Сочинение на тему мир природы в лирике есенина

9 вариантов

  1. Наше время — время жестоких испытаний для человека и человечества. Стало ясно, что противостояние человека и природы таит смертельную опасность для них обоих. Стихи Есенина, проникнутые любовью к природе, помогают человеку найти место в ней.
    Уже в ранний период творчества С. Есенина становится очевидной самая сильная сторона его поэтического дарования — умение рисовать картины русской природы. Пейзажи Есенина — не безлюдные картины, в них всегда, по выражению Горького, “вкраплен человек” — сам поэт, влюбленный в родимый край. Мир природы окружает его с самого рождения.
    Родился я с песнями в травяном одеяле,
    Зори меня вешние в радугу свивали.
    Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,
    Сутемень колдовная счастье мне пророчит.
    В мире природы для поэта все родное и близкое. И русское поле, и лес, и березка, и золотая роща, и скачущий жеребенок, и крестьянка, и девушка — все живое вызывает у него глубокую нежность. Читая стихи, видим мир глазами самого народа, и пусть родимый дом старый, и небеса похожи на дешевенький ситец, и хлеба небогатые… Все это согрето горячей есенинской любовью. В этой любви к маленькой родине закладывается основа и подлинного патриотизма, и духовности.
    Есенинская лирика чрезвычайно живописна, картины природы нарисованы чистыми, яркими красками. Тона часто контрастны: синее сочетается с золотым, красное с зеленым. Зеленый цвет воды в родной Оке, неба родины. Алый, малиновый — ощущение радости, юности и грусти от сознания кратковременности счастья. Особенно богаты у поэта желтый и красный — цвета осени, говорящие о неизбежности смены старого новым, краткости и величии жизни. Большую роль в лирике играет образ дерева: березка, клен, яблоня. Именно в этих образах Есенину удалось показать глубинную связь растений, животных и человека с матерью природой. Самое любимое средство художественного изображения — это олицетворение:
    О красном вечере задумалась дорога,
    Кусты рябин туманной глубины,
    Изба-старуха челюстью порога
    Жует пахучий мякиш тишины.
    Еще интересен характерный для Есенина прием “олицетворение наоборот”: то, что происходит с человеком, отождествляется с явлениями природы. Примером этому служит стихотворение:
    Отговорила роща золотая
    Березовым, веселым языком.
    И журавли, печально пролетая,
    Уж не жалеют больше ни о ком.
    Исследователи много писали о преемственности лирики Есенина, о том, что сближает ее со стихами Никитина, Кольцова, Некрасова, но Есенин дал совершенно новые ценности, новую личность в поэзии. Потрясающие строки о счастье:
    Счастлив тем, что целовал я женщин,
    Мял цветы, валялся на траве…
    Так мог сказать поэт вообще. Но дальше идут слова, переворачивающие представление о том, что может человек счесть за счастье. Такой доброты и глубины нет ни у кого:
    …и зверье, как братьев наших меньших,
    никогда не бил по голове.
    И здесь главное слово не “меньшие”, а “братья”. Душа поэта полна нежности, она проста, как и его лирика. Клен — брат, березка — “чужая жена”. Есенин чувствует за них, и это не метафора, а живое и сильное ощущение родства. Он мог бы сказать, что все живое на Земле состоит в родстве, все рождено из одной первичной клетки. Поэтому дерево не просто живое, оно так же живо и способно ощущать, как человек:
    Клен ты мой опавший, клен заледенелый,
    Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой?
    Или что увидел? Или что услышал?
    Словно за деревню погулять ты вышел.
    Черемуха у него “спит в белой накидке”, вербы плачут, тополи шепчут, “туча кружево в роще связала”, “пригорюнились девушки-ели”, “улыбнулась солнцу сонная земля” и т. д. Как на детей одной матери Земли, смотрел он на человечество, на природу, на животных. Трагедия собаки-матери становится очень близкой человеческому сердцу, подчеркивает ощущение родства человека со всем живым на земле. О них, о братьях наших меньших, с большой любовью поэт говорит очень часто. Когда читаешь “Собаке Качалова”, поражаешься умению его разговаривать со зверьем уважительно, по-дружески, на равных. Видно, что все ему в собаке очень нравится: “…тебя по шерсти бархатной потрогать “, “такую лапу не видал я сроду”. С Джимом можно поговорить обо всем: о любви, радости, грусти, даже о жизни. С таким же чувством относится поэт и к обыкновенной дворняжке:
    А ты, любимый,
    Верный нечий пес?
    С какой любовью обращается поэт к скачущему жеребенку в “Сорокоусте”: “Милый, милый смешной дуралей”. В самые трудные для себя минуты Есенин всегда остается человеком:
    Стеля стихов злаченые рогожи,
    Мне хочется вам нежное сказать.
    Кому же это “вам”? Людям, человечеству. Стихотворение “Мы теперь уходим понемногу” о жизни, любви и о том, как дороги поэту люди:
    Оттого и дороги мне люди,
    Что живут со мною на земле.
    Есть в поэзии Есенина что-то, что заставляет читателя не только понимать сложность мира и драматизм событий, в нем происходящих, но и верить в лучшее будущее человека. Оно, конечно же, настанет, и в нем не найдется места для равнодушия, жестокости, насилия.
    Творческое наследие С. Есенина очень близко нашим сегодняшним представлениям о мире, где человек — только частица живой природы. Проникнув в мир поэтических образов С. Есенина, мы начинаем ощущать себя братьями одинокой березы, старого клена, рябинового куста. Эти чувства должны помочь сохранить человечность, а значит, и человечество.

  2. 2
    Текст добавил: забыт всеми любимыми

    «Моя лирика жива одной большой любовью — лю­бовью к родине»,— так говорил Сергей Есенин о своем творчестве. А образ родины для него неразрывно свя­зан с родной природой. Русская природа для Есени­на — это вечная красота и вечная гармония мира, вра­чующая людские души. Именно так воспринимаем мы стихи поэта о родной земле, именно так, возвы­шенно и просветленно, действуют они на нас: Вяжут кружево над лесом В желтой пене облака. В тихой дреме под навесом Слышу шепот сосняка. Поэт как бы говорит нам: остановитесь хотя бы на мгновенье, посмотрите на окружающий вас мир кра­соты, послушайте шелест луговых трав, песню ветра, голос речной волны, посмотрите на утреннюю зарю, предвещающую рождение нового дня, на звездное ночное небо. Живые картины природы в стихах Сер­гея Есенина не только учат любить красоту родной природы, они закладывают нравственные основы на­шего характера, делают нас добрее, мудрее. Ведь че­ловек, умеющий ценить земную красоту, уже не смо­жет противопоставить себя ей. Поэт любуется родной природой, наполняя свои строки нежным трепетом, отыскивая яркие, неожиданные и в то же время очень точные сравнения:
    За темной прядью перелесиц,
    В неколебимой синеве,
    Ягненочек кудрявый — месяц
    Гуляет в голубой траве.
    Часто применяя характерный для его лирики при­ем олицетворения природы, Есенин создает свой не­повторимый мир, заставляя нас увидеть, как «месяц, всадник унылый, уронил повода», как «дремлет взрытая дорога», а «тонкая березка … загляделась в пруд». Природа в его стихах чувствует, смеется и гру­стит, удивляется и огорчается.
    Сам поэт ощущает себя единым целым с деревьями, цветами, полями. Друг детства Есенина К. Цыбин вспоминал, что Сергей воспринимал цветы, как жи­вые существа, разговаривал с ними, поверяя им свои радости и печали:
    А люди разве не цветы? О милая, почувствуй ты, Здесь не пустынные слова. Как стебель тулово качая, А эта разве голова Тебе не роза золотая? Душевные переживания поэта, важные события в его жизни всегда неразрывно связаны с изменениями в природе:
    Листья падают, листья падают,
    Стонет ветер, Протяжен и глух.
    Кто же сердце порадует?
    Кто его успокоит, мой друг?
    В стихотворениях раннего периода Есенин часто использует церковно-славянскую лексику. Он пред­ставляет слияние земли и неба, являя природу венцом их союза. Состояние своей души поэт воплощает в картинах природы, полных ярких красок:
    Выткался на озере алый свет зари.
    На бору со звонами плачут глухари.
    Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.
    Только мне не плачется — на душе светло.
    Но беспечная юность кончилась. Красочный, свет­лый пейзаж сменяют картины раннего увядания. В стихотворениях Есенина зрелость человека часто пе­рекликается с осенней порой. Краски не потускнели, они даже приобрели новые оттенки — багряные, золо­тые, медные, но это последние вспышки перед долгой зимой:
    Отговорила роща золотая
    Березовым, веселым языком,
    И журавли, печально пролетая,
    Не жалеют больше ни о ком.
    И в то же время:
    Горек запах черной гари,
    Осень рощи подожгла.
    В лирике еще более позднего периода в описании Есениным картин природы присутствует предчувст­вие безвременной гибели. Стихотворения этого пе­риода исполнены тоски по утраченной молодости, трагизма.
    Снежная равнина, белая луна,
    Саваном покрыта наша сторона.
    И березы в белом плачут по лесам:
    Кто погиб здесь? Умер?
    Уж не я ли сам?
    Воспринимая природу как единое целое с собой, поэт видит в ней источник вдохновения. Родная зем­ля наделила поэта удивительным даром — народной мудростью, которая была впитана со всей самобытно­стью родного села, с теми песнями, поверьями, сказа­ниями, которые он слышал с детства и которые стали главным источником его творчества. И даже экзоти­ческая красота далеких стран не смогла затмить скромную прелесть родных просторов. Где бы ни был поэт, куда бы ни занесла его судьба, сердцем и душой он принадлежал России.

  3. Тема русской природы – неотъемлемая часть творчества любого русского писателя и поэта. Природа – это и мир приятных эмоций, и мир детских воспоминаний, и воплощение образа Родины, и предмет для размышления о вопросах бытия…
    В творчестве любого мастера слова можно отыскать какие-то строки о природе, которые вдохновят нас и окрылят красотой. Для меня такими проникновенными стихами являются есенинские. В них оживает каждый листочек, каждая былинка!
    Поэт любил свой родной край, и не только любил, но и знал, потому что характер и мироощущение поэта с самых ранних лет складывалось в тесном общении с природой. Природа – не только «колыбель», но и поэтическая «школа» Есенина. Она – душа его стихов, источник, питающий лирические чувства поэта. Поэтому так завораживающе звучат его строки:
    С алым соком ягоды на коже,
    Нежная, красивая была
    На закат ты розовый похожа
    И, как снег, лучиста и светла.
    Природа в ранних стихах Есенина звенит птичьими трелями, загадочно шепчет листвой, шумит ливнями, оглушает громовыми раскатами. Его лирика наполнена сочными и необычными метафорами: «осень – рыжая кобыла», «яблоки зари», «небесное коромысло», «пряжа солнечных дней». Эти яркие характеристики природы трогательны и хрупки.
    Есенинская природа – единый организм, целая вселенная, части которой неделимо связаны друг с другом. Одно явление природы изображается через другое: «Сыплет черемуха снегом», «Как метель, черемуха машет рукавом». «рыжий гусь», «всадник унылый», «желтый ворон кружит, вьется над землей», «злат бугор» – это все о месяце, который «жеребенком запрягался в наши сани». «Серебряный», «протяжен и глух», «овсяный» – а это о ветре, который треплет «под облачной кущей золотую дугу».
    Почти во всех первых стихотворениях Есенина присутствуют религиозные образы, тесно переплетающиеся с естеством природы. Здесь мифологические сюжеты сочетаются с деталями крестьянского быта и красками природы: «благовест ветра», «закадили дымом», «в елях – крылья херувима», «под венком, в кольце иголок Мне мерещится Иисус», «взванивают в четки ивы – кроткие монашки», «под соломой – ризою выструги стропил».
    Эти мотивы пришли в лирику Есенина, видимо, из слышанных им в детстве духовных песен и легенд, они являются выражением черт народного сознания. Очень часто автор использует прием передачи событий через восприятие ребенка. Он переносит читателей в свое детство, в родную Рязанскую область. Читатель начинает смотреть на мир, на всю его красоту глазами «желтоволосого ребенка».
    Но растет поэт, и меняется его восприятие мира. В более поздних стихах природные образы становятся исповедью поэта. Природа впитывает «половодье чувств», умом и сердцем поэт стремился проникнуть в глубокие тайны:
    Понятен мне земли глагол,
    Но не стряхну я муку эту…
    Есенин всегда ощущал себя частью этого мира, искал и находил общность и отклик в мире природы:
    Подымайте вы, лунные лапы,
    Мою грусть в небеса ведром.
    Звуки, которыми наполнена Природа, Есенин пытается с точностью передать в своих поэтических произведениях: «Поёт зима – аукает, мохнатый лес баюкает стозвоном сосняка». Звенит не только сосняк, звенит и рожь: «в роще по березкам белый перезвон», «А у низеньких околиц звонко чахнут тополя».
    Основные цвета есенинских пейзажей – синий, малиновый, золотой. Это цвета православной иконописи, от этого вся природная лирика поэта приобретает истинно русское, настоящее и такое близкое каждому сердцу содержание: «О, Русь, малиновое поле И синь, упавшая а реку», «Золотою лягушкой луна…» и другие.
    Одно из моих любимых стихотворений о природе у Есенина – «Спит ковыль». Начинается оно с яркого олицетворения – «спит ковыль». Ковыльные степи – богатство, достоинство средней полосы России. Волны колышущихся на ветру колосьев создают впечатление безбрежного моря, бесконечности. Такая она, страна лирического героя. Сейчас ковыль «спит», спокойствие и безмятежность опустились на землю, лишь насыщенный, терпкий аромат луговых трав щекочет ноздри.
    Лирика Есенина многопланова и разнотемна. Но и в начале своего творческого пути, и позднее, когда «мечтатель сельский» превратился в «высококлассного поэта», он не перестал быть певцом деревни. В его творчестве почти нет городских пейзажей. Есенин до конца остался верен своему предназначению – проставлять крестьянскую, деревенскую, истинную Россию.
    Беру!

  4. С. Есенин — выдающийся русский поэт, неповторимый талант которого признан всеми. Поэт знал Россию с той стороны, с какой видел ее народ, создал красочный и многоликий образ природы, воспел высокое чувство любви. Глубокая внутренняя сила его поэзии, совпадение пути с жизнью народа, с жизнью страны позволили Есенину стать по-настоящему народным поэтом. “Искусство для меня не затейливость узоров, а самое необходимое слово того языка, которым я хочу себя выразить”, — писал Есенин. Большая часть произведений Есенина посвящена России. Сергей Есенин родился в старинном приокском селе Константинове, что около Рязани. Здесь, на рязанской земле, отшумело детство поэта, прошла его юность, здесь он написал свои первые стихи. И костер зари, и плеск волны, и серебристая луна, и необъятная небесная синь, и голубая гладь озер — вся красота родного края с годами отлилась в стихи, полные любви к русской земле: О Русь — малиновое поле И синь, упавшая в реку. Люблю до радости и боли Твою озерную тоску. В сердце Есенина с юных лет запала Россия, ее грустные и раздольные песни, светлая печаль, сельская тишина, девичий смех, горе матерей, потерявших на войне сыновей. Все это — в стихах Есенина, каждая строчка которых согрета чувством безграничной любви к родине. “Моя поэзия богата одной любовью — любовью к Родине. Это — ведущая ее тема, которая питает все мое творчество”, — говорил Есенин. О чем бы ни писал поэт, даже в самые тяжелые минуты одиночества светлый образ родины согревал его душу. Как настоящий поэт Есенин заявил о себе с самых первых стихов, но оригинальным предстает в стихотворении “Гой ты, Русь моя родная”… В нем уже отчетливо проглядывает чисто есенинское: размашистость, неуемное озорство, нежная и пронзительная любовь к родине. Ранние стихи Есенина полны звуков, запахов, красок, поэт воспевает родину, которую очень сильно любит. Вместе с тем уже в ранних стихах Есенина много тоски и печали, предчувствия предстоящих бед России: Но более всего любовь к родному краю Меня томила, мучила и жгла. Время Есенина — время крупных поворотов в истории России. От Руси, втянутой царизмом в пучину мировой войны, — к Руси, преображенной революцией, — таков путь, пройденный поэтом вместе со своей Русью, своим народом. Поэт переживает вместе со страной все исторические перемены. После революции 1917 г. его поэзия наполнилась новым светом — Есенин видит будущее России в виде утопических картин рая на земле, романтического “града Инонии”, поэт осознает ту силу и свободу, которую ему и народу принесли октябрьские события. Но потом поэт понимает, что утопический рай — это не реальность, ему хочется понять происходящее, его мучает вопрос: “Куда несет нас рок событий?” Но найти ответ на этот вопрос очень трудно, поэт стремится познать смысл происходящего: О, если б прорасти глазами, Как эти листья, в глубину. Путешествуя и живя за границей, поэт не забывает свою родину, следит за всеми событиями, происходящими в России. Он пишет стихотворения — впечатления об этих переменах, переживает за свой народ. В стихах Есенина о деревне нас привлекает тревога за ее судьбу, верно показанная деревенская жизнь, беспредельная любовь поэта к деревне — неотъемлемой и важной частичке родины. Он знал и нищету деревенской жизни, и непосильные тяготы сельского труда. О том, что Есенин видел кричащие социальные противоречия деревни, что он болел этой вековой болью русской крестьянской жизни, свидетельствуют такие стихи, как “Заглушила засуха засев-ки…”, “Край ты мой заброшенный” и другие. Но в его стихах несравненно больше деревенских праздников и гуляний, картин сельского приволья, чем картин тяжелого крестьянского труда. Сельская жизнь предстает в светлом и радостном ореоле, с ней связываются самые сокровенные верования и чувства поэта. Деревенская изба, родные приокские просторы обретают почти сказочную красочность: Полыхают зори, курятся туманы, Над резным окошком занавес багряный. Но совсем иной предстает перед нами деревня в суровые годы войны. Как проникновенно, с какой болью описал поэт деревенскую тишину, пустоту, страх перед войной. Поля пусты, избы заперты, лишь изредка достигнет деревни солдатская весточка. Раньше пели крестьяне веселые песни, беззаботные, сейчас же “все поют про горе, про тяжелый гнет, про нужду лихую и голодный год”. Уже нет тех веселых песен, не льется радостная мелодия из окон деревенской избенки, “потому что горе “заглушает” их. Если раньше поэт восхвалял “полевую Русь”, то теперь поэт хочет “стальной видеть бедную, нищую Р
    усь”. Все творчество Есенина проникнуто лиризмом: его раздумья о судьбах родины, стихи о любимой, волнующие рассказы о животных. Любимые образы поэта связаны с природой: белая березка, его старый клен “на одной ноге”, стерегущий “голубую Русь”. В стихах Есенина природа живет неповторимой поэтической жизнью. Она вся в вечном движении, в бесконечном развитии и изменении. Подобно человеку она поет и шепчет, грустит и радуется. В изображении природы Есенин использует образы народной поэзии, часто прибегает к приему олицетворения. Черемуха у него “спит в белой накидке”, вербы плачут, тополя шепчут, “пригорюнились девушки-ели”, “заря окликает другую”, “березы в белом плачут по лесам”. Природа у Есенина многоцветна, многокрасочна. Любимые его цвета — синий и голубой. Эти цветовые тона усиливают ощущение необъятности степных просторов России (“только синь сосет глаза”, “синь, упавшая в реку”, “в летний вечер голубой”), выражают чувство любви и нежности (“парень синеглазый”, “голубая кофта, синие глаза”). Еще одним излюбленным цветом Есенина является золотой, которым поэт подчеркивает силу или высоту высказывания (“роща золотая отговорила милым языком”). Есенинская природа оказывается как бы выражением человеческих чувств, что позволяет поэту особенно глубоко передать чув- ство любви к жизни. Он сопоставляет явления природы с событиями человеческой жизни: Как дерево роняет тихо листья, Так я роняю грустные слова. Темы родины и природы в есенинской поэзии тесно взаимосвязаны, потому что, воспевая родину, поэт не может быть равнодушным к ее полям, лугам, рекам, описывая же природу, поэт тем самым описывает и родину, так как природа — часть родины. Огромная любовь к России дала Сергею Есенину право сказать: Я буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть земли С названьем кратким “Русь”. А Русь — это русский народ, неповторимая природа, история страны, это все, что относится к этой части земли. Поэзия Есенина близка и дорога многим народам, его стихи звучат на разных языках. Заслуга поэта велика. Произведения его затрагивают наиболее важные аспекты жизни, темы, близкие народу, актуальные. Язык Есенина прост и доступен, сравнения подобраны с поэтической точностью, образы многолики и красочны. Поэзия волнует сердце, притягивает своей оригинальностью и поэтической красотой. Есенин — жизнелюб. И это качество он воплощает в своих стихах, читая которые, невольно начинаешь смотреть на жизнь с другой стороны, относишься ко всему проще, учишься любить свой край, понимаешь, как Есенин, что “оттого и дороги мне люди, что живут со мною на земле”. Мне очень нравится поэзия Есенина.

    Похожие сочинения

    Тема любви в лирике С.А.Есенина.

  5. Мировосприятие С. А. Есенина с самых ранних лет складывалось в тесном общении с природой. Природа – не только «колыбель», но и поэтическая «школа» Есенина. Она -душа его стихов. Это – источник, питающий лирические чувства поэта.
    «Какая радость пришла в русскую поэзию!»- так писал С. Городецкий, прочтя первые юношеские пейзажные стихи Есенина. И он был прав. Природа в ранних стихах звенит птичьими трелями, загадочно шепчет листвой, шумит ливнями, оглушает громовыми раскатами, ослепляет радужным многоцветьем. Лирика наполнена сочными и необычными метафорами: «осень – рыжая кобыла», «яблоки зари», «небесное коромысло», «пряжа солнечных дней». Эти пейзажные зарисовки трогательны и хрупки.
    Почти во всех первых стихотворениях присутствуют религиозные образы, тесно переплетающиеся с естеством природы, мифологические сюжеты сочетаются с деталями крестьянского быта и красками природы: «благовест ветра», «закадили дымом», «в елях – крылья херувима», «под венком, в кольце иголок//Мне мерещится Иисус», «взванивают в четки ивы – кроткие монашки», «под соломой – ризою выструги стропил». Деталями пейзажа часто становятся церкви, монастыри: «опять часовни на дороге и поминальные кресты», «сенокос некошеный, лес да монастырь». Эти мотивы пришли в лирику из слышанных в детстве духовных песен и легенд, они являются выражением черт народного сознания.
    В более поздних стихах поэта пейзажные зачины и природные образы становятся частью лирической исповеди поэта. Природа впитывает «половодье чувств», умом и сердцем поэт стремился проникнуть в глубокие тайны «понятен мне земли глагол, // Но не стряхну я муку эту». Есенин всегда ощущал себя частью этого мира, искал и находил общность и отклик в мире природы: «Подымайте вы, лунные лапы, //Мою грусть в небеса ведром». Гамма его настроений широка и пестра, ведь так пестра и противоречива русская жизнь.
    Есенинская природа – единый организм, целая вселенная, части которой неделимо связаны друг с другом. Одно явление природы изображается через другое: «Сыплет черемуха снегом», «Как метель, черемуха машет рукавом». Все дышит, живее, действует! Природный мир включает небо с солнцем, луной, звездам, закаты и рассветы, вьюги и бураны, косогоры и перелески. «Рыжий гусь», «всадник унылый», «желтый ворон кружит, вьется над землей», «злат бугор» – это все о месяце, который «жеребенком запрягался в наши сани». «Серебряный», « протяжен и глух», «овсяный» – а это о ветре, который треплет «под облачной кущей золотую дугу».
    Земные пейзажи Есенина – это, в основном, среднерусская природа с её скромностью и приглушенностью: «Вижу лес и вечернее полымя // И обвитый крапивой плетень», «Приютились к вербам сиротливо // Избы деревень», « Буераки.. .пеньки… косогоры обпечалили русскую ширь», «топи да болота», «резеда и риза кашки», «неприглядная дорога», «чахленькая местность»…Но эта бесприютность и серость дороже и ближе сердцу, чем яркая, экзотическая природа, описанная в «Персидских мотивах» и кавказских стихах. Хоть и красив восточный пейзаж, «он не лучше рязанских раздолий», поэтому-то лирическому герою и пора «обратно ехать в Русь».
    Природа в наполнена звуками: «Поёт зима – аукает, мохнатый лес баюкает стозвоном сосняка», звенит не только сосняк, звенит и рожь, в звуковых образах всплывают и цветовые: «в роще по березкам белый перезвон», «А у низеньких околиц звонко чахнут тополя». Основные цвета есенинских пейзажей – синий, малиновый, золотой. Это цвета православной иконописи, от этого все природная лирика поэта приобретает истинно русской, настоящее и такое близкое каждому сердцу содержание: «О, Русь, малиновой поле // И синь, упавшая а реку», «Золотою лягушкой луна…», «Синий подкосил цветок//Золотой примял цветок».
    Есенин всегда был «поэтом золотой бревенчатой избы», видимо, поэтому вся его природа – некая космическая деревня, огромное крестьянское хозяйство. «Под плугом бури ревет земля», «отелившееся небо лижет красного телка» – так мог воспринимать мир лишь крестьянский сын. Но и позднее, когда «мечтатель сельский» превратился в «высококлассного поэта», он не перестал быть певцом деревни. В его творчестве почти нет городских пейзажей. Наступление «железного гостя» -города на деревню воспринималось как опасность природному миру. В «Сорокоусте» борьба деревни за выживание оказывается проигранной, все большее предпочтение отдается городу.
    Есенинская природа населена зверями, добрыми и злыми, весёлыми и безнадежно печальными. Новаторство С. Есенина в изображении животных в том, что, упоминая их в бытовом пространстве (поле, река, деревня, двор, дом), он не ставит цель просто изобразить то или иное животное. Они, являясь частью окружения, превращаются в средство философского осмысления мира, позволяют раскрыть содержание духовной жизни человека.
    Вводя образ собаки в стихотворения, поэт пишет о давней дружбе этого зверя с человеком. Ее образ занял в творчестве поэта большое место. В стихотворении «я обманывать себя не стану» поэт пишет :«В переулках каждая собака //Знает мою легкую походку», Средь людей я дружбы не имею, //Я иному покорился царству. //Каждому здесь кобелю на шею //Я готов отдать мой лучший галстук…». В этих строках выражена мысль автора о том, что животные чаще лучше людей, добрее, понятливей.
    А. М. Горький писал, что Есенин – это «…орган, созданный ….для выражения любви ко всему живому в мире». Это действительно так. Творчество Есенина – гимн природному царству, без взаимодействия с которым не может совершаться самоопределение всего человечества, ведь мы живем по законам природы… Хорошо, что есть поэзия Есенина, она помогает не уходить далеко от истоков

    Похожие сочинения

    Мой Есенин

  6. ТЕМА РОДИНЫ И ПРИРОДЫ В ЛИРИКЕ С.А.ЕСЕНИНА.

    Тема родины – одна из главных тем в творчестве С.Есенина. Этого поэта принято связывать прежде всего с деревней, с родной для него Рязанщиной. Но из рязанской деревни Константиново поэт уехал совсем молодым, жил потом и в Москве, и в Петербурге, и за границей, в родную деревню приезжал время от времени как гость. Это важно знать для понимания позиции С.Есенина. Именно разлука с родной землей придала его стихам о ней ту теплоту воспоминаний, которая их отличает. В самих описаниях природы у поэта есть та мера отстраненности, которая позволяет эту красоту острее увидеть, почувствовать.
    Уже в ранних стихах С.Есенина звучат признания в любви к России. Так, одно из наиболее известных его произведений – “Гой ты, Русь моя родная…” С самого начала Русь здесь предстает как нечто святое, ключевой образ стихотворения – сравнение крестьянских хат с иконами, образами в ризах, и за этим сравнением – целая философия, система ценностей. Мир деревни – это как бы храм с его гармонией земли и неба, человека и природы. Мир Руси для С.Есенина – это и мир убогих, бедных, горьких крестьянских домов, край заброшенный, “деревня в ухабинах”, где радость коротка, а печаль бесконечна: “Грустная песня, ты – русская боль”. Особенно это чувство усиливается в стихах поэта после 1914 года – начала войны: деревня кажется ему невестой, покинутой милым и ожидающей от него вестей с поля боя. Для поэта родная деревня в России – это нечто единое, родина для него, особенно в раннем творчестве, – это прежде всего родной край, родное село, то, что позднее, уже на исходе XX века, литературные критики определили как понятие “малой родины”. С присущей С.Есенину-лирику склонностью одушевлять все живое, все окружающее его, он и к России обращается как к близкому ему человеку: “Ой ты, Русь, моя родина кроткая, /Лишь к тебе я любовь берегу”. Порой стихи поэта обретают ноту щемящей грусти, в них возникает чувство неприкаянности, лирический герой их – странник, покинувший родную хижину, всеми отверженный и забытый. И единственное, что остается неизменным, что сохраняет вечную ценность – это природа и Россия:
    А месяц будет плыть и плыть,
    Роняя весла по озерам…
    И Русь все также будет жить,
    Плясать и плакать у забора.
    С.Есенин жил в переломную эпоху, насыщенную драматическими и даже трагическими событиями. На памяти его поколения – война, революция, снова война – теперь уже гражданская. Переломный для России год – 1917 – поэт встретил, как и многие художники его круга, с надеждами на обновление, на счастливый поворот в крестьянской доле. Поэты круга С.Есенина того времени – это Н.Клюев, П.Орешин, С.Клычков. Надежды эти выражены в словах Н.Клюева – близкого друга и поэтического наставника С.Есенина: “Мужицкая ныне земля, /И церковь не наймит казенный”. В есенинской поэзии в 1917 году появляется новое ощущение России: “Уж смыла, стерла деготь/ Воспрянувшая Русь”. Чувства и настроения поэта этого времени очень сложны и противоречивы – это и надежды, и ожидания светлого и нового, но это и тревога за судьбу родного края, философские раздумья на вечные темы. Одна из них – тема столкновения природы и человеческого разума, вторгающегося в нее и разрушающего ее гармонию – звучит в стихотворении С.Есенина “Сорокоуст”. В нем центральным становится обретающее глубоко символический смысл состязание между жеребенком и поездом. При этом жеребенок как бы воплощает в себе всю красоту природы, ее трогательную беззащитность. Паровоз же обретает черты зловещего чудовища. В есенинском “Сорокоусте” вечная тема противостояния природы и разума, технического прогресса сливается с размышлениями о судьбах России. В послереволюционной поэзии С.Есенина тема родины насыщена нелегкими думами о месте поэта в новой жизни, он болезненно переживает отчуждение от родного края, ему трудно найти общий язык с новым поколением, для которого календарный Ленин на стене заменяет икону, а “пузатый “Капитал” – Библию. Особенно горько поэту сознание того, что новое поколение поет новые песни: “Поют агитки Бедного Демьяна”. Это тем более грустно, что С.Есенин справедливо замечает: “Я поэт! И не чета каким-то там Демьянам”. Поэтому так горестно звучат его строки: “Моя поэзия здесь больше не нужна, /Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен”. Но даже желание слиться с новой жизнью не заставляет С.Есенина отказаться от своего призвания российского поэта; он пишет: “Отдам всю душу октябрю и маю, /Но только лиры милой не отдам”. И поэтому таким глубоким пафосом наполнено его признание:
    “Я буду воспевать
    Всем существом в поэте
    Шестую часть земли
    С названьем кратким “Русь”.
    Сегодня нам, живущим в России, трудно до конца понять смысл этих строк, а ведь написаны они были в 1924 году, когда само название – Русь – было едва ли не запретным, а гражданам полагалось жить в “Ресефесере”. С темой родины у С.Есенина связано понимание своей поэтической миссии, своей позиции “последнего певца деревни”, хранителя ее заветов, ее памяти. Одним из программных, важным для понимания темы родины, у поэта стало стихотворение “Спит ковыль”:
    Равнина дорогая
    И свинцовой свежести полынь!
    Никакая родана другая
    Не вольет мне в грудь мою теплынь.
    Знать, у всех у нас такая участь,
    И, пожалуй, всякого спроси –
    Радуясь, свирепствуя и мучась,
    Хорошо живется на Руси.
    Свет луны, таинственный и длинный,
    Плачут вербы, шепчут тополя,
    Но никто под окрик журавлиньй
    Не разлюбит отчие поля.
    И теперь, когда вот новым светом
    И моей коснулась жизнь судьбы,
    Все равно остался я поэтом
    Золотой бревенчатой избы.
    По ночам, прижавшись к изголовью,
    Вижу я, как сильного врага,
    Как чужая юность брызжет новью
    На мои поляны и луга.
    Но и все же новью той теснимый,
    Я могу прочувственно пропеть:
    Дайте мне на родине любимой,
    Все любя, спокойно умереть”.
    Стихотворение это датировано 1925 годом, относится к зрелой лирике поэта. В нем выражены его сокровенные мысли. В строке “радуясь, свирепствуя и мучась” – трудный исторический опыт, который выпал на долю есенинского поколения. Стихотворение построено на традиционно поэтических образах: ковыль как символ русского пейзажа и одновременно символ тоски, полынь с ее богатой символикой и журавлиный крик как знак разлуки. Традиционному пейзажу, в котором олицетворением поэзии является не менее традиционный “свет луны”, противостоит “новый свет”, скорее абстрактный, неживой, лишенный поэзии. И в противоположность ему звучит признание лирического героя есенинского стихотворения в приверженности вековому деревенскому укладу. Особенно значим у поэта эпитет “золотой”: “Все равно останусь я поэтом /Золотой бревенчатой избы”. Он один из наиболее часто встречающихся в лирике С.Есенина, но обычно он связан с цветовым понятием: золотой – то есть желтый, но непременно и с оттенком высшей ценности: “роща золотая”, “золотою лягушкой луна”. В этом стихотворении оттенок ценности преобладает: золотой не только цвет избы, сколько символ ее непреходящей ценности как символа уклада деревенской жизни с присущей ей красотой, гармонией. Деревенская изба – это целый мир, ее разрушение не искупается для поэта никакой заманчивой новью. Финал стихотворения звучит несколько риторически, но в общем контексте поэзии С.Есенина он воспринимается как глубокое и искреннее признание автора. Таким образом, тема родины в поэзии С.Есенина развивается от безотчетной, почти по-детски естественной привязанности к родному краю к осознанной, выдержавшей испытания трудным временем перемен и переломов авторской позиции.

  7. Современное человечество близко подошло к экологической катастрофе. Варварское отношение к природе привело к необратимым изменениям, которые могут стать причиной гибели человечества. Мы должны задуматься над тем, как мы относимся к своей природе, и спасти ее и самих себя. И в этом нам помогут стихи замечательного русского поэта Сергея Александровича Есенина. Его стихи проникнуты искренней любовью к русской природе, к своей Родине.
    Уже в самом раннем творчестве Есенина появляются картины родной природы: лес, поле, река, русское раздолье. Все они нарисованы с большой любовью автора, восхищением и преклонением. Есенин мастерски рисует родную природу: мы видим деревья и цветы, слышим звуки, чувствуем запах. В пейзажах всегда присутствует человек — это сам поэт, который не скрывает своей любви к природе. Мир природы окружает его с самого рождения:
    Родился я с песнями в травяном одеяле,Зори меня вешние в радугу свивали.Вырос я до зрелости, внук купальской ночи, Сутемень колдовная счастье мне пророчит.
    Конечно, природа для него всегда родная и близкая: и русское поле, и лес, и березка, и золотая роща, и скачущий жеребенок, и крестьянка, и девушка – все живое вызывает у него глубокую нежность. В своих стихах поэт показывает нам народное восприятие природы: и пусть дом старый, но он родимый, и небеса похожи на дешевенький ситец, и хлеба небогатые, но они выращены своими руками. Все это согрето горячей любовью поэта. Есенин учит нас любить свою малую Родину, место, где мы родились и живем, а из этого уже вырастает любовь ко всей стране.
    Есенинская лирика очень живописна, картины природы нарисованы чистыми, яркими красками. Он любит синий, золотой, красный и зеленый цвета. Зеленый – это цвет воды в родной реке Оке, синий – цвет неба Родины, алый – ощущение радости, юности и грусти от сознания кратковременности счастья. Часто встречаются у Есенина желтый и красный – цвета осени. Это время года навевает поэту мысли об увядании, о смене старого новым, о краткости жизни.
    Очень часто в лирике Есенина встречаются образы дерева: березка, клен, яблоня. Дерево у поэта живое, оно так же чувствует и страдает, как человек.
    Клен ты мой опавший, клен заледенелый,Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой?Или что увидел? Или что услышал?Словно за деревню погулять ты вышел.
    Черемуха у него «спит в белой накидке», вербы плачут, тополи шепчут, «туча кружево в роще связала», «пригорюнились девушки-ели», «улыбнулась солнцу сонная земля» и т. д.
    Поэт объединяет в одно целое людей, природу, животных. О братьях наших меньших поэт пишет с большой любовью. В стихотворении «Собаке Качалова» поэт разговаривает с собакой уважительно, по-дружески, на равных. Видно, что он любит собак, ему нравится пса «.. .по шерсти бархатной потрогать », «такую лапу не видал я сроду». С Джимом можно поговорить обо всем: о любви, радости, грусти, даже о жизни.
    Обо всех животных поэт говорит с большой любовью и нежностью. Например, он обращается к скачущему жеребенку в «Сорокоусте»: «Милый, милый смешной дуралей». Эти трогательные строки заставляют нас бережно относиться не только к коням, но и к другим животным.
    Есенин мечтал, что наступит время, когда люди не будут уничтожать деревья, цветы, животных. Это очень близко нашим мыслям о мире, о том, что человек – это только часть природы. Читая есенинские стихи, мы чувствуем родство с белой березой, старым кленом, рябиновым кустом. Так мы понимаем, что ответственность за их жизнь лежит на нас. Эти чувства должны помочь нам сохранить нашу природу.

  8. Наверное, у каждого человека, родившегося в России, ощущение и восприятие природы всегда были такими трепетными, как, может быть, ни у кого в мире. Весна, лето, осень и особенно русская «зимушка-зима», как любовно говаривали о ней в нашем простом, но великом русском народе, брали и берут за живое душу, заставляя испытывать глубокие чувства, схожие с волнительными любовными переживаниями. Да и как не любить всю окружающую нас красоту и прелесть: белый снег, свежую зелень необъятных лесов и лугов, темную глубину озер и рек, червонное золото опадающих листьев, которые с детства радуют глаз своей многоцветностью, переполняя бурлящими эмоциями взволнованное сердце любого человека, но особенно поэта и творца слова. Такого, как замечательный поэт Сергей Александрович Есенин, который в своем многоликом творчестве, в своей задушевной лирике оставил особое место иногда суровой, но всегда прекрасной российской матушке-природе. И это не мудрено.
    Родившись в селе Константиново, в центре России, Есенин видел и созерцал вокруг себя такую неописуемую красоту и прелесть, которые можно найти только на Родине, чьи необъятно широкие просторы, чье торжественное величие навеяли уже в детстве те думы и размышления, которые он передал нам позже в своей вдохновенной и волнующей лирике.
    Село Константиново, родная Рязанщина – эти места пробуждали в Сергее Есенине трепет и поэтическую страсть к творчеству. Именно родной север явился наиболее вдохновляющим для поэта. Я думаю, что только там, только на севере России, с его особым, сильным, но нежным духом, можно было проникнуться теми же чувствами, что пережил Есенин, рождая в один из долгих зимних вечеров эти волшебные строки:
    Еду. Тихо. Слышны звоны

  9. План
    I. Есенин – поэт природы.
    II. Гармония и совершенство – мерило красоты.
    1. Яркие параллели описаний природы и чувств человека.
    2. Любовь к природе – основа есенинского счастья.
    3. Враждебность города.
    III. Любовь к природе неразрывна с любовью к человечеству.
    Пожалуй, нет больше поэта, который так красочно, так восторженно и с такой бесконечной любовью воспевал бы природу, как Есенин, отведя ей одно из центральных мест в своем творчестве. «Поэт деревни», поэт природы, он ни одно свое произведение не обделил хотя бы маленьким упоминанием о природе. Ее красота, гармония и совершенство стали для Есенина мерилом красоты вообще. Нет у автора слов нежнее и ярче, когда он хочет описать что-то прекрасное, чем сравнение с явлениями природы:
    С алым соком ягоды на коже,
    Нежная, красивая, была
    На закат ты розовый похожа
    И, как снег, лучиста и светла.
    («Не бродить, не мять в кустах багряных…»)
    При этом есенинское описание природы не только призвано передать волшебную, неповторимую красоту родной земли. Есенин говорит с природой, беспрерывно проводит параллели между нею и своей жизнью: то сравнивает себя с «кленом опавшим», то говорит своей Шаганэ, что «эти волосы взял он у ржи». Свои душевные переживания, свои размышления о жизни он рассказывает природе:
    Милые березовые чащи!
    Ты, земля! И вы, равнин пески!
    Перед этим сонмом уходящих
    Я не в силах скрыть моей тоски.
    («Мы теперь уходим понемногу…»)
    Есенин сравнивает угасание молодости с отцветшими яблонями: «Все пройдет, как с белых яблонь дым. Увяданья золотом охваченный, я не буду больше молодым» («Не жалею, не зову, не плачу…»), да и смерть человеческая так похожа на осенний листопад:
    Все мы, все мы в этом мире тленны,
    Тихо льется с кленов листьев медь…
    Будь же ты вовек благословенно,
    Что пришло процвесть и умереть.
    («Не жалею, не зову, не плачу…»)
    Беседуя с прекрасной Шаганэ, говорит Есенин не о своей любви к ней, а о родных полях: «Потому, что я с севера, что ли, я готов рассказать тебе, поле, про волнистую рожь при луне» («Шаганэ ты моя, Шаганэ»).
    Даже воспоминание о своей первой, чистой любви переплетено с картинами природы («Не бродить, не мять в кустах багряных…»):
    Не бродить, не мять в кустах багряных
    Лебеды и не искать следа.
    Со снопом волос твоих овсяных
    Отоснилась ты мне навсегда.
    Наряду с любовью к человеку и к Родине, любовь к природе – основа есенинского счастья:
    Счастлив тем, что целовал я женщин,
    Мял цветы, валялся на траве
    И зверье, как братьев наших меньших,
    Никогда не бил по голове.
    («Мы теперь уходим понемногу…»)
    Влюбленный в простоту и естественность сельского быта, он враждебно принимает наступление города, железного прогресса, который «пятой громоздкой чащи ломит» («Сорокоуст»).
    Природа в творчестве Есенина – это и фон, и действующее лицо. Любовь к ней неразрывна с любовью к человечеству, к России, к Богу, и часто эти любови смешиваются в одно глубокое, искреннее «люблю». Картины природы, запечатленные Есениным в своих стихотворениях, непревзойденны, потому что написаны влюбленным сердцем.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *