Сочинение на тему мильон терзаний софьи фамусовой

14 вариантов

  1. “Мильон терзаний” Софьи Фамусовой
    (По комедии Грибоедова “Горе от ума”)
    Единственный персонаж, задуманный и исполненный в комедии “Горе от ума”, как близкий Чацкому, – это Софья Павловна Фамусова. Грибоедов писал о ней: “Девушка сама не глупая предпочитает дурака умному человеку.”
    В этом персонаже воплощен характер сложный, автор ушел здесь от сатиры и фарса. Он представил женский характер большой силы и глубины. Софье довольно долго “не везло” в критике. Даже Пушкин считал этот образ неудачей автора: “Софья начертана неясно”. И только Гончаров в “Мильоне терзаний” в 1878 году впервые понял и оценил по достоинству этот персонаж и его роль в пьесе.
    Софья – лицо драматическое, она персонаж бытовой драмы, а не социальной комедии. Она – так же как и Чацкий – натура страстная, живущая сильным и настоящим чувством. И пусть предмет ее страсти убог и жалок – это не делает ситуацию смешной, напротив, углубляет ее драматизм. В лучших спектаклях актрисы в роли Софьи играют любовь. Это в ней самое главное, это формирует линию ее поведения. Мир для нее поделен надвое: Молчалин и все остальные. Когда нет избранника – все мысли только о скорой встречи.
    В Софьи воплотилась сила первого чувства, но в то же время любовь ее нерадостна и несвободна. Она прекрасно отдает себе отчет в том, что избранник никогда не будет принят ее отцом. Мысль об этом омрачает жизнь, Софья уже внутренне готова к борьбе. Чувства настолько переполняют душу, что она исповедуется в своей любви, казалось бы, совершенно случайным людям: сначала служанке Лизе, а затем и вовсе самому неподходящему человеку – Чацкому. Софья настолько влюблена и одновременно удручена необходимостью постоянно таиться от отца, что ей попросту изменяет здравый смысл. Сама ситуация лишает ее возможности рассуждать: “Да что мне до кого? До них? До всей вселенной?”
    Софье с самого начала уже можно посочувствовать. Но в выборе ее столько же свободы, сколько и предопределенности. Она выбрала и полюбила человека удобного: мягкого, тихого и безропотного (таким предстает Молчалин в ее характеристиках). Софья, как ей кажется, относится к нему здраво и критически: “Конечно, нет в нем этого ума, Что гений для иных, а для иных чума, Который скор, блестящ и скоро опротивит: Да эдакий ли ум семейство осчастливит?” Вероятно, ей кажется, что она поступила очень практично. Но в финале, когда она становится невольной свидетельницей “ухаживания” Молчалина за Лизой, она поражена в самое сердце, она уничтожена – это один из самых драматичных моментов пьесы.
    Как же случилось, что умная и глубокая девушка не только предпочла Чацкому подлеца, бездушного карьериста Молчалина, но и совершила предательство, пустив слух о безумии любящего ее человека? Отвлечемся от Софьи и вспомним другую литературную героиню – Марью Болконскую из “Войны и мира”. Вспомним, как отец ежедневно давал ей уроки геометрии, в которой бедная княжна так и не смогла разобраться. Так ли нужна была эта геометрия Марии Болконской? Нет, разумеется. Князь стремился научить дочь мыслить: ведь математика развивает логическое мышление. Заставляя княжну изучать математику, князь лишь искал пути нового воспитания, ибо видел всю пагубность того образования, которое получали девушки-дворянки его эпохи. В “Горе от ума” есть исчерпывающее определение такого образования:
    Берем же побродяг и в дом, и по билетам,
    Чтоб наших дочерей всему учить, всему –
    И танцам! И пенью! И нежностям! И вздохам!
    Как будто в жены их готовим скоморохам.
    Как отчетливо сформулированы в этой гневной реплике ответы на основные вопросы воспитания: кто учит, чему и зачем. И речь не о том, что Софья и ее современницы были серыми и не образованными: они знали не так уж и мало. Дело в другом: вся система женского образования имела конечной целью дать девушке необходимые знания для удачной светской карьеры, то есть для благополучного замужества. Софья не умеет думать – вот в чем ее беда. Не умеет отвечать за каждый свой шаг. Жизнь свою она строит по общепринятым образцам, не стремясь найти свой путь.
    С одной стороны, ее воспитываю книги. Она зачитывается сентиментальными историями любви бедного юноши и богатой девушки. Восхищается их верностью, преданностью. Молчалин так похож на романтического героя! Нет ничего дурного в том, что юная девушка хочет чувствовать себя героиней романа. Плохо другое -она не видит различия между романтическим вымыслом и жизнью, не умеет отличить истинное чувство от подделки. Она-то любит. Но ее избранник лишь “отбывает повинность”. С другой стороны, Софья неосознанно строит свою жизнь в соответствии с общепринятой моралью. В комедии система женских образов представлена так, что мы видим как бы весь жизненный путь светской дамы: от девичества до глубокой старости. От княжон Тугоуховских до графини бабушки. Таков удачный, благополучный путь светской дамы, совершить который стремится любая барышня – и Софья тоже: замужество, роль судьи в светских гостиных, почтение окружающих – и так до того момента, когда “с бала да в могилу”. И для этого пути Чацкий не подходит, а вот Молчалин – просто идеал!
    И как это ни трагично, отказавшись от Молчалина, Софья не откажется от “молчалинского типа”. Вспомним сцену разрыва Софьи с Молчалиным. Оскорбленная, униженная Софья гонит от себя недостойного возлюбленного. И все же у нее вырывается::ъ
    будьте рады,
    Что при свиданиях со мной в ночной тиши
    Держались более вы робости во нраве,
    Чем даже днем, и при людях, и въяве;
    В вас меньше дерзости, чем кривизны души.
    Даже это “кривизна души”, доставившая Софье такой страдание, пугает ее меньше, чем дерзость – определяющее качество Молчалина. Вся жизнь света построена на криводушии – поэтому так легко пошла Софья на подлость, распустив слух о безумии Чацкого. А вот дерзости свет не приемлет. Разочаровавшись в Молчалине, Софья продолжает ценить его робость: верный залог того, что следующий ее избранник не многим будет отличаться от Молчалина.Софья, безусловно, – натура неординарная: страстная, глубокая, самоотверженная. Но все лучшие ее качества получили страшное, уродливое развитие – вот почему поистине драматичен образ главной героини “Горя от ума”.
    Лучший анализ образа Софьи принадлежит И. Гончарову. В статьи “Мильон терзаний” он сравнил ее с Татьяной Лариной, показал ее силу и слабость. И главное, оценил в ней все достоинства характера реалистического. Две характеристики заслуживают особого внимания: “Софья Павловна индивидуально не безнравственна: она грешит грехом неведения и слепоты, в котором жили все:” “Это – смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота – все это не имеет в ней характера личных пороков, а является как общие черты ее круга”.
    Список литературы
    Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/

    Похожие работы

  2. Новаторство А.С.Грибоедова при создании пьесы “Горе от ума” проявилось в органическом слиянии трагического и комического. Поэтому это произведение исследователи творчества Грибоедова называют “высокой комедией” или трагикомедией. Среди главных действующих лиц нет положительных и отрицательных героев в “чистом виде”. Грибоедов обрисовал сложные, неоднозначные характеры. Таковы Чацкий, Софья, в какой-то степени – Фамусов и даже Молчалин. Все эти герои попадают в комические обстоятельства и ситуации. При этом они испытывают душевные муки: рушатся их планы, надежды, терпят крах иллюзии. В финале все основные персонажи напоминают героев и трагедии, и комедии. Каждый из них разочарован, оказывается в драматическом и смешном положении одновременно.
    Однако среди участников развязки только Софья и Чацкий испытывают подлинные душевные потрясения, а значит, вызывают сочувствие. По точному определению И.А.Гончарова, дочери Фамусова достался свой “мильон терзаний”. В характере Софьи есть качества, выделяющие ее среди людей фамусовского круга. Она умна, наблюдательна, независима, пренебрежительно относится к пересудам и сплетням: “Что мне молва? Кто хочет, так и судит…” Тем не менее, героиня отлично знает неписаные “законы” фамусовского общества и вовремя “подключает” “общественное мненье”, чтобы отомстить Чацкому за его “злой язык”. Софья соединяет в своей натуре и положительные, и отрицательные черты. Она успешно прошла школу светского притворства и злословия. У нее иногда проявляются барские замашки. Софья, например, сурово обращается к Лизе: “Послушай, вольности ты лишней не бери”. Несмотря на сентиментальность, характер у Софьи отцовский – крутой, властный. Противоречия ее характера точно определил И.А.Гончаров: “это – смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения…”
    Героиня начинает страдать уже с первых страниц произведения. Ей приходится скрывать свой роман с безродным Молчалиным. Когда внезапно отец застает ее с возлюбленным, она вынуждена идти на разнообразные уловки и ухищрения. Чтобы выпутаться из критической ситуации, Софья придумывает версию неожиданного столкновения всех участников сцены и сообщает ее отцу:
    Перепугал меня ваш голос чрезвычайно,
    И бросилась сюда я со всех ног…
    Стремясь отвлечь внимание Фамусова от присутствия в ее комнате Молчалина, она сочиняет “страшный сон”, который якобы ее испугал.
    Во II действии Софья, увидев падение Молчалина с лошади, сама падает в обморок. Чтобы замаскировать свой испуг, ей приходится снова выкручиваться и давать объяснения. Притворство обходится героине дорого. Она признается Молчалину:
    Да что мне до кого? до них? до всей вселены?
    … Пойду любезничать сквозь слез.
    Боюсь, что выдержать притворства не сумею.
    Появление Чацкого в доме Фамусовых у Софьи вызывает досаду и раздражение. Она так и говорит: “Зачем сюда Бог Чацкого принес!” Именно главный герой с его резким языком и скептическим взглядом на Молчалина и на представителей московского общества, значительная часть из которых приходится родней Софье, кажется девушке возмутителем ее спокойствия, а затем и вовсе лишним в ее окружении. Враждебность Софьи по отношению к молодому человеку возрастает, она с гневом обрушивается на него: “Заметно, что вы желчь на всех излить готовы…”
    Душевные терзания Софьи вызваны тем, что богатые задатки ее натуры испорчены пошлым окружением и ложными идеалами, которые она составила себе под влиянием сентиментальных романов. Ее представления о Молчалине и Чацком далеки от реальности. Молчалин кажется ей романтическим героем. Девушка приписывает ему массу добродетелей, которыми он не обладает. Например, это ее высказывание о Молчалине никак не соответствует действительности: “Молчалин за других себя забыть готов”. В отношениях с Чацким героиня столь же “слепа” и “глуха”, как и в отношениях с Молчалиным. Девушка не желает его понять, избегает объяснений. Софья несправедлива к нему. Считает его черствым и бессердечным: “Не человек, змея!” Она приписывает ему злобное желание “унизить” и “кольнуть” всякого. Дочь Фамусова отпугивает новый, свободный образ мыслей Чацкого, его остроумие, красноречие. Девушка ошибается, когда видит в Чацком высокомерного выскочку, утверждая, что он “… об себе задумал … высоко”. Молчалин устраивает героиню еще и тем, что ему она может покровительствовать, а если выйдет за него замуж, и помыкать им. Секретарь Фамусова соответствует “высокому идеалу московских всех мужей”, а с Чацким Софью ожидало бы трудное счастье.
    Ложные представления, умственная и нравственная слепота привели девушку в финале к истинному потрясению. С одной стороны, разоблачение Молчалина, прежде всего наносит удар по ее самолюбию: “Иначе расскажу всю правду батюшке с досады…” С другой стороны, героиня прозревает, понимает, что любила человека недостойного. Софью терзает чувство стыда: “Себя я, стен стыжусь”. Героиня винит только себя и искренне раскаивается. “Вся в слезах”, она произносит свою последнюю реплику: “Я виню себя кругом”.
    В финале в облике Софьи, несмотря на унизительную сцену, проступают черты трагической героини. Как писал И.А.Гончаров, “… Она загублена в духоте … ей … тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого…” Развязка любовного сюжета стала для умной Софьи “горем”, жизненной катастрофой.

  3. В системе образов в комедии “Горе от ума” есть один, который до сих пор вызывает споры и противоречивые мнения. Это образ Софьи. Очень точно сказал о ней Гончаров: “Это — смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота — все это не имеет в ней характера личных пороков, а является как общие черты ее круга”. Теперь лично я задам себе вопрос: “Кто есть Софья?” Во-первых, ее образ мне симпатичен тем, что героиня обладает какой-то жизненной энергией, в ней есть ум, не лишенный критического свойства, чувствительность. И не нужно осуждать ее за какие-то ошибки. Во-первых, “Не судите, да не судимы будете”, а во-вторых, Софья так молода, неопытна, и она сама прошла свой путь любви, страданий, разочарований и исканий. Как говорится, все у нас будет в обмен на молодость. Постараемся понять героиню, попытаемся еще раз пережить с ней “мильон терзаний”.
    Итак, в комедии образовался классический треугольник: Софья — Молчалин — Чацкий. Чацкий любит Софью, Софья Молчалина, а тот вообще никого не любит. Вернее, есть нечто, занимающее воображение Молчалина, и то нечто — карьера. Да, Софья знает Чацкого с детских лет, возможно, еще живо в ее сердце какое-то чувство симпатии к нему. Чацкий летит к ней на крыльях любви, ослеплен, взволнован, откровенен. Этого Софья не ожидала, она еще не знает, как себя вести, как реагировать на этот бурный натиск чувств. К тому же сердце Софьи занято, и Чацкий вроде бы помеха, досадная и несколько раздражающая. Он вторгается в тихий, придуманный ей самой мирок, как ураган. Нельзя отказать, что Софья уже терзается от этого, но прежнего спокойствия нет.
    Да, она изменилась за те годы, что не виделась с Чацким. Ведь воспитание накладывает отпечаток на личность человека. Достаточно вспомнить, кто окружал Софью все эти годы. Теперь всеми привычками и устремлениями она привязана к фамусовскому миру, и при всем своем женском обаянии Софья стала человеком этого мира. Чацкий, ослепленный любовью, сразу этого не понял, он хотел увидеть ту, прежнюю Софью, хотел возродить прежние черты, но этим только возмутил спокойствие Софьи, даже вызвал ее гнев, повлекший за собой довольно жестокую расправу. Я считаю, если Софье уже беспокойно и неуютно в обществе Чацкого, то она уже не сможет быть с ним. Ум Чацкого для Софьи “скор, блестящ и скоро опротивит. Да эдакий ли ум семейство осчастливит?”
    Влюбленный друг детства не верит, что есть другой, а удостоверившись, что это так, пытается оскорбить, высмеять соперника в глаза Софьи. Какую он совершил ошибку! Какую бурю вызвал в душе девушки! Она, как львица, готова бороться за любимого, негодует, возмущается:
    Ах! Этот человек всегда
    причиной мне ужасного расстройства!
    В этот-то момент к ней как-то незаметно и подходит господин N. Он умело и точно выводит Софью на разговор о Чацком, а она, не задумываясь, отвечает: “Он не в своем уме!” Господин N уточняет: “Ужель с ума сошел?” И тут в душе Софьи начинается “мильон терзаний”. Она понимает, что от ее ответа зависит многое, и медлит, медлит с ним. Но судьба Чацкого по ее воле уже предрешена, зерна лжи посеяны и дали всходы.
    Теперь спросим Софью: “А кто же тот герой, ради которого она вольно или невольно, но оклеветала своего старинного друга?” Может, он заслуживает, чтоб за него так боролись? Да, Софья молода и неопытна, она влюбилась в Молчалина, с которым так спокойно: “Возьмет он руку, к сердцу жмет, из глубины души вздохнет, ни слова вольного, и так вся ночь проходит рука с рукой, и глаз с меня не сводит.”
    Я считаю, своего любимого Софья придумала. Невольно на память пришла пословица: “Молчи побольше, за умного сойдешь”. Это о Молчалине. Он молчал, а Софья выдумывала его, приукрашивала в своем воображении в соответствии с желаниями и идеалами. Это были идеалы тихой и спокойной жизни, в которой ей принадлежала бы главенствующая роль.
    Находясь в этом иллюзорном мире, Софья даже не замечает, что ответной любви-то и нет, а есть одна корысть. Даже Лиза, девушка неглупая и практичная, советует своей госпоже не афишировать своих чувств. Но, как все влюбленные, Софья безрассудна: “Хочу люблю, хочу скажу”. Более того, даже счастливый избранник с холодной корректностью делает ей замечание: “Нет, Софья Павловна, вы слишком откровенны!” Девушка в недоумении: что может противостоять высокой любви, что в жизни может быть выше и значительнее ее чувства? Не здесь ли начало разочарования Софьи? Ведь холод равнодушия со стороны Молчалина рано или поздно коснется ее души, заставит прозреть и одуматься.
    Итак, Чацкий потерян навсегда, и неизвестно, захочет ли помириться Софья с Молчалиным. Что же остается? А остается ждать вместе с батюшкой со страхом, “что станет говорить княгиня Марья Алексеевна”.
    Жизнь так сложна, что, наверное, иногда нужно пройти тернистый путь “миллиона терзаний”, чтобы научиться различать добро и зло, правду и ложь, искренность и фальш.

  4. Единственный персонаж, задуманный и исполненный в комедии “Горе от ума”, как близкий Чацкому, — это Софья Павловна Фамусова. Грибоедов писал о ней: “Девушка сама не глупая предпочитает дурака умному человеку.” В этом персонаже воплощен характер сложный, автор ушел здесь от сатиры и фарса. Он представил женский характер большой силы и глубины. Софье довольно долго “не везло” в критике. Даже Пушкин считал этот образ неудачей автора: “Софья начертана неясно”. И только Гончаров в “Мильоне терзаний” в 1878 году впервые понял и оценил по достоинству этот персонаж и его роль в пьесе.
    Софья — лицо драматическое, она персонаж бытовой драмы, а не социальной комедии. Она — так же как и Чацкий — натура страстная, живущая сильным и настоящим чувством. И пусть предмет ее страсти убог и жалок — это не делает ситуацию смешной, напротив, углубляет ее драматизм. В лучших спектаклях актрисы в роли Софьи играют любовь. Это в ней самое главное, это формирует линию ее поведения. Мир для нее поделен надвое: Молчалин и все остальные. Когда нет избранника — все мысли только о скорой встречи. В Софьи воплотилась сила первого чувства, но в то же время любовь ее нерадостна и несвободна. Она прекрасно отдает себе отчет в том, что избранник никогда не будет принят ее отцом. Мысль об этом омрачает жизнь, Софья уже внутренне готова к борьбе. Чувства настолько переполняют душу, что она исповедуется в своей любви, казалось бы, совершенно случайным людям: сначала служанке Лизе, а затем и вовсе самому неподходящему человеку — Чацкому. Софья настолько влюблена и одновременно удручена необходимостью постоянно таиться от отца, что ей попросту изменяет здравый смысл. Сама ситуация лишает ее возможности рассуждать: “Да что мне до кого? До них? До всей вселенны?” Софье с самого начала уже можно посочувствовать. Но в выборе ее столько же свободы, сколько и предопределенности. Она выбрала и полюбила человека удобного: мягкого, тихого и безропотного (таким предстает Молчалин в ее характеристиках). Софья, как ей кажется, относится к нему здраво и критически: “Конечно, нет в нем этого ума, Что гений для иных, а для иных чума, Который скор, блестящ и скоро опротивит: Да эдакий ли ум семейство осчастливит?” Вероятно, ей кажется, что она поступила очень практично. Но в финале, когда она становится невольной свидетельницей “ухаживания” Молчалина за Лизой, она поражена в самое сердце, она уничтожена — это один из самых драматичных моментов пьесы.
    Как же случилось, что умная и глубокая девушка не только предпочла Чацкому подлеца, бездушного карьериста Молчалина, но и совершила предательство, пустив слух о безумии любящего ее человека? Отвлечемся от Софьи и вспомним другую литературную героиню — Марью Болконскую из “Войны и мира”. Вспомним, как отец ежедневно давал ей уроки геометрии, в которой бедная княжна так и не смогла разобраться. Так ли нужна была эта геометрия Марии Болконской? Нет, разумеется. Князь стремился научить дочь мыслить: ведь математика развивает логическое мышление. Заставляя княжну изучать математику, князь лишь искал пути нового воспитания, ибо видел всю пагубность того образования, которое получали девушки-дворянки его эпохи. В “Горе от ума” есть исчерпывающее определение такого образования:
    Берем же побродяг и в дом, и по билетам,
    Чтоб наших дочерей всему учить, всему —
    И танцам! И пенью! И нежностям! И вздохам!
    Как будто в жены их готовим скоморохам.
    Как отчетливо сформулированы в этой гневной реплике ответы на основные вопросы воспитания: кто учит, чему и зачем. И речь не о том, что Софья и ее современницы были серыми и не образованными: они знали не так уж и мало. Дело в другом: вся система женского образования имела конечной целью дать девушке необходимые знания для удачной светской карьеры, то есть для благополучного замужества. Софья не умеет думать — вот в чем ее беда. Не умеет отвечать за каждый свой шаг. Жизнь свою она строит по общепринятым образцам, не стремясь найти свой путь.С одной стороны, ее воспитываю книги. Она зачитывается сентиментальными историями любви бедного юноши и богатой девушки. Восхищается их верностью, преданностью. Молчалин так похож на романтического героя! Нет ничего дурного в том, что юная девушка хочет чувствовать себя героиней романа. Плохо другое —она не видит различия между романтическим вымыслом и жизнью, не умеет отличить истинное чувство от подделки. Она-то любит. Но ее избранник лишь “отбывает повинность”. С другой стороны, Софья неосознанно строит свою жизнь в соответствии с общепринятой моралью. В комедии система женских образов представлена так, что мы видим как бы весь жизненный путь светской дамы: от девичества до глубокой старости. От княжон Тугоуховских до графини бабушки. Таков удачный, благополучный путь светской дамы, совершить который стремится любая барышня — и Софья тоже: замужество, роль судьи в светских гостиных, почтение окружающих — и так до того момента, когда “с бала да в могилу”. И для этого пути Чацкий не подходит, а вот Молчалин — просто идеал!И как это ни трагично, отказавшись от Молчалина, Софья не откажется от “молчалинского типа”. Вспомним сцену разрыва Софьи с Молчалиным. Оскорбленная, униженная Софья гонит от себя недостойного возлюбленного. И все же у нее вырывается:
    … будьте рады,
    Что при свиданиях со мной в ночной тиши
    Держались более вы робости во нраве,
    Чем даже днем, и при людях, и въяве;
    В вас меньше дерзости, чем кривизны души.
    Даже эта “кривизна души”, доставившая Софье такой страдание, пугает ее меньше, чем дерзость — определяющее качество Молчалина. Вся жизнь света построена на криводушии — поэтому так легко пошла Софья на подлость, распустив слух о безумии Чацкого. А вот дерзости свет не приемлет. Разочаровавшись в Молчалине, Софья продолжает ценить его робость: верный залог того, что следующий ее избранник не многим будет отличаться от Молчалина.
    Софья, безусловно, — натура неординарная: страстная, глубокая, самоотверженная. Но все лучшие ее качества получили страшное, уродливое развитие — вот почему поистине драматичен образ главной героини “Горя от ума”.
    Лучший анализ образа Софьи принадлежит И. Гончарову. В статье “Мильон терзаний” он сравнил ее с Татьяной Лариной, показал ее силу и слабость. И главное, оценил в ней все достоинства характера реалистического. Две характеристики заслуживают особого внимания: “Софья Павловна индивидуально не безнравственна: она грешит грехом неведения и слепоты, в котором жили все.” “Это — смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота — все это не имеет в ней характера личных пороков, а является как общие черты ее круга”.

  5. Грибоедов, Александр Сергеевич –
    Горе от ума
    “Мильон терзаний” Софьи Фамусовой (По комедии Грибоедова “Горе от ума”).
            Единственный персонаж, задуманный и исполненный в комедии “Горе от ума”, как близкий Чацкому, – это Софья Павловна Фамусова. Грибоедов писал о ней: “Девушка сама не глупая предпочитает дурака умному человеку…” В этом персонаже воплощен характер сложный, автор ушел здесь от сатиры и фарса. Он представил женский характер большой силы и глубины. Софье довольно долго “не везло” в критике. Даже Пушкин считал этот образ неудачей автора: “Софья начертана неясно”. И только Гончаров в “Мильоне терзаний” в 1878 году впервые понял и оценил по достоинству этот персонаж и его роль в пьесе.
    Софья – лицо драматическое, она персонаж бытовой драмы, а не социальной комедии. Она – так же как и Чацкий – натура страстная, живущая сильным и настоящим чувством. И пусть предмет ее страсти убог и жалок – это не делает ситуацию смешной, напротив, углубляет ее драматизм. В лучших спектаклях актрисы в роли Софьи играют любовь. Это в ней самое главное, это формирует линию ее поведения. Мир для нее поделен надвое: Молчалин и все остальные. Когда нет избранника – все мысли только о скорой встречи. В Софьи воплотилась сила первого чувства, но в то же время любовь ее нерадостна и несвободна. Она прекрасно отдает себе отчет в том, что избранник никогда не будет принят ее отцом. Мысль об этом омрачает жизнь, Софья уже внутренне готова к борьбе. Чувства настолько переполняют душу, что она исповедуется в своей любви, казалось бы, совершенно случайным людям: сначала служанке Лизе, а затем и вовсе самому неподходящему человеку – Чацкому. Софья настолько влюблена и одновременно удручена необходимостью постоянно таиться от отца, что ей попросту изменяет здравый смысл. Сама ситуация лишает ее возможности рассуждать: “Да что мне до кого? До них? До всей вселенны?” Софье с самого начала уже можно посочувствовать. Но в выборе ее столько же свободы, сколько и предопределенности. Она выбрала и полюбила человека удобного: мягкого, тихого и безропотного (таким предстает Молчалин в ее характеристиках). Софья, как ей кажется, относится к нему здраво и критически: “Конечно, нет в нем этого ума, Что гений для иных, а для иных чума, Который скор, блестящ и скоро опротивит… Да эдакий ли ум семейство осчастливит?” Вероятно, ей кажется, что она поступила очень практично. Но в финале, когда она становится невольной свидетельницей “ухаживания” Молчалина за Лизой, она поражена в самое сердце, она уничтожена – это один из самых драматичных моментов пьесы.
    Как же случилось, что умная и глубокая девушка не только предпочла Чацкому подлеца, бездушного карьериста Молчалина, но и совершила предательство, пустив слух о безумии любящего ее человека? Отвлечемся от Софьи и вспомним другую литературную героиню – Марью Болконскую из “Войны и мира”. Вспомним, как отец ежедневно давал ей уроки геометрии, в которой бедная княжна так и не смогла разобраться. Так ли нужна была эта геометрия Марии Болконской? Нет, разумеется. Князь стремился научить дочь мыслить: ведь математика развивает логическое мышление. Заставляя княжну изучать математику, князь лишь искал пути нового воспитания, ибо видел всю пагубность того образования, которое получали девушки-дворянки его эпохи. В “Горе от ума” есть исчерпывающее определение такого образования:
    Берем же побродяг и в дом, и по билетам,
    Чтоб наших дочерей всему учить, всему –
    И танцам! И пенью! И нежностям! И вздохам!
    Как будто в жены их готовим скоморохам.
    Как отчетливо сформулированы в этой гневной реплике ответы на основные вопросы воспитания: кто учит, чему и зачем. И речь не о том, что Софья и ее современницы были серыми и не образованными: они знали не так уж и мало. Дело в другом: вся система женского образования имела конечной целью дать девушке необходимые знания для удачной светской карьеры, то есть для благополучного замужества. Софья не умеет думать – вот в чем ее беда. Не умеет отвечать за каждый свой шаг. Жизнь свою она строит по общепринятым образцам, не стремясь найти свой путь.
    С одной стороны, ее воспитываю книги. Она зачитывается сентиментальными историями любви бедного юноши и богатой девушки. Восхищается их верностью, преданностью. Молчалин так похож на романтического героя! Нет ничего дурного в том, что юная девушка хочет чувствовать себя героиней романа. Плохо другое –она не видит различия между романтическим вымыслом и жизнью, не умеет отличить истинное чувство от подделки. Она-то любит. Но ее избранник лишь “отбывает повинность”.
    С другой стороны, Софья неосознанно строит свою жизнь в соответствии с общепринятой моралью. В комедии система женских образов представлена так, что мы видим как бы весь жизненный путь светской дамы: от девичества до глубокой старости. От княжон Тугоуховских до графини бабушки. Таков удачный, благополучный путь светской дамы, совершить который стремится любая барышня – и Софья тоже: замужество, роль судьи в светских гостиных, почтение окружающих – и так до того момента, когда “с бала да в могилу”. И для этого пути Чацкий не подходит, а вот Молчалин – просто идеал!
    И как это ни трагично, отказавшись от Молчалина, Софья не откажется от “молчалинского типа”. Вспомним сцену разрыва Софьи с Молчалиным. Оскорбленная, униженная Софья гонит от себя недостойного возлюбленного. И все же у нее вырывается:
    …будьте рады,
    Что при свиданиях со мной в ночной тиши
    Держались более вы робости во нраве,
    Чем даже днем, и при людях, и въяве;
    В вас меньше дерзости, чем кривизны души.
    Даже это “кривизна души”, доставившая Софье такой страдание, пугает ее меньше, чем дерзость – определяющее качество Молчалина. Вся жизнь света построена на криводушии – поэтому так легко пошла Софья на подлость, распустив слух о безумии Чацкого. А вот дерзости свет не приемлет. Разочаровавшись в Молчалине, Софья продолжает ценить его робость: верный залог того, что следующий ее избранник не многим будет отличаться от Молчалина.
    Софья, безусловно, – натура неординарная: страстная, глубокая, самоотверженная. Но все лучшие ее качества получили страшное, уродливое развитие – вот почему поистине драматичен образ главной героини “Горя от ума”.
    Лучший анализ образа Софьи принадлежит И. Гончарову. В статьи “Мильон терзаний” он сравнил ее с Татьяной Лариной, показал ее силу и слабость. И главное, оценил в ней все достоинства характера реалистического. Две характеристики заслуживают особого внимания: “Софья Павловна индивидуально не безнравственна: она грешит грехом неведения и слепоты, в котором жили все…” “Это – смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота – все это не имеет в ней характера личных пороков, а является как общие черты ее круга”.

  6. “Мильон
    терзаний” Софьи Фамусовой (По комедии Грибоедова “Горе от ума”)

    Единственный
    персонаж, задуманный и исполненный в комедии “Горе от ума”, как
    близкий Чацкому, – это Софья Павловна Фамусова. Грибоедов писал о ней:
    “Девушка сама не глупая предпочитает дурака умному человеку:”
    В этом
    персонаже воплощен характер сложный, автор ушел здесь от сатиры и фарса. Он
    представил женский характер большой силы и глубины. Софье довольно долго
    “не везло” в критике. Даже Пушкин считал этот образ неудачей автора:
    “Софья начертана неясно”. И только Гончаров в “Мильоне
    терзаний” в 1878 году впервые понял и оценил по достоинству этот персонаж
    и его роль в пьесе.
    Софья – лицо
    драматическое, она персонаж бытовой драмы, а не социальной комедии. Она – так
    же как и Чацкий – натура страстная, живущая сильным и настоящим чувством. И
    пусть предмет ее страсти убог и жалок – это не делает ситуацию смешной,
    напротив, углубляет ее драматизм. В лучших спектаклях актрисы в роли Софьи
    играют любовь. Это в ней самое главное, это формирует линию ее поведения. Мир
    для нее поделен надвое: Молчалин и все остальные. Когда нет избранника – все
    мысли только о скорой встречи.
    В Софьи воплотилась
    сила первого чувства, но в то же время любовь ее нерадостна и несвободна. Она
    прекрасно отдает себе отчет в том, что избранник никогда не будет принят ее
    отцом. Мысль об этом омрачает жизнь, Софья уже внутренне готова к борьбе.
    Чувства настолько переполняют душу, что она исповедуется в своей любви,
    казалось бы, совершенно случайным людям: сначала служанке Лизе, а затем и вовсе
    самому неподходящему человеку – Чацкому. Софья настолько влюблена и
    одновременно удручена необходимостью постоянно таиться от отца, что ей попросту
    изменяет здравый смысл. Сама ситуация лишает ее возможности рассуждать:
    “Да что мне до кого? До них? До всей вселенной?”
    Софье с самого
    начала уже можно посочувствовать. Но в выборе ее столько же свободы, сколько и
    предопределенности. Она выбрала и полюбила человека удобного: мягкого, тихого и
    безропотного (таким предстает Молчалин в ее характеристиках). Софья, как ей
    кажется, относится к нему здраво и критически: “Конечно, нет в нем этого
    ума, Что гений для иных, а для иных чума, Который скор, блестящ и скоро
    опротивит: Да эдакий ли ум семейство осчастливит?” Вероятно, ей кажется,
    что она поступила очень практично. Но в финале, когда она становится невольной
    свидетельницей “ухаживания” Молчалина за Лизой, она поражена в самое
    сердце, она уничтожена – это один из самых драматичных моментов пьесы.
    Как же
    случилось, что умная и глубокая девушка не только предпочла Чацкому подлеца,
    бездушного карьериста Молчалина, но и совершила предательство, пустив слух о
    безумии любящего ее человека? Отвлечемся от Софьи и вспомним другую
    литературную героиню – Марью Болконскую из “Войны и мира”. Вспомним,
    как отец ежедневно давал ей уроки геометрии, в которой бедная княжна так и не
    смогла разобраться. Так ли нужна была эта геометрия Марии Болконской? Нет,
    разумеется. Князь стремился научить дочь мыслить: ведь математика развивает
    логическое мышление. Заставляя княжну изучать математику, князь лишь искал пути
    нового воспитания, ибо видел всю пагубность того образования, которое получали
    девушки-дворянки его эпохи. В “Горе от ума” есть исчерпывающее
    определение такого образования:
    Берем же
    побродяг и в дом, и по билетам,
    Чтоб наших
    дочерей всему учить, всему –
    И танцам! И
    пенью! И нежностям! И вздохам!
    Как будто в
    жены их готовим скоморохам.
    Как отчетливо
    сформулированы в этой гневной реплике ответы на основные вопросы воспитания:
    кто учит, чему и зачем. И речь не о том, что Софья и ее современницы были
    серыми и не образованными: они знали не так уж и мало. Дело в другом: вся
    система женского образования имела конечной целью дать девушке необходимые
    знания для удачной светской карьеры, то есть для благополучного замужества.
    Софья не умеет думать – вот в чем ее беда. Не умеет отвечать за каждый свой
    шаг. Жизнь свою она строит по общепринятым образцам, не стремясь найти свой
    путь.
    С одной
    стороны, ее воспитываю книги. Она зачитывается сентиментальными историями любви
    бедного юноши и богатой девушки. Восхищается их верностью, преданностью.
    Молчалин так похож на романтического героя! Нет ничего дурного в том, что юная
    девушка хочет чувствовать себя героиней романа. Плохо другое -она не видит
    различия между романтическим вымыслом и жизнью, не умеет отличить истинное
    чувство от подделки. Она-то любит. Но ее избранник лишь “отбывает
    повинность”. С другой стороны, Софья неосознанно строит свою жизнь в
    соответствии с общепринятой моралью. В комедии система женских образов
    представлена так, что мы видим как бы весь жизненный путь светской дамы: от
    девичества до глубокой старости. От княжон Тугоуховских до графини бабушки.
    Таков удачный, благополучный путь светской дамы, совершить который стремится
    любая барышня – и Софья тоже: замужество, роль судьи в светских гостиных,
    почтение окружающих – и так до того момента, когда “с бала да в
    могилу”. И для этого пути Чацкий не подходит, а вот Молчалин – просто
    идеал!
    И как это ни
    трагично, отказавшись от Молчалина, Софья не откажется от “молчалинского
    типа”. Вспомним сцену разрыва Софьи с Молчалиным. Оскорбленная, униженная
    Софья гонит от себя недостойного возлюбленного. И все же у нее вырывается::ъ
    будьте рады,
    Что при
    свиданиях со мной в ночной тиши
    Держались более
    вы робости во нраве,
    Чем даже днем,
    и при людях, и въяве;
    В вас меньше
    дерзости, чем кривизны души.
    Даже это
    “кривизна души”, доставившая Софье такой страдание, пугает ее меньше,
    чем дерзость – определяющее качество Молчалина. Вся жизнь света построена на
    криводушии – поэтому так легко пошла Софья на подлость, распустив слух о
    безумии Чацкого. А вот дерзости свет не приемлет. Разочаровавшись в Молчалине,
    Софья продолжает ценить его робость: верный залог того, что следующий ее
    избранник не многим будет отличаться от Молчалина.Софья, безусловно, – натура
    неординарная: страстная, глубокая, самоотверженная. Но все лучшие ее качества
    получили страшное, уродливое развитие – вот почему поистине драматичен образ
    главной героини “Горя от ума”.
    Лучший анализ
    образа Софьи принадлежит И. Гончарову. В статьи “Мильон терзаний” он
    сравнил ее с Татьяной Лариной, показал ее силу и слабость. И главное, оценил в
    ней все достоинства характера реалистического. Две характеристики заслуживают
    особого внимания: “Софья Павловна индивидуально не безнравственна: она
    грешит грехом неведения и слепоты, в котором жили все:” “Это – смесь
    хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и
    убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота – все это не
    имеет в ней характера личных пороков, а является как общие черты ее
    круга”.

    Список
    литературы

    Для подготовки
    данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/

  7. Новаторство А.С.Грибоедова при создании пьесы «Горе от ума» проявилось в органическом слиянии трагического и комического. Поэтому это произведение исследователи творчества Грибоедова называют «высокой комедией» или трагикомедией. Среди главных действующих лиц нет положительных и отрицательных героев в «чистом виде». Грибоедов обрисовал сложные, неоднозначные характеры. Таковы Чацкий, Софья, в какой-то степени – Фамусов и даже Молчалин. Все эти герои попадают в комические обстоятельства и ситуации. При этом они испытывают душевные муки: рушатся их планы, надежды, терпят крах иллюзии. В финале все основные персонажи напоминают героев и трагедии, и комедии. Каждый из них разочарован, оказывается в драматическом и смешном положении одновременно.
    Однако среди участников развязки только Софья и Чацкий испытывают подлинные душевные потрясения, а значит, вызывают сочувствие. По точному определению И.А.Гончарова, дочери Фамусова достался свой «мильон терзаний». В характере Софьи есть качества, выделяющие ее среди людей фамусовского круга. Она умна, наблюдательна, независима, пренебрежительно относится к пересудам и сплетням: «Что мне молва? Кто хочет, так и судит…» Тем не менее, героиня отлично знает неписаные «законы» фамусовского общества и вовремя «подключает» «общественное мненье», чтобы отомстить Чацкому за его «злой язык». Софья соединяет в своей натуре и положительные, и отрицательные черты. Она успешно прошла школу светского притворства и злословия. У нее иногда проявляются барские замашки. Софья, например, сурово обращается к Лизе: «Послушай, вольности ты лишней не бери». Несмотря на сентиментальность, характер у Софьи отцовский – крутой, властный. Противоречия ее характера точно определил И.А.Гончаров: «это – смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения…»
    Героиня начинает страдать уже с первых страниц произведения. Ей приходится скрывать свой роман с безродным Молчалиным. Когда внезапно отец застает ее с возлюбленным, она вынуждена идти на разнообразные уловки и ухищрения. Чтобы выпутаться из критической ситуации, Софья придумывает версию неожиданного столкновения всех участников сцены и сообщает ее отцу:
    Перепугал меня ваш голос чрезвычайно,
    И бросилась сюда я со всех ног…
    Стремясь отвлечь внимание Фамусова от присутствия в ее комнате Молчалина, она сочиняет «страшный сон», который якобы ее испугал.
    Во II действии Софья, увидев падение Молчалина с лошади, сама падает в обморок. Чтобы замаскировать свой испуг, ей приходится снова выкручиваться и давать объяснения. Притворство обходится героине дорого. Она признается Молчалину:
    Да что мне до кого? до них? до всей вселены?
    … Пойду любезничать сквозь слез.
    Боюсь, что выдержать притворства не сумею.
    Появление Чацкого в доме Фамусовых у Софьи вызывает досаду и раздражение. Она так и говорит: «Зачем сюда Бог Чацкого принес!» Именно главный герой с его резким языком и скептическим взглядом на Молчалина и на представителей московского общества, значительная часть из которых приходится родней Софье, кажется девушке возмутителем ее спокойствия, а затем и вовсе лишним в ее окружении. Враждебность Софьи по отношению к молодому человеку возрастает, она с гневом обрушивается на него: «Заметно, что вы желчь на всех излить готовы…»
    Душевные терзания Софьи вызваны тем, что богатые задатки ее натуры испорчены пошлым окружением и ложными идеалами, которые она составила себе под влиянием сентиментальных романов. Ее представления о Молчалине и Чацком далеки от реальности. Молчалин кажется ей романтическим героем. Девушка приписывает ему массу добродетелей, которыми он не обладает. Например, это ее высказывание о Молчалине никак не соответствует действительности: «Молчалин за других себя забыть готов». В отношениях с Чацким героиня столь же «слепа» и «глуха», как и в отношениях с Молчалиным. Девушка не желает его понять, избегает объяснений. Софья несправедлива к нему. Считает его черствым и бессердечным: «Не человек, змея!» Она приписывает ему злобное желание «унизить» и «кольнуть» всякого. Дочь Фамусова отпугивает новый, свободный образ мыслей Чацкого, его остроумие, красноречие. Девушка ошибается, когда видит в Чацком высокомерного выскочку, утверждая, что он «… об себе задумал … высоко». Молчалин устраивает героиню еще и тем, что ему она может покровительствовать, а если выйдет за него замуж, и помыкать им. Секретарь Фамусова соответствует «высокому идеалу московских всех мужей», а с Чацким Софью ожидало бы трудное счастье.
    Ложные представления, умственная и нравственная слепота привели девушку в финале к истинному потрясению. С одной стороны, разоблачение Молчалина, прежде всего наносит удар по ее самолюбию: «Иначе расскажу всю правду батюшке с досады…» С другой стороны, героиня прозревает, понимает, что любила человека недостойного. Софью терзает чувство стыда: «Себя я, стен стыжусь». Героиня винит только себя и искренне раскаивается. «Вся в слезах», она произносит свою последнюю реплику: «Я виню себя кругом».
    В финале в облике Софьи, несмотря на унизительную сцену, проступают черты трагической героини. Как писал И.А.Гончаров, «… Она загублена в духоте … ей … тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого…» Развязка любовного сюжета стала для умной Софьи «горем», жизненной катастрофой.

  8. Софья Фамусова занимает особое место в системе персонажей комедии Грибоедова «Горя от ума». Любовный конфликт с Софьей вовлек Чацкого в конфликт со всем обществом, послужил, по словам Гончарова, «мотивом, поводом к раздражениям, к тому «мильону терзаний», под влиянием которых он только и мог сыграть указанную ему Грибоедовым роль».
    София не принимает сторону Чацкого, но и не принадлежит и к единомышленникам Фамусова, хотя она жила и воспитывалась в его доме. Эта героиня – человек замкнутый, скрытный, к ней трудно подступиться.
    В характере Софьи есть качества, резко выделяющие ее среди людей фамусовского круга. Это, прежде всего, независимость суждений, которая выражается в ее пренебрежительном отношении к пересудам и сплетням («Что мне молва? Кто хочет, так и судит…»). Тем не менее, Софья знает «законы» фамусовского общества и не прочь воспользоваться ими. Например, она ловко подключает «общественное мненье», чтобы отомстить Чацкому.
    Безусловно, в характере Софьи есть не только положительные, но и отрицательные черты. «Смесь хороших инстинктов с ложью» увидел в ней Гончаров. Своеволие, упрямство, капризность, довольно размытые представления о морали делают ее одинаково способной и на хорошие, и на дурные поступки. Ведь, оклеветав Чацкого, Софья поступила безнравственно, хотя сама осталась убежденной в том, что Чацкий — совершенно «нормальный» человек. Главный герой же окончательно разочаровался в Софье именно тогда, когда узнал, что ей обязан «этим вымыслом».
    Эта героиня умна, наблюдательна, рациональна в своих поступках, но любовь к Молчалину, одновременно эгоистическая и безрассудная, ставит ее в нелепое, комическое положение. В разговоре с Чацким София до небес превозносит душевные качества Молчалина, но настолько ослеплена своим чувством, что не замечает, «как портрет выходит пошл» (Гончаров). Ее похвалы Молчалину («Целый день играет!», «Молчит, когда его бранят!») дают совершенно противоположный эффект: Чацкий отказывается понимать все сказанное Софьей буквально и приходит к выводу, что «она его не уважает».
    Эта девушка, любительница французских романов, очень сентиментальна. Вероятно, как и пушкинские героини из «Евгения Онегина», она мечтает о «Грандисоне», но вместо «гвардии сержанта» находит другой «совершенства образец» — воплощение «умеренности и аккуратности». Софья идеализирует Молчалина, даже не пытаясь узнать, каков он на самом деле, не замечая его «пошлости» и притворства.
    «Бог нас свел» — этой романической» формулой исчерпывается смысл любви Софьи к Молчалину. Он сумел понравиться ей, прежде всего, тем, что ведет себя, как живая иллюстрация к только что прочитанному роману: «Возьмет он руку, к сердцу жмет, / Из глубины души вздохнет…».
    Отношение Софьи к Чацкому совершенно иное: ведь она не любит его, поэтому не желает выслушать, не стремится понять, избегает объяснений. Софья несправедлива к главному герою, приписывая ему злобное желание «унизить» и «кольнуть» всякого, и даже не пытается скрыть свое безразличие к нему: «На что вы мне?» В отношениях с Чацким героиня столь же «слепа » и «глуха», как и в отношениях с Молчалиным: ее представление о бывшем возлюбленном далеко от реальности.
    Софья, главная виновница душевных терзаний Чацкого, сама вызывает сочувствие. По-своему искренняя и страстная, она полностью отдается любви, не замечая, что Молчалин лицемерит. Даже забвение приличий (ночные свидания, неумение скрывать от окружающих свою любовь) — свидетельство силы ее чувства. Любовь к «безродному» секретарю отца выводит Софью за пределы фамусовского круга, ведь она сознательно рискует своей репутацией. При всей книжности и очевидном комизме эта любовь — своеобразный вызов героини и отцу, который озабочен тем, чтобы приискать ей богатого жениха-карьериста, и обществу, которое извиняет только открытый, ничем не прикрытый разврат.
    Высота чувств, не свойственная фамусовскому обществу, делает Софью внутренне свободной. Она настолько счастлива своей любовью, что не боится разоблачения и возможного наказания: «Счастливые часов не наблюдают». Неслучайно Гончаров сравнил Софью с пушкинской Татьяной: «… Она в любви своей точно так же готова выдать себя, как Татьяна: обе, как в лунатизме, бродят в увлечении с детской простотой. И София, как Татьяна же, сама начинает роман, не находя в этом ничего предосудительного».
    Софья обладает сильным характером и развитым чувством собственного достоинства. Она самолюбива, горда, умеет внушить уважение к себе. В финале комедии героиня прозревает, понимая, что была несправедлива к Чацкому и любила человека недостойного ее любви. Любовь сменяется презрением к Молчалину: «Упреков, жалоб, слез моих / Не смейте ожидать, не стоите вы их…».
    Хотя, по мнению Софии, свидетелей унизительной сцены с Молчалиным не было, ее мучит чувство стыда: «Себя я, стен стыжусь». София осознает свой самообман, винит только себя и искренне раскаивается. «Вся в слезах», она произносит свою последнюю реплику: «Я виню себя кругом».
    В последних сценах «Горя от ума» от прежней капризной и самоуверенной Софьи не остается и следа — «оптический обман» раскрылся, и в ее облике отчетливо проступают черты трагической героини. Судьба Софии, на первый взгляд, неожиданно, но в полном соответствии с логикой ее характера, сближается с трагической судьбой отвергнутого ею Чацкого. Действительно, как тонко заметил И.А.Гончаров, в финале комедии ей приходится «тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого, и ей достается «мильон терзаний» ». Развязка любовного сюжета комедии обернулась для умной Софии «горем», жизненной катастрофой.

  9. Мильон терзаний Софьи Фамусовой в комедии Грибоедова «Горе от ума»

    Автор: Грибоедов А.С.
    Вообще к Софье Павловне трудно
    отнестись не симпатично: в ней
    есть сильные задатки недюжинной
    натуры, живого ума, страстности
    и женской мягкости.
    И. А. Гончаров
    А. С. Грибоедов вошел в историю русской и мировой литературы как создатель гениальной комедии «Горе от ума». Она интересна не только с точки зрения проблем русского общества первой половины XIX века, но и с точки зрения характеров героев. Чаще всего говорят о Чацком. Но и образ Софьи Павловны Фамусовой заслуживает не меньшего внимания.
    В литературе того времени он трактовался неоднозначно. А. С. Пушкин считал, что образ Софьи обрисован неясно. Сам автор дает ей следующую характеристику: «девушка, сама не глупая, предпочитает дурака умному человеку». И. А. Гончаров в своем очерке «Мильон терзаний» относится к Софье с большой симпатией.
    Образ Софьи Павловны сложен. Он стоит особняком во всей комедии, не совсем вписываясь в общество Фамусовых и Молчалиных. Но и Чацкий ее отталкивает острым умом, язвительностью и прежде всего тем, что оскорбил в ней чувство любви. Все же она ближе к Чацкому, потому что пороки отца и окружающих еще не совсем привились ей. Сближает их и драматизм положения — у Софьи тоже свой «мильон терзаний», главная причина которых — любовь к Молчалину.
    Не спешите, однако, обвинять эту девушку в нравственной и умственной слепоте Это не собственно ее порок, это порок общества, в котором она выросла. Уроки жизни эта юная девушка брала у светских дам. И, хотя ей дали хорошее по тем временам образование, оно не развило ее природной любознательности и способности мыслить и анализировать. Героиня увлекается французской литературой, откуда черпает житейскую мудрость. Естественно, что все ее представления о жизни искажены и романтичны. Софья ищет любви, но ее не привлек бы в этом качестве бойкий, острый на язык и ум Чацкий. Ее коробят его остроты, они оскорбляют ее чувствительность и благовоспитанность. А Молчалин так похож со своей стыдливостью, скромностью на героя сентиментального романа! Сыграло роль и то обстоятельство, что выбор предмета любви был крайне ограничен. И Софья сама начинает роман, с радостью обманывается и восхищается качествами Молчалина, которые вызывают презрение Чацкого:
    Чудеснейшего свойства Он наконец: уступчив, скромен, тих, В лице ни тени беспокойства, А на душе проступков никаких, Чужих и вкривь и вкось не рубит.
    Софья признается, что в нем нет блестящего ума, но это не тревожит ее. Зато волнует другое:
    Возьмет он руку, к сердцу жмет.
    Из глубины души вздохнет,
    Ни слова вольного, и так вся ночь проходит.
    Мы уверены, что это так. Нравственность Софьи Павловны мы тоже не ставим под сомнение, хотя Молчалин проводит ночи в ее комнате. Она наивно говорит Лизе о их времяпровождении, хотя и понимает, что ее поведение вызовет осуждение. Сама же она в этом не видит ничего предосудительного.
    Не приходится также сомневаться в искренности и глубине чувства Софьи. Но этой любви Молчалин обязан не только скромностью, но и бедностью. «Влечение покровительствовать любимому человеку, бедному, скромному, не могущему поднять на нее глаза, возвысить его до себя, до своего круга, дать ему семейное право» — вот ее цель, по мнению Гончарова.
    Софья Павловна привлекает нас своей естественностью и простотой, свободой от предрассудков. Она наделена умом и сильным характером, мечтательностью и горячностью. В то же время она — дитя фамусовского общества, а потому бессознательно действует и живет по тем же законам. Вот почему она оказалась способна оклеветать Чацкого.
    К сожалению, Софья не может выйти замуж за иного героя, нежели Молчалин. Ей нужен муж — мальчик, ибо она подсознательно стремится к власти. В слепом чувстве любви она не увидела, что нужно Молчалину для того, чтобы пользоваться ее влиянием. Когда именно Чацкий становится свидетелем ее позора, сердце ее разбивается. Это и составляется «Мильон терзаний».

  10. Единственный персонаж, задуманный и исполненный в комедии “Горе от ума”, как близкий Чацкому, – это Софья Павловна Фамусова. Грибоедов писал о ней: “Девушка сама не глупая предпочитает дурака умному человеку:”
    В этом персонаже воплощен характер сложный, автор ушел здесь от сатиры и фарса. Он представил женский характер большой силы и глубины. Софье довольно долго “не везло” в критике. Даже Пушкин считал этот образ неудачей автора: “Софья начертана неясно”. И только Гончаров в “Мильоне терзаний” в 1878 году впервые понял и оценил по достоинству этот персонаж и его роль в пьесе.
    Софья – лицо драматическое, она персонаж бытовой драмы, а не социальной комедии. Она – так же как и Чацкий – натура страстная, живущая сильным и настоящим чувством. И пусть предмет ее страсти убог и жалок – это не делает ситуацию смешной, напротив, углубляет ее драматизм. В лучших спектаклях актрисы в роли Софьи играют любовь. Это в ней самое главное, это формирует линию ее поведения. Мир для нее поделен надвое: Молчалин и все остальные. Когда нет избранника – все мысли только о скорой встречи.
    В Софьи воплотилась сила первого чувства, но в то же время любовь ее нерадостна и несвободна. Она прекрасно отдает себе отчет в том, что избранник никогда не будет принят ее отцом. Мысль об этом омрачает жизнь, Софья уже внутренне готова к борьбе. Чувства настолько переполняют душу, что она исповедуется в своей любви, казалось бы, совершенно случайным людям: сначала служанке Лизе, а затем и вовсе самому неподходящему человеку – Чацкому. Софья настолько влюблена и одновременно удручена необходимостью постоянно таиться от отца, что ей попросту изменяет здравый смысл. Сама ситуация лишает ее возможности рассуждать: “Да что мне до кого? До них? До всей вселенной?”
    Софье с самого начала уже можно посочувствовать. Но в выборе ее столько же свободы, сколько и предопределенности. Она выбрала и полюбила человека удобного: мягкого, тихого и безропотного (таким предстает Молчалин в ее характеристиках). Софья, как ей кажется, относится к нему здраво и критически: “Конечно, нет в нем этого ума, Что гений для иных, а для иных чума, Который скор, блестящ и скоро опротивит: Да эдакий ли ум семейство осчастливит?” Вероятно, ей кажется, что она поступила очень практично. Но в финале, когда она становится невольной свидетельницей “ухаживания” Молчалина за Лизой, она поражена в самое сердце, она уничтожена – это один из самых драматичных моментов пьесы.
    Как же случилось, что умная и глубокая девушка не только предпочла Чацкому подлеца, бездушного карьериста Молчалина, но и совершила предательство, пустив слух о безумии любящего ее человека? Отвлечемся от Софьи и вспомним другую литературную героиню – Марью Болконскую из “Войны и мира”. Вспомним, как отец ежедневно давал ей уроки геометрии, в которой бедная княжна так и не смогла разобраться. Так ли нужна была эта геометрия Марии Болконской? Нет, разумеется. Князь стремился научить дочь мыслить: ведь математика развивает логическое мышление. Заставляя княжну изучать математику, князь лишь искал пути нового воспитания, ибо видел всю пагубность того образования, которое получали девушки-дворянки его эпохи. В “Горе от ума” есть исчерпывающее определение такого образования:
    Берем же побродяг и в дом, и по билетам,
    Чтоб наших дочерей всему учить, всему –
    И танцам! И пенью! И нежностям! И вздохам!
    Как будто в жены их готовим скоморохам.
    Как отчетливо сформулированы в этой гневной реплике ответы на основные вопросы воспитания: кто учит, чему и зачем. И речь не о том, что Софья и ее современницы были серыми и не образованными: они знали не так уж и мало. Дело в другом: вся система женского образования имела конечной целью дать девушке необходимые знания для удачной светской карьеры, то есть для благополучного замужества. Софья не умеет думать – вот в чем ее беда. Не умеет отвечать за каждый свой шаг. Жизнь свою она строит по общепринятым образцам, не стремясь найти свой путь.
    С одной стороны, ее воспитываю книги. Она зачитывается сентиментальными историями любви бедного юноши и богатой девушки. Восхищается их верностью, преданностью. Молчалин так похож на романтического героя! Нет ничего дурного в том, что юная девушка хочет чувствовать себя героиней романа. Плохо другое -она не видит различия между романтическим вымыслом и жизнью, не умеет отличить истинное чувство от подделки. Она-то любит. Но ее избранник лишь “отбывает повинность”. С другой стороны, Софья неосознанно строит свою жизнь в соответствии с общепринятой моралью. В комедии система женских образов представлена так, что мы видим как бы весь жизненный путь светской дамы: от девичества до глубокой старости. От княжон Тугоуховских до графини бабушки. Таков удачный, благополучный путь светской дамы, совершить который стремится любая барышня – и Софья тоже: замужество, роль судьи в светских гостиных, почтение окружающих – и так до того момента, когда “с бала да в могилу”. И для этого пути Чацкий не подходит, а вот Молчалин – просто идеал!
    И как это ни трагично, отказавшись от Молчалина, Софья не откажется от “молчалинского типа”. Вспомним сцену разрыва Софьи с Молчалиным. Оскорбленная, униженная Софья гонит от себя недостойного возлюбленного. И все же у нее вырывается::ъ
    будьте рады,
    Что при свиданиях со мной в ночной тиши
    Держались более вы робости во нраве,
    Чем даже днем, и при людях, и въяве;
    В вас меньше дерзости, чем кривизны души.
    Даже это “кривизна души”, доставившая Софье такой страдание, пугает ее меньше, чем дерзость – определяющее качество Молчалина. Вся жизнь света построена на криводушии – поэтому так легко пошла Софья на подлость, распустив слух о безумии Чацкого. А вот дерзости свет не приемлет. Разочаровавшись в Молчалине, Софья продолжает ценить его робость: верный залог того, что следующий ее избранник не многим будет отличаться от Молчалина.Софья, безусловно, – натура неординарная: страстная, глубокая, самоотверженная. Но все лучшие ее качества получили страшное, уродливое развитие – вот почему поистине драматичен образ главной героини “Горя от ума”.
    Лучший анализ образа Софьи принадлежит И. Гончарову. В статьи “Мильон терзаний” он сравнил ее с Татьяной Лариной, показал ее силу и слабость. И главное, оценил в ней все достоинства характера реалистического. Две характеристики заслуживают особого внимания: “Софья Павловна индивидуально не безнравственна: она грешит грехом неведения и слепоты, в котором жили все:” “Это – смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота – все это не имеет в ней характера личных пороков, а является как общие черты ее круга”.

  11. Стремясь отвлечь внимание Фамусова от присутствия в ее комнате Молчалина, она сочиняет «страшный сон», который якобы ее испугал.
    Во II действии Софья, увидев падение Молчалина с лошади, сама падает в обморок. Чтобы замаскировать свой испуг, ей приходится снова выкручиваться и давать объяснения. Притворство обходится героине дорого. Она признается Молчалину:
    Да что мне до кого? до них? до всей вселены?
    … Пойду любезничать сквозь слез.
    Боюсь, что выдержать притворства не сумею.
    Появление Чацкого в доме Фамусовых у Софьи вызывает досаду и раздражение. Она так и говорит: «Зачем сюда Бог Чацкого принес!» Именно главный герой с его резким языком и скептическим взглядом на Молчалина и на представителей московского общества, значительная часть из которых приходится родней Софье, кажется девушке возмутителем ее спокойствия, а затем и вовсе лишним в ее окружении. Враждебность Софьи по отношению к молодому человеку возрастает, она с гневом обрушивается на него: «Заметно, что вы желчь на всех излить готовы…»
    Душевные терзания Софьи вызваны тем, что богатые задатки ее натуры испорчены пошлым окружением и ложными идеалами, которые она составила себе под влиянием сентиментальных романов. Ее представления о Молчалине и Чацком далеки от реальности. Молчалин кажется ей романтическим героем. Девушка приписывает ему массу добродетелей, которыми он не обладает. Например, это ее высказывание о Молчалине никак не соответствует действительности: «Молчалин за других себя забыть готов». В отношениях с Чацким героиня столь же «слепа» и «глуха», как и в отношениях с Молчалиным. Девушка не желает его понять, избегает объяснений. Софья несправедлива к нему. Считает его черствым и бессердечным: «Не человек, змея!» Она приписывает ему злобное желание «унизить» и «кольнуть» всякого. Дочь Фамусова отпугивает новый, свободный образ мыслей Чацкого, его остроумие, красноречие. Девушка ошибается, когда видит в Чацком высокомерного выскочку, утверждая, что он «… об себе задумал … высоко». Молчалин устраивает героиню еще и тем, что ему она может покровительствовать, а если выйдет за него замуж, и помыкать им. Секретарь Фамусова соответствует «высокому идеалу московских всех мужей», а с Чацким Софью ожидало бы трудное счастье.
    Ложные представления, умственная и нравственная слепота привели девушку в финале к истинному потрясению. С одной стороны, разоблачение Молчалина, прежде всего наносит удар по ее самолюбию: «Иначе расскажу всю правду батюшке с досады…» С другой стороны, героиня прозревает, понимает, что любила человека недостойного. Софью терзает чувство стыда: «Себя я, стен стыжусь». Героиня винит только себя и искренне раскаивается. «Вся в слезах», она произносит свою последнюю реплику: «Я виню себя кругом».
    В финале в облике Софьи, несмотря на унизительную сцену, проступают черты трагической героини. Как писал И.А.Гончаров, «… Она загублена в духоте … ей … тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого…» Развязка любовного сюжета стала для умной Софьи «горем», жизненной катастрофой.

  12. Сочинение: “Мильон терзаний” Софьи Фамусовой
    “Мильон
    терзаний” Софьи Фамусовой (По комедии Грибоедова “Горе от ума”)

    Единственный
    персонаж, задуманный и исполненный в комедии “Горе от ума”, как
    близкий Чацкому, – это Софья Павловна Фамусова. Грибоедов писал о ней:
    “Девушка сама не глупая предпочитает дурака умному человеку:”
    В этом
    персонаже воплощен характер сложный, автор ушел здесь от сатиры и фарса. Он
    представил женский характер большой силы и глубины. Софье довольно долго
    “не везло” в критике. Даже Пушкин считал этот образ неудачей автора:
    “Софья начертана неясно”. И только Гончаров в “Мильоне
    терзаний” в 1878 году впервые понял и оценил по достоинству этот персонаж
    и его роль в пьесе.
    Софья – лицо
    драматическое, она персонаж бытовой драмы, а не социальной комедии. Она – так
    же как и Чацкий – натура страстная, живущая сильным и настоящим чувством. И
    пусть предмет ее страсти убог и жалок – это не делает ситуацию смешной,
    напротив, углубляет ее драматизм. В лучших спектаклях актрисы в роли Софьи
    играют любовь. Это в ней самое главное, это формирует линию ее поведения. Мир
    для нее поделен надвое: Молчалин и все остальные. Когда нет избранника – все
    мысли только о скорой встречи.
    В Софьи воплотилась
    сила первого чувства, но в то же время любовь ее нерадостна и несвободна. Она
    прекрасно отдает себе отчет в том, что избранник никогда не будет принят ее
    отцом. Мысль об этом омрачает жизнь, Софья уже внутренне готова к борьбе.
    Чувства настолько переполняют душу, что она исповедуется в своей любви,
    казалось бы, совершенно случайным людям: сначала служанке Лизе, а затем и вовсе
    самому неподходящему человеку – Чацкому. Софья настолько влюблена и
    одновременно удручена необходимостью постоянно таиться от отца, что ей попросту
    изменяет здравый смысл. Сама ситуация лишает ее возможности рассуждать:
    “Да что мне до кого? До них? До всей вселенной?”
    Софье с самого
    начала уже можно посочувствовать. Но в выборе ее столько же свободы, сколько и
    предопределенности. Она выбрала и полюбила человека удобного: мягкого, тихого и
    безропотного (таким предстает Молчалин в ее характеристиках). Софья, как ей
    кажется, относится к нему здраво и критически: “Конечно, нет в нем этого
    ума, Что гений для иных, а для иных чума, Который скор, блестящ и скоро
    опротивит: Да эдакий ли ум семейство осчастливит?” Вероятно, ей кажется,
    что она поступила очень практично. Но в финале, когда она становится невольной
    свидетельницей “ухаживания” Молчалина за Лизой, она поражена в самое
    сердце, она уничтожена – это один из самых драматичных моментов пьесы.
    Как же
    случилось, что умная и глубокая девушка не только предпочла Чацкому подлеца,
    бездушного карьериста Молчалина, но и совершила предательство, пустив слух о
    безумии любящего ее человека? Отвлечемся от Софьи и вспомним другую
    литературную героиню – Марью Болконскую из “Войны и мира”. Вспомним,
    как отец ежедневно давал ей уроки геометрии, в которой бедная княжна так и не
    смогла разобраться. Так ли нужна была эта геометрия Марии Болконской? Нет,
    разумеется. Князь стремился научить дочь мыслить: ведь математика развивает
    логическое мышление. Заставляя княжну изучать математику, князь лишь искал пути
    нового воспитания, ибо видел всю пагубность того образования, которое получали
    девушки-дворянки его эпохи. В “Горе от ума” есть исчерпывающее
    определение такого образования:
    Берем же
    побродяг и в дом, и по билетам,
    Чтоб наших
    дочерей всему учить, всему –
    И танцам! И
    пенью! И нежностям! И вздохам!
    Как будто в
    жены их готовим скоморохам.
    Как отчетливо
    сформулированы в этой гневной реплике ответы на основные вопросы воспитания:
    кто учит, чему и зачем. И речь не о том, что Софья и ее современницы были
    серыми и не образованными: они знали не так уж и мало. Дело в другом: вся
    система женского образования имела конечной целью дать девушке необходимые
    знания для удачной светской карьеры, то есть для благополучного замужества.
    Софья не умеет думать – вот в чем ее беда. Не умеет отвечать за каждый свой
    шаг. Жизнь свою она строит по общепринятым образцам, не стремясь найти свой
    путь.
    С одной
    стороны, ее воспитываю книги. Она зачитывается сентиментальными историями любви
    бедного юноши и богатой девушки. Восхищается их верностью, преданностью.
    Молчалин так похож на романтического героя! Нет ничего дурного в том, что юная
    девушка хочет чувствовать себя героиней романа. Плохо другое -она не видит
    различия между романтическим вымыслом и жизнью, не умеет отличить истинное
    чувство от подделки. Она-то любит. Но ее избранник лишь “отбывает
    повинность”. С другой стороны, Софья неосознанно строит свою жизнь в
    соответствии с общепринятой моралью. В комедии система женских образов
    представлена так, что мы видим как бы весь жизненный путь светской дамы: от
    девичества до глубокой старости. От княжон Тугоуховских до графини бабушки.
    Таков удачный, благополучный путь светской дамы, совершить который стремится
    любая барышня – и Софья тоже: замужество, роль судьи в светских гостиных,
    почтение окружающих – и так до того момента, когда “с бала да в
    могилу”. И для этого пути Чацкий не подходит, а вот Молчалин – просто
    идеал!
    И как это ни
    трагично, отказавшись от Молчалина, Софья не откажется от “молчалинского
    типа”. Вспомним сцену разрыва Софьи с Молчалиным. Оскорбленная, униженная
    Софья гонит от себя недостойного возлюбленного. И все же у нее вырывается::ъ
    будьте рады,
    Что при
    свиданиях со мной в ночной тиши
    Держались более
    вы робости во нраве,
    Чем даже днем,
    и при людях, и въяве;
    В вас меньше
    дерзости, чем кривизны души.
    Даже это
    “кривизна души”, доставившая Софье такой страдание, пугает ее меньше,
    чем дерзость – определяющее качество Молчалина. Вся жизнь света построена на
    криводушии – поэтому так легко пошла Софья на подлость, распустив слух о
    безумии Чацкого. А вот дерзости свет не приемлет. Разочаровавшись в Молчалине,
    Софья продолжает ценить его робость: верный залог того, что следующий ее
    избранник не многим будет отличаться от Молчалина.Софья, безусловно, – натура
    неординарная: страстная, глубокая, самоотверженная. Но все лучшие ее качества
    получили страшное, уродливое развитие – вот почему поистине драматичен образ
    главной героини “Горя от ума”.
    Лучший анализ
    образа Софьи принадлежит И. Гончарову. В статьи “Мильон терзаний” он
    сравнил ее с Татьяной Лариной, показал ее силу и слабость. И главное, оценил в
    ней все достоинства характера реалистического. Две характеристики заслуживают
    особого внимания: “Софья Павловна индивидуально не безнравственна: она
    грешит грехом неведения и слепоты, в котором жили все:” “Это – смесь
    хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и
    убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота – все это не
    имеет в ней характера личных пороков, а является как общие черты ее
    круга”.
    Список
    литературы

    Для подготовки
    данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/

  13. А. С. Грибоедов вошел в историю русской и мировой литературы как создатель гениальной комедии Горе от ума”. Она интересна не только с точки зрения проблем русского общества первой половины XIX века, но и сточки зрения характеров героев. Чаще всего говорят о Чацком. Но и образ Софьи Павловны Фамусовой заслуживает не меньшего внимания.
    В литературе того времени он трактовался неоднозначно. А. С. Пушкин считал, что образ Софьи обрисован неясно. Сам автор дает ей следующую характеристику: “девушка, сама не глупая, предпочитает дурака умному человеку”. И. А. Гончаров в своем очерке “Мильон терзаний” относится к Софье с большой симпатией.
    Образ Софьи Павловны сложен. Он стоит особняком во всей комедии, не совсем вписываясь в общество Фамусовых и Молчалиных. Но и Чацкий ее отталкивает острым умом, язвительностью и прежде всего тем, что оскорбил в ней чувство любви. Все же она ближе к Чацкому, потому что пороки отца и окружающих еще не совсем привились ей. Сближает их и драматизм положения – у Софьи тоже свой “мильон терзаний”, главная причина которых – любовь к Молчалину.
    Не спешите, однако, обвинять эту девушку в нравственной и умственной слепоте. Это не собственно ее порок, это порок общества, в котором она выросла. Уроки жизни эта юная девушка брала у светских дам. И, хотя ей дали хорошее по тем временам образование, оно не развило ее природной любознательности и способности мыслить и анализировать. Героиня увлекается французской литературой, откуда черпает житейскую мудрость. Естественно, что все ее представления о жизни искажены и романтичны. Софья ищет любви, но ее не привлек бы в этом качестве бойкий, острый на язык и ум Чацкий. Ее коробят его остроты, они оскорбляют ее чувствительность и благовоспитанность. А Молчалин так похож со своей стыдливостью, скромностью на героя сентиментального романа! Сыграло роль и то обстоятельство, что выбор предмета любви был крайне ограничен. И Софья сама начинает роман, с радостью обманывается и восхищается качествами Молчалина, которые вызывают презрение Чацкого:
    Чудеснейшего свойства
    Он наконец: уступчив, скромен, тих,
    В лице ни тени беспокойства,
    А на душе проступков никаких,
    Чужих и вкривь и вкось не рубит.
    Софья признается, что в нем нет блестящего ума, но это не тревожит ее. Зато волнует другое:
    Возьмет он руку, к сердцу жмет,
    Из глубины души вздохнет,
    Ни слова вольного, и так вся ночь проходит.
    Мы уверены, что это так. Нравственность Софьи Павловны мы тоже не ставим под сомнение, хотя Молчалин проводит ночи в ее комнате. Она наивно говорит Лизе об их времяпровождении, хотя и понимает, что ее поведение вызовет осуждение. Сама же она в этом не видит ничего предосудительного.
    Не приходится также сомневаться в искренности и глубине чувства Софьи. Но этой любви Молчалин обязан не только скромностью, но и бедностью. “Влечение покровительствовать любимому человеку, бедному, скромному, не могущему поднять на нее глаза, возвысить его до себя, до своего круга, дать ему семейное право” – вот ее цель, по мнению Гончарова.
    Софья Павловна привлекает нас своей естественностью и простотой, свободой от предрассудков. Она наделена умом и сильным характером, мечтательностью и горячностью. В то же время она – дитя фамусовского общества, а потому бессознательно действует и живет по тем же законам. Вот почему она оказалась способна оклеветать Чацкого.
    К сожалению, Софья не может выйти замуж за иного героя, нежели Молчалин. Ей нужен муж – мальчик, ибо она подсознательно стремится к власти. В слепом чувстве любви она не увидела, что нужно Молчалину для того, чтобы пользоваться ее влиянием. Когда именно Чацкий становится свидетелем ее позора, сердце ее разбивается. Это и составляет “Мильон терзаний”. .

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *