Сочинение на тему мир человеческих чувств в прозе бунина

10 вариантов

  1. Иван Алексеевич Бунин и Александр Иванович Куприн – великие писатели-реалисты конца 19-го – начала 20-го века. Оба литератора известны своими рассказами о любви, оба – тонкие психологи. Язык их произведений поразительно точный и живой, описания всегда отличаются яркостью и выразительностью. Бунина и Куприна сближает высота их талантов, но личность каждого из писателей придаёт особое, неповторимое очарование его произведениям.
    Бунин следует традициям русских классиков 19-го века: внутреннее состояние персонажей он передаёт, в основном, с помощью внешних деталей. Большую часть повествования писатель ведёт с точки зрения третьего лица: Бунин рассказывает историю извне, лишь время от времени раскрывая мысли главного героя. Кроме того, автор иногда покидает основного персонажа, освещая события, о которых герой ничего не знает. (Этот переход всегда оправдан тем, что сторонние, с точки зрения главного героя, происшествия играют важную роль в его характеристике). В своих произведениях Бунин делает акцент на цвете, свете и запахах, составляющих фон повествования. Благодаря насыщенным картинам обстановки читатель легко погружается в атмосферу рассказа.
    Куприн по манере повествования стоит ближе к своему герою. Двигаясь по сюжету вместе с ним, писатель обо всём рассказывает с позиции главного персонажа. Поэтому о переживаниях героя Куприн пишет напрямую, всегда показывая причины его эмоционального состояния. Эти пояснения у Куприна смотрятся удивительно естественно, потому что они написаны простым, подходящим персонажу (и ситуации) языком. Автор подбирает очень меткие и точные слова: то, что в жизни мы обычно ощущаем смутно, он сводит в один ясный образ. Например: «Они плясали, но в этой пляске, как и в пении, было что-то деревянное, мёртвое,
    от чего хотелось плакать». Или: «Красота момента опьяняет его . На секунду ему кажется, что это музыка обдаёт его волнами такого жгучего, ослепительного света и что медные, ликующие крики падают сверху, с неба, из солнца».
    Куприн, вообще, очень честный писатель. Многие произведения («Олеся», «Кадеты», «Поединок») он создал, основываясь на опыте своих собственных переживаний, и поэтому в его повестях так много мелких деталей, поражающих психологизмом. Так, Ромашов – молодой офицер, только вступивший на путь духовного взросления, —любит думать о себе выспренными фразами из любовных романов. Эта деталь подчёркивает его наивность и незрелость, она раскрывает большyю часть внутреннего мира героя. Те же стороны характера Ромашова показывают и его размышления о самоубийстве: в своих мечтаниях офицер вновь предстаёт до умиления самолюбивым и наивным. Психологические детали не только характеризуют главного героя точнее любых прилагательных, но и раскрывают перед читателями часть его внутреннего мира, позволяя прочувствовать характер персонажа. Благодаря высокохудожественному языку и тонкому психологизму произведения Куприна берут за душу, оставляя неизгладимое впечатление.
    Александр Куприн кажется мне более открытым и близким к читателю, чем Иван Бунин. Куприн обо всём говорит легко и напрямую, тогда как Бунин рассказывает лишь самое основное, предоставляя читателю самому обдумывать детали рассказа. Бунин-рассказчик смотрит на всё со стороны, серьёзно и вдумчиво. Между Куприным и его героями нет такого расстояния: этот писатель сочувствует своим персонажам, иногда иронизирует над ними – он всегда рядом. Кроме того, вопросы, интересующие героев Куприна, очень «молодые»: это и поиск своего места в мире, и первые искания смысла жизни, и главное – познание самого себя. Для творчества Бунина характерны более общие, «взрослые», философские проблемы: потерянная любовь, ностальгия по деревне, поиск смысла уже прошедшей жизни. Тем не менее, оба писателя хорошо знали жизнь и умели тонко чувствовать людей, а потому по их произведениям можно изучать мир человеческой души.

    Библиографическая ссылка

    Кошелева Д.В. МИР ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЧУВСТВ В ПРОЗЕ БУНИНА И КУПРИНА // Литературное творчество школьников. – 2019. – № 1-2. – С. 119-120;
    URL: https://school-literature.ru/ru/article/view?id=1425 (дата обращения: 26.09.2019).

  2. «Порывом свежего ветра» влились в русскую литературу рассказы Александра Ивановича Куприна о любви: «Гранатовый браслет», «Олеся».
    По определению самого Куприна, «Гранатовый браслет» — самая «целомудренная» его вещь. Традиционный сюжет о маленьком чиновнике и женщине светского общества Куприн развернул в поэму о безответной любви, возвышенной, бескорыстной, самозабвенной.
    Обладателем душевных богатств, красоты чувства в рассказе выступает бедный человек — чиновник Желтков, семь лет искренне любивший княгиню Веру Николаевну Шеину. «Для него не существовало жизни без тебя», — сказал о Желткове муж княгини — князь Василий. Желтков любил Шеину без малейшей надежды на взаимность. Счастьем для него было уже то, что она читала его письма. Желткову были дороги все мелочи, связанные с ней. Он хранил платок, забытый ею, программку, которую она держала, записку, в которой княгиня запретила писать ей. Он поклонялся этим вещам, как поклоняются верующие святым реликвиям. «Я мысленно кланяюсь до земли мебели, на которой Вы сидите, паркету, по которому Вы ходите, деревьям, которые Вы мимоходом трогаете, прислуге, с которой Вы говорите». Желтков обожествлял княгиню, дажечумирая: «Уходя, я в восторге говорю: «Да святится имя Твое». В скучной жизни мелкого чиновника, в постоянной борьбе за жизнь, работе за кусок хлеба это внезапно возникнувшее чувство было, по словам самого героя, «… громадное счастье … любовь, которою Богу было угодно за что-то меня вознаградить».
    Желткова не способен был понять брат княгини Веры, но ее муж — князь Василий Львович — оценил чувство этого человека, хоть и вынужден был по законам приличия прекратить эту историю. Он предчувствовал трагический конец: «Мне казалось, что я присутствую при громадном страдании, от которого люди умирают», — признается он Вере.
    Княгиня Вера сначала относилась с некоторым презрением к письмам и подаркам Г. С. Ж., затем в ее душе шевельнулась жалость к несчастному влюбленному. После смерти Желткова «…она поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее».
    В согласие с собой после смерти Желткова Вера пришла только после того, как по просьбе человека, покончившего ради нее с жизнью, прослушала «лучшее произведение Бетховена» — Вторую сонату. Музыка как бы говорила ей от имени души Желткова: «мы с тобой любим друг друга только одно мгновение, но навеки». И Вера чувствует, что в душе бедного человека в час смерти действительно не шевельнулись ни злоба, ни ненависть, ни даже обида к ней, виновнице большого счастья и большой трагедии жизни Желткова, и что умирал он любя и благословляя свою возлюбленную.
    Куприн показал в своей повести «Гранатовый браслет» светлые человеческие чувства, противопоставляемые черствости окружающего мира.
    Помимо Куприна я хочу рассказать о И. А. Бунине и на примере одного из его замечательных произведений «Господин из Сан- Франциско» доказать, что чувства человека играют одну из наиболее важных ролей. Ведь Иван Алексеевич Бунин — выдающийся русский писатель. О нем можно говорить много и причем не переставая. Язык рассказа Бунина очень образный. С помощью различных художественных средств писатель придает рассказу настроение тревожного ожидания.
    Бунин в своем рассказе рисует не определенную человеческую индивидуальность, а устоявшийся социальный тип миллионера, не имеющего ни души,’ ни имени. Писатель показывает впрямую насилие, эксплуатацию, при помощи которых «господин» разбогател. Бунин искусно дает почувствовать, как мертвящий отблеск этого «господина» ложится и на его жену, не отличавшуюся впечатлительностью, и дочь, девицу в возрасте, занятую всецело улавливанием женихов. Мертвым светом освещены и музеи, которые он посещает; «золотыми удавами фонарей» заиграла пристань, к которой причалил «господин»; «пальмы блистали жестью» у гостиницы, в которую он прибыл. В рассказе четко расставлены символы, долженствующие напомнить о неизбежной гибели этого царства наживы и похоти. В рассказе не раз символично подчеркивается: «океан бурно за стеной ходил черными горами». «Господин» умер в читальне отеля, перед роскошным обедом, неожиданно, сразу: «между строк газеты что-то вспыхнуло перед ним стеклянным блеском, шея напружинилась и глаза выпучились, тело поползло с дивана, извиваясь, ботинки каблуками задрали ковер». Как только «господина» хватил удар, хозяин гостиницы стал наглеть и не церемониться. Тело он не разрешил положить в номере, чтобы не отбить клиентов. «Господин стал вещью». Хозяину вдруг стали совсем не интересны те пустяки, что могли теперь оставить в его кассе приехавшие из Сан-Франциско. Но смысл рассказа все же в том, что в
    борьбе с капиталом, который проводит свою опустошительную работу в душе человека, делает миллионы людей рабами, гонит их на смерть. Ведь рассказ «Господин из Сан-Франциско» и был попыткой поднять свою писательскую значимость, громко сказать о бесчеловечности и беззакониях тех, кто правит миром, о том, что эти властелины обречены, лишены будущего. В рассказе «Господин из Сан-Франциско» безупречны и литературная форма и приемы раскрытия основной идеи.

  3. И.А. Бунин – один из больших мастеров психологической прозы. В произведениях этого писателя тонко переданы особенности человеческих чувств и эмоций, глубоко раскрыт внутренний мир человека.
    Так, в рассказе «Господин из Сан-Франциско» перед нами возникает бездушный персонаж из буржуазного мира, полностью уверенный в своем превосходстве над всем и всеми.
    Бунин рассказывает о последних месяцах жизни богатого американского бизнесмена, устроившего для своей семьи длительное и насыщенное «удовольствиями» путешествие: «…ехал в Старый Свет на целых два года, с женой и дочерью, единственно ради развлечения».
    Все учтено и продумано этим героем так, что не оставлено никакого места для случайностей. Для путешествия господин выбирает знаменитый пароход с символическим названием «Атлантида», которое усиливает ощущение приближающейся катастрофы. И действительно – вскоре план героя начинает рушиться.
    Главный «виновник» раздражения богатого туриста – неподвластная ему капризная природа. Именно она, как олицетворение Вселенной, неподвластной ни одному, даже самому богатому, человеку, заставляет господина («утреннее солнце каждый день обманывало») отправиться из Неаполя на Капри.
    А вскоре и вовсе происходит то, чего господин никак не мог ожидать и уж точно не планировал, – его внезапная и «нелогичная» смерть: «Он рванулся вперед, хотел глотнуть воздуха – и дико захрипел; нижняя челюсть его отпала, осветив весь рот золотом пломб, голова завалилась на плечо и замоталась, грудь рубашки выпятилась коробом – и все тело, извиваясь, задирая ковер каблуками, поползло на пол, отчаянно борясь с кем-то».
    Таким образом, рассказ Бунина «Господин из Сан-Франциско» мастерски раскрывает пустой и бездушный мир самоуверенного человека, потратившего жизнь на бессмысленное накопительство, упустившего самое главное – любовь, теплые чувства к другим людям, эмоции.
    А это Бунин действительно считал самым главным в жизни любого человека. Глубоко и подробно писатель исследовал чувство любви между мужчиной и женщиной. В трактовке Бунина, любовь – это величайшее счастье, которое очень кратковременно и почти всегда трагично. Об этом повествует, например, рассказ Бунина «Кавказ». В нем героиня и герой решились убежать от мужа женщины. Они сбежали на Кавказ, где провели, может быть, лучшие дни в своей жизни, лучшие дни своего романа.
    Кавказский пейзаж в произведении резко контрастирует с холодной, серой, унылой Москвой. Как контрастирует и душевное состояние героев. Здесь, на Кавказе, они были вместе – на фоне солнечного, яркого, экзотического пейзажа: «Когда жар спадал и мы открывали окно, часть моря, видная из него между кипарисов, стоявших на скате под нами, имела цвет фиалки и лежала так ровно, мирно, что, казалось, никогда не будет конца этому покою, этой красоте». Эти совместные мгновения становились еще дороже от того, что скоро нужно было возвращаться в Москву – к привычной и постылой жизни.
    Казалось бы, этот рассказ про двух любящих людей. Но финальные строки произведения все переворачивают, все меняют. Мы понимаем, что главный герой «Кавказа» один – это тот человек, который любил героиню. Именно ему отданы финальные строки рассказа: «Возвратясь в свой номер, он лег на диван и выстрелил себе в виски из двух револьверов».
    Вот для кого любовь была настоящим наваждением, вот чьи чувства передавал знойный кавказский пейзаж! Я думаю, навязчивое чувство этого человека схоже с навязчивой кавказской жарой, которая мутит рассудок, заставляет человека бредить.
    Рассказ «Холодная осень» тоже описывает чувства людей, сильно любивших, но потерявших друг друга и свое счастье.
    Большая часть рассказа посвящена описанию последнего свидания героев, пронизанного щемящей смесью любви и тоски разлуки, потери. Это противоречивое чувство хорошо передал герой рассказа: «Все-таки грустно. Грустно и хорошо. Я очень, очень люблю тебя…»
    Именно в этот вечер героиня «Холодной осени» поняла, что не вынесет потери своего любимого. Если он умрет, то погибнет и она: «Я не переживу твоей смерти!» А через месяц молодой человек погиб, унеся с собой не только сердце героини, но и всю ее жизнь, все то, что ей было дорого и близко.
    Таким образом, я считаю И.А. Бунина большим мастером изображения мира человеческих чувств. В его произведениях подробно, точно и тонко переданы все нюансы жизни человеческой души, подробно рассказано о том, как человек переживает то или иное чувство, как эти переживания отражаются на его жизни, что они дают каждому из нас. Именно поэтому, на мой взгляд, чтение произведений Бунина обогащает внутренний мир человека, помогает пониманию себя и окружающих людей.

  4. «Порывом свежего ветра» влились в русскую литературу рассказы Александра Ивановича Куприна о любви: «Гранатовый браслет», «Олеся».
    По определению самого Куприна, «Гранатовый браслет» — самая «целомудренная» его вещь. Традиционный сюжет о маленьком чиновнике и женщине светского общества Куприн развернул в поэму о безответной любви, возвышенной, бескорыстной, самозабвенной.
    Обладателем душевных богатств, красоты чувства в рассказе выступает бедный человек — чиновник Желтков, семь лет искренне любивший княгиню Веру Николаевну Шеину. «Для него не существовало жизни без тебя», — сказал о Желткове муж княгини — князь Василий. Желтков любил Шеину без малейшей надежды на взаимность. Счастьем для него было уже то, что она читала его письма. Желткову были дороги все мелочи, связанные с ней. Он хранил платок, забытый ею, программку, которую она держала, записку, в которой княгиня запретила писать ей. Он поклонялся этим вещам, как поклоняются верующие святым реликвиям. «Я мысленно кланяюсь до земли мебели, на которой Вы сидите, паркету, по которому Вы ходите, деревьям, которые Вы мимоходом трогаете, прислуге, с которой Вы говорите». Желтков обожествлял княгиню, дажечумирая: «Уходя, я в восторге говорю: «Да святится имя Твое». В скучной жизни мелкого чиновника, в постоянной борьбе за жизнь, работе за кусок хлеба это внезапно возникнувшее чувство было, по словам самого героя, «… громадное счастье … любовь, которою Богу было угодно за что-то меня вознаградить».
    Желткова не способен был понять брат княгини Веры, но ее муж — князь Василий Львович — оценил чувство этого человека, хоть и вынужден был по законам приличия прекратить эту историю. Он предчувствовал трагический конец: «Мне казалось, что я присутствую при громадном страдании, от которого люди умирают», — признается он Вере.
    Княгиня Вера сначала относилась с некоторым презрением к письмам и подаркам Г. С. Ж., затем в ее душе шевельнулась жалость к несчастному влюбленному. После смерти Желткова «…она поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее».
    В согласие с собой после смерти Желткова Вера пришла только после того, как по просьбе человека, покончившего ради нее с жизнью, прослушала «лучшее произведение Бетховена» — Вторую сонату. Музыка как бы говорила ей от имени души Желткова: «мы с тобой любим друг друга только одно мгновение, но навеки». И Вера чувствует, что в душе бедного человека в час смерти действительно не шевельнулись ни злоба, ни ненависть, ни даже обида к ней, виновнице большого счастья и большой трагедии жизни Желткова, и что умирал он любя и благословляя свою возлюбленную.
    Куприн показал в своей повести «Гранатовый браслет» светлые человеческие чувства, противопоставляемые черствости окружающего мира.
    Помимо Куприна я хочу рассказать о И. А. Бунине и на примере одного из его замечательных произведений «Господин из Сан- Франциско» доказать, что чувства человека играют одну из наиболее важных ролей. Ведь Иван Алексеевич Бунин — выдающийся русский писатель. О нем можно говорить много и причем не переставая. Язык рассказа Бунина очень образный. С помощью различных художественных средств писатель придает рассказу настроение тревожного ожидания.
    Бунин в своем рассказе рисует не определенную человеческую индивидуальность, а устоявшийся социальный тип миллионера, не имеющего ни души,’ ни имени. Писатель показывает впрямую насилие, эксплуатацию, при помощи которых «господин» разбогател. Бунин искусно дает почувствовать, как мертвящий отблеск этого «господина» ложится и на его жену, не отличавшуюся впечатлительностью, и дочь, девицу в возрасте, занятую всецело улавливанием женихов. Мертвым светом освещены и музеи, которые он посещает; «золотыми удавами фонарей» заиграла пристань, к которой причалил «господин»; «пальмы блистали жестью» у гостиницы, в которую он прибыл. В рассказе четко расставлены символы, долженствующие напомнить о неизбежной гибели этого царства наживы и похоти. В рассказе не раз символично подчеркивается: «океан бурно за стеной ходил черными горами». «Господин» умер в читальне отеля, перед роскошным обедом, неожиданно, сразу: «между строк газеты что-то вспыхнуло перед ним стеклянным блеском, шея напружинилась и глаза выпучились, тело поползло с дивана, извиваясь, ботинки каблуками задрали ковер». Как только «господина» хватил удар, хозяин гостиницы стал наглеть и не церемониться. Тело он не разрешил положить в номере, чтобы не отбить клиентов. «Господин стал вещью». Хозяину вдруг стали совсем не интересны те пустяки, что могли теперь оставить в его кассе приехавшие из Сан-Франциско. Но смысл рассказа все же в том, что в
    борьбе с капиталом, который проводит свою опустошительную работу в душе человека, делает миллионы людей рабами, гонит их на смерть. Ведь рассказ «Господин из Сан-Франциско» и был попыткой поднять свою писательскую значимость, громко сказать о бесчеловечности и беззакониях тех, кто правит миром, о том, что эти властелины обречены, лишены будущего. В рассказе «Господин из Сан-Франциско» безупречны и литературная форма и приемы раскрытия основной идеи.

  5. «Порывом свежего ветра» влились в русскую литературу рассказы Александра Ивановича Куприна о любви: «Гранатовый браслет», «Олеся».
    По определению самого Куприна, «Гранатовый браслет» – самая «целомудренная» его вещь. Традиционный сюжет о маленьком чиновнике и женщине светского. общества Куприн развернул в поэму о безответной любви, возвышенной, бескорыстной, самозабвенной.
    Обладателем душевных богатств, красоты чувства в рассказе выступает бедный человек – чиновник Желтков, семь лет искренне любивший княгиню Веру Николаевну Шеину. «Для него не существовало жизни без тебя», – сказал о Желткове муж княгини – князь Василий. Желтков любил Шеину без малейшей надежды на взаимность. Счастьем для него было уже то, что она читала его письма. Желткову были дороги все мелочи, связанные с ней. Он хранил платок, забытый ею, программку, которую она держала, записку, в которой княгиня запретила писать ей. Он поклонялся этим вещам, как поклоняются верующие святым реликвиям. «Я мысленно кланяюсь до земли мебели, на которой Вы сидите, паркету, по которому Вы ходите, деревьям, которые Вы мимоходом трогаете, прислуге, с которой Вы говорите». Желтков обожествлял княгиню, даже умирая: «Уходя, я в восторге говорю: «Да святится имя Твое». В скучной жизни мелкого чиновника, в постоянной борьбе за жизнь, работе за кусок хлеба это внезапно возникнувшее чувство было, по словам самого героя, «… громадное счастье… любовь, которою Богу было угодно за что-то меня вознаградить».
    Желткова не способен был понять брат княгини Веры, но ее муж – князь Василий Львович – оценил чувство этого человека, хоть и вынужден был по законам приличия прекратить эту историю. Он предчувствовал трагический конец: «Мне казалось, что я присутствую при громадном страдании, от которого люди умирают», – признается он Вере.
    Княгиня Вера сначала относилась с некоторым презрением к письмам и подаркам Г. С. Ж., затем в ее душе шевельнулась жалость к несчастному влюбленному. После смерти Желткова «…она поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее».
    В согласие с собой после смерти Желткова Вера пришла только после того, как по просьбе человека, покончившего ради нее с жизнью, прослушала «лучшее произведение Бетховена» – Вторую сонату. Музыка как бы говорила ей от имени души Желткова: «мы с тобой любим друг друга только одно мгновение, но навеки».. И Вера чувствует, что в душе бедного человека в час смерти действительно не шевельнулись ни злоба, ни ненависть, ни даже обида к ней, виновнице большого счастья и большой трагедии жизни Желткова, и что умирал он любя и благословляя свою возлюбленную.
    Куприн показал в своей повести «Гранатовый браслет» светлые человеческие чувства, противопоставляемые черствости окружающего мира.
    Помимо Куприна я хочу рассказать о И. А. Бунине и на примере одного из его замечательных произведений «Господин из Сан-Франциско» доказать, что чувства человека играют одну из наиболее важных ролей. Ведь Иван Алексеевич Бунин – выдающийся русский писатель. О нем можно говорить много и причем не переставая. Язык рассказа Бунина очень образный. С помощью различных художественных средств писатель придает рассказу настроение тревожного ожидания.
    Бунин в своем рассказе рисует не определенную человеческую индивидуальность, а устоявшийся социальный тип миллионера, не имеющего ни души, ни имени. Писатель показывает впрямую насилие, эксплуатацию, при помощи которых «господин» разбогател. Бунин искусно дает почувствовать, как мертвящий отблеск этого «господина» ложится и на его жену, не отличавшуюся впечатлительностью, и дочь, девицу в возрасте, занятую всецело улавливанием женихов. Мертвым светом освещены и музеи, которые он посещает; «золотыми удавами фонарей» заиграла пристань, к которой причалил «господин»; «пальмы блистали жестью» у гостиницы, в которую он прибыл. В рассказе четко расставлены символы, долженствующие напомнить о неизбежной гибели этого царства наживы и похоти. В рассказе не раз символично подчеркивается: «океан бурно за стеной ходил черными горами». «Господин» умер в читальне отеля, перед роскошным обедом, неожиданно, сразу: «между строк газеты что-то вспыхнуло перед ним стеклянным блеском, шея напружинилась и глаза выпучились, тело поползло с дивана, извиваясь, ботинки каблуками задрали ковер». Как только «господина» хватил удар, хозяин гостиницы стал наглеть и не церемониться. Тело он не разрешил положить в номере, чтобы не отбить клиентов. «Господин стал вещью». Хозяину вдруг стали совсем не интересны те пустяки, что могли теперь оставить в его кассе приехавшие из Сан-Франциско. Но смысл рассказа все же в том, что в борьбе с капиталом, который проводит свою опустошительную работу в душе человека, делает миллионы людей рабам гонит их на смерть. Ведь рассказ «Господин из Сан-Франциско» и был попыткой поднять свою писательскую значимость, громко сказать о бесчеловечности и беззакониях тех, кто правит миром, о том, что эти властелины обречены, лишены будущего. В рассказе «Господин из Сан-Франциско» безупречны и литературная форма и приемы раскрытия основной идеи.

  6. 3
    Мастерство изображения мира человеческих чувств в произведениях И.А.Бунина и А.И.Куприна.
    И.А.Бунин и А.И.Куприн в своих произведениях затрагивают и раскрывают многие темы, но одна из важнейших – это тема любви. Конечно же, авторы по-разному описывают это светлое чувство, но мы можем найти и общие черты. У обоих авторов встречается глубокая и чистая любовь, и любовь слабая, которая не может противостоять поворотам судьбы и социальному неравенству.
    В рассказах И.А. Бунина любовь становится источником душевных сил, нередко она оказывается самым значительным и счастливым событием в жизни человека.
    Сборник «Темные аллеи» стал воплощением всех многолетних размышлений писателя о любви, в котором нет рассказа со счастливым концом. Возможно, он считает важным показать читателю не столько саму любовь, сколько те чувства, которые она влечет за собой. Например, рассказ «Темные аллеи». Старик-генерал приезжает на почтовую станцию в Тульскую губернию и встречает свою возлюбленную, с которой не виделся тридцать пять лет. Когда он был молодым человеком, то легко расстался с влюбленной в него крепостной девушкой Надеждой и женился на женщине своего круга. Все эти годы хозяйка горницы любила только Николая Алексеевича. А он пытается оправдаться: «Все проходит мой друг….Любовь, молодость – все, все. История пошлая, обыкновенная ». И Надежда мудро ответила: «Все проходит, да не все забывается. Простить я вас никогда не могла. Как не было ничего дороже вас на свете в ту пору, так и потом не было». Но, когда генерал уезжает, он признается сам себе: «Разве неправда, что она дала мне лучшие моменты в жизни?» Счастья в семейной жизни так и не обрел. Сословные предрассудки в свое время помешали будущему генералу соединить свою судьбу с простолюдинкой.
    В этом рассказе автор со всей правдивостью показывает любовь огромной по своей силе и невозможной из-за социального статуса. Проходят годы, и люди вновь встречаются, но теперь их объединяют только воспоминания.
    Для И.А.Бунина любовь- это самое прекрасное чувство на земле, не сравнимое ни с чем другим. И все же любовь рушит судьбы. Он писал, что «всякая сильная любовь избегает брака». Земное чувство есть лишь короткая вспышка в жизни человека, и И.А.Бунин пытается сохранить эти чудесные мгновения в своих рассказах.
    А.И.Куприну так же в полной мере удалось в небольшом по обьему произведении «воспроизвести » себя, высказаться о самом главном для него. В повести «Гранатовый браслет» прослеживается любовь двух людей разного социального положения: простого чиновника и дворянки. Эта повесть о любви, любви высокой, самоотверженной, не требующей ничего взамен, любви, которая встречается «раз в тысячу лет». В течение восьми лет Желтков безответно был влюблен в княгиню Веру Николаевну. На праздники он посылал ей письма. Для чиновника его любовь стала смыслом жизни, самой жизнью. Он полностью отдался этому чувству. В день именин Вера получает от влюбленного в нее Желткова гранатовый браслет с письмом, где он просит не сердиться на его вмешательство в ее жизнь и принять этот дар. Выера, привыкшая во всем слушаться мужа, спрашивает у него совета. Повесть кончается трагически. Брат и муж Веры требуют у Желткова прекратить вмешиваться в их личную жизнь. Но чиновник бессилен перед своим чувством. Он видит лишь один выход- умереть. Вера потрясена. Она посещает квартиру Желткова, где впервые видит его, уже мертвого. В этот момент княгиня понимает, что «та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее». Любовь способна полностью преобразить человека, открыть ему необъятную глубину его внутреннего мира, помогать ему обнаружить в себе силы, о наличии которых он сам даже не подозревал. Но ничего уже изменить было нельзя. Даже смерть Желткова не может разлучить его с Верой. Она слышит его голос: «Успокойся, я с тобой…потому что мы с тобой любим друг друга только одно мгновение, но навеки». Любовь нередко приносит страдания и муки, она зачастую ранит человеческое сердце и обрекает его на боль неразделенного и безответного чувства…
    В каждом произведении мы находим все новые и новые стороны самого прекрасного из человеческих чувств- чувства любви. Произведение И.А.Бунина и А.И.Куприна открыли новые грани этого непонятного, но в тоже время прекрасного чувства. Они оба пишут о несчастной любви, рушащейся из-за неожиданностей судьбы, социального неравенства или характеров самих героев.

  7. Мир
    человеческих чувств в прозе начала XX века

    Повесть А. И.
    Куприна “Поединок” — вершина творчества, итоговое его произведение, в котором
    он обращается к проблеме личности и общества, их трагической дисгармонии.
    “Поединок” —
    произведение политически злободневное: в самой повести ничего не говорится о
    русско-японской войне, однако современники восприняли ее в контексте тех
    событий. Куприн раскрыл сущность того состояния общества, которое вело к
    взрыву, по сути указал на причины, вызвавшие поражение русской армии в войне с
    Японией.
    Документализм в
    “Поединке” очевиден (созвучие имен офицеров — героев повести тем, с кем служил
    поручик Куприн в 46-м пехотном Днепровском полку, детали биографии Ромашова и
    самого автора). Куприн так и говорил: “Главное действующее лицо — это я”,
    “Ромашов — мой двойник”. При всем при этом произведение заключало в себе
    широкий обобщающий смысл. Внимание автора обращено к теме жизни России в первое
    десятилетие XX века. Изображение военной среды ни в коем случае не было
    самоцелью. Идя от локальной “армейской” темы, Куприн поднимал проблемы,
    волновавшие все общество, они и определили нравственный пафос повести: судьба
    народа, самоценность человеческой личности, пробуждение ее активности.
    Название
    повести символично, повесть стала поединком самого Куприна с царской армией,
    самодержавными порядками, губящими людей. Это поединок с ложью,
    безнравственностью, несправедливостью. Упадок морали, апология войны, разбоя,
    насилия особенно ненавистны писателю-гуманисту.
    Куприн
    показывает, какой путь в поисках правды проделывает главный герой повести
    Ромашов. Когда герой прозревает, приходит к выводу о самоценности “я”, право на
    уважение человеческого достоинства он признает не только по отношению к себе,
    но и распространяет его на солдат. На наших глазах Ромашов нравственно мужает:
    “Бить солдата — бесчестно. Нельзя бить человека, который не может тебе
    ответить, не имеет права поднять руку к лицу, чтобы защититься от удара. Не
    смеет даже отклонить голову. Это стыдно!” Ромашов, утверждающий: “Хлебниковы —
    мои братья”, осознающий духовное родство с народом, совершает громадный шаг
    вперед в своем развитии. Это уже совершенно другой человек: не тот
    юноша-мечтатель, с которым мы знакомимся в начале повести. Однако Ромашов
    гибнет. Автор довел своего героя до такого рубежа, что, останься он в живых,
    необходимо было бы открыть сколько-нибудь отчетливую перспективу его будущего.
    А это самому Куприну не представлялось ясным.
    Любя своего
    героя, Куприн скорбит о его гибели и ясно указывает на тех, кто повинен в этом,
    говорит честно и прямо, потому что и сам он не раз жестоко страдал от людского
    равнодушия.
    Повинна ли
    Шурочка Николаева в гибели Ромашова? В большей степени — да. В ее характере
    сочетаются контрастные качества. Она — хищная и умная, красивая и ловкая.
    Высокое и низкое и грубо прагматичное переплелось в ней. Вся беда в том, что
    эти негативные качества Шурочки до поры до времени скрыты от Ромашова.
    Прагматичная дама, неразборчивая в средствах достижения целей, циничная Шурочка
    убирает Ромашова как помеху на своем пути. Она делает ставку на мужа — пусть и
    нелюбимого, но она сделает так, что он поможет ей достичь желаемого.
    Позицию автора
    помогает понять образ Назанского. Этот герой не менее сложен и противоречив,
    чем Шурочка. Глубокое осмысление действительности, неординарность мышления — и
    рефлексия, инертность, безмолвие. Однако при всей противоречивости суждений
    Назанского, в его знаменитых монологах, определяющих нравственный пафос
    повести, открыто публицистически выражены наиболее важные для Куприна идеи. В
    монологах’Назанского намечены две линии: резкая критика самодержавия и мечты о
    прекрасной жизни.
    Офицерская
    масса, показанная Куприным в повести, — это люди разные по своим человеческим
    качествам. Почти каждый из них обладает минимумом “добрых” чувств, причудливо
    перемешанных с жестокостью, грубостью, равнодушием. “Добрые” чувства эти до
    неузнаваемости искажены кастовыми военными предрассудками. Пусть командир полка
    Шульгович под своим громоподобным бурбонством скрывает заботу об офицерах, или
    подполковник Рафальский любит животных и все свободное и несвободное время
    отдает собиранию редкостного домашнего зверинца, — никакого реального
    облегчения, при всем желании, принести они не могут. Офицерство — всего лишь
    послушное орудие бесчеловечных уставных условностей.

    Список
    литературы

    Для подготовки
    данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/

  8. Каждый писатель в своём творчестве затрагивает «вечные» вопросы бытия, по-своему осмысливая эти проблемы. Тема любви стала особенно интересной для писателей в начале XX века, когда люди жили в ожидании чего-то нового и по-другому стали смотреть на все казавшиеся незыблемыми ценности (природа, красота, дружба, любовь). И. А. Бунин также дал своё видение темы любви. Для него эта тема стала основой для целого цикла рассказов — «Тёмные аллеи», где представлены различные проявления и оттенки чувства любви: это и любовь как вечное ожидание чуда, на мгновение мелькнувшего в жизни и утраченного («Солнечный удар»), и чувство, балансирующее на грани соблазна и святости («Чистый понедельник»), и любовь-судьба, пожизненная к ней приговорённость («Тёмные аллеи»).
    В рассказах Бунина любовь становится источником душевных сил, нередко она оказывается самым значительным и счастливым событием в жизни человека («Холодная осень», «Тёмные аллеи»).
    Как правило, Бунин сосредоточивает своё внимание на особых, редких моментах человеческой жизни (на вспышке любовного чувства, на несчастье, на катастрофе), когда в сознании героя происходит «солнечный удар» и у него рождается «второе» зрение, он прозревает истину.
    Таков сюжет рассказа «Солнечный удар», написанного в 1927 году. В нём мы видим мгновение любви, у которой как будто нет начала и продолжения (она внезапна, как вспышка молнии), нет и конца: хотя герои расстаются, чувство остаётся на всю жизнь. Любовь изображена как чудо, которое нельзя объяснить. Так, герой приписывает это силам вне его — «какому-то солнечному удару». Это сравнение любви с солнечным ударом не случайно, в нём выражено отношение Бунина к этому непростому чувству: прилагательное «солнечный» несёт в себе счастье, свет, а существительное «удар» — боль, поражение, муку. Любовь для Бунина — соединение этих двух состояний.
    В своём рассказе Бунин говорит о том, что любовь — непродолжительное чувство, радость, непременно сменяющаяся болью утраты, горьким разочарованием. Однако, даже если любовь и оборачивается отчаянием, драмой разлуки, она исполнена смысла, ибо она — начало внутреннего пробуждения личности, движения к духовной зрелости.
    Образ любви как чуда, радостного и мучительного, но не напрасного и неслучайного, способного поднять человека над бурями, над обычностью земного существования, приобщить его к чему-то высшему, представлен и в рассказе «Чистый понедельник», относящемуся к циклу «Тёмные аллеи».
    Как и все другие рассказы «Тёмных аллей», он тоже о любви. Но о любви «странной», от которой героиня отказывается. В произведении Бунин развёртывает перед читателем повествование не только о любви-страдании, но и о тайне человеческой судьбы, о счастье, о сложной природе русского национального характера, об истории, о вере в Бога и о путях к нему.
    Герой «Чистого понедельника» влюблён; он настолько ослеплён любовью, что даже и не пытается понять, какая внутренняя борьба происходит в душе любимой. Автор даёт читателю почувствовать самобытность, тонкость души героини.
    Перед тем как постричься в монахини (в Чистый понедельник), она отдаётся своему возлюбленному, тем самым совершая страшный земной грех. Однако их телесная близость не привела к разгадке героем её души. Бунин, как и И. С. Тургенев, утверждает, что женщина — загадка, которую мужчина не в силах разгадать, и что в этой тайне кроется сильная натура, становящаяся «роковой» в жизни мужчины.
    Жизнь души в изображении Бунина неизъяснима, она томится загадкой скрытого от смертных тайного смысла. Так и любовь, в представлении писателя, — неподвластное разуму человека чувство, возникающее внезапно, стихийно. Случайное «приключение», каким оно поначалу кажется («Случайное знакомство» — так вначале Бунин хотел назвать свой рассказ) поручику, оказывается чем-то неизмеримо большим («странное, непонятное чувство»).
    «Случайность» и неожиданность встреч Бунин интересно обыгрывает в своём раннем рассказе « Господин из Сан-Франциско » (1915), где под «счастливой » « случайной » встречей подразумевается не стихийное светлое чувство, а радость от знакомства с миллиардером («разглядывать фрески рядом с миллиардером» — одна из целей дочери Господина из Сан-Франциско) или человеком «необычных кровей»: «прекрасны были те нежные, сложные чувства, что пробудила в ней встреча с некрасивым человеком, в котором текла необычная кровь, ибо ведь и не важно, что именно пробуждает девичью душу — деньги ли, слова ли, знатность ли рода…» — иронизирует писатель над неписаными законами «отборного общества».
    Рассказ «Господин из Сан-Франциско» — повествование об уродливых проявлениях любви: это и главный герой произведения, едущий в Южную Италию, чтобы насладиться «любовью молоденьких неаполетанок, пусть даже и не совсем бескорыстной», «изящная влюблённая пара», нанятая «играть в любовь» за хорошие деньги, и дочь господина из Сан-Франциско, страдающая по некрасивому принцу. В героях подчеркнуты автоматизм, фальшивость, безжизненность, а потому неспособность к любви, ибо любовь, по утверждению писателя, — чувство, освобождающее человека от всего наносного, делающее его естественным, близким к природе.
    В своей поздней прозе писатель обращался не к рациональным сторонам бытия, а к тому, что неподвластно разуму, что представляет собой неразгаданную тайну. Этой сферой для Бунина была любовь, совокупность состояний, когда все чувства (зрение, слух, вкус) предельно обострены. Любовь в произведениях писателя — радость, дарованная героям, чтобы ощутить истинное счастье земного бытия. Однако она всегда сопряжена со страданиями, муками, любовь — трагическое чувство, окрашенное тревогой.
    Эмоциональный настрой рассказов создаётся сопряжением в прозе Бунина мотивов любви, красоты и одновременно их кратковременности, трагичности исхода. Точно определил пафос бунинских рассказов о любви критик русского зарубежья Г. Адамович — он назвал его «трагическим мажором». Таковым было видение писателем этого чувства.

  9. Тема любви – вечная тема не только в литературе, но и в искусстве вообще. Каждый художник привносит в нее что-то свое: свое понимание этого чувства, отношение к нему. Писатели Серебряного века по-своему трактовали любовные отношения. Можно сказать, что у них выработалась своя философия любви.
    Бунин и Куприн – одни из самых выдающихся писателей того времени, далеко вышедшие за рамки Серебряного века. Большая часть их творчества посвящена теме любви. Каждый из этих художников создал свои, оригинальные, произведения. Их невозможно перепутать. Но общий смысл произведений и Бунина, и Куприна можно передать риторическим вопросом: «Разве любовь бывает нечастной?»
    Действительно, в «Темных аллеях» Бунина нет, наверное, ни одного рассказа, посвященного счастливой любви. Так или иначе, это чувство кратковременно и заканчивается драматично, если не трагично. Но писатель утверждает, что, несмотря ни на что, любовь прекрасна. Она, пусть и на короткий миг, освещает жизнь человека и дает ему смысл для дальнейшего существования. Например, в рассказе «Холодная осень» героиня, прожив долгую и очень трудную жизнь, подводит итог: «Но, вспоминая все то, что я пережила с тех пор, всегда спрашиваю себя: да, а что же все-таки было в моей жизни? И отвечаю себе: только тот холодный осенний вечер». Только тот осенний холодный вечер, когда героиня прощалась со своим женихом, уходящим на войну. Так светло и, в то же время, грустно и тяжело было у нее на душе.
    Только в конце вечера герои заговорили о самом страшном: вдруг возлюбленный не вернется с войны? Вдруг его убьют? Героиня не хочет и не может даже подумать об этом: «Я подумала: «А вдруг правда убьют? и неужели я все-таки забуду его в какой-то срок – ведь все в конце концов забывается?» И поспешно ответила, испугавшись своей мысли: «Не говори так! Я не переживу твоей смерти!»
    Жениха героини действительно убили. И девушка пережила его гибель. Она даже вышла замуж, родила ребенка. После революции 1917 года ей пришлось скитаться по России и другим странам. Но, на исходе лет, задумавшись о своей жизни, героиня приходит к мысли, что в ее жизни была только одна любовь. Больше того, в ее жизни была только одна осенняя ночь, которая осветила всю жизнь женщины. В этом – ее жизненный смысл, ее опора и поддержка.
    Герои рассказов «Кавказ» и «Чистый понедельник» не рассуждают о своей жизни, не осмысляют ее. Но и в их жизни любовь-вспышка, любовь–рок сыграла огромную роль. Можно сказать, мне кажется, что она перевернула существование героев, изменила их образ жизни и мысли.
    В «Чистом понедельнике» герой любит свою загадочную возлюбленную жаркой любовью-страстью. Он хочет и от нее получить в ответ то же самое. Но его дама сердца как будто не может быть просто счастлива. Что-то гложет ее, не отпускает. Какая-то печаль не дает быть героине счастливой. «Счастье, счастье… «Счастье наше, дружок, как вода в бредне: тянешь — надулось, а вытащишь – ничего нету», – говорит она.
    Лишь в последнюю ночь перед чистым понедельником героиня полностью отдается герою: и физически и духовно. Но после этого она объявляет, что возвращается к себе домой, в Тверь. И, наверное, уйдет в монастырь.
    Сердце героя от горя разрывалось на части. Он любил эту девушку всей душой. Но, несмотря на все страдания, его любовь к ней– светлое пятно в жизни, пусть и с примесью чего-то горького, непонятного, загадочного.
    Любовь в рассказе «Кавказ» вообще заканчивается трагически. Из-за нее гибнет человек, муж возлюбленной рассказчика. Чувство любви, по Бунину, приносит много горечи. Оно не может быть долговечным. Любовь – это вспышка, которая быстро проходит и несет с собой не только созидательную, но и разрушающую силу. Любовь, по мнению писателя, всегда связана с роком, загадочностью, таинственностью. Но, тем не менее, это – самое высшее счастье, которое только может быть в жизни человека.
    Эту мысль в своем творчестве полностью поддерживает и А.И. Куприн. В повести «Гранатовый браслет» он рисует жертвенное и безответное чувство, которое полностью завладело героем. Этот, казалось бы, непримечательный человечек, мелкий чиновник, обладал огромным даром. Желтков умел любить. Больше того, этому чувству он подчинил всю свою жизнь, все свое существо. Поэтому, когда его попросили больше не уделять внимание его обожаемой Вере Николаевне, герой просто уходит из жизни. Без княгини ему незачем жить. В свом последнем письме он написал: «Я не виноват, Вера Николаевна, что богу было угодно послать, мне, как громадное счастье, любовь к Вам. Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей – для меня вся жизнь заключается только в Вас».
    Желтков осознает это и благодарит Бога за то чувство, которое он испытывает. Герою не нужно в ответ ничего, только писать письма своей возлюбленной и отдавать ей самое дорогое – частичку своей огромной души.
    Этот герой, мне кажется, мог бы воскликнуть: «Разве любовь бывает несчастной?» Читая произведения Бунина и Куприна, мы начинаем задумываться над этим. А также начинаем, как мне кажется, больше ценить это чувство, независимо от его взаимности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *