей в божество вообще. За это громовержец Зевс и решил покарать его.
    Прометея приковали к скале. Его нещадно жгло солнце, поливал дождь. Но на этом муки титана не кончились. Ежедневно громадный орел усаживался на грудь Прометею и терзал его печень. Насытившись, орел улетал. За ночь раны заживали, но наутро муки возобновлялись.
    Почему титан Прометей не склонил гордой головы перед могучим Зевсом? Громовержец мог простить Прометею при одном условии: тот должен был открыть тайну, как Зевсу уберечься от злой судьбы (для этого громовержец не должен брать в жены морскую богиню Фетиду. От этого брака родится сын, который убьет отца). Прометей все же предостерег Зевса от неверного шага, и они помирились. Геракл, сильнейший из людей, убил орла, терзавшего Прометея, разбил оковы Прометея, и титан стал свободен. Кончились его муки. Материал с сайта //iEssay.ru

  9. Читая мифы Древней Греции, попадаешь в удивительный мир фантазии эллинов. Захватывающие приключения, не­обыкновенные подвиги, мужество и упорство героев, коварство и жестокость богов оживают на страницах древних легенд.
    Вот отважный герой Геракл, совершивший двенадцать зна­менитых подвигов. Персей, поразивший Медузу Горгону. Ар­гонавты, отправившиеся в опасное путешествие за золотым руном. Благородный Прометей, который восстал против само­го Зевса и подарил огонь людям.
    Мифы привлекают меня тем, что все герои — это не какие- то тени, а живые люди. Нам понятны их радости и горе.
    В мифе «Нарцисс» страдает нимфа Эхо из-за своей любви к стройному красавцу Нарциссу. Прекрасная нимфа наказана богиней Герой и должна молчать. Самолюбивый Нарцисс не ответил на любовь нимфы Эхо. За это на него разгневалась богиня любви Афродита. Нарцисс влюбился в собственное от­ражение и погиб. На его могиле вырос цветок смерти, который называют нарцисс.
    Этот миф как бы предостерегает нас, предупреждая, что нельзя быть самовлюбленным. Он учит нас любить окружаю­щий мир и заботиться о ближних.
    Мифы Древней Греции прекрасны и интересны тем, что они воспевают любовь, дружбу, борьбу за жизнь, за родину.

  10. Читая мифы Древней Греции, попадаешь в удивительный мир фантазии эллинов. Захватывающие приключения, не­обыкновенные подвиги, мужество и упорство героев, коварство и жестокость богов оживают на страницах древних легенд.
    Вот отважный герой Геракл, совершивший двенадцать зна­менитых подвигов. Персей, поразивший Медузу Горгону. Ар­гонавты, отправившиеся в опасное путешествие за золотым руном. Благородный Прометей, который восстал против само­го Зевса и подарил огонь людям.
    Мифы привлекают меня тем, что все герои — это не какие- то тени, а живые люди. Нам понятны их радости и горе.
    В мифе «Нарцисс» страдает нимфа Эхо из-за своей любви к стройному красавцу Нарциссу. Прекрасная нимфа наказана богиней Герой и должна молчать. Самолюбивый Нарцисс не ответил на любовь нимфы Эхо. За это на него разгневалась богиня любви Афродита. Нарцисс влюбился в собственное от­ражение и погиб. На его могиле вырос цветок смерти, который называют нарцисс.
    Этот миф как бы предостерегает нас, предупреждая, что нельзя быть самовлюбленным. Он учит нас любить окружаю­щий мир и заботиться о ближних.
    Мифы Древней Греции прекрасны и интересны тем, что они воспевают любовь, дружбу, борьбу за жизнь, за родину.

  11. Мифы Древней Греции
    Почему именно мифы небольшого греческого народа легли в основу общечеловеческой культуры и обладают такой притягательной силой? Почему ряд мифических образов так глубоко проник в наш язык, что мы говорим о сизифовом труде, о титанических усилиях и гигантских размерах (а ведь титаны и гиганты — порождения богини Земли, боровшейся с греческими богами), о паническом страхе (а это проделки бога Пана, любившего наводить безотчетный ужас на людей), об олимпийском спокойствии (которым обладали древние боги — обитатели священной горы Олимп)? Сюда же можно отнести и сравнение могучего, сильного человека с Гераклом (в римской мифологии — Геркулес), а смелой и решительной женщины — с амазонкой.
    Многих художников, поэтов, скульпторов привлекали мифические образы. Какие прекрасные изображения Геракла, Дианы, Афродиты, Гермеса можно увидеть в Эрмитаже и других музеях мира! Сюжеты античных мифов использовали великие писатели и музыканты: Шекспир и Пушкин, Данте и Маяковский, Гайдн и Глюк. Особенно популярны в литературе мифы об Одиссее и Геркулесе. Древняя мифология вошла в современную жизнь, и знакомство с ней необходимо культурному человеку.

  12. У каждого народа на Земле сохранились древние мифы и предания, насчитывающие тысячи лет. В них отразились представления наших предков об окружающем мире, о появлении человека и животных, о причинах стихийных явлений природы. Древнегреческие мифы на протяжении многих веков оставались одними из самых популярных. Миф о Деметре и Персефоне знакомит нас с представлениями греков о причинах смены времен года и соответствующими им изменениями в окружающем мире.
    Дочь богини плодородия Деметры, Персефону, с разрешения Зевса похитил мрачный Аид — властитель царства умерших. Поиски Деметры не увенчались успехом. Горюющая богиня покинула Олимп и «долго блуждала между смертными, проливая горькие слезы». Горе Деметры было так глубоко, что на земле все перестало расти, сады не плодоносили, виноградники засохли, листья с деревьев облетели. Тяжело пришлось людям, многие племена и народы от голода исчезли с лица земли. Прошло еще немного времени, и «перестали куриться на земле жертвы бессмертным богам». Тогда решил Зевс договориться с Аидом о том, чтобы Персефона две трети года жила с матерью, а оставшееся время — с мужем, в темном подземном царстве.
    Чрезвычайно обрадовалась Деметра, вновь увидев свою похищенную дочь. От ее радости заколосились поля, зазеленели леса и сады. Вновь стала плодородной земля — до того момента, как пришло время возвращаться Персефоне к Аиду. Так, по мнению древних греков, и возникли времена года.
    Мне очень понравился этот печальный и поэтичный миф, и теперь я совсем по-другому смотрю на весну и осень, зиму и лето.
    ?

  13. В IX столетии было введено христианство в славянских землях. Вера у единого Бог и его сына Исуса Христоса превратила славянскую мифологию на сказку со счастливым концом. Верховные божества пришли в забвение, а в народной памяти остались представление о домовых, ведьмах, мавок, лесовиков, водяных. Наши древние предки верили в то, что весь мир заполнен богами, что вся природа живая и наполнена разными чудесами. Главнейшими были боги, которые всем руководили, за ними шли низшие демоны, которые служили старшим богам. К нашим дням сохранился миф о создании мира. В нем рассказывается, что бог грозы Перун, который жил на небе, боролся с дьяволом Велесом, который жил на земле. Велес украл воду, людей, скот, а потом и женщину Перуна. Бог грома рассердился и старался молнией убить дьявола. Но хитрый Велес превращался в человека или животных и прятался от расплаты. Он убегал от грома и молнии и там, где дьявол ложился, появлялись холмы, где кашлял – там вырастала гора, а где скакал – там появлялась прядь высоких гор. Но ничто не могло спрятать Велеса от гнева Перуна, который стрелами раскалывает камни.
    Громовержец убил своего врага, посек его на части и раскинул их в разные стороны. После этой битвы пролился благодатный дождь, и земля превратилась на зеленый, цветущий рай. Перун – сын прабога Неба. Его оружие – это стрелы, радуга – щит, а тучи – кудри и борода. Гром наши пращуры воспринимали как слово божье, ветры и бурые – как его дыхание. Громовержец дал людям огонь, посылал дожди на поля. Давние славяне считали Перуна богом морей, рек, ветровой, бур. Все в мире было подвластное ему. Но со временем в сознании людей имена, которые раньше давали верховному божеству, стали именами отдельных богов: Перун – бог грома и молнии, Сварожич – бог огня, Морской царь – бог воды, Стрибог – бог ветра, Дажбог – бог солнца.
    К сожалению, мифы наших предков сохранились в народной памяти лишь в немногих песнях и сказках, за которыми тяжело их полностью воссоздать. Но мы имеем знать, что и славянские народы были творцами мифов, которые поэтически, образно объясняли создания мира и явления природы.
    История развития человечества насчитывает тысячи лет. За этот период разные народы прошли разный путь, но все они на зрении зарождения цивилизации оживляли природу, населяли ее разными существами. Так вот явления природы становились для людей предметом поклонения. Со временем человек начал отделять сам предмет от его магической силы, и тогда появилась вера у демонов. Магическая сила превратилась в представлении людей на чудовища и страхи, которые относились к человеку враждебно. Но их можно было обмануть, задобрить, иногда с ними можно было договориться и даже в некоторых случаях получить помощь. Магическими силами населяли все вокруг и славяне. Каждое дерево, каждый ручей, река, ставок, дома крестьян имели своего покровителя в виде мавок, водяных, домовых.
    Славяне не рубили дерева без того, чтобы не попросить извинения у хозяина леса, без обращения к Сверка-солнцу не начинали сельскохозяйственные работы, разными средствами защищали свойских животных от нечисти, которая могла поселиться в хлевах, задабривали домового, который должен был жить в каждом дому. На другой стороне земного шара океанические полинезийцы, жизнь которых была тесно связано с океаном, населяли водную стихию чудовищами. Прежде чем начать строительство хат или лодок, полинезийцы задабривали дух деревьев, просили его поддержки в выборе хорошего дерева. Каждое событие в их жизни была связана со сложными и непонятными посторонний человеку ритуалами и молениями. От злых сил природы полинезийцы защищались татуированием. Они покрывали магическими знаками все тело и верили, что это сохранит им жизнь в далеких странствиях по океану, защитит от ветра и бушующих волн, принесет удачу в рыбалке.
    Особенно интересными, как на мой взгляд, есть верования американских индейцев, которые не отделяли свою жизнь от жизни природы, ведь они полностью зависели от нее. Каждое индейское племя имело свой тотем – животных, от которого, за верованием, походили все члены племени. Они не имели письменности, а потому многочисленные мифы передавались из уст в уста и сохранились к нашему времени. Практически в мифологии всех народов есть объяснения создания мира, зарождение жизни на земле. Эти мифы по-разному раскрывают важные вопросы, но в мифологии всех народов присутствующая высшая сила, которая создала все, что окружает человека, и все, что человек может постигнуть силой своего ума. Изучая мифологию разных народов, мы сможем лучше понять историю развития этих народов, способ их жизни и культуру.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *