Сочинение на тему митрофанушки нашего времени по комедии недоросль

13 вариантов

  1. В комедии “Недоросль” Фонвизин раскрывает секреты формирования личности. Какие есть причины появления типов, подобных Митрофанушке? Наверное, это зависит от среды, быта, семьи, условий формирования молодого человека как личности.
    Имя “Митрофан” в переводе с греческого означает “похожий на мать”. Вот этот самый 15-летний “недоросль” из семьи помещиков – Простаковых, такой же невежественный, как и его родители. Он не желает учиться( потому, что “хочет жениться”).Учителя математики Цыфиркина он называет “гарнизонной крысой”!А старую крепостную няньку Еремеевну ругает отборной бранью( и в этом он действительно похож на свою мать). Зато Митрофанушка “жалеет матушку”, уставшую от того, что”колотила батюшку”, он понимает, кто в доме главный и кому нужно угождать.
    Слуг он за людей не считает, а учителя- первые враги, надоедающие своими науками.
    Если отбросить описания быта,лексику, сюжет, погружающие нас в 18-й век, а оставить лишь зерно характера Митрофанушки, то вполне можно перенести его образ на некоторых современных “недорослей”.
    Подобных Митрофану долго искать не придется. В каждом дворе, каждой школе есть такие особи.Они не желают учиться, не признают авторитетов взрослых и учителей, они общаются между собой исключительно хамским, “плебейским ” языком. Это те самые, которые не желают ничего знать, кроме удовлетворения собственных потребностей.Избалованные сынки богатых родителей, мальчики-“мажоры”, имеющие с детства все и не ценящие того, что досталось им просто так, благодаря родительскому “умению жить”.
    Современные “митрофанушки” “тусуются” в ночных клубах, отдыхают на экзотических островах, изо всех сил хотят стать знаменитыми, не прилагая к этому усилий. Многие из таких “митрофанушек” проживают в “Доме-2”,и мы можем их лицезреть ежедневно по телевизору.
    Фонвизин создал собирательный образ “недоросля”, который через века стал только более выпуклым, рельефным и ярким. Основные черты, показанные Фонвизиным, – это нежелание быть воспитанным и образованным, но при этом жить за чужой счет, презирая людей труда,- до сих пор процветают в наших современниках.”Митрофанушки” не исчезли и в 21-м веке, они лишь приспособились жить в новых реалиях жизни.

  2. 2
    Текст добавил: -АМ:)фи:(там->инка,

    Учителя Митрофанушки – недоучившийся семинарист Кутейкин и отставной солдат Цыфиркин – знают немного, но свои обязанности пытаются выполнять честно и добросовестно. Однако главным воспитателем недоросля остаётся сама Простакова со своей «твёрдой логикой» и столь же твёрдой моралью: «Нашёл деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке». Поэтому честным учителям Простакова решительно предпочитает бывшего кучера Вральмана за то, что «он дитя не неволит».
    В результате Митрофан оказывается не просто невеждой, само имя которого стало нарицательным, но и образом бессердечия. Пока мать – полная хозяйка в доме, он ей грубо льстит, выдумывает объяснение: «Так мне жаль стало… тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку». Когда же за жесткость хозяйки по отношению к крепостным имение Простаковых берут в опеку и мать кидается к сыну как к последней опоре, он становится откровенным: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…».
    Это, конечно, совсем не смешно, а страшно, и такое предательство – худшее наказание злому невежеству. «Вот злонравия достойные плоды!» – подводит итог Стародум.
    Грубость лексики выдаёт в Митрофане жестокосердие и злую волю; непросвещённость души ведёт к лени; грубость чувств низводится к чисто животным инстинктам. В сцене драки Скотинин называет Митрофана «чушкой проклятой». Всем своим поведением и речами Митрофан оправдывает слова Стародума: «Невежда без души – зверь».
    Если не воспитать должным образом ребёнка, не научить его правильным языком выражать разумные мысли, он навсегда останется «больным неисцельно», невеждой и безнравственным существом.
    Комедия Д. И. Фонвизина “Недоросль” написана на исходе XVIII века. Сегодня уже XXI век, а многие ее проблемы актуальны, образы все еще живы. Одной из основных проблем, затронутых пьесой, является раздумье писателя о том наследии, которое готовят России Простаковы и Скотинины. До Фонвизина слово “недоросль” не имело осудительного значения. Недорослями назывались дворянские дети, не достигшие 15 лет, т. е. возраста, назначенного Петром I для поступления на службу. У Фонвизина оно получило насмешливый, иронический смысл.
    Воспитание детей — это проблема государственная. Но решает ее не только система просвещения, но и каждая семья в отдельности.
    До шестнадцати-семнадцати лет дворянские дети всего лишь “недоросли”. Едят в изобилии пироги, гоняют голубей, они частые посетители “девичьих”. Ничем не утруждают себя, ни о чем не заботятся. Но детство проходит быстро, дети должны повзрослеть, пойти на государственную службу или продолжить дело родителей. Значит, их надо готовить к взрослой жизни, и родители готовят детей к жизни в соответствии со своими идеалами (если они у них есть), каждый по-своему.
    Митрофан — единственный сын провинциальных родителей. Дворянин, будущий крепостник или государственный служащий. “Похожий на мать”… Уже этим многое сказано. Мать, госпожа Простакова, — жестокая и властная женщина, коварная, хитрая и жадная. Невежественная мать учит своего сына наукам, но учителей набрала “ценою подешевле”, да и тем мешает. Чего стоят ее советы сыну: “…друг мой, ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься!” “Нашед деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке!”
    Мать воспитывает Митрофана по своему образу и подобию: он глуп, жаден, ленив. В припадке бешенства она кричит на дворовую девушку Палашку, которая тяжело заболела. Она не считается с достоинством тех, кто живет с ней рядом: давно подмяла мужа, лишив его воли и своего мнения, унижает Софью, считая ее нахлебницей. В Простаковой мы видим только помещицу, безграмотную, жестокую и необузданную. Мы не видим в ней женщину, в ней нет ума, милосердия.
    В некотором отношении Митрофан пошел дальше своей матери. Вспомним, как он жалеет матушку, которая устала, колотя батюшку. Он отлично понимает, кто настоящий хозяин в доме, и неуклюже льстит матери. Слепо и безрассудно любя сына, Простакова видит его счастье в богатстве и праздности. Узнав, что Софья — богатая невеста, мать заискивает перед девушкой и любыми способами желает женить на ней сына.
    Простакова думает, что со своим умом Митрофан “залетит далеко”, забывая народную мудрость: “Что посеешь, то и пожнешь”. Видно, народной мудрости она не знала, ведь народ-то для нее хуже скотины. Еремеевна, посвятившая всю свою жизнь службе в семье Простаковых, кроме зуботычин, ничего не заслужила. К Митрофану пришли учителя, а он ворчит: “Пострел их побери!” Цыфиркина, который хочет хоть чему-то его научить, Митрофан обзывает “гарнизонной крысой”, а после того, как не удалось похитить Софью, он вместе с матерью намерен “приниматься за людей”, то есть пороть слуг.
    Итак, Простакова воспитала сына так, как умела и как хотела. Что же получилось? В самый критический момент жизни, когда она оказалась “у разбитого корыта”, Простакова бросается к сыну с возгласом: “Один ты у меня остался, мой сердечный друг, Митрофанушка!” — и наталкивается на черствый, грубый ответ сына: “Да отвяжись, матушка, как навязалась!” “Злонравие” сына есть прямое следствие дурных качеств его родителей.
    Митрофан — недоросль прежде всего потому, что он полный невежда, не знающий ни арифметики, ни географии, неспособный отличить прилагательное от существительного. Но он недоросль и в моральном отношении, так как не умеет уважать достоинство других людей. Он недоросль и в гражданском смысле, поскольку он не дорос до понимания своих обязанностей перед государством. Вполне естественно, что Скотининым-Простаковым чуждо гражданское чувство, мысль “быть полезным своим согражданам” в эти головы прийти не может.
    Митрофан не рвется ни к учению, ни к службе и предпочитает положение “недоросля”. Настроения Митрофана всецело разделяет его мать. “Пока Митрофанушка еще в недорослях, — рассуждает она, — пока его и понежить, а там лет через десяток как выйдет, избави боже, в службу, всего натерпится”.
    Много ли таких Митрофанов? Об этом Вральман сказал: “Не кручинься, моя матушка, не кручинься: каков тфой тражайший сын — таких на сфете миллионы”. “Мы видим, — говорит Стародум, — все несчастные следствия дурного воспитания”.
    Сейчас другое время, другие люди. Но Фонвизин говорит нам: воспитывает прежде всего семья. Дети наследуют от родителей не только гены, но и идеалы, привычки, образ мыслей и жизни. Как правило, яблоко от яблони недалеко падает.

  3. Денис Иванович Фонвизин – великий русский писатель. В своем произведении «Недоросль» он показал читателям обобщенный образ молодого поколения из дворянского сословия 19 века на примере главного героя Митрофана. Имя Митрофан в переводе с греческого языка означает «похожий на мать». Герой воспитывается в семье, в которой отношения построены на лжи, лести, грубости. Мать вырастила своего сына непутевым, необразованным человеком. У Митрофана в жизни нет никаких целей и стремлений, они слишком мелки и ничтожны. Он разбалован, грубо обращается не только с прислугой, но и с родителями. Фонвизин данный образ не придумал. На самом деле в то время в дворянских кругах часто встречались подобные Митрофану недоросли, которые плохо учились, ничего не делали, так проживали свои дни.
    У Митрофана были домашние учителя, которые в принципе не давали ему никаких знаний. Но и стремление к учебе у героя напрочь отсутствует. Он глуп, наивен, речь его не развита и груба. Этот человек не приспособлен к окружающей жизни, ничего не может делать без матери и без слуг. Основные его занятия в течение дня – поесть, отдохнуть и гонять голубей. Что же сделало Митрофана именно таким? Конечно, эта та система воспитания, которая исходила от Простаковой, матери героя. Она слишком потакала его капризам, поощряла все его ошибки, и тем самым в итоге получился такой вот результат воспитания. Это слепая любовь матери к своему ребенку.
    Воспитываясь в таких условиях, Митрофан привык, что имеет право голоса в семье, имеет право грубо обращаться с окружающими. Такому человеку, как Митрофан, в жизни будет очень тяжело, если он останется один со своими проблемами. В конце произведения Простакова теряет свое имение и вместе с ним теряет и собственного сына. Вот это и есть плод ее воспитания. Данный итог комедии показывает уровень этой системы воспитания и образования.
    На примере образа Митрофана Фонвизин показал одну из главных проблем в семейном воспитании. Эта проблема и сейчас является актуальной. В современном обществе тоже есть такие избалованные дети, которые растут в подобных условиях. Каждый должен задуматься над тем, чтобы искоренить таких недорослей, тянущих наше общество назад. Думаю, что такие люди как Митрофан не знают, что такое настоящая жизнь и не понимают в чем ее смысл в силу своего невежества. Мне жалко таких детей и их родителей. Надеюсь, что все родители, прочитав эту комедию, поймут свои ошибки и смогут воспитать достойного гражданина своей страны.

    Сочинение 4

    Пьеса “Недоросль” написана Фонвизиным в 1781 году. Через год поставлена на сцене. Спектакль произвел фурор. Но произведение вызвало недовольство Екатерины второй и Денису Ивановичу запретили публиковать свои произведения, а театр, на сцене которого состоялась премьера, закрыли.
    В восемнадцатом веке недорослями называли дворянских детей, не достигших шестнадцатилетия. Считалось, что они еще “не доросли” до самостоятельной, взрослой жизни.
    Таким недорослем был один из главных героев комедии – Митрофанушка. В наше время это имя стало нарицательным, синонимом глупого и ленивого маменькиного сыночка.
    Митрофану почти 16 лет. И ему пора служить в армии. Но матушка, госпожа Простакова, слепо любит сынка и ни за что на свете не готова отпустить его от себя. Она балует, во всем потакает ему. Потворствует его безделью. Такое воспитание привело к тому, что мальчик вырос и превратился в грубого, ленивого неуча-подростка.
    Для Митрофанушки наняли преподавателей, но они ничему не научили его, потому что, учиться он не желал: “Не хочу учиться – хочу жениться”. Впрочем, мать и не настаивает на занятиях: “Поди порезвись, Митрофанушка». Впрочем, такие учителя вряд ли научат ребенка уму-разуму. Об этом говорят их фамилии – Цыфиркин, отставной солдат, Кутейкин, недоучившийся семинарист и немец Вральман, который и вовсе оказался кучером.
    Сын Простаковых никого не любит и не уважает. К отцу он относится пренебрежительно. Это очень ярко показано в сцене, где маменькин сынок жалеет родительницу из-за того, что та “….так устала, колотя батюшку”. Прислуге Митрофан грубит, огрызается. Свою няню или мама он называет “старая хрычовка”. Над учителями и крепостными издевается. Ни во что не ставит наш герой и родную мать. Не трогают его сердце никакие заботы. Он беззастенчиво пользуется слепой любовью Простаковой. И даже шантажирует ее: “Вить здесь река близко. Нырну, так и поминай как звали.” А на вопрос о том, что же плохого снилось ночью, отвечает: “Да то ты, матушка, то батюшка.”.
    Ко всем перечисленным дурным качествам Митрофана можно добавить трусость и раболепие перед сильным противником. Он униженно просит пощады, когда срывается попытка насильно отвести Софью под венец, и по приказу Стародума покорно соглашается идти служить.
    Таким образом, в Митрафанушке Фонвизин воплотил все недостатки и пороки присущие дворянству того времени. Это невежество и тупость, жадность и лень. Одновременно замашки тирана и раболепие. Этот образ не придуман автором, а взят из жизни. История знает много примеров недорослей, безграмотных, бездушных, пользующихся своей властью, ведущих праздный образ жизни.

  4. ЕСТЬ ЛИ СЕЙЧАС МИТРОФАНУШКИ?

    Чтобы ответить на вопрос «Есть ли сейчас Мит­рофанушки?», вспомним для начала, кто же скрывается под этим именем, а для этого обратим­ся к первоисточнику — гениальной комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».
    «Недоросль» — не только лучшая комедия выдающегося драматурга, но и всей русской дра­матургии XVIII века в целом. Эта комедия и се­годня не потеряла своей актуальности: не случай­но из всех пьес, созданных в то время, только «Недоросль» все еще ставится на сцене.
    Своей живучестью и актуальностью комедия Фонвизина во многом обязана образу главного героя, имя которого давно стало Нарицательным. Стоит произнести название комедии, как в нашем воображении сразу возникает образ лодыря, не­уча и маменькиного сынка, у которого слово «дверь» — то прилагательное, то существитель­ное, в зависимости от того, о какой двери идет речь.
    До Фонвизина слово «недоросль» не имело осудительного значения. Недорослями называ­лись дети дворян, не достигшие пятнадцати лет, то есть возраста, определенного Петром I для по­ступления на службу. У Фонвизина слово «недо­росль» впервые приобрело насмешливый, ирони­ческий смысл и в таком значении навсегда за­крепилось в сознании читателей.
    Как и все просветители XVIII века, Д. И. Фон­визин придавал огромное значение правильному воспитанию детей. И в лице грубого неуча Мит­рофанушки он хотел показать «все несчастные следствия дурного воспитания». Образ Митрофа­нушки выписан с большим мастерством, потому что драматург стремился соединить и выразить в нем все наиболее уродливые черты мелкопомест­ного дворянства, дать сатирическое обличение подрастающего поколения.
    Дурное воспитание и полное пренебрежение к учению Митрофанушка получил в наследство от родных — Простаковых и Скотининых, в роду которых не бывало образованных людей, многие не умели даже читать. Мать Митрофанушки, гос­пожа Простакова — урожденная Скотинина — злобная, лицемерная, одновременно деспотичная и трусливая особа. Она не считается с достоин­ством тех, кто живет рядом: давно подмяла под себя мужа, лишив его воли и собственного мне­ния, унижает Софью, считая ее нахлебницей, ругает и унижает крепостных. Единственный, в ком она души не чает, сын Митрофанушка. Вос­питанный матерью, Митрофанушка вырос пол­ным невеждой, грубым и нахальным с теми, над кем чувствует свое превосходство, и заискиваю­щим перед теми, в ком чувствует силу. Само имя Митрофан означает: являющий свою мать, подоб­ный матери. Таким именем автор еще раз подчер­кивает мысль, что характер и поведение детей — естественный результат примеров, которыми они окружены в доме родителей.
    Митрофан — недоросль прежде всего потому, что он полный невежда, не знающий ни арифме­тики, ни географии, ни грамматики. Но он недо­росль и в моральном отношении, так как не уме­ет уважать достоинство других людей, он недо­росль и в гражданском смысле, поскольку не до­рос до понимания своих обязанностей перед го­сударством. Вполне естественно, что Скотининым-Простаковым чуждо гражданское чувство, мысль «быть полезным своим согражданам» в эти головы прийти не может.
    Недорослю Митрофанушке нет необходимос­ти учиться или готовить себя к государственной службе, потому что у него есть сотни крепостных, которые обеспечат ему сытую жизнь. Так жил его дед, так живут его родители, так почему бы и ему не провести свою жизнь в праздности и удоволь­ствиях?
    Образ недоросля Митрофанушки стал убеди­тельным примером того, что среда, условия жиз­ни в значительной мере определяют поведение человека в обществе и его взгляды на жизнь. Со­временники писателя отмечали, что образ этот наделен правдивыми, типическими чертами. «В сей комедии, — писал П. А. Вяземский, — так много действительности… Мне самому случалось встретиться в провинциях с двумя или тремя живыми экземплярами Митрофанушки, т. е. буд­то служившими образцом Фонвизину».
    Комедия Фонвизина «Недоросль» направлена (и во многом благодаря именно образу Митрофа­нушки) против всех «тех злонравных невежд, которые, имея над людьми свою полную власть, употребляют ее во зло бесчеловечно». Эта коме­дия от первой до последней сцены построена так, что зрителю или читателю ясно: неограниченная власть над крестьянами — источник тунеядства, самодурства, ненормальных отношений в семье, нравственного уродства, безобразного воспита­ния и невежества.
    Люди без чести и совести, без ума и сердца превращаются в скотов. Мы не видим в них ни­чего человеческого: только животные чувства, «скотство», «свинство», только забота об удовлет­ворении элементарных физических потребнос­тей, жалкие попытки придать своей жизни ви­димость «образованности» — наивный маскарад, не меняющий их истинной сущности. Да, конеч­но, все это результаты античеловеческого крепо­стного права. Но не пора ли выйти за пределы той исторической эпохи? Ведь общественная опас­ность агрессивного невежества ощущалась не только в XVIII веке.
    Фонвизин поставил в своей комедии много важных вопросов: о служении отечеству, о вос­питании, о невежестве (и не простом невежестве, а самом страшном — агрессивном), о родителях и детях, о подлинной и мнимой образованности, о смысле жизни, наконец. Неужели мы будем делать вид, что к нам это никакого отношения не имеет, что все это дела давно минувших дней? Нет, конечно! Проблемы, затронутые автором, остаются актуальными и сегодня, они касаются каждого из нас. Потому что и сегодня, несмотря на совместные усилия школы, семьи и государ­ства, рядом живут Митрофанушки. Кто-то недо­росль в моральном смысле, кто-то в гражданском, а уж неучей, не имеющих элементарных знаний, но кичащихся при этом своей образованностью, мы встречаем очень и очень часто. Да что душой кривить, в каждом из нас, если присмотреться, можно найти что-то от Митрофанушки.
    Мы уверены в том, что окружающие люди дол­жны нам помогать, давать советы, ждем, что в трудную минуту к нам придут на помощь, под­ставят плечо. А всегда ли мы сами добры и вни­мательны к окружающим, к старшим? Есть сре­ди нас и такие, кто живет только за счет родите­лей и дальше не собирается ничего менять. А за­чем? Это ведь так удобно. Есть и те, кто всеми силами старается уклониться от выполнения об­щественного долга или просто от выполнения сво­их обязанностей. Есть и те, кто не видит необхо­димости в получении среднего и высшего образо­вания. А зачем? Считать, писать умею, с Интер­нетом, слава богу, на «ты»… Каким бы умным и трудолюбивым не был человек, в нем есть части­ца Митрофанушки, хотя бы потому, что каждый из нас иногда позволяет себе лениться. Вопрос только в том, сумеем ли мы вовремя распознать в себе и в окружающих характерные симптомы «болезни» и будем ли с ними бороться.
    Проявлений невежества, к сожалению, вели­кое множество… Выдающийся историк В. О. Клю­чевский был совершенно прав, когда писал: «…насмешливый современный зритель сценичес­кого Митрофана может со временем наказать себя за преждевременный смех не театральными, а настоящими житейскими и очень горькими сле­зами. Повторяю, надобно осторожно смеяться над Митрофаном, потому что Митрофаны мало смеш­ны и притом очень мстительны, и мстят они не­удержимой размножаемостью и неуловимой про­ницательностью своей породы, родственной на­секомым или микробам».

  5. Чтобы ответить на вопрос «Есть ли сейчас Мит­рофанушки?», вспомним для начала, кто же скрывается под этим именем, а для этого обратим­ся к первоисточнику — гениальной комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».
    «Недоросль» — не только лучшая комедия выдающегося драматурга, но и всей русской дра­матургии XVIII века в целом. Эта комедия и се­годня не потеряла своей актуальности: не случай­но из всех пьес, созданных в то время, только «Недоросль» все еще ставится на сцене.
    Своей живучестью и актуальностью комедия Фонвизина во многом обязана образу главного героя, имя которого давно стало Нарицательным. Стоит произнести название комедии, как в нашем воображении сразу возникает образ лодыря, не­уча и маменькиного сынка, у которого слово «дверь» — то прилагательное, то существитель­ное, в зависимости от того, о какой двери идет речь.
    До Фонвизина слово «недоросль» не имело осудительного значения. Недорослями называ­лись дети дворян, не достигшие пятнадцати лет, то есть возраста, определенного Петром I для по­ступления на службу. У Фонвизина слово «недо­росль» впервые приобрело насмешливый, ирони­ческий смысл и в таком значении навсегда за­крепилось в сознании читателей.
    Как и все просветители XVIII века, Д. И. Фон­визин придавал огромное значение правильному воспитанию детей. И в лице грубого неуча Мит­рофанушки он хотел показать «все несчастные следствия дурного воспитания». Образ Митрофа­нушки выписан с большим мастерством, потому что драматург стремился соединить и выразить в нем все наиболее уродливые черты мелкопомест­ного дворянства, дать сатирическое обличение подрастающего поколения.
    Дурное воспитание и полное пренебрежение к учению Митрофанушка получил в наследство от родных — Простаковых и Скотининых, в роду которых не бывало образованных людей, многие не умели даже читать. Мать Митрофанушки, гос­пожа Простакова — урожденная Скотинина — злобная, лицемерная, одновременно деспотичная и трусливая особа. Она не считается с достоин­ством тех, кто живет рядом: давно подмяла под себя мужа, лишив его воли и собственного мне­ния, унижает Софью, считая ее нахлебницей, ругает и унижает крепостных. Единственный, в ком она души не чает, сын Митрофанушка. Вос­питанный матерью, Митрофанушка вырос пол­ным невеждой, грубым и нахальным с теми, над кем чувствует свое превосходство, и заискиваю­щим перед теми, в ком чувствует силу. Само имя Митрофан означает: являющий свою мать, подоб­ный матери. Таким именем автор еще раз подчер­кивает мысль, что характер и поведение детей — естественный результат примеров, которыми они окружены в доме родителей.
    Митрофан — недоросль прежде всего потому, что он полный невежда, не знающий ни арифме­тики, ни географии, ни грамматики. Но он недо­росль и в моральном отношении, так как не уме­ет уважать достоинство других людей, он недо­росль и в гражданском смысле, поскольку не до­рос до понимания своих обязанностей перед го­сударством. Вполне естественно, что Скотининым-Простаковым чуждо гражданское чувство, мысль «быть полезным своим согражданам» в эти головы прийти не может.
    Недорослю Митрофанушке нет необходимос­ти учиться или готовить себя к государственной службе, потому что у него есть сотни крепостных, которые обеспечат ему сытую жизнь. Так жил его дед, так живут его родители, так почему бы и ему не провести свою жизнь в праздности и удоволь­ствиях?
    Образ недоросля Митрофанушки стал убеди­тельным примером того, что среда, условия жиз­ни в значительной мере определяют поведение человека в обществе и его взгляды на жизнь. Со­временники писателя отмечали, что образ этот наделен правдивыми, типическими чертами. «В сей комедии, — писал П. А. Вяземский, — так много действительности… Мне самому случалось встретиться в провинциях с двумя или тремя живыми экземплярами Митрофанушки, т. е. буд­то служившими образцом Фонвизину».
    Комедия Фонвизина «Недоросль» направлена (и во многом благодаря именно образу Митрофа­нушки) против всех «тех злонравных невежд, которые, имея над людьми свою полную власть, употребляют ее во зло бесчеловечно». Эта коме­дия от первой до последней сцены построена так, что зрителю или читателю ясно: неограниченная власть над крестьянами — источник тунеядства, самодурства, ненормальных отношений в семье, нравственного уродства, безобразного воспита­ния и невежества.
    Люди без чести и совести, без ума и сердца превращаются в скотов. Мы не видим в них ни­чего человеческого: только животные чувства, «скотство», «свинство», только забота об удовлет­ворении элементарных физических потребнос­тей, жалкие попытки придать своей жизни ви­димость «образованности» — наивный маскарад, не меняющий их истинной сущности. Да, конеч­но, все это результаты античеловеческого крепо­стного права. Но не пора ли выйти за пределы той исторической эпохи? Ведь общественная опас­ность агрессивного невежества ощущалась не только в XVIII веке.
    Фонвизин поставил в своей комедии много важных вопросов: о служении отечеству, о вос­питании, о невежестве (и не простом невежестве, а самом страшном — агрессивном), о родителях и детях, о подлинной и мнимой образованности, о смысле жизни, наконец. Неужели мы будем делать вид, что к нам это никакого отношения не имеет, что все это дела давно минувших дней? Нет, конечно! Проблемы, затронутые автором, остаются актуальными и сегодня, они касаются каждого из нас. Потому что и сегодня, несмотря на совместные усилия школы, семьи и государ­ства, рядом живут Митрофанушки. Кто-то недо­росль в моральном смысле, кто-то в гражданском, а уж неучей, не имеющих элементарных знаний, но кичащихся при этом своей образованностью, мы встречаем очень и очень часто. Да что душой кривить, в каждом из нас, если присмотреться, можно найти что-то от Митрофанушки.
    Мы уверены в том, что окружающие люди дол­жны нам помогать, давать советы, ждем, что в трудную минуту к нам придут на помощь, под­ставят плечо. А всегда ли мы сами добры и вни­мательны к окружающим, к старшим? Есть сре­ди нас и такие, кто живет только за счет родите­лей и дальше не собирается ничего менять. А за­чем? Это ведь так удобно. Есть и те, кто всеми силами старается уклониться от выполнения об­щественного долга или просто от выполнения сво­их обязанностей. Есть и те, кто не видит необхо­димости в получении среднего и высшего образо­вания. А зачем? Считать, писать умею, с Интер­нетом, слава богу, на «ты»… Каким бы умным и трудолюбивым не был человек, в нем есть части­ца Митрофанушки, хотя бы потому, что каждый из нас иногда позволяет себе лениться. Вопрос только в том, сумеем ли мы вовремя распознать в себе и в окружающих характерные симптомы «болезни» и будем ли с ними бороться.
    Проявлений невежества, к сожалению, вели­кое множество… Выдающийся историк В. О. Клю­чевский был совершенно прав, когда писал: «…насмешливый современный зритель сценичес­кого Митрофана может со временем наказать себя за преждевременный смех не театральными, а настоящими житейскими и очень горькими сле­зами. Повторяю, надобно осторожно смеяться над Митрофаном, потому что Митрофаны мало смеш­ны и притом очень мстительны, и мстят они не­удержимой размножаемостью и неуловимой про­ницательностью своей породы, родственной на­секомым или микробам».
    У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
    В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений
    Сохранить сочинение:

  6. Тщетно звать врача к больным неисцельно.
    Д. Фонвизин. Недоросль
    Фонвизин жил во времена жестокого угнетения на­родных масс, в эпоху расцвета крепостничества и приви­легированного положения дворян, в век самодержавного произвола российской монархии. Великий драматург был представителем передовых кругов дворянского общества и смело критиковал пороки времени в своих произведе­ниях. В этом плане вершиной творчества Фонвизина стала его бессмертная комедия «Недоросль», в которой, как одна из самых главных, затрагивается проблема воспитания молодежи.
    В образе Митрофанушки в комедии дано сатирическое обличение подрастающего поколения крепостников, погряз­ших в своем невежестве. Современники драматурга отме­чали, что образ недоросля наделен правдивыми и типичес­кими чертами, что делает его не только смешным, но и страшным своей реальностью.
    Кто же такой Митрафанушка? Судя по тому, что он еще гоняет голубей и его опекает няня Еремеевна, с которой строго спрашивают за каждый шаг «дитяти», можно предположить в нем малолетнего ребенка. Но Митрофану уже шестнадцать лет, и, познакомившись с ним поближе, мы узнаем, что он — духовно бедный человек. Сладко поесть, вволю поспать — это все, что его интересует. В том, что касается выгоды, Митрофан очень наблюдателен, ведь живой пример родителей всегда у него перед глазами. «Не трудись по-пустому, друг мой», — говорит сыну мать, и Митрофан честно ленится, где толь­ко это возможно.
    Семья Скотининых-Простаковых всегда славилась тем, что ученых людей у них в роду не было: «Без наук люди живут и жили». Однако после петровских реформ дво­рянским сынкам-недорослям без образования стало не­возможно не только поступить на государственную служ­бу, но и жениться. Поэтому Митрофан вынужден зани­маться с учителями. Однако что это за учение! Вот уж действительно, «через воспитание разумели они одно питание». Митрофан, по наущению матери, учится лишь для виду, поэтому и жалуется его учитель Цыфиркин: «Бьюсь с ним третий год: трех перечесть не умеет». Правильно говорят, что «голова его гораздо слабее брю­ха». Особенно убедительно Фонвизин демонстрирует нам умственное убожество Митрофана на «экзамене». Недо­росль после нескольких лет учения уверен, что слово «дурак» прилагательное, «потому что оно прилагается к глупому человеку».
    Потакание любым желаниям «дитяти», весь уклад до­машней жизни воспитывают из Митрофана грубого деспо­та, невежественного крепостника. Не зря говорит Старо­дум, что «невежда без души — зверь». Жестокость, власт­ность и грубость проявляет недоросль на каждом шагу не только по отношению к крепостным, но и к домашним. Он «лается», а не разговаривает с учителями, называя одного из них «гарнизонной крысой», старую свою няню Еремеевну обзывает «старой хрычовкой». Да мало ли, на что мо­жет «разгневаться дитя»?!
    «Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит», — говорит Простакова. Да уж, очень «матушкин сынок» привык кататься на чужой шее. Он привык, чтобы его кормили, одевали, оберегали от опасности. Его несамо­стоятельность порой ставит его в неловкое положение, но всегда под рукой мама, няня, учитель.
    Митрофан труслив, он даже не может защититься от нападок дяди, а просит помощи у старенькой няни: «Ма­мушка! заслони меня».
    Предыдущий опыт научил Митрофана, что не ум важен в людях и не душа (что это такое — недоросль и слыхом не слыхивал), а общественное положение. Поэтому в его поведении столько лести и лицемерия. В зависимости от смены занимаемого людьми положения меняется и отно­шение к ним Митрофана. Даже мать не жалеет он и теря­ет к ней интерес, лишь только у нее отбирают власть: «Да отвяжись, матушка, как навязалась». С этими словами любимый сын легко и просто отказывается от матери в тяжелую для нее минуту.
    Имя Митрофана после выхода комедии в свет стало нарицательным, им называют грубых, глупых, ленивых, невежественных людей. А ведь таких и в наше время пре­достаточно. Значит, и сегодня комедия Фонвизина остает­ся актуальной, заставляет нас думать, наблюдать и делать выводы.
    У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
    В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений
    Сохранить сочинение:

  7. Глав­ным проходимцем является учитель французского и «всех на­ук» — немец (бывший кучер Стародума) Адам Адамыч Враль­ман. Его фамилия говорит сама за себя. Ему, как иностранцу, воздают в доме почести и платят больше. Простакова очень довольна этим учителем, который «ребенка не неволит». Она уве­рена в успехе обучения сына, который уж и сейчас столько смыслит, что и сам «деточек взведет». А того уж давно берет охота жениться.
    Митрофан не так глуп, как может показаться. Главную науку (жизненную) он постиг в совершенстве. Митрофан отлично пони­мает, кому и как можно угодить, привык унижаться перед влия­тельными людьми. Вспомним, как он «жалеет» матушку, потому что она устала, «колотя батюшку». Он научился лицемерить, вы­кручиваться. Не откажешь ему и в находчивости. Не имея поня­тия об именах существительных и прилагательных, он ответил, что дверь, которая приложена к стене, — прилагательна, а та дверь, которая стоит «у чулана шеста неделя», — «покамест су-ществительна». Подчиняясь воле нового над собой властителя — правозащитника Правдина, он с безразличием к своей судьбе со­глашается идти на военную службу.
    Митрофан груб и жесток. Он позволяет себе покрикивать на учителей и прислугу. К нему пришли учителя — он ворчит: «Пострел их побери!» Цыфиркина, который действительно хо­чет его чему-то научить, он обзывает «гарнизонной крысой». Старая крепостная нянька Еремеевна за все заботы о нем полу­чает только брань и затрещины. А после того, как не удалось похитить Софью, он вместе с матерью намерен «приниматься за людей» — пороть слуг. В этой «жизненной» науке Митрофан пошел дальше матери. Его душевное уродство в полной мере проявилось в конце пьесы, когда он, поняв, что мать потеряла прежнюю власть и силу, отнесся к ней с пренебрежением и черной неблагодарностью. На ее слова: «Один ты у меня ос­тался, мой сердечный друг, Митрофанушка!» — он ответил: «Да отвяжись ты, матушка, как навязалась…».
    Нужно отметить, что недоросль Фонвизина — не карикатур­ный образ. Автор ничего не преувеличил, не утрировал свойств его характера. Таких Митрофанушек полно всюду. Они живучи и плодовиты, как все человеческие грехи.[/sms]

  8. Одним из главных героев комедии «Недоросль» Фонвизина является Митрофан Терентьевич Простаков. Имя Митрофан означает «подобный», похожий на мать. Может, таким именем госпожа Простакова хотела показать, что ее сын – отражение самой Простаковой.
    Митрофанушке шестнадцать лет, но его мать не хочет расставаться со своим ребенком и желает оставить при себе до двадцати шести лет, не отпуская на службу. Сама госпожа Простакова тупа, нагла, невежлива, и поэтому не прислушивается ни к чьему мнению. У самого Митрофанушки отсутствует цель в жизни, он не хочет учиться, его мать нанимает ему учителей лишь потому, что так положено в дворянских семьях, а не для того, чтобы сын ее учился уму-разуму. Самые дурные качества характера, самые отсталые взгляды на науку характеризуют таких молодых дворян, как Митрофан.
    Сама госпожа Простакова души в Митрофанушке не чает. Фонвизин показывает неразумность ее слепой, животной любви к своему детя, Митрофану, любви, которая, в сущности, губит ее сына. Митрофан объедается до коликов в животе, а мама все уговаривает съесть еще. Няня говорит: «Он уже и так, матушка, пять булочек съел». На что Простакова отвечает: «Так тебе жаль шестой, бестия». Эти слова показывают заботу о сыне. Она стараетсяь обеспечить ему беззаботное будущее, хочет найти богатую жену. Если кто – либо обижает ее сына, она сразу встает на защиту. Митрофан относится к своей матери пренебрежительно: «Да! Того и гляди, что от дядюшки таска: а там с его кулаков да за часослов» Что, что ты хочешь сделать? Опомнись, душенька!» «Вить здесь и река близко. Нырну, так и поминай как звали». «Уморил! Уморил, Бог с тобой!» Эти слова доказывают, что он совсем не любит и ему совсем не жаль свою родную мать, Митрофан ее не уважает и играет ее чувствами.
    А когда потерявшая власть Простакова бросается к сыну со словами: «один ты остался у меня, мой сердечный друг, Митрофанушка!», в ответ слышит бессердечное: «Да отвяжись ты, матушка, как навязалась» «Ночь всю така дрянь в глаза лезла» «Какая же дрянь Митрофанушка?» «Да то ты, матушка, то батюшка». Простаков боится жены и в ее присутствии о сыне говорит так: «По крайней мере, я люблю его, как подлежит родителю, то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя от радости сам истинно не верю, что он мой сын» и добавляет, глядя на жену: «При твоих глазах мои ничего не видят». Тарас Скотинин, смотря на все происходящее, повторяет: «Ну, Митрофанушка, ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин!» А Митрофан к своему дяде обращается: «Что ты, дядюшка, белены объелся? Убирайся, дядюшка, проваливай». Своей матери Митрофан всегда грубит, огрызается на нее. Хотя Еремеевна не получает не копейки за воспитание недоросля, она старается его обучить хорошему, защищает от дяди: «издохну на месте, а дитя не выдам. Сунься, сударь, только изволь сунуться. Я те бельмо-то выцарапаю». Старается сделать из него порядочного человека: «Да поучи хоть немножко». Из всех учителей хвалит Митрофанушку только немец Адам Адамыч Вральман, да и то только чтобы Простакова на него не сердилась и не ругала его.
    Митрофан был невоспитанным, грубым, избалованным ребенком, которого все вокруг слушались и которому подчинялись, он был уверен в том, что все люди должны ему помогать, давать советы.
    Каким бы умным и трудолюбивым ни был человек, в нем есть частица такого Митрофанушки. Каждый человек иногда ленится, есть и такие люди, которые стараются жить только за счет родителей, сами ничего не выполняя. Конечно, многое зависит от воспитания детей родителями. К людям, похожим на Митрофана, я отношусь и не хорошо, и не плохо. Просто я стараюсь избегать общения с такими людьми. И вообще думаю, что таким людям надо стараться помогать справляться с их трудностями и проблемами.
    Надо вразумить их, заставить учиться. Если же тако

  9. Произведение Дениса Ивановича Фонвизина “Недоросль” является комедией, наполненной различными комическими ситуациями. В произведении можно встретить представителей различных сословий, существовавших на тот момент в России. Здесь есть государственные чиновники, дворяне, крепостные крестьяне, слуги, различные заморские учителя. Но во главе произведения все же находится Митрофанушка – тот самый недоросль. Полное имя героя Простаков Митрофан Терентьевич. Он любимый и единственный сын своих родителей. В произведении ему 16 лет, но его матушка до сих пор считает его младенцем. Она не готова отпускать его никуда до 26 лет, как минимум, а ведь Митрофану нужно служить, как было принято в то время.
    Однако, сам Митрофанушка вовсе не против такого расклада дел. Он не слишком-то любит трудиться, а все его будни проходят по одному распорядку: покушать сытно, полежать знатно, побездельничать от души. У него нет никакой цели в жизни, он не желает учиться. Даже учителя, нанятые для него матушкой, нужны просто потому что так принято, а не потому что мальчика нужно учить.
    В общем, так и растет этот мальчик, эгоистичный, пренебрежительно относящейся к своей маме, избалованный ей же. Очень часто он бывает и груб со своей матерью, от вседозволенности. В доме ему никто не смел перечить, наоборот, все обязаны его слушать и подчиняться. Митрофанушка абсолютно уверен: каждый должен ему помогать, если это нужно. И он всегда считает себя правым на все сто процентов.
    Конечно, если говорит о всех нас, в каждом живет какая-то частичка такого Митрофанушки. Все мы, порой бывает ленимся, не желаем что-то делать или куда-то идти. Есть среди нас и такие люди, которые готовы жить всю жизнь под крылом родителей, тратить их деньги и не задумываться ни о чем. Есть те, кто считают себя единственно правыми, с которыми невозможно спорить и обсуждать другое мнение – оно им вовсе неинтересно, и не имеет право на существование. Однако, нужно помнить, что все это не ведет ни к чему хорошему, с этим необходимо бороться и меняться.

  10. Митрофанушка (Простаков Митрофан) – сын помещиков Простаковых. Он считается недорослем, т.к. ему 16 лет и он не достиг совершеннолетия. Соблюдая указ царя, Митрофанушка учится. Но делает это с большой неохотой. Он отличается тупостью, невежеством и ленью (сцены с учителями).
    Митрофан груб и жесток. Он ни во что не ставит своего отца, издевается над учителями и крепостными. Пользуется тем, что мать в нем души не чает, и вертит ею, как хочет.
    Митрофан остановился в своем развитии. О нем Софья говорит: «Он хотя и 16-ти лет, а достиг уже до последней степени своего совершенства и дале не пойдет».
    В Митрофане сочетаются черты тирана и раба. Когда план Простаковой женить сына на богатой воспитаннице, Софье, не удается, недоросль ведет себя как раб. Он униженно просит прощения и покорно принимает от Стародума «свой приговор» – идти служить («По мне, куды велят»). Рабское воспитание привито герою, с одной стороны, крепостной нянькой Еремеевной, а, с другой стороны, всем миром Простаковых-Скотининых, у которых извращены понятия о чести.
    Через образ Митрофана Фонвизин показывает деградацию русского дворянства: из поколения в поколение невежество увеличивается, а грубость чувств доходит до животных инстинктов. Недаром Скотинин называет Митрофана «чушка проклятая». Причина такой деградации – в неправильном, уродующем воспитании.
    Образ Митрофанушки и само понятие «недоросль» стало нарицательным. Сейчас так говорят о невежественных и глупых людях.
    Митрофанушка
    МИТРОФАНУШКА — герой комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» (1781), шестнадцатилетний подросток (недоросль), единственный сын госпожи Простаковой, баловень матери и любимец дворни. М. как литературный тип не был открытием Фонвизина. Русская литература конца XVIII»Шв. знала и изображала таких недорослей, привольно живущих в богатых родительских домах и в шестнадцать лет едва одолевших грамоту. Эту традиционную фигуру дворянской жизни (особенно провинциальной) Фонвизин наделил родовыми чертами простаковско-скотининского «гнезда». В доме своих родителей М. — главный «забавник» и «затейник», выдумщик и свидетель всех историй вроде той, что привиделась ему во сне: как матушка била батюшку. Хрестоматийно известно, как М. пожалел матушку, занятую тяжелой обязанностью бить отца. День М. отмечен абсолютным бездельем: забавы на голубятне, где М. спасается от уроков, прерваны Еремеевной, умоляющей «ребенка» поучиться. Проболтавшись дядюшке о своем желании жениться, М. тут же прячется за Еремеевну — «старую хрычовку», по его словам, — готовую жизнь положить, но «дите» «не выдать». Хамская спесь М. сродни манере его матери относиться к домочадцам и слугам: «урод» и «рохля» — муж, «собачья дочь» и «скверная харя» — Еремеевна, «бестия» — девка Палашка. Если интрига комедии вращается вокруг вожделенной для Простаковых женитьбы М. на Софье, то сюжет сосредоточен на теме воспитания и учения недоросля-подростка. Это традиционная для просветительской литературы тема. Учителя М. были подобраны в соответствии с нормой времени и уровнем понимания своей задачи родителями. Здесь Фонвизин подчеркивает детали, говорящие о качестве выбора, свойственном именно простаков-скому семейству: по-французски М. учит немец Вральман, точные науки преподает отставной сержант Цыфиркин, который «малую толику арихметике маракует», грамматику — «образованный» семинарист Кутейкин, уволенный от «всякого учения» по разрешению консистории. Отсюда в известной сцене экзамена М. — выдающееся изобретение митро-фановой смекалки о существительной и прилагательной двери, отсюда интригующе-сказочные представления об истории, излагаемой скотницей Хавроньей. В целом же итог подведен госпожой Простаковой, убежденной, что «без наук люди живут и жили». Герой Фонвизина — подросток, почти юноша, характер которого поражен болезнью недобросовестности, распространяющейся на всякую мысль и каждое чувство, ему присущее. Он недобросовестен в своем отношении к матери, усилиями которой он существует в комфорте и безделье и которую бросает в момент, когда она нуждается в его утешении. Ко мические одежды образа забавны только на первый взгляд. В.О.Ключевский относил М. к породе существ, «родственных насекомым и микробам», характеризуя этот тип неумолимой «размножаемостью». Благодаря герою Фонвизина слово «недоросль» (прежде нейтральное) сделалось нарицательным обозначением лодыря, лоботряса и лентяя.

  11. Центральным образом комедии Фонвиина «Недоросль» является шестнадцатилетний сын дворян Простаковых – Митрофан. В образе Митрофанушки автор хотел показать всю деградацию российского дворянского общества 18 века.
    Являясь единственным, а значит самым любимым, ребенком в семье Митрофан жил с родителями. По своим годам, он должен был давно поступить на военную службу, но мать решила не отпускать его в армию до двадцати шести лет.
    Простакова считала, что человек должен быть образованным, но в тоже время поощряла не желание своего сына учиться.
    Митрофанушка рос очень глупым и ленивым. Делать он ничего не хотел, а только гонял голубей.
    Подросток испытывал невависть и презрение к своему отцу, хотя тот очень любил его. Матери он постоянно льстил, а затем пользовался ее хорошим расположением. С крепосными Митрофан обращался грубо, с презрением.
    Он был очень эгоистичным, ведь считал, что все должны ему помогать.
    Самое страшное то, что образ Митрофанушки не был выдумал Фонвизиным. Такие «персонажи», как Митрофан не редко встречались в российском обществе 18 века. Беда таких людей заключалась в их лени и не желании учиться. Именно в честь главного героя, комедия и была названа «Недоросль». В дальнейшем выражение «недоросль» приобрело нарицательное значение.

  12. Недоросль Митрофанушка — один из главных героев комедии Д. И. Фонвизина. Образ хитрого, лицемерного, глупого и ленивого детины 16 лет, сына провинциальных дворян-крепостни- ков, используется автором для раскрытия проблемы воспитания молодежи. Фонвизин утверждает, что личность человека зависит от среды его воспитания, психологического и духовного климата в семье, быта и образования. Благодаря (или по вине) популярности этой комедии имя Митрофан (похожий на мать) стало синонимом неуча и маменькина сынка.
    Воспитанию в дворянской среде подобных увальней способствовало награждение дворян за службу «поместными окладами». В результате они осаживались в своих поместьях, жили доходами с земель и крепостных крестьян. Дети их привыкали к сытой и спокойной жизни, всячески уклонялись от государевой службы. 20 января 1714 года был издан указ, прекращающий наделение дворянских офицеров поместными окладами и требующий от дворян обязательного обучения детей для подготовки к службе.
    Этот указ и явился наказанием для бедной «коловушки» Ми- трофана, которому уж скоро 16 лет, но он еще состоит в недорослях и безуспешно учится дома уж четыре года у случайных неучей-учителей. Митрофан предпочитает учению гонять голубей или, на худой конец, жениться. В результате по «арихмети- ке» он «ничего не перенял» у отставного сержанта Цыфиркина. Митрофан едва читает по часослову под диктовку недоучившегося семинариста Кутейкина, который сам «убоялся бездны премудрости», но зато не считает греховным курение табака и даже толкует Святое писание в доказательство этому. Главным проходимцем является учитель французского и «всех наук» — немец (бывший кучер Стародума) Адам Адамыч Вральман. Его фамилия говорит сама за себя. Ему, как иностранцу, воздают в доме почести и платят больше. Простакова очень довольна этим учителем, который «ребенка не неволит». Она уверена в успехе обучения сына, который уж и сейчас столько смыслит, что и сам «деточек взведет». А того уж давно берет охота жениться.
    Митрофан не так глуп, как может показаться. Главную науку (жизненную) он постиг в совершенстве. Митрофан отлично понимает, кому и как можно угодить, привык унижаться перед влиятельными людьми. Вспомним, как он «жалеет» матушку, потому что она устала, «колотя батюшку». Он научился лицемерить, выкручиваться. Не откажешь ему и в находчивости. Не имея понятия об именах существительных и прилагательных, он ответил, что дверь, которая приложена к стене, — прилагательна, а та дверь, которая стоит «у чулана шеста неделя», — «покамест су- ществительна». Подчиняясь воле нового над собой властителя — правозащитника Правдина, он с безразличием к своей судьбе соглашается идти на военную службу.
    Митрофан груб и жесток. Он позволяет себе покрикивать на учителей и прислугу. К нему пришли учителя — он ворчит: «Пострел их побери!» Цыфиркина, который действительно хочет его чему-то научить, он обзывает «гарнизонной крысой». Старая крепостная нянька Еремеевна за все заботы о нем получает только брань и затрещины. А после того, как не удалось похитить Софью, он вместе с матерью намерен «приниматься за людей» — пороть слуг. В этой «жизненной» науке Митрофан пошел дальше матери. Его душевное уродство в полной мере проявилось в конце пьесы, когда он, поняв, что мать потеряла прежнюю власть и силу, отнесся к ней с пренебрежением и черной неблагодарностью. На ее слова: «Один ты у меня остался, мой сердечный друг, Митрофанушка!» — он ответил: «Да отвяжись ты, матушка, как навязалась-».
    Нужно отметить, что недоросль Фонвизина — не карикатурный образ. Автор ничего не преувеличил, не утрировал свойств его характера. Таких Митрофанушек полно всюду. Они живучи и плодовиты, как все человеческие грехи.

  13. Митрофанушка
    МИТРОФАНУШКА — герой комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» (1781), шестнадцатилетний подросток (недоросль) , единственный сын госпожи Простаковой, баловень матери и любимец дворни. М. как литературный тип не был открытием Фонвизина. Русская литература конца XVIII»Шв. знала и изображала таких недорослей, привольно живущих в богатых родительских домах и в шестнадцать лет едва одолевших грамоту. Эту традиционную фигуру дворянской жизни (особенно провинциальной) Фонвизин наделил родовыми чертами простаковско-скотининского «гнезда» . В доме своих родителей М. — главный «забавник» и «затейник» , выдумщик и свидетель всех историй вроде той, что привиделась ему во сне: как матушка била батюшку. Хрестоматийно известно, как М. пожалел матушку, занятую тяжелой обязанностью бить отца. День М. отмечен абсолютным бездельем: забавы на голубятне, где М. спасается от уроков, прерваны Еремеевной, умоляющей «ребенка» поучиться. Проболтавшись дядюшке о своем желании жениться, М. тут же прячется за Еремеевну — «старую хрычовку» , по его словам, — готовую жизнь положить, но «дите» «не выдать» . Хамская спесь М. сродни манере его матери относиться к домочадцам и слугам: «урод» и «рохля» — муж, «собачья дочь» и «скверная харя» — Еремеевна, «бестия» — девка Палашка. Если интрига комедии вращается вокруг вожделенной для Простаковых женитьбы М. на Софье, то сюжет сосредоточен на теме воспитания и учения недоросля-подростка. Это традиционная для просветительской литературы тема. Учителя М. были подобраны в соответствии с нормой времени и уровнем понимания своей задачи родителями. Здесь Фонвизин подчеркивает детали, говорящие о качестве выбора, свойственном именно простаков-скому семейству: по-французски М. учит немец Вральман, точные науки преподает отставной сержант Цыфиркин, который «малую толику арихметике маракует» , грамматику — «образованный» семинарист Кутейкин, уволенный от «всякого учения» по разрешению консистории. Отсюда в известной сцене экзамена М. — выдающееся изобретение митро-фановой смекалки о существительной и прилагательной двери, отсюда интригующе-сказочные представления об истории, излагаемой скотницей Хавроньей. В целом же итог подведен госпожой Простаковой, убежденной, что «без наук люди живут и жили» . Герой Фонвизина — подросток, почти юноша, характер которого поражен болезнью недобросовестности, распространяющейся на всякую мысль и каждое чувство, ему присущее. Он недобросовестен в своем отношении к матери, усилиями которой он существует в комфорте и безделье и которую бросает в момент, когда она нуждается в его утешении. Ко мические одежды образа забавны только на первый взгляд. В. О. Ключевский относил М. к породе существ, «родственных насекомым и микробам» , характеризуя этот тип неумолимой «размножаемостью» . Благодаря герою Фонвизина слово «недоросль» (прежде нейтральное) сделалось нарицательным обозначением лодыря, лоботряса и лентяя.
    С образом Митрофана в пьесе связана очень важная для просветительской литературы идея воспитания. Митрофан — невежа, бездельник, любимец матери. От родительницы он унаследовал спесивость и грубость. К свято преданной ему Еремеевне он обращается: “старая хрычовка”. Воспитание и обучение Митрофана соответствует “моде” того времени и пониманию родителей. Французскому языку его учит немец Вральман, точным наукам — отставной сержант Цыфиркин, который “малую толику арихметике маракует”, грамматике — семинарист Кутейкин, уволенный от “всякого учения”. “Познания” Митрофанушки в грамматике, его желание не учиться, а жениться — смешны. Но его отношение к Еремеевне, готовность “за людей приниматься”, предательство матери вызывает уже иные чувства. Митрофанушка становится невежественным и жестоким деспотом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *