Сочинение на тему мир простаковых и скотининых

10 вариантов

  1. Сатиры смелый властелин…
    А. С. Пушкин
    Комедия «Недоросль» — главный труд жизни Дениса Ивановича Фон­визина и первая социально-политическая комедия в русской литературе. Д. И. Фонвизин остро сатирически изображает пороки современного ему российского общества. В своей комедии драматург высмеял провинциаль­ную помещичью семью, мир Простаковых и Скотининых, типичный мир хозяев, господствующих не по праву, мир дворян, недостойных быть дво­рянами.
    Глава семьи — госпожа Простакова — полноправная помещица, не­образованная, неразвитая, жестокая. Высказывания: «Разве я не властна в своих людях?» и «То бранюсь, то дерусь, тем дом и держится» — как нельзя полно характеризуют ее способы управления хозяйством, дворовыми, му­жем. Муж, господин Простаков, боится своей жены и находится в полной зависимости от нее.
    Так же невежественен, груб и корыстолюбив брат госпожи Простако­вой Скотинин, больше всего и всех на свете любящий свиней. Собравшись жениться на Софье, Скотинин заявляет, что и своих поросят завести хочет.
    Создавая образы старших представителей мира Простаковых и Ско­тининых, Фонвизин использует говорящие фамилии. Основным средством создания характеров является речевая характеристика. Особенно яркой явля­ется речевая характеристика госпожи Простаковой: в зависимости от си­туации и круга общения Простакова то грубо бранится (со слугами и му­жем), то ласкова и добра (с сыном Митрофаном), то «светски» обходительна (со Стародумом и Правдиным).
    Госпожа Простакова по-своему чадолюбива. Для своего сына Митро­фана, ленивого и избалованного недоросля, госпожа Простакова наняла учителей: отставного сержанта Цифиркина, который учит его математике; семинариста Кутейкина, преподающего грамматику, и Вральмана, обучающе­го его французскому языку и всем остальным наукам.
    Беспросветное невежество, жадность, лень — главные враги Митро­фана на пути к знаниям. Невежество и жадность госпожи Простаковой, твердо убежденной в том, что дворянину образование ни к чему, оконча­тельно уродует Митрофанушку, не обремененного ни умом, ни занятиями, ни совестью, ни воспитанием.
    Смешно и противно смотреть, как Митрофан робеет перед кулачища­ми Скотинина и набрасывается с кулаками на преданную ему Еремеевну, как, стремясь показать свою образованность Стародуму, с тупой важностью рассуждает о дверях: «котора прилагательна» и «котора существительна».
    Система образования и воспитания Митрофанушки — злонравие, а плоды пожинают многие, и среди них мать, которой Митрофан заявляет: «Да отвяжись, матушка, коле навязалась…» Достойные плоды… мира Про­стаковых и Скотининых.
    Остро сатирически изобразив мир помещиков из русской провинции, Денис Иванович Фонвизин, о котором А. С. Пушкин сказал: «Сатиры сме­лый властелин…», показал пороки современного ему российского госу­дарственного устройства.

  2. Все события комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» происходят в имении Простаковых. Главная в доме и семье госпожа Простакова. У нее склочный, крутой характер. Она способна даже ударить. Эту необразованную женщину боятся близкие, многочисленная дворня, крепостные крестьяне, соседи. Она заботится только о богатстве, материальном благополучии, но не о духовном развитии.
    Господин Простаков, наверно, был когда-то добрым человеком. Но, женившись, полностью попал под влияние жены, которая его унижает, бьет. Он безвольный человек. Не может за себя постоять.
    Митрофанушка – хитрый, изворотливый молодой человек, без конца объедается, не хочет учиться. Он сын своей маменьки, которая его безумно любит.
    Скотинин – брат хозяйки. Он похож на сестру своим характером и внутренними качествами.
    Фамилии персонажей сами говорят за себя. Скотинин любит свиней. Собираясь жениться на Софье, он говорит, что содержать жену будет так же хорошо, как и свиней в хлеву. Госпожа Простакова до замужества тоже была Скотининой. Она скотоподобна, как и ее братец.
    Идеал – это образец совершенства, высшая цель деятельности, к которой нужно стремиться. Можно ли говорить о каких-либо стремлениях? Все они – чужие люди, у которых нет общности интересов в развитии. Но их жизненные принципы похожи: обмани, обругай, обзови, накажи.
    Нешуточная борьба между ними начинается, когда брат с сестрой узнают о немалом наследстве Софьи, которую приютили Простаковы. Они представители того слоя общества, где процветают невежество, грубость, забота только о материальном в ущерб нравственности, образованности.
    Воспитанный в таких условиях, Митрофанушка вырос похожим на своих скотоподобных родственников. Несмотря на то, что Простакова души не чает в своем ребенке, он отличается редкостной неблагодарностью. Совсем не ценит стараний матери. А все потому, что с детства видел, как ведут себя взрослые, и подражал им.
    Отрицательные герои комедии находятся в замкнутом пространстве дома, усадьбы. Здесь они безгранично властвуют, чувствуют себя спокойно. О развитии личности в такой обстановке говорить не приходится. Хотя Простакова нанимает учителей, она совершенно не понимает, чему надо учить. О профессионализме преподавателей речь даже не идет. Во главу угла ставится не качество работы, а дешевизна. Простакова экономит на обучении наследника.

  3. Примитивный и жестокий мир Простаковых и Скотининых. Комедия «Недоросль», написанная на исходе XVIII века, на­ходится у истоков русской реалистической литературы. Она отли­чается большой социальной глубиной и резкой сатирической на­правленностью.
    В «Недоросле» на первое место вынесена тема помещичьего произвола, а главным критерием в оценке героев становится их от­ношение к крепостным крестьянам. По мнению В. Г. Белинского, неоспоримая заслуга Фонвизина заключается в том, что он прав­диво изобразил крепостническую действительность, выставил ее «как бы на позор, во всей наготе, во всем ужасающем безобразии…».
    Действие пьесы происходит в имении Простаковых. Полно­правной хозяйкой в нем является госпожа Простакова, пользую­щаяся неограниченной властью. Она действительно господствует в подвластном ей мире, господствует нагло, деспотично, с полной уверенностью в своей безнаказанности (не случайно в перечне дей­ствующих лиц комедии только ей одной присвоено звание «гос­пожа»). Ее злой нрав в полной мере раскрывается в отношении к крепостным крестьянам и дворовым людям, на которых она смот­рит как на существа низшей породы, и глубоко убеждена в своем праве оскорблять и унижать их.
    Порядок в доме она наводит бранью и побоями. «С утра до ве­чера, — доверительно сообщает Простакова чиновнику Правди- ну, — как за язык повешена, рук не покладаю: то бранюсь, то де­русь; тем дом и держится». Слуги, превращенные Простаковой в рабов, утратили даже человеческие имена. «Собачья дочь», «ста­рая хрычовка», «бестия» — так называет «госпожа» свою верную служанку Еремеевну.
    Нетрудно представить и понять, в каких условиях живут кре­постные крестьяне этой помещицы. «С тех пор как все, что у кре­стьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!» — жалуется брату Простакова, чье благосостояние держит­ся на беззастенчивом ограблении своих крепостных.
    Примитивная натура Простаковой особенно ярко раскрывает­ся в резких переходах от наглости к трусости, от самодовольства к подобострастию. Так, например, пользуясь сиротством Софьи, она завладевает ее имением, не спрашивая ее согласия, решает выдать замуж за своего брата; она груба с девушкой, пока чувствует свою власть над ней. Но узнав о возвращении Стародума, мгновенно меняет свой тон и поведение. Она способна униженно валяться в ногах у Правдина, вымаливая прощение, но, получив его, тут же спешит расправиться с нерасторопными слугами, упустившими Софью: «Простил! Ах, батюшка! Ну! Теперь-то дам я зорю каналь­ям своим людям. Теперь-то я всех переберу поодиночке». Как ви­дим, особенности характера Простаковой раскрываются не толь­ко в поступках, но и в ее речи, одновременно грубой и льстивой, хитрой и наивной.
    Автор неоднократно подчеркивает ограниченность Простако- вой, неразвитость ее ума. Так, например, указ о вольности дво­рянской, в котором шла речь об освобождении дворян от обяза­тельной службы, она воспринимает как юридическое освящение своей неограниченной власти над крестьянами. «Дворянин, ко­гда захочет, и слуги высечь не волен! Да на что же дан нам указ о вольности дворянства?» — возмущается она.
    Огромная заслуга Фонвизина состоит в том, что он увидел зависимость поведения, характеров людей от среды, в которой они живут и действуют. Для того, чтобы подчеркнуть широкое распространение дворян, подобных Простаковой, придать ей характер типичности, автор вводит в действие пьесы брата Про­стаковой.
    Скотинин родственен Простаковой не только по крови, но и по духу. Он, слывущий в околотке «мастером» по сбору оброков, в точности повторяет крепостническую практику своей сестры. Скотинин так же тупо убежден в своей правоте и безнаказанно­сти. «Не будь я Тарас Скотинин, – заявляет он, -если у меня не всякая вина виновата. У меня в этом, сестрица, один обычай с тобою… а всякий убыток… сдеру с своих же крестьян, так и кон­цы в воду».
    «Злонравные» помещики Простакова и Скотинин смотрят на крепостных как на скот, но сами они в умственном и граждан­ском развитии стоят столь низко, что их можно уподобить толь­ко животным. Недаром в «Недоросле» госпожа Простакова все время сравнивается с собакой, Скотинин – с свиньями. «Слыха­но ли, чтоб сука щенят своих выдавала?» спрашивает Проста­кова. «Ах я, собачья дочь!» — заявляет она в другом месте. А низ­менный духовный облик Скотинина раскрывается в его пристра­стии к «свинкам». «Люблю свиней… и своих поросят завести хочу», — заявляет он Простаковой. И Митрофан, по словам ма­тери, «до свиней сызмала такой же охотник… Бывало, увидя свин­ку, задрожит от радости». «Аз есмь скот, – читает Митрофан по часослову, – а не человек».
    С образом Митрофана связана еще одна тема, затронутая авто­ром в «Недоросле», – раздумье писателя о том наследии, которое готовят России Простаковы и Скотинины. Не довольствуясь од­ним только изображением дворянского «злонравия», Фонвизин стремился показать и его причины, поэтому вопрос о просвещен­ности и невежестве, о хорошем и дурном воспитании занимает в комедии центральное место.
    Пороки отрицательных героев автор объясняет их дремучим невежеством. Так, Простакова, ее муж и ее брат не умеют даже чи­тать, более того, они глубоко убеждены в бесполезности и ненуж­ности знаний. «Не умели грамоте» их предки, «отроду ничего не читывали Скотинины». Потому в наследство от родителей Мит­рофан получил пренебрежение к учению. Он полный невежда, не знающий ни арифметики, ни географии, неспособный отличить прилагательного от существительного. Его воспитали недорослем и в моральном отношении, не научили уважать достоинство дру­гих людей. Он груб и нахален с теми, над кем чувствует свое пре­восходство, и заискивает перед теми, в ком чувствует силу. Вполне естественно, что Митрофан — недоросль и в гражданском смыс­ле, ведь мысль «быть полезным своим согражданам» в его голову прийти не может. Характер и поведение Митрофана — естествен­ный результат тех живых примеров, которыми он окружен в доме родителей, — «злонравия достойные плоды».
    Невежество, эгоизм и жестокость Простаковых-Скотини- ных сформировалась в условиях крепостнической действитель­ности, а воспитание недоросля Митрофана — еще один убеди­тельный пример того, что среда, условия жизни в значительной мере определяют поведение человека в обществе и его взгляды на жизнь.
    Фонвизину удалось создать подлинно типические образы, ко­торые стали нарицательными и пережили свое время. Имена Мит­рофана, Скотинина, Простаковой стали «бессмертными», а сама комедия Фонвизина «Недоросль» стала важной вехой в истории русской драматургии. Он не просто посмеялся над смешными сто­ронами общества, но отразил, ,по словам Н.В. Гоголя, его «раны и болезни», которые происходят оттого, что поместное дворянство забыло о чести, совести, гражданском долге, с тупым пренебреже­нием относится к культуре и просвещению.

  4. Сатирическое изображение мира Простаковых и Скотининых в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»

    Сатиры смелый властелин…
    А. С. Пушкин
    Комедия «Недоросль» — главный труд жизни Дениса Ивановича Фон­визина и первая социально-политическая комедия в русской литературе. Д. И. Фонвизин остро сатирически изображает пороки современного ему российского общества. В своей комедии драматург высмеял провинциаль­ную помещичью семью, мир Простаковых и Скотининых, типичный мир хозяев, господствующих не по праву, мир дворян, недостойных быть дво­рянами.
    Глава семьи — госпожа Простакова — полноправная помещица, не­образованная, неразвитая, жестокая. Высказывания: «Разве я не властна в своих людях?» и «То бранюсь, то дерусь, тем дом и держится» — как нельзя полно характеризуют ее способы управления хозяйством, дворовыми, му­жем. Муж, господин Простаков, боится своей жены и находится в полной зависимости от нее.
    Так же невежественен, груб и корыстолюбив брат госпожи Простако­вой Скотинин, больше всего и всех на свете любящий свиней. Собравшись жениться на Софье, Скотинин заявляет, что и своих поросят завести хочет.
    Создавая образы старших представителей мира Простаковых и Ско­тининых, Фонвизин использует говорящие фамилии. Основным средством создания характеров является речевая характеристика. Особенно яркой явля­ется речевая характеристика госпожи Простаковой: в зависимости от си­туации и круга общения Простакова то грубо бранится (со слугами и му­жем), то ласкова и добра (с сыном Митрофаном), то «светски» обходительна (со Стародумом и Правдиным).
    Госпожа Простакова по-своему чадолюбива. Для своего сына Митро­фана, ленивого и избалованного недоросля, госпожа Простакова наняла учителей: отставного сержанта Цифиркина, который учит его математике; семинариста Кутейкина, преподающего грамматику, и Вральмана, обучающе­го его французскому языку и всем остальным наукам.
    Беспросветное невежество, жадность, лень — главные враги Митро­фана на пути к знаниям. Невежество и жадность госпожи Простаковой, твердо убежденной в том, что дворянину образование ни к чему, оконча­тельно уродует Митрофанушку, не обремененного ни умом, ни занятиями, ни совестью, ни воспитанием.

  5. «Недоросль» — первая русская социально-политическая комедия. Фонвизин изображает пороки современного ему общества: хозяева, господствующие не по праву, дворяне, не достойные быть дворянами, «случайные» государственные мужи, самозваные учителя.
    Госпожа Простакова — центральная героиня пьесы. Она управляет хозяйством, колотит мужа, держит в ужасе дворовых, воспитывает сына Митрофана. «То бранюсь, то дерусь, тем и дом держится». Ее власти ничто не противопоставлено. Ее бесчинства остаются в рамках негласно принятых норм поведения: «Разве я не властна в своих людях». Но этот образ стоит на грани комедии и трагедии. Эта невежественная и корыстолюбивая «презлая фурия» по-своему чадолюбива. В конце пьесы она теряет свою неограниченную власть над крепостными, отвергнута сыном, становится жалкой и униженной.
    Основным средством создания характера Простаковой является речевая характеристика. Язык Простаковой меняется в зависимости от адресата и ситуации. К слугам: «собачья дочь», «бестия», «канальи», «воры». К Митрофану: «друг мой сердешный», «душенька». «Светскость» при встрече гостей: «рекомендую вам дорогого гостя», «милости просим». Когда вымаливает себе прощение, ее язык близок к народной речи: «Ах, мои батюшки, повинную голову меч не сечет. Мой грех!»
    Митрофанушка — баловень матери, любимец дворни, невежа и бездельник. Он груб и спесив, подобно своей матушке. К домочадцам и слугам он обращается грубо: Еремеевне — «старая хрычовка» и т. д. С Митрофаном связана важная для просветительской пьесы тема воспитания. Учителя у Митрофана были подобраны в соответствии с нормой времени и уровнем понимания своей задачи родителями: по-французски Митрофанушку учит немец Вральман, точные науки преподает отставной сержант Цыфиркин, который «малую толику арихметике маракует», грамматику — «образованный» семинарист Кутейкин, уволенный от «всякого учения».
    Итог обучения Митрофанушки — сцена экзамена, где ученик демонстрирует полное невежество, а его мать подводит итог: «Без наук люди живут и жили».
    «Познания» Митрофанушки в грамматике, его желание не учиться, а жениться — смешны. Но его отношение к Еремеевне, готовность «за людей приниматься», предательство матери уже не вызывают смеха: перед нами растет деспот, невежественный и жестокий крепостник.
    Основной прием создания сатирических персонажей в пьесе — «зоологизация». Вральману кажется, что, живя с Простаковыми, он жил «фее с лошатками». Собравшись жениться, Скотинин (говорящая фамилия!) заявляет, что он и своих поросят завести хочет. Он соглашается со Стародумом, что предок Скотининых был создан Богом раньше Адама (т. е. тогда, когда были созданы скоты).

  6. Пьеса Фонвизина «Недоросль» известна своими показательными героями, чьи реплики и поведение со всей полностью раскрывают характер. Одним из таких героев является Тарас Скотинин, родной брат госпожи Простаковой.
    С первых слов мы без труда можем узнать в нем человека невежественного, праздного и корыстолюбивого. Как и многих других персонажей комедии, Фонвизин одарил Скотинина говорящей фамилией. Образа Скотинина и правда уподоблен животному, ведь все, что его интересует – это нажива и вкусный обед. Больше всего он любит рассуждать о свиньях, на что господин Простаков, сам того не подозревая, остроумно замечает, что «и тут есть же какое-то сходство».
    Жажда богатства побеждает в Скотинине даже любовь к семье. Показателен контраст его отношения к племяннику Митрофану до и после того, как тот посватался к Софье. Поначалу Скотинин, казалось, бы души не чаял в мальчике, восхищаясь тем, как походил на него его племянник. Но стоило Митрофану встать между ним и его мечтой о свином царстве, как любящий дядюшка был готов голыми руками его придушить. Изменения претерпело и его отношение к сестре. Если бы не Милон, встрявший между ними, брат и сестра точно бы убили друг друга ради мнимой возможности обогатиться.
    В добавок ко всем своим «достоинствам» Скотинин еще и невероятно самоуверен. Он не видит причины, почему бы не мог составить достойной партии Софье, а наоборот, считает что ей крупно повезет выйти за него замуж. Он искренне удивляется тому, что Стародум этого не понимает. Он не только не стыдиться своего невежества, а наоборот гордится им, считая что в его положении совсем ни к чему забивать голову бесполезной ерундой.
    На примере Скотинина Фонвизин показывает, каким становится человек без должного воспитания и образования. Он не раз подчеркивает, что дело не только в Скотинине, а в тысячах дворян, которые ни словами, ни поступками не стоят дворянского звания. Собственное благополучие их волнует куда больше судьбы Отечества, вверенных им крестьян и даже родной семьи. С помощью Скотинина, Фонвизин высмеивает таких дворян, и призывает читателей и зрителей комедии уделять больше внимания образованию и воспитанию в детях нравственности.

    Сочинение про Тараса Скотинина

    Комедия «Недоросль» была написана в лучших традициях классицизма с четким делением героев на положительных и отрицательных персонажей. Эта пьеса показывает нам такие проблемы как необразованность и плохое воспитание на примере Митрофанушки, а так же проблемы крепостнического права, в лице Простаковой и Скотинина.
    Тарас Скотинин – один из второстепенных героев комедии, брат Простаковой. Фамилия этого дворянина говорит сама за себя. Тарас заниматься разведением свиней и питает к ним особые чувства. Он считает, что свиньи это единственные существа, с которыми приятно проводить время. Скотинин предоставляет им самые лучшие условия и мечтает скупить всех в мире свиней на приданное Софьи.
    Скотинин не образованный человек, и как свои родители, считает чтение пустой тратой времени.  Своей необразованностью он гордиться и гордо говорит о том, что никогда не думает и ни разу не держал в руках книгу. Если посмотреть на его речь, то мы увидим, что он состоит из «деревенской» лексики и просторечий.
    Тарас очень жестоко обращается со своими крепостными. Он может избить, наказать, ободрать до нитки, когда ему это вздумается.  Скотинин труслив и поэтому никогда не пойдет жаловаться на своих соседей, которые воруют у него, а лучше отыграется на слугах.
    Жадность – одна из самых главных черта характера Скотинина. Он решает жениться на Софье только из-за её богатого наследства. Внешне, по его словам, она ему не нравиться. Так же у Тараса не складываются отношения с сестрой и племянником, потому что Простакова отказывается выдавать Софью за него. Он решается пойти напрямую к Стародуму и попросить у него руку и сердце племянницы. Стародум отказывает ему, а Тарас искренне не понимает, почему так. Из-за своей самоуверенности он думает, что будет лучшим вариантом для Софьи и ей очень повезет, если он на ней жениться.
    Д. И. Фонвизин на примере Скотинина хотел показать типичного дворянина 18 века. Циничные, не честные, жестокие и подлые такие дворяне были в этом веке. В конце пьесы всех их ждет наказание за ужасное отношение к крепостным. Это достойный конец произведения, ведь такие люди не могут заслуживать уважения.

  7. Так же невежественен, груб и корыстолюбив брат госпожи Простако­вой Скотинин, больше всего и всех на свете любящий свиней. Собравшись жениться на Софье, Скотинин заявляет, что и своих поросят завести хочет.
    Создавая образы старших представителей мира Простаковых и Ско­тининых, Фонвизин использует говорящие фамилии. Основным средством создания характеров является речевая характеристика. Особенно яркой явля­ется речевая характеристика госпожи Простаковой: в зависимости от си­туации и круга общения Простакова то грубо бранится (со слугами и му­жем), то ласкова и добра (с сыном Митрофаном), то «светски» обходительна (со Стародумом и Правдиным).
    Госпожа Простакова по-своему чадолюбива. Для своего сына Митро­фана, ленивого и избалованного недоросля, госпожа Простакова наняла учителей: отставного сержанта Цифиркина, который учит его математике; семинариста Кутейкина, преподающего грамматику, и Вральмана, обучающе­го его французскому языку и всем остальным наукам.
    Беспросветное невежество, жадность, лень — главные враги Митро­фана на пути к знаниям. Невежество и жадность госпожи Простаковой, твердо убежденной в том, что дворянину образование ни к чему, оконча­тельно уродует Митрофанушку, не обремененного ни умом, ни занятиями, ни совестью, ни воспитанием. Материал с сайта //iEssay.ru

  8. Главная
    Сочинения по литературе
    Cатирическое изображение мира Простаковых и Скотининых в комедии Фонвизина Недоросль – сочинение
    «Недоросль» — первая русская социально-политическая комедия. Фонвизин изображает пороки современного ему общества: хозяева, господствующие не по праву, дворяне, не достойные быть дворянами, «случайные» государственные мужи, самозваные учителя.
    Госпожа Простакова — центральная героиня пьесы. Она управляет хозяйством, колотит мужа, держит в ужасе дворовых, воспитывает сына Митрофана. «То бранюсь, то дерусь, тем и дом держится». Ее власти ничто не противопоставлено. Ее бесчинства остаются в рамках негласно принятых норм поведения: «Разве я не властна в своих людях». Но этот образ стоит на грани комедии и трагедии. Эта невежественная и корыстолюбивая «презлая фурия» по-своему чадолюбива. В конце пьесы она теряет свою неограниченную власть над крепостными, отвергнута сыном, становится жалкой и униженной.
    Основным средством создания характера Простаковой является речевая характеристика. Язык Простаковой меняется в зависимости от адресата и ситуации. К слугам: «собачья дочь», «бестия», «канальи», «воры». К Митрофану: «друг мой сердешный», «душенька». «Светскость» при встрече гостей: «рекомендую вам дорогого гостя», «милости просим». Когда вымаливает себе прощение, ее язык близок к народной речи: «Ах, мои батюшки, повинную голову меч не сечет. Мой грех!»
    Митрофанушка — баловень матери, любимец дворни, невежа и бездельник. Он груб и спесив, подобно своей матушке. К домочадцам и слугам он обращается грубо: Еремеевне — «старая хрычовка» и т. д. С Митрофаном связана важная для просветительской пьесы тема воспитания. Учителя у Митрофана были подобраны в соответствии с нормой времени и уровнем понимания своей задачи родителями: по-французски Митрофанушку учит немец Вральман, точные науки преподает отставной сержант Цыфиркин, который «малую толику арихметике маракует», грамматику — «образованный» семинарист Кутейкин, уволенный от «всякого учения».
    Итог обучения Митрофанушки — сцена экзамена, где ученик демонстрирует полное невежество, а его мать подводит итог: «Без наук люди живут и жили».
    «Познания» Митрофанушки в грамматике, его желание не учиться, а жениться — смешны. Но его отношение к Еремеевне, готовность «за людей приниматься», предательство матери уже не вызывают смеха: перед нами растет деспот, невежественный и жестокий крепостник.
    Основной прием создания сатирических персонажей в пьесе — «зоологизация». Вральману кажется, что, живя с Простаковыми, он жил «фее с лошатками». Собравшись жениться, Скотинин (говорящая фамилия!) заявляет, что он и своих поросят завести хочет. Он соглашается со Стародумом, что предок Скотининых был создан Богом раньше Адама (т. е. тогда, когда были созданы скоты).

  9. Что греха таить, одного помету.
    Д. Фонвизин. Недоросль
    Д. И. Фонвизин — не только великий драматург, но и передовой человек своего века. Он первым в истории дра­матургии выступил против жестокого угнетения народных масс, резко обличал самодержавие и реакционную полити­ку императрицы Екатерины II. «Сатиры смелый власте­лин», — называл Фонвизина Пушкин, и сегодня мы счита­ем автора бессмертной комедии «Недоросль» одним из наи­более прогрессивных писателей «сатирического направле­ния» русской литературы XVIII века.
    В образах семейства Скотининых-Простаковых Фонви­зин очень выразительно изобразил грубость, жестокость, невежественность крепостников, неограниченный произвол помещичьей власти.
    Тарас Скотинин гордится своей принадлежностью к «великому и старинному роду». Чем же он так велик? Глу­постью, скупостью, твердолобостью. Страшно, что из «во­семнадцати человек» детей у родителей Скотининых оста­лись только двое, остальные же «по власти господней, при­мерли». И это в то время, когда отец семейства всю жизнь копил деньги, однако же был так скуп, что умер голодной смертью, не тронув своих богатств. Главная отличитель­ная черта рода, по мнению Простаковой (урожденной Скотининой): «Нас ничему не учили… и не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь учиться захочет». Свято выполняют этот завет брат и сестра — Тарас Скотинин и госпожа Проста­кова.
    Скотинин «отроду ничего не читывал». Он боится наук и рад, что «бог меня избавил этой скуки». Жестокий, трус­ливый, самовлюбленный и самоуверенный, Скотинин не замечает своих пороков. Ему легко жить на свете, поскольку есть наука, которой он сам может научить кого угодно: он мастер угнетать, собирать оброк с крестьян и без того обо­бранных до нитки. Есть у Скотинина в жизни «смертная охота» — он любит свиней. Привольное житье свиньям у помещика, ведь с ними он обходится «не в пример лучше, нежели с людьми». Даже жениться Скотинин собирается поначалу не по любви к девушке и не из-за сомнительного богатства «сироты», а потому, что в ее деревне водятся круп­ные свиньи. Ограниченность помещика беспредельна, и он сам признается в причине своей странной привязанности: «Люди передо мною умничают, а между свиньями я сам всех умнее».
    Сильно ли отличается от своего братца госпожа Про­стакова? Один из героев называет ее «презренной фурией», «госпожой бесчеловечной». Она деспотична и властолю­бива, несладко живется крепостным в ее доме. Она жалуется брату, что «все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже собрать не можем». Однако со своими домашними Простакова обращается ненамного лучше, чем с крепостными. Всем достается: и мужу, и брату, и учителям любимого сыночка Митрофанушки. Простакова невежественна и необразованна, она даже не умеет прочитать письма: «Я, благодаря бога, не так вос­питана. Я могу письма получать, а читать их всегда велю другому». Зато, не в пример своему достаточно просто­душному братцу, Простакова прекрасно умеет лицемерить, она ни за что не упустит своей выгоды: распоряжается как своим, имением своей свояченицы Софьи, оставшейся сиротой, ищет своему бестолковому сыну невесту побога­че. Видя, что ее планы рушатся, она даже готова приме­нить грубую силу по отношению к слабой девушке, насильно женить ее на сыне. Однако, встретившись с более сильными, чем она, заступниками Софьи, Проста­кова с готовностью бросается на колени и молит о прощении. Лесть, лицемерие, грубость и наглость в поме­щице не только смешны, но и страшны временами. «И преступление, и раскаяние в ней презрения достаточны».
    Простаков — идеальный муж для такой деспотичной жены, как его супруга. Этот человек робкий и неуверен­ный, ни на что не имеет собственного мнения, «женин муж», как говорит он сам о себе. Жизнь его не прошла даром, ведь он научился беспрекословно слушаться Простакову и даже говорить то, что она думает. «Мать моя», — называет он жену. «Урод» и «рохля» — называет Простакова мужа. Такая вот семейная идиллия.
    А вот и Простаков-Скотинин-младшенький: Митрофа­нушка, недоросль. Вот уж достойный сын своих родителей! Бесконечно ленивый враль, трус, лицемер, грубиян, неуч — отличительные качества шестнадцатилетнего оболтуса. «Матушкин сынок», в умении наплевательски относиться к окружающим он пошел еще дальше родителей. Митро­фанушка — духовно опустошенный человек. Все его жиз­ненные интересы состоят в том, чтобы хорошо поесть и поспать. Он не умеет думать самостоятельно, несмотря на то, что он единственный в семье «ученый» человек. Однако «блеск» приобретенных им знаний настолько тускл, что становится смешно.
    Очень много проблем затрагивает Фонвизин в своей комедии, задает много вопросов, которые и сейчас не утра­тили своей актуальности. Как мы относимся к другим людям? Как ведем себя в семье? Что важнее для человека: родословная, хорошее образование или доброе сердце? Как вести себя, встретившись с простаковыми, митрофанушками, скотиниными? Очень много вопросов, и очень важно, чтобы человек самостоятельно научился отвечать на них, дабы не походить на невежественных героев комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *