Образ недоросля Митрофанушки стал убедительным примером того, что среда, условия жизни в значительной мере определяют поведение человека в обществе и его взгляды на жизнь. Современники писателя отмечали, что образ этот наделен правдивыми, типическими чертами. «В сей комедии, — писал П. А. Вяземский, — так много действительности… Мне самому случалось встретиться в провинциях с двумя или тремя живыми экземплярами Митрофанушки, т. е. будто служившими образцом Фонвизину».
Комедия Фонвизина «Недоросль» направлена (и во многом благодаря именно образу Митрофанушки) против всех «тех злонравных невежд, которые, имея над людьми свою полную власть, употребляют ее во зло бесчеловечно». Эта комедия от первой до последней сцены построена так, что зрителю или читателю ясно: неограниченная власть над крестьянами — источник тунеядства, самодурства, ненормальных отношений в семье, нравственного уродства, безобразного воспитания и невежества.
Люди без чести и совести, без ума и сердца превращаются в скотов. Мы не видим в них ничего человеческого: только животные чувства, «скотство», «свинство», только забота об удовлетворении элементарных физических потребностей, жалкие попытки придать своей жизни видимость «образованности» — наивный маскарад, не меняющий их истинной сущности. Да, конечно, все это результаты античеловеческого крепостного права. Но не пора ли выйти за пределы той исторической эпохи? Ведь общественная опасность агрессивного невежества ощущалась не только в XVIII веке.
Фонвизин поставил в своей комедии много важных вопросов: о служении отечеству, о воспитании, о невежестве (и не простом невежестве, а самом страшном — агрессивном), о родителях и детях, о подлинной и мнимой образованности, о смысле жизни, наконец. Неужели мы будем делать вид, что к нам это никакого отношения не имеет, что все это дела давно минувших дней? Нет, конечно! Проблемы, затронутые автором, остаются актуальными и сегодня, они касаются каждого из нас. Потому что и сегодня, несмотря на совместные усилия школы, семьи и государства, рядом живут Митрофанушки. Кто-то недоросль в моральном смысле, кто-то в гражданском, а уж неучей, не имеющих элементарных знаний, но кичащихся при этом своей образованностью, мы встречаем очень и очень часто. Да что душой кривить, в каждом из нас, если присмотреться, можно найти что-то от Митрофанушки.
Мы уверены в том, что окружающие люди должны нам помогать, давать советы, ждем, что в трудную минуту к нам придут на помощь, подставят плечо. А всегда ли мы сами добры и внимательны к окружающим, к старшим? Есть среди нас и такие, кто живет только за счет родителей и дальше не собирается ничего менять. А зачем? Это ведь так удобно. Есть и те, кто всеми силами старается уклониться от выполнения общественного долга или просто от выполнения своих обязанностей. Есть и те, кто не видит необходимости в получении среднего и высшего образования. А зачем? Считать, писать умею, с Интернетом, слава богу, на «ты»… Каким бы умным и трудолюбивым не был человек, в нем есть частица Митрофанушки, хотя бы потому, что каждый из нас иногда позволяет себе лениться. Вопрос только в том, сумеем ли мы вовремя распознать в себе и в окружающих характерные симптомы «болезни» и будем ли с ними бороться.
Проявлений невежества, к сожалению, великое множество… Выдающийся историк В. О. Ключевский был совершенно прав, когда писал: «…насмешливый современный зритель сценического Митрофана может со временем наказать себя за преждевременный смех не театральными, а настоящими житейскими и очень горькими слезами. Повторяю, надобно осторожно смеяться над Митрофаном, потому что Митрофаны мало смешны и притом очень мстительны, и мстят они неудержимой размножаемостью и неуловимой проницательностью своей породы, родственной насекомым или микробам».
Имя Митрофанушки, одного из главных героев комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль», давно уже стало нарицательным, и цитаты этого героя часто употребляются применительно к глупым людям. «Митрофанушкой» даже в наши дни могут назвать глупого, необразованного человека.
Создавая образ Митрофана, Фонвизин хотел показать, как деградирует дворянское общество, его невежество и глупость, которые вызваны неподобающим воспитанием и крепостным правом.
Митрофанушка был шестнадцати лет. В таком возрасте парни уже служили в армии, но госпожа Простакова, его мама, не допустила того, чтобы сын служил. В итоге недоросль живет с родителями. Его характер напоминает характер матери, даже сам автор пишет о нем: «похож на мать». Митрофан страдает бездельем, гоняет голубей и грубо относится ко всем окружающим, считая себя главным во всем доме. Так же ведет себя и его мама.
Недоросль постигает науки, если это можно назвать так. Несмотря на то, что в доме Простаковых были учителя, ученик не желал получать знания. «Не хочу учиться, хочу жениться» – кто же не знает такую фразу. В этом можно увидеть, как Митрофанушка ценит знания. И окружающие хвалили его за лень и отсутствие успехов в учебе.
Митрофанушка очень жесток к людям – к крепостным, к своей няне и даже к собственной матери. Он привык видеть в своем доме насилие и жестокость, поэтому для него все люди – это груша для битья: можно ударить, оскорбить, сорвать злость. Лишь когда нужно получить что-то выгодное, герой льстил, и получал желаемое. Никто из окружающих не мог дать отпор этому избалованному парню.
Образ такого героя не был выдуман. В XVIII веке действительно было много таких молодых людей, которые делали всё, что им хочется – они делали, что хотели, и не имели образования. А благодаря Д. И. Фонвизину такое поколение навсегда осталось в народной памяти как пример того, как нельзя себя вести. Образ Митрофанушки – это урок для молодых людей всех времен.
Учителя Митрофанушки – недоучившийся семинарист Кутейкин и отставной солдат Цыфиркин – знают немного, но свои обязанности пытаются выполнять честно и добросовестно. Однако главным воспитателем недоросля остаётся сама Простакова со своей «твёрдой логикой» и столь же твёрдой моралью: «Нашёл деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке». Поэтому честным учителям Простакова решительно предпочитает бывшего кучера Вральмана за то, что «он дитя не неволит».
В результате Митрофан оказывается не просто невеждой, само имя которого стало нарицательным, но и образом бессердечия. Пока мать – полная хозяйка в доме, он ей грубо льстит, выдумывает объяснение: «Так мне жаль стало… тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку». Когда же за жесткость хозяйки по отношению к крепостным имение Простаковых берут в опеку и мать кидается к сыну как к последней опоре, он становится откровенным: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…».
Это, конечно, совсем не смешно, а страшно, и такое предательство – худшее наказание злому невежеству. «Вот злонравия достойные плоды!» – подводит итог Стародум.
Грубость лексики выдаёт в Митрофане жестокосердие и злую волю; непросвещённость души ведёт к лени; грубость чувств низводится к чисто животным инстинктам. В сцене драки Скотинин называет Митрофана «чушкой проклятой». Всем своим поведением и речами Митрофан оправдывает слова Стародума: «Невежда без души – зверь».
Если не воспитать должным образом ребёнка, не научить его правильным языком выражать разумные мысли, он навсегда останется «больным неисцельно», невеждой и безнравственным существом.
Комедия Д. И. Фонвизина “Недоросль” написана на исходе XVIII века. Сегодня уже XXI век, а многие ее проблемы актуальны, образы все еще живы. Одной из основных проблем, затронутых пьесой, является раздумье писателя о том наследии, которое готовят России Простаковы и Скотинины. До Фонвизина слово “недоросль” не имело осудительного значения. Недорослями назывались дворянские дети, не достигшие 15 лет, т. е. возраста, назначенного Петром I для поступления на службу. У Фонвизина оно получило насмешливый, иронический смысл.
Воспитание детей — это проблема государственная. Но решает ее не только система просвещения, но и каждая семья в отдельности.
До шестнадцати-семнадцати лет дворянские дети всего лишь “недоросли”. Едят в изобилии пироги, гоняют голубей, они частые посетители “девичьих”. Ничем не утруждают себя, ни о чем не заботятся. Но детство проходит быстро, дети должны повзрослеть, пойти на государственную службу или продолжить дело родителей. Значит, их надо готовить к взрослой жизни, и родители готовят детей к жизни в соответствии со своими идеалами (если они у них есть), каждый по-своему.
Митрофан — единственный сын провинциальных родителей. Дворянин, будущий крепостник или государственный служащий. “Похожий на мать”… Уже этим многое сказано. Мать, госпожа Простакова, — жестокая и властная женщина, коварная, хитрая и жадная. Невежественная мать учит своего сына наукам, но учителей набрала “ценою подешевле”, да и тем мешает. Чего стоят ее советы сыну: “…друг мой, ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься!” “Нашед деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке!”
Мать воспитывает Митрофана по своему образу и подобию: он глуп, жаден, ленив. В припадке бешенства она кричит на дворовую девушку Палашку, которая тяжело заболела. Она не считается с достоинством тех, кто живет с ней рядом: давно подмяла мужа, лишив его воли и своего мнения, унижает Софью, считая ее нахлебницей. В Простаковой мы видим только помещицу, безграмотную, жестокую и необузданную. Мы не видим в ней женщину, в ней нет ума, милосердия.
В некотором отношении Митрофан пошел дальше своей матери. Вспомним, как он жалеет матушку, которая устала, колотя батюшку. Он отлично понимает, кто настоящий хозяин в доме, и неуклюже льстит матери. Слепо и безрассудно любя сына, Простакова видит его счастье в богатстве и праздности. Узнав, что Софья — богатая невеста, мать заискивает перед девушкой и любыми способами желает женить на ней сына.
Простакова думает, что со своим умом Митрофан “залетит далеко”, забывая народную мудрость: “Что посеешь, то и пожнешь”. Видно, народной мудрости она не знала, ведь народ-то для нее хуже скотины. Еремеевна, посвятившая всю свою жизнь службе в семье Простаковых, кроме зуботычин, ничего не заслужила. К Митрофану пришли учителя, а он ворчит: “Пострел их побери!” Цыфиркина, который хочет хоть чему-то его научить, Митрофан обзывает “гарнизонной крысой”, а после того, как не удалось похитить Софью, он вместе с матерью намерен “приниматься за людей”, то есть пороть слуг.
Итак, Простакова воспитала сына так, как умела и как хотела. Что же получилось? В самый критический момент жизни, когда она оказалась “у разбитого корыта”, Простакова бросается к сыну с возгласом: “Один ты у меня остался, мой сердечный друг, Митрофанушка!” — и наталкивается на черствый, грубый ответ сына: “Да отвяжись, матушка, как навязалась!” “Злонравие” сына есть прямое следствие дурных качеств его родителей.
Митрофан — недоросль прежде всего потому, что он полный невежда, не знающий ни арифметики, ни географии, неспособный отличить прилагательное от существительного. Но он недоросль и в моральном отношении, так как не умеет уважать достоинство других людей. Он недоросль и в гражданском смысле, поскольку он не дорос до понимания своих обязанностей перед государством. Вполне естественно, что Скотининым-Простаковым чуждо гражданское чувство, мысль “быть полезным своим согражданам” в эти головы прийти не может.
Митрофан не рвется ни к учению, ни к службе и предпочитает положение “недоросля”. Настроения Митрофана всецело разделяет его мать. “Пока Митрофанушка еще в недорослях, — рассуждает она, — пока его и понежить, а там лет через десяток как выйдет, избави боже, в службу, всего натерпится”.
Много ли таких Митрофанов? Об этом Вральман сказал: “Не кручинься, моя матушка, не кручинься: каков тфой тражайший сын — таких на сфете миллионы”. “Мы видим, — говорит Стародум, — все несчастные следствия дурного воспитания”.
Сейчас другое время, другие люди. Но Фонвизин говорит нам: воспитывает прежде всего семья. Дети наследуют от родителей не только гены, но и идеалы, привычки, образ мыслей и жизни. Как правило, яблоко от яблони недалеко падает.
ЕСТЬ ЛИ СЕЙЧАС МИТРОФАНУШКИ? Чтобы ответить на вопрос «Есть ли сейчас Митрофанушки?», вспомним для начала, кто же скрывается под этим именем, а для этого обратимся к первоисточнику — гениальной комедии Д, И. Фонвизина «Недоросль».
«Недоросль» — не только лучшая комедия выдающегося драматурга, но и всей русской драматургии XVIII века в целом. Эта комедия и сегодня не потеряла своей актуальности: не случайно из всех пьес, созданных в то время, только «Недоросль» все еще ставится на сцене.
Своей живучестью и актуальностью комедия Фонвизина во многом обязана образу главного героя, имя которого давно стало нарицательным. Стоит произнести название комедии, как в нашем воображении сразу возникает образ лодыря, неуча и маменькиного сынка, у которого слово «дверь» — то прилагательное, то существительное, в зависимости от того, о какой двери идет речь.
До Фонвизина слово «недоросль» не имело осудительного значения, Недорослями назывались дети дворян, не достигшие пятнадцати лет, то есть возраста, определенного Петром I для поступления на службу. У Фонвизина слово «недоросль» впервые приобрело насмешливый, иронический смысл и в таком значении навсегда закрепилось в сознании читателей.
Как и все просветители XVIII века, Д. И. Фонвизин придавал огромное значение правильному воспитанию детей. И в лице грубого неуча Митрофанушки он хотел показать «все несчастные следствия дурного воспитания». Образ Митрофанушки выписан с большим мастерством, потому что драматург стремился соединить и выразить в нем все наиболее уродливые черты мелкопоместного дворянства, дать сатирическое обличение подрастающего поколения.
Дурное воспитание и полное пренебрежение к учению Митрофанушка получил в наследство от родных — Простаковых и Скотини- ных, в роду которых не бывало образованных людей, многие не умели даже читать. Мать Митрофанушки, госпожа Простакова — урожденная Скотинина — злобная, лицемерная, одновременно деспотичная и трусливая особа. Она не считается с достоинством тех, кто живет рядом; давно подмяла под себя мужа, лишив его воли и собственного мнения, унижает Софью, считая ее нахлебницей, ругает и унижает крепостных. Единственный, в ком она души не чает, сын Митрофанушка. Воспитанный матерью, Митрофанушка вырос полным невеждой, грубым и нахальным с теми, над кем чувствует свое превосходство, и заискивающим перед теми, в ком чувствует силу. Само имя Митрофан означает: являющий свою мать, подобный матери. Таким именем автор еще раз подчеркивает мысль, что характер и поведение детей — естественный результат примеров, которыми они окружены в доме родителей.
Митрофан — недоросль прежде всего потому, что он полный невежда, не знающий ни арифметики, ни географии, ни грамматики. Но он недоросль и в моральном отношении, так как не умеет уважать достоинство других людей, он недоросль и в гражданском смысле, поскольку не дорос до понимания своих обязанностей перед государством. Вполне естественно, что Скотининым-Простако- вым чуждо гражданское чувство, мысль «быть полезным своим согражданам» в эти головы прийти не может.
Недорослю Митрофанушке нет необходимости учиться или готовить себя к государственной службе, потому что у него есть сотни крепостных, которые обеспечат ему сытую жизнь. Так жил его дед, так живут его родители, так почему бы и ему не провести свою жизнь в праздности и удовольствиях?
Образ недоросля Митрофанушки стал убедительным примером того, что среда, условия жизни в значительной мере определяют поведение человека в обществе и его взгляды на жизнь. Современники писателя отмечали, что образ этот наделен правдивыми, типическими чертами. «В сей комедии, — писал П. А. Вяземский, — так много действительности… Мне самому случалось встретиться в провинциях с двумя или тремя живыми экземплярами Митрофанушки, т. е. будто служившими образцом Фонвизину».
Комедия Фонвизина «Недоросль» направлена (и во многом благодаря именно образу Митрофанушки) против всех «тех злонравных невежд, которые, имея над людьми свою полную власть, употребляют ее во зло бесчеловечно». Эта комедия от первой до последней сцены построена так, что зрителю или читателю ясно: неограниченная власть над крестьянами — источник тунеядства, самодурства, ненормальных отношений в семье, нравственного уродства, безобразного воспитания и невежества.
Люди без чести и совести, без ума и сердца превращаются в скотов. Мы не видим в них ничего человеческого: только животные чувства, «скотство», «свинство», только забота об удовлетворении элементарных физических потребностей, жалкие попытки придать своей жизни видимость «образованности» — наивный маскарад, не меняющий их истинной сущности. Да, конечно, все это результаты античеловеческого крепостного права. Но не пора ли выйти за пределы той исторической эпохи? Ведь общественная опасность агрессивного невежества ощущалась не только в XVIII веке.
Фонвизин поставил в своей комедии много важных вопросов: о служении отечеству, о воспитании, о невежестве (и не простом невежестве, а самом страшном — агрессивном), о родителях и детях, о подлинной и мнимой образованности, о смысле жизни, наконец. Неужели мы будем делать вид, что к нам это никакого отношения не имеет, что все это дела давно минувших дней? Нет, конечно! Проблемы, затронутые автором, остаются актуальными и сегодня, они касаются каждого из нас. Потому что и сегодня, несмотря на совместные усилия школы, семьи и государства, рядом живут Митрофанушки. Кто-то недоросль в моральном смысле, кто-то в гражданском, а уж неучей, не имеющих элементарных знаний, но кичащихся при этом своей образованностью, мы встречаем очень и очень часто. Да что душой кривить, в каждом из нйс, если присмотреться, можно найти что-то от Митрофанушки.
Мы уверены в том, что окружающие люди должны нам помогать, давать советы, ждем, что в трудную минуту к нам придут на помощь, подставят плечо. А всегда ли мы сами добры и внимательны к окружающим, к старшим? Есть среди нас и такие, кто живет только за счет родителей и дальше не собирается ничего менять. А зачем? Это Еедь так удобно. Есть и те, кто всеми силами старается уклониться от выполнения общественного долга или просто от выполнения своих обязанностей. Есть и те, кто не видит необходимости в получении среднего и высшего образования. А зачем? Считать, писать умею, с Интернетом, слава богу, на «ты»… Каким бы умным и трудолюбивым не был человек, в нем есть частица Митрофанушки, хотя бы потому, что каждый из нас иногда позволяет себе лениться. Вопрос только в том, сумеем ли мы вовремя распознать в себе и в окружающих характерные симптомы «болезни» и будем ли с ними бороться.
Проявлений невежества, к сожалению, великое множество… Выдающийся историк В. О. Ключевский был совершенно прав, когда писал: «…насмешливый современный зритель сценического Митрофана может со временем наказать себя за преждевременный смех не театральными, а настоящими житейскими и очень горькими слезами. Повторяю, надобно осторожно смеяться над Митрофаном, потому что Митрофаны мало смешны и притом очень мстительны, и мстят они неудержимой размножаемостью и неуловимой проницательностью своей породы, родственной насекомым или микробам».
В комедии “Недоросль” Фонвизин раскрывает секреты формирования личности. Какие есть причины появления типов, подобных Митрофанушке? Наверное, это зависит от среды, быта, семьи, условий формирования молодого человека как личности.
Имя “Митрофан” в переводе с греческого означает “похожий на мать”. Вот этот самый 15-летний “недоросль” из семьи помещиков – Простаковых, такой же невежественный, как и его родители. Он не желает учиться( потому, что “хочет жениться”).Учителя математики Цыфиркина он называет “гарнизонной крысой”!А старую крепостную няньку Еремеевну ругает отборной бранью( и в этом он действительно похож на свою мать). Зато Митрофанушка “жалеет матушку”, уставшую от того, что”колотила батюшку”, он понимает, кто в доме главный и кому нужно угождать.
Слуг он за людей не считает, а учителя- первые враги, надоедающие своими науками.
Если отбросить описания быта,лексику, сюжет, погружающие нас в 18-й век, а оставить лишь зерно характера Митрофанушки, то вполне можно перенести его образ на некоторых современных “недорослей”.
Подобных Митрофану долго искать не придется. В каждом дворе, каждой школе есть такие особи.Они не желают учиться, не признают авторитетов взрослых и учителей, они общаются между собой исключительно хамским, “плебейским ” языком. Это те самые, которые не желают ничего знать, кроме удовлетворения собственных потребностей.Избалованные сынки богатых родителей, мальчики-“мажоры”, имеющие с детства все и не ценящие того, что досталось им просто так, благодаря родительскому “умению жить”.
Современные “митрофанушки” “тусуются” в ночных клубах, отдыхают на экзотических островах, изо всех сил хотят стать знаменитыми, не прилагая к этому усилий. Многие из таких “митрофанушек” проживают в “Доме-2”,и мы можем их лицезреть ежедневно по телевизору.
Фонвизин создал собирательный образ “недоросля”, который через века стал только более выпуклым, рельефным и ярким. Основные черты, показанные Фонвизиным, – это нежелание быть воспитанным и образованным, но при этом жить за чужой счет, презирая людей труда,- до сих пор процветают в наших современниках.”Митрофанушки” не исчезли и в 21-м веке, они лишь приспособились жить в новых реалиях жизни.
Образ недоросля Митрофанушки стал убедительным примером того, что среда, условия жизни в значительной мере определяют поведение человека в обществе и его взгляды на жизнь. Современники писателя отмечали, что образ этот наделен правдивыми, типическими чертами. «В сей комедии, — писал П. А. Вяземский, — так много действительности… Мне самому случалось встретиться в провинциях с двумя или тремя живыми экземплярами Митрофанушки, т. е. будто служившими образцом Фонвизину».
Комедия Фонвизина «Недоросль» направлена (и во многом благодаря именно образу Митрофанушки) против всех «тех злонравных невежд, которые, имея над людьми свою полную власть, употребляют ее во зло бесчеловечно». Эта комедия от первой до последней сцены построена так, что зрителю или читателю ясно: неограниченная власть над крестьянами — источник тунеядства, самодурства, ненормальных отношений в семье, нравственного уродства, безобразного воспитания и невежества.
Люди без чести и совести, без ума и сердца превращаются в скотов. Мы не видим в них ничего человеческого: только животные чувства, «скотство», «свинство», только забота об удовлетворении элементарных физических потребностей, жалкие попытки придать своей жизни видимость «образованности» — наивный маскарад, не меняющий их истинной сущности. Да, конечно, все это результаты античеловеческого крепостного права. Но не пора ли выйти за пределы той исторической эпохи? Ведь общественная опасность агрессивного невежества ощущалась не только в XVIII веке.
Фонвизин поставил в своей комедии много важных вопросов: о служении отечеству, о воспитании, о невежестве (и не простом невежестве, а самом страшном — агрессивном), о родителях и детях, о подлинной и мнимой образованности, о смысле жизни, наконец. Неужели мы будем делать вид, что к нам это никакого отношения не имеет, что все это дела давно минувших дней? Нет, конечно! Проблемы, затронутые автором, остаются актуальными и сегодня, они касаются каждого из нас. Потому что и сегодня, несмотря на совместные усилия школы, семьи и государства, рядом живут Митрофанушки. Кто-то недоросль в моральном смысле, кто-то в гражданском, а уж неучей, не имеющих элементарных знаний, но кичащихся при этом своей образованностью, мы встречаем очень и очень часто. Да что душой кривить, в каждом из нас, если присмотреться, можно найти что-то от Митрофанушки.
Мы уверены в том, что окружающие люди должны нам помогать, давать советы, ждем, что в трудную минуту к нам придут на помощь, подставят плечо. А всегда ли мы сами добры и внимательны к окружающим, к старшим? Есть среди нас и такие, кто живет только за счет родителей и дальше не собирается ничего менять. А зачем? Это ведь так удобно. Есть и те, кто всеми силами старается уклониться от выполнения общественного долга или просто от выполнения своих обязанностей. Есть и те, кто не видит необходимости в получении среднего и высшего образования. А зачем? Считать, писать умею, с Интернетом, слава богу, на «ты»… Каким бы умным и трудолюбивым не был человек, в нем есть частица Митрофанушки, хотя бы потому, что каждый из нас иногда позволяет себе лениться. Вопрос только в том, сумеем ли мы вовремя распознать в себе и в окружающих характерные симптомы «болезни» и будем ли с ними бороться.
Проявлений невежества, к сожалению, великое множество… Выдающийся историк В. О. Ключевский был совершенно прав, когда писал: «…насмешливый современный зритель сценического Митрофана может со временем наказать себя за преждевременный смех не театральными, а настоящими житейскими и очень горькими слезами. Повторяю, надобно осторожно смеяться над Митрофаном, потому что Митрофаны мало смешны и притом очень мстительны, и мстят они неудержимой размножаемостью и неуловимой проницательностью своей породы, родственной насекомым или микробам».
Имя Митрофанушки, одного из главных героев комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль», давно уже стало нарицательным, и цитаты этого героя часто употребляются применительно к глупым людям. «Митрофанушкой» даже в наши дни могут назвать глупого, необразованного человека.
Создавая образ Митрофана, Фонвизин хотел показать, как деградирует дворянское общество, его невежество и глупость, которые вызваны неподобающим воспитанием и крепостным правом.
Митрофанушка был шестнадцати лет. В таком возрасте парни уже служили в армии, но госпожа Простакова, его мама, не допустила того, чтобы сын служил. В итоге недоросль живет с родителями. Его характер напоминает характер матери, даже сам автор пишет о нем: «похож на мать». Митрофан страдает бездельем, гоняет голубей и грубо относится ко всем окружающим, считая себя главным во всем доме. Так же ведет себя и его мама.
Недоросль постигает науки, если это можно назвать так. Несмотря на то, что в доме Простаковых были учителя, ученик не желал получать знания. «Не хочу учиться, хочу жениться» – кто же не знает такую фразу. В этом можно увидеть, как Митрофанушка ценит знания. И окружающие хвалили его за лень и отсутствие успехов в учебе.
Митрофанушка очень жесток к людям – к крепостным, к своей няне и даже к собственной матери. Он привык видеть в своем доме насилие и жестокость, поэтому для него все люди – это груша для битья: можно ударить, оскорбить, сорвать злость. Лишь когда нужно получить что-то выгодное, герой льстил, и получал желаемое. Никто из окружающих не мог дать отпор этому избалованному парню.
Образ такого героя не был выдуман. В XVIII веке действительно было много таких молодых людей, которые делали всё, что им хочется – они делали, что хотели, и не имели образования. А благодаря Д. И. Фонвизину такое поколение навсегда осталось в народной памяти как пример того, как нельзя себя вести. Образ Митрофанушки – это урок для молодых людей всех времен.
Учителя Митрофанушки – недоучившийся семинарист Кутейкин и отставной солдат Цыфиркин – знают немного, но свои обязанности пытаются выполнять честно и добросовестно. Однако главным воспитателем недоросля остаётся сама Простакова со своей «твёрдой логикой» и столь же твёрдой моралью: «Нашёл деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке». Поэтому честным учителям Простакова решительно предпочитает бывшего кучера Вральмана за то, что «он дитя не неволит».
В результате Митрофан оказывается не просто невеждой, само имя которого стало нарицательным, но и образом бессердечия. Пока мать – полная хозяйка в доме, он ей грубо льстит, выдумывает объяснение: «Так мне жаль стало… тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку». Когда же за жесткость хозяйки по отношению к крепостным имение Простаковых берут в опеку и мать кидается к сыну как к последней опоре, он становится откровенным: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…».
Это, конечно, совсем не смешно, а страшно, и такое предательство – худшее наказание злому невежеству. «Вот злонравия достойные плоды!» – подводит итог Стародум.
Грубость лексики выдаёт в Митрофане жестокосердие и злую волю; непросвещённость души ведёт к лени; грубость чувств низводится к чисто животным инстинктам. В сцене драки Скотинин называет Митрофана «чушкой проклятой». Всем своим поведением и речами Митрофан оправдывает слова Стародума: «Невежда без души – зверь».
Если не воспитать должным образом ребёнка, не научить его правильным языком выражать разумные мысли, он навсегда останется «больным неисцельно», невеждой и безнравственным существом.
Комедия Д. И. Фонвизина “Недоросль” написана на исходе XVIII века. Сегодня уже XXI век, а многие ее проблемы актуальны, образы все еще живы. Одной из основных проблем, затронутых пьесой, является раздумье писателя о том наследии, которое готовят России Простаковы и Скотинины. До Фонвизина слово “недоросль” не имело осудительного значения. Недорослями назывались дворянские дети, не достигшие 15 лет, т. е. возраста, назначенного Петром I для поступления на службу. У Фонвизина оно получило насмешливый, иронический смысл.
Воспитание детей — это проблема государственная. Но решает ее не только система просвещения, но и каждая семья в отдельности.
До шестнадцати-семнадцати лет дворянские дети всего лишь “недоросли”. Едят в изобилии пироги, гоняют голубей, они частые посетители “девичьих”. Ничем не утруждают себя, ни о чем не заботятся. Но детство проходит быстро, дети должны повзрослеть, пойти на государственную службу или продолжить дело родителей. Значит, их надо готовить к взрослой жизни, и родители готовят детей к жизни в соответствии со своими идеалами (если они у них есть), каждый по-своему.
Митрофан — единственный сын провинциальных родителей. Дворянин, будущий крепостник или государственный служащий. “Похожий на мать”… Уже этим многое сказано. Мать, госпожа Простакова, — жестокая и властная женщина, коварная, хитрая и жадная. Невежественная мать учит своего сына наукам, но учителей набрала “ценою подешевле”, да и тем мешает. Чего стоят ее советы сыну: “…друг мой, ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься!” “Нашед деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке!”
Мать воспитывает Митрофана по своему образу и подобию: он глуп, жаден, ленив. В припадке бешенства она кричит на дворовую девушку Палашку, которая тяжело заболела. Она не считается с достоинством тех, кто живет с ней рядом: давно подмяла мужа, лишив его воли и своего мнения, унижает Софью, считая ее нахлебницей. В Простаковой мы видим только помещицу, безграмотную, жестокую и необузданную. Мы не видим в ней женщину, в ней нет ума, милосердия.
В некотором отношении Митрофан пошел дальше своей матери. Вспомним, как он жалеет матушку, которая устала, колотя батюшку. Он отлично понимает, кто настоящий хозяин в доме, и неуклюже льстит матери. Слепо и безрассудно любя сына, Простакова видит его счастье в богатстве и праздности. Узнав, что Софья — богатая невеста, мать заискивает перед девушкой и любыми способами желает женить на ней сына.
Простакова думает, что со своим умом Митрофан “залетит далеко”, забывая народную мудрость: “Что посеешь, то и пожнешь”. Видно, народной мудрости она не знала, ведь народ-то для нее хуже скотины. Еремеевна, посвятившая всю свою жизнь службе в семье Простаковых, кроме зуботычин, ничего не заслужила. К Митрофану пришли учителя, а он ворчит: “Пострел их побери!” Цыфиркина, который хочет хоть чему-то его научить, Митрофан обзывает “гарнизонной крысой”, а после того, как не удалось похитить Софью, он вместе с матерью намерен “приниматься за людей”, то есть пороть слуг.
Итак, Простакова воспитала сына так, как умела и как хотела. Что же получилось? В самый критический момент жизни, когда она оказалась “у разбитого корыта”, Простакова бросается к сыну с возгласом: “Один ты у меня остался, мой сердечный друг, Митрофанушка!” — и наталкивается на черствый, грубый ответ сына: “Да отвяжись, матушка, как навязалась!” “Злонравие” сына есть прямое следствие дурных качеств его родителей.
Митрофан — недоросль прежде всего потому, что он полный невежда, не знающий ни арифметики, ни географии, неспособный отличить прилагательное от существительного. Но он недоросль и в моральном отношении, так как не умеет уважать достоинство других людей. Он недоросль и в гражданском смысле, поскольку он не дорос до понимания своих обязанностей перед государством. Вполне естественно, что Скотининым-Простаковым чуждо гражданское чувство, мысль “быть полезным своим согражданам” в эти головы прийти не может.
Митрофан не рвется ни к учению, ни к службе и предпочитает положение “недоросля”. Настроения Митрофана всецело разделяет его мать. “Пока Митрофанушка еще в недорослях, — рассуждает она, — пока его и понежить, а там лет через десяток как выйдет, избави боже, в службу, всего натерпится”.
Много ли таких Митрофанов? Об этом Вральман сказал: “Не кручинься, моя матушка, не кручинься: каков тфой тражайший сын — таких на сфете миллионы”. “Мы видим, — говорит Стародум, — все несчастные следствия дурного воспитания”.
Сейчас другое время, другие люди. Но Фонвизин говорит нам: воспитывает прежде всего семья. Дети наследуют от родителей не только гены, но и идеалы, привычки, образ мыслей и жизни. Как правило, яблоко от яблони недалеко падает.
ЕСТЬ ЛИ СЕЙЧАС МИТРОФАНУШКИ? Чтобы ответить на вопрос «Есть ли сейчас Митрофанушки?», вспомним для начала, кто же скрывается под этим именем, а для этого обратимся к первоисточнику — гениальной комедии Д, И. Фонвизина «Недоросль».
«Недоросль» — не только лучшая комедия выдающегося драматурга, но и всей русской драматургии XVIII века в целом. Эта комедия и сегодня не потеряла своей актуальности: не случайно из всех пьес, созданных в то время, только «Недоросль» все еще ставится на сцене.
Своей живучестью и актуальностью комедия Фонвизина во многом обязана образу главного героя, имя которого давно стало нарицательным. Стоит произнести название комедии, как в нашем воображении сразу возникает образ лодыря, неуча и маменькиного сынка, у которого слово «дверь» — то прилагательное, то существительное, в зависимости от того, о какой двери идет речь.
До Фонвизина слово «недоросль» не имело осудительного значения, Недорослями назывались дети дворян, не достигшие пятнадцати лет, то есть возраста, определенного Петром I для поступления на службу. У Фонвизина слово «недоросль» впервые приобрело насмешливый, иронический смысл и в таком значении навсегда закрепилось в сознании читателей.
Как и все просветители XVIII века, Д. И. Фонвизин придавал огромное значение правильному воспитанию детей. И в лице грубого неуча Митрофанушки он хотел показать «все несчастные следствия дурного воспитания». Образ Митрофанушки выписан с большим мастерством, потому что драматург стремился соединить и выразить в нем все наиболее уродливые черты мелкопоместного дворянства, дать сатирическое обличение подрастающего поколения.
Дурное воспитание и полное пренебрежение к учению Митрофанушка получил в наследство от родных — Простаковых и Скотини- ных, в роду которых не бывало образованных людей, многие не умели даже читать. Мать Митрофанушки, госпожа Простакова — урожденная Скотинина — злобная, лицемерная, одновременно деспотичная и трусливая особа. Она не считается с достоинством тех, кто живет рядом; давно подмяла под себя мужа, лишив его воли и собственного мнения, унижает Софью, считая ее нахлебницей, ругает и унижает крепостных. Единственный, в ком она души не чает, сын Митрофанушка. Воспитанный матерью, Митрофанушка вырос полным невеждой, грубым и нахальным с теми, над кем чувствует свое превосходство, и заискивающим перед теми, в ком чувствует силу. Само имя Митрофан означает: являющий свою мать, подобный матери. Таким именем автор еще раз подчеркивает мысль, что характер и поведение детей — естественный результат примеров, которыми они окружены в доме родителей.
Митрофан — недоросль прежде всего потому, что он полный невежда, не знающий ни арифметики, ни географии, ни грамматики. Но он недоросль и в моральном отношении, так как не умеет уважать достоинство других людей, он недоросль и в гражданском смысле, поскольку не дорос до понимания своих обязанностей перед государством. Вполне естественно, что Скотининым-Простако- вым чуждо гражданское чувство, мысль «быть полезным своим согражданам» в эти головы прийти не может.
Недорослю Митрофанушке нет необходимости учиться или готовить себя к государственной службе, потому что у него есть сотни крепостных, которые обеспечат ему сытую жизнь. Так жил его дед, так живут его родители, так почему бы и ему не провести свою жизнь в праздности и удовольствиях?
Образ недоросля Митрофанушки стал убедительным примером того, что среда, условия жизни в значительной мере определяют поведение человека в обществе и его взгляды на жизнь. Современники писателя отмечали, что образ этот наделен правдивыми, типическими чертами. «В сей комедии, — писал П. А. Вяземский, — так много действительности… Мне самому случалось встретиться в провинциях с двумя или тремя живыми экземплярами Митрофанушки, т. е. будто служившими образцом Фонвизину».
Комедия Фонвизина «Недоросль» направлена (и во многом благодаря именно образу Митрофанушки) против всех «тех злонравных невежд, которые, имея над людьми свою полную власть, употребляют ее во зло бесчеловечно». Эта комедия от первой до последней сцены построена так, что зрителю или читателю ясно: неограниченная власть над крестьянами — источник тунеядства, самодурства, ненормальных отношений в семье, нравственного уродства, безобразного воспитания и невежества.
Люди без чести и совести, без ума и сердца превращаются в скотов. Мы не видим в них ничего человеческого: только животные чувства, «скотство», «свинство», только забота об удовлетворении элементарных физических потребностей, жалкие попытки придать своей жизни видимость «образованности» — наивный маскарад, не меняющий их истинной сущности. Да, конечно, все это результаты античеловеческого крепостного права. Но не пора ли выйти за пределы той исторической эпохи? Ведь общественная опасность агрессивного невежества ощущалась не только в XVIII веке.
Фонвизин поставил в своей комедии много важных вопросов: о служении отечеству, о воспитании, о невежестве (и не простом невежестве, а самом страшном — агрессивном), о родителях и детях, о подлинной и мнимой образованности, о смысле жизни, наконец. Неужели мы будем делать вид, что к нам это никакого отношения не имеет, что все это дела давно минувших дней? Нет, конечно! Проблемы, затронутые автором, остаются актуальными и сегодня, они касаются каждого из нас. Потому что и сегодня, несмотря на совместные усилия школы, семьи и государства, рядом живут Митрофанушки. Кто-то недоросль в моральном смысле, кто-то в гражданском, а уж неучей, не имеющих элементарных знаний, но кичащихся при этом своей образованностью, мы встречаем очень и очень часто. Да что душой кривить, в каждом из нйс, если присмотреться, можно найти что-то от Митрофанушки.
Мы уверены в том, что окружающие люди должны нам помогать, давать советы, ждем, что в трудную минуту к нам придут на помощь, подставят плечо. А всегда ли мы сами добры и внимательны к окружающим, к старшим? Есть среди нас и такие, кто живет только за счет родителей и дальше не собирается ничего менять. А зачем? Это Еедь так удобно. Есть и те, кто всеми силами старается уклониться от выполнения общественного долга или просто от выполнения своих обязанностей. Есть и те, кто не видит необходимости в получении среднего и высшего образования. А зачем? Считать, писать умею, с Интернетом, слава богу, на «ты»… Каким бы умным и трудолюбивым не был человек, в нем есть частица Митрофанушки, хотя бы потому, что каждый из нас иногда позволяет себе лениться. Вопрос только в том, сумеем ли мы вовремя распознать в себе и в окружающих характерные симптомы «болезни» и будем ли с ними бороться.
Проявлений невежества, к сожалению, великое множество… Выдающийся историк В. О. Ключевский был совершенно прав, когда писал: «…насмешливый современный зритель сценического Митрофана может со временем наказать себя за преждевременный смех не театральными, а настоящими житейскими и очень горькими слезами. Повторяю, надобно осторожно смеяться над Митрофаном, потому что Митрофаны мало смешны и притом очень мстительны, и мстят они неудержимой размножаемостью и неуловимой проницательностью своей породы, родственной насекомым или микробам».
В комедии “Недоросль” Фонвизин раскрывает секреты формирования личности. Какие есть причины появления типов, подобных Митрофанушке? Наверное, это зависит от среды, быта, семьи, условий формирования молодого человека как личности.
Имя “Митрофан” в переводе с греческого означает “похожий на мать”. Вот этот самый 15-летний “недоросль” из семьи помещиков – Простаковых, такой же невежественный, как и его родители. Он не желает учиться( потому, что “хочет жениться”).Учителя математики Цыфиркина он называет “гарнизонной крысой”!А старую крепостную няньку Еремеевну ругает отборной бранью( и в этом он действительно похож на свою мать). Зато Митрофанушка “жалеет матушку”, уставшую от того, что”колотила батюшку”, он понимает, кто в доме главный и кому нужно угождать.
Слуг он за людей не считает, а учителя- первые враги, надоедающие своими науками.
Если отбросить описания быта,лексику, сюжет, погружающие нас в 18-й век, а оставить лишь зерно характера Митрофанушки, то вполне можно перенести его образ на некоторых современных “недорослей”.
Подобных Митрофану долго искать не придется. В каждом дворе, каждой школе есть такие особи.Они не желают учиться, не признают авторитетов взрослых и учителей, они общаются между собой исключительно хамским, “плебейским ” языком. Это те самые, которые не желают ничего знать, кроме удовлетворения собственных потребностей.Избалованные сынки богатых родителей, мальчики-“мажоры”, имеющие с детства все и не ценящие того, что досталось им просто так, благодаря родительскому “умению жить”.
Современные “митрофанушки” “тусуются” в ночных клубах, отдыхают на экзотических островах, изо всех сил хотят стать знаменитыми, не прилагая к этому усилий. Многие из таких “митрофанушек” проживают в “Доме-2”,и мы можем их лицезреть ежедневно по телевизору.
Фонвизин создал собирательный образ “недоросля”, который через века стал только более выпуклым, рельефным и ярким. Основные черты, показанные Фонвизиным, – это нежелание быть воспитанным и образованным, но при этом жить за чужой счет, презирая людей труда,- до сих пор процветают в наших современниках.”Митрофанушки” не исчезли и в 21-м веке, они лишь приспособились жить в новых реалиях жизни.