Сочинение на тему митрофан

7 вариантов

  1. Денис Иванович Фонвизин – великий русский писатель. В своем произведении «Недоросль» он показал читателям обобщенный образ молодого поколения из дворянского сословия 19 века на примере главного героя Митрофана. Имя Митрофан в переводе с греческого языка означает «похожий на мать». Герой воспитывается в семье, в которой отношения построены на лжи, лести, грубости. Мать вырастила своего сына непутевым, необразованным человеком. У Митрофана в жизни нет никаких целей и стремлений, они слишком мелки и ничтожны. Он разбалован, грубо обращается не только с прислугой, но и с родителями. Фонвизин данный образ не придумал. На самом деле в то время в дворянских кругах часто встречались подобные Митрофану недоросли, которые плохо учились, ничего не делали, так проживали свои дни.
    У Митрофана были домашние учителя, которые в принципе не давали ему никаких знаний. Но и стремление к учебе у героя напрочь отсутствует. Он глуп, наивен, речь его не развита и груба. Этот человек не приспособлен к окружающей жизни, ничего не может делать без матери и без слуг. Основные его занятия в течение дня – поесть, отдохнуть и гонять голубей. Что же сделало Митрофана именно таким? Конечно, эта та система воспитания, которая исходила от Простаковой, матери героя. Она слишком потакала его капризам, поощряла все его ошибки, и тем самым в итоге получился такой вот результат воспитания. Это слепая любовь матери к своему ребенку.
    Воспитываясь в таких условиях, Митрофан привык, что имеет право голоса в семье, имеет право грубо обращаться с окружающими. Такому человеку, как Митрофан, в жизни будет очень тяжело, если он останется один со своими проблемами. В конце произведения Простакова теряет свое имение и вместе с ним теряет и собственного сына. Вот это и есть плод ее воспитания. Данный итог комедии показывает уровень этой системы воспитания и образования.
    На примере образа Митрофана Фонвизин показал одну из главных проблем в семейном воспитании. Эта проблема и сейчас является актуальной. В современном обществе тоже есть такие избалованные дети, которые растут в подобных условиях. Каждый должен задуматься над тем, чтобы искоренить таких недорослей, тянущих наше общество назад. Думаю, что такие люди как Митрофан не знают, что такое настоящая жизнь и не понимают в чем ее смысл в силу своего невежества. Мне жалко таких детей и их родителей. Надеюсь, что все родители, прочитав эту комедию, поймут свои ошибки и смогут воспитать достойного гражданина своей страны.

    Сочинение 4

    Пьеса “Недоросль” написана Фонвизиным в 1781 году. Через год поставлена на сцене. Спектакль произвел фурор. Но произведение вызвало недовольство Екатерины второй и Денису Ивановичу запретили публиковать свои произведения, а театр, на сцене которого состоялась премьера, закрыли.
    В восемнадцатом веке недорослями называли дворянских детей, не достигших шестнадцатилетия. Считалось, что они еще “не доросли” до самостоятельной, взрослой жизни.
    Таким недорослем был один из главных героев комедии – Митрофанушка. В наше время это имя стало нарицательным, синонимом глупого и ленивого маменькиного сыночка.
    Митрофану почти 16 лет. И ему пора служить в армии. Но матушка, госпожа Простакова, слепо любит сынка и ни за что на свете не готова отпустить его от себя. Она балует, во всем потакает ему. Потворствует его безделью. Такое воспитание привело к тому, что мальчик вырос и превратился в грубого, ленивого неуча-подростка.
    Для Митрофанушки наняли преподавателей, но они ничему не научили его, потому что, учиться он не желал: “Не хочу учиться – хочу жениться”. Впрочем, мать и не настаивает на занятиях: “Поди порезвись, Митрофанушка». Впрочем, такие учителя вряд ли научат ребенка уму-разуму. Об этом говорят их фамилии – Цыфиркин, отставной солдат, Кутейкин, недоучившийся семинарист и немец Вральман, который и вовсе оказался кучером.
    Сын Простаковых никого не любит и не уважает. К отцу он относится пренебрежительно. Это очень ярко показано в сцене, где маменькин сынок жалеет родительницу из-за того, что та “….так устала, колотя батюшку”. Прислуге Митрофан грубит, огрызается. Свою няню или мама он называет “старая хрычовка”. Над учителями и крепостными издевается. Ни во что не ставит наш герой и родную мать. Не трогают его сердце никакие заботы. Он беззастенчиво пользуется слепой любовью Простаковой. И даже шантажирует ее: “Вить здесь река близко. Нырну, так и поминай как звали.” А на вопрос о том, что же плохого снилось ночью, отвечает: “Да то ты, матушка, то батюшка.”.
    Ко всем перечисленным дурным качествам Митрофана можно добавить трусость и раболепие перед сильным противником. Он униженно просит пощады, когда срывается попытка насильно отвести Софью под венец, и по приказу Стародума покорно соглашается идти служить.
    Таким образом, в Митрафанушке Фонвизин воплотил все недостатки и пороки присущие дворянству того времени. Это невежество и тупость, жадность и лень. Одновременно замашки тирана и раболепие. Этот образ не придуман автором, а взят из жизни. История знает много примеров недорослей, безграмотных, бездушных, пользующихся своей властью, ведущих праздный образ жизни.

  2. Одним из главных героев комедии “Недоросль” Фонвизина является Простаков Митрофан Терентьевич, дворянский сын Простаковых.
    Имя Митрофан означает “подобный”, похожий на мать. Может таким именем госпожа Простакова хотела показать, что ее сын- отражение самой Простаковой.
    Митрофанушке было шестнадцать лет, но его мать не хотела расставаться со своим ребенком и желала оставить при себе до двадцати шести лет, не отпуская на службу.
    Сама госпожа Простакова была тупа, нагла, невежлива, и по этому не прислушивалась ни к чьему мнению.
    “Пока Митрофан еще в недорослях, пока его и поженить; а там лет через десяток, как войдет, избави боже, в службу, всего потерпите”.
    У самого Митрофанушке отсутствует цель в жизни, он только любил поесть, бездельничать и гонять голубей: “Побегу-тка теперь на голубятню, так авось – либо…” На что его мать отвечала: “ Поди, порезвись, Митрофанушка”.
    Митрофан не хотел учиться, его мать наняла ему учителей лишь потому, что так было положено в дворянских семьях, а не для того, чтобы сын ее учился уму – разуму. Как он говорил матери: “ Слушаст, матушка. Я те потешу. Поучусь; только чтоб это был последний. Час моит воли пришел. Не хочу учиться, хочу жениться” А госпожа Простакова всегда вторила ему: “ Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит, С его умом, да заметет далеко, да и боже избави! Лишь тебе мученье, а все, вижу, пустота. Не учись этой дурацкой науке!”
    Самые дурные качества характера, самые отсталые взгляды на науку характеризуют таких молодых дворян, как Митрофан. Также он необычайно ленив.
    Сама Госпожа Простакова души в Митрофанушке не чаяла. Фонвизин понял неразумность ее слепой, животной любви к своему детищу, Митрофану,- любви, которая, сущности, губит ее сына. Митрофан объедался до коликов в животе, а мама все уговаривала съесть еще. Няня говорила: “ Он уже и так, матушка, пять булочек съел”. На что Простакова отвечала: “ Так тебе жаль шестой, бестия”. Эти слова показывают заботу о сыне. Она старалась обеспечить ему беззаботное будущие, решила женить его на богатой жене. Если кто – либо обижает ее сына, она сразу идет на защиту. Митрофанушка был одним ее утешением.
    Митрофан относился к своей матери пренебрежительно: “ Да! Того и гляди, что от дядюшки таска: а там с его кулаков да за часослов ” Что, что ты хочешь сделать? Опомнись, душенька!” “Вить здесь и река близко. Нырну, так и поминай как звали”. “Уморил! Уморил Бог с тобой!”: эти слова доказывают, что он совсем не любит и ему совсем не жаль свою родную мать, Митрофан ее не уважает и играет над ее чувствами. А когда потерявшая власть Простакова бросается к сыну со словами: Один ты остался у меня, мой сердечный друг, Митрофанушка! ”. А в ответ слышит бессердечное: “ Да отвяжись ты, матушка, как навязалась”. “ Ночь всю така дрянь в глаза лезла”. “ Какая же дрянь Митрофанушка?”. “ Да то ты, матушка, то батюшка”.
    Простаков боялся жены и в ее присутствии о сыне говорил так: “По крайней мере, я люблю его, как подлежит родителю, то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя от радости сам истинно не верю, что он мой сын”, и добавлял, глядя на жену: “ При твоих глазах мои ничего не видят”.
    Тарас Скотинин, смотря на все происходящее, повторял: “ Ну, Митрофанушка, ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин!” А Митрофан к своему дяде обращался: “ что ты, дядюшка, белены объелся? Убирайся, дядюшка, проваливай”.
    Своей матери Митрофан всегда грубил, огрызался на нее. Хотя Еремеевна не получала не копейки за воспитание недоросля, по старалась его обучить хорошему, защищала от дяди: “издохну на месте, а дитя не выдам. Сунься, сударь, только изволь сунуться. Я те бельмо-то выцарапаю”. Старалась сделать из него порядочного человека: “ Да поучи хоть немножко”. “ Ну, еще слово молви, стара хрычовка! Уж я те отделаю; я опять пожалуюсь матушке, так она тебе изволит дать таску по-вчерашнему”. Из всех учителей хвалил Митрофанушку только немец Адам Адамыч Вральман, да и то из-за того, чтобы на него не сердилась и не ругала Простакова. Остальные учителя открыто ругали его. Например Цыфиркин: “ Ваше благородие завсегда без дела маяться изволите”. А Митрофан огрызался: “Ну! Давай доску, гарнизона крыса! Задавай же зады”. “ Все зады, ваше благородие. Вить с задами-то век позади остаемся”. Мал и беден словарь Митрофана. “ Пострел их побери и с Еремеевной”: так он отзывался о своих учителях и няне.
    Митрофан был невоспитан, грубый, избалованным ребенком, которого все вокруг слушались и подчинялись, также он имел свободу слова в доме. Митрофан был уверен в том, что окружающие люди должны ему помогать, давать советы. У Митрофана была завышенная самооценка.
    Каким бы умным и трудолюбивым не был человек, но в нем есть частица такого Митрофанушки. Каждый человек иногда ленится, Есть и такие люди, которые стараются жить только за счет родителей, сами ничего не выполняя. Конечно, многие зависит от воспитания детей родителями.
    К людям, похожим на Митрофана, я отношусь и не хорошо, и не плохо. Просто я стараюсь избегать общения с такими людьми. И вообще думаю, что таким людям надо стараться помогать с их трудностями и проблемами. Надо вразумить его, заставить учиться. Если же такой человек сам не хочет исправляться, учится и заниматься, а наоборот, остаться глупым и избалованным, относится неуважительно к старшим, значит на всю жизнь он останется недорослем и неучем.

  3. Один из главных героев пьесы, созданной Д.И.фонвизиным, — Митрофанушка, имя которого означает «подобный матери». Как было принято в эпоху классицизма, писатель использует говорящие имена и фамилии, так что это имя неслучайно. Митрофан и в самом деле похож на свою матушку: грубую, необразованную, вздорную и жестокую женщину, ненавидящую весь мир, кроме обожаемого сыночка. Ее воспитание сделало из парня бестолковое животное, которое хочет только есть, спать и развлекаться, никого не любит и не интересуется ничем.
    В шестнадцать лет Митрофану уже следовало бы отправляться на службу, но мама никак не хотела расставаться с любимым сыном. Она нанимает для него учителей лишь по той причине, что это было требованием к дворянам. Сама же она видит, какой ее Митрофанушка «ученый» и советует не напрягаться и не учиться «этой дурацкой науке». Госпожа Простакова настолько слепо любит своего сына, что буквально губит его как личность.
    Митрофан ест до отвала, пока живот не начнет болеть, а мама все уговаривает съесть еще. Неудивительно, что недоросль стал бездельником и лентяем! Ведь за него все делают, а он лишь голубей гоняет. В его жизни совсем нет достойной цели. А виной тому воспитание, полученное от матери.
    Такая любовь закрыла ей глаза, и она не может уже видеть, каким растет ее сын, как он учится и чему. Сам Митрофан же особой любви к матери не испытывает. Даже относится с пренебрежением, совсем ее не жалеет и капризничает, пугая, что утопится в реке. Он со спокойной душой грубит ей и огрызается в ответ на ее ласковые слова. А она-то только и думает, что бы ему купить, чем накормить и во что одеть. В какой же ужас, какое отчаяние приходит госпожа Простакова, когда она видит истинный образ Митрофана! Сын узнает, что мама больше в доме не хозяйка, и вообще теряет к ней какой бы то ни было интерес.
    Няня Митрофана Еремеевна жизни не жалела за «барское дитя», бросаясь за него в драку со Скотининым, а воспитанник лишь на ее просьбы «поучиться» грубо отвечает: «Ну, еще слово молви, стара хрычовка!»
    Учителя Митрофаном открыто недовольны, за исключением Адама Адамыча Вральмана. Вральман хвалит своего ученика лишь для того, чтобы не разозлить госпожу Простакову, чтоб его самого не ругали (да и как он мог бы учить Митрофана, ведь сам он неграмотный и по профессии кучер). А Митрофан и тут показывает свою невоспитанность и грубость, отозвавшись о своих учителях так: » Пострел их побери…»
    Все эти отрицательные качества у Митрофана появляются из-за отсутствия строгости со стороны родителей. Отец его слаб характером и слушает свою жену во всем. Поэтому «ремня» Митрофан ни от кого получить не мог. Все в доме ему подчинялись. Вот какой может быть результат от чрезмерной нежности родителей!

  4. Митрофанушка (Простаков Митрофан) – сын помещиков Простаковых. Он считается недорослем, т.к. ему 16 лет и он не достиг совершеннолетия. Соблюдая указ царя, Митрофанушка учится. Но делает это с большой неохотой. Он отличается тупостью, невежеством и ленью (сцены с учителями).
    Митрофан груб и жесток. Он ни во что не ставит своего отца, издевается над учителями и крепостными. Пользуется тем, что мать в нем души не чает, и вертит ею, как хочет.
    Митрофан остановился в своем развитии. О нем Софья говорит: «Он хотя и 16-ти лет, а достиг уже до последней степени своего совершенства и дале не пойдет».
    В Митрофане сочетаются черты тирана и раба. Когда план Простаковой женить сына на богатой воспитаннице, Софье, не удается, недоросль ведет себя как раб. Он униженно просит прощения и покорно принимает от Стародума «свой приговор» – идти служить («По мне, куды велят»). Рабское воспитание привито герою, с одной стороны, крепостной нянькой Еремеевной, а, с другой стороны, всем миром Простаковых-Скотининых, у которых извращены понятия о чести.
    Через образ Митрофана Фонвизин показывает деградацию русского дворянства: из поколения в поколение невежество увеличивается, а грубость чувств доходит до животных инстинктов. Недаром Скотинин называет Митрофана «чушка проклятая». Причина такой деградации – в неправильном, уродующем воспитании.
    Образ Митрофанушки и само понятие «недоросль» стало нарицательным. Сейчас так говорят о невежественных и глупых людях.
    Митрофанушка
    МИТРОФАНУШКА — герой комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» (1781), шестнадцатилетний подросток (недоросль), единственный сын госпожи Простаковой, баловень матери и любимец дворни. М. как литературный тип не был открытием Фонвизина. Русская литература конца XVIII»Шв. знала и изображала таких недорослей, привольно живущих в богатых родительских домах и в шестнадцать лет едва одолевших грамоту. Эту традиционную фигуру дворянской жизни (особенно провинциальной) Фонвизин наделил родовыми чертами простаковско-скотининского «гнезда». В доме своих родителей М. — главный «забавник» и «затейник», выдумщик и свидетель всех историй вроде той, что привиделась ему во сне: как матушка била батюшку. Хрестоматийно известно, как М. пожалел матушку, занятую тяжелой обязанностью бить отца. День М. отмечен абсолютным бездельем: забавы на голубятне, где М. спасается от уроков, прерваны Еремеевной, умоляющей «ребенка» поучиться. Проболтавшись дядюшке о своем желании жениться, М. тут же прячется за Еремеевну — «старую хрычовку», по его словам, — готовую жизнь положить, но «дите» «не выдать». Хамская спесь М. сродни манере его матери относиться к домочадцам и слугам: «урод» и «рохля» — муж, «собачья дочь» и «скверная харя» — Еремеевна, «бестия» — девка Палашка. Если интрига комедии вращается вокруг вожделенной для Простаковых женитьбы М. на Софье, то сюжет сосредоточен на теме воспитания и учения недоросля-подростка. Это традиционная для просветительской литературы тема. Учителя М. были подобраны в соответствии с нормой времени и уровнем понимания своей задачи родителями. Здесь Фонвизин подчеркивает детали, говорящие о качестве выбора, свойственном именно простаков-скому семейству: по-французски М. учит немец Вральман, точные науки преподает отставной сержант Цыфиркин, который «малую толику арихметике маракует», грамматику — «образованный» семинарист Кутейкин, уволенный от «всякого учения» по разрешению консистории. Отсюда в известной сцене экзамена М. — выдающееся изобретение митро-фановой смекалки о существительной и прилагательной двери, отсюда интригующе-сказочные представления об истории, излагаемой скотницей Хавроньей. В целом же итог подведен госпожой Простаковой, убежденной, что «без наук люди живут и жили». Герой Фонвизина — подросток, почти юноша, характер которого поражен болезнью недобросовестности, распространяющейся на всякую мысль и каждое чувство, ему присущее. Он недобросовестен в своем отношении к матери, усилиями которой он существует в комфорте и безделье и которую бросает в момент, когда она нуждается в его утешении. Ко мические одежды образа забавны только на первый взгляд. В.О.Ключевский относил М. к породе существ, «родственных насекомым и микробам», характеризуя этот тип неумолимой «размножаемостью». Благодаря герою Фонвизина слово «недоросль» (прежде нейтральное) сделалось нарицательным обозначением лодыря, лоботряса и лентяя.

  5. Глав­ным проходимцем является учитель французского и «всех на­ук» — немец (бывший кучер Стародума) Адам Адамыч Враль­ман. Его фамилия говорит сама за себя. Ему, как иностранцу, воздают в доме почести и платят больше. Простакова очень довольна этим учителем, который «ребенка не неволит». Она уве­рена в успехе обучения сына, который уж и сейчас столько смыслит, что и сам «деточек взведет». А того уж давно берет охота жениться.
    Митрофан не так глуп, как может показаться. Главную науку (жизненную) он постиг в совершенстве. Митрофан отлично пони­мает, кому и как можно угодить, привык унижаться перед влия­тельными людьми. Вспомним, как он «жалеет» матушку, потому что она устала, «колотя батюшку». Он научился лицемерить, вы­кручиваться. Не откажешь ему и в находчивости. Не имея поня­тия об именах существительных и прилагательных, он ответил, что дверь, которая приложена к стене, — прилагательна, а та дверь, которая стоит «у чулана шеста неделя», — «покамест су-ществительна». Подчиняясь воле нового над собой властителя — правозащитника Правдина, он с безразличием к своей судьбе со­глашается идти на военную службу.
    Митрофан груб и жесток. Он позволяет себе покрикивать на учителей и прислугу. К нему пришли учителя — он ворчит: «Пострел их побери!» Цыфиркина, который действительно хо­чет его чему-то научить, он обзывает «гарнизонной крысой». Старая крепостная нянька Еремеевна за все заботы о нем полу­чает только брань и затрещины. А после того, как не удалось похитить Софью, он вместе с матерью намерен «приниматься за людей» — пороть слуг. В этой «жизненной» науке Митрофан пошел дальше матери. Его душевное уродство в полной мере проявилось в конце пьесы, когда он, поняв, что мать потеряла прежнюю власть и силу, отнесся к ней с пренебрежением и черной неблагодарностью. На ее слова: «Один ты у меня ос­тался, мой сердечный друг, Митрофанушка!» — он ответил: «Да отвяжись ты, матушка, как навязалась…».
    Нужно отметить, что недоросль Фонвизина — не карикатур­ный образ. Автор ничего не преувеличил, не утрировал свойств его характера. Таких Митрофанушек полно всюду. Они живучи и плодовиты, как все человеческие грехи.[/sms]

  6. Я прочитала комедию Д.И.Фонвизина «Недоросль» и хочу дать характеристику Митрофана Простакова.
    Простаков Митрофан Терентьевич является одним из главных героев комедии. Живёт он в семье дворянских помещиков. Митрофану в произведении Фонвизина 16 лет. Он не любит что-либо делать, учиться, а только любит бегать на голубятне. Госпожа Простакова – мать Митрофана – одобряет всё, что хочет её «дитятко».
    Я вижу Митрофана толстым, грязным и лохматым – одним словом неопрятным, так как он ест на ночь и не ухаживает за собой. «Солонины ломтика три, да подовых, не помню пять, не помню шесть» – сказал слуга о Митрофане, который поел на ночь. Имя «Митрофан» с древнегреческого переводится как «похожий на мать», что как раз является одним из главных характеристик героя, а также его жадность, хитрость и жестокость по отношению к слугам. Ещё его можно назвать маменькиным сынком.
    Герой «Недоросля» привык, что всё делают за него. Он во всём подражает матери, а как родители воспитали, такое и будет образование. Да, образования никакого, а ещё Митрофанушка говорит известную фразу: «Не хочу учиться, хочу жениться», что ещё раз доказывает, что он ленивый. Семья Простаковых не похожа на любящую друг друга семью. Сын пользуется любовью матери для удовлетворения своих прихотей, а об отце и совсем забыл, он его не замечает.
    Герой Фонвизина – жестокий и грубый. Даже к собственной матери он теряет интерес, лишь только у неё отбирают власть и деньги. Благодаря такому герою слово «Недоросль» сделалось нарицательным обозначением лодыря, лоботряса, лентяя. Фонвизин показывает негативное отношение этого персонажа к образованию, потребительское отношение к родителям, Митрофан не считается с чувствами, действует из корыстных интересов (женитьба на Софье). Всё это видит читатель в Митрофане Простакове. Автор комедии хотел сказать, что не надо быть такими, как этот лентяй.
    Плохое отношение мальчика к няне и слугам, к матери и учителям, к учёбе и образованию вызывают чувство отвращения. Я считаю, что этот персонаж может вызывать у читателя лишь антипатию.

  7. Тщетно звать врача к больным неисцельно.
    Д. Фонвизин. Недоросль
    Фонвизин жил во времена жестокого угнетения на­родных масс, в эпоху расцвета крепостничества и приви­легированного положения дворян, в век самодержавного произвола российской монархии. Великий драматург был представителем передовых кругов дворянского общества и смело критиковал пороки времени в своих произведе­ниях. В этом плане вершиной творчества Фонвизина стала его бессмертная комедия «Недоросль», в которой, как одна из самых главных, затрагивается проблема воспитания молодежи.
    В образе Митрофанушки в комедии дано сатирическое обличение подрастающего поколения крепостников, погряз­ших в своем невежестве. Современники драматурга отме­чали, что образ недоросля наделен правдивыми и типичес­кими чертами, что делает его не только смешным, но и страшным своей реальностью.
    Кто же такой Митрафанушка? Судя по тому, что он еще гоняет голубей и его опекает няня Еремеевна, с которой строго спрашивают за каждый шаг «дитяти», можно предположить в нем малолетнего ребенка. Но Митрофану уже шестнадцать лет, и, познакомившись с ним поближе, мы узнаем, что он — духовно бедный человек. Сладко поесть, вволю поспать — это все, что его интересует. В том, что касается выгоды, Митрофан очень наблюдателен, ведь живой пример родителей всегда у него перед глазами. «Не трудись по-пустому, друг мой», — говорит сыну мать, и Митрофан честно ленится, где толь­ко это возможно.
    Семья Скотининых-Простаковых всегда славилась тем, что ученых людей у них в роду не было: «Без наук люди живут и жили». Однако после петровских реформ дво­рянским сынкам-недорослям без образования стало не­возможно не только поступить на государственную служ­бу, но и жениться. Поэтому Митрофан вынужден зани­маться с учителями. Однако что это за учение! Вот уж действительно, «через воспитание разумели они одно питание». Митрофан, по наущению матери, учится лишь для виду, поэтому и жалуется его учитель Цыфиркин: «Бьюсь с ним третий год: трех перечесть не умеет». Правильно говорят, что «голова его гораздо слабее брю­ха». Особенно убедительно Фонвизин демонстрирует нам умственное убожество Митрофана на «экзамене». Недо­росль после нескольких лет учения уверен, что слово «дурак» прилагательное, «потому что оно прилагается к глупому человеку».
    Потакание любым желаниям «дитяти», весь уклад до­машней жизни воспитывают из Митрофана грубого деспо­та, невежественного крепостника. Не зря говорит Старо­дум, что «невежда без души — зверь». Жестокость, власт­ность и грубость проявляет недоросль на каждом шагу не только по отношению к крепостным, но и к домашним. Он «лается», а не разговаривает с учителями, называя одного из них «гарнизонной крысой», старую свою няню Еремеевну обзывает «старой хрычовкой». Да мало ли, на что мо­жет «разгневаться дитя»?!
    «Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит», — говорит Простакова. Да уж, очень «матушкин сынок» привык кататься на чужой шее. Он привык, чтобы его кормили, одевали, оберегали от опасности. Его несамо­стоятельность порой ставит его в неловкое положение, но всегда под рукой мама, няня, учитель.
    Митрофан труслив, он даже не может защититься от нападок дяди, а просит помощи у старенькой няни: «Ма­мушка! заслони меня».
    Предыдущий опыт научил Митрофана, что не ум важен в людях и не душа (что это такое — недоросль и слыхом не слыхивал), а общественное положение. Поэтому в его поведении столько лести и лицемерия. В зависимости от смены занимаемого людьми положения меняется и отно­шение к ним Митрофана. Даже мать не жалеет он и теря­ет к ней интерес, лишь только у нее отбирают власть: «Да отвяжись, матушка, как навязалась». С этими словами любимый сын легко и просто отказывается от матери в тяжелую для нее минуту.
    Имя Митрофана после выхода комедии в свет стало нарицательным, им называют грубых, глупых, ленивых, невежественных людей. А ведь таких и в наше время пре­достаточно. Значит, и сегодня комедия Фонвизина остает­ся актуальной, заставляет нас думать, наблюдать и делать выводы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *