Сочинение на тему мир созданный толкнером по повести хоббит

8 вариантов

  1. 1
    Текст добавил: Чувство юмора

    Джон Рональд Руэл Толкиен писатель-фантаст и сказочник, подосновой и движущей силой творчества которого была научная деятельность филолога-фольклориста, историка языка и литературы. Родился в семье банковского клерка, рано осиротел, получил строгое религиозное воспитание, подкрепил его образованием и остался на всю жизнь убежденным католиком.
    Окончил престижную закрытую школу в Бирмингеме, в 1911-1915 гг. учился в Оксфордском университете, занимаясь более всего комплексным стилистическим анализом дочосеровских памятников английской словесности и сопутствующим изучением североевропейских языков и духовного строя раннего средневековья. Толкиен начал писать стихи еще в старших классах и продолжал до конца жизни; его студенческие стихотворные опыты – большей частью былинно-балладные стилизации, отмеченные продуманной фантазией и ученым языкотворчеством – своеобразные отходы конструирования образно-мифологического фундамента общеевропейской культуры. Это конструирование с университетских лет сочетается с лингвистическими изысканиями Толкиена и служит их органическим дополнением.
    В 1916 г. Толкиен попадает на фронт офицером Ланкаширского полка и участвует в крупнейшей битве Первой мировой войны на Сомме. В состав окопного опыта входило сближение с простым людом, обновившее восприятие фольклора и английской словесности в целом (об этом Толкиен не уставал вспоминать). Год с лишним провел он на госпитальных койках, разрабатывая и скрепляя фантазией мифологическую предысторию рода человеческого – мифы творения и становления, в которых борются и взаимодействуют светлое (созидательное) и темное (обманное) начала, всплывают праязыки и вырисовываются облики иных, отличных от людского, существовании. Этот контурный корпус мифов и саг, работа над которым растянулась на всю жизнь, получил у него общее название «Сильмариллион».
    В 1918-1920 гг. Толкиен участвует в завершении работы над монументальным оксфордским «Новым английским словарем»: с 1920 по 1959 г. он – профессор Лидского (1920- 1925), затем Оксфордского университетов, один из ведущих филологов англоязычного мира. Толкиен – соавтор словаря среднеанглийского языка (1922), редактор и комментатор основополагающего издания памятника английской словесности XIV в. «Сэр Гавэйн и Зеленый рыцарь» (1925), автор исследований «Чосер как филолог» (1934) и «Беовульф: чудище и критики» (1937), имевших немалое методологическое влияние. Одновременно продолжалось сотворение действительности «Средиземья». где, как он писал впоследствии в эссе «О волшебных сказках» (1947), «особого свойства радость успешной фантазии может быть объяснена как внезапное прозрение подспудной реальности истины».
    Естественным было стремление приобщить к этой реальности своих подрастающих детей: и в этой связи «придумался» вспомогательный (хотя и весьма независимый) народец Средиземья – зайцелюди хоббиты, а простенькая сказка о хоббите – добывателе драконьего клада стала повестью о малом открытии огромного мира «Сильмариллиона», отличающегося, согласно конструктивному принципу Толкиена. «внутренней сообразностью», наделенного мифологией и десятитысячелетней историей, населенного многоразличными и более или менее человекообразными существами – эльфами, гномами, троллями, орками. Описанное в духе богатой повествовательной традиции английской литературной сказки хождение хоббита Бильбо в сказочно-мифологические пределы Средиземья было издано как бы для детей под названием «Хоббит. или Туда и обратно» (1937) и имело большой успех у читателей всех возрастов. По совету издателя Толкиен тут же принялся за продолжение приключений Бильбо, но продолжение не пошло, пока не определилось как расширенное и углубленное открытие Средиземья при посредстве четверки хоббитов; законченная в 1949 г. рукопись под названием «Властелин колец» объемом около 70 авторских листов была опубликована в три приема (выпуски получили условные издательские названия «Хранители», «Две твердыни» и «Возвращение государя») в 1954-1955 гг.
    На самом деле эпопею составляют шесть примерно равновеликих книг объявленных пересказом хоббитской хооники завершающих событий третьей эпохи Средиземья, и шесть приложений, с нарочитым избытком утоляющих возможное любопытство относительно его истории, летосчисления, обычаев, языков и топонимики. Автором переведенных на многие европейские и некоторые азиатские языки «Властелина колец» и «Хоббита» Толкиен и стал в сознании читателей всего мира; остальные его художественные произведения – несколько сказок-притч, эссе, сборники стихотворений и песен – вопринимаются как пояснения и дополнения к сдвоенному «рассказу в особенности о хоббитах» (слова из пролога к «Властелину колец»).
    Незаконченный и опубликованный посмертно (в 1977 г.) «Сильмариллион», а также публикации черновых набросков легенд и мифов Средиземья («Книга утраченных сказаний», ч. 1-2, 1983-1984 и т. д.) подключаются к приложениям «Властелина колец».
    Властелин колец: Хранители; Две твердыни; Возвращение государя (The lord of the rings: The fellowship of the ring; The two towers; The return of the king. 1954-1955)
    – повествование-эпопея о фантастическом странствии в традиции «Пути паломника» Джона Беньяна, где сюжет открытия мира является одновременно историей: 1) посвящения и воспитания;
    2) искушения и испытания; 3) послушания и подвига. Непосредственными героями этой по духу аллегорической истории в полной мере являются два главных персонажа (как и у Беньяна): хоббит Фродо и его слуга Сэм, добровольные исполнители, по-видимому, невыполнимой задачи – пронести случайно доставшееся герою книги «Хоббит» Бильбо Кольцо всевластья через все Средиземье, уберечь его от всех и вся и уберечься от него (всевластье искусительно) – чтобы уничтожить его под носом у Властелина колец, в огне Роковой горы посреди его сатанинского царства.
    В той или иной мере сопричастны испытаниям Фродо и Сэма еще семь героев-хранителей Кольца, представители всех свободных народов Средиземья – эльфов, гномов и людей. Повесть об этих испытаниях – малый эпизод образующей историю толкиеновского мира (на базе праевропейской мифологии) борьбы добра со злом. Католик Толкиен убежден, что добро в любых обстоятельствах может и должно одержать победу (потому что его осеняет смысл мироздания, а зло – лишь искажение этого смысла), и эта победа изображается как панорамная, то и дело меняющая масштабы картина осуществления вышнего промысла, который сплетает и расплетает события и придает их изображению особую слитность и сюжетную целеустремленность.
    Таким образом Толкиен достигает характерного для средневековой литературы единства внутреннего и внешнего, нравственного и событийного сюжета, и его сказочно-фантастическая эпопея, представляя как бы в обратной перспективе народы и царства Средиземья, оказывается захватывающей повестью-сказанием о становлении истории человечества, о грандиозности судьбы соучастников Творения Господня – от мала до велика.

  2. Джон Толкиен, профессор Оксфордского университета, прославился на весь мир как автор серии книг в стиле “фэнтэзи”. В его произведениях оживают древние легенды, рассказывающие о храбрых воинах, прекрасных феях, эльфах и гномах.
    Трилогия Джона Толкиена “Властелин Колец” повествует об извечной битве Добра и Зла. Книга стала очень популярной не только в Англии, она обрела множество поклонников во всем мире. Это лишний раз подтверждает, что человек не хочет довольствоваться серой будничной жизнью, его манят приключения, яркий мир фантастики.
    “Властелин Колец” является продолжением книги “Хоббит”, в которой рассказывается о стране Хоббиттон, где живут необычные существа, во многом похожие на людей. Главный герой повести — хоббит Бильбо Бэггинс, который жил своей обычной жизнью, пока ему не пришлось отправиться вместе с гномами на поиски похищенных Драконом сокровищ.
    В “Хоббите” описываются приключения героев на пути через Дикие Страны. Во время одного из приключений Бильбо нашёл золотое кольцо в горной пещере. Через некоторое время он обнаружил, что кольцо это обладало одним волшебным свойством: когда хоббит надевал его на палец, то становился невидимым.
    Это событие и стало завязкой эпопеи “Властелин Колец”. Вот перед нами старый Бильбо. Он покидает навсегда родные края и назначает своим преемником юного Фродо, который приходится ему дальним родственником. Кроме своего дома, поместья и разных мелочей, Бильбо оставляет Фродо и волшебное кольцо.
    Но в какой-то момент Бильбо решает оставить кольцо у себя. Волшебник Гэндальф первым заподозрил, что с Бильбо творится что-то неладное. Оказывается, кольцо имеет и другое необычное свойство: оно пробуждает непомерное властолюбие у того, кто наденет его.
    Гэндальф убеждает Бильбо оставить кольцо Фродо, и тот следует совету мудрого волшебника, после чего уходит из родной страны, чтобы повидать мир. Однако поведение Бильбо встревожило Гэндальфа, и тот начал за думываться о происхождении волшебного кольца. Бильбо так описывал свое состояние, когда одевал кольцо на палец: “Я чувствую, что я тонкий-претон-кий, как масло на хлебе у скупердяя”. Гэндальф велел Фродо не надевать кольца, но беречь его, как зеница око, а сам отправился на поиски истины.
    Кольцо хоббитов оказалось Кольцом Всевластья, принадлежавшее когда-то властелину Тьмы. Гэндальф несказанно удивился тому, как долго хоббиты могут сопротивляться воздействию Кольца.
    Фродо, узнав истинное предназначение Кольца, решил возложить на себя непосильное бремя: уничтожить его и тем самым спасти все Средиземье от господства Тьмы. Ему предстояла нелёгкая задача, ведь Кольцо можно было уничтожить лишь там, где оно было изготовлено, — в стране Мордор. Однако Фродо бесстрашно взялся выполнить эту миссию.
    У храброго хоббита нашлись верные спутники. Во-первых, с ним отправились в путь ещё три хоббита: Сэм, его слуга, а также Пин и Мерри, дальние родственники Фродо и одновременно его лучшие друзья. Каждому из них предстояло пройти немало испытаний. Сэм не оставлял хозяина, как он называл Фродо, на всём его пути, даже когда отряд разделился, и Фродо хотел было пойти в Мордор один. Сэм был твёрдо уверен, что Фродо не сможет без него обойтись, и что ему, Сэму, нужно идти за Фродо и никак иначе. Сэм не задумывался о том, что будет после того, как они сбросят Кольцо в вулкан, да ему и не было до этого дела. Он твёрдо знал, что пойдёт за Фродо хоть в ад, если его другу так будет нужно. Верность и преданность Сэма вызывают большое уважение к представителю маленького и смешного народца — хоббитов.
    Гэндальфу, последнему спутнику Фродо, судьба приготовила испытания, которые он с трудом выдержал. В пещерах подземного царства Мо-рии Гэндальф дрался с ужасным чудищем Барлогом, пока остальной отряд отступал. Гэндальф хотел лишь задержать чудище, но канул в бездну вместе с ним. Долгое время его считали погибшим.Но Гэндальф как никак был волшебником и сумел выбраться из подземной мглы.
    Все главные герои согласились пожертвовать собой ради того, чтобы мир не поглотило Зло, — ив этом был их главный подвиг.
    Кольцо обладало необыкновенной силой, и Фродо в самый последний миг на краю пропасти ощутил непреодолимое желание оставить себе этот символ Всевластья. Однако вмешался его враг Голлум, который сам стремился завладеть Кольцом. Пока они дрались, Кольцо упало в вулкан вместе с Голлумом. Этот эпизод заставил меня вспомнить пословицу: “Не было счастья, да несчастье помогло”. Кольцо Всевластья исчезает в недрах Роковой Горы, с криком рассыпается в прах Черный Властелин, и королева эльфов силой своих чар рушит его замок.
    “Властелин Колец” рассказывает о борьбе светлых сил с мировым злом. И борьба эта происходит в каждом человеке. Особенно ярко это было выражено в ощущениях Фродо: “…на мгновение в маленьком хранителе Кольца уравновесились две могучие силы”. Добро и зло борются не только за власть над миром, но и за власть над сердцем и душой каждого человека, каждого существа. Однако выбор всегда остается за человеком. И те, кто выбирают служение добру, уже совершают великий подвиг.
    В книге “Хоббит” величайшим подвигом Бильбо Бэггинса названо преодоление его страха перед Драконом. А величайшим подвигом Фродо и Сэма стало то, что они преодолели искушение завладеть Кольцом. Самая трудная из всех побед человека – это победа над самим собой. И герои Толкиена одержали эту победу.
    ?

  3. Хоббиты – веселый, но в то же время основательный маленький народец. Они совсем как люди, только ростом вполовину меньше нас, и ноги у них заросли волосами, и живут они не в домах, а в “норах” – удобных жилищах, выкопанных в земле. Их страна называется Шир, вокруг нее селятся и люди, и эльфы – очень похожие на людей, но благородные и бессмертные. А в горах обитают длиннобородые гномы, мастера по камню и металлу. Так вот, нашего хоббита зовут Бильбо Бэггинс; это состоятельный хоббит средних лет, гурман и слагатель песен. В один прекрасный день его друг, добрый и могущественный волшебник Гэндальф, выдав его за профессионального вора, посылает к нему тринадцать гномов с тем, чтобы он помог гномам отнять их сокровища у огнедышащего дракона. Много лет назад дракон захватил их пещерный город и залег там на груде драгоценностей; неизвестно, как подобраться к нему, да и дорога в дальние горы трудна и опасна, её стерегут гоблины и тролли-гиганты. И что ещё хуже, эти свирепые и бесконечно жестокие существа подчиняются могущественному владыке Темного царства, врагу всего доброго и светлого.
    Почему волшебник послал кроткого Бильбо в столь опасное путешествие? Сдается, что хоббиты избраны провидением для борьбы с Темным царством – но это откроется много позже, а пока экспедиция во главе с Гэндальфом отправляется в путь. Гномы и хоббит едва не гибнут, встретившись с троллями; Гэндальф спасает их, обратив разбойников в камень, но следующая засада в пещере гоблинов – много опасней. Дважды, трижды свирепые гоблины атакуют компанию, гномы бегут из подземелья, оставив Бильбо лежащим без сознания во тьме.
    Здесь и начинается настоящая история, которая будет продолжена в трилогии “Властелин колец”. Бедняга Бильбо приходит в себя и ползет по туннелю на четвереньках не зная куда. Рука его натыкается на холодный предмет – металлическое колечко, и он машинально кладет его в карман. Ползет дальше и нащупывает воду. Здесь, на острове посреди подземного озера, уже долгие годы обитает Голлум – двуногое существо размером с хоббита, с огромными светящимися глазами и подобными ластам ногами. Голлум питается рыбой; иногда ему удается поймать гоблина. Рассмотрев во тьме Бильбо, он подплывает к хоббиту на лодочке, они знакомятся. Увы, Бильбо называет свое имя… Голлуму хотелось бы съесть Бильбо, но тот вооружен мечом, и они начинают играть в загадки: если хоббит выиграет, Голлум проводит его к выходу из подземелья. Оказывается, они оба любят загадки. Бильбо выигрывает, но не совсем честно, спросив: “Что у меня в кармашке?”
    Кольцо, лежащее в его кармане, потерял Голлум. Это волшебное Кольцо власти, творение владыки Темного царства, но ни Голлум, ни Бильбо о том не ведают. Голлум знает только, что любит “свою прелесть” больше всего на свете и что, надев её на палец, он становится невидим и может охотиться на гоблинов. Обнаружив пропажу, Голлум в ярости кидается на Бильбо, а тот, убегая, случайно надевает Кольцо. Становится невидим, ускользает от Голлума и догоняет свою компанию.
    Они движутся дальше к горам. Гигантские орлы, друзья волшебника, спасают их от погони гоблинов, вскоре после этого Гэндальф оставляет гномов и Бильбо – у него свои дела, а без него компания раз за разом попадает в передряги. То их едва не съедают гигантские пауки, то берут в плен лесные эльфы, и всякий раз всех выручает Бильбо: надевает кольцо и становится невидимкой. Воистину домосед-хоббит оказался для гномов находкой… Наконец, после многих приключений компания поднимается в горы, к утерянным владениям гномов, и начинает искать потайную дверь, ведущую в подземелье. Ищут долго, безуспешно, пока Бильбо по наитию не обнаруживает вход.
    Настает время идти внутрь, на разведку, причем осторожные гномы хотят, чтобы это совершил Бильбо, сулят ему богатую долю добычи – и он идет. Не из-за денег, д

  4. Джон Толкиен, профессор Оксфордского университета, прославился на весь мир как автор серии книг в стиле “фэнтэзи”. В его произведениях оживают древние легенды, рассказывающие о храбрых воинах, прекрасных феях, эльфах и гномах.
    Трилогия Джона Толкиена “Властелин Колец” повествует об извечной битве Добра и Зла. Книга стала очень популярной не только в Англии, она обрела множество поклонников во всем мире. Это лишний раз подтверждает, что человек не хочет довольствоваться серой будничной жизнью, его манят приключения, яркий мир фантастики.
    “Властелин Колец” является продолжением книги “Хоббит”, в которой рассказывается о стране Хоббиттон, где живут необычные существа, во многом похожие на людей. Главный герой повести — хоббит Бильбо Бэггинс, который жил своей обычной жизнью, пока ему не пришлось отправиться вместе с гномами на поиски похищенных Драконом сокровищ.
    В “Хоббите” описываются приключения героев на пути через Дикие Страны. Во время одного из приключений Бильбо нашёл золотое кольцо в горной пещере. Через некоторое время он обнаружил, что кольцо это обладало одним волшебным свойством: когда хоббит надевал его на палец, то становился невидимым.
    Это событие и стало завязкой эпопеи “Властелин Колец”. Вот перед нами старый Бильбо. Он покидает навсегда родные края и назначает своим преемником юного Фродо, который приходится ему дальним родственником. Кроме своего дома, поместья и разных мелочей, Бильбо оставляет Фродо и волшебное кольцо.
    Но в какой-то момент Бильбо решает оставить кольцо у себя. Волшебник Гэндальф первым заподозрил, что с Бильбо творится что-то неладное. Оказывается, кольцо имеет и другое необычное свойство: оно пробуждает непомерное властолюбие у того, кто наденет его.
    Гэндальф убеждает Бильбо оставить кольцо Фродо, и тот следует совету мудрого волшебника, после чего уходит из родной страны, чтобы повидать мир. Однако поведение Бильбо встревожило Гэндальфа, и тот начал задумываться о происхождении волшебного кольца. Бильбо так описывал свое состояние, когда одевал кольцо на палец: “Я чувствую, что я тонкий-претонкий, как масло на хлебе у скупердяя”. Гэндальф велел Фродо не надевать кольца, но беречь его, как зеница око, а сам отправился на поиски истины.
    Кольцо хоббитов оказалось Кольцом Всевластья, принадлежавшее когда-то властелину Тьмы. Гэндальф несказанно удивился тому, как долго хоббиты могут сопротивляться воздействию Кольца.
    Фродо, узнав истинное предназначение Кольца, решил возложить на себя непосильное бремя: уничтожить его и тем самым спасти все Средиземье от господства Тьмы. Ему предстояла нелёгкая задача, ведь Кольцо можно было уничтожить лишь там, где оно было изготовлено, — в стране Мордор. Однако Фродо бесстрашно взялся выполнить эту миссию.
    У храброго хоббита нашлись верные спутники. Во-первых, с ним отправились в путь ещё три хоббита: Сэм, его слуга, а также Пин и Мерри, дальние родственники Фродо и одновременно его лучшие друзья. Каждому из них предстояло пройти немало испытаний. Сэм не оставлял хозяина, как он называл Фродо, на всём его пути, даже когда отряд разделился, и Фродо хотел было пойти в Мордор один. Сэм был твёрдо уверен, что Фродо не сможет без него обойтись, и что ему, Сэму, нужно идти за Фродо и никак иначе. Сэм не задумывался о том, что будет после того, как они сбросят Кольцо в вулкан, да ему и не было до этого дела. Он твёрдо знал, что пойдёт за Фродо хоть в ад, если его другу так будет нужно. Верность и преданность Сэма вызывают большое уважение к представителю маленького и смешного народца — хоббитов.
    Гэндальфу, последнему спутнику Фродо, судьба приготовила испытания, которые он с трудом выдержал. В пещерах подземного царства Мории Гэндальф дрался с ужасным чудищем Барлогом, пока остальной отряд отступал. Гэндальф хотел лишь задержать чудище, но канул в бездну вместе с ним. Долгое время его считали погибшим.Но Гэндальф как никак был волшебником и сумел выбраться из подземной мглы.
    Все главные герои согласились пожертвовать собой ради того, чтобы мир не поглотило Зло, — ив этом был их главный подвиг.
    Кольцо обладало необыкновенной силой, и Фродо в самый последний миг на краю пропасти ощутил непреодолимое желание оставить себе этот символ Всевластья. Однако вмешался его враг Голлум, который сам стремился завладеть Кольцом. Пока они дрались, Кольцо упало в вулкан вместе с Голлумом. Этот эпизод заставил меня вспомнить пословицу: “Не было счастья, да несчастье помогло”. Кольцо Всевластья исчезает в недрах Роковой Горы, с криком рассыпается в прах Черный Властелин, и королева эльфов силой своих чар рушит его замок.
    “Властелин Колец” рассказывает о борьбе светлых сил с мировым злом. И борьба эта происходит в каждом человеке. Особенно ярко это было выражено в ощущениях Фродо: “…на мгновение в маленьком хранителе Кольца уравновесились две могучие силы”. Добро и зло борются не только за власть над миром, но и за власть над сердцем и душой каждого человека, каждого существа. Однако выбор всегда остается за человеком. И те, кто выбирают служение добру, уже совершают великий подвиг.
    В книге “Хоббит” величайшим подвигом Бильбо Бэггинса названо преодоление его страха перед Драконом. А величайшим подвигом Фродо и Сэма стало то, что они преодолели искушение завладеть Кольцом. Самая трудная из всех побед человека – это победа над самим собой. И герои Толкиена одержали эту победу.

  5. Сенкан: Дракон –
    Огнедышащий, беспощадный.
    Разрушает, губит, уничтожает.
    Безжалостный дракон приносит гибель.
    Война.
    Выводы:
    ·Дракон – традиционный сказочный образ, присутствующий у многих народов.
    ·Образ Дракона в сказке-повести Д.Р. Толкина наделен как традиционными чертами (сила, гордыня), так и не свойственными ему в фольклоре чертами (ум, хитрость, способность к гипнозу, острое зрение, нюх, слух)
    ·Дракон Смог – образ зла, войны, разрушений, фашизма.
    ·Любое зло может быть уничтожено. Не страшись врага, главное найди у него слабое месть и тогда сможешь его победить.
    2.10 Главные положительные персонажи повести
    То?рин Дубощи?т (англ. Thorin Oakenshield) – в фэнтэзийном мире Средиземья – гном, сын Траина (Thrбin) и внук короля Трора (King Thrуr). Родившийся в 2746 году Третьей Эпохи, Торин был изгнан драконом Смогом (Smaug) в 2770 году, вместе с другими выжившими гномами с Одинокой Горы. В битве при Азанулбизаре в 2799 году щит Торина был сломан, и вместо него гном использовал дубовый сук. Так он получил прозвище «Дубощит». Был провозглашён королём в изгнании народа Дарина, когда его отец Траин II умер (или бесследно исчез в подземельях Дол-Гулдура). Торин и двенадцать его товарищей-гномов посетили Бильбо Бэггинса по совету Гэндальфа, чтобы нанять Бильбо в качестве взломщика, способного возвратить их сокровища от дракона Смога. От Торина Бильбо получил в подарок знаменитую мифриловую кольчугу, которая позже досталась его племяннику, Фродо. Торин особенно хотел получить Аркенстон, легендарный камень, называемый Сердцем Горы, и пришёл в ярость, когда Бильбо его утаил. Позднее Аркенстонбыл передан хоббитом: Барду Лучнику, предводителю войска людей Озёрного города, и эльфийскому королю Трандуилу, осадившим Гору и требовавшим компенсации за разрушенный драконом город.
    Конфликт был прерван нападением гоблинов и варгов, когда гномы объединились с войсками эльфов, людей и орлов, чтобы победить своих противников в Битве Пяти Воинств (Армий). Во время битвы Торин был смертельно ранен, но перед смертью он примирился с Бильбо, отметив храбрость и отличный характер хоббита. Его последними словами были: «Если бы в этом мире еда, улыбка и песня ценились бы более, чем накопление золота, он был бы намного счастливее». После смерти тело Торина было погребено в глубинах Эребора вместе с мечом Оркристом и Аркенстоном, который новый король Дэйла Бард Лучник возвратил гномам во исполнение своего обещания Торину.
    Бард Лучник (англ. Bard the Bowman), позже известный как король Бард I – король Дейла. Был потомком Гириона, последнего короля Дейла. После того, как город был разрушен при нападении дракона Смога в 2770 году Третьей эпохи, семья Гириона бежала в город Эсгарот, его потомки стали простыми горожанами.
    Бард служил городским стражником в Эсгароте, был известен как меткий лучник, а также «славился» среди жителей своей интуицией. В «Хоббите…» описывается, как Бард во время похода Бильбо и гномов к Одинокой горе в 2941 году Третьей эпохи убил Смога метким выстрелом, своей знаменитой чёрной стрелой. В результате падения дракона город Эсгарот был разрушен. Он получил четырнадцатую часть богатств Смога, которую разделил с бургомистром Эсгарота и потратил на восстановление города Дейла, – новая столица возрождённого королевства – где он короновался в 2944 году Эсгарот вошёл в его состав, но продолжал пользоваться правом на местное самоуправление.
    Выводы
    ·Главная линия повести «Хоббит, или Туда и Обратно» – добро побеждает зло, каким бы страшным оно ни было.
    ·Главная заслуга Толкина в том, что он ввёл в сказочный мир новых героев, которых придумал сам – это Хоббиты и Орки. Теперь они являются традиционными персонажами фантастического мира.
    ·Джон Р.Р. Толкин использовал в сказке-повести хорошо известные персонажи из английской, скандинавской, германской мифологий – это: гоблины, дракон, гномы, эльфы, тролли и т. д.
    ·Нами произведена систематизация персонажей повести с указанием на их происхождение с точки зрения заимствования из мифологии разных народов. Установлено, что преобладающим источником является мифология англо-скандинавская и германская, есть также аналоги образов из славянской мифологии. А также указана этимология имен фантастических персонажей повести.
    ·Толкин использует традиционный сказочный прием: деление персонажей на добрых и злых. Добро в повести ассоциируется с фантастическими персонажами: Хоббит, Эльфы, Гендальф, Беорн, Орлы, Соколы, Гномы. Зло в повести ассоциируется с такими персонажами как: Орки, Смог, Гоблины, Пауки, Волки-варги, Голлум, Тролли.
    ·Сказочное в повести представлено традиционными образами (волшебник – Гендальф, медведь-оборотень – Беорн, дракон – Смог). К мифологическим персонажам в повести относятся: гномы, эльфы, тролли, волки-варги, гоблины. Среди фантастических персонажей повести преобладают традиционные фольклорные персонажи, в то же время есть и фантастические персонажи, созданные автором: хоббиты и орки.
    ·Через сущность Смога, Орков и Гоблинов автор пытался, на наш взгляд, отобразить ужас надвигающейся Второй мировой войны и фашизм, который можно будет победить только при условии объединения всех сил добра.
    3. Хоббит – главный герой повествования
    .1 Кто такие хоббиты?
    Рассказ о хоббите Д.Р.Р. Толкин, как видно из биографии, написал для своих детей. Он не просто сочинил историю как «вечернюю сказку», а использовал все свои способности великолепного литератора, учёного, профессораоксфордского университета. Повесть, в которой главным героем выступает хоббит Бильбо Бэггинс, содержит в себе, как мы видели ранее, часть англо-скандинавской мифологии и щепотку фантазии автора. Так на свет появился Хоббит, маленький человечек с густым волосяным покровом на ступнях, заострёнными ушами и, Толкин отдаёт персонажу частичку себя, с трубкой во рту.
    Что же означает «хоббит»? Откуда появилось само слово? Кто является прототипом хоббита Бильбо Бэггинса? Как формируется характер этого персонажа? Какую функцию выполняет в повести образ Бильбо? На эти вопросы мы постараемся ответить в следующей части нашей работы.
    Слово «Хоббит», по версии самого Толкина, есть сокращенная форма слова «Holbytlan», то есть «Hole-dwellers» – жители нор; по другим версиям, в нем соединяются слово «rabbit» («кролик») со среднеанглийским словом «hob», которым именовали маленьких волшебных существ, добрых проказников и безобидных воришек, позаимствованных английским фольклором из кельтской традиции. Хоббиты – народ, населяющий север Средиземья (континент, являющийся в мифологическом мире Толкина чем-то вроде прообраза Европы).
    Изначальные свойства и привычки хоббитов напоминают о фольклорных маленьких человечках (мохнатые ножки, обостренные зрение и слух, умение бесшумно передвигаться и быстро исчезать), или о комических образах (приземленность, узкий кругозор, консерватизм, здравый смысл). Хоббиты являются как бы «меньшими братьями» человека.
    Вот, что пишет автор о хоббитах в начале повести: «Кто такой хоббит? Пожалуй, стоит рассказать о хоббитах подробнее, так как в наше время они стали редкостью и сторонятся Высокого Народа, как они называют нас, людей» [1, 3]. В этом отрывке мы видим, что мир хоббитов противопоставлен миру людей: «В наше время они стали редкостью и сторонятся Высокого Народа…» Таким образом, мы наблюдаем разделение на 2 мира: мир реальный, наш, мир Высокого Народа, и мир Средиземья, мир фантастических существ, где благополучно обитает хоббит Бэггинс.
    Мир хоббитов наследует многие черты мира людей, как внешние (описание норы, еда…), так и внутренние (взаимоотношения между хоббитами). Отличие хоббита от человека состоит, прежде всего, в его внешности: «Сами они низкорослый народец, примерно в половину нашего роста и пониже бородатых гномов. Бороды у хоббитов нет. Волшебного в них тоже, в общем-то, ничего нет, если не считать волшебным умение быстро и бесшумно исчезать в тех случаях, когда всякие бестолковые, неуклюжие верзилы, вроде нас с вами, шумом и треском ломятся, как слоны. У хоббитов толстенькое брюшко; одеваются они ярко, преимущественно в зеленое и желтое; башмаков не носят, потому что на ногах у них от природы жесткие кожаные подошвы и густой теплый бурый мех, как и на голове. Только на голове он курчавится. У хоббитов длинные ловкие темные пальцы на руках, добродушные лица; смеются они густым утробным смехом (особенно после обеда, а обедают они, как правило, дважды в день, если получится)» [1, 3].
    Первое, на что стоит обратить внимание: хоббит – это существо, которое «состоит» из человека и кролика. Толкин использовал прием, хорошо известный в мифологии, где часто встречаются существа, соединяющие в себе человека и животное, например, кентавр.
    Как видим, и в описании внешности героя также представлено авторское двоемирие. Хоббит сравнивается с «бородатыми гномами» – представителями ирреального мира – и с «неуклюжими верзилами» – людьми. Чувствуется, что автор более благоволит миру хоббитов и гномов, чем миру, в котором живет сам. Сравним: «всякие бестолковые, неуклюжие верзилы, вроде нас с вами, с шумом и треском ломятся, как слоны» и «У хоббитов длинные ловкие темные пальцы на руках, добродушные лица»; «У хоббитов толстенькое брюшко» [1,2-5] – использование уменьшительно-ласкательных суффиксов говорит о добром авторском отношении к персонажу.
    По ходу действия эпопеи раскрывается аллегорический смысл «невеликости» хоббитов: в обыкновенном и дюжинном содержатся начатки великих дел; почва большой истории – повседневность и быт. «Почвенность» хоббитов – ключ к их характеру, будничные качества которого способны к удивительным превращениям: скромность – в самопожертвование, здравый смысл – в героическую находчивость, оптимизм и жизнелюбие – в стойкость и мужество.
    В слабости хоббитов (приземленности и бытовой ограниченности) – их сила («Хоббиты цепко держатся за этот мир»; «обеими ногами стоят на земле»; «То они мягче масла, то вдруг жестче старых древесных корней»; «Доля отваги, доля мудрости, сочетающиеся в меру» – так о них говорят маг Гэндальф, хозяин леса Том Бомбадил и гном Торин) [1, 32-35].
    Толкин, умышленно, создал хоббитов маленькими, чтобы «выявить в существах физически более чем слабых поразительный и неожиданный героизм обыкновенного человека в крайних обстоятельствах» [24, 38].
    3.2 Происхождение Бильбо Бэггинса
    Главный из хоббитов Д.Р. Толкина носит имя Бильбо Бэггинс. Фамилия Бильбо Бэггинс произошла от английского слова «bag», означающего мешок, торба, рюкзак и суффикса «ins», придающего слову характер фамилии. Вот и вышло Бильбо Бэггинс.
    Наверняка автор даёт ему такое имя, представляя его себе, идущего большой торбой, полной золота на плечах. Есть так же варианты имени: Бильбо Торбинс; Бильбо Сумкинс; Бильбо Катомкинс; Бильбо Злоткинс.
    Родители Бильбо были представителями двух влиятельных и богатых семей. Часто упоминается, что Бильбо был весьма похож на отца, однако от матери унаследовал скрытую склонность к авантюрам, которая внезапно просыпалась в нём время от времени. Рассказывается, что у Бильбо были «бэггинсовская» и «туковская» стороны характера, первая – респектабельная, консервативная, не любящая новизны и вообще каких-либо событий и происшествий; вторая – активная, авантюрная и поэтичная.
    .3 Противоречия в характере Бильбо Бэггинса
    Как известно из повести, бэггиновская натура почти 50 лет преобладала в характере и поведении мистера Бильбо, но случилось так, что пришлось Бэггинсу ввязать в одно неприятное и трудное дело: «Я пошлю вас участвовать в моем приключении. Меня это развлечет, а вам будет полезно, а возможно, и выгодно, если доберетесь до конца», – так заявил неизвестно откуда взявшийся волшебник Гендальф [1,14].
    Именно во время этого путешествия в большей степени и проявляются те черты характера, которые достались хоббиту от его матушки, славной дочери почтенного Тука. Противоречия явного и потенциального, бэггинсовского и туковского начал в жизни Бильбо является основой сюжета «Хоббита» и во многом определяет поступки главного героя.
    Но Бильбо не воин, хотя по необходимости ему приходилось и воевать, он – Вор. В интеллектуальном поединке со Смогом («никакой дракон не устоит перед чарами загадок и перед искушением их разгадывания» [1, 111]), Бильбо Бэггинс дает себе множество совершенно справедливых определений, каждое из которых отражает присущее ему качество или этап судьбы: «Я тот, кто ходит невидимо. Я тот, кто находит следы, кто прорезает паутину. Я жалящая муха, и я избран ради счастливого числа. Я тот, погребает своих друзей заживо, и топит их, и извлекает из воды живыми. Я пришел из тупика, но я не туп. Я – друг медведей и гость орлов. Я – носитель кольца, приносящего удачу; и я – тот, кто ездит на бочонках» [1, 110-115].
    И все-таки официально он «оставался Вором-специалистом и разведчиком». И как бы во исполнение этой своей миссии, в подтверждение «воровского» статуса, хоббит совершает главную свою кражу: похищает у Дракона, но утаивает от гномов заветный камень Аркенстоун – знак могущества, обладание которым и было главной целью Торина. Но руководит Бильбо не алчность и не корысть, «чары сокровищ вообще действовали на него значительно меньше», чем на его товарищей, – руководит им желание достижения по возможности менее кровавого завершения всей авантюры. Именно благодаря такой предусмотрительности в сочетании с расчетливостью и бескорыстием, Бильбо побеждает там, где физическая сила несостоятельна.
    Во время заключительной великой битвы у подножия Горы, в которой за обладание несметными сокровищами убитого Дракона сошлись огромные силы: люди, эльфы, орлы, варги (волки), гоблины, – гномы были обречены на гибель, ибо они ни за что не хотели поделиться сокровищами с жителями разрушенного Озерного города и эльфами и тем самым обрести союзников. Тогда-то и пригодились Бильбо его «воровские» качества: тайком от гномов он принес осаждавшим Гору людям вожделенный Аркенстоун – сердце Горы и сердце Торина, и именно это положительно решило исход «союзнических» переговоров и, в конечном счете, спасло упрямых гномов. «Может быть, я и вор, – диалектически размышляет по этому поводу Бильбо, – или так они говорят: сам я никогда не считал себя вором, – но, надеюсь, что я вор более или менее честный» [1, 392].
    3.4 Этапы становление личности Бильбо
    Становление личности Бильбо проходит пять этапов.
    Первый – начало путешествия и столкновение с троллями, в котором оплошавшего хоббита и весь отряд приходится выручать Гэндальфу.
    Второй – столкновения с гоблинами, потом с варгами (здесь Бильбо еще спасают) и игра в загадки один на один с коварным Горлумом (ставка – жизнь или смерть; здесь Бильбо уже спасает себя сам).
    На третьем – когда гномы попадают в плен сначала к гигантским паукам, а затем к лесным эльфам – хоббиту удается, проявив хитроумие и решительность, стать спасителем всего отряда.
    На четвертом он, взяв на себя лидерскую роль «взломщика», бросает вызов самому дракону и соучаствует в победе над ним (поскольку борьба с драконом – метафора внутренней борьбы: найдя силы в себе, находишь «слабое место» дракона).
    На пятом этапе время проявиться миролюбивому бэггинсовскому началу: самый свой туковский поступок (кражу «величайшего из сокровищ» дракона – алмаза Аркенстона и бегство из лагеря гномов) Бильбо совершает исключительно с целью компромисса и предотвращения войны. В итоге хоббит не стал ни «взломщиком», ни драконоборцем; его победа в другом: странствуя, он пришел к своему истинному «я» (поэта и летописца). Преодолевая опасности, он преодолел собственную раздвоенность (на Бэггинса и Тука).
    «Прост-прост, а всегда выкинет что-нибудь неожиданное!» [1,15] – этой характеристике хоббиту будет суждено особенным образом оправдаться за пределами повести. В конце «Хоббита» Гэндальф посмеивается над Бильбо: «Не забывайте, пожалуйста, что мир огромен, а вы персона не столь уж крупная!» [1, 392]. Но именно хоббиту придется взять на себя ответственность за этот огромный мир в эпопее «Властелин колец». Кольцо в повести – не более чем традиционный волшебный предмет-помощник, делающий владельца невидимкой, – оно не раз выручало Бильбо в его приключениях. Кольцо в трилогии неизмеримо значительнее – оно есть создание и потенциальное орудие универсального зла, несущее смертельную угрозу всему Средиземью. Так находка Бильбо, переданная им своему племяннику Фродо, выталкивает хоббитов из их убежища в водоворот большого времени, в эпицентр извечной борьбы добра и зла.
    Украв из-под носа у храпящего Дракона драгоценную чашу, Бильбо радуется не приобретению, а свершению: «Я сделал это! Теперь я покажу им! Больше похож на лавочника, чем на вора, – вот как? Ну, теперь мы ничего такого не услышим!» [1, 313].
    И действительно, «гномы восхваляли его, хлопали по спине и снова и снова отдавали ему к услугам самих себя и все будущие поколения своих потомков» [1, 398], что не помешает им, между прочим, отвернуться от Бильбо и лишить его заслуженного вознаграждения за хитрость, благодаря которой хоббит привлек на сторону гномов союзников и спас их самих и их дело. И даже дракон оценил по достоинству своего тайного противника: в его беспокойном сне «весьма неприятно фигурировал некий воин, незначительный по размерам, но обладающий острым мечом и великой отвагой» [1, 303]
    Главное и принципиальное отличие хоббита Бильбо Бэггинса от гномов в том, что он умеет побеждать не только обстоятельства, но и самого себя. Очень нелегко, в мучительной борьбе с самим собой дается ему отважное решение. «Наименее Туковская его часть» при приближении к конечной опасности – дракону Смогу – говорит ему: «как ты влип в это дело в тот вечер, когда принимал гостей, так теперь ты должен выпутаться из него. Ох-хо, каким же дураком я был и остался! Мне совершенно не нужны драконовы сокровища… только бы мне проснуться и увидеть, что это не гадкий темный туннель, а мой собственный холл в Бэг-Энде!» [1, 318]. Но «Туковская часть» его души помогает ему после тяжелых раздумий двинуться навстречу опасности – и «это было величайшим из всех совершенных им подвигов», потому что «он выдержал настоящую борьбу с самим собою». [1,316]
    3.5 Встреча с Голлумом
    Во время всего тяжкого путешествия к логову дракона Бильбо Бэггинсу не раз приходилось призывать на помощь все стороны своего характера, как бэггинсовскую так и туковскую. Добродушный, по-домашнему «теплый» Бильбо и злобный, холодный, неприкаянный Голлум не просто являют собой противоположности – они принадлежат разным мирам. Поэтому Голлуму, старавшемуся понять незнакомца, для начала «хотелось показаться дружелюбным, хотя бы временно, пока он не узнает побольше о мече и о хоббите: действительно ли он один, съедобен ли он, и достаточно ли проголодался сам Голлум». Хоббит тоже тянет время, «пока не разузнает, что это за существо, одно ли оно здесь, злое ли оно, голодное ли, и не в дружбе ли оно с гоблинами» [1, 298].
    Взаимное узнавание осуществляется способом «древним и священным» – игрой в загадки, интеллектуальным поединком, в ходе которого даже самые злобные существа не смеют нарушать правила, жульничать, обманывать. (Магическое значение этой игры вновь будет подтверждено в сцене противоборства Бильбо с драконом Смогом.)
    И содержание загадок, и механизм их разгадывания – действительно ключ к характеру и судьбе героев. Вот хоббит делает точно рассчитанный ход, предлагая пленнику подземелья угадать явления чуждого ему, светлого, цветущего мира: Желтый брат из синевы смотрит свысока,
    Белый братец из травы выглянул слегка [1, 118].
    В мире Голлума нет таких красок, нет братских связей. Но в тот миг, когда Бильбо уже готов был торжествовать победу, из потаенных глубин памяти Голлума всплывает картина того давнего-давнего времени, когда он жил со своей бабушкой в норе, в береговом обрыве над рекой, и он вспоминает, узнает героев загадки: солнце и ромашка. Здесь важно не только то, что отгадка найдена, но то, что открывается в процессе поиска в герое: он ведь и сам предпочитал не помнить о тех далеких временах, когда, оказывается, не был столь одиноким, гадким и злым, когда и ему светило солнце. Таким же способом – обращением к глубинам собственного «я» – разгадывает он и другую замысловатую загадку:
    В беленьком бочонке два разных пива;
    Болтаются, болтаются, никак не смешаются [1, 119].
    И опять Голлум из себя, из тайников подсознания, выуживает картину: вот он обкрадывает птичьи гнезда, а вот сидит под обрывом и учит бабушку высасывать яйцо!
    Противоборство между хоббитом и Голлумом, победа хоббита весьма символичны: добро – зло; свет – тьма. Мы наблюдаем здесь, как и во многих других эпизодах, где Бильбо выходит победителем, утверждение силы добра, великой мощи света и, может быть, главное – желания жить, иметь право на достойную жизнь.
    3.6 В логове дракона Смога
    Много пришлось преодолеть трудностей Бильбо и его товарищам при подступе к Горе и поисках потайной двери. Наконец, гномы отправляют хоббита в разведку в тыл врага, прямо в логово Смога.
    В недрах Горы громко храпело спящее чудовище. Бильбо застыл как вкопанный. Следующий шаг был величайшим подвигом в его жизни. Он пережил настоящую битву с самим собой, пережил и победил! Он через отверстие в скале увидел ужас!. «Огромный красно-золотой дракон крепко спал, порыкивая во сне и выпуская из ноздрей струи дыма. Крылья его были сложены, и это придавало ему сходство с чудовищной летучей мышью. Он возлежал на груде сокровищ обхватив её лапами и придавив, длинным, свернувшимся в кольцо хвостом. Пол пещеры ковром устилали самоцветы, золотые украшения, поделки из серебра, отливавшие красным в алом свечении» [1, 291].

  6. Джон Толкиен, профессор Оксфордского университета, прославился на весь мир как автор серии книг в стиле “фэнтэзи”. В его произведениях оживают древние легенды, рассказывающие о храбрых воинах, прекрасных феях, эльфах и гномах.
    Трилогия Джона Толкиена “Властелин Колец” повествует об извечной битве Добра и Зла. Книга стала очень популярной не только в Англии, она обрела множество поклонников во всем мире. Это лишний раз подтверждает, что человек не хочет довольствоваться серой будничной жизнью, его манят приключения, яркий мир фантастики.
    “Властелин Колец” является продолжением книги “Хоббит”, в которой рассказывается о стране Хоббиттон, где живут необычные существа, во многом похожие на людей. Главный герой повести — хоббит Бильбо Бэггинс, который жил своей обычной жизнью, пока ему не пришлось отправиться вместе с гномами на поиски похищенных Драконом сокровищ.
    В “Хоббите” описываются приключения героев на пути через Дикие Страны. Во время одного из приключений Бильбо нашёл золотое кольцо в горной пещере. Через некоторое время он обнаружил, что кольцо это обладало одним волшебным свойством: когда хоббит надевал его на палец, то становился невидимым.
    Это событие и стало завязкой эпопеи “Властелин Колец”. Вот перед нами старый Бильбо. Он покидает навсегда родные края и назначает своим преемником юного Фродо, который приходится ему дальним родственником. Кроме своего дома, поместья и разных мелочей, Бильбо оставляет Фродо и волшебное кольцо.
    Но в какой-то момент Бильбо решает оставить кольцо у себя. Волшебник Гэндальф первым заподозрил, что с Бильбо творится что-то неладное. Оказывается, кольцо имеет и другое необычное свойство: оно пробуждает непомерное властолюбие у того, кто наденет его.
    Гэндальф убеждает Бильбо оставить кольцо Фродо, и тот следует совету мудрого волшебника, после чего уходит из родной страны, чтобы повидать мир. Однако поведение Бильбо встревожило Гэндальфа, и тот начал за думываться о происхождении волшебного кольца. Бильбо так описывал свое состояние, когда одевал кольцо на палец: “Я чувствую, что я тонкий-претон-кий, как масло на хлебе у скупердяя”. Гэндальф велел Фродо не надевать кольца, но беречь его, как зеница око, а сам отправился на поиски истины.
    Кольцо хоббитов оказалось Кольцом Всевластья, принадлежавшее когда-то властелину Тьмы. Гэндальф несказанно удивился тому, как долго хоббиты могут сопротивляться воздействию Кольца.
    Фродо, узнав истинное предназначение Кольца, решил возложить на себя непосильное бремя: уничтожить его и тем самым спасти все Средиземье от господства Тьмы. Ему предстояла нелёгкая задача, ведь Кольцо можно было уничтожить лишь там, где оно было изготовлено, — в стране Мордор. Однако Фродо бесстрашно взялся выполнить эту миссию.
    У храброго хоббита нашлись верные спутники. Во-первых, с ним отправились в путь ещё три хоббита: Сэм, его слуга, а также Пин и Мерри, дальние родственники Фродо и одновременно его лучшие друзья. Каждому из них предстояло пройти немало испытаний. Сэм не оставлял хозяина, как он называл Фродо, на всём его пути, даже когда отряд разделился, и Фродо хотел было пойти в Мордор один. Сэм был твёрдо уверен, что Фродо не сможет без него обойтись, и что ему, Сэму, нужно идти за Фродо и никак иначе. Сэм не задумывался о том, что будет после того, как они сбросят Кольцо в вулкан, да ему и не было до этого дела. Он твёрдо знал, что пойдёт за Фродо хоть в ад, если его другу так будет нужно. Верность и преданность Сэма вызывают большое уважение к представителю маленького и смешного народца — хоббитов.
    Гэндальфу, последнему спутнику Фродо, судьба приготовила испытания, которые он с трудом выдержал. В пещерах подземного царства Мо-рии Гэндальф дрался с ужасным чудищем Барлогом, пока остальной отряд отступал. Гэндальф хотел лишь задержать чудище, но канул в бездну вместе с ним. Долгое время его считали погибшим.Но Гэндальф как никак был волшебником и сумел выбраться из подземной мглы.
    Все главные герои согласились пожертвовать собой ради того, чтобы мир не поглотило Зло, — ив этом был их главный подвиг.
    Кольцо обладало необыкновенной силой, и Фродо в самый последний миг на краю пропасти ощутил непреодолимое желание оставить себе этот символ Всевластья. Однако вмешался его враг Голлум, который сам стремился завладеть Кольцом. Пока они дрались, Кольцо упало в вулкан вместе с Голлумом. Этот эпизод заставил меня вспомнить пословицу: “Не было счастья, да несчастье помогло”. Кольцо Всевластья исчезает в недрах Роковой Горы, с криком рассыпается в прах Черный Властелин, и королева эльфов силой своих чар рушит его замок.
    “Властелин Колец” рассказывает о борьбе светлых сил с мировым злом. И борьба эта происходит в каждом человеке. Особенно ярко это было выражено в ощущениях Фродо: “…на мгновение в маленьком хранителе Кольца уравновесились две могучие силы”. Добро и зло борются не только за власть над миром, но и за власть над сердцем и душой каждого человека, каждого существа. Однако выбор всегда остается за человеком. И те, кто выбирают служение добру, уже совершают великий подвиг.
    В книге “Хоббит” величайшим подвигом Бильбо Бэггинса названо преодоление его страха перед Драконом. А величайшим подвигом Фродо и Сэма стало то, что они преодолели искушение завладеть Кольцом. Самая трудная из всех побед человека – это победа над самим собой. И герои Толкиена одержали эту победу.

  7. Хоббиты — веселый, но в то же время основательный маленький народец. Они совсем как люди, только ростом вполовину меньше нас, и ноги у них заросли волосами, и живут они не в домах, а в «норах» — удобных жилищах, выкопанных в земле. Их страна называется Шир, вокруг нее селятся и люди, и эльфы — очень похожие на людей, но благородные и бессмертные. А в горах обитают длиннобородые гномы, мастера по камню и металлу. Так вот, нашего хоббита зовут Бильбо Бэггинс; это состоятельный хоббит средних лет, гурман и слагатель песен. В один прекрасный день его друг, добрый и могущественный волшебник Гэндальф, выдав его за профессионального вора, посылает к нему тринадцать гномов с тем, чтобы он помог гномам отнять их сокровища у огнедышащего дракона. Много лет назад дракон захватил их пещерный город и залег там на груде драгоценностей; неизвестно, как подобраться к нему, да и дорога в дальние горы трудна и опасна, её стерегут гоблины и тролли-гиганты. И что ещё хуже, эти свирепые и бесконечно жестокие существа подчиняются могущественному владыке Темного царства, врагу всего доброго и светлого.
    Почему волшебник послал кроткого Бильбо в столь опасное путешествие? Сдается, что хоббиты избраны провидением для борьбы с Темным царством — но это откроется много позже, а пока экспедиция во главе с Гэндальфом отправляется в путь. Гномы и хоббит едва не гибнут, встретившись с троллями; Гэндальф спасает их, обратив разбойников в камень, но следующая засада в пещере гоблинов — много опасней. Дважды, трижды свирепые гоблины атакуют компанию, гномы бегут из подземелья, оставив Бильбо лежащим без сознания во тьме.
    Здесь и начинается настоящая история, которая будет продолжена в трилогии «Властелин колец». Бедняга Бильбо приходит в себя и ползет по туннелю на четвереньках не зная куда. Рука его натыкается на холодный предмет — металлическое колечко, и он машинально кладет его в карман. Ползет дальше и нащупывает воду. Здесь, на острове посреди подземного озера, уже долгие годы обитает Голлум — двуногое существо размером с хоббита, с огромными светящимися глазами и подобными ластам ногами. Голлум питается рыбой; иногда ему удается поймать гоблина. Рассмотрев во тьме Бильбо, он подплывает к хоббиту на лодочке, они знакомятся. Увы, Бильбо называет свое имя… Голлуму хотелось бы съесть Бильбо, но тот вооружен мечом, и они начинают играть в загадки: если хоббит выиграет, Голлум проводит его к выходу из подземелья. Оказывается, они оба любят загадки. Бильбо выигрывает, но не совсем честно, спросив: «Что у меня в кармашке?»
    Кольцо, лежащее в его кармане, потерял Голлум. Это волшебное Кольцо власти, творение владыки Темного царства, но ни Голлум, ни Бильбо о том не ведают. Голлум знает только, что любит «свою прелесть» больше всего на свете и что, надев её на палец, он становится невидим и может охотиться на гоблинов. Обнаружив пропажу, Голлум в ярости кидается на Бильбо, а тот, убегая, случайно надевает Кольцо. Становится невидим, ускользает от Голлума и догоняет свою компанию.
    Они движутся дальше к горам. Гигантские орлы, друзья волшебника, спасают их от погони гоблинов, вскоре после этого Гэндальф оставляет гномов и Бильбо — у него свои дела, а без него компания раз за разом попадает в передряги. То их едва не съедают гигантские пауки, то берут в плен лесные эльфы, и всякий раз всех выручает Бильбо: надевает кольцо и становится невидимкой. Воистину домосед-хоббит оказался для гномов находкой… Наконец, после многих приключений компания поднимается в горы, к утерянным владениям гномов, и начинает искать потайную дверь, ведущую в подземелье. Ищут долго, безуспешно, пока Бильбо по наитию не обнаруживает вход.
    Настает время идти внутрь, на разведку, причем осторожные гномы хотят, чтобы это совершил Бильбо, сулят ему богатую долю добычи — и он идет. Не из-за денег, думается, а из-за проснувшейся в нем тяги к приключениям.

  8. Автор: Толкин Джон Рональд Руэл .
    Хоббиты — веселый, но в то же время основательный маленький народец. Они совсем как люди, только ростом вполовину меньше нас, и ноги у них заросли волосами, и живут они не в домах, а в «норах» — удобных жилищах, выкопанных в земле. Их страна называется Шир, вокруг нее селятся и люди, и эльфы — очень похожие на людей, но благородные и бессмертные. А в горах обитают длиннобородые гномы, мастера по камню и металлу. Так вот, нашего хоббита зовут Бильбо Бэггинс; это состоятельный хоббит средних лет, гурман и слагатель песен.
    В один прекрасный день его друг, добрый и могущественный волшебник Гэндальф, выдав его за профессионального вора, посылает к нему тринадцать гномов с тем, чтобы он помог гномам отнять их сокровища у огнедышащего дракона. Много лет назад дракон захватил их пещерный город и залег там на груде драгоценностей; неизвестно, как подобраться к нему, да и дорога в дальние горы трудна и опасна, её стерегут гоблины и тролли-гиганты. И что ещё хуже, эти свирепые и бесконечно жестокие существа подчиняются могущественному владыке Темного царства, врагу всего доброго и светлого.
    Почему волшебник послал кроткого Бильбо в столь опасное путешествие? Сдается, что хоббиты избраны провидением для борьбы с Темным царством — но это откроется много позже, а пока экспедиция во главе с Гэндальфом отправляется в путь. Гномы и хоббит едва не гибнут, встретившись с троллями; Гэндальф спасает их, обратив разбойников в камень, но следующая засада в пещере гоблинов — много опасней. Дважды, трижды свирепые гоблины атакуют компанию, гномы бегут из подземелья, оставив Бильбо лежащим без сознания во тьме.
    Здесь и начинается настоящая история, которая будет продолжена в трилогии «Властелин колец». Бедняга Бильбо приходит в себя и ползет по туннелю на четвереньках не зная куда. Рука его натыкается на холодный предмет — металлическое колечко, и он машинально кладет его в карман. Ползет дальше и нащупывает воду. Здесь, на острове посреди подземного озера, уже долгие годы обитает Голлум — двуногое существо размером с хоббита, с огромными светящимися глазами и подобными ластам ногами.
    Голлум питается рыбой; иногда ему удается поймать гоблина. Рассмотрев во тьме Бильбо, он подплывает к хоббиту на лодочке, они знакомятся. Увы, Бильбо называет свое имя… Голлуму хотелось бы съесть Бильбо, но тот вооружен мечом, и они начинают играть в загадки: если хоббит выиграет, Голлум проводит его к выходу из подземелья. Оказывается, они оба любят загадки. Бильбо выигрывает, но не совсем честно, спросив: «Что у меня в кармашке?»
    Кольцо, лежащее в его кармане, потерял Голлум. Это волшебное Кольцо власти, творение владыки Темного царства, но ни Голлум, ни Бильбо о том не ведают. Голлум знает только, что любит «свою прелесть» больше всего на свете и что, надев её на палец, он становится невидим и может охотиться на гоблинов. Обнаружив пропажу, Голлум в ярости кидается на Бильбо, а тот, убегая, случайно надевает Кольцо. Становится невидим, ускользает от Голлума и догоняет свою компанию.
    Они движутся дальше к горам. Гигантские орлы, друзья волшебника, спасают их от погони гоблинов, вскоре после этого Гэндальф оставляет гномов и Бильбо — у него свои дела, а без него компания раз за разом попадает в передряги. То их едва не съедают гигантские пауки, то берут в плен лесные эльфы, и всякий раз всех выручает Бильбо: надевает кольцо и становится невидимкой. Воистину домосед-хоббит оказался для гномов находкой… Наконец, после многих приключений компания поднимается в горы, к утерянным владениям гномов, и начинает искать потайную дверь, ведущую в подземелье. Ищут долго, безуспешно, пока Бильбо по наитию не обнаруживает вход.
    Настает время идти внутрь, на разведку, причем осторожные гномы хотят, чтобы это совершил Бильбо, сулят ему богатую долю добычи — и он идет. Не из-за денег, думается, а из-за проснувшейся в нем тяги к приключениям.
    …Во тьме подземелья рдеет багровый свет. Огромный, красновато-золотистый дракон возлежит в пещере на грудах сокровищ, храпит, испуская дым из ноздрей. Он спит, и отважный хоббит похищает огромную золотую чашу. Восторгу гномов нет предела, но дракон, обнаружив пропажу, в ярости выжигает окрестности их лагеря, убивает их пони… Что делать?
    Бильбо снова лезет в пещеру, заводит — из безопасного укрытия — разговор с драконом и хитростью выясняет, что алмазный панцирь чудовища имеет прореху на груди. А когда он рассказывает об этом гномам, его слышит старый мудрый дрозд.
    Между тем дракон в ярости из-за назойливых приставаний хоббита. Он снова взмывает в воздух, чтобы выжечь единственный людской город, оставшийся у подножия гор. Но там его поражает черной стрелой Бард, капитан лучников, потомок королей этой страны: мудрый дрозд успел пересказать капитану слова Бильбо.
    События на этом не кончаются. Вздорный предводитель гномов из-за пустяков ссорится с Бильбо, Бардом и даже с Гэндальфом, дело едва не доходит до битвы, но в это время начинается нашествие гоблинов и волков-оборотней. Люди, эльфы и гномы объединяются против них и выигрывают сражение. Бильбо наконец-то отправляется домой, в Шир, отказавшись от обещанной ему четырнадцатой доли сокровища гномов, — чтобы переправить такое богатство, понадобился бы целый караван и войско для его охраны. Он увозит на пони два сундучка с золотом и серебром и отныне может жить-поживать в совершенном уже довольстве.
    И при нем остается Кольцо власти.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *