Былина «Вольга и Микула Селянинович» рисует образ богатыря, чем-то похожий, а чем-то не похожий на традиционный.
В народных былинах положительный герой — это всегда боец и работник, сильный духом и телом. Микула Селянинович именно такой — он крепкий, веселый и красивый. Это воплощение настоящего хозяина в народном понимании. А весь образ богатыря описывается в свойственной былинам манере — с преувеличениями, со множеством эпитетов и повторов. Одежда и орудия труда пахаря описаны с любовью и восторгом. Соха отделана золотом и серебром, а сам Микула трудится на поле в сафьяновых сапогах и бархатном кафтане.
Пахарь Микула Селянинович в какой-то степени противопоставляется в былине князю Вольге Святославичу. Молодой князь, отправившись с дружиной за данью в русские города, встречает в поле Микулу. Сила и возможности главного героя в былине преувеличены многократно — два дня дружина слышала только посвистывание пахаря и скрип его сохи. И лишь на третьи сутки князю и дружине удалось проехать через вспаханное Микулой поле и встретить его самого.
Вольга поражен силой пахаря и предлагает ему отправиться с ним. У Микулы все лучше, чем у Вольги. Чтобы это подчеркнуть, используется гипербола: лошадь оратая ступью пошла, а у Вольги — поскакивает. А лошадь, которую князь хотел выкупить за 500 рублей, стоила столько жеребенком.
Затем Микула вспоминает, что он оставил свое орудие труда в поле. Пахарь предлагает Вольге достать ее из земли и бросить за ракитовый куст, чтобы она не досталась чужому. Князь посылает выполнить задание сначала пятерых человек, следом десятерых, а потом и всю дружину. Но никто не может справиться с кленовой сохой богатыря.
Это центральный момент в былине — недюжинная сила позволила богатырю одной рукой выдернуть кленовую сошку из земли там, где 30 человек не справились.
Когда же князь интересуется: «Как его зовут?», богатырь рассказывает, что зовут его Микула Селянинович — так называют его уважительно крестьяне, когда он устраивает пиры для них.
Микула — воплощение народного героя, который уважает и любит родную землю. Крестьянин-труженик всегда сможет защитить Родину, и былина подчеркивает, что, когда есть такие богатыри, русским людям можно ничего не опасаться.
План
Введение
Былина — традиционно любимый народный жанр.
Основная часть
Микула Селянинович — простой русский пахарь, обладатель недюжинной силы, смелости, народной воли.
Описание былинного героя.
Микула не только трудолюбив, но и настоящий помощник князя.
Заключение
Микула Селянинович как олицетворение народного духа, отношения простых людей к труду на матери-земле.
Издавна былины — традиционно любимый народный жанр. Именно в былинах славятся подвиги русских богатырей, рассказывается о настоящих народных героях.
Олицетворением недюжинной силы, смелости, народной воли является герой былины про князя Вольгу — Микула Селянинович, простой русский оратай (пахарь), который весь день обрабатывает родную матушку-землю. Внешность героя примечательная:
А у оратая кудри качаются,
Что не скачен ли жемчуг рассыпаются;
У оратая глаза да ясна сокола,
А брови у него да черна соболя.
Данные сравнения делают образ оратая более выразительным. Для Микулы пахота — важное событие, поэтому
У оратая сапожки зелен сафьян:
Вот шилом пяты, носы востры….
У оратая шляпа пуховая,
А кафтанчик у него черна бархата.
В Древней Руси работа воспринималась как праздник, поэтому нарядная одежда пахаря говорит об особом отношении героя к своему труду. Микула обладает типичными чертами былинного героя: необыкновенной силой, ловкостью, поэтому Вольга со своей дружиной три дня не мог доскакать до пахаря, хотя слышал, как тот работал сохой. При описании своего любимца народ использует множество гипербол: «положил тут их я ведь до тысячи», «а пенье-коренья вывертывает, а большие-то каменья в борозду валит». Никогда не расстается пахарь со своей кобылой, которую «купил… жеребеночком», вырастил, постоянно ухаживает за ней:
У оратая кобыла соловая,
Гужики у нее да шелковые…
Отличительной чертой Микулы как былинного героя является его принадлежность к сельским жителям, недаром мужики называют его Селянинович.
Русский мужик не только трудолюбив, но и настоящий помощник князя: Микула отправляется вместе с князем Воль- гою и его дружиной «к городам да за получкою».
Трудна жизнь Микулы Селяниновича, но с Божьей помощью крестьянствует пахарь и поэтому он — олицетворение народного духа, отношения простых людей к труду на матери- земле.
Похожие сочинения
Пословицы и поговорки — древнейшее народное творчество
Для Родины своей пи сил, пи жизни не жалей.
Шила в мешке не утаишь.
Народная мудрость
Многообразно и неисчерпаемо устное народное творчество, приобщающее современного человека к миру художественного мышления, общественного сознания людей…смотреть целиком
Следы древнейшей народной лирики и драмы
Из всех видов народной поэзии, преломившихся в жонглерском творчестве, лучше всего сохранился героический эпос. От других жанров до нас дошли только небольшие обрывки. Все же, сопоставив их с намеками, которые мы встречаем в документах эпохи, можно приблизительно…смотреть целиком
Частушки, нескладухи и небылицы
Частушки появились в народе во второй половине XIX столетия. Это песенки повышенного общественного звучания. Они все обращены к людскому суду, людской совести. Частушка делает достоянием гласности всякую новизну.
Было время, когда распространение…смотреть целиком
Отражение общенародных представлений о героизме и народных героях в русских былинах
Русские былины являются замечательным образцом устного народного творчества. В них отразилось не только общенародное понимание доброты, справедливости, чести, но и представления Русских людей о героизме и народных героях.
Илья Муромец — главный герой…смотреть целиком
Молодежный сленг и городской фольклор Новое!
Сленг – это универсалия. Многие черты роднят русский молодежный сленг
со всяким арго. Это, «во-первых, его депрециативность: он весьма
критически, иронически относится ко всему, что связано с давлением
государственной машины. Здесь ощущается резко…смотреть целиком
Древнерусский эпос: былина-песнь «Лодка»
Действие драмы происходит на раздолье Волги, по которому гуляют лихие разбойники под водительством своего Атамана. Все участники представления выходят с пением какой-нибудь песни. Чаще всего они поют: «Ты дозволь, дозволь, хозяин, В нову горенку войти!
Припев:…смотреть целиком
Исторические песни как жанр устного народного творчества
Всем известна покоряющая сила русских народных песен. Они обладают свойством не только проникать глубоко в душу, но и вызывать сопереживание.
Этот чудесный жанр фольклора стал неотъемлемой частью нашей жизни, он подтвердил свое право на существование,…смотреть целиком
Былины обычно воспевают воинские подвиги богатырей. Микула Селянинович — особый былинный герой. Это легендарный пахарь, земледелец. Прозвище Селянинович образовано от существительного село. Оно указывает на то, что Микула — сельский житель. Он оратай — так в старину называли пахарей. Микула Селянинович олицетворяет крестьянскую силу — силу русского народа. О нём сложено много сказаний.
В одной из былин он просит великана Святогора поднять упавшую на землю сумку. Когда тот не справился с заданием, Микула Селянинович поднимает сумку одной рукой и объясняет, что в ней находится «вся тягость земная» и поднять её под силу только мирному, трудолюбивому пахарю.
Во всех былинных сказаниях это умный, неимоверно сильный, но не использующий свою силу во зло человек. Именно на нём, а не на воинах, держится Русь-матушка.
Народная любовь к богатырю-пахарю проглядывает даже в описании внешности Микулы:
А у оратая кудри качаются,
Что не скачен ли жемчуг рассыпаются.
У оратая глаза да ясна сокола,
А брови у него да черна соболя.
Так же поэтично и подробно описывается нарядная одежда, в которой вышел богатырь в поле: сафьяновые сапожки, шляпа пуховая, бархатный кафтанчик. Для Микулы Селяниновича любимая работа — праздник.
Все былины складывались простым трудовым народом. И, конечно, через былинные песни сказителям очень хотелось показать не только ратные подвиги богатырей, но и красоту, величие человека, который занимается повседневным крестьянским трудом.
Сравнительная характеристика Вольги и Микулы Селяниновича.
В былине о князе Вольге Всеславьевиче и пахаре Ми- куле Селяниновиче сравниваются и сопоставляются эти два богатыря. В ком же из них больше достоинств?
Князь Вольга получил от своего дяди, великого князя Владимира, три города и отправился туда со своей храброй дружиной, чтобы получить дань. Выехали они в чисто поле и услыхали песню оратая за работой на пашне:
Сошка у оратая поскрипывает,
Омешики по камешкам почирикивают.
Больше двух дней добирался Вольга до Микулы после того, как услышал его голос и скрип сохи — вот каким могучим богатырём был этот оратай!
Но это преувеличение использовано в былине не только для того, чтобы показать богатырскую силу пахаря. Гипербола подчёркивает, каких колоссальных усилий требует от человека его главный труд — обработка земли. И, конечно же, этим средством выражается гордость за могучих в работе землепашцев.
Целое войско Вольги пытается вытащить из земли соху, с которой легко управляется Микула Селянинович. Когда Вольга и Микула соревнуются в силе, землепашец побеждает всю княжескую дружину. Уважением к Микуле проникается князь Вольга. Он удивлённо спрашивает: «Кто же ты?» Микула отвечает, что он обычный крестьянин, пахарь, который кормит хлебом всю матушку Русь.
Былинный князь Вольга тоже не прост: он и силён, и умён, и славен. К тому же обладает волшебной мудростью, колдовской силой — может обращаться в птиц, рыб, зверей. А обернувшись птицей или зверем, Вольга не теряет свою необыкновенную богатырскую силу.
О Вольге былины рассказывают три интересные истории: о чудесном рождении этого богатыря, о его походе в Индейское царство (в Турец-землю) и о его встрече с пахарем Микулой Селяниновичем, превзошедшим его в «хитростях-мудростях».
Если сравнивать этих двух былинных богатырей, то мы видим, что Вольга во всём проигрывает. Даже конь Вольги уступает в быстроте кобыле Микулы. Сила всей княжеской «дружинушки хороброй» ничтожна в сравнении с силой Микулы Селяниновича. В былине князь Вольга признаёт превосходство Микулы и приглашает его в товарищи.
Описание в былинах внешнего облика, одежды и работы Микулы Селяниновича.
С большой любовью и восхищением изображён Микула Селянинович во всех известных былинах о нём. Интересно использованы средства художественной выразительности и в портрете, и в описании одежды этого богатыря.
Красив богатырь-землепашец: кудри у него жемчужные, глаза ясные, брови густые и чёрные:
А у оратая кудри качаются,
Что не скачен ли жемчуг рассыпаются.
У оратая глаза да ясна сокола,
А брови у него да черна соболя.
Скачен жемчуг — значит, отборный жемчуг, круглый, ровный. Любуется Микулой Селяниновичем народный сказитель — много ярких и красивых эпитетов и сравнений для этого нашёл!
Подробно, в деталях описывается одежда могучего пахаря. Сапожки у Микулы сшиты из сафьяна — из мягкой эластичной козлиной кожи: у оратая сапожки зелен сафьян, шилом пяты, носы востры, около носа хоть яйцо прокати, под пяту воробей пролетит. Каблуки (пяты) сапожек сравниваются с шилом — они тонкие и острые, как шило. Если под его пяту воробей пролетит, значит, его каблуки не только тонкие, но и очень высокие. А носы у сапожек такие ровные и гладкие, что можно яйцо прокатить. Вот каким нарядным мы видим вышедшего в поле оратая — он оделся как на праздник! А всё потому, что древний сказитель умело подобрал много замечательных эпитетов и сравнений.
В былине дано описание работы оратая в поле.
Как орёт в поле оратай — посвистывает,
А бороздочки он да помётывает,
А пенья-коренья вывёртывает,
А болъшие-то каменья в борозду валит.
Мы находим подробное описание каждой детали:
Сошка у оратая кленовая,
Омешики на сошке булатные,
Присошечек у сошки серебряный,
А рогачик то у сошки красна золота.
Если современный человек захочет разобраться в этих подробностях, получится вполне определённая картина: на кленовой сохе пахаря есть металлические наконечники (омешики), которые сделаны из самого крепкого металла — из булата; при сохе есть серебряный присошечек — лопатка для отворота земли, а сама рукоятка у сохи (рогачик) сделана из золота. Какое яркое описание получается!
И, конечно же, почти в каждом предложении встречаются постоянные эпитеты: чистое поле, синие моря, тёмные леса, ракитовый куст, дружинушка хоробрая. С их помощью можно ёмко и кратко показать и охарактеризовать всё что угодно. Например, когда мы встречаем сочетание добрый конь, сразу понимаем, что конь у богатыря Микулы — очень сильное, умное, выносливое и преданное животное.
У оратая кобыла соловая,
Гужики у неё да шелковые.
Соловая кобыла — это лошадь светло-коричневой масти, хвост и грива у которой белого цвета. Микула на своей кобыле «пенья-коренья вывёртывает», а большие каменья не объезжает стороной, как это обычно делают крестьяне, а валит их в борозду вместе со вспаханной землёй, словно и не замечает их. Красиво работает оратай — любуется его трудом былинный рассказчик. Все художественные средства выразительности в былине подчёркивают его любовь и уважение к могучему былинному богатырю.
Вольга и Микула Селянинович
Микула Селянинович — один из самых популярных былинных героев, это не просто богатырь, а богатырь-пахарь, любимый «сырою землею». Былина начинается с рассказа о жизни княжеского сына Вольги Святославовича.
Жил Святослав девяносто лет,
Жил Святослав да переставился.
Оставалось от него чадо милое,
Молодой Вольга Святославович.
Стал Вольга ростеть-матереть,
Похотелося Вольге да много мудростей: Щукой-рыбою ходить Вольге во синих морях,
Птицей-соколом летать Вольге под оболоки, Волком и рыскать во чистых полях.
И вот подросший Вольга собирает «дружинушку хоробрую»:
Тридцать молодцев без единого,
Сам еще Вольга во тридцатыих.
Далее в былине рассказывается о дяде Вольги, «славном князе Владимире стольно-киевском», который «жаловал» племянника тремя городами:
Первыим городом Гурчовцом,
Другим городом Ореховцем,
Третьим городом Крестьяновцем.
Однажды молодой Вольга отправился с дружиной в свои города «за получкою», то есть за данью. Выехав в поле, Вольга услышал, как в поле трудится пахарь (ратой):
Выехал Вольга во чисто поле,
Он услышал во чистом поли ратоя.
А орет в поли ратой, понукивает,
А у ратоя-то сошка поскрипывает,
Да по камешкам омешики прочиркивает.
Вольга захотел увидеть пахаря, но он еще не знал, как далеко тот находится:
Ехал Вольга он до ратоя,
День с утра ехал до вечера,
Да не мог ратоя в поле наехати…
Лишь к середине следующего дня Вольга достиг работающего в поле пахаря, который
…С края в край бороздки пометываёт,
В край он уедет — другого невидать.
То коренья-каменья вывертываёт,
Да великия он каменья вся в борозду валит.
При этом Вольга видит, что и лошадь и снаряжение у пахаря весьма скромное: «кобылка соловенька», «сошка кленовая».
Поприветствовав друг друга, Вольга и пахарь начинают разговор. Пахарь спрашивает:
Ай далече ль, Вольга, едешь, куда путь держишь со своею со дружинушкой хороброю?
Вольга раскрывает пахарю цель своей поездки. Узнав, в какие города направляется князь с дружиной, пахарь начинает жаловаться:
— Ай же Вольга Святославгович!
Да недавно был я в городе, третьего дни,
На своей кобылке соловою,
А привез оттуль соли я два меха,
Два меха-то соли привез по сороку пуд,
А живут мужики там разбойники,
Они просят грошев подорожныих.
А я был с шалыгой подорожною,
А платил им гроши я подорожный:
А кой стоя стоит, тот и сидя сидит,
А кой сидя сидит, тот и лежа лежит.
Вольга предлагает пахарю поехать вместе с ним «к городам за получкою». Пахарь соглашается, но в начале пути вдруг спохватывается, что его соху, оставленную в поле, могут украсть, и обращается к Вольге с просьбой:
— Ай же Вольга Святославович!
А оставил я сошку в бороздочке,
Да не гля-ради прохожаго-проезжего,
Ради мужика-деревенщины:
Они сошку с земельки повыдернут,
Из омешиков земельку повытряхнут,
Из сошки омешики повыколнут,
Мне нечем будет молодцу крестьяновати.
А пошли ты дружинушку хоробрую,
Чтобы сошку с земельки повыдернули,
Из омешиков земельку повытряхнули, Бросили бы сошку за ракитов куст.
Вольга посылает в поле нескольких «молодцев» из своей дружины, чтобы они спрятали соху — орудие труда пахаря — от других мужиков.
Едут туды два да три добрых молодца
Ко этой ко сошки кленовоей;
Они сошку за обжи кругом вертят,
А им сошки от земли поднять нельзя,
Да не могут они сошку с земельки повыдернути,
Из омешиков земельки повытряхнуть,
Бросити сошки за ракитов куст.
Вольга посылает в поле десятерых «молодцев», но и те не могут справиться с «сошкой» пахаря. Тогда Вольга посылает всю свою «дружинушку хоробрую».
Тридцать молодцов да без единаго.
А подъехали ко сошке кленовенькой,
Брали сошку за обжи, кружком вертят,
Сошки от земельки поднять нельзя,
Не могут они сошки с земельки повыдернути,
Из омешиков земельки повытряхнути,
Бросити сошки за ракитов куст.
И сказал Микула князю:
— Ай же Вольга Святославгович!
То не мудрая дружинушка хоробрая твоя,
А не могут оны сошки с земельки повыдернуть,
Из омешиков земельки повытряхнуть,
Бросити сошки за ракитов куст.
Не дружинушка тут есть хоробрая,
Столько одна есть хлебоясть.
С этими словами пахарь
…Подъехал на кобылке соловенькой
А ко этой ко сошке кленовенькой,
Брал эту сошку одной ручкой,
Сошку с земельки повыдернул,
Из омешиков земельку повытряхнул,
Бросил сошку за ракитов куст.
Здесь не может не прийти мысль о лукавстве пахаря, ведь зная о своей силе, он мог не беспокоиться, что мужики украдут его соху с поля. Таким образом еще раз показывается превосходство героя былины над целой дружиной, состоящей из двадцати девяти крепких «молодцев».
Они сели на добрых коней, поехали Да по славному раздолью чисту полю.
А у ратоя кобылка, она рысью идёт,
А Вольгин-тот конь да поскакивает;
А у ратоя кобылка грудью пошла,
Так Вольгин-тот конь оставается.
То есть, когда лошадь пахаря бежит неспешной рысцой, конь Вольги скачет во всю мощь, а если лошадь оратая начинает скакать быстрее, то Вольга и вовсе отстает.
Стал Вольга покрикивати,
Стал колпаком Вольга помахивати,
Говорил Вольга таковы слова:
— Стой-ко, постой, да оратаюшко! —
Говорил Вольга таковы слова:
— Ай же оратай-оратаюшко,
Эта кобылка конем бы была,
За эту кобылку пятьсот бы дали.
Однако пахарь отвечает, что если бы его лошадь была конем, то «этой бы кобылке и сметы нет». Восхищенный всем увиденным, Вольга обращается к пахарю:
— Ай же ты, оратай-оратаюшко!
Как-то тебя да именём зовут,
Как величают по отечеству? —
Говорил оратай таковы слова:
— Ай же Вольга ты Святославович!
Ржи напашу, в скирды складу,
В скирды складу да домой выволочу,
Домой выволочу, дома вымолочу.
Драни надеру да то я пива наварю,
Пива наварю, мужичков напою,
Станут мужички меня покликивати:
— Ай ты молодой Микулушка Селянинович!
***
Здесь, как и в былине «Святогор-богатырь», имя удивительно сильного пахаря Микулы остается неизвестным до конца произведения, что еще раз подчеркивает скромность богатыря-землепашца.
У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений Сохранить сочинение:
Микула Селянинович – крестьянин, былинный герой. Он здоров, могуч, обладает богатырской силой. Нелегок его труд:
Как орет в поле оратай, посвистывает,
А бороздочки он да пометывает,
А пенья-коренья вывертывает,
А большие-то каменья в борозду валит.
И горе и радость дарила земля крестьянам. С одной стороны, это тяжелая, ежедневная, кропотливая работа, однако нет большего счастья для крестьянина, чем видеть, как всходит посев, наливаются золотистые колосья, поспевают плоды. Именно земля дает силу людям, заботящимся о ней. Вот почему Микула Селянинович так крепок и здоров – даже соху его не смогли оторвать от земли десять дружинников Вольги Святоставовича.
Не прост крестьянин-богатырь, хотя и кажется бесхитростным. Он не дает в обиду ни себя, ни родную землю. Когда мужики-разбойники хотели обмануть Микулу Селяниновича в городе и отобрать у него деньги, он достойно ответил им:
Положил тут их я ведь до тысячи:
Который стоя стоит, тот сидя сидит,
Который сидя сидит, тот лежа лежит.
В образе Микулы Селяниновича также проявляется хозяйственность и бережливое отношение к своему имуществу. Вспомнив по дороге в город об оставленной на поле сохе, он решает вернуться:
– Я оставил сошку во бороздочке
Не для-ради прохожего-проезжего … .
Любя и умея работать, крестьянин-труженик на славу и отдыхает. Щедрый и добросердечный хозяин, Микула Селянинович с радостью угощает друзей и гостей:
Я как ржи-то напашу да во скирды сложу,
Я во скирды сложу да домой выволочу,
Домой выволочу да дома вымолочу,
А я пива наварю да мужичков напою,
А тут станут мужички меня похваливати:
“Молодой Микула Селянинович!”
В устном поэтическом творчестве выражаются представления народа о нравственных ценностях, о личности, об обществе. Мы находим в фольклорных произведениях осуждение пьянства, лени, и, наоборот, воспевание любви ктруду. Недаром все герои былин, песен и сказок про богатырей — выходцы из народа, крестьяне, которые с детства знают, что человек без работы не может вырасти здоровым, сильным и духом и телом. Микула из былины «Вольга и Микула Селянинович» — простой мужик, оратай:
* Как орет в поле оратай, посвистывает.
* Сошка у оратая поскрипывает,
* Омешики по камешкам почиркивают…
В былине дается подробное описание внешности и одежды Микулы. И мы легко можем представить себе этого удалого молодца, пышущего здоровьем и силой, красивого и веселого. Одежда у него хорошая, и «шляпа пуховая», и «кафтанчик у него черна бархата». Ведь Микула занимается честным трудом и может позволить себе добротное убранство:
* У оратая сапожки из зелена сафьяна — Шилом пяты, носы остры…
Сам себе Микула хозяин, ведь ремесло ему помогает и прокормиться, и одеться. А еще помогает сохранить его богатырскую силу (он зараз может положить до тысячи мужиков). С легкостью помахивает он своей сошкой кленовой, но когда «пять молодцевда ведь могучих» пытаются выдернуть ее из земли, то у них ничего не получается. А вот Микула Селянинович
* На своей на кобыле соловенькой
* Приехал ко сошке кленовенькой,
* Он брал-то ведь сошку одной рукой,
* Сошку из земли он повыдернул.
Любят его простые мужики за его труд, умелость. Микула рассказывает, как собирает он рожь, дома вымолачивает, пиво варит и мужиков угощает, а они его похваливают. Устное народное творчество — это кладезь мудрости, и мы много полезного можем почерпнуть из него.
Ответ оставил Гость
Микула Селянинович — простой русский пахарь, обладатель недюжинной силы, смелости, народной воли.
Описание былинного героя.
Микула не только трудолюбив, но и настоящий помощник князя.
Заключение
Микула Селянинович как олицетворение народного духа, отношения простых людей к труду на матери-земле.
Издавна былины — традиционно любимый народный жанр. Именно вбылинах славятся подвиги русских богатырей, рассказывается о настоящихнародных героях.
Олицетворением недюжинной силы, смелости, народной волиявляется герой былины про князя Вольгу — Микула Селянинович, простойрусский оратай (пахарь), который весь день обрабатывает роднуюматушку-землю. Внешность героя примечательная:
А у оратая кудри качаются,
Что не скачен ли жемчуг рассыпаются;
У оратая глаза да ясна сокола,
А брови у него да черна соболя.
Данные сравнения делают образ оратая более выразительным. Для Микулы пахота — важное событие, поэтому
У оратая сапожки зелен сафьян:
Вот шилом пяты, носы востры….
У оратая шляпа пуховая,
А кафтанчик у него черна бархата.
В Древней Руси работа воспринималась как праздник, поэтомунарядная одежда пахаря говорит об особом отношении героя к своему труду.Микула обладает типичными чертами былинного героя: необыкновеннойсилой, ловкостью, поэтому Вольга со своей дружиной три дня не могдоскакать до пахаря, хотя слышал, как тот работал сохой. При описаниисвоего любимца народ использует множество гипербол: «положил тут их яведь до тысячи», «а пенье-коренья вывертывает, а большие-то каменья вборозду валит». Никогда не расстается пахарь со своей кобылой, которую«купил… жеребеночком», вырастил, постоянно ухаживает за ней:
У оратая кобыла соловая,
Гужики у нее да шелковые…
Отличительной чертой Микулы как былинного героя является егопринадлежность к сельским жителям, недаром мужики называют егоСелянинович.
Русский мужик не только трудолюбив, но и настоящий помощниккнязя: Микула отправляется вместе с князем Воль- гою и его дружиной «кгородам да за получкою».
Трудна жизнь Микулы Селяниновича, но с Божьей помощьюкрестьянствует пахарь и поэтому он — олицетворение народного духа,отношения простых людей к труду на матери- земле.ам себе Микула хозяин, ведь ремесло ему помогает и прокормиться, иодеться. А еще помогает сохранить его богатырскую силу (он зараз можетположить до тысячи мужиков). С легкостью помахивает он своей сошкойкленовой, но когда «пять молодцевда ведь могучих» пытаются выдернуть ееиз земли, то у них ничего не получается. А вот Микула Селянинович На своей на кобыле соловенькой Приехал ко сошке кленовенькой, Он брал-то ведь сошку одной рукой, Сошку из земли он повыдернул.
План
Введение
Почитание народом защитников русской земли.
Основная часть
В былине Микула — чудесный пахарь, сошку которого не может сдвинуть с места вся дружина князя Вольги.
Микула в своём роскошном наряде представляется настоящим царевичем. Микула Селянинович обладает чувством собственного достоинства.
Заключение
Микула Селянинович — герой русских былин, богатырь, легендарный пахарь, олицетворяющий силу русского народа.
В древние времена народ почитал защитников русской земли и посвящал им свои устные сказания. Героями русских былин стали богатыри, обладающие огромной физической силой, способные противостоять любому врагу. Учёные-фоль- клористы различают два поколения богатырей в зависимости от времени появления былин с их участием. Различают старших и младших богатырей. К поколению старших богатырей относят героя известной русской былины Микула Селяниновича.
Микула — простой оратай, пахарь. В былине Микула — чудесный пахарь, сошку которого не может сдвинуть с места вся дружина князя Вольги. Чудесный пахарь обладает необыкновенной, неподдающейся человеческому пониманию силой. Микула олицетворяет в былине героя-крстьянина. Для него труд землепашца — настоящий праздник и поэтому:
… у оратая кудри качаются,
Что не скачен ли жемчуг рассыпаются;
У оратая глаза да ясна сокола,
А брови у него да черна соболя.
У оратая сапожки зелен сафьян:
Вот шилом пяты, носы востры,
Вот под пяту-пяту воробей пролетит,
Около носа хоть яйцо прокати.
У оратая шляпа пуховая,
А кафтанчик у него черна бархата.
Микула в своём роскошном наряде представляется настоящим царевичем, а не мужиком-пахарем. Именно таким в Древней Руси было отношение людей к труду землепашца. Само имя Микула заимствовано у святого Николая, но под ним скрывается древнее божество грома и молнии. Микуле Селяниновичу также присущи черты громовержца: он способен наказать разбойников и помочь в добром деле, он справедлив, но больше всего на свете он ценит свой труд, поэтому всё делает с божьей помощью. Микула Селянинович обладает чувством собственного достоинства, поэтому он не преклоняется, не раболепствует перед князем, а разговаривает с ним на равных. Именно за это Вольга ценит хлебопашца:
— Божья помочь тебе, оратай-оратаюшко!
Орать, да пахать, да крестьяновати,
А бороздки тебе да пометывати,
А пенья-коренья вывертывати,
А большие-то каменья в борозду валить!
По моему мнению, Микула Селянинович — герой русских былин, богатырь, легендарный пахарь, олицетворяющий крестьянскую силу, силу русского народа.
Доклад 7 класс.
Микула Селянинович — персонаж русских былин, богатырь, легендарный пахарь. Он олицетворяет крестьянскую силу, силу русского народа. Микула Селянинович встречается в двух былинах: о Вольге и Святогоре. В былине о Свя- тогоре он является носителем чудесной сумочки, в которой заключается тяга земная; в былине о Вольге он — чудесный пахарь, сошку которого не может сдвинуть с места вся дружина Вольги. У Микулы Селяниновича, согласно фольклору, было три дочери: Василиса, Марья и Настасья. Первая и последняя (жены Ставра и Добрыни Никитича) также являются центральными героинями былин.
Согласно одной из былин, он просит великана Святогора поднять упавшую на землю сумку. Тот не справляется с заданием. Тогда Микула Селянинович поднимает сумку одной рукой, сообщая, что в ней находится «вся тягость земная», которая под силу только мирному, трудолюбивому пахарю.
Интересно проследить возникновение образа Микулы Селяниновича в народном сознании. Народ представлял себе полет гуч паханием на небе — молния рассекает небо так, как плуг землю, то есть труд землепашца Микулы сравнивается с работой определенной божественной силы. Само имя Микула заимствовано у святого Николая, но под ним скрывается древнее божество грома и молнии. Микула Селянинович (каким он предстает в былинах) сильно напоминает собою германского бога Тора, который тоже является покровителем земледельцев. Страшная сила Микулы, сопоставление со Святогором и другие черты, которыми он наделен, показывают, что тип его, как и тип Святогора, сложился под влиянием образа какого-нибудь титанического существа, бывшего, вероятно, олицетворением земли или бога — покровителя земледелия. На это указывает особенно сумочка с тягой земли, с которой изображается Микула и которая, очевидно, есть не что иное, как образ земли. Но сам он уже представляет не землю как стихию, а идею оседлой земледельческой жизни, в которой он и предтавляет свою силу и значение.
Толкование образа Микулы в науке очень различно. Известный русский ученый Буслаев, занимавшийся изучением русского фольклора, считал, что Микула — представитель оседлой, земледельческой жизни, и в основе его образа лежит представление о титаническом существе: божестве земли или земледелия. Другой ученый-фольклорист Орест Миллер видит в Микуле грозовое божество и сопоставляет его со скандинавским богом Тором, который является покровителем земледелия. Кобыла Микулы по Оресту Миллеру — туча. Еще один русский ученый Владимиров сомневается в существовании в образе Микулы каких-нибудь заимствованных черт и считает его поэтической идеализацией паханья, полагая, что в основе былины о Микуле Селяниновиче лежит земледельческий миф о том, что труд пахаря является трудом человека-кормильца, наиболее близкого к земле, к природным корням.
В самой известной из дошедших до нас былин «Вольга и Микула Селянинович» Микула в своем роскошном наряде представляется не мужиком-пахарем, а скорее каким-нибудь царевичем или боярином, взявшимся для виду за соху и разыгрывающим из себя земледельца. Узнав от Вольги, что он едет за данью, Микула говорит, что и сам недавно столкнулся с мужикам и-ореховцами, когда ездил за солью, и называет их разбойниками. В других вариантах очень кратко говорится о помощи, оказанной Микулой Вольге при получении дани с непокорных горожан, которые хотели погубить дружину Вольги, подпилив мосты через реку Волхов. Больших результатов в науке достигло изучение бытовой стороны былины, обнаружившее ее северно-русское (вероятно, новгородское) происхождение. К бытовым чертам относятся: 1) картина северной пахоты в губерниях Новгородской, Псковской, Олонецкой и других, где пашни иногда сплошь усеяны валунами, то мелкими, о которые постоянно почеркивают омешики сохи, то крупными, которые приходится огибать при паханье (сравните описание пахоты Микулы Селяниновича); 2) употребление сохи, а не плуга;
3) сеянье ржи, а не пшеницы; 4) езда Микулы Селяниновича за солью, объясняемая новгородскими бытовыми условиями;
5) столкновение его с ореховцами иногда из-за соли: Орехо- вец— древнее название нынешнего Шлиссельбурга на Неве, где новгородцам приходилось покупать привозную соль;
6) упоминание реки Волхов в одном варианте былины; 7) наконец, личность Микулы Селяниновича известна исключительно в олонецком былинном репертуаре, и нет ни одной былины о нем, записанной в других частях России. Изучение словарного состава былины показывает, что читаемый нами вариант фольклорного произведения появился не так давно, примерно в XV веке. Об этом ученые узнали, исходя из анализа такого эпизода: Микула покупает соль на серебряные гроши, а именно в XV веке у новгородцев на место старой денежной системы пошли в ход иноземные деньги: артиги, лобки и гроши литовские. Вопросы по докладу:
1) Кем предстает в былинах Микула Селянинович?
2) Какие былинные сюжеты о Микуле Селяниновиче дошли до нас? Перескажи один из сюжетов.
3) С какими образами связывался в народном сознании образ Микулы?
4) Почему ученые-фольклористы считают, что былина «Вольга и Микула Селянинович» появилась на севере России, скорее всего в Новгороде?
5) Когда появился дошедший до нас вариант былины «Вольга и Микула Селянинович»? Свою точку зрения поясни.
В устном поэтическом творчестве выражаются представления народа о нравственных ценностях, о личности, об обществе. Мы находим в фольклорных произведениях осуждение пьянства, лени, и, наоборот, воспевание любви ктруду. Недаром все герои былин, песен и сказок про богатырей — выходцы из народа, крестьяне, которые с детства знают, что человек без работы не может вырасти здоровым, сильным и духом и телом. Микула из былины «Вольга и Микула Селянинович» — простой мужик, оратай:
* Как орет в поле оратай, посвистывает.
* Сошка у оратая поскрипывает,
* Омешики по камешкам почиркивают…
В былине дается подробное описание внешности и одежды Микулы. И мы легко можем представить себе этого удалого молодца, пышущего здоровьем и силой, красивого и веселого. Одежда у него хорошая, и «шляпа пуховая», и «кафтанчик у него черна бархата». Ведь Микула занимается честным трудом и может позволить себе добротное убранство:
* У оратая сапожки из зелена сафьяна — Шилом пяты, носы остры…
Сам себе Микула хозяин, ведь ремесло ему помогает и прокормиться, и одеться. А еще помогает сохранить его богатырскую силу (он зараз может положить до тысячи мужиков). С легкостью помахивает он своей сошкой кленовой, но когда «пять молодцевда ведь могучих» пытаются выдернуть ее из земли, то у них ничего не получается. А вот Микула Селянинович
* На своей на кобыле соловенькой
* Приехал ко сошке кленовенькой,
* Он брал-то ведь сошку одной рукой,
* Сошку из земли он повыдернул.
Любят его простые мужики за его труд, умелость. Микула рассказывает, как собирает он рожь, дома вымолачивает, пиво варит и мужиков угощает, а они его похваливают. Устное народное творчество — это кладезь мудрости, и мы много полезного можем почерпнуть из него.
.
Ответ оставил Гость
Микула Селянинович — крестьянин, былинный герой. Он здоров, могуч, обладает богатырской силой. Нелегок его труд:
Как орет в поле оратай, посвистывает,
А бороздочки он да пометывает,
А пенья-коренья вывертывает,
А большие-то каменья в борозду валит.
И горе и радость дарила земля крестьянам. С одной стороны, это тяжелая, ежедневная, кропотливая работа, однако нет большего счастья для крестьянина, чем видеть, как всходит посев, наливаются золотистые колосья, поспевают плоды. Именно земля дает силу людям, заботящимся о ней. Вот почему Микула Селянинович так крепок и здоров — даже соху его не смогли оторвать от земли десять дружинников Вольги Святоставовича.
Не прост крестьянин-богатырь, хотя и кажется бесхитростным. Он не дает в обиду ни себя, ни родную землю. Когда мужики-разбойники хотели обмануть Микулу Селяниновича в городе и отобрать у него деньги, он достойно ответил им:
Положил тут их я ведь до тысячи:
Который стоя стоит, тот сидя сидит,
Который сидя сидит, тот лежа лежит.
В образе Микулы Селяниновича также проявляется хозяйственность и бережливое отношение к своему имуществу. Вспомнив по дороге в город об оставленной на поле сохе, он решает вернуться:
— Я оставил сошку во бороздочке
Не для-ради прохожего-проезжего.. .
Любя и умея работать, крестьянин-труженик на славу и отдыхает. Щедрый и добросердечный хозяин, Микула Селянинович с радостью угощает друзей и гостей:
Я как ржи-то напашу да во скирды сложу,
Я во скирды сложу да домой выволочу,
Домой выволочу да дома вымолочу,
А я пива наварю да мужичков напою,
А тут станут мужички меня похваливати:
«Молодой Микула Селянинович!»
Былина «Вольга и Микула Селянинович» рисует образ богатыря, чем-то похожий, а чем-то не похожий на традиционный.
В народных былинах положительный герой — это всегда боец и работник, сильный духом и телом. Микула Селянинович именно такой — он крепкий, веселый и красивый. Это воплощение настоящего хозяина в народном понимании. А весь образ богатыря описывается в свойственной былинам манере — с преувеличениями, со множеством эпитетов и повторов. Одежда и орудия труда пахаря описаны с любовью и восторгом. Соха отделана золотом и серебром, а сам Микула трудится на поле в сафьяновых сапогах и бархатном кафтане.
Пахарь Микула Селянинович в какой-то степени противопоставляется в былине князю Вольге Святославичу. Молодой князь, отправившись с дружиной за данью в русские города, встречает в поле Микулу. Сила и возможности главного героя в былине преувеличены многократно — два дня дружина слышала только посвистывание пахаря и скрип его сохи. И лишь на третьи сутки князю и дружине удалось проехать через вспаханное Микулой поле и встретить его самого.
Вольга поражен силой пахаря и предлагает ему отправиться с ним. У Микулы все лучше, чем у Вольги. Чтобы это подчеркнуть, используется гипербола: лошадь оратая ступью пошла, а у Вольги — поскакивает. А лошадь, которую князь хотел выкупить за 500 рублей, стоила столько жеребенком.
Затем Микула вспоминает, что он оставил свое орудие труда в поле. Пахарь предлагает Вольге достать ее из земли и бросить за ракитовый куст, чтобы она не досталась чужому. Князь посылает выполнить задание сначала пятерых человек, следом десятерых, а потом и всю дружину. Но никто не может справиться с кленовой сохой богатыря.
Это центральный момент в былине — недюжинная сила позволила богатырю одной рукой выдернуть кленовую сошку из земли там, где 30 человек не справились.
Когда же князь интересуется: «Как его зовут?», богатырь рассказывает, что зовут его Микула Селянинович — так называют его уважительно крестьяне, когда он устраивает пиры для них.
Микула — воплощение народного героя, который уважает и любит родную землю. Крестьянин-труженик всегда сможет защитить Родину, и былина подчеркивает, что, когда есть такие богатыри, русским людям можно ничего не опасаться.
План
Введение
Былина — традиционно любимый народный жанр.
Основная часть
Микула Селянинович — простой русский пахарь, обладатель недюжинной силы, смелости, народной воли.
Описание былинного героя.
Микула не только трудолюбив, но и настоящий помощник князя.
Заключение
Микула Селянинович как олицетворение народного духа, отношения простых людей к труду на матери-земле.
Издавна былины — традиционно любимый народный жанр. Именно в былинах славятся подвиги русских богатырей, рассказывается о настоящих народных героях.
Олицетворением недюжинной силы, смелости, народной воли является герой былины про князя Вольгу — Микула Селянинович, простой русский оратай (пахарь), который весь день обрабатывает родную матушку-землю. Внешность героя примечательная:
А у оратая кудри качаются,
Что не скачен ли жемчуг рассыпаются;
У оратая глаза да ясна сокола,
А брови у него да черна соболя.
Данные сравнения делают образ оратая более выразительным. Для Микулы пахота — важное событие, поэтому
У оратая сапожки зелен сафьян:
Вот шилом пяты, носы востры….
У оратая шляпа пуховая,
А кафтанчик у него черна бархата.
В Древней Руси работа воспринималась как праздник, поэтому нарядная одежда пахаря говорит об особом отношении героя к своему труду. Микула обладает типичными чертами былинного героя: необыкновенной силой, ловкостью, поэтому Вольга со своей дружиной три дня не мог доскакать до пахаря, хотя слышал, как тот работал сохой. При описании своего любимца народ использует множество гипербол: «положил тут их я ведь до тысячи», «а пенье-коренья вывертывает, а большие-то каменья в борозду валит». Никогда не расстается пахарь со своей кобылой, которую «купил… жеребеночком», вырастил, постоянно ухаживает за ней:
У оратая кобыла соловая,
Гужики у нее да шелковые…
Отличительной чертой Микулы как былинного героя является его принадлежность к сельским жителям, недаром мужики называют его Селянинович.
Русский мужик не только трудолюбив, но и настоящий помощник князя: Микула отправляется вместе с князем Воль- гою и его дружиной «к городам да за получкою».
Трудна жизнь Микулы Селяниновича, но с Божьей помощью крестьянствует пахарь и поэтому он — олицетворение народного духа, отношения простых людей к труду на матери- земле.
Похожие сочинения
Пословицы и поговорки — древнейшее народное творчество
Для Родины своей пи сил, пи жизни не жалей.
Шила в мешке не утаишь.
Народная мудрость
Многообразно и неисчерпаемо устное народное творчество, приобщающее современного человека к миру художественного мышления, общественного сознания людей…смотреть целиком
Следы древнейшей народной лирики и драмы
Из всех видов народной поэзии, преломившихся в жонглерском творчестве, лучше всего сохранился героический эпос. От других жанров до нас дошли только небольшие обрывки. Все же, сопоставив их с намеками, которые мы встречаем в документах эпохи, можно приблизительно…смотреть целиком
Частушки, нескладухи и небылицы
Частушки появились в народе во второй половине XIX столетия. Это песенки повышенного общественного звучания. Они все обращены к людскому суду, людской совести. Частушка делает достоянием гласности всякую новизну.
Было время, когда распространение…смотреть целиком
Отражение общенародных представлений о героизме и народных героях в русских былинах
Русские былины являются замечательным образцом устного народного творчества. В них отразилось не только общенародное понимание доброты, справедливости, чести, но и представления Русских людей о героизме и народных героях.
Илья Муромец — главный герой…смотреть целиком
Молодежный сленг и городской фольклор Новое!
Сленг – это универсалия. Многие черты роднят русский молодежный сленг
со всяким арго. Это, «во-первых, его депрециативность: он весьма
критически, иронически относится ко всему, что связано с давлением
государственной машины. Здесь ощущается резко…смотреть целиком
Древнерусский эпос: былина-песнь «Лодка»
Действие драмы происходит на раздолье Волги, по которому гуляют лихие разбойники под водительством своего Атамана. Все участники представления выходят с пением какой-нибудь песни. Чаще всего они поют: «Ты дозволь, дозволь, хозяин, В нову горенку войти!
Припев:…смотреть целиком
Исторические песни как жанр устного народного творчества
Всем известна покоряющая сила русских народных песен. Они обладают свойством не только проникать глубоко в душу, но и вызывать сопереживание.
Этот чудесный жанр фольклора стал неотъемлемой частью нашей жизни, он подтвердил свое право на существование,…смотреть целиком
Былины обычно воспевают воинские подвиги богатырей. Микула Селянинович — особый былинный герой. Это легендарный пахарь, земледелец. Прозвище Селянинович образовано от существительного село. Оно указывает на то, что Микула — сельский житель. Он оратай — так в старину называли пахарей. Микула Селянинович олицетворяет крестьянскую силу — силу русского народа. О нём сложено много сказаний.
В одной из былин он просит великана Святогора поднять упавшую на землю сумку. Когда тот не справился с заданием, Микула Селянинович поднимает сумку одной рукой и объясняет, что в ней находится «вся тягость земная» и поднять её под силу только мирному, трудолюбивому пахарю.
Во всех былинных сказаниях это умный, неимоверно сильный, но не использующий свою силу во зло человек. Именно на нём, а не на воинах, держится Русь-матушка.
Народная любовь к богатырю-пахарю проглядывает даже в описании внешности Микулы:
А у оратая кудри качаются,
Что не скачен ли жемчуг рассыпаются.
У оратая глаза да ясна сокола,
А брови у него да черна соболя.
Так же поэтично и подробно описывается нарядная одежда, в которой вышел богатырь в поле: сафьяновые сапожки, шляпа пуховая, бархатный кафтанчик. Для Микулы Селяниновича любимая работа — праздник.
Все былины складывались простым трудовым народом. И, конечно, через былинные песни сказителям очень хотелось показать не только ратные подвиги богатырей, но и красоту, величие человека, который занимается повседневным крестьянским трудом.
Сравнительная характеристика Вольги и Микулы Селяниновича.
В былине о князе Вольге Всеславьевиче и пахаре Ми- куле Селяниновиче сравниваются и сопоставляются эти два богатыря. В ком же из них больше достоинств?
Князь Вольга получил от своего дяди, великого князя Владимира, три города и отправился туда со своей храброй дружиной, чтобы получить дань. Выехали они в чисто поле и услыхали песню оратая за работой на пашне:
Сошка у оратая поскрипывает,
Омешики по камешкам почирикивают.
Больше двух дней добирался Вольга до Микулы после того, как услышал его голос и скрип сохи — вот каким могучим богатырём был этот оратай!
Но это преувеличение использовано в былине не только для того, чтобы показать богатырскую силу пахаря. Гипербола подчёркивает, каких колоссальных усилий требует от человека его главный труд — обработка земли. И, конечно же, этим средством выражается гордость за могучих в работе землепашцев.
Целое войско Вольги пытается вытащить из земли соху, с которой легко управляется Микула Селянинович. Когда Вольга и Микула соревнуются в силе, землепашец побеждает всю княжескую дружину. Уважением к Микуле проникается князь Вольга. Он удивлённо спрашивает: «Кто же ты?» Микула отвечает, что он обычный крестьянин, пахарь, который кормит хлебом всю матушку Русь.
Былинный князь Вольга тоже не прост: он и силён, и умён, и славен. К тому же обладает волшебной мудростью, колдовской силой — может обращаться в птиц, рыб, зверей. А обернувшись птицей или зверем, Вольга не теряет свою необыкновенную богатырскую силу.
О Вольге былины рассказывают три интересные истории: о чудесном рождении этого богатыря, о его походе в Индейское царство (в Турец-землю) и о его встрече с пахарем Микулой Селяниновичем, превзошедшим его в «хитростях-мудростях».
Если сравнивать этих двух былинных богатырей, то мы видим, что Вольга во всём проигрывает. Даже конь Вольги уступает в быстроте кобыле Микулы. Сила всей княжеской «дружинушки хороброй» ничтожна в сравнении с силой Микулы Селяниновича. В былине князь Вольга признаёт превосходство Микулы и приглашает его в товарищи.
Описание в былинах внешнего облика, одежды и работы Микулы Селяниновича.
С большой любовью и восхищением изображён Микула Селянинович во всех известных былинах о нём. Интересно использованы средства художественной выразительности и в портрете, и в описании одежды этого богатыря.
Красив богатырь-землепашец: кудри у него жемчужные, глаза ясные, брови густые и чёрные:
А у оратая кудри качаются,
Что не скачен ли жемчуг рассыпаются.
У оратая глаза да ясна сокола,
А брови у него да черна соболя.
Скачен жемчуг — значит, отборный жемчуг, круглый, ровный. Любуется Микулой Селяниновичем народный сказитель — много ярких и красивых эпитетов и сравнений для этого нашёл!
Подробно, в деталях описывается одежда могучего пахаря. Сапожки у Микулы сшиты из сафьяна — из мягкой эластичной козлиной кожи: у оратая сапожки зелен сафьян, шилом пяты, носы востры, около носа хоть яйцо прокати, под пяту воробей пролетит. Каблуки (пяты) сапожек сравниваются с шилом — они тонкие и острые, как шило. Если под его пяту воробей пролетит, значит, его каблуки не только тонкие, но и очень высокие. А носы у сапожек такие ровные и гладкие, что можно яйцо прокатить. Вот каким нарядным мы видим вышедшего в поле оратая — он оделся как на праздник! А всё потому, что древний сказитель умело подобрал много замечательных эпитетов и сравнений.
В былине дано описание работы оратая в поле.
Как орёт в поле оратай — посвистывает,
А бороздочки он да помётывает,
А пенья-коренья вывёртывает,
А болъшие-то каменья в борозду валит.
Мы находим подробное описание каждой детали:
Сошка у оратая кленовая,
Омешики на сошке булатные,
Присошечек у сошки серебряный,
А рогачик то у сошки красна золота.
Если современный человек захочет разобраться в этих подробностях, получится вполне определённая картина: на кленовой сохе пахаря есть металлические наконечники (омешики), которые сделаны из самого крепкого металла — из булата; при сохе есть серебряный присошечек — лопатка для отворота земли, а сама рукоятка у сохи (рогачик) сделана из золота. Какое яркое описание получается!
И, конечно же, почти в каждом предложении встречаются постоянные эпитеты: чистое поле, синие моря, тёмные леса, ракитовый куст, дружинушка хоробрая. С их помощью можно ёмко и кратко показать и охарактеризовать всё что угодно. Например, когда мы встречаем сочетание добрый конь, сразу понимаем, что конь у богатыря Микулы — очень сильное, умное, выносливое и преданное животное.
У оратая кобыла соловая,
Гужики у неё да шелковые.
Соловая кобыла — это лошадь светло-коричневой масти, хвост и грива у которой белого цвета. Микула на своей кобыле «пенья-коренья вывёртывает», а большие каменья не объезжает стороной, как это обычно делают крестьяне, а валит их в борозду вместе со вспаханной землёй, словно и не замечает их. Красиво работает оратай — любуется его трудом былинный рассказчик. Все художественные средства выразительности в былине подчёркивают его любовь и уважение к могучему былинному богатырю.
Вольга и Микула Селянинович
Микула Селянинович — один из самых популярных былинных героев, это не просто богатырь, а богатырь-пахарь, любимый «сырою землею». Былина начинается с рассказа о жизни княжеского сына Вольги Святославовича.
Жил Святослав девяносто лет,
Жил Святослав да переставился.
Оставалось от него чадо милое,
Молодой Вольга Святославович.
Стал Вольга ростеть-матереть,
Похотелося Вольге да много мудростей: Щукой-рыбою ходить Вольге во синих морях,
Птицей-соколом летать Вольге под оболоки, Волком и рыскать во чистых полях.
И вот подросший Вольга собирает «дружинушку хоробрую»:
Тридцать молодцев без единого,
Сам еще Вольга во тридцатыих.
Далее в былине рассказывается о дяде Вольги, «славном князе Владимире стольно-киевском», который «жаловал» племянника тремя городами:
Первыим городом Гурчовцом,
Другим городом Ореховцем,
Третьим городом Крестьяновцем.
Однажды молодой Вольга отправился с дружиной в свои города «за получкою», то есть за данью. Выехав в поле, Вольга услышал, как в поле трудится пахарь (ратой):
Выехал Вольга во чисто поле,
Он услышал во чистом поли ратоя.
А орет в поли ратой, понукивает,
А у ратоя-то сошка поскрипывает,
Да по камешкам омешики прочиркивает.
Вольга захотел увидеть пахаря, но он еще не знал, как далеко тот находится:
Ехал Вольга он до ратоя,
День с утра ехал до вечера,
Да не мог ратоя в поле наехати…
Лишь к середине следующего дня Вольга достиг работающего в поле пахаря, который
…С края в край бороздки пометываёт,
В край он уедет — другого невидать.
То коренья-каменья вывертываёт,
Да великия он каменья вся в борозду валит.
При этом Вольга видит, что и лошадь и снаряжение у пахаря весьма скромное: «кобылка соловенька», «сошка кленовая».
Поприветствовав друг друга, Вольга и пахарь начинают разговор. Пахарь спрашивает:
Ай далече ль, Вольга, едешь, куда путь держишь со своею со дружинушкой хороброю?
Вольга раскрывает пахарю цель своей поездки. Узнав, в какие города направляется князь с дружиной, пахарь начинает жаловаться:
— Ай же Вольга Святославгович!
Да недавно был я в городе, третьего дни,
На своей кобылке соловою,
А привез оттуль соли я два меха,
Два меха-то соли привез по сороку пуд,
А живут мужики там разбойники,
Они просят грошев подорожныих.
А я был с шалыгой подорожною,
А платил им гроши я подорожный:
А кой стоя стоит, тот и сидя сидит,
А кой сидя сидит, тот и лежа лежит.
Вольга предлагает пахарю поехать вместе с ним «к городам за получкою». Пахарь соглашается, но в начале пути вдруг спохватывается, что его соху, оставленную в поле, могут украсть, и обращается к Вольге с просьбой:
— Ай же Вольга Святославович!
А оставил я сошку в бороздочке,
Да не гля-ради прохожаго-проезжего,
Ради мужика-деревенщины:
Они сошку с земельки повыдернут,
Из омешиков земельку повытряхнут,
Из сошки омешики повыколнут,
Мне нечем будет молодцу крестьяновати.
А пошли ты дружинушку хоробрую,
Чтобы сошку с земельки повыдернули,
Из омешиков земельку повытряхнули, Бросили бы сошку за ракитов куст.
Вольга посылает в поле нескольких «молодцев» из своей дружины, чтобы они спрятали соху — орудие труда пахаря — от других мужиков.
Едут туды два да три добрых молодца
Ко этой ко сошки кленовоей;
Они сошку за обжи кругом вертят,
А им сошки от земли поднять нельзя,
Да не могут они сошку с земельки повыдернути,
Из омешиков земельки повытряхнуть,
Бросити сошки за ракитов куст.
Вольга посылает в поле десятерых «молодцев», но и те не могут справиться с «сошкой» пахаря. Тогда Вольга посылает всю свою «дружинушку хоробрую».
Тридцать молодцов да без единаго.
А подъехали ко сошке кленовенькой,
Брали сошку за обжи, кружком вертят,
Сошки от земельки поднять нельзя,
Не могут они сошки с земельки повыдернути,
Из омешиков земельки повытряхнути,
Бросити сошки за ракитов куст.
И сказал Микула князю:
— Ай же Вольга Святославгович!
То не мудрая дружинушка хоробрая твоя,
А не могут оны сошки с земельки повыдернуть,
Из омешиков земельки повытряхнуть,
Бросити сошки за ракитов куст.
Не дружинушка тут есть хоробрая,
Столько одна есть хлебоясть.
С этими словами пахарь
…Подъехал на кобылке соловенькой
А ко этой ко сошке кленовенькой,
Брал эту сошку одной ручкой,
Сошку с земельки повыдернул,
Из омешиков земельку повытряхнул,
Бросил сошку за ракитов куст.
Здесь не может не прийти мысль о лукавстве пахаря, ведь зная о своей силе, он мог не беспокоиться, что мужики украдут его соху с поля. Таким образом еще раз показывается превосходство героя былины над целой дружиной, состоящей из двадцати девяти крепких «молодцев».
Они сели на добрых коней, поехали Да по славному раздолью чисту полю.
А у ратоя кобылка, она рысью идёт,
А Вольгин-тот конь да поскакивает;
А у ратоя кобылка грудью пошла,
Так Вольгин-тот конь оставается.
То есть, когда лошадь пахаря бежит неспешной рысцой, конь Вольги скачет во всю мощь, а если лошадь оратая начинает скакать быстрее, то Вольга и вовсе отстает.
Стал Вольга покрикивати,
Стал колпаком Вольга помахивати,
Говорил Вольга таковы слова:
— Стой-ко, постой, да оратаюшко! —
Говорил Вольга таковы слова:
— Ай же оратай-оратаюшко,
Эта кобылка конем бы была,
За эту кобылку пятьсот бы дали.
Однако пахарь отвечает, что если бы его лошадь была конем, то «этой бы кобылке и сметы нет». Восхищенный всем увиденным, Вольга обращается к пахарю:
— Ай же ты, оратай-оратаюшко!
Как-то тебя да именём зовут,
Как величают по отечеству? —
Говорил оратай таковы слова:
— Ай же Вольга ты Святославович!
Ржи напашу, в скирды складу,
В скирды складу да домой выволочу,
Домой выволочу, дома вымолочу.
Драни надеру да то я пива наварю,
Пива наварю, мужичков напою,
Станут мужички меня покликивати:
— Ай ты молодой Микулушка Селянинович!
***
Здесь, как и в былине «Святогор-богатырь», имя удивительно сильного пахаря Микулы остается неизвестным до конца произведения, что еще раз подчеркивает скромность богатыря-землепашца.
У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений
Сохранить сочинение:
Микула Селянинович – крестьянин, былинный герой. Он здоров, могуч, обладает богатырской силой. Нелегок его труд:
Как орет в поле оратай, посвистывает,
А бороздочки он да пометывает,
А пенья-коренья вывертывает,
А большие-то каменья в борозду валит.
И горе и радость дарила земля крестьянам. С одной стороны, это тяжелая, ежедневная, кропотливая работа, однако нет большего счастья для крестьянина, чем видеть, как всходит посев, наливаются золотистые колосья, поспевают плоды. Именно земля дает силу людям, заботящимся о ней. Вот почему Микула Селянинович так крепок и здоров – даже соху его не смогли оторвать от земли десять дружинников Вольги Святоставовича.
Не прост крестьянин-богатырь, хотя и кажется бесхитростным. Он не дает в обиду ни себя, ни родную землю. Когда мужики-разбойники хотели обмануть Микулу Селяниновича в городе и отобрать у него деньги, он достойно ответил им:
Положил тут их я ведь до тысячи:
Который стоя стоит, тот сидя сидит,
Который сидя сидит, тот лежа лежит.
В образе Микулы Селяниновича также проявляется хозяйственность и бережливое отношение к своему имуществу. Вспомнив по дороге в город об оставленной на поле сохе, он решает вернуться:
– Я оставил сошку во бороздочке
Не для-ради прохожего-проезжего … .
Любя и умея работать, крестьянин-труженик на славу и отдыхает. Щедрый и добросердечный хозяин, Микула Селянинович с радостью угощает друзей и гостей:
Я как ржи-то напашу да во скирды сложу,
Я во скирды сложу да домой выволочу,
Домой выволочу да дома вымолочу,
А я пива наварю да мужичков напою,
А тут станут мужички меня похваливати:
“Молодой Микула Селянинович!”
В устном поэтическом творчестве выражаются представления народа о нравственных ценностях, о личности, об обществе. Мы находим в фольклорных произведениях осуждение пьянства, лени, и, наоборот, воспевание любви ктруду. Недаром все герои былин, песен и сказок про богатырей — выходцы из народа, крестьяне, которые с детства знают, что человек без работы не может вырасти здоровым, сильным и духом и телом. Микула из былины «Вольга и Микула Селянинович» — простой мужик, оратай:
* Как орет в поле оратай, посвистывает.
* Сошка у оратая поскрипывает,
* Омешики по камешкам почиркивают…
В былине дается подробное описание внешности и одежды Микулы. И мы легко можем представить себе этого удалого молодца, пышущего здоровьем и силой, красивого и веселого. Одежда у него хорошая, и «шляпа пуховая», и «кафтанчик у него черна бархата». Ведь Микула занимается честным трудом и может позволить себе добротное убранство:
* У оратая сапожки из зелена сафьяна — Шилом пяты, носы остры…
Сам себе Микула хозяин, ведь ремесло ему помогает и прокормиться, и одеться. А еще помогает сохранить его богатырскую силу (он зараз может положить до тысячи мужиков). С легкостью помахивает он своей сошкой кленовой, но когда «пять молодцевда ведь могучих» пытаются выдернуть ее из земли, то у них ничего не получается. А вот Микула Селянинович
* На своей на кобыле соловенькой
* Приехал ко сошке кленовенькой,
* Он брал-то ведь сошку одной рукой,
* Сошку из земли он повыдернул.
Любят его простые мужики за его труд, умелость. Микула рассказывает, как собирает он рожь, дома вымолачивает, пиво варит и мужиков угощает, а они его похваливают. Устное народное творчество — это кладезь мудрости, и мы много полезного можем почерпнуть из него.
Ответ оставил Гость
Микула Селянинович — простой русский пахарь, обладатель недюжинной силы, смелости, народной воли.
Описание былинного героя.
Микула не только трудолюбив, но и настоящий помощник князя.
Заключение
Микула Селянинович как олицетворение народного духа, отношения простых людей к труду на матери-земле.
Издавна былины — традиционно любимый народный жанр. Именно вбылинах славятся подвиги русских богатырей, рассказывается о настоящихнародных героях.
Олицетворением недюжинной силы, смелости, народной волиявляется герой былины про князя Вольгу — Микула Селянинович, простойрусский оратай (пахарь), который весь день обрабатывает роднуюматушку-землю. Внешность героя примечательная:
А у оратая кудри качаются,
Что не скачен ли жемчуг рассыпаются;
У оратая глаза да ясна сокола,
А брови у него да черна соболя.
Данные сравнения делают образ оратая более выразительным. Для Микулы пахота — важное событие, поэтому
У оратая сапожки зелен сафьян:
Вот шилом пяты, носы востры….
У оратая шляпа пуховая,
А кафтанчик у него черна бархата.
В Древней Руси работа воспринималась как праздник, поэтомунарядная одежда пахаря говорит об особом отношении героя к своему труду.Микула обладает типичными чертами былинного героя: необыкновеннойсилой, ловкостью, поэтому Вольга со своей дружиной три дня не могдоскакать до пахаря, хотя слышал, как тот работал сохой. При описаниисвоего любимца народ использует множество гипербол: «положил тут их яведь до тысячи», «а пенье-коренья вывертывает, а большие-то каменья вборозду валит». Никогда не расстается пахарь со своей кобылой, которую«купил… жеребеночком», вырастил, постоянно ухаживает за ней:
У оратая кобыла соловая,
Гужики у нее да шелковые…
Отличительной чертой Микулы как былинного героя является егопринадлежность к сельским жителям, недаром мужики называют егоСелянинович.
Русский мужик не только трудолюбив, но и настоящий помощниккнязя: Микула отправляется вместе с князем Воль- гою и его дружиной «кгородам да за получкою».
Трудна жизнь Микулы Селяниновича, но с Божьей помощьюкрестьянствует пахарь и поэтому он — олицетворение народного духа,отношения простых людей к труду на матери- земле.ам себе Микула хозяин, ведь ремесло ему помогает и прокормиться, иодеться. А еще помогает сохранить его богатырскую силу (он зараз можетположить до тысячи мужиков). С легкостью помахивает он своей сошкойкленовой, но когда «пять молодцевда ведь могучих» пытаются выдернуть ееиз земли, то у них ничего не получается. А вот Микула Селянинович На своей на кобыле соловенькой Приехал ко сошке кленовенькой, Он брал-то ведь сошку одной рукой, Сошку из земли он повыдернул.
План
Введение
Почитание народом защитников русской земли.
Основная часть
В былине Микула — чудесный пахарь, сошку которого не может сдвинуть с места вся дружина князя Вольги.
Микула в своём роскошном наряде представляется настоящим царевичем. Микула Селянинович обладает чувством собственного достоинства.
Заключение
Микула Селянинович — герой русских былин, богатырь, легендарный пахарь, олицетворяющий силу русского народа.
В древние времена народ почитал защитников русской земли и посвящал им свои устные сказания. Героями русских былин стали богатыри, обладающие огромной физической силой, способные противостоять любому врагу. Учёные-фоль- клористы различают два поколения богатырей в зависимости от времени появления былин с их участием. Различают старших и младших богатырей. К поколению старших богатырей относят героя известной русской былины Микула Селяниновича.
Микула — простой оратай, пахарь. В былине Микула — чудесный пахарь, сошку которого не может сдвинуть с места вся дружина князя Вольги. Чудесный пахарь обладает необыкновенной, неподдающейся человеческому пониманию силой. Микула олицетворяет в былине героя-крстьянина. Для него труд землепашца — настоящий праздник и поэтому:
… у оратая кудри качаются,
Что не скачен ли жемчуг рассыпаются;
У оратая глаза да ясна сокола,
А брови у него да черна соболя.
У оратая сапожки зелен сафьян:
Вот шилом пяты, носы востры,
Вот под пяту-пяту воробей пролетит,
Около носа хоть яйцо прокати.
У оратая шляпа пуховая,
А кафтанчик у него черна бархата.
Микула в своём роскошном наряде представляется настоящим царевичем, а не мужиком-пахарем. Именно таким в Древней Руси было отношение людей к труду землепашца. Само имя Микула заимствовано у святого Николая, но под ним скрывается древнее божество грома и молнии. Микуле Селяниновичу также присущи черты громовержца: он способен наказать разбойников и помочь в добром деле, он справедлив, но больше всего на свете он ценит свой труд, поэтому всё делает с божьей помощью. Микула Селянинович обладает чувством собственного достоинства, поэтому он не преклоняется, не раболепствует перед князем, а разговаривает с ним на равных. Именно за это Вольга ценит хлебопашца:
— Божья помочь тебе, оратай-оратаюшко!
Орать, да пахать, да крестьяновати,
А бороздки тебе да пометывати,
А пенья-коренья вывертывати,
А большие-то каменья в борозду валить!
По моему мнению, Микула Селянинович — герой русских былин, богатырь, легендарный пахарь, олицетворяющий крестьянскую силу, силу русского народа.
Доклад 7 класс.
Микула Селянинович — персонаж русских былин, богатырь, легендарный пахарь. Он олицетворяет крестьянскую силу, силу русского народа. Микула Селянинович встречается в двух былинах: о Вольге и Святогоре. В былине о Свя- тогоре он является носителем чудесной сумочки, в которой заключается тяга земная; в былине о Вольге он — чудесный пахарь, сошку которого не может сдвинуть с места вся дружина Вольги. У Микулы Селяниновича, согласно фольклору, было три дочери: Василиса, Марья и Настасья. Первая и последняя (жены Ставра и Добрыни Никитича) также являются центральными героинями былин.
Согласно одной из былин, он просит великана Святогора поднять упавшую на землю сумку. Тот не справляется с заданием. Тогда Микула Селянинович поднимает сумку одной рукой, сообщая, что в ней находится «вся тягость земная», которая под силу только мирному, трудолюбивому пахарю.
Интересно проследить возникновение образа Микулы Селяниновича в народном сознании. Народ представлял себе полет гуч паханием на небе — молния рассекает небо так, как плуг землю, то есть труд землепашца Микулы сравнивается с работой определенной божественной силы. Само имя Микула заимствовано у святого Николая, но под ним скрывается древнее божество грома и молнии. Микула Селянинович (каким он предстает в былинах) сильно напоминает собою германского бога Тора, который тоже является покровителем земледельцев. Страшная сила Микулы, сопоставление со Святогором и другие черты, которыми он наделен, показывают, что тип его, как и тип Святогора, сложился под влиянием образа какого-нибудь титанического существа, бывшего, вероятно, олицетворением земли или бога — покровителя земледелия. На это указывает особенно сумочка с тягой земли, с которой изображается Микула и которая, очевидно, есть не что иное, как образ земли. Но сам он уже представляет не землю как стихию, а идею оседлой земледельческой жизни, в которой он и предтавляет свою силу и значение.
Толкование образа Микулы в науке очень различно. Известный русский ученый Буслаев, занимавшийся изучением русского фольклора, считал, что Микула — представитель оседлой, земледельческой жизни, и в основе его образа лежит представление о титаническом существе: божестве земли или земледелия. Другой ученый-фольклорист Орест Миллер видит в Микуле грозовое божество и сопоставляет его со скандинавским богом Тором, который является покровителем земледелия. Кобыла Микулы по Оресту Миллеру — туча. Еще один русский ученый Владимиров сомневается в существовании в образе Микулы каких-нибудь заимствованных черт и считает его поэтической идеализацией паханья, полагая, что в основе былины о Микуле Селяниновиче лежит земледельческий миф о том, что труд пахаря является трудом человека-кормильца, наиболее близкого к земле, к природным корням.
В самой известной из дошедших до нас былин «Вольга и Микула Селянинович» Микула в своем роскошном наряде представляется не мужиком-пахарем, а скорее каким-нибудь царевичем или боярином, взявшимся для виду за соху и разыгрывающим из себя земледельца. Узнав от Вольги, что он едет за данью, Микула говорит, что и сам недавно столкнулся с мужикам и-ореховцами, когда ездил за солью, и называет их разбойниками. В других вариантах очень кратко говорится о помощи, оказанной Микулой Вольге при получении дани с непокорных горожан, которые хотели погубить дружину Вольги, подпилив мосты через реку Волхов. Больших результатов в науке достигло изучение бытовой стороны былины, обнаружившее ее северно-русское (вероятно, новгородское) происхождение. К бытовым чертам относятся: 1) картина северной пахоты в губерниях Новгородской, Псковской, Олонецкой и других, где пашни иногда сплошь усеяны валунами, то мелкими, о которые постоянно почеркивают омешики сохи, то крупными, которые приходится огибать при паханье (сравните описание пахоты Микулы Селяниновича); 2) употребление сохи, а не плуга;
3) сеянье ржи, а не пшеницы; 4) езда Микулы Селяниновича за солью, объясняемая новгородскими бытовыми условиями;
5) столкновение его с ореховцами иногда из-за соли: Орехо- вец— древнее название нынешнего Шлиссельбурга на Неве, где новгородцам приходилось покупать привозную соль;
6) упоминание реки Волхов в одном варианте былины; 7) наконец, личность Микулы Селяниновича известна исключительно в олонецком былинном репертуаре, и нет ни одной былины о нем, записанной в других частях России. Изучение словарного состава былины показывает, что читаемый нами вариант фольклорного произведения появился не так давно, примерно в XV веке. Об этом ученые узнали, исходя из анализа такого эпизода: Микула покупает соль на серебряные гроши, а именно в XV веке у новгородцев на место старой денежной системы пошли в ход иноземные деньги: артиги, лобки и гроши литовские.
Вопросы по докладу:
1) Кем предстает в былинах Микула Селянинович?
2) Какие былинные сюжеты о Микуле Селяниновиче дошли до нас? Перескажи один из сюжетов.
3) С какими образами связывался в народном сознании образ Микулы?
4) Почему ученые-фольклористы считают, что былина «Вольга и Микула Селянинович» появилась на севере России, скорее всего в Новгороде?
5) Когда появился дошедший до нас вариант былины «Вольга и Микула Селянинович»? Свою точку зрения поясни.
В устном поэтическом творчестве выражаются представления народа о нравственных ценностях, о личности, об обществе. Мы находим в фольклорных произведениях осуждение пьянства, лени, и, наоборот, воспевание любви ктруду. Недаром все герои былин, песен и сказок про богатырей — выходцы из народа, крестьяне, которые с детства знают, что человек без работы не может вырасти здоровым, сильным и духом и телом. Микула из былины «Вольга и Микула Селянинович» — простой мужик, оратай:
* Как орет в поле оратай, посвистывает.
* Сошка у оратая поскрипывает,
* Омешики по камешкам почиркивают…
В былине дается подробное описание внешности и одежды Микулы. И мы легко можем представить себе этого удалого молодца, пышущего здоровьем и силой, красивого и веселого. Одежда у него хорошая, и «шляпа пуховая», и «кафтанчик у него черна бархата». Ведь Микула занимается честным трудом и может позволить себе добротное убранство:
* У оратая сапожки из зелена сафьяна — Шилом пяты, носы остры…
Сам себе Микула хозяин, ведь ремесло ему помогает и прокормиться, и одеться. А еще помогает сохранить его богатырскую силу (он зараз может положить до тысячи мужиков). С легкостью помахивает он своей сошкой кленовой, но когда «пять молодцевда ведь могучих» пытаются выдернуть ее из земли, то у них ничего не получается. А вот Микула Селянинович
* На своей на кобыле соловенькой
* Приехал ко сошке кленовенькой,
* Он брал-то ведь сошку одной рукой,
* Сошку из земли он повыдернул.
Любят его простые мужики за его труд, умелость. Микула рассказывает, как собирает он рожь, дома вымолачивает, пиво варит и мужиков угощает, а они его похваливают. Устное народное творчество — это кладезь мудрости, и мы много полезного можем почерпнуть из него.
.
Ответ оставил Гость
Микула Селянинович — крестьянин, былинный герой. Он здоров, могуч, обладает богатырской силой. Нелегок его труд:
Как орет в поле оратай, посвистывает,
А бороздочки он да пометывает,
А пенья-коренья вывертывает,
А большие-то каменья в борозду валит.
И горе и радость дарила земля крестьянам. С одной стороны, это тяжелая, ежедневная, кропотливая работа, однако нет большего счастья для крестьянина, чем видеть, как всходит посев, наливаются золотистые колосья, поспевают плоды. Именно земля дает силу людям, заботящимся о ней. Вот почему Микула Селянинович так крепок и здоров — даже соху его не смогли оторвать от земли десять дружинников Вольги Святоставовича.
Не прост крестьянин-богатырь, хотя и кажется бесхитростным. Он не дает в обиду ни себя, ни родную землю. Когда мужики-разбойники хотели обмануть Микулу Селяниновича в городе и отобрать у него деньги, он достойно ответил им:
Положил тут их я ведь до тысячи:
Который стоя стоит, тот сидя сидит,
Который сидя сидит, тот лежа лежит.
В образе Микулы Селяниновича также проявляется хозяйственность и бережливое отношение к своему имуществу. Вспомнив по дороге в город об оставленной на поле сохе, он решает вернуться:
— Я оставил сошку во бороздочке
Не для-ради прохожего-проезжего.. .
Любя и умея работать, крестьянин-труженик на славу и отдыхает. Щедрый и добросердечный хозяин, Микула Селянинович с радостью угощает друзей и гостей:
Я как ржи-то напашу да во скирды сложу,
Я во скирды сложу да домой выволочу,
Домой выволочу да дома вымолочу,
А я пива наварю да мужичков напою,
А тут станут мужички меня похваливати:
«Молодой Микула Селянинович!»